Бой на палках приемы. Палка для самообороны

Япония - страна, в которой традиции тесно переплетаются с последними технологическими новинками. Среди небоскрёбов, роботов и компьютеров нашлось место для многочисленных боевых искусств, которые были сформированы за долгие годы существования этой страны. Тем временем, пока большинство других восточных единоборств развивали технику нанесения ударов руками и ногами, японцы уделяли наибольшее внимание борцовским приёмам, так как бить по доспехам кулаками — не самое полезное занятие на поле боя. К счастью, многие традиционные японские боевые искусства сохранились и по сей день. Некоторые в переработанном виде, другие же дошли до нас практически такими же, какими они были сотни лет назад. Конечно, традиционные техники проблематично применять в рамках спортивного поединка, что сделало развитие подобных искусств уделом меньшинства. Именно благодаря стараниям энтузиастов мы можем изучать и отрабатывать техники, разработанные опытными воинами

Японская борьба сумо

Что у большинства людей ассоциируется со Страной восходящего солнца? Сакура, гейши, самураи и, конечно же, сумо. Этот удивительный берёт свой исток из глубокой древности. Хотя многие японские исследователи находят своеобразные подтверждения того, что турниры по борьбе проводились на территории нынешней Японии более тысячи лет назад, точно установить дату зарождения борьбы сумо невозможно. Турниры по борьбе проводились испокон веков и сопровождались всевозможными ритуалами и обрядами. То есть они носили скорее религиозный характер, нежели соревновательный. Изначально правила почти не ограничивали возможности бойцов. Разрешалось наносить удары ногами и руками по любым частям тела, что приводило к существенному травматизму.

Лишь в эпоху Хэйан были составлены правила проведения поединка, появилась внятная система судейства. С тех пор сумо неуклонно теряло своё религиозное значение и всё больше уподоблялось современному спорту, что делало его лишь популярнее среди широких масс. Однако во времена страшных захлестнувших японские земли, этот вид борьбы всё чаще использовался воинами в сражениях. Так появилось разделение между военным видом сумо и его спортивной разновидностью. От боевого направления позже начали ответвляться многочисленные школы боевых искусств, известные по сей день.

Сумо в наши дни

Древние состязания великанов пользуются популярностью в Японии и в наши дни. Сегодня сумо — японская национальная борьба, ставшая одним из неизменных символов этой страны. Профессиональные сумоисты, или рикиси, как их называют на родине этого искусства, пользуются огромной популярностью, наряду со звёздами шоу-бизнеса и выдающимися спортсменами. Хотя в целом быть борцом сумо сегодня далеко не так престижно, как в былые дни, но самые именитые борцы очень богаты и имеют много поклонников. Зачастую именитые рикиси пользуются успехом у женщин, несмотря на всю специфичность внешнего вида. Борцы попроще получают среднее, по меркам Японии, жалование и находятся примерно на одной ступени с обычными государственными служащими.

Почему же сумоисты так огромны? Всё дело в том, что в сегодняшнем сумо, как и тысячу лет назад, полностью отсутствуют весовые категории, что делает участие в них спортсменов-легковесов нецелесообразным. Современные поединки проводятся на специальной круглой арене, диаметром 4.55 м, которую строят из глины и покрывают слоем песка. Помимо этого, при постройке этого традиционного сооружения проводятся специальные ритуалы — в центре арены закапываются специальные подношения, а непосредственно перед турниром место поливается освящённым сакэ, чтобы заслужить благосклонность богов. Интересно то, что даже в наши дни на этот помост запрещено ступать женщинам. Турниры проводятся раз в 2 месяца в Осаке, Нагое, Фукуоке и в столице — Токио, в котором проходят аж 3 из 6 таких турниров. Как и раньше, рикиси делятся на два лагеря — Восток и Запад. Во время выхода на помост соблюдается специальный ритуал, призванный прогнать злых духов и прочую нечисть. Повязка, в которую одеты борцы, называется кэсё-маваси и представляет собой дорогую и сложную конструкцию, которая может весить до 10 кг. Эта повязка расшита золотом и серебром и изготавливается только вручную, так что стоит она весьма дорого. Это лишь показывает, насколько важное место в современной культуре занимает японская борьба сумо.

Жизнь сумоиста

В клубы борьбы сумо берут юношей в возрасте от 10 до 15 лет, отдавая предпочтение крепко сложенным новобранцам. Новичок, попадая в клуб этой необычной борьбы, не имеет никаких прав, но приобретает массу обязанностей. Он должен готовить для старших учеников, убирать и стирать за ними. Все указания новичок должен выполнять мгновенно и без лишних вопросов. Такая армейская дисциплина может отпугнуть неуверенного адепта, но те, кто останется и пройдёт такую школу, станут великолепными борцами, а может быть, один из них даже получит заветное звание абсолютного чемпиона или ёкодзуна. Как ни странно, но будущие рикиси приходят в этот спорт обыкновенными юношами, а невероятный размер приобретают благодаря специальному режиму дня и постоянным тренировкам.

Встают сумоисты на рассвете. После всех необходимых процедур они сразу же отправляются на многочасовую изнурительную тренировку. Эта японская борьба требует полной самоотдачи. Только так можно выдержать 4-5 часовую тренировку. После этого борцы принимают ванну и идут на завтрак. Основной пищей в это время служит специальное рагу из мяса и овощей — тянко. Оно готовится в котле на медленном огне и рецепт этого блюда знаком каждому рикиси, так как именно они поочерёдно готовят еду. После еды борцы сумо отправляются на 2-3 часа поспать, чтобы максимально эффективно преобразовать пищу в жир. После этого проходит вечерняя тренировка и ужин. Едят сумоисты всего два раза в день, но много. Также они не ограничены в употреблении спиртных напитков, то есть выпить за ужином сакэ или пиво не считается в среде борцов сумо чем-то плохим.

Джиу-джитсу

Полной противоположностью сумо является японская борьба джиу-джитсу, или дзюдзюцу. В ней, в отличие от силовых методов ведения боя, свойственных сумоистам, делается упор на умения, которые обеспечивают бойцу победу над более сильным противником. Техника дзюдзюцу сформировалась под влиянием многочисленных междоусобных войн, которыми так богата японская история. Поэтому эта японская борьба наводнена совершенно бесчеловечными приёмами ведения боя. В джиу-джитсу множество заломов и захватов, призванных сломать конечность или задушить противника. Также в этом боевом искусстве активно поражаются жизненно важные точки на теле противника, что делает невозможным проведение полноценных соревнований по этому виду борьбы.

Это уникальное японское искусство более традиционно, чем иные виды японской борьбы. Многие техники дзюдзюцу кажутся современному человеку слишком сложными и непрактичными. Однако, нужно понимать, что это искусство создавалось для ведения войны, где широко применялись различные виды холодного оружия. Большинство техник джиу-джитсу направлены на обезоруживание противника или для занятия положения, из которого удобнее использовать собственное оружие. Интересны принципы, на которых построена эта борьба. Мастера джиу-джитсу используют силу противника против него, предпочитая не ввязываться в прямолинейное противостояние. Это искусство вовсю использует знания о биомеханике и рычагах, что делает мастера дзюдзюцу опасным противником для любого бойца.

Дзюдо

Создателем этого интересного вида борьбы является Дзигаро Кано — человек, решивший выбрать лучшие техники и принципы из джиу-джитсу, чтобы синтезировать более прикладное, современное искусство. Если дзюдзюцу переводится как искусство мягкости, то перевод дзюдо означает «мягкий путь». Это единоборство, как и многие другие виды японской борьбы, названия которых вы ещё встретите в этой статье, исповедует преодоление силы мягкостью. Техники, отобранные из древней военной системы, были адаптированы для соответствия этому принципу. В этом единоборстве нет ударов руками и ногами, а наиболее опасные для здоровья приёмы были исключены. Поэтому в этом виде японской борьбы есть соревнования, что положительно сказывается на подготовленности спортсменов.

Поединки в дзюдо проходят на татами — упругих матах из современных материалов или же, как это было раньше, изготовленных из прессованной соломы. Борцы одеты в прочные куртки, которые серьёзно увеличивают значимость хорошего захвата, а также участвуют в некоторых удушающих приёмах. Эта японская борьба отличается красивыми амплитудными бросками и ограниченными действиями в партере. Мастер дзюдо может без труда ощутить центр тяжести соперника и почувствовать вектор, по которому направлено его усилие, что позволяет провести бросок, используя силу противника. Эта борьба завоевала всемирную известность. Дзюдо занимаются по всему земному шару и его популярность лишь растёт. Нет ничего удивительного в том, что эта борьба включена в программу Олимпийских игр.

Бразильское джиу-джитсу

Один мастер дзюдо и джиу-джитсу переехал жить в Бразилию, что зародило интересный стиль борьбы, ставший невероятно популярным в последние годы. Его звали Митсуё Маэда, и именно он обучил своему искусству Карлсона Грейси — первого члена легендарной семьи, который заложил основы бразильского джиу-джитсу. Несмотря на то что изначально бразильцы изучали техники дзюдо и дзюдзюцу, то, что у них получилось, была уже не японская борьба. Единоборство семьи Грейси отличалось богатством техник, направленных на ведение поединка из положения лёжа на спине. Эта уникальная манера ведения боя сложилась потому, что некоторые члены этой борцовской семьи были довольно хрупкого телосложения. Благодаря грамотному использованию рычагов и особенностей строения человеческого тела, они могли побеждать бойцов гораздо тяжелее и больше себя.

Наибольшую популярность искусство семьи Грейси приобрело благодаря их боям с представителями других единоборств, из которых мастера бразильского джиу-джитсу чаще всего выходили победителями. Они доказали, что таинственные мастера, способные убить человека одним ударом — просто вымысел. Один за другим сдавались мастера боевых искусств, считавшихся наиболее сильными в те времена. Эти поединки между представителями различных боевых искусств положили начало популярному ныне ММА, где адепты бразильского джиу-джитсу чувствуют себя как рыба в воде.

Айкидо

Эта японская борьба была создана неординарным человеком — Морихэем Уэсибой, которого прозвали О-сенсеем, что в переводе означает «великий мастер». Он стремился создать искусство, которое даёт ученикам не только боевые навыки, но и учит их управлять своей жизненной энергией. Можно смело сказать, что айкидо тренирует не только тело, но и сознание человека.

Мастер этого боевого искусства способен нейтрализовать противника, не нанося ему серьёзных повреждений, чем не могут похвастать умельцы из других единоборств. В этой борьбе, как и в дзюдо, акцент делается на перенаправление чужой силы, вместо использования собственной. Философия айкидо запрещает использовать это искусство ради нападения, да и вообще, не поощряет насилие ни в каком виде. Поэтому в данном виде борьбы нет атакующих приёмов, все техники носят исключительно оборонительный характер.

Кендо

Безусловно, говоря о Японии, нельзя забывать о таком важном атрибуте самурая, как Японская борьба на мечах называется кендо и уходит своими корнями в далёкие времена, когда от умения могла зависеть жизнь человека и его семьи. Техника фехтования оттачивалась тысячи лет, в течение которых постоянно бились в кровопролитных войнах. От техники воина зависело то, сможет ли он пережить сражение. Поэтому едва ли в кендо можно найти бесполезные или сложные движения. Простота и эффективность — то, что позволило этому боевому искусству дожить до наших дней.

Раньше на тренировках по фехтованию ученики отрабатывали свои навыки в основном на снарядах и деревьях, так как реальный спарринг был очень опасен. Даже тренировочные поединки тогда проводились с реальным оружием, что приводило к крайне высокому травматизму. В наше время используются специальные бамбуковые мечи и прочная защита. Это позволяет проводить тренировочные поединки, не переживая за здоровье спортсменов. Однако, это не просто японская борьба на палках, все техники кендо могут быть применены с самурайским мечом. Вне всяких сомнений, это зрелищное искусство будет развиваться и распространяться по миру.

Современные японские борцы

Сегодня боевые искусства в Стране восходящего солнца всё так же популярны. Японские борцы считаются одними из лучших в мире. Они участвуют в соревнованиях по правилам ММА, дзюдо, бразильского джиу-джитсу. Японская вольная борьба также неплохо развита. Эта страна стала одной из первых, кто увидел невероятный потенциал смешанных единоборств. А учитывая огромное количество борцов, живущих в Японии, в ней всегда есть желающие выйти в клетку. Стоит также отметить мастерство японских дзюдоистов, которые нередко показывают невероятные результаты на международных состязаниях. Хочется верить, что бои по ММА, проводимые в этой стране, сделают боевые искусства ещё более популярными среди японцев, и мы сможем увидеть больше умелых борцов из Японии.

Японские боевые искусства

Удивительный мир японских единоборств располагает техниками на любой вкус. Например, японская рукопашная борьба дзюдзюцу с огромным количеством древних техник, которая является не только системой самообороны, но и уникальным культурным наследием. Для тех, кто предпочитает борьбе ударную технику, есть карате. А миролюбивый и найдёт всё, что нужно, в айкидо. Эта система не только учит самозащите, но и помогает достичь гармонии и духовного совершенства. Если вы любите соревнования, то вам придётся по душе другая японская борьба, название которой — дзюдо. Навыки, приобретённые в ней, помогут постоять за себя, а спортивный образ жизни привнесёт здоровье и радость в вашу жизнь. Японские виды борьбы популярны по всему миру. В десятках стран работают тысячи залов, пропагандирующих искусства Страны восходящего солнца. Есть основания предполагать, что боевые с годами будут лишь популярнее. Это дарит нам надежду на светлое будущее.

Искусство владения оружием делает человека правителем всего живого .

Многие со скепсисом относятся к такому оружию как палка или ее разновидности – дубинка . Считают, что когда в руке у преступника нож, пистолет или даже автомат, палка не поможет. На первый взгляд доля правды в этом предубеждении есть. Действительно, лучше иметь для самозащиты более мощное и опасное оружие, чем у преступника. Но так бывает крайне редко. Преступник на то и преступник, что на преступление идет более подготовленным, чем его жертва, и вооружается максимально относительно своих возможностей. Жертва или случайный свидетель преступления обычно имеют значительно меньший выбор оружия для самозащиты или отражения нападения. Но любой предмет, который может быть использован в качестве оружия, в разы, а то и на порядок повышает шансы на успешное отражение атаки и победу в рукопашной схватке.

Тем более – палка, первое, наряду с камнем, оружие, которое взял в руки питекантроп и, тем самым, превратился в первого человека – неандертальца. Тот, первый питекантроп, поднявший с земли отломанный древесный сук и огревший им физически более сильного соплеменника, сразу поднялся в иерархической лестнице своего племени. Так и любой современныйчеловек, взявший в руки палку, увеличивает свою собственную силу в несколько раз. Если же человек умеет пользоваться палкой в рукопашном бою – он становится в сотни раз опаснее для своего врага, чем без нее.

Палка для самообороны. Физические аспекты


Правило рычага
F1, F2 – силы, прилагаемые на концы рычага
d1,d2 – плечи силы

Палка в классическом варианте, когда ее используют, держась за один конец, представляет собой рычаг 2 рода , при котором одно плечо практически равно 0, в то время как второе – занимает полную длину палки. В таком случае выигрыша в силе практически нет, но есть огромный выигрыш в скорости нанесения удара . Часто даже скорости реакции преступника с пистолетом, повернутым в сторону от человека с палкой, который наносит удар, просто не хватает, для того чтобы успеть повернуть дуло в сторону противника.

3. Сила . Здесь не приходится говорить о силе удара, а только о физической силе человека с палкой. Если использовать палку с точкой опоры, в качестве которой могут служить руки, шея, ноги или туловище противника, то палка превращается в рычаг 1 рода (тот самый рычаг, о котором говорил Архимед “Дайте мне точку опоры и я переверну мир”) и, согласно формуле “Правила рычага”, которую мы привели выше, многократно увеличивает физическую силу человека, владеющего палкой и позволяет свалить противника на землю, разорвать захват, сломать руки и ноги, провести болевой прием. Во многих прикладных единоборствах, например в технике ханбо ваза (владение палкой) Ниппон Кэмпо, существует целый ряд приемов, построенных на этом принципе.

Уже только поэтому палка является грозным оружием в руках обладающего определенными навыками человека.

История палочного боя

Это, пожалуй, самый древний вид боя с ударным оружием. История знает множество школ и техник палочного боя, как восточных, так и западных, европейских или латиноамериканских. Вот только некоторые из них:

Йоменри – английский палочный бой

Йо-менри – английское старинное боевое искусство, которое предназначалось для ведения боя невооруженного пешего йомена (крестьянина) с тяжеловооруженным конным или пешим рыцарем . В качестве оружия использовалась неотесанная лесина, жердь, длиной около 1,50-1,60 метра тут же вытащенная из забора или подобранная у дороги или в лесу. Хват верхний – обычно посередине. Удары и точки делаются обоими концами палки.


Филлипинский палочный бой – Арнис.

Арнис – филлипинское боевое искусство боя на палках . Основан в противовес и с использованием испанской (испанцы – колонизаторы Филлипин) школы фехтования на шпагах. Длина палки – максимально возможная для скрытого ношения – 80 см. Хват – у одного из концов палки, но с небольшим отступом около 15-20 см. Техника Арнис позволяет использовать этот короткий конец для захватов и ударов.


Эти парни не привыкли шутить – клан каких нибудь Мак-Гинли разбирался с кланом каких-нибудь Мак-Грегоров с помощью палок всевозможной формы.

Ирландский палочный бой – особая техника боя, передающаяся через поколения от отца к сыну и ведущая свое начало от древнего “кельтского палочного боя” . Это целая субкультура, когда ирландские семейные кланы веками враждовали между собой и все споры решали в палочных боях, которые в разное время могли вестись как с особой жестокостью на смерть, так и в виде ритуальной драки, практически без увечий. Это явление пришло в упадок после Великого Голода в конце XIX века в Ирландии, когда эта страна потеряла почти половину населения. Сейчас ирландский палочный бой развивается как отдельное боевое искусство. Палки используются абсолютно любых видов, с утолщениями и без, с утяжелениями и без них. Длина палки – от 40 см до 1 метра. Цель – бой с невооруженным или вооруженным палкой противником.

В Ниппон Кэмпо есть специальный раздел, где изучают технику владения средней палкой – тамбо.

Японский палочный бой

Существует две легенды, объясняющие возникновение искусства использования коротких палок, которые возникли как дисциплины, начиная с Ханбо-дзюцу. Первая гласит о том, что господин Курияма Укон, самурай, участвовал в битве при Нагасино 4 мая 1575 года на сторона Ода Нобунага . В этой битве он встретился в схватке с вражеским генералом Судзуки Танго-но-ками Кацухиса, который перебил ему мечом его любимое короткое копье. Оставшимся обрубком Курияма сражался и победил генерала.

Господин Курияма Укон в битве сломал свое копье, но все равно вышел победителем

Вторая легенда звучит так . Курияма служил господину Маэда Тосииэ (Maeda Toshiie 前田侯)) в городе Канадзава. Как-то ночью в городе он столкнулся с разбойниками и использовал в схватке длинный шест (рокусяку бо, длина – 6 сяку – 180 см). Один из разбойников, их начальник Ямада Тэнрю Кэн, будучи опытным воином школы Курама-Хати-Рю имел меч длиной 5 сяку (150см) и в бою перерубил шест Куриямы пополам. Однако Курияма победил всех разбойников оставшимся у него в руках одним обрубком (3 сяку – 90 см). Используя этот опыт Курияма начал развивать искусство владения половиной рокусяку бо (ханбо) и к 1783 году представил его как полноценную технику боя.

Мы видим, что разница в событиях – почти два столетия, но и та, и другая легенда имеет свои письменные свидетельства. В любом случае истина заключается в том, что огромная каста профессиональных воинов – самураев, всю свою жизнь занималась подготовкой к бою для того, чтобы выжить и победить в битве, когда имеющееся у них оружие было перебито. И неважно, что это было – обломок копья, шеста, или чего-то другого – что осталось в руках, тем и нужно отмахиваться и побеждать. Поэтому все японские дисциплины владения палкой, начиная от Бо-дзюцу и до Явара-дзюцу – это очень эффективные, выстраданные, отточенные, вынесенные из боев приемы и техники. Переданные нами теми самураями, которые смогли выжить, используя эти знания.

Дисциплины владения палкой для самообороны не стояли на месте. В Японии, где искусство ведения войн и подготовка к сражениям было доведено до совершенства, и воплощено в науку Bujutsu – 武術, к началу XX века появились системы и дисциплины под названием «нихон кобудо», прежнее наименование «кобудзюцу». В этих методиках самозащиты пользовались нетрадиционные виды оружия – то есть оружие, применяемое различными слоями населения (хэймин), а именно – крестьянами, купцами и ремесленниками, монахами-войнами (ямабуси), полицейскими (мэцукэ) и людьми, стоявшими вне закона (ниндзя). Все мастера, преподававшие технику работы с палкой, были столь же искусны и в сфере безоружного единоборства (тодэ). По сути, не было отдельного обучения владения палкой без передачи знаний о самозащите против нее. Была сформирована целостная система самообороны .

У японцев существуют несколько разновидностей дисциплин, которые изучают самозащиту с помощью палок разной длины:

  • Бо-дзюцу, Bōjutsu (棒術) – искусство боя на длинных палках, длина которых от 1.80 и выше;
  • Йо-дзюцу Jōjutsu (杖術) – искусство боя на палках средней длины от 1.10 до 1.30;
  • Ханбо-дзюцу, Hanbōjutsu (半棒術) – искусство боя на палках длиной от 90 см до 1.10 см (дословно – половина “бо”);
  • Тамбо, Tambō (短棒術)- искусство владения короткой палкой от 20 – 40 см;
  • Явара Дзюцу, Yawara jujutsu (柔術) – искусство применения палки длиной от 14 – 19 см.

Универсальность японской системы самообороны с помощью пало различной длины заключается заключается в подготовке человека использовать для самозащиты любые подходящие предметы

Практика японского палочного боя

Разнообразие применения и использования техник в Японии, обусловлено не только зависимостью от дистанции, но и универсальностью подготовки человека к любым неожиданностям и использованию любых предметов для самозащиты вне зависимости от их габаритов. Палка может использоваться на всех дистанциях боя от самой дальней и до клинча. При этом изменяется техника ее применения в бою, но основополагающие принципы остаются те же. Если при бое на дальней дистанции (Gendo-mai-ai дистанция двух шагов и выпада, Issoku ittō-no-maai дистанция шага или выпада), основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то по мере сближения (Chikama – ближняя дистанция), возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе (ne waza).

По мере сближения с противником возрастает роль захватов, удушений и болевых приемов.

Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с дальней дистанции и длиной палки, переходя к освоению палок средней длины и получая навык от работы короткими палками, ученик адаптирует технику для различных ситуаций боя. Помимо этого ученик может использовать как одну палку, так и две в разных руках, техника фехтования двумя предметами Ryotojutsu, а также учиться использовать палки против различного оружия.

Это кадры из художественного фильма "Сумеречный самурай", снятого по известной японской легенде. Понятное дело, что это постановочный бой, но в нем очень понятно и красочно показана фехтовальная работа на дальней дистанции и комбинации захватов и работой палкой как рычагом на короткой.

При использовании палок очень часто применяются различные перехваты и жонглирование. Эти методы используются для развития чувствительности при работе с оружием и применения , для достижения в последствии реальной атаки.

Палочная схватка часто начинается на дальней дистанции, когда оба противника демонстрируют различные техники жонглирования и пытаются при помощи обмана нанести удары по ближним целям противника. Однако дистанция боя может часто изменяться и может сократиться вплоть до борьбы. Хорошо подготовленный ученик получает навыки использования палки в различных вариациях, в зависимости от ситуации, и возможностью приспособиться с различными тактическими схемами и вариантами. Палочный бой, может, как научить вас защищаться, так и научить разоружить, и вывести из строя противника или уничтожить – в зависимости от складывающейся обстановки. В конечном итоге палка дает человеку «третью» руку. При помощи нее боец может увеличивать свой «рычаг», а это усиливает не только ударную технику, но и дает дополнительное преимущество при проведении болевых контролей, бросков и удушающей техники. Вариативность применения палки просто огромна. Не зря все монахи и проповедники предпочитали посох любому другому виду оружия.

Где взять палку в современной схватке?

Это еще один миф, который очень сильно распространен в современном обществе: в современной жизни негде взять палку . Действительно, современный город – не японская деревня с заборами, из которых можно выхватить жердь, не английский лес, в котором под ногами валяется куча крепкого сушняка, мы не ходим по улицам города с посохами и шестами. Это все так. Но вы можете:

  • хранить палку или предмет, который можно использовать как палку, в доступном для вас месте: дома, в гараже, в машине, в офисе;
  • носить с собой в опасные места и в опасное время, например, когда провожаете девушку, или встречаете после ночной смены жену, предмет, который можно использовать как палку, например, . Это вызовет в худшем случае недоумение со стороны окружающих, но не будет принято за оружие, пока вы не примените его;
  • в крайнем случае, отобрать и использовать имеющуюся у нападающего или ближайшего охранника палку, резиновую дубинку.

Юридические последствия применения и хранения палки



Купите себе один черенок для лопаты, или садовую палку. Такие дешево продаются в любом гипермаркете.

Конечно, если Вы будете возить с собой в машине или носить с собой окаймленную железом ирландскую палку – это вызовет массу ненужных вопросов со стороны первого полицейского, который Вас остановит. Отрезок толстой арматуры или водопроводной трубы, обмотанный изолентой, тоже вызовет нездоровый интерес и подозрение в Вашей адекватности. Однако, обычный держак для лопаты, или даже самый настоящий ханбо, который лежит всегда у Вас в багажнике, или стоящий в уголке прихожей не вызовет ни у кого никаких возражений. Этим и хороша простая палка с юридической стороны. Даже если Вы применили палку в самозащите – Вам вряд ли будет инкриминировано применение оружия. Палка – оружие значительно менее летальное, чем, например, нож или, тем более, пистолет. Она имеет огромное останавливающее действие, но у нее нет криминальной репутации в действующем законодательстве почти всех стран мира. Применение палки для ударов по любой части тела, кроме головы и шеи, могут привести к серьезнейшим травмам (переломам и ушибам внутренних органов) , но не к смерти. В глазах судей нож – орудие нападения, палка – орудие самозащиты.


Телескопическая дубинка с электрошокером – опасное оружие, которое с легкостью будет применено против вас

Кстати, сейчас можно купить телескопическую палку для самообороны . В интернете можно также купить телескопическую дубинку для самообороны , в которой встроен электрошокер. Есть модели со встроенным фонариком, сиреной и даже газовым баллончиком. Однако оправдать применение такого оружия будет уже значительно сложнее.

Что бы Вы собираетесь использовать для самозащиты ханбо или телескопическую дубинку, нужно тренироваться в обращении с этим оружием. Неподготовленный человек рискует тем, что оружие, с которым он не умеет обращаться будет использовано против него. Поэтому тренируйтесь, тренируйтесь и тренируйтесь.

Бой на палках – это наиболее известный аспект филиппинских боевых искусств, можно сказать, их «визитная карточка». Иногда Арнис и Эскрима называют «филиппинским боем на палках». Однако традиционно филиппинские боевые искусства использовали не палку, а клинковое оружие – кампилан, крис, боло, баронг и др. Появление палок, как тренировочного снаряда, заменяющего меч, произошло в период испанского запрета на ношение холодного оружия. Кроме того, тяжелые палки из камагонга или бахи использовались в дуэлях между школами, известными как хуэго тодо .

В новейшее время ротанговые палки, действительно, стали неотъемлемой принадлежностью Арнис и Эскрима как в качестве тренировочного снаряда, так и в качестве самостоятельного оружия. В различных стилях используются палки (бастон , олиси ) разного размера и веса, наиболее распространены бастоны длинной около 70 см и диаметром 2,5 см.

Существуют три основных раздела палочного боя – Соло Бастон (одна палка), Добле Бастон (две палки), Сибат/Тападо (шест).

Соло Бастон

Соло Бастон является базовым разделом подавляющего большинства стилей Арнис и Эскрима. Палка может использоваться на всех дистанциях – от дальней до клинча. При этом изменяется техника ее применения. Если при бое на дальней дистанции (ларго мано ) основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то, по мере сближения, возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой ») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе («stickgrappling »). Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с ларго , затем медио (средняя) и корто (ближняя), ученик адаптирует технику соло бастон для различных ситуаций боя, а также учиться использовать ее против различного оружия.

В разделе Соло Бастон изучаются – углы и направления атаки; атакующие комбинации; защитные действия и контратаки; броски, болевые приемы и удушения палкой; координационные упражнения и упражнения, развивающие чувство «течения»; постановку ударов на снарядах; спарринговые упражнения. Вершиной подготовки является свободный бой, в котором проверяются все технические и тактические наработки, а также психологическая готовность ученика.

Добле Бастон

Параллельно с изучением оружия для одной руки (палки, ножа, мачете), начинаются тренировки с двумя палками – Добле Бастон . Более того, во многих направлениях (например в Модерн Арнис) этот раздел лежит в основе всего обучения.

Хотя начально обучение проводится с двумя бастонами одинаковой длинны, эти навыки могут быть перенесены на другие ситуации и другие виды оружия – Эспада и Дага, два ножа, меч и щит, нож и керамбит, а также на рукопашный бой.

Тренировка в Добле Бастон включает в себя три основных раздела – упражнения на координацию, упражнения в «течении», боевые техники (спарринговая подготовка).

Необходимо отметить, что существуют стили ФБИ, где изучается только один какой-то раздел. Однако надо иметь в виду, что каждый из этих разделов развивает свои качества, и только в комплексе они позволяют достичь мастерства в применении Добле Бастон .

Сибат/Тападо

Техника длинной палки или шеста, известная как Сибат, наиболее развита в Западном Висайане, в частности, на Негросе. Длинна шеста варьируется от 1,5 – 2 м (Банкау ) до 1,2 – 1 м (Тападо ).

Существует несколько систем, использующих шест – Тападо, Тау-Тау, Багсай, Лагас и ряд других. Тападо – это наиболее известный стиль, применяющий шест. Это агрессивный атакующий стиль, характеризующийся одновременными блоками и атаками, простотой и нацеленностью на встречные контратаки

При тренировке, помимо разучивания приемов, важную роль во всех разделах Соло Бастон играют координационные упражнения, известные как tapi- tapi, sumbrada, pingke- pingke, sinawali, contrada , hubud-lubud, pluma y paying , sequidas и др. Также много внимания уделяется постановке ударов на снарядах; упражнениям, подводящих к спаррингу; спаррингу по различным правилам. В современных ФБИ часто используется защитное снаряжение и/или мягкие палки для снижения травматизма в процессе учебных боев.

В целом, можно сказать, что изучение боя на палках является одной из важнейших составляющих филиппинских боевых искусств, так как именно в этих разделах происходит постановка двигательной базы, которая позволяет объединить все разделы Арнис и Эскрима в единую систему и существенно сократить сроки обучения ножевому и рукопашному бою.

Большой популярностью, особенно в средних и низших слоях средневекового британского общества, пользовалось фехтование на шестах. За многие столетия в разных областях Великобритании и Ирландии сложились свои стили работы этим оружием. Некоторые из них исчезли бесследно, более или менее конкретные сведения о других сохранились до наших дней.

«Йоменри» (yeomanry) или «комплекс йоменри» - техника боя шестом, которая по мнению ряда специалистов являлась наиболее разработанной в Европе: «Рассчитана она, в основном, на лишенного доспехов крестьянина, который отбивается достаточно толстой жердью (вырванное и тут же обструганное молодое деревце, вымощенный из забора кол, оглобля и т.п.) от человека с тяжелым европейским одноручным или двуручным мечом, который, как правило, носит доспехи или же от другого аналогично вооруженного крестьянина. Понятно, что по такому плохо обструганному шесту руки скользить свободно не могут. Потому держат его жестко и, как правило, верхним хватом, который в Европе вообще носит наименование «английский».

Так как этот шест достаточно толстый, а европейский меч не обладает достаточной для его прорубания остротой, можно спокойно ставить им жесткий блок, принимая меч противника на середину шеста, а затем, пока противник будет пытаться отвести свое оружие, чтобы размахнуться для нового удара, нанести ему свой удар одним из концов шеста...

Другой вариант контратаки после приема вражеского удара мечом на середину своего шеста - подставить его под контакт и мягко отвести на себя вместе с уперевшимся в него мечом, смягчая таким образом силу удара. Затем следует резкий толчок от себя под острым углом к клинку, который как бы отбрасывает меч врага ему же в голову... Вообще, толчки достаточно характерны для йоменри, поскольку это очень хороший способ свалить более неповоротливого противника...

Здесь достаточно много работы корпусом, а в технике ног часто используется заступ, когда боец как бы заводит свою стопу за лодыжку противника, а затем всем весом своего тела опускается на заступившую ногу, садясь на колено, которое давит на ногу противника и вынуждает его упасть на спину. Такой заступ может быть легко выполнен одним воином в тяжелых доспехах против такого же воина, а руки заступающего при этом остаются свободными и могут выполнить добивающий удар.

Если противников несколько и у них легкое оружие, в ход идут достаточно широкие размашные удары шестом, вращения его над головой. Выполнение шестом восьмерок и инерционная работа им перед собой по принципу ветряной мельницы («му-линэ») является более поздним заимствованием у французов. Техника эта использовалась, в основном, для дезориентации противника, отклонения случайных ударов и выполнения мощных ударов с такой предварительной раскрутки.

С отмиранием тяжелых доспехов йоменри не умерло. Известен случай, когда в 1625 году один англичанин с шестом одолел в схватке трех испанцев, каждый из которых был вооружен шпагой и дагой».

С распространением призовых боев («prize-fighting» или «prize-ring») йоменри вышел на «спортивную» арену. Участники состязались как в бое на шестах, так и против соперника, вооруженного другим оружием. Всплеск популярности йоменри в Англии наблюдался в конце XIX - начале XX вв. Тогда были созданы специальные общества по изучению и популяризации йоменри. В 1903 году в Англии даже вышла книга по самообороне шестом.

Интересно отметить, что в обществах по изучению йоменри шест не был единственным оружием. Изучалась также техника работы клинковым оружием. В XIX веке были изданы несколько учебников по клинковому фехтованию для членов «обществ йоменри». Считалось, что приобретенные технические и тактические навыки фехтования длинным клинковым оружием наилучшим образом скажутся в искусстве применения шеста. В то же время фехтование шестом или палкой помогает лучше освоить холодное оружие.

Среди других систем палочного боя (stick-fighting) была наиболее известна «Quarterstaff» (quarter - «четверть», staff -«палка, шест, посох, жезл»), первые сведения о которой относятся к XV веку. Длина «палки» в этой системе составляла 8-9 футов (244-274 см), поверхность была гладкой, чтобы руки могли «скользить» по ней, а ее концы очень часто были окованы железом. Между тем, длина шеста в йоменри - не выше бровей владельца палки.

Техника работы предполагала использование обеих рук. Наносились как рубящие, так и тычковые удары. Основными целями для ударов являлись голова (боковые удары, тычки), ключица, кисти и запястья рук (рубящие удары), а также лодыжки и икры (подсекающие удары). Для защиты от ударов, наносимых шестом (или клинковым оружием), применялись как обычные жесткие блоки, так и уклоны с линии атаки. Кроме того, применялись мощные толчки серединой шеста в область туловища и в голову. Достаточно хорошо были разработаны различные комбинации приемов.

Определенную известность получила «Irish stick-fight-ing» - ирландская школа боя палкой, немного утолщенной на одном конце. Она восходит к древнему искусству «кельтского палочного боя» (Celtic stick-fighting).

В «ирландском палочном бое», традиции которого уже на протяжении многих столетий передаются от отца к сыну, хорошо разработаны всевозможные комбинации ударов и защит, большое внимание уделяется использованию различных маневров. Палку (дубинку) держат одной рукой, выполняя ею различные кистевые движения с активным вращением руки в запястье, благодаря чему достигается высокая скорость ударов в разных плоскостях. Удары преобладают рубящие, хотя тычки тоже иногда применяются (их наносят в голову, шею, а также по туловищу).

Ирландские женщины в стычках между деревнями вместо дубинки часто применяли прочный шерстяной чулок, набитый камнями, которым они действовали, копируя удары дубинкой.

Среди ирландцев и шотландцев долгое время сохранялись групповые сражения на шестах либо дубинках, во многом напоминавшие известную русскую игру-сражение «взятие снежного городка» - как по общей организации, так и по ее ритуальному содержанию.

«На юге Шотландии нередко сражались пастухи разных приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстоянии примерно 2-3 км друг от друга, строили башню из земли и дерна (высотой 3-4 м, диаметром 3 м). День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю. Все сражающиеся были вооружены дубинками и иногда между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника и водрузить на его место свой. После окончания игры парни пожимали друг другу руки, целовались и мир полностью восстанавливался...

В Ирландии более важна была не сама драка-борьба, а ее ритуальное воспроизведение. Очевидец, наблюдавший такую игру в 1834 году, пишет, что она длилась всего минут десять, причем палки чаще опускались на палки противника, чем на людей. После сражения участники его вновь становились добрыми друзьями».

Помимо боя на шестах, палках и дубинках, в Англии была разработана техника боя с тростью.

«Английская работа тростью сформировалась несколько позже (чем французская) и включала в себя элементы французской техники, дополненные собственными английскими разработками из арсенала йоменри и элементами техник, заимствованных из Индии. Трость начали прихватывать левой рукой, бить двумя ее концами, активно использовать ее в качестве рычага для захватов и бросков, наносить ею короткие удары по конечностям»

Арнис — это филиппинское боевое искусство боя на палках, основанное на искусстве испанского фехтования на шпагах. Происхождение школы боя на палках Арнис очень просто: национальные филиппинские боевые искусства впитали школу боя шпагами колонизаторов (или наоборот, в принципе, неважно). И в результате получилась ацкая смесь. И я думал, что это единственная в своём роде система на основе народных искусств и фехтования. Однако, оказалось, что это не так.

Недавно я нашёл такое интересное направление, как школа боя на палках El Juego de Garrote Venezolano, или — насколько позволяет моё знание испанского — «Игра (соперничество, борьба) венесуэльской дубиной». Или «Игра дубиной по-венесуэльски». Или «Игра дубиной венесуэльцев». Что-то в этом роде. Главное, что есть дубина — с помощью которой можно делать очень и очень интересные штуки. Кстати, вместо дубины может использоваться и такое холодное оружие, как мачете, нож. Ну и, конечно же, прародитель — меч (а не шпага, поскольку часто встречаются рубящие движения).

Также существуют и другие названия этой же системы — Garrote Larense, Garrote Tocuyano, Pelea de Palos and Esgrima de Palos (как первые два названия переводятся, не знаю — возможно, это имена создателей-основателей; Бой на палках и Фехтование на палках). Кстати, согласно словарю, garrote — не только толстая палка-дубинка, но и «затягивание, закручивание с помощью палки».

Согласно энциклопедии игры дубиной, эти самые дубины нужно отличать от прутов и прутиков (которые длиннее и тоньше). Так, дубина имеет толщину 2 см у обмотанной рукояти, толщину 3 см у необмотаного конца палки, а длину 80 см. Также существует короткая дубина — длина 60 см, диаметр у рукояти 3 см, у ударного конца — 4 см.

Собственно, в статье приводятся видео-уроки и просто видео самозащита , в которых хорошо можно рассмотреть главные особенности техники школы боя на палках El Juego de Garrote (насколько это позволяет отсутствие знания испанского и плохое качество видео). И, соответственно, сделать выводы для себя. А, возможно, даже кое-что перенять. Итак, приступим. Первое, что бросается в глаза, это название школы.

Палка успешна в самозащите — когда есть стратегия её применения

Школа боя на палках El Juego de Garrote имеет характерное необычное название . Мало боевых искусств содержат в названии слово «игра». Кстати, схватка в бразильском боевом искусстве Капоэйра также называется игрой. Похоже, Латинская Америка имеет тенденцию 🙂 Хотя больше с Капоэйрой заметных аналогов нет — ни акробатики, ни ширины шагов, ни работы ногами.

Если проанализировать школу боя на палках El Juego de Garrote, то можно выделить несколько ключевых отличий — которые на взгляд автора полезны и достойны того, чтобы ими пользоваться. И которые, как ни странно, имеют аналогии среди более известных боевых искусств. Хотя, конечно же, и очень отличаются. Не зря же они называются отличиями 🙂

Отличия школы El Juego при самозащите палкой

Начнём с показательных боёв maestro FÉLIX PASTOR GARCÍA LUGO (94 года) и разнообразных молодых людей (estilo Sangriento — стиль кровавый, кровожадный). Смотрим и замечаем отличия:

Первое отличие — палка свободно (или не очень, зависит от уровня бойца) перемещается из руки в руку по мере необходимости. Очень похоже на перехваты нунчаку. Весьма похвально — так как очень редко встречаются фехтовальные и похожие боевые искусства, где тренируется работа с двумя руками одинаково. Обычно используется только доминантная рука. Использование же двух рук равнозначно и попеременно значительно повышает шансы бойца.

Вторая характерная особенность — короткая дистанция . Так, если проанализировать видео уроки-соревнования по арнис, то дистанция между бойцами — гармоничная (см. Гармоничная дистанция МААЙ в самообороне). То есть, бойцы находятся друг от друга на расстоянии рук и вытянутого оружия. На этом же расстоянии они и пытаются воевать, чуть сближаясь при атаках.

В случае с школой боя на палках El Juego de Garrote — как вы можете видеть на видео-примерах — ситуация иная. Так, большую часть времени бойцы находятся друг от друга на гармоничном расстоянии МаАй — без учёта длинны палки . То есть, при схватке остаётся свободный незадействованный участок боевой системы рука-палка.

Здесь можно провести аналогию со Школой Цветов Стилем Золотого Лотоса Во Туат Вьетнам — в рукопашном бою боевая дистанция между противниками равна длине локтя. То есть, почти как в случае с El Juego de Garrote, остаётся «свободный» незадействованный участок руки. Который можно применить с пользой для себя и с большим вредом для противника 🙂

Третья характерная особенность — это интересные перемещения . Перемещения в школе боя на палках El Juego de Garrote (опять таки, насколько это можно судить по видео), очень похожи на перемещения в Айкидо. Отличные уходы с линии атаки, одно удовольствие смотреть.

Кстати, также интересно заметить на некоторых видео, что периодически мастера двигаются в партере — немного похоже на то, как в Айкидо двигаются в сикко.

Четвёртая особенность — это то, что относительно мало прямых блоков палками . Глядя на видео, можно подумать, что прямые блоки используются «на крайний случай», когда обычный уход не срабатывает. Обычный же уход — это одна из разновидностей мягкого блока, который направлен не только на то, чтобы отбить атакующий элемент, но и на то, чтобы выбить палку из рук. Ну а походу — пятая особенность.

Пятая особенность — очень похожа на один из принципов техники ВиньЧунь. Так, практически каждый блок — это атака . И если боец не уворачивается, то получает палкой. Если уворачивается — получается хороший блок его атаки. И наоборот, отбив палки противника — это та же атака, так что противнику лучше не зевать.

И почти напоследок видео, где показываются основные элементы школы боя на палках el Juego de Garrote. А также бой палка — без палки, нож — нож (обратите внимание на интересные перехваты). В видео очень хорошо прослеживаются все перечисленные выше особенности.

Что подкупает, так это то, что сейчас в основе школы находятся довольно таки пожилые люди — судя по описаниям, им порядка 80-90 лет. Но они вполне бодро машут палками — и с удовольствием пинают своих учеников. Кроме того, данная школа — в отличие от тысяч европейских и многих популярных азиатских аналогов — сохраняет имена и лица мастеров, отслеживает генеалогию и видоизменения техник на протяжении столетий.

В конце последнего видео-урока мелькает плакат с рисунком белого человека, негра и индейца. Этот плакат означает, что техника боя на палках el Juego de Garrote произошла на основе синтеза техник палочного боя коренных венесуэльцев, беглецов с Карибов и англичан.

Также прикольно, что одна из характерных деталей одежды — это шляпа-сомбреро. Партриархи техники в шляпах не просто так — это элемент формы одежды бойцов школы боя на палках el Juego de Garrote.

Из того, что «кажется неправильным». На первый взгляд, бойцы маловато попадают по пальцам рук друг друга — хотя частые перехваты палок из руки в руку как раз могут быть способом дать отдых повреждённой руке. Ну и плюс периодически можно заметить, как бойцы отбивают палки руками и предположить, что на боевой скорости им бы руки поотбивало. Но опять-таки, применяется перехват палки из руки в руку, и одна отбитая рука погоды не делает. И плюс ко всему не следует забывать о короткой дистанции — и что перехват палки делается у её основания, возле хвата противника. То есть, там, где сила удара минимальна.

Понятное дело, получить полное представление о школе по видео сложно. Но тем не менее, будем надеятся, что основы мы осознали и сможем при необходимости применить 🙂

Помимо видео, предлагаю вам скачать книгу «Энциклопедия школы боя на палках el Juego de Garrote» http://narod.ru/disk/9352564001/Juego-de-Garrote.pdf.html . Книга — первый из десяти томов на данную тему. Уж сколько удалось найти 🙂 Затрагиваются темы истории школы, особенностей одежды, философии, изготовления и оплётки палок. Соотвтетсвенно, книга на испанском. Но картинки хорошие, так что рекомендую.

Успех самозащиты палкой зависит от тренировок по ПРАВИЛЬНОЙ технологии.

А в школе El Juego она, похоже, есть. Остаётся освоить!



 

Возможно, будет полезно почитать: