Плавание позволяет детям лучше видеть. Что ещё улучшает зрение? От линз до хирургии: как плавать людям с плохим зрением

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Ессентуки

Психолого-педагогический факультет

Кафедра физической культуры

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация и проведение занятий

по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения




ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА I. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.....................


1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями

зрения………………………………………………………………………


1.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с

нарушениями зрения………………………………………………………


1.3.Плавание как коррекционно-оздоровительное средство в работе с детьми с депривацией зрения…………………………………………..


1.4.Методика проведения занятий по плаванию со школьниками с нарушением зрения……………………………………………………….


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ....................................................................................


2.1. Методы и организация исследования……………………………….

2.2. Оценка уровня развития физических способностей учащихся 8-

классов с депривацией зрения……………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………............

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...........................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения , распространенность слепоты в мире снижается медленно.

Роль зрительного анализатора в психическом велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими .

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

Методика адаптивной физической культуры имеет существен­ные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы детей с депривацией зрения, поэтому занятия адаптивной физической культуры имеют коррекционную направленность.

Недостаточный объем общей двигательной активности детей школьного возраста при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию деприваций зрения.

У детей с нарушением зрения организм подвержен постоянным стрессам не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимый ежедневный объём движений, что ухудшает состояние их организма и способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия усугубляет любое нарушение развития в физическом состоянии детей и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно-психического тонуса.

Особенностью занятий по плаванию для детей с нарушением зрения, является то, что все они имеют коррекционную направленность и способствуют устранению двигательных нарушений и недостатков физического и функционального развития детей с нарушениями зрения.

Плавание одно из эффективных коррекционных средств в работе с детьми с депривацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека.

Одной из важнейших задач занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения зрения является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения.

Вопросы проведения занятий по плаванию для детей имеющих нарушение зрения рассматриваются в работах известных специалистов в области со слабовидящими детьми: ; ; ; ; ; .

На основании вышеизложенного была определена тема исследования: «Организация и проведение занятий по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения»

Цель исследования. совершенствование методики проведения занятий по плаванию для детей среднего школьного возраста, имеющих нарушение зрения.

Объект исследования – учебный процесс по плаванию, детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: методика проведения занятий по плаванию детей с нарушением зрения.

Гипотеза. Предполагаем, что занятия по плаванию повышают двигательные и функциональные способности детей, возникшие в результате дефекта зрения.

Задачи исследования:

Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Разработать программу оздоровительного плавания для детей с депривацией зрения

3.Экспериментальная оценка эффективности занятий.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, функциональных проб, двигательных тестов и математической статистики

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ ДОД ДЮСШ Муниципального Предгорного района. В исследовании приняли участие 4 школьника с нарушением зрения.

Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования рассмотрено: оздоровительное значение плавания на организм школьников; дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения; определена методика проведения занятий по плаванию для школьников с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности студентов-практикантов, тренеров – преподавателей по адаптивной физической культуре.

Структура и объем ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Работа изложена на 47 страницах (текст работы на 44 страницах, приложения на 3 страницах). Работа содержит 2 таблицы и 6 диаграмм. Список литературы включает в себя 27 источников по проблеме исследования, из них 3 – интернет-ресурсы.

ГЛАВА 1. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом . Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.

Демирчогляна, и др. показали, что изменения здоровья детей тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с , нарушениями аккомодации.

Ростомашвили показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих помимо заболеваний глаз имеют патологию других органов и систем: заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата; болезни уха, горла, органов дыхания, пищеварительной системы; врожденные пороки .

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: центрального зрения; периферического зрения; бинокулярного зрения; цветоощущения; цветоощущения.

Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Единица измерения оптической среды глаза — диоптрия (D). Острота зрения правого глаза — Vis OD, левого — Vis OS. Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0). Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2—3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3—5 месяцев; на 4—6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки — Vis-0,02—0,04, от года до двух лет Vis-0,3—0,6. Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

Особенности обучения плаванию детей с патологией зрения

В последнее время число детей с патологией зрения растет. Причина - неблагоприятные социальные, экономические, экологические, наследственные факторы. Проблема реабилитации таких детей, в том числе средствами физического воспитания, прежде всего плавания, достаточно актуальна. Для детей с физическими ограничениями плавание - не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной активности, но и фактор адаптации в обществе здоровых сверстников.

Обучение плаванию детей с нарушением зрения имеет особенности, основанные на закономерностях их физического и психического развития. Приступая к работе, мы ставим следующие задачи:

  • укрепление здоровья, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания и навыками ориентировки в водной среде;
  • активизация сохранных анализаторов;
  • коррекция зрительного и слухового восприятия;
  • развитие двигательной и познавательной деятельности;
  • коррекция вторичных отклонений в физическом развитии;
  • предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов.

Нашу образовательную организацию посещают дети с разными зрительными патологиями - косоглазие, гиперметрия, миопия, астигматизм и т.д. В том числе есть дети-инвалиды с тяжелой патологией зрения. Мы организовали обучение плаванию детей всех возрастных групп.

Обобщение опыта работы позволяет выделить основные проблемы организации и проведения начального обучения плаванию.

Безопасность занятий.

Каждому ребенку должна быть обеспечена безопасность в течение всего времени его пребывания в бассейне с момента прихода и до выхода его из бассейна.

Инструктор по плаванию, медицинская сестра и воспитатель обеспечивают контроль и страховку за детьми.

Организация учебного процесса.

Основная форма проведения обучения - занятие, продолжительность которого зависит от программного материала для каждой возрастной группы. Оптимальная численность детей на занятии - пять человек.

Перед началом занятий инструктор по плаванию проводит беседы с детьми:

  • правила поведения детей в помещении бассейна;
  • правила поведения детей в бассейне
  • правила по использованию спортивного инвентаря в бассейне.

Инструктор знакомится с медицинскими показаниями на каждого ребенка
и наличием медицинской справки о допуске ребенка к занятиям по плаванию.

Водобоязнь.

Водобоязнь у детей с патологией зрения проявляется чаще, чем у нормально развивающихся. Страх перед водой обычно связан с тем, что дети не видят четко границы бассейна, не могут оценить глубину, плохо видят ориентиры на дне и вдоль бортика. Зачастую наряду с патологией зрения дети страдают задержкой умственного и физического развития. Поэтому подход к решению данной проблемы должен быть строго индивидуальным.

Особенности проявления в водной среде сопутствующих заболеваний.

Сопутствующие заболевания детей с нарушением зрения также диктуют некоторые ограничения.

Например, при сколиозах противопоказаны прыжки в воду; при гидроцефалии чрезмерная нагрузка может вызвать повышение внутричерепного и внутриглазного давления и т.д. Все это должен учитывать инструктор по плаванию. У нас занимаются дети с ЗПР. Им необходима индивидуальная нагрузка.

Дидактические основы плавания ребенка со зрительной патологией.

К проблемам обучения плаванию относятся затруднение восприятия (осязательно-слуховое) учебного материала, отсутствие возможности подражания
и навыка пространственной ориентации в воде. Приходя на занятия, дети снимают очки и традиционные методические приемы показа такому ребенку недоступны. Поэтому для адаптации к непривычной водной среде необходимо применять дополнительно звуковые, осязательные и обонятельные ориентиры, например,
при обучении погружению под воду и доставании предметов со дна бассейна надо использовать крупные и ярко раскрашенные игрушки; для ориентации по краю бассейна можно ставить «ограничители», используя надувные шары или мячи; можно натянуть веревочку с флажками на высоте 2 м., чтобы дети могли ориентироваться по ним, плывя на спине.

Особенности подготовки инструктора по плаванию.

Инструктор по плаванию должен знать особенности физического
и психического развития детей с патологией зрения.

Он обязан владеть основами детской физиологии, анатомии, психологии слабовидящих детей.

Взаимоотношения инструктора с родителями.

Основная задача тренера - убедить родителей, что занятия плаванием
не навредят здоровью ребенка, а, наоборот, помогут ему быть физически сильным, крепким. Для этого проводятся консультации, открытые показы занятий. Главное - убедить родителей, что их дети в состоянии овладеть теми же умениями
и навыками, что и нормально развивающиеся дети. Можно использовать совместное занятие родителей с детьми. Родителям предлагается выполнить задания на бортике, а детям в воде. Это вызывает чувство совместной деятельности, радость, желание дальше обучаться плаванию. Родители понимают необходимость занятий
в бассейне.

Медицинский контроль.

Инструктор по плаванию обязан удостовериться в том, что ребенок прошел освидетельствование специалистов (ортопед, невролог, нефролог и т.д.) и имеет допуск к занятиям в бассейне (обязательны медицинская справка о наличии анализов, визуальное освидетельствование ребенка).

Оборудование и инвентарь.

Учитывая особенности зрительного анализатора у детей с глазной патологией (обострение восприятия желто-красного спектра цвета), необходимо приобретать инвентарь этой цветовой гаммы, предпочтительно с рельефной поверхностью. Дети уверенно чувствуют себя, если у них в руках функциональный инвентарь (доска
для плавания, мягкая палка, надувной мяч).

При близорукости (более 3,0 диоптрий) очки назначают для постоянного ношения. В бассейне дети их снимают. Исходя из этого, инвентарь должен быть крупным, ярким и контрастным, предпочтительно желто-оранжево-красного цвета.

При косоглазии . При этом состоянии практически отсутствует бинокулярное зрение. Детям трудно определить удаленность предмета, его объем, выполнить команду «Попади мячом в цель». Поэтому используются легкие надувные и ярко окрашенные мячи, обручи разных размеров.

Для ориентировки в пространстве используется яркая и контрастная разметка на бортиках и дне чаши бассейна, а также в пространстве, расположенном над чашей бассейна. Развешенные над чашей бассейна флажки, яркие игрушки помогут увидеть границы и определить правильное направление движения в воде, если ребенок выполняет упражнения в положении лежа на спине.

Занятия по обучению плаванию мы строим по «Программе от 2 до 7 лет», основанной на методике одновременного обучения, разработанной Т.А. Протченко.

Эта методика предусматривает упражнения, помогающие ребенку быстро освоиться в водной среде, позволяет сократить время формирования плавательного навыка, знакомит детей со всеми спортивными способами плавания.

Плавание - одно из наиболее эффективных коррекционно- оздоровительных средств в работе с детьми с депринацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двигательных действий, снимается нагрузка с позвоночнио, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, сковашость движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается интенсивность обменных процессов, активизируется познавательная деятельность (Куничев JI.A., Аробян Р.И., 1976). Кроме ~ого, в процессе плавания воспитываются: дисциплинированносгь, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Таким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми" с депривацией зрения.
Основной формой организации обучения плава-шю является учебно-тренировочный урок. Наполняемость группы -10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения. Продолжительность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в вэде).
Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: уррепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливаьие, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками пространственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двигательной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов.
К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся: затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материала, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде, страх неизведанного пространства, относительно низкая температура воды, необычное положение тела, боязнь столкновений и пр.
Обучение плаванию начинается с формирования навыка пространственной ориентировки в воде, а именно - с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традиционные методические приемы показа, используемые в обучении нормально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому применение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов (голоса, хлопков, звука погремушки, бубна, свистка и др.) можно организовать незрячих учащихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности и т.д. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориентированию учащихся в водной среде. Дети должны знать и неукос-нительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. Занимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться во время занятий. Например, короткий сигнал свистка - начало выполнения упражнения, длинный сигнал - прекратить выполнение упражнения; по сигналу присесть - выдох под водой, услышав стук под водой (по поручню), встать - вдох; многократные сигналы - выход из воды, и др. В методике обучения незрячих используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения (лестница, бортик бассейна, поручень, дорожка, яркие флажки или игрушки, установленные в местах для поворотов, различные подошвенные ощущения дна бассейна и пр.).
При изложении учебного материала ведущее значение приобретает метод объяснения. Объясняя движение и дазая указания, педагог прежде всего пользуется общегринятой спортивной терминологией, однако, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и способы восприятия учебюго материала незрячими, широко применяется объяснение в форме образных выражений. Речь преподавателя должна быть выразительной, лаконичной, понятной. Запоминание двигательных действий у незрячих детей занимает намного больше времени, чем у нормально видящих. Поэтому на занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше времени требуется на объяснения и показ, многократное повторение отдельных элементов, с опорой при этом на зри~ельные, слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения. Чем тщательнее и последовательнее будут изучаться элементы, тем лучше ребенок с депривацией зрения поймет упражнение в целом.
Следующий этап обучения технике плаванич начинается с разучивания на суше плавательных упражнений имитационного характера, дающих представление о движениях в воде, с последующим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; имитация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с резиновыми амортизаторами и пр. Резиновые амортизаторы применяются с целью получения информации о сопротивлении воды во время гребка. В комплекс упражнений на суше включаются упражнения на задержку дыхания. Например, на счет 1-2 вдо<, а на счет 1-8 продолжительный полный выдох. Это упражнение следует выполнять как на месте, так и в движении. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые ьа суше, способствуют не только общему физическому развитию детей, созданию представлений о предлагаемых им плавательных упражнениях, но и белее успешному освоению техники спортивного плавания. Необходимость выполнения специальных упражнений на суше этмечали Б.И. Холодков (1970), В.Ф. Афанасьев (1971), Л.П. Макаренко (1976), Д.О. Силантьев и Н.Г. Байкина (2001), и др.
На суше необходимо добиваться правильного выполнения имитации плавательных движений. Для адекватного восприятия учебного материала целесообразно использовать специальные средства наглядности. К ним относятся: плакаты, рисунки, рельефные изображения горизонтального положения тела на воде в положении на спине, на груди; погружения в воду с головой (с задержкой дыхания, с выдохом в воде); скольжения в воде с плавательной доской и без доски в положении «торпеда»; движения ногами «кролем» на груди, на спине, брассом. При демонстрации наглядных пособий педагог должен в словесной форме описать изучаемое движение. Помимо наглядных пособий используется наглядно-практический метод обучения, когда ученик осязательно опознает и идентифицирует изучаемые объекты: имитацию движений рук, ног, головы, а также движения губ во время вдоха и выдоха, закругленный и прямой конец плавательной доски, надувные игрушки, озвученные предметы, свисток, секундомер и пр., используемые в процессе обучения.
Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения - формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке - «поплавок», согнувшись - «медуза», вытянувшись - «звездочка»), скольжения в положение «торпеда» на груди и спине. Для формирования топографических представлений и навыков пространственной ориентировки в водной среде следует давать задания (игры, сюжетно-ролевые, игровые ситуации) на прохождение различных дистанций вначале с партнером, а затем самостоятельно.
Занятия плаванием будут более эффективны, если обучение любому плавательному упражнению в воде начинать в облегченных условиях: на мелком месте, держась руками или одной рукой за неподвижную опору (бортик, поручень, дорожка), а затем с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, резиновые игрушки, работа в парах и пр.), и только после освоения разучиваемого упражнения переходить к его выполнению в скольжении на груди и спине. При плавании на груди и спине с доской предварительно изучить способы держания доски (на груди, под головой, на вытянутых руках большой палец сверху, остальные снизу, и др.). Прекрасным средством начального обучения, способствующим развитию координации движений, вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве, ловкости является плавание с различными вращениями и изменениями направлений. Например, проплыть 3 м на груди в положении «торпеда», по сигналу педагога повернуться на спину, продолжая движение, упражнение повторить 2-3 раза.
Процесс обучения любому плавательному движению осуществляется в следующей последовательности: на суше, на мелкой части бассейна, у неподвижной опоры (бэртик бассейна, поручень, дорожка), с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, помощь педагога или партнера), разучивание техники дыхания, разучивание скольжения, изучение движений ногами, руками при плавании способом кроль на груди, на спине.
Следующей фазой обучения является разучивание согласования движений руками и ногами (на каждые два гребьа руками выполняется шесть движений ногами, отметить ведущую роль р/к), согласования движений руками с дыханием (с плавательной доской, без доски), согласования движений руками и ногами с дыханием.
Завершающая*фаза обучения - проплыть 25-50 м в полной координации.
Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видящих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление («медуза»), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, «ззездочка» на спине с закрытыми глазами и др.) В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формированию положительных эмоций, ощущению радости, желанию заниматься плаванием. Включение игр, соответствующих тематике конкретного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3-5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-восплательнык процесс.
Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа, на первом этапе - ознакомление с воднэй средой и освоение подготовительных упражнений в воде, второй этап - изучение техники плавания «кроль на груди» и «кроль на спине», третий этап - совершенствование техники плавания изученных способов. После освоения техники плавания способами «кроль на груди и на спине» можно приступать к изучению способов «брасс» и «дельфин».
В целях профилактики травматизма и дифференцировки расстояния следует учить детей определять длину проплываемого отрезка по количеству повторений дзижений (гребков, >даров ногами и т.д.). Отработке техники движеьий препятствует боязнь столкновений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на эазных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения. Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при некоторых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыжках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).
Знание специфических особенностей обучения младших школьников с депривацией зрения, правильное применение приемов помощи и страховки позволит тренеру-педагогу помэчь детям ознакомиться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а также совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предупредить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.

Плавать в контактных линзах. Что же делать? В обычных очках еще никто не купался, линзы запрещены, а плавать хочется! Значит, знакомимся с информацией о контактных линзах и альтернативных вариантах для глаз, чтобы наслаждаться плаванием.

Опасность линз при плавании

Следует избегать плавания в , чтобы предотвратить бактериальное заражение глаз. Плавание в линзах может привести к инфекции глаз, раздражению и к болезням, потенциально угрожающим зрению, в частности, к поражению роговицы.

Эксперты настаивают на том, что контактные линзы не должны подвергаться воздействию воды, в том числе водопроводной и воды в плавательных бассейнах, океанах, озерах, горячих джакузи и душевых кабинах.

Вода является средой обитания для бесчисленных вирусов и опасных микробов. Один из наиболее серьезных — акантамеба (Acanthamoeba) может прикрепиться к контактным линзам и повредить роговицу, которая в итоге воспаляется. Заболевание акантамебный кератит связано с ношением контактных линз во время плавания и может привести к длительной потере зрения. А если лечение не помогает, может даже потребоваться пересадка роговицы, чтобы восстановить утраченное зрение.

Заболевание акантамебный кератит связано с ношением контактных линз во время плавания и может привести к длительной потере зрения.

Многоразовые линзы в воде

Если вода попадает в глаза с контактными линзами во время купания, вы должны удалить, очистить и продезинфицировать линзы как можно быстрее, чтобы уменьшить риск раздражения глаз и инфекции.

Одноразовые линзы при плавании

Если вы решите поплавать в контактных линзах, — самые безопасные. Они предназначены для ношения в течение одного дня. Такие линзы не нужно чистить и дезинфицировать.

Будет хорошо, если сразу после купания вы избавитесь от одноразовых линз, чтобы обезопасить себя. Промойте глаза с помощью увлажняющих капель или искусственных слез, одобренных для использования при ношении контактных линз. А затем вставьте в глаза другие одноразовые линзы.

Обратитесь немедленно к окулисту, если у вас наблюдается длительное раздражение слизистой оболочки глаз или чувствительность к свету после ношения контактных линз в воде.

Очки для плавания

Если вы собираетесь и при этом плавать, лучший способ уменьшить риск раздражения глаз и инфекции — носить непромокаемые очки для плавания.

Плавание в контактных линзах может вызвать раздражение глаз и даже повредить их. Использование специальных очков для плавания — более безопасный для вас способ ясно всё видеть как над поверхностью воды, так и под водой. Помимо того, что очки для плавания защищают глаза от загрязнений в воде, они снижают риск выпадения линз из глаз.

Очки для плавания по рецепту — еще один хороший вариант. Они изготавливаются на заказ, чтобы исправить аномалии рефракции, что позволяет четко видеть под водой без каких-либо рисков, связанных с плаванием в контактных линзах.

Дополнительное преимущество ношения очков для плавания состоит в том, что вы можете выбрать такие очки с солнцезащитными фильтрами, чтобы избежать вредоносного воздействия солнечных лучей.

Хирургия LASIK и другие альтернативы

Многие люди, особенно те, кто ведут активный образ жизни и занимаются спортом, прибегают к лазерной коррекции глаз, чтобы исправить миопию (близорукость), гиперметропию (дальнозоркость) или астигматизм и прощаются с очками или контактными линзами.

LASIK и другие виды рефракционной хирургии — такие как фоторефракционная кератэктомия и LASEK — изменяют форму роговицы с помощью лазерного луча, управляемого компьютером.

LASIK хирургия — безопасный способ исправить зрение. Большинство людей забывают о том, что когда-то у них было плохое зрение. Однако, как и в любой другой операции, существуют риски и осложнения. Поэтому всё должно быть тщательно рассмотрено доктором, прежде чем проходить процедуру.

Еще одним вариантом является ортокератология или Орто-К — нехирургический способ временно исправить аномалии рефракции и уменьшить зависимость от очков или контактных линз. Орто-К использует специально разработанные контактные линзы, которые изменят роговую оболочку глаза. Вы можете ясно видеть даже после удаления линзы. , что устраняет необходимость носить очки или контактные линзы после пробуждения.

Офтальмолог подскажет вам, что лучше использовать во время плавания, если у вас плохое зрение, и вы подберете оптимальный вариант. Глаза — одно из самых уязвимых мест, и поэтому мы их бережем…Бережем, как говорится, прямо как зеницу ока!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность проблемы определяется решением благородной задачи - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 50 млн. человек (т.е. каждый десятый, населяющий Землю) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 15 млн. детей.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры (Евсеев С.П., 2008).

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу изучения использования средств физического воспитания в занятиях с детьми с нарушением зрения посвящены работы ряда исследователей.

Установлено, что организация процесса физического воспитания с традиционным подходом, к детям без отклонений в состоянии здоровья не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Кроме того, общим в этих работах является то, что для детей с нарушением зрения характерно отставание в физическом развитии, физической подготовленности, в темпах биологического созревания, у них отмечаются функциональные нарушения в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, имеют место отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата. В то же время фактом является то, что существующие программы физического воспитания не в полной мере способствуют эффективности физического развития детей, содержательная взаимосвязь различных их составляющих требует совершенствования.

Более того, научных публикаций, касающихся разработки непрерывных педагогических воздействий в рамках адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в доступной литературе практически не выявлено.

Таким образом, возникает явное противоречие между объективно существующей общественной необходимостью улучшения показателей физического развития, повышения уровня физической подготовленности данных детей, укрепления их здоровья, а значит и социализации в здоровое общество сверстников, и отсутствием научно-обоснованных методик непрерывных педагогических воздействий в рамках адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения для устранения отмеченных негативных отклонений в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья.

Педагогический процесс адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет протекать более эффективно, если:

Методологию адаптивного физического воспитания строить на основе принципов непрерывного и комплексного педагогического воздействия, дифференцированного и индивидуального подходов;

Методику согласования целей и задач различных форм занятий осуществлять на основе оптимизации между индивидуальными, групповыми и коллективными средствами адаптивного физического воспитания;

Опираясь на вторичные отклонения в состоянии здоровья субъектов образовательного процесса использовать способы индивидуального и дифференцированного подходов к комплектованию учебных групп для организации и проведения занятий как условия повышения эффективности непрерывных педагогических воздействий.

Здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% от окружающей среды и настолько же от наследственности и системы здравоохранения (Ю.Н. Вавилов, К.Ю. Вавилов, 1995).

Объект исследования - физическое воспитание детей имеющих патологию зрения.

Предмет исследования - методика лечебного плавания детей с патологией зрения.

Цель исследования - изучение влияния занятий плаванием на организм детей с нарушением зрения.

Задачи исследования:

Изучить специальную литературу по данной тематике

Систематизация полученной информации, выявление достоинств и недостатков рассмотренных методик.

1 . Особенности психофизического развития детей с патологией зрения

Развитие физических качеств детей младшего возраста протекает неравномерно, скачкообразно. Знание этих особенностей позволяет целенаправленно воздействовать на их развитие средствами физического воспитания. По данным исследования А.В. Склярова, в возрасте 7-10 лет наблюдается усиленный рост ребенка. В 11-13 лет - замедление роста и его стабилизация, в 14-17 лет - снижение достигнутого уровня. Задачи воспитания: в период усиленного роста детей развивать двигательные навыки, а когда навыки стабилизируются или показатели их снижаются, поддержать достигнутый уровень развития.

Младший школьный возраст (7-10 лет) характеризуется некоторым замедлением роста тела в длину (2-4 см в год) и усилением общего развития организма; вес тела увеличивается на 2-4 кг в год, окружность грудной клетки - на 2-4 см. Физиологи называют этот возрастной отрезок «периодом округления». В этот период значительно увеличиваются мышцы, благодаря чему возрастает их сила, повышается рабочая мощность сердца и легких, однако до окончательного развития этих органов еще далеко. Мышца сердца не обладает достаточной силой, регуляторные механизмы сердечнососудистой системы находятся в стадии становления. Физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса: 90-100 ударов в минуту в покое, 140-170 ударов при выполнении упражнений. Частота дыхания у младших школьников повышена до 20-22 раз в мин.

Поверхностное дыхание - одна из отличительных черт работы дыхательной системы младших школьников. У детей этого возраста кровь насыщается кислородом хуже, чем у взрослого. Можно представить себе, каким трудным испытанием для организма ребёнка является работа на выносливость - длительная интенсивная мышечная нагрузка. У детей больше, чем у взрослых, расход энергии при выполнении одной и той же мышечной работы. Поэтому дети относительно быстро устают и дольше восстанавливаются.

По данным С.Ф. Годунова (1968), основное увеличение сводов стопы происходит в 6-8 лет и к 10-12 годам она становится сравнительно стабильной. У детей младшего школьного возраста отлично развивается гибкость, что объясняется большим количеством хрящевой ткани в межкостных соединениях. Этим следует воспользоваться. С другой стороны, пластичность детского скелета требует осторожности в использовании силовых упражнений; целесообразно уделять больше внимания формированию правильной осанки. Изгибы позвоночника у детей в этом возрасте ещё в стадии формирования.

Неправильное положение тела, головы изменяет кривизну позвоночника и может привести к нарушениям осанки. Желательно избегать в занятиях больших нагрузок на позвоночник, при которых на него оказывается вертикальное давление (подъем штанги, тяжести и т.д.). В младшем школьном возрасте заканчивается формирование отделов головного мозга, управляющих движениями. Ребенок становится способным выполнять довольно сложные по координации движения. Для этого возраста характерна большая потребность в активной двигательной деятельности.

Движение является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. Функция движения стимулирует активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, корректирует и компенсирует, способствует повышению общей работоспособности организма. Движения доставляют детям удовольствие, они стремятся использовать любую возможность, чтобы побегать, покричать. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений.

Совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Ребенка нужно научить прослеживать движение в пространстве. Особенность восприятия младших школьников - в зависимости от степени поражения зрительных функций - нарушена целостность восприятия, отмечается избирательность восприятия, которая ограничивается узким кругом интересов. А.Г. Литвак отмечает, что при патологии зрения затрудняется образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов (А.Г. Литвак, 1998).

При тотальной слепоте большая часть предметов, объектов, явлений не может быть адекватно воспринята визуально. В связи с этим доминирующее положение занимают слуховое и осязательное восприятие. Однако следует отметить, что приоритет тому или другому виду восприятия отводится в зависимости от характера деятельности, в которой принимает участие индивид. В младшем школьном возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и движений; слова для незрячих детей служат ориентиром, они могут привлекать внимание учащихся. Учитывая эти особенности, при показе движений учителю следует опираться на объяснение, предлагать выполнять упражнения по словесному описанию, вводить специальные термины.

Слово, по определению И.П. Павлова, для человека - такой же условный раздражитель, как и все остальные, но вместе с тем такой всеобъемлющий, как никакие другие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или не связанные между собой элементы движений. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением. Много затруднений возникает у них в ориентировании в пространстве спортзала, школы и т.д.

Младшие школьники со сниженным зрением часто путают правую и левую стороны. Поэтому преподавателю нужно терпеливо и систематически тренировать детей, развивая у них пространственную память и воображение. Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов, у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность.

Этот период - один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями (Толмачев Р.А. 2005). Это время привития навыка правильной осанки для развития многих физических качеств: координации движений, силы, выносливости, гибкости, пространственных представлений.

Как известно из публикаций М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, Л.А. Семенова и др., тяжелый зрительный дефект ещё в ранний период жизйи ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность; приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправильное положение стоп.

Анализ специальной методической литературы дает основание отметить, что уровень физического развития и физической подготовленности детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Отставание в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего школьного возраста составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), наши исследования 1997 года показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ = 1.600 куб. см., а у нормально видящих-1.800 куб. см. Мышечная сила (кистевой динамометрии) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой развита слабо.

По данным ряда авторов у слабовидящих школьников показатели кистевой динамометрии ниже на 28,1%, чем у нормально видящих сверстников; в показателях гибкости они уступают нормально видящим в среднем на 12-15%. Б.В. Сермеев (1984) и Л.Ф. Касаткин (1967, 1970) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Показатели кистевой силы на 28,1% ниже, чем у зрячих школьников. (Азарян Р.Н.)

По данным Е.И. Ливадо, А.К. Акимовой и А.А. Габриеляна, Р.Н. Азаряна (1989) у слепых и слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8%. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх.

Поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. По данным Е.И. Ливадо, А.К. Акимовой и А.А. Габриеляна, Р.Н. Азаряна (1989 г.) у 79% слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербургской школы отмечаются различные нарушения осанки и сколиозы.

Наличие первичного дефекта не говорит о том, что у аномального ребенка должен развиться вторичный дефект. Это зависит от социальных условий развития ребенка и от многих других факторов, описанных выше. Задача занятий физической культурой - предупредить развитие вторичных отклонений опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства ЛФК.

Все вышесказанное приводит к пониманию причин возникновения вторичных отклонений в физическом развитии детей с глубокой патологией зрения, которые можно разделить на две группы.

Первая гру п па: - Наличие сопутствующих заболеваний (ЗПР, ДЦП, нарушение эмоционально-волевой сферы, соматические заболевания и прочие); - нарушение у незрячего ребенка пространственных представлений, а отсюда - пространственной ориентировки; - отсутствие обратной визуальной связи с внешним миром, а, следовательно, отсутствие подражания; - незаконченность болезненного процесса, с которым дети приходят в школу (у некоторых наблюдается прогрессирование ведущего заболевания и его влияние на другие психические процессы).

Вторая группа: - Небольшой запас предыдущего сенсорного восприятия, полученного в дошкольном периоде; - подверженность детей-инвалидов по зрению факторам гиподинамии и гипокинезии. В связи с этим данная категория детей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности; - отсутствие мотива к формированию правильной осанки, позы, двигательных навыков, умений; - отсутствие социальных условий для гармоничного физического развития ребенка; - неадекватное отношение взрослых, окружающих ребенка, к вторичным отклонениям в его физическом развитии.

Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения детей. Так, было отмечено, что среди школьников в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся спортом, число лиц, страдающих близорукостью, значительно меньше, чем среди школьников, которые не занимаются спортом. С помощью специальных исследований, проведённых Е.И. Ливадо (1974-1975), было установлено, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости.

Физические упражнения общеобразовательного характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаз, оказывают положительное влияние на функции близорукого глаза. На основании проведённых исследований (Е.И. Ливадо) была разработана методика лечебной физкультуры для школьников и взрослых, страдающих близорукостью, и на практике доказана её эффективность.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые близоруким, можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них можно включать в комплекс производственной гимнастики. Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна.

Упражнения общеразвивающего характера обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз. Для того чтобы рационально, с большей пользой для здоровья заниматься физическими упражнениями, нужно знать и выполнять рекомендации по организации самостоятельных занятий, разработанные для близоруких людей - школьников и студентов, служащих, людей творческого труда, а также тех, чья профессия связана с продолжительной и напряжённой работой зрительного анализатора.

2 . Л ечебно е плавани е в системе физического воспитания детей с нарушением зрения

плавание дошкольный нарушение зрение

Целью лечебного плавания является обеспечение с помощью специальной методики всестороннего и полноценного развития слабовидящего школьника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.

Общие задачи:

1. Укрепление здоровья детей с тяжелой патологией зрения, содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.

2. Активизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Улучшение функций опорно-двигательного аппарата.

4. Формирование и закрепление правильной осанки: достичь автоматизма при выполнении жизненно-необходимых положений и движений.

5. Предупреждение развития сколиоза и плоскостопия.

6. Овладение основными двигательными навыками и умениями.

Специальные задачи:

1. Формирование у слепых учащихся необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки (ориентирование в спортзале, пользование спортивным инвентарем и адаптированными пособиями с использованием сохранных анализаторов).

2. Улучшение кровоснабжения тканей глаза и мышечной системы глаза.

3. Улучшение функции мышечной системы глаза.

4. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства.

5. Формирование жизненно-необходимых навыков, способствующих успешной социализации детей с депривацией зрения.

Никакой вид физических упражнений так гармонично не развивает мускулатуру тела, обеспечивая формирование полноценной осанки, как плавание. Исследованиями Е.И. Рябухи (1953), О.Ф. Ильиной (1959), А.Ф. Иорданской (1960) убедительно доказано, что под влиянием плавания улучшается физическое развитие детей, расширяются функциональные возможности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, увеличивается интенсивность обменных процессов в организме, повышается закаленность.

По мнению В.П. Медведева, Г.П. Бондаренко, А.З. Скирко (1989), регулярные занятия плаванием в течение года способствуют гармоничному развитию детей, позволяя снизить общую заболеваемость на 39,7% и увеличить число детей первой группы здоровья с 48,4 до 77,6%. Это так же подтверждается и данными Н.С. Буйловой, Т.А. Вакулиной (1987), М.В. Глухман, Е.Г. Мамаевой (1987).

В работах В.Ю. Давыдова (1996), М.Т. Вальчук (1999) указывается уменьшение на 30-35% числа простудных заболеваний у детей, занимающихся плаванием.

Лечебное плавание - одна из форм лечебной физической культуры, особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека воды и активных (реже пассивных) движений. Дозированная мышечная работа в особых, непривычных для человека, условиях водной среды является важным компонентом действия процедуры на больного. Механическое воздействие водной среды обусловлено значительно большей ее плотностью по сравнению с воздухом.

Вследствие этого для осуществления двигательных навыков, приобретенных человеком в условиях воздушной среды, необходимо освоение новых механизмов движения. Кроме того, преодоление сопротивления более плотной, чем воздух, среды требует больших усилий. Т.о., облегчение (за счет уменьшения веса тела) статических положений, а также медленных, плавных движений в воде сочетается со значительным силовым напряжением для преодоления повышенного сопротивления среды при быстрых движениях. Влияние температуры воды, являющейся основным фактором разнообразных водолечебных процедур, имеет большое значение и для создания оптимальных условий проведения физических упражнений в воде.

При разнообразных движениях больной может переносить более низкие температуры воды (закаливающий эффект). Проведение занятий в более теплой воде (близкой к температуре тела) способствует существенному снижению рефлекторной возбудимости и спастичности мышц, а также уменьшению болевого синдрома. Имеет значение и химическое действие водной среды, особенно при проведении занятий в бассейнах с минеральной и морской водой. Для правильного и дифференцированного применения лечебного П. необходимо учитывать комплексное влияние всех перечисленных факторов на организм в целом, а также на его органы и системы.

Для увеличения экскурсии грудной клетки, диафрагмы, функционального совершенствования основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры применяются разнообразные дыхательные упражнения в воде. В программу дозированного плавания также включается проплывание отрезков с повышенной скоростью и ныряние в длину. В занятиях по лечебному плаванию часто применяются игры, что придает им эмоциональную окраску.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.

В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.

1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.

2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.

3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.

4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).

5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении «стрела» (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать кисти рук рядом или вытянутыми на ширине плеч и даже немного развести ноги.

6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т. к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.

7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.

Такая подготовка познакомит новичков с условиями плавучести и равновесия тела в воде, помогает им ориентироваться в воде, и предупредит возможные причины возникновения чувства страха.

Методика лечебного плавания.

Лечебное плавание обычно применяется на санаторном и диспансерно-поликлиническом этапе реабилитации, а также в специализированных стационарах во время нахождения больного на свободном режиме.

Методика проведения занятий, программа и комплексы упражнений разрабатываются специалистом-реабилитологом при обязательном участии лечащего врача, а также инструктора по плаванию.

На первых занятиях (в свободном режиме стационара или в начале санаторного лечения) используются физические упражнения малой интенсивности, в медленном темпе, в основном по освоению с водной средой и обучению плаванию, специальные, дыхательные, на расслабление мышц. При улучшении состояния больного лечебно-оздоровительное плавание продолжает применяться для реализации лечебных задач, но постепенно основное направление приобретает тренировка, т.е. в занятиях постепенно увеличивается физическая нагрузка.

Сначала за счет большого числа повторений, затем - увеличения амплитуды и темпа движений, включения более трудных упражнений, заданий.

От упражнений малой интенсивности переходят к упражнениям средней и большой интенсивности.

После окончания восстановительного лечения и при хронических заболеваниях лечебное плавание применяют для поддержания достигнутых результатов или в целях профилактики дальнейшего развития заболевания.

Начинается этап систематической тренировки, где в основном применяется плавание на средние дистанции спортивными способами плавания (периодически меняющимися) в свободном темпе.

Дозировка нагрузки подбирается в зависимости от остаточных проявлений болезни и функционального состояния больного.

Противопоказания носят временный характер. Лечебное плавание противопоказано в острой стадии заболевания.

В воде выполняют разнообразные физические упражнения. С оздоровительными и лечебными целями могут быть использованы следующие виды тренировок: купание и плавание, гимнастика и игры в воде, различные водные процедуры.

С большими ограничениями, но все же можно применять, особенно при проведении занятий с практически здоровыми людьми, такие формы, как плавание, на акваплане и лыжах за катером, виндсерфинг.

Известно, что в воде теряется определенная часть массы тела человека.

Таким образом, в воде облегчается выполнение медленных и плавных и затрудняется выполнение быстрых движений, требующих преодоления сопротивления.

Режим малой нагрузки (мощность до 60 Вт). Занимающийся входит в воду, окунается, выполняет гимнастические и дыхательные упражнения, стоя на мелком месте или сидя на скамейке, затем принимает водные процедуры (душ различной конструкции). Продолжительность занятий 20-25 мин. с учетом времени, затрачиваемого на переодевание и мытье под душем. Можно выполнять медленные имитационные плавательные движения ногами, опираясь на руки, или руками в положении стоя.

С осторожностью допускается плавание произвольным способом без выноса рук из воды. Темп плавания как можно более медленный - до 60 «кролевых» гребков в минуту. Через каждые 10-15 м рекомендуется отдыхать в течение 20-30 с.

Режим средней физической нагрузки (мощность до 90 Вт). Этот режим позволяет в процессе занятий лечебной гимнастикой выполнять движения в среднем темпе. Рекомендуются использование плавающих спортивных приспособлений (доски, перекладина, брусья), упражнения с которыми выполняют, стоя на мелком месте, и плавание на небольшие расстояния (10 - 15 м).

Допускается плавание произвольным способом и брассом, в первом случае темп 60-75 гребков в минуту, во втором 20-28. Во время плавания любым способом рекомендуется отдыхать через каждые 20-50 м.

Продолжительность занятия 30-40 мин. с учетом времени, необходимого для переодевания и мытья под душем.

Режим большой нагрузки (мощность в пределах 90-110 Вт). Используются те же гимнастические упражнения, что и при режиме средней нагрузки. Нагрузочность занятия увеличивается за счет увеличения продолжительности плавания, плавания со снарядами (весло, доска и др.) и включения игр с мячами и т.д. Время - 30-50 мин.

Плавание как форма лечебной физкультуры.

Режим малой нагрузки. Плавание в режиме малой нагрузки осуществляется в основном при использовании поддерживающих (вспомогательных) приспособлений: спасательного круга, резинового матраца и т.д. Продолжительность занятий 10-30 мин. и более в зависимости от адаптации к холодовой нагрузке.

Купание и плавание в море (бассейне). Это самостоятельная процедура, которая включает пребывание в воде, выполнение отдельных гимнастических упражнений, плавание произвольным способом и игры.

Водная ходьба, водный тренинг со ступенькой и занятия в глубокой воде - лишь часть из них. Но независимо от используемого подхода, структура таких занятий должна быть одинаковой. Основной тренировке должен предшествовать полноценный подготовительный этап, включающий в себя разминку и растягивание, а завершать занятие должен этап восстановительных упражнений.

Однако требуется внести коррективы в упражнения, чтобы они соответствовали каждому из этих подходов.

3 . Принципы и методические рекомендации коррекции вт о ричных отклонени й у детей с ослабленным зрением

При применении ЛФК у детей со зрительной патологией необходимо, с учетом специфических особенностей их психического и физического развития, соблюдать общепринятые дидактические принципы:

1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии.

2. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений (с учетом состояния зрения и возможности использования остаточного зрения) и последовательности их применения.

3. Регулярность воздействия. Регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма, приобретение необходимого запаса представлений о предмете, движении или упражнении у слепых и слабовидящих детей. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий. Установлено, что сохранность представлений зависит от остроты зрения.

4. Непрерывность применения физических упражнений. Коррекция нарушенных функций и основных систем организма возможна только при длительном и упорном повторении физических упражнений. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду.

Даже небольшие промежутки времени (1-3 месяца) отрицательно сказываются на их представлениях (Литвак А.Г., 1985). Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых незрячие могут получить только вербальные знания.

5. Постоянное увеличение физической нагрузки в течение учебного года. Необходимо учесть, что у многих детей в каникулярный период наблюдается снижение двигательной активности.

6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (10-15% упражнений обновляются, а 85-90% повторяются, для закрепления ранее приобретенных умений и навыков) учитывая, что запоминание у слабовидящих точных и простых движений требует 8-10 повторений, в то время как у нормально видящих сверстников -6-8 повторений. Умеренность воздействия физических упражнений. Используется умеренная, но более продолжительная или дробная физическая нагрузка, учитывающая ограничения при некоторых заболеваниях и быструю утомляемость детей с нарушенным зрением.

7. Цикличность нагрузок. Чередование выполнения физических упражнений с отдыхом (упражнения для глаз, упражнения на обучение правильному дыханию, релаксация, сюжетно-ролевые игры и т.д.). Этот принцип необходим для предупреждения и профилактики переутомления, так как у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

8. Всестороннее воздействие с целью совершенствования нейрогуморального механизма регуляции и развития адаптации организма.

9. Учет возрастных особенностей (функциональных, физиологических, развитие мышечного аппарата глаза) детей младшего школьного возраста, а также учет специфических особенностей развития ребенка со зрительной недостаточностью (Литвак А.Г., 1998).

Специфическое развитие ребенка с нарушением функционально-зрительного анализатора, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов. В связи с этим специальное обучение двигательным действиям детей с патологией зрения открывает широкие возможности развития двигательных качеств.

Известно, что развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. К условиям, определяющим специфику методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения, относят особенно-различных сторон физического развития: возраст ребенка, время возникновения дефекта (сохранились ли зрительные представления), особенность индивидуального развития, система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни. Совокупность перечисленных условий и определяет специфику видов обучения двигательным навыкам детей с депривацией зрения.

Специфика методов обучения основана на тифлопедагогических принципах: дифференцированное обучение, коррекционная направленность, компенсация с учетом целей и задач урока. В работе со слепыми и слабовидящими детьми используются все методы обучения, признанные в общей педагогике, однако, учитывая особенности детей с нарушениями зрения, есть некоторые различия в приёмах применения, обусловленные состоянием зрения.

Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Внимательного отношения требует состояние умственного развития ребёнка. Соблюдая принцип компенсаторной направленности, на основе сенсорного развития в процессе обучения двигательным действиям используется взаимодействие методов и приемов обучения.

Ведущее значение приобретают словесные методы обучения. Наиболее распространенным является метод объяснения, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе двигательный образ. Особенность использования этого метода при работе со слепыми состоит в том, что при описании и повествовании учитель не только сообщает ученикам предлагаемый материал, но и дает живые образы (осязательные, слуховые, обонятельные, зрительные), пространственные представления о предметах и действиях. Например, ориентирование по словесному описанию характерных свойств и признаков предметов (звуки, запахи, температура воздуха, характер поверхности и т.д.).

Чтобы создать у детей с нарушениями зрения полноценное восприятие учебного материала, учителю следует чаще использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Своевременно предоставленная возможность обследования предметов и правильное сочетание словесных объяснений с демонстрацией создают возможность для накопления конкретных представлений о предметах и действиях.

Метод показа, или как его называют «контактный» метод используют, когда ученик не понимает движения или составил о нем неправильное представление. Контактный метод включает в себя пассивный и активный методы показа.

Пассивный - когда учитель, взяв руки ученика, - выполняет движение вместе с ним.

Активный, - когда ребёнок осязает положение частей тела партнера или учителя при выполнении им какого-либо движения. Показ может быть демонстративным, когда движение выполняет ученик, а остальные знакомятся с этим движением с помощью осязания. Также используется метод мышечно-двигательного чувства. Преподаватель направляет внимание ученика на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках, при выполнении двигательных действий. Например, предложить ученику побегать за лидером, догнать его.

Следует обратить внимание ученика на работу рук, ног, прочувствовать мышечное ощущение. А затем предложить ученику бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером. Можно пользоваться методом звукового показа, когда учитель акцентирует внимание ученика на сознательно подчеркнутые звуком характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполняемого упражнения. Например, прыжок с разбега в длину.

Вслушиваясь в звуки, которые сопровождают прыгуна, можно услышать его довольно звучный бег в начале, затем замедление и нарастающий звук при толчке. По длительности полета (отсутствие звука), учитывая время полёта от толчка до приземления, дети приблизительно могут определить длину прыжка. Регулярное прослушивание ребятами себя и своих товарищей при выполнении различных упражнений полезно для развития слухового анализатора (Шатикова Л.В., 2008).

Метод дистанционного управления - когда учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «3 шага вперед, вправо, влево и т.д.» Метод стимулирования двигательной активности. Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность.

При правильном руководстве аномальные дети овладевают различными двигательными навыками и умениями, у них формируются морально-волевые качества - смелость, уверенность в своих силах. Необходимо как можно чаще поощрять детей. Итак, в выборе и применении методов и приёмов приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной моторики слепых и слабовидящих. Основными требованиями, которые определяют специфику подбора методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения, являются следующие:

Учебная деятельность школьников с нарушениями зрения основывается на сочетании методов обучения.

Восприятие учебного материала незрячими осуществляется преимущественно осязательно-слуховым способом, слабовидящими - зрительно-слуховым.

При подборе методов обучения учитывается их коррекционно-компенсаторное значение, возраст ребёнка, время возникновения дефекта (сохранились ли зрительные представления).

Использование индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

Используя метод объяснения, следует помнить, что основное место отводится рассуждению, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе правильный двигательный образ.

Используя звуковой метод, следует помнить, что звуковые сигналы заменяют зрительные восприятия. Источник звука устанавливается на уровне лица занимающегося, ввиду того, что на этой высоте он наиболее хорошо воспринимается.

При изготовлении наглядных пособий и их использовании необходимо учитывать требования, предъявляемые в тифлопедагогике к методу наглядности (описаны выше).

При выборе метода обучения учитывается необходимость воспитания активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь сформированных навыков правильной осанки, позы, движений и т.д.

Следует умышленно создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных функций, создавать ситуации занимательности, успеха, подчеркивать достижения ребенка, а ошибки обсуждать наедине. Создавать ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре. Использовать методы обучения, которые будут способствовать формированию адекватной самооценки школьных успехов.

Программировать физическую активность (занятия по программам, улучшающим двигательную активность), что увеличит возможность социальных и эмоциональных контактов незрячих и слабовидящих детей. Следует отметить, что в обучении слепых и слабовидящих детей двигательным действиям крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно используется сочетание нескольких взаимно дополняющих методов, которые определяются целями и задачами урока.

Заключение

В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По данным Т.С. Смирновой (1976), среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в два раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Таким образом, существует и прямая, и обратная зависимость между физической активностью ребёнка, его здоровьем, с одной стороны, и развитием близорукости, с другой стороны. Если ребёнок с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закалён, у него реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности. И, наоборот, у близоруких детей, если их не тренировать, не следить за их осанкой, питанием, режимом учёбы и отдых, могут возникнуть различные заболевания и дальнейшее прогрессирование близорукость.

Список литературы

1. Аветисов Э.С. и др. Занятия физкультурой при близорукости - М, 1930.

2. Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе - М, 1989.

3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях - М: Академия, 2003 - 176 с

4. Денисова М.А. Физическое воспитание. Коррекционная программа (авторская) для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога // Специальные коррекционные программы для школьников с тяжелой зрительной патологией. - СПб., 1995.

5. Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. - СПб., 1996.

6. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры - М: Советский спорт, 2008 - 448 с.

7. Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре - М: Советский спорт, 2007 - 296 с.

8. Земцова М.И. Учителю о детях нарушениями зрения - М, 1973.

9. Кручинин В.А. Развитие сенсорики у слепых детей в процессе обучения пространственной ориентировке на уроках физкультуры и специальных занятиях // Совершенствование физического воспитания слепых и слабовидящих школьников. - М., 1987.

10. Литош Н.Н. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогические характеристики детей с различными нарушениями в развитии. - М: СпортАкадемПресс, 2004 - 140 с.

11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.

12. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. 2-е изд., стер. -/ Под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М: Академия, 2008 - 432 с.

13. Сладкова Н.А. Опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурно-спортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии - М: Советский спорт, 2004 - 184 с.

14. Толмачев Р.А. Адаптация, физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих - М: Советский спорт, 2005 - 108 с.

15. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. - М: Советский спорт, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности формирования мышления у детей с нарушениями зрения. Диагностика элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Влияние режиссерской игры на развитие образного мышления у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Занятия предметно-практического блока.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2015

    Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения. Логопедическая технология преодоления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Влияние семейного воспитания на развитие ребенка с нарушением зрения. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Организация коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении. Взаимодействие тифлопедагога и родителей.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2016

    Классификация нарушений зрения у детей, их клиническая картина и факторы риска развития. Принципы и подходы к диагностированию заболеваний данной сферы. Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения, его влияние на развитие личности.

    презентация , добавлен 03.05.2016

    Определение понятия "зрение". Строение зрительного анализатора. Причины зрительных нарушений. Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей с патологией зрения. Обучение незрячих детей. Оптические индивидуальные средства.

    презентация , добавлен 14.12.2014

    Детско-родительские отношения и особенности их формирования в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Влияние семьи на формирование навыков общения ребенка с нарушением зрения со сверстниками. Исследование детско-родительских отношений.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2012

    Понятие о морали, нравственности и воспитании нравственности. Вопрос о нравственном воспитании в контексте возрастной психологии и педагогики. Формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2012

    Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения. Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы. Обучающие программы для детей с нарушением зрения.

    научная работа , добавлен 08.01.2008

    Общая характеристика и направления деятельности образовательного учреждения для детей с нарушением зрения. Анализ группового занятия, принципы и подходы к его организации, используемые методики и педагогическая эффективность, оценка результатов.



 

Возможно, будет полезно почитать: