Как ухаживать за роликовыми коньками - основные правила. Чистка подшипников от Stacey

Лонгборда, которые требуют регулярного ухода. Своевременная забота о подшипниках позволит увеличить срок их эксплуатации и избежать преждевременного износа. В этой статье мы расскажем Вам, какие признаки указывают на то, что лонгбордические подшипники пора почистить и смазывать, и как это сделать.

Подшипники — залог хорошей скорости и наката

Подшипники лонгборда, а также скейтборда, роликов, самокатов и других спортивных снарядов на колесиках — основа скоростных характеристик и возможности наката. Эти маленькие металлические штучки принимают на себя колоссальную нагрузку.

Несмотря на то, что защитному механизму (пылезащитникам, смазке) в подшипнике добросовестные производители уделяют большое внимание, он все равно остается уязвим к таким внешним факторам, как влага и песок: попадая внутрь, они приводят к износу всей конструкции. Подшипники лонгборда начинают скрежетать и греметь, а при попадании влаги смазка перестает выполнять свои функции, так как при соединении с водой она меняет свою консистенцию.

Как понять, что подшипники лонгборда в критическом состоянии?

Даже райдер-новичок сможет сразу заметить, что подшипники требуют экстренной помощи. Лонгборд плохо едет? Быстро теряет разгон? Слышится характерный треск/хруст/стук? Тогда нужно немедленно предпринять меры. Как? — Расскажем далее. Мы настоятельно не рекомендуем доводить подшипники до такого состояния, так как не всегда удается их спасти. Нужно регулярно проводить «профилактику»: чистить и смазывать подшипники. Помните! Даже подшипники с водоотталкивающей смазкой не рассчитаны на катание по лужам. Если Вы случайно попали в дождь, по возвращению домой необходимо принять меры.

Как ухаживать за подшипниками лонгборда: 3 простых шага

Для того чтобы правильно почистить и смазать подшипники лонгборда, нужно разобраться в их конструкции.

Теперь, когда Вы понимаете, как все устроено, перейдем непосредственно к уходу. Существует множество способов чистки, но мы остановимся на одном, самом простом и действенном, на наш взгляд.

1шаг:

Тщательно разберите подшипники. Внимание! Если этого не сделать и воспользоваться различным вымачиванием или варкой без разбора, то грязь и влага никуда не денутся, и это никак не поможет подшипникам.

Перед разбором важно понять, к какому типу принадлежат Ваши подшипники: разборные или нет?

Как отличить? Разборные модели дополнены стопорным кольцом (См. схему "Из чего состоит подшипник лонгборда"). Даже если Ваши подшипники принадлежат к другому типу: их все равно можно разобрать, только немного по-другому.

Разборные:

Итак, у Вас разборные подшипники. Значит, все просто. Сначала, удалите грязь и хорошо протрите наружную поверхность подшипников. Теперь, тонкой палочкой, например, булавкой, отогните стопорное кольцо. После Вы сможете без труда извлечь пыльник.

Неразборные:

В неразборных подшипниках отсутствует стопорное кольцо. А пыльник более плотно установлен. Поэтому для его извлечения необходимо сделать следующее: возьмите нож с тонким лезвием и подцепите пыльник со стороны малого кольца. Аккуратно! Не вводите нож слишком глубоко, Вы можете повредить сепаратор. И постепенно вскрывайте подшипник по кругу. Готово!

2 шаг: чистка

Чистка подшипников заключается в их вымачивании в специальных растворах, например, Уайт Спирите или бензине. Мы рекомендуем выбрать первый вариант. Стоит раствор недорого и продается в любом строительном магазине.

Нам необходим закрывающийся контейнер, в который можно налить Уайт Спирит и погрузить подшипники на некоторое время. Также желательно интенсивно их потрясти в растворе. Не забудьте проветрить помещение! Оставим на какое-то время, например, на час.

3 шаг: смазка

Когда наш раствор удалил старую смазку и грязь из подшипника, необходимо смазать их заново. Хорошие производители дополняют комплекты подшипников смазкой. Если смазка в комплекте не идет, можно приобрести ее в специализированном магазине.

Существуют два вида смазок: жидкие и пластичные. Рекомендуем отдавать предпочтение второму варианту — так как такая смазка держится дольше жидких вариантов. Если Вы все же используете жидкую смазку, то добавляйте ее после каждых 70-110 км обкатки.

Равномерно нанесите смазку внутрь подшипника.

Готово! Осталось собрать разборный подшипник обратно. А неразборный — установить открытой стороной внутрь колеса.

Придерживаясь этой простой схемы, Вы увеличите срок эксплуатации лонгбордических подшипников и скоростные характеристики Вашего лонгборда.

Если у Вас остались вопросы — задавайте их в комментариях.

Ниже я расскажу как почистить подшипники для роликов в домашних условиях.

Для этого мы НЕ будем использовать никакой бензин, WD, спирт, ацетон и прочие растворители...

В приведенном ниже способе чистки мыть подшипники мы будем обычной водой, и смазывать жидкой смазкой (!), вопреки всем прочим рекомендациям в интернете не делать этого.

Вступление

Для комфортного и приятного катания на роликовых коньках немаловажно содержать их в достойном состоянии.

Для этого стоит иногда поглядывать, чтобы колеса не были стерты на одну сторону, и в таких случаях переставлять колеса местами для их равномерного стирания.

Так же не менее важно следить за состоянием подшипников.

Многие забывают, что, катаясь на роликах, подшипники быстро засоряются. При этом сокращается их срок службы, снижаются технические характеристики, а при катании появляется неприятный треск, свист и поскрипывания.

Особенно важно следить за подшипниками роллерам, катающим слалом и спидскейтинг. Связанно это с тем, что для этих дисциплин обычно используют специальные очень качественные и дорогие подшипники с малыми допусками. Стоимость таких подшипников в 3-5 раз выше чем стоимость подшипников для обычного катания по городу, и найти их можно далеко не во всех магазинах (иногда только на заказ через интернет). А так же, любое неестественное поведение засоренного подшипника может отразить на результатах спортсмена.

Подшипники не вечны, но мы можем существенно продлить их срок службы и удовольствие от катания на них.

1. Подготовка


Рис. 1

Нам понадобятся:

  • газетка;
  • шило / крепкая игла / спица;
  • небольшая пластиковая баночка;
  • любой стиральный порошок;
  • шприц с иглой;
  • масло для подшипников;
  • ватка.

Заточите шило/спицу если она затуплена. Для этого подойдет напильник с мелким зерном, наждачная бумага, или, на худой конец, бетонная стена в подъезде =)

Баночка может быть любой формы, но не должна быть слишком большой. Хорошо, если в комплекте с ней идет крышечка, в противном случае отверстие баночки должно быть таким, чтобы можно было надежно закрыть его ладонью руки. Идеально подходят баночки из под масла или сметаны.

Стеклянная баночка НЕ подойдет, она может разбиться!

Шприц приобретается в ближайшей аптеке. Идеально подходит одноразовый шприц 5 мл или 20 мл с толстой иглой. Чем толще игла, тем проще будет выдавливать из шприца масло для подшипников.

Про масло подробнее чуть ниже...

2. Жидкая смазка vs Густая

Везде в интернете рекомендуют использовать густую смазку по типу "Литол", которую свободно можно купить за копейки в любом авто-магазине почти что в любых количествах.

Я очень долгое время катался на многих густых смазках разных типов и составов: Mobile, Shell, Mannol, Литол и т.д., пробовал использовать разное количество смазки, способы ее нанесения...
И всегда мне в них не устраивало то, что они создают серьезное сопротивление качению, а к тому моменту как их "раскатаешь" они уже полностью облеплены грязью и их снова нужно менять.
Никакого удовольствия от катания, лишь постоянное негодование на то, что ролики "не катят".

Однако, густые смазки не так уж и плохи (в контексте этого материала).
Если вам лень постоянно приводить свои ролики в порядок, то густая смазка для вас, и можете дальше не читать! В конечном итоге смазка в ваших подшипниках смешается с песком и прочей грязью, высохнет от влаги, попадающей внутрь подшипника и, наконец, ускорит "смерть" подшипника.

Приятного катания)


Я обратил свое внимание на жидкие смазки.

Оказалось, что специальную жидкую смазку можно купить либо вместе с дорогим комплектом новых подшипников (это точно не наш случай, ведь мы хотим кататься на старых), либо купить ее отдельно за бешеные деньги в крошечном количестве в специальных спортивных магазинах.

Альтернатива нашлась быстро - трансмиссионные машинные масла .

Хочу заметить, что частенько натыкался на советы ни в коем случае не использовать машинное масло для смазки подшипников, мол вытекает, быстро испаряется. Вытечь из подшипника и испариться масло не может, если его применять по назначению.
Моторные машинные масла для наших целей не подойдут! Они слишком жидкие.


По личному опыту могу с уверенностью сказать, что какой бы консистенции и состава не были смазки, они все засор
яются одинаково "хорошо" и их приходится менять чаще чем они успевают прийти в негодность. А еще, при одинаковом загрязнении, густая смазка всегда будет давать гораздо большее сопротивление качению, нежели жидкая.

Нам нужно именно трансмиссионное машинное масло , обратите на это внимание!

Такое масло используют в автомобилях и есть практически у любого водителя. Если у вас в семье есть автомобиль, то наверняка так же есть и это масло. На крайний случай можно отловить соседа по подъезду и попросить у него.
Ну и на самый крайний случай можно сходить и купить.

Машинные масла бывают разных типов: минеральные, полусинтетические, синтетические... и я не буду сейчас уточнять в чем разница между ними, скажу лишь, что минеральные - это без добавок и стоят дешевле.
Поэтому, если возникнет необходимость купить масло в магазине, то стоит брать минеральное трансмиссионное масло от любого производителя (не важно отечественное или заграничное) с классом вязкости от 75W до W90. Выбирайте какое дешевле и не ошибетесь. На данный момент (сентябрь 2012) 1 литр такого масла в магазине можно найти примерно за 200 рублей. Кстати, можете скинуться с друзьями, вам всем хватит этого запаса на несколько лет =)

Сейчас я использую жидкое полусинтетическое трансмиссионное машинное масло от Mobile.
Точное название уже не помню, у отца в автомобиле нашел =)
Маленькой бутылочки 50-75 мл мне хватило на пол года практически постоянного катания, а еще и осталось (видно на рис. 1)! Притом, катался и смазывал очень часто.


Итог: жидкая смазка гораздо лучше подходит для подшипников в роликовых коньках, чем густая.

3. Снимаем колесики

При покупке роликов вместе с ними в комплекте, как правило, продают специальные ключи, позволяющие снять колеса с рамы. Если же таких ключей нет, то можно сходить в ближайший автомобильный магазин и прикупить в нем шестигранный ключ на 4 мм. По личному опыту могу сказать, что Г-образные шестигранные ключи (рис. 2) - это фигня, они не выдерживают и ломаются, если оси на раме закручены слишком сильно. Такие ключи даже не смотрим, а просим продавца собрать нам ключик по типу вороток-головка-бита (рис. 3).

Лично я сам пользуюсь таким ключом (рис. 3), а ключ на других фотографиях - это стандартный, шедший в комплекте с роликами.

При помощи ключа выкручиваем оси из рамы... колесики сняты.

Оси отложим в сторонку, чтобы не мешали и не потерялись. Если они покажутся вам слишком грязными, то можете протереть их ваткой или какой-нибудь ненужной тряпочкой, мыть оси не нужно.

4. Вытаскиваем подшипники из колес

Различные фирмы производители роликов устанавливают на свои ролики разные рамы, от которых зависит какие оси и втулки будут использоваться внутри колес. В зависимости от того какие втулки и оси у вас на роликах, снимать подшипники с колес придется по-разному. Мы не будем подробно останавливаться на всех случаях, скажу лишь, что подшипники либо выдавливают, либо вытаскивают.

В нашем случае оси имеют диаметр 8мм, втулки располагаются внутри колеса между подшипниками, поэтому подшипники придется вытаскивать.

Сделать это можно при помощи того же ключа, которым мы откручивали оси. Раскачивайте подшипник в колесе постепенно вытаскивая его наружу (рис. 6). Только смотрите не переусердствуйте, ключ лучше не гнуть и не деформировать.

Для этих целей лично я использую вороток ключа, изображенного на рис. 3. Он очень крепкий и прекрасно подходит под эти цели. На фотографиях и видео изображен стандартный ключ, шедший в комплекте с роликами.

Вытащив первый подшипник с одной стороны колеса, откладываем его в сторону, вытряхиваем втулку и тоже откладываем ее в сторонку. Второй подшипник в колесе можно выдавить. Втулки, обычно мыть не требуется, но как и в случае с осями, их можно протереть от грязи ваткой или какой-нибудь ненужной тряпочкой.

5. Моем колесики и раму

Берем открученные колесики и несем их в ванну. Там моем их (можно с мылом). Сильно намывать не нужно, все равно скоро запачкаются. После помывки, хорошенько стряхните лишнюю воду с колес.

Да, вообще-то мыть колесики не обязательно, однако, если у вас еще свежие колесики, то можно их отмыть до первоначальной красоты, что не может не порадовать глаз =)

Для равномерной просушки колесиков, советую выложить их по кругу (рис. 8), закинув одно на другое, так они высохнут гораздо быстрее, чем если же просто поставить их в стопочку или разложить на плоскости.

Главное, чтобы просохла внутренняя часть колес. Пока вы занимаетесь смазкой подшипников колесики успеют высохнуть.

Так же не будет лишним помыть раму на роликах и наиболее грязные части самих роликов.

6. Разборка подшипников

Разбор подшипников начинается со снятия пыльников. Назначение пыльников - защищать подшипник от грязи и пыли, от сюда и название.
Пыльники бывают разные. В нашем случае пыльники прорезиненные, что очень хорошо. Но, гораздо чаще встречаются металлические пыльники, которые могут сниматься или быть несъемными.

Несъемные пыльники, как бы это не звучало парадоксально, тоже можно снимать и устанавливать обратно. К сожалению, у меня сейчас нет подшипников с такими пыльниками, и я не могу показать как это делается. Попробую объяснить на словах.
Несъемные пыльники можно поддеть только со стороны внутреннего кольца подшипника, при этом пыльник немного погнется. При установке пыльника обратно, его можно выпрямить. Немного погнутый пыльник совершенно не влияет на характеристики подшипника, но я бы советовал вообще избегать неразборных подшипников.

На хороших продуманных подшипниках используют только один съемный пыльник, как в нашем случае. Это упрощает процедуру ухода за подшипником.

Чтобы снять прорезиненный/пластиковый пыльник достаточно просто поддеть его с края шилом/иглой (рис. 9). Снимается он легко и без неожиданных подскоков, поэтому лишних усилий лучше не прилагать, чтобы случайно не погнуть пыльник и ничего не повредить шилом/иглой внутри подшипника.

У съемных металлических пыльников имеется тоненькое распорное/стопорное кольцо, идущее вдоль внешнего кольца подшипника (рис. 10). Это кольцо легко можно поддеть шилом/иглой, только при этом стоит придерживать это колечко, потому что оно может выскочить и улететь в неизвестном направлении.
Если у вас металлические пыльники, откладываем их в сторонку, их не нужно мыть, достаточно будет просто тщательно протереть ваткой.

Снятые прорезиненные пыльники кидаем в приготовленную нами пластиковую баночку.

Сепараторы тоже бывают разные. Одни можно снять без последствий, другие - нет. В нашем случае сепараторы пластиковые, они легко снимаются простым надавливанием на них (рис. 11) и так же просто устанавливаются обратно.

Снятые сепараторы кидаем в нашу пластиковую баночку.

Однако, могут встретиться и металлические сепараторы, как на рис. 12. Такие сепараторы лучше не трогать, потому что если даже и удастся их извлечь из подшипника, потом не удастся правильно установить их обратно на место. Подшипники с неправильно собранными сепараторами скорей всего придется выбросить. Поэтому, на том же рис. 12 подшипник считается разобранным полностью.
Учтите, что подшипники с такими сепараторами за неимением опыта лучше не мочить в воде, после этого их очень сложно просушивать и они могут заржаветь.
Кидаем в нашу пластиковую баночку только открытый подшипник с несъемным сепаратором. Пыльники и распорные кольца достаточно будет протереть ваткой.
Так же обратите внимание, что производители подобных подшипников используют в них густую смазку, которую нужно будет как-то вымывать... об этом чуть ниже.

При помощи шила/иглы сдвигаем шарики подшипника вместе (рис. 13). При этом внутренне кольцо подшипника должно освободиться и вывалиться вместе с шариками из внешнего кольца подшипника (рис. 14).

Кидаем все части разобранных подшипников в нашу баночку.


Рис. 13 Сдвигаем шарики вместе
На следующем видео представлен весь процесс разборки подшипников:

А на следующем видео показано как разбираются подшипники с металлическим сепаратором:

7. Промывка подшипников

С заполненной пластиковой баночкой уходим в ванну. Обратите внимание, что промывать подшипники мы будем в воде!


Рис. 15 Баночка с разобранными подшипниками

Если у вас подшипники с несъемными металлическими сепараторами, и внутри подшипника еще сохранилась густая смазка, вымыть ее будет не просто. Вы можете вычистить густую смазку с помощью старой зубной щетки - это лучший вариант. Я сам неоднократно так делал, результат потрясающий! =)

Но все же, как уже было сказано выше, без определенного опыта не стоит мочить такие подшипники в воде, иначе они могут быстро заржаветь. Как вариант, вы можете прибегнуть к классическому способу, промыв подшипники каким-нибудь растворителем (но дома этого лучше не делать).

Перед процедурой промывки отверстие для слива воды я советую закрыть сеточкой (рис. 17). Стоит об этом побеспокоиться заранее, потому что шарики от подшипников могут выскочить из баночки и безвозвратно отправиться путешествовать по местной канализации.

В баночку до половины наливаем теплой или горячей воды, затем насыпаем в нее немного стирального порошка, плотно закрываем баночку крышкой или ладонью и хорошенько взбалтываем баночку несколько секунд.

Аккуратно сливаем грязную воду из баночки, промываем ее содержимое чистой водой.

Повторяем эту процедуру очистки столько раз, сколько считаете нужным. Я, обычно, повторяю ее по 2-3 раза, потому что идеально вымывать подшипники не требуется.

В случае, если у вас подшипники с несъемными металлическими сепараторами, выполняем процедуру промывки более тщательно.

Сливаем всю воду из баночки и уходим из ванны.

Ничего страшного, если на дне баночки останется немного воды.

8. Просушка

На ровной поверхности (например, на столе) расстилаем газетку и кладем рядом нашу баночку и ватку. Загибаем у газеты края, как это показано на рис. 18. Это нужно сделать для того чтобы не пришлось в последствии ползать под столом с фонариком в поисках шариков от подшипников (научен горьким опытом).


Рис. 18 Газета с загнутыми краями

Постепенно достаем из баночки части подшипников и хорошенько протираем ваткой их рабочие части.

У внешнего (рис. 19) и внутреннего (рис. 20) кольца важно тщательно высушить дорожку качения, все остальное у этих колец никак не влияет на качество вращения подшипников. После протирания на ватке должна остаться грязь, которую не отмыл стиральный порошок. Дорожки качения должны остаться полностью сухими.

Если на кольцах останутся маленькие ворсинки ваты, их легко можно сдуть.

Просушенные кольца откладываем куда-нибудь на приготовленную газетку.

Пыльники высушиваем с внутренней стороны и откладываем на газетку досушиваться.

Сепараторы нужно почистить от грязи, прежде чем устанавливать обратно в подшипник. Для этого достаточно одной ватной палочки (рис. 22), ватку на которой можно менять старым дедовским способом - накручиванием (рис. 23). Если нет ватной палочки, ее можно заменить обыкновенной спичкой, но если и спичек в доме нет, то придумайте что-нибудь сами =)

Проворачиваем ватную палочку во всех пазах сепараторов и откладываем их на газетку досушиваться.

И напоследок у нас в баночке остались только шарики. Аккуратно высыпаем их себе на ладонь. Шарики скорей всего все сырые, потому что на дне баночки могла остаться вода. Ничего страшного, высыпаем шарики на свободное место на газетке и ладонью катаем шарики по сухой части газеты, тем самым полностью высушивая шарики.


Рис. 24 Все части подшипников готовы к сборке

Если у вас подшипники с несъемными металлическими сепараторами, сушить их нужно по-особенному, то есть феном или воздухом под высоким давлением =)

При этом желательно постоянно прокручивать подшипники, чтобы полностью избавиться от воды и не дать шарикам заржаветь.

После просушки, желательно как можно скорее начать смазку подшипников.

9. Сборка подшипников

При сборке подшипников опять же очень важно не потерять шарики, сборку совершайте всегда над нашей специальной газеткой.

Перед началом сборки обязательно обратите внимание на то, что на внешних и внутренних кольцах подшипников имеются специальные пазы, в которые при сборке будут вставляться пыльники. Собирать подшипники нужно так, чтобы пазы на их внешних и внутренних кольцах были с одной стороны подшипника , иначе потом не получится вставить пыльник.

Сборка начинается с внешнего кольца, которое нужно расположить на ровной поверхности. Внутрь этого кольца помещаются 6 шариков, которые размещаются вдоль дорожки качения и сдвигаются вместе.
Далее в центр внешнего кольца вставляется внутреннее кольцо и один или несколько шариков при помощи шила/иглы продвигаются по дорожке качения на противоположную сторону от остальных так, чтобы внутреннее кольцо осталось зафиксированным внутри внешнего.
Осталось подставить сепаратор и при помощи того же шила/иглы разместить все шарики в его пазах. Вышеописанная процедура представлена в этом коротком видео:

А ниже небольшое видео как можно собирать подшипники в руке:

Стоит отметить, что если ваши подшипники еще совсем новые, то после сборки может оказаться что некоторые подшипники крутятся хуже чем остальные, или крутятся с трудом. Эта проблема разрешится сама собой во время эксплуатации подшипников, беспокоиться об этом не нужно.

10. Смазка подшипников

После того как все подшипники собраны, можно приступать к их смазке. Для этого воспользуемся заранее приготовленным нами шприцемБерем один за одним подшипники и капаем из шприца на каждый шарик по одной капле масла. Масла не должно быть слишком мало, но и не должно быть слишком много. Идеально - это одна добрая капля масла, примерно как на этом видео:

Катаясь на роликах с почищенными подшипниками я получаю гораздо больше удовольствия и достигаю лучших результатов в катании.

Чего и вам желаю.

Приятного катания =)

18 комментариев

В последнее время многие обращаются в с просьбой почистить и раскатать подшипники, попавшие в воду. Напомню, что кататься в дождь и по лужам крайне не рекомендуется. Но что же делать, если вы попали в дождь случайно?

Есть 2 основных способа оживить ваши подшипники:
1) Если позволяют средства, купить новые а старые выбросить.
2) Реанимировать старые подшипники в домашних условиях самостоятельно или за скромную плату у мастера.

1) Сразу после того как вы попали в воду, необходимо раскрутить оси, снять колёса и насухо протереть тряпкой или салфеткой металлическую часть подшипников снаружи. Иногда используется ВД-40, для того чтобы быстрее удалить воду.

2) Не позже чем на следующий день, нужно попробовать покататься минут 10-15. Если это хорошие качественные подшипники, таким способом можно хорошо их раскатать. В некоторых случаях, даже смазку добавлять не нужно. Пробовал раскатывать подшипники после 3 часов катания по дождю. Работает.

3) Но если колёса перестали крутиться, вот тут то и начинается самое интересно. Нужна промывка и смазка.

Для того чтобы промыть и смазать подшипники потребуется:

- 250 мл средства для промывки подшипников Powerslide WASH или 300-400 гр бензина. Напомню, что бензин очень воняет, поэтому проводить работы нужно на улице, а вот специальный очиститель пахнет апельсином и совершенно не пачкает и не выжигает кожу рук, можно работать в доме.

- густая смазка на литиевой основе. (Литол 24 или кастрол)

- старая зубная щётка

- иголка (обычная)

- нож

- одноразовый шприц (желательно купить шприц со смазкой POWERSLIDE, смазки хватит более чем на 10 чисток, в комплекте специальная насадка для более экономного выдавливания смазки)

- сухая тряпка или старая хлопковая футболка.

- тюбик жидкого масла Powerslide.

- шестигранники и специальный ключ с насадкой чтобы вытащить подшипники из колёс.

- небольшая пластиковая коробочка . В таких обычно продают морскую капусту или корейскую морковку:)

В роликах всё как в музыке. 8 втулок, 16 подшипников, 32 пыльника, 32 стопорных кольца…

Самое долгое и утомительное это разобрать и собрать подшипники.

Для того чтобы разобрать подшипники, специальным ключом нужно вытащить их из колёс, предварительно пометив ручкой по принципу правое и левое 1, 2,3,или4.

Если у вас нет такого инструмента, можно попробовать надавить каким нибудь твёрдым предметом подходящим по диаметру втулки. Поэтому сразу рекомендую заранее запастись ключом с «ковырялкой» для подшипников. В комплекте к роликам они не поставляются, а продаются отдельно.

Теперь перед вами 16 подшипников и 8 втулок. Втулки можно протереть сухой тряпкой и отложить.

Далее необходимо вскрыть пыльники. 32 пыльника на 16 подшипников. Кольцо пыльника может быть прорезиненным, в этом случае нет стопорного кольца и пыльник приподымается лезвием ножа с внутренней стороны. В случае если есть стопорное кольцо, необходимо поднять его. Тут вам может понадобится иголка. Аккуратненько подцепив кольцо в зоне разреза, приподымаем его. После чего пыльники легко могут быть удалены. На фото кольцо узенькое серое, красным цветом показан пыльник.

Разобрав таким образом все 16 подшипников, должно получиться:

8 втулок

16 подшипников

32 пыльника

32 стопорных кольца (в случае если такие имеются)

Сразу добавлю, что бывают неразборные подшипники. В этом случае, пыльник необходимо взломать, поддев ножом, а после промывки вставить открытой стороной внутрь колеса.

Наливаем средство для промывки в коробочку. Примерно 100-150 мл. Забрасываем туда подшипники, пыльники и кольца. Пока подшипники отмокают, начинаем вынимать кольца. Кстати кольца и пыльники можно промыть в горячей воде после чего выложить на газету и просушить.

Подшипники должны полежать минут 5-10. После чего, старой зубной щёткой чистим с каждой стороны. Сливаем грязный очиститель, моем коробочку и наливаем чистый. Теперь вторая степень очистки. Необходимо ополоснуть каждый подшипник от частичек песка которые могли остаться после первой промывки. Для 100% результата, процедуру можно повторить ещё 1 раз.

После этого, те, что пострадали больше всего от воды, желательно смазать жидким маслом и немного покрутить. Исключительно в реанимационных целях. Если подшипник отлично вращается, в этом нет необходимости.

Бывают подшипники с пластиковым сепаратором. Такие подшипники закрыты пыльником только с внешней стороны. Подлежат промывке без разборки, так как там отсутствует густая смазка и в этом нет необходимости. Смазываются после промывки жидкими смазками. Рекомендую Powerslide. (см.фото)

Закладываем пыльники с одной и с другой стороны. Если есть стопорные кольца, фиксируем пыльники стопорными кольцами.

После этого, вставляем подшипники обратно в колёса. Не забываем установить втулки между подшипниками.

Протереть подшипники с внешней стороны сухой тряпкой. Установить колёса в раму.

Чем чище и суше будет внешняя сторона, тем дольше прослужит подшипник.

1. Перестановка колес

Колеса для роликов состоят из пластиковой ступицы, в которую вставляются подшипники и ось, и полиуретана (мясо колеса), который едет по асфальту. Так как асфальт намного жестче, полиуретан колеса со временем стирается как ластик и колеса приходится менять. При обычном катании на роликах мы толкаемся внутренним ребром, поэтому колеса всегда стачиваются с внутренней стороны гораздо больше, чем с наружной. Таким образом, с внутренней стороны колесо можно сточить полностью, а с наружной стороны останется еще много полиуретана. Если регулярно, после нескольких покатушек выполнять перестановку колес, то их срок службы увеличится на 30%, а профиль колеса останется таким же удобным для катания. То, что колеса стерты неравномерно хорошо видно невооруженным глазом. На рисунке изображена стандартная схема перестановки колес. Если вы катаете слалом, то колеса надо переставлять по схеме 1-4, 2-3 – так сохранится “банан”.

2. “Закипание осей”

Довольно распространенная проблема, когда оси колеса как бы прикипает к раме, либо сама к себе (на двусоставных осях). Происходит это из за того, что оси очень редко откручивают. Так же данная проблема возникает когда и рама, и оси состоят из алюминиевого сплава и между ними происходит диффузия. В этом случае ось может прикипеть настолько, что ломаются любые ключи! Чтобы полностью избежать данную проблему надо регулярно немного откручивать и снова закручивать оси.

Если ось все таки прикипела (не откручивается либо прокручивает шестигранник) варианта два: 1) идем в магазин строительных материалов, покупаем биту Т27, кладем раму ролика на твердый упор (поребрик, кремкий стол) и вбиваем биту в ось молотком примерно на один см (алюминий хорошо мнется закаленной осью), откручиваем ось с хорошим рычагом (либо зажав биту в тески прокручивая раму); после этого ось так же можно использовать под эту биту.

2) Если ось прикипала настолько, что в ней ломаются ключи и биты – берем дрель и аккуратно высверливаем ось сверлом 4 мм (если нет опыта – лучше отдать в мастерскую).

3. “К роликам невозможно подойти без затычки для носа”

Да, при активном катании на роликах ноги потеют очень сильно и ролики быстро теряют былую свежесть. Большинство моделей роликов от среднего ценового сегмента имеют съемный внутренник (лайнер). Таким образом, внутренний сапожок можно достать и постирать в стиральной машине при температуре 30 градусов без использования большого количества порошка. Как показывает практика – пару раз за сезон внутренник можно стирать без ущерба.

4. Обслуживание подшипников

Сердцем роликовых коньков являются подшипники, именно то, насколько хорошо они крутятся определяет ваше ощущение “полета” во время катания. Подшипники обычно служат долго (несколько лет), но есть факторы значительно сокращающие их срок:

1) частные интенсивные прыжки – подшипники попросту разбиваются

2) езда по пыльным и грязным дорогам – в подшипники попадает песок и пыль

3) езда по влажной дороге и лужам – из подшипников полностью либо частично вымывается смазка и попадает грязь, колеса практически перестают крутится. При этом если обработать подшипники смазкой в баллончике (например WD-40), это лишь поможет высушить подшипник, но не избавит его от грязи и песка.

В последних двух случаях подшипники можно спасти если выполнить ряд процедур:

в качестве подопытных у нас 8 подшипников для фрискейта ILQ-7 и 8 подшипников для слалома ILQ-9 slalom pro. Все подшипники изготовлены по специальному стандарту ILQ, разработанному для роликовых коньков. Первые подшипники закрытого типа, вторые имеют быстро-съемный пыльник. Итак, по порядку:

Нам понадобятся: бензин “Калоша”, нож или шило, смазка литол, тряпка, посуда для промывания, карандаш, хорошо проветриваемое помещение и примерно полтора часа свободного времени!

– вынимаем подшипники из колес: для этого поддеваем подшипник плоской отверткой либо шестигранником (он всегда под рукой) под втулку и подшипник постепенно начинает выходить.

Разбираем подшипники:

Для открытых подшипников ILQ9 подцепляем ножом или шилом пластиковый сепаратор и вынимаем его; так же можно не вынимать сепаратор, в протолкнуть металлический пыльник наружу с внутренней стороны иголкой.

– для ILQ7 сначала подцепляем тонкое стопорное колечко по краю подшипника шилом или скальпелем, потом легко снимаем металлический пыльник.

– для “неразборных” подшипников ABEC и SG (в России разбирают даже неразборные подшипники): подцепляем тонким ножом металлический пыльник, который при вскрытии немного мнется. Катастрофы здесь нет, при одевании его можно снова распрямить и поставить на внутреннюю часть колеса. А если выпрямить пыльник не удалось и он задевает втулку – пыльник можно не ставить вообще! Подшипник будет работать так же, просто станет менее защищенным от пыли!

Берем небольшую закрытую емкость: банку, бутылку с широким горлышком и пр. Кладем туда подшипники и сепараторы, заливаем бензином, закрываем и тщательно взбалтываем пару минут. Бензин и керосин являются самыми лучшими растворителями.

Видно, что подшипники стали чистыми, вся грязь и остатки старой смазки ушли, но если их вращать чувствуется что мелкие песчинки еще остались. Чтобы их убрать заливаем небольшую ванночку чистым бензином, берем карандаш, нанизываем на него подшипник, погружаем в бензин и начинаем вращать! Через некоторое время подшипник начинает крутится абсолютно свободно – подшипник абсолютно чистый!

Далее берем смазку “литол” и промазываем ею каждый подшипник. Использовать дорогие высокотемпературные смазки особого смысла я не вижу, потому что скорость вращения подшипников на роликах невысокая относительно машинных подшипников. Жидкие смазки так же нет смысла заливать – они там просто не задержатся. После того, как все подшипники промазаны их надо закрыть. ILQ9 закрываем очень просто раздвинув шарики равномерно и прижав сепаратором. ILQ7 сначала вставляем пыльник, потом кольцо. Закрытые подшипники – подправляем при необходимости пыльник плоскогубцами. Помятую сторону ставим по внутрь колеса. Если выпрямить не удалось – помятый пыльник не ставим, его отсутствие не будет критичным! Тщательно убираем остатки смазки тряпкой, слегка пропитанной бензином!

Обратите внимание на то, что сначала колеса будут крутится плохо – смазку надо раскатать и после одного хорошего катания колеса начнут крутиться как надо!

Материал подготовил Ильнур Латыпов

Промывка подшипников


К атегория:

Подшипники качения

Промывка подшипников


Для того чтобы чисто промыть подшипник, необходимо иметь ванну с горячим минеральным маслом, так как промывкой только в бензине практически невозможно полностью удалить старую смазку, содержащую грязь и абразивные частицы.

На рис. 1 показана ванна для промывки. Подогрев масла осуществляется электричеством или паром. На расстоянии 50-70 мм от дна ванны устанавливается решетка для предохранения подшипников от соприкосновения с дном, нагретым сильнее, и осевшей грязью. Ванна заливается чистым минеральным маслом, например индустриальным 12 или 20. Может быть применено также трансформаторное масло. Температура масла доводится до 90-95 °С. При применении трансформаторного масла необходимо особо тщательно контролировать температуру масла, так как температура его вспышки 135 °С.

Подшипники опускаются в ванну на металлических крюках 5 на 5-20 мин. В конце нагрева подшипники несколько раз встряхивают.

При промывке в масле мелких подшипников можно пользоваться корзинами из проволочной сетки. После окончания промывки ‘подшипники вынимают из ванны и в течение нескольких минут дают возможность маслу стечь.

Дальнейшую промывку производят в одной-двух ваннах с бензином с добавкой 6-8% (по объему) минерального масла. Минеральное масло добавляется для того, чтобы избежать царапин (ухудшения чистоты поверхности) на телах качения и дорожках колец от сухого трения при проверках на легкость вращения подшипников (бензин быстро испаряется). Кроме того, при проверке на легкость вращения улучшается ход, что дает возможность более правильно оценить состояние подшипника.

При окончательной промывке, удерживая подшипник за внутреннее кольцо, вращают наружное кольцо до полной промывки. Легкость вращения и чистоту промывки определяют вращением наружного кольца относительно внутреннего в горизонтальной плоскости. При медленном вращении не должно быть местных притормаживаний и заеданий (если нет дефектов в подшипнике).



 

Возможно, будет полезно почитать: