Теория и методика плавания. Учимся плавать самостоятельно: практические советы

Федеральное агентство по образованию

Плавание

теория. мето дика. практика

Учебное пособие

Издательство ОмГТУ

УДК 797.21(075)

ББК 75.717.5 я 73

Рецензенты:

, канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры Омской государственной медицинской академии;

, канд. пед. наук, профессор кафедры теория и методика плавания Сибирского государственного университета физической культуры

Мельникова, О. А.

М48 Плавание. Теория. Методика. Практика : учеб. пособие / . – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 80 с.

Учебное пособие написано в соответствии с программой по дисциплине «Плавание» и требованиями, предъявляемыми к сдаче экзамена по физической культуре для студентов технического университета. Большое внимание уделено вопросам технике и методике обу­чения спортивного и прикладного плавания.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей технических вузов, преподавателей средних и высших учебных заведений.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

УДК 797.21(075)

ББК 75.717.5 я 73

© ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2009

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 4

Глава I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ КАК ЖИЗНЕННО
ВАЖНОГО НАВЫКА........................................................................................ 5

1.1. Плавание в дореволюционной России................................................... 6

1.2. Развитие отечественного плавания после 1917 года............................. 8

1.3. Оздоровительное значение плавания................................................... 9

Глава II. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЛАВАНИЯ................................... 12

2.1. Основные термины и понятия.............................................................. 12

2.2. Свойства воды....................................................................................... 13

2.3. Гидростатика......................................................................................... 14

2.4. Гидродинамика..................................................................................... 16

2.5. Анатомо-физиологические особенности организма
и техника плавания............................................................................................. 24

Глава III. ТЕХНИКА СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ..................................... 31

3.1. Техника плавания способом «кроль» на груди.................................. 32

3.2. Техника плавания способом «кроль» на спине................................... 36

3.3. Техника плавания способом «брасс» ................................................. 39

3.4. Техника плавания способом «дельфин».............................................. 42

3.5. Техника стартов.................................................................................... 44

3.6. Техника поворотов............................................................................... 45

Глава IV. ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ........................................................... 47

4.1. Техника плавания способом на боку................................................... 47

4.2. Техника плавания способом «брасс» на спине.................................... 47

4.3. Техника погружения в воду с поверхности......................................... 47

4.4. Помощь тонущему................................................................................ 48

4.5. Оказание первой помощи пострадавшему.......................................... 49

Глава V. ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ................................................................. 53

5.1. Комплексы специальных упражнений на суше и в воде для обучения
и закрепления техники спортивных способов плавания.................................. 53

5.2. Изучение техники спортивных способов плавания............................. 54

5.2.1. Способ «кроль» на груди.......................................................... 54

5.2.2. Способ «кроль» на спине............................................................ 56

5.2.3. Способ «брасс» .......................................................................... 57

5.2.4. Способ «дельфин» ...................................................................... 59

Глава VI. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
В ПЛАВАНИИ................................................................................................... 65

6.1. Гибкость в плавании............................................................................. 65

6.2. Ловкость в плавании............................................................................. 68

6.3. Выносливость в плавании.................................................................... 69

6.4. Скоростные способности...................................................................... 72

Глава VII. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЛАВАНИИ........ 74

Глава VIII. МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ.............................................................. 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 79

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................... 80

Введение

Известно, что физическое развитие человека в онтогенезе подчиняется определенным закономерностям. Главная цель физического воспитания – с помощью его специфических средств (физических упражнений) помочь организму реализовать в процессе индивидуальной жизни свой наследственный двигательный потенциал, способствовать всестороннему развитию личности.

В основе физического воспитания лежит спортивная тренировка, концепция которой на сегодняшний день, по сути, единственная, научно обоснованная концепция управления естественным двигательным потенциалом человека. Не случайно обучение и тренировка – единый педагогический процесс. С учетом этого за основу нами взято спортивное плавание.

Плавание как научно-педагогическая дисциплина представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма пловца с водой, в которой организуется его двигательные действия. Изучение такого взаимодействия обусловлено необходимостью двигательных навыков, которые позволили бы передвигаться в водной среде наиболее эффективными способами без специальных приспособлений и поддерживающих средств.

В основе физического воспитания и спортивной тренировки лежат глубокие биологические закономерности. Именно поэтому становится важным основательное изучение морфологических и функциональных особенностей организма пловца, что, в свою очередь, поможет эффективнее использовать средства физического воспитания.

Поскольку система условий, в которых выполняются двигательные действия пловца, строго специфична, специфичны и сами плавательные движения. В этой связи перед студентом стоит важнейшая задача познать специфику плавания, установить наиболее общие закономерности плавательных движений. Представляется, что в этом отношении самым важным может стать изучение особенностей водной среды, механизма создания силы тяги и механизма активного гидродинамического сопротивления поступательному движению тела пловца, основной из которых – механизм создания отрицательного градиента давления на поверхности тела пловца. Он реализуется в движениях, которые носят колебательный характер. Все это может заинтересовать именно студентов технического университета.

Снабжая студентов знаниями теоретических основ по плаванию, мы, с одной стороны, повышаем уровень их образованности по избранной спортивной специализации и способствуем подготовке к теоретическому экзамену, с другой стороны, формируем сознательное и активное отношение студентов к процессу физического воспитания и повышаем его эффективность.

В этом методическом пособии раскрыты основные теоретические разделы по плаванию в соответствии с рабочей программой по данному виду спорта, принятой в техническом вузе с учетом требований теоретического экзамена по физическому воспитанию. Пособие адресовано студентам и преподавателям высших и средних учебных заведений.

Глава I . История развития плавания
как жизненно важного навыка

Плавание – жизненно важный навык, так как большую часть поверхности земли (71 %) занимает водная среда, и человек вольно или невольно вынужден с ней контактировать.

С древних времен плавание применялось в быту и в труде человека (во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами). Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек, озер, требовали отличного владения плаванием.

Археологические находки (вазы, статуэтки, амфоры, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески) свидетельствуют о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта, Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать, и им были хорошо известны способы плавания, напоминающие современный кроль и брасс. Сегодня об этом можно узнать по целому ряду исторических документов, изданных книг и сохраненных музейных ценностей.

В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось одним из основных средств физического воспитания, причем не только юношей, но и девушек. «Хромым» (т. е. калекой) считался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать. Здоровье, физические качества и красота человеческого тела достигались физическими упражнениями. Идеальным считалось обнаженное мускулистое тело безупречного телосложения с правильными пропорциями.

Долгие годы во многих государствах плавание занимало важное место в военном деле. Умение преодолевать водные преграды в одежде, воинских доспехах, с вещами и грузом, разведка, специальные задания диверсионного характера требовали отличной плавательной подготовленности.

Большое значение умению плавать придавали и славянские народы. Об этом говорят различные летописи, предания, легенды, былины и другие источники. Известный советский спе­циалист в области гигиены и физического воспитания -Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболева­ниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела».

Спортивное плавание зародилось на рубеже XV–XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Вене­ции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию тех­ники способов плавания, росту скоростей плавания.

В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов – «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии».

В конце XIX столетия спортивное плавание включено в про­грамму Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из за­плывов «вольным стилем».

В 1900 г. на II Олимпиаде, в программу соревнований вклю­чено плавание на спине. В этот период плавали в основном пе­ревернутым брассом. В 1904 г. в самостоятельный способ выделен стиль плава­ния брасс.

Летом 1908 г. по инициати­ве старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Геор­га Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Вели­кобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), ко­торая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, вклю­чая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного пла­вания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА – одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Офици­ально признаны в качестве спортивных способов кроль на гру­ди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

1.1. Плавание в дореволюционной России

Появление и развитие плавания в России относится к древ­нейшим временам. Возникшее как навык, необходимый чело­веку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и в военном деле.

Организованное обучение плаванию стало применяться зна­чительно позднее: в середине XVII в. Петр I, создав регулярную армию и флот, включил его в программу подготовки офицеров армии и флота, в боевую подготовку солдат и матросов. Под его руководством проводились учения – «потехи» с форсировани­ем водных преград и сражениями на воде. Плавание было вклю­чено в число учебных дисциплин Морской академии, открытой в 1719 г.

Во второй половине XVIII в. в России отмечается значитель­ный расцвет науки, культуры и искусства. В печати публиковались статьи, в которых говорилось о необходимости обучения искусству плавания, давались сове­ты по технике плавания и методике обучения. Особенно боль­шое внимание уделялось умению плавать и переправляться вплавь в военном деле. Плавание вводится как предмет, обязательный для изучения, в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752 г.

В XVIII в. плавание как прикладной вид физической подго­товки получило распространение в войсках великого русского полководца. DIV_ADBLOCK54">

Работа этой школы оказала благотворное влияние на разви­тие спортивного плавания в других городах России. Начиная с 1910 г. спортивная работа по плаванию проводится в летние месяцы в Москве, Харькове, Чернигове, Севастополе, Батуми , Таганроге, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах. Во мно­гих из них работой руководили профессиональные инструкто­ры, подготовленные в Шуваловской школе.

С целью обмена опытом и проверки спортивной подготовлен­ности по предложению Шуваловской школы 7 июля 1913 г. состоялись первые в России междугородние соревнования по плаванию. В каждом номере программы участвовали по два пловца – от Москвы и Петербурга.

Летом 1913 г. в Киеве была проведена Первая русская олим­пиада, в программе которой было и плавание.

1.2. Развитие отечественного плавания после 1917 года

В первые годы советской власти развитие плавания было свя­зано с деятельностью Всеобуча, в программу которого оно вош­ло как важнейшая часть военной подготовки. Плавание становится неразрывной частью системы физичес­кого воспитания.

Коммунистическая партия и советское пра­вительство принимают целый ряд специальных постановлений о физическом совершенстве советских людей, их подготовке к жизни, к труду, к защите социалистического отечества. Вво­дятся в строй летние плавательные бассейны, открываются школы плавания. Значительно возрастает число спортсменов-пловцов. Увеличивается количество соревнований по плаванию.

В 1926 г. советские пловцы выезжают в Германию, Францию, Норвегию для участия в соревнованиях с пловцами рабочих спортивных организаций.

Дальнейшее развитие плавание получает в рамках вновь со­зданного Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Нормативы в плавании становятся обязательными.

В 1928 г. в Москве была проведена Всесоюзная спартакиада по всем основным видам спорта, в том числе и по плаванию. Помимо советских спортсменов, в спартакиаде приняли учас­тие представители рабочих организаций Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Австрии.

В стране начинают издаваться учебные пособия : «Теория и практика спортивного плавания» (Л. Геркан, 1925); «Водный спорт» (А. Жемчужников, 1927); «Плавание, прыжки в воду и водное поло» (под ред. Н. Бутовича, 1928)
и др.

Работа по развитию плавания не прекращалась даже во время Вели­кой Отечественной войны. В августе 1941 г. на Москве-реке был проведен массовый заплыв на призы газеты «Красный спорт», в апреле 1942 г. состоялось первенство Москвы по плаванию, в апреле 1943 г. проводятся учебно-тренировочные сборы силь­нейших пловцов и личное первенство СССР.

В 1969 г. Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР анализируется вопрос развития спортивного плавания в стране, причины отставания от дости­жений пловцов США, разрабатываются конкретные меры по устранению недостатков.

В научно-исследовательских институтах и лабораториях, в вузах ведется углубленная исследовательская работа по совер­шенствованию техники плавания, методики обучения, принци­пов спортивной тренировки и отбора пловцов.

Существенное влияние на систему подготовки оказала сло­жившаяся система детских и юношеских спортивных соревно­ваний («Веселый дельфин»; на призы газеты «Комсомольская правда»; Спартакиады школьников; Первенства среди девушек и юношей; Первенства среди ДЮСШ и т. д.).

Вся эта работа привела к тому, что достижения советских спортсменов-пловцов к началу 80-х оказались на уровне миро­вых результатов. Это ярко подтверждается выдающимися по­бедами А. Крылова, С. Коплякова, Ю. Богдановой, М. Коше­вой, Д. Волкова, М. Юрчени, С. Заболотного, И. Полянского, а также В. Сальникова, который на Олимпийских играх в Мос­кве завоевал три золотые олимпийские медали, а через восемь лет на Олимпиаде в Сеуле вновь стал олимпийским чемпионом.

Сложившаяся система подготовки высококвалифицирован­ного спортсмена-пловца дает свои положительные результаты и сегодня. Об этом свидетельствуют выдающиеся спортивные достижения Е. Садового, А. Попова, Д. Панкратова, Н. Живаневской и многих других.

1.3. Оздоровительное значение плавание

Даже простое нахождение в воде без движений вызывает по­вышение обмена энергии вследствие теплоотдачи. Благодаря высокому сопротивлению, на один метр пути при плавании рас­ходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с разной ско­ростью.

У лиц, систематически занимающихся плаванием, увеличе­ны размеры сердца, при этом известно, что показатели объема полостей сердца являются мерой его функционального резерва.

Плавание естественно создает условия пониженной гравита­ции. Водная среда позволяет свести до минимума активность мышц, обеспечивающих позу; при этом уменьшается нагрузка на позвоночник, появляется возможность расслабить связочно-суставной аппарат. У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся.

Частичная имитация невесомости, горизонтальное положение тела приводят к значительным перераспределениям крови внут­ри сосудистого русла. При переходе человека из вертикального положения в горизонтальное почти полностью исчезает фактор гидростатического давления. В этих условиях уменьшается кро­венаполнение ног, существенно снижается давление на сосуды нижней половины тела, увеличивается кровоснабжение мозга.

Плавание способствует развитию функции дыхания. На груд­ную клетку пловца действует большое гидростатическое давление. Это затрудняет вдох и выдох; в результате существенно улучшается вентиляция легких, что, в свою очередь, имеет боль­шое профилактическое значение.

При плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры. Известно, что оздоровительный эффект физичес­ких упражнений зависит главным образом от размера актив­ной мышечной массы. В условиях дефицита двигательной активности плавание может стать отличным средством ее опти­мизации.

Нагрузки при плавании чаще всего носят выраженный ди­намический характер. Механизм мышечного «переключения» (напряжение – расслабление) удачно оптимизирует нагрузку. О лечебном и оздоровительном влиянии воды на организм человека люди узнали очень давно. Так, уже у Плиния Старше­го, известного римского историка и писателя, читаем: «Римля­не в течение десяти веков не знали врачей и лечились от всех болезней водой».

Любое нахождение в воде – это всегда охлаждение. Даже в условиях крытого плавательного бассейна вода обычно на 10–12 °С ниже температуры человеческого тела. В условиях высокой теплоотдачи плавание дает прекрасный закаливающий эффект. Совершенствование процессов терморегуляции неразрывно свя­зано с центральной нервной системой. Улучшение качествен­ных характеристик нервных процессов способствует улучше­нию координации в функционировании всех физиологических систем организма. Таким образом закаливающий эффект распро­страняется на жизнедеятельность всего организма человека.

Физический потенциал человека определяется множеством факторов биологического и социального характера. Хорошо известно, что двигательная сфера человека жестко наследственно предопределена на весь период его индивидуальной жизни. Такое понимание принципиально меняет сущность целевых установок физического воспитания и спортивной тренировки. Одной из главных задач при этом ста­новится помочь организму реализовать свой наследственный двигательный потенциал. Методологической основой познания сущности феномена физической активности человека может стать предлагаемый в литературе эволюционный подход (). Его центральной гносеологической задачей является формирование научного знания о естественных зако­нах развития физического потенциала человека и разработка на этой основе стратегии социального стимулирования.

В биологии известен так называемый закон (точнее, правило) Геккеля, сущность которого гласит: каждый появляющийся на свет организм в своем индивидуальном развитии, особенно на начальных этапах, кратко, конспективно повторяет историю развития своих предков, то есть онтогенез во многом повторяет филогенез. Правило еще более справедливо в отношении двига­тельных аппаратов, где оно, по меткому выражению, крупнейшего исследователя XX столетия, «чаще вы­полняется, нежели не выполняется». Вероятно, чтобы человеку реализовать свой наследственный двигательный потенциал, свои двигательные способности, нужно также последовательно и не­противоречиво «извлечь» информацию из генотипа, создав со­ответствующие подкрепления во внешней среде.

Водные локомоции – филогенетически наиболее древние формы движений. Информация о них заложена у человека в генотипе, что подтверждается наличием врожденного плава­тельного рефлекса, а уровни построения плавательных движе­ний находятся в «низлежащих этажах» центральной нервной системы.

Вода – колыбель нашей жизни. По сути, она – сама жизнь. Такое понимание позволяет квалифицировать движения в пла­вании как естественные, а существующие сегодня спортивные способы плавания считать тем лучшим, что отобрано человеком в процессе его эволюции и взаимоотношений с водной средой. Это дает возможность рассмотреть, проанализировать, описать плавательные движения с помощью всех известных в природе и обществе законов. Это могут быть законы физики, химии, философии, биологии, медицины и многих других дисциплин.

Контрольные ЗАДАНИЯ

1. История развития плавания и основные этапы становления плавания как вида спорта в России .

2. Развитие плавания на современном этапе.

3. Оздоровительное значение плавания.

Глава II . ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЛАВАНИЯ

2.1. Основные термины и понятия

Для описания движений в плавании, характеристики техни­ки плавания, анализа ошибок, необходимости их исправления и для решения многих других задач педагогу и самому занима­ющемуся необходимо знание специальных терминов и понятий, наиболее часто употребляемых в плавании.

Некоторые из них имеют следующие условные обозначения:

Направления выполняемых движений:

Вперед – направление, совпадающее с направлением движе­ния пловца.

Назад – направление, противоположное направлению дви­жения пловца.

Влево и вправо – направления влево и вправо от направле­ния продвижения пловца.

Вниз – направление, совпадающее с направлением действия сил тяжести.

Вверх – направление, противоположное направлению вниз.

«Продольная» – ли­ния, проходящая через средние точки сечений в грудной и тазовой час­тях.

«Поперечная» – ли­ния, проходящая гори­зонтально и поперек про­дольной оси через тело пловца, слева направо.

«Вертикальная» – линия, проходящая че­рез тело пловца сверху вниз.

«Фронтальная» – вертикально расположенная плоскость, проходящая через тело пловца слева направо (та, которая рас­положена «во фронт»).

«Горизонтальная» – плоскость, параллельная плоскости воды.

«Сагиттальная» – вертикальная плоскость, проходящая через тело пловца спереди назад.

Угол атаки туловища – угол, образованный двумя состав­ляющими: продольной осью тела пловца и линией, параллель­ной поверхности воды, – направлением движения пловца.

Угол атаки кисти – угол, образованный линией, характе­ризующей направление встречного потока воды и продольной осью кисти.

Центр тяжести (ЦТ) – точка приложения равнодейству­ющей сил тяжести тела пловца.

Центр давления (ЦД) – точка приложения равнодейству­ющей сил давления, действующих на покоящееся или движу­щееся в жидкости тело.

Траектория – линия, которую описывает условная точка тела при своем движении.

Угол атаки плоскости – угол между плоскостью и траек­торией ее движения.

Плоскость – поверхность, имеющая два измерения.

Движущие силы – силы, способствующие продвижению пловца в заданном направлении.

Силы сопротивления – силы, препятствующие продвиже­нию пловца в заданном направлении.

Силы тяги – силы, создающие тяговые усилия за счет ак­тивных мышечных сокращений.

Цикл – система повторяющихся движений, при которых исходное положение и конечное положение совпадают; они ана­логичны.

Темп – количество движений в единицу времени.

Ритм – упорядоченность кинематических и динамических элементов структуры движений.

Шаг – расстояние, на которое пловец перемещается в задан­ном направлении за один цикл движений.

Движения пловца определяются: а) особенностями среды, в которой происходят двигательные действия пловца; б) особен­ностями организма пловца; в) особенностями взаимоотношений организма пловца и среды, в которой происходят его движения.

2.2. Свойства воды

Особенности среды (воды) можно охарактеризовать рядом ее свойств, которые описываются с помощью физических величин.

Плотность воды. Плотность воды при изменении температу­ры меняется очень мало. Так, в диапазоне температур от 4° до 90 °С изменение составляет лишь 3,5 % и несущественно с прак­тической точки зрения. Если же вспомнить, что в условиях пла­вательного бассейна температура воды колеблется в пределах всего нескольких градусов (24–26 °С), то данная зависимость представляет скорее теоретический интерес.

Поскольку гидростатическое давление на верхнюю и ниж­нюю части погруженного в воду тела различается и давление внизу значительно больше, на тело действует выталкивающая сила, равная в количественном отношении весу вытесненной телом жидкости. В этом заключена суть закона Архимеда. Фак­тически тело теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость, то есть вес человека в воде составляет лишь несколь­ко килограммов, его движения происходят в условиях гипогравитации, что, в конечном итоге, накладывает глубокий отпеча­ток на характер плавательных локомоций.

Теплоемкость. Теплопроводность. Вода характеризуется теп­лоемкостью и теплопроводностью. При 20 °С коэффициент удельной теплоемкости примерно в 4 раза выше, чем аналогич­ный показатель воздуха. Удельная теплопроводность воды бо­лее чем в 17 раз выше, чем удельная теплопроводность воздуха. Все это в конечном итоге приводит к значительным потерям теп­ла организмом человека. Не случайно говорят: плавание – это всегда охлаждение. В воде с температурой 25°–26 °С обнажен­ный человек за одну минуту теряет тепла в два раза больше, чем в воздушной среде с такой же температурой. Правда, устойчи­вость к охлаждающему воздействию у людей совершенно раз­ная и колеблется в широких пределах. Она лучше у людей с выраженным подкожным жиром, а также специально трени­рованных к условиям плавания в холодной воде.

Преломление света. Водная среда снижает эффективность зрения. Человек, открыв глаза под водой, видит все предметы смутно и расплывчато, даже если вода прозрачна и освещен­ность хорошая. Причина этого заключается в том, что величи­на преломления (коэффициент преломления) световых лучей в воде близка к величине преломления их роговицей глаза.

Текучесть воды сравнительно высокая. Это дает возможность пловцу перемещаться в заданном направлении, раздвигая от­дельные слои жидкости. В то же время существует большая трудность для реализации двигательной задачи, поскольку опо­ра – подвижная. Значит, усилия нужно прикладывать строго определенно, чтобы создать опору, и это обстоятельство долж­но быть положено в основу элементарных требований к техни­ке плавания.

Таким образом, рассмотрены некоторые свойства воды. Ра­зумеется, не все, а лишь некоторые – те из них, которые в наи­большей степени определяют технику плавания. Теперь есть возможность с этого базисного уровня более глубоко рассмот­реть то, что определяет взаимоотношения пловца с водой. Та­кой подход позволит наполнить отмеченное знание конкретным практическим содержанием и логически завершит переход от теории к практике.

2.3. Гидростатика

Для того чтобы при движении тело пловца сохраняло поло­жение горизонтальной плавучести, нужно выполнять компен­саторные движения ногами.

Практика показывает, что у квалифицированных пловцов – хорошая горизонтальная плавучесть. Многие из них могут дос­таточно долго находиться неподвижно на поверхности воды в горизонтальном положении.

Плавучесть зависит от целого ряда различных факторов. Среди них: плотность воды, морфотип человека, поза пловца в воде, особенности расположения подкожного жира, степень заполнения легких воздухом и др.

Средняя плотность тела человека определяется соотношени­ем костной, жировой и мышечной тканей. Плотность жировой ткани равна 0,92–0,94; мышечной – 1,04–1,05. Самая тя­желая – костная ткань, особенно трубчатых костей: величина ее плотности в среднем составляет 1,7–1,9. Во многих случа­ях высокая плотность связана с тяжелой костной тканью, большой мышечной массой и малой жировой прослойкой. Преобладание в этом соотношении жировой ткани способствует увеличению плавучести.

Плавание предъявляет жесткие требования к специфическим для этого вида спорта качествам.

При анализе признаков телосложения и физической подго­товленности пловцов часто используется такой параметр, как активная масса (мышечная масса + масса костной ткани). Лю­бопытно, что в зависимости от плавательной специализации данный параметр имеет отличия. Так, у специализирующихся в кроле спринтеров активная масса составляет 72,3 % от общей массы тела, у средневиков – 72 %, у стайеров – 68,4 % (, 1986).

Процентное содержание жировой ткани у спринтеров выше, чем у стайеров.

У специализирующихся в кроле на спине относительный вес активной массы составляет 70,5 %, при этом он незначительно отличается от такового у представителей других способов пла­вания. Жировой ткани у них – 8,6 % . Вместе с тем относитель­ный вес костной ткани у них значительно меньше, чем у пред­ставителей других плавательных специализаций. По мнению (1986), это имеет немаловажное значение для успеха при плавании на спине.

У специализирующихся в плавании способом дельфин актив­ная масса составляет 71,6 %. Они имеют наибольший относи­тельный вес жировой ткани (11 %) и почти такой же низкий процент костной ткани, как у «спинистов».

У мужчин, специализирующихся в комплексном плавании, активная масса составляет 71,4 % .

Пловцы, работа которых носит выраженный скоростно-силовой характер, имеют большие величины веса тела, обхватных размеров, мышечной массы. К ним относятся кролисты-сприн­теры, а также представители дельфина и брасса.

Успеха в плавании на спине добиваются спортсмены с силь­ными руками. Это довольно «легкие» пловцы, у которых по сравнению с представителями спринтерского кроля и дель­фина небольшие вес тела и масса мышечной ткани.

Специализирующиеся в комплексном плавании (по показа­телям обхватов, площадей сечений и составу тела) приближа­ются к специализирующимся в спринтерском кроле, дельфине и брассе.

Плавание - это самостоятельное передвижение человека в воде без применения специальных приспособлений. Данная статья расскажет, как научиться плавать взрослому. Для этого необходимо будет изучить основы теории плавания, а затем перейти к практическим занятиям.

Чтобы научиться плавать самостоятельно, нужно узнать также о технике безопасности и правилах поведения в бассейне.

Научиться плавать не так сложно, как многие думают. Навыки плавания можно освоить в любом возрасте, главное - отбросить страхи и предрассудки. Польза плавания для здоровья многогранна. Это занятие является не только приятным времяпровождением в бассейне или на открытой воде, но также:

Для постижения азов плавания лучше всего подойдёт бассейн с неглубоким дном или неглубокий водоём. Главное - это твёрдо стоять ногами на поверхности - так, чтобы голова и плечи находились в воздухе. Желательно учиться плавать под наблюдением - для спокойствия и безопасности. Как правильно плавать, лучше всего, конечно, знает специальный тренер, но начать обучение можно и самостоятельно.

Правильное дыхание

Когда человек учится плавать, одной из основных проблем является постановка правильного дыхания. Для начала следует запомнить главный принцип: дышать нужно, совершая глубокий вдох ртом, а выдыхать воздух следует в воду. Правильный способ дыхания необходим, если вы хотите научиться плавать брассом или научиться плавать кролем, а также другими стилями. Чем более глубок вдох, тем лучше вас будет держать вода. Однако наполнять лёгкие на весь объём, отпущенный вам природой, тоже не нужно - это будет создавать дискомфорт и помешает движению в воде.

Есть хорошее упражнение для тренировки дыхания, подходящее для начинающих. Нужно, стоя на мели, вдохнуть воздух полной грудью, после чего погрузиться с головой в воду и сделать полноценный выдох ртом. Это упражнение нужно сделать несколько раз без перерыва: таким образом тренируются профессиональные пловцы.

При плавании нужно выполнять вдох через открытый рот, не меняя положения тела, а лишь поворачивая голову. Дышать носом во время передвижения по воде нецелесообразно капли попадут в носоглотку и могут вызвать дискомфорт или удушье. При плавании дыхание координируется с движениями конечностей, которые характерны для каждого конкретного стиля.

Удержание на воде

Существует четыре основных способа плавания:

  • Брасс (чтобы правильно плавать брассом, нужно совершать синхронные движения конечностями параллельно поверхности воды);
  • Кроль на груди (правильно плавать кролем - это значит совершать попеременные гребки одной и другой половинами тела);
  • Кроль на спине;
  • Баттерфляй - самый сложный стиль плавания (правильно плавать баттерфляем лучше учиться под руководством опытного наставника).

Но прежде чем переходить к стилям, необходимо научится удерживаться на воде. Для этого существует упражнение под названием «звёздочка». Выполняется оно следующим образом:

Это упражнение помогает преодолеть страх перед водой. Если научиться держаться на воде при помощи набранного в лёгкие воздуха, даже не передвигая ногами и руками, дальнейшее обучение будет делом техники.

Отработка движений

Научиться делать движения руками довольно просто - это получается у человека инстинктивным образом. Труднее научиться работать ногами: без помощи нижних конечностей ваше плавание не будет полноценным ни в плане удержания на воде, ни в плане скорости.

Главное в положении ног - это держать носки вытянутыми, хлёстко ударяя ими по воде (при плавании кролем). Чем быстрее удары, тем выше скорость передвижения. Плавание брассом требует других движений ног - этот стиль похож на передвижение в воде лягушки. Для тренировки работы ног нужно удерживаться руками за бортик бассейна или держаться за плавающий предмет, который удержит вас в воде (существуют специально предназначенные для этих целей доски).

Учимся плавать кролем

Для новичков научиться плавать кролем легче всего. Для этого нужно лечь в воду лицом вниз и начать поочерёдно перебирать ногами, поднимая и опуская их, одновременно совершая движения верхними конечностями. Одна рука выносится вперёд, после чего опускается в воду, а сложенной в форме ковша ладонью совершается гребок к бедру.

Затем аналогичное движение выполняется другой рукой. Для дыхания следует выносить голову из воды при каждом втором взмахе, поворачивая лицо в сторону руки, которая в данный момент движется над водой. Вдыхать нужно как можно глубже - для плавания нужны энергия и кислород.

Плавать брассом не сложнее, чем кролем - движения в этом стиле должны быть синхронными, напоминающими лягушачьи. Сложнее научиться плавать баттерфляем - лучше, если вам покажет нужные движения опытный тренер.

Спортивное плавание, которым занимаются профессиональные пловцы, требует специальной подготовки. К карьере пловца нужно готовиться с детского возраста.

Плавание в бассейне

Посещение бассейна, помимо прямой пользы для здоровья, помогает постоянно находиться в форме тем, кто склонен к лишнему весу. Нет лучшего способа для переработки жировых отложений в свободную энергию, чем интенсивные занятие в бассейне.

  • Занятия следует проводить на пустой желудок, иначе пострадает ваше пищеварение: вода оказывает на брюшную полость и пищу довольно сильное давление (принимать пищу лучше за 2,5 часа до тренировки и через час после неё);
  • Лучшее время для занятий - с 16 до 19 часов: утром организм ещё не готов к серьёзным нагрузкам, а вечером ему уже необходим отдых, поэтому тренинг не принесёт результата;
  • В бассейн не стоит надевать никаких украшений: велик риск, что они будут утеряны;
  • Волосы лучше прикрыть резиновой шапочкой, чтобы не подвергать корни длительному воздействию воды;
  • Лучше не ходить босиком в бассейне, а надевать резиновые шлёпанцы;
  • Перед погружением в воду лучше принять тёплый душ или совершить короткую разминку.
  • Для достижения стабильных результатов посещать бассейн надо не меньше 3 раз в неделю - тогда организм привыкает к нагрузкам и лучше сохраняет полученные навыки. О том, чем полезно плавание в бассейне, можно написать отдельную статью. Но достаточно сказать, что люди, регулярно посещающие бассейн, реже болеют простудными и другими заболеваниями, всегда находятся в отличном настроении, не страдают от депрессий, имеют пропорционально развитое тело без лишнего жира, сильную мускулатуру и реже страдают от болезней сердца.

    Введение

    Далеко не все люди умеют плавать. Как правило этому учатся в детстве, потому что в младшем возрасте научиться плавать намного проще. Сейчас, в пору популярности здорового образа жизни, правильного питания и регулярных спортивных занятий, всё больше людей принимают решение заняться плаваньем. И неудивительно ведь польза плавания для здоровья очевидна, а бассейнов, по крайней мере, в городах строят всё больше и больше. Но что же делать тем, кто уже будучи в возрасте от 15-22 лет до сих пор не умеет плавать? В этом реферате я постараюсь описать возможность самостоятельно научиться плавать взрослому человеку и дать несколько советов, которые возможно пригодятся для организации процесса обучения и скорейшего достижения желаемого результата. Для этого необходимо будет изучить основы теории плавания, а затем перейти к практическим занятиям. Чтобы научиться плавать самостоятельно, нужно узнать также о технике безопасности и правилах поведения в бассейне.

    Теория и практика плавания

    Для начала необходимо правильно выбрать место для занятий. Все упражнения рассчитаны на то, что вы будете заниматься в пресной воде. Морская вода хоть и повышает плавучесть, особенно в южных морях, но ненамного, если вы конечно, не в Мертвом море. Дно должно быть пологим и ровным. Лучше если грунт будет песчаный или галечный. Если дно неровное или илистое, то это может осложнить занятия. Также уберите с места занятий все водные растения, в которых можно запутаться. Вода должна быть спокойной. Заниматься при сильном течении нельзя. Волн в идеале быть не должно. Чем меньше волн, тем вам легче будет освоить упражнения. Желательно чтобы место было немноголюдным, и вам никто не мешал, но обязательно в пределах видимости должны быть люди, чтобы в случае чего они смогли придти на помощь. Хорошо, если с вами будет человек, который уже умеет плавать, чтобы он смог контролировать ваши успехи и помочь в случае опасности. Вода обязательно должна быть теплой. В холодной воде вы не сможете эффективно выполнить упражнения, потому что при замерзании человек сможет задержать дыхание лишь на непродолжительное время, а вам придется много нырять и задерживать дыхание. Таким образом, идеальное место - тихий пруд с пологим песчаным дном или специальный бассейн.

    Желательно для выполнения некоторых упражнений приобрести или изготовить прищепку для носа, как у спортсменок в синхронном плавании. Это облегчит выполнение большинства упражнений основанных на нырянии. Длинные волосы желательно заправить под шапочку, чтобы они не мешались во время обучения.

    Научиться плавать не так сложно, как многие думают. Навыки плавания можно освоить в любом возрасте, главное -- отбросить страхи и предрассудки. Польза плавания для здоровья многогранна. Это занятие является не только приятным времяпровождением в бассейне или на открытой воде, но также:

    • § Развивает дыхательную систему;
    • § Тренирует сердце и сосуды;
    • § Укрепляет мышцы;
    • § Стимулирует обменные процессы;
    • § Развивает нервную систему;
    • § Благотворно действует на иммунитет.

    Для постижения азов плавания лучше всего подойдёт бассейн с неглубоким дном или неглубокий водоём. Главное -- это твёрдо стоять ногами на поверхности -- так, чтобы голова и плечи находились в воздухе. Желательно учиться плавать под наблюдением -- для спокойствия и безопасности. Как правильно плавать, лучше всего, конечно, знает специальный тренер, но начать обучение можно и самостоятельно.

    Введение в теорию плавания 1. Плавание, как учебный предмет 2. Классификация плавания (разделы и виды плавания) 3. Олимпийские водные виды с

    Введение
    в теорию плавания
    1. Плавание, как учебный предмет
    2. Классификация плавания (разделы и
    виды плавания)
    3. Олимпийские водные виды спорта и
    олимпийская программа по плаванию
    4. Водные виды спорта, в которые
    входит плавание:
    5. Характеристика особенностей
    плавания как вида спорта 1. Безотечество К. И., Плавание: Учебно-методическое пособие для студентов ФФК ТГПУ.
    Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. – 108с.
    2. Булгакова, Н. Ж., Попов, О. И., Распопова, Е. А, Теория и методика плавания: Учебник. – М.:
    Академия / Серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. - 2014. - 320 с.
    3. Литвинов А. А. Плавание. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального
    образования. Гриф УМО МО РФ. – М.: Академия (Academia), 2013. - 272 с.
    4. Булгакова Н. Ж. Плавание. Учебник для студ. ФФК. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 160с.
    5. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для
    студ. Высш. Учеб. Заведений / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И Попов и др.; Под ред. Н.
    Ж. Булгаковой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 432
    6.Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание. М. : ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160
    с., ил.
    7. Гончар И. Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. – Мн.: Четыре четверти,
    1998. – 352 с.
    7. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию. - М. : Физкультура и спорт, 1989. – 94 с.
    8. Никитский Б. Н. Плавание. Учебник для ФФВ пед.вузов.- М.: Просвещение, 1986
    9. Кардамонова Н. Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея», Ростов н/Д: Феникс, 2001.
    – 320с.
    10. Викулов А. Д. Плавание. Учебное пособие для вузов. – М.:Владос-пресс, 2004.–368 с.

    Предмет плавания, как научная дисциплина изучает закономерности физического развития и физического совершенствования человека с помощью

    Плавание – способность человека удерживаться
    на месте, на поверхности, или передвигаться в воде
    с
    помощью
    локомоций
    (переместительных
    движений). Различают плавание у поверхности
    воды – навык плавания и плавание под водой –
    навык ныряния
    КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
    ИЗУЧАЕТ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА С
    ПОМОЩЬЮ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЛЯ П. СРЕДСТВ,
    МЕТОДОВ
    И
    ФОРМ
    ОРГАНИЗАЦИИ
    ЗАНЯТИЙ.
    ВКЛЮЧАЕТ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ
    ВИДАХ
    ПЛАВАНИЯ:
    МАССОВОМ,
    СПОРТИВНОМ,
    ПРИКЛАДНОМ
    ПРЕДМЕТ
    ПЛАВАНИЯ,

    Особенности плавания как вида спорта:

    1. Выполнения движений в воде в горизонтальном положении
    2. Полное погружение тела в воду – взвешенное состояние
    невесомости
    3. Безопорное положение тела в воде
    4. Цикличность (плавательный цикл состоит из:
    1-го (дельфин, брасс) или 2-х (в/с, спина) гребков руками;
    2,4, или 6 гребков ногами (в/с, спина), 1-го гребка в брассе или 2-х
    в дельфине, а также вдоха и выдоха
    5. Создание условий для продвижения тела в воде – за счёт мышц

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
    Плавание – научная и спортивно-педагогическая дисциплина, которая
    раскрывает: принципы, методы, средства, организованные формы обучения
    плавательным движениям и специфику развития необходимых физических
    качеств,
    предусматривает
    рассмотрение
    и
    разработку
    путей
    совершенствования методики спортивной тренировки пловца, а также
    изучение законов взаимодействия тела человека с водой с целью обеспечения
    оптимальных условий для продвижения его в водной среде без
    поддерживающих средств
    Задачи предмета:
    1.Вооружить занимающихся профессионально-педагогическими знаниями;
    2.Обеспечить овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями
    для преподавания плавания, для их использования в физкультурнооздоровительной работе и для работы с пловцами массовых разрядов.

    КЛАССИФИКАЦИЯ (разделы и виды) плавания

    В соответствии с принятой классификацией, плавание
    подразделяют на разделы:
    1. спортивное;
    2. прикладное;
    3. лечебное (реабилитационное);
    4. нормативное;
    5. игры и развлечения в воде;
    6. оздоровительное (фитнес; гидроаэробика);
    7. массовое

    Виды плавания

    1. комплексное
    2. эстафетное
    3. плавательные многоборья:
    морское (400 м), автомобильное, офицерское,
    парашютное, полиатлон (многоборье ГТО) – во
    всех этих видах дистанция в плавании - 100 м
    4. массовые заплывы и проплывы

    10. Олимпийские виды спорта

    1.
    Спортивное плавание характеризуется преодолением
    соревновательной
    дистанции
    без
    специальных
    приспособлений, с использованием только техники движений,
    регламентированной правилами соревнований
    Соревнования проводятся в бассейнах (25м – Кубки Мира и
    Европы и 50 м – ЧЕ, ЧМ и ОИ) на дистанциях от 50 до 1500 м,
    соответственно 4-мя способами и марафонское плавание на
    открытой воде на дистанциях от 500 м до 25 км
    На ЧМ и Европы – 5, 10 и 25 км муж. и жен.
    на ОИ – только 10 км
    Начиная с XVI ЧМ в Казани (Республика Татарстан,
    Россия),проводятся командные соревнования: 2 муж. и 1 жен.
    плывут 5 км. Результат защитывается по последнему участнику

    11. Спортивное плавание

    Программа Олимпийских игр по плаванию
    34 комплекта медалей
    Комплексное плавание - 200 и 400 м – 4-мя способами:
    баттерфляй (дельфин), кроль на спине, брасс, вольный
    стиль (кроль на груди)
    Эстафетное плавание – 3 эстафеты: 4х100м в/с; 4х200 м
    в/с; 4х100 м комбинированная. 4 этапа: спина, брасс,
    дельфин, в/с (кроль на груди)
    В отдельных видах (эстафетное, индивидуальное) и 4-х
    способах разыгрывается первенство на дистанциях:
    Вольный стиль – 50 м, 100 м, 200 м, 400 м, 800 м-жен,
    1500 м – муж.
    Баттерфляй (дельфин), кроль на спине, брасс – 100 м,
    200 м
    Плавание на открытой воде (с 2008 г в Пекине-КНР) 10 км, муж., жен.
    В Пекине - канал им. Ларисы Ильченко

    12. Лариса Ильченко (Россия) 1-я олимпийская чемпионка по плаванию на открытой воде – XXIX игр в Пекине (Китай) – 2008 г. Каналу, на котором проходили

    соревнования по плаванию на открытой воде, было присвоено
    её имя

    13. Прикладное плавание

    Прикладное плавание направленно на
    формирование знаний, умений, навыков и
    определенного уровня подготовленности для
    профессий прямо или косвенно связанных с
    плаванием (яхтсмены, водномоторники и т.д.).
    Прикладное плавание - способность человека
    держаться на воде (то есть обладать навыком
    плавания) и производить в воде жизненно
    необходимые действия и мероприятия.

    14. Прикладное плавание

    * прикладные способы плавания: брасс на спине и плавание
    на боку;
    * спасение тонущих, включающее освобождение от захватов
    и транспортировку пострадавшего;
    * способы ныряния: ныряние в длину, глубину (головой
    вперёд и вниз ногами);
    * преодоление водных преград с помощью поддерживающих
    средств и без них. Транспортировка предметов вплавь;
    * плавание в одежде и освобождение от неё в воде;
    * оказание помощи на льду;
    * оказание 1-й доврачебной помощи: непрямой массаж
    сердца (НМС) и искусственное дыхание (ИД).

    15. Игры в воде используются в работе с детьми для обучения

    Игры в воде
    используются в работе с детьми для обучения
    плаванию и являются средством всех методик
    Классификация ПИ
    по педагогической направленности:
    - для ознакомлению со свойствами воды на ЭНОП,
    - способствующие овладению техникой спортивных способов
    плавания и её совершенствованию,
    - направленные на развитие и совершенствование физических
    качеств и физической подготовленности,
    - для освоения элементов техники прикладного плавания,
    - с элементами водного поло,
    - для освоения простых прыжков воду (спадов и соскоков).

    16. Развлечения в воде


    В аква-парках - индивидуальные
    и групповые – без соревновательного
    элемента: вышки, трамплины, горки,
    водопады, «ленивые речки»
    Beachball - игра теннисными ракетками в мяч
    на берегу и/или в мелкой воде
    Алтимат – (Altimate) вид спорта. Игра c
    летающей тарелкой («Frisbee»)
    на берегу или в мелкой воде

    17. 2. Синхронное плавание

    спортсменки соревнуются сольно, дуэты
    (2 чел.) и группы (8 -10чел.)
    Обязательная и произвольная программы
    выполняются в воде под музыку, путем построения
    пловчихами различных фигур и оцениваются судьями
    в баллах. На ОИ разыгрывается 6 комплектов
    медалей: у дуэтов и групп в обязательной,
    произвольной программах и в комбинации (Гл. тренер
    – ЗТР, Герой труда России Татьяна Покровская)
    (Гос.тренер по художественной
    гимнастике –Ирина Виннер-Усманова
    Герой труда России с апреля 2015 г.)

    18. Синхронное плавание

    На XVI чемпионате Мира
    по водным видам спорта (Казань, Россия) впервые
    разыгрывалось первенство в соревнованиях
    смешанных микст-дуэтов (мужчина+женщина)
    Александр Мальцев (36 лет) и Дарина Валитова
    впервые завоевали золотые медали в произвольной
    и серебряные – в обязательной программе
    3-кратные олимпийские чемпионки, синхронистки
    Светлана Ромашина, завоевавшая 2 золотые медали
    и Наталья Ищенко - 3 золотые медали, стали 18кратной и 19-кратной чемпионками мира

    19. Синхронное плавание

    Программу оценивают 7 судей, выставляя
    оценки за:
    Exicution – технику выполнения;
    Artistic impression – художественное впечатление
    Elements – сложность элементов
    Penalty – нарушения (превышение времени)
    Перемещение по всему бассейну (5 точек: все углы
    и центр),
    длительность пребывание под водой

    20. 3. Водное поло

    – командная спортивная игра в воде с мячом
    (муж. и жен.), требующая от спортсменов
    высокого уровня плавательной
    подготовленности и умения владеть мячом в
    воде
    Поле - 20×30 м, ворота – 0,9 м×3,0 м.
    В команде – 11 чел. В поле - 7 чел. (1 вратарь).
    Играют 4 периода по 5 мин «чистого» времени
    с двумя перерывами и сменами ворот.

    21. 4. Прыжки в воду

    Сложно-координационный вид спорта,
    требующий высокой координации движений
    Спортивные прыжки (трамплины: 1, 3 м;
    вышки: 5, 7,5 и 10 м), по 11 индивидуальных
    прыжков (обязательная и произвольная
    программы)
    оцениваются
    судьями,
    Синхронные
    прыжки
    (парные).
    Разыгрывается 8 комплектов медалей - по 4 у
    мужчин и женщин.
    Неспортивные прыжки – учебные,
    прикладные, групповые, комические.

    22. Прыжки в воду

    Начиная с XVI ЧМ по водным видам спорта
    2015 г. в Казани (Россия), разыгрывается первенство в
    командных прыжках среди смешанных (микст) дуэтов
    (мужчина + женщина)
    По 6 прыжков: 2 из них с коэффициентом «2» + 4
    произвольных прыжка. «Вышечник» прыгает с
    трамплина, «трамплинист» - с вышки.
    Победитель определяется по наибольшей сумме очков,
    набранных 2-мя участниками команды.

    23. 5. Современное пятиборье пентатлон

    5. Современное пятиборье
    пентатлон
    1. конкур (преодоление дистанции с
    препятствиями на лошадях),
    2. фехтование,
    3. стрельба из электронного пистолета (дистанция 25 м), или
    пневматического пистолета (дистанция 10 м)
    4. плавание (200 м),
    5. кросс (4000 м).
    6. Триатлон
    Впервые введён в программу ОИ с 2000 г в Сиднее (Австралия)
    Включает: плавание – 1,5 км, велосипедную гонку – 40 км и бег 10 км
    Большой классический триатлон проводится по следующей программе: плавание – 3,8
    км, велосипедная гонка – 100 км и марафонский бег (42,195 м). Титул победителя - «Iron
    man»
    РМ у мужчин = 7:22.30,10

    24. Паралимпийское плавание

    Паралимпийское плавание представляет собой
    адаптированные соревнования по плаванию для
    спортсменов с ограниченными возможностями.
    В паралимпийском плавании соревнуются не
    только на летних Паралимпийских играх, но в
    спортивных соревнованиях инвалидов по всему
    миру. Этот вид спорта регулируется
    Международным паралимпийским комитетом.
    Оксана Савченко – 5-кратная чемпионка ПИ (50 м
    в/с – новый РМ, рекорд ПИ-2012 г.)

    25. Паралимпийское плавание

    Паралимпийское плавание

    26. Чжен Тао (КНР)-паралимпийский чемпион 2012 г и Оксана Савченко, 8-кратная ПЧ

    27. Неолимпийские водные виды спорта:

    Неолимпийские
    водные

    Виды спорта:
    .
    Подводный спорт

    Плавание в ластах (скоростные виды подводного плавания) -
    под водой с использованием специального снаряжения и
    оборудования: акваланг со сжатым воздухом, ласты (моноласт),
    маска (очки). Мужчины и женщины плывут одинаковые
    дистанции.
    По поверхности (ласты, моноласты, маски, трубки). Дистанции:
    50, 100, 200, 400, 800 и 1500 м
    Под водой - плавание с аквалангом: 100, 400 и 800 м – в
    моноласте с трубкой;
    Ныряние: 50 м – в моноласте.

    28. Фридайвинг (Freediwing):

    Фридайвинг (Freediwing – свободное погружение, ныряние):
    Рекордсмены мира по нырянию в глубину:
    Мужчины – Роберт Ханке (Германия) – 101,0 м.
    Женщины – Россана Майорка (Италия, 1960 г.р. Умерла в январе 2005г).
    Рекорд 1992 г. – 80 м.
    Наталья Молчанова (Россия) – начала нырять в 40 лет. Сейчас - президент
    федерации фридайвинга России. Самая титулованная ныряльщица в Мире. В
    2004 г. – 86 м. 2010 г. – 101 м. ЖЁЛ – 9,57 л. После дополнительного вдоха –
    пантинга (panting) – ЖЁЛ более 10 л. Перед погружением спортсменка делает
    выдох, затем глубокий вдох и ещё дополнительный вдох.
    Физиология организма: после 2-3 мин пребывания под водой происходит
    замедление сердечного ритма - брадикардия. Большая ЖЁЛ.
    Алексей Молчанов (сын), 25 лет – рекордсмен Мира по нырянию в глубину
    в моноласте без акваланга и груза – 100 м. Дочь, 18-лет - танцует под водой.
    Дудов Александр. Рекорд в апноэ – погружение на 72 м без акваланга и без
    ласт.

    29.

    Подводное ориентирование

    Поиск ориентиров под водой,
    используя ласты, маску и акваплан, состоящий
    из 7-литрового баллона со сжатым воздухом
    (акваланга), лага для измерения расстояния,
    пройденного под водой и компаса, для
    ориентирования под водой.
    Номера программы: ориентиры, звезда, слалом,
    зоны, угол. Определяется время прохождения
    дистанции, точность поиска ориентиров под
    водой и отклонение от финишного створа.

    30. В 2014 г. в Италии, в провинции Венетта, открылся самый глубокий бассейн в мире для тренировок дайверов, глубиной 40 м. Второй по глубине бассей

    В 2014 г. в Италии, в провинции Венетта, открылся
    самый глубокий бассейн в мире для тренировок
    дайверов, глубиной 40 м. Второй по глубине бассейн в
    мире (33 м) - «Nemo-33» был открыт в г. Брюсселе
    (Бельгия) в 2012 г.

    31. Массовые проплывы и заплывы

    Массовые проплывы и
    заплывы

    Проводятся в естественных водоемах: озёрах, каналах, реках, морях и
    океанах (дистанционное, эстафетное - несколько участников плывут,
    поэтапно сменяя друг друга).
    Марафонское плавание в холодной воде (на оз. Байкал)
    Плавание в холодной воде – Галина Такчинакова (возрастная группа старше 50 лет) - чемпионка России 2015 г по плаванию в холодной воде
    на дистанции 450 м
    16 октября 2011 г массовый переплыв через бухту Виктория (Гонконг),
    дистанцию в 2 км победитель, пловец из Китая, преодолел за 20 мин
    В Австралии, 15 января 2008 г, состоялся самый массовый заплыв в
    мире – в нём одновременно стартовали 3400 человек

    32. Плавание на открытой воде

    Плавание на открытой воде
    Заплывы через пролив Па-де-Кале (фр. Pas de Calais), или его самую
    узкую часть – пролив Ла-Манш (фр. la Manche - «рукав», шириной
    32 км). Первым Ла-Манш в 1875 г. переплыл английский капитан
    Мэттью Уэбб за 21 час 45 мин. Гертруда Эдерле, из США, была
    первой женщиной, переплывшей пролив в 1926 г за 14 час. 39 мин.
    Спортсмены СССР пролив не переплывали. Первый россиянин,
    преодолевший пролив, - пловец-любитель Павел Кузнецов,
    который в возрасте 36 лет с августе 2006 г. переплыл пролив за 14
    час. 33 мин., 25 с.). Россиянин Юрий Кудинов 24 августа 2007 года
    установил третье в мировом зачете время - 7 час. 5 мин., 42 с. В
    2007 году пролив также преодолели две россиянки: 26 августа -
    Наталья Панкина (8 час. 11 мин.) и 6 сентября - Алла Кассиди (13
    час. 7 мин.)
    В настоящее время рекорд среди мужчин принадлежит болгарскому
    пловцу Петру Стойчеву. В 2007 г. он переплыл пролив за 6 ч. 57
    мин., 50 с.). Среди женщин рекорд принадлежит чешской пловчихе
    Иветте Главачовой (2006 г. - 7 час. 25 мин., 15 с.).

    33. Подводная стрельба стрельба по неподвижным мишеням в бассейне с подплыванием, на задержке дыхания

    1-е упражнение. 10 мишеней диаметром 9 см.
    устанавливаются на стенде на глубокой части бассейна
    – 2,5-5,0 м. Стрелок берёт старт за 25 м от мишеней.
    Огневой рубеж находится – на расстоянии 4-х м от
    мишеней. На выполнение упражнения отводится 3
    мин. После выстрела стрелок должен перезарядить
    ружьё под водой и продолжить упражнение.
    Ружьё пневматическое. Сжатый воздух создаёт
    давление, позволяющее вылетать 1,5-метровому
    гарпуну со скоростью – 23 м/с, или 216 км/час. Длина
    линя, к которому крепится гарпун – 5,0 м.

    34. Подводная стрельба

    На поясе стрелка крепится ремень с
    грузом – балластом, чтобы тело не
    всплывало на поверхность.
    На дне установлены ручки-присоски,
    чтобы стрелок мог зафиксироваться
    одной рукой на месте огневого
    рубежа

    35. Подводная стрельба

    2-е упражнение - стрельба
    по движущимся мишеням.
    3-е упражнение – стрельба по движущимся целям (рыбы) - за
    отведенное время на определенной акватории. Победитель определяется
    по весу отстрелянной рыбы
    4-е упражнение - пулевая стрельба из пневматического пистолета.
    Упражнение ПП – 1 выполняется в тире и состоит из 3-х пробных + 10ти зачётных выстрелов.

    36. Подводный хоккей

    появился в Англии в 1954 г.
    Сильнейшие команды среди женщин и
    мужчин – сборные Австралии.
    Игроки играют под водой в ластах, очках
    (масках) и трубках, погружаясь для игры на
    глубину на задержке дыхания. Шайбу ведут
    короткой клюшкой, похожей на клюшку для
    игры в хоккей с мячом, с загнутым крюком.

    37. Фитнес-центр «The Banyan Tree Fitness», на крыше Sands Sky Park на 57 этаже отеля, на высоте 297 м.

    38. открытый бассейн и небесный парк на 57 этаже отеля «Marina Bay»

    39. Бассейн с открытой перспективой отеля «Marina Bay Sands» (Сингапур) - самый большой в мире

    40. Рядом расположена галерея современного искусства - грандиозный музей в форме цветка лотоса площадью 5400 кв.м.

    41. Аква-фитнес

    Аква (гидро)аэробика
    Гидрошейпинг
    акваджоггинг
    акваскайл

    42. Виды активного отдыха

    Снорклинг или сноркелинг, (от англ. Snorkeling –
    фыркать и нем. Schnorchel - дыхательная трубка) -
    вид плавания в ластах по поверхности воды с маской и
    дыхательной трубкой. В холодной воде может быть
    надет гидрокостюм и жилет.
    . Является популярным видом активного отдыха,
    особенно в тропических широтах и в местах для
    ныряния с аквалангом (то есть дайвинга). Доступен для
    большинства людей, в том числе и для детей
    для наблюдения за жизнью подводного мира в
    естественной среде: коралловыми рифами и их
    обитателями: рыбами, моллюсками, морскими
    звездами, муренами, морскими черепахами.

    43. ВИДЫ АКТИВНОГО ОТДЫХА:

    Boat-snorкling – наблюдение за подводным мором
    c лодки со стеклянным дном. Как правило, в
    районе морских рифов, в тёплых морях с богатым
    подводным миром.
    Аква-сафари – погружение под воду со шлемом
    на голове. Воздух подаётся в шлем по шлангу с
    лодки или катера.
    Гидроспид – сплав по горным рекам на
    специальной доске в гидрокостюме и ластах
    (Аналог зимнего сноуборда)

    44. Апноэ (фри-дайвинг)

    Апноэ (фри-дайвинг)
    ряд дисциплин подводного спорта, требующих
    преодоления дистанции спортсменом на задержке дыхания
    (динамическое апноэ). По правилам принятым в CMAS,
    соревнования по динамическому апноэ проводятся по
    следующим программам:
    Апноэ в ластах (бассейн) - требуется преодолеть на
    задержке дыхания максимальное расстояние в длину.
    Апноэ без ласт (бассейн) - требуется преодолеть на
    задержке дыхания максимальное расстояние в длину
    Апноэ в ластах (соревнования на открытой акватории)
    (Jump Blue) - требуется преодолеть максимальное
    расстояние по траектории вдоль граней куба со стороной
    15х15 м

    45. АКВАТЛОН

    Соревнования проводятся в отгороженном
    бассейне-ринге в форме куба, размер сторон
    которого равен 4 м
    Пара соперников должна пройти за шесть секунд через
    укрепленные под водой обручи и вступить в схватку. Поединок
    состоит из 3 раундов по 30 сек.
    Победителем становится тот, кто сорвет с ласты противника 20сантиметровую ленточку и первым покажет ее над водой.
    ПОДВОДНОЕ РЕГБИ

    46. Особенности плавания как вида спорта:

    1. Горизонтальное положение тела при плавании
    2. Полное погружение тела в воду – взвешенное состояние
    невесомости
    3. Безопорное положение (отсутствие опоры)
    4. Цикличность (плавательный цикл состоит из:
    1-го (дельфин, брасс) или 2-х (в/с, спина) гребков руками;
    2,4, или 6 гребков ногами (в/с, спина), 1-го гребка в брассе или 2х в дельфине, а также вдоха и выдоха
    5. Создание условий для продвижения тела в воде – за счёт мышц
    ведущего звена координации (ВЗК), обеспечивающих
    наибольший вклад в выполнение плавательных движений и
    продвижение тела пловца в воде или под водой во время ныряния

    47. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В ПЛАВАНИИ

    Техника плавания – совокупность различных по
    структурным отношениям движений, выполняемых
    человеком в условиях водной среды.

    Техника плавания – рациональная система движений,
    которая позволяет достигнуть наиболее высоких
    результатов на соревнованиях в плавании тем или иным
    способом.
    Она охватывает: форму, характер движений, их
    внутреннюю структуру, умение пловца наилучшим
    образом координировать и использовать для
    продвижения вперед все внутренние и внешние силы,
    которые действуют на тело.

    48. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В ПЛАВАНИИ

    Фазовая структура движений
    Цикл и его фазы: - захват, подтягивание и отталкивание -
    период основного рабочего движения (рабочий период).
    - выход из воды, пронос и вход в воду - период
    завершения. (подготовительный период).
    Цикл – законченная система движений, повторяемая
    многократно.
    Фазы – части движений, отличающиеся конкретными
    особенностями
    и
    объединенные
    выполнением
    определенной двигательной задачи. Фазы объединяются
    в периоды.

    49. ТЕРМИНОЛОГИЯ:

    В движении плавания различают динамические и кинематические
    характеристики.
    Кинематические:
    1 – пространственные: положение тела, траектории звеньев, шаг
    пловца;
    2 – временные – темп движений, длительность;
    3 – пространственно – временные: скорость и ускорение.
    а) Положение тела – угол атаки – угол между продольной осью тела и
    уровнем воды; углы сгибания отдельных звеньев; их взаимное
    расположение.
    б) Траектория – воображаемый след движущейся точки в пространстве.
    Различают крутизну – форму движения, длину, направление, размах
    движений.

    50. Методы, применяемые в тренировке пловцов

    Спортивная тренировка носит -комплексный (интегральный
    характер) или избирательный (преимущественный) характер
    Применяемые
    в
    тренировке
    пловцов
    методы
    подразделяются на две группы:
    непрерывные – равномерный - стандарт. режим с
    постоянной интенсивностью и прогрессирующая =
    варьирующая нагрузка
    прерывистые - интервальный, повторный, контрольный или
    соревновательный.
    переменный
    =
    вариативный;
    прогрессирующий или нисходящий варианты. Круговая
    тренировка
    Фартлек=игра скоростей

    51. Клюворылые киты– самые способные к апноэ млекопитающие – задерживают дыхание до 130 мин

    Клюворылые киты– самые способные к
    апноэ млекопитающие – задерживают
    дыхание до 130 мин
    Глубина, на которую они способны
    погружаться в океане – до 3000 м

    Реферат *

    290руб.

    Глава 1. Общая характеристика плавания... 4

    Глава 2. Методика обучения... 5

    2.1 Задачи обучения... 8

    2.2 Принципы и последовательность обучения... 9

    2.3 Формы организации обучения... 11

    2.4 Основные средства и методы обучения... 13

    2.4.1 Средства обучения... 13

    2.4.2 Методы обучения... 15

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 17

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 18

    Введение

    Плавание является важным средством физического воспитания и относится к массовым видам спорта. Умение плавать необходимо каждому человеку. Большое количество несчастных случаев ежегодно происходит на воде в связи с тем, что пострадавшие не умели плавать.

    С момента, как появился человек на земле, он связан с водой. Умение плавать было необходимо всегда. При раскопках археологи находили изображения людей. Рисунок был похож на людей, которые плывут способами похожими на кроль и брасс. Проанализировав изображения, ученые пришли к выводу, что умение плавать применялось во многих видах трудовой деятельности, и было жизненно необходимым навыком. Обучение плаванию в русских войсках было введено в XVII в. При Петре I плавание было включено в число учебных дисциплин в Морской академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Обучение плаванию в армии и появление школ плавания способствовали совершенствованию методики обучения.

    Большое значение имело появление наиболее прогрессивного метода обучения плаванию - целостно-раздельного. Первые научные исследования по плаванию были выполнены в сороковые годы.

    Кроме спортивного плавания, есть плавательные и водные виды спорта, для которых обязательно надо уметь плавать и нырять: водное поло, синхронное плавание, подводный спорт, прыжки в воду.

    Цель данного реферата - раскрыть понятия теории и методики плавания.

    Достижение цели возможно при реализации следующих задач:

    • дать общую характеристику плаванию;
    • изучить задачи принципы и формы обучения плаванию;
    • проанализировать основные средства и методы обучения.

    Фрагмент работы для ознакомления

    Глава 1. Общая характеристика плавания

    Умение плавать – жизненно необходимый для каждого человека навык. Для того что бы плавать не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди любого возраста, начиная с дошкольного возраста. Плавание является, также, одним из основных средств физического воспитания молодежи, улучшения ее здоровья, подготовки к будущей профессиональной деятельности [

    Глава 2. Методика обучения

    При изучении элементов техники и их согласование с дыханием известны следующие варианты:

    Вариант № 1.

    Элемент техники изучается в произвольном (подбородок у поверхности воды) и задержанном на вдохе дыхании (голова опущена в воду) последовательно: в опорном и безопорном (только на задержке дыхания) положении. Далее этот элемент в такой же последовательности изучается уже в соответствии с дыханием.

    2.3 Формы организации обучения

    Основной формой занятий с новичками является групповое обучение с индивидуальным подходом к каждому ученику. Комплектование учебных групп осуществляется на основе принципа групповой индивидуализации с учетом таких типичных характеристик учащихся (возраст, пол, уровень плавательной подготовки, особенности физической подготовленности)

    Список литературы

    1. Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ж. Булгакова, О. И. Попов, Е.А.Распопова; под ред. Н.Ж.Булгаковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 319 с.
    2. Булгакова Н.Ж. Учебное пособие. / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: «Академия», 2005.- 432 с.
    3. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 239 с.
    4. Гузман, Р. Плавание: упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей / Рубен Гузман; [пер. с англ. В. М. Боженов]. - Минск: Попурри, 2013. - 286, с.: ил.
    5. Добрынин, И. М. Воспитание физических качеств: учебное пособие / И. М. Добрынин, М. А. Кочерьян; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2012. - 55 с. http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/13/p478232.pdf
    6. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Педагогическое образование", профиль "Физическая культура" (квалификация "бакалавр") / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 288 с.
    7. Лафлин, Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Терри Лафлин, Джон Делвз; пер. с англ. [Екатерины Шелеховой и Карины Бильдановой] ; под ред. Максима Буслаева. - 3-е изд., - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 208 c.
    8. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению "Физическая культура" / [А. А. Литвинов [и др.] ; под ред. А. А. Литвинова. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 268 с.
    9. Физическая культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 424 с.
    10. Физическая культура студента: учебное пособие / А. Б. Муллер [и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сибир. федер. ун-т. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 172 с. http://znanium.com/go.php?id=443255
    11. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 479 с.

    Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

    * Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.



     

    Возможно, будет полезно почитать: