Презентация по окружающему миру на тему "Как человек двигается" (4 класс). Окружающий мир. Как человек двигается

Урок 3. Как человек двигается

Цели:

Формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц.

Ход урока:

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Вопрос 1. Какой скелет бывает у животных?

Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний - у рыб, земноводных и других животных.

Вопрос 2. Как животные двигаются?

У многоклеточных животных главными органами, приводящими тело в движение, являются мышцы. Их способность к активному сокращению и пассивному растяжению приобретается благодаря сокращению мышц или даже под тяжестью органа. Если животное имеет жесткий скелет, в нём для движения должны быть подвижные суставы. Активное движение в пространстве обеспечивается специальными органами передвижения, с помощью которых животное отталкивается от внешней среды: от воды при плавании, от поверхности земли на суше или от дна водоёма, от воздуха при полёте.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Рассмотрим опорно-двигательную систему . Она состоит из скелета и мышц…

Скелет — это основа, опора нашему телу. Именно от размеров скелета зависят размеры тела человек более 200 различных костей (!)

Кости очень прочные, они состоят из органических и минеральных веществ. Однако при неудачных падениях и нагрузках случаются переломы костей.

1 - мозговой череп, 2 - лицевой череп, 3 - кости пояса верхней конечности, 4 - плечевая кость, 5 - кости предплечья, 6 - кости кисти, 7 - грудная клетка 8 - позвоночный столб, 9 - кости пояса нижних конечностей, 10 - бедренная кость, 11 - кости голени, 12 - кости стопы.

Все кости скелета делят на подгруппы:

Осевой скелет

Череп — костная основа головы, является вместилищем головного мозга, а также органов зрения, слуха и обоняния. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.


Добавочный скелет
  • Пояс верхних конечностей — обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету. Состоит из парных лопаток и ключиц.
  • Верхние конечности — максимально приспособлены для выполнения трудовой деятельности. Конечность состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти.
  • Пояс нижних конечностей — обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету.
  • Нижние конечности — приспособлены для перемещения тела в пространстве.

Кости соединены друг с другом. Там, где они не двигаются, например в черепе, между ними образуется неподвижное соединение . В подвижных органах, таких как рука, кости скреплены подвижно. Такое подвижное соединение костей называется суставом .

Коленный сустав

Интересные факты:

    Самая длинная кость — бедренная, ее длина составляет обычно 27,5% от роста человека. Самая короткая — стремечко, которая расположена во внутреннем ухе. Ее длина всего 3-4 миллиметра.

  • При рождении скелет ребенка насчитывает 300 костей. С возрастом их количество уменьшается до 206. Такая анатомическая «странность» имеет простое объяснение. Некоторые кости состоят из нескольких составных костей, которые впоследствии срастаются, образуя одну.
  • Утром мы на 1 см выше, чем вечером. Хрящи, соединяющие кости в большей степени испытывают на себе действие закона всемирного тяготения. В результате, в течение дня сжимаются, «благодаря» чему к вечеру мы теряем в росте до 1 см.
  • Ноги - это 25% всех костей. Вы можете не особо заботиться о своих ногах. Но это основа нашего здоровья. Они несут на себе всю тяжесть, как в прямом, так и переносном смыслах. Из 200 костей 52 находятся в ногах.

Онлайн-скелет. .

«Почему я стою прямо» серия мультсериала «Приключения Адибу» (с 0:40)

Мышцы способны сокращаться и приводить наше тело в движение. Точно указать количество мышц невозможно. Специалисты насчитывают у человека от 400 до 680 мышц. Для сравнения: у кузнечиков около 900 мышц, у некоторых гусениц до четырех тысяч.

Мышцы могут сокращаться и расслабляться. Расслабленная мышца — длинная и мягкая, сокращенная — короткая и твердая. Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий . Сокращение мышц приводит в движение кости.

Изгиб руки в локтевом суставе зависит от двух противоположно работающих мышц.

Интересные факты:

  • Самая маленькая мышца — мышца стремечка.
  • Улыбаясь, мы задействуем 17 лицевых мышц. А для того чтобы выразить неодобрение - 43! Итак, улыбка - не самый лучший способ заставить работать максимальное количество мышц. Улыбайтесь просто так, когда вам грустно или смешно.
  • Самая сильная мышца в человеческом организме - язык. Но дело не только в силе, но и в выносливости. Задумайтесь, вы не обращаете внимания на то, что весь день пользуетесь своим языком во время переговоров, за завтраком, обедом и ужином, когда глотаете и т.д. Мы настолько уверены в работоспособности этой мышцы, что даже и не допускаем мысли о том, что она может выйти из строя.
  • Чтобы сделать «один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» необходимо задействовать 200 мышц.

«Почему я двигаюсь» серия мультсериала «Приключения Адибу» (с 0:43)

Почему растут мышцы

Сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Задание 1. Рабочая тетрадь стр.6

Задание 2. Рабочая тетрадь стр.6

Задание 4. Рабочая тетрадь стр.6

Задание 5. Рабочая тетрадь стр.7

Задание 7. Рабочая тетрадь стр.7

ТЕПЕРЬ ТЫ ГОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Конспект урока по Окружающему миру в 4 классе.

Учитель: МОУ «Новокошкульская средняя общеобразовательная школа» Шпакова Тамара Ивановна.

Тема урока : Как человек двигается?

Цели и задачи : 1) сформировать у младших школьников общее представление о скелете; познакомить с особенностями строения; показать значение правильной осанки, дать правила её формирования.

2) развивать коммуникативные качества учащихся: умение отыскивать и передавать информацию, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, выполнять социальную роль в группе и в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач, использовать современные информационные технологии.

3) воспитание доброжелательного отношения к своим товарищам, развитие мотивации к здоровому образу жизни, способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.

Ресурсы урока (оборудование ): мультимедиа, макет скелета, учебник, раздаточный материал «разборная модель скелета», памятки (на рецензирование ответов товарища), «Гора Знаний» и рожицы – на этапе рефлексии.

Ключевые понятия : «сустав», «мышцы».

Тип урока : Овладение новыми знаниями и образовательными компетенциями.

Ход урока.

I .Организационный момент .

Учитель:

Дан звонок

Дети:

Начинается урок!

(беседа учителя с детьми о готовности их к работе)

II . Мотивация урока.

Ребята, я очень рада встрече с вами, в вашей прекрасной школе. А когда она была построена? Историю школы – то знаете? А с чего начиналась стройка школы или другого здания? (с фундамента).

- Фундамент – это опора любого здания, вашего дома . (слайд)

А как вы думаете, опорой организма человека – что является? (кости и мышцы, которые составляют опорно – двигательную систему человека).

III . Актуализация темы .

А) Мозговой штурм .

Ребята, какие ассоциации (представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно – двигательная система»? (Дети отвечают – какая – то опора, движущая механизм).

У вас на столе лежат листочки. Напишите ваши представления, а кто желает – нарисуйте. Обсудите в группе (из 4 – 5 чел.), что у вас получилось. Потом каждая группа, (1 человек из неё), защищает получившиеся мини – проекты.

(вывесить на доску. Вывод: во всех проектах говорится об одном и том же: об опоре. А мы будем говорить о том, что является опорой для тела человека.

IV . Совместное целеполагание .

Наверное, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке. У нас с вами есть возможность придумать тему урока. Помогите мне, пожалуйста. У кого – то уже есть предложения? Я внимательно выслушаю вас и назовем тему урока. (Дети высказываются, тема урока: «Как человек двигается?» появляется на мультимедиа) (слайд).

А) Синквейн . (это значит «стройный», «лаконичный», краткость – сестра таланта)

1) –Ребята, как одним словом (существительным) можно назвать нашу тему урока? (Движение) (слайд)

2) Придумаем 2 прилагательных к слову «Движение» . Какие? (движение- быстрое, движение (какое?) – красивое……) (слайд)

3) Какие действия можно движением совершать? (плавать, танцевать, прыгать …..) (слайд)

4) А теперь придумаем фразу из 4 слов, из которых можно будет понять отношение к нашей теме?(Например, движение – это здоровый образ жизни ). (слайд )

5) Подберем синоним к слову «Движение» .(Действие, перемещение …)(слайд).

V . Изучение нового материала.

- А теперь, ребята, я попрошу вас всех встать. Какое действие мы совершили? А вы когда вставали, почувствовали, что в вашем организме что – то происходило? (садятся)

Ребята, прощупайте у себя голову, руки, ноги, грудь. Потрогайте правой рукой ладонь своей левой руки. Вы почувствовали под кожей кости и мышцы?

Если бы у тебя не было костей и мышц, ты был(а) бы мягкой(им), как медуза. Мог(ла) бы ты стоять? Забудь об этом! Ходить? Никогда!

Сейчас мы посмотрим слайд, а вы подумайте над вопросом:какое назначение у костей скелета?

(слайд )(Появляется на мультимедиа скелет человека. Диск:«Большая детская энциклопедия». Диктор называет части скелета.)

- Какого назначение костей скелета? (защищать внутренние органы, а позвоночник и кости ног совместно со скелетными мышцами и суставами дают тебе возможность стоять и ходить.)

В) Работа со словариком.

Нам встретились новые понятия: мышца и сустав. (слайд)

Что означает понятие «мышца»? Существует такое объяснение, что мышца – это мышка, которая бегает под кожей.

Скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль её поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости. А что же такое «сустав»? Найдите в словарике определение этого понятия. (стр. 159) .

Есть мышца – сгибатель и мышца – разгибатель. Они работают согласованно. Если мышца – сгибатель сокращается, то мышца – разгибатель расслабляется, и наоборот. Это и позволяет нам совершать с помощью рук самые различные движения: писать, рисовать, строить и др.

Мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Конечно, вы будете правы, если скажете, что большую роль в этом играет позвоночник.

Б) Прослушивание мини – сообщений. Работа с памятками .

Сейчас прослушаете мини – сообщения товарищей, я раздам вам памятки – рецензии на их ответ. Ваша задача: прослушать сообщения и по памяткам проанализировать ответ.

(Сообщения о позвоночнике, об осанке, плоскостопии).

(После каждого выступления ребята дают рецензию на ответ товарища).

Физминутка.

Прошу всех ровно встать, ……..

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо,получается на славу!

Г) Составление групповых мини- проектов на тему: «Как избежать искривления позвоночника?». ( слайды).

А теперь, ребята, давайте с вами поработаем. Ваша задача сейчас по группам разработать и защитить свои мини – проекты на тему: Как избежать искривления позвоночника ?

Ребята, мини - проект – например, придумать правило на такую тему. Может рисунок нарисуете, или придумаете физическое упражнение и т.д. Но не забывайте, мне бы очень хотелось, чтобы вы проявили как можно больше активности и творчества. (7 мин.)

Защита.

А теперь защита будет у нас состоять из того, что кто – то из группы выскажет ваше общее мнение по своему мини – проекту. (3 группы по рядам).

- (Рассаживаемся тихонечко по своим местам).

VI . Закрепление . Давайте поиграем. И тем самым мы закрепим с вами наше общее представление о скелете, и особенностях его строения.

а) Работа в парах . (собирают разборную модель скелета, а 2 ученика у доски собирают части макета скелета).

Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.(Скелет)

VII . Рефлексия .

А) Ребята, перед вами лежат рожицы. Теперь я хотела бы увидеть как вы оцениваете свою работу на уроке. Покажите рожицу, которая соответствует вашему настроению, впечатлению.

- Что нового на уроке узнали? (костная и мышечная системы дают опору телу человека и помогают ему двигаться и что кости защитную функцию выполняют для внутренних органов).

Ребята, на доске перед вами- Гора Знаний. Как вы считаете, вы все поняли на уроке? Значит, вы уже на вершине знаний- ставите флажок на вершину горы.

Если вы немного затрудняетесь, но вы все – таки поняли тот материал, который был на уроке – значит флажок ставите на середину горы.

Если ничего не поняли – флажок у подножия горы.

Я вижу, что вы действительно поняли тему нашего урока.

Я довольна вашей работой; те, кто поднялся на вершину горы – может смело ставить «5».

VIII . Задание на дом. (слайд)

    сделать подушечку с камушками (по желанию) для массажа стоп и принести в школу для упражнений по профилактике плоскостопия.

Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовит одежду и т.д. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения.Любая функция или работа клетки осуществляется за счет запасенной ранее энергии. В развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем тратит, и следующий акт ее работы будет большим по величине, чем предыдущий. В этом заключается так называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц.В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе – устой живости умственной работоспособности и психической активности.Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку 3 гармонов-эндорфинов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.Овладение культурой движения поможет развить умение «властвовать собой», то есть сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными, эффективность выполнения работы достигает своего максимума.Человек (как и животное) в состоянии эмоционального эффекта – гнева, ярости – может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справляться с которыми в обычных условиях он не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимает тяжести, значительно превышающие его собственный вес.Таким образом, с биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм, позволяющий осуществлять выдерживать значительно большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем, эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить состояние любого болельщика, наблюдающего за футбольным матчем. Итак мы убедились в необходимости мышечной активности, как стабилизирующего фактора работы внутренних систем организма, их активизации или подавления. К каким последствиям приводит практически полная неподвижность? Идеальным примером может служить состояние невесомости.Как уже известно, состояние невесомости ограничивает человека в движении. Невесомость оказывает серьезное влияние на различные процессы, происходящие в организме человека: в костных тканях уменьшается содержание солей кальция, в организме уменьшается количество жидкости, а следовательно, и вес космонавта, происходят и другие обратимые изменения. Кроме того, в организме начинают протекать различные процессы, которые до конца не исследованы.При проведении медицинского контроля наряду с электрокардиограммами, сейсмокардиограммами, космонавты выполняли функциональные пробы. Это позволило получить более полную информацию об изменении физиологических функций и возможностях человеческого организма в полете. По нескольку раз в ходе полета космонавты брали пробы крови, которые затем были доставлены на Землю. В этих пробах было определено содержание сахара, мочевины, холестерина, установлена лейкоцитарная формула и подсчитано число лейкоцитов и тромбоцитов на тысячу эритроцитов. из земных состояний... Она чрезвычайно своеобразна и поначалу малоприятна. Она хитра и даже коварна, если забыть об осторожности и ринуться на нее в открытую. Однако с ней можно войти в контакт и даже сработаться».

Про-щу-па-ем пра-вой рукой ла-донь левой руки. Мы по-чув-ству-ем мышцы и кости. В теле че-ло-ве-ка более двух-сот ко-стей. Они об-ра-зу-ют ске-лет че-ло-ве-ка, ко-то-рый одет мыш-ца-ми, ко-то-рые со-став-ля-ют почти по-ло-ви-ну веса тела че-ло-ве-ка. Если бы у че-ло-ве-ка не было ко-стей и мышц, он был бы мяг-ким, как ме-ду-за, и не смог бы сто-ять, дви-гать-ся. Кост-ная и мы-шеч-ная си-сте-мы дают опору тела че-ло-ве-ка и по-мо-га-ют ему дви-гать-ся. Это опор-но-дви-га-тель-ный ап-па-рат че-ло-ве-ка. Рас-смот-рим ри-су-нок ске-ле-та, вы-яс-ним на-зва-ния его ча-стей и их на-зна-че-ние (рис. 1).

Мышцы

Части ске-ле-та: череп, по-зво-ноч-ник, груд-ная клет-ка, ребра, кости таза, кисть, бедро, го-лень, стопа. У ко-стей два на-зна-че-ние: пер-вое, кости за-щи-ща-ют уяз-ви-мые и мяг-кие ор-га-ны на-ше-го тела. На-при-мер, наш череп, со-сто-я-щий из проч-но со-еди-нен-ных между собой ко-стей, слу-жит на-деж-ным за-щит-ным шле-мом для на-ше-го мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг че-ло-ве-ка (Ис-точ-ник)

Позвоночник

По-зво-ноч-ник со-сто-ит из ма-лень-ких ко-стей - по-звон-ков (рис. 3).

По-се-ре-дине каж-до-го по-звон-ка име-ет-ся неболь-шое от-вер-стие, а так как по-звон-ки рас-по-ла-га-ют-ся один над дру-гим, то от-вер-стия на-хо-дят-ся друг под дру-гом и внут-ри по-зво-ноч-ни-ка об-ра-зу-ет-ся длин-ный канал, в ко-то-ром спря-тан спин-ной мозг (рис. 4).

По-зво-ноч-ник за-щи-ща-ет на-хо-дя-щий-ся внут-ри него спин-ной мозг, ко-то-рый пред-став-ля-ет собой тол-стый пучок нер-вов, а креп-кая груд-ная клет-ка из ребер охра-ня-ет наше серд-це и лег-кие (рис. 5).

Вто-рое на-зна-че-ние ко-стей: по-зво-ноч-ник и кости ног вме-сте со ске-лет-ны-ми мыш-ца-ми и су-ста-ва-ми дают че-ло-ве-ку воз-мож-ность сто-ять и хо-дить. Су-став - это по-движ-ное со-еди-не-ние ко-стей.

Для того чтобы по-чув-ство-вать, ка-ко-вы мышцы на ощупь, можно, на-при-мер, паль-ца-ми левой руки взять верх-нюю часть пра-вой руки и несколь-ко раз со-гнуть и разо-гнуть руку в локте. Ин-те-рес-но, что на-зва-ние «мышцы » про-изо-шло от слова musculus , что зна-чит «мышь » (рис. 6).

Уче-ным, изу-чав-шим стро-е-ние тела че-ло-ве-ка, со-кра-ще-ние мышц на-по-ми-на-ло бе-га-нье мышки под кожей. Они на-счи-та-ли в теле че-ло-ве-ка более ше-сти-сот мышц. Мы-шеч-ная ткань со-сто-ит из кле-ток. Мы-шеч-ная клет-ка длин-ная, узкая и на-по-ми-на-ет во-лок-но. Так, при сги-ба-нии и раз-ги-ба-нии руки ске-лет-ная мышца при-креп-ле-на к од-но-му концу кости и тя-нет-ся вдоль ее по-верх-но-сти. Затем она про-хо-дит через су-став и при-креп-ля-ет-ся к дру-гой кости, при этом она тянет за собой кости, к ко-то-рым при-креп-ле-на. Мышцы могут рас-тя-ги-вать-ся (удли-нять-ся) и со-кра-щать-ся (ста-но-вить-ся ко-ро-че).

Рас-смот-рим ри-сун-ки со-гну-той и разо-гну-той в лок-те-вом су-ста-ве руки (рис. 7).

Рис. 7. Ри-сун-ки со-гну-той и разо-гну-той в лок-те-вом су-ста-ве руки (Ис-точ-ник)

Най-дем мыш-цу-сги-ба-тель, мыш-цу-раз-ги-ба-тель и места их при-креп-ле-ния. Мыш-ца-сги-ба-тель и мыш-ца-раз-ги-ба-тель - это два про-ти-во-по-лож-но дей-ству-ю-щих ме-ха-низ-ма, ко-то-рые ра-бо-та-ют со-гла-со-ва-но. Если мыш-ца-сги-ба-тель сжи-ма-ет-ся, то мыш-ца-раз-ги-ба-тель рас-слаб-ля-ет-ся, и на-о-бо-рот. Это поз-во-ля-ет нам вы-пол-нять с по-мо-щью рук раз-лич-ные дви-же-ния: пи-сать, ри-со-вать, вя-зать, стро-ить, под-тя-ги-вать-ся на тур-ни-ке и т. д. А мышцы спины и ног более мас-сив-ны, чем мышцы рук, ведь им при-хо-дит-ся удер-жи-вать все тело в вер-ти-каль-ном по-ло-же-нии. Но, без-услов-но, нема-лую роль в этом иг-ра-ет по-зво-ноч-ник.

По-зво-ноч-ник может вы-дер-жи-вать боль-шие на-груз-ки в вер-ти-каль-ном по-ло-же-нии, од-на-ко даже самые неболь-шие на-груз-ки, ко-то-рые ис-пы-ты-ва-ет по-зво-ноч-ник при непра-виль-ной осан-ке, могут при-ве-сти к его ис-крив-ле-нию. При непра-виль-ной осан-ке у ре-бен-ка, ко-то-рый изо дня в день сидит или ра-бо-та-ет в непра-виль-ной позе, по-зво-ноч-ник, ко-то-рый рас-тет вме-сте с ор-га-низ-мом, на-чи-на-ет ис-крив-лять-ся, не вы-дер-жи-вая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Непра-виль-ная осан-ка ре-бен-ка (Ис-точ-ник)

Для того чтобы из-бе-жать ис-крив-ле-ния по-зво-ноч-ни-ка, нужно, пре-жде всего, сле-дить за своей осан-кой, не гор-бить-ся. Можно про-ве-рить пра-виль-ность своей осан-ки таким об-ра-зом: нужно встать к за-кры-той двери так, чтобы за-ты-лок, ло-пат-ки, пятки и кон-чи-ки ми-зин-цев, опу-щен-ных и при-жа-тых к телу, рук ка-са-лись по-верх-но-сти двери (рис. 9).

Рис. 9. Про-вер-ка пра-виль-но-сти осан-ки (Ис-точ-ник)

Сто-ять так долго слож-но, но это одно из неслож-ных фи-зи-че-ских упраж-не-ний, ко-то-рое может вы-пол-нять каж-дое утро в те-че-ние при-мер-но пяти минут не толь-ко ре-бе-нок, но и взрос-лый. Пра-виль-ная осан-ка не да-ет-ся нам с рож-де-ния, она вы-ра-ба-ты-ва-ет-ся в те-че-ние жизни (рис. 10).

Ин-те-ре-сен тот факт, что кости че-ло-ве-ка со-сто-ят из живых кле-ток. Как и все живые клет-ки, клет-ки кост-ной ткани могут де-лить-ся. Всем из-вест-но, что у че-ло-ве-ка после пе-ре-ло-ма руки или ноги кости срас-та-ют-ся. Если бы кост-ная ткань не со-сто-я-ла из живых кле-ток, этого бы не про-ис-хо-ди-ло. А еще с ро-стом у ре-бен-ка уве-ли-чи-ва-ет-ся тол-щи-на и длина ко-стей, а взрос-лые не рас-тут по-то-му, что у них нет хря-щей. Осо-бен-ность ске-ле-та детей - это хрящи, ко-то-рые на-мно-го мягче, чем кости. Хрящи об-ла-да-ют вол-шеб-ной спо-соб-но-стью пре-вра-щать ма-лень-ких в боль-ших. В пер-вые неде-ли жизни ре-бен-ка его ске-лет почти це-ли-ком хря-ще-вой. Хрящи мяг-кие, гну-щи-е-ся, непроч-ные, их легко можно по-вре-дить. Ске-лет ре-бен-ка стре-ми-тель-но рас-тет, и по-сте-пен-но в хря-ще-вой ткани по-яв-ля-ют-ся от-дель-ные ост-ров-ки на-сто-я-щей твер-дой кости. Кост-ные участ-ки с го-да-ми уве-ли-чи-ва-ют-ся, а хря-ще-вые умень-ша-ют-ся, и это, в конце кон-цов, при-во-дит к за-держ-ке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Из-ме-не-ние ко-стей с воз-рас-том (

Части скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, ребра, кости таза, кисть, бедро, голень, стопа. У костей два назначение: первое, кости защищают уязвимые и мягкие органы нашего тела. Например, наш череп, состоящий из прочно соединенных между собой костей, служит надежным защитным шлемом для нашего мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг человека ()

Позвоночник состоит из маленьких костей - позвонков (рис. 3).

Рис. 3. Позвонок ()

Посередине каждого позвонка имеется небольшое отверстие, а так как позвонки располагаются один над другим, то отверстия находятся друг под другом и внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спинной мозг (рис. 4).

Рис. 4. Спинной мозг ()

Позвоночник защищает находящийся внутри него спинной мозг, который представляет собой толстый пучок нервов, а крепкая грудная клетка из ребер охраняет наше сердце и легкие (рис. 5).

Рис. 5. Грудная клетка ()

Второе назначение костей: позвоночник и кости ног вместе со скелетными мышцами и суставами дают человеку возможность стоять и ходить. Сустав - это подвижное соединение костей.

Для того чтобы почувствовать, каковы мышцы на ощупь, можно, например, пальцами левой руки взять верхнюю часть правой руки и несколько раз согнуть и разогнуть руку в локте. Интересно, что название «мышцы » произошло от слова musculus , что значит «мышь » (рис. 6).

Рис. 6. Мышцы человека ()

Ученым, изучавшим строение тела человека, сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. Они насчитали в теле человека более шестисот мышц. Мышечная ткань состоит из клеток. Мышечная клетка длинная, узкая и напоминает волокно. Так, при сгибании и разгибании руки скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль ее поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости, при этом она тянет за собой кости, к которым прикреплена. Мышцы могут растягиваться (удлиняться) и сокращаться (становиться короче).

Рассмотрим рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (рис. 7).

Рис. 7. Рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки ()

Найдем мышцу-сгибатель, мышцу-разгибатель и места их прикрепления. Мышца-сгибатель и мышца-разгибатель - это два противоположно действующих механизма, которые работают согласовано. Если мышца-сгибатель сжимается, то мышца-разгибатель расслабляется, и наоборот. Это позволяет нам выполнять с помощью рук различные движения: писать, рисовать, вязать, строить, подтягиваться на турнике и т. д. А мышцы спины и ног более массивны, чем мышцы рук, ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Но, безусловно, немалую роль в этом играет позвоночник.

Позвоночник может выдерживать большие нагрузки в вертикальном положении, однако даже самые небольшие нагрузки, которые испытывает позвоночник при неправильной осанке, могут привести к его искривлению. При неправильной осанке у ребенка, который изо дня в день сидит или работает в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, начинает искривляться, не выдерживая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Неправильная осанка ребенка ()

Для того чтобы избежать искривления позвоночника, нужно, прежде всего, следить за своей осанкой, не горбиться. Можно проверить правильность своей осанки таким образом: нужно встать к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных и прижатых к телу, рук касались поверхности двери (рис. 9).

Рис. 9. Проверка правильности осанки ()

Стоять так долго сложно, но это одно из несложных физических упражнений, которое может выполнять каждое утро в течение примерно пяти минут не только ребенок, но и взрослый. Правильная осанка не дается нам с рождения, она вырабатывается в течение жизни (рис. 10).

Рис. 10. Правильная осанка ()

Интересен тот факт, что кости человека состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться. Всем известно, что у человека после перелома руки или ноги кости срастаются. Если бы костная ткань не состояла из живых клеток, этого бы не происходило. А еще с ростом у ребенка увеличивается толщина и длина костей, а взрослые не растут потому, что у них нет хрящей. Особенность скелета детей - это хрящи, которые намного мягче, чем кости. Хрящи обладают волшебной способностью превращать маленьких в больших. В первые недели жизни ребенка его скелет почти целиком хрящевой. Хрящи мягкие, гнущиеся, непрочные, их легко можно повредить. Скелет ребенка стремительно растет, и постепенно в хрящевой ткани появляются отдельные островки настоящей твердой кости. Костные участки с годами увеличиваются, а хрящевые уменьшаются, и это, в конце концов, приводит к задержке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Изменение костей с возрастом ()

Как и любым клеткам человеческого организма, клеткам костей необходима кровь, которая приносит им кислород и питательные вещества. Кровь поступает к клеткам костей по кровеносным сосудам, которые проходят через специальные отверстия (рис. 12).

Рис. 12. Строение кости ()

Интересно, что многие кости имеют внутри полость, благодаря которой кости такие легкие. Внутри полости кости находится костный мозг (рис. 13),

Рис. 13. Строение кости ()

который производит клетки крови: красные кровяные клетки, которые переносят кислород (рис. 14),

Рис. 14. Красные кровяные клетки ()

и белые кровяные клетки, которые помогают нашему организму бороться с микробами и болезнями (рис. 15).

Рис. 15. Белые кровяные клетки ()

Сегодня на уроке мы говорили об опорно-двигательном аппарате человека и выясняли предназначение костно-мышечной системы.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Ucheba-legko.ru ().
  3. Anatomus.ru ().

Домашнее задание

  1. Подготовьте небольшое сообщение об опорно-двигательном аппарате человека и обсудите его со школьным учителем.
  2. Нарисуйте скелет человека и подпишите его составные части.
  3. * Составьте кроссворд об опорно-двигательном аппарате человека.


 

Возможно, будет полезно почитать: