24 движения тайцзицюань. Исцеляющий и укрепляющий здоровье Тайцзицюань. Благотворное физиологическое воздействие Тайцзицюань

Тайцзицюань – традиционное китайское «внутреннее» боевое искусство, буквально «кулак Великого Предела».

История создания тайцзицюань окутана легендами, а точные факты теряются в глубине веков. На сегодняшний день существует несколько версий возникновения этого древнего искусства. По одной из версий, первые формы тайцзицюань создал легендарный даосский монах Чжан Саньфэн на основе наблюдения за поединком журавля и змеи. Произошло это во времена правления династии Сун (960–1279 гг. н. э.) Однако достоверно проследить линию развития и передачи учения от Чжан Саньфэна до наших дней не удается. По другой версии, которая считается официальной, тайцзицюань зародилось в семье Чэнь, проживавшей с XIV века в северокитайской провинции Хэнань. Основателем тайцзицюань является представитель этой семьи воин императорской гвардии Чэнь Вантин (1600–1680). После увольнения из армии он решил систематизировать свои знания о боевых искусствах и в результате создал новое направление, в котором гармонично сочеталось внешнее боевое применение и глубокое внутреннее (философское) содержание. Новое искусство включало в себя философские основы Книги Перемен, теорию Инь и Ян, теорию Пяти Элементов, знания китайской традиционной медицины, систему энергетических каналов, по которым циркулирует энергия Ци в теле человека, а также древние техники управления энергией Ци. Вместе с тем, стиль имел безусловную практическую направленность и боевое применение. В дальнейшем стиль развивался внутри семьи Чэнь и передавался от поколения к поколению. Таким образом, стиль Чэнь считается самым ранним направлением тайцзицюань. Все другие стили и течения, возникшие позднее, являются в той или иной мере видоизменениями стиля Чэнь. Для стиля Чэнь характерно чередование быстрых и медленных движений, выбросы энергии и мягкие переходы. Движения совершаются по спирали аналогично наматыванию шелковой нити.

Стиль Ян

В течение долгого времени искусство тайцзицюань считалось закрытым и развивалось только внутри семьи Чэнь. Первым посторонним человеком, который получил возможность приобщиться к этому стилю, стал выходец и бедной семьи Ян Лучань (1799–1872). Он был принят в семью Чэнь в качестве слуги. В течение трех лет он украдкой наблюдал за занятиями и тайно тренировался сам. Ян Лучань достиг больших успехов в своих занятиях, и в итоге ему разрешили остаться в семье Чэнь уже в качестве ученика и продолжить обучение. Через несколько лет обучения Ян Лучань вернулся в родные края и начал преподавать тайцзицюань. Вскоре у него появилось много учеников в том числе из числа пекинской аристократии. В ходе своей практики Ян Лучань изменил характер движений, сделав их более плавными и растянутыми. Современники называли его искусство «мягкий кулак» и «исчезающий кулак». Ян Лучань участвовал во множестве поединках с лучшими бойцами поднебесной и неизменно выигрывал, получив прозвище «Ян непобедимый». В дальнейшем сыновья Ян Лучана продолжили развитие стиля, который стал называться стилем Ян. Внук Ян Чэнфу доработал систему, создав комплекс тайцзицюань школы Ян «85 форм», характерной особенностью которого стали мягкие позиции и плавные движения. В настоящее время это направление тайцзицюань получило широкое распространение, а разработанный им комплекс стал считаться традиционным.

Стиль У (первый)

Мастер У Юйсян (1812–1880) родился той же местности, что и Ян Лунчан, и с детства мечтал заниматься боевыми искусствами. В зрелом возрасте, уже овладев многими направлениями ушу, У Юйсян узнал о том, что неподалеку живет мастер (Ян Лунчан), который обучает необычному «медленному» стилю. У Юйсян очень заинтересовался этим направлениям и попросился к нему в ученики. Освоив стиль Ян, судьба распорядилась так, что У Юйсян встретился также с мастером из семьи Чэнь и обучился этому стилю тоже. В результате он пришел к созданию собственного стиля, который стал интеграцией стилей Чэнь и Ян, но в то же время заметно отличался от них. Так возникло новое направление – тайцзицюань стиля У. Для этого стиля характерны компактные, медленные, как будто бы «осторожные» движения. Усилие является результатом предельного внутреннего спокойствия и концентрации энергии.

Стиль У (второй)

По иронии судьбы существует еще один стиль тайцзицуань с таким же названием – стиль У. Его основателем считается У Цзяньцюань (1870–1943). Его отец обучался стилю Ян у знаменитого Ян Лунчана, а затем передал это искусство сыну. Сын, У Цзяньцюань , несколько видоизменил движения стиля Ян, убрав сложные элементы и прыжки. Таким образом, У Цзянь Цюань создал собственную школу, названную впоследствии стилем У и признанную со временем самостоятельным направлением тайцзи. Этот стиль характеризуется мягкими движениями с акцентом на перенаправление силы противника. Также его отличительной особенностью являются несколько наклоненные позиции.

Стиль Сунь

Последний из пяти основных стилей тайцзицюань, стиль Сунь, был создан известным мастером боевых искусств Сунь Лутаном (1861–1932). В течении жизни он изучил множество стилей ушу, а также в совершенстве овладел тайцзицюань стиля У Юйсяна. Как и многие другие в ходе своей практики он переработал имеющиеся знания и создал самостоятельный стиль тайцзицюань – стиль Сунь. Характерной особенностью этого стиля являются быстрые перемещения, сочетание «открытого» и «закрытого», движений назад и вперёд, концентрации и выброса сил.

Помимо перечисленных пяти основных стилей тайцзицюань существует множество других направлений, ответвлений и школ. Практически каждый практикующий Мастер за десятилетия занятий, пропуская форму через себя, перерабатывает ее в соответствии со своими ощущениями, знаниями и личным опытом. Это создает обширную палитру стилей и способов исполнения одних и тех же движений. Это не хорошо и не плохо, это просто особенность развития любого общедоступного искусства. И это многообразие не должно пугать новичков. Стилей много, но глубинная суть и цель одна. Тайцзицюань – это целостная система саморазвития и познания своей внутренней природы через физические движения. На сегодняшний день искусство тайцзицюань уже распространилось по всему миру и продолжает набирать популярность не только в сообществе практикующих боевые искусства, но и среди обычных людей. Благодаря доступности, каждый человек может выбрать подходящий для себя стиль и вступить на эту удивительную дорогу изучения себя и мира через тайцзи. Эта дорога может привести к хорошей физической форме, здоровью и спокойствию, что само по себе уже очень ценно и много. Но в то же время, тайцзи – это намного бо льшее. Если пойти дальше, то за каждым новым поворотом будут раскрываться новые грани собственной личности, можно понять общие законы жизни и ее смысл, можно найти способ гармоничной жизни, когда все происходящие события и все окружающее пространство находится в гармонии с внутренним миром человека и Вселенной. На этой дороге не бывает скучно, и она никогда не заканчивается. Единственное очень простое и одновременно самое сложное условие продвижения по ней – это делать новый маленький шаг каждый день, повторяя одно и то же движение снова и снова, тысячи раз, пока оно не станет частью тебя. В этом основа практики вне зависимости от выбранного стиля и направления. По большому счету, название стиля не имеет значения, самое главное – найти хорошего Учителя.

Основные формы тайцзицюань стиля Ян

Ян 24 – это упрощенный вариант формы, разработанный министерством спорта КНР в 1956 году. Этот комплекс состоит из 24 движений. Создание такого комплекса позволило использовать тайцзицюань повсеместно в качестве оздоровительной гимнастики, а также проводить соревнования и разработать критерии оценки уровня спортсменов. Несмотря на то, что данная форма является упрощенной по сравнению с традиционными, в ней сохранены основные принципы тайцзицюань. Именно этот комплекс получил наибольшее распространении не только в Китае, но и во всем мире, благодаря своей доступности. Как правило, начинать занятия тайцзицюань принято с изучения формы Ян 24.

Ян 42 – это форма, которая была разработана Пекинским институтом спорта в 1989 г. специально для проведения соревнований по тайцзицюань. Форма объединяет в себе движения всех основных стилей тайцзицюань (Чэнь, Ян, У, Сунь). Эта форма считается наиболее «спортивной», именно ее исполняют на множестве соревнований по спортивному ушу.

Ян 85 – традиционная («длинная») форма стиля Ян, разработанная Ян Чэнфу (внуком Ян Лунчаня) в начале XX века. Эту форму также иногда называют Ян 88, 103, 108 или 150 в зависимости от способа подсчета движений и количества повторов отдельных движений.

Основные формы тайцзицюань стиля Чэнь

Чэнь 18 – упрощенная форма для начинающих изучение стиля Чэнь. Состоит из 18 движений. Была разработана мастером Чэнь Чжэнлэем (1949-), который принадлежит к 11 поколению мастеров тайцзицюань стиля Чэнь.

Чэнь 56 – «спортивный» вариант формы, разработанный специально для соревнований по тайцзицюань.

Чэнь 83 – традиционная «длинная» форма.

Обучает традиционному шаолиньскому цигун и гимнастике тайцзицюань, которые дают нам возможность изменять внутреннее состояние организма, лечить болезни и добиваться необычных внешних изменений, благодаря движению «ци» в организме.

Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»;

Китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии).

Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
История возникновения тайцзицюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.

Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.

Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, однако эта версия изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

Стиль Ян

Официальная версия китайского правительства и семьи Чэнь:

Долгое время тайцзицюань не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Семья Чэнь издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзицюань. Чэнь Чжансин (1771—1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзицюань и стал практиковать и передавать тайцзицюань, за что был отлучён от рода Чэнь, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.

Именно у него, Чэнь Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в тайцзицюань человек, не принадлежащий к роду Чэнь — Ян Лучань. Благодаря трём поколениям семьи Ян тайцзицюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.

Особенности тайцзицюань стиля Ян
Основное отличие тайцзицюань (и др. внутренних стилей ушу) от большинства других направлений боевых искусств — это победа над физически более сильным и быстрым противником, без применения собственной грубой физической силы (Ли).
Этот стиль имеет следующие особенности: движения выполняются равномерно, мягко, стабильно и спокойно. Эта форма хорошо подходит для всех: мужчин и женщин, молодых и пожилых.
У неё широкие адаптивные способности, поэтому 24 форма тайцзи-цюань является в настоящее время самой распространенной среди всего китайского ушу. В содержание упрощенного тайцзи-цюань, отобраны наиболее простые и имеющие хороший тренировочный эффект движения.
Классический Ян тайцзи-цюань содержит более 80 движений. Он включает 40 движений и их повторы. Упрощенный тайцзи-цюань содержит 20 наиболее важных движений. Из формы удалили несколько повторяющихся движений.
24 форма выполняется около 5 минут, что удобно для многих форматов выполнения.

24 форма тайцзи-цюань - это упрощённый и изменённый вариант тайцзицюань, разработанный Министерством спорта КНР в 1956 году. Данная форма является первым методическим материалом по ушу в Китае. Она состоит из 24-х движений.

1. пробуждение сил

2. влево и вправо разделить гриву дикой лошади

3. белый журавль сверкает крыльями.

4. влево и вправо сгребать с колена на ломаном шаге

5. тянуть за пипа

6. влево и вправо обратное наматывание плечами

7. прихватить воробья за хвост влево

8. прихватить воробья за хвост вправо

9. одиночный хлыст

10. руки - облака

11. одиночный хлыст

12. дотронуться до высокого коня

13. пинок ногой вправо

14. два горных пика проходят через уши

15. поворот влево и пинок ногой влево

16. опускание сил влево

17. опускание сил вправо

18. влево и вправо продевать челнок

19. игла на дне моря

20. сверкнувшая спина

21. повернуть тело, переместить, преградить и ударить

22. запечатать плотно как конверт

23. руки - крест

24. собирание сил

Тайцзи Цюань. Стиль ЯН. 24 формы (2008 г)

Для обучения форму разделяют на 8 отрезков.


Первый отрезок включает первые три движения формы:

Пробуждение сил,

Влево и вправо разделить гриву дикой лошади,

Белый журавль сверкает крыльями.

В первом отрезке, мы тренируем два способа техники рук: обхват и раскрытие. В движении "разделить гриву дикой лошади" в момент обхватывающего движения руки образуют два полукруга, как при взятии большого мяча. Не следует держать руки очень близко к телу. Верхняя рука находится не выше плеча, а нижняя не ниже талии. Руки движутся согласовано.

Каждое движение рук в тайцзи имеет защитно-нападающий смысл. В движении "разделить гриву дикой лошади" верхняя рука реализует силу цай (срывание). Она осуществляет протягивающее действие к себе и вниз. Нижняя рука проходит до подмышки противника снизу плеча. Точка приложения силы находится на предплечье. Это движение называется "као". Захватив запястье атакующей руки противника, другой рукой следует проникнуть ему под плечо. Потом, вращая поясницу и протягивая руку противника, опрокинуть его.

Обхват и раскрытие выполняются единым движением, рассматриваясь с точки зрения атаки и защиты. В прикладном смысле тайцзи-цюань это единая защитно-атакующая система, старающаяся не отделять движения защиты от движения атаки.

В движении "белый журавль сверкает крыльями" применение сил другое. В предыдущем движении метод называется "као", а в этом движении "ле чжуа" - хватание и раскалывание. Левая рука парирует прямой удар противника и сводит его вниз, а правая рука всовывается противнику под плечо. Затем рывком правого предплечья на себя, рука противника выворачивается.

На протяжении всего выполнения формы, необходимо соблюдать следующие принципы: "чжун" - центрированность, "чжен" - вертикальность, "ань" - спокойствие, "шу" - комфортность.

Начиная с движения "пробуждение сил". Необходимо, стоя прямо, как бы "сидеть" на своих ногах, поддерживая равновесие. Не следует наклоняться вперед или назад. Нужно немного согнуть ноги и опуститься.
Должно присутствовать ощущение, что макушка головы "стоит" на пояснице. Руки как будто кладутся на стол. Это движение проявляет самую начальную форму тела. В тоже время "пробуждение сил" устанавливает высоту выполнения формы. Высота выполнения формы выбирается в соответствии с собственными особенностями и поддерживается на одном уровне на протяжении всего комплекса.

Выполняя движение "разделить гриву дикой лошади" также нельзя отклоняться вперед или назад и необходимо "сидеть" на собственных ногах. В движении "белый журавль сверкает крыльями" те же требования.

Тайцзи-цюань такой вид гимнастики, в котором также используются принципы "сун" расслабленности, "жоу" мягкости и "цзы жань" естественности. Руки не следует разводить широко и держать слишком прямыми. Руки нужно согнуть в локтях, поддерживая их природный изгиб. Грудь следует расслабить. Расслабленность, мягкость и естественность - самые главные принципы тайцзи-цюань. Но стоит прояснить эти понятия. Расслабленность не означает излишней обмяклости. В расслаблении должна присутствовать "распирающая сила". В тайцзи-цюань существует принцип - "пэн". Сила "пэн" должна присутствовать всегда. Что же называется "пэн"? В позиции необходимо быть расслабленно-комфортным и наполнено-сытым (важные психосоматические принципы тайцзи). Это похоже на обнимание наполненного воздухом мяча. У вас, как и в мяче должна быть силу распирания, в тайцзи этот принцип называется подпирание восьми сторон. Таким образом, в тайцзи-цюань присутствуют следующие принципы:

"чжун" - центрированность,

"чжен" - вертикальность,

"ань" - спокойствие,

"шу" - комфортность,

"чжи чен ба мянь" - подпирание восьми сторон,

"сун" расслабленность,

"жоу" мягкость,

"цзы жань"естественность.

Расшифровывая термины "мягкость и гармоничность", следует заметить, что в мягкости есть раскрытая комфортность и наполненная сытость. Обхватывая шар, не следует напрягаться, как будто подмышками зажата книга. Духу не нужно быть жестким, резким и угловатым. Не следует быть психически напряженным. Но также не нужно быть обмяклым, как сдутый шарик. При раскрытии рук внимание должно быть собранным в центре. Руки раскрыты, но дух собран. Это, как и каждое движение необходимо завершать в состоянии комфортной расслабленности. Перечисленные выше моменты являются важными требованиями и принципами тайцзи-цюань.

Второй отрезок включает три движения:

Влево и вправо сгребать с колена на ломаном шаге,

Тянуть за пипа,

Обратное наматывание плечами влево и вправо.

Во втором отрезке в работе рук самым главным является приведение согнутой руки сзади и толчок вперед. Например: в движении "сгребать с колена на ломаном шаге" руки делают движение "туй чжан" (толкающая ладонь). Это основное движение в этом отрезке. Его защитно-атакующее применение является очевидным.

В движении "тянуть за пипа" смысл во встречном закрытии рук. У встречного закрытия рук следующий защитно-нападающий смысл: при атаке правой руки противника, прямым ударом в живот, следует захватить правой рукой запястье бьющей руки и потянуть противника на себя, заставляя его тем самым тянуть руку на себя. Ладонь левой руки следует наложить на локоть захваченной руки противника. Далее прикладывая двумя руками силу закрытия внутрь, выламываем противнику руку в локтевом суставе.

Выполняя второй отрезок, необходимо помнить о следующих правилах в шагах и стойках тайцзи-цюань. В первых двух отрезках главными шагами являются гунбу и сюйбу. Конечно, в "пробуждении сил" используется позиция кайлибу. Далее приседая, переходим в мабу. При выполнении движения "разделить гриву дикой лошади" переходим в гунбу (передняя нога согнута в колене, задняя нога относительно прямая отставлена назад). Передняя нога в гунбу напоминает древко лука, а задняя стоит так, что напоминает тетиву лука. Это положение называется стойкой "лука и стрелы". Большая часть веса приходится на переднюю ногу (70 %). В сюйбу основной вес на задней ноге (80%) и 20 % на передней. В движении "тянуть за пипа", тоже выполняется сюйбу, но передняя нога стоит на пятке. В движении "белый журавль сверкает крыльями" передняя нога стоит на носке.

Сюйбу и гунбу являются самыми важными шагами в тайцзи-цюань. Передняя стопа всегда направлена вперед, а задняя вбок-всторону, образуя угол от 45 до 60 градусов. Это является основными правилами выполнения шагов в Ян тайцзи-цюань.

В силу такой постановки ног следует быть внимательным к повороту поясницы и закрытию таза. В движении "пробуждение сил" стопы направлены вперед. При выполнении первого шага необходимо довернуть заднюю стопу на носке. Это позволит тазу также довернуться в переднем направлении. Нельзя выполнять гунбу, не довернув пятку(не обеспечив задней стопе угол в 45-60 градусов), при этом оставляя таз слишком раскрытым, а тело вывернутым. Эти же требования относятся и к сюйбу.

В первых двух отрезках сначала отрабатываются шаги вперед. Но в тайцзи-цюань есть еще один важный способ шагания, который называется "делать шаг как кошка". При шаге следует легко приподнимать ногу, легко выносить, легко опускать. После этого принимается положение "нога-лук". В тайцзи-цюань это называется "легко поднять - легко опустить, точечно приподнять - точечно опустить". Нельзя быстро снимать заднюю ногу при выходе из гунбу и подтаскивать ногу по земле. Движение похоже на вытаскивание ноги из грязи. Не следует также выпрямляться при подшагивании. Делая шаг вперед, нельзя ударять ногой о землю или делать это быстро. Это не похоже на шаги кошки.

Вышеуказанные особенности проявляют принципы легкости и мягкости при выполнении шагов. В тайцзи-цюань существует прекрасная возможность для тренировки силы ног и силы "подпирания и устойчивости", реализуя таким образом важные принципы тайцзи.

У начинающих, как правило, сила ног не является достаточной, поэтому при шаге вперед начинающим (в середине перехода из гунбу в гунбу) можно опираться на носок, как бы разделяя шаг на две части. Такая техника позволяет восстановить равновесие и устойчивость. Так же можно на шаге вперед, при постановке ноги на пятку, остановиться и стабилизироваться. Конечно, все это нужно делать в соответствии с вашей тренированностью. Стоит отметить, что в гунбу необходимо поддерживать определенное расстояние между стопами, так называемый "коридор".


Третий отрезок включает два движения:

Влево и вправо "прихватить воробья за хвост".

Движение "прихватить воробья за хвост" является характерной особенностью всех стилей тайцзи-цюань. Обычно в комплексах тайцзи-цюань его ставят вторым движением после "пробуждения сил". Это движение длинное и форма рук достаточно сложная. В 24 форме движение "прихватить воробья за хвост" делается в две стороны. Движение имеет следующие особенности.

В начале формы "прихватить воробья за хвост" выполняется обхват и раскрытие. Это очень похоже на "разделить гриву дикой лошади", но имеет другой прикладной смысл. В движении "разделить гриву дикой лошади" используется сила "као", а в "прихватить воробья за хвост" - сила "пэн". Сила "пэн" означает наполненное отражение, "наполненная рама", "сила распирания". В этом движении положение рук и тела составляют упругую раму. Движение очень похоже на то, как будто вы держите перед собой щит, закрывая себя и принимая на него атаку противника.Точка приложения силы находится на внешней части середины предплечья. Движение также похоже на стену, которую мы выстраиваем для защиты от противника.

Смысл второго движения формы "прихватить воробья за хвост" в том, что две руки захватывают атакующую руку противника и тянут ее на себя. Усилие в движении начинается спереди и развивается в направлении себе за спину. Это движение называется "люй" (тянуть, приглаживать). Следует заметить, что в Китае словом "люй" обозначают приглаживание бороды. Не следует резко дергать противника. Захватив его руку, нужно легко с попутной силой тянуть противника на себя назад.

Третье движения формы называется "цзи" (толкать, давить, выдавливать, жать). Руки формируют дугообразную форму, образуя наполненность как в силе "пэн". Точка приложения силы - внешняя часть середины предплечья.

В четвертом движении формы противник протягивается на себя и следом выполняется толчок двумя руками. В тайцзи-цюань это движение называется "ань" (нажимать, давить). Сравнивая это движение с движением "туй чжан", можно отметить следующее. Движение "туй чжан" - это толчок рукой из-за спины вперед. В движении "ань" сначала следует потянуть противника на себя, заставляя его потерять равновесие, и сразу же толкнуть.

Таким образом, движение "прихватить воробья за хвост" включает четыре важнейших типа усилий: пэн, люй, цзи, ань. Движения в этой форме разнообразные и сложные. Форма "прихватить воробья за хвост" особо проявляет смысл тайцзи-цюань - вытягивание противника в пустоту и использование силы противника против него самого, воплощая принцип "мягким побеждать жесткое". Например: выполняя "люй", тянем противника на себя. В тот момент, когда противник начнет сопротивляться, нужно "приклеиться" к нему и резко толкнуть. Если противник снова пошел в атаку, следует отойти назад, увлекая его за собой, а затем опять толкнуть. В тайцзи-цюань важно полностью соответствовать приложенной силе, а так же мгновенно заполнять пустоту, образованную противником.

Занимающимся необходимо помнить о "пустоте и реальности", иногда говорят о пустоте и полноте. Так в соответствии с движением рук центр тяжести должен, не останавливаясь, перемещаться с одной ноги на другую. В перемещениях нужно использовать силу ног и поясницы. Такие перемещения хорошо тренируют силу ног. При "развороте одним махом" (между движениями "прихватить воробья за хвост" влево и вправо) носки ног закрываются внутрь, образуя форму "коу" (запирание).


Четвертый отрезок включает три движения:

Одиночный хлыст,

Руки - облака,

Одиночный хлыст.

Особенностью этих трех движений является техника "руки - облака", которая встречается в трех вариантах: сбоку тела, перед собой и вокруг головы. Во всех случаях руки рисуют в пространстве круг. Эти движения в терминах ушу называются "облака". В этой форме проглядывается достаточно ясный защитно-атакующий смысл. "Руки-облака" - это перемещение и открывание ("передвинуть" и "открыть"). В 24 форме при этом движении руки описывают два вертикальных круга.

Движение "одиночный хлыст" появляется в форме два раза. "Руки-облака" и "одиночный хлыст" весьма характерные для тайцзи-цюань движения. В основе движения "одиночный хлыст" тоже лежит принцип "облаков". Но в "одиночном хлысте" немного другой защитно-атакующий смысл: движение кисти "гоу" (крюк) является захватом руки противника. Другая рука выполняет удар ладонью "туй чжан".

Выполняя движения "облаков", руки должны двигаться сообща, в том числе с поясницей и ногами. В ушу есть следующий принцип "настройка и согласование рук, глаз, положение тела и шагов". Т.е. руки, глаза, тело и шаги тесно взаимосвязаны.

Следует отметить, что движение головы и взгляда очень важны. При выполнении формы всегда следует смотреть в соответствии с целью защиты и нападения.

При приставлении ноги в движении "руки - облака", стопа приставляется на расстоянии около 20 см. Это положения называется "сяо кай бу" (малая открытая позиция), а шаг "це син бу" (боковой шаг).


Пятый отрезок включает четыре движения:

Дотронуться до высокого коня,

Пинок ногой вправо,

Два горных пика проходят через уши,

Поворот влево и пинок ногой влево.

Движение "дотронуться до высокого коня" начинается с "хлыста" и здесь используется техника "туй чжан", которая была разобрана выше. После "протыкающего" движения правой рукой, руки симметрично раскрываются. Затем производится удар ногой по противнику. В тайцзи-цюань эта техника ног называется "пинок", носок натягивается на себя, удар наносится подошвой- пяткой. Руки при этом раскрываются либо для равновесия, либо для разведения рук противника.

Смысл движения "два горных пика проходят через уши" в том, что две руки двигаясь симметрично по дуговой траектории, как бы рисуя радугу, производят удар двумя кулаками по вискам противника. Затем кулаки раскрываются, и руки симметрично опускаются так же по дуговой траектории.

В движении "два горных пика проходят через уши" используется форма кулака "гуань цюань" (пересекающий, проходящий кулак). В китайском боксе эта форма кулака называется "пай цюань" (качающийся кулак). В этом движении две руки бьют одновременно, усилие фокусируется на передней части кулака. Кулак в тайцзи-цюань не должен быть очень расслаблен, но и не следует слишком сильно сжимать кулак. Как следует из названия, удар наносится по виску, поражая точку "тай ян". В движении "два горных пика проходят через уши" важны расслабленно-посаженные плечи и ровное положение головы.


Шестой отрезок включает два движения:

Опускание сил влево,

Опускание сил вправо.

"Опускание сил" - название указывает на то, что следует опускаться достаточно низко, образуя позицию пубу (шаг слуги). А позиция ду ли (высокое стояние) - это положение равновесия, где центр тяжести находится достаточно высоко. Так же это положение называется ду ли бу (позиция одинокого стояния). В позиции ду ли бу опорная нога естественно выпрямлена, она не согнута, но и не слишком выпрямлена. Позиция должна быть стабильной. Передняя нога согнута и поднята выше центра тяжести. Таким образом, в движении "опускание сил" центр тяжести перемещается из максимально высокой точки до максимально низкой. В позиции пубу центр тяжести опускается ниже, чем в гунбу или мабу. Этот шаг подобен расстиланию одеяла на земле.

В этой форме встречается новое движение рукой - "чуань чжан" (протыкающая ладонь). Обычно, при чуань чжан сила находится на кончиках пальцев. В позиции ду ли используется форма "тяо чжан" (поднимающая ладонь). В этом движении рука идет снизу-вверх, подбивая руку противника.

Движение "опускание сил" имеет следующий смысл: используя крюк, следует захватить атакующую руку противника. Затем, принимая пубу, можно ударить рукой в пах или живот. Или еще вариант: просунуть руку противнику между ног и выполнить бросок. Следующим движением выполняется удар коленом. В ушу есть правило: "если далеко - бьем стопой, если близко - бьем коленом". Вообще удар коленом - один из самых важных ударов в боевых искусствах.

Выполняя пубу, не каждый сможет присесть на нужный уровень. В этом случае можно выполнить бань-пубу (полу-пубу), т.е. высокое пубу. Самое главное: не следует сгибать поясницу, наклонять голову и излишне напрягаться в этом движении.

При переходе из пубу в ду ли бу необходимо последовательно развернуть носок передней ноги вперед и при переходе веса на переднюю ногу, обязательно довернуть заднюю стопу.


Седьмой отрезок включает три движения:

Влево и вправо продевать челнок,

Игла на дне моря,

Сверкнувшая спина,

В движении "продевать челнок" одна рука создает "раму", приподнимая руку противника вверх, другая - атакует. Верхняя рука наполовину согнута, центр ладони обращен всторону-вверх, атакующая рука толкает перед грудью.

В движении "игла на дне моря" сначала следует поднять правую руку до уровня плеча, а затем "всунуть" ее вперед-вниз. Точка приложения силы находится на кончиках пальцев - "ча чжан" (всовывающаяся ладонь). Это движение похоже на "протыкающую ладонь". Однако, "протыкающая ладонь" - это любой удар пальцами. А в движении ча чжан особый защитно-атакующий смысл: атака в пах сверху вперёд-вниз.

В движении "сверкнувшая спина" одна рука выполняет туй чжан, а вторая делает "подпирание" вверх. "Сверкнуть" означает, что скорость движения в применении очень большая. В этом движении руки выполняют приложение силы симметрично и одновременно, таким образом, что выпуск силы опирается на спину. В тайцзи-цюань есть принцип: "собирание похоже на кости, а выпуск на хребет". Опора силы на спину проявляет принцип собранности и согласованности тела. Сила исходит из ног и спины с большой скоростью. Это движение еще называется "открывание спины", и его можно сравнить с открыванием веера.

Занимающимся важно помнить о соблюдении коридора при выполнении шагов. Две стопы как бы стоят на двух разных колеях. Такая позиция является более устойчивой. Если ставить ноги на одной линии, то при выполнении "сгребать с колена на ломаном шаге" приходилось бы сильно скручиваться в пояснице. В этом случае энергия поднимается слишком высоко, а центр тяжести не находится в равновесии. Ширина коридора у всех разная, в среднем 10 см. В движении "сверкнувшая спина" - 10 см достаточно, в движении "продевать челнок" - чуть шире. У полных людей коридор шире, у худощавых - уже.

Стоит помнить, что тайцзи-цюань не является какой-либо лечебной гимнастикой или тренировкой созерцания. В каждый момент времени необходимо поддерживать вертикальность. В вертикальном положении следует двигаться в соответствии с защитно-атакующим смыслом, а так же в соответствии с необходимой формой тела. Во время перемещений тела вертикальность поддерживается почти всегда, но когда нужно совершить нападающее движение вниз, тело тоже нужно наклонить вниз в соответствии с движением. Это особенно проявляется в движении "игла на дне моря". В этом движении тело наклоняется вперед на угол 30-40°.

Есть стили тайцзи-цюань, где можно отклоняться от вертикали, но в любом случае спина прямая, не "ломанная". Это характеризуется следующим принципом тайцзи: "отклонив середину, принадлежать центру".


Восьмой отрезок включает четыре движения:

Повернуть тело, переместить, преградить и ударить,

Запечатать плотно как конверт,

Руки - крест,

Собирание сил.

В движении "повернуть тело, переместить, преградить и ударить" одновременно используются кулак и ладонь. Сначала применяется техника "пань я" ("пань" - удар перевернутым кулаком, "я" - пресс, давить). Это защитное движение: сначала следует отвести атакующую руку противника наружу, а затем продавить её вниз. Движение ладони в этой форме называется "лань" (преграждать). В тайцзи-цюань движение наружу называется "пань", внутрь - "лань". Эти движения могут выполняться и кулаком, и ладонью.

Таким образом, обобщенное применение движения "повернуть тело, переместить, преградить и ударить" следующее: при атаке противника прямым ударом правого кулака следует отбить его руку одноименной рукой наружу. Затем, продолжая отбивать руку противника движением ладони разноименной руки "лань", завершить комбинацию атакой правым кулаком.

Разбирая движение "запечатать плотно как конверт", можно отметить, что в 24 форме уже встречалось сходное применение в движении "прихватить воробья за хвост" (сначала нужно было потянуть противника на себя, а затем выполнить толчок "ань"). Здесь же имеется в виду, что в тот момент, когда противник толкает двумя руками, нужно прихватить его руки и толкнуть их вниз. После этого необходимо сразу же толкнуть противника в корпус. При толчке следует прижать руки противника к его телу.

Движение "руки - крест" используется для защиты. Форма "руки - крест" является выжидательно-защитной позицией. Предплечья держаться по диагонали перед грудью.

В процессе освоения гимнастики тайцзи, следует использовать так называемое дыхание цзы-жань или естественное дыхание. Главное, чтобы во время сохранения плавности движений, дыхание не сковывалось и не останавливалось. На начальном этапе не имеет большой разницы между выполнением дыхания через нос или через рот. Гораздо более важными являются вышеуказанные принципы расслабленности, естественности и другие.


Следует помнить о трёх этапах освоения тайцзи-цюань:

1. регулирование тела

2. регулирование сердца

3. регулирование духа

Сначала осваиваются все требования к телу (шаги, формы рук и т. п.). Регулирование сердца означает регулирование мыслей и эмоций. Следует успокаивать и очищать сердце от дисгармоничных, злых мыслей и эмоций. Третьим этапом является укрепление духа шэнь. Нужно достигать такого состояния, когда дух, минуя загрязненное сердце, напрямую начинает управлять как движениями тела, так и энергетикой, а также некоторыми скрытыми ранее ресурсами организма. Регулировка духа также означает, что совершенствуясь в тайцзи-цюань, мы тренируем дух, волю, понимание и осознанность, которые используются в повседневной жизни.

Переведено с лекции мастера Ли Дэ Иня, http://www.tianlong.ru/page1/tajczi24.html

Тайцзи-цюань, «внутренний» стиль ушу, - это и боевое искусство, и оздоровительная система, и медитативная практика. Благодаря такому сочетанию он очень популярен во всем мире.

В переводе Тайцзи-цюань означает - «кулак великого предела».

Тайцзи Цюань - одно из самых популярных во всем мире китайских "мягких" боевых искусств, по преданию, созданное даосским мастером Чжан Саньфэном более 800 лет назад. Тайцзи Цюань содержит в себе полный набор упражнений для тела и ума, стимулирующие ток крови, освобождающие малоподвижные суставы и увеличивающие внутреннюю энергию тела. Особенностью практики тайцзи является отказ от использования грубой мышечной силы, вместо которой применяется особое внутреннее усилие. Тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое. Как воинское искусство, Тайцзи Цюань основывается на гибкости, уступчивости, проворстве, восприимчивости и расслабленном состоянии тела и ума.

Воздействие Тайцзи-цюань на здоровье, главным образом, заключается в том, что в процессе регулярных занятий гармонизируется внутренняя Ци (энергия) организма, улучшается проходимость энергетических каналов, а также повышается иммунитет. Согласно представлениям традиционной китайской медицины, любая болезнь есть ни что иное, как дисбаланс Ци в организме. Являясь боевым искусством, Тайцзи-цюань при этом обеспечивает высокую степень физического расслабления, равновесия и душевного покоя. И, что важнее всего, улучшает внутреннюю циркуляцию энергии, способствуя укреплению здоровья и избавлению от многих болезней.

Малоподвижный образ жизни имеет ряд негативных последствий для здоровья человека. Занятия Тайцзи-цюань позволяют полностью решить эту проблему. Плавные гармоничные, красивые движения в сочетании с глубоким правильным дыханием дают великолепный результат. Физическое тело получает необходимую умеренную физическую нагрузку, а сознание - отдых и удовольствие.

Немаловажным преимуществом Тайцзи-цюань является и то, что им вовсе не обязательно заниматься с юных лет. Даже освоив его в достаточно зрелом возрасте, можно практиковать, совершенствуя мастерство до глубокой старости, чего нельзя сказать про «внешние» стили ушу, требующие гибкости и больших физических затрат.

В Тайцзи-цюань особое внимание уделяется работе с энергией - это приводит к появлению внутренней силы (усилия), которая называется цзинь. Данное искусство могут изучать люди всех возрастов, так как специальная подготовка тела типа шпагат, акробатические прыжки и т.п. не требуется. Кроме того, последовательность движений подобрана таким образом, что Ци начинает автоматически циркулировать правильно, даже если вы о ней ничего не знаете.

Тайцзи-цюань в более активной и динамической форме используется как боевое искусство . А специальные тренинги, в которых особое внимание уделяется работе с Ци, приводят к появлению внутренней силы - цзинь, значительно превосходящей физическую.

Основной упор на занятиях делается на оздоровительном эффекте и внутренней работе с энергией и сознанием. Таким образом, практика Тайцзи-цюань изучается не только как боевое искусство, но и как система динамической медитации.

Тайцзи имеет большое значение и как система, направленная на гармоничное развитие и комплексное оздоровление человека.

Помимо здоровья и навыков боя Тайцзи Цюань является еще и прекрасным средством преодоления целого ряда социальных проблем. В тренировочном зале снимается психическое напряжение (результат современного образа жизни, причина агрессии и депрессии), уходит в сторону религиозная нетерпимость (страшные последствия которой - фанатизм и терроризм). Тайцзи Цюань подходит для всех возрастов и часто можно увидеть, как занимаются целые семьи, в результате чего извечная проблема отцов и детей, объединенных общим занятием, теряет свои острые формы. Мы уже не говорим, что Тайцзи Цюань лучший ответ наркотикам и прочим «удовольствиям» предоставленной самой себе молодежи. Пожилые люди, выполняя плавные и красивые движения Тайцзи Цюань, смогут за счет профилактики все увеличивающихся заболеваний значительно сэкономить на лекарствах и сохранить свои пенсии для более приятного времяпрепровождения.

Тайцзи Цюань - это дверь, позволяющая проникнуть в глубины интереснейшей и на самом деле мало еще исследованной китайской культуры, недра которой хранят множество тайн, до сих пор не раскрытых современной наукой.

Тай дзы цюань Стиль Ян - комплекс упражнений, который потребует от вас настойчивости при его изучении, позволит вам сохранить молодость и здоровье долгое время. выученный комплекс при выполнении занимает от 5 минут, нагрузку вы можете регулировать сами. этот красивый танец в то же время и система самообороны.

Тайцзы Стиль Ян. Школа для начинающих

Приведу некоторые свои впечатления и размышления о Тайцзы. Это искусство с разной степенью интенсивности и усердности я осваиваю с 2010 года. До весны 2013 года это все был стиль Чень (и формы на его базе), последнее же время я перешел на стиль Ян , который также осваиваю под руководством Мастера.

Конечно же, это никакой не научный анализ, личные впечатления не во всем согласуются с имеющимися историческими данными и принятыми в традиции "историями". К тому же и культуры разные - русская и китайская , а я, как ни крути, продукт первой. Традиционному китайцу, тем более тайцзишнику, все это покажется, мягко говоря, странным, но - тем не менее. Выношу на ваш суд свое внутреннее видение темы на данный момент времени.

Итак, чем стиль Чень от стиля Ян отличается?

Отличается-, хотя, придется говорить метафорами- больше и ощущения живописать. Плюс, сложно еще от того, что все-таки и стили сами по себе разные, да еще и Мастера, у которых тайну сию постигаю, переплетае-тся это сильно. Но в целом так сказать могу.

Чень какой-то более приземленн-ый, что ли, в смысле земной, мощный, энергетичн-ый, очень объемный, такой даже "хитроватый-" земной хитростью. Ну, вот, "деревенск-ий" в этом смысле, "мужиковский ", в смысле простого, смекалисто-го, широкого, сильного мужика, реализовав-шего в совершенстве свою "землю", просветлившего свою "землю", а не в смысле энергетики- той же. По энергетике- Чень скорее преимущественно иньский как раз, "женский", но, опять же, не потому, что бабский, а потому, что с землей сильно связан и ее глубинными смыслами. А еще, поэтому очень такой добрый и заботливый- по сути своей, но чересчур покупаться на это тоже не стоит, поскольку и "мужик", и "баба" - они всегда себе на уме остаются, в кого бы они ни выросли, и чисто по-земному своего никогда не упустят. Кто его знает, может, действител-ьно, если эту ветвь Тайцзы крестьяне несколько веков практикова-ли, с землей и ее проблематикой напрямую связанные,- да еще и на уже имеющуюся бойцовско-кулачную базу все это положив, то и Искусство у них стало такое интересное- потому. Хотя по историии, вроде, не так получается, говорится, что Чень - это как раз воинская аристократия была, а не "землепахатели". Но я сразу предупредил, что с соответствием "историям" у меня туго.

Ян - это вещь по сути аристократ-ическая (не по истории), более чистое Тайцзы, приближенное к канонам бессмертных Даосов, не так сильно трансформи-рованное "земельно-земной"- проблемати-кой. Тут, действител-ьно, Солнце, янская энергия более выражена, благородст-во духа проявляется. Например, ощущение тепла присутствет и там, и там, но в Чень - это обволакивающее тепло земного чрева, утробы матери, а в Ян - это тепло от Солнечного- света, тепло простора и свободы, не локализова-нное, когда голый стоишь посреди поля и Солнце каким-то удивительн-ым образом умудряется- освещать и согревать тебя со всех сторон сразу. Уровень энергетики- разный. Ну, вот, как есть - аристократ-ия духа. То есть, Ян - это уже искусство,- а Чень - это, как бы, вершины лошкорезно-го народного творчества--умения, это еще мастерство-.

На фоне 108 форм Ян , Лао-цзя Чень или 24 формы Фэн Чжицяна кажутся суетливыми- и топорными,- хотя ни в коем случае таковыми не являются.


(Часть-1. 108 форм тайцзицюань стиля Ян Фу Чжунвэнь)

(Часть-2. 108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет один из выдающихся мастеров Фу Чжунвэнь)

(Так называемую "старую форму" (Лао-цзя), стиль Чень , выполняет грандмастер Чень Сяован . На данном видео форма не целиком.)

(24 формы тайцзицюань стиля Чень выполняет грандмастер Фэн Чжицян)

Первое время, когда я начал изучать 108 форм Ян , для себя я делал формы обоих стилей, и Ян, и Чень (24 формы Фэн Чжицяна, Лао-цзя я уже давно не делаю), вроде как, чтобы не забыть. А потом, чем дальше, тем больше стало это вызывать внутренний- дискомфорт- чисто из-за разности потенциало-в , разности послевкуси-я формы. И Чень я делать перестал.

Было еще интересное- переживани-е по началу, когда еще и половину 108 Ян не знал, после того занятия с Мастером, когда крутые даосы приходили с посвящение-м. Делал я себе помаленьку- форму в Михайловской роще, и, вдруг, такое ощущение возникло живое, что я Ян Ченфу. Такой толстый, лысый, с небесной улыбкой добрый светящийся- шар, перекатыва-юсь себе туда-сюда:) Ну, то есть, как бы его совершенная форма на меня наложилась-, и я, одновремен-но, глазами обоих (себя и его) смотрел и ощущал и т.п. Очень такое доброе переживани-е. И, вот, после всего этого Чень для меня быстрее начал "сворачиват-ься", делать-то я могу, но воодушевления и кайфа того, которого теперь хочется, больше не получаю от этого.

(108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет великий мастер Ян Чэнфу)

Возвращаясь к теме разницы в восприятии стилей. Еще отличие в том, что в Чень растворяеш-ься, погружаешь-ся, сливаешься-, единяешься- и т.п. А, вот, в Ян такого нет, тут, наоборот, какая-то благородно--царственна-я отстраненн-ость после формы накрывает. То есть, другой уровень единства. Ну, типа, как царь - он един с народом, со страной, своей землей, плоть от плоти, кровь от крови, но, при этом, он Солнце своего народа, он Царь, он с ним не сливается в одно целое, не становится- сам народом. Допустим, вот в этой , на мой взгляд, человек описывает ченевские состояния ,- хотя, вроде как, делает 108 форм Ян. Но, с другой стороны, тот человек - женщина, а женщина - она эти состояния и есть.

Опять же, когда я говорю "Ян", я имею в виду конкретно тот Ян, который дает мне Мастер, поэтому, наверняка, тут к моему восприятию стиля примешивае-тся еще и существенн-ая составляющ-ая восприятия самого Мастера, как и должно быть в настоящем Искусстве и при передаче настоящего- Искусства. Хотя, в целом, я не вижу, что эта составляющ-ая как-то не коррелируе-т с самими принципами- Ян, то есть, это именно Тайцзы, и именно в русле Традиции с большой буквы, хотя и не "яновский мейнстрим".

С Ченем, в этом смысле, мне проще сравнить, поскольку я занимался с Ромой , потом к Середняков-у Андрею на семинар ходил (оба по линии Чень Сяована), Лао-цзя делал, потом Андрей (линия Фэн Чжицяна). Разные, вроде, совсем все люди, разные формы даже, а ощущения все равно одни, на таком сравнении нескольких- сами принципы и внутренние- основы стиля легче уловить. С другой стороны, теперь на фоне Ченя в целом и на его базе сразу легче понимается- и воспринима-ется Ян.

Что же такое Тайцзицюань? Разговоров, статей и пояснений великое множество. Это и Великий предел, и равенство единства противоположностей. Я слышал много чего за годы тренировок. Для себя был сделан следующий вывод: этой дисциплиной могут заниматься все возрастные группы. Единственно, сильно динамичным людям, будет трудновато это осваивать.

Условно, Тайцзицюань можно разделить на две составляющих. Это здоровье и прикладная или боевая техника. Один из китайских мастеров говорил так: "Cначала вылечитесь, а потом воюй". Надо отметить, что данная дисциплина даст положительный результат в любом случае. Ведь движение это жизнь!

Если вы будите практиковать оздоровительную сторону, то со временем, вы приобретёте экстрасенсорную чувствительность, откроете в себе интуитивный канал, восстановите ослабленные функции вашего организма. Регулярные занятия и изучение базовых форм Тайцзицюань, позволят вам значительно улучшить подвижность всех суставов, укрепить позвоночник, избавиться от недугов и продлить жизнь.

На данном сайте предпринята попытка показать, как и за счет чего, вы сможете достичь искомых результатов в улучшении своего здоровья. Так же будет рассмотрена прикладная техника. Приятно осознавать, что в последнее время, людей всё больше интересует оздоровительная сторона, но и прикладную технику мы будем освещать не меньше.

Желаем всем ищущим достичь своих высот. Здоровья, благополучия и удачи!!!

Видео Фу Чжун Вень, ученика Ян Чэн Фу, выполняющего форму Yang Tai Chi 85.


Фу Чжун Вень – один из ярчайших представителей Тайцзицюань стиля Ян, прожил 91 год (1903-1994), практикуя Тайцзицюань большую часть своей жизни (с 9-ти лет).

Знаменит мастер Фу своим трудолюбивым подходом к тренировкам. Он практиковал и обучал своих учеников такому правилу: форма (108 движений Ян ) делается последовательно без перерывов от 6-ти до 8-ми раз. Каждая форма в его направлении выполняется примерно по 20 минут. Итого формой занимаются от 2-х до двух с половиной часов.

К этому нужно добавить формы с оружием и занятия Туйшоу . Возможно, именно такой подход к тренировкам укрепляет организм на долгие годы.

Известно, что мастер Фу Чжун Вень был пылким противником упрощения форм в Тайцзицюань, за что и пострадал. Знаменитую современную форму «24 формы» создал некий Ли Чен Жи (Li Chen Ji ), который был членом компартии и изучал Синъи и Багуа , но никогда не изучал Тайцзи . Форму он создал на основе книги, которую написал мастер Фу. Увидев эту форму, Фу Чжун Вень жестко раскритиковал её, отказавшись признать за Тайцзицюань .

За это его заключили под стражу и посадили под домашний арест за «несогласие с политикой партии по распространению Тайцзицюань».



 

Возможно, будет полезно почитать: