Подготовительная группа тема рыбы. Конспект занятия на тему: «Рыбы» в подготовительной группе. Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»

Жупикова Ирина Анатольевна

Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

Учитель-логопед

Тема: Рыбы

Цели:

Образовательные: Формирование и расширение словаря по теме

Совершенствование грамматического строя речи

(образование существительных с уменьшитель-

но-ласкательными суффиксами, согласование

существительных с прилагательными в роде,

числе, падеже); синтаксической стороны речи

(договаривание предложений)

Коррекционные: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие зрительного восприятия, мелкой мотори-

ки, пространственной ориентировки.

Профилактика зрения, развитие межполушарного

Взаимодействия.

Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей умения выслу-

шивать до конца ответы товарища.

Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч.

Ход занятия

    Орг. Момент

Придумал кто-то просто и мудро

Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

Доброе утро, солнце и птицы!

Доброе утро, веселые лица!

Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

1-е задание: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

Дети: Рыба

Логопед: Правильно, это рыба.

2-е задание: Каких рыб вы знаете?

Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)

Логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

Дети: Аквариумные

Логопед: В реке живут…

Дети: Речные рыбы.

Логопед: А в море?

Дети: Морские.

3-е задание: Работа над называнием частей тела рыб.

Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

Динамическая пауза

Логопед: Давайте представим, что мы рыбки и поиграем:

Рыбки плавают, резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

Дети выполняют соответствующие движения.

4-е задание: игра с мячом – называние слов, обозначающих действия.

Логопед: Что рыбы делают в воде?

Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются

5-е задание: игра с элементами рисования левой и правой рукой «Назови ласково»на развитие межполушарного взаимодействия

Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому раздам листок бумаги, на котором слева расположены рисунки. Вы должны будете назвать предмет и справа нарисовать его уже меньшего размера.

(солнце-солнышко; облако - облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

6- задание: Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Послушайте, и скажите, какой звук я выделяю в слове рыба? РРРРыба.

Дети: Звук Р

Логопед: Ребята, перед вами лежат листы картона и фигурки рыб. Представьте, что картон это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите (рак, вода, ракушка, волна, краб, карась, песок)

Динамическая пауза на снятие зрительного напряжения:

Тихо посидим немножко,

Закроем глаза ладошкой.

Сразу сделалось темно…

Руки убираем, смотрим в окно

И снова ладошкой закрываем глаза.

Смотрим направо, а там – стена!

Часто-часто моргают глаза,

А теперь все смотрим на меня.

7-е задание: игра «Закончи предложение»

Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

В море плавает много (рыб).

В аквариуме живут разные (рыбки).

Мама сварила уху из (рыбы).

Рыболов поймал на крючок (рыбу).

Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

8-е задание: развитие связной речи.

Логопед: Ребята, а рыбы умеют разговаривать?

Дети: Нет.

Логопед: Есть даже пословица: «Нем как рыба». Интересно, а что было бы, если рыбы вдруг заговорили? Что они смогли нам рассказать?

Ответы детей

Итог занятия: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.

Задачи:

  • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
  • активизация и обогащение словарного запаса детей.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Рисование Рыбки в аквариуме».
б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

Ход:

Игра «Рыбка плавает в водице»

Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Физминутка: «Путешествие по дну моря».

Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети: Это рыбы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети: Скользкая.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».


Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.


Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

Игра «Мы – рыбки».

Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

Тема: «Речные рыбы»

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающие:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

Тема: «Речные рыбы»

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающие:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование : картинки с изображение речных,морских,аввариумных рыб; карточки с речными рыбами.

Ход занятия:

Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета.

Логопед: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

Логопед: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Логопед: Давайте посмотрим картинки и определим, что это за рыба.

Сом - крупнейший хищник наших водоемов. У него удлиненное тело, покрытое мелкой плотно сидящей чешуей, огромная голова. пасть оснащена щетками мелких, но острых зубов, пара длинных усов на верхней челюсти и четыре покороче - на нижней. Сом способен заглотнуть добычу, иногда мало уступающую ему по объему и весу (однако это ему удается крайне редко, чаще всего пищей служат мелкая придонная рыбешка, моллюски и раки).

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала мо¬жет менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.

Щука - одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскирован¬ная, благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она не¬подвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими ос¬трыми зубами.

Логопед: А теперь, я загадаю вам загадки и проверю как вы запомнили.

На дне один

Лежит плоский блин. (Камбала.)

Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает. (Щука.)

Живу глубоко,

Плыву легко.

Зубастая, большая,

Я рыба морская. (Акула.)

Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете рыб, обитающих в речке? (карп,сазан,язь,лещ,плотва и.тд)

Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь? (скользкая)

Физминутка:

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Логопед: Я сейчас вам буду называть рыбок, а вы скажите какая из них лишняя и почему

Плотва, окунь, лещ, кит

Акула, медуза, дельфин, сом

Игра «На дне». Координация речи с движением, развитие общей моторики. Логопед. Вставайте в круг. Вспомним игру «На дне».

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спину.)

Свои домики везут. Рогами шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо.)

На рыбок глядят. Рыбки плывут, (Передвигаются мелкими шажками, опустив руки, двигая только ладонями.)

Плавничками гребут. Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево, вправо и на оборот.)

А теперь наоборот.

Рисуем рыбку

Итог: Что нового узнали? О чём говорили?


Алёна Хамова
«Весёлые рыбки». НОД в подготовительной группе по теме «Рыбы. Водоём»

Цель : обобщение знаний о рыбах.

Программное содержание :

Образовательные задачи :

Обогащать и активизировать словарь по теме «Рыбы . Водоём » .

Закреплять знания о рыбах, их видах, о водоёмах .

Закреплять умения обобщать и классифицировать.

Закреплять умения составлять и решать задачи.

Уточнить представления о свойствах предметов данном случае об объёме) .

Закреплять умения сравнивать предметы по объёму.

Развивающие задачи :

Развивать коммуникативные навыки (умение активно вступать в речевое взаимодействие, умение отвечать на заданные вопросы; умение рассуждать, сравнивать и делать выводы).

Развивать познавательный интерес.

Развивать психические процессы : восприятие, внимание, память, мышление.

Развивать координацию движений на основе согласования действий со словами физминутки.

Развивать мелкую моторику на основе пальчиковой гимнастики

Воспитательные задачи :

Совершенствовать произвольность регуляции поведения и концентрацию на деятельности.

Развивать чувство партнёрства и сотрудничества.

Закреплять навыки культурного поведения в общении друг с другом.

Материал : мяч, аквариум, условные мерки, игрушки – рыбки , декоративные камушки клеёнка, полотенца, алгоритм развития рыб, карточки к заданиям, кружки – для счёта мерок.

Предварительная работа : чтение книги Т. Шорыгиной «Рыбы . Какие они?» , отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Организационный момент :

Доброго вам дня, дорогие ребята. Подарим друг другу частицу тепла и доброты. Возьмёмся за руки, закроем глаза. Сделаем глубокий вдох, выдох. Откроем глаза. Скажем, друг другу все вместе «Я желаю тебе добра» . (Дети повторяют фразу) .

Ребята, вы любите секреты? У меня для вас есть коробка с секретом. (потрясти коробку) . Что в ней, вы узнаете, когда выполните задание.

Игра «Поставь точки по адресам. Соедини по точкам» .

Прошу всех сесть на свои места за столы. Вам необходимо поставить точки по известным адресам-координатам, затем соединить их и вы узнаете, что в коробке. А Сева – соединит все точки от 1до 12 и тоже откроет секрет. Возьмём карандаши, начинаем работать. Будьте внимательны. (Воспитатель диктует координаты точек, а дети их отмечают в соответствующих клетках.)

Что у вас получилось, кто угадал, что лежит в коробке?

Интересно ребята для чего нам эти рыбки , что мы можем с ними делать? (предложения детей.) Ваши предложения мне очень нравятся. Но больше всего мне понравился вариант с аквариумом. Как вы думаете. Мы можем оформить аквариум в группе ?

Но для этого, давайте все вместе вспомним всё то, что мы знаем о рыбах.

Предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос – ответ» . (игра с мячом)

Какие животные называются рыбами?

Где живут рыбы ?

Какие бывают рыбы ?

Какие части тела есть у рыб?

Чем покрыто тело рыб?

Что помогает рыбам плавать?

Чем питаются рыбы ?

Алгоритм развития рыб

Ребята, всё живое вокруг нас растёт и развивается. И рыбы конечно не исключение. Предлагаю вам составить алгоритм развития рыб. Для этого вам нужно выбрать себе пару (воспитатель раздаёт каждой паре конверт с заданием) . Располагайтесь на ковре как вам удобно. Выполняем задание.

Кто из вас готов рассказать этапы развития рыб. Мы составили алгоритм развития рыб из икринок. Но существуют и живородящие рыбы . Тогда какие части алгоритма будут лишними? Молодцы. Так развиваются рыбы .

Игра «Чей дом»

У каждого из нас есть дом и у рыб тоже. Вспомним ребята, где живут рыбы (дети называют) . Если рыба живёт в море, то она, если в аквариуме-, если в пресной воде- …

Назовите водоёмы с пресной водой ? (река, озеро, пруд) .

Для вас на столах лежать дома рыб. Ваша задача расселить всех рыб по своим домам.

Молодцы, всех рыб расселили.

Пальчиковая игра «Рыбка »

Рыбка плавает в водице ,

Рыбке весело играть

Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

Рыбка , рыбка , озорница,

Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

Медленно сжимают ладони

Рыбка спину изогнула

Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла

Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула ,

Рыбка быстро уплыла

Снова «плывут» .

Как известно рыбы быстрые , юркие, шустрые. Предлагаю поиграть с рыбками и отдохнуть .

Физминутка :

"Рыбка ".

Рыбка рыбке говорила ,

Плавничками шевелила :

"Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять :

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка".

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Игра «Логические таблицы»

Воспитатель приглашает детей за стол.

-Рыбы решили сыграть с нами в прятки. Рассмотрите таблицы, каких рыб не хватает? Подберите из предложенных каточек и разложите на свои места.

Молодцы, всех рыб нашли.

Игра «Составь и реши задачу»

Рассмотрите внимательно задание. Вам необходимо составить по карточкам задачу, решить её. Напомню, что у каждой задачи есть условие и вопрос. Ребята, кто из вас желает задать свою задачу ребятам, а они её решат?

Молодцы, составили и решили задачи.

Игра «Родственные слова»

Подберите картинки с родственными словами к слову рыба и назовите эти слова.

(На ковре воспитатель раскладывает картинки, дети выбирают, называют слово и объясняют его.)

Молодцы, подобрали слова-родственники к слову рыба.

«Аквариум»

Ребята, мы поговорили про рыб, поиграли с ними. Теперь предлагаю вам создать аквариум.

Скажите, пожалуйста, какой формы бывают аквариумы?

Какой формы наш аквариум?

Какие аквариумы бывают по объёму, по тому, сколько вмещается в него воды?

Как вы думаете, что нам нужно, что бы заполнить аквариум водой ? (вода, мерки)

В аквариум необходимо налить 16 мерок воды. Вас 8 человек. По сколько мерок воды каждый из вас должен налить в аквариум, чтобы было поровну? (по 2 мерки) .

Мерки все разные. Нам нужно выбрать одинаковые мерки по объёму. Как вы думаете, что необходимо для этого сделать? (сравнить мерки, выбрать одинаковые) . Выполняем.

(Дети сравнивают мерки методом переливания воды, находят одинаковые.)

Мерки определили. Теперь каждый из вас нальёт по 2 мерки воды в аквариум, при этом откладывая на стол за каждую мерку 1 кружок. Сколько всего мерок налили в аквариум? Чему равен объём аквариума?

Поселим рыбок. Ульяна, Настя, Вероника – украсят аквариум камушками, осторожно не бросая их. А все остальные ребята – запустят рыбок в аквариум. (Дети любуются аквариумом.) .

Итог : Мы с вами ребята выполнили все задания и теперь у нас есть аквариум. Подарим друг другу аплодисменты. Ребята, мне очень интересно, какой секрет может быть в коробке, но это узнаем в следующий раз. Всем спасибо.

Публикации по теме:

Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро» Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро». Цель: Познакомить детей с обитателями и строением водоёмов, вызвать у детей желание.

Домашнее задание «Рыбы» Родителям: рассказать ребенку о рыбах, где живут (в морях, океанах, реках, прудах, озерах, аквариумах.); рассказать.

Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству. Пластилинография «Аквариумные рыбки» подготовила воспитатель Козаева Т. В..

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Рыбки играют, рыбки сверкают» Интегрированное занятие в средней группе Рыбки играют, рыбки сверкают…. Цель: развитие творческих способностей детей через продуктивную.

Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи, лексическая тема рыбы.

«Подводное царство»

Старшая группа, воспитатель

Цели:

Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

Коррекционные: Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.

Воспитательные: Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

Оборудование: Плоскостные рыбки, картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.

Ход занятия.

1. Организация занятия.

Вос-ль: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)

Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)

Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)

Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.)

Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)

Где живут рыбы?

Почему им хорошо в водичке?

Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)

Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)

2. Пальчиковая гимнастика.

Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими

волнообразные движения, вращая в запястьях

в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)

Рыбка золотая,

Посмотрите на неё –

Красивая какая.

3. Работа с иллюстрациями.

Детям предлагаются картинки с изображением рыб.

Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

Покажите, как плавают рыбы. (Дети руками изображают, как плавают рыбы.)

Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводным.

Вол-ль: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.

А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.

На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

4. Беседа по содержанию стихотворения.

Вос-ль: Ребята, послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Вос-ль: О каких животных рассказывается в стихотворении?

Где спят эти животные?

Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)

Почему не видно следов рыбок на воде?

5. Игра «Назови ласково».

Рыба - …

Икра - …

Сом - …

Река - …

Лягушка - …

Хвост - …

Вода - …

Улитка - …

6. Анализ слова рыба.

Вос-ль: Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)

Какой звук вы слышите первым?

Какой звук следует после р?

Следующий звук? (звук б)

И последний звук? (звук а)

Какой он, гласный или согласный? Каким цветом его отмечаем при написании?

6. Игра «Поймай рыбку».

Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети собирают рыбок) .

Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого из вас.

1 ребенок. У меня две рыбки.

2 ребенок. У меня одна рыбка.

3 ребенок. У меня четыре рыбки.

4 ребенок. У меня пять рыбок.

5 ребенок. А у меня три рыбки.

Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

7. Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, (Складывают ладошки,

делают ими плавные движения,

имитируют движения плавников.)

Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,

Делают движения двумя ладонями.)

Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают

взмахи ладонями.)

По четыре раза в сутки

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

8. Игра «Представь, что ты… »

Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

Изобразите жадную старуху.

А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

9. Индивидуальная работа за столами.

Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)

10. Итог занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить самое интересное задание.




 

Возможно, будет полезно почитать: