Принципы-яма (нравственные правила). Техника выполнения Шанмукхи Мудры предполагает такой алгоритм

Яма или Йама, Ямарадж (в переводе с санскрита - «Близнец») - бог в индуизме, Владыка Преисподней, Миродержец Юга, Царь Смерти и Справедливости, владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп (оледенение).

По древнейшему натуралистическому представлению это - божество Солнца, являющееся близнецом Луны. Яма называется братом Ями (или Йами - Yami). В Ведах сохранился диалог Ямы с его сестрой Ями, где та предлагает ему инцест, но он отказывается, мотивируя это близким родством. Этот принцип впоследствии отражён в индийских правовых кодексах. Сестра Ямы — Ями является его спутницей и воплощением творческой энергии Ямы.

Солнечное значение Ямы (Йамы) выступает в некоторых гимнах Ригведы. Он представляется сыном Вивасвата (рассветающего дня), и Саранью (убегающей ночи). Дневное видимое круговращение солнца служило древним индусам символом человеческой жизни. Как заходящее солнце, Йама являлся в их глазах царём подземного мира и пребывающих в нём умерших предков людей.

По древнейшим понятиям индусов, в царстве Йамы умершие предки продолжают вести ту же жизнь, какую вели на земле, вкушая пищу и пользуясь чувственными наслаждениями. На дальнейшей ступени развития религиозной мысли Йама является уже мрачным, карающим богом смерти, который ходит по земле и намечает свои жертвы. Его сопровождают две страшные собаки, называемые его послами и уносящие обреченных смерти людей.

Согласно одному преданию, Яма отправляясь познавать мир, попал на небо, и люди стали смертными. Милостивый Яма древности со временем превратился в зловещую и разрушительную силу. Люди представляли его себе красно-сине-зеленокожим, вооруженным петлей и булавой, в сопровождении двух четырехглазых собак, бродящим по свету, собирая души умерших. Древние полагали, что, покинув тело, душа направляется за реку Вайтарани в страну мертвых, где ей предстоит предстать перед судом. Там Яма зачитывал список деяний души, после чего выносил приговор. Душа отправлялась в рай, в один из адов или возвращалась в страну живых, где ей предстояло возрождение.

Согласно одному из мифов, дочь царя мадров Савитри просила Яму вернуть ей мужа Сатьявану. Бог был тронут и предложил Савитри исполнение любого желания, если она больше не будет просить о возрождении Сатьяваны. Савитри пожелала родить сыновей от мужа, и Яма вернул ей Сатьявану. В буддийской мифологии Яма - владыка ада, бывший правитель города Вайшали. Восемь полководцев и 80 000 воинов сопровождали царя в загробный мир, где три раза в день ему в глотку вливали расплавленную медь. Наказание длилось до тех пор, пока Яма не искупил все свои грехи. Став повелителем ада, Яма насылал на людей болезни и старость. Ями, сестра Ямы, правила адом женщин и рассматривалась как воплощение его творческой энергии (шакти).

В «Катха-упанишадах» Яма выступает как мудрец, стремящийся раскрыть живущему смысл жизни, который заключается прежде всего в осмыслении бренности этой жизни, неизбежности смерти и последующего перевоплощения души, находящейся в вечном круговороте бытия. Люди склонны стремиться к удовольствиям, тогда как мудрый выбирает благо, предпочитая его удовольствию.


«Погрязшие в незнании, [но]

Полагающие себя мудрыми и сведущими,

Глупцы, по извилистым путям блуждающие,

Подобны слепым, имеющим слепого поводыря

Истину не может постичь

«Тот, кто лишен спокойствия и сосредоточенности,

Тот, кто не отказался от недостойного повеления,

Тот, чья мысль неспокойна»

«Но тот, кто живет разумно,

С мыслями, кто никогда не запятнан,

Тот достигнет того места,

Откуда не поддаются вновь».

Так Яма со временем превратился в бога мудрости и справедливости, нравственности (Драхму). Смерть – как наивысший судия и неизбежный.

Некоторые из ипостасей Ямы: Антака – «приносящий конец жизни», Мритью – «Смерть», Кала – «Время», Дхарма.

Небеса Ямы – Мир Вершащих Суд — Мир Владык Кармы

В трактате «Абхидхармакоша» Васубандху пишет:

«Выше [Небес] Тридцати Трёх находятся боги, которые пребывают в [«воздушных»] замках. Это [боги Небес] Яма, Тушита, Нирманарати, Паранирмитавашаварти, а также относящиеся к группе богов Небес Брахмы и другие, о которых говорилось выше. Они находятся в шестнадцати различных местах пребывания. Всего, таким образом, насчитывается двадцать два класса богов с соответствующими местопребываниями».

Небеса Ямы – Третьи Небеса в структуре небесных миров Мира Страстей. Считается, что существа Третьего Неба живут в облакообразном пространстве, находящемся над Горой Меру.

Правителя Третьих Небес зовут Бог Яма. Один из эпитетов Правителя Ямы – Дхармараджа. Правитель Яма судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. По этой причине в Тибете его называют «Царь мёртвых». Душа умершего в это время находится в промежуточном состоянии после смерти, в бардо бытия, и, когда возникает видение богов Небес Ямы, для неё наступает период, который буквально можно назвать судным днём.

Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада. В их число входит и наш Мир Людей. В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Для благого воздаяния после смерти, необходимо совершать благие поступки при жизни. От вершащих Суд на Небесах Ямы невозможно что-либо утаить. После смерти существам воздаётся за их прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Здесь для душ определяется перевоплощение либо в одном из Трёх Скверных Миров: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, – либо в Мире Людей, в Мире Асуров или в Мире Дэвов вплоть до Небес Тридцати Трёх Богов. На этом суде присутствуют слуги Ямы, которые готовы отправить душу умершего в Ад Страданий или в другие области скверных миров, исполняя волю Вершащих Суд.

То, что называют облакообразным пространством, есть измерение, которое превосходит наши представления о физическом мире, место, где Мир Форм и Мир Страстей тесно связаны. О богах Третьих Небес известно, что их тело сразу восстанавливает свою форму, даже если рассечь его. Травмы на этих Небесах залечиваются моментально. Здесь можно летать и мгновенно перемещаться в любое место Небес. Смерть обитателей Небес Ямы не может быть вызвана внешними условиями. Только личная карма является причиной смерти населяющих этот мир существ.

На Третьих Небесах могут перевоплотиться существа, досконально познавшие жизнь и смерть, или существа, осуществлявшие правильное служение, связанное с миром после смерти (например, это может быть духовный практикующий, хорошо овладевший техникой пхова, и при жизни помогавший душам умерших с помощью неё обрести хорошее перерождение). Это служение означает накопление заслуг для мира после смерти.

На нашем сайте есть возможность получить посвящение в энергию бога Ямы. Если вы желаете получить энергетическую сонастройку под руководством и с поддержкой специалиста, и с помощью медитации получать от него силу — напишите сообщение через форму отправки сообщений на .
Сонастройки проходят по технологии .


языков, в которую входят все индийские, славянские и романо-германские языки. Санскрит иногда называют "восточной латынью".

Прямой перевод с санскрита слова "хатха" - "сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость". Слово "йога" переводится как "упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, взаимообусловленность с чем-либо; приобретение, выигрыш; работа, усердие, прилежание; сосредоточение, размышление, созерцание; этимология, структурное происхождение; правило; согласование, управление, контроль".

Классическим определением йоги считается определение, которое дал в своей работе "Йога-даршана" древний мыслитель Патанджали. В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами. Слово "асана" переводится с санскрита как "поза, положение тела, форма".

Основные принципы безупречности представлены пятью принципами ямы - пятью ограничениями - и пятью принципами ниямы - пятью правилами.

Пять ограничений ямы

Пять ограничений ямы таковы:

  • ахимса - отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку вещей в мире;
  • сатья - отказ от лжи, в первую очередь - от самообмана;
  • астейя - отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит;
  • брахмачарья - сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям, то есть отказ от всего, без чего на пути развития осознания можно обойтись, от любых действий, которые ведут к затратам энергии, не оправданным с точки зрения расширения восприятия;
  • апариграха - отказ от принятия подарков и благодеяний в каких бы то ни было видах и вариантах, полная самодостаточность, готовность всегда рассчитывать только на свои силы.

Пять правил ниямы

Пять правил ниямы формулируются следующим образом:

  • шауча - соблюдение чистоты во всех проявлениях на всех уровнях тела и психики;
  • сантоша -- спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;
  • тапас - постоянная упорная тренировка;
  • свадхъяя - устойчивое устремление к повышению уровня осознанности;
  • Ишвара-пранидхана - смирение и приятие истинной иерархической структуры Мира, в которой главенствует Дух.

Пища должна быть не обильной и простой. Продукты, используемые для приготовления пищи - свежими и, по возможности, максимально натуральными. Целесообразно избегать длительных и многочисленных кулинарных операций. Чем проще - тем лучше.

Практику хатха-йоги целесообразнее всего рассматривать как процесс общения человеческого существа с Бесконечностью в самом себе, в ходе которого происходит постижение, развитие и совершенствование им самого себя и своих взаимоотношений с Миром. Йогическая тренировочная техника - язык этого общения.

Роль буквы в телесном языке хатха-йоги языке играет асана - отдельное положение тела, форма. Существует огромное количество асан, из которых фактически в практике используется две-три тысячи. Наиболее распространенных - около полутысячи, из них базовых - порядка трехсот. Нет двух различных асан, которые бы идентично воздействовали на энергетическую структуру. Поэтому для достижения наибольшей полноценности и разносторонности физического и психоэнергетического развития целесообразно строить практику так, чтобы в ней использовалось как можно большее количество доступных для выполнения асан.

В роли слога в языке йогической тренировочной практики выступает упражнение или крийя. Слово "крийя" переводится с санскрита как "действие".

Простое упражнение или простая крийя - соединение одной асаны и промежуточных движений, посредством которых тело приводится в соответствующее этой асане положение, а затем из него выводится.

Два различных варианта крийи, по-разному составленной из одних и тех же асан, оказывают различное воздействие на энергетическую структуру и сознание практикующего. Поэтому в практике стараются использовать как можно больше разнообразных вариантов крий, по мере повышения уровня тренированности усложняя и развивая их структуру.

Словом в том языке, с помощью которого хатха-йогин общается с Бесконечностью в самом себе, является так называемая виньяса или связка. Слово "виньяса" переводится с санскрита как "порядок следования".

Виньяса - комплекс, составленный несколькими энергетически и логически гармонично взаимосвязанными крийями. Из одних и тех же крий может быть составлено как минимум несколько различных вариантов виньясы. Общее количество возможных виньяс значительно больше, чем общее количество возможных крий и общее количество асан. Две виньясы, по-разному составленные из одних и тех же крий, обладают различным воздействием на энергетическую структуру.

И, точно так же, как в случае с асанами и крийями, степень полноты тренирующего, развивающего и совершенствующего воздействия практики на энергетическую структуру зависит от количества, разнообразия и уровня сложности применяемых виньяс.

Витара - энергетически и логически целостный относительно короткий комплекс, составленный несколькими виньясами. С санскрита слово "витара" переводится как "стремящийся вперед". В "тренировочном языке" хатха-йоги витара выполняет роль предложения. Широко распространено английское название витары - "сет" - набор, комплект.

Обычно сет строят таким образом, чтобы он сам по себе представлял полноценную завершенную тренировочную программу. Выполнение большинства сетов занимает от десяти минут до одного часа. Поэтому сетовый тренинг - весьма удобный вид практики для тех, кто из-за высокой плотности рабочего графика не располагает большими промежутками свободного времени, которые могли бы быть выделены для тренировки.

В различных комбинациях с другими элементами одна и та же асана может выполняться многократно в течение одних и тех же суток. Одну и ту же крийю и, тем более, один и тот же сет повторять в течение одних и тех же суток нежелательно, чтобы повторно не накладывать на энергетическую структуру уже сформированный рисунок конфигурации.

Шан в переводе с санскрита значит «шесть», а мукха - «рот». Шанмукхи - это имя божества войны с шестью головами, еще одним именем его является Картикея. Мудра переводится с санскрита как «печать».

Крия Шанмукхи Мудра еще именуется Паранмукхи Мудра (то есть взгляд внутрь себя) и Самбхави Мудра (Самбху - это одно из наименований Шивы, и слово Самбхави в названии предполагает потомка Шивы). Еще одним распространенным названием стало Йони Мудра, что переводится как чрево или источник. Такое название обоснованно, поскольку при выполнении асаны человек учится смотреть внутрь себя, видеть источник неиссякаемой энергии в себе и своего существа.

Техника выполнения Шанмукхи Мудры предполагает такой алгоритм:

Эта крия выполняется (в других асанах пользы от крии будет мало, но будет), примите эту асану выпрямите спину полностью, выровняйте положение головы и смотрите прямо;

Сведите ладони к лицу, поднимите локтевой сгиб параллельно уровню плеч и положите большие пальцы на слуховые перепонки, чтобы полностью заглушить звуки извне, которые могут отвлекать от выполнения асаны. Если при таком действии у вас появляются болевые ощущения, тогда рекомендуется положить пальцы на ушные козелки (небольшие уплотнения возле основания ушной раковины) и несильно прижмите их к ушной раковине, также заглушая звуки;

Закройте глаза и старайтесь смотреть в направлении вверх. Положите указательные и средние пальцы на глаза таким образом, чтобы пальцы в полной мере охватывали глазное яблоко. Однако не делайте сильный нажим на роговицу глаза. Средними пальцами тяните веки в направлении вниз, а указательными направляйте их верхние части наверх. Также выполняйте небольшое давление на оба уголка глаз;

Помните, что давить пальцами на глаза и уши нужно в равной мере;

Безымянные пальцы расположите на левой и правой ноздрях и с равным нажимом надавите. Таким образом можно сузить носовые проходы, в результате чего можно добиться размеренного, глубокого, равномерного и стабильного дыхания;

Расположите мизинцы на верхней губе, чтобы прочувствовать равномерные потоки воздуха при дыхании;

Включить все (замки - тазобедренный, диафрагменный, горловой);

При выполнении крии дышим брюшным дыханием или полным, если уже практикуете долгое время, так же рекомендуется делать задержки дыхания. Задержки дыхания лучше выполнять под руководством опытного инструктора.

Как правильно располагать руки и пальцы, смотрите на фото.

Противопоказания для выполнения Шанмукхи Мудры

В первую очередь это психологические проблемы, например, фобии (страх замкнутого пространства, страх темноты…). Этой крией лечат многие фобии, но они помогают только при правильном применение опытным инструктором, тогда как неправильное применение - могут сильно обострить психологические проблемы. Это как лекарства, многие лекарства работают при правильном дозировании, тогда как если выпить много, то можно навредить себе. Точно также происходит и во многих криях, мы рекомендуем делать задержки дыхания в данной крие под присмотром или после личных рекомендаций опытного инструктора, который вас хорошо знает.

Эффект от выполнения и польза

В результате того, что взгляд и все чувства обращаются внутрь самого себя, а дыхание становится стабильным и глубоким, достигается полноценное успокоение ума. Выполняющий асану человек получает такой положительный эффект Шанмукхи Мудры, как ощущение внутренней умиротворенности и гармонии. Можно услышать голос собственного Божественного Я, призывающего посмотреть внутрь и увидеть источник спокойствия и мира непосредственно в себе самом.

В результате действия эффекта Шанмукхи Мудры человек готовится взойти на пятую ступень йоги под названием пратьяхара, благодаря достижению которой мы полностью можем освободиться от преобладания чувств, находим силы отказаться от ненужных желаний.

После выполнения данной крии вы можете наблюдать такие необычные феномены:

· возникновение перед глазами световых вспышек, образов, картинок;

· чувство вибрации, покалывания, толчков внутри тела.

Так же эта крия способствует повышению энергетического уровня практикующего. Избавлению от многих психологических проблем.

В этой же крие идет проработка энергетических каналов (нади, меридианы), подробности можно узнать у своего инструктора по йоге, так как при такой практике много индивидуальных особенностей. Именно поэтому крии относятся к разделу Пранаяма.

Итак, Шанмукхи мудра является легким и эффективным методом успокоить и умиротворить свой ум, забыть о стрессовых эмоциях и восстановить силы после физических или психологических нагрузок. Если вы постоянно выполняете технику, вы можете заметить улучшение зрения и слуха, внутренней концентрации на приятных ощущениях. Подготовить сознание к продвинутым ступеням йоги.

Еще больше информации в бесплатном курсе по йоге «Основа Йоги»: yoga.сайт

Вторник, 24 Сен. 2013

Что такое йога? В современном мире знание йоги в основном сведено к минимуму. В настоящее время люди воспринимают йогу исключительно как индийскую гимнастику или фитнес упражнения для похудения и укрепления здоровья. На самом деле йога является гораздо большим. В настоящем смысле йога является универсальным путём развития человека до более высоких уровней осознания, единения с космосом или единым источником абсолютного знания.

Практика физических упражнений (асан) это всего лишь одна из восьми ступеней йоги, для гармоничного развития сознания и тела. В йога сутрах Патанджали - древнейшем трактате по йоге, описаны восемь ступеней йоги, восходя по которым йог получает всё больший опыт и практические знания о собственной природе ума, сознания, тела и окружающей реальности. Знания йоги как никогда актуальны для человечества на данный момент, потому как йога это простейший и самый короткий путь развития, эволюции и просветления человека.

Согласно ведической традиции наша планета начала переходить в новый цикл существования Сатья Югу (золотое вкрапление) известное так-же как Золотой век и в этом веке у людей есть наибольший потенциал и возможность постичь и применять на практике йогинские знания. Давайте рассмотрим подробнее, что такое Йога.

Во II веке до н.э. легендарный индийский мудрец Патанджали в своем классическом труде "Йога-сутра" обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, и выпустил книжку в виде сутр - поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством. По традиции древних мудрецов, Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в “Йога-сутре” , согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

"Йога-сутра" состоит из 193 афоризмов, которые раскрывают смысл философии йоги, то есть показывают цель йога - кайвалья (освобождение) , и объясняют практики йоги, то есть описывают средства, которые используются для достижения этой цели. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска своей души, и называют ее восьмиступенной или восьмичастной йогой Патанджали:

  • 1) яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;
  • 2) нияма — предписания образа жизни;
  • 3) асана — разнообразные позы и положения тела;
  • 4) пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;
  • 5) пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;
  • 6) дхарана — концентрация мысли;
  • 7) дхьяна — медитация, регулируемый поток сознания;
  • 8) самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания.

1. Яма (в переводе с санскрита: самоограничение, воздержание, узда)

Яма - это этические ограничения или универсальные моральные принципы во взаимоотношениях с людьми и с природой.

Яма включает 5 принципов:

  • 2. правдивость (отказ от лжи) - сатья,
  • 3. неприсвоение чужого (неворовство) - астея,
  • 4. целомудрие (сексуальное воздержание) - брахмачарья,
  • 5. нестяжательство (неприятие даров) - апариграха.

Эти пять принципов должны пониматься как воздержание от соответствующих мыслей, слов и поступков.

Результатом успешной практики пяти принципов воздержания являются отсутствие враждебности, эффективность речи и действий, простота в получении необходимого и правильное понимание сути событий и внешних обстоятельств.

Воздержание приводит йога к согласию с окружающим миром, даже если сам мир не пребывает в согласии с ним.

В индуистской мифологии Яма был первым человеком, который после своей смерти стал богом царства мертвых. Яма встречает души умерших людей, попавших в царство смерти, и ведет каждую душу в специально отведенное ей место.

Согласно легенде эти 5 правил воздержания были предложены богом царства мертвых Ямой, чтобы показать людям, каких действий и внутренних состояний следует опасаться, если человек хочет хорошо прожить свою жизнь.

2. Нияма (в переводе с санскрита: обряд, ритуал, соблюдение закона)

Нияма - это система внутренних ритуалов человека, набор правил, которых должен придерживаться человек, практикующий йогу.

Нияма включает 5 основных принципов, которые есть у Патанджали:

  • 1. чистота тела и ума - шауча,
  • 2. скромность, удовлетворенность настоящим, оптимизм - сантоша,
  • 3. самодисциплина (усердие в достижении духовной цели) - тапас,
  • 4. познание (изучение духовной литературы) - свадхъяя,
  • 5. посвящение своих действий Богу (осознание себя инструментом, через который Он осуществляет свои действия) - ишвара-пранидхана;

и семь дополнительных принципов, которые были добавлены позже:

  • 6. принцип благожелательности - сауманасья,
  • 7. принцип вдумчивости - ман-дхатар,
  • 8. принцип бесстрастности - нирага,
  • 9. принцип независимости - аваша,
  • 10. принцип знания (заклинаний) - мантра-видья,
  • 11. принцип обладания необыкновенной силой - дамсанавант,
  • 12. принцип неимения противников - нишпратидванда.

Успешное исполнение этих требований приводит:

  • 1. к хорошему здоровью,
  • 2. к высшей форме удовлетворенности,
  • 3. к достижению высших способностей тела и чувств,
  • 4. к связи с мудрыми добрыми, с адептами и божествами,
  • 5. к власти созерцания.

Стараясь выполнять эти правила, мы очищаем свою душу, делаем свою жизнь легче и приятнее, а окружающий нас мир дает нам новые пути для осуществления нашей цели.

Процесс последовательного прохождения стадий дхарана-дхьяна-самадхи во время медитации называется самьяма.

3. Асана (в переводе с санскрита: сидение, фиксированная поза, положение тела)

Асана - это поза, в которой гармонизируются функции организма.

Согласно Патанджали, асана - это положение тела, которое удобно и приятно.

Количество асан составляет несколько десятков, четыре (иногда шесть) из них рекомендуются для использования при медитации.

Йог может находиться в асане минуты или сутки, не испытывая при этом дискомфорта. Это достигается путем избавления от усилий и правильным отношением разума, который перенимает телесное равновесие при помощи размышления о совершенном и бесконечном покое, присущем основе всего сущего. При условии равновесия и покоя, которое предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии, тело может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая никакого внимания на внешние раздражители.

В некоторых случаях для сохранения равновесия применяют фиксирующие ремни или ящики, напоминающие кресла.

В процессе пребывания в какой-либо асане у человека меняется кровоток, а следовательно меняется и снабжение тканей кислородом, создаются локальные напряжения, растяжения и сдавливания, то есть перераспределяются потоки праны.

4. Пранаяма (в переводе с санскрита: управление праной)

Пранаяма - это управление праной при помощи дыхательных упражнений.

Термин пранаяма состоит из двух санскитских слов: прана (дыхание, жизнь, энергия) и яма (остановка, контроль, управление).

В практической йоге пранаяму определяют как технику сознательного управления дыханием при помощи системы дыхательных упражнений.

Пранаяма имеет четыре стадии: вдох (пурака), остановка дыхания на вдохе (пурака кумбхака), выдох (речака) и остановка дыхания на выдохе (речака кумбхака).

Продолжительность стадий определяется индивидуально. Наиболее часто встречается упражнение с пропорцией - вдох (1 ед.), задержка дыхания (4 ед.), выдох (2 ед.), где единица времени соответствует 3 секундам.

Дыхательные упражнения воздействуют на физическое состояние человека посредством изменения концентрации кислорода и углекислого газа. Также они влияют и на эмоциональное состояние, действуя на него при помощи системы специфических типов дыхания.

Практика пранаям, в особенности длительных задержек дыхания и энергетических прокачек, расширяет адаптивные функции организма и увеличивает устойчивость сознания к переживанию измененных состояний.

5. Пратьяхара (в переводе с санскрита: отбрасывание, отрешение отвлечение)

Пратьяхара - это техника отвлечения чувств от объектов желаний. Пратьяхара - это пятая из 8 ступеней йоги, на которой осуществляется контроль над чувствами. С этой ступени начинается Раджа йога.

Ум, привязанный к объектам желаний, приносит рабство. Когда ум жаждет чего-то, тоскует или горюет о чем-то, человек находится в рабстве. Когда все желания и страхи уничтожены, ум очищается. Чистый ум, отрешенный от объектов желаний, приносит освобождение.

Люди, увлекаемые желаниями, упускают цель жизни. Те, кто стремится соединить свои чувства с объектами желаний, предпочитают кажущееся приятным, не зная, что, в конце концов, оно обратится в горечь. Дорога чувственного удовлетворения широка, но ведет к гибели.

Целью Пратьяхары является контроль ума над чувствами, которые стремятся к удовлетворению желаний. Когда человек умеет контролировать чувства, он получает огромное количество психической энергии, которую прежде отвлекали чувства, стремящиеся к своим объектам.

Слушать звуки, но не слышать их; смотреть на объекты восприятия, но не видеть их, - вот чему учит пятая ступень йоги.

6. Дхарана (в переводе с санскрита: удержание, обладание, память, концентрация)

Дхарана - это концентрация ума на каком-либо объекте или мысли.

Дхарана - это стадия глубокой концентрации, когда поток мыслей останавливается и все внимание уделяется только одному объекту.

Целью Дхараны является повышение внимания, с тем чтобы достичь того уровня, на котором можно по желанию вызывать нужные воспоминания и быстро устанавливать необходимое для этого состояние ума.

Дхарана - это состояние, в котором все внимание разума направлено на один объект или мысль. Это состояние достигается при применении воли для выполнения того, что обычно делается неосознанно. Адепт фокусирует свою умственную силу, заставляя разум думать только в выбранном направлении. Он пресекает беспорядочные блуждания разума в потоке возникающих ассоциаций и порождаемых новых мыслей, как это происходит в обычной жизни.

У большинства людей мысли неуправляемые, бесконтрольно блуждающие, а их ум можно сравнить с повозкой, запряженной лошадьми, но без кучера. Лошади несутся, куда хотят, потому что ими никто не управляет. В результате такого неуправляемого состояния ум человека не может сконцентрироваться на чем-то, его мысли перескакивают с одного объекта на другой. Умение концентрироваться не только улучшает память, внимательность и способность восприятия, оно делает ум острым, дает человеку возможность жить, осознавая каждое свое действие и каждую свою мысль. Про такого человека можно сказать, что он управляет повозкой своих мыслей.

Когда тело закалено асанами, ум очищен огнем пранаямы, а чувства обузданы пратьяхарой, адепт достигает шестой ступени йоги, называемой дхараной. Здесь он сосредоточивается целиком на одном объекте или задаче, в которую полностью погружен. Чтобы достичь этого состояния полного поглощения, ум должен быть успокоен.

7. Дхьяна (в переводе с санскрита: сосредоточение, созерцание, медитация)

Дхьяна - это непрерывное созерцание предмета, то есть продолжительное умственное усилие, направленное на выбранный объект или мысль.

В состоянии дхьяны медитирующий не осознает то, что он находится в процессе медитации, единственное, что он осознает - это факт своего существования и объект своей медитации.

Дхьяна отличается от дхараны тем, что медитирующий соединяется с объектом своей медитации. Другими словами, в дхаране существует субъект наблюдающий объект и формирующий о нем свое знание, а в дхьяне субъект исчезает и остается только объект и знание о нем.

Дхьяна представляет собой наполненное течение мыслей, когда воедино собираются все относящиеся к объекту мысли, которые человек способен найти в своем разуме.

В практике дхьяны можно использовать стандартные умственные ассоциации, или «пути мыслей». В этом случае человеку следует ответить на следующие вопросы:

  • 1. Какие другие объекты относятся к тому же типу, чем они похожи и чем отличаются от данного объекта?
  • 2. Каковы части объекта и какие функции они выполняют?
  • 3. Частью какого большего объекта он является и какую функцию выполняет?
  • 4. Каковы качества объекта, как они связаны друг с другом и с целым? Какому большему объекту присуще каждое из этих качеств?
  • 5. Какие ощущения и мысли, непосредственно относящиеся к этому объекту, я испытывал, видя, слыша и думая о нем?

Практику дхьяны следует начинать с простых конкретных объектов, затем можно перейти к сложным конкретным объектам, после чего можно перейти к простым абстрактным объектам, и, наконец, - к сложным абстрактным объектам.

Дхьяна очищает разум, который обычно пребывает в беспорядке, образно говоря, она смазывает его, делает более гибким, так что в нем легко возникает целый фейерверк мыслей. Успешная медитация избавляет разум от любых ошибок и противоречий, она готовит его к новым ментальным опытам и развивает интуицию. Кроме того, дхьяна повышает способность разума схватывать на лету, увеличивая область его внимания.

8. Самадхи (в переводе с санскрита: соединение вместе, слияние; растворение, отождествление)

Самадхи - это созерцание, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого.

Это состояние просветления, которое достигается при помощи медитации.

В состоянии самадхи сознание достигает покоя, так как снимаются противоречия между внутренним миром и внешним миром, между субъектом и объектом, и индивидуальное сознание (микрокосм) сливается с космическим абсолютом (макрокосм).

У Патанджали самадхи - это последний из 8 этапов практики йоги, на котором человек полностью освобождается от уз материального мира.

Самадхи - это состояние, в котором достигается самый глубокий уровень сознания, в котором утрачивается осознание собственной индивидуальности. В этом состоянии уже нет ментальной деятельности, так как не возникает потребности в знании.

Самадхи пробуждается после того, как сознание становится свободным от влияния физического мира. Там, где заканчивается граница чувственного мира, начинается чистое ментальное сознание. Если йог поднимается над физическим уровнем сознания и остается на уровне ментального сознания, то он делает первый шаг к самадхи. Для достижения самадхи йог должен погружать свое сознание все глубже и глубже в сферы чистого сознания.

Есть 2 типа самадхи:

1. с семенем (сабиджа) и 2. без семени (нирбиджа).

Сабиджа - это более низкая стадия, в которой в сознании сохраняется объект как опора сосредоточения.

Нирбиджа - это высшая стадия самадхи, в которой все препятствия разрушаются, и необходимость в опоре отпадает. На этой стадии сознание достигает чистого незамутненного видения реальности.

Состояние самадхи не поддается описанию. Оно вне досягаемости ума и речи. Необходимо самому пережить его. В состоянии самадхи человек теряет индивидуальность и становится тождественным со своим высшим "Я".

Он соединяется с Богом, становится воплощением блаженства и покоя, и приобретает абсолютное знание.

Эти ступени входят в различные виды йоги в следующем сочетании (выделение и очередность в порядке важности ступени внутри конкретных учений йоги):

  • Яма - Карма-йога, Бхакти-йога, Крийя-йога;
  • Нияма - Бхакти-йога, Крийя-йога, Джапа-йога, Карма-йога;
  • Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя. Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи.

    Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверенно выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.

    Патанджали (в переводе с санскрита: упавший в ладони)

    Считается, что он жил во 2 веке до н. э.

    Патанджали нельзя назвать основателем философии и практики йоги, скорее, он систематизировал множество разнообразных форм и методик йоги, которые были известны с древних времен.

    Однако его классификация оказалась настолько эффективной, что «Йога Сутра» стала настольной книгой для всех, занимающихся йогой.

    По легенде, мать Патанджали Гоника была незамужней, и у нее не было детей. Практикуя йогу, она получила великую мудрость, но не смогла найти достойного ученика, чтобы передать ему свои знания.

    Гоника набрала в ладони воду как жертвоприношение и начала молиться:
    «Мои знания пришли ко мне с твоей помощью, так позволь мне вернуть их тебе назад». В это мгновение она открыла глаза и увидела маленькую змейку, упавшую ей в ладони. Это был Патанджали.

    Это имя символизирует способ его появления на свет. «Пат» означает «упавший», «анджали» означает «ладони, сложенные для молитвы». Гоника передала Патанджали свои знания, и он донес свет йоги до людей.

    В индуизме Патанджали считается воплощением божественного змея Ананты, на кольцах которого возлежит бог Вишну в волнах мирового океана.

    По одной из легенд, Вишну однажды смотрел, как Шива практикует йогу, и лишь созерцая эту мистерию начал преображаться. Видя силу воздействия йоги, Ананта попросил Вишну позволить ему воплотиться на Земле, чтобы научить людей йоге. Так появился Патанджали.

    Патанджали написал свою книгу в виде сутр - поучительных изречений, описывающих практику и философию йоги.

    Некоторые исследователи считают, что Патанджали также написал комментарий к знаменитой индийской грамматике (Махабхашья).

    Иногда перед именем Патанджали ставят префиксы риши (мудрец, философ), махариши (великий мудрец), Шри (великий, уважаемый), Свами (святой).

    Должен их придерживаться, потому что без них практика хатха-йоги и др. может принести проблемы. Не соблюдая эти принципы или считая их просто моральными заповедями, не имеющими отношения к практике, очень мало шансов на то, что садхана йоги будет целостной и те же асаны и пранаяма принесут положительные результаты в духовной жизни. Поэтому нужно придерживаться принципов Ямы-Ниямы и спрашивать постоянно Гуру об упадешах , связанных с ними. Так можно утвердиться в этих принципах и обрести сиддхи , которые упоминаются в Йога-сутрах.

    Яма рассматриваются как пути врат ( -врата, сатья-врата, астея-врата и т.д.). Каждая может рассматриваться на разном уровне, например, ахимса – на уровне тела, на уровне речи (вачака-ахимса), на уровне ума (манасика-ахимса). Ахимса считается важнейшей из Ям. Манасика-ахимса означает, что для человека нет такого мышления, которое влияет деструктивно на него самого и окружающий мир. По сути, манасика-ахимса – это не просто моральные правила, а определенное восприятие и состояние сознания. То есть это способность жить в гармонии с миром, в резонансе с ним. Жить в гармонии с миром означает быть пустым, ничего на него не проецировать от своего эго, всегда быть готовым воспринимать все в этом мире таким, какое оно есть, а не так, как хочется нашему кармическому эго. Человек также может иметь о себе наносные представления и нарушать ахимсу в отношении самого себя. Не причинять вред себе и другим может только существо с очень чистым сознанием и гибким мировоззрением. Это мировоззрение не есть просто социальная мораль, как раз именно мораль может быть далека от ахимсы. Получается, что полную ахимсу человек способен реализовать в состоянии полного настоящего отречения от всех ограничений в самадхи .

    Принципы-яма (нравственные правила)

    • Ахимса – ненасилие
    • – истина
    • Астея – неворовство
    • Брахмачарья – следование Богу
    • Кшама – прощение недостатков и вины других
    • Дхрити – терпение и стойкость во всяких обстоятельствах
    • Дайя – сострадание ко всем людям и иным созданиям, помощь находящимся в беде
    • Арджава – честность или прямодушие
    • Митахара – умеренность в питании
    • Шауча – очищение тела и ума

    Помимо общих правил Ямы и Ниямы , Гуру может назначить ученику особые враты.

    «Йога-сутры» Патанджали
    II.30 Яма (самоконтроль и сдержанность) включает в себя (ненасилие), (правдивость), астея (неприсвоение чужого), брахмачарья (безбрачие и целомудрие), и апариграха (непринятие даров).
    II.31 Эти пять обетов, не ограниченных положением человека, местом, временем или обстоятельствами, образуют великий обет (махавратам).
    II.35 Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность ослабевает в его присутствии.
    II.36 Когда человек утвердился в правдивости, последствия его поступков подвластны ему.
    II.37 Все сокровища приходят к тому, кто утвердился в честности.
    II.38 К тому, кто утвердился в брахмачарье, приходит сила.
    II.39 Тот, кто утвердился в необладании собственностью, приобретает знание о том, каковы были и будут перерождения.

    Перевод с санскрита К. Свенссон

    «Хатха-йога-прадипика»
    I.16(б) Не совершать насилия, быть искренним и честным, не воровать, придерживаться воздержания в сексе (будучи погруженным в чистые состояния сознания), уметь прощать, уметь терпеть, уметь сострадать, быть смиренным, придерживаться умеренной диеты и соблюдать чистоту – вот десять правил поведения, выполнение которых способствует яме.

    «Хатха Йога Прадипика» с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати

    «Горакша-вачана-санграха»
    78. Ненасилие, истинность, неприсвоение, следование к Богу, милосердие, честность, прощение, терпение, умеренность в пище, чистота – таковы десять принципов ямы.

    «Сиддха-сиддханта-паддхати»
    32. Восемь частей: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Яма – это спокойствие, контроль всех индрий, независимость от пищи, сна, холода, ветра и жары. Её следует практиковать постепенно.

    Дхармы , закона Истины, являющегося условием бессмертия, тем самым он – хранитель бессмертия; позже, в послеведический период, – бог смерти; почитается как одно из божеств-хранителей мира. Считается хранителем южной стороны.



     

    Возможно, будет полезно почитать: