Акробатика пирамида из трех человек схема. Урок "техника выполнения и виды пирамид"

Построение спортивных пирамид началось значительно раньше, чем я предполагала. Уже в начале ХХ века спортсмены и спортсменки увлеченно строили пирамиды из своих тел. Да и образовываться гимнастические общества стали пораньше.
«Отцом гимнастики» называют Фридриха Людвига Яна.
Как пишет Вики: «Задачей своей жизни считал поднятие народного духа путем развития физических и моральных сил населения. Был основателем нескольких спортивно-гимнастических обществ, готовивших молодежь к национально-освободительной борьбе». Вот только забыли перевести, что начинались все эти идеи в 1810 году, когда Германия была завоевана Наполеоном. Отсюда и идеи освободительной борьбы.

Вот портрет Фридриха Людвига Яна 1852 года.

Новатором в области женской ритмической гимнастики стал преподаватель Карл Бернард Логес, который стал известен и как хореограф постановщик массовых представлений. В 1921 году он создал показательную группу девушек для массовых гимнастических занятий. Значимость его работы была еще и в том, что если у нас революция, как принято говорить, освободила женщину, то в Германии за права женщин боролись долго и упорно. Не удивляйтесь, но даже в начале 1950-х работать женщине считалось не совсем приличным. А ещё в 1970-х замужняя женщина, если она хотела работать, должна была представить работодателю справку от мужа, что тот не возражает.
Но вернемся к Логесу.

Школа Логеса. Это не пирамида, а выработка общего ритма.

1929 год. За два часа до начала работы. "Красота в гимнастике". Фото из Бундесархива.

На основе его группы создалось первое немецкое Сообщество на гимнастической основе, это сообщество в 1932 насчитывало 2.300 членов всех возрастов.

1919 год. Спортивное общество Хермсдорфа (Hermsdorf).

Естественно, идеи Логеса о здоровом теле, о красоте движения человека, слились со спортивными идеями национал - социалистов, в их воплощении нового человека. Да, «нового человека» создавали не только в Советской стране.

1934.Спортивное общество Хауэнштайна. Основано в 1901 г. Взято отсюда


1928 год. Команда гимнастов Ксавье Крайтханнера. А в углу на все это взирает, небось, сам руководитель Ксавье Крайтханнер.
А начиналось-то увлечение пирамидами пораньше. Это фото 1911 года. Из архива Cпортобщества Хольцкирхена , которое образовалось в 1888 году.

А этo просто открытка начала века.

1922 год. Спортивный отдел Венского Общества Огородников. Открытка выпущена к 50-летию Общества.Т.е. основано общество, а с ним и спортивный отдел в 1872 году.

1928 год. Барышни тоже выстраивали пирамиды. Как видим, в форме образца 1900 года. Открытка.

После войны пирамиды были еще некоторое время популярны.

Мотто-шоу. 1950 год. Спортивное общество Эберна. Кстати, создано это общество было в 1863 году. В России в это время было не до создания спортивных обществ. Только - только крепостное право отменили.
Строились пирамиды по правилам и схемам, с которыми

Акробатические пирамиды на уроках гимнастики


Учитель физической культуры

МБОУ Гимназия №3

С.П. Торлопов


Акробатические упражнения, включенные в разделы учебной программы по физической культуре, способствуют реализации образовательных задач, обеспечивают выполнение стандартных норм и требований по физической подготовке. Учебный материал по акробатике включает изучение комплекса “вольных” упражнений (индивидуальная форма выполнения), содержит программу акробатических упражнений парно-групповой направленности, которые изучаются в виде отдельных комбинаций и акробатических соединений-композиций.

Современных подростков довольно сложно мотивировать на целенаправленное развитие физических качеств и двигательных навыков, необходимых для выполнения акробатических упражнений и соединений-композиций. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. На фоне быстрого роста может отставать развитие координации движений, поэтому подростки выглядят угловатыми, неповоротливыми при движении. Добавим сюда резкие перепады настроения, обусловленные психофизиологическими сдвигами. Это отчасти объясняет те трудности, с которыми сталкивается учитель при проведении уроков гимнастики (а именно акробатики).

Для того, чтобы заинтересовать, увлечь школьников, в урок необходимо ввести игровой момент. На мой взгляд, организация построения акробатических пирамид является самым подходящим способом, поскольку количество разнообразных вариантов достаточно велико и ограничивается только фантазией учеников и их физическими возможностями. Помимо того, что школьникам интересен сам процесс построения пирамиды, плюсом является то, что пирамида дает возможность задействовать всех учеников в классе. В пирамиде каждому ученику можно найти место, подобрать поддержку, подходящую даже недостаточно подготовленному физически. Пирамиды отличаются по сочетанию количества участников и сложности используемых поддержек. Благодаря этому их можно разнообразить, учитывая физические возможности, количество учеников в классе, соотношение мальчиков и девочек, количество физически сильных учеников. Можно организовать проект построения классом одной большой пирамиды. Если класс большой, то можно включить соревновательный момент, если дать задание и разбить класс на группы. В конце работы оценить красоту получившейся фигуры, ее сложность и качество построения.

Кроме того, пирамид можно построить достаточно много. Начиная от самых простых и заканчивая максимально возможными по сложности (исходя из возможностей обучающихся). Можно поручить освобожденным от урока физкультуры ученикам фотографировать процесс освоения и совершенствования поддержек, снимать на видео выполнение акробатических комбинаций, различных элементов. Детям это нравится, так как сейчас модно обмениваться фотографиями в социальных сетях, выкладывать их на своих сайтах. Это значительно влияет на отношение к уроку, старание при освоении и совершенствовании элементов является, можно сказать, дополнительным стимулом к оценке учителя, для занятий и самостоятельной работы над собой, так как построение более сложных пирамид требует определенного уровня развития физических качеств (особенно таких, как сила и ловкость). Так же, как выступление на соревнованиях, процесс построения пирамид сплачиваетребят, заставляет общаться друг с другом по новому, поддерживать друг друга, проявлять морально волевые качества, которых молодежи порой так не хватает.

Акробатические пирамиды представляют собой разнообразные комбинации стоек, поддержек, выпадов, упоров, мостов и равновесий.

Зрелищность пирамид достигается не только сложностью положений, но и логичностью всей композиции, гармоничным сочетанием ее отдельных частей. Музыкальное сопровождение групповых композиций служит средством воспитания выразительности движений и оказывает эстетическое воздействие на занимающихся.

Пирамиды делятся на: 1) пирамиды, строящиеся непосредственно на земле (полу); 2) пирамиды, строящиеся на гимнастических снарядах, специальных приспособлениях, конструкциях.

Доступность пирамид, выполняемых на земле, объясняет их широкое распространение. Трудность и число пирамидковых упражнений практически не ограничены. В пирамидах могут участвовать и дети, и юноши, и мужчины, и женщины.

Для выполнения групповых упражнений существуют следующие хваты:

Обычный хват (простой хват). Партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватывают ими запястье, при выполнении стоек пальцы соединены.

Лицевой хват. В этом хвате правя рука нижнего соединяется с левой рукой верхнего, причем кисти нижнего развернуты наружу, а верхнего – направлены прямо.

Глубокий хват. Партнеры держат друг друга за запястье.

Плечевой хват. Партнеры стоят лицом друг к другу, нижний держит верхнего за плечи, верхний – нижнего под локти.

Хват пальцами. Это обоюдный хват согнутыми пальцами.

Хват за большие пальцы.

Парные упражнения.

Равновесия на коленях. Выполняются лицом друг к другу и лицом в одну сторону. Вход в равновесия на коленях можно делать наступая ногами поочередно, прыжком, переходом из другого равновесия, подниманием нижнего из положения лежа согнув ноги. Партнеры держат друг друга глубоким хватом.



Стойки плечами на руках лежащего нижнего. Верхний должен приучиться сохранять неподвижное положение. Из этой стойки можно выполнять сход переворотом вперед на одну и обе ноги.

Упоры согнув ноги и углом у лежащего и стоящего партнера. Эти упоры позволяют освоить основные хваты руками, движения для сохранения равновесия. Сход на пол можно выполнять медленно, силой, а также броском с фазой полета.

Стойка ступнями на плечах. Партнеры должны научиться свободно выполнять вход на плечи и непринужденно стоять на них.

Вход с бедра наиболее простой способ входа. Нижний, поднимая руки, тянет ими партнера на себя. Верхний, стараясь, все время находиться ближе к нижнему и подтягиваясь руками вверх, перешагивает с бедра на противоположное плечо и ставит ногу на другое плечо. Верхний стоит на плечах носками, опустив сомкнутые пятки вниз, голенями опирается о голову нижнего, колени слегка согнуты. Нижний держит верхнего за икроножные мышцы, прижимая голени к голове, Локти разводит в стороны, грудь старается приподнять вверх. Верхний слегка наклоняется всем телом вперед; нижний, наклоняя голову назад, сдерживает верхнего от падения вперед. Сход верхний делает вперед, опираясь на руки нижнего или спрыгивая. При значительной потере равновесия нижний должен опустить ноги верхнего, чтобы тот спрыгнул на пол.

Пирамиды.

Пирамиды разнообразны по количеству исполнителей, трудности и композиционному рисунку. Изучать пирамиды необходимо в определенной последовательности:

1. Зрительное ознакомление с рисунком или схемой пирамиды.

2. Определение мест и номеров каждого из участников пирамиды.

3. Освоение пирамиды по частям (вначале осваиваются трудные положения, переходы, способы влезания на верхние этажи, групповые фигуры и т.д.).

По количеству участников и технической сложности разнообразие пирамид безгранично. Наиболее популярны пирамиды с участием трех («тройки»), четырех («четверки»), пяти («пятерки»), шести («шестерки») человек.




Бросковые упражнения.

Обучение бросковым упражнениям и индивидуальным акробатическим прыжкам взаимосвязано. Часто бросковые упражнения используются для овладения аналогичными индивидуальными прыжками и наоборот.

Полупереворот назад со спины с подбрасыванием нижним за ноги. Верхний, приняв исходное положение, вытягивает ноги вверх, затем сгибает, тотчас же резко выпрямляет их вверх и отталкивается руками от пола. Нижний направляет бросок вверх и от себя.

Кувырок назад по спине партнера. Партнеры захватывают друг друга под плечи. При выполнении нижний спиной толкает партнера вверх, а верхний отталкивается ногами.

Переворот через партнера. Перевороты через партнера представляют обширную группу упражнений с большим диапазоном трудности. К простейшим упражнениям относится переворот с опорой плечами о руки лежащего партнера, который выполняется с одной и обеих ног; на две, на одну ногу; быстро, медленно. Важно, чтобы нижний сопровождал руками партнера вперед по ходу движения, а верхний сохранял прогиб до приземления.

Полет дугой. Полет дугой выполняется из положения, в котором верхний лежит спиной на полу в группировке, а нижний, стоя над ним, держит его за руки. Нижний проходит вперед, затем рывком поднимает партнера вперед-вверх. Верхний, разгибаясь ногами вперед-вверх, летит прогнувшись вперед и приземляется на ноги.

Полупереворот назад из виса. Начало движения то же, что и в предыдущем упражнении. На каче вперед нижний переворачивается назад, опуская ноги, верхний отпускает его руки.

Вопросы и задания.

  1. Характеристика, значение, особенности и классификация акробатических упражнений.
  2. Классификация акробатических прыжков.
  3. Особенности техники выполнения акробатических прыжков.
  4. Особенности техники выполнения упражнений в балансировании.
  5. Особенности техники выполнения бросковых упражнений.
  6. Техника выполнения и методика обучения группировке, перекатам. Помощь и страховка.
  7. Техника выполнения и методика обучения кувырку вперед. Помощь и страховка.
  8. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад. Помощь и страховка.
  9. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад и перекатом назад стойке на лопатках. Помощь и страховка.
  10. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад согнувшись в стойку на руках. Помощь и страховка.
  11. Техника выполнения и методика обучения кувырку прыжком через препятствие. Помощь и страховка.
  12. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад в полушпагат. Помощь и страховка.
  13. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад в упор стоя ноги врозь. Помощь и страховка.
  14. Техника выполнения и методика обучения кувырку вперед в стойку на лопатках. Помощь и страховка.
  15. Техника выполнения и методика обучения длинному кувырку. Помощь и страховка.
  16. Техника выполнения и методика обучения стойке на лопатках. Помощь и страховка.
  17. Техника выполнения и методика обучения из положения лежа на спине «мост». Помощь и страховка.
  18. Техника выполнения и методика обучения стойке на голове. Помощь и страховка.
  19. Техника выполнения и методика обучения стойке на голове силой из упора присев. Помощь и страховка.
  20. Техника выполнения и методика обучения - «мост» и поворот кругом в упор присев. Помощь и страховка.
  21. Техника выполнения и методика обучения стойке на руках махом одной и толчком другой. Помощь и страховка.

Техника выполнения и методика обучения перевороту в сторону. Помощь и страховка.

Литература:

1. Гимнастика. Под ред. А.Т. Брыкина и В.М. Смолевского. – М.: «Ф и С», 1985.

2. Гимнастика. В.Д. Палыга. – М.: «Просвещение», 1982.

3. Гимнастика. Под ред. М.Л.Украна и А.М. Шлемина. – М.: «Ф и С», 1977.

4. Гимнастика. Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: «Ф и С», 1979.

5. Гимнастика и методика преподавания. Под ред. В.М.Смолевского. – М.:«Ф и С», 1987.

6. Под ред. Н.К.Меньшикова. – М.: «Просвещение», 1990.

7. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. И.Б.Павлова и В.М.Баршая. – М.: «Просвещение», 1985.

8. Основы методики преподавания гимнастики. О.Н.Худолей. – Харьков.: «Консум», 1998.

9. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. – М.: «Просвещение», 1971.

10. Акробатика. Под ред. Е.Г.Соколова. – М.: «Ф и С»,1978.

11. Гимнастика в школе. А.Н.Мартовский. – М.: «Ф и С»,1976.

12. Гимнастическая терминология. А.Т.Брыкин. – М.: «Ф и С», 1989

13. Книга учителя физической культуры. Под ред. В.С.Каюрова. – М.: «Ф и С»,1973.

14. Координационные способности школьников.В.И.Лях . – Минск.: «Полымя»,1989

15. Обучение спортивным движениям. А.Н.Лапутин. – Киев.: «Здоров’я»,1986.

16. Тренировка вестибулярного аппарата гимнаста. Ю.П.Кобяков. – М.: «Ф и С»,1976.

17. Техника гимнастических упражнений. М.Л.Укран. – М.: «Ф и С»,1967.

18. Юный гимнаст. Под ред. А.М.Шлемина. – М.: «Ф и С», 1973.

19. Методика физического воспитания учащихся начальных классов. А.Ф.Борисенко, С.Ф.Цвек. – Киев.: «Радянська школа»,1997.

20. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б.Кофмана. – М.: «Ф и С»,1998.

21. Программы для общеобразовательных учебных заведений. «Физическая культура». 1–11 классы. Рекомендовано Министерством просвещения Украины. – Киев.: «Перун»,1998.

22. Гимнастика и методика ее преподавания. Уч-ник для ф-тов физ.культуры. Под ред. Н.К.Меньшикова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.

23. Энциклопедия физических упражнений. Ежи Палага. – М.: «Ф и С»,1998.

24. Методика преподавания гимнастики в школе. П.К.Петров. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2000.

25. Гимнастика. Уч-ник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

26. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Э.Я. Степаненко. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

Помещаю пирамиды, которые мне удалось найти. На троих, четверых и групповые пирамиды. Их можно считать и мужскими и женскими и смешанными. Вам решать, что выбирать и для кого они подойдут.

Как видно такие трюки уже в прошлом, но все новое это хорошо забытое старое.

Эти пирамиды могут исполняться как мужчинами, так и женщинами, а так же совместными. Тройки очень часто имеют одного мужчину и двух женщин или двух мужчин и одной женщины, что очень разнообразит трюковой репертуар.

Схемы взяты из разных источников и поэтому качество их разное, но это не мешает их исполнению.

Групповые пирамиды сегодня встречаются очень редко. Чаще всего в китайских группах. Там еще приветствуют групповые номера. В России, да и во всем мире сейчас все номера сводятся к одному или двум исполнителям. Причины чисто экономические. Импресарио зарубежные, да и наши, желают, чтобы два человека имели 2-3 номера, и это губит цирк.

Иногда видно на схемах что они просто надуманы и не имеют ни красоты, ни сложности, но они будят фантазию и этим полезны.

Далее будут помещены фото пирамид на четырех исполнителей и больше. Эти пирамиды можно использовать для массовых мероприятий, юбилеев коллектива. Там где нужно показать массовость. Я имею в виду пирамиды на большое количество человек. Там можно имея одного-двух человек умеющих стоять на руках, создать очень приличные пирамиды. И занять наибольшее количество участников. Эти пирамиды используют и в парадах, и в кавалькадах. На манеже используются в основном тройки и четверки, но в групповых акробатических номерах иногда включаются одна-две групповых пирамиды. У Китайцев группы иногда доходят до десяти человек и больше.

Испания. Каталония.
Побывав на национальном празднике в Тарагоне, познакомился с весьма интересной традицией, "башня из людей" или "Кастель".
Данное развлечение давняя традиция жителей Каталонии. После запрета корриды у горячих испанцев осталось еще одно не менее опасное развлечение. Всё действо проходило на городской площади. Как обычно, на такие мероприятия собралось много народу. Среди присутствующих немало туристов из других стран.
Все действо проходило на главной площади Таррагоны - Пласа-де-ла-Фон (Plaça de la Font), прямо напротив городской мэрии.


Участвовали четыре команды, как я понял, из числа местных. Позже, гуляя по городу, наткнулись на офис одной из команд. Число участников в одной команде насчитывает несколько десятков. Народ весьма разнообразный, как по полу, так и по возрасту. Помимо женщин и мужчин разных возрастов, участвуют и дети. Собственно они и завершают постройки. У каждой команды одежда своего цвета и в общей массе их легко можно выделить. Также у всех участников на груди рубашек вышит свой герб, а также имеется своя музыкальная поддержка.

После прохода по площади, команды занимают свои места. Они по очереди начинают показывать своё мастерство.
Все, кто занимают места выше первого яруса, разуваются.

Для начала участники укрепляют основание, плотно прижимаясь друг к другу по направлению в центр. Руки кладут на плечи впереди стоящего.

Самые крайние просто подпирают спины стоящих в основании. Как нам сказали, в этом могут принять участия и туристы.

На второй уровень ставят наиболее крепких мужчин.

Весь процесс координируется снизу человеком, который дает четкие команды при возведении каждого уровня. Именно с его команды начинает подниматься народ на основание из стоящих плотно людей и дальше возводится каждый последующий этаж. Он обегает строящуюся пирамиду и, при первом же сомнении в её устойчивости, может остановить построение. После чего, все начинается сначала. Сперва возводятся наиболее простые конструкции.

Как я уже писал, завершают пирамиду самые маленькие участники. На вид не старше семи-восьми лет.
Дети ловко карабкаются на самый верх таких построек и когда достигают вершины, поднимают одну руку вверх, под ликующие крики толпы, символизируя завершения напряженного строительства.
Юные участники единственные имеют шлемы и каппы.

После эстафета переходит к следующей команде.

Но не всегда все проходит гладко. Иногда по постройкам проходит вибрация, их начинает раскачивать и вся конструкция разваливается на глазах. Люди валятся друг на друга. Руки, ноги, все в кучу.

Кто-то отделывается испугом и небольшими шишками, а кого-то забирает скорая. Благо они дежурят рядом.

На этом команда не останавливается. Она берет паузу, приходит в себя и, через некоторое время, снова приступает к строительству. Ну и конечно в итоге все получается) Сквозь ликующие возгласы зрителей слышны многочисленные звуки затворов фотоаппаратов. Сложные и высокие пирамиды радуют горожан и туристов своей красотой.



 

Возможно, будет полезно почитать: