Из чего состоит карате: формы и методики. Что не так с современным каратэ и как это исправить


Значение слова «каратэ»

Этот японский термин состоит из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука). Вместе они образуют словосочетание «пустая рука». Имеется в виду искусство ведения рукопашного боя, основанное преимущественно на ударах руками и ногами. Толкование значения «пустая рука» имеет не только дословный смысл, но и характер философии Буддизма – «истолковать (показать) себя пустым». Мастер каратэ как боевого искусства - Фунакоши Гитин - избрал именно этот характер значения каратэ. Он писал: «Как зеркальная поверхность отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего звука, так и занимающийся каратэ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм и злобу, и добиться взаимодействия всех сил, действуя в направлении последних. Это и является смыслом Каратэ» . Кара - опустошение.

Однако значение слова «каратэ» не всегда употреблялось в этом значении.

Значение иероглифа Тэ оставалось всегда неизменным, он обозначал руку. Значение же иероглифа Кара, до придания ему смысла «пустой» Фунакоши Гитином, обозначало «континент», то есть «Китай», «страна на материке».

История единоборства

История современного каратэ тесно связана с островом Окинава, наиболее крупном из островов архипелага Рюкю. Это длинная и сложная история, полная противоречий и неясностей. Чего стоят одни названия боевого искусства окинавцев: «тэ», «окинава-тэ», «то-тэ», «кара-тэ», «кэнпо», «кэнпо-дзюцу», «кэнпо-каратэ», «каратэ-дзюцу», «каратэ-до» и т.д. Поскольку каратэ явилось творением не одного человека, а многих поколений учителей и учеников, существующее в нем разнообразие школ и стилей не случайно.

Существует более 70-ти различных японских систем каратэ-до; немногим более 30-ти систем предпочитают именовать себя каратэ-дзюцу. Но во всех этих системах в той или иной мере сказывается влияние того, что изначально представляло собой вид единоборства простолюдинов Окинавы. Особые японские пристрастия повлияли на исходные окинавские формы и создали характерно японский вид каратэ-до, предназначенный в первую очередь для изучения и применения безоружных методов рукопашного спарринг-боя. Правильно понятое японское каратэ-до представляет собой сбалансированную систему духовной дисциплины, физического воспитания, самообороны и спортивного состязания.

Культурный обмен между Японией и островами Рюкю существовал с незапамятных времен. Острова Рюкю ничего не могли предложить внешнему миру. Китайцам удалось в XI веке нашей эры изобрести порох, а позднее, начиная с XII века, им понадобилась в больших количествах сера в их войне против монголов. В это время Окинава и Китай вступили в широкомасштабные торговые отношения.

Произошедшее в XVII веке подчинение Окинавы Японии дало возможность японцам частично ознакомиться с боевыми единоборствами Окинавы и Китая. Но, как мы видим, лишь в эпоху Мэйдзи заметен интерес японского правительства к окинавским воинским искусствам. Один наблюдательный военный врач-японец отметил, что некоторые окинавские призывники имеют необычайно пропорционально сложенное тело и обладают отменными физическими качествами. Последующее изучение показало, что подобное физическое сложение достигнуто благодаря занятиям тем, что сами окинавцы именовали тэ, т.е. «рука». Тэ представляло собой вид рукопашного боя, куда входили как безоружная, так и вооруженная схватка. Оно развивалось под сильным влиянием китайских ушу, завезенных на Окинаву китайскими монахами, торговцами и купцами. Окинавское тэ развивалось как вид борьбы простолюдинов.

Японские официальные власти на Окинаве согласились включить тэ в систему физического воспитания окинавских школ в 1902 году, поскольку это служило военной цели подготовки будущих призывников. Тэ, приспособленное к задачам и общим целям физического воспитания, в итоге стало известно под именем каратэ-дзюцу, иероглифы которого означали «китайское рукопашное искусство».

Появление школ

Не найдено никаких исторических свидетельств того, что окинавское тэ или каратэ-дзюцу систематически преподавалось в Японии до эпохи Тайсё, хотя и представляется возможным, что те, кому приходилось пересекать острова архипелага Рюкю, отправляясь с самого южного острова Японии – Кюсю - были наслышаны об этих единоборствах. Император Хирохито, путешествуя по Окинаве в 1912 году, еще будучи наследным принцем, стал свидетелем представления по каратэ-дзюцу и был столь приятно удивлен, что включил данный момент в свой официальный отчет японскому правительству. Проявленная властями заинтересованность окинавскими видами боевых единоборств побудила Министерство образования пригласить специалиста из Окинавы в Японию. Для этой поездки выбор пал на Фунакоши (Томинакоши) Гитина (1869-1957) из Сюри, учителя японского языка начальной школы, поскольку он был самым образованным среди представителей окинавского единоборства тэ. Хотя существовали на острове и более умелые коренные борцы. Фунакоши выступил в киотском Бутокудэн в 1917 году, где познакомил официальные японские власти и членов Бутокудэн с окинава-тэ и каратэ-дзюцу. Но лишь во время своего второго визита в 1922 году он дал первые публичные показательные выступления по каратэ-дзюцу в Японии.

Чтобы как можно больше заинтересовать японскую публику каратэ-дзюцу, Фунакоши сознательно устраивал свои выступления перед образованными слоями общества. Как словом, так и делом он впечатляюще представил физические и духовные качества каратэ-дзюцу аудитории, преимущественно состоящей из артистов и адвокатов, поскольку полагал, что люди, сама профессия которых наделяет их живым умом, обычно обладают неповоротливым телом. Он упирал на то, что занятия каратэ-дзюцу укрепляют даже самое слабое тело и что человек невзрачного сложения, вроде него, может стать довольно крепким благодаря таким занятиям. Фунакоши приглашал из публики добровольцев испытать его прочность на удары и испытать его устойчивость. Никому не удавалось сдвинуть его с места или опрокинуть на землю. Столь достойное поведение произвело большое впечатление на всех тех, кто видел эти выступления, и спустя короткий промежуток времени учение нашло немалое число сторонников. Фунакоши также давал выступления по каратэ-дзюцу у Кано Дзигоро в его Кодокане и в университетах, где стремительные представления его мастерства глубоко запали в душу и преподавателей, и студентов.

Место ознакомления Японии с каратэ-дзюцу, выбранный Фунакоши, лишь в малой степени дал представление японской публике об окинавском искусстве, в той части, которая виделась Фунакоши наиболее подходящей для его целей и более всего сулящей поддержку со стороны образованной аудитории. Его популярность как наставника быстро росла, а с ней росло желание общественности узнать как можно больше об этом эффективном способе ведения рукопашного боя. В 1924 году токийский университет Кэйо Гидзюку позаимствовал каратэ-дзюцу для целей физического воспитания. Токийские Императорский, Сёка (Китоцубаси), Васэда, Гакусюин, Такусёку, Тюо, Мэйдзи, Нихон и Хосэй университеты вскоре последовали этому примеру. Огромная популярность каратэ-дзюцу среди студенчества дала этому виду единоборства больше сторонников в самой Японии, чем на Окинаве.

Фунакоши остался в Токио, занявшись разработкой нового стиля каратэ-дзюцу, основанного на механике движений тэ из Сюри, которому его обучал Адзато Анко. Мабуни Кэнва , бывший соученик Фунакоши, когда они оба изучали окинава-тэ под руководством Итосу Ясутсунэ, прибыл в 1928 году в Японию, пытаясь создать свой собственный стиль каратэ-зюцу. Итосу был представителем единоборства сюри-тэ, создателем которого являлся Мацумура Мунэхидэ. Последний был также учителем Адзато. Несмотря на их общие корни, стиль каратэ-дзюцу Фунакоши значительно отличался от стиля Мабуни, особенно в связи с тем, что Мабуни занимался под руководством Хигаонны Канрё (1888-1951), мастера тэ из Наха. В дальнейшем Фунакоши и Мабуни пошли каждый своим путем, став наставниками существенно различных стилей.

Хотя Фунакоши тяготел к стилю сюри-тэ, он внес в него ряд изменений. Его сын Ёситака пошел по стопам отца: он предложил радикально новые идеи, которые заложили основы оригинального японского стиля каратэ-дзюцу. Мабуни же разработал свой стиль, который вначале носил название Ханко («полупривязанность»). Позже он предпочел назвать данный стиль Сито, где оба слога являются китайским прочтением иероглифов, входящих в фамилию его прежних учителей: «си» для «ито» учителя Итосу, и «то» для «хига» учителя Хигаонны.

В отсутствие на Окинаве Фунакоши и Мабуни ведущим представителем стиля каратэ-дзюцу стал Мияги Гогюн (Тёдзюн) , один из первых учеников Хигаонны. Мияги назвал свой стиль Годзю , позаимствовав китайские иероглифы «гу» и «жоу», означающие соответственно «твердость» и «мягкость». Мияги остановил свой выбор на таком названии собственного стиля потому, что его технические приемы строились на балансе отражающих и уклоняющихся действий.

Последователи

Во время своего пребывания в Японии Фунакоши воспитал целую плеяду учеников, каждый из которых сыграл важную роль в развитии современного японского вида каратэ-до, выражающего индивидуальные стили каждого из них. Наиболее выдающимися его учениками в Японии были Такаги Масатомо, Накаяма Масатоши, Ито Кэнъити, Оцука Хидэнори и Кониси Ясухиро. Более того, Ямада Тацуо сыграл первостепенную роль в развитии японского стиля кэмпо.

Ученики Мабуни также оказали существенное влияние на развитие японского каратэ-до, но в их идеях чувствовалось сильное влияние окинавской техники, в отличие от идей учеников Фунакоши. Одним из таких наиболее выдающихся учеников был Кокуба Косэй . После учебы у Мабуни Кокуба пошел к Мотобу Тёки, специалисту по сюри-тэ, учившемуся у Мабуни, Итосу и Адзато. Некоторое время Кокуба занимался также и у Фунакоши. Идеи обоих - и Мабуни, и Мияги - также повлияли на развитие японского кэмпо, но именно более поздний японский ученик Мияги, Ямагучи Гогэн , может похвастаться тем, что он создал типично японский стиль каратэ-до, стиль Годзю.

«Путь пустой ру ки»

Бурный расцвет японского каратэ-до, однако, нельзя связывать с идеями одного человека или влиянием единственной секции. Многие опытные бойцы оказали воздействие на формирование японского каратэ-до и способствовали его росту. С традиционной же точки зрения «крестным отцом» японского каратэ-до следовало бы считать Фунакоши, учитывая то, в какой мере он был ответственен за введение различных важных новшеств в окинавское каратэ-дзюцу, что сделало его более привлекательным для японцев. В 1933 году Фунакоши изменил смысл слова «кара», которое вначале записывалось иероглифом, означающим «Китай», взяв другой иероглиф, читаемый также «кара». Фунакоши тем самым изменил смысл слова, которое стало означать «незанятый» или «пустой». Поэтому у Фунакоши каратэ-дзюцу стало переводиться как «искусство пустой руки». Двумя годами позже он предпочел вместо «дзюцу» слово «до». Так что каратэ-до родилось в Японии и буквально означает «путь пустой руки».

Изменения Фунакоши возмутили многих бойцов на Окинаве, которые посчитали их надругательством над традицией. Но к 1938 году почти все они уже привыкли к тому, что их системы называли то каратэ-дзюцу, то каратэ-до.

Чтобы способствовать распространению своих идей, Фунакоши в 1936 году открыл в Токио центральный додзё, и после долгих колебаний дал ему имя Сётокан.

Иероглифы, читаемые как «сёто», представляли прозвище Фунакоши как каллиграфа, «канн» означает «зал». Фунакоши никогда не представлял свой стиль каратэ-до как Сётокан-рю. Он был категорически против использования феодального термина «рю» в отношении своего детища - каратэ-до. Поэтому, когда современные представители каратэ-до прибегают к названию «Сётокан-рю», пытаясь тем самым показать свою приверженность идеям Фунакоши, это не правомерно. Ёситака, сын Фунакоши, все же создал Сётокай (общество Сёто), и эта организация послужила основой для создания в 1957 году Ниппон Каратэ Кёкай (Японского союза каратэ).

Присутствие в Японии окинавских мастеров каратэ-дзюцу привело к довольно широкому распространению их своеобразных идей, что, однако, вызвало в свою очередь еще более широкое толкование этих самых идей со стороны мастеров и учеников. Возникло острое соперничество между мастерами, пытавшимися превзойти друг друга. Само соперничество подогревалось к тому же верными учениками, стремящимися доказать превосходство своего наставника или школы. Такая профессиональная ревность и взаимные трения вели ко все более широкому распространению как технического арсенала, так и методов обучения каратэ-до.

Каратэ-до, каратэ-дзюцу и война

Со вступлением Японии в войну с Китаем в 1937 году, а затем и вовлечением во Вторую мировую войну каратэ-дзюцу и каратэ-до были официально признаны. Принято решение обучать солдат и матросов этим дисциплинам. Массовое участие молодых, способных японцев в занятиях этими дисциплинами привело к быстрому развитию новых, опирающихся на каратэ, техник ведения рукопашного боя.

После поражения Японии и в период запрета на большинство воинских искусств и принципов, эти каратэподобные системы процветали, так как союзное командование полагало, что такие системы - всего лишь методы физической подготовки на манер «китайского бокса». Технический прогресс каратэ-дзюцу и каратэ-до в 50-е и 60-е годы был ознаменован стандартизацией самой техники, тактики и методов обучения каждой секции, что в свою очередь выявило существенные различия между ними и побудило многих специалистов заняться разработкой японского национального стандарта для каратэ-до. В конце концов, вовлечение огромного числа студентов высших школ и университетов в соревнования по каратэ-до привлекло внимание к спортивной стороне этого единоборства, и данная дисциплина приобрела статус национального вида спорта .

Сущность, задачи и техника

Довольно существенно сказавшееся на окинавских тэ и каратэ-дзюцу влияние китайского цюань-фа в меньшей степени отразилось на японских стилях каратэ. Тэ, получившее развитие в Сюри (сюри-тэ), испытало непосредственное влияние вай-цзя, так называемых «внешних систем цюань-фа». Тэ, характерное для Наха (наха-тэ), развивалось под воздействием нэй-цзя, «внутренних систем», а вот тэ в Томари представляло собой сочетание этих двух форм. Японское каратэ-до впитало в себя многие черты внешних стилей и оказалось относительно невосприимчивым к внутренним формам.

Выраженная у Лао-Цзы концепция, что «самое уступчивое в мире управляет наиболее неподатливым», отражает самые существенные особенности внутренних систем. Воздействие мягких и вкрадчивых движений внутренних систем зависит от нэй-гун, иначе внутренней работы, которая, в свою очередь, проявляется через взаимодействие воли (и), жизненной энергии (ки) и мускульной силы. Внутренние системы много внимания уделяют у-гун, упражнениям, позволяющим согласовывать работу внутренних желез и мозга с физическими усилиями. Внешние системы опираются на использование вай-гун, иначе внешней работы. Их характеризует твердая и жесткая мускульная работа, где главным является быстрота глаз, рук (кулака) и ног. Ни одна из систем цюань-фа, тэ, каратэ-до либо каратэ-дзюцу не является исключительно мягкой или твердой, но их можно отнести в тому или иному виду в зависимости от приоритета, который они отдают тому или иному аспекту технического исполнения.

Каратэ и философская база

Окинавские боевые искусства в своей основе не были подвержены влиянию буддизма, поскольку в период их формирования буддизм не был популярен на Окинаве. И связывание окинавских боевых искусств и японских каратэ-дзюцу и каратэ-до с буддийской религией либо философией, особенно с дзэном, является современным нововведением значительно более позднего происхождения, чем системы, которые они якобы идейно обосновывают. В частности, квазибуддийские учения, которые иногда связывают с японским каратэ-до, не имеют ничего общего с исходной формой, выработанной Фунакоши. Эти учения, по существу, определяются личными привязанностями тех их приверженцев, что пытаются успокоить свою совесть, найдя оправдание для рукопашного боя, или же придать эзотерический вид своему искусству и тем самым подкрепить свои притязания на более высокие идеалы, чем те, которые заключены в системах, занятых исключительно физическим обучением, типа спарринга и борьбы. Неуемное воображение писателей, не имеющих большого опыта в каратэподобных дисциплинах, способствовало развитию у людей ошибочного представления о том, что каратэ-до и буддизм неразделимы.

Фунакоши в своей замене исходного иероглифа «кара», означавшего «Китай», на иероглиф со значением «пустой» руководствовался особыми соображениями. То, что чисто японское каратэ-до не использует иного оружия, кроме исключительно частей человеческого тела, дает формальное основание для перевода «каратэ» как «пустая рука». Но явное несоответствие подобного толкования с тем обстоятельством, что окинавские системы каратэ всегда включали использование определенного вида оружия, было одной из причин негодования на Окинаве сторонников традиционного каратэ по поводу замены со стороны Фунакоши иероглифа. Фунакоши дал объяснение произошедшему недоразумению и получил поддержку от своих соотечественников. Он объяснил, что использование иероглифа «кара» (пустой) основывается на концепции «пустотелости», означающей «бескорыстие». Поэтому «пустотелость», выражаемая новым иероглифом, говорит о состоянии человека, когда он «опустошается», т.е. лишается эгоистических устремлений с тем, чтобы дать беспрепятственно развиваться духовному зрению. Такое новое прочтение для «кара», на чем настаивал Фунакоши, давало философское звучание тому, что ранее воспринималось в своей основе как физический вид искусства. Но Фунакоши никогда не рассчитывал на то, чтобы из его концепции делались далеко идущие философские обобщения. В своих сочинениях он дал ясное определение собственной концепции: «Как отполированная поверхность зеркала отражает все, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить все, с чем бы он ни столкнулся» . Таков смысл «кара», иначе «порожнего», в слове «каратэ-до». Так что отпадает всякая необходимость всех многочисленных и разнообразных толкований данного слова, которые предлагают приверженцы каратэ-до.

Еще в 1926 году и Хигаонна и Итосу на Окинаве доказывали необходимость преобразования тэ как системы типа сюгё, т.е. строгой дисциплины, что придает ей по существу боевую физическую направленность, в систему духовной дисциплины. Оба этих больших мастера настаивали на том, что тэ не является искусством, которое следует использовать для нанесения вреда человеческим существам, но это то искусство, где технические возможности в сочетании с человеческим духом должны помогать в разрешении повседневных проблем, не прибегая к физическому воздействию. Ни Хигаонна, ни Итосу не брались за обучение людей с плохим характером. Но именно толчок, который дал развитию техники каратэ Фунакоши, ясно учивший тому, что данная техника служит воспитанию ума и тела, и тем самым формированию личного характера, привел к созданию в 1935 году японского каратэ-до.

Каратэ и японское рыцарство

Окинавские прототипы японских каратэ-дзюцу и каратэ-до были плодом усилий представителей нижних слоев общества, чьи мораль, этические нормы, общие интересы и уровень образования существенно отличались от ценностей аристократического японского рыцарства. Сама простонародная среда Окинавы, где формировалась техника каратэ, а также то обстоятельство, что свое дальнейшее развитие она получила в недрах той же среды, но уже Японии XX века, отчетливо указывают на отсутствие прямой связи между японскими каратэподобными системами и классическими японскими воинскими искусствами. А из тщательно проведенных исследований в отношении боевых искусств буси в доэдовскую эпоху ясно видно, что эти профессиональные воины мало интересовались безоружной стороной боя, поскольку по обыкновению встреча с недругом влекла за собой вооруженную схватку. Рукопашные бои считались уделом крестьян ввязываться в них было ниже достоинства буси. Вооруженные смертоносным оружием наподобие длинного меча, буси были в состоянии свести на нет эффективность любого приема со стороны безоружного.

Большие социальные перемены, произошедшие за период Эдо, были отмечены упадком институтов средневекового рыцарства, появлением сословия самураев, большинство представителей которого не только оказались изнеженными по натуре рыцарями-воинами, но и от самих воинов у них осталось лишь одно название, и повышением социального веса простолюдинов. Методы безоружного боя, хоть и оказывали самураям хорошую службу во время гражданских беспорядков, не стояли в центре их воинского обучения. Но интерес простолюдинов, проявляемый к безоружным единоборствам, был вполне естественным и находил широкий отклик. Им долгое время отказывали в праве пользования оружием, что вполне объясняет предпочтение, отдаваемое простолюдинами безоружному бою. Но, как явствует из исторических хроник, многие простолюдины стремились добиться общественного признания, осваивая дисциплины с применением оружия тех воинских рю, в которых им разрешено было заниматься или которые они могли для себя найти.

Таким образом, простолюдинам удалось получить некоторое представление о духе рыцарства и занятиях рыцарей. Они по своему усмотрению заимствовали из рыцарской боевой культуры то, чем они более всего восхищались или что им представлялось наиболее существенным для собственной системы воинской дисциплины. В некоторой степени они оказывались новаторами, но в большинстве случаев они заимствовали, а не усваивали рыцарское наследие. Они также несут ответственность за искажения рыцарских верований, обычаев, этических норм и воинской практики из-за своей предвзятости или непонимания. Но жадный интерес простолюдинов к дисциплинам по безоружному бою не ослабевает на протяжении эпох Мэйдзи и Тайсё, что подготавливает почву для скорейшего усвоения окинавского каратэ-дзюцу средними слоями японского общества.

Техники Мастеров

Техника Фунакоши

Фунакоши прибегал к выражению «мидзу-но кокоро», означавшему «состояние ума, подобное водной глади» , чтобы подчеркнуть важность успокоения ума перед лицом неожиданности или опасности. Здесь образно говорится о том, что спокойный ум, подобно неподвижной воде, в точности отражает происходящее вокруг. Поэтому тот, кто достигнет такого умственного состояния, будет психологически и физически готов к любому повороту судьбы. Но Фунакоши не оригинален в этой мысли, ибо она вытекает из сонма метафизических представлений о фудосин (невозмутимый ум), вполне обычных для японских мечников в XVI и XVII веках. Другое любимое выражение Фунакоши своими корнями уходит в традиции средневекового рыцарства: «цуки-но кокоро», иначе «ум подобен луне» , где отражается необходимость сохранять постоянную бдительность. Как незатененная тучами луна освещает своим светом все вокруг на земле, так и ум должен высвечивать все, что окружает тело. Такое состояние ума в классических воинских искусствах выражается понятием «дзансин», функционирующим в рамках более общего представления Кан-кэн футацу-но кото, восприятия посредством глаз и интуиции.

Накаяма Масатоши, будучи учеником Фунакоши в 1931 году, свидетельствовал о жесткой дисциплине своего учителя в соответствии с принципом «цуки-но кокоро». Фунакоши был скор на расправу со своими учениками, случись им ослабить бдительность. Во время занятий он мог наградить смачным пинком или ударом тех, кто забывал о правильной осанке. Даже за стенами додзё он оставался требовательным учителем. «Он мог неожиданно выбить из рук прямо в лицо миску с рисом у тех учеников, которые держали ее так, что ослабляли свою защиту, - говорит Накаяма, - и, не причиняя вреда ученику, показать, как противник может воспользоваться неправильным обращением с палочками, чтобы с их помощью сжать горло едока» . Фунакоши никогда не терял бдительности. «Даже находясь на улице , - вспоминал Накаяма, - он никогда не заворачивал за угол, держась близко к стене дома, а проделывал широкий круг, чтобы избежать неожиданностей».

Забота Фунакоши о практической стороне самообороны никогда не перерастала в выпячивание значимости физической техники. Столь важным, как и техника, для Фунакоши был сам процесс обучения, когда столкновение с препятствиями должно развить у учащихся настойчивость в достижении целей и тем самым способность преодоления трудностей. В этом смысле занятие каратэ-до предстает для Фунакоши жизненно важным делом и во многом напоминает религиозные доктрины даосизма, когда необходимо противостоять природе. Занятие является средством, благодаря которому ум и тело совершенствуются, а жизнь продлевается.

Всякий раз, когда у него интересовались мнением относительно каратэ-до, Фунакоши неизменно характеризовал его как систему обороны, но укладывающуюся в рамки концепции кобо-ити, где хэн-о, иначе реакция на грозящую опасность, включает наряду с сэн-но сэн (высшей формой проявления наступательной инициативы), и го-но сэн (низшую форму), в зависимости от обстоятельств. Более всего Фунакоши желал, чтобы его последователи не ввязывались в распри, но если они будут вынуждены, то отвечать на угрозу нападения должны естественно, инстинктивно и спонтанно. И все же Фунакоши считал, что каратэ-до служит воспитанию характера и конечной целью занятий является самосовершенствование, что заложено в самой основе классического подхода к до. Максимумы, которых придерживаются в додзё Японского Союза Каратэ, выражают самые высокие чаяния Фунакоши в отношении каратэ-до:

  • характер,
  • искренность,
  • нацеленность усилий,
  • корректность,
  • самообладание.

Техника Кониси

Мало контрастирует с концепцией каратэ-до Фунакоши и явно противостоит многим каратэподобным системам идеология, разработанная после смерти Фунакоши Кониси Ясухиро , основавшего в 1934 году Синдо Сидзэн-рю .

Кониси занимался и у Фунакоши, и у Мотобу Тёки. Для него даосская философия жизни является основой всего обучения. Он поясняет свою мысль: «Люди часто прибегают к слову «покорять». Когда скалолаз достигает вершины горы, он тотчас говорит, что покорил такую-то гору. И если человек выдерживает испытание холодом и жарой, он говорит, что преодолел внешние условия. Все это чистое заблуждение. Что действительно можно считать покорением, так это состояние умиротворенности, лишенное какого-либо противостояния природе. Это состояние, когда Бог и человек слились воедино. Здесь мы обретаем [внутренний] покой, и в таком естественном состоянии не существует [разделения на] друзей и врагов».

Кониси, являющийся также обладателем кёси, преподавательской лицензии в кэндо, привнес различные идеи из мира фехтования на мечах в свои системы, которые он предпочитал именовать каратэ-дзюцу. В частности, техники Кониси отличает упор, делаемый на дзансин, способности добиться превосходства над соперником благодаря бдительности ума и поддержания нужного физического состояния. Поэтому духовная сторона определяет физическую. Явная склонность к ненасилию определяет сам строй обязательной этики каратэ-дзюцу Кониси, а это со всей очевидностью показывает, что формы дзюцу не лишены более высоких идеалов, несмотря на ошибочные мнения некоторых сторонников форм до.

Занятия каратэ в том ключе, как того требовал Кониси, имели своей целью развитие здорового в духовном и физическом смысле человека. Посредством самозабвенных длительных занятий син (дух, разум), и (техника) и тай (тело) объединяются в одном человеке в нужной пропорции. Такой человек начинает осознавать свои моральные обязательства быть полезным обществу.

Ката, иначе «форма», комплекс формальных упражнений, служит основой для дисциплины в каратэ-дзюцу Кониси. Она, таким образом, является исходным пунктом всего обучения. Используя в достаточной мере для своих занятий ката, учащийся упражняется в управлении своим умом и телом и начинает понимать, что технику каратэ-дзюцу нужно использовать только для подавления нежелательных личных качеств в себе самом и окружающих. Каратэ-дзюцу никогда не следует использовать для разжигания злобы. Но одних ката, замечает Кониси, недостаточно для полного раскрытия человеческой индивидуальности. Поэтому учащиеся должны упражняться в схватках со своими сотоварищами под руководством своего учителя, с этой целью состязательность становится одной из граней тренировочного процесса.

Техника Оцуки

Оцука Хидэнори (1892г. рожд.), основавший в 1839 году Вадо-рю , разработал, возможно, самую чистую форму японского каратэ-до.

Существо своих идей Оцука почерпнул из своего долгого опыта общения с классическими будзюцу. Еще ребенком (в 1898 году) он стал изучать дзюдзюцу школы Синдо Ёсин-рю и в 1921 году, занимаясь под руководством Накаямы Тацубуро Ёкиёси, получил мэнкё (преподавательскую лицензию). Свое обучение каратэ-дзюцу под началом Фунакоши он начал в 1922 году. Глубокая забота Оцуки о благе человека проявляется в самих его идеях. Для него тэн-ти-дзин, ри-до («небо-земля-человек», «принцип-путь») - тот гармонический союз, которому необходимо поклоняться и следовать через непреклонную дисциплину (сюгё). Танка (древнейший жанр японской поэзии: нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога: 5+7+5+7+7) выражает пожелания Оцуки тем, кто занимается каким-либо видом будзюцу или будо.

Потому для Оцуки каратэ-до прежде всего является духовной дисциплиной. Все представители Вадо-рю показывают большое умение в отражении вооруженного и невооруженного нападения. Такое умение вырабатывается у них благодаря тому, что Оцука тесно увязал податливость, являющуюся одной из составляющих принципа мягкости (дзю-но ри), с каратэподобной техникой. Это нашло отражение во многих приемах, являвшихся ранее более жесткими элементами отбива атаки в технике спаррингового боя, которая характерна для большинства стилей каратэ-дзюцу и каратэ-до, исключенных из Вадо-рю. Но «мягкость» техники Вадо-рю не столь изысканна, как во внутренних системах исконно китайского единоборства цюань-фа. Согласно Оцуке, отсутствие «мягкости» в технике ведет к нерациональному использованию [возможностей] собственного тела, ибо «жесткость» всегда сопровождается большим расходом собственных сил. Оцука явился одним из первых в Японии, кто ввел в практику удар кулаком с расслабленным предплечьем с последующим быстрым отводом кулака назад, чтобы тем самым сфокусировать силу удара. Обычную практику ужесточения определенных частей тела для уменьшения их чувствительности к боли Оцука полностью отвергает, считая подобное пустой затеей.

Техника Ямагучи

Ямагучи Гогэн был учеником Мияги Тёдзюна. Он практиковал яростное, жесткое каратэ, но Мияги привнёс в его технику мягкость. За свое проворство и гибкость, Гогэн получил прозвище « Кот » , которое полнее всего характеризовало внутренний дух Мастера.

В 1935 году Ямагучи создал форму свободного поединка, чего не было в каноне обучения окинавского годзю-рю. Сегодня эта форма (Дзю-кумитэ) лежит в основе спортивного каратэ. Японский стиль каратэ, Годзю , Ямагучи определил как сэйсин-но моно, т.е. духовный.

Именно стремление к балансу «жестких» (го) и «мягких» (дзю) действий при выполнении приемов отражено в самом названии стиля Годзю, что является, возможно, лучшим примером влияния китайского принципа нэй-гун (внутренней работы) на японский стиль каратэ-до. Последователи Ямагучи поэтому особое внимание уделяют разработке специальных упражнений, позволяющих развивать внутреннюю силу. Эти упражнения должны научить достигать такого согласия между выбором позиции, движением и дыханием, чтобы тело действовало как одно целое, объединенное одним усилием. Дыхание должно быть мощным, но медленным, и совершаться в точно размеренном ритме. Вдох должен быть похож на то, как мы «нюхаем» воздух, выдох же должен производиться с силой и сопровождаться звуком, издаваемым воздухом, выпускаемым наружу при напряжении мышц живота.

Следование пути, т.е. до, посредством дисциплин каратэ-до для Ямагучи выражается в терпении, стойкости и настойчивости. Каратэ-до в наиболее широком смысле, по его словам, «является путем мира» . Каратэ-до означает «уберечь себя от ударов, но также и самому избежать нанесения ударов другим». Человеческая мораль различна у людей, но каратэ-до, говорит Ямагучи, может направлять поведение всех людей. Поэтому до - это путь, указующий, как правильно жить, и кто уклоняется от него, полагает Ямагучи, тот трус. Правильно ведущиеся занятия каратэ-до помогают открыть для себя неагрессивный путь жизни.

Каратэ-до в настоящее время

Поразительный рост популярности в Японии систем, подобных каратэ, привел к созданию двухмиллионной армии последователей, которые разбились на два лагеря. Каратэ-до тяготело в основном к спорту, и у него было наибольшее число сторонников. Каратэ-дзюцу было исходно нацелено на задачи самообороны.

На Окинаве полагают, что Итосу был первым, кто учил каратэ-дзюцу как спорту. Он якобы приступил к этому в 1905 году, занимаясь с учащимися средней школы, после того как японские власти разрешили включить этот вид единоборства в программу физического воспитания школьников. Но именно японцы первыми стали относиться к каратэ-до как к спорту. Окинавское каратэ-дзюцу ни в коей мере не считалось спортом, пока не попало под японское влияние. В 1936 году Сётокан, созданный Фунакоши, организовал проведение дзю кумитэ, иначе «свободного спарринга». Подобная инициатива, в конечном счете, привела к организации в 1957 году соревнований и чемпионата по каратэ. Сегодня большинство японцев занимается каратэ-до с целью достичь успеха в состязаниях. Все остальное для них второстепенно.

Накаяма Масатоши , нынешний главный наставник Японского Союза Каратэ (ЯСК), обеспокоен подобной тенденцией и хочет, чтобы каратэ-до служило задачам, определенным его основателем, Фунакоши: «Эту [спортивную] направленность, разумеется, можно приветствовать, но нацеленность в занятиях исключительно на победу в матчевом поединке может нанести вред этому динамичному и яркому единоборству. Потребность в заложении настоящих основ мастерства, по-моему, ныне наиболее насущна, чем когда-либо. Я полагаю, что каратэ-до надо рассматривать в более широкой перспективе. С точки зрения его развития как современной дисциплины, а также со стороны физического воспитания, конечной целью каратэ-до должно стать воспитание [зрелой] нравственной личности, что достигается благодаря упорным и неустанным занятиям». Кёкусин , основывались по существу на представлении о мысленном бое, пронизанном духом концепций дзэн-буддизма. Стиль Кёкусин является исключительно формой до боевых единоборств, представляющейся Ояме «путем мужества», однако он бескомпромиссен в отношении того, что все каратэподобные системы изначально являются боевыми искусствами и должны таковыми оставаться, если хотят сохранить свое название «каратэ». Все учения Оямы пронизывает идея хитоцуки хитогэри, т.е. «одним ударом руки или ноги» решить исход поединка. Кёкусин каратэ-до довольно обширная и достаточно эффективная система. Ее методы занятий отличает большая суровость. Элементы корейских, китайских, японских, окинавских и сиамских боевых искусств собрал воедино Ояма, пытаясь построить эффективную систему самообороны.

Кёкусин каратэ-до является, прежде всего, системой безоружного боя, но от использования оружия при обучении здесь не отказываются. Даже в соревнованиях Ояма настаивал придерживаться условий реального боя. Для него простое касание рукой или ногой противника, не важно, как бы быстро и умело это не делалось, вовсе не является ударом. То же самое относится и к успешно проведенной атаке, которая умышленно прерывается в непосредственной близости к цели концентрацией усилий самого атакующего. Чтобы выявить победителя, настаивает Ояма, в состязаниях по каратэ-до необходимо разрешить контакт (как в боксе), и такой контакт нокаутирует соперника, или вынудит его отказаться от дальнейшего боя. Разумеется, необходимо обеспечить для борющихся сторон некоторую степень безопасности, что, как полагает Ояма, могут дать введение определенных правил и защитная амуниция.

Мир каратэ огромен и многообразен. Боевое искусство подобно кристаллу с многочисленными гранями. Исследовать абсолютно все грани за одну жизнь не представляется возможным. На нашем пути встретилось каратэ Кёкусинкай. Если на вашем пути встретилась Школа Кёкусинкай каратэ - у вас есть возможность изучить этот предмет от начала и до конца, познавая мир и себя, подобно тому, как это делали мастера древности и современности. Одним из которых, несомненно является Масутацу Ояма.

О его взгядах на каратэ, оформившихся в стиль контактного каратэ Кёкусинкай - читайте в нашей следующей рубрике.

  • кихон (базовая техника),
  • ката (отработка техники в передвижении без партнера),
  • кумитэ (тренировка с партнером, поединок),
  • тамэсивари (разбивание твердых предметов),
  • ритуалы.

Кихон – фундаментальный метод освоения базовой техники. Это средоточие первопринципов, первоначал каратэ.

Вот почему в традиционных школах каратэ фундамент закладывался несколько лет, а шлифовка базовой техники продолжалась всю жизнь.

Единство тела, души, духа

В кихоне заложена последующая эволюция, устремленная к единению «тела», «души», «духа». Единение тела начинается с осознания и ощущения тандэна как «центра единения», правильной позиции, обеспечивающей баланс, и собирания важнейших мышечных групп.

Работа в одном ритме движения и дыхания

Ритмизация движения и дыхания способствует правильной координации в исполнении техники, повышению ее эффективности. Попутно формируются навыки управления энергией и концентрации, способность перехода в измененные состояния сознания.

Ключевые навыки и способности, закладываемые при постоянной работе в кихоне, закрепляются и развиваются в более сложных разделах подготовки.

Ката – это традиционные «формы», «произведения» воинского искусства, символические «изваяния» его содержания.

Для чего нужно ката?

Это боевые танцы с «тенями» нескольких противников.

Ката – важнейший инструмент приобщения к традиции и средство самопознания.

Работа над ката должна занимать половину времени тренировок.

Кумитэ в концепции каратэ имеет особое значение. Виды и формы кумитэ многообразны.

Предназначение тренировки кумитэ

Бои, которые ведутся по спортивным правилам, позволяют относительно безопасно усложнять задания, постепенно снимать ограничения и подходить к опасной черте. Условий, в которых ведутся жесткие контактные поединки на спортивных татами, вполне достаточно, чтобы боец мог испытать реальность единоборства.

Что дает кумитэ?

В учебных кумитэ наращивается сила и шлифуется мастерство. В состязательных же боях накапливается бесценный опыт побед и поражений. Практика кумитэ – важнейший и наиболее специфический метод единения воинского ремесла, искусства и Пути.

Сущностью техники каратэ является кимэ. Значение кимэ заключается во взрывной атаке цели с применением соответствующего приема и максимальной силы в кратчайшее время.

В старые времена существовало и выражение иккен хиссацу – «убить одним ударом». Кимэ может достигаться ударом ноги или руки, а также блоком.

Принцип действия тамэсивари

Неполный контакт с целью обозначается термином сун-домэ (один сун составляет около 3-х см). Из-за того, что техника, не несущая в себе кимэ, не является истинным каратэ, возникает вопрос: как найти компромисс между кимэ и сун-домэ. Ответ таков: останавливать удар в непосредственной близости от жизненно важной точки соперника. В этом случае удар может проводиться в максимальную силу с полным контролем, без контакта.

Что такое Дзюцу?

Методы (дзюцу) – это способы применения средств каратэ до с целью специально запланированного педагогического или оздоровительного воздействия на занимающихся.

Каратэ до присущ метод строго регламентированных движений и организации деятельности занимающихся по традиционной или заранее разработанной учителем программе обучения.

Им же создаются и оптимальные условия для:

  • успешного овладения новыми упражнениями путем планирования их в соответствии с принципами дидактики;
  • предусматривается эмоциональный фон занятий;
  • активизируется воля, мыслительная и двигательная деятельность;
  • формируется положительное отношение занимающихся к овладению изучаемыми движениями и к занятию в целом.

В каратэ до применяются две группы методов: специфические (характерные только для данного вида единоборств) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам каратэ до относятся:

  • методы строго регламентированных движений и приемов;
  • игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  • соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

Общепедагогические методы включают в себя:

  • словесные методы;
  • методы наглядного воздействия.

  • а) оптимизация физического развития человека;
  • б)всестороннее совершенствование физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовным и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность;
  • в) подготовка каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

I. По оптимизации физического развития человека:

  • а) оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
  • б) укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
  • в) совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
  • г) многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности;
  • д) постановка индивидуализирован-ных двигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках четко определенных параметров (пространственных, временных, силовых).

II. Образовательные задачи:

  • а) формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • б) приобретение базовых знаний теоретического и практического характера.

III. Общепедагогические задачи:

  • а) формирование личности человека;
  • б) развитие нравственно-волевых качеств;
  • в) развитие интеллекта и психомоторной функции;
  • г) формирование этических и эстетических качеств личности.

При решении в единстве эти задачи становятся гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Постановка задач в зависимости от качест человека

При постановке задач и определении сроков для их решения учитываются закономерности возрастного развития организма человека, а также закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят.

Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функций организма создает благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные качества.

Одно из самых главных условий изучения техники каратэ – регулярность занятий.

Иного пути овладеть тем или иным искусством боя не существует. День за днем, месяц за месяцем, год за годом – тот же зал, те же люди, те же упражнения. Бывают моменты, когда от рутины устаешь, хочется все бросить.

Такие минуты посещают всех без исключения. Но однообразие это кажущееся, и жизнь без него всегда немыслима.

— один из самых интересных авторов, пишущих сегодня про каратэ. Ему 27, и с самого детства он занимается каратэ. Входил в национальную команду Швеции по каратэ, много раз бывал на Окинаве, длительное время жил там, занимался в додзё многих известных мастеров и даже учился в местном университете. Словом, этот парень знает о чем говорит. Ниже адаптированый перевод одной из его последних статей .

Что не так с современным каратэ и как это исправить

Июль 1920 года. Первая мировая война закончилась. Японский экономический пузырь вот-вот лопнет.

Чтобы как-то отвлечь людей от неизбежного послевоенного спада в экономике, японское правительство решает сделать ставку на работу с общественным мнением. Ведь, как известно, яркое зрелище — лучшее лекарство против суровой действительности.

Однажды в кинотеатрах Страны восходящего солнца демонстрируется специальная программа… Трансляция боксерского поединка между Джеком Демпси и Джорджем Карпентером.

Европейский бокс поразил японцев. Они никогда не видели ничего подобного

Традиционно люди в Японии использовали для битв оружие: длинные и короткие мечи, лук и стрелы, копья или ножи. Когда у них не было под рукой оружия, они дрались, используя элементы борьбы: броски, подножки, удушения, болевые заломы и т. п.

Драться так, как боксеры с Запада, казалось им просто безумием! Японские боевые искусства не имели с этим ничего общего.

Правящие круги Страны восходящего солнца обратили внимание на то, с каким любопытством простой люд смотрит на бокс, и решили использовать подвернувшуюся возможность, чтобы укрепить японский национальный дух (ямато дамащи ) в своих гражданах. В страну пригласили самых известных боксеров того времени. Публичные демонстрации с их участием проходили в разных районах Токио. Боксерские клубы открывались повсеместно, проводились соревнования, их транслировали на всю Японию.

Воинственный настрой японцев стал расти как на дрожжах!

Но существовала проблема: японцы не хотели вновь заимствования что-то у иностранцев. К этому времени японская система школьного образования, модель организации вооруженных сил, гражданская инфраструктура были полностью заимствованы у западных стран: Германии, Великобритании и Франции.

Но драться-то японцев могли научить и сами японцы!

И вдруг в одном из токийских журналов выходит статья, в которой утверждается, что потомкам гордых самураев не стоит заглядываться на экспертов кулачного боя с Запада, тем более что что на их родине есть те, кто обладает не менее впечатляющими навыками. И живут эти люди на крохотном тропическом острове Окинава.

В том же 1921-м году наследный принц Хирохито, направляясь с официальным турне по странам Европы, ненадолго посетил Окинаву. В его честь на острове была устроена демонстрация техники местных мастеров. Культурная программа включала в себя танцы, песни, музыку… …и что-то под названием «Тодэ».

Так окинавцы называли местную систему рукопашного боя. Буквально это означало «китайская рука» — наследие тесных связей острова с Китаем. Демонстрация техники Тодэ перед принцем Хирохито включала в себя большое разнообразие ударов руками и ногами, блоки, а также поединки без противника — напоминающие бой с тенью.

Одним из тех, кто демонстрировал свои умения перед Хирохито, был человек, прекрасно подходящий для того, чтобы распространять Тодэ в Японии. Он работал учителем в школе, был образован, хорошо говорил по-японски и изучал эту боевую систему с малых лет.

Гичин Фунакоши (1868−1957) или Шото, как он сам любил себя называть

Уже в мае 1922 года его пригласили на 1-ю национальную спортивную выставку, проходившую в токийском районе Очаномидзу, чтобы он представил Тодэ японской общественности. Это стало настоящей сенсацией! Японцы мигом влюбились в то, что пропагандировал Фунакощи, уверяя его, что его знания и умения очень нужны стране в столь тяжелое время. Теперь он мог закончить дело своего учителя Итосу Анко, который потратил большую часть своей жизни на то, чтобы популяризировать Тодэ на Окинаве через систему школьного образования. Фунакощи получил возможность сделать из Тодэ официально признанное японское боевое искусство и тем самым почтить память и наследие своего мастера.

Свою помощь провинциалу Фунакоши предложил человек, обладающей всенародной славой и уважением властей, — основатель дзюдо Дзигоро Кано. Он прошел через схожий процесс «самомодернизации» (спортивное дзюдо корнями уходит в древнее боевое искусство самураев дзю-дзюцу) и знал, что Фунакощи будет необходимо его наставничество.

В Японии главенствует культура соответствия установленным правилам. Поэтому Тодэ необходимо было подвергнуть множеству радикальных изменений, чтобы оно могло стать официально признанным японским боевым искусством и встать в один ряд с другими воинскими системами того времени: дзюдо, айкидо, кендо, иайдо и т. д. В первую очередь необходимо было поменять само название. Японцы нервно относятся ко всему, что связанно с Китаем. Заниматься боевым искусством, которое называется «китайская рука» было абсолютно невозможно с политической точки зрения.

В 1933 году возникло официальное «Каратэ-до» — «Путь пустой руки». Но это было лишь вершиной айсберга. Все составляющие каратэ-до элементы систематизировались, кодифицировались и формализовались. В каратэ появились привычные японцам ритуалы и терминология, а вместе с ними система поясов, степени «кю» и «дан», специальная одежда для занятий, новые техники, упрощенные движения. Акцент в практике был смещен от самозащиты (первой и главной цели изучения Тодэ) к совершенствованию характера занимающегося в соответсвии с моральным кодексом война (Бусидо). Возникли правила соревнований, новые названия ката и многое другое.

В тот момент и зародилось современное каратэ.

Но это не было прихотью одно лишь Фунакоши. В то время любой, кто обучал окинавскому Тодэ, включая таких великих мастеров, как Мияги Чодзюн, Мабуни Кенва, Мотобу Чоки, Канен Тояма, Тайра шинкен, Уэчи Канбун, приезжая в Японию, должен был подчиняться новым правилам.

Как говорит японская пословица «дэру куги ва утарэру» («торчащий гвоздь забивают»).

Затем возник вопрос: если твое каратэ внешне отличается от моего каратэ, то как же все это может одинаково называться? Поэтому каждый сенсей оказался вынужден зарегистрировать название своего «стиля» в Дай Ниппон Бутокукай (Обществе великой японской воинской добродетели). Появился новый вид лицензии на преподавание каратэ — «рэнши». Во многом его создали потому, что присвоение мастерам каратэ других ранее существующих титулов, таких как Шихан, Кюойши или Ханши, было невозможно — подобные звания считались слишком благородными для провинциалов с крохотного острова.

Но вернемся к тому моменту, когда каратэ казалось японским аналогом западного бокса. Была еще одна проблем: Тодэ представляло из себя сложную целостную систему, включающую удары руками и ногами, блоки, захваты, броски, болевые на суставы, технику работы в лежачем положении, способы освобождения от захватов, работу по болевым точкам, использование оружия и много другое.

Но японцам всё это было не нужно. У них были свои боевые искусства (в совокупности известные как «Будо»). Так что они просто опустошили весь технический арсенал каратэ, безжалостно его упростив, чтобы проще было преподавать его большим группам занимающихся, особенно в школах и университетах.

Именно тогда возник тренировочная схема трех «К»: ката, кихон, кумитэ. Все самое «вкусное мясо» (богаты технический арсенал каратэ) просто отодрали от костей (базы). Ограниченный арсенал современного каратэ больше не позволяет его среднестатистическому адепту использовать свои навыки, чтобы достичь главную цель Тодэ — способность защитить себя. Поэтому многие занимающиеся каратэ не способны адекватно действовать в реальных жизненных ситуациях.

Традиционная тренировка по каратэ

Близкий друг Фунакоши — Кенва Мабуни (1889−1952) — позже признавал: «Каратэ, представленное в Токио, — это всего лишь часть от целого. То, что многие видят в нем лишь смесь из ударов руками и ногами, а броски и болевые захваты относятся к дзюдо и дзю-дзюцу, можно объяснить только непониманием… Те, кто думают о будущем каратэ, должны иметь открытые сердце и ум и стремиться изучить искусство во всей его завершенности ».

Получается, что все современные каратисты вынуждены тратить силы и время на изучение искусственно ограниченной, неполной боевой систему? К счастью, нет. Оригинальные техники каратэ не потеряны. Они все ещё здесь — спрятаны на самом видном месте. Вкраплены в не подверженную увяданию форму, известную как КАТА. А ключ, который необходим, чтобы добраться до них, называется Б-У-Н-К-А-Й.

Вся убийственная эффективность каратэ скрыта в бункае

Ката все ещё содержат в себе основы того, настоящего каратэ. Именно поэтому известное изречение «хито ката, саннэн» («одно ката, три года») имеет такой большой вес среди тех адептов каратэ, кто стремится извлечь глубокие знания, зашифрованные в ката. Каратэ было целостным искусством. И каждый из нас сам может вновь собрать его воедино.

Поймите ката, чтобы понять каратэ

Связь с прошлым — мост в будущее.

This entry was posted in . Bookmark the .

В данном материале мы расскажем о выдающемся окинавском мастере боевых искусств, о крупнейшем реформаторе окинавского тотэ (тотэ — общее название боевых искусств, практиковавшихся на Окинаве), об одном из создателей современного каратэ.

Герой данной статьи - Итосу Ясуцунэ Анко.

Анко Итосу (1831—1915) — ученик Сокона Мацумуры и учитель Гитина Фунакоси.

Итосу первым стал открыто преподавать тотэ - боевое искусство Окинавы. Важной заслугой героя данной статьи считается создание предпосылок к качественному переходу от каратэ-дзюцу к каратэ-до, то есть от простого рукопашного боя к боевому искусству, совершенствующему дух.

Анко Итосу — скромный мастер-весельчак

Согласно задокументированым воспоминаниям современников, внешность Итосу резко выделяла его среди окинавского населения: мастер обладал огромным ростом и большой физической силой. Так предплечья Анко сравнивались со стволами молодой сосны, грудную клетку уподобляли «огромной круглой бочке». «Спина у него — что у медведя, а в руках живет сила тигриных лап», — говорили о нём.

Итосу легко переносил на плечах рыбацкую лодку. В ярморочные дни мастер развлекал людей, выпрыгивая из ямы с мельничным жерновом.

Мощное телосложение позволяло Итосу выдерживать удары соперников без видимого для себя ущерба. Примечательно, что походка Итосу напоминала перемещение в киба-дати (стойка "всадника"), что по одной из версий и дало ему прозвище "Анко".

Мастер Сокон Мацумура говорил ему: «Ты, Итосу, своим мощным ударом действительно можешь свалить меня, но вряд ли ты сумеешь меня достать».

Несмотря на силу и бойцовское мастерство, Итосу никогда не демонстрировал свои умения без особой на то причины. В отличие от большинства мастеров, в том числе и своего учителя Мацумуры, Анко не принимал участие в поединках с быками. Тем не менее, когда однажды бык вырвался из загона, мастер Итосу без видимого усилия прижал голову животного к земле и стал ждать загонщиков.

Отличительной чертой Итосу было дружелюбие, а глаза мастера до самой глубокой старости сохраняли добрую наивность.

Известен случай, когда при входе в ресторан на Итосу напал недоброжелатель. Мастер, обезвредивший нападавшего, пригласил неудачливого оппонента выпить.

На тренировках со своими учениками Итосу был очень строг, а после занятий будто преображался. Сохранились сведения, что Итосу был известным весельчаком и любителем выпить.

Отметим, что Гитин Фунакоси рассказывал о том, как учитель всегда знакомил его с известными мастерами и наставлял, что нужно "от каждого взять то лучшее, в чём он превосходит всех остальных".

Итосу превосходно владел техникой кобудо, но оружие предпочитал не использовать. Однажды данными предпочтениями мастера решили воспользоваться бандиты: они напали на Итосу, атакуя его палками и трезубцами. Мастер Анко обезоружил всех до единого, забросил оружие в лес, а после с улыбкой сказал: «Не расстраивайтесь. Это было плохое оружие».

Анко Итосу — реформатор

Анко Итосу считается крупнейшим реформатором окинавсикх боевых искусств. Его имя по праву числится в списке создателей современного каратэ. Анко заложил основу массового и, что важно, открытого преподавания боевых искусств.

Итосу развил искусство прямого удара кулаком — цуки. В практику каратэ мастер ввел характерное доворачивание кулака во время удара, что позволило усилить мощь удара, придало ему окончательный вид.

Итосу создал несколько ката. Это считалось немыслимой дерзостью, т.к. ката считались истинным воплощением духа древнейших мастеров. Ката воспринимались в мистическом аспекте, служили "каналом соприкосновения" с сутью мастерства.

Итосу же видел в ката обычный комплекс базовой техники. Ореол сакральности, по мнению дерзкого реформатора, лишь вредил эффективности обучения. Так же Анко первым ввёл в нумерацию ката термин "дан" — т.е. "уровень".

Итосу способствовал включению боевых искусств в программу средней школы, что было сделано в апреле 1901 года в виде эксперимента. В октябре 1907 года для обоснования и облегчения преподавания боевого искусства в школах мастер написал свои знаменитые "Десять заповедей о занятиях тотэ ".

10 уроков Итосу Ясуцунэ Анко

Предлагаем вашему вниманию Десять заповедей о занятиях тотэ от мастера Анко Итосу (переведенные заповеди взяты из материалов ресурса karatebyjesse.com):

Каратэ не происходит ни от буддизма, ни от конфуцианства, как думают многие. В старину окинавцы заимствовали из Китая два стиля (ха) каратэ, которые называются "Сёрин-рю" - школа светлого леса и "Сё-рэй-рю" - школа светлой души. У обоих стилей есть свои сильные стороны: очень важно сохранить их в первозданном виде, не допуская привнесения каких-либо преувеличений и искажений.

1. Значение каратэ не ограничивается только совершенствованием физического развития. Его суть заключается в готовности в любой момент без сожалений отдать свою жизнь служению Родине во имя господина и близких. Его суть ни в коем случае не состоит в применении в бою с одним противником, в ситуации обычной драки, а если же каратисту доведется встретиться с хулиганом или преступником, он, насколько это возможно, должен избегать драки. Таким образом, нужно твердо усвоить, что нельзя причинять ранений другим людям своими кулаками и ногами.

2. Поскольку первостепенной целью каратэ является укрепление мышц и костей, укрепление тела, чтобы оно было подобно железу или камню, чтобы каратист мог использовать руки и ноги вместо наконечников копий, в процессе занятий каратист естественным образом выявляет характер отважного воина. Если дети будут начинать заниматься каратэ во время учебы в начальной школе, то, когда придет их день, они станут солдатами, приобретя способность легко осваивать любые дисциплины, в будущем они станут опорой военного общества. Напомню, что маркиз Веллингтон, разбив императора Наполеона I, сказал: "Наша сегодняшняя победа была завоевана на площадках для начальных школ". Эти слова воистину следует назвать назиданием.

3. Каратэ трудно овладеть за короткое время. Так же, как гласит пословица "хотя бык еле передвигает ноги, но в конце концов он уйдет за тысячу ри", если ежедневно усердно тренироваться по часу или по два в день, то я уверен, что через 3-4 года многие из занимающихся своим сложением будут сильно отличаться от обычных людей, не занимавшихся каратэ, и смогут постичь глубины каратэ.

4. Поскольку главным оружием в каратэ являются кулаки и ноги, их нужно постоянно в достаточной мере тренировать на макиваре. Во время тренировки с макиварой необходимо опустить плечи, расправить легкие, собраться с силой, ногами прочно упереться в землю, наполнить тандэн энергией ки и каждой рукой нанести приблизительно по сто-двести ударов.

5. Стойка в каратэ должна быть прочной, необходимо поставить поясницу строго вертикально, опустить плечи, собраться с силами, напрячь ноги и упереться ими в землю, наполнить тандэн энергией ки, объединить верхнюю и нижнюю части тела.

6. Главное искусство (омотэгэй) каратэ требует многих тренировок. Каратист должен последовательно получить наставления о сущности многочисленных приемов и, ясно усвоив, какой прием в какой ситуации следует применять, отрабатывать их. Он должен также получить многочисленные устные указания о способах приближения к противнику (ири), блокирования (укэ), освобождения от захватов (хадзуси) и технике захватов (торитэ).

7. Главное искусство (омотэгэй) каратэ требует, чтобы каратист тренировался, заранее четко определив, подходят ли те или иные действия для развития тела (тай), подходят ли те или иные действия для овладения "применением" (ю).

8. Тренировки в каратэ должны проходить в такой атмосфере, словно каратист направляется к месту битвы. В глазах должен быть гнев, плечи должны быть опущены, тело - напряжено. Если при этом он будет постоянно тренироваться так, что при выполнении блоков и ударов со стороны будет казаться, что он на самом деле отбивает удары врага и сам наносит врагу удары, чудесность (мё - сущность, эффективность) каратэ естественно проявится на поле боя. Этому следует уделить самое пристальное внимание.

9. Когда тренировки по интенсивности и продолжительности не соответствуют физической подготовленности занимающихся и ведут к перенапряжению, энергия-ки поднимается в верхнюю часть тела, что вызывает покраснение лица, покраснение глаз, что вредно для здоровья. Следует уделить самое пристальное внимание тому, чтобы этого не происходило.

10. Исстари среди людей, активно занимавшихся каратэ, было много долгожителей. Что касается причин этого, то занятия каратэ, способствуя развитию мышц и костей, помогают органам пищеварения, улучшают кровообращение, и, благодаря этому, среди людей, активно занимающихся каратэ, много долгожителей. В связи с этим, если мы с этого момента положим каратэ в основу физического воспитания, включим его в число предметов школы, преподаваемых с начальной школы, приобщим к занятиям большое количество детей, то я уверен, что с течением времени мы сможем получить большое число людей, которые, овладев каратэ, будут способны в одиночку одолевать десяток противников.

Если занятия каратэ будут организованы в Педагогическом училище в соответствии с сутью изложенных выше десяти пунктов, а будущие учителя по окончании училища начнут работать в школах в разных районах префектуры и будут точно обучать каратэ школьников районных начальных школ, то в течение десяти лет каратэ распространится по всей стране и станет опорой не только для населения префектуры, но и для военного общества. По этой причине я и подаю свои записки для высочайшего рассмотрения".

Критика Анко Итосу

Фудзивара Редзо приводит слова Кодзё Кахо, наследника кэмпо семьи Сай-Кодзё:

"Каратэ Сокона Мацумуры — подлинное каратэ, а каратэ Итосу Анко полно ошибок. После создания префектуры Окинава подлинное каратэ исчезло. А то каратэ, которое в последнее время практикуют жители Сюри полно ошибок, и о нём и говорить не следует".

Интересно, что Кодзё противопоставлял стиль Итосу и стиль его учителя — Мацумуры. Однако неизвестно, что именно вызвало негативную оценку Кодзё. Возможно, дело в том, что Итосу посмел изменять китайские ката и снизил прикладной аспект боевого искусства, тем самым сделав его более доступным и менее травмоопасным.

Следует заметить, что Сокон Мацумура был прямым продолжателем китайской традиции и утверждал, что преподаёт именно китайское боевое искусство.

Как бы то ни было на самом деле, все каратисты должны знать, что многие аспекты современного каратэ заложены именно дерзким реформатором, скромным весельчаком и легендарным мастером - Итосу Ясуцунэ Анко.

Исторические источники, повествующие о традициях развития многообразных систем боевых искусств Окинавы и Японии, отмечают факт существования уже много столетий назад в этих системах, школах, стилях различных методик преподавания, а также контроля и оценки знаний учеников. В конце 19-ого, начале 20 века эти традиции сформировались в чёткую систему проведения аттестационных испытаний – экзаменов и присуждения ученикам различных по уровню градации квалификационных уровней - разрядов - КЮ, или Дан.

По своей сути аттестационные экзамены (испытания) являются неким контролем знаний и технических навыков, полученных учеником за определённый период времени его тренировок. Но, с другой стороны, аттестационные экзамены являются демонстрацией основ и идеологии стиля и школы каратэ. Поэтому крайне важно подходить к проводимым экзаменам, прежде всего именно со стилевых позиций.

В различных школах каратэ по разному могут подходить к процессу проведения этих экзаменов, что связано, прежде всего, с философскими и этическими канонами этих школ. Например, в одних школах аттестационные экзамены могут проходить в форме некой беседы учителя с учениками, в ходе которой и выясняется степень зрелости и моральной подготовленности учеников к соответствующему квалификационному разряду. Можно предположить, что подобные беседы, при всей их глубине, всё-таки не позволяют оценить качество выполнения учениками технических приёмов и навыков ведения поединка. Другие школы каратэ видят смысл экзаменов в проведении большого количество поединков, идущих практически без перерыва, с постоянной сменой противников, считая, что только через такие жёсткие испытания проверяется истинный дух мастера. Безусловно, такие испытания могут пройти только хорошо подготовленные и физические крепкие мастера. Но, остаются открытыми вопросы разносторонней технической, моральной, умственной и теоретической подготовки.

Существует и другой подход к организации, и проведению аттестационных экзаменов, предполагающий контроль всех аспектов подготовки ученика: теоретические знания, этика и философия каратэдо, уровень технической и боевой подготовки, а также и степень физической подготовки.

Система преподавания, а, следовательно, и проведения аттестационных экзаменов и присуждение квалификационных технических разрядов, школы Косики Дзюцу-Косики каратэ в соответствии с традициями Сёринрю - Окинаватэ, а позже и японских боевых искусств, в основе которой лежит философская концепция ШУ ХА РИ, строится по трёхуровневому принципу.

ШУ ХА РИ (SHU HA RI) - 守 破 離 - концепция дзен буддизма познания окружающего мира, обучения различным искусствам, получения каких-либо навыков и знаний лежит в философских основах большинства японских боевых искусств.

Учение ШУ ХА РИ неразрывно связано с двумя другими философскими концепциями: СИТЭЙ (SHITEI) и ДОДЗЁКУН (DOJOKUN) .

Понятие СИТЭЙ дословно можно перевести «Учитель (си) и ученик (тэй)». Применительно к боевым искусствам концепция СИТЭЙ охватывает весь спектр взаимоотношений между учителем и учеником, возникающих в процессе передачи знаний и технических навыков и постижения пути «ДО».

В процессе обучения между учеником и учителем устанавливаются особые отношения, которые в практиках дзен буддизма, и как следствие их развития, и в боевых искусствах, получили название «ДОКУЗАН» (в переводе с японского языка – «самостоятельно стремиться к совершенству»). В традиционных школах Окинаватэ учитель много времени посвящал доверительным разговорам с учениками, в ходе которых раскрывались философские основы мироустройства, взаимоотношений между людьми, и, безусловно, фундаментальные принципы боевого искусства. Считалось, что ученики, не участвующие в подобных беседах, постигают боевое искусство лишь поверхностно, не понимая всей глубины происходящих явлений и глубинных тайн искусства.

К сожалению, сложившиеся в последние десятилетия тенденции развития боевых искусств, в целом, и каратэ в частности, которые в основном нацелены на получение сиюминутного результата и внешнего эффекта (это связано, в том числе, и с перестройкой большей части боевых систем на спортивный лад) полностью исключают этот, один из важнейших аспектов преподавания.

Философская концепция «ДОДЗЁКУН» (Dojokun) является по своей сути сводом основополагающих этических норм поведения ученика - Сисей (Shisei), определяющих и направляющих правильное его саморазвитие.

Принципы Додзёкун осуществляют связь между философской основой такого всеобъемлющего понятия, как «Учение о пути «ДО»»- ДОКЁ (DOKYO), и усвоением и практическим применением формальной техники каратэдо - ДЗЮЦУ.

Додзёкун способствуют плавному осмысленному переходу от интеллектуального накопления знаний к практической отработке и применению техники каратэ.

Додзёкун , как некий кодекс для постижения каратэдо, сформулированные впервые выдающимся мастером Окинаватэ Сакугава (Sakugawa), и состоящие из пяти основных краеугольных принципов – Кайсетсу (Kaisetsu), стали идеологической основой практически всех школ и стилей Тодэ - Окинаватэ- каратэ:

  • познай себя
  • познай окружающий мир
  • придерживайся благородных побуждений и устремлений, будь предан своему учителю
  • всегда соблюдай этикет поведения
  • не будь агрессивен ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках.

Концепция ШУ ХА РИ рассматривает три стадии, три уровня познания мира в целом, а для каждого индивида, его жизненного пути в частности. Каждая из стадий развития индивида (ученика, если речь идёт о боевых искусствах) охватывает определённый этап познания пути «ДО», который обусловлен не столько какими-то временными рамками, а скорее определяется уровнем развития индивидуального опыта, мастерства и интеллекта ученика.

Постижение КОСИКИ ДЗЮЦУ также базируется на этих философских принципах.

Первый уровень познания - уровень «ШУ» - 守.

Уровень «ШУ» охватывает ученические разряды с 10-го по 1-й Кю. Ученики, находящиеся на данном этапе развития называются «Мюданся» (Myudanshа).

Интеллектуальный уровень «ШУ» предполагает точное следование правилам школы, к которой относится ученик, и указаниям учителя, под руководством которого он проходит обучение. Ученик должен почувствовать себя частицей большого коллектива. Должен научиться правильно выполнять все законы школы, следовать общепринятым требованиям и нормам поведения. Задача обучающегося - сосредоточиться на получение информации и технических навыков, их осмыслении, повторении, и стремлении в совершенствовании при их неоднократном и систематическом выполнении. Через многократное повторение всего полученного материала и постоянное улучшение качества выполнения технических элементов и их комбинаций ученик начинает понимать сокровенный смысл знаний, полученных на этом этапе познания. Когда это происходит - уровень «ШУ» достигнут. Обучение переходит в следующую стадию.

Уровень «ХА» - 破.

Уровень «ХА» считается первым мастерским уровнем, и охватывает квалификационные разряды с 1-го по 4-й Дан. Ученики, достигшие этого уровня, называются «Юданся» (Yudansha).

На стадии развития «ХА» ученик, следуя всем правилам и законам школы, начинает анализировать свои действия. При выполнении, как отдельных технических элементов, так и их комбинаций, ученик должен пытаться сочетать требования школы, стиля боевых искусств, к которой он принадлежит, со своим индивидуальным опытом, уровнем мастерства, личными физическими, умственными и духовными данными, а также эмоциональным настроем. На этом этапе развития ученик может изучать и анализировать опыт и практики других школ и направлений, обогащая таким образом технику своей школы.

Уровень «РИ» - 離

Уровень «РИ» является уровнем гранд мастеров, и охватывает квалификационные разряды с 5-го по 10-й Дан.

Ученики, достигшие данного уровня, называются «Коданся» (Kodansha). Уровень «РИ» чрезвычайно важен в развитии каждого мастера боевых искусств, т.к. он предполагает параллельное развитие личности в двух направлениях. С одной стороны мастер остаётся учеником своей школы и продолжает её традиции и использует арсенал её технических приёмов и форм, а с другой стороны, он должен развиваться дальше индивидуально как личность, и вносить нечто новое и прогрессивное в эти знания. Этот процесс требует от ученика высочайших моральных качеств. Когда уровень «РИ» достигнут, начинается фаза «ШУ» в новом измерении.

Все эти принципы позже легли и в основу стиля Сёринзирю Кенкокан каратэдо , основанного в середине 20-ого века мастером Кайсо Кори Хисатака.

В системе Косики Дзюцу в качестве её стилевой, технической основы заложены традиционные направления Окинаватэ, входящие в группу стилей, объединённых общим стилевым понятием - Сёрин, и в частности, Сёринрю по школе Матсумура, а также одной из её современных версий - Сёринзирю Кенкокан каратэдо по школе Кайсо Кори Хисатака. Поэтому, в основе аттестации по Косики Дзюцу лежит, прежде всего, контроль и оценка теоретических знаний, контроль качества выполнения технических элементов и их комбинаций - Ваза, а также технических комплексов - Ката, основанных именно на этой стилевой базе.

Ханси М.В.Крысин , изучая Сёринзирю Кенкокан каратэдо на протяжении 25 лет, а также другие направления каратэ и японских боевых искусств, значительно расширил это направление современного каратэ, что получило своё отражение при создании им системы Косики Дзюцу . Из схемы, показывающей основные составные части системы Косики Дзюцу , видно, что основное внимание уделяется изучению и отработке технических элементов, которые должны быть в дальнейшем реализованы для проведения высокоэффективной техники самообороны. Косики каратэ, являясь лишь одной из составных частей подготовки учеников к ведению поединка – КУМИТЭ, которая является частью системы Косики Дзюцу , направлено исключительно на развития её спортивно-соревновательной составляющей. Поэтому при проведении аттестаций соревновательные поединки среди аттестуемых учеников не проводятся, а уровень их подготовки в умении вести поединок оценивается лишь по объективным показателям - результатам их личного участия в соревнованиях по Косики каратэ разных уровней.

Для развития Сёринзирю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране Ханси М.В.Крысиным в 1991 г. была создана Федерация Сёринзирю Кенкокан каратэдо-Косики каратэ СССР , которая в 1992г. была преобразована в Федерацию Косики каратэ России. Одним из важнейших вопросов, которые должна была решать Федерация, стала выработка методики преподавания стиля Сёринзирю, и, безусловно, методики проведения аттестационных экзаменов для присуждения ученикам квалификационных разрядов – КЮ и ДАН. Результатом этой кропотливой работы стали, написанные и опубликованные Ханси М.В.Крысиным в 1998г. Аттестационные требования для присуждения квалификационных разрядов по стилю Сёринзирю Кенкокан каратэдо.

В 2013г. Аттестационные требования были переработаны и дополнены новыми разделами. Принципиально новой стала система присуждения квалификационных разрядов и соответствующих им квалификационных поясов.

10 КЮ 9 КЮ


8 КЮ 7 КЮ


6 КЮ 5 КЮ


4 КЮ 3 КЮ


2 КЮ 1 КЮ


1 ДАН

Третий Дан - «Сандан» (Sandan) и Четвёртый Дан - «Ёндан» (Yondan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются полосы чёрного и белого цвета

Пятый Дан - «Годан» (Godan) и Шестой Дан – «Рокудан» (Rokudan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются поперечные полосы красного и чёрного цвета.

Седьмой Дан - «Нанадан» (Nanadan) и Восьмой Дан - «Хачидан» (Hachidan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются поперечные полосы красного и белого цвета.

Девятый Дан - «Кудан» (Kudan) и Десятый Дан – «Йодан» (Yodan)
одноцветный пояс пурпурно-красного цвета

Чётко обозначив требования на каждый квалификационный разряд с 10-ого КЮ и до высших мастерских разрядов – Дан, данная система позволяет инструкторам и тренерам более продуктивно строить свою методическую работу.

Принята новая система квалификационных поясов, в которую введены новые цветовые решения ученических и мастерских поясов, что даёт возможность тренерам более гибко подходить к процессу аттестации и созданию новых мотивационных предпосылок для обучения учеников.

Оставаясь практически традиционными для Федерации Косики каратэ России, Аттестационные требования в новой редакции были дополнены разделами, ориентированными на углублённое изучение приёмов самообороны, как против невооружённого противника, так и противника, вооружённого различными предметами.

Особое внимание при оценке выполнения экзаменуемыми учениками технических комплексов – Ката, уделяется качеству выполнения отдельных технических элементов и их комбинаций.

Принимая во внимание безусловную историческую приоритетность развития Косики каратэ и Сёринзирю Кенкокан каратэдо (возможно и другое написание названия стиля – Шориндзирю Кенкокан каратэдо) в нашей стране Ханси М.В.Крысиным и Федерацией Косики каратэ России , всем организациям, пытающимся изучать и практиковать Сёринзирю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ, следует учитывать, что использование Аттестационной системы, принятой в Федерации Косики каратэ, недопустимо, может рассматриваться как покушение на интеллектуальную собственность Федерации.



 

Возможно, будет полезно почитать: