Влияние велоспорта на здоровье. Велосипедный спорт

Любительский спорт тем хорош, что нет никаких ограничений и жестких требований. Вы можете заниматься в свое удовольствие и не стремиться к победным вершинам. Хотя при желании спортсмен-любитель может принять участие в соревнованиях, заняв призовое место и получить награду, удовлетворение от достигнутого результата.

Что нужно знать любителю велосипедного спорта?

Человек, который ведет активный образ жизни, более вынослив, стрессоустойчив, имеет хороший иммунитет и крепкое здоровье. Велоспорт - один из видов активного времяпровождения, который обеспечивает вышеперечисленные плюсы. Для регулярных велозаездов понадобиться хороший байк. Многие пользуются услугой аренды, но лучше купить модель, подходящую именно вам по всем анатомическим особенностям. Для этого нужно выбрать подходящий магазин велосипедов и протестировать несколько вариантов. Совершив покупку, можно приступать к освоению просторов города, загородной территории, горной местности и т.д. Чтобы езда приносила удовольствие, а главное - пользу, нужно опираться на следующие рекомендации:

1. Предварительная подготовка. Перед выездом нужно отрегулировать каждый механизм. Седло должно соответствовать анатомии человека (узкие - для мужчин, широкие - для женщин). Высота седла регулируется под рост пользователя. Вы должны спокойно доставать до земли во время сидения. Руль должен находиться на таком расстоянии, чтобы руки были слегка согнутыми в локтях. Расстояние между седлом и рулем зависит от модели. В прокате не всегда будет удобная рама с подходящими для вас параметрами, поэтому лучший приобрести собственный велосипед.

2. Тормозим правильно. Даже самые качественные дисковые тормоза могут быстро износиться, если пользоваться ими слишком часто. Поэтому, желая сохранить работоспособность колодок, тормоза нужно использовать только по необходимости. Идеальный вариант - перестать крутить педали за 200 метров до препятствия и плавно нажать на тормозные ручки. Помните, что воздействие на передние и задние тормоза должно быть равномерным. Если препятствие появилось внезапно или вы его не заметили, нажимая на тормоза, корпус нужно сдвинуть максимально назад, чтобы не вылететь из седла.

3. Стиль езды. Кто-то любит ездить медленно, оглядываясь по сторонам, кто-то предпочитает скоростную езду, но для максимальной пользы нужно правильно крутить педали. Равномерность - залог максимальной пользы от велосипедного спорта. Но как быть в случае с разными участками дороги (вверх/вниз, качество дорожного покрытия)? Под равномерностью подразумевается не скорость движения, а частота оборотов.

4. Постепенно увеличиваем темп. Если вы без труда осваиваете 20-30 км езды, значит настал час для увеличения темпа. Старайтесь заставить себя ехать чуть быстрее, чем обычно. Уместно использовать пульсометр. Таким образом, вы сможете зафиксировать свой рабочий пульс. Желательно, чтобы он не выходил за пределы 150 уд/сек. Скорость нужно увеличивать постепенно. Изменение показателя сразу на 5 км - достаточно большое. Привыкнув к 25 км/час, сразу освоить 30 км/час будет очень сложно. Поэтому допустимым увеличением скорости считается 2-3 км/час.

5. Не бойтесь потеть. Многие велосипедисты в результате появления влажных пятен на футболке расценивают как стоп-фактор, прекращая нагрузки. Некоторые рассматривают даже возможность простудиться. Но потеть - это важно. Это говорит о том, что вы достигли своего рабочего пульса, на котором нужно продолжать работать.

6. Катайтесь в плохую погоду. Пасмурно и холодно? Мелкий дождь? Ветер? Все это не должны быть препятствием для велотрекинга. Крутить педали в теплый солнечный день может каждый. Езда во время плохой погоды вырабатывает стойкость характера. 7. Имейте цель! Например, на сегодняшний день вы проезжаете 25 км за один заезд. Поставьте цель проехать 70 км и постепенно идите к ней. Имея мечту достигнуть большего, процесс езды будет всегда интересным.

8. Велопоход на пару дней. Один из вариантов шагнуть на одну ступень выше в велоспорте - участие в заезде на несколько дней. Мы сможете мобилизировать силы характера и испытать свои возможности. Время от времени нужно практиковать выход из зоны комфорта.

9. Питьевой режим. Во время тренировки нужно пить воду. Если вы катаетесь в жаркий день, с собой нужно взять двухлитровую бутылку. Возобновление водного баланса очень важно и сказывается на утомляемости и продолжительности тренировки. Пейте столько, сколько требует организм. Важно замечание: вода должна быть без газа и не сладкая. Газированные напитки могут вызвать вздутие кишечника и болевые ощущения. От сладкой воды пить будет хотеться еще больше, к тому же количество сахара в составе запредельно высокое.

10. Имеющиеся травмы. Не злоупотребляйте велосипедом, если у вас есть травмы позвоночника. Во время езды спина находится в постоянном напряжении, что может быть опасно для поврежденного места.

11. Без остановок. Для большей эффективности старайтесь как можно реже останавливаться. Делая привал, а потом опять набирая скорость, вы даете мышцам отдых. Беспрерывная тренировка быстрее принесет результат. Кстати, велогонщики никогда не имеют лишнего веса, по крайней мере, история не знает таких случаев. Желая похудеть, велоспорт должен стать вашим любимым занятием.

12. Экстремальная езда. Катаясь на велосипеде определенное время и решив, что вы уже профессиональный любитель, не спешите осваивать экстремальные трюки, по крайней мере, без помощи настоящих профессионалов. В погоне за ощущениями адреналина многие пренебрегают правилами безопасности и как результат попадают в больницу. Если желание экстрима невозможно перебороть, запишитесь в школу велотрекинга, где под наблюдением специалистов вы сможете обучиться трюкам.

Любителей покататься на велосипеде в последнее время становиться все больше как среди взрослых, так и среди детей. Кто откажется в хорошую погоду с ветерком погонять на двухколесном друге? И для здоровья полезно и масса положительных эмоций. Между тем, даже в таком, казалось бы, простом виде физической активности, как , есть свои ограничения. О них и пойдет речь в нашей статье.

Надежда Стахейко

Мышцы, суставы и велоспорт

Велоспорт – достаточно активный вид спорта. Во время езды тело человека длительное время находится в статичном положении. При этом напряжены все мышцы спины. Это необходимо для удержания равновесия. Коленные и голеностопные суставы испытывают сильную нагрузку, так как на них возложена основная задача – крутить педали. Поэтому подвижности и выносливости голеностопного и коленного суставов уделяется повышенное внимание. Большое напряжение испытывает и трехглавая мышца голени .

Надежда Стахейко

Ассистент кафедры общей врачебной практики Белорусского государственного медицинского университета

Трехглавая мышца голени состоит из двух мышц – икроножной (поверхностной) и камбаловидной (глубокой). Обе мышцы соединяются в одно ахиллово сухожилие и крепятся к бугру пяточной кости.

Во время езды руки велосипедиста находятся на руле. Из-за этого повышается нагрузка на лучезапястные суставы. Если руки расположены не правильно и сильно согнуты, в суставе может развиться так называемый «синдром запястного канала». При этом поражается срединный нерв, являющийся одним из трех главных нервов руки. Основные симптомы его поражения – онемение, жжение и боль от запястья к пальцам.

Кому нельзя ездить на велосипеде?

Как мы уже разобрались, велоспорт предполагает различную нагрузку на определенные суставы и мышцы тела. Поэтому, оставить своего двухколесного друга до лучших времен, а то и обратить внимание на другие, более щадящие виды спорта, следует тем, у кого:

  • диагностированы умеренные и выраженные дегенеративно-дистрофические изменения в позвоночнике и суставах (патологические изменения суставов, связочного аппарата, тканей межпозвонковых дисков и позвоночных сегментов);
  • умеренный и выраженный сколиоз;
  • обострение заболеваний суставов или позвоночника (поездка может усилить боли);
  • опущение почек (в связи с вибрацией и тряской во время движения);
  • женщинам во время беременности (тряска и вибрация во время езды).

Помимо этого, воздержаться от поездок на велосипеде следует тем, у кого диагностирована язва желудка и двенадцатиперстной кишки, которая часто обостряется и кровоточит.

Противопоказанием является обострение варикозной болезни. При нагрузке, которую испытывают ноги во время езды, с учетом данного заболевания, высок риск отрыва тромба.

Надежда Стахейко

Ассистент кафедры общей врачебной практики Белорусского государственного медицинского университета

Не стоит забывать, что велосипед достаточно травмаопасен. При движении с него банально можно упасть, а в состоянии покоя он неустойчив. Поэтому осторожными надо быть людям, страдающим остеопорозом (повышенная хрупкость костей), что чревато переломами.

Эта рекомендация касается и тех, у кого понижена свертываемость крови и лиц, принимающих препараты для ее разжижения (ацетилсалициловую кислоту, клопидогрель, варфарин и т.д.). Даже небольшая травма у них может привести к значимой кровопотере.

Любой вид спорта, в том числе и езда на велосипеде, предполагает большие энергетические затраты и повышенные физические нагрузки. И если к этому подойти с умом, то польза для здоровья будет неоценима. В случае же, когда здравый смысл уходит на второй план, физическая активность может привести к довольно негативным последствиям. Поэтому, противопоказаниями, для езды на велосипеде являются:

  • обострения любых хронических заболеваний;
  • диагностированные заболевания сердечно-сосудистой системы (острый инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, острые воспалительные заболевания сердца, пороки сердца с критическими нарушениями внутрисердечной гемодинамики, аневризма сердца, аорты, других сосудов, аритмии и т.д.);
  • лихорадочные состояния (повышение температуры);
  • артериальная гипертензия (тяжелая форма или неконтролируемое состояние);
  • если не прошло и года после проведения любых хирургических вмешательств;
  • снижения зрения высокой степени (миопия 5,0 диоптрии и более), особенно если есть изменения на глазном дне;
  • если человек страдает хронической одышкой или бронхиальной астмой;
  • при эпилепсии, склонностью к обморокам,
  • при заболеваниях, приводящих к нарушениям координации.

Катаемся на велосипеде правильно. Общие правила для тех, у кого есть проблемы с позвоночником или суставами

Правило первое

При обострении болезней позвоночника и суставов кататься на велосипеде однозначно нельзя. Сначала необходимо вылечить воспаление. И только потом начинать заниматься. Нагрузку на суставы нужно давать дозированно и начинать с минимальной - 20-30 минут в день. Следует придерживаться низкого темпа езды и выставить средние обороты на передачах. И только тогда, когда после нескольких поездок боль не проявит себя, можно постепенно увеличить время езды до 40-50 минут.

Правило второе

Чтобы заболевания позвоночника и суставов не дали о себе знать как можно дольше, во время езды на велосипеде необходимо зафиксировать позвонки поясничного отдела специальным поддерживающим корсетом. Если есть возможность, велосипед стоит выбрать со специальным сидением со спинкой. Это позволит «разгрузить» мышцы спины.

Правило третье

Перед тем, как совершить велопрогулку, необходимо убедиться, что сидение и высота руля отрегулированы правильно. Во время езды у велосипедиста должна быть возможность полностью выпрямить ногу, при этом максимально надавив на педаль.

Надежда Стахейко

Ассистент кафедры общей врачебной практики Белорусского государственного медицинского университета

Во избежание перегрузок на коленные суставы стоит учитывать некоторые особенности наклона седла и высоту руля. Велосипедист при езде должен иметь возможность полностью выпрямить ногу при надавливании на педаль велосипеда. Колено должно находиться над осью педали, когда она стоит в положении «на 3 часа». Основание большого пальца ноги располагаться четко над осью педали. Спина – выгнута. Такое положение спины нужно для того, чтобы межпозвоночные диски наиболее оптимально амортизировали тряску.

Правило четвертое

После долгой зимы хочется скорее выгнать велосипед и прокатиться по улице, радуясь весеннему солнышку. Вместе с тем, открывать велосезон, даже если вы здоровы, рекомендуется аккуратно, постепенно наращивая темп нагрузок и продолжительность времени велопрогулок. Не нужно делать резких движений, ездить лучше по ровной дороге, горки и склоны пусть подождут. Резкий «старт» может привести к ненужной нагрузке на суставы и травмам межпозвоночных дисков.

Наша спина и суставы любят тепло. Поэтому при температуре воздуха ниже + 14 градусов стоит утеплиться. Нельзя забывать и о воде. Для предотвращения обезвоживания, необходимо пить каждые 15 минут езды по 100-150 мл воды.

Велосипед и дети

При покупке велосипеда детям следует учитывать возраст ребенка, его способность понимать и соблюдать правила безопасности при катании, а также наличие у него тех или иных заболеваний. Помимо этого, не стоит забывать и про возможность ребенка устойчиво самостоятельно сидеть, крутить педали и поворачивать руль. Не лишним будет приобрести специальную защитную экипировку: велосипедный шлем, наколенники, защиту на локти и кисти рук.

Выбираем велосипед правильно!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в

Катание на велосипеде - процесс, представляющий собой непрерывное получение положительных эмоций. Но если отнестись к этой забаве немного серьезнее, можно получить результат, который проявится в здоровом цвете лица и подтянутом силуэте без всяких диет и походов в спортзал. Достаточно знать простые правила профессионального велоспорта и применять их на практике. Для тех, кто хочет посвятить остаток теплого времени года исключительно правильному и продуктивному катанию, мы составили краткое руководство по оздоровительному кручению педаль.

1. Следи за пульсом

При езде на велосипеде важно следить за показаниями пульсометра и варьировать нагрузки, исходя их этих данных. Для этого отлично подойдут фитнесс-трекеры, смартфоны, умные часы и датчики, встроенные в велокомпьютер. Частота пульса велосипедиста в среднем ниже, чем у бегуна на 15-20 ударов. 120 ударов в минуту считается идеальной частотой пульса для жиросжигания и профилактики вегето-сосудистой дистонии.

2. Катайся в горку

Мало кому нравится ездить в горку, но помни, что именно затяжные подъемы по-настоящему тренируют тело и дух. Организм учится правильно расходовать энергию в условиях продолжительных нагрузок, главное - следи за дыханием.

3. Переходи на спортивный режим питания

Совсем необязательно покупать протеины или аминокислоты, достаточно завязать с джанк-фудом и хорошо поесть за пару часов до заезда. Тут все просто - медленные углеводы (крупы, злаки, овощи и фрукты) для энергии, белок (мясо,рыба, яйца) после тренировки для роста и тонуса мышц.

4. Чередуй нагрузки

Как и любой вид спорта, велосипед требует техники и регулярного подхода. Очередной визит в спортзале может стать решающим в деле роста мышц, так и лишний километр в парке станет хорошей добавкой к привычной нагрузке. Важно помнить о том, что следует чередовать типы нагрузки от медленной езды до взрывного ускорения. Это благотворно скажется на мускулатуре ног, но прежде всего - на сердечно-сосудистой системе. Интенсивная интервальная аэробная нагрузка поможет насытить организм кислородом и увеличить выносливость, которая так важна в достижении велорекордов.

5. Дыши

У многих непрофессиональных спортсменов есть плохая привычка задерживать дыхание в особо тяжелые моменты. Ни в коем случае не делай так и старайся соотносить нагрузку и частоту дыхания. Приучив себя к этой простой привычке, ты будешь ездить по дорогам с четкостью часов. А для поездок вдоль шоссе рекомендуем приобрести велореспиратор.

6. Держи осанку

Неправильная посадка на велосипеде заведомо опасна для позвоночника и внутренних органов. Опущенные плечи и сгорбленный силуэт не только опасны, но и ужасно смотрятся со стороны. Поэтому сведи лопатки и крути педали с гордостью.

7. Следи за расходом энергии

И не только следи, но и исправно восполняй запас энергии, если не хочешь обессилить и возвращаться обратно на попутном транспорте. Количество расходуемой энергии (ккал/в час) при езде на велосипеде с различной скоростью можно узнать из таблицы.

8. Больше воды

В среднем за час езды ты тратишь около тысячи калорий. В визуальном виде это количество съеденной еды можно представить в виде огромного бургера. Поэтому для процессов расщепления еды в энергию потребуется немало воды. Всегда держи наготове бутылку с водой или изотоником и пей столько, сколько хочется. Организм скажет спасибо.

9. Расслабься

Велосипедист не должен напрягаться! Спокойствие и расслабленность помогут сохранить энергию, которая еще пригодится на дистанции. Не стоит напрягать мышцы на подъеме. Нужно стараться поддерживать глубокое и устойчивое дыхание. Эти меры помогут сохранить силы и воспрепятствуют появлению одышки. Спокойно согни в локтях руки, расслабь туловище, и почувствуешь, что сил осталось в избытке.

Велосипедный спорт (велоспорт) - перемещение по земле посредством использования транспортных средств (велосипедов - фр. velocipede, от лат. velox - быстрый и pes - нога), приводимых в движение силой мускулов человека через ножные педали или же ручные рычаги.

Велосипедный спорт, в отличие от многих олимпийских видов спорта, имеющих тысячелетнюю историю, возник не так давно - в конце XIX века. Не смотря на это, данный вид спорта был представлен в программе всех Олимпийских игр. Первые официальные соревнования по велоспорту - гонки на 2 000м - были проведены 31 мая 1868 года в пригороде Парижа Сен-Клу. Уже через год были устроены первые шоссейные гонки Париж-Руан. Для преодоления расстояния в 120 километров победителю соревнований, англичанину Дж. Муру, понадобилось 10 часов 45 минут.

Время шло, конструкция велосипедов становилась все более совершенной, а передвижение на них - быстрым и комфортным. Велоспорт обретал широкую популярность, в пользу данного утверждения свидетельствует тот факт, что с 1870 года в различных странах Европы начинается строительство треков, а уже в 1890 году в данном виде спорта произошло разделение гонщиков на профессионалов, любителей и независимых. В соответствии с вышеупомянутым разделением, проводились чемпионаты для различных категорий спортсменов. В 1893 году в Чикаго был организован первый чемпион мира по треку для спортсменов-любителей, с 1895года разыгрываются чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. С 1903 года проводится гонка для профессионалов "Тур де Франс" (5 000 км).

Первый чемпионат мира по шоссе для любителей был проведен в 1921г. 190км для гонщиков-профессионалов в 1927г. 185км для женщин-спортсменок в 1958 году. Как вид спорта, велосипедный спорт управляется основанным в 1900 году Международным союзом велосипедистов, штаб-кварира которого находится в Швейцарии.

Основные дисциплины велоспорта:

Гонки на треке (замкнутой овальной кольцевой дороге для соревнований, имеющей деревянное покрытие, длина которого составляет от 130 до 500 метров, ширина - от 5 до 7 метров, наклон на прямых участках - 12,5 градусов, на поворотах - 42 градусов) - преодоление дистанции за наиболее короткое время. Виды велотрековых гонок:
- Гит (с места или с ходу) на 500 или 1000 метров - индивидуальная дисциплина велоспорта, не требующая от гонщика применения особых тактик. Задача спортсменов - быстро преодолеть дистанцию (результат фиксируется до тысячной доли секунды);
- Индивидуальная гонка преследования (4000 метров для мужчин, 3000 метров для женщин), цель которой - догнать соперника или показать лучшее время. Гонка проводится по системе выбывания, включена в программу Олимпийских игр с 1964 года для спортсменов-мужчин, с 1992 года - для женщин;
- Командная гонка преследования;
- Кейрин - придуман в Японии в 1948 году. Одновременно стартуют 6-9 гонщиков, перед которыми движется мотоциклист (гонщики не имеют права его обгонять), постепенно увеличивающий скорость с 25 до 50 км/ч. Когда мотоциклист покидает трек (за 600-700 метров до финиша), гонщики стараются ехать как можно быстрее. Данный вид соревнований был впервые включен в программу Олимпиады 2000 года в Сиднее;
- Мэдисон (впервые был проведен в Мэдисон-Сквер-Гарден), 60 км - командный вид велотрековой гонки, в котором команда из двух гонщиков старается набрать как можно больше очков (начисление - через каждые 20 кругов);
- Гонка по очкам (40 км для мужчин, 25 км - для женщин) - индивидуальная гонка, олимпийский вид спорта. Количество участников не ограничено, цель - набрать максимальное количество очков (начисление - через каждые 10 кругов);
- Спринт - гонка на велотреке с участием 2-4 спортсменов, отобранных в квалификационных заездах. Самая старая дисциплина велоспорта - в программе чемпионатов мира с 1893 года (у женщин - с 1895 года), Олимпийских игр - с 1896 года (у женщин - с 1988 года);
- Олимпийский спринт;
- Скретч - групповая гонка, не относящаяся к олимпийским дисциплинам;
- Омниум - многоборье.

Шоссейный велоспорт - наиболее развитая в коммерческом отношении и чрезвычайно популярная в Европе дисциплина велоспорта. Наиболее известные велогонки ("Тур де Франс", "Джиро д"Италия", "Вуэльта") с 2005 объединены в ежегодную серию гонок с общим зачетом - "Про Тур". Виды шоссейного велоспорта:
- Командная гонка на время с раздельным стартом;
- Групповая гонка;
- Индивидульная гонка на время с раздельным стартом;
- Критериум - групповая круговая (кольцевая) гонка по улицам города. Длина одного круга - 1-3 км, количество кругов - до 50. Отличается от групповой гонки по очкам на треке тем, что в критериуме возможен индивидуальный и командный зачет, в то время как на треке учитываются лишь индивидуальные результаты спортсменов.

Гонки по пересеченной местности - соревнования, проводимые на дистанции, изобилующей искусственно созданными или естественными препятствиями (канавы, крутые подъемы и спуски, поваленные деревья и т.д.). Для данного вида спорта используются чаще всего маунтинбайки (от англ. mountain bike - "горный велосипед"), отличающиеся упрочненной рамой, амортизационной задней подвеской, толстыми покрышками, прочными колесами и т.д. В данных соревнованиях различают несколько видов езды:
- Велотриал - преодоление искусственно созданных или естественных препятствий;
- Дёрт - прыжки по каскаду трамплинов, усложненные параллельным выполнением трюков различной сложности;
- Кросс-кантри - скоростная езда по пересечённой местности;
- Велокросс - езда по пересеченной местности (средняя скорость участников не превышает 20 км/ч). Спортсмены преодолевают кольцевой маршрут длиной в 2,5 - 3,5 км, изобилующий преградами различного рода (броды, грязь, рвы, холмы и т.д.);
- Байкер-кросс, параллельный слалом - одновременный спуск нескольких гонщиков, предусматривающий возможность контактной борьбы;
- Даунхилл - скоростной спуск.
Кроме того, следует упомянуть велополо - соревнования в фигурной езде и велобол - игру в мяч на велосипедах.

Мифы о велоспорте.

Первый велосипед изобрели в Германии. Действительно, официально датой "рождения" велосипеда считается 1814 год, когда немецкий лесничий Карла фон Драйса из Мангейма построил деревянный двухколесный велосипед (на котором человек мог ездить в любую сторону, отталкиваясь ногами от земли). Патент на это изобретение был выдан в 1817г. Однако существуют упоминания о том, что еще в 1800 году крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов создал на одном из заводов Нижнего Тагила "диковинный велосипед", на котором в 1801 году проехал более 5 тысяч километров по бездорожью до Москвы. За это изобретение мастеровому была дарована свобода, но запатентовано транспортное средство не было.

Изобретение шин сделало езду на велосипеде гораздо более комфортной. Это действительно так. Первые велосипеды, не оснащенные шинами, именовались "костотрясами". Потому в 1885 году ветеринар Денлоп из Шотладндии, желая сделать транспортное средство более удобным для своего сына, приспособил к колесам "костотряса" садовый резиновый рукав, применяемый для поливки цветов. Наполнив шланг водой, изобретатель свел тряску к минимуму, однако скорость велосипеда также сильно уменьшилась. Тогда находчивый доктор накачал новоявленные шины воздухом, снабдив их особым клапаном. Современные спортсмены порой используют для накачивания шин гелий, что позволяет им развивать несколько большую скорость и, соответственно, демонстрировать лучшие результаты в соревнованиях.

В спринте не имеет значения, где находится гонщик. На самом деле лучшей позицией считается место за спиной противника. В этом случае сопернику нелегко будет просчитать маневры спортсмена, находящегося позади. Иногда передний гонщик старается какое-то время балансировать на велосипеде, уменьшая скорость, чтобы дать возможность сопернику возглавить гонку. Однако второй гонщик делает то же самое, ожидая ошибки противника. Такое положение вещей, именуемое "сюрпляс" (от фр. surplace - "на месте") порой затягивалось на час, однако в наши дни существует ограничение на вышеупомянутый маневр - не более 3 минут.

Для участия во всех подвидах гонок по пересеченной местности подойдет любой маунтинбайк. Это не совсем так. Следует четко определиться с тем, чем именно вы собираетесь заниматься, поинтересоваться, какие требования к используемому транспортному средству выдвигает та или иная дисциплина, а уж потом выбирать соответствующее транспортное средство. Ведь, например, для кросс-кантри главное достоинство велосипеда - низкий вес, а в даунхилле наиболее важна механическая прочность конструкции и хорошие амортизаторы.

Горный велосипед наиболее универсален для большинства людей. Данное транспортное средство довольно специфично, и не совсем эффективно для езды по шоссе или грунтовым дорогам. Наиболее универсальным считается велосипед типа "кросс", неплохо проявляющий себя и в езде по дорогам, и на бездорожье.

Дисковые тормоза - главное преимущество хорошего велосипеда. Действительно, дисковые тормоза лучше ободных, да и прослужат они дольше, и тормозное усилие дозируют точнее. Однако следует заметить, что вышеупомянутые преимущества действительно важны лишь во время соревнований, на высоких скоростях. В обычной жизни человек может и не заметить разницы. Кроме того, следует учесть, что на велосипед, оснащенный задним дисковым тормозом, довольно сложно установить багажник, да и обойдется такая покупка отнюдь не дешево - за велосипед придется выложить не менее 300-400 у.е. Если же вам предлагают модель подешевле - будьте осторожны, возможно, транспортное средство не совсем исправно.

Следует обязательно покупать велосипед с металлическими педалями. Этот миф родился в те времена, когда продукция советских велозаводов комплектовалась действительно очень некачественными, быстро приходящими в негодность пластиковыми педалями. Такого же качества были педали дешевых китайских велосипедов, буквально наводнивших рынок в конце прошлого века. Однако следует помнить, что современные велосипеды от известных производителей укомплектованы отличными пластиковыми педалями, которые будут служить вам верой и правдой в течение нескольких лет. Потому, покупая велосипед, следует обращать внимание не на педали, а на марку фирмы-производителя.

За хороший велосипед придется выложить довольно крупную сумму - не менее 300 у.е. Все зависит от того, зачем вы приобретаете данное транспортное средство. Скажем, прогулочный велосипед можно купить примерно за 150-200 у.е. Многоскоростной прогулочный велосипед обойдется несколько дороже - 250-350 у.е. Если же вы хотите приобрести транспортное средство для туризма или спорта - тогда действительно придется раскошелиться.

Китайские велосипеды качественными не бывают, потому лучше всего покупать транспортные средства, произведенные в Европе или Америке. Этот миф появился на свет благодаря предприимчивым дельцам, которые покупали в Китае велосипеды (точнее, модели велосипедов) по цене 10 у.е. и продавали на отечественных рынках по гораздо более высокой цене (200 - 300 у.е.). Этот товар, мягко говоря, не отличающийся высоким качеством, породил неправильное представление о том, что в китайские велосипеды хорошими не бывают. Однако следует учесть, что Тайвань - один из мировых центров высоких технологий, да и ведущие производители велосипедов разместили свои производства в странах Азии, в частности в Китае. Именно там производится около 70% велосипедов, причем очень высокого качества. Оставшиеся 30% собираются в Европе и Америке, причем, чаще всего из комплектующих, произведенных опять же в азиатских странах.

Следует использовать задний тормоз, передним опасно тормозить. Это не так, особенно если вы хотите научиться быстро и безопасно преодолевать крутые спуски. Именно передний тормоз предназначен для того, чтобы замедлять движение велосипеда вниз. Функция заднего - сдерживание заднего колеса, тем самым, улучшая управляемость на поворотах. Особо значимо умение использовать и передний, и задний тормоз в даунхиле.

На заблокированных колесах не съедешь. Действительно, вниз по скалистому или земляному холму спуститься не получится. А вот для спуска по глубокому снегу или песчаным дюнам данная техника вполне применима.

Езда на велосипеде укрепляет здоровье. Действительно, данный вид спорта оказывает положительное влияние на состояние здоровья человека (например, улучшает обмен веществ, ускоряет метаболизм, способствует похудению), однако если вы решили заняться велотуризмом или велоспортом (особенно экстремальным) серьезно, а то и профессионально - обратите внимание на некоторые важные моменты. Во-первых, езда на велосипеде предъявляет повышенные требования к костно-мышечному и связочному аппарату плечевого пояса, позвоночника и ног, так как нагрузка во время передвижения распределяется неравномерно, а постоянная вибрация и статическое положение туловища через определенный промежуток времени способны стать источником довольно неприятных ощущений. Во-вторых, сама по себе езда на велосипеде - прекрасный тренинг вестибулярного аппарата. Но если с координацией движений у вас по какой-либо причине возникают проблемы - от велотуризма (а уж тем более фрирайда или даунхилла) придется отказаться, ограничившись лишь небольшими велопрогулками на умеренной скорости. В-третьих, при потере равновесия (которое порой не удается сохранить даже опытным спортсменам) неподготовленный человек может получить ушибы, а то и переломы. Потому, собираясь освоить велотуризм или экстремальный велоспорт, следует критически оценить состояние своего здоровья, обязательно проконсультировавшись у специалиста. Кроме того, обязательно нужно за 2-3 месяца до похода или соревнований уделить внимание комплексу упражнений, укрепляющих мышцы рук, ног, спины и плечевого пояса.

На одном заднем колесе можно проехать, сидя в седле велосипеда. Нет, чтобы успешно ездить серфом (другое название - мэнуал), райдер должен стоять на педалях, слегка переместив свое тело на заднее колесо. В идеале серф должен выполняться без участия тормозов, но по началу палец на тормозной ручке все же следует держать. При этом придется удерживать равновесие не только сразу после выдергивания (т.е. перехода к балансированию на одном колесе), но и на протяжении всего серфа, используя для этого ноги (сгибая и разгибая их в нужный момент) и руль. Новичкам лучше всего тренироваться, съезжая с горки - в этом случае появляется возможность проехать серфом довольно большое расстояние.

Лучше всего выполнять прыжок (особенно с высоты около метра и более) на песок - он самортизирует удар. Да, однако следует учесть, что при этом теряется большая часть скорости. Неопытным райдерам лучше всего совершать прыжки (дропы) с большой высоты на грунт - он мягче асфальта. Амортизировать приземление вполне способна широкая покрышка с не слишком высоким давлением. Кроме того, помните: заблокированное заднее колесо - залог чрезвычайно жесткого приземления.

Если после прохождения дистанции на велосипеде у спортсмена сводит ногу, надо ущипнуть мышцу, а в промежутках между соревнованиями есть бананы (глюконат кальция, продукты, богатые калием и т.д.). На самом деле не все так просто. Ведь причиной судорог может быть, например, заболевание щитовидной железы, плоскостопие, нарушение обменных процессов в мышцах, болезни сердца, варикозное расширение вен, дефицит минеральных веществ, усталость ног, а также обильное потоотделение, в процессе которого организм теряет магний, натрий, калий и кальций. Потому, прежде всего, следует выяснить причину судорог, а уж потом изыскивать методы лечения.

Если судороги возникают просто из-за потери жидкости и полезных веществ, выделяющихся вместе с потом, специалисты советуют выпить изотонический напиток или любой солевой раствор (чайная ложка поваренной соли на стакан воды). Препараты, содержащие калий и кальций следует принимать с осторожностью, так как избыток минеральных солей в организме может привести к еще более неприятным последствиям, чем их недостаток. Лучше всего употреблять продукты, богатые необходимыми организму минеральными веществами: фасоль, крупы и творог содержат кальций, картофель и бананы - калий, семечки, йогурты и орехи богаты магнием и т.д. Однако даже в этом надо знать меру - например, чрезмерное количество бананов может спровоцировать рак почек. В том случае, когда судороги уже начались, а под рукой нет стаканчика с солевым раствором, нужно выпрямить ногу и потянуть пальцы ноги на себя вместе со ступней, ущипнуть за больное место, после чего встать на сведенную ногу. Потом следует помассировать больное место, растирая его ладонями. Перед тренировкой (особенно если вы собираетесь ездить по улице в морозную погоду) надлежит использовать разогревающие мази, нанося их на наиболее часто сводимые места.

Чтобы победить на соревновании, нужно тренироваться как можно больше. Это не совсем так. Залогом победы могут стать не просто длительные, а, к тому же, рационально построенные тренировки, основной целью которых является совершенствование тех качеств, которые необходимы для победы в той или иной дисциплине велоспорта. В любом случае, тренировки должны быть регулярными, наращивать нагрузки следует постепенно, кроме того, тренер должен учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена, да и сам спортсмен обязан следить за своим самочувствием, соответственно, корректируя планы занятий.

Лучше всего во время занятий велоспортом отдавать предпочтение изотоническим напиткам известных фирм-производителей. Спортивные (изотонические) напитки, иногда ошибочно называемые эрготониками, были разработаны в 1960 году в одном из университетов штата Флорида исключительно для нужд университетской футбольной команды "Gators" - чтобы уберечь спортсменов от обезвоживания, возникающего во время игры. Через некоторое время напиток, позволяющий во время длительных физических нагрузок легко пополнять запас жидкости, углеводов и солей, пробрел широчайшую популярность во всем мире. Во время спортивных соревнований такие напитки - действительно наиболее оптимальное средство для восполнения водно-солевого баланса организма, препятствующее обезвоживанию. Однако следует быть внимательным при выборе изотоника. Внимательно прочтите этикетку, на которой должен быть указан состав спортивного напитка. Он может содержать не более 4-8% углеводов (порядка 10-19г на стакан), электролиты (0,1% натрия и 0,03% калия, а также магний, кальций и др.) и воду. Кроме того, обратите внимание на тип использованных сахаров. Следует учесть, что, например, фруктоза может вызывать у некоторых людей расстройство желудка, да и усваивается она несколько медленнее. Потому желательно предпочесть изотоник с глюкозой или сахарозой. Профессиональные спортсмены, особенно в жаркую погоду, следуют таким правилам употребления жидкости: 2-3 стакана нужно выпить за 2 часа до состязания, 1 стакан - за 15 минут до гонки (можно добавить также пару соленых крекеров, если нет склонности к повышенному давлению). Во время соревнований полстакана жидкости следует употреблять каждые 15 минут, и, наконец, по окончании мероприятия необходимо выпить не менее 3-6 стаканов жидкости. Это позволяет велогонщикам надежно защитить организм от обезвоживания, теплового удара и других неприятностей такого рода.

Спортсмены-велосипедисты должны полностью отказаться от употребления алкоголя. Действительно, алкоголь вполне способен оказать негативное воздействие на организм, так как, во-первых, служит источником бесполезных калорий, которые плохо усваиваются организмом, во-вторых, способствует повышению уровня высокоплотного липопротеинового холестерина в крови (вследствие чего существенно возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний), может спровоцировать повышение кровяного давления, привести к инфаркту и поражению печени. Кроме того, нужно помнить, что алкоголь обладает мочегонными свойствами, следовательно, употребляемый до или после тренировки усиливает обезвоживание, снижает энергетические запасы, замедляет тонкие моторные способности. Однако все вышесказанное касается лишь спиртного, употребляемого в больших дозах. А в умеренных количествах алкоголь вполне может быть одной из составных частей спортивной диеты для взрослых. При этом следует помнить, что на каждую условную порцию спиртного должен приходиться большой стакан воды. Кроме того, нужно учитывать, что скорость расщепления алкоголя зависит от комплекции спортсмена. Например, организм высоких мужчин атлетического или плотного телосложения способен расщепить за час примерно рюмку спиртного, а вот мужчинам меньшей комплекции и представительницам прекрасного пола придется потратить для нейтрализации того же количества горячительных напитков гораздо больше времени.

Велоспорт в классическом понимании это спортивные дисциплины со своим сводом правил, по которым проводятся соревнования собирающие, как правило, профессиональных спортсменов. В более широком понимании это - просто активная езда на велосипеде.

Сегодня мы рассмотрим оба представления и поговорим о влиянии велоспорта на здоровье. Это поможет вам выбрать оптимальный для вас или вашего ребёнка стиль катания, и избежать потенциальных проблем со здоровьем из-за неправильного выбора.

Массовый велоспорт и здоровье

Итак, начнём с обычного катания на велосипеде, как более массового явления.

Чем же полезен велосипед, кроме возможности быстро и дёшево перемещаться на достаточно большие расстояния?

Пожалуй, самое главное его достоинство - отличная тренировка сердца и сосудов. Сердечно-сосудистые заболевания ответственны за каждую третью смерть в мире - в три раза больше чем все автомобильные катастрофы, войны и несчастные случаи вместе взятые. Всего полчаса активной езды в день, и уже через пару месяцев вероятность заболеваний сердца упадёт в 2 раза.

За эти же полчаса, кстати, сжигается около 350 ккалорий, так что велосипед ещё и отличный помощник в борьбе с лишним весом. Кроме того, интенсивная работа дыхательной и кровеносной систем очищает лёгкие, активизирует обмен веществ, помогает выводить из организма токсины. А ещё велосипед - отличный помощник в борьбе с варикозом (только не при силовом педалировании в гору). А про тренировку силы и выносливости ног, спины и плечевого пояса даже и говорить не нужно, это и так очевидно. Ну и наконец, езда на велосипеде - это просто радостно и приятно. Вспомните, когда вы в последний раз видели гневного велосипедиста? А теперь вспомните всех знакомых водителей автомобилей и их обычное настроение за рулём. Вспомнили? Вот то-то. Если хотите поправить свои нервы - велосипед к вашим услугам.

Конечно, при активном увлечении велосипедом нужно соблюдать ряд предосторожностей, первая из которых - умеренность. Парацельс говорил, что лекарство отличается от яда лишь дозой. Велосипеда это тоже касается в полной мере. Без подготовки не стоит перегружать свой организм длительной ездой. От этого в первую очередь будут страдать суставы и сухожилия.

Кроме того, при интенсивных поездках на велосипеде (особенно летом) благодаря механизмам естественной терморегуляции существенно повышается расход влаги и организму начинает грозить обезвоживание. Летом, если вы уехали дальше, чем в ближайший магазин за квасом, ВСЕГДА берите с собой воду. Обезвоживание - достаточно опасный процесс. При нехватке воды в организме легко заполучить головную боль головокружение, повышенную усталость, судороги и, что особенно чувствительно для велосипедистов - боль в суставах. Вообще, летом лучше отказаться от поездки в самое жаркое время. Лучше перенести их на утро или на вечер. Тогда основные силы вашего организма будут направлены на езду, а не на борьбу с обезвоживанием.

И ещё, запомните: чем сильнее обезвоживание, тем меньше хочется пить. Жажда - лишь начальный симптом, который проходит достаточно быстро. Так что если вы ещё недавно сильно хотели пить, а теперь отпустило - бегом к ближайшему магазину, колодцу или хотя бы просто населённому пункту.

А если вы собираетесь в длительную летнюю поездку, имейте в виду следующее: для нормального функционирования организма жизненно важна не только вода, но и соль. Летом человек теряет с потом очень много соли. И если за два часа катания в парке это может быть не слишком ощутимо, то за целый день езды по пересечённой местности солевой баланс нарушится очень существенно. Для его восстановления используйте негазированную минеральную воду, изотонические напитки, или просто подсолите обычную воду, которую взяли с собой в поездку. Кстати, в такой ситуации весьма пригодятся велосипедные рюкзаки с питьевой системой (гидраторами).

Профессиональный велоспорт

Теперь перейдём к профессиональному спорту. Если вы решили стать профессиональным велосипедистом, то к вышеизложенным факторам добавляется влияние выбранной вами велодисциплины. Об их сильных и слабых сторонах мы сейчас и поразмышляем.

"Большой" велоспорт официально делят на:
. шоссейный
. трековый
. горный
. BMX
. велокросс (также называемый циклокроссом)

Все, кроме велокросса, на сегодняшний день являются олимпийскими. В каждом из видов есть большое количество дисциплин, причём на олимпийских играх представлены далеко не все из них. Что касается велокросса - по нему проводятся соревнования различных масштабов, включая чемпионаты мира.

Для большинства дисциплин велоспорта существуют специфические спортивные велосипеды, созданные с учётом условий, в которых спортсмены каждой из дисциплин соревнуются.

С точки зрения здоровья спортсменов профессиональный велоспорт в целом не слишком отличается от других видов спорта. С одной стороны профессиональные велосипедисты - люди физически очень активные, с отлично развитой мускулатурой, сердечно-сосудистой системой, вестибулярным аппаратом, хорошо поставленным дыханием. С другой стороны, у велоспортсменов имеется ряд профессиональных заболеваний, и повышенный травматизм (особенно в горных и BMX дисциплинах).

Рассмотрим каждый из них в разрезе влияния на здоровье и физиологию спортсменов.

Шоссе

Шоссейные велогонки - самый старый и самый известный вид велосипедных соревнований. Задача спортсмена проста: крути педали так, чтобы по ровной дороге приехать к финишу раньше других. Велосипедистов-шоссейников вы легко узнаете по мощным накачанным ногам, явно выделяющимся на фоне остального тела. С остальным телом у них тоже всё в порядке, но такого явного упора на ноги нет больше ни в одном виде спорта, даже у бегунов.

Профессиональными заболеваниями шоссейников являются в первую очередь артроз коленных суставов (из-за постоянных высоких нагрузок) и неврит локтевого нерва (из-за сильных и длительных сжатий руля). И если риски второго заболевания легко снизить подбором удобного руля и периодическим расслаблением рук, то ситуация с суставами будет в первую очередь зависеть от вашей физиологии.

Кроме этого у шоссейников иногда возникают проблемы с ахилловым сухожилием, из-за слишком высоких нагрузок или из-за переохлаждения.

До недавнего времени была актуальной ещё одна проблема: при длительной езде из-за пережатий нервов и сосудов страдала промежность спортсмена. Это могло приводить к проблемам с потенцией. Однако уже больше десяти лет профессиональные велосипеды комплектуются усовершенствованными анатомическими сёдлами, что практически свело проблему на нет.

Травмы у шоссейных велогонщиков, конечно, связаны с падениями. Крейсерская скорость у них может составлять 30-50 км/ч, а на спусках легко может перевалить и за сотню. Падения на такой скорости могут представлять серьёзную опасность. К тому же, если спортсмен упал, находясь в плотной группе, то на него могут наехать следующие за ним гонщики. Получающееся в результате массовое падение вы наверняка не раз видели по телевизору или в интернете. Хотя, серьёзные травмы и смертельные случаи в этой дисциплине всё же довольно редки.

Итак, профессиональные шоссейные гонки.

Потенциальные плюсы: развитие выносливости, мускулатуры ног, рук, спины; тренировка сердца, дыхательной системы.

Потенциальные минусы: проблемы с коленными суставами.

Трек

Трековые гонки - второй классический олимпийский вид велогонки. Это гонки по замкнутому наклонному кольцу, длиной до 500 метров и наклоном до 42 градусов. Трековые гонки отличаются от шоссейных существенно меньшей продолжительностью и более высокой средней скоростью. Кроме того, на трековых велосипедах всего одна жёсткая передача и отсутствуют тормоза. Это позволяет максимально облегчить конструкцию и добиться высоких скоростей уже со старта.

С точки зрения здоровья трековые спортсмены близки к шоссейникам. Основная разница связана с меньшей продолжительностью и большей скоростью гонки. А это значит: более высокая нагрузка на сердечно-сосудистую систему; меньшая непрерывная нагрузка на руки и весь плечевой пояс; ноги больше прокачаны на силу, а не на выносливость. Нагрузка на колени в целом несколько меньше из-за меньшей продолжительности и отсутствия крутых подъёмов с силовым педалированием.

Потенциальные опасности: во-первых, в случае нештатной ситуации велосипед плохо управляем; во-вторых, упасть на наклонной поверхности легче, чем на ровной. Зато поверхность трека всегда гладкая, без всяких колдобин или случайной щебёнки, да и под колёса попадать почти некому: на трассе кроме велосипедистов нет никого и ничего.

Потенциальные плюсы трека: тренировка вестибулярного аппарата, мускулатуры ног, дыхательной системы и сердца.

Потенциальные минусы: можно здорово грохнуться, особенно на первых порах.

Маунтинбайк

В МТБ единственной олимпийской дисциплиной является кросс-кантри. По прочим "горным" дисциплинам проводится множество международных соревнований различного уровня.

Первое, что должен развивать МТБ-гонщик - это реакция. Ну и без хорошего вестибулярного аппарата здесь тоже делать нечего. Поскольку горные дисциплины даже в самом умеренном своём проявлении - кросс-кантри - предполагают резкие перепады высот и многочисленные препятствия на пути. Все профессиональные заболевания в МТБ связаны с опасностью падения, резким приземлением (и, как следствие, ударами об раму), и всяческими синяками-ссадинами от встреченных по пути веток.

Потенциальные плюсы: развитие реакции и вестибулярного аппарата, а также, в зависимости от дисциплины - выносливости.

Потенциальные минусы: по сравнению с другими видами велоспорта относительно велик риск врезаться в дерево.

BMX

BMX (как, кстати, и МТБ) был принят в семью олимпийских видов спорта только в 2008 году. И, как и МТБ, в почти самой "мягкой" своей разновидности - Race.
С точки зрения здоровья и опасности BMX можно назвать "маленьким МТБ". Здесь также присутствуют прыжки, полёты, препятствия, только, как правило, меньшие по размеру, зато большим упором на технику.
Спортсмены BMX-ники в первую очередь обладают отличной координацией и хорошей реакцией. Профессиональных болезней как таковых нет. Все проблемы со здоровьем связаны с падениями. И хотя эти падения обычно не так сильны, как в МТБ, но происходят они намного чаще.
Потенциальные плюсы: развивает координацию и вестибулярный аппарат.
Потенциальные минусы: падения - неотъемлемая часть этой дисциплины. Особенно на начальных этапах обучения. Так что прежде чем осваивать BMX - научитесь правильно падать.

Велокросс

Велокросс - это нечто среднее между шоссейными гонками, кросс-кантри, BMX-Park и... бегом! Ведь здесь есть и участки ровной дороги, и лужи, и холмы, и стволы деревьев и даже искусственные препятствия - на что только хватит фантазии у организаторов трассы. Причём не так уж много препятствий можно преодолеть на велосипеде. Нередко участникам приходится слезать со своего "коня" и в буквальном смысле тащить его на себе. Трассы, как правило, не длиннее 3-х км. Одним из самых важных умений гонщика является техника управления велосипедом. На трассе со сплошными препятствиями очень важно уметь вовремя подпрыгнуть, где надо - повернуть, и затормозить в сантиметре от препятствия, выиграв у соперника драгоценный метр.
Скорости в велокроссе, как правило, невелики, опасность травм также невысока. Основные качества, которые развивает велокросс - упорство, выносливость и координация.

Потенциальные плюсы: развитие координации и выносливости.

Потенциальные минусы: можно испачкаться в грязи. Ну и велосипед на себя уронить, перелезая через бревно. Впрочем, иногда некоторые спортсмены предпринимают попытки преодолеть некоторые препятствия, не слезая с байка. В случае неудачи они, бывает, больно падают.



 

Возможно, будет полезно почитать: