Что такое спидрайдинг: с парашютом на лыжах. Снег под парусом

Любой горнолыжник хоть раз в жизни замечал на опорах подъемников необычный знак с изображением параплана, перечеркнутого жирной красной линией. Смысл этого знака вовсе не в том, чтобы запретить пилотам-парапланеристам стартовать с вершины горы. Такие картинки, развешанные по всем подготовленным горнолыжным трассам, адресованы спидрайдерам.

Убойный микс Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется скибейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта

Спидрайдинг — езда на лыжах с крылом над головой — очень молодой вид спорта. Если датой его признания считать проведение первых неофициальных, но масштабных соревнований, то этой зимой ему стукнуло пять лет. Спидрайдинг окутан притягательным ореолом запрещенного вида спорта, хотя на самом деле такого запрета не существует: крылатым лыжникам запрещено показываться лишь на подготовленных трассах. И все же спасатели на большинстве горнолыжных курортов смотрят на спидрайдеров косо. Ведь этот вид катания считается настолько опасным, что его адептов даже бейсджамперы называют безбашенными.

Бесконечная посадка

Крыло, с которым катаются спидрайдеры, называется спидглайдером. И несмотря на то что конструктивно оно представляет собой параплан с очень маленькой площадью поверхности (6 — 18 м 2), ближайшим предком спидрайдинга стоит признать парашютный спорт, а именно одну из его экстремальных разновидностей — Swoop, или пилотирование скоростных куполов. В свупе парашютист выпрыгивает из самолета, выстраивает оптимальную посадочную траекторию и затем проходит прямую или искривленную трассу в 1,5 м над землей, точнее — над водой. Скоростное пилотирование в свупе — это миг, которому предшествует точный расчет на стадии снижения. Текущий мировой рекорд в соревнованиях на дальность (181 м, Ник Батч, США) красноречиво говорит о том, насколько этот миг короток.


Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется ски-бейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта.

В середине 1990-х знаменитому голливудскому каскадеру (и по совместительству свуперу) Би Джей Уорту («Завтра не умрет никогда», «Лицензия на убийство») пришла в голову простая и вместе с тем гениальная идея: содержательная часть свупа может длиться куда дольше, если лететь на заданной высоте не вдоль ровной водной глади, а вдоль горнолыжного склона. К тому моменту технический прогресс как раз привел аэродинамическое качество парашюта-крыла в примерное соответствие с уклоном слаломной трассы, так что лететь, едва не касаясь ногами снега, можно было с вершины и до самого подножия горы.

В 1996 году Уорт организовал соревнования. Обычная трасса для гигантского слалома была размечена воротами шириной 15 и высотой 4 м. Парашютисты прыгали с самолета и, подойдя к стартовым воротам, должны были пролететь всю трассу на минимальной высоте. Безумные гонки пилотов, болтающихся под крылом из стороны в сторону, как маятники, на скорости более 100 км/ч, получили достойное название Blade Running — «бег по лезвию».


Даже самый опытный спидрайдер, как правило, менее предсказуем, чем лыжник. Спидрайдеры катаются на более высокой скорости, их сложнее заметить, так как, в отличие от лыжников, они движутся не только по склону, но и по воздуху. Поэтому и официальные правила, и негласный кодекс чести спидрайдеров предписывает им держаться подальше от подготовленных трасс, а для обучения использовать только специально выделенные склоны.

Было бы не совсем справедливо назвать Уорта единственным отцом спидрайдинга. К этому спорту одновременно шли спортсмены разных направлений. Парашютисты, желая обрести независимость от дорогих и подверженных капризам погоды самолетов, учились стартовать с вершин гор, разбегаясь и наполняя купол набегающим воздухом или встречным ветром. Эта парапланерная техника в парашютном спорте получила название «граунд лонч». В свою очередь парапланеристы, которым надоело парить под облаками со средней скоростью 40 — 50 км/ч, в поисках острых ощущений стали летать на маленьких крыльях. Небольшие парапланы быстро снижались и не позволяли набирать высоту в термических потоках, зато отличались небывалой маневренностью, остро реагировали на управление и разгонялись до скоростей свыше 100 км/ч. Так появился спидфлаинг.

Не летать, кататься!

Чтобы прийти к спидрайдингу, адептам граунд лонча и спидфлаинга оставалось лишь надеть на ноги лыжи. Первые крупные соревнования по спидрайдингу состоялись в 2007 году на французском курорте Лез Арк. Спортсмены состязались в двух категориях. Первая — это параллельный слалом. Слаломисты должны были пройти всю трассу, не отрывая лыж от склона. Ведение крыла точно над головой, так чтобы его скорость точно совпадала со скоростью спуска и в то же время подъемная сила оставалась минимальной, — в этом вся соль и одновременно главная сложность спидрайдинга. Поэтому слалом для спидрайдера — это «гамбургский счет» в плане техники катания.


В повороте площадь вертикальной проекции профиля крыла уменьшается из-за крена. Вместе с ней уменьшается и подъемная сила. Без необходимой коррекции тангажа пилот потеряет высоту.

Вторая категория Big Mountain — это и есть собственно спидрайдинг: скоростное катание по неподготовленным склонам практически любой крутизны и сложности. Верное крыло над головой дарит лыжнику пропуск в невероятный мир самых диких и непроходимых трасс. Голые скалы, трамплины любой высоты, головокружительно крутые склоны и просто отвесные стены — любые препятствия можно попробовать преодолеть на лыжах. А если станет слишком жарко, достаточно лишь подтянуть клеванты (стропы управления) и преодолеть непроходимый участок по воздуху.

Даже само слово говорит нам о том, что спидрайдинг (speed — скорость, riding — катание) — это прежде всего катание на лыжах и лишь затем полет. Задача гонщика — преодолеть как можно большую часть трассы в полном контакте со склоном, поднимаясь в воздух лишь на короткие мгновения для преодоления слишком опасных препятствий. Соотношение катания и полета — это один из главных факторов, которые принимают во внимание судьи на спидрайдерских соревнованиях. Конечно, даже маленький параплан позволяет перелететь хоть весь склон, но тогда это будет уже другой вид спорта — спидфлаинг.


Старт в ротор — опаснейшая ошибка невнимательного пилота. Турбулентность, возникающая у вершины горы, создает иллюзию встречного ветра, пригодного для старта. Начав полет, пилот попадает в попутный «реальный» ветер, подъемная сила падает, наполнение крыла ухудшается. Падение практически неизбежно.

Спидглайдер — это параплан с небольшой площадью поверхности. Как и простой параплан, он управляется с помощью строп, которые загибают заднюю кромку крыла справа или слева. Двигаясь вдоль склона на лыжах, пилот удерживает клеванты в верхнем положении, которое соответствует максимальной скорости и минимальной подъемной силе. Многие спидглайдеры оснащены триммерами. Слегка изменяя геометрию стропной системы, они позволяют регулировать угол атаки и, соответственно, скорость полета крыла.

С помощью триммеров спидрайдер может адаптировать крыло к конкретному склону, чтобы во время спуска оно летело точно над головой, не опережая пилота и не отставая от него.

Потянув вниз обе клеванты, пилот может оторваться от склона и отправиться в полет. В воздухе спидглайдер управляется, как обычный параплан, с той лишь разницей, что и летит, и снижается он намного быстрее. Высокая скорость полета означает, что давление набегающего воздуха в спидглайдере существенно выше, чем в обычном параплане, поэтому он чрезвычайно устойчив к сложениям. По этой же причине спидглайдер очень остро реагирует на управление, охотно меняя направление движения.


Меж двух стихий

Спидрайдинг — это спорт для избранных. Чтобы попробовать в нем свои силы и остаться целым, очень желательно уже отлично владеть парапланом и горными лыжами. Со стороны катание спидрайдера выглядит легко и органично. Минимальные высоты и жесткий контакт со снегом ошибочно ассоциируются с безопасностью. На самом деле это один из самых травмоопасных видов экстремального спорта, ибо спидрайдера подстерегают опасности из мира и горнолыжного фрирайда, и парапланеризма.

В парапланерном спорте, как и в любой авиации, наиболее опасными фазами полета считаются взлет и посадка, а маневрирование на низких высотах в большинстве случаев не приветствуется. Спидрайдинг состоит из таких режимов целиком и полностью.

При резком повороте пилот, находящийся под крылом, продолжает движение в сторону под действием центробежной силы, провоцируя крен крыла. В это время площадь горизонтальной проекции крыла уменьшается, и подъемная сила падает. Если пилот находится в метре над землей и не компенсирует этот эффект осознанной работой клевантами, он получает удар о склон на скорости под сотню.


Катание по неподготовленным склонам диктует переменную скорость движения. Это, а также ветер и турбулентность в воздухе неизбежно приводят к тому, что крыло стремится опередить лыжника или отстать от него. Пилот должен постоянно удерживать крыло строго над головой, разгоняя или притормаживая его клевантами. В парапланеризме это называется активным пилотированием. Пилот учится этому приему, глядя на крыло, и лишь с опытом приобретает способность чувствовать перемещения крыла через подвесную систему. Спидрайдер, несущийся с горы на бешеной скорости, должен смотреть вперед и, следовательно, в совершенстве владеть навыками активного пилотирования «на ощупь». Кроме того, для управления крылом в поворотах требуется безупречно синхронная работа рук и ног. Это значит, что пилот как минимум должен уметь легко и непринужденно кататься на лыжах по любым склонам.

Наконец, спидрайдер должен мгновенно считывать аэрологию склона, чтобы не попадать в невидимые ловушки коварного турбулентного воздуха. Классический враг любого парапланериста, а значит, и спидрайдера — ротор. Это явление, когда при обтекании ветром крупного предмета (дерева, выступа скалы) образуется турбулентность и направление движения воздуха меняется на противоположное. Начинающих парапланеристов пугают стартами с подветренного склона горы, когда ветер, огибающий вершину, закручивается и дует пилоту в лицо. Наполнив им купол и взлетев, пилот выходит из зоны турбулентности и попадает в реальный попутный ветер. Параплан мгновенно теряет подъемную силу и складывается. Такого удара в спину не выдержит даже упругий спидглайдер.


Опасности, подстерегающие парапланеристов лишь на взлете и посадке, всегда дышат в затылок спидрайдеру. Такой роскоши, как запас высоты и, соответственно, время на ошибку, у них нет.

В поисках гуру

Спидрайдинг — очень молодой вид спорта. В нем еще нет ни легендарных чемпионов, ни толстых учебников, ни четко сформировавшихся методик обучения спортсменов. Тем не менее уже сегодня можно найти немало школ, окрыляющих лыжников. В Лез Арке, исторической столице спидрайдинга, для них выделена специальная пологая трасса. Школы есть и в России. Некоторые из них приглашают в горы, а некоторые предлагают прицепиться на буксир к снегоходу и осваивать лыжи и крыло с нуля.

Самостоятельно обучаться спидрайдингу — путь для очень смелых и очень глупых пилотов. Найти школу тоже непросто: ведь каждый, кто называет себя инструктором, скорее всего, занимается этим видом экстрима максимум пять лет. Пожалуй, пока что лучший спидрайдер-гуру должен быть не только опытным спортсменом, но и другом, которому можно без сомнений доверить свою жизнь. Наверное, это может быть человек, научивший вас летать на параплане.

Или доске по снежной поверхности под воздействием силы ветра с помощью воздушного змея (кайта, англ. kite). Также этот вид спорта называют сноукайтинг, кайтбординг, снокайтбординг, но эти слова с трудом выговариваются в русском языке, и поэтому мы о них забудем:).

Зимний кайтинг — наперегонки с ветром

Кайт состоит из купола и прочных строп длиной около 25 м, которые с одной стороны крепятся к куполу, а с другой стороны – к специальной планке управления, которая находтся в руках у райдера, и к трапеции , которая опоясывает спортсмена.

Катание происходит так:

  1. спортсмен подготавливает купол
  2. разворачивает купол и стропы на снегу
  3. закрепляет на ногах лыжи или сноуборд
  4. закрепляет стропы на своей трапеции и на планке, берет в руки планку, особым образом подтягивает стропы, кайт взлетает в воздух и начинает тянуть райдера
  5. далее происходит движение по снегу, направление и скорость движения регулируются кайтом (руками) и лыжами/сноубордом
  6. для опытных спортсменов возможно за счет подъемной силы кайта.

Опытные спортсмены могут выполнять различные трюки на кайте

Оборудование для зимнего кайтинга

Для занятий сноукайтингом вам понадобится:

  • кайт для сноукайтинга,
  • трапеция,
  • доска (сноуборд) или лыжи,
  • правильная одежда и экипировка.

Прогресс не стоит на месте, и с тех пор, как кайтинг на снегу получил свое развитие, снаряжение для кайтинга становится все более безопасным и удобным.

Как выбрать кайт для зимы

Профессионалы советуют покупать всесезонный универсальный кайт, так как его можно будет использовать и летом для катания по воде.

Однако если вы новичок, для начала для освоения принципов управления кайтом вам понадобится пилотажный или тренировочный кайт – это кайт небольших размеров, который поможет овладеть необходимыми навыками управления. Эти навыки пригодятся вам для маневрирования большим кайтом.

Полноценные спортивные кайты бывают двух видов:

Надувные кайты обладают жесткой формой, которая задается с помощью надувного каркаса, который необходимо надувать с помощью насоса. Надувной кайт зимой может лопнуть от сильного мороза или от наезда на препятствие. Такие кайты нельзя использовать при морозе ниже -25 градусов. Но вместе с тем они более безопасны, имеют более высокую управляемость, чем парафойлы, будь это катание по воде или суше.

Парафойл-кайты устроены по принципу параплана, они легче надувных и не требуют насоса, более износостойкие, занимают меньший объем для переноски, легко собираются. Для сравнения, в 1 рюкзак для переноски надувного кайта может вместиться до 4 парафойлов. Для запуска и посадки парафойла не нужен напарник, с этим заданием можно справиться и в одиночку. Парафойлы не предназначены для воды, после падения в воду его нельзя заново запустить в воздух.

Выбор сноуборда или лыж

Есть несколько отличий между или лыжах с горы и катанием на кайте. Эти различия обуславливают соответствующую разницу в снаряжении.

  • При катание на кайт райдеру важно сохранять прямолинейное движение, прыгать и приземляться, поэтому для экстремальных райдеров доска длиннее, шире и жестче. Для обычного спокойного катания можно использовать обычный твин-тип сноуборд.
  • Лыжи для зимнего кайтинга предпочтительно выбирать универсальные (all-mountain), длиной от 190 см, с большим радиусом поворота. Однако если кайтер предпочитает фристайл, лучше купить твинтип лыжи для фрирайда, они обеспечат улучшенную маневренность.

Одежда и аксессуары

Вам понадобится специальная или одежда для сноуборда:

  1. термобелье, отводящее влагу
  2. слой флисовой одежды, в случае сильных морозов
  3. специальная куртка и штаны. Не забудьте, вы катаетесь при ветре, поэтому верхний слой должен быть максимально ветрозащитным!
  4. теплые ветрозащитные перчатки с большими манжетами
  5. шлем обязателен, так как возможны падения, наезды на препятствия, столкновения с другими райдерами
  6. горнолыжные очки
  7. не повредит защита локтей и коленей.

Для зимнего кайтинга подойдет замерзший водоем или заснеженное поле

Где можно кататься на кайте зимой

Кайтинг зимой возможен в самых разных местах, это может быть замерзший водоем, поле или склон. Если ваш выбор пал на замёрзшее озеро, необходимо убедиться, что лед имеет толщину от 10 см. Такой вариант имеет свои минусы: снежный покров может быть неравномерен, возможны нагромождения льда и другие неожиданные опасные препятствия, например рыбацкие снасти.

Поле — наиболее оптимальный выбор, т.к. здесь обычно ровный ветер и достаточный снежный покров. Небольшие различия в рельефе местности, сделают катание на снегу более увлекательным. Старайтесь вовремя замечать возможные препятствия в виде кустарников и камней. Обращайте внимание на линии электропередач.!

Если вы уже набрались мастерства и стали профессионалом в зимнем кайтинге, можете обратить свой взгляд на горы. Но нужно учитывать, что ветровые условия в горах сложные, ветер постоянно меняет направление и от кайтера требуется большое мастерство.

Обучение кайтингу

Можно начать осваивать зимний кайт в январе — феврале, и тогда за один зимний сезон вы вполне сможете набраться хорошего опыта. Можно учиться самостоятельно, с помощью более опытных друзей либо с помощью инструктора.

Большой плюс зимнего кайтинга в том, что для него можно найти условия практически в любом регионе средней полосы России. Здесь в основном равнинная местность, долгие и снежные зимы. В отличие от , нет необходимости искать подходящий водоем либо ехать в теплые морские края за тридевять земель.

Еще один большой плюс для начинающих – освоение азов техники управления кайтом проще на снегу, чем на воде, и ветер для этого требуется меньше.

Для катания на кайте зимой нужны только ветер, равнина, кайт и доска (лыжи). И вперед, ловить свежий ветер и непередаваемые впечатления!

Сноукайтинг (зимний кайтинг) является молодой разновидностью одного из самых популярных видов экстремального спорта, основанного на скольжении на специальной доске под куполом управляемого парашюта-кайта. Но если в кайтсерфинге (летняя версия) вы скользите по поверхности воды, то в сноукайтинге скользить придется по снежному покрытию. Вы не любите летнюю жару и с нетерпением ждете снега? Тогда это ваш спорт!

Чем хорош сноукайтинг?

Сноукайтинг зародился в конце 70-х гг. ХХ в. Первыми его начали осваивать сноубордисты, которые разработали технику акробатических прыжков и скольжения под куполом парашюта. После сноукайтинг опробовали горнолыжники, бордеры, скейтеры и кайтеры, которые по-своему усовершенствовали приемы катания.

Сегодня сноукайтинг - это пилотирование куполом парашюта в трех плоскостях пространства, преодоление сил естественной гравитации и скольжение разными галсами (даже против ветра). Спорт стал профессиональным: в мире ежегодно появляются новые сноукайтинг-центры и школы катания, а профессиональная ассоциация IKA/ISAF начала проводить чемпионаты Мира и Европы. В их программе:

  • марафон и курсрейс (гонки);
  • фристайл (соревнования по акробатическим трюкам);
  • фрирайд (техника катания);
  • полеты и парение;
  • приключенческие гонки.

Для занятия сноукайтингом не нужно особых условий: ни сильного ветра, ни специальных покрытий, ни особо дорого снаряжения, ни профессиональной подготовки. Кататься можно под уменьшенным парашютом, скользить на лыжах, сноуборде или специальном сноукайте (укороченной и зауженной симметричной доске). Можно выбрать спуск со склонов или подъем на них, скоростную езду по прямой плоскости - по замерзшим озерам или тундре. Все решает только ваш выбор и желание стать «человеком ветра», получив практически безграничную власть над силами гравитации, порывами воздуха и пространством.

Выбор сноукайт-спота

Заниматься сноукайтингом можно везде, где есть снег: и на склонах гор, и на ровных пространствах тундры, и на родине, и на популярных курортах Австрии, Италии, Норвегии или Швеции.

А вот горнолыжные курорты Франции и Швейцарии с их крутыми спусками не особенно любимы в среде сноукайтеров - там очень мало ровных и широких плоских поверхностей. Если профессионалы еще смогут найти себе здесь склоны для катания и фристайлинга, то для новичков горнолыжные зоны слишком сложны.

К сожалению, в Альпах существующие сноукайт-споты не всегда отвечают обязательным требованиям безопасности: очень сложно найти хорошую площадку для катания вдали от автомобильных дорог, линий связи и электропередач. Лучший вариант катания для новичков - замерзшие озера или заснеженные поля. Альпы похвастаться таким ландшафтом не могут, кроме, пожалуй, австрийского плоскогорья.

Австрия считается в Европе первопроходцем в сноукайтинге. Первая сноукайт-школа появилась в местечке Тальгау, что расположилось на большом озере Мондзее. Здесь оказалось настолько удобно, что каждый год тут начали проводить Кубок по сноукайтингу, а новички получили возможность освоить катание под куполом парашюта всего за несколько часов под руководством профессиональных инструкторов. В Тальгау отличная солнечная погода, устойчивый для новичков ветер до 10–15 м, а площади замерзшего озера вполне достаточно для длительных скоростных гонок по плоскому льду. Идеальное время для приезда сюда - ноябрь–февраль.

Как только вы освоите азы скольжения под куполом кайта, переезжайте на высокогорный ледник Хинтертук. В Австрии это единственная зона для занятия зимними видами спорта круглый год. Даже после закрытия последнего высокогорного горнолыжного курорта в долине на Хинтертукском леднике еще весь апрель и начало мая можно застать отличный снег.

Новичкам здесь предоставлено более 70 км равнинных трасс для отработки навыков скольжения и маневрирования. Профессионалы же совершенствуют свое мастерство катания со склонов на прекрасных пологих спусках горы Ольперер с устойчивым ветром и прочным снежным настом. Для желающих отработать акробатические трюки работает спортивный парк Betterpark Hintertux, с отличным 120-метровым супер-пайпом, который высоко котируется у сноубордистов и сноуборд-фристайлеров.

В те редкие часы, когда в долине нет ветра, вы быстро найдете для себя достойное занятие: например, сможете отправиться на экскурсию на смотровое плато Замерзшей стены (3250 м над уровнем моря) с прекрасной панорамой Австрийских Альп или совершить путешествие в природный Ледяной Дворец в самом сердце ледника. О возможностях окрестных деревушек с их национальными ресторанчиками, барами и экзотической архитектурой можно даже не упоминать: это альпийская Австрия с ее высочайшим уровнем сервиса!

Особенности катания

Если вы делаете только первые шаги в сноукайтинге, не спешите становиться на сноукайтборд. Он предназначен для спортивного скольжения и акробатического фристайла, достаточно сложен для пилотирования и требует изучения специальной техники. Выбирайте лыжи - они проще, и через пару занятий вы научитесь устойчиво скользить под куполом кайта.

Снег легче воды, он более удобен для кайтинга и не требует больших усилий при скольжении. Однако снежный покров глубже 10 см будет снижать вашу скорость и потребует более сильного ветра. Для новичков лучше кататься на свежем насте - так можно скользить под куполом практически в безветренную погоду. Большое значение при занятии кайтингом на разных снежных покрытиях играет хорошая смазка лыж или сноукайтборда и размер кайта (чем слабее ветер, тем больший кайт нужен) - эти тонкости необходимо изучить очень внимательно!

Кстати, для увеличения скорости и тренировки акробатических прыжков следует выбрать кайт побольше. При этом ему нужна хорошая подъемная тяга, чтобы легче отрывать вас от поверхности. Поэтому в процессе обучения постепенно увеличивайте размеры парашюта, пока не сможете чувствовать себя уверенно под кайтом для катания по воде. С малым же кайтом можно учиться совершать прыжки со специальных препятствий - тут его тяги хватит.

Техника безопасности при занятиях сноукайтингом требует от спортсмена любого уровня ношения шлема, защитных шорт, специальных курток, трапеций, налокотников и наколенников. Под вами - плотный снег или лед, и неудачное приземление после прыжка всегда опасно. Профессионалы обычно берут с собой маленькую противолавинную лопату: ею можно строить трамплины для прыжков и откапывать увязнувших в снегу товарищей.

Прародителями современного зимнего кайтинга стали серфинг, катание на лыжах под парусом. Сегодня этот вид спорта успешно развивается не только на воде. Спортсмены катаются по поверхности земли со всевозможными преградами на маунтин бордах, на сноуборде с парашютом по снегу. Вид спорта позволяет экстремалам управлять порывами ветра, получая массу положительных эмоций с мощной дозой адреналина.

Катание под куполом на доске, лыжах или коньках по снегу — это не только спорт для экстремалов, но просто активный отдых. Основной элемент кайта — это крыло — парашют для , который генерирует интенсивность тяги, создавая подъемную силу. Прокатиться при помощи такого воздушного змея можно: на замерзшем озере либо реке, заснеженному полю, горнолыжному склону.

Пробовать ездить можно где угодно, при этом сильный ветер особо не нужен. При использовании парашюта-кайта, при подъеме на горный холм с последующим спуском на крыле, перед райдером открывается поразительная сила, гармония природы. Имея лыжи, сноуборд-доску и кайт, можно превратить невеселый зимний день в заполненное адреналином приключение.

История

Впервые способ прокатиться по снежному покрову под тягой воздушного змея удалось превратить в жизнь немецкому спортсмену-парапланеристу около пятидесяти лет назад. Фрирайдер сцепил себя с парашютом, удачно маневрируя под куполом. Чуть позже лавировать под крылом стали лыжники, любители коньков.

Развиваясь, кайт сноубординг стал профессиональным видом, образовались своеобразные приемы, техники исполнения. Ежегодно в тех местах на планете, где есть соответствующие климат и платформы, проходят состязания различного уровня:

  • свободное катание по сложным трассам;
  • гоночные турниры;
  • перелеты;
  • искусство — прыжковые воздушные трюки;
  • приключенческие состязания-симуляторы.

Первый клуб любителей сноуборда с воздушным змеем появился в России с конца девяностых годов. В настоящее время открывается большое количество кайт-центров, где новички обучаются скольжению под крылом. Подобные школы также предоставляют аренду необходимого снаряжения для полетов.

Техника

Для желающих освоить это искусство, желательно начинать скольжение по свежевыпавшему снежному покрову. Современные крылья-кайты осуществляют передвижения в любую сторону. Однако, самое естественное катание — перпендикулярно воздушным массам. Научившись чувствовать воздушный поток, контролировать крыло, можно достаточно легко вернуться именно к точке на местности, откуда начался старт. Расстояние, которое пройдет райдер, будет зависеть от его желания, опыта, выносливости.

Обучение

В отличие от водного кайт серфинга, желающему освоить , можно не искать для проведения полетов нужное место в теплых краях. Климатические условия и местность большей территории России позволяют проводить катания во многих регионах страны.

Хорошим вариантом при желании обучиться искусству езды на лыжах и доске с воздушным змеем, будет обращение в специальную школу. Занятия в подобных центрах проходят под присмотром опытных наставников, которые помогут избежать всех ошибок. В таких школах отпадает осуществление покупки необходимой экипировки, так как в ходе обучения все снаряжение выдается начинающему спортсмену абсолютно бесплатно.

Пытаясь самостоятельно, следует запомнить пару советов:

  1. Перед тем как подцепить к себе лямки паруса, нужно научиться хорошо ездить на доске, лыжах или коньках без второстепенной тяговой силы. Потренировавшись, следует хоть немного овладеть техникой езды на снарядах.
  2. При первом запуске и перелете стоит позаботиться о страховке, попросив товарища о поддержке. Подстраховкой послужит веревочный канат.
  3. Для пробного запуска нужно выбирать открытую местность и слабый ветер.

Оценка ветра

Для начинающих кайтеров большое значение имеет способность двигаться с малой тягой. Это нужно для соблюдения требования техники безопасности. Следует остерегаться низкой облачности, так как это первоочередная причина циклонного ветра. Он создаст сильные завихрения, которые очень опасны не только для новичков.

Чтобы избежать фатальной ошибки, кайтер должен помнить, что при запуске, постройки, высокие деревья должны располагаться минимум на 90 метров ниже ветра. Внимательно ознакомившись с инструкцией парашюта, необходимо придерживаться точного совпадения силы текущих воздушных потоков с указанным оптимальным диапазоном в паспорте.

Начинающему райдеру стоит купить карманный анемометр, который будет определять скорость ветра. Спортсмену также нужно просматривать в интернете предстоящее состояние погоды. При нестабильных и очень сильных порывах стоит отказаться от запуска купола или сменить на меньший парус.

Места для катания

Для любителей адреналина, которые хотят освоить парашют для катания на сноуборде или другом спортивном снаряде, оборудованы безопасные платформы по всему миру.

  1. Тальгау. Самая популярная площадка для кайтеров, расположенная в Австрии. Хорошие климатические условия, стабильный ветер и наставники помогут овладеть скольжение под крылом за очень короткое время.
  2. Варангер. Площадка для спортсменов-асов в Норвегии, где усиленные порывы ветра позволяют осуществлять запуск крыла на бешенной скорости.
  3. Плещеево. Российская платформа для любителей кайта, находящаяся возле Переяславля-Залесского. Отличается ровным рельефом с необходимым количеством снега для катания.
  4. Гирвуд. Площадка на Аляске с ветром, дующим во все стороны и оптимальным количеством снега. Отличное место для совершения потрясающих трюков профессионалами-фрирайдерами.
  5. Ай-Петри. Снежная крымская точка, подходящая для сноубординга.

Ограничения

Заниматься таким видом спорта может любой желающий, даже не имеющий специальной физической подготовки. Однако некоторые противопоказания все же существуют:

  • людям, имеющим травмы голеностопов и коленей, занятия перелетами не рекомендуются;
  • при болях в спине следует использовать только специальный стабилизатор-трапецию, который будет снимать нагрузку;
  • детям с 13-14 лет разрешается заходить на старт только при слабом ветре с маленьким крылом строго под надзором взрослых.

Снаряжение

Являясь достаточно травмоопасным, спуск на снежной доске требует от спортсмена железного здоровья. Однако сноукайтинг — так стал называться с парашютом, как вид спорта получился менее опасным.

Для занятий зимним кайтингом райдеру потребуется:

  • пилотажное или тренировочное крыло;
  • специальный пояс-трапеция для управления парусом;
  • шлем, перчатки, маска;
  • горнолыжный и дополнительные аксессуары;
  • спортивный снаряд для передвижения.

Кайт

При выборе паруса специалисты-кайтеры рекомендуют покупать универсальное демисезонное крыло. Ведь такое снаряжение можно использовать для скольжения по водной поверхности. Однако для кайтеров-новичков понадобится тренировочный миниатюрный купол, с которым будет проще освоить навыки пилотирования.

Виды кайтов

Кроме основных видов парашютов-крыльев, существует еще несколько разновидностей, которые называются по-иному. Такие элементы также в полной мере создают подъемную силу.

  1. Как называется катание на лыжах с парашютом? Какой вид крыла наиболее подходит? Спидглайдинг — экстримальный вид развлечения. Применяются горные лыжи и глайдер-купол, способный развивать скорость до 140 км/ч.
  2. Как называются прыжки на лыжах с парашютом? Скайсерфинг, где лыжник прыгает с самолета или вертолета на высоте 3500-3800 метров. Перед самой землей спортсмен выдергивает из снаряжения чеку для выброса спортивного снаряда на землю. Для скайсерфинга используются надежные купола-прашюты.
  3. Вингсьют — костюм-кайт, при помощи которого в воздухе создается аэродинамический профиль. Набегающие воздушные потоки дают возможность спортсмену удачно пилотировать. Применяется парашютная и защитная системы.

Стандартные купола бывают двух видов:

  • жесткие надувные крылья, накачивающиеся при помощи насоса. Безопасное и контролируемое снаряжение;
  • двухслойные парашюты, имеющие меньший вес и размеры в равнении с надувными. Снаряжение не нуждается в накачивании, транспортабельное.

Необходимое оборудование и аксессуары для сноукайтинга, кайтсерфинга, спитглайдинга можно приобрести в магазине «Спортмастер», где представлена продукция известных брендов достойного качества.

Важно

Обучаясь на пилотажных кайтах, стоит помнить, что:

  1. Близкое расположение деревьев, ЛЭП и строений недопустимо!
  2. На старте нужно быть внимательным, стараясь ничего не запутать и не повредить в снаряжении!
  3. Начальные занятия происходят в присутствии нескольких человек!
  4. Изношенные и потертые лямки на снаряжении стоит немедленно заменить!

Зимний виндсерфинг, по сути, является адаптированной к российским условиям разновидностью виндсерфинга летнего. С тем лишь отличием, что в ледовом варианте парус крепится не на доску, а на лыжу, и для занятий им требуется гораздо больше энтузиазма. Корреспондент "Денег" Георгий Волжанский познакомился с энтузиастами льда и ветра.

Бабочки на снегу
Мода на фитнес, велнес и прочее вегетарианство распространилась в кругу моих друзей и коллег настолько, что и я, ни разу прежде не допускавший даже мысли о том, чтобы начать когда-нибудь новую жизнь, стал подумывать о зимних радостях в виде коньков, саней или политически корректных горных лыж. Решение давалось нелегко, но постепенно мне удалось убедить себя в том, что глинтвейн и румяные барышни — неизбежные атрибуты любого катка или склона — скрасят мое пребывание на свежем воздухе. Другие аргументы в пользу зимних видов спорта были не столь очевидны, но тем не менее в ближайшие выходные я отправился на удобную звенигородскую горку, благо она расположена рядом с моей дачей.
Трудности начались, когда я попытался застегнуть на себе необходимое обмундирование. С учетом набранных за время новогодних застолий килограммов тело напрочь утратило былую гибкость и позволило засунуть себя в комбинезон лишь с третьей попытки. Когда же я покатился наконец с крутого склона, на моем пути откуда ни возьмись выросла вековая ель. Кое-как собрав после стыковки разметанные по сугробам палки и лыжи, я сдал все это хозяйство обратно в прокат.
Но первое поражение только закалило желание срочно оздоровиться, и я отправился на поиски развлечений, позволяющих без риска для жизни развивать, может, не столь значительную, зато горизонтальную скорость.
И мне почти сразу повезло. Проезжая мимо Строгинского водохранилища, я был поражен фантастическим для нынешнего времени года зрелищем, больше всего напоминающим модный салют из бабочек. В небе над заснеженной поверхностью водоема порхал целый рой ярких парашютиков. Окончательно меня добили невозможные в данных погодных обстоятельствах виндсерферы, бодро рассекавшие на досках под разноцветными парусами по ледяной глади водохранилища. Присмотревшись, я обнаружил, что стропы парашютов тоже влекут за собой людей на лыжах и досках.
Не поверив своим глазам, я принялся по возвращении домой разыскивать других свидетелей этого чуда. В частности, разместил в интернете просьбу объяснить мне, темному, что за бабочки кружились в строгинском небе и как в занесенную снегом Москву попали укротители теплых океанских волн — серферы. Мое любопытство вызвались удовлетворить сразу несколько энтузиастов.

Очень одинокий парус
С первым из них — дважды чемпионом по зимнему виндсерфингу Алексеем Ноздриным — мы договорились проехаться в ближнее Подмосковье, на Клязьминское водохранилище. Потому как, рассказал чемпион, для полного понимания необходимо не только услышать, но и увидеть все своими глазами, а еще лучше попробовать. Оказалось, что на берегу водохранилища расположена база Высшей школы спортивного мастерства, тренером которой Ноздрин является.
В просторном ангаре, доверху заполненном катерами, яхтами и лодками, Алексей продолжил начатую в дороге лекцию о способах передвижения по льду и снегу на различных снарядах при помощи воздушных потоков. Из рассказа, изобиловавшего непонятными терминами, относящимися, кажется, в основном к подробностям такелажа, мое ухо смогло выделить лишь знакомое слово "скорость". Однако по тому, как часто оно звучало, мне удалось сделать вывод, что это главное, ради чего все и задумано. Бешеное ускорение, доставляющее несравненный кайф! "Понимаешь,— объяснял Алексей,— даже если ветра почти нет, при слабом вначале качении правильно повернутый парус создает так называемый противоветер, позволяющий ускоряться быстрее. Большая скорость дает мне ощущение власти над стихией! Я даже летом на короткой доске ухожу один в море и там получаю ни с чем не сравнимое ощущение от растущей скорости".
Выяснив, что Ноздрин летом грешит катанием под парусом и даже входит в российскую сборную по классическому виндсерфингу, я резонно предположил, что в наших условиях катание по льду необходимо фанатам покорения волн, чтобы не сидеть сложа руки в ожидании сезона. И в ответ услышал, что, во-первых, правильный кант хорошей лыжи на ровном, чистом льду позволяет добиться практически нулевого сопротивления, что дает возможность зимой достигать скорости значительно большей, чем летом; а во-вторых, обучаться азам виндсерфинга легче и быстрее именно на снегу. Ибо, совершив ошибку, новичок зимой просто спрыгнет с лыжи, а летом ему в тех же обстоятельствах неминуемо грозит купание, сопровождаемое вылавливанием паруса из волн.
Когда Ноздрин гордо продемонстрировал мне несколько вариантов самостоятельно созданных им лыж, мне стало ясно, что купить оборудование для занятий этим видом спорта в магазине невозможно. "Поскольку зимний виндсерфинг пока не является массовым увлечением, никто из производителей не хочет выпускать снаряды промышленными тиражами",— подтвердил мою догадку чемпион. Его рецепт создания всего необходимого включал в себя обязательное знакомство с токарями. "Берем парус для классического виндсерфинга,— с энтузиазмом объяснял Ноздрин,— покупаем прыжковую лыжу, можно подержанную (новомодные карвинговые не годятся, кант лыжи обязательно должен быть прямой), и делаем на ней своеобразную надставку для ног". На этой стадии вступает мастер — золотые руки, вытачивающий шарниры и крепления, призванные все эти части соединить. Не показав виду, что в моей компании токарей отчего-то не наблюдается, я предложил испробовать инвентарь на практике.
Видимо, дал себя знать набранный за праздники лишний вес — сдвинуться с места я в тот день так и не смог. "Редко у кого сразу получается,— утешил меня тренер.— Зато когда научишься, сможешь кататься даже в штиль. Как-то раз такая тихая погода была — дым от сигареты поднимался вверх столбиком, почти не отклоняясь. Но когда я поехал за счет противоветра, так разогнался, что в глазах все замелькало. Потом на МКАД за рулем 130-140 км шел, а казалось — стою на месте". Хотя я сделал вид, что весьма раздосадован "нелетной погодой", мысль о том, что на этот раз спортплощадку я покину без травм, меня очень даже радовала. Тем более что после уверений в том, что даже на большой скорости падение на лед или снег абсолютно ничем не грозит, Алексей все-таки припомнил случай, когда один из его коллег, не сумев затормозить, влетел на айсборде в буер. Услышав два новых названия, я насторожился. Тем более что у меня в запасе еще был вопрос о бабочкоподобных парашютах. Поняв по выражению моего лица бесперспективность теоретических бесед, Алексей предложил проследовать в Строгино, чтобы разобраться во всем на примере тамошних спортсменов. Директор базы оказался близким другом Ноздрина.

Тазики и ракушки
Добравшись до места, мы были радушно встречены фразой сторожа: "Не положено!" Но назвав пароль "Маслов" (фамилия директора), мы прошли в огороженную зону, скрывавшую выход на берег. На заснеженном льду кипела жизнь — туда-сюда катались исполненные собственного величия люди на снегоходах и квадроциклах, рядом расчищали каток подростки, а за всем этим наблюдал важно сидевший на лавке мужчина, больше всего напоминавший мимикрировавшего к российским условиям спасателя из Малибу. Несмотря на довольно низкую температуру, признаков замерзания он совершенно не выказывал и давал окружающим понять, что данная скамейка — его законное место.
Это и был тренер высшей категории по виндсерфингу и руководитель базы спорткомитета Северо-Западного округа Москвы Андрей Маслов. "Рассказать вам обо всех видах зимнего виндсерфинга? Это я могу. С чего начать?" И тут я, уверенный, что все эти развлечения насчитывают максимум десятилетнюю историю, совершил непростительную ошибку. То есть, присев рядом с нордическим человеком на лавку, попросил начать с начала.
И Маслов начал. Оказалось, что еще в петровские времена, то есть более трех веков назад, российские, эстонские и финские поморы зимой ставили свои ботики на коньки и успешно преодолевали под парусом приличные расстояния. Позже появилась новая забава — на финские сани с длинными полозьями ставили кресло и катались в нем по льду. Роль тягловой силы исполнял человек на коньках. На рубеже XIX-XX веков в России (а как известно, Прибалтика и Финляндия входили тогда в состав Российской империи) появилось первое подобие спортивного паруса и начались соревнования на скорость.
Примерно к этому моменту у меня начали терять чувствительность пальцы обутых в теплые сапоги ног. На его же широких щеках лишь веселее сиял румянец.
новейшей истории,— как ни в чем не бывало продолжал Андрей,— определенность в зимние виды катания внесли американцы". В 1937 году янки объявили конкурс на оптимальную конструкцию буера — этакой легкой яхточки для катания по льду. Первым одноместным классом буеров был выбран наиболее демократичный проект — модель DR-60. Хотя он уступал нескольким другим из 15 представленных вариантов, зато его можно было без труда собрать из подножного хлама в любом сарае. А тем, у кого не было сарая или желания долго возиться, все части ледовой лодки присылали по почте. Эта модель практически без изменений дошла до 1980-х годов.
Но тут популярность стало приобретать такое замечательное явление, как собственно виндсерфинг. И практически сразу властвовавших над миром льда буеристов начали теснить различные виды зимних любителей лыжи и паруса. "Идея приспособить виндсерфинг для холодного времени года буквально витала в воздухе",— объяснял пышущий здоровьем Маслов, в то время как в моем диктофоне умирали от переохлаждения только что поставленные "служащие в несколько раз дольше" батарейки. Я-то давно чувствовал себя "холодным, как айсберг в океане", а мои закоченевшие лицевые мышцы намертво застыли в заинтересованной улыбке. "Точно неизвестно, кто был первооткрывателем,— безмятежно продолжал Маслов.— Посовещавшись, спортсмены приняли решение признать изобретателем эстонского яхтсмена Юрия Плизника".
Далее я узнал, что 1983 году состоялись первые соревнования по зимнему виндсерфингу, романтично названные "Беломорскими играми". Примерно в это же время стали проводить чемпионаты и за рубежом, в Финляндии и Польше. В СССР пик популярности этого вида спорта пришелся на 1988 год. Тогда в профессиональных соревнованиях принимало участие порядка 160 спортсменов, а география команд раскинулась от Бреста до Комсомольска-на-Амуре. Тут по счастливому лицу Маслова пробежала тень. И все же, как я узнал в следующую минуту, причиной были отнюдь не -15° С, помноженные на час беседы, а банальная человеческая нечуткость: "Буеристы не принимали нас всерьез. Спортсмен, когда идет на большой скорости, вынужден низко наклоняться над льдом, а они советовали нам вешать на попу тазики. Конечно, они тогда уже были заслуженные — вся задница в ракушках, а мы только начинали. Это потом их осталось человек 15, а нас-то уже были сотни".
Как известно, увлеченность не терпит отсутствия прогресса, и вот вместо паруса серферов стали появляться те самые загадочные парашюты. "Это называется кайтинг — катание на горных лыжах или сноуборде за воздушным змеем-парашютом,— объяснил Маслов.— Впервые в Москве мы увидели такую штуку в 1996 году у парня из канадского посольства. На следующий год их уже было двое. А потом все больше и больше. Со временем они начали нас обгонять, и многие ребята переметнулись к ним. Ведь парашют, по сути, тот же парус. К тому же в столице открылись фирмы, торгующие необходимым для кайтинга оборудованием. Сегодня это самый модный вид зимнего виндсерфинга. Только в Строгино таких сейчас бывает до сотни человек одновременно. Большая компания поехала в своеобразный марафон на кайтах по Волге. Они пройдут больше 100 км по руслу от Твери до Дубны".

Фигурное летание
Пока мы беседовали, Алексей Ноздрин, сразу заявивший, что кататься тепло, а вот стоять на месте нет (знал бы он, что чувствовал я, сидящий на обледеневшей лавке!), рассекал снег на странной доске под парусом и с тремя коньками. Неповоротливый на вид снаряд в его руках (ногах?) выделывал замысловатые петли и восьмерки, выбрасывая из-под коньков фонтанчики замерзшей воды. Залюбовавшись пируэтами, я поинтересовался, существует ли в зимнем виндсерфинге такое популярное летом течение, как фристайл. Мой вопрос вызвал у как раз подошедшего Ноздрина жаркий спор с Масловым. В итоге они выдали заключение, что фристайлинг есть, но его нет. Разрешить это противоречие взялся опять же Ноздрин: "Ребят, пытающихся красиво выпрыгнуть или показать трюки, и среди парусников, и среди кайтеров много. Но все это, как правило, не более чем выпендреж. Даже летом на соревнования приезжают 200 спортсменов, а участвуют — 15-20. Зимой же попробовать выходят пятеро, и лишь трое из них могут представить интересную программу. Фристайл требует кропотливых тренировок, а все, кто накупил самой крутой оснастки, попросту боятся выглядеть перед зрителями скучнее других. И хотя я сам люблю летом попрыгать на глазах у изумленной публики, а потом принять поздравления, настоящим спортом считаю лишь гонки на скорость". Зато я узнал, что для тех, кому ближе именно попытки показать на льду фигуры высшего пилотажа, придумана та самая специальная доска на коньках с подвеской от скейта — зовется айсбордом.
В это время на снежной равнине показался новый, не попадающий ни в какой из уже знакомых мне разделов снаряд. Мужчина с косичкой бережно нес на лед подобие уменьшенного в несколько раз дельтаплана. Воспользовавшись поводом погреться движением, я устремился за крылатым дядей и выяснил, что непонятное устройство называется скинборд, а его хозяин является одним из первых адептов этого вида виндсерфинга в России Сергеем Акельевым. "Скинборд требует сильного ветра, зато если уж подует, то летишь так, что искры из глаз! К тому же на скинборде хорошо с гор съезжать — при правильном разгоне спокойно можно сотню метров над склоном не касаясь земли парить. Да и в отличие от змея тут нет неудобных 30-метровых строп. Вот только дорогой это аппарат — мой $700 стоит".

Буера и буераки
Почувствовав, что если в ближайшую минуту кто-нибудь тронет меня рукой, мое тело развалится на тысячи фрагментов, я запросил у внепогодных ветропоклонников пощады. Маслов, явно удивленный, предложил пройти в штаб. В штабе, оказавшемся обычной теплушкой, мы включили чайник — ценой отключения обогревателя (видимо, для поддержания привычной хозяевам температурной обстановки) — и продолжили разговоры о судьбах и перспективах российских виндсерфингистов. "Раньше государство из-под палки насаждало в массах спорт,— делится воспоминаниями член спорткомитета Маслов.— Секций по виндсерфингу в одной столице было несколько десятков, только в Строгино восемь штук. Теперь вот, авторитетно заявляю, осталась одна, и то ее начальник на свои деньги покупает снаряжение, содержит кружок, учит детей. Зато с каждым годом растет число тех, кто может позволить себе несколько раз за зиму прокатиться в Египет, активно проводит досуг круглый год. А те, у кого нет особых денег и времени, приезжают сюда. Сначала пробуют, берут у нас инвентарь напрокат (любой снаряд — не больше $10, тогда как в теплых краях аренда паруса примерно вдвое больше). Потом покупают парус или парашют в складчину. Дальше все обязательно ссорятся, и остается кто-то один, а все остальные идут искать себе снаряжение по новой".
Чуточку отогревшись, я все же решился уточнить, в чем кайф всех этих развлечений. Оказалось, что кроме экзистенциального удовольствия от ощущения скорости и свободы у виндсерфинга в сравнении, например, с горными лыжами есть и вполне прозаические плюсы. Он менее травмоопасен. Ведь даже упав на льду или в снегу, спортсмен просто катится или скользит до полной остановки. А еще хождение под парусом или за змеем дает возможность двигаться по гладкой поверхности в любую сторону. Немного натренированный человек сможет скользить даже против ветра. "И еще могу тебе сказать как геолог геологу: в Москве нет ни одной горы, а только выкопанная когда-то ледником Клинско-Дмитровская гряда. Так что наши горнолыжники катаются в обычных оврагах",— раскрыл мне глаза Маслов. Еще более плоская ситуация наблюдается во многих других равнинных регионах России. А по просторам бескрайних полей, особенно где-нибудь в районе Сургута или Тюмени, что под парусом, что за змеем кататься — одно удовольствие.
Как будто в доказательство снаружи в этот момент поднялся сильный ветер, и, выйдя из вагончика, я вновь стал свидетелем захватывающей картины. Только что безвольно валявшиеся на снегу парашюты сделали мощный вдох и с огромной скоростью потянули своих хозяев в разные концы водохранилища. На скучном серо-белом московском фоне это красочное зрелище — сильное эстетическое наслаждение.
Повинуясь охотничьему инстинкту, я бросился за одним из парашютистов и, воспользовавшись заминкой, напал на него с расспросами. Опустив змея на лед, кайтер представился Сергеем Судаковым. "Что для меня кайтинг? Развлечение. Летом доска и волны, а зимой заняться нечем. Что хорошего? Независимость. Чтобы покататься, не надо далеко ехать, а потом стоять в очереди на подъемник. Опасно? Не опаснее, чем с горы. Только вот высоко взлетать при сильных порывах страшновато. Летом, бывает, и метров на 30 подпрыгнешь, а зимой извините — лед же внизу. Дорого? Змей от $300 до $600 стоит, а у меня их на разную погоду несколько штук, вот и считай". Приглядевшись, я отметил, что деньги бывалый "змеевод" тратит не только на парашюты. Одетый в специальный костюм Сергей обезопасил себя многочисленными щитками и шлемом, а оставаться на связи с внешним миром ему позволяет мудреный хендс-фри. Больше всего меня порадовала спецзащита, расположившаяся на копчике спортсмена. Видно, не зря мудрые буеристы когда-то о тазиках говорили.
Покидая водохранилище, я решил — раз уж воспаления легких все равно не избежать! — совершить последний ледовый подвиг и с этой целью подошел к представителю местных рыбаков. "Эти, с парашютами, еще ничего,— сказал мужик в тулупе.— А вот те, на штуках с коньками, они иногда ящики из-под задницы выбивают. Да пусть катаются!.. Мы по-своему отдыхаем, они по-своему. В общем-то мы одно дело делаем — дышим свежим воздухом".
Прикинув цену коловорота и железного ящика, я всерьез задумался о возможности оздоровления рыбалкой.



 

Возможно, будет полезно почитать: