Конспект занятия в старшей группе ДОУ. Олимпийские зимние виды спорта. Зимние виды спорта: полезны или травмоопасны? Советы родителям о том, как уберечь ребёнка от травм при занятиях спортом зимой

ИРИНА ПАНАРИНА
Конспект занятия «Зимние виды спорта»

Музей «Зимние виды спорта » .

Старшая группа.

Выполнила :

Панарина Ирина Михайловна

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №189 «Спутник»

ОО Коммуникация.

Развивать умение пользоваться диалогом, как формой общения : формировать у детей навыки вступления в контакт с собеседником, пользуясь различными видами общения (вопрос, сообщение, просьба, предложение)

Обогатить словарь детей, по теме «Спорт » , словами : конькобежец, бобслеист, биатлонист, горнолыжник, победа, медаль.

ОО Социализация.

Развивать умение слушать собеседника, умение вести диалог.

Совершенствовать умение решать поставленную проблему в паре (группе) .

ОО Познание

Расширять знания детей о зимних видах спорта (фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт , горнолыжный спорт , прыжки на лыжах с трамплина, лыжные гонки).

Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами .

Пробудить интерес к физической культуре и спорту .

Материалы и оборудование : доска с фотографиями спортсменов-участников зимних олимпиад , карточки с зимними видами спорта , карточки со словами, схема для интерактивной технологии «Интервью» .

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций «Зимние виды спорта » , чтение стихов и рассказов о спорте , беседа на тему «Виды спорта » , просмотр презентации «Я- победитель» .

1. Представление темы стих о спорте :

Спорт ребятам , очень нужен!

Мы со спортом крепко дружим !

Спорт- помощник , спорт- здоровье !

Спорт- игра , физкультура- ура!

Дети, мы сегодня с вами отправимся в музей спорта . В музее размещены фотографии и рассказы о спортсменах , участвовавших и победивших в различных соревнованиях. А что такое спорт ? (ответы детей) . Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования . Как называют людей, которые занимаются спортом ? (спортсменами ) . А что нужно делать, чтобы стать спортсменом ? (нужно делать каждое утро зарядку, заниматься физкультурой, закаляться) . Как вы думаете, для чего люди занимаются спортом ? Что, по вашему мнению, спорт дает человеку ? (ответы детей) . Вы сказали верно. Спорт делает человека сильным, выносливым, укрепляет здоровье.

В музее есть залы, в которых мы с вами попробуем поиграть.

2. Интерактивная технология «Хоровод»

Упражнение «Дополни предложение»

Предлагаю ребята встать в хоровод.

Я начинаю, а вы заканчивайте :

Катается на санках… саночник.

Катается на коньках …конькобежец.

Катается на бобслее… бобслеист.

Катается на лыжах… лыжник.

Катается на лыжах с гор…горнолыжник.

Спускается с горы на сноубординге… сноубордист.

Бежит на лыжах и стреляет из винтовки… биатлонист.

Занимается фигурным катанием … фигурист.

3. Пройдем в следующий зал.

Интерактивная технология «Аквариум»

Игровое упражнение «Разложи виды спорта »

Предлагаются картинки : лыжи и коньки. Подобрать виды сорта соответствующие данному атрибуту. Рассказать о них.

Подвести итог :

на лыжах : лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина, горнолыжный спорт , фристайл, сноубординг.

На коньках : конькобежный спорт , фигурное катание, хоккей, шорт – трек, керлинг.

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей

Мотивационный Ребята, в музее наводили порядок и картинки перемешались. Для вас будет задание подобрать виды спорта соответствующему атрибуту (коньки, лыжи) Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

Организационный Договоритесь, кто с кем будет работать в группе.

Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы поменяются местами.

Дети договариваются и делятся на две группы.

Договариваются, кто будет в роли наблюдателя, а кто будет выполнять задание, уточняют правила сотрудничества.

Деятельностный Вашей группе надо к атрибуту коньки (лыжи) подобрать виды спорта . Затем объяснить нам, почему вы выбрали эти картинки. Дети, активно взаимодействуя,объясняют, почему они выбрали ту или иную картинку.

Объясняют свой выбор.

Итоговый Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно в группах, мы смогли вернуть картинки на стенд. Оценивают свои знания и знания своих товарищей.

4. Динамическая разминка «Зеркало»

Дети становятся в круг.

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать,

Что нам Анечка покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга выполняет движение, другие дети повторяют.

5. Пойдемте в следующий зал.

Интерактивная технология «Работа в малых подгруппах» .

Упражнение «Расшифруй слово» (победа, медаль)

Детям предлагаются схемы со словами. Необходимо, по порядку выложить буквы и прочитать слово.

А Б Д О Е П

А Л Д Е Ь М

Что значит для спортсменов победа , медаль? (рассуждения детей)

6. Пойдемте в следующий зал.

Игровое задание «Варежки» .

Интерактивная технология «Работа в парах»

Договоритесь, с кем в паре вы будете выполнять задание. Вам необходимо раскрасить варежки, на двоих у вас одна пара варежек и рисунок на них должен быть одинаковым.

Детям предлагается выбрать варежки. Они договариваются между собой, как они их будут разукрашивать. Выполняют задание.

Рассмотреть варежки, обратить внимание на одинаковый цвет рисунка на варежках.

Разместить, варежки, на стенде. Какие из варежек спортсмен выбрал бы для соревнований? (рассуждения детей)

7. Вот мы с вами закончили путешествие по музею.

Интерактивная технология «Интервью» .

Молодцы! Вы много знаете, о зимних видах спорта и , надеюсь, будете ими заниматься. Как вы думаете, что нужно делать, что- бы стать спортсменом ? А еще, если вы будете больше гулять, заниматься спортом , то вы будете здоровыми.

Бывает так, что при выходе из музея вас могут встретить журналисты.

Кто хочет быть журналистом и взять интервью?

(Дети задают вопросы, опираясь на карточки –схемы)

Что вам понравилось? (схема- смайлик улыбается)

Что узнали нового? (схема- знак вопроса)

Какой вид спорта нравится тебе ? (схема- изображение спортсменов )

Что вы увидели нового? (схема- нарисован глаз)

Что вы услышали нового? (схема- нарисовано ухо)

Что вы делали своими руками? (схема- нарисована рука)

В последнее время все большую актуальность приобретает проблема ухудшения здоровья детей. В нашей стране ежегодно увеличивается количество детей, имеющих различные отклонения состояния здоровья. Поэтому приобщать малышей к спортивным занятиям следует как можно раньше.

Родителям нужно не только уповать на занятия физкультурой в детском саду, который посещают их дети. Следует вместе с ними выезжать за город, совершать пешие походы. Летом заняться плаванием, а зимой ходить на каток или отправиться в лес на лыжах. Уже к 6-7 годам можно записать ребенка в спортивную секцию. До этого возраста можно самостоятельно заниматься с ребенком любительским спортом.

Сегодня мы с вами поговорим про зимние виды спорта для детей дошкольного возраста детского сада, беседа о которых действительно очень важна и актуальна для всех родителей, понимающих необходимость физического развития ребенка.

Как должна строиться беседа для детей про зимние виды спорта?

Вам стоит подобрать тематические фотографии по каждому виду спорта. Переименовать их названия с буквенных на выраженные в цифрах, чтобы при дальнейшем воспроизведении слайдами, они показывались в правильном порядке.

Под серию фотографий можно подготовить рассказ. Данные для него мы вам дадим далее. По заинтересовавшим видам спорта можно найти и показать тематические фильмы.

Преимущества зимнего спорта для здоровья детей: для чего они нужны?

Спортивные занятия зимой чрезвычайно полезны малышам, так как всегда связаны с движением, способствуют умению координировать движения, помогают развивать силу воли, смелость, а также учат принимать быстрые, точные решения.

При этом зимние физические тренировки обычно проводятся на свежем воздухе, поэтому отлично закаливают организм, улучшают состояние дыхательной и иммунной систем. А так как тренировки проходят при низких температурах, они усиливают защитные силы детского организма, снижая риск возникновения инфекционных, простудных заболеваний.

Особенно полезны тренировки в зимнем лесу, особенно хвойном. Снежный лесной насыщен фитонцидами. Эти вещества оказывают губительное воздействие на множество болезнетворных микроорганизмов. К тому же, во время таких занятий происходит активное насыщение кислородом мозга, крови. Тренируются мышцы, активно вырабатываются эндорфины – гормоны счастья, а организм приобретает устойчивость к температурным перепадам. Чем же можно заняться? Какие зимние виды спорта для детей детского сада достойны внимания?

Распространенные зимние виды спорта для детей

Многие виды зимнего спорта относятся к экстремальным. Это, например, горные лыжи, сноуборд или натурбан. Детям дошкольного возраста детского сада наиболее подходят виды, не связанные с большим риском травматичности - лыжи, сани или коньки (хоккей и фигурное катание). Хоккей вообще-то также достаточно травмоопасная игра, однако его не относят к экстремальным видам спорта.

Можно приобщать детей к некоторым разновидностям лыжного спорта: спортивному ориентированию, лыжным гонкам или двоеборью, слалому и др.

Лыжный спорт для детей

Лыжами могут заниматься дети, начиная с 5-6 лет. Тренировки обычно проводятся на свежем воздухе, их можно организовать недалеко за городом, на природе. Для гоночных соревнований подойдет укатанная снежная дорога.

Виды спорта связанные с лыжами, очень полезны для физического и психологического развития детей. Происходит активная тренировка всех групп мышц, развивается сила воли, ребенок , становится сильнее. Главное, родители должны тщательно выбирать снаряжение, чтобы риск получения травмы был минимальный и не принуждать ребенка к тренировке, чтобы не отбить у него желание заниматься спортом.

Плюсы лыжного спорта: Закаливание, тренировка мышц, формирование правильного дыхания, хорошее состояние сердечно-сосудистой системы, . Лыжный спорт повышает выносливость, развивает вестибулярный аппарат.

В другие сезоны можно продолжать тренироваться. Обратите внимание на . Она очень напоминает ходьбу на лыжах с палками, но у нее есть таки отличия. Но отменная тренировка мышц организма также будет поддерживаться.

Хоккей

Посещать спортивную секцию по хоккею ребенок может с 8-9 лет. Однако начать заниматься азами этой игры можно с малышами от 4 лет. Их можно научить хорошо держаться на коньках, владеть клюшкой. Для этого вида зимнего спорта ребенок должен обладать такими данными: нормальный вес тела, хорошая выносливость организма, общительный характер, умение существовать и играть в команде.

Противопоказания для данного вида спорта: острые, хронические заболевания, патологические состояния соединительной ткани, опорно-двигательного аппарата, сердца и сосудов.

Фигурное катание

Посещать секцию можно девочкам с 6 лет, мальчикам – с 7 лет. Хотя начинать учить ребенка кататься на коньках можно уже с 3-4 лет. Естественно, под непосредственным контролем родителей.

Фигурные коньки менее травмоопасны, чем хоккейные или конькобежные, так как плотно прилегают к голеностопным суставам. Это снижает риск вывихов, а также облегчает, ускоряет процесс обучения катанию.

Преимущества фигурного катания: улучшается работа вестибулярного аппарата, укрепляются мышцы, активизируются терморегуляционные процессы. Катание на коньках нормализует обменные процессы, насыщает кровь кислородом, улучшает кровообращение. К тому же у ребенка формируется музыкальный слух, развиваются артистические способности.

Противопоказания для детей: этот вид спорта не подходит детям с выраженной , патологиями мышечной, костной системы, травмами головы. Нельзя заниматься детям, страдающим нарушениями кровообращения, почечными, легочными заболеваниями и астмой.

Санный спорт

Натурбан, скелетон, бобслей и др. связаны с травматичностью. Поэтому для детей дошкольного возраста профессиональные занятия ими не очень подходят. Однако любительским санным спортом малышам заниматься можно и полезно. Родители могут начать приобщать ребенка к санным видам спорта уже с 4-5 лет.

В заключение:

Родителям нужно понимать, что без физической активности не может быть хорошего, крепкого здоровья. Заниматься спортом можно круглый год, всегда можно выбрать для ребенка тот вид спорта, который ему наиболее подходит. Причем погода не должна являться препятствием для тренировок, естественно за исключением очень высокой, слишком низкой температуры или обильных осадков.

Также важно учитывать состояние здоровья детей и возраст, с которого можно начинать тренировки.

Зимние виды спорта, о которых мы говорили сегодня, предполагают наличие способности у ребенка к координированным, согласованным действиям, умение предвидеть последствия неправильных решений. Отсутствие этих навыков или пренебрежение ими всегда приводит к травмам. Это необходимо обязательно учитывать перед началом спортивных тренировок.

Кроме того, собираясь отдать малыша в выбранную спортивную секцию, посоветуйтесь с педиатром и будущим тренером выбранной спортивной секции.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Зимние виды спорта»


Бочкарева Марина Юрьевна, воспитатель 2 категории МБУ "детский сад №139" «Облачко» г. Тольятти

Описание работы: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимние виды спорта». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Цель: познакомить с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким либо видом спорта.

Задачи:

Образовательные:
Добиться уточнения знаний детей о зимних видах спорта.
Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами.
Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме.
Пробудить интерес к физической культуре и спорту.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;
Воспитательные:
Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.
Формировать представления о важности и пользе занятиями спортом для здоровья.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов и иллюстраций о спорте, беседы о зимних видах спорта, о пользе зарядки и физической культуры; чтение художественной литературы. Внести в группу лыжи, коньки, санки. На доске размещены картинки с изображением зимних видов спорта.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация «Зимние виды спорта», лыжи, коньки, санки, картинки с изображением зимних видов спорта,картинки спортсменов и картинки с необходимым инвентарём для спортсмена.

Ход НОД:

Воспитатель:
- Ребята посмотрите на эти предметы и ответе на мой вопрос, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (ответы детей - о спорте)
- Да, поговорим сегодня о спорте и видах спорта.
- А что такое спорт? (ответы детей Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования).
- Как называют людей, которые занимаются спортом? (спортсменами).
- А что нужно делать, чтобы стать спортсменом? (нужно делать каждое утро зарядку, заниматься физкультурой, закаляться). Как вы думаете, для чего люди занимаются спортом? Что, по вашему мнению, спорт дает человеку? (ответы детей) .
- Вы сказали верно. Спорт делает человека сильным, выносливым, укрепляет здоровье. Если регулярно заниматься спортом и физкультурой, то будешь меньше болеть.
- Назовите, какие зимние виды спорта вы знаете? (ответы детей)
- Молодцы, вы знаете много видов спорта.
- Мы поговорим сегодня с вами о зимних видах спорта.
- Посмотрите на экран.
2 слайд:
- Все зимние виды спорта можно разделить на две группы: виды спорта, проводимые на снегу и виды спорта, проводимые на льду.


3 слайд: Биатлон-Это зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.


4 слайд: Лыжные гонки - гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе.


5 слайд: Горнолыжный спорт - спуск с гор на специальных лыжах. Вид спорта среди которых
скоростной спуск,
слалом,
слалом-гигант
супер-гигант
супер-комбинация.
Самый быстрый выигрывает соревнования.

6 слайд: Прыжки с трамплина- вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов.


7слайд: Сноубординг- вид спорта, включающий в себя скоростной спуск с горного склона, выполнение акробатических элементов на специальной трассе и пр. На сноуборде – монолыже с окантовкой, на которой установлены крепления для ног.


8 слайд: Фристайл- вид лыжного спорта представляет собой трюковое катание, включающее прыжки, вращения, сальто.


9 слайд: Конькобежный спорт - вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее преодолевать определённую дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу.


10слайд: Фигурное катание - зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, под музыку.


11слайд: Санный спорт- это соревнования в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по заранее подготовленной трассе. Спортсмены располагаются на санях на спине, ногами вперед. Управление санями производится при помощи изменения положения тела.


12слайд: Скелетон- зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух заездов.


13слайд: Бобслей- зимний вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах.


14слайд: Кёрлинг- командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени.

15слайд: Хоккей- спортивная игра, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. Побеждает команда, забросившая наибольшее количество шайб в ворота соперника.

16 слайд: Спасибо за внимание!

Физминутка «Зимние забавы»: (движения по тексту)
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
- Ребята мы с вами сейчас познакомились с зимними видами спорта. Вы все виды спорта запомнили? (ответы детей)
- А вот это мы сейчас и проверим.
- Отгадайте загадки:
Клюшки есть и есть ворота,
Да и с шайбой всё о`кей!
Эта разновидность спорта
Называется... (хоккей) .

И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют
Очень просто: (биатлон) .

Как они на льду прекрасны:
И спортсмены, и артисты,
И танцуют просто классно!
Кто же это? – ...(Фигуристы) .

Много видов спорта знаем:
И хоккей, и скъёринг.
А по льду толкают камень –
Это будет... (Кёрлинг ).

Посмотрите: лыжник мчится,
А потом летит как птица,
Совершив прыжок с вершин.
А помог ему... (трамплин ).

Мчатся сани по жёлобу,
Лёд с обеих сторон.
А вот как называется
Этот спорт? – ...(Скелетон) .

Мчаться вниз по снежным склонам –
Очень мужественный спорт!
А поможет чемпионам
В этом спорте...(сноуборд) .

Молодцы у вас хорошая память!
Дидактическое упражнение: «Найди пару»
- Ребята, у вас на столах лежат картинки спортсменов и картинки с необходимым инвентарём для спортсмена (все картинки перемешаны). Вы должны найти каждому спортсмену свой инвентарь, лыжи – лыжнику, клюшку – хоккеисту и т. д.)
- Молодцы, с заданием справились.

Упражнение «Дополни предложение»
- Катается на коньках…конькобежец.
- Катается на санках …саночник.
- Катается на бобслее…бобслеист.
- Катается на лыжах…лыжник.
- Катается на лыжах с гор… горнолыжник.
- Спускается с горы на сноубординге … сноубордист.
- Бежит на лыжах и стреляет из винтовки… биатлонист.
- Занимается фигурным катанием… фигурист.

По окончании НОД проведение на улице соревнований между 2 группами.
1. Игра в хоккей. Дети по одному стараются забить клюшкой шайбу в ворота. Какая команда больше забьёт.
2. Ходьба на лыжах. Дети одевают на ногу 1 лыжу (вторая без лыжи) и соревнуются в команде кто быстрее пройдёт весь маршрут.
3. Катание на санях. На санки закрепляется кукла и дети по очереди возят туда и обратно, передавая друг другу. Какая команда быстрее закончит.
Подведение итогов. Награда участников шоколадными медалями.

Ирина Макарова
Занятие-беседа о зимних видах спорта

Пояснительная записка

Конечно, каждый взрослый человек знает, что заниматься спортом полезно для здоровья. Спорт укрепляет мышцы , нормализует работу внутренних органов, обеспечивает нам здоровое существование. Но ведь дети-то этого не знают. Наша задача – рассказать ребёнку о пользе спорта , и повлиять на его любовь к спорту .

Существуют различные способы и средства, помогающие выработать у дошкольников интерес к различным видам спорта и любовь к движению . Это подвижные игры, игры с элементами спорта , беседы о спорте и спортсменах , рассматривание иллюстраций о спорте , чтение детям, загадывание загадок о спорте и спортивном инвентаре , просмотр презентаций и т. д. Одним из эффективных способов ознакомления старших дошкольников с видами спорта являются дидактические игры на спортивную тематику . Проведению игры «Спортивная мозаика » предшествует предварительная работа с дошкольниками (беседы о зимних и летних видах спорта ) .

Цель игры – формирование у старших дошкольников первичных представлений о некоторых видах спорта и интереса к физическому совершенствованию.

Задачи :

Создать у детей представления о спорте , как источнике здоровья, красоты, выносливости;

Познакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведениями о различных видах спорта ;

Способствовать формированию умения различать виды спорта по определенным признакам, «читать» символические изображения;

Обогащать словарный запас ребенка спортивными терминами ;

Способствовать формированию интереса к физическому совершенствованию.

Описание

Содержание игры «Спортивная мозаика » представлено на карточках трех видов. На одних карточках (более крупного размера, например А 4) – картинки с изображениями различных видов спорта (16) . На других - символические изображения этих видов спорта . На третьих – символы, отображающие отличия одного вида спорта от другого или , наоборот содержащие общие характеристики различных видов спорта . Карточки должны быть яркими, красочными, иметь четкое изображение. Для удобства использования и продления срока службы рекомендуется заламинировать их.

Варианты игры

В – 1. В игре участвует небольшое количество детей (2-8) . Детям раздаются карточки с картинками, на которых изображены различные виды спорта . Ведущий показывает играющим карточки-символы, отражающие характерные особенности того или иного вида спорта (например, летний или зимний вид спорта , «победитель определяется по скорости» или нет, одиночный вид спорта или командный и т . д.). Играющий поднимает свою карточку в том случае, если эта характеристика подходит к изображенному на его карточке виду спорта (например, командный вид спорта – хоккей , баскетбол, футбол и т. д.). Тот, кто правильно выполнил задание, получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных игроками фишек и определяется победитель или победители.

В – 2. В игре участвуют две команды игроков по 4 – 8 человек. Каждой команде предлагается два комплекта карточек (карточки-картинки и карточки-символы различных видов спорта ). Игроки должны составить пары, объединить карточки, относящиеся к одному и тому же виду спорта . Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание. При повторении игры детям предлагаются карточки с другими видами спорта .

В – 3. В игре может участвовать любое количество детей. На первом этапе игры ведущий рассказывает детям о различных видах спорта , сопровождая свой рассказ показом иллюстраций и соответствующих карточек-символов. Затем детям предлагается рассказать о спорте , которым они хотели бы заниматься. Во время рассказывания дети используют все виды карточек. Выигрывает ребенок, который составит самый интересный и полный рассказ.

Приложение

Беседа о зимних видах спорта

Задачи : обогатить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта , развивать логическое мышление; развивать речь дошкольников; формировать потребность в здоровом образе жизни.

Предварительная работа : знакомство детей с отдельными видами спорта (лыжи, коньки) на занятиях по физической культуре; ознакомление с временами года в повседневной жизни.

Материалы и оборудование : проектор, ноутбук, слайдшоу о зимних видах спорта .

Педагог : Отгадайте-ка загадку :

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает. (Зимой)

Педагог : правильно, зимой. А как вы думаете, как называются виды спорта , которыми занимаются зимой.

Ответы детей. Правильным считается обобщающий ответ “Зимние” .

Педагог : Теперь другой вопрос : что нужно чтобы заниматься зимними видами спорта , а я вам подскажу :

На деревьях, на дорожках,

На ребячьих на сапожках.

Он зимой лежит на всех

Ну конечно, это … (Снег)

Педагог : Да, для занятий зимними видами спорта нужен снег , а какой инвентарь нужен для ходьбы по снегу :

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (Лыжи)

Педагог : А как называется спортсмен , который катается на лыжах :

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится? (Лыжник)

Педагог : Молодцы ребята! А теперь отгадайте ещё одну загадку :

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг бегут к березке,

Тянут по лесу полоски. (Лыжня)

Педагог : роме лыжных гонок, на лыжах есть еще и другие виды спорта :

Долго ходом шли коньковым

Друг за дружкою втроем,

Было очень нелегко им

Забираться на подъем.

Вдруг отточенным движеньем

Хвать винтовки – и стрелять!

Бьют прицельно по мишеням, –

Раз, другой, четыре, пять.

И помчались под уклон.

Что же это?. (Биатлон)

Педагог : Да, правильно, биатлон. Так давайте повторим, что делают биатлонисты.

Ответы детей : бегут на лыжах, стреляют из винтовки.

Педагог : Молодцы. А какие виды спорта на лыжах вы знаете ещё:

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе .

Кто помог мне в этом?. (Лыжи)

Ответы детей : прыжки с трамплина, спуск с гор и др.

Педагог : да есть такие виды спорта как прыжки с трамплина, горнолыжный спорт , фристайл – это, когда спортсмен во время спуска по трассе с небольшими трамплинами выполняет акробатические упражнения. Есть и еще один вид спорта на снегу , но не на лыжах :

Он на вид – одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется … (Сноуборд)

Сейчас мы с вами вспомнили зимние виды спорта , которые проходят на снегу, а что еще есть зимой для других зимних видах спорта :

С морозами, пургой и снегом

Зима-волшебница придет.

И все речушки и озера

Покроет скользкий толстый … (Лёд)

Педагог : Да, для занятий зимними видами спорта нужен не только снег, но и лёд.

А что еще необходимо для занятий на льду :

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная! (Коньки)

Педагог : Для занятий на льду нужны коньки. А какие виды спорта вы знаете на коньках?

Ответы детей : …

Педагог : А теперь давайте посмотрим на эти виды спорта .

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня?. (Коньки)

Педагог : этот вид спорта называется Конькобежный, спортсмены бегут по большому стадиону на перегонки. Если спортсмены бегают на перегонки по маленькой площадке, то этот вид спорта называется Шортрек .

Танцевать на лёд пойдём,

Музыку мы заведём.

О каком виде спорта идет речь в этой загадке?

Ответы детей…

Педагог : Правильно, фигурное катание. Оно есть одиночное, где катаются только мальчики или девочки, мужчины или женщины, а есть парные виды, где спортсмены катаются в парах .

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все : "Шайба! Клюшка! Бей!".

Веселая игра. (Хоккей)

Педагог : Нам хорошо известна игра в хоккей с шайбой, а есть еще игра в хоккей с мячом или русский хоккей.

Педагог : Но есть вид спорта на льду , но без коньков :

Камень по льду я в “дом” запущу,

И щёткой дорожку ему размету. (Кёрлинг)

Педагог : Ребята, есть еще зимние виды спорта , которые начинались на снегу, а теперь проводятся на специальных ледяных трассах :

Мы с бараньими рогами

Вниз под горку мчимся сами,

А как на гору взбираться,

Начинаем упираться. (Санки)

Педагог : Это виды спорта , для которых нужны санки, это санный вид спорта и скелетон . К этим видам спорта относится и бобслей . А называется он так, потому что используются специальные сани в форме боба, т. е. похожи на фасоль.

Педагог : Вот мы с вами и вспомнили зимние виды спорта , давайте ещё раз попробуем их назвать.

Ответы детей :….

Педагог :

Чтоб крепким и здоровым быть,

Надо спорт вам полюбить .

Занимайтесь, не ленитесь,

И со спортом подружитесь .

Вся беседа сопровождается показом презентации в соответствии с текстом.

Дидактический материал о летних видах спорта

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ - индивидуальный и командный вид спорта .

КОННЫЙ СПОРТ

Конный спорт - это общее название состязаний в верховой езде на лошадях. Конный спорт зародился несколько тысяч лет назад.

Теннис - одиночная и парная спортивная игра с мячом . Возникла эта игра во Франции более восьми сотен лет назад.

ВОЛЕЙБОЛ

Волейбол - командная игра с мячом. Изобретателем волейбола считается Вильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания в США.

ПЛАВАНИЕ

Плавание - вид спорта , заключающийся в преодолении определенным стилем соревновательной дистанции.

Дзюдо - вид восточного единоборства. Возникло оно в Японии, в 1882 году, а основоположником его стал японский философ, тренер и мыслитель Дзигаро Кано.

Бокс - один из видов единоборства : кулачный бой между двумя участниками, ведущийся по особым правилам. Название произошло от английского слова «bох» - «удар кулаком» .

БАСКЕТБОЛ

Баскетбол - популярная и любимая во многих странах командная игра с мячом. Название «баскетбол» произошло от английских слов «basket» - корзина и «ball» - мяч.

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Спортивная гимнастика один из древнейших видов спорта . Слово «гимнастика» образовано от греческого слова «гимназо» - обучаю, тренирую.

СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА

Стрельба из лука - вид стрелкового спорта , стрельба по мишеням с определенного расстояния из спортивного лука , состоящего из древка и тетивы.

Футбол - командная игра с мячом. Одно из первых упоминаний об игре в мяч ногами относится ко 2 веку до нашей эры.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Художественная гимнастика - одиночный женский вид спорта .

ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА - Тяжелая атлетика - вид спорта , включающий в себя соревнования в поднятии тяжестей (штанга, гиря) в различных весовых категориях.

Содержание статьи:

Дети обожают зиму, несмотря на холод, ведь в это время года можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в хоккей и т.д. Одной излюбленных детских забав является игра в снежки, а также создание снеговиков. Вполне очевидно, что родители интересуются, какие зимние виды спорта для детей будут максимально полезны, ведь все хотят, чтобы их отпрыски были не только счастливы, но и здоровы.

Если ребенок занимается тем зимним видом спорта, который ему нравится, то тренирует свое тело и оздоравливает организм. По большому счету, все зимние виды спорта для детей полезны. Благодаря этим занятиям дети закаливаются и в меньшей степени подвержены простудным и инфекционным заболеваниям. Не стоит забывать и о той радости, которую доставляют зимние виды спорта для детей.

Просто великолепно, если родители не просто поддерживают своего ребенка в занятиях спортом, но и активно в них участвуют. Приятно видеть, когда в выходной день вся семья находится на лыжне или посещает каток. Причем заниматься большинством зимних спортивных дисциплин дети могут с ранних лет. Например, первые лыжи вы может смело купить своему отпрыску уже в три года. В результате ваш малыш получит удовольствие и улучшит работу сердечного мускула.

Фигурным катанием предпочитают в основном заниматься девочки. А мальчишки чаще всего выбирают хоккей. Однако городской каток посещают все дети и желательно, чтобы родители составили им компанию. Санным спортом дети начинают увлекаться уже с пяти лет. Это прекрасный и увлекательный вид спорта, способный доставить массу радости и укрепить здоровье.

Польза зимних видов спорта для детей и возрастные ограничения

Дети должны заниматься спортом в любое время года. Они полны энергии, которая должна расходоваться. В отличие от большинства взрослых для детей погода не является серьезным ограничителем для их физической активности. Давайте разберемся с теми положительными моментами, которые свойственны зимним видам спорта.

В первую очередь это возможность одновременной тренировки и закаливания. Так как зимой дети занимаются спортом под открытым воздухом при отрицательной температуре, то это способствует укреплению иммунитета. Еще лучше, когда ребенок находится за городской чертой, например, на лыжне. Особенно для организма полезен воздух хвойного леса.

Хвойные породы деревьев выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые уничтожают большое количество разнообразных болезнетворных микроорганизмов. Не стоит забывать и о том, что физическая активность на свежем воздухе улучшает работоспособность мозга, так как он не испытывает недостатка в кислороде. Все зимние виды спорта для детей способствуют закаливанию, укреплению мускулов, усилению работоспособности защитных механизмов организма. А также вызывают ускоренное производство эндорфинов.

Вполне очевидно, что существуют некоторые возрастные ограничения при занятиях спортом зимой. Родители должны иметь представление о развитии нервной и сосудистой систем, связочно-суставного аппарата, мускулов и т.д. каким бы видом спорта не решил заниматься ваш малыш, крайне важно подобрать правильную экипировку и снизить риск получения травмы до минимума.

Если ребенок хочет заниматься горными лыжами или другим видом спорта, то стоит найти хорошего инструктора. Также следует помнить и о важности различных защитных средств, например, очков, снабженных ультрафиолетовым фильтром или мазей для защиты от обморожения. Кроме этого мы рекомендуем вам предоставить определенную свободу ребенку для формирования сильных личностных качеств, однако и на самотек это дело также не стоит пускать, ведь травмы не нужны никому.

Лучшие зимние виды спорта для детей


Наверно говорить о том, какие зимние виды спорта для детей являются лучшими, будет не совсем корректно. Мы уже говорили, что любая спортивная дисциплина принесет пользу и ребенку лишь необходимо выбрать наиболее интересную для него. Большинство зимних видов принято считать экстремальными, так как риск получения травмы может быть достаточно большим. Исключением из этого правила, пожалуй, являются лыжи, сани и коньки. Однако и здесь никто не застрахован от травм.


Существует несколько видов лыжного спорта, например, двоеборье, горные лыжи, спортивное ориентирование, скоростной спуск, лыжные гонки и т.д. Некоторые из них вы сможете организовать самостоятельно в ближайшем к вашему городу лесу. Многих детей привлекает горнолыжный спорт, который также можно разделить на несколько типов:

  1. Скиборд - представляет собой скоростной спуск на короткие дистанции и отлично подойдет для начинающих.
  2. Ски-тур - коллективный подъем на склоны гор.
  3. Сноуборд - спуск с горы на доске и в последнее время эта спортивная дисциплина пользуется большой популярностью среди детворы.
  4. Твинтип - спуск с гор на максимальной скорости.
  5. Бэккантри - подъем на неизвестный вам склон и последующий спуск.
  6. Ски-альпинизм - спуск с гор без проложенной трасы и для детей это не самая желательная спортивная дисциплина.
Давайте подробнее рассмотрим некоторые виды лыжного спорта, а также другие дисциплины, которые отлично подойдут для ребенка.

Лыжный спорт


Дети обоих полов могут начинать заниматься лыжным спортом с пяти лет. Эта спортивная дисциплина позволит ребенку развить в себе уверенность, научиться правильно воспринимать не только победы, но и поражения. Медицинские работники уверены, что лыжный спорт полезен для ребенка, так как способствует усилению иммунитета и укрепляет все мускулы тела.

Благодаря занятиям лыжным спортом, ваш малыш будет гармонично развиваться как с физической точки зрения, так и психологической. Однако вам ни в коем случае нельзя принуждать ребенка заниматься лыжами, и он должен принять это решение самостоятельно.

Сноубординг


Это весьма увлекательный вид спорта, которым дети могут начинать заниматься с семи лет. Если вы хотите отдать малыша в секцию раньше, то у него должны быть хорошо развиты мускулы ног. Однако мы все же рекомендуем подождать, пока он достигнет необходимого возраста.

Так как, находясь на сноуборде, необходимо удерживать равновесие, то ноги активно работают. Благодаря сноубордингу у ребенка разовьется уверенность в своих силах, и они будут учиться общаться. Так как это достаточно травмоопасный вид спорта, то лучше всего им заниматься под руководством опытного тренера. Противопоказаниями к занятиям сноубордингом является астма, а также хрупкие кости.

Санный спорт


Одно из любимых детских развлечений, без сомнения - быстрый спуск с горы на санях. Ребенок может начать заниматься санным спортом уже с четырех лет. Безусловно, речь в такой ситуации не идет о профессиональных тренировках. Заметим, что существует и несколько разновидностей санного спорта: скелетон, натурбан и бобслей.

Хоккей


Сложно найти мужчину, который в детстве не проводил бы много времени на улице, играя в хоккей. Для занятий этим видом спорта подойдет любой каток, а из снаряжения в первую очередь потребуется клюшка. Если вы решите отдать своего отпрыска в профессиональную секцию, то придется купить и различные щитки со шлемом. Однако поверьте, ребенок будет рад.

Начинать заниматься в секции хоккея следует с девяти лет, однако уже с четырех его можно научить кататься на коньках и дать в руки клюшку. Как и любой другой командный вид спорта, хоккей предполагает наличие у ребенка умения общаться и играть в команде. Не стоит отдавать малыша в хоккейную секцию, если у него имеются проблемы с работой сердца, сосудистой системы и опорно-двигательным аппаратом.

Фигурное катание


Если хоккеем занимаются мальчишки, то девочкам отлично подойдет фигурное катание. Однако и мальчики могут выбрать этот зимний вид спорта для детей. Учиться стоять на коньках можно с раннего возраста, а в секцию фигурного катания девочки могут пойти с шести лет, а мальчикам стоит подождать годик-другой.

Так как коньки для занятий фигурным катанием отличаются от хоккейных или конькобежных, то и начинать учиться кататься на них можно раньше. К слову, основное отличие между коньками заключается в более надежной защите голеностопа и кроме этого они более устойчивы.

Конькобежный спорт


Девочки могут начать заниматься конькобежным спортом с пяти лет, а мальчишки с семи. Безусловно, это касается только профессиональных занятий конькобежным спортом. При желании ребенка можно научить кататься на коньках и в три года.

Интересные исторические факты о зимних видах спорта


За всю историю существования зимних спортивных дисциплин накопилась масса интересных фактов, касающихся мест, личностей и состязаний. О популярности горнолыжного спорта говорит тот факт, что траcса для занятий существует даже в Объединенных Арабских Эмиратах. При ее строительстве было израсходовано около шести тонн снега.

Наиболее травмоопасным зимним видом спорта считается хоккей. Скажем, Эдди Шоу за проведенные в этой спортивной дисциплине тридцать с лишним лет получил пять переломов челюсти, 14 носа. Количество рубцов на его теле сложно сосчитать и вдобавок к этому, хоккеист остался без зубов.


В 1999 году был поставлен рекорд скорости в сноубординге. Произошло это на территории Франции, а скорость сноубордиста достигла отметки в 2020 километра в час. Первые коньки появились несколько столетий назад. Уже во время царствования Петра Первого были прототипы современных коньков. Они представляли собой дощечки, к которым крепилось металлическое лезвие.

Первый турнир по конькобежному спорту прошел на территории Англии, а состоялось это событие в 1763 году. Вполне вероятно, что состязания в этом виде спорта могли проводиться и раньше, однако в исторических документах сохранились упоминания именно об этом событии.

О правилах безопасности во время занятий зимними видами спорта, смотрите здесь:



 

Возможно, будет полезно почитать: