Ла-Манш. Рекорды серьезные и курьезные. "32,5 км в ледяной воде". Как две белоруски помогли россиянке пересечь Ла-манш вплавь

43-летний петербуржец Василий Мозжухин, врач - хирург по первой профессии, а теперь – тренер-методолог спортивной студии Angry Boys Sports, участник многочисленных экстремальных спортивных стартов, cтал шестым россиянином, которому удалось преодолеть вплавь Ла-Манш. Это произошло 18-19 августа. О том, как это было и что стало самым тяжелым для него лично, Василий Мозжухин рассказал в интервью Metro.

Готовился более года
Пролив Ла-Манш считается классической дистанцией для марафонского плавания. Преодолеть ее мечтают как профессиональные спортсмены, так и любители. Однако удается это не всем: удачных попыток – не более 30 процентов! Лишь чуть более 1000 человек смогли покорить пролив за 141 год – это меньше, чем взошло на Эверест! До последнего времени лишь пятеро россиян переплыли Ла-Манш - Павел Кузнецов (2006 год), Алимпиада Кэсседи (2007 год), Юрий Кудинов (2007 год - установил третье в мировом зачете время 7 часов 5 минут 42 секунды), Наталия Панкина (2008 год), Людмила Попова (2014 год).

Я начал мечтать о Ла-Манше еще с 2010 года – того момента, как посмотрел фильм «В ясный день», где герой мечтает переплыть Ла-Манш, - рассказывает Василий Мозжухин. - Начал читать дневники Павла Кузнецова. Продолжал тренироваться. Подготовка заняла более года – это 657 часов тренировок. Часть из них проходила на открытой воде в условиях шторма, ведь требовалось подготовить организм к долгому нахождению в холодной воде. Мой обычный вес – 85 килограммов (при росте 193 сантиметра), но для покорения Ла-Манша пришлось набрать еще 25 килограммов, так как худому человеку пролив не переплыть.

Плыл 15,5 часов
Как говорит Василий Мозжухин, самое тяжелое для пловца, который решился на покорение Ла-Манша – долгое ожидание. Приходится долго ждать дня с оптимальными погодными условиями. И при этом беспокоиться, не потеряешь ли находящуюся на пике спортивную форму. Петербуржцу пришлось прожить в Англии больше месяца, прежде чем ему позвонили и сказали: можно плыть.
- У меня на 24 августа был куплен обратный билет домой, поэтому я сам себе сказал: если в ближайшие два дня не поплыву – вообще откажусь от этой затеи, - рассказывает Мозжухин. – А когда 18 августа в 7 утра мне позвонили, все равно это было очень неожиданно. Даже когда стартовал, еще два часа не мог преодолеть спортивный мандраж.

Заметим, что при покорении Ла-Манша самое сложное – холодная вода (средняя температура – 14-18 градусов), волны и ветер, а также сильнейшие течения, вызванные приливами и отливами. Кроме того, на пути пловца встречаются целые поля гигантских ядовитых медуз и сильный судоходный трафик – он составляет порядка 1000 судов в сутки. Часть заплыва проходит в темное время суток – пловца можно отследить только по горящим световым маячкам с лодки сопровождения. По прямой дистанция составляет 32,5 километра, но из-за приливов и отливов она удлиняется на десятки километров.

Я стартовал в районе бухты Дувра в 10 утра 18 августа, а финишировал в 1.32 19 августа неподалеку от Кале, - говорит Василий. – Дистанцию преодолевал 15 часов 32 минуты, но главное для меня было не время, а сам факт покорения Ла-Манша. В итоге проплыл порядка 65 километров.

«Это кризис – он пройдет»
Конечно, этот путь дался пловцу нелегко. На лодке сопровождения был его тренер Сергей Ленивкин и два партнера по тренировкам. Они тоже сделали немало для того, чтобы Василий Мозжухин преодолел дистанцию. Например, они корректировали курс пловца, чтобы он избежал встречи с ядовитыми медузами – вовремя командовали «вправо» или «влево». Подбадривали пловца и кормили его для коррекции его энергозатрат – передавали ему в специальных фляжках энергетические напитки. По правилам Федерации пересечения канала, касаться лодки при этом запрещено.

На 9-ом часу я начал замерзать, - рассказывает Василий Мозжухин. – Но я стал твердить себе: «Это кризис, он скоро пройдет», и через час согрелся. А в самом конце меня начало сносить течением. Я понял: только если ускорюсь, финиширую через два часа. Если нет – буду плавать еще 6-8 часов. И даже когда до конца пути оставалось всего 850 метров, они мне показались очень долгими – я плыл минут 40, хотя в обычной жизни проплываю их за 15 минут… А еще начала отказывать рука.
Василий Мозжухин говорит, что на финише не чувствовал себя измотанным. Тренер и партнеры дружно его поздравляли. Однако после этого начался долгий период восстановления.

Я до сих пор не могу плавать и даже носить рюкзак – все стерто и болит, - говорит он. - Однако, конечно же, я испытываю чувство глубокого удовлетворения. Я сделал то, о чем долго мечтал.

Кстати
Пролив Ла-Манш (или Английский канал) считается классической дистанцией для марафонского плавания.

Габариты. По прямой дистанция составляет 32,5 километра, но из-за приливов и отливов она удлиняется на десятки километров. При покорении Ла-Манша самое сложное – холодная вода (не выше 18 градусов), волны, ветер и сильнейшие течения.

Россияне. Лишь пятеро россиян переплыли Ла-Манш – Павел Кузнецов (2006), Алла Кассиди (2007), Юрий Кудинов (2007, третье в мировом зачёте время – 7 часов 5 минут 42 секунды), Наталия Панкина (2008), Людмила Попова (2014).

Мэттью Уэбб. Катер сопровождения. Шекспировский пляж. Нам эти слова ничего особого не говорят. Но есть на планете несколько тысяч человек, для кого они стали символами самопреодоления. Эти люди вплавь пересекли Ла-Манш. Они вошли в воду и 32,5 километра плыли к своей цели. Без спасательных жилетов и какой-либо специальной экипировки. Без отдыха. Недавно списки укротителей большой воды пополнила российско-белорусская команда. Ради чего пловчиха Татьяна Квасова из Новокузнецка и ее две помощницы-брестчанки Ольга Литенкова и Ярослава Караваева покорили знаменитый пролив, корреспондент «Р» узнала из первых уст.

Переплыть Ла-Манш - настоящий подвиг. Шутка ли - 32,5 километра в холодной воде.


Мэттью Уэбб

Девушки сейчас в Москве. Разговариваем мы по скайпу. Начали с мини-лекции на тему «кто такой Мэттью Уэбб». Оказывается, этот англичанин считается «первооткрывателем» Ла-Манша. Матрос английского почтового судна «Россия» не один год мечтал переплыть пространство, отделяющее Великобританию от Франции, и использовал для своих тренировок каждый штиль.

В июне 1875 года его настигла ужасная новость: королева Виктория устроила прием в честь американского капитана Поля Бойтона, который... первым вплавь преодолел тот самый пролив. Правда, на мистере Бойтоне был спасательный костюм и вел он себя в воде не как джентльмен - принимал помощь извне.

В общем, Мэттью усомнился в героизме соперника. И через несколько месяцев зашел в воду в обыкновенном купальном костюме. Но начался шторм, он сбил пловца с курса. Ослабшего Уэбба подобрало случайное судно. Но он не погиб. Скажу больше: через две недели упрямец снова стоял на берегу! И опять в одном купальном костюме. В этот раз погода была благосклонна, и через 21 час 45 минут настойчивый англичанин достиг французского берега, установив рекорд. Понадобилось 36 лет, прежде чем путь смельчака повторил его последователь.

Татьяна КВАСОВА.


Катер сопровождения

Россиянка Татьяна Квасова переплыла Ла-Манш чуть быстрее Мэттью: за 20 часов 13 минут. На протяжении всего путешествия в метре от пловчихи следовал катер сопровождения «Анастасия». Его экипаж - штурман и два помощника, официальный наблюдатель и группа поддержки в лице двух Таниных подруг - Ольги Литенковой и Ярославы Караваевой, обе они белоруски.

Заплыв считается зарегистрированным, если подготовку, процесс и результат фиксируют наблюдатели Федерации или Ассоциации пересечения канала. Организаторы помогают участникам с визами, снабжают необходимой информацией. Так вот, лодка сопровождения и команда помощников не каприз пловца, а одно из продиктованных условий. Татьяна перечисляет другие правила:

- Из одежды можно надевать только купальник или плавки. Допускаются одна шапочка (это важно, потому что часто пловцы используют две), беруши, очки и зажим для носа. Плейер брать нельзя. Зато рекомендуется наносить сохраняющий тепло и защищающий от соли жировой состав. Я выбрала такой рецепт: барсучий жир и вазелин.

Обычно пловцы стараются приехать минимум за месяц до старта, чтобы акклиматизироваться и привыкнуть к холодной воде. Ее температура в заливе в это время года 16-19 °С.

Точную дату и время начала заплыва пловец не знает до последнего момента, так как погода на Ла-Манше крайне непредсказуемая. В беседу включается Ярослава:

- Таня зашла в воду в 16.06. Плыла все время кролем. Это быстрый стиль плавания при малых затратах энергии. Мы с Олей постоянно поддерживали визуальный контакт, мало ли что случится, и кормили ее. Сначала бутылочки с жидкой пищей на веревке сбрасывали в воду каждые 50 минут, ближе к половине пути - каждые 40 минут, под конец дистанции - каждые полчаса. Наблюдатель при этом проверяет и строго фиксирует состав пищи, в том числе на наличие допинга. Количество килокалорий индивидуально - 300 ккал за прием мы рассчитали для Тани сами. Еще позаботились о консистенции еды. Ведь Таня должна была проглатывать ее за минимально короткое время. Не более 30 секунд.

Вечер сменился ночью. Таня и ее команда нашли в плавании под звездным небом романтику. В ту ночь был полный штиль. Наблюдатель и капитан лодки сопровождения сказали девушкам, что такая погода бывает на Ла-Манше раз в 100 лет. Повезло?

Таня вспоминает, как 13 лет назад впервые пришла в бассейн:

- Мне было 19. Я хорошо держалась на воде, но плавала только по-собачьи. В бассейне начала учиться традиционным стилям: кроль, брасс, баттерфляй, на спине. Три года назад, уже в Москве, пришла в бассейн совершенствовать технику плавания. На пути к цели сменила трех тренеров, и только год назад вместе с Максимом Коршуновым выработали стратегию. И вот все получилось!


Шекспировский пляж

Ширина Ла-Манша варьируется от 250 км на западе до 32 км на востоке. Для заплывов смельчаки со всего мира используют самое узкое место, «горлышко» пролива. Шекспировский пляж в британском городе Дувре - место, откуда пловцы по традиции берут старт. Ориентировочная финишная точка - побережье во французском Кале.

С противоположных берегов «талии» Дуврского пролива просматривается краешек земли. Он манит своей осязаемостью. Но не стоит, господа, усыплять бдительность. Ла-Манш не так прост, как может показаться. Во-первых, даже летом вода не прогревается выше 19 °С. Во-вторых, меняются вызванные приливами и отливами течения. Никто не отменял волны и ветер. В-третьих, препятствием могут стать морские обитатели. Сколько было случаев, когда пловцов обжигали медузы! В-четвертых, на Ла-Манше плотный судоходный трафик.

Считается, что для пловца переплыть Ла-Манш - как для альпиниста покорить Эверест. То есть бросить вызов самому себе и победить.

Или для англоговорящих стран - English Channel, а для всех кто в теме, просто The Channel.

21 миля (32.5 км по прямой). Температура воды от 15 до 18 гр. по Цельсию. Сезон с конца июня по конец сентября. Приливы и отливы, создающие течения в канале, удлиняют дистанцию до 40-50км. Старт с Английского берега в районе г.Дувра и финиш в районе мыса Гри-Не во Франции (некоторые любители экстрима плавают сразу туда и обратно, а иногда и в 3 конца сразу!). Особые неудобства пловцу создают корабли на середине канала, судоходный трафик около 1000 судов в сутки. По правилам федераций пересечения Канала (Channel Swimming Association (CSA) и Channel Swimming and Piloting Federation (CS&PF)) на пловце должны быть только очки для плавания, обычный купальник (плавки) не дающие пловцу дополнительного тепла и плавучести, разрешается наносить на тело жир.

Первым человеком, пересекшим Ла-Манш был Мэтью Вебб (Великобритания) в 1875 году. С тех пор более 1000 человек пересекли канал среди них четверо россиян (Павел Кузнецов, Алимпиада Кэсседи, Юрий Кудинов и Наталия Панкина) в сольных заплывах и одна российская команда (Алимпиада Кэсседи, Евгений Безрученко, Павел Кузнецов и Михаил Геворкян).

Чем отличается плавание в канале, и почему переплыв Ла-Манша так популярен как у пловцов любителей так и у профи. По моим ощущениям этот заплыв был самым сложным в моей жизни, хотя я плыл в эстафете из 4-х человек. Но я должен был сделать это, т.к. этот заплыв как Эверест для альпиниста. Можно плавать Босфор и другие старты, но понимать, что общепризнанная вершина одна – Ла-Манш. Условия в канале самые суровые из тех, о которых я слышал, не говоря о тех, что видел. Даже при штиле, что бывает крайне редко, огромные суда, тысячами проходящие по каналу, создают разнонаправленное волнение, которое очень плохо переносится в воде, и почти не переносится в лодке. Ледяная вода, возможное ночное плавание, невозможность нормально поесть из-за постоянной тошноты вот основные причины схода команд и соло пловцов с дистанции. Важную роль в успехе играет капитан лодки сопровождения, который рассчитывает маршрут плавания, с учетом скорости пловца и течений в канале. Если промахнуться мимо мыса Гри-Не во Франции, то возможность коснуться Французского берега стремиться к нулю.

Время для плавания в канале очень ограничено. Например, в 2014 году всего 8 периодов (Neap tides) по 6-8 дней. В каждые из этих периодов, один пилот берет только 4 заплыва (слот). Чем ваш слот выше (от 4-го к 1-му), тем больше шансов поплыть в хорошую погоду. На 2014 год остались только 4-е слоты для июня и конца сентября и то не у всех пилотов. На 2015 и 2016 года нет первых и вторых слотов на июль-сентябрь, что говорит о бешеной популярности этого заплыва.

Подготовка к пересечению Ла-Манша это очень серьезные тренировки. Я не думаю, что подготовиться к сольному заплыву реально для обычного, работающего любителя. Все таки двухразовые ежедневные тренировки не способствуют продуктивному присутствию на своих рабочих местах. Поэтому любителям стоит рассматривать эстафетные заплывы. Но если вы готовы пожертвовать своей карьерой или хотя бы двумя годами «обычной» жизни, то добро пожаловать на сольное пересечение Ла-Манша!

Вот вкратце и все описание заплыва, который займет у вас не более суток жизни, но заставит готовиться к нему 2 года и оставит о себе впечатления на всю жизнь!

Следите за результатом команды MySwim на Ла-Манше в 2015 году! Мы забронировали место на конец июля, и ведем серьезный отбор среди наших учеников.

Ла-Манш аэросъемка


Карта переплытия Ла-Манша первой российской командой в составе Алимпиады Кэсседи, Евгения Безрученко, Павла Кузнецова и Михаила Геворкяна


Фото из личного архива


Фото из личного архива


Фото из личного архива

Ла-Манш неширок. Когда погода хорошая, из английского города Дувра в подзорную трубу или бинокль виден французский город Булонь. Между ними гладь пролива. Даже не верится, что эта спокойная вода своими штормами и туманами много столетий ужасала путешественников.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Гертруда Эдерле, первая в мире женщина, переплывшая Ла-Манш, принимает первые поздравления.

Южноафриканский спортсмен Фрэнк Чалмерс на этой узкой волнорезной доске тоже совершил путешествие из Англии во Францию.

Парашют взят на буксир моторным ботом. Таким необычным способом прибыл из Дувра в Кале телеграфист Вэлли Дрепер!

Гаю Юлию Цезарю с большим трудом удалось форсировать пролив. При первой попытке его постигла неудача, и он вынужден был вернуться. Тысячелетие спустя норманский князь Вильгельм Завоеватель, переправляясь со своей дружиной через Ла-Манш, потерял в его волнах столько воинов, что под страхом смерти запретил очевидцам об этом рассказывать. Недалеко от этих вод вместе с Непобедимой армадой короля Филиппа II исчез престиж Испании как великой морской державы.

Эта узкая водная полоса десятилетиями притягивает к себе любителей рекордов. Просто переплыть? Этим теперь уже никого не удивишь. В кровати, в ванне, в бочке или стоя на крыле самолета - как только не пытаются одолеть знаменитый пролив!

Начало «спортивной» биографии Ла-Манша можно дотировать 1785 годом, когда специальные выпуски парижских и лондонских газет сообщили сенсационную новость: двое отважных французских ученых, Бланшар и Жаффри, перелетели на воздушном шаре из Дувра в Гвин-Форест, около Кале. Обе столицы ликовали.

Не прошло и ста лет, как отыскались новые покорители водного пространства между Кале и Дувром. Матрос английского почтового судна «Россия» Мэтью Вэбб, мечтавший переплыть Ла-Манш, долго и терпеливо тренировался, пользуясь каждым штилем. В начале июня 1875 года ему пришлось пережить большое разочарованна. Королева Виктория устроила в своем замке прием в честь американского капитана Поля Бойтона, который первым вплавь преодолел пролив. Правда, Бойтон пользовался специальным спасательным костюмом. Газеты сообщали также, что Бойтон неоднократно терпел неудачи, терял ориентиры и должен был возвращаться.

Тогда отважный «капитан» - так матрос Вэбб стал называть себя - решил преодолеть Ла-Манш не в спасательном, а в самом обыкновенном купальном костюме. 12 августа 1875 года он отплыл от английского берега в районе Дувра. Бог морей Нептун не был к нему благожелателен: начался шторм. На половине пути обессилевший пловец был поднят на борт какого-то случайного судна.

Через две недели «капитан» Вэбб повторил свою попытку. Смертельно уставший, постаревший на много лет, он через 21 час 45 минут после старта достиг пляжа о Кале. Американец Бойтон был забыт, и мир отметил первое «настоящее» покорение Ла-Манша. Газеты величали Вэбба героем.

Прошло 36 лет, прежде чем другой спортсмен, Томас Берджесс, смог повторить этот рекорд.

Первой женщиной, одолевшей знаменитый пролив, стала американка немецкого происхождения Гертруда Эдерле. В августе 1926 года она за 14 с половиной часов проплыла от мыса Гри-Не до Дувра. Первым, кому покорился маршрут Дувр-Кале и обратно, был Е. Темм. Свое смелое предприятие он совершил дважды - в 1927 и 1934 годах. Первой женщиной, повторившей этот рекорд, была американка Флоренс Чедвик. Она показала отличное время на марафонской дистанции между Англией и Францией: 14 часов 42 минуты. Сейчас последнее слово среди рекордсменов принадлежит египтянину Хасану Абдель Рехиму -10 часов 50 минут.

Самой молодой «русалкой», переплывшей Ла-Манш, была семнадцатилетняя канадская школьница Клаудия Макферсон. Стартовав с французского берега, она вышла из воды на песок одного из английских пляжей и выглядела при этом так бодро, как будто провела в воде всего несколько минут.

Нынешние любители славы поставлены в трудное положение. Чтобы заставить мир заговорить о себе, приходится быть очень изобретательным и настойчивым: ведь требуется что-то новое, особенное.

Так, например, француз Жорж Мишель купил в Америке моржа и стал тренировать его в плавании на большие расстояния. После того как морж приобрел надлежащую спортивную форму, оба «спортсмена» отбыли из Кале и через 11 часов были уже у английского берега. При этом Мишель все время держал моржа на поводке, как обычную собаку.

Двадцатипятилетняя Джейн Балтазар из Нью-Йорка пыталась переплыть Ла-Манш под водой. Однако с судна, сопровождавшего ее, по ошибке спустили в воду пустой кислородный баллон, и пловчихе пришлось на половине пути сдаться. При повторной попытке Балтазар уже не была первой: ее опередил ее же бывший супруг, незадолго до этого с ней разведшийся.

Интересные события произошли летом 1963 года. Житель Корнуолла, молодой психотерапевт Кейт Слокомб, простившись с женой и двумя детьми, отправился якобы на конференцию в Лондон. На самом деле он тайком поехал в Дувр, привязал к маленькой волнорезной доске фляги с водой и фруктовым соком и пустился в плавание. Его никто не видел. Через 9 часов, весь обросший солевой коркой, смельчак достиг французского берега. И снова никто его не заметил,

Почему же вы никого не предупредили? - интересовались потом журналисты.

Отважный пловец честно ответил, что очень боялся собственной жены.

В августе 1963 года многие пассажиры пароходов, идущих Ла-Маншем, просто не верили своим глазам: высоко в небе на крыле самолета стоял человек. Таким оригинальным способом преодолевала водный рубеж Элен Кэмпбел, лондонский бухгалтер.

Многие пробуют переплыть Ла-Манш с помощью так называемых машин-амфибий. Первыми, кому посчастливилось это сделать, были владелец одного из парижских ночных клубов Тони Эндал и французский спортсмен Жан Брюэль.

Студент-химик Брайтонского университета Аллан Уитт собирается этим летом переплыть пролив в мотоботе, сделанном из старой ванны. Студент утверждает, что если все будет в порядке, то доберется в Кале из Дувра через 10 часов.

Стать в ряды покорителей пролива хочет и строитель Георг Данн. Его страсть - планеризм. В этом году он попробует перелететь через Ла-Манш на устройстве, принципиально похожем на обыкновенный бумажный змей, Предполагается, что эту алюминиевую конструкцию будет буксировать моторный бот...

Шестого мая 1994 года был открыт уникальный тоннель, который соединил под водой территории Великобритании и Франции. Это событие имело важное экономическое, культурное и геополитическое значение, причем, стоит заметить, не только положительное. Впрочем, пролив Ла-Манш всегда играл важную роль в отношениях между Англией и континентальной Европой. Огромный поток грузов перевозился с Большой земли на остров с помощью паромов с древнейших времен, так что вопрос о новом виде транспортного сообщения встал еще в XIX веке.

Существовало множество проектов тоннеля, его даже неоднократно начинали строить, но работы приостанавливали из-за различных внешних, в том числе мнимых угроз, затем возобновляли их. Увенчавшееся успехом строительство стартовало в конце 1980-х . Тоннель прокладывали сразу с двух сторон - британской и французской. Проект был завершен за семь лет, и теперь дорога с континента на остров Ее Величества на поезде занимает в среднем 2 часа 15 минут. Из них 30 минут состав проводит под водой.

Длина пролива Ла-Манш - 578 километров, ширина - от 32 до 250 километров. Крупнейшие острова - Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова возле французского побережья. Слово «Ла-Манш» было заимствовано из французского названия (la Manche; manche - «неширокий пролив, рукав»), которое использовалось по меньшей мере с XVII века.


Популярны рискованные заплывы через пролив - разумеется, через самую узкую его часть. В этих местах холодно - даже летом температура воды составляет всего около 15 градусов по Цельсию. Помимо этого, тут всегда дует сильный ветер, а море неспокойно. Задача спортсменов осложняется еще и из-за сильного течения. За всю историю Ла-Манш смогли преодолеть около тысячи человек. Рекорд среди мужчин принадлежит австралийцу Тренту Гримси (6 часов 55 минут), среди женщин - чешской пловчихе Иветте Главачовой (7 часов 25 минут). А британка Элисон Стритер переплывала пролив целых 43 раза, за что удостоилась почетного титула Королевы Ла-Манша. Любопытно, что уже более 20 лет французские власти запрещают подобные заплывы, потому что пловцы мешают судоходству. Впрочем, у британцев такого запрета нет.


Евротоннель (Channel Tunnel , а иногда и просто Euro Tunnel ) имеет протяженность 51 километр , 39 из которых проходят под проливом. Это третий по протяженности железнодорожный тоннель в мире. Опережают его лишь Сэйкан (53,85 км, Япония) и Готардский тоннель (57,1 км, Швейцария). Но Евротоннелю принадлежит безоговорочный рекорд по протяженности именно под водой. А еще это самый длинный международный тоннель.


Любопытно, что за время строительства Евротоннеля было изъято 8 миллионов кубометров породы. Каждая из стран по-своему распорядилась своей частью «отходов». Франция просто смыла грунт обратно в море, а вот англичане сделали из глубоководной породы искусственный мыс Шекспира, на котором впоследствии был устроен парк.


Для Евротоннеля построена линия TGV LGV Nord Europe ( Париж - Лондон ). Движение поездов тут левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании.


Всего в тоннеле курсируют 4 типа поездов. Высокоскоростные пассажирские составы TGV Eurostar соединяют Лондон, Париж и Брюссель. В пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle можно погрузиться с собственным автомобилем, причем пассажиры на время посадки остаются внутри машин. Помимо этого, есть грузовые составы, которые перевозят фуры и контейнеры.


По суше состав идет быстро, со скоростью 300 км/ч, а в тоннеле замедляется до 160 км/ч. Внутри тоннеля проложены два основных пути и один запасной. Особая система вентиляции позволяет избежать воздушных пробок и других негативных эффектов, которые могут возникать при столь стремительном движении поезда.


В истории эксплуатации тоннеля случались эксцессы . Например, в 1996 году здесь произошел крупный пожар. Обошлось без жертв - английские и французские службы спасения сработали оперативно. Впоследствии было еще несколько крупных пожаров, и после них тоннель оказывался закрыт на несколько месяцев. Изредка из-за технических сбоев поезда в тоннеле останавливаются. Обычно это не приводит к каким-либо проблемам, но люди, страдающие клаустрофобией, испытывают при этом серьезный дискомфорт.


Евротоннель - один из самых грандиозных проектов XX века , но он до сих пор не окупился в финансовом плане, настолько масштабными были затраты на его сооружение. В ходе строительства тоннель подорожал почти в два раза, и в итоге обошелся правительствам Великобритании и Франции в 10 миллиардов фунтов стерлингов.


Среди туристов популярны однодневные туры экономкласса между Парижем, Лондоном и Брюсселем с использованием Евротоннеля. Самолетом выходит дороже и дольше часов на восемь, а еще путь по воздуху менее удобен из-за пересадок и длительного ожидания в аэропортах.

Фото: Jason Langley / Getty Images (в анонсе), Philip Haynes / Getty Images, Pool BASSIGNAC/DEVILLE/GAILLARDE / Contributor / Getty Images, API / Contributor / Getty Images, WYSOCKI Pawel / Getty Images, Alain Nogues (х2) / Contributor / Getty Images, Andia / Contributor / Getty Images, Chris Ison - PA Images / Contributor / Getty Images, Frederic REGLAIN / Contributor / Getty Images



 

Возможно, будет полезно почитать: