Что такое хапкидо? Хапкидо. Описание, история

Хапкидо – это корейское единоборство, похожее на японское айкидо, т.к. на появление этого боевого искусства сильно повлияла техника, лежащая в основе айкидо, Айки-дзюдзюцу. Также в него вошли элементы тансудо, тхэквондо.

Описание единоборства

В хапкидо развиты как техники защиты от нападающих, будь-то один или несколько противников, так и техники атакования врага. Энергия, которую противник отдает в нападение не останавливается, а просто перенаправляется в нужном для бойца направлении, за чем следует контратака.

Кроме техники без применения оружия, в хапкидо имеются и вооруженные техники с использованием в качестве основного оружия ножа, меча, короткой палки, шеста, клюки. Кроме базового оружия, во всех школах применяются свои характерные виды оружия.

В основе хапкидо лежат техники контролирования энергии – своей и врага. Это управление проводится через принцип хапки, который является корейским вариантом японского айки. Однако методы обучения в хапкидо разнятся от схожих японских единоборств.

Техники дыхания и медитации различаются по технике и по их роли их в процессе тренировки. Так, стиль KHF изначально не применял медитацию – считалось, что подобные практики ближе к духовным людям, буддийским монахам. Однако поздний KHF уже развивается с использованием медитативных практик. KHF хапкидо применяет в тренировках древние техники даосских монахов. Философией техники хапкидо является ю-вон-хва (вода-круг-гармония). Согласно этой теории вся техника боя должна проводиться в равномерном непрекращающемся движении, приемы должны выполняться по кругу с различной амплитудой, техника должна применяться целесообразно с конкретным случаем.

Основатель хапкидо – мастер Чхве Ён Соля. Он длительное время был одним из лучших учеников мастера Дайто Рю Такэда Сокаку в Японии. По возвращению мастера Чхве в Корею он начал преподавание изученного стиля под названием «явара», позже переименовав его в стиль «Ю-суль», а еще позже – в «Кидо». Создание хапкидо в дошедшем до нашего времени виде проводили ученики мастера. Они добавили в хапкидо различные новые техники: корейские техники ударов ногами, работа с различным оружием, и др. Название «хапкидо» тоже предложил ученик мастера Чхве, известный как Джи Хан Джэ. Известный ученый-историк, занимающийся корейскими боевыми искусствами – доктор Ким Хи Ён про распространение единоборства сказал: «Мастер Чхве зажёг спичку, а мастер Джи Хан Джэ этой спичкой зажёг целый костёр». В наше время мастер Джи Хан Джэ является главой созданного им стиля хапкидо – Синму хапкидо. Многое привнес в хапкидо и мастер Мён Дже Нам – создателя новой методики – ханкидо.

Корейская Федерация Хапкидо KHF – это самая первая и большая корейская федерация хапкидо. Мастера этого стиля распространяют и используют жёсткий стиль, сохраняют все существующие традиции Корейских боевых Искусств.

Вторая большая организация – это Международная Федерация Хапкидо IHF, которая является наиболее известной из практикующих мягкое направление хапкидо. Техника мягкого направления внешне неотличима от традиционного Айкидо. Но внутреннее содержание хапкидо содержит множество корейских традиций.

Также широко известна Глобальная Федерация Хапкидо – GHF, которая распространена во многих странах мира.

Уровни хапкидо подразделяются в зависимости от умений обучающихся. Уровни для учеников называются кып, для мастеров степени называются дан. Число кып и цвета поясов разнятся в ряде школ хапкидо. Степени мастеров начинаются с 1 дан и заканчивается 10 дан, который дается основателю стиля. В некоторых школах самой высокой степенью мастерства считается 9 дан.

Стили и федерации хапкидо

Хапкидо обычно делится на два стиля – жесткий и мягкий. Их основателями считают учеников мастера Чхве Ён Соля – Джи Хан Джэ и Мён Джэ Нама.

На сегодняшний момент существует большое количество организаций жесткого хапкидо. В основу Синму хапкидо вошли техники Джи Хан Джэ, которые он преподавал во время проживания в Корее. Кроме того, к ним добавилась особая методика обучения, взятая им у даосских монахов.

По словам грандмастера Чи, техникам, обучающим развитию энергии нужно уделять времени не меньше, чем прикладным техникам. Даже название стиля Син Му состоит из частей, которые при объединении можно перевести как «Высшее искусство боя Пути объединенной энергии».

Стиль мягкого Хапкидо, разработанный Грандмастером Мён Джэ Нама применяется сейчас многими корейскими федерациями хапкидо. Мягкое хапкидо отличается большим числом движений по кругу и обязательной практикой с энергией ки. В основе стиля имеется 12 основных движений, представляющие 12 приемов хапкидо. Эти приемы можно выполнять и отдельно, и постепенно выполняя одно за одним. При этом разрывать приём означает то же, что и нарушить течение энергии ки.

В отличие прояпонского названия – хапкидо, ГМ Мён придумал для своего стиля новое название – Хангидо (в Корее) или Ханкидо (в Европе и Америке). Хангидо переводится как «высшее искусство управления энергией Кореи».

Хапкидо GHF произошло из федерации WHGF, созданной его бывшим генеральным секретарем Хан Чун Ду, привнесшим в это направление техники работы с энергией даосских монахов. Сейчас хапкидо ГМ Хан Чун Ду состоит из: стиля Танджон, трех основных принципов перемещения, 12 основных приемов хапкидо, техники Хосинсуль и, техники объединения – «апликейшн».

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ХАПКИДО

Хапкидо – корейское боевое искусство, характерной особенностью которого является ярко выраженная направленность на реальное боевое взаимодействие с противником в любых условиях. Именно из-за высокой эффективности специально-прикладных технических приемов хапкидо используется для подготовки сотрудников специальных подразделений армии, полиции и различных силовых структур не только в Корее, но и во многих странах мира.

Стержнем хапкидо является система воспитания, позволяющая сформировать сильного, цельного, уверенного в себе человека с определенными морально-этическими и нравственными принципами. Интегральная психологическая подготовка является основой, на которой базируется техника хапкидо. Без этой основы невозможно эффективно применять те приемы боя, которые демонстрируют мастера хапкидо.

Само слово хапкидо означает путь управления внутренней силой. Внутренняя сила, или энергия – «ки», развивается специальными упражнениями, которые в хапкидо называются «таньчжон хоуп». При правильном тренинге эта энергия может быть направлена в мышцы и эффективно использоваться в бою. Для занятий хапкидо необходимо понимание роли ки и умение управлять ею.

Хапкидо не спорт. Все техники хапкидо предназначены для реального боя, соответственно поединок невозможно провести без ущерба для здоровья одного из участников. В хапкидо проводят показательные выступления, в которых демонстрируется техника хапкидо и резервные возможности организма и психики человека, развиваемые посредством хапкидо. Психическая и физическая нагрузка, которой подвергаются адепты хапкидо во врмя таких демонстраций, по интенсивности сопоставима с любым, даже самым жестким спортивным поединком.

К основным разделам хапкидо относят: таньчжон хоуп (искусство управления внутренней энергией); муксан (медитация); нап поп (техника падений и прыжков); квон поп (техника ударов руками); пхальчаги (техника ударов ногами); момпульги (броски, болевые и удушающие приемы); хосинсуль (самооборона); кибон доньчжак (базовые комбинации); туксу доньчжак (специальные техники); а также работа с прикладными предметами: палка, нож, ремень, зонт, наручники, меч. На более продвинутых уровнях обучения к обязательным разделам относят защиту от 2, 3, 4 нападающих, вооруженных ножом, палкой, мечом; защиту других лиц от нападения, защиту от нападения группы людей и целый ряд других техник. Обязательным разделом хапкидо является кыпсо (искусство нахождения уязвимых точек на теле человека) и некоторые методы восточной медицины, необходимые для оказания первой помощи при травмах и повреждениях.

Иерархия мастерства является отражением индивидуального уровня владения системой хапкидо. Каждый более высокий тренировочный уровень включает в себя новые, усложненные техники, и требует такого понимания искусства хапкидо, которое возможно лишь при накоплении определенного практического опыта. В хапкидо существует два основных уровня классификации мастерства: гып – для начального уровня обучения и дан – для более высокого уровня обучения.

Степеней гып – десять. Им соответствуют белый, желтый, зеленый, синий и красный цвет пояса. Степеней дан – тоже десять. Их обладатели носят черный пояс. Начиная с третьего дана можно преподавать хапкидо под руководством мастера. По достижении четвертого дана адепт хапкидо получает право сдать экзамен и получить лицензию инструктора и разрешение на открытие собственной школы. Пятый дан – старший инструктор. Шестой дан – мастер.

Стаж занятий для получения первого дана должен быть не менее 10 месяцев. Еще через 18 месяцев можно сдавать экзамен на второй дан. Еще через 24 месяца – на третий. После получения третьего дана через 2 года можно сдавать экзамен на четвертый дан. Еще через три года – на пятый. Четвертый дан присваивается лицам не моложе 18 лет, пятый – 24 лет, шестой – 30 лет. Для получения первого и второго дана возрастные ограничения не предусмотрены.

Из книги 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. автора Тарас Анатолий Ефимович

ХАПКИДО (Путь соединения энергии) 1. Корейское боевое искусство, создателем которого является мастер Чхве (или Чой) Ён Соль (1904 – 1987). С детства он изучал «тхэккён», старинное боевое искусство корейцев, наложившее неизгладимый отпечаток на большинство корейских систем.

Из книги Пеле, Гарринча, футбол… автора Фесуненко Игорь Сергеевич

Знакомьтесь: Пеле … Чтобы нейтрализовать Пеле, любая футбольная команда должна располагать как минимум тремя защитниками: один – пытается отобрать мяч, другой – подстраховывает первого, а третий отправляется доставать мяч из сетки ворот. Арапуа. Бразильский

Из книги Бесценный дар здоровья. Здоровый позвоночникздоровый организм автора Брэгг Поль Чаппиус

Знакомьтесь: ваш позвоночник Со школьных времен мы помним, что позвоночник – это основа скелета человека, а также его мускульной и нервной систем. «Если позвоночник убрать, то тело упадет на землю бесформенной массой», – объяснял его роль в строении нашего организма сам

Из книги Гомо акватикус автора Чернов Александр Алексеевич

Знакомьтесь: «Немо»! Одним из первых побывал в пучинах моря… Александр Македонский. Сохранилась старинная гравюра, запечатлевшая это событие. Конечно, великий полководец спускался под воду не как простой водолаз, охотник за губками и жемчугом. Путешествие в глубины

Из книги Пеле, Гарринча, футбол-2 автора Фесуненко Игорь Сергеевич

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ПЕЛЕ… Чтобы нейтрализовать Пеле, любая футбольная команда должна располагать как минимум тремя защитниками: один пытается отобрать мяч, другой подстраховывает первого, а третий отправляется доставать мяч из сетки ворот. Бразильский юморист Арапуа Его

Хапкидо
합기도
Фотография
Девиз:
Название боевого искусства (БИ):
Другие названия:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата основания:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Республика Корея 22x20px Республика Корея

Штаб-квартира:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основатель:
Место создания:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Группа вида спорта:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Родоначальное БИ:
Производные БИ:
Современные организации Хапкидо :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известные последователи:

Основная информация

В хапкидо равно развиваются как техники самозащиты от нападающего человека, против вооруженного или нескольких противников, так и техники нападения. Существует несколько видов и стилей этого боевого искусства. При нападении сила противника направляется в нужном направлении, и затем проводится пересекающая контратака.

Помимо техники без использования оружия, в хапкидо также изучают техники с использованием различных видов оружия . К базовым видам оружия хапкидо относятся - нож, меч, короткая палка, шест, клюка. Помимо базового оружия, каждая из школ использует также и другие виды, характерные для конкретной школы.

Основа хапкидо - это техники управления силой, как своей, так и противника. Такое управление реализуется через принцип «хапки». «Хапки» - это корейский аналог японского «айки», который присутствует в некоторых старых школах джиу-джицу . Методика обучения в хапкидо отличается от японских аналогов.

Дыхательные и медитативные техники могут различаться как по технике исполнения, так и по роли их в тренировочном процессе. Например, стиль KHF (Сан Му) чаще всего отрицает медитацию, поскольку считается, что медитативные практики ближе к людям, практикующим духовный образ жизни, например, буддийским монахам. Более поздний Син Му развивает своё направление, предложенное создателем Син Му грандмастером Чи Ханджэ уже с изобилием медитативных практик. GHF хапкидо, входящее в Совет Корейских Боевых Искусств (Korean Martial Arts Counsil), использует древние техники корейских даосских монахов.

Философской основой техники хапкидо Син Му (основанной Чи Ханджэ) является теория «ю» (вода), «вон» (круг), «хва» (гармония). В соответствии с теорией «ю-вон-хва» вся техника должна выполняться в равномерном непрерывном движении (ю), техника должна выполняться по круговой траектории с различной амплитудой (вон), техника должна выполняться в соответствии с принципами целесообразности в данной конкретной ситуации (хва).

Основателем хапкидо считают корейского мастера Чхве Ён Суля , который был продолжительное время одним из успешных учеников японского мастера айки-дзюцу Дайто Рю Сокаку Такэды . После возвращения мастера Чхве на родину в Корею он начал преподавать свою систему, представлявшую синтез айки-дзюцу Дайто-рю с традиционными корейскими приёмами боя ногами (субак) . Первые варианты этой системы мастер Чхве называл «ю-квон-суль», потом «хо-син-суль», ещё позже «би-суль», пока не остановился в 1948 (по другим данным - в 1959 ) году на окончательном варианте «хапкидо» . Формирование хапкидо в том виде, которое оно дошло до нас, проводили ученики мастера Чхве. Они добавили в этот стиль те техники, которых не было в айки дзюцу Дайто-рю : корейские традиционно сильные техники ударов ногами, техники со специфичным для корейских боевых искусств оружием и многое другое.

Само название также было предложено одним из учеников мастера Чхве - Чи Ханджэ . Известный историк в области корейских боевых искусств доктор Ким Хиён сказал про распространение хапкидо следующее: «Мастер Чхве зажёг спичку, а мастер Чи Ханджэ зажёг этой спичкой костёр» . Сегодня мастер Чи Ханджэ (10 дан) возглавляет созданный им стиль хапкидо - Синму хапкидо . Также многое внес в хапкидо создатель новой методики обучения - ханкидо , мастер Мён Джэнам .

Самая крупная федерация хапкидо - это Корейская Федерация Хапкидо (англ. The Korean Hapkido Federation ) - KHF, она же считается первой федерацией хапкидо, созданной в Корее. Практики этого стиля пропагандируют и практикуют традиционный жёсткий стиль, сохраняя все традиции корейских боевых искусств. Штаб-квартира федерации находится в Сеуле , Республика Корея. Вторая крупная организация - Международная Федерация Хапкидо (англ. ) - IHF, является самым ярким представителем мягкого направления хапкидо. Внешне техника этого направления практически идентична традиционному Айкидо. Но только внешне, внутреннее содержание впитало в себя ряд традиционных корейских традиций, в том числе и национальные корейские танцы. Следом за ней идет Глобальная (Всеобщая) Федерация Хапкидо (англ. Global Hapkido Federation ) - GHF, охватывающая весь мир.

Степень освоения хапкидо делится по уровням. Ученические уровни называются кып (кор. 급 ). Мастерские степени называются тан (кор. 단 ). Количество кып в каждой из школ хапкидо различно, как и отличаются цвета ученических поясов. Мастерские степени начинаются с 1 тана, как первая ступень мастерства, и завершаются 9 таном. 10-й тан присваивается основателю стиля (школы). Считается, что первым обладателем 10-го тана был сам основатель системы, Чхве Ён Суль . После его смерти в 1986 году некоторые из бывших учеников Чхве, основавшие свои собственные организации, присвоили себе ранг 10-го тана. Другие же оставили за собой честно заработанные восьмые и девятые таны .

Форма для занятий хапкидо по-корейски называется тобок (кор. 도복 ). В некоторых школах хапкидо это название переводят как путь (то) + одежда (бок) - «одежда для следования по Пути».

Стили и организации хапкидо

Обычно хапкидо делится на два стиля, условно называемые жёсткий и мягкий , родоначальниками которых признано считать двух учеников Грандмастера Чхве Ён Суля - Чи Ханджэ и Мён Джэнама .

Сегодня в мире существуют множество организаций так называемого жёсткого хапкидо. В основу стиля Синму хапкидо вошли техники хапкидо, которые Чи Ханджэ преподавал когда проживал в Корее (Сан Му Хапкидо, сейчас KHF) и добавлена развитая методика обучения управления «ки », которую он взял у даосских монахов.

Грандмастер Чи говорит , что техникам развития и увеличения энергии надо уделять не меньше времени, чем прикладным техникам хапкидо.

Само название стиля Синму состоит из нескольких слов, которые переводятся с корейского языка следующим образом: «син» - высший, «му» - боевое искусство, «хап» - объединение, «ки» - энергия ци , «до» - путь. Это можно перевести как «высшее боевое искусство пути объединения энергии».

Так называемое мягкое хапкидо грандмастера Мён Джэнама , практикуется в настоящее время такими корейскими федерациями хапкидо как: IHF (International Hapkido Federation), GHF (Global Hapkido Federation), AFWH (All Federation of World Hapkido). Данное направление хапкидо отличается большим количеством круговых движений и обязательной работой с энергией «ки». Основа этого стиля - 12 базовых движений, которые представляют собой 12 характерных приемов хапкидо, которые можно делать как отдельно, так и переходя из одного в другое.

В противовес прояпонскому названию - хапкидо, ГМ Мён создал новое название для своего стиля - хангидо (как говорят в Корее) или ханкидо (как произносят в Европе и Америке). «Хан» имеет несколько значений - «высшее», «корейское», «первое». И всё вместе может быть переведено как «высшее корейское искусство управления энергией».

Хапкидо GHF было создано из федерации соревновательного хапкидо WHGF, созданной по поручению грандмастера Мён Джэнама его учеником и двоюродным братом, бывшим генеральным секретарём IHF - грандмастером Хан Джунду.

Отдельно следует также отметить, что на Украине Хапкидо-Ханкидо представлено AFWH (All Federation of World Hapkido), г. Сеул. В Европе её представляет ГМ Со Мёнсу, друг и сподвижник ГМ Мён Джэнама, занимавший при жизни основателя стиля пост вице-президента IHF, был доверенным лицом в делах Мён Джэнама в Европе. ГМ Со Мёнсу на данный момент является куратором Межрегионального центра Хапкидо-Ханкидо Украины (г. Днепропетровск)

Наиболее крупные мировые организации хапкидо

  • - Корейская Федерация Хапкидо (основатель - грандмастер ).
  • - Корейская Федерация Традиционного Хапкидо - (Основатель и президент - грандмастер Ким Чхильёнъ)
  • - World Hapkido Headquarters Хапкидовон - Всемирная штаб Хапкидо - (основатель - грандмастер Мён Хонсик)
  • - Глобальная (Всеобщая) Федерация Хапкидо (основатель и президент - грандмастер )
  • International Hapkido Federation - Международная Федерация Хапкидо-Ханкидо (основатель - грандмастер )
  • World Sinmoo Hapkido Federation - Всемирная Федерация Синму Хапкидо (основатель и президент грандмастер )
  • - Всемирная Федерация Хапкидо (основатель - грандмастер Мён Квансик)
  • World Hapkido Association - Всемирная Ассоциация Хапкидо (президент - Грандмастер )

Техники

  • Техника рук (квон суль, хон син суль)
  • Техника ног (паль чаги, юк суль)
  • Техника страховки при падении (нак боп)
  • Дыхательные упражнения;
  • Базовые (기본) перемещения;
  • Обращение с оружием (понъ, ком…)

См. также

Напишите отзыв о статье "Хапкидо"

Примечания

Литература

  • Гагонин, С. Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга: монография. - СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 348 с. - ISBN 5-7065-0373-7.
  • Карамов, С. К. Корейские боевые искусства. - М . : АСТ , 2003. - 160 с. - 5000 экз. - ISBN 5-17-018161-2.
  • Ким Ли Кван. Хапкидо. Путь сосредоточения жизненной энергии / пер. с корейск. А. В. Коваленко. - Х . : Ритм Плюс, 2006. - 192 с. - ISBN 966-96668-0-5.
  • Мочалин, Герман. // Gung Fu: журнал. - 2001. - Вып. 2.
  • Тарас, А. Е. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада: традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада: энциклопедический справочник. - Мн. : Харвест, 1996. - 640 с. - 15 000 экз.
  • Шоу, Скотт. Хапкидо. Корейское искусство самообороны = Hapkido. Korean Art of Self-Defence / пер. с англ. Александра Курчакова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 112 с. - 5000 экз. - ISBN 5-222-02219-6.
  • Tedeschi, Marc. Hapkido: Traditions, Philosophy, Technique: [англ. ] . - Weatherhill, 2000. - 1136 p. - ISBN 978-0-8348-0444-9.

Отрывок, характеризующий Хапкидо

Всего на всей нашей улице жило в моё время двенадцать мальчишек и четыре девчонки, все мы были разного возраста и имели разные интересы. Но, несмотря на это, было одно любимое всеми нами летнее время – вечернее, когда все собирались вместе и делали что-то, в чём могли участвовать все, как уже подросшие дети, так и малыши. И нашим бедным родителям всегда было весьма сложно, когда приходилось загонять свои «чада» домой, отрывая от какой-то (конечно же, всегда потрясающей!) незаконченной истории или игры…
И вот даже здесь, в самом, кажется, безобидном уголке моей жизни, я, опять получила очередной горькой урок о том, что будет лучше, если свои странные «способности» я буду держать всегда при себе. Получалось так, что в какую бы игру мы не играли, я всегда заранее знала её результат, будь то прятки или загадки, или просто какие-то истории. И поначалу я была искренне уверенна, что так оно и должно быть. Я радовалась, когда выигрывала (а это, в принципе, получалось почти всегда) и совершенно не понимала почему это вызывает «глухую ярость» моих друзей, хотя обычно они относились ко мне очень хорошо. И вот однажды видимо одного из них «прорвало» и после очередного моего успеха он зло сказал:
– Мы не хотим больше с тобой играть, если ты не перестанешь показывать свои противные «штучки»…
Для меня это был шок, потому что никаких таких «штучек», а уж тем более – противных, я не показывала и вообще не могла понять, о чём идёт речь. Я даже никогда не задумывалась, почему я знаю наперёд тот или иной ответ – для меня это было абсолютно нормально. А вот оказалось, что для всех остальных – не совсем. Я пришла домой вся разобиженная и закрылась в своей комнате, чтобы попереживать это в «своём углу»… Но, к сожалению, у моей бабушки было железное чутьё на мои неудачные «приключения». Она всегда знала, если что-то не так и отпираться было абсолютно бесполезно.
И, конечно же, она, как обычно, появилась у меня буквально через минуту и застала меня всю в слезах. Я никогда не была плаксой... Но я всегда тяжело переносила горечь несправедливых обвинений. Особенно, когда они исходили от самых близких друзей. Ведь по настоящему ранить могут только друзья, потому что их слова проникают прямиком в сердце.
– Ничего, вот увидишь, время пройдёт – всё забудется, – успокаивала бабушка, – обида не дым, глаза не выест.
Глаза-то может быть и нет, а вот сердце каждая новая капля выедала, да ещё как! Я была ещё всего лишь ребёнком, но уже знала многое из того, что «лучше не надо показывать» или «лучше не говорить»… И я училась не показывать. После того маленького инцидента во время игры я уже старалась больше не показывать, что я знаю больше чем другие и опять было всё хорошо. Да только, хорошо ли?

Лето пришло совершенно незаметно. И именно этим летом (по маминому обещанию) я должна была впервые увидеть море. Я ждала этого момента ещё с зимы, так как море было моей давнишней «великой» мечтой. Но по совершенно глупой случайности моя мечта чуть было не превратилась в прах. До поездки оставалось всего пару недель и мысленно я уже почти «сидела на берегу»... Но, как оказалось, до берега было ещё далеко. Был приятный тёплый летний день. Ничего особенного не происходило. Я лежала в саду под своей любимой старой яблоней, читала книжку и мечтала о своих любимых пряниках… Да, да, именно о пряниках. Из маленького соседского магазинчика.
Не знаю, ела ли я после когда-нибудь что-либо вкуснее? Даже после стольких лет я до сих пор прекрасно помню потрясающий вкус и запах этого, тающего во рту, изумительного лакомства! Они всегда были свежие и необыкновенно мягкие, с плотной сладкой корочкой глазури, лопающейся от малейшего прикосновения. Одурительно пахнущие мёдом и корицей, и ещё чем-то, что почти не возможно было уловить... Вот за этими-то пряниками я и собралась, долго не раздумывая, пойти. Было тепло, и я (по нашему общему обычаю) была одета только в коротенькие шортики. Магазин был рядом, буквально через пару домов (всего на нашей улице было их целых три!).
В Литве в то время были очень популярны маленькие магазинчики в частных домах, которые занимали обычно всего одну комнату. Они росли буквально, как грибы после дождя и содержались обычно гражданами еврейской национальности. Так же, как и этот магазин, в который я пошла, принадлежал соседу по имени Шрейбер. Человеком он был всегда очень приятным и обходительным, и имел очень хорошие продукты, а особенно – сладости.
К своему удивлению, когда я туда пришла, я не смогла даже войти внутрь – магазин был битком набит людьми. Видимо привезли что-то новое и никто не хотел оплошать, оставшись без новинки… Так я стояла в длиннющей очереди, упорно не собираясь уходить и терпеливо ожидала когда уже наконец получу свои любимые пряники. Двигались мы очень медленно, потому что комната была набита до отказа (а величиной она была около 5х5 м.) и из-за огромных «дядей и тётей» я ничего не видела. Как вдруг, сделав следующий шаг, я, с диким воплем, кубарем полетела по грубо сбитой деревянной лестнице вниз и шлёпнулась на такие же грубые деревянные ящики...
Оказывается, хозяин, то ли спеша продать новый товар, то ли просто забыв, оставил открытой крышку своего (семиметровой глубины!) подвала, в который я и умудрилась свалиться. Ударилась я видимо весьма сильно, так как совершенно не помнила, каким образом и кто меня оттуда вытащил. Вокруг были очень напуганные лица людей и хозяина, без конца спрашивающего всё ли у меня в порядке. В порядке я конечно же была вряд ли, но признаваться в этом почему-то не хотелось и я заявила, что пойду домой. Меня провожала целая толпа... Бедную бабушку чуть не хватил удар, когда она вдруг увидела всю эту ошеломляющую «процессию», ведущую меня домой…
Я пролежала в постели десять дней. И, как оказалось позже, считалось просто невероятным, что мне удалось отделаться всего л ишь одной царапиной после такого ошеломляющего «полёта» вниз головой на семиметровую глубину... Владелец Шрейбер зачем-то ходил к нам каждый день, приносил килограмм конфет и всё спрашивал, правда ли я хорошо себя чувствую... Честно говоря, выглядел он весьма напуганным.
Как бы там ни было, но думаю, что «подушку» мне точно кто-то подстелил… Кто-то, кто считал, что разбиваться мне тогда было пока ещё рановато. Таких «странных» случаев в моей, тогда ещё очень короткой, жизни было очень много. Одни случались и после этого очень быстро уходили в небытие, другие почему-то запоминались, хотя не обязательно были самыми интересными. Так я, по какой-то мне неизвестной причине, очень хорошо запомнила случай с зажиганием огня.

Вся соседская ребятня (включая меня) очень любила жечь костры. А уж особенно, когда нам разрешалось жарить в них картошку!.. Это было одно из самых любимых наших лакомств, а такой костёр мы вообще считали уже чуть ли не настоящим праздником! Да и разве могло сравниться что-то ещё с обжигающей, только что палками выуженной из горящего костра, сногшибающе пахнущей, усыпанной пеплом картошкой?! Надо было очень постараться, желая оставаться серьёзным, видя наши ждущие, напряжённо сосредоточенные рожицы! Мы сидели вокруг костра, как месяц не евшие, голодные Робинзоны Крузо. И в тот момент нам казалось, что ничего не может быть в этом мире вкусней, чем тот маленький, дымящийся шарик, медленно пекущийся в нашем костре!
Именно в один из таких праздничных «картошкопекущих» вечеров со мной и случилась ещё одно моё очередное «невероятное» приключение. Был тихий, тёплый летний вечер, уже понемножку начинало темнеть. Мы собрались на чьём-то «картошечном» поле, нашли подходящее место, натаскали достаточное количество веток и уже были готовы зажечь костёр, как кто-то заметил, что забыли самое главное – спички. Разочарованию не было предела... Никто не хотел за ними идти, потому что мы ушли довольно-таки далеко от дома. Попробовали зажечь по-старинке – тереть деревяшку о деревяшку – но очень скоро даже у всех самых упёртых кончилось терпение. И тут вдруг один говорит:
– Так мы ж забыли, что у нас тут с нами наша «ведьмочка»! Ну, давай что ли, зажигай…
«Ведьмочкой» меня называли часто и это с их стороны было скорее прозвище ласкательное, чем обидное. Поэтому обидеться я не обиделась, но, честно говоря, сильно растерялась. Огня я, к моему большому сожалению, не зажигала никогда и заниматься этим мне как-то не приходило в голову… Но это был чуть ли не первый раз, когда они что-то у меня попросили и я, конечно же, не собиралась упускать такого случая, а уж, тем более, «ударить лицом в грязь».
Я ни малейшего понятия не имела, что нужно делать чтобы оно «зажглось»… Просто сосредоточилась на огне и очень сильно желала чтобы это произошло. Прошла минута, другая, но ничего не происходило... Мальчишки (а они всегда и везде бывают немножечко злыми) начали надо мной смеяться, говоря, что я только и могу что «угадывать», когда мне это нужно… Мне стало очень обидно – ведь я честно пыталась изо всех сил. Но это, конечно же, никого не интересовало. Им нужен был результат, а вот результата-то как раз у меня и не было...
Если честно – я до сих пор не знаю, что тогда произошло. Может быть, у меня просто пошло очень сильное возмущение, что надо мной так незаслуженно смеялись? Или слишком мощно всколыхнулась горькая детская обида? Так или иначе, я вдруг почувствовала, как всё тело будто заледенело (казалось бы, должно было быть наоборот?) и только внутри кистей рук взрывными толчками пульсировал настоящий «огонь»… Я встала лицом к костру и резко выбросила левую руку вперёд... Жуткое ревущее пламя как будто выплеснулось из моей руки прямо в сложенный мальчишками костёр. Все дико закричали... а я очнулась уже дома, с очень сильной режущей болью в руках, спине и голове. Всё тело горело, как будто я лежала на раскалённой жаровне. Не хотелось двигаться и даже открывать глаза.
Мама была в ужасе от моей «выходки» и обвинила меня во «всех мирских грехах», а главное – в недержании слова, данного ей, что для меня было хуже любой всепожирающей физической боли. Мне было очень грустно, что на этот раз она не захотела меня понять и в то же время я чувствовала небывалую гордость, что всё-таки «не ударила лицом в грязь» и что у меня каким-то образом получилось сделать то, что от меня ожидали.
Конечно, всё это сейчас кажется немножко смешным и по-детски наивным, но тогда для меня было очень важно доказать, что я, возможно, могу быть кому-то в чём-то полезной со всеми своими, как они называли, «штучками». И что это не мои сумасшедшие выдумки, а самая настоящая реальность, с которой им теперь придётся хотя бы немножечко считаться. Если бы только всё могло быть так по-детски просто...

Как оказалось, не только моя мама была в ужасе от содеянного мною. Соседние мамы, услышав от своих детей о том, что произошло, начали требовать от них чтобы они держались от меня как можно дальше… И на этот раз я по-настоящему осталась почти совсем одна. Но так как я была человечком весьма и весьма гордым, то я ни за что не собиралась «проситься» к кому-то в друзья. Но одно – показать, а совсем другое – с этим жить.....
Я очень любила своих друзей, свою улицу и всех кто на ней жил. И всегда старалась принести каждому хоть какую-то радость и какое-то добро. А сейчас я была одна и в этом была виновата только сама, потому что не сумела устоять перед самой простой, безобидной детской провокацией. Но что ж было делать, если я сама в то время была ещё совсем ребёнком? Правда, ребёнком, который теперь стал уже понемногу понимать, что не каждый в этом мире достоин того, чтобы ему стоило бы что-то доказывать... А даже если и доказать, то это ещё абсолютно не значило, что тот, кому ты это доказываешь, тебя всегда правильно поймёт.

Хапкидо - относительно молодое боевое искусство, хотя в Корее по числу занимающихся занимает третье место после тхэквондо и дзюдо .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Боевое Хапкидо - Филип Ри (Лучшие из лучших 4)

Субтитры

Основная информация

В хапкидо равно развиваются как техники самозащиты от нападающего человека, против вооруженного или нескольких противников, так и техники нападения. Существует несколько видов и стилей этого боевого искусства. При нападении сила противника направляется в нужном направлении, и затем проводится пересекающая контратака.

Помимо техники без использования оружия, в хапкидо также изучают техники с использованием различных видов оружия . К базовым видам оружия хапкидо относятся - нож, меч, короткая палка, шест, клюка. Помимо базового оружия, каждая из школ использует также и другие виды, характерные для конкретной школы.

Основа хапкидо - это техники управления силой, как своей, так и противника. Такое управление реализуется через принцип «хапки». «Хапки» - это корейский аналог японского «айки», который присутствует в некоторых старых школах джиу-джицу . Методика обучения в хапкидо отличается от японских аналогов.

Дыхательные и медитативные техники могут различаться как по технике исполнения, так и по роли их в тренировочном процессе. Например, стиль KHF (Сан Му) чаще всего отрицает медитацию, поскольку считается, что медитативные практики ближе к людям, практикующим духовный образ жизни, например, буддийским монахам. Более поздний Син Му развивает своё направление, предложенное создателем Син Му грандмастером Чи Ханджэ уже с изобилием медитативных практик. GHF хапкидо, входящее в Совет Корейских Боевых Искусств (Korean Martial Arts Counsil), использует древние техники корейских даосских монахов.

Философской основой техники хапкидо Син Му (основанной Чи Ханджэ) является теория «ю» (вода), «вон» (круг), «хва» (гармония). В соответствии с теорией «ю-вон-хва» вся техника должна выполняться в равномерном непрерывном движении (ю), техника должна выполняться по круговой траектории с различной амплитудой (вон), техника должна выполняться в соответствии с принципами целесообразности в данной конкретной ситуации (хва).

Основателем хапкидо считают корейского мастера Чхве Ён Суля , который был продолжительное время одним из успешных учеников японского мастера айки-дзюцу Дайто Рю Сокаку Такэды . После возвращения мастера Чхве на родину в Корею он начал преподавать свою систему, представлявшую синтез айки-дзюцу Дайто-рю с традиционными корейскими приёмами боя ногами (субак) . Первые варианты этой системы мастер Чхве называл «ю-квон-суль», потом «хо-син-суль», ещё позже «би-суль», пока не остановился в 1948 (по другим данным - в 1959 ) году на окончательном варианте «хапкидо» . Формирование хапкидо в том виде, которое оно дошло до нас, проводили ученики мастера Чхве. Они добавили в этот стиль те техники, которых не было в айки дзюцу Дайто-рю : корейские традиционно сильные техники ударов ногами, техники со специфичным для корейских боевых искусств оружием и многое другое.

Само название также было предложено одним из учеников мастера Чхве - Чи Ханджэ . Известный историк в области корейских боевых искусств доктор Ким Хиён сказал про распространение хапкидо следующее: «Мастер Чхве зажёг спичку, а мастер Чи Ханджэ зажёг этой спичкой костёр» . Сегодня мастер Чи Ханджэ (10 дан) возглавляет созданный им стиль хапкидо - Синму хапкидо. Также многое внес в хапкидо создатель новой методики обучения - ханкидо, мастер Мён Джэнам.

Самая крупная федерация хапкидо - это Корейская Федерация Хапкидо (англ. The Korean Hapkido Federation ) - KHF, она же считается первой федерацией хапкидо, созданной в Корее. Практики этого стиля пропагандируют и практикуют традиционный жёсткий стиль, сохраняя все традиции корейских боевых искусств. Штаб-квартира федерации находится в Сеуле , Республика Корея. Вторая крупная организация - Международная Федерация Хапкидо (англ. ) - IHF, является самым ярким представителем мягкого направления хапкидо. Внешне техника этого направления практически идентична традиционному Айкидо. Но только внешне, внутреннее содержание впитало в себя ряд традиционных корейских традиций, в том числе и национальные корейские танцы. Следом за ней идет Глобальная (Всеобщая) Федерация Хапкидо (англ. Global Hapkido Federation ) - GHF, охватывающая весь мир.

Степень освоения хапкидо делится по уровням. Ученические уровни называются кып (кор. 급 ). Мастерские степени называются тан (кор. 단 ). Количество кып в каждой из школ хапкидо различно, как и отличаются цвета ученических поясов. Мастерские степени начинаются с 1 тана, как первая ступень мастерства, и завершаются 9 таном. 10-й тан присваивается основателю стиля (школы). Считается, что первым обладателем 10-го тана был сам основатель системы, Чхве Ён Суль . После его смерти в 1986 году некоторые из бывших учеников Чхве, основавшие свои собственные организации, присвоили себе ранг 10-го тана. Другие же оставили за собой честно заработанные восьмые и девятые таны .

Форма для занятий хапкидо по-корейски называется тобок (кор. 도복 ). В некоторых школах хапкидо это название переводят как путь (то) + одежда (бок) - «одежда для следования по Пути».

Стили и организации хапкидо

Обычно хапкидо делится на два стиля, условно называемые жёсткий и мягкий , родоначальниками которых признано считать двух учеников Грандмастера Чхве Ён Суля - Чи Ханджэ и Мён Джэнама.

Сегодня в мире существуют множество организаций так называемого жёсткого хапкидо. В основу стиля Синму хапкидо вошли техники хапкидо, которые Чи Ханджэ преподавал когда проживал в Корее (Сан Му Хапкидо, сейчас KHF) и добавлена развитая методика обучения управления «ки », которую он взял у даосских монахов.

Грандмастер Чи говорит , что техникам развития и увеличения энергии надо уделять не меньше времени, чем прикладным техникам хапкидо.

Само название стиля Синму состоит из нескольких слов, которые переводятся с корейского языка следующим образом: «син» - высший, «му» - боевое искусство, «хап» - объединение, «ки» - энергия ци , «до» - путь. Это можно перевести как «высшее боевое искусство пути объединения энергии».

Так называемое мягкое хапкидо грандмастера Мён Джэнама, практикуется в настоящее время такими корейскими федерациями хапкидо как: IHF (International Hapkido Federation), GHF (Global Hapkido Federation), AFWH (All Federation of World Hapkido). Данное направление хапкидо отличается большим количеством круговых движений и обязательной работой с энергией «ки». Основа этого стиля - 12 базовых движений, которые представляют собой 12 характерных приемов хапкидо, которые можно делать как отдельно, так и переходя из одного в другое.

В противовес прояпонскому названию - хапкидо, ГМ Мён создал новое название для своего стиля - хангидо (как говорят в Корее) или ханкидо (как произносят в Европе и Америке). «Хан» имеет несколько значений - «высшее», «корейское», «первое». И всё вместе может быть переведено как «высшее корейское искусство управления энергией».

Хапкидо GHF было создано из федерации соревновательного хапкидо WHGF, созданной по поручению грандмастера Мён Джэнама его учеником и двоюродным братом, бывшим генеральным секретарём IHF - грандмастером Хан Джунду.

Отдельно следует также отметить, что на Украине Хапкидо-Ханкидо представлено AFWH (All Federation of World Hapkido), г. Сеул. В Европе её представляет ГМ Со Мёнсу, друг и сподвижник ГМ Мён Джэнама, занимавший при жизни основателя стиля пост вице-президента IHF, был доверенным лицом в делах Мён Джэнама в Европе. ГМ Со Мёнсу на данный момент является куратором Межрегионального центра Хапкидо-Ханкидо Украины (г. Днепропетровск)

Наиболее крупные мировые организации хапкидо

  • Korea Hapkido Federation - Корейская Федерация Хапкидо (основатель - грандмастер Чи Ханджэ).
  • Korean Traditional Hapkido Federation - Корейская Федерация Традиционного Хапкидо - (Основатель и президент - грандмастер Ким Чхильёнъ)
  • Hapkidowon - World Hapkido Headquarters Хапкидовон - Всемирная штаб Хапкидо - (основатель - грандмастер Мён Хонсик)
  • Global Hapkido Federation - Глобальная (Всеобщая) Федерация Хапкидо (основатель и президент - грандмастер Хан Джунду)
  • International Hapkido Federation - Международная Федерация Хапкидо-Ханкидо (основатель - грандмастер Мён Джэнам)
  • World Sinmoo Hapkido Federation - Всемирная Федерация Синму Хапкидо (основатель и президент грандмастер Чи Ханджэ)
  • World Hapkido Federation - Всемирная Федерация Хапкидо (основатель - грандмастер Мён Квансик)
  • World Hapkido Association - Всемирная Ассоциация Хапкидо (президент - Грандмастер Хван Инсик)

Техники



 

Возможно, будет полезно почитать: