Массаж ребенку 7 месяцев для укрепления мышц. Круговые движения руками. Приседание с прогибанием позвоночника

Когда ребёнок впервые порадовал родителей своим появлением, мамы прикладывают все силы, чтобы вырастить его сильным и крепким. Тогда взрослые начинают с основного - гимнастики для грудничков, которую советуют делать не только бабушки, но и педиатры.

Как делать гимнастику грудничку?

Гимнастика для грудничков имеет огромное значение, ведь во время занятий ребёнок развивает мышцы и рефлексы: ползания, ходьбы. Заниматься с детками упражнениями разрешается без надлежащих навыков, образования.

Главное - не перестараться и придерживаться особых правил:

  • заниматься гимнастикой с ребёнком при смене памперсов за час до, или после употребления пищи;
  • делать зарядку на обнажённое тельце;
  • поверхность, где выполняется массаж, должна быть не слишком мягкая и ровная;
  • приступать к гимнастике желательно с 1 месяца, тогда эффект будет значительно быстрее и лучше. Однако, если этот момент упущен, то начинать никогда не поздно.
  • с месяца, не считая простых упражнений, разрешается делать зарядку на фитболе;
  • ежедневность - основное правило для видимого результата;
  • следует регулярно проветривать помещение и следить за температурой в комнате, она должна быть не менее 21 градуса;
  • начинать гимнастику следует с разогрева мышц, нежными прикосновениями легко гладить грудничка;
  • 1 вид упражнений должен повторяться минимум 3 раза;
  • на начальном этапе не стоит выполнять свыше двух вариантов упражнений. После привыкания к основной гимнастике, рекомендуется включать не более одного нового упражнения;
  • зарядка длится максимум 15 мин;
  • нельзя заставлять ребенка делать упражнение. Лучше повременить с его выполнением, а через время снова попробовать.

Гимнастика для грудничков 1 месяц

Даже в малом возрасте, ежедневная гимнастика для грудничков пользуется спросом. Малыши 1 месяца не могут сами сознательно двигаться, поэтому могут появляться: пролежни; затекание ручек, ножек, спинки, шейки.

Преимущества гимнастики для грудничков:

  • увеличения поступления крови к тканям, мышцам;
  • улучшение обмена веществ;
  • улучшение работы коры надпочечников;
  • развитие сцепления костно-мышечной системы.

Гимнастические или массажные упражнения, которые мамы проводят с детками развивают, закрепляют, вырабатывают конкретные навыки и способствуют хорошему самочувствию.

Массаж и гимнастика для грудничков 1 месяц - упражнения:

  • Младенец лежит животиком на пеленальном столике или кровати, нужно бережно гладить тельце. Затем перевернуть на спинку и провести те же манипуляции.
  • Положить на спинку и слегка надавить на ладошки. Младенец начнёт приоткрывать ротик, вытягивать губки, напрягать плечики.
  • Положить грудничка на животик, под стопы подставить ладонь. Ребенок, отталкиваясь от маминой руки, будет стараться ползти.
  • Лёжа на спинке сгибать и разгибать локотки, вначале по очереди, а затем вместе. Тоже проделать с ножками.
  • Лёжа на спине согнуть левую ручку и правую ножку, дотянуться локотком до коленки. Тоже проделать с противоположными суставами.

Гимнастика для грудничков 1 месяц видео:

Гимнастика для грудничков 2 месяца

Гимнастика для грудничков 2 месяцев предполагает собой удвоенную нагрузку на мышечную систему, сравнительно с месячными детками.

Упражнения на спинке:

  • широко разводим ручки ребенка, якобы потягиваясь, затем скрещиваем в районе груди, как бы крепко обнимая за плечи.
  • берем ручки малыша в области предплечья, поочередно притягиваем к себе ручку, имитируя боксирующие движения.
  • 1 рукой следует держать голени грудничка, а 2 - плечо, повернуть на бочок.

Упражнения на животике:

  • Положить недалеко от ребенка красочный трофей. 1 руку просунуть под грудью, а 2 – на ступни. Малыша заинтересует игрушка, он будет отталкиваться от ладошки, и поползёт к ней.
  • Эту зарядку можно делать на спинке и на животике. Необходимо заинтересовать грудничка ярким трофеем и мотивировать поворачивать головку от перемещения игрушки из стороны в сторону.
  • Слегка тянуть за пальчики, опасаясь резких движений.
  • Делать каждым пальчиком движения по кругу.

Массаж и гимнастика для грудничков 2 месяца видео:

Гимнастика для грудничков в 3 месяца

Гимнастика для грудничков 3 - 4 месяца делается намного легче, ведь малыш уже может сам держать головку, но за спинкой, все равно нужно наблюдать. Несмотря на возраст, старыми заданиями лучше не пренебрегать, резкое введение нового комплекса упражнений может смутить младенца.

Гимнастика для грудничков 3 - 4 месяцев выполняется следующим образом:

  • Лёжа на спинке, берем малыша за голени. Ножки чуть согнуты. Медленно выпрямляем первую ножку, слегка затрагиваем пяткой (скользим) поверхность пеленального столика. То же сделать и со второй конечностью.
  • Обхватить голени и подложить ладошку под грудь. Затем поднять грудничка над столом, чтобы ножки были немного выше головы. К вниманию взрослых: это действие не длится более 1 секунды, 1 раз в день.
  • Крепко взять в руки кисти малыша, бережно потянуть на себя, имитируя положение сидя, затем аккуратно повалить на бочок. Это упражнение делается на мягкой кровати, чтобы младенец не ударился головой.

Гимнастика для грудничков в 3 месяца видео:

Гимнастика для грудничков 4 месяца

Гимнастика для грудничков 4 - 5 месяцев напрямую готовит к развитию тазобедренной части, а также вызывает желание поворачиваться самому.

  • Держа малыша за голени и ручки, поворачиваем тельце со спины на животик и наоборот. Повороты должны осуществляться в обе стороны. Чтобы повысить интерес грудничка к этой процедуре, стоит положить красочный предмет.
  • Согнуть ножки в коленях, прижать к животику. Медленно и бережно разводить колени в разные стороны движениями по кругу. В результате конечности свести вместе и выпрямить.
  • Заинтересовать лежащего на животике ребёнка игрушкой с музыкой, и мотивировать ползти к ней. Грудничок будет потихоньку продвигаться и возьмёт трофей. Тогда его нужно обязательно похвалить, дать немного рассмотреть трофей, далее незаметно забрать, иначе в другой раз, ребенку будет неинтересно к нему ползти.

Гимнастика для грудничка 4 месяца видео:

Гимнастика для грудничка 5 месяцев

Гимнастика для грудничков в 5 месяцев, рассчитана на укрепление мышц спины и обучению ползать. Чтобы выполнить эти немаловажные для развития функции, стоит к уже выполняемым заданиям добавлять следующие.

Учим ребенка ползать видео:

Эта гимнастическая зарядка годами разрабатывалась врачами, и уже давно проверена временем. Следовательно, эффективность занятий будет оправдана в кратчайшие сроки при ежедневном использовании комплекса процедур.

Гимнастика для грудничков 5 месяцев - упражнения:

  • Просунуть под животик малыша обе руки. При этом он должен лежать ровно и горизонтально, упираясь ножками в мамину грудь. Голова должна быть приподнятой.
  • Взять ребёнка за бока так, чтобы было возможно придерживать спинку, и поднять над столом животом вверх.
  • Дети не всегда готовы делать такую гимнастику. Если грудничок запрокидывает назад головку, то на короткий срок следует прекратить делать это задание, и вернуться к нему через несколько недель.
  • Взять ручки малыша, и бережными движениями совершать движения по кругу.
  • Разрешить ребёнку ухватиться за пальчики и развести руки, далее сводим ручки вместе, скрещиваем на уровне груди.
  • Взять грудничка подмышки, придерживаем, касаемся стопами (но не ставим!) жесткой поверхности. Он начнёт топтать ножками, но мама должна быть внимательна, и обратить внимание, чтобы ребёнок не становился на носочки. Этим можно спровоцировать плоскостопие.
  • Положение спиной вверх. Крепко взять ребёнка за ровные ножки и немного приподнять. Руку заводим под животик, и приподнимаем грудничка горизонтально. Следует обратить внимание на то, что голова, плечи и ножки должны быть выше животика. Выполнять не более 2–4 сек. 1 раз в день.
  • Малыш лёжа хватается за указательные пальцы, а остальными мама поддерживает кисти ребенка. В процессе, нужно бережно потянуть младенца за верхние конечности и сказать «Садись». Таким образом, ребёнок на уровне рефлекса примет позу сидящего. Далее проводим рукой по спинке снизу вверх, чтобы выровнять её. В положении сидя ребенок первый раз должен находиться 1 - 2 сек, далее увеличиваем время постепенно.

Гимнастика для грудничков 5 месяцев видео:

Гимнастика для грудничков 6 месяцев

Шестимесячные дети начинают ползать, но чтобы это произошло как можно скорее, необходима помощь.

Лежащий на животике младенец поднимается на ручки. Маме необходимо согнуть ножки в коленках, и подставить руку вместо опоры. После этого, вскоре грудничок привыкнет к такому положению, и сможет перемещаться сам.

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:

Полугодовалый малыш развивается стремительно. Каждый прожитый день приносит что-то новое. Это касается не только эмоционального и психического развития, но и физического. Новые двигательные навыки и умения малыш в возрасте 6-8 месяцев демонстрирует с завидной регулярностью.

Ответ на вопрос, нужен ли ребенку массаж в этом возрасте, вполне очевиден: неокрепшая опорно-двигательная система крохи нуждается в поддержке и развитии. О том, как самостоятельно делать детский общеукрепляющий массаж ребенку в 6-8 месяцев, мы расскажем в этом материале.


Необходимость процедуры

6-месячному ребенку все интересно. Как правило, после полугода начинается период ползания, активного познания окружающего мира. Малыш нуждается в общении, развитии понимания родной речи. Многие детки начинают сидеть. Ползание считается наиболее благоприятным и правильным переходом от горизонтального положения (в котором малыш пребывал до этого возраста) к вертикальному.

С принятием нового положения тела возрастает нагрузка на конечности, суставы, позвоночник. Чтобы опорно-двигательная система развивалась правильно, обязательно нужно поддерживать мышцы и связки в активном и развитом состоянии. Массаж помогает справиться с этой задачей. Также он способствует развитию речи, ведь мама во время сеанса активно общается с крохой. Малыш вполне уже может отвечать ей веселым гулением, отдельными звуками и слогами.

Массажное воздействие основано на улучшении кровообращения, укреплении мышц, которые позволят суставам и позвонкам находиться в анатомически правильном положении даже при возрастающей нагрузке.

Активные дети при помощи массажа становятся более спокойными, а вялые и неактивные малютки оживляются. Это происходит из-за раздражения рецепторов кожи, которое происходит при массировании. Нервные окончания посылают интенсивные сигналы головному мозгу, деятельность которого заметно стимулируется, состояние нервной системы становится более сбалансированным.

Массаж для здорового ребенка носит название профилактического. Его мама вполне может проводить в домашних условиях.

Если у ребенка выявлены определенные патологии, требующие применения специального лечебного массажа, необходимо обратиться к специалисту для его проведения. Профессиональный массажист не допустит ухудшения состояния малыша, его действия будут иметь узкую направленность.


Особенности

Грудничок после полугода спит уже значительно меньше, а бодрствует чаще. Периоды бодрствования - отличное время для физического и умственного развития. Ими обязательно нужно пользоваться. Для ребенка после 6 месяцев классический массаж может преследовать две цели сразу - общеукрепляющий массаж и процедуры успокаивающего релаксационного характера.

В возрасте 6-7 месяцев длительность сеанса массажа увеличивается с 15 до 20 минут. Для ребенка в возрасте 7-8 месяцев продолжительность манипуляций можно увеличить до 30 минут. В массаже теперь присутствуют как активные, так и пассивные приемы. В первом случае малыш выполняет элементы гимнастики одновременно с массированием или после него, во втором происходят только массажные приемы.

Сами приемы используются более сложные, чем раньше. Воздействие становится более ощутимым, нагрузки возрастают. К уже знакомым приемам – поглаживаниям, растираниям, разминаниям – добавляются щипковая и ударная техники. О них расскажем ниже. Однако основа сеанса - классический массаж, как и ранее.

По-прежнему успокаивающий массаж проводят вечером, перед сном, перед купанием. Сеансы для укрепления мышц, суставов и связок проводят только днем, когда ребенку не предстоит длительного отдыха, поскольку он оказывает на нервную систему возбуждающее действие.


Подготовка

К сеансу массажа мама должна быть готова наилучшим образом.

  • С рук нужно снять кольца, браслеты, часы.
  • Короткие ногти и удаленный маникюр помогут сделать массаж более безопасным.
  • Заранее следует подготовить и массажное место. Вполне возможно, что пеленальный столик, на котором раньше проходили сеансы, уже не подойдет для этих целей: ребенок заметно вырос, ему нужно место для переворотов, «ползательных» движений. Маленький столик, который должен быть в качестве площадки для переодевания, уже не отвечает всем требованиям массажного стола. Лучше всего выбрать более широкий обеденный стол, а если в квартире нехолодный пол, процедуры можно делать даже на нем.
  • Для ребенка следует приготовить гимнастический коврик из ППУ – «пенку», она не пропускает холод.
  • Также пригодятся пеленка и пачка влажных салфеток на тот случай, если чадо решит справить естественную нужду прямо в разгар массажного сеанса.
  • Рядом с массажным местом следует поставить массажное масло или детский крем, положить сухое полотенце или бумажные салфетки для рук мамы, а также яркие и привлекающие внимание карапуза игрушки.
  • Возьмите фитбол, если он имеется.
  • Положите кольца и несколько крупных предметов, например, больших блоков-кубиков. Для чего они пригодятся, расскажем ниже.

Температура воздуха в помещении не должна превышать 21 градуса тепла. Следите за тем, чтобы не было открытых сквозняков, особенно если выполняете массаж на полу.

Мама должна раздевать ребенка и начинать его массировать только чистыми и теплыми руками. Согрейте предварительно ладони и пальцы, не забудьте смазать их тонким слоем детского крема.

Раздетому малышу нужно дать несколько минут привыкнуть к температуре воздуха, к прикосновениям, после чего можно начинать выполнять один из комплексов, который актуален для детей в возрасте от 6 до 8 месяцев.


Техника выполнения

Общие рекомендации для родителей деток указанной возрастной категории довольно просты: выполнять массаж нужно, как и раньше, усилив нагрузку. Иными словами, на первом этапе мама легко поглаживает все тело крохи, потом приступает к массажу ручек и ножек. При массировании конечностей важно, чтобы траектория движений рук массажиста была снизу вверх. Начинайте с разминания каждого пальчика и постепенно поднимайтесь выше.

Избегайте прямого массирования локтевого и коленного суставов, а также подколенной и подмышечных впадин.


После растирания можно сделать несколько пощипывающих движений кончиками пальцев. Следите, чтобы ребенку не было больно и неприятно. Потом проведите разминающие движения основных мышц и завершите массаж каждой ручки или ножки мягкими и успокаивающими поглаживаниями.

Переходите к массажу грудной клетки и живота. Делается это круговыми движениями вокруг пупка. После 6 месяцев к уже привычным поглаживаниям можно добавить несильные щипковые движения вокруг пупка для укрепления мышц животика. Грудную клетку массируют легкими поглаживаниями: щипки и удары в области ребер категорически запрещены.

В положении лежа на животе ребенку проводят массаж спины. К уже привычным растираниям для полугодовалых детей добавляют щипковые воздействия продольных длинных мышц, а также слабые удары ребрами ладоней вдоль позвоночника. Нельзя массировать сами позвонки.

Щипками и похлопываниями можно стимулировать и ягодицы. Все это - упражнения пассивные. Активные для каждого из возрастов свои. Рассмотрим их подробнее.


Комплекс для малышей 6-7 месяцев

После массажа ручек добавляйте упражнение «Боксер». Дайте малышу надежно ухватиться за ваши указательные или большие пальцы и совершайте его руками боксерские движения. Старайтесь делать это нередко. Такое упражнение очень полезно при гипотонусе, который приходит на смену повышенному мышечному тонусу после 6 месяцев жизни.

После массажа ножек дополнительно следует ввести упражнение «Лыжник». Возьмите малыша, лежащего на спине, за голени и делайте ножками скользящие движения, будто кроха идет на лыжах. Это упражнение прекрасно развивает голеностоп, что в будущем понадобится для освоения ходьбы.

Обязательными в этом возрасте являются сгибание и разгибание ножек, ручек. После массажа спинки предложите малышу достать игрушку, повернувшись к ней и потянувшись за ней из положения на спине, на животе.

Стимулируйте ползание, перевороты. Можно попробовать по окончании массажа подтягиваться вверх за ручки, а также присаживаться. С присаживаниями следует быть предельно осторожными: если ребенок еще не проявляет самостоятельных попыток садиться, делать это упражнение не нужно - избыточная нагрузка на позвоночник лишь навредит крохе.



Комплекс для детей 7-8 месяцев

Для таких детей комплекс усложняется некоторыми активными упражнениями. Сам массаж делается по вышеописанной схеме, ничего существенно нового в него привносить не следует. Однако комплекс активных приемов расширяется. Как правило, дети уже сносно ползают, а потому после массирования и приемов для укрепления спины добавьте упражнение для ползания с препятствиями. Вот для этого и понадобятся наши большие мягкие кубики-блоки, а также валики из полотенец. Научите ребенка переползать препятствия, огибать их, искать новые траектории движения.

Практикуйте после массажа рук потягивания: держите игрушку высоко над ребенком, пусть он пробует изо всех сил дотянуться до нее. После массажа ножек добавляют круговые движения ногами - будьте осторожны с коленными и тазобедренными суставами!

Присаживания можно выполнять потягивая ребенка как за обе ручки из положения лежа на спине, так и за одну ручку, при условии, что он уже пытается сидеть самостоятельно.

С 8 полных месяцев можно добавить упражнения сидя, например, «боксировать» ручками именно из такого исходного положения. Также добавляют активные приемы на развитие вестибулярного аппарата: полеты «самолетиком» на животе по комнате на руках папы (избегайте подбрасываний ребенка - они могут негативно отразиться на развитии его позвоночника).



С 8 месяцев можно начинать делать упражнение «Тачка» – его обожают все карапузы. Ребенок должен ходить на ручках, пока мама будет держать ножки приподнятыми.

Следующие советы помогут повысить эффективность массажа и не навредить малышу.

  • Не делайте массаж, если у ребенка режутся зубы или повысилась температура, также следует отказаться от занятий в дни профилактических прививок.
  • Проконсультируйтесь о возможности массажа и гимнастики для вашего малыша с педиатром.
  • Сопровождайте все свои манипуляции сказками, стишками, потешками и песенками. Для ребенка сеанс не должен быть обременительным и скучным. Для него это должна быть увлекательная игра. Не забывайте называть вслух названия частей тела, своих действий, это поможет малышу быстрее их запомнить и воспроизводить.
  • Если ребенок не в настроении и плачет во время массажа, откажитесь от занятия и перенесите его на более позднее время или на другой день. Только массаж, который доставляет малышу удовольствие, будь то расслабляющий или укрепляющий сеанс, будет наиболее полезным.
  • Не пытайтесь вместить в комплекс все упражнения, которые вы запланировали. Ориентируйтесь на состояние и настроение малыша. Любым номером в вашем списке можно пожертвовать, если чадо не слишком благодушно относится к массажу в целом.
  • При повышении температуры после сеанса массажа, при изменении самочувствия ребенка обязательно обратитесь к врачу.

Когда ребенку исполняется 6 месяцев, он может самостоятельно сидеть, переворачиваться с живота на спину и наоборот. Если его потянуть за руки, он будет делать попытки встать на ноги.
К этому времени он, как правило, уже умеет ползать. В этом возрасте следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата.
Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др. Однако стоит помнить, что эти команды должны подаваться в ласковой форме, чтобы занятия гимнастикой были для ребенка радостью, а упражнения выполнялись с удовольствием.
Техника проведения массажа и гимнастики
Сведение рук на груди
И. п.: лежа на спине.
Методика выполнения этого упражнения была описана выше. Однако для 6-месячного ребенка его необходимо немного усложнить: ребенок может держаться не за руки массажиста, а за какую-нибудь круглую игрушку, например, погремушку, колечко для зубов и т. д.
Потянув за круглую игрушку, развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди. Данное упражнение следует повторить 8 раз, при скрещении периодически чередуя руки ребенка: сначала вверху должна быть левая рука, затем правая и т. д. Упражнение следует делать энергично, но осторожно, чтобы не нанести ребенку травму.
Поочередное и одновременное сгибание ног
И. п.: лежа на спине.
массаж для детей от 6 до 9 месяцев
]
Рисунок 34.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует взять ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях: согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе (рис. 34). Все 3 приема нужно повторить 6 раз.
Переворот со спины на живот
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует приказать ребенку повернуться на живот. Чтобы помочь ребенку выполнить это упражнение, нужно слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую выполняется переворот. Упражнение выполняется 1 раз в день.
Массаж спины и ягодиц
И. п.: лежа на животе.
Процедура способствует развитию и укреплению мышц спины и ягодиц. Ее выполнение заключается в поочередном применении поглаживания, растирания, пиления, щипцеобразного разминания, поколачивания и пощипывания. Как всегда, начинать процедуру массажа следует с нескольких поглаживаний. После этого нужно приступить к растиранию ладонями мышц спины и их пилению ребрами ладоней. Растирание и пиление нужно закончить поглаживаниями. Вслед за растиранием, пилением и поглаживанием нужно перейти к щипцеобразному разминанию. Оно начинается в области длинных мышц спины и продолжается на ягодицах. После разминания следует снова сделать несколько поглаживаний и лишь затем, перейти к поколачиванию и пощипыванию. Всю процедуру необходимо закончить несколькими поглаживаниями. Все приемы рекомендуется повторить 3 раза.
Ползание
И. п.: лежа на животе.

Рисунок 35.Массаж спины и ягодиц
Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Для его выполнения следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки. При этом указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша.
Осторожно, но энергично согнуть ноги ребенка, а через 1-2 секунды - разогнуть. После выполнения этого движения 3-4 раза, ребенок оттолкнется от рук массажиста и самостоятельно поползет (рис. 35). Когда ребенок привыкнет к упражнению, сгибание ног нужно будет проводить не одновременно, а поочередно.
Массаж живота
И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в поочередном применении приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания.
В начале процедуры нужно сделать несколько поглаживаний. После этого можно приступить к растиранию. Его следует выполнять подушечками пальцев рук. Затем снова сделать несколько поглаживаний и перейти к пилению, которое производится ребрами ладоней по прямым мышцам живота. После пиления нужно вернуться к поглаживанию. В заключение процедуры рекомендуется сделать несколько пощипываний кожи вокруг пупка. Последний прием является хорошим профилактическим средством против развития грыжи. Массаж заканчивается поглаживаниями по прямым мышцам живота. Каждый прием следует повторить 3 раза.
Приседание с прогибанием позвоночника
И. п.: лежа на спине.
Массаж живота ребенка

Рисунок 36.
Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Методика его выполнения была подробно описана выше. Однако, в силу того что в 6-месячном возрасте ребенок становится более самостоятельным, упражнение можно немного усложнить. Для этого нужно одной рукой поддерживать ребенка за коленки, а большой палец свободной руки массажиста должен находиться в ладони ребенка.
Отвести руку малыша в сторону и попросить его сесть. Когда ребенок займет нужное положение, массажист, должен плавно провести рукой снизу вверх по его позвоночнику. При этом спина малыша разогнется. В заключение процедуры ребенка нужно осторожно опустить так, чтобы он лег на правую сторону (рис. 36). Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Поднимание выпрямленных ног
И. п.: лежа на спине.

Рисунок 37.Поднимание выпрямленных ног
Упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка. Для его выполнения нужно взять ребенка за голени, причем большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках.
Ноги ребенка следует выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить. Данное упражнение повторяется 7 раз (рис. 37).
Переворот со спины на живот
Подробное описание данного упражнения приведено выше.
Приподнимание туловища из положения лежа на животе
И. п.: лёжа на животе.

Переворот со спины на живот
Рисунок 38.
Упражнение способствует развитию мышц спины и живота. Для его выполнения следует вложить большие пальцы массажиста в ладони ребенка и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднять руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться в массажиста. Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (рис. 38).
Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Массаж груди
И. п.: лежа на спине.
Данная процедура способствует укреплению и развитию мышц грудной клетки. Ее проведение связано с поочередным применением поглаживания и вибрационного массажа. Массаж начинается с нескольких круговых поглаживаний, которые следует проводить в направлении от ребер к плечам. После этого нужно сделать поглаживания по межреберным дугам. Вслед за поглаживаниями необходимо приступить к вибрационному массажу. Вся процедура заканчивается круговыми поглаживаниями. Все приемы массажа нужно сделать по 3 раза.
Приседание с поддержкой за согнутые руки
Исходное положение: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению суставов рук и ног. Для его выполнения нужно вложить в ладони ребенка указательные пальцы и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы. Развести руки ребенка широко в стороны и, слегка потянув его за руки, попросить его сесть. Если малыш хорошо справляется с заданием, через некоторое время упражнение можно усложнить, используя для опоры не пальцы, а круглую игрушку (погремушку и т. д.), удобную для захвата. Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Круговые вращения руками
Методику проведения данного упражнения описана выше. Когда ребенку исполнится 8 месяцев, упражнение следует усложнить. Малыш должен выполнять его из положения сидя, держась за вложенные в его руки кольца (рис. 39).Приседание с поддержкой за согнутые руки массаж грудного ребенка

Маленькое чудо, появившись на свет, каждый день осваивает незнакомый окружающий мир. Гимнастика для 7-месячного ребенка — это возможность познать новые ощущения с помощью движений. В этом возрасте малыш нуждается не только в элементарном уходе. Его эмоциональная сфера открыта для получения навыков взаимодействия. Простые упражнения – прекрасный способ совместить радость общения с пользой.

Для чего нужны упражнения?

Для маленького человечка гимнастические занятия важнее, чем для сформировавшегося взрослого. Физкультура благоприятно воздействует на всю биологическую систему ребенка, включая психическое развитие.

Гимнастика способствует:

  • развитию и совершенствованию двигательных, речевых навыков;
  • регуляции основных нервных процессов;
  • стимуляции мозговой деятельности;
  • выработке условных рефлексов;
  • правильному формированию внутренних органов и опорно-двигательного аппарата;
  • нормализации процессов пищеварения и выведения переработанных веществ из организма;
  • стабилизации мышечного тонуса.

Клинические исследования подтвердили результативность ежедневных занятий. Недоношенные и находящиеся на искусственном вскармливании дети, регулярно выполняющие гимнастику, по прошествии времени не отличались от своих сверстников, а иногда и опережали их в развитии.

Классический комплекс

Если для грудничка до полугода ведущими манипуляциями были массажные движения, то в 7 месяцев предпочтение отдается гимнастике. Массажу отводится роль подготовительного этапа. К этому времени кроха без посторонней помощи ложится, переворачивается, садится, поэтому его больше интересует активная деятельность.

Мамам вполне по силам освоить несложный комплекс упражнений.

  1. Укрепление мышц рук и плечевого пояса. Вложите большие пальцы рук в пальчики малыша (интуитивно он их сожмет). Проделайте скрещивающие движение рук на груди.
  2. Укрепление икроножных мышц. Плавно согните и выпрямите в колене правую, затем левую ножку. Обхватив руками обе щиколотки, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, ускорив темп.
  3. Выравнивание стопы. Соединив подошвы вместе, похлопайте ими. Опустив вниз, постучите ими по столу.
  4. Стимуляция опорной реакции. Возьмите в руки стопы ребенка, согните ножки в коленях. Переставляйте подошвы по столу, имитируя ходьбу.
  5. Слегка приподняв область таза и бедро с одной стороны, попросите маленького человечка повернуться со спины на живот. При нормальном мышечном тонусе кроха переворачивается сам, без поддержки за руку.
  6. Ползание. Поставьте дитя на четвереньки, положите перед ним любимую игрушку. Младенец начнет перебирать руками, делая попытки ползти. Когда он вынесет вперед правую руку, подвиньте его левую ногу, слегка согнув в колене. То же проделайте с левой рукой и правой ногой.

Некоторые дети к этому времени ползают самостоятельно. Проследите за манерой передвижения – ребенок должен ползать именно на четвереньках. Если человечек выпрямляет ручку или ножку, возможно, он компенсирует таким образом проблему мышечных тканей.

Пальчиковая гимнастика

В 3-м квартале первого года жизни малыш начинает тренировать речевой аппарат. Помочь ему в этом можно с помощью пальчиковой гимнастики. Упражнения, развивающие моторику рук, сопровождаются веселыми потешками.

Начинают занятия с нежного массажа. Растирают и поглаживают пальчики, каждый в отдельности, затем ладошки. Подготовив ручку, проводят игровые упражнения.

Загибая пальчики, взрослые комментируют свои действия прибаутками.

Большой – «Этот пальчик очень хочет спать».

Указательный – «Этот пальчик – прыгнул в кровать!»

Средний – «Этот пальчик прикорнул».

Безымянный – «Этот пальчик уж заснул».

Мизинец – «Этот много спал, а потом будить всех стал».

Пальчики разгибают – «Встали пальчики!»

Ручка сжимается в кулачок – «Нам идти гулять пора!»

Основное требование к безопасному проведению массажа и гимнастики – регулярный осмотр и консультации у педиатра. Несформированный хрупкий организм крохи нуждается в исключении малейших рисков.

Лучшее время для выполнения гимнастики с ребенком в 7 месяцев – через 30–40 минут после приема пищи либо за час перед кормлением. Существенное значение имеет физическое и эмоциональное состояние. Малыш должен быть здоров, сыт и бодр.

Если у родителя сухая кожа рук, она обязательно увлажняется детским маслом, чтобы дитя не чувствовало дискомфорта.

Для занятий подойдет любая твердая поверхность, покрытая одеялом. Комната предварительно проветривается, сквозняки устраняются. В теплое время года для закаливания детского организма допускается открытая форточка. Если до 7 месяцев гимнастика с ребенком не проводилась, продолжительность занятий ограничивается 10–15 минутами. Каждый день время увеличивается, пока не достигнет оптимальной отметки в 30–40 минут. Но перегружать кроху нельзя. У каждого человечка индивидуальные физиологические данные, поэтому нужно внимательно следить, чтобы все мероприятия доставляли ребенку удовольствие.

Попытки практиковать альтернативные методики без надлежащих знаний и опыта могут нанести непоправимый вред здоровью ребенка.

Противопоказания

В педиатрической практике противопоказаниями к выполнению классического комплекса гимнастических упражнений и массажа служат следующие состояния:

  • заболевания, сопровождающиеся лихорадкой и повышенной температурой;
  • гнойничковые поражения кожного покрова и подкожной клетчатки;
  • неустановленные новообразования;
  • нарушения в формировании опорно-двигательного аппарата;
  • врожденные аномалии, проявляющиеся повышенной ломкостью и болезненностью костных структур, сбоем в работе сердечно-сосудистой системы;
  • воспалительные и инфекционные заболевания в острых стадиях развития;
  • объемные грыжи разной локализации с чрезмерным выпадением органов либо предрасположенные к ущемлению.

При небольших грыжах гимнастика осуществляется после предварительной фиксации выпадающего фрагмента, но строго по согласованию с врачом, наблюдающим ребенка.

Нельзя рассматривать нестабильное состояние малышей как обычный каприз. Любое отклонение от нормального поведения (отказ от еды, вялость, сонливость, нежелание выполнять упражнения) сигнализирует о сбое в маленьком организме.

Гимнастика – это тот случай, когда здоровье ребенка в прямом смысле оказывается в родительских руках. Внимание, терпение, ласка и комплекс упражнений помогут вырастить здорового счастливого человечка.



 

Возможно, будет полезно почитать: