Олимпийские надежды бурятии. Внутренняя Монголия: Борьба Бух Барилдах
Монгольская национальная борьба “Бух барильда”.
джунгары (или ойраты)
Нажал он желтым локтем своим
На позвоночный хребет врага.
Еще раз нажал и в третий раз
-И на ноги встал и много раз
Скалы гранитные раздробя
-Так, что след лопаток его,
Туловища отпечаток его
Остался на граните горы».
Как показала практика, борцы, занимавшиеся национальной борьбой, успешно выступают в других видах борьбы — греко-римской, вольной, самбо и дзю-до. Участвуя в соревнованиях, они применяли приемы из арсенала национальной борьбы и нередко одерживали заслуженные победы.
Монголы жили на равнинах к северу и северо-востоку Китайской Империи. В 1206 году несколько разрозненных монгольских кочевых племен объединились под руководством Тэмуджина, который позже принял имя Чингиз-хан, что означает «правитель мира». Монголы не имели постоянных жилищ и не занимались земледелием. Они жили в юртах, больших переносных палатках из войлока с деревянным каркасом. Эти воинственные племена кочевали на большие расстояния в поисках свежих пастбищ для своих лошадей, овец и коров, а также занимались охотой на диких зверей. Почти все они перемещались верхом на лошадях, поэтому детей с пяти лет обучали верховой езде. Монгольские мужчины и женщины были хорошо физически тренированы, обладали боевыми навыками, недюжинной силой и доблестью.
Во время длительных военных кампаний, когда мужчины были далеко от семей, женщины заботились о защите семей и территорий, поэтому они хорошо умели драться, с оружием и без него. Венецианский купец Марко Поло рассказал о монгольской принцессе Ай-Ярук («яркая луна»), известная под именем Хутулун*, которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть ее в борьбе. Вероятно, Марко Поло во время своего путешествия не раз видел борьбу монголок.Монгольская борьба — это борьба в куртках, и главная цель ее участников — повысить свою репутацию и/или получить приз. Принцесса Ай-Ярук, например, выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.
Борьба – древнее занятие жителей территорий современных Монголии и Внутренней Монголии – на бронзовой дощечке, изготовленной около 2 тысяч лет назад при династии Хан, изображены борцы. Первоначально монгольская борьба «боке» применялась как воинский спорт, для тренировки силы, ловкости и выносливости. Императоры династии Юань были активно поддерживали этот вид спорта. На любых важных государственных мероприятиях неизменно проводились схватки борцов. Борцовские навыки составляли важный критерий отбора в императорскую гвардию. Лучшие борцы были в большом почете.
В старину борцовские состязания включали в себя и единоборство женщин. До 14 века в Монголии существовали не только женщины-борцы, но и женщины-воины, как знаменитая принцесса Хутулун. Древние монголы считали, что сильные, физически развитые продуктивные женщины – основа существования нации. Позже, традиция женской борьбы прекратилась, по-видимому, под влиянием буддизма. Если в Монголии женщины давно уже не участвуют в борцовских состязаниях, то в китайской Внутренней Монголии они сумели сохранить этот вид спорта. В настоящее время самые крупные борцовские турниры проводятся во время фестиваля этнических монголов «Наадам» (монг. «ярмарка игр»). Тысячи женщин собираются на эти ежегодные народные фестивали на лугах Внутренней Монголии, чтобы померяться друг с другом силой и ловкостью, а также развлечь многочисленных зрителей.
Современный стиль монгольской борьбы «боке», или “бух» (что по монгольски означает «сила, единство, прочность») зародился в 11 веке. Этот стиль состоит из двух ветвей – халхасская разновидность «бохийн барилдаан», получившая развитие в государстве Монголия и стиль “бух барилдах», популярный в китайской провинции Внутренняя Монголия.
Национальная борьба бух барилдах («борьба силачей») – один из видов традиционной монгольской борьбы боке (или бух), имеющий распространение у ряда монгольских народов и бурятов, проживающих в автономном районе Внутренняя Монголия (территория саверо-восточного Китая). У некоторых народов она известна под своими местными названиями, например, монгоры называют ее валиди, дауры – буке тали (см. Буке тали) и т.д. По технике и многим ритуалам, бух барилдах во многом схожа с халхасской разновидностью борьбы (Бохийн Барилдаан), общеизвестной как национальный вид борьбы Монголии.
Правила и способы ведения поединков в Монголии и Внутренней Монголии немного отличаются. В обоих стилях существует набор приемов, используемых для того, чтобы повалить соперника – броски, подсечки, подъемы. Борцы используют специальную технику хватания за куртки («зодог» или «цээжнэ»), обязательные для всех борцов. В обоих версиях запрещены удары, удушения и заломы. Во Внутренней Монголии борцам запрещено дотрагиваться до ног соперника руками, тогда как в Монголии захват ног руками разрешен.
Одежда борцов также отличается в этих двух стилях. Борцы страны Монголия носят тесную прочную жилетку «зодог» голубого или красного цвета, которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи. Эти жилетки традиционно изготавливали из шерсти, но в последнее время используются также хлопок и шелк. Традиционные борцовские куртки открыты спереди и снабжены тесемками, которые завязываются сзади простыми узлами — монгольские мужчины-борцы обязаны оставлять грудь открытой во время схваток, Согласно легендам, однажды борец, победивший всех своих соперников, расстегнул куртку и открыл грудь, которая выдала в нем (в ней) женщину. С тех пор борцам Монголии полагается оставлять открытой грудь, чтобы женщины не смогли проникнуть в ряды борцов. Борцы Монголии носят своеобразные тесные трусы (шуудаг) красного или голубого цвета, которые закрывают бедра и оставляют неприкрытыми талию и живот. Во Внутренней Монголии борцы не обязаны открывать грудь (что устраивает женщин), а одежда борца состоит из кожаной куртки (цээжнэ), окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, пояса из разноцветных полосок, широких штанов-шаровар (шалбыр). Обуты борцы обоих стилей в специальные сапоги с загнутами носками («гутал»). Особо отличившиеся борцы надевают на шею цветные шелковые ленты («джангга»). В зависимости от количества побед борцы удостаиваются званий, которых их никто уже лишить не может: Аврага («Исполин»), Арслан («Лев»), Заан («Слон») и др.
В настоящее время бух барилдах очень популярен в автономной области Внутренняя Монголия – как у мужчин, так и у женщин. Состязания проводятся в торжественной обстановке, по простой схеме. Количество участников должно быть степенью двойки: 16, 32, 64 и т.д. Переда началом схватки борцы исполняют ритуальный танец, имитируя движения львов, оленей и орлов. Если в самой Монголии женщины практически не участвуют в состязаниях по боке, разве что для развлечения туристов, то во Внутренней Монголии женщины активно и массово участвуют в состязаниях по борьбе.
Схватки по бохийн барилдаан обычно проводятся на открытом воздухе, за исключением дождливых и морозных периодов. Монгольские борцы не делятся на весовые категории, а схватки не ограничены по времени. Побеждает тот борец, который заставил соперника коснуться земли любой частью тела выше колен. Этот вид спорта требует отличной координации между движениями ног и туловища. Предполагается, что каждый борец выкладывается в схватке до конца.
Легендарная техника монгольской борьбы оказала влияние на другие виды единоборств, в частности, на российское самбо и китайское кунг-фу.
Как сказал чемпион монгольской национальной борьбы, ему потребовалось 45 лет для создания 3 томов этой книги. Иными словами, книги - результат его жизни и борьбы.
Книги называются “Монгол бөхийн барилдааны ов, мэхийн чуулган судар”-“ Сутра-сборник наследия приемов монгольской национальной борьбы”. В 3 томах описаны 725 приемов монгольской национальной борьбы, которые проиллюстрированы фотографиями, снабжены инструкциями и комментариями. В комментариях можно узнать о каждом движении борца. Каждый прием имеет свое название. Перевести их с монгольского на другой язык очень сложно. Тем не менее, Великий исполин решился перевести свои книги на английский.
Он даже упомянул о высоких навыках и трюках каждого из знаменитых борцов - чемпионов. Например, описал как и какие приемы использовал его бывший вечный соперник, отец йокодзуны Хакухо, Ж.Мөнхбат .
Никто прежде не писал о монгольской национальной борьбе, в том числе о монгольских приемах борьбы. Эти книги -результат огромного труда, кроме описания приемов, содержат и результаты научной работы автора, посвященной исследованию монгольской борьбы.
Таже автор определил прием монгольской национальной борьбы 800- летней давности, упомянутый в “Сокровенном сказании монголов”. Этот прием принадлежит Бури-бөху рода Хатагин, сыну Хутагт Монхора из племени Жүрхэн аймаг. Он боролся с младшим братом Чингисхана Бэлгүтэйем, сыном хатуна Сочигэла, одного из хатунов Есугэя, отца Чингисхана. В «Сокровенном сказании монголов» говорится: “Однажды Чингисхан назначил борьбу Бури-Бөх с Бэлгүтэйем. Бури-Бөх обладал такою силой, что мог повалить Бэлгүтэйя, действуя только одною рукою и одной ногой.”
О жүрхэнцах написано так: "Каждый из мужей искусен, Силой-могучий борец."
Их аварга (Великий исполин-чемпион) Х.Баянмөнх в своей книге подробно описал, как использовать монгольские приемы в дзюдо, вольной борьбе, самбо и других видах борьбы.
Автор решил, что его книги будут продаваться в книжных магазинах, но он, чтобы монгольские дети унаследовали эти драгоценные навыки и историю монгольской национальной борьбы, в первую очередь будет продавать их в средних школах.
Его книги будут бестселлером, это бесспорно. Поэтому он хочет распространить их во всех школах Монголии прежде, чем книги станут дефицитными.
Эта книга станет для детей, мечтающих стать борцами, учителем, наставницей, близким товарищем и другом, как писал русский писатель В.Ф.Боков. А для тех, кто уважает и чтит монгольскую традицию и национальную историю, станет настоящей “сутрой”. С течением времени ценность этих книг будет только увеличиваться.
Хорлоогийн Баянмөнх, при рождении Хорлоогийн Сүхбаатар, родился 22 февраля 1944 года в сомоне Хяргас, Увс, Монголия - монгольский борец вольного и греко-римского стилей, самбист, участник пяти Олимпиад, серебряный призёр Олимпийских игр, чемпион мира, чемпион Азиатских игр, 14-кратный чемпион Монголии по вольной борьбе, серебряный призёр Азиатских игр по греко-римской борьбе, чемпион мира по самбо, 10-кратный победитель турниров по национальной монгольской борьбе, один из двух обладателей титула “Великий всенародный непобедимый исполин” в национальной монгольской борьбе. Заслуженный мастер спорта Монголии и СССР (1972). Доктор педагогических наук (1994). Герой Труда Монголии. Отец Баянмөнхийна Гантогтоха, участника Олимпийских игр 1996 года, неоднократного призёра чемпионатов Азии по вольной борьбе.
Родился в 1944 году в семье арата-скотовода. В шестилетнем возрасте ему, в связи с подверженностью болезням, сменили имя Сүхбаатар на Баянмөнх.
В 10-летнем возрасте остался без отца. С 12 лет начал принимать участие в местных соревнованиях по национальной борьбе и уже в 16-летнем возрасте смог добиться звания заан (“слон”, за семь побед подряд в ходе турнира). Его заметили, и с 1961 года он стал учиться в университете и заниматься борьбой в Улан-Баторе.
С 1963 года успешно выступал на национальных соревнованиях по борьбе.
На Олимпийских играх 1964 года выступал в соревнованиях по вольной борьбе в среднем весе. В 1973 году на чемпионате мира был только четвёртым. 1974 год оказался насыщенным для борца. Он стал серебряным призёром чемпионата мира и победителем Азиатских игр по вольной борьбе, серебряным призёром Азиатских игр по греко-римской борьбе, и, выступив на чемпионате Мира по самбо в Улан-Баторе, завоевал там золотую медаль. В 1975 году стал бронзовым призёром розыгрыша Кубка мира и чемпионом мира по вольной борьбе, завоевал серебряную медаль на чемпионате мира по самбо. На Олимпийских играх 1976 года выступал в соревнованиях по вольной борьбе в тяжёлом весе и остался на пятом месте.
После окончания международной спортивной карьеры находился на тренерской работе и одновременно выступал на соревнованиях по национальной борьбе вплоть до 1992 года.
В 1994 году защитил докторскую диссертацию на тему педагогических проблем в монгольской борьбе, её традиций и стиля. Автор автобиографичной книги “Мои победы”. Депутат монгольского парламента (с 2000 года).
Бөх, бөхийн барилдаан ) - национальная борьба монгольских народов, которая распространена в Монголии , Бурятии и Тыве .В борьбе используется разнообразная техника, различные приёмы как с захватами так и без захватов. Борцы облачены в особый борцовский костюм: национальные сапоги с загнутыми носками - «монгол гутал», короткие шорты - «шуудаг» и своеобразная короткая рубашка-распашонка с открытой грудью - «зодог».
Монгольская борьба имеет свои ритуалы, правила и специфические особенности: раньше схватки не ограничивались по времени (теперь введены временные ограничения), нет весовых категорий, борьба идёт на открытом пространстве, побеждённым считается тот, кто первым коснётся земли любой частью тела кроме подошв ног и кистей рук, у каждого борца свой секундант - «засуул», после поединка побеждённый должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что он признаёт своё поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.
На национальном празднике, проходящем с 11 по 13 июля «Надом»-е борются от 512 до 1024 борцов. Борются попарно, на выбывание. Соответственно бывает от 9-ти до 10-ти туров - «даваа». В зависимости от прохождения «даваа» присуждаются специальные почётные звания:
Напишите отзыв о статье "Монгольская борьба"
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Монгольская борьба
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.
Возможно, будет полезно почитать:
- Йога для лица — описание комплекса упражнений для омоложения кожи ;
- Йога для омоложения организма ;
- Опасные упражнения в спортзале, которые стоит вычеркнуть из своей программы ;
- Skyrim: чит-коды оружия, навыков, брони и зaчарования Коды на скайрим эльфийские стрелы ;
- Классический подъем и ласточка ;
- Строение руки - иннервация ;
- Что такое, причины возникновения спастичности, недопущение и лечение Как убрать спастику после инсульта ;
- Способы как вызвать рвоту для похудения ;