Выбор спорта для ребенка. Лучший возраст ребенка для начала занятий спортом – когда отдавать ребенка в спорт? Что, если ребенку не нравится секция


Известно, что физическая нагрузка крайне полезна для ребенка. Она делает ребенка выносливее, сильнее, помогает бороться с усталостью и развивает не только мышцы, но и другие системы организма, положительно влияет на интеллект. Секции, предназначенные для мальчиков, поражают своим многообразием, однако, вам следует определить, в какой спорт отдать сына.

Какой спорт лучше выбрать для мальчиков

У мальчика 3 лет, как правило, очень много энергии, которой необходимо задать направление.

Для вашего сына, в этом возрасте подойдут разные игровые, танцевальные секции, а также плавание , которым можно заниматься с самого рождения. Плавание почти не имеет противопоказаний, однако, если у мальчика имеются проблемы с сосудами или сердцем, от подобного спорта лучше будет воздержаться. Если вам и ребенку по душе силовой спорт, тогда можно отдать сына в секцию айкидо. Восточные единоборства , как правило, не имеют возрастных ограничений и вы можете записать своего сына, начиная с 3,5 лет.

В возрасте 4 лет ребенок может выбрать между ушу, а также спортивными танцами или гимнастикой.

Постепенно осваивая подобные виды спорта, мальчик сможет научиться чувствовать ритм, обретет гибкость, разовьет силу мышц. Эти виды спорта, кроме ушу, противопоказаны малышам, у которых проблемы неврологического характера или выявлена какая-либо сердечно-сосудистая патология.

В 5 лет ваш сын может уже записаться в секцию футбола или же хоккея.

Эти виды спорта также весьма популярны, как и разные единоборства, кроме того, они учат взаимодействовать в команде. Футбол разовьет силу мышц и связок ног, спины, хоккей научит ребенка держать равновесие на льду, у мальчика появится хорошая реакция и умение концентрироваться. Но, отдавая сына в подобные секции, важно учесть, что эти виды спорта весьма травмоопасны. Если у малыша имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, вам стоит подобрать другую секцию ребенку.

Если мальчику уже и исполнилось 6 лет, он может попробовать себя в волейболе или баскетболе, а еще в горных лыжах.

Эти виды спорта помогут ребенку развить выносливость, улучшат работу сердечно-сосудистой, дыхательной системы, помогут укрепить мышцы и связки, сделают суставы более подвижными и крепкими. Коньки, как и лыжи, положительно влияют на обмен веществ, помогают при сколиозе.

Если вашему сыну исполнилось 7 лет, можно записать его в секцию бокса или легкой атлетики.

Эти виды спорта помогут застенчивому малышу почувствовать себя увереннее, разовьют координацию, мышечную силу, укрепят опорно-двигательный аппарат, повысят выносливость. Однако, если у малыша имеются неврологические или сосудистые проблемы, от подобного спорта лучше отказаться.

Как изменится характер мальчика, который будет заниматься спортом

Отдавая ребенка в какую-либо спортивную секцию, нужно учесть особенности его характера. Но, под влиянием выбранного вида спорта, характер ребенка может изменяться, при этом формируются черты, которые помогут обрести успех в выбранном деле.

Например, восточные боевые искусства научат ребенка терпению, помогут проявлять сдержанность. Восточная философия, которая сопровождает обучение единоборствам, учит логически мыслить, правильно выбирать стратегию поведения. Ребенок научится гибкости, обретет уверенность и быструю реакцию, сможет адекватно оценивать свои возможности. Флегматичному и меланхоличному малышу эти виды спорта помогут стать намного уверенней, а холерику придадут направленность его неуёмной энергии.

Командные игры , такие, как футбол или хоккей, а также баскетбол, учат малыша взаимодействовать с другими, помогают развить коммуникативные навыки. Эти виды спорта помогут застенчивому ребенку, у которого имеются сложности с поиском друзей.

Зимний спорт учит преодолевать трудности и формирует характер лидера. А творческие виды – танцы или гимнастика – развивают чувство ритма, артистизм, делают ребенка пластичным и гибким.

Любой спорт, без исключения, учат терпению, самоотдаче, дисциплине.

Отдавая сына в спортивную секцию, помните, что спорт – это прежде всего, большие нагрузки, долгие тренировки и тяжелый труд. Вам нужно обязательно поговорить с ребенком, чтобы решить, нужно ли посвящать себя спорту или достаточно остановиться на уровне любителя. Спортивная карьера обычно завершается очень рано и ребенку будет важно уделять достаточное внимание учебе, чтобы можно было реализовать себя в дальнейшем в другой сфере деятельности.

А каким видом спорта занимается ваш сын?

Спорт - это результат. Он достигается путем изнурительных тренировок. Зачастую слабые дети отсеиваются сразу.

Но и те, кто увидел в нем свое предназначение теряют другие качества, такие, как учеба, например. Приходится выбирать, чему посвящать свободное время.

Но есть и положительная сторона - ребенок станет физически более вынослив, да и от тунеядства будет подальше.

Предрасположенность к спорту можно видеть уже с 5 лет. Так, с 4 лет рекомендуется плавание , с 5 - гимнастика , а с 10 - борьба или тяжелая атлетика .

Но каждый малыш уникален. Поэтому все зависит от каждого случая. Принимая решение, родители должны максимально верно сделать выбор.

И лучше всего принимать его объективно - не слушать соседей, не ориентироваться на другие семьи или бездумно отдавать в первую попавшуюся секцию.

Например, водить пухлого ребенка на футбол. Здесь важна подвижность. А любимое чадо быстро не похудеет. Получится обратный эффект. Малыш начнет комплексовать и возненавидит тяжелые унизительные занятия.

Учитывайте расстояние до школы . В случае близкого местоположения ребенку удобно будет самому ходить, планировать свое расписание. Так проблем с распределением времени будет меньше.

Виды спорта для детей Летние

Гимнастика . Отдавать можно с 3-4 лет. Бывает спортивной и художественной. Девочки становятся очень женственными и исправить осанку. Это творческий спорт.

Невероятная грация имеет теневую сторону - постоянные вывихи и синяки.

Легкая атлетика — с 5-6 лет. Сюда включены прыжки в длину и высоту, бег и спортивная ходьба и др. Не пугайтесь сразу. До марафона нужно будет много работать.

Сначала будет тренироваться правильное дыхание и правила достижения результата. Это не простые пробежки. Здесь необходимо соблюдать режим, чтобы не получить травму.

Плавание . Все знают, что это самый полезный спорт. Оно укрепляет почти самое большое количество мышц одновременно, укрепляют дыхание.

Помимо этого вес будет снижаться. Так что смело можно вести купаться полных детей. Девочки будут широкими в плечах.

Разрешено заниматься с 3-4 лет. Можно начинать раньше. Некоторые родители в возрасте почти года уже начинают ходить в бассейн.

Грудничкам они полезны для развития опорно-двигательного аппарата и лечении сколиоза.

Но стоит знать, что большое пространство с водой может вызывать тревогу.

Боевые искусства или борьба . Будут развивать скорую реакцию и гибкость движений, дисциплинированность. Ребенок сможет стать уверенней и постоять за себя и друзей.

Необходимо, чтобы учитель рассказывал о философии этого спорта, а не просто учил бить всех подряд. Начинать можно с 5 лет. Комфортно себя будут чувствовать здесь активные дети, которые могут лишнюю энергию отдать тренировкам.

Зимние

Лыжи . Потребуется хорошая экипировка. Тренирует мышцы ног, пресса и вестибулярный аппарат.

Коньки . Как только малыш уверенно себя чувствует на ногах, его можно выводить на лед. Родители обязательны рядом. Более взрослые самостоятельные тренировки начинаются с 5 лет.

Сноуборд . Популярное экстремальное занятие. Затратным станет специальная одежда и доска. Но занимаясь, ребенок станет уверенней в себе.

Зимний спорт полезен для детей, страдающих сколеозом, обменом веществ или нервозностью. Тренирует выносливость. Часто дети занимаются на улице, в лесу, что хорошо влияет на закалку.

Воздействие нагрузки и свежий воздух повышают сопротивляемость простудным заболеваниям.

Командные виды спорта

Хоккей, баскетбол, волейбол . Основная проблема - ломаные части тела. Но в каком спорте не бывает травм. Зато командный имеет массу преимуществ. Укрепляет дух, улучшает внимание и развивает чувство преданности, единства.

Ребенку станет легче общаться. Это идеальный вариант, если он воспитывается дома и редко контактирует со сверстниками.

Или, наоборот, если малыш очень общителен, то работа в команде станет лучшим времяпрепровождением.

Баскетбол подтянет к лучшему вестибулярный аппарат (равновесие), укрепляет мышцы таза и ног. Волейбол - скорость реакции и ловкость.

Хоккей подойдет для укрепления мышц и сердечно-сосудистой системы. К тому же, это престижное занятие, что повысит самооценку.

Командный спорт развивает такие сильные стороны личности, как воля, выносливость, умение выбирать стратегию и тактику.

Другие виды

Большой теннис . Прекрасно подойдет для детей, страдающих лишним весом. Спортсмен приобретет ловкость, быструю реакцию и способность анализировать действия противника.

Положительно отразится на сердечно-сосудистом и дыхательном аппарате. Из минусов - дороговизна. Теннис прекрасно тонизирует весь организм.

Улучшится даже почерк, так как начнет развиваться мелкая моторика рук.

Верховая езда . Полезна детям с проблемами опорно-двигательного аппарата. Во время поездки задействованы мышцы, которые не работают при обычной ходьба.

Самым большим плюсом этого спорта является отсутствие жестких противопоказаний. Даже наоборот, дети становят более спокойными при общении с лошадьми. Их самооценка и дух укрепляются.

У диабетиков снижается сахар в крови, нервозность пропадает.

Силовые виды спорта такие, как бодибилдинг или тяжелая атлетика разрешены с 15 лет. До этого времени организм еще формируется. Излишняя нагрузка перегрузит его и приведет к ранним непоправимым травмам.

Стоит помнить , что некоторые виды спорта противопоказаны. При плохом зрении нельзя отдавать ребенка на командные виды спорта и единоборства.

Если часто заложен нос (например, гайморит), то лучше не стоит записываться на зимние. Проблемы с сердцем ухудшатся на занятиях с тяжелой нагрузкой.

При неправленых подходах на тренировках по теннису, коньках и лыжах у детей с искривлением позвоночника может ухудшаться развитие мышц.

Выбираем спортивную секцию для ребенка

Ориентируемся на возраст . Каждый вид спорта рекомендует определенный возрастные рамки. Если хочется иметь дома профессионального спортсмена, то отдавать на тренировки нужно с самого раннего возраста.

Например, на фигурное катание и гимнастику принимают уже с 3 лет.

Телосложение ребенка . Высокий рост ценится в баскетболе или волейболе. А вот в гимнастике он не ценится.

Стоит обратить внимание на полноту детей. Часто родители отдают свое чадо с лишним весом на спорт, где это станет помехой и привьет только отвращение к занятиям.

Например, не стоит надеяться на суперрезультат в футболе. А вот на дзюдо, атлетике и даже хоккее такой «пышка» прекрасно будет себя чувствовать.

Характер ребенка . От темперамента зависят и будущие победы. Слишком активные малыши не смогут проявить себя в занятиях, где требуется концентрация и множественное повторение упражнений - теннис, гимнастика или тяжелая атлетика.

Командные же игры станут идеальным местом для бушующей энергии.

Состояние здоровья ребенка . Можно отдать ребенка не для побед, а для профилактики заболевания. Так улучшится осанка и исчезнет плоскостопие на плавании, гимнастике и боевых искусствах.

Иммунитет окрепнет на зимних видах спорта. Проблемы с равновесием исчезнут при занятии гимнастикой, катанием на коньках и лыжах, единоборствах.

Выбираем подходящую спортивную секцию для ребенка. Как понять, к чему он тянется сам?

Платная или бесплатная секция?

Хорошая школа и некоторые виды спорта требуют не только самоотдачи, но и значительных финансовых вложений. Прежде, чем решить отдавать ребенка, нужно проанализировать свои возможности .

Малыш с удовольствием начнет ходить, например, на хоккей или теннис. Позже из-за невозможности тянуть денежно родителям придется забрать его, что приведет к страданиям.

Бывает так, что секция кажется недорогой. Но вскоре обнаружится, что амуниция стоит значительных трат.

Лучше посоветоваться перед решением с тренером.

Часто при детских учреждениях уже действуют бесплатные или весьма дешевые секции.

Туда можно записаться и первое время ходить, чтобы понять желания и настроения будущего спортсмена.

Может случиться так , что дорогостоящий спорт просто не подойдет по темпераменту.

Ситуации, когда ребенка стоит забрать из спортивной секции

Разочарование . Ребенку может не нравиться спорт. С этим нужно разобраться. Либо он не подходит по характеру, либо не подходить местоположение или тренер.

. Школа, домашние обязанности могут наложиться на расписание. Это спровоцирует появление стресса, переутомления. Снижение аппетита и нарушение сна предупредят об этом.

. В этом случае нужно посетить тренировку. Возможно, из-за медицинских противопоказаний выбранная секция не подходит.

Чтобы понять лучше ситуацию, нужно походить на занятия . Понаблюдать за тренером и его действиями. Что это за человек и как он ведет тренировку.

Неуважительное отношение к ученикам , повышение нагрузки сверх нормы, повышенный голос неприемлемы.

Или просто посмотреть на свое чадо. Нравится ли ему, комфортно ли заниматься. Может окажется, что он вообще не посещает занятия.

Главное - не заставляйте ребенка ходить на занятия. У него должен быть свой интерес, вдохновение.

Часто родители отдают в спортивную секцию, потому что хотели сами (но по каким то причинам не имели возможности проявить себя).

В этом случае при отсутствии желания самого спортсмена разовьются не стремление победы, а разочарование, чувство унижения и уныние.

Прислушайтесь к тренеру. Он точно скажет, переносится ли нормально данная нагрузка и можно ли рассчитывать на результатов.

Спрашивайте о том, что нравится ребенку и куда он хочет ходить. Человек должен расти умным, настойчивым и выносливым. Но не загнанным в угол.

Эта статья подходит к проблеме с научной точки зрения и уделяет внимание таким темам, как физические качества ребенка и их сенситивные периоды, специализация и мультиспортивная стратегия, спортивная генетика. Однако некоторые проблемы в выборе спорта для ребенка останутся за рамками данной статьи.

Так один из таких вопросов касается здоровья ребенка. Если ребенок имеет какие-то патологии развития, врожденные или хронические заболевания, то в вопросе выбора вида спорта необходима консультация специалиста.

Если у ребенка имеется лишний вес или ожирение, то прежде чем задумываться о занятиях спортом, нужно привести индекс массы тела к более-менее нормальным показателям. Некоторые родители, отдавая полного ребенка в спортивную секцию, думают, что они решают проблему лишнего веса. Но это не решение проблемы, а попытка переложить ответственность на кого-то другого. Кроме родителей, эту проблему кому-либо другому решить будет очень затруднительно. Надеяться на сознательность ребенка пока не приходится. Не редко схожая ситуация наблюдается при нарушеной осанке - родители думают, что отдав ребенка в плавание или гимнастику, все исправится. Это возможно, если ребенок попадет к хорошему тренеру, который по совместительству еще и врач лечебной физкультуры. Но все же мы рекомендовали бы не полагаться на случай, а делать осознанный выбор в пользу квалифицированных врачей и целенаправленного решения конкретной проблемы.

Здоровье или золото?

Первый и самый главный вопрос, который должен задать себе каждый родитель, когда он только начинает задумываться о приобщении своего ребенка к спорту - это цель занятий вашего ребенка спортом. Зачем вы отдаете ребенка в спортивную секцию и что ожидаете получить в результате? И вы должны ответить на этот вопрос для себя честно, поскольку от этого зависит ваша дальнейшая стратегия и ее успешность. Цели могут быть разные. Одна из них - высшие спортивные достижения, т.е. победа на Олимпийских играх и/или успешная профессиональная спортивная карьера футболиста/хоккеиста/теннисиста, которая обеспечит безбедную жизнь как самому спортсмену, так и его родителям. Для других родителей целью может быть престиж. В их окружении им может быть приятно похвастаться, что их сын занимается хоккеем, дзюдо или футболом, а дочь - художественной гимнастикой, фигурным катанием или большим теннисом. Золотые медали в этом случае тоже приветствуются, но о высших спортивных достижениях речь может не идти, однако при хороших спортивных успехах цели у родителей могут поменяться на вариант, рассмотренный выше. Однако самая распространенная цель - это физическое развитие ребенка, красота и укрепление его здоровья. Еще одна цель, которая успешно сочетается с предыдущей - это приобретение ребенком полезных умений и навыков, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, как то навыки самообороны, самостраховки при падении, умение бегать, плавать, танцевать, прыгать сальто и садиться на шпагат, поднимать штангу, кататься на горных лыжах/коньках/сноуборде и еще много чего, что может пригодиться в обычной жизни. Также многие родители надеятся, что спорт поможет в приобретении таких полезных психологических качеств, как смелость, целеустремленность, сила воли и воля к победе, улучшит социализацию ребенка и даст возможность приобрести новых друзей. Мы не претендуем на полноту и возможно существуют и другие цели, однако в данной статье мы затронем в основном самую популярную - спорт для здоровья и постараемся предложить оптимальную стратегию для достижения этой цели. Спорта высших достижений мы коснемся в конце этой статьи.

Спортивная специализация

«Сегодня принято начинать раннюю, слишком раннюю специализацию: в фигурном катании, в хоккее. Тренеры поумнее, те, кто знает детскую физиологию, уделяют большое время ОФП. Но не все. С другой стороны, есть еще родители, которые в большинстве своем вообще в этом ничего не понимают и только видят, что ребенка отдали в хоккей, а он, вместо того чтобы шайбу по льду гонять, какими-то упражнениями в зале занимается. Но это самый правильный путь в спорт. Я считаю, что в любом спорте первый год необходимо посвящать ОФП плюс мягкому вхождению в спорт, знакомству с ним. Думаю, с этим могут поспорить тренеры, занимающиеся ранним введением детей в спорт. Но за границей, если сравнивать, спортом начинают заниматься не столь рано, как у нас. А результаты не хуже.»
Светлана Журова , Олимпийская чемпионка в беге на коньках.

Спортивная специализация заключается в том, что из многих видов спорта спортсмен избирает один, на котором сосредотачиваются все его усилия с целью достижения наибольшего прогресса и наивысшего результата. Кажется, что современное развитие спорта вынуждает рано начинать систематические тренировки. Спортсмены некоторых стран любой ценой хотят участвовать в спортивной гонке и порой наблюдается стремление к возможно более ранней спортивной специализации. В России в некоторые секции плавания, гимнастики, фигурного катания, футбола, хоккея принимают детей с 4-6 лет, единоборствами начинают заниматься с 7-10 лет. Но как отличить раннюю специализацию от общей физической подготовки, которая почти всегда специализирована под конкретный вид спорта? Врач и тренер, один из авторов журнала Федерации спортивной гимнастики России Олег Васильев пишет следующее: «Если вы хотите просто приобщить ребенка к физической активности и спорту, то вполне достаточно занятий два раза в неделю. И уже за пару месяцев мышечный корсет окрепнет, ребенок станет более подтянутым, координированным, научится базовым гимнастическим и акробатическим элементам, которые останутся с ним на долгие годы. Особенно это касается навыков страховки и падений. Но если целью является спортивный результат, то тренироваться придется каждый день, кроме одного выходного. И на этот режим выходят уже дошкольники ».

Однако исследования не подтверждают тезиса о целесообразности ранней специализации. Анализируя возраст успешных борцов, тренировавшихся в разных видах единоборств, исследователи установили, что успеха достигали чаще всего спортсмены, начавшие систематические тренировки относительно поздно. Большинство борцов классического и вольного стилей начинали занятия этими видами спорта в возрасте старше 13 лет. Похожая тенденция наблюдалась у лучших спортсменов-дзюдоистов. Многие из них начинали тренировочные занятия в возрасте 10-14 лет и только единицы (около 9%) - раньше. Довольно большое число лучших спортсменов мира начинали систематические тренировки в возрасте старше 15 лет. Результаты подтверждают тезис: слишком раннее начало тренировок по борьбе неблагоприятно. Здесь применяется римский принцип: «Торопись медленно». Возможно, что более позднее начало систематических тренировок является специфической биологической охраной борцов и позволяет им в дальнейшем в течение многих лет достигать успехов на высших уровнях.

Не менее интересный материал получен при анализе возраста и стажа ведущих спортсменок Польши, занимающихся художественной гимнастикой. Для достижения 1-го разряда по этому виду спорта требовалось 3 года тренировок, а оптимальный возраст начала систематических занятий приходился на 11-12-й годы жизни. Девочкам, начинающим заниматься гимнастикой в 8 лет, требовалось 5,4 года, а в 11 и 12 лет - только 3 года. Понижающаяся зависимость между возрастом и количеством лет, необходимых для получения 1-го спортивного разряда, кажется, подсказывает: тренировочные занятия конкретным видом спорта надо начинать не как можно раньше (такая тенденция еще действует), а в наиболее оптимальном возрасте.

Существует общепринятое мнение о необходимости очень раннего начала систематических тренировок в спортивной гимнастике. Проведенные на ведущих гимнастах 9 стран исследования свидетельствуют о том, что они начинали тренировки в разном возрасте. Польские гимнасты чаще всего начинали систематически тренироваться в возрасте 9-11 лет, а спортсмены 8 европейских стран - в 7-11 лет (некоторые значительно позже, даже в 14-15 лет).

Результаты научных исследований, проведенные за последние два десятилетия, не подтверждают мнения о целенаправленности начала тренировок во все более молодом возрасте, а также показывают, что ранняя специализация в спорте несет в себе большие риски . Тенденция к снижению возраста начала систематических тренировок не находит подтверждения также в биосоциальных условиях. Она противоречит идее «спорт для детей» и является выдумкой людей, стремящихся к успеху всеми средствами. Осуществление таких идей на практике связано с экспериментами и подвергает детей опасности потери здоровья и снижает вероятность достижения высоких спортивных результатов.

Таким образом какую бы цель вы не преследовали, будь то укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие или высшие спортивные результаты, ранняя спортивная специализация не рекомендуется. Самой правильной стратегией будет разностороннее спортивное развитие , с определением специализации к окончанию школы. Данная стратегия включает не один, а несколько видов спорта на разных этапах развития ребенка (мультиспортивная стратегия). Это также поможет ребенку овладеть большим количеством полезных в жизни умений и навыков. В вопросе определения наиболее эффективной последовательности видов спорта в процессе взросления ребенка мы рекомендуем придерживаться так называемых сенситивных периодов.

Сенситивные периоды
Рис. 1 - Сенситивные периоды у мальчиков и девочек по отношению к биологическому и хронологическому возрасту (среднестатистические данные). (Balyi & Way, 2014)
Кривые красного и синего цветов показывают средние темпы бурного подросткового роста (ежегодный прирост в сантиметрах), который характеризует биологический возраст ребенка. Физические качества, обведенные пунктирными линиями, позиционируются относительно этих кривых, а стрелки указывают на то, что они должны смещаться вслед за кривой. Для качеств, обведенных сплошной линией (гибкость и быстрота), такие данные отсутствуют, поэтому они привязаны только к хронологическому возрасту, отложенному по горизонтальной оси. PHV (peak height velocity) - максимум ростового скачка.

Организм человека развивается неравномерно (гетерохромно). У ребенка есть особые чувствительные этапы развития, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными. Если в эти временные периоды оказать целенаправленное воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие периоды. Опыт, пережитый на протяжении сенситивного периода, оказывает особенно сильное или долговременное воздействие на формирование связей в мозге.

Но почему существуют эти периоды? Почему бы им не тянуться всю жизнь? Этому существует нейро-физиологическое объяснение. Человеческий мозг использует 17% от энергии получаемой организмом. Это самый высокий показатель среди живых существ. Но это ничто по сравнению с энергетическими затратами на развитие детского мозга. Мозг пятилетнего ребенка потребляет половину необходимой организму энергии. Большую часть этой энергии потребляют синапсы, поэтому поддержание дополнительных синаптических связей обходится недешево. Сенситивный период характеризуется наличием максимального числа таких связей в том отделе мозга, который отвечает за то или иное физическое качество. По прошествии сенситивного периода, с целью экономии энергии, большая часть этих связей пропадает. Однако синапсы нейронов, которые чаще активируются, с большей вероятностью будут сохраняться и укрепляться.

Периоды максимального потребления энергии мозгом приходятся на возраст до 6 лет и связаны с развитием таких жизненно важных качеств, как зрение, восприятие, речь. Сенситивные периоды физических качеств начинаются с 7 лет, когда количество энергии, потребляемой мозгом, начинает снижаться, последовательно достигая «взрослых» уровней в разных участках мозга по мере их созревания. Этот процесс завершается в возрасте от 16 до 18 лет. В дальнейшем архитектура мозга будет меньше поддаваться модификации, либо потому, что дополнительные аксоны и синапсы больше недоступны, либо потому, что биохимические проводящие пути, определяющие активность синапсов, изменяются с возрастом.

В прошлом веке многие исследования определяли сенситивные периоды относительно хронологического возраста ребенка. Поэтому данные по сенситивным периодам сильно различаются. Некоторые источники вообще ушли от попытки привязать сенситивные периоды к возрасту ребенка с точностью до года. Сегодня ученые пришли к пониманию, что хронологический возраст плохой критерий, потому что все дети созревают в разном темпе. Поэтому стали опираться на биологический возраст ребенка, который определяется такими критериями созревания, как начало ростового скачка, максимум ростового скачка (PHV - peak height velocity), степень окостенения костных тканей (процентное отношение хрящевой ткани к костной), менархе

у девочек (см. рисунок 1). Современные исследования сенситивных периодов таких физических качеств, как сила, выносливость и координация уже делаются не по отношению к хронологическому возрасту, а относительно критериев созревания, главным из которых является PHV - максимум ростового скачка. Речь идет о ежегодной прибавке в росте ребенка (сантиметров в год). В среднем у девочек PHV приходится на 12 лет, а у мальчиков на 14 лет. Однако другие физические качества, такие как гибкость и быстрота по прежнему не имеют исследований относительно биологического возраста и мы вынуждены опираться на старые данные по хронологическому возрасту. Чтобы читателю было проще ориентироваться, мы рассмотрим физические качества и соответствующие им виды спорта согласно следованию сенситивных периодов. Физические качества ребенка

При анализе физических данных ребенка следует обратить внимание на его телосложение. Выделяют три основных типа телосложения:
Торакальный (грудной, эктоморфный). Характерные особенности: фигура худощавая, кости узкие, плечи чуть шире бедер, руки и ноги длинные. Сильные качества - выносливость. Слабые качества – физическая сила.
Мышечный (мускульный, мезоморфный). Характерные особенности: фигура атлетическая, кости широкие, плечи широкие, руки и ноги средней длины. Это средний тип, в котором сила и выносливость гармонично сочетаются.
Дигестивный (брюшной, эндоморфный). Характерные особенности: фигура коренастая, кости широкие, плечи не шире бедер, руки и ноги короткие. Сильные качества – физическая сила. Слабые качества – выносливость.

Кроме того, существуют такие физические качества, которые в телосложении никак не проявляются: быстрота, гибкость, координация.
Родителям так же стоит обратить внимание на свои физические качества и развитие скелета (костей, сухожилий и суставов). Все это имеет прямое отношение к вашему ребенку и должно быть учтено в выборе вида спорта.
Тип телосложения не накладывает ограничений на выбор вида спорта, однако лимитирует в достижении высших спортивных результатов. Мышечный тип телосложения хорошо подходит для всех видов спорта. Торакальному типу следует отдавать предпочтение циклическим видам спорта, сложно-координационным видам, а также спортивным играм и многоборьям. Дигестивному типу следует выбирать тяжелоатлетические виды спорта и единоборства.

Все виды спорта можно разделить на те, где развитие одного из физических качеств достигает крайней степени, и на те, где происходит комплексное, разностороннее развитие всех этих качеств в умеренной степени. К последним относятся игровые виды спорта, единоборства и многоборья.

«10 лет я отзанималась спортивной гимнастикой. Получив в 15 лет звание мастера спорта я почувствовала, что в гимнастике достигла пика. Тогда тренер предложил попробовать себя в прыжках с шестом. Хотя, конечно, нужно серьезно заниматься лет с 10-11, но так как у меня была определенная подготовка, то все получилось. На моем примере можно подтвердить тезис, что гимнастика – ключ ко всем видам спорта. Я всем говорю: "Не знаете, в какую секцию записать ребенка, – отдавайте в спортивную гимнастику". Там можно заложить отличную базу: подкачка, растяжка…»
Елена Исинбаева , Двукратная Олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом.

Гибкость
Гибкость развивается абсолютно во всех видах спорта, как элемент общефизической подготовки. Растяжка мышц необходима, как профилактика спортивных травм. Но особые (предельные) требования к гибкости предъявляются в тех видах спорта, где судьями субъективно оценивается эстетика действий спортсмена: гимнастика, акробатика, фигурное катание, синхронное плавание, спортивные танцы, фристайл. В этих видах спорта гибкость непосредственно связана со сложной координацией движений. Хотя гибкость никак не выражается в телосложении, заметить ее можно уже с первых лет жизни ребенка.
Сенситивный период для развития гибкости: с 6 до 12 лет.

Координация и баланс
Наибольший эффект в воспитании координации обеспечивают такие сложно-координационные виды спорта, какими являются спортивная акробатика, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание, маунтинбайк и BMX. Все эти виды предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного и вестибулярного аппарата. Фундамент сложно-координационных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки.
Сенситивный период для развития координации длится до начала ростового скачка: с 7 до 12 лет.

Быстрота
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальное время. Развитие скорости целостных движений связано с совершенствованием других физических качеств и техники. Быстрота и скорость - различные характеристики моторной функции человека. Быстрота движений является генеральным свойством центральной нервной системы, проявляющимся в двигательных реакциях и движениях с ненагруженными конечностями. Скорость - это конечная характеристика спортивного движения. В спринтерских дистанциях в беге, коньках, велоспорте, плавании быстрота мышечного сокращения играет свою роль, но не является определяющей. В других видах (хоккей, бокс, карате, фехтование) быстрота мышечного сокращения является ключевым, но не единственным необходимым качеством. Кроме того, в этих видах это качество непосредственно связано со скоростью реакции. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки наблюдается у детей от 9 до 12 лет, а максимальные значения достигаются в 14-15 лет.

Выносливость
Выносливость - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость базируется на развитии кардио-респираторной системы (сердца, крови и легких), поэтому развитие выносливости - это еще и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в будущем. К видам спорта, требующим от спортсменов большой выносливости, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно продолжительное время: стайерские и марафонские дистанции в беге, спортивной ходьбе, велоспорте, лыжных гонках и биатлоне, плавании, конькобежном спорте, спортивном ориентировании, триатлоне и декатлоне. Приступая к тренировкам в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитанием способности волевого противостояния утомлению (терпения) не только в ходе соревновательной, но и тренировочной деятельности. В соответствии с предъявляемыми требованиями, у молодых спортсменов этих видов спорта в первую очередь развивается общая выносливость и незаурядная сила воли.
Сенситивный период для развития выносливости начинается вместе с началом ростового скачка (см. рисунок 1). Сенситивный период для аэробной емкости длится до момента наступления максимума ростового скачка (PHV). Для аэробной мощности сенситивный период наоборот наступает после PHV до самого спада темпов роста.

Сила
Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему мышечным напряжением. Силовые способности делятся на несколько видов, наиболее важными из которых является максимальная сила и взрывная сила, как подтип скоростно-силовых возможностей, характеризуемая максимальной мощностью. Именно максимальная мощность наиболее востребована в большинстве видов спорта - в легкоатлетических метаниях (копья, диска, молота), толкании ядра, прыжках, в тяжелой атлетике, в различных видах борьбы. В спринтерских дистанциях в беге, коньках, лыжах, велоспорте, плавании. Медленная (изотоническая) и статическая сила требуются в спортивной гимнастике, в скалолазании. Сенситивный период для развития силы начинается после максимума ростового скачка: с 12 до 17 лет.

Единоборства, игровые виды спорта, многоборья

В группу единоборств входят бокс, кикбоксинг, борьба (классическая, вольная, самбо, дзюдо), восточные и национальные виды единоборств (карате, кудо, ушу, тхэквандо, тайский бокс, бразильское джау-джицу и др.), фехтование. Для этой группы видов спорта характерно непосредственное контактное противодействие спортсменов-соперников. Поединки - это физическое и психологическое противостояние, которое требует активного проявления волевых качеств, инициативности, самообладания. В процессе спортивного совершенствования развиваются общая и специальная выносливость, силовые качества основных групп мышц и их быстрота, в особенности в ударных единоборствах, повышается эффективность и продуктивность сенсорно-моторных процессов, в том числе скорость реакции. Спортивные единоборства развивают уверенность в себе, дают основные навыки самообороны. Все виды ударных единоборств имеют прикладное значение во всех силовых структурах.

Спортивное совершенствование в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию у занимающихся всех основных физических качеств. Под влиянием систематических занятий игровыми видами спорта улучшаются функции вестибулярного аппарата, координации и баланса и лучше переносятся быстрые изменения положения тела, совершенствуется точность движений, развивается переферическое зрение, повышается способность различия пространственных восприятий. Командные игровые виды спорта особенно способствуют воспитанию таких положительных свойств и черт характера, как умение работать в команде, взаимопомощь, сознательная дисциплина. Кроме того игровые виды спорта способствуют развитию внимания, памяти и мышления.

Многоборья оказывают разностороннее воздействие, требуют хорошей психофизической подготовленности, прививают спортсменам навыки рационального расходования сил и времени на различные виды деятельности, воспитывают у них дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость.

Возраст ребенка

Российские госстандарты в своих возрастных нормах приема детей в спортивные секции так же опираются на сенситивные периоды. До 2014 года существовал СанПин 2.4.4.1251-03, где в Приложении 2 была таблица Минимального возраста зачисления детей в спортивные школы по видам спорта. Но 4 июля 2014 г. он утратил силу и вступил в действие новый СанПиН 2.4.4.3172-14 N 41, где этой таблицы нет. Нормативы по минимальному возрасту детей для зачисления в спортивные секции перекочевали в Федеральные стандарты спортивной подготовки от Министерства Спорта РФ . По каждому виду спорта свой документ. Мы просмотрели все стандарты и составили сводную таблицу, как в старом СанПине, с минимальными возрастами зачисления детей в группы начальной подготовки.

Минимальный возраст зачисления детей в группы начальной подготовки
Возраст Виды спорта
6 Спортивная гимнастика (девочки), Акробатика (девочки), Художественная гимнастика, Фигурное катание, Велоспорт-BMХ
7 Воднолыжный, Спортивная гимнастика (мальчики), Прыжки в воду, Синхронное плавание, Фристайл, Настольный теннис, Плавание, Теннис, Акробатика (мальчики), Прыжки на батуте, Спортивные танцы, Аэробика, Дартс, Шейпинг, Шахматы, Шашки, Ушу
8 Горнолыжный, Сноуборд, Баскетбол, Футбол, Бадминтон, Спортивное ориентирование, Спортивный туризм, Гольф, Керлинг
9 Биатлон, Легкая атлетика, Прыжки на лыжах, Парусный спорт, Бейсбол, Водное поло, Волейбол, Гандбол, Конькобежный, Лыжные гонки, Шорт-трек, Регби, Софтбол, Хоккей с шайбой, Хоккей с мячом, Хоккей на траве, Тхэквондо, Фехтование
10 Велоспорт, Конный спорт, Современное пятиборье, Санный спорт, Стрельба пулевая, Бокс, Борьба вольная, Борьба греко-римская, Гребля академическая, Гребля на байдарках и каноэ, Дзюдо, Тяжелая атлетика, Альпинизм, Буерный спорт, Гребной слалом, Натурбан, Полиатлон, Триатлон, Современное пятиборье, Армреслинг, Гиревой, Каратэ-до, Кекусенкай, Скалолазание, Стрельба из арбалета, Кикбоксинг, Контактное каратэ, Пауэрлифтинг, Самбо, Рукопашный бой
11 Стрельба из лука, Стендовая стрельба
12 Бобслей

Однако следует сделать одно важное замечание - представленные в таблице цифры не означают, что до указанного возраста можно ничего не делать. Обратите внимание, что в стандартах приведены нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы начальной подготовки. Например по стандарту в группу начальной подготовки по спортивной гимнастике мальчик может быть зачислен с 7 лет. Но для того, чтобы его зачислили он должен выполнить следующие упражнения:

  • Челночный бег 2x10 м (не более 7,1 с)
  • Бег 20 м (не более 4,7 с)
  • Прыжок в длину с места (не менее 130 см)
  • Подтягивание из виса на перекладине (не менее 5 раз)
  • Сгибание-разгибание рук в упоре на параллельных гимнастических скамейках (не менее 8 раз)
  • Поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» (не менее 5 раз)
  • Удержание положения «угол» в висе на гимнастической стенке (не менее 5 с)
  • Исходное положение - сед, ноги вместе Наклон вперед, Фиксация положения 5 счетов
  • Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 30 см, фиксация 5 с)
  • Обязательная техническая программа
Очевидно, что без специальной подготовки этот комплекс не выполнит ни один ребенок. Следовательно заниматься он должен начать с 5-6 летнего возраста в группах ОФП по спортивной гимнастике, цель которых - подготовить ребенка к сдаче этих нормативов.

Психологические качества ребенка

Если ваша цель здоровье и гармоничное развитие вашего ребенка, то в выборе спорта по психологическим качествам можно отталкиваться от обратного. Если ваш ребенок интроверт, замкнут и неуверен в себе, необщителен или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, то командные игровые виды спорта помогут ему раскрыться и стать более общительным. Различные виды единоборств так же предполагают умение находить общий язык с партнерами по команде, тогда как в циклических видах спорта, особенно в велоспорте, плавании, триатлоне на общение совсем нет времени. Эти виды спорта предполагают длительную монотонную работу в одиночестве, поэтому лучше подойдут гиперактивным детям, которые легко отвлекаются от работы и с трудом могут усидеть на месте. Циклические виды помогут им стать более спокойными, дисциплинированными, воспитают силу воли и терпение.

Высшие спортивные достижения

Канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл проанализировал ряд исследований в области искусства и спорта и вывел правило 10000 часов и 10 лет. В своей книге «Гении и аутсайдеры» он пишет следующее: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми - композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, - это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов - примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

Однако будущего чемпиона на этом долгом пути ждет масса препятствий, которые могут не позволить ему завершить свой путь, длиной в 10000 часов. Это в первую очередь травмы, проблемы со здоровьем иного характера, психологические проблемы и ряд других. Поэтому выбирая целью высшие спортивные достижения родители должны со всей ответственностью подумать и взять на себя все риски, связанные с достижением этой цели. Например в Канаде, родине хоккея с шайбой, лишь 1 ребенок из 4000 (0,025%) хоть когда-нибудь попадет в НХЛ и при этом лишь 5 из 4000 (0,1%) юных хоккеистов в будущем получат высшее спортивное образование. Всестороннее тестирование и определение сильных сторон вашего ребенка позволить снизить вероятность ошибки, цена которой достаточно высока.

Если вы осознано решили вырастить будущего мирового чемпиона, то должны понимать, что успеха на мировой арене без таланта не добиться. В начале прошлого века, когда конкуренция в спорте была низка, стать чемпионом можно было только за счет «пахоты» на тренировках. И сейчас фактор труда никто не отменял, но надо понимать, что на одно место олимпийского чемпиона претендуют миллионы занимающихся данным видом спорта, и все они на тренировках не бьют баклуши. Следовательно, в дело вступают гены, до 70% определяющие будущего чемпиона в личных видах спорта, и до 50% – в командных видах спорта. Сочетание идеальных генетических параметров, указывающих на развитие физических и психических качеств и способно предопределить появление чемпиона в том или ином виде спорта.

Тренеры и спортивные ученые давно заметили, что родители спортсменов высокого класса обычно более развиты и физически, и функционально, чем другие окружающие их люди, и часто имеют опыт в спорте высших достижений. Ребенок в семье, где один из родителей серьезно занимался спортом, на 50% предрасположен к тому, чтобы стать выдающимся спортсменом. При условии, что оба родителя профессионально занимались примерно одним и тем же спортом, вероятность того, что их ребенок будет успешным в спорте повышается до 75%.

Генетика спорта
Эпигенетика

Активность многих генов, которые влияют на поведение, зависит от внешних обстоятельств, поэтому наследственность вашего ребенка не программирует его судьбу. В ответ на различные воздействия окружающей среды организм осуществляет так называемые эпигенетические модификации, которые могут заблокировать или разблокировать участок ДНК, производя химические изменения (метилирование), так что белок, закодированный в этом гене, не может образоваться или наоборот начинает образовываться. При копировании ДНК в процессе клеточного деления копируются также эпигенетические модификации, поэтому все следующие поколения клеток сохраняют эту информацию. Эти изменения могут быть даже переданы по наследству. Таким образом, жизненный опыт может преобразоваться в постоянную генную модификацию.
Так например, питание в дородовом и на ранних стадиях послеродового периода может повлиять на жировой метаболизм ребенка и риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2-го типа, тучности и рака в зрелом возрасте. Мы осмелимся выдвинуть предположение, что сенситивные периоды также имеют эпигеномную природу. Это значит, что выдающиеся физические качества хотя и могут быть запрограммированы в геноме, но изменение активности вовлеченных в них генов происходит по средствам внешнего влияния. Иными словами генетический талант вашего ребенка необходимо активировать в определенный сенситивный период, иначе "гениальные гены" могут покрыться "ржавчиной" и уже не проснуться.

С помощью современного генетического анализа можно понять, к занятиям каким видом спорта предрасположен ваш ребенок. По мнению специалистов, каждый здоровый молодой человек способен достичь уровня I взрослого спортивного разряда, как минимум, если была верно определена его генетическая предрасположенность к виду спорта. Сегодня генетические технологии достигли такого уровня, что такой анализ стал доступен всем желающим.

На даный момент открыто более 50 генетических маркеров, по которым оценивают четыре физических качества (сила, быстрота, выносливость и мышечная масса) и предрасположенность человека к некоторым заболеваниям и патологиям развития, обусловленных повышенной физической нагрузкой. Анализ позволяет с определенной долей вероятности оценивать людей по степени предрасположенности к различным видам двигательной деятельности и исходя из этого рекомендовать тот или иной вид спорта.

Любой генетический анализ является сравнительным. В нашей стране он делается именно для российской популяции. Для определения верхнего уровня были проведены исследования в группе элитных российских спортсменов из разных видов спорта. Для определения среднего уровня рассчитан средний бал для населения России в общем. Потенциал развития конкретного физического качества оценивается в баллах путем сравнения данных генетического анализа человека с показателями элитных спортсменов и общей популяцией. "Высокая предрасположенность" означает, что генетический анализ обнаружил сходные с элитными спортсменами значения. "Выше среднего" - балл ниже, чем у элитных спортсменов, но выше, чем по популяции. "Средняя предрасположенность" - совпадение со средним значением по популяции. "Ниже среднего" - ниже, чем в среднем по популяции.

Психология чемпиона

Рассматривая физические качества и способности ребенка, нельзя упускать из виду и его психологические особенности. Психология играет огромную роль в спортивном результате. Черты личности будут накладывать свои ограничения и будут направлять вас в выборе вида спорта. В случае с высшими спортивными достижениями рекомендуется искать спорт, не вызывающий у ребенка психологического дискомфорта. Если ребенок легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в разговоре, для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства. Если же он усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом. (Например выдающийся пловец современности Майкл Фелпс является именно таким интровертом. В детстве ему ставили диагноз аутизм). Если ребенок замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Командные игровые виды вероятно не для него. Или же ему следует подобрать подходящее амплуа, например вратаря. Все виды спорта связанные с состязанием в скорости и выносливости (легкая атлетика, лыжи, плавание, велоспорт) позволяют спортсмену уединяться, замыкаться в себе на время прохождения дистанции. Для замкнутых людей характерно создание вокруг себя узкого круга близких лиц, поэтому таким детям можно так же рекомендовать виды спорта с выбором одного постоянного партнера (спортивные танцы, парное катание, парное синхронное плавание, парные прыжки в воду и др.).

Психология тесно связана с физиологией. Например, высокая тревожность физиологически выражается в том, что у таких людей очень быстро и эффективно происходит выделение адреналина в кровь. Это делает их лучшими в беге. Известно, что спринтеры непосредственно на старте применяют различные психологические приемы, чтобы вызвать у себя состояние страха. Те, кто делает это более эффективно, способен достигать поистине фантастических скоростей. А для единоборств, напротив, такое качество не позволит человеку достичь значительных успехов. Одним словом, не бывает плохих физиологических качеств, бывает неверное их истолкование и применение.

Надо уметь отличать здоровую агрессивность, характеризующуюся как физиологическая способность нервной системы быстро входить в состояние возбуждения, что полезно в единоборствах, от враждебности, которая проявляется в агресивном поведении в социуме. Дети с признаками враждебности особенно нуждаются в правильном физическом воспитании, ориентировании на гуманное и предельно уважительное отношение к сопернику. Не зря в восточных единоборствах этим вопросам уделяется так много внимания.

Спортивная подготовка успешного спортсмена

Генетика не является полным залогом успеха. Необходима грамотная система многолетней спортивной подготовки. Если вы доверили вашего ребенка хорошему тренеру, который не будет стремиться сделать из ребенка чемпиона здесь и сейчас, а будет нацелен на долгосрочные результаты, то он будет последовательно развивать физические качества будущего чемпиона в соответствии с сенситивными периодами. Однако подобный подход встречается не часто. Возможно одна из причин кроется в системе оплаты труда тренеров, когда надбавки к зарплате начисляются за достижения воспитаников здесь и сейчас, что не позволяет работать на долгосрочную перспективу. В этом случае можно порекомендовать родителям использовать мультиспортивную стратегию. Допустим ваш ребенок занимается футболом, вы понимаете что сейчас ему нужно развивать качества выносливости, но футбольный тренер этого не делает. Как вариант вы можете отдать его дополнительно в секцию легкой атлетики, где будут работать над его выносливостью и научат правильно бегать, что будет очень полезно для футболиста. Или ваш ребенок занимается единоборством, наступает время для развития силы и мощности. Можно отвести его в секцию тяжелой атлетики, где он не только разовьет нужные качества, но и на всю жизнь овладеет правильной техникой работы со штангой. Опять же старайтесь избегать ранней спортивной специализации, там где это возможно и оправдано, не торопитесь нагружать ребенка 5 дней в неделю избранным видом спорта. На начальных этапах необходимо разнообразие, это позволит предотвратить профессиональное выгорание и травмы. Например если вы планируете вырастить чемпиона по дзюдо и думаете об этом с самого рождения сына, то это не значит, что его нужно отдавать в школу единоборств с 6 лет. Лучше потратить это время на другие виды спорта (спортивную гимнастику, плавание, легкую атлетику), которые гармонично разовьют вашего сына и в дзюдо он придет уже физически подготовленный и за несколько лет догонит и перегонит своих сверстников, которые занимаются с 6 лет.

Из всего выше сказанного вытекает, что удачный выбор вида спорта - это задача с несколькими переменными. Вам следует определиться с целью этих занятий, после чего, исходя из ваших возможностей и доступности секций, разработать наиболее эффективную программу занятий различными видами спорта в соотвествии с сензитивными периодами, психологическими особенностями и предпочтениями вашего ребенка. Будьте готовы попробовать не одну спортивную секцию, прежде чем вы найдете то, что по душе вам и вашему ребенку.

Использованная литература
  • А. Э. Беланов . Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Учебно-методическое пособие для вузов. кафедра физического воспитания Воронежского государственного университета. 2007 .
  • Ахмерова К.Ш., Мирошникова Ю.В., Выходец И.Т., Курашвили В.А. Подготовка юных спортсменов за рубежом: организационно-правовые основы, медицинское и научно-методическое обеспечение: монография . - М.: РАСМИРБИ , 2015 . - 218 с.
  • Васильев Олег . Сколько и как тренироваться? Гимнастика , 2015 , №2(24), С.38-39 .
  • Амодт С., Вонг С. Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным . - М.: Эксмо . 2014 . стр. 40
  • Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических наук / Под общ. ред. В.И. Тхоревского . - М.: Физкультура, образование и наука , 2001 Istvan Balyi, Richard Way et al . Canadian Sport for Life – Long-Term Athlete Development Resource Paper 2.0. Canadian Sport Institute – Pacific 2014 . pp. 31-32

Данная оригинальная статья является интеллектуальной собственностью и охраняется законом РФ "Об авторских правах". Любое использование материала данной статьи, полностью или частично, без размещения прямой гиперссылки на www..


Елена Дмитриева
Консультация для родителей «Как выбрать вид спорта ребенку»

Консультация для родителей

«Как выбрать вид спорта ребенку »

Часто родители при выборе спортивной секции для ребенка руководствуются ложными мотивами : горнолыжный спорт – это престижно , фигурное катание – красиво, фехтование – благородно, карате – мужественно. Нередко основанием для выбора становятся и нереализованные амбиции взрослых : мама мечтала стать гимнасткой, да фигура подкачала, папа грезил о горных лыжах, но это было не по средствам. Все это в корне неверно.

Как выбирать вид спорта ?

1. Расспросите самого ребенка , чем бы ему хотелось заниматься. ОН, скорее всего, вообще не имеет представления о том, какие существуют виды спорта . Восполнить этот пробел несложно : посмотрите с ним передачи спортивного канала , сходите на занятия или соревнования в различные спортивные секции . Но все же полагаться исключительно на выбор ребенка не стоит .

2. Прежде чем принять решение, трезво оцените возможности ребенка . Ведь спорт – это та сфера , желание человека далеко не всегда совпадают с его физическими возможностями. Например, худенький, неуверенный в себе мальчик вряд ли почувствует себя комфортно в секции хоккея, а основательному плотненькому крепышу, скорее всего, не удастся добиться успехов в секции спортивной гимнастики , где необходимы гибкость, прыгучесть, подвижность суставов.

3. Не стоит отдавать малыша заниматься тем видом спорта , к которому он максимально предрасположен. Ведь в этом случае у него будут активно развиваться именно те навыки, которые и так прекрасно сформированы, а те, которые нуждаются в дополнительной стимуляции, так и останутся неразвитыми. А занятия спортом , если правильно выбран профиль , могут гармонизировать как раз те сферы, в которых малыш не слишком успешен.

4. Необходимо взвесить материальные возможности семьи, учесть удаленность места занятий от дома, расписание тренировок.

Как доктор прописал

Если у ребенка есть какое – то хроническое заболевание, то выбирать вид спорта и определять допустимую нагрузку можно только по рекомендации лечащего врача. Но даже если ребенок выглядит абсолютно здоровым, у него могут быть проблемы, которые до поры до времени не дают о себе знать, но при повышенной физической нагрузке могут развиться в серьезный недуг. Поэтому, прежде чем принять окончательное решение, нужно обязательно проконсультироваться у педиатра , а лучше пройти полную диспансеризацию.

В профессионалы или любители?

Занятия спортом приносят пользу телу и душе в том случае, когда ребенок занимается с удовольствием, а после тренировки чувствует легкую приятную усталость. Но в спортивных школах , где детей с первых шагов ориентируют на достижение спортивных результатов , тренировки столь интенсивны, что не оздоровляют, а, наоборот, изматывают организм. К тому же они отнимают столько времени, что ребенку и его родителям приходится выбирать : или отказаться от занятий музыкой, рисованием и т. д. и посвятить себя только спортивной карьере , или бросить секцию. Выбор никогда не бывает безболезненным.

От последствий спортивных перегрузок страдают в первую очередь физически здоровые дети. Слабые и болезненные быстро отсеиваются как неперспективные.

Если вы заботитесь не о славе, а о здоровье и гармоничном развитии ребенка , не стремитесь записать его в спортивную школу , где делают чемпионов. Скромная оздоровительная секция рядом с домом принесет больше пользы.

Особое внимание уделите выбору тренера. Ведь от него во многом будет зависеть, полюбит ли ребенок заниматься спортом , будут ли занятия приносить радость. Поинтересуйтесь, какое у тренера образование, с какими результатами выступал он сам и каких успехов достигли его ученики. Поговорите с детьми, которые у него занимаются, и с их родителями . И все же, даже при самых положительных характеристиках и анкетных данных стоит полагаться в первую очередь на свое собственное мнение. Понаблюдайте за тренером во время занятий, убедитесь, что он не груб с детьми, толково и внятно объясняет, что и как нужно делать, страхует во время опасных упражнений, разумно дозирует нагрузку. Если тренер вам покажется не очень приятным человеком или если малыш наотрез откажется идти к нему на занятия, прислушайтесь к своей интуиции и чувствам ребенка .

«Заберите меня отсюда!»

Выбрана секция , куплена экипировка, начались занятия. И вдруг ребенок объявляет , что заниматься не хочет. Что делать? Для начала разобраться, в чем причина нежелания. Многие дети отказываются заниматься, столкнувшись с трудностями : что-то не получается с первого раза, тренировки вызывают дискомфорт. Товарищи по группе опережают. В этом случае стоит уговорить ребенка подождать : возможно, позже ему удастся справиться с неудачами и он с удовольствием втянется. Более серьезная проблема – конфликт с товарищами по группе. В раздевалках дети остаются без присмотра взрослых, и более опытные «спортсмены » могут насмехаться над новичками. Постарайтесь научить ребенка постоять за себя . Попросите тренера контролировать поведение детей в раздевалках. Но если ничего не меняется и ребенок боится ходить на тренировки, ищите другую секцию. Забирайте ребенка и в том случае , если у него не сложились отношения с тренером.

Если ребенку не нравится выбранный вид спорта , не стоит настаивать и во что бы ни стало продолжать занятия. Предложите ему передохнуть и попробовать себя в чем-то новом.

Чтобы быть здоровым и сильным, совершенно не обязательно ходить в спортивную секцию . Ролики и коньки, велосипед и скакалка, плавание и бадминтон, пешие и водные походы принесут не меньше пользы. В любом случае не кубки и медали, а здоровье и уверенность в собственных силах – вот главная награда, которую получает ваш маленький спортсмен , а вместе с ним - и вы.

Виды спорта для детей

Вид спорта Приносит пользу Противопоказания Возраст Плюсы Минусы

Плавание Плавать полезно при дистонии, частых простудах, гастрите, ожирении, сахарном диабете, заболеваниях позвоночника Не рекомендуется при кожных заболеваниях : нейродермите, мокнущих экземах. Аллергикам не стоит плавать в бассейне с хлорированной водой С 4–5 лет Доступность, низкая стоимость обучения и экипировки, возможность выбрать бассейн рядом с домом Высок риск грибковых заболеваний

Конный спорт Полезен при неврозах, гиперактивности, аутизме, отставании в развитии, подходит детям, ограниченным в движении (при ДЦП) Близорукость высокой степени, бронхиальная астма С 8-9 лет Общение ребенка с умным животным , престижность Один из самых дорогих видов спорта (высокая стоимость экипировки и услуг тренера, необходимость возить ребенка за город

Легкая атлетика Укрепляет организм, помогает при дистонии, частых простудах, начальной стадии сколиоза. Оздоровительный бег полезен при хронических заболеваниях в стадии ремиссии Длительные забеги, бег с препятствиями, прыжки стоит ограничить или исключить вовсе при заболеваниях сердца, воспалениях желудочно-кишечного тракта, астме, сильной близорукости С 7 лет Доступность, занятия на свежем воздухе, недорогая экипировка Частые растяжения связок

Лыжный спорт Сочетает все плюсы легкой атлетики с мягким закаливанием. Лыжи очень полезны при заболеваниях органов дыхания, плоскостопии, болезнях позвоночника Ограничить при бронхиальной астме с частыми приступами и при язвенных процессах С 8-9 лет Доступность, занятия на свежем воздухе, не очень дорогая стоимость экипировки Сезонность занятий, экипировку приходиться менять каждый год

Фигурное катание Полезно при начальных стадиях остеохондроза, сколиоза, нарушениях обмена веществ Велика опасность застудить органы малого таза. Соблюдать осторожность при незрелости связочного аппарата, сильном плоскостопии, высокой степени близорукости С 3-4 лет Престижность, развивает эстетический вкус, артистичность Сезонность, высокая стоимость костюмов, высокая травмоопасность

Спортивные единоборства Обучение должно начинаться с курса общеукрепляющей подготовки. Если тренер подберет ребенку индивидуальную программу, учитывая особенности его здоровья, занятия окажут великолепное оздоровительное действие на весь организм Если ребенка начнут сразу учить размахивать ногами и разбивать ладонью кирпичи, уводите его из этой секции С 5-9 лет Гармоничное развитие души и тела, умение постоять за себя, средняя стоимость экипировки Травмоопасность

Художественная гимнастика Укрепляет мускулатуру, способствует развитию межполушарных связей, координации движений. Умеренные занятия полезны девочкам, склонным к сколиозу, перенесшим в раннем возрасте рахит При интенсивных занятиях возрастает нагрузка на суставы, связки, позвоночник, а это чревато травмами. Данный вид спорта может быть противопоказан при болезнях сердца С 5-6 лет Престижность, развитие артистичности, формирование красивой фигуры, средняя стоимость экипировки Травмоопасность

Фехтование Не связано с физическими и эмоциональными перегрузками, полезно ослабленным детям. Способствует формированию межполушарных связей, развитию глазомера, пространственного мышления. Рекомендуется детям с дисграфией, дислексией Сколиоз, сильная близорукость. Из-за синтетических покрытий и костюмов с масками могут возникнуть проблемы у аллергиков и астматиков С 9-10 лет Развитие быстроты реакции Высокая стоимость экипировки, травмоопасность

Командные виды спорта Хоккей , футбол, волейбол и др. помимо общеукрепляющего эффекта учат взаимодействию в группе.

Волейбол и баскетбол-оптимальный вариант. Водное поло сочетает в себе все плюсы плавания и командной игры. Риск травматизма при этом минимален Футбол и хоккей очень травматичны и требуют больших физических затрат и выносливости С 6-7 лет Воспитание волевых качеств Высокая стоимость экипировки (хоккей, футбол, выезд на соревнования за счет родителей

Теннис Полезен, если ребенок склонен к полноте , при начальных стадиях остеохондроза, дистонии, нарушении координации движений Противопоказан при сколиозе. При интенсивных занятиях страдают локтевые и коленные суставы С 6-7 лет Престижность, развитие интуиции, обучение тактике и стратегии Дорогой вид спорта

Для разных занятий важны разные физические и психологические качества: в гимнастике значение имеет гибкость, а в плавании - выносливость. Совсем необязательно, что девочкам подходит художественная гимнастика, а мальчикам - хоккей. Если учесть при выборе индивидуальные качества и особенности ребенка, то занятия спортом будут приносить удовольствие, и он покажет отличные результаты.

В Москве есть множество спортивных школ, в которых более чем по 70 видам спорта помогут детям достичь наивысших результатов.

2. Как сделать выбор?

Департамент спорта города Москвы разработал методику для подбора вида спорта для детей от 6 до 12 лет. Ребенок выполняет группы упражнений, родители указывают его рост, вес и дату рождения, а алгоритм рассчитывает рекомендации по 77 видам спорта в соответствии с возрастом и полом ребенка.

Тестирование можно пройти в домашних условиях, либо записаться в специализированные центры.

3. Как самостоятельно провести тестирование?

Тестирование предназначено для детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Ребенок выполняет спортивные упражнения и специальные тесты - подтягивается, приседает и бегает на время. Вы измеряете важные качества: силу, скорость, гибкость, реакцию, координацию и память, которые повлияют на рекомендации по видам спорта.

На основе этих данных система подбирает виды спорта и распределяет их по группам - от тех, которые обязательно стоит попробовать, до тех, в которых нужно еще потренироваться.

У каждого упражнения существует физиологическая норма для пола и возраста ребенка.

Проходить все задания не обязательно, но чем больше упражнений вы выполните, тем точнее будут рекомендации. Для получения первых результатов достаточно сделать 6 упражнений.

4. Как записаться в центры тестирования Москомспорта?

В центрах тестирования вы можете бесплатно проверить предрасположенность вашего ребенка к разным видам спорта. Методика рассчитана на детей в возрасте от 6 до 12 лет. .

Тестирование проводится по трем направлениям:

  • психофизиологическое тестирование;
  • антропометрическое исследование;
  • спортивное тестирование.

С собой на тестировании необходимо иметь:

  • спортивную форму;
  • кроссовки;
  • теплую кофту;
  • бутылочку воды.

Родителю:

  • медицинскую справку о том, что ребенок здоров и допущен к занятиям физической культурой с указанием группы здоровья (срок действия справки - две недели). Справку можно получить у педиатра или в кабинете «Здоровое детство» в поликлинике по месту жительства;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о рождении ребенка;

Приезжайте в центр за 15 минут до тестирования, чтобы заполнить анкету и переодеться.



 

Возможно, будет полезно почитать: