Начинаем заниматься спортом: как сделать кувырок назад. Акробатика. Динамические упражнения. Кувырки

Если в детстве во время просмотра фильмов про Джеки Чана вам приходила в голову идея, как научиться делать сальто, значит эта статья именно для вас. Пожалуй, каждому из нас хотелось произвести впечатление на окружающих, продемонстрировав чудеса своей физической подготовки .

Настало время осуществить свою детскую мечту и, наконец, научиться делать сальто назад и, конечно же, вперед. Рекомендуем вам ознакомиться с подробными видео-уроками ниже, в которых мы рассмотрим, как это сделать правильно и без последствий для своего здоровья.

Начинать обучение лучше всего в зале, где есть возможность постелить гимнастические маты и, при необходимости, обратиться за помощью к тренеру или профессиональному спортсмену.

Однако, тренироваться можно и дома, выделив для этого занятия необходимое пространство и несколько матрасов или одеял. Некоторые ребята предпочитают учиться делать сальто вместе , облюбовав место на пляже или специальный резиновый помост на стадионе. В группе тренироваться легче, поскольку можно смотреть друг на друга и учитывать ошибки своих товарищей.

Виды сальто

Существует несколько видов сальто:

  • сальто назад;
  • сальто вперед;
  • боковое сальто;
  • пируэт;
  • сальто от стены;
  • двойное сальто.
Техники выполнения различных видов сальто

Безусловно, каждый из этих видов потребует определенной физической подготовки, особенно важна тренировка ног . Перед тем, как перейти к обучению техники сальто, рекомендуется ежедневно прыгать со скакалкой, делать кувырки на ровной поверхности.

Также крайне важно отработать разбег и обязательно потрудится над гибкостью. Не настраивайтесь, что все это произойдет достаточно быстро, навыки приобретаются со временем.

Как научиться делать сальто назад?

Для того чтобы отработать точное и красивое заднее сальто, необходимо учесть два подготовительных момента .

1 . Точные кувырки назад.
2 . Выпрыжка на высоту.

Опытные акробаты знают, что научиться делать заднее сальто поможет правильная группировка. Лучше всего тренироваться вместе с партнером , который в любой момент сможет вас подстраховать. В первый раз все же стоит прибегнуть к помощи двух страхующих. Партнеры придерживают новичка за поясницу, а во время прыжка помогают ему подкрутить ноги таким образом, чтобы он мог уверенно приземлиться. Хорошей альтернативой также может стать страховка через плечо, но лишь в том случае, если партнер способен вас удержать.

Главный совет опытных спортсменов : если вы хотите научиться делать сальто назад, не отводите взгляд в сторону , поскольку это может привести к травмам. Перед прыжком лучше сконцентрироваться на одной точке и смотреть на нее до того момента, пока не начнете переворачиваться назад.

Отталкиваясь от пола, выпрямите корпус , а затем прижмите колени к груди. Будьте готовы к тому, что сразу вы не сможете приземляться на ноги, поэтому подготовьте к этому свои колени. Со временем вы научитесь становиться на носки.

Как научится делать сальто вперед?

Отработка переднего сальто – это базовый элемент акробатики, после него уже можно переходить к более сложным упражнениям. Для начала отработайте кувырок вперед (с положения сидя на корточках и с положения стоя), технику выпрыжки с прямыми вытянутыми вперед руками и прыжок с носков. Когда вы это усвоите, вам будет намного легче понять, как научится делать сальто вперед.

Выпрыгивая с прямыми руками, заведите ноги немного дальше корпуса , а потом осуществите прыжок. Таз при этом должен максимально подняться вверх, а колени подтянуться к груди. Далее следует сгруппироваться и притянуть колени к плечам.

Для того чтобы крутить четкое и ровное переднее сальто, захватите колени кистями рук . Приземляйтесь мягко, на носки, держа колени немного согнутыми.

Техника выполнения. Из упора присев (с опорой руками впере­ди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на ру­ки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопат­ки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группи­ровку. Заканчивая кувырок, принять упор присев (рис. 73).

Последовательность обучения.

    Группировка из различных и. п.

    Из упора присев кувырок вперед в сед в группировке.

    Из упора присев перекат назад и перекатом вперед упор присев.

5. Из упора присев кувырок вперед в упор присев. Типичные ошибки.

    Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).

    Отсутствие отталкивания ногами.

    Недостаточная группировка.

    Неправильное положение рук.

    Опора руками сзади при переходе в упор присев. Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение

доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему на­клонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.

Кувырок в сторону

Техника выполнения. Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у пе­реката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение те­ла необходимо продолжить в том же направлении и, перевора­чиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.

Последовательность обучения.

    Группировка из положения лежа на спине.

    Из упора стоя на коленях перекат в сторону.

    Из упора стоя на коленях кувырок в сторону.

    Из упора присев кувырок в сторону в упор присев.

Типичные ошибки.

    В начале кувырка рука не ставится на предплечье.

    Неплотная группировка.

Страховка и помощь. Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.

Стойка на лопатках согнув ноги

Техника выполнения. Стойка на лопатках выполняется пере­катом назад в группировке. В момент опоры лопатками и затыл­ком подставить руки под поясницу (большими пальцами впе­ред), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упраж­нение для обучения стойке на лопатках (рис. 74).

Последовательность обучения.

    Из упора присев перекаты назад и вперед.

    Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.

    Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги.

Типичные ошибки.

    Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.

    Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.

    Туловище не принимает вертикального положения.

    Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.

Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.

Из стойки на лопатках согнув ноги перекатом вперед упор присев

Техника выполнения. Убрав руки с поясницы, начать пере­кат вперед, одновременно взять группировку. В конце переката

выполнить энергичное движение плечами вперед и принять упор присев.

Последовательность обучения.

    Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.

    Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед упор присев.

    Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги (держать), перекатом вперед сед в группировке.

    Из упора присев перекатом назад стопйка на лопатках со­гнув ноги (держать), перекатом вперед, упор присев.

Типичные ошибки. Аналогичны ошибкам при выполнении стойки на лопатках согнув ноги и второй половины кувырка вперед.

Страховка и помощь. Помогать стоя сбоку в момент перехода в упор присев, подталкивая под спину или плечо.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока

Из упора присев кувырок вперед в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - перекатом вперед упор присев - кувырок в стороны в упор присев и о. с.

Кувыркаться правильно — полезно для всех. Это улучшает работу головного мозга и общее физическое развитие, улучшает координацию, учит ребенка согласовывать действия частей тела. Это оттачивает навык группировки, необходимый, к примеру, при случайном падении. Расскажем, как научить ребенка кувыркаться через голову.

Оптимальный возраст

Сегодня в Сети можно найти самую противоречивую информацию по этому поводу. Одни говорят, что научить ребенка кувыркаться через голову можно уже в годовалом возрасте (когда он начинает осваивать «позу страуса»), и приводят доводы о физическом развитии малышей. Другие категорически против такого «развития».

Почему не нужно учить ребенка кувыркам рано?

  • До 5 лет у детей в достаточной степени еще не окрепли мышцы плеч, а также шейный отдел позвоночника. Так что любое неловкое движение крохи (а они в таком возрасте всегда неловкие) может привести к серьезным травмам, вывихам.
  • Малыши кувыркаются «вбок», имея недостаточно развитый вестибулярный аппарат, что также чревато травмами.
  • Маленькие детки лишены чувства опасности, родителям трудно уследить за правильностью их движений, которые достаточно непостоянны и не отточены.
  • Малыши чаще всего кувыркаются, вставая на голову, а затем падая на спину, что также весьма травмоопасно.
  • Их ручки еще недостаточно сильные, могут не удержать вес тела.

Поэтому ортопеды и остеопаты категорически против раннего обучения деток кувыркам и советуют подождать с этим до 5 лет, когда достаточно окрепнут руки, шейные позвонки, а также нормализуется вестибулярный аппарат, что снизит риск получения травм.

Если ваш малыш младше, но упорно демонстрирует кувырки, старайтесь переключить его на другие, менее опасные игры. В крайнем случае страхуйте его.

Техника выполнения

Делать кувырок ребенок должен правильно. Поэтому родителям нужно сразу обучать его технике, исправляя все недочеты, направляя, подсказывая. Выполнять кувырки нужно непременно на мягкой поверхности (толстое одеяло или мат).

Чтобы кувыркнуться, малыш должен:

  1. присесть на корточки и опереться на вытянутые вперед руки;
  2. одновременно согнуть руки и выпрямить ноги, скруглить спину, опустить голову и сгруппироваться так, чтобы затылок коснулся пола;
  3. оттолкнуться ногами от опоры, поэтапно перекатываясь на плечи, лопатки, спину, копчик (колени прижаты к груди);
  4. после приземления руки и ноги вытянуть.

Обязательно во время выполнения упражнения обращаем внимание ребенка на следующие моменты:

  • кувырок идет вперед, а не вбок;
  • голова упирается в поверхность затылком, а не макушкой;
  • перекат начинают на плечи и лопатки, а не сразу на всю спину.

В процессе обучения страхуйте ребенка руками, чтобы избежать неприятностей, пока он не научится делать все правильно.

Умение кувыркаться, помимо прочего, понадобится ребенку в школе на уроках физкультуры, а также во многих спортивных секциях, если он будет их посещать. Но форсировать события не стоит, хотя соблазн научить свое чадо этой физической премудрости может быть велик, особенно на примере соседских детей, вовсю этот навык демонстрирующих. Главное – помнить о безопасности малыша, а затем уже – о пользе приобретаемого навыка.

Большой интерес представляет метод программированного обучения школьников. Для этого учитель предварительно разрабатывает обучающую программу, которая предусматривает проверку готовности учащихся к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т.п., а также серию учебных заданий и определение порядка перехода к следующему заданию. Одной из форм программированного обучения двигательным действиям являются предписания алгоритмического типа, предусматривающие разделение учебного материала на части, или серии.

Обучение по алгоритму

Предписания алгоритмического типа по структуре напоминают линейную обучающую программу, однако задания, включаемые в них, носят различный характер, и каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач. Только овладев первой серией, учащиеся могут переходить ко второй и последующим под контролем учителя или самоконтролем.
Первая серия учебных заданий включает упражнения для развития физических качеств, от которых больше всего зависит успешное выполнение изучаемого двигательного действия.
Вторая серия включает упражнения на основе исходных и конечных положений, которые используются в изучаемых двигательных действиях.
Третья серия предусматривает выполнение основных действий, обеспечивающих техническую основу изучаемого упражнения.
Четвертую серию составляют задания, связанные с приобретением умения оценивать свои действия в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий.
Пятая серия учебных заданий – подводящие упражнения или часть изучаемого двигательного действия.
Только после этого изучаются движения в целом.
Можно привести примеры нескольких программ организации уроков по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» с использованием метода программированного обучения.

Обучающие программы уроков гимнастики

Кувырок вперед

Техника выполнения. Из упора присев, разгибая ноги, перенести тяжесть тела на руки, наклонить голову вперед (кадры 1–2) ; сгибая руки, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову – сгруппироваться (кадры 3–4) ; выполнить перекат в упор присев – встать (кадры 5–6) .

При освоении кувырка вперед учащийся должен знать следующие правила:

1. При опоре на руки надо полностью разгибать ноги в коленях.
2. Подавая плечи вперед, наклонить голову на грудь.
3. Отталкиваясь ногами, сгруппироваться, захватив руками середину голеней.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять плотную группировку.
2. Выполнять перекат в группировке.

Кувырок назад

Техника выполнения. Из упора присев – ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1) ; наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2–3) ; разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4–5) .

При освоении кувырка назад учащийся должен знать следующие правила:

1. В упоре присев надо подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.

Учащийся должен уметь :

Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.

Лазание по канату с помощью ног

Техника выполнения. В висе на согнутых руках (кадр 1) согнуть ноги вперед и захватить канат ногами скрестно так, чтобы наружная сторона стопы одной ноги и внутренняя сторона голени другой (правой или левой) плотно прижимались к канату (кадр 2) . Разгибая ноги, подтянуться еще выше и, сохраняя захват каната ногами, поочередно перехватиться руками выше так, чтобы остаться в висе на согнутых руках (кадр 3) . Далее при поднимании вверх все действия повторяются, а при опускании вниз чередуются в обратном порядке.

При освоении лазания на согнутых руках учащийся должен знать следующие правила:

1. Начинать лазание надо из виса на согнутых руках.
2. Захватить канат ногами нужно так, чтобы стопа и голень плотно прижимались к канату.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять простой вис и вис на согнутых руках в течение 5–6 сек. на гимнастической стенке.
2. Поднимать согнутые ноги в висе (6–8 раз).

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые вращения головой

Выполняются вперед, назад, влево и вправо с максимальной амплитудой

2. Пружинящие приседания

Приседать на всей стопе, ноги врозь

Из упора присев – руки вперед. Сгибание рук с наклоном головы вперед и возвращение в и.п.

3. Вращение кистей

Упор присев

Ноги поставить на ширине стопы, руки впереди на 20–25 см. Тяжесть тела быстро перенести на руки

Из о.с. принять и.п. в медленном, среднем и быстром темпе с фиксацией положения в течение 2 сек.

Из положения лежа на спине, согнувшись с опорой руками за плечами, – перекат вперед в группировке

III и IV серии

(III серия - упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение; IV серия – упражнения, направленные на приобретение умения оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий и управлять ими).

Выполняются в среднем темпе с сохранением плотной группировки

Из упора присев – перекат назад и возвращение в и.п.

1. Кувырок в сед

V серия – подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Выполняются с прямыми ногами из упора стоя, ноги врозь; при выполнении нельзя касаться головой мата

2. Кувырок вперед в сед в группировке, затем в упор присев

Выполнять из того же и.п., что и предыдущее упражнение с группировкой. Голову наклонить

3. Кувырок вперед с покачиванием

Выполнять из упора присев; переставить руки вперед, разгибая ноги, подать плечи вперед за линию рук и вернуться в и.п. После 2–3 повторений выполнить кувырок

4. Из упора присев – кувырок вперед

Из упора присев, ноги на ширине стопы, переставляя руки и выпрямляя ноги в коленях, выполнить кувырок вперед

Из о.с. – кувырок вперед, затем вернуться в и.п.

Два кувырка вперед

Выполнять без остановки

Кувырки вперед в быстром темпе

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые движения

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполнения кувырка назад.

Выполняются вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера

2. Вращение кистями

Выполнять, сцепив пальцы рук

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на второй – третьей рейке гимнастической стенки или на гимнастической скамейке

Выполнять в прямом положении, локти прижаты к туловищу

Выполнять в быстром темпе.

Упор присев

II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений.

Ноги поставить параллельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки

Из о.с. быстро и правильно принять и.п.

Перекат назад в группировке

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Из и.п. повторить перекат назад в группировке в и.п.

Из упора присев – перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев

То же, что в III серии

IV серия – упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во времени, в проявлении мышечных усилий и управлять ими.

То же, что в III серии, в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки

Из о.с. – упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев

1. Опора руками за плечами

V серия - подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Стоять спиной к стенке, опираться руками за головой.
То же – лежа на спине

2. Перекат назад в группировке и опора руками

Выполнить группировку из положения седа, ноги на ширине стопы. Перекат назад, опереться руками за плечами; возвратиться в и.п.
То же – из упора присев

3. Кувырок назад по наклонной плоскости

Из положения седа у высокой части гимнастического мостика (сверху на мостик положен мат) выполнить кувырок назад

4. То же – в обычных условиях с помощью партнера

Из положения седа выполнить с помощью партнера кувырок назад (партнер при этом стоит сбоку и приподнимает одной рукой плечо выполняющего упражнение) в упор присев, встать

Из о.с. – упор присев (и.п.), кувырок назад, встать в о.с.

1. Два кувырка назад с паузой

VI серия - упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Из упора присев выполнить кувырок назад, встать. Пауза 2 сек. Выполнить упор присев и кувырок назад

2. Два кувырка назад

Из упора присев выполнить два кувырка назад в упор присев с группировкой, колени врозь; после первого кувырка паузы не делать

Выполнить два кувырка назад в быстром темпе и встать; стоять на месте 2–3 сек.

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Из виса на согнутых руках перейти в вис

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для лазания на согнутых руках.

Выполняются медленно с разгибанием рук за 5–6 сек.

Выполнить 2–3 раза

2. Вис на согнутых руках

Удерживать положение в течение 4–5 сек.

Выполнить 2 раза

3. Поднимание согнутых ног в висе

Выполнять на гимнастической стенке. Ноги поднимать как можно выше и опустить в и.п.

Повторить 8–10 раз

4. Из виса сидя, ноги врозь, перейти в вис лежа и поочередным перехватом рук – в вис стоя

Выполнять на канате

Повторить 2–3 раза

1. Прыжком принять вис на согнутых руках

II серия - упражнения на освоение исходных и конечных положений.

Выполнять на канате и удерживаться в положении виса в течение 4–5 сек.

Повторить 2–3 раза

2. Сидя на гимнастической скамейке, захватить ногами гимнастическую палку, имитируя захват каната

При правильном захвате палку нужно удерживать в вертикальном положении без помощи рук

3. Захват каната ногами

Выполнять, сидя на гимнастической скамейке

Выполнить 2 раза

4. Из виса на согнутых руках – захват каната ногами

Удерживать положение в течение 5–6 сек.

Выполнить 2 раза

Из виса на согнутых руках захватить канат согнутыми ногами и, разгибая ноги, сделать перехват руками

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы лазания, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Выполнить одно движение вверх и вернуться в и.п.

Повторить 2–3 раза

1. То же, что упражнение 1 III серии, но, сгибая ноги, захватить ими канат выше и вернуться в и.п.

IV и V серии – упражнения, направленные на приобретение умения управлять своими движениями, и подводящие упражнения

Повторить 2–3 раза

2. Выполнить 2–3 перехвата руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

3. Выполнить 4–5 перехватов руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

Лазание по канату на заданное расстояние

VI серия – упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Мальчики выполняют лазание на расстояние до 2,5 м, девочки – до 2 м

Выполнять самостоятельно

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.

  1. Встаньте на гимнастический мат и убедитесь, что вам хватает места. Можно так же потренироваться на траве на открытом воздухе. Найдите ровное место без объектов, которые могут вам помешать. Вы так же можете поэкспериментировать на наклонно поверхности, чтобы сила тяжести помогала вам двигаться во время кувырка.
  2. Займите начальную позицию. Сведите ноги вместе, согните их в коленях и немного присядьте. Поставьте руки на землю перед собой и немного согните локти. Ваши руки должны быть, по крайней мере, на ширине плеч. Это начальная позиция для кувырка. В альтернативном варианте вы можете стоять прямо, вытянув руки над головой. «Нырните» вперед и согните коленки, чтобы оказаться в позиции перед началом самого переворота.
  3. Наклоните голову между рук. Убедитесь, что ваш подбородок прижат к груди. Во время кувырка, не опирайтесь на шею - ваш вес должен прийтись на лопатки. Прижатие подбородка к груди снизит риск повредить шею.
  4. Сделайте кувырок. Прокатитесь лопатками по полу так, чтобы ваше тело подалось вперед, и бедра прошли над головой. Продолжайте прокатываться на спине, держа ее согнутой, и держа руки в указанной позиции.
  5. Не заваливайтесь на сторону- прокатитесь ровно по линии позвоночника. Иначе, вы упадете на бок. Убедитесь, что ваш подбородок прижат, а спина изогнута. Если вы ее выпрямите, то не закончите кувырок.
  6. Выпрямите ноги и оттяните ступни во время кувырка. Согните их только под конец, когда нужно вставать на ноги. Это стандартные позиции кувырка для новичков.
  7. Однако, некоторые гимнасты предпочитают прижимать ноги к животу. Если это поможет вам, попробуйте сделать и так.
  8. Чтобы встать без помощи рук, в конце кувырка полностью поставьте ступни на пол и разогните ноги, не касаясь руками пола. Выпрямите руки над головой, когда встанете на ноги
Советы по выполнению:
  • Прижимайте голову к груди. Это придаст телу шарообразную форму.
  • Научитесь делать кувырок правильно с первых раз. Впоследствии будет тяжелее исправить ошибки, так как они войдут в привычку.
  • Когда вы научитесь делать кувырок, многие остальные трюки будут даваться вам намного легче.
  • Подтягивайте колени к груди, когда начинаете прокатываться на спине. Это даст вам ускорение для легкого выхода на ноги.
  • После освоения кувырка вперед можете переходить к кувырку назад.
Ошибки:
  • Отталкивание из положения упора присев выполнено одной ногой. Голова «гвоздит», т.е. обучаемый втыкаться головой в ковёр. Кувырок осуществлялся не в группировке, а с опорой на руки.
  • разведение ног во время переката на спине.
Помощь при разучивании:

Стоя сбоку на одном колене, одной рукой помочь обучаемому наклонить голову к груди, накладывая эту руку на его затылок, а другой рукой помочь выполнить толчок ногами, удерживая рукой сзади за середину бедра. При слабом отталкивании подтолкнуть обучаемого под бедро снизу.



 

Возможно, будет полезно почитать: