Бой на палках. Краткий обзор истории применения палки и ножа в разных странах (по материалам литературы и Internet’a)

Арнис — это филиппинское боевое искусство боя на палках, основанное на искусстве испанского фехтования на шпагах. Происхождение школы боя на палках Арнис очень просто: национальные филиппинские боевые искусства впитали школу боя шпагами колонизаторов (или наоборот, в принципе, неважно). И в результате получилась ацкая смесь. И я думал, что это единственная в своём роде система на основе народных искусств и фехтования. Однако, оказалось, что это не так.

Недавно я нашёл такое интересное направление, как школа боя на палках El Juego de Garrote Venezolano, или — насколько позволяет моё знание испанского — «Игра (соперничество, борьба) венесуэльской дубиной». Или «Игра дубиной по-венесуэльски». Или «Игра дубиной венесуэльцев». Что-то в этом роде. Главное, что есть дубина — с помощью которой можно делать очень и очень интересные штуки. Кстати, вместо дубины может использоваться и такое холодное оружие, как мачете, нож. Ну и, конечно же, прародитель — меч (а не шпага, поскольку часто встречаются рубящие движения).

Также существуют и другие названия этой же системы — Garrote Larense, Garrote Tocuyano, Pelea de Palos and Esgrima de Palos (как первые два названия переводятся, не знаю — возможно, это имена создателей-основателей; Бой на палках и Фехтование на палках). Кстати, согласно словарю, garrote — не только толстая палка-дубинка, но и «затягивание, закручивание с помощью палки».

Согласно энциклопедии игры дубиной, эти самые дубины нужно отличать от прутов и прутиков (которые длиннее и тоньше). Так, дубина имеет толщину 2 см у обмотанной рукояти, толщину 3 см у необмотаного конца палки, а длину 80 см. Также существует короткая дубина — длина 60 см, диаметр у рукояти 3 см, у ударного конца — 4 см.

Собственно, в статье приводятся видео-уроки и просто видео самозащита , в которых хорошо можно рассмотреть главные особенности техники школы боя на палках El Juego de Garrote (насколько это позволяет отсутствие знания испанского и плохое качество видео). И, соответственно, сделать выводы для себя. А, возможно, даже кое-что перенять. Итак, приступим. Первое, что бросается в глаза, это название школы.

Палка успешна в самозащите — когда есть стратегия её применения

Школа боя на палках El Juego de Garrote имеет характерное необычное название . Мало боевых искусств содержат в названии слово «игра». Кстати, схватка в бразильском боевом искусстве Капоэйра также называется игрой. Похоже, Латинская Америка имеет тенденцию 🙂 Хотя больше с Капоэйрой заметных аналогов нет — ни акробатики, ни ширины шагов, ни работы ногами.

Если проанализировать школу боя на палках El Juego de Garrote, то можно выделить несколько ключевых отличий — которые на взгляд автора полезны и достойны того, чтобы ими пользоваться. И которые, как ни странно, имеют аналогии среди более известных боевых искусств. Хотя, конечно же, и очень отличаются. Не зря же они называются отличиями 🙂

Отличия школы El Juego при самозащите палкой

Начнём с показательных боёв maestro FÉLIX PASTOR GARCÍA LUGO (94 года) и разнообразных молодых людей (estilo Sangriento — стиль кровавый, кровожадный). Смотрим и замечаем отличия:

Первое отличие — палка свободно (или не очень, зависит от уровня бойца) перемещается из руки в руку по мере необходимости. Очень похоже на перехваты нунчаку. Весьма похвально — так как очень редко встречаются фехтовальные и похожие боевые искусства, где тренируется работа с двумя руками одинаково. Обычно используется только доминантная рука. Использование же двух рук равнозначно и попеременно значительно повышает шансы бойца.

Вторая характерная особенностькороткая дистанция . Так, если проанализировать видео уроки-соревнования по арнис, то дистанция между бойцами — гармоничная (см. Гармоничная дистанция МААЙ в самообороне). То есть, бойцы находятся друг от друга на расстоянии рук и вытянутого оружия. На этом же расстоянии они и пытаются воевать, чуть сближаясь при атаках.

В случае с школой боя на палках El Juego de Garrote — как вы можете видеть на видео-примерах — ситуация иная. Так, большую часть времени бойцы находятся друг от друга на гармоничном расстоянии МаАй — без учёта длинны палки . То есть, при схватке остаётся свободный незадействованный участок боевой системы рука-палка.

Здесь можно провести аналогию со Школой Цветов Стилем Золотого Лотоса Во Туат Вьетнам — в рукопашном бою боевая дистанция между противниками равна длине локтя. То есть, почти как в случае с El Juego de Garrote, остаётся «свободный» незадействованный участок руки. Который можно применить с пользой для себя и с большим вредом для противника 🙂

Третья характерная особенность — это интересные перемещения . Перемещения в школе боя на палках El Juego de Garrote (опять таки, насколько это можно судить по видео), очень похожи на перемещения в Айкидо. Отличные уходы с линии атаки, одно удовольствие смотреть.

Кстати, также интересно заметить на некоторых видео, что периодически мастера двигаются в партере — немного похоже на то, как в Айкидо двигаются в сикко.

Четвёртая особенность — это то, что относительно мало прямых блоков палками . Глядя на видео, можно подумать, что прямые блоки используются «на крайний случай», когда обычный уход не срабатывает. Обычный же уход — это одна из разновидностей мягкого блока, который направлен не только на то, чтобы отбить атакующий элемент, но и на то, чтобы выбить палку из рук. Ну а походу — пятая особенность.

Пятая особенность — очень похожа на один из принципов техники ВиньЧунь. Так, практически каждый блок — это атака . И если боец не уворачивается, то получает палкой. Если уворачивается — получается хороший блок его атаки. И наоборот, отбив палки противника — это та же атака, так что противнику лучше не зевать.

И почти напоследок видео, где показываются основные элементы школы боя на палках el Juego de Garrote. А также бой палка — без палки, нож — нож (обратите внимание на интересные перехваты). В видео очень хорошо прослеживаются все перечисленные выше особенности.

Что подкупает, так это то, что сейчас в основе школы находятся довольно таки пожилые люди — судя по описаниям, им порядка 80-90 лет. Но они вполне бодро машут палками — и с удовольствием пинают своих учеников. Кроме того, данная школа — в отличие от тысяч европейских и многих популярных азиатских аналогов — сохраняет имена и лица мастеров, отслеживает генеалогию и видоизменения техник на протяжении столетий.

В конце последнего видео-урока мелькает плакат с рисунком белого человека, негра и индейца. Этот плакат означает, что техника боя на палках el Juego de Garrote произошла на основе синтеза техник палочного боя коренных венесуэльцев, беглецов с Карибов и англичан.

Также прикольно, что одна из характерных деталей одежды — это шляпа-сомбреро. Партриархи техники в шляпах не просто так — это элемент формы одежды бойцов школы боя на палках el Juego de Garrote.

Из того, что «кажется неправильным». На первый взгляд, бойцы маловато попадают по пальцам рук друг друга — хотя частые перехваты палок из руки в руку как раз могут быть способом дать отдых повреждённой руке. Ну и плюс периодически можно заметить, как бойцы отбивают палки руками и предположить, что на боевой скорости им бы руки поотбивало. Но опять-таки, применяется перехват палки из руки в руку, и одна отбитая рука погоды не делает. И плюс ко всему не следует забывать о короткой дистанции — и что перехват палки делается у её основания, возле хвата противника. То есть, там, где сила удара минимальна.

Понятное дело, получить полное представление о школе по видео сложно. Но тем не менее, будем надеятся, что основы мы осознали и сможем при необходимости применить 🙂

Помимо видео, предлагаю вам скачать книгу «Энциклопедия школы боя на палках el Juego de Garrote» http://narod.ru/disk/9352564001/Juego-de-Garrote.pdf.html . Книга — первый из десяти томов на данную тему. Уж сколько удалось найти 🙂 Затрагиваются темы истории школы, особенностей одежды, философии, изготовления и оплётки палок. Соотвтетсвенно, книга на испанском. Но картинки хорошие, так что рекомендую.

Успех самозащиты палкой зависит от тренировок по ПРАВИЛЬНОЙ технологии.

А в школе El Juego она, похоже, есть. Остаётся освоить!

Когда речь заходит о восточных единоборствах, на ум первым делом приходят карате, кунг-фу и фильмы с Брюсом Ли. Тем не менее на Востоке существует множество менее известных, но не менее древних видов боевых искусств. В сегодняшнем материале FURFUR разбирается в экзотических видах единоборств и оздоровительных практик Ирана, Индии, Филиппин и Китая.

Варзеше-зурхане

Варзеше-зурхане, или «спорт дома силы», - традиционный стиль силового тренинга и борьбы, практикуемый в Иране и сопредельных землях уже как минимум две с половиной тысячи лет. Те, кто занимается в доме силы, называются пехлеванами - богатырями. Занятия в зурхане – это не только совершенствование тела, но и свод этических правил, сходный с законами суфийских орденов, и свод традиций, восходящий к героям и богатырям древности.

Место тренировок

Традиционный спортивный зал называется зурхане (или зорхана), по-персидски - «дом силы». Это крытое сооружения с отверстием в центре крыши.

Чтобы обеспечить постоянную температуру, занятия проводятся в суфре, то есть в яме посредине зурханы глубиной один метр и длиной и шириной в десять метров. Раньше она засыпалась сухими травами, мягкой землей и до начала тренировок, чтобы не было пыли, орошалась водой. Вокруг тренировочной площадки находились места для зрителей и возвышения для ведущего. Теперь тренировочное пространство делают из дерева или же вовсе тренируются в самых обычных спортивных залах.

Тренировки

Тренировки в зурхане начинаются с танцевальных разминок, которые устраиваются для подъема боевого духа и настроения. Основная же часть занятий посвящена ритмической гимнастике с использованием пары булав, щитов и металлического лука. Упражнения богатырей включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование булавами. Заканчивается тренировка борьбой (кошти-пехлевани), суть которой - положить противника на лопатки.

Снаряды

Парные булавы разного веса (meel) - это основной снаряд, который используется в зорхане. Малые булавы весят по два-три килограмма, тяжелые по 15–20 килограммов. На соревнованиях ими выполняют полумахи на количество повторений. Обязательным требованием является работа двумя булавами одновременно. В тренировочной практике также выполняют и другие упражнения, в том числе жонглирование. Используются и булавы большего веса, на сегодняшний день самой тяжелой является пара булав весом 185 килограммов.

Лук (kabbadeh или kabade) - металлический лук c цепью и бубенцами, его вес - от 15 до 20 килограммов. Первоначально это был настоящий боевой лук с натянутой тетивой. Сообщения об этом относятся к древним временам, а снаряд в современной его форме используется уже очень давно. Служит для тренировки мышц плечевого пояса на силу и гибкость.

Скамейка

Скамейка (shena) - деревянная скамеечка, 70 на 8 сантиметров и высотой 5 сантиметром. Служит для упражнений со своим весом - в основном разного вида отжиманий от пола во время групповых тренировок. Это вспомогательный тренажер, все упражнения, в которых она применяется, могут быть выполнены и без нее.

Моршед и миондор

Непременным сопровождением тренировок в зорхане является барабан и пение духовных стихов или же иранских мифов и легенд наравне со стихами иранских поэтов. Для каждого упражнения есть своя мелодия или песня.

Главный человек на занятиях в доме силы - это моршед. Он начинает и заканчивает тренировку, возносит молитву, отвечает за распорядок. И именно он в течение всего занятия играет на барабане и читает стихи. Второй в доме силы - это миондор, или пиш-кесват. Он намного опытнее остальных занимающихся. Место миондора - посередине арены. Другие спортсмены выполняют физические упражнения, смотря на его движения.

Главный человек на занятиях в доме силы - это моршед. Он начинает и заканчивает тренировку, возносит молитву, отвечает за распорядок.


Ранги богатырей

В варзеше-зурхане существует система рангов. Первые два ранга - новички, третий и четвертый - чемпион и чемпион чемпионов (соответственно, пехлеван и пехлевани-пехлеван). Для достигнувших 80-го уровня в этом нелегком занятии существуют и суперчемпионские титулы. Джахан-пехлеван («мировой богатырь») - самый высокий ранг, этот титул носил легендарный богатырь Ростам из «Шахнаме» Фирдоуси. В современности титула удостоился Голамреза Тахти, самый известный борец в истории Ирана. На его счету олимпийское золото 1956 года и мировое чемпионство по борьбе в 1959 и 1961 годах. Еще один ранг - пехлеване-бозорг, или «великий богатырь». Лишь очень немногим пехлеванам удавалось получить этот титул, среди них был поэт и мистик Пурья-йе-Вали (около 1300), а также Хадж Сейед Хасан Разаз (1853–1941).

Голамреза Тахти

Маллакхамб

Индийская тренировочная дисциплина, сочетающая отработку техники борьбы и йогу. Основным элементом является вертикальный столб, на котором происходят занятия. Тренировка сочетает боевое искусство, элементы акробатики, йогу и самооздоровление.

Маллакхамб, или «йога на столбе», зародился в Индии. «Малла» означает «борец», а «кхамб» - шест. Изначально это было дополнительное упражнение для традиционной борьбы, но позже стало отдельной дисциплиной. По легенде столб, а также все ухватки, которым его сподручнее бороть, передал людям бог-обезьяна Хануман. Он однажды явился к воину, который готовился к важному поединку, и шепнул тому, как поухватистее свернуть врага в бараний рог.

Во время занятий боевыми искусствами столб выступает в роли противника - на нем отрабатывают различные захваты и элементы борьбы. Йогическая практика предполагает выполнение асан, адаптированных или, скорее, усложненных таким образом, чтобы они были выполнены на столбе. Занимающийся делает серию асан с динамическими переходами между ними, не касаясь земли. Таким образом, развиваются не только гибкость и сила, но и координация, баланс и концентрация. Так же как и в обычных техниках йоги, здесь практикуются особые виды дыхания.

Отдельно нужно сказать о массажном эффекте, который достигается при занятиях на столбе. Постоянный контакт с ним обеспечивает оптимальную нагрузку и массаж всех частей тела, улучшает кровообращение и стимулирует работу внутренних органов.

Маллакхамб бывает двух разновидностей, которые различаются между собой видом столба. В фиксированном маллакхамбе вертикальный деревянный столб закреплен у основания. Высота столба - 2,25 метра, диаметр навершия - 13 сантиметров, книзу он несколько расширяется. Для маллакхамба в подвешенном состоянии используют канат диаметром 2,5 сантиметра. Упражнения на таком канате даже более сложны, нежели на столбе. Маллакхамб наравне с каларипаятту служит одним из элементов подготовки индийских военных и развлечением для молодежи с окраин.

Филиппины

Традиционное филиппинское боевое искусство арнис включает в себя технику работы с оружием (мечом, ножом, палкой) и без оружия - с ударами руками, ногами, головой, захватами и бросками. Это очень разнообразная система, в которой предусматривается работа не только с «равным» оружием, например палка против палки, но вообще работа в любых сочетаниях - палка против ножа, без оружия против оружия, две палки против палки.

Техника арниса крайне многообразна, но при этом описывается всего лишь несколькими общими базовыми принципами, из которых получается широкая вариативность действий. Основная черта филиппинских боевых искусств - максимальная прикладная эффективность в бою при минимальном использовании физических сил.

Базовые принципы

Атакующие техники в арнисе сведены к 12-ти базовым углам. Для каждого угла есть своя атака, свой блок, разоружение и защита от разоружения. В системе арниса нет формальных двигательных комплексов или заучиваемых серий ударов и блоков. Вместо этого происходит обучение принципам движения, которые затем модифицируются в зависимости от типа, направления атаки и атакующего оружия.

Процесс обучения всегда начинается с освоения навыков владения оружием, и лишь затем изучается безоружный бой. Начинающие тренируются с одной и двумя палками, затем движения преобразуются в технику ножа, затем - пустых рук. Движения тела и углы атак остаются теми же самими. Они универсальны, а переход от одного вида оружия к другому вполне естественен.

Защита в арнисе строится на принципе под названием «вырвать ядовитый зуб змеи». Действия защищающего направлены на кисть или запястье вооруженной руки противника. Вторая, невооруженная рука осуществляет контроль рук противника, обычно запястья или локтя, что позволяет выиграть время для совершения контратакующих действий. Цель - максимально быстро обезоружить противника. Затем можно сокращать дистанцию и атаковать тело противника оружием, руками, ногами или головой.

Процесс обучения всегда начинается с освоения навыков владения оружием, и лишь затем изучается безоружный бой.

Оружие

Чаще всего для тренировок используются деревянные палки бастон или мутон длиной 69–76 сантиметров и диаметром 2,6-3 сантиметра из ротанга, бамбука или пластика и тренировочные ножи разной длины и форм, а также деревянные или пластиковые.

В связи с тем, что в настоящее время арнис все больше практикуется как спортивное единоборство, ножи используются все реже и реже. Помимо палок стандартной длины, применяются короткие палки 30–40 сантиметров как вспомогательное оружие во второй руке. Палки топадо, наоборот, вдвое длиннее обычных.


Дистанция

Бой может происходить на различных дистанциях. Обычно выделяют три боевые дистанции: дальнюю (ларго), где противники могут достать своим оружием только до кисти вооруженной руки; среднюю (медиа), где можно нанести своим оружием удар по телу противника; ближнюю (кортэ или серрада), где, помимо ударов палкой или ножом, могут производиться действия руками, ногами и головой.

Этапы обучения

Первый этап называется муэстрасьон, или пандалаг. В ходе его ученики изучают удары по пяти основным углам, а также способы защиты от них. Палку надо держать так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8–10 сантиметров, этот выступ, пунио, используется для захватов и ударов на короткой дистанции. Отрабатывается техника передвижения. С этой целью ходят по специальному треугольнику со сторонами около 40 сантиметров. В движении осваиваются уходы с линии атаки противника, комбинации ударов и блоков.

Второй этап - санга ат патама - парная тренировка. Базовые удары отрабатываются в учебных схватках в различных комбинациях и связках, с растущими скоростью и сложностью. Третий этап - ларга мутон - вольный бой, в процессе которого ученики подбирают наиболее подходящие для себя комбинации, приемы и вырабатывают свою собственную манеру ведения поединка. Помимо ударов палками, на ближней дистанции проводятся удары руками, локтями, ногами, коленями и головой.

Первый этап называется муэстрасьон, или пандалаг. В ходе его ученики изучают удары по пяти основным углам, а также способы защиты от них.

Ранги

В современных школах, практикующих арнис, существует деление на ранги, отмечаемое поясами различного цвета. Ученики подразделяются на начинающих (багухан), продолжающих (пангитна) и продвинутых (абанте). Своя градация мастерства и у инструкторов. Но главным критерием мастерства в филиппинских боевых искусствах всегда считалось умение вести реальный бой. До середины XX века большинство школ практиковало бои до смерти. В настоящее время школы проводят в основном поединки в полный контакт в защитном снаряжении: шлем с забралом или фехтовальная маска, куртка, щитки на голени, перчатки.

В отличие от большинства других восточных боевых искусств, арнис не является герметичной системой, а открыт для влияний извне. Мастера различных школ заимствуют техники из тайского бокса, дзюдо, айкидо, тхеквондо, ушу, бокса - тех стилей, чья техника ближе именно им. Таким образом, арнис постоянно изменяется и приобретает все новые формы.

Своей эффективностью, относительной простотой и зрелищностью арнис привлекает множество людей и широко распространяется по миру и в России. Есть множество школ, практикующих разные направления арниса. Некоторые делают упор на бое на ножах, другие на техники работы с палкой, третьи на технику без оружия. Арнис преподается как система действенной самообороны или как спортивное боевое искусство.

Бой на палках – это наиболее известный аспект филиппинских боевых искусств, можно сказать, их «визитная карточка». Иногда Арнис и Эскрима называют «филиппинским боем на палках». Однако традиционно филиппинские боевые искусства использовали не палку, а клинковое оружие – кампилан, крис, боло, баронг и др. Появление палок, как тренировочного снаряда, заменяющего меч, произошло в период испанского запрета на ношение холодного оружия. Кроме того, тяжелые палки из камагонга или бахи использовались в дуэлях между школами, известными как хуэго тодо .

В новейшее время ротанговые палки, действительно, стали неотъемлемой принадлежностью Арнис и Эскрима как в качестве тренировочного снаряда, так и в качестве самостоятельного оружия. В различных стилях используются палки (бастон , олиси ) разного размера и веса, наиболее распространены бастоны длинной около 70 см и диаметром 2,5 см.

Существуют три основных раздела палочного боя – Соло Бастон (одна палка), Добле Бастон (две палки), Сибат/Тападо (шест).

Соло Бастон

Соло Бастон является базовым разделом подавляющего большинства стилей Арнис и Эскрима. Палка может использоваться на всех дистанциях – от дальней до клинча. При этом изменяется техника ее применения. Если при бое на дальней дистанции (ларго мано ) основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то, по мере сближения, возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой ») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе («stickgrappling »). Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с ларго , затем медио (средняя) и корто (ближняя), ученик адаптирует технику соло бастон для различных ситуаций боя, а также учиться использовать ее против различного оружия.

В разделе Соло Бастон изучаются – углы и направления атаки; атакующие комбинации; защитные действия и контратаки; броски, болевые приемы и удушения палкой; координационные упражнения и упражнения, развивающие чувство «течения»; постановку ударов на снарядах; спарринговые упражнения. Вершиной подготовки является свободный бой, в котором проверяются все технические и тактические наработки, а также психологическая готовность ученика.

Добле Бастон

Параллельно с изучением оружия для одной руки (палки, ножа, мачете), начинаются тренировки с двумя палками – Добле Бастон . Более того, во многих направлениях (например в Модерн Арнис) этот раздел лежит в основе всего обучения.

Хотя начально обучение проводится с двумя бастонами одинаковой длинны, эти навыки могут быть перенесены на другие ситуации и другие виды оружия – Эспада и Дага, два ножа, меч и щит, нож и керамбит, а также на рукопашный бой.

Тренировка в Добле Бастон включает в себя три основных раздела – упражнения на координацию, упражнения в «течении», боевые техники (спарринговая подготовка).

Необходимо отметить, что существуют стили ФБИ, где изучается только один какой-то раздел. Однако надо иметь в виду, что каждый из этих разделов развивает свои качества, и только в комплексе они позволяют достичь мастерства в применении Добле Бастон .

Сибат/Тападо

Техника длинной палки или шеста, известная как Сибат, наиболее развита в Западном Висайане, в частности, на Негросе. Длинна шеста варьируется от 1,5 – 2 м (Банкау ) до 1,2 – 1 м (Тападо ).

Существует несколько систем, использующих шест – Тападо, Тау-Тау, Багсай, Лагас и ряд других. Тападо – это наиболее известный стиль, применяющий шест. Это агрессивный атакующий стиль, характеризующийся одновременными блоками и атаками, простотой и нацеленностью на встречные контратаки

При тренировке, помимо разучивания приемов, важную роль во всех разделах Соло Бастон играют координационные упражнения, известные как tapi- tapi, sumbrada, pingke- pingke, sinawali, contrada , hubud-lubud, pluma y paying , sequidas и др. Также много внимания уделяется постановке ударов на снарядах; упражнениям, подводящих к спаррингу; спаррингу по различным правилам. В современных ФБИ часто используется защитное снаряжение и/или мягкие палки для снижения травматизма в процессе учебных боев.

В целом, можно сказать, что изучение боя на палках является одной из важнейших составляющих филиппинских боевых искусств, так как именно в этих разделах происходит постановка двигательной базы, которая позволяет объединить все разделы Арнис и Эскрима в единую систему и существенно сократить сроки обучения ножевому и рукопашному бою.

Япония - страна, в которой традиции тесно переплетаются с последними технологическими новинками. Среди небоскрёбов, роботов и компьютеров нашлось место для многочисленных боевых искусств, которые были сформированы за долгие годы существования этой страны. Тем временем, пока большинство других восточных единоборств развивали технику нанесения ударов руками и ногами, японцы уделяли наибольшее внимание борцовским приёмам, так как бить по доспехам кулаками — не самое полезное занятие на поле боя. К счастью, многие традиционные японские боевые искусства сохранились и по сей день. Некоторые в переработанном виде, другие же дошли до нас практически такими же, какими они были сотни лет назад. Конечно, традиционные техники проблематично применять в рамках спортивного поединка, что сделало развитие подобных искусств уделом меньшинства. Именно благодаря стараниям энтузиастов мы можем изучать и отрабатывать техники, разработанные опытными воинами

Японская борьба сумо

Что у большинства людей ассоциируется со Страной восходящего солнца? Сакура, гейши, самураи и, конечно же, сумо. Этот удивительный берёт свой исток из глубокой древности. Хотя многие японские исследователи находят своеобразные подтверждения того, что турниры по борьбе проводились на территории нынешней Японии более тысячи лет назад, точно установить дату зарождения борьбы сумо невозможно. Турниры по борьбе проводились испокон веков и сопровождались всевозможными ритуалами и обрядами. То есть они носили скорее религиозный характер, нежели соревновательный. Изначально правила почти не ограничивали возможности бойцов. Разрешалось наносить удары ногами и руками по любым частям тела, что приводило к существенному травматизму.

Лишь в эпоху Хэйан были составлены правила проведения поединка, появилась внятная система судейства. С тех пор сумо неуклонно теряло своё религиозное значение и всё больше уподоблялось современному спорту, что делало его лишь популярнее среди широких масс. Однако во времена страшных захлестнувших японские земли, этот вид борьбы всё чаще использовался воинами в сражениях. Так появилось разделение между военным видом сумо и его спортивной разновидностью. От боевого направления позже начали ответвляться многочисленные школы боевых искусств, известные по сей день.

Сумо в наши дни

Древние состязания великанов пользуются популярностью в Японии и в наши дни. Сегодня сумо — японская национальная борьба, ставшая одним из неизменных символов этой страны. Профессиональные сумоисты, или рикиси, как их называют на родине этого искусства, пользуются огромной популярностью, наряду со звёздами шоу-бизнеса и выдающимися спортсменами. Хотя в целом быть борцом сумо сегодня далеко не так престижно, как в былые дни, но самые именитые борцы очень богаты и имеют много поклонников. Зачастую именитые рикиси пользуются успехом у женщин, несмотря на всю специфичность внешнего вида. Борцы попроще получают среднее, по меркам Японии, жалование и находятся примерно на одной ступени с обычными государственными служащими.

Почему же сумоисты так огромны? Всё дело в том, что в сегодняшнем сумо, как и тысячу лет назад, полностью отсутствуют весовые категории, что делает участие в них спортсменов-легковесов нецелесообразным. Современные поединки проводятся на специальной круглой арене, диаметром 4.55 м, которую строят из глины и покрывают слоем песка. Помимо этого, при постройке этого традиционного сооружения проводятся специальные ритуалы — в центре арены закапываются специальные подношения, а непосредственно перед турниром место поливается освящённым сакэ, чтобы заслужить благосклонность богов. Интересно то, что даже в наши дни на этот помост запрещено ступать женщинам. Турниры проводятся раз в 2 месяца в Осаке, Нагое, Фукуоке и в столице — Токио, в котором проходят аж 3 из 6 таких турниров. Как и раньше, рикиси делятся на два лагеря — Восток и Запад. Во время выхода на помост соблюдается специальный ритуал, призванный прогнать злых духов и прочую нечисть. Повязка, в которую одеты борцы, называется кэсё-маваси и представляет собой дорогую и сложную конструкцию, которая может весить до 10 кг. Эта повязка расшита золотом и серебром и изготавливается только вручную, так что стоит она весьма дорого. Это лишь показывает, насколько важное место в современной культуре занимает японская борьба сумо.

Жизнь сумоиста

В клубы борьбы сумо берут юношей в возрасте от 10 до 15 лет, отдавая предпочтение крепко сложенным новобранцам. Новичок, попадая в клуб этой необычной борьбы, не имеет никаких прав, но приобретает массу обязанностей. Он должен готовить для старших учеников, убирать и стирать за ними. Все указания новичок должен выполнять мгновенно и без лишних вопросов. Такая армейская дисциплина может отпугнуть неуверенного адепта, но те, кто останется и пройдёт такую школу, станут великолепными борцами, а может быть, один из них даже получит заветное звание абсолютного чемпиона или ёкодзуна. Как ни странно, но будущие рикиси приходят в этот спорт обыкновенными юношами, а невероятный размер приобретают благодаря специальному режиму дня и постоянным тренировкам.

Встают сумоисты на рассвете. После всех необходимых процедур они сразу же отправляются на многочасовую изнурительную тренировку. Эта японская борьба требует полной самоотдачи. Только так можно выдержать 4-5 часовую тренировку. После этого борцы принимают ванну и идут на завтрак. Основной пищей в это время служит специальное рагу из мяса и овощей — тянко. Оно готовится в котле на медленном огне и рецепт этого блюда знаком каждому рикиси, так как именно они поочерёдно готовят еду. После еды борцы сумо отправляются на 2-3 часа поспать, чтобы максимально эффективно преобразовать пищу в жир. После этого проходит вечерняя тренировка и ужин. Едят сумоисты всего два раза в день, но много. Также они не ограничены в употреблении спиртных напитков, то есть выпить за ужином сакэ или пиво не считается в среде борцов сумо чем-то плохим.

Джиу-джитсу

Полной противоположностью сумо является японская борьба джиу-джитсу, или дзюдзюцу. В ней, в отличие от силовых методов ведения боя, свойственных сумоистам, делается упор на умения, которые обеспечивают бойцу победу над более сильным противником. Техника дзюдзюцу сформировалась под влиянием многочисленных междоусобных войн, которыми так богата японская история. Поэтому эта японская борьба наводнена совершенно бесчеловечными приёмами ведения боя. В джиу-джитсу множество заломов и захватов, призванных сломать конечность или задушить противника. Также в этом боевом искусстве активно поражаются жизненно важные точки на теле противника, что делает невозможным проведение полноценных соревнований по этому виду борьбы.

Это уникальное японское искусство более традиционно, чем иные виды японской борьбы. Многие техники дзюдзюцу кажутся современному человеку слишком сложными и непрактичными. Однако, нужно понимать, что это искусство создавалось для ведения войны, где широко применялись различные виды холодного оружия. Большинство техник джиу-джитсу направлены на обезоруживание противника или для занятия положения, из которого удобнее использовать собственное оружие. Интересны принципы, на которых построена эта борьба. Мастера джиу-джитсу используют силу противника против него, предпочитая не ввязываться в прямолинейное противостояние. Это искусство вовсю использует знания о биомеханике и рычагах, что делает мастера дзюдзюцу опасным противником для любого бойца.

Дзюдо

Создателем этого интересного вида борьбы является Дзигаро Кано — человек, решивший выбрать лучшие техники и принципы из джиу-джитсу, чтобы синтезировать более прикладное, современное искусство. Если дзюдзюцу переводится как искусство мягкости, то перевод дзюдо означает «мягкий путь». Это единоборство, как и многие другие виды японской борьбы, названия которых вы ещё встретите в этой статье, исповедует преодоление силы мягкостью. Техники, отобранные из древней военной системы, были адаптированы для соответствия этому принципу. В этом единоборстве нет ударов руками и ногами, а наиболее опасные для здоровья приёмы были исключены. Поэтому в этом виде японской борьбы есть соревнования, что положительно сказывается на подготовленности спортсменов.

Поединки в дзюдо проходят на татами — упругих матах из современных материалов или же, как это было раньше, изготовленных из прессованной соломы. Борцы одеты в прочные куртки, которые серьёзно увеличивают значимость хорошего захвата, а также участвуют в некоторых удушающих приёмах. Эта японская борьба отличается красивыми амплитудными бросками и ограниченными действиями в партере. Мастер дзюдо может без труда ощутить центр тяжести соперника и почувствовать вектор, по которому направлено его усилие, что позволяет провести бросок, используя силу противника. Эта борьба завоевала всемирную известность. Дзюдо занимаются по всему земному шару и его популярность лишь растёт. Нет ничего удивительного в том, что эта борьба включена в программу Олимпийских игр.

Бразильское джиу-джитсу

Один мастер дзюдо и джиу-джитсу переехал жить в Бразилию, что зародило интересный стиль борьбы, ставший невероятно популярным в последние годы. Его звали Митсуё Маэда, и именно он обучил своему искусству Карлсона Грейси — первого члена легендарной семьи, который заложил основы бразильского джиу-джитсу. Несмотря на то что изначально бразильцы изучали техники дзюдо и дзюдзюцу, то, что у них получилось, была уже не японская борьба. Единоборство семьи Грейси отличалось богатством техник, направленных на ведение поединка из положения лёжа на спине. Эта уникальная манера ведения боя сложилась потому, что некоторые члены этой борцовской семьи были довольно хрупкого телосложения. Благодаря грамотному использованию рычагов и особенностей строения человеческого тела, они могли побеждать бойцов гораздо тяжелее и больше себя.

Наибольшую популярность искусство семьи Грейси приобрело благодаря их боям с представителями других единоборств, из которых мастера бразильского джиу-джитсу чаще всего выходили победителями. Они доказали, что таинственные мастера, способные убить человека одним ударом — просто вымысел. Один за другим сдавались мастера боевых искусств, считавшихся наиболее сильными в те времена. Эти поединки между представителями различных боевых искусств положили начало популярному ныне ММА, где адепты бразильского джиу-джитсу чувствуют себя как рыба в воде.

Айкидо

Эта японская борьба была создана неординарным человеком — Морихэем Уэсибой, которого прозвали О-сенсеем, что в переводе означает «великий мастер». Он стремился создать искусство, которое даёт ученикам не только боевые навыки, но и учит их управлять своей жизненной энергией. Можно смело сказать, что айкидо тренирует не только тело, но и сознание человека.

Мастер этого боевого искусства способен нейтрализовать противника, не нанося ему серьёзных повреждений, чем не могут похвастать умельцы из других единоборств. В этой борьбе, как и в дзюдо, акцент делается на перенаправление чужой силы, вместо использования собственной. Философия айкидо запрещает использовать это искусство ради нападения, да и вообще, не поощряет насилие ни в каком виде. Поэтому в данном виде борьбы нет атакующих приёмов, все техники носят исключительно оборонительный характер.

Кендо

Безусловно, говоря о Японии, нельзя забывать о таком важном атрибуте самурая, как Японская борьба на мечах называется кендо и уходит своими корнями в далёкие времена, когда от умения могла зависеть жизнь человека и его семьи. Техника фехтования оттачивалась тысячи лет, в течение которых постоянно бились в кровопролитных войнах. От техники воина зависело то, сможет ли он пережить сражение. Поэтому едва ли в кендо можно найти бесполезные или сложные движения. Простота и эффективность — то, что позволило этому боевому искусству дожить до наших дней.

Раньше на тренировках по фехтованию ученики отрабатывали свои навыки в основном на снарядах и деревьях, так как реальный спарринг был очень опасен. Даже тренировочные поединки тогда проводились с реальным оружием, что приводило к крайне высокому травматизму. В наше время используются специальные бамбуковые мечи и прочная защита. Это позволяет проводить тренировочные поединки, не переживая за здоровье спортсменов. Однако, это не просто японская борьба на палках, все техники кендо могут быть применены с самурайским мечом. Вне всяких сомнений, это зрелищное искусство будет развиваться и распространяться по миру.

Современные японские борцы

Сегодня боевые искусства в Стране восходящего солнца всё так же популярны. Японские борцы считаются одними из лучших в мире. Они участвуют в соревнованиях по правилам ММА, дзюдо, бразильского джиу-джитсу. Японская вольная борьба также неплохо развита. Эта страна стала одной из первых, кто увидел невероятный потенциал смешанных единоборств. А учитывая огромное количество борцов, живущих в Японии, в ней всегда есть желающие выйти в клетку. Стоит также отметить мастерство японских дзюдоистов, которые нередко показывают невероятные результаты на международных состязаниях. Хочется верить, что бои по ММА, проводимые в этой стране, сделают боевые искусства ещё более популярными среди японцев, и мы сможем увидеть больше умелых борцов из Японии.

Японские боевые искусства

Удивительный мир японских единоборств располагает техниками на любой вкус. Например, японская рукопашная борьба дзюдзюцу с огромным количеством древних техник, которая является не только системой самообороны, но и уникальным культурным наследием. Для тех, кто предпочитает борьбе ударную технику, есть карате. А миролюбивый и найдёт всё, что нужно, в айкидо. Эта система не только учит самозащите, но и помогает достичь гармонии и духовного совершенства. Если вы любите соревнования, то вам придётся по душе другая японская борьба, название которой — дзюдо. Навыки, приобретённые в ней, помогут постоять за себя, а спортивный образ жизни привнесёт здоровье и радость в вашу жизнь. Японские виды борьбы популярны по всему миру. В десятках стран работают тысячи залов, пропагандирующих искусства Страны восходящего солнца. Есть основания предполагать, что боевые с годами будут лишь популярнее. Это дарит нам надежду на светлое будущее.

Становление рукопашного боя неразрывно связано с развитием общества. Ведь вся история цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой кулачного боя, относящийся ко второй половине III тысячелетия. Наиболее ранним памятником, культуры Египта связанным с борьбой, является изображение серии движений, обнаруженное в гробнице Фиоххотена (середина III тысячелетия до н.э.) в Саккаре.
Анализ исторического материала показывает, что в Древнем Египте существовали отдельные виды атлетических состязаний. Самыми распространенными из них были борьба, кулачный бой, единоборство на палках, бег, а также лодочные состязания, целью которых было перевернуть лодку с неприятельским экипажем при помощи специальных длинных палок.
В рукопашном бою большое место всегда отводилось владению холодным оружием. В период Римской республики (VI-I в.в. до н.э.) обучение воинов включало в себя, в том числе, борьбу и учебные поединки на деревянных палках. Кроме того, проводились тренировки в беге, прыжках, в плавании и преодолении препятствий.
В Китае в большинстве школ, сложившихся впоследствии в систему ушу, практиковалось владение холодным оружием и подручными предметами.
Аналогичным образом развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме, и других сопредельных странах. В том числе на Филиппинах, где возникли такие направления как Арнис, Эскрима, Кали.
В Америке у большинства племен коренного населения была широко распространена деревянная дубинка с камнем, привязанным к ее концу сыромятными ремнями. Повсеместно использовались также различные деревянные дубинки, применяемые как боевое и охотничье оружие.
В Западной Африке существуют многочисленные боевые союзы, занимающиеся тайными ритуальными убийствами и похищением людей – Союз людей-львов, Союз людей-гиен и др. Большинство из них использует в своей технике приемы владения палкой.
В Европе также были распространены боевые искусства. Как правило, рукопашное единоборство считалось продолжением вооруженного. Европейская состязательная традиция до самого последнего времени предполагала не только кулачный бой, но и фехтование на палках. В Англии успешно сосуществовали палочный бой на шестах (йоменри) и стрельба из лука, увязанные в некую систему: мальчику сперва давали лук, одновременно он учился владеть шестом, а затем обучался фехтованию алебардой и кулачному бою.
Йоменри – это особый стиль боя шестом, посохом и дубинкой, сложившийся у крестьян и рассчитанный на противостояние врагу в доспехах, преимущественно рыцарю в латах. Поэтому для техники характерно обилие толчков и бросков. Английский шест держали хватом сверху посередине, нанося и отбивая удары в сторону обоими концами и толкая на ближней дистанции средней частью. Техника йоменри сочетала в себе простоту и эффективность. Известен факт, когда в 1625 г. английский боец с шестом победил трех испанцев, вооруженных шпагами и кинжалами.
Определенную известность получила ирландская школа боя палкой, восходящая к древнему искусству «кельтского палочного боя». В ирландском палочном бое, традиции которого уже на протяжении многих столетий передаются от отца к сыну, хорошо разработаны всевозможные комбинации ударов и защит. Палку держат одной рукой, выполняя ей различные кистевые движения с активным вращением руки в запястье. Удары преобладают рубящие.
Помимо боя на шестах, палках и дубинках, в Англии была разработана техника боя с тростью. Английская работа тростью сформировалась несколько позже, чем французская, и включала в себя элементы французской техники, дополненные собственными английскими разработками из арсенала йоменри и элементами техник, заимствованных из Индии. Трость прихватывали левой рукой, били двумя ее концами, активно использовали ее в качестве рычага для захватов и бросков, наносили ей короткие удары по конечностям.

В наши дни наиболее известно французское фехтование тростью. Но различные методы боя на различных орудиях были известны во Франции издревле. Техника работы палкой и шестом вообще развилась до уровня системы.
В большинстве французских селений палочный бой являлся любимым развлечением подростков, юношей и взрослых мужчин. Специальное обучение искусству владения шестом, обшитым на концах железом, имело место во многих французских союзах подмастерьев, получивших широкое распространение в городах Франции с ХV века.
В 70-е годы ХХ века во Франции снова приобрело популярность искусство боя тростью, широко практиковавшееся в ХIX веке, когда трость являлась обязательным атрибутом костюма мужчины. В ХIX веке этому искусству обучали учителя фехтования и французского бокса.

В Италии также существовали палочные бои – “guerra la canne” (война с палками). Это были групповые бои участники которых использовали для защиты от ударов щиты, шлемы и нагрудники. Длина главного оружия – палки – в зависимости от местности и эпохи была разной – от 120 до 180 см.

Весьма популярным оружием в Италии был нож. Существовало множество школ ножевого боя, некоторые из которых дожили и до наших дней.

Палочные бои в России

С глубокой древности у большинства евразийских народов одним из самых распространенных видов традиционного оружия является палка (дубинка).
Во многих местах обычай драться палками является стойкой традицией, дожившей до начала ХХ века во многих русских, белорусских, украинских и молдаванских деревнях.
Палочная драка существовала также в форме народного фехтования. У русских оно называлось «палочный бой», «бой кольями», «бой дрекольем», «бой на палках», «будинники», «дубинушки»; у белорусов – «на кiях», «бойка кiями»; у украинцев – «бiй дручэм», «на палицях»; у молдаван – «скримэ ку беце». Сами палки русские называли «палка», «палица», «кий», «тростка», «треска», «бодатына»; белорусы – «кавалик», «кiй», «дубец», «пашабык», «галузiна»; украинцы — «кiй», «кiл», «палиця», «патик»; молдаване – «палеце», «бец», белдие», «хахэу», «пар».
В палочном фехтовании, как и в драках, применялись палки длиной 100 – 150 см, изготовленные чаще из твердых, реже из мягких пород древесины. У русских и украинцев встречались палки с загнутым концом – «клюка».
Фехтование на палках чаще всего представляло собой групповой бой, либо поединок между двумя бойцами, значительно реже один человек сражался сразу с несколькими. Групповые сражения своей организацией напоминали кулачный бой «стенка на стенку». Фехтовальные поединки «один на один» более характерны для народов, проживающих в западной части Европейской равнины, однако упоминаются они и у народов Европейской части России.

С древних времен палка считалась удобным тренировочным снарядом, а палочное фехтование – прекрасным средством для обучения приемам владения многими видами холодного оружия. Многие историки и этнографы подчеркивают важную роль групповых палочных сражений в деле воинского воспитания восточных славян. К сожалению, почти ничего не известно о методах обучения палочному бою. Однако есть сведения, что зачастую ценилась не грубая сила, а техническое мастерство.
В нашей стране фехтовальная и рукопашная подготовка не была забыта и позднее. Например, в середине XIX в. в российских кадетских корпусах для развития координации, силы и ловкости предназначался обширный курс фехтования, включающий не только обучение навыкам боя на шпагах и саблях, но и штыковой бой, и фехтование на палках около 1,2 м с концами обмотанными тряпками, которые выступали в роли ударно-тычкового оружия.

Фехтование, ножевой и палочный бой в Испании

На культуру стран Пиренейского полуострова значительное влияние оказало арабо-берберское господство (VIII – XIII вв.). Мавры, как называли арабов и берберов в Европе, принесли свои единоборства, воинские упражнения и игры. К их числу относятся: борьба вольного стиля, фехтование на мечах и саблях, метание ножа, палочное фехтование и т.д.
К середине XIII века в ходе реконкисты большая часть полуострова была освобождена, но многое из наследия мавров осталось – в архитектуре, музыке, ремеслах и в боевых искусствах.
К концу восемнадцатого столетия почти повсюду в Западной Европе со средневековьем было уже покончено. На Иберийском же полуострове, с трех сторон замкнутом морем, оно продолжало жить. Там еще сохранился средневековый рыцарский уклад. Воинская доблесть, отчаянное удальство, беззаветное служение даме сердца, корни которого надо искать в почитании Девы Марии — вот добродетели, остававшиеся идеалом для Испании. Если к ним добавить прославленное мастерство оружейников из Толедо, перенявших у арабов многие секреты этого благородного ремесла, то станет понятным преобладание в Европе с конца XV века до середины XVIII испанской школы фехтования.
Распространение к XV веку огнестрельного оружия, а также пластинчатых доспехов, делавших воинов почти неуязвимыми для рубящих ударов, привело к существенным изменениям основных видов холодного оружия. Наиболее широкое распространение получили те из них, которыми удобнее было наносить уколы, так как обладателя лат легче всего поразить, проникая острием клинка в отверстия в щели между пластинами. Данное обстоятельство заставило оружейников разных стран сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая со второй половины XVI века окончательно вытеснила меч.
Во многих городах Пиренейского полуострова существовали фехтовальные школы, где искусство владения различным холодным оружием преподавали профессиональные учителя. С конца XV века в Испании начали появляться теоретические работы, посвященные искусству обращения с холодным оружием.
Естественно, на технике работы шпагой долгое время сказывались традиции использования меча, поэтому ею не только кололи, но и рубили, а сам бой еще долго вели с применением круглого щита. Щит служил дополнением к шпаге лет сто, если не больше. Однако из-за больших размеров и веса, непригодности для атакующих действий, от щита пришлось отказаться. Раньше всего это произошло в Испании, одной из тех стран Европы, где шпага получила наибольшее распространение. Именно Испания стала родиной рапиры — узкого колющего меча с граненым клинком и чашеобразной гардой. Испанская рапира XV века еще служила для нанесения ударов, но уже с XVI века она употреблялась только для уколов. Отличительной чертой испанской школы фехтования стало использование даги — короткой шпаги для левой руки, пришедшей на смену щиту. Дага имела массивный эфес и короткий клинок (25-26см). Эфес (или гарда) использовался для отражения, отвода и парирования ударов, а узкое, почти стилетное лезвие позволяло производить сверхмощные короткие тычки на сверхблизкой дистанции. Дагу, имевшую плоский или четырехгранный клинок, носили за поясом подобно кинжалу.

Боевая стойка с дагой и шпагой первоначально была очень похожа на позицию с мечом и щитом (где роль щита играла дага). Дагой ловили тяжелый клинок шпаги противника, в то время как другой рукой наносили ответные уколы и удары, осуществляли повторные и сдвоенные атаки. Простые и круговые удары чередовались в бою с уколами, направленными в различные части тела. При внезапной атаке двойным уколом, либо комбинацией укола и удара, защита оружием являлась чрезвычайно трудным действием, и в этом случае спасало только движение. Вот почему в конце XVI века в технике фехтования прочно утвердились вольты и пассы — особые виды перемещений, введенные испанским мастером Карранцо. Кстати, первый печатный труд по фехтованию шпагой и дагой был издан тоже в Испании, в 1474 году. Его авторами были профессиональные учителя фехтования Педро де Торрес и Пансо де Перпиньян. Благодаря испанской школе в Европе получили распространение дуэльные поединки, а также появилась особая каста «браво» — профессиональных фехтовальщиков, выступавших в ролях наемных убийц, частных охранников и, разумеется, инструкторов, дававших за деньги свои уроки всем желающим.
В начале XVII века на смену даге пришел намотанный на руку плащ. Плащ, независимо от сословия, носило тогда все мужское население Испании. «Большой плащ» в развернутом виде волочился по земле, поэтому в него «закутывались», укрепляя дополнительно полы на одежде и перебрасывая конец через плечо. «Малый плащ» (капа) свободно свисал на спине между плечами. Шпага во все времена оставалась преимущественно дворянским оружием. Горожане и крестьяне предпочитали нож, кинжал, стилет, одним словом, короткий клинок плоского, трехгранного или четырехгранного сечения. Мужчины носили его за поясом, в сапоге или рукаве, женщины — за корсажем платья либо за подвязкой чулка. Повсеместная склонность простого народа к ножу объяснялась просто: нож гораздо дешевле шпаги, быстрее и легче изготавливается, находит самое широкое применение в быту, наконец, его удобно носить и прятать.
Одним из известных стилей испанского фехтования была «Дестреза» (La Destreza, известная еще как Магическое, или Испанское колесо). В целом, Дестреза учит стилям, формам и видам боя и показывает, как объединять атаку и оборону с эффективной позицией и передвижениями, объясняя прежде всего, почему следует делаеть именно так, а не иначе.
Испанская техника позволяла совершать дополнительные подшагивания после первой атаки, что увеличивало дистанцию и мобильность. Именно возможность быстро изменять дистанцию формировала вокруг фехтовальщика круг, который являлся основой Дестрезы.

У каждого фехтовальщика свои физические возможности, а значит и величина круга будет для каждого разной. Его размер определяется расстоянием между передней стопой и вытянутой вперед рукой. Важно то, что не фехтовальщик привязан к дестрезе, а круг к нему, и передвигается вместе с человеком. Момент, когда наш круг соединяется с кругом противника, является сигналом, что можно проводить атаку, и чем более внутренний наш круг накладывается на круг противника, тем в лучшей мы оказываемся позиции для атаки. Такая виртуальная способность видения этих «магических кругов» приводила к тому, что адепты дестрезы, в отличие от воспитанников других школ, предпочитали шаг назад или уход в сторону от линии атаки, контратакуя тогда и только тогда, когда противник находился внутри их круга.
Важным элементом Дестрезы было передвижение всегда в своем кругу, вслед за перемещением часовой стрелки. Это движение заставляло противника постоянно изменять направление атаки, уменьшало эффективность какого-либо оружия в другой его руке благодаря выходу за пределы его досягаемости, и создавало возможность атаки, если противник окажется внутри нашего круга, а мы выйдем за пределы его. Ну и, наконец, согласно с испанским принципом обороны, потенциальной атаке открывался минимальный участок нашего тела. Позиция эта, называемая Diestro, даже в «свободной», не канонической версии открывала для атаки противника только малую часть нашего тела — рука с рапирой вытянута горизонтально, конец ее направлен в гарду противника или его глаза. Позиция эта, кстати, очень естественная, позволяла контролировать действия противника и давала возможность выйти за пределы его боевой дистанции одним шагом, позволяя одновременно на немедленную атаку по одной из линий дестрезы противника.
Дестреза заставляла тренирующегося постоянно менять позиции, и одновременно поправляла работу ног во время этих изменений.
С помощью минимального поворота запястья испанец увеличивал уровень контроля над оружием противника и мог изменять направление его атаки в момент самого ее начала (так наз. «Atajo»). Основой мастерства было «Taco» — чувствование слабых и сильных сторон противника через свое оружие, сразу после первого контакта.
Таким образом, мастерством считалось умение предвидеть намерения противника и выведение своего оружия в такую позицию, в которой противник не может атаковать, зато мы можем это сделать без труда.
Дестреза заставляла хладнокровно планировать схватку, не позволяла ни атаковать вслепую, ни защищаться, как бог на душу положит, и хотя изначально созданная, как оборонительная, давала возможность проводить смертельно эффективные атаки. Предполагалось, что все физические, психические признаки и личные предпочтения фехтовальщика можно отнести к определенной группе бойцов, — «снайперов» или контратакующих, затягивающих в свою оборону или проводящих атаки волна за волной и т.д. Тренируясь по строго определенным образцам (геометрия дестрезы), ученики нарабатывали умение автоматически подстраиваться к самым разным стилям боя.
В Дестрезе огромное внимание уделяли психологическим аспектам боя. Диэстро, как оборонительная позиция, не казалась противнику агрессивной, поэтому, чтобы нарушить его уверенность в себе, проводили короткие быстрые удары и уколы, которые не были смертельными, но создавали дыры в психике противника (например «Испанский поцелуй»» — рассечь кончик носа или губу противника).
La Destreza — это не только очень запутанная геометрическая фигура, но и философия боя, которая позволяет ценить собственную жизнь, и одновременно быть смертельно эффективным против атакующих.
В конце XVII – начале XVIII века испанскую школу фехтования сменила французская, возникшая в результате синтеза испанской и итальянской школ.

Издавна испанцы и португальцы славились своим пристрастием к короткому клинку. Именно на Пиренейском полуострове возникла самобытная школа боя на ножах, известная под названием «Наваха».
«Наваха» — огромных размеров складной нож с рукоятью, сужающейся и загнутой к концу. Часто наваха имела сразу два лезвия, выходящих из рукояти в разные стороны. Вот именно бой на навахах и стал для всей Испании своеобразным видом народного фехтования. Испанцы вели бой на ножах, обмотав свободную руку плащом или прикрыв ее войлочной шляпой, концы которой зажимались в кулак. Как пишет в своей книге «Гойя» писатель Леон Фейхтвангер, «мужчины-махо никогда не расставались со своим складным ножом-навахой». «Еще махо любил длинный плащ, прикрывавший грязную рабочую одежду, а случалось и что-нибудь такое, что лучше было не показывать. Любил он и широкополую шляпу, бросавшую тень на лицо, которому ни к чему быть узнанным».
Так что плащ и шляпа были обычными «предметами туалета» испанского простолюдина и, находясь всегда «под рукой», при необходимости становились оружием. Для того чтобы обмотать руку плащом, его отстегивали или сбрасывали с одного плеча и, взяв край подола в кулак, наматывали на руку, оставляя слегка свободной кисть, куда забирали второй, нижний конец. Иногда плащ вовсе скидывали, схватив левой рукой за середину, либо обматывали его туго вокруг предплечья и кисти, зажав концы в руке. В ряде случаев плащ оставляли висеть на плече, поддерживаемый кистью. Тогда он предохранял от ударов в бок (плащи часто делали из прочных шкур животных), служил прикрытием для оружия и сам мог использоваться для нападения, если случалось близко подойти к противнику (его набрасывали на голову врагу).
Движения бойцов были очень быстрыми, небольшая длина клинка делала их почти неуловимыми. Бой чаще всего велся по кругу, причем, если наваха имела сразу два лезвия, за промахом тут же следовал удар вторым клинком, наносимый возвратным движением руки, практически без изменения положения кисти. Для защиты выполняли отбивы и подставки по касательной обмотанной в плащ рукой, а иногда и оружием (примерно так, как это делают в фехтовании длинным клинком), широко использовали уходы и прыжки в стороны и назад. Стойка левым плечом вперед считалась основной, хотя это было весьма условно: в бою стойку меняли неоднократно, в частности, для обмана противника и в процессе активного наступления. Передвижения вперед, назад, влево и вправо осуществлялись как простым, так и двойным шагом. Делая несколько двойных шагов подряд влево или вправо, начинали движение по кругу, в центре которого находился противник. Если он отвечал тем же, то происходило непрерывное кружение друг возле друга. Широко были распространены подскоки вверх и уходы вниз.
Иногда в тот момент, когда это казалось выгодным, скомканный плащ (опустив один из его концов и распустив намотанную на руку ткань) бросали в лицо противнику. Бросок производили тогда, когда противник делал шаг (выпад) вперед, одновременно со своей защитой движением в сторону или парируя его нож своим ножом. Вслед за броском плаща, используя замешательство противника, разрывали дистанцию или наносили удар. Со стороны схватка чаще всего напоминала испанский танец, где танцоры, стоя на месте, делают вдруг резкое движение плечом или разражаются звонкой трелью чечетки. Бойцы медленно кружили один возле другого, вдруг застывали на месте и, внезапно сближаясь, резко наносили удар, то вдруг опять расходились, чтобы продолжить непрерывное кружение. Так продолжалось до тех пор, пока один из них не оказывался убит или тяжело ранен.
Как и в любой другой стране, имеющей различные этнические группы (на севере страны, кроме испанцев, живут баски, на северо-востоке — каталонцы, на северо-западе — галисийцы), в разных областях складывались свои региональные традиции ножевого боя и свои школы. В частности, были известны андалузская, малагская, наваррская, севильская и другие школы. Бойцы из Андалузии, становясь в боевую стойку, пригибались к земле по-кошачьи, в левой руке держали для защиты шапку, нож выставляли вперед. Бойцы из Наварры левую руку держали поднятой, левую ногу выставляли вперед, а нож держали возле правого бедра. В ответ на стремительную атаку противника представитель наваррской школы мгновенно разворачивался на левой ноге, пропуская противника мимо себя, а затем всаживал тому нож в шею и заканчивал дело, с силой поворачивая клинок.
А вот свидетельство очевидца об уличном бое в Севилье: «Боец кружил вокруг своего противника, выставив левую руку, защищенную сложенным в несколько раз плащом, и отведя назад правую, чтобы придать больше силы удару. Он то поднимался на носки, то приседал, становился то великаном, то карликом… Он то резко отступал, то стремительно нападал, прыгал то вправо, то влево, взмахивал своим оружием как дротиком, будто собираясь метнуть его во врага. Однако острие его ножа неизменно наталкивалось на свернутый плащ противника, готового к защите и отвечавшего на эти выпады такими же быстрыми, меткими ударами… Как ни сильны были бойцы, они стали уставать: пот струился по их лицам, грудь вздымалась наподобие кузнечных мехов, а прыжки потеряли прежнюю упругость»…
Бойцы и учителя еще одной из испанских школ считали наиболее важными для поражения пять основных мест: пах, почки, живот, сердце, горло. Последователи этой школы стремились постоянно держать руку с оружием в движении («шевелить нож»), чтобы ни на секунду не дать противнику возможности задержать взгляд на ноже. В боевой стойке они держали обмотанную плащом руку с вытянутыми пальцами ладонью вниз у живота, а лезвие ножа выставляли вперед и водили им из стороны в сторону. При этом предплечье вооруженной руки было напряжено, кисть расслаблена, лезвие занимало горизонтальное положение, большой палец располагался сверху. Перемещения были аналогичны тем, которые использовались в других школах. Одним из характерных приемов считался удар ножом снизу в падении на колени, другим — удар справа сверху вниз, лезвием к себе.
В начале XIX века формируется три основных стиля ножевого боя: Баратеро – технически примитивный, так называемый деревенский стиль, для которого были характерны размашистые мощные движения; Хитано, или стиль андалузских цыган, с массой финтов и обманных движений. И квинтэссенция всех стилей – Севильяно. Севильяно, кроме элементов предыдущих стилей, включает в себя техники, блокировки и передвижения из классического фехтования, включая терминологию.
В 1849 году происходит первая кодификация испанской ножевой техники в книге «Manual del Baratero», в котором описывались основные техники стойки и передвижения а также использование трости, ножниц и других подручных средств.

В Новом Свете, особенно в Мексике, испанское искусство боя на ножах обрело второе дыхание. Традиционная испанская техника соединилась здесь с техникой аборигенов-индейцев, возникло множество оригинальных школ. Как отмечает один авторитетный исследователь, «в самом далеком прошлом, насколько можно себе представить, мексиканец всегда держал нож в руке и виртуозно пользовался им. Фехтование ножами здесь было более популярным, чем травля быков или петушиные бои».
Огромной популярностью пользовался испанский стиль фехтования на юге США в Новом Орлеане. В начале XIX века в городе было более 50 фехтовальных школ. На легендарной Орлеанской Дубовой Алее в неделю проходило более 20 дуэлей. Именно в Новом Орлеане жил легендарный мастер боя на ножах Хосе (Пепе) Ллуйа. Гениальный фехтовальщик, учитель и дуэлянт, выживший в 30 ножевых поединках. Другой не менее одиозной фигурой был Джеймс (Джим) Боуи, изобретатель прославленного ножа пионеров и героев Дикого Запада.
Испанская техника ножевого боя послужила основой для создания таких стилей, как Арнис, Кали, Эскрима на Филиппинах, Новоорлеанский бой ножом Боуи в США, техники спецназа США и Англии, разработанные офицерами спецподразделений Эплгейтом, Фэйрберном, Стийерсом и Бидлсом.

Испанцы и португальцы издавна славились тем, что в их руках палка превращалась в грозное оружие. Наравне с ножом палка являлась тем средством, к которому простолюдины прибегали в первую очередь.
В различных областях полуострова сложились свои методы работы с палкой. Они продолжают существовать до настоящего времени, причем некоторые из них носят характер семейной традиции.
К числу наиболее известных систем моно отнести палочный бой басков. Баски используют «макилу» — деревянную палку средней длины с металлическим наконечником. Техника боя в различных семьях своя, но в целом она состоит из уколов и парирований с различными вариантами хвата одной и двумя руками. На работу «макилой» похожа и сложившаяся среди португальских пастухов техника работы «агильядой». Это короткая палка с железным наконечником, которой пастухи погоняют волов.
Но самыми известными стали методы, сложившиеся на Канарских островах. Именно здесь палочный бой развился до настоящего искусства, различные стили и школы которого объединяют общим термином «Пало Канарио» (канарская палка).

Палки, используемые на Канарских островах, а также в Испании и Португалии, в зависимости от длины разделяются на три основных типа.
Первый – Пало Чико – это короткая палка, сопоставимая с европейской тростью. Держат ее чаще всего одной рукой. Основными приемами являются рубящие и тычковые удары, выполняемые иногда из-за спины или снизу из-под ноги, куда отводят палку, чтобы усилить момент неожиданности. Выполняются различные кистевые движения с вращениями в запястье, благодаря чему развивается высокая скорость движений и ударов в различных плоскостях.
Второй тип – Пало Медио – это средняя палка, длиной от земли до подбородка либо до уровня груди. Техника работы Пало Медио предполагает использование хватов как одной, так и двумя руками. С одинаковым успехом применяются всевозможные рубящие удары с различной амплитудой, тычки, толчки, зацепы концами палки и т.д. Средний тип палки является наиболее распространенным на Канарских островах, отличается обилием стилей и имеет множество поклонников.
Наиболее известным среди них является «Стиль Дениза». Его основоположником был Томас Дениз (1899 – 1983), обучавшийся этому искусству у своего отца и других мастеров школы «Escuela de San Denis». Стиль характеризуется молниеносными комбинациями и высокой точностью ударов в зоны поражения, включая глаза, пах и уши. Последователи данного стиля свободно ведут поединки на любой дистанции. Техника защиты построена на молниеносных перемещениях и уклонах.
Стиль Моралес основали в 1870-е годы братья Хосе и Николас Моралес. Бойцы этого стиля предпочитают вести поединок на ближней дистанции. Круговые удары преобладают над тычковыми. Большое внимание уделяется ударам по рукам, особенно по кистям.
Кроме этих двухстилей работы средней палкой известны еще – «Verga», «Acosta», «Quintero», «Vidal», «Confiero».
Третий тип – это «большая палка» — Пало Граде – любая палка, длина которой превышает человеческий рост. Техника работы с ней предполагает использование широкого хвата двумя руками, а длина шеста позволяет позволяет вести бой на дальней дистанции, упирать один конец в землю и даже прыгать с опорой на шест.

В наше время существует много различных школ, использующих в своих техниках традиции западных боевых единоборств. Традиционные системы владения боевой палкой и ножом, совершенствовавшиеся на протяжении веков в Западной и Восточной Европе, не забыты и успешно применяются многими российскими и зарубежными школами.



 

Возможно, будет полезно почитать: