Горнолыжная страховка: почему стоит её купить. Мифы и правда о горнолыжном спорте

Горные лыжи и сноуборд – захватывающий вид активного отдыха. Со стороны посмотришь на изящно двигающегося горнолыжника в красивом костюме, кажется, что все легко и просто – надел лыжи, крутой костюм и рассекай горные просторы в свое удовольствие. Но не тут то было.

Какие опасности предостерегают начинающих горнолыжников

Если немного углубиться в историю развития горных лыж в нашей стране, то приезжая в горнолыжные центры Приэльбрусья или Домбая с новичками всегда проводили ликбез или «школу молодого бойца». Рассказывали о правилах поведения на склоне и безопасности,лавинах, как вести в экстремальных ситуациях, как пользоваться подъемником.

Сравнивая с сегодняшним днем, когда появляются все и новые горнолыжные центры, и люди толпами жаждут покорить горнолыжные спуски сходу, поражаешься их безответственностью по отношению к себе и окружающим.

Выбор и подгонка (регулировка) горнолыжного инвентаря.

Первый опасный момент- ботинки и горные лыжи из проката.

Новичку прежде, чем бежать в горнолыжный центр и сразу спускаться с горы, лучше бы подковаться теорией. Изучить, как подобрать и , какие нужны, стоит ли покупать и другие горнолыжные причендалы. В большинстве случаев происходит все наоборот.

Новичок одевает, что получил, застегивает и поехал.

Надо бы обратиться к опытным горнолыжникам или инструктору, чтобы помогли правильно подобрать ботинки, отрегулировать клипсы и крепления.

Неправильно подобранные ботинки или отрегулированные крепления - причина падений и травм.

Посадка на подъемник

Внешняя легкость посадки и движения таит опасность травм, переломов ног и рук, а при неудачном сходе с подъемника – и головы.

К сожалению, не везде при посадке на подъёмники, особенно бугельные, обслуживающий персонал помогает сесть на подъемник. И как следствие – падения, травмы, остановка подъемников. Надо отдать должное обслуживающему персоналу в – всегда каждому помогают подцепиться, не зависимо от опыта горнолыжника, проявляя такт и уважение.

Не раз приходилось наблюдать, когда новички выходя с кресельного подъемника путались в своих ногах или просто поздно стали выходит и прокатывались по кругу, или начинали выходить, проскочив зону высадки. Возникала картина, когда не знаешь, то ли ли смеяться, то ли сострадать беднягам, которые на коленках или пятой точке пытались увернуться от движущихся кресел.

Поездка на горнолыжный курорт или центр

При поездке на цивилизованный европейский горнолыжный курорт в стоимость входит специальная горнолыжная страховка, которая предусматривает оказание медицинской помощи при получении травм во время катания и доставку травмированного до самолета.

Страховой полис не будет действовать в случаях, когда горнолыжник :

  • получил травму вне патрулируемых трасс- ехал по целине;
  • находился в стадии алкогольного опьянения;
  • не взял с собой страховой полис.

Что нельзя на горнолыжном склоне

  • кататься на горных лыжах в местах отведенных для проведения тренировок и соревнований спортсменов;
  • создавать для себя трамплины и расставлять слаломную трассу;
  • использовать для катания другой спортивное снаряжение, кроме горных лыж и сноуборда;
  • находиться «под шафе»

Горнолыжные правила поведения на склоне

Международная федерация горнолыжного спорта и сноуборда(ФИС) разработала 10 правил поведения на склоне. Это своего рода моральный кодекс горнолыжников и сноубордистов.

Правила ФИС (FIS)

1.Предписывается уважение горнолыжников и сноубордистов к другим, ответственное отношение к исправности оборудования и своему поведению на склоне.

2.В любой ситуации контролировать свою скорость и траекторию движения не взирая на погодные условия.

3.Катиться в выбранном направлении, не препятствуя движению и не создавая опасности другим.

4.Соблюдать дистанцию с впередиедущим, не позволять обгонять таким образом, чтобы создавать помехи другим.

Ответственность за столкновение или причинение вреда лежит на том, находится выше.

5.Начинать движение или с начала спуска, или с места стоянки только после визуального осмотра, убедившись, что своим движением ни кому не помешаете и не создадите опасной ситуации.

6.Делать остановки на трассе не желательно. При необходимости вставать следует с самого края трассы на видном месте, исключая повороты, узкие места и вертикальные перегибы.

7.Перемещаться по трассе бех лыж. В экстренных случаях только вдоль края трассы.

8.Кататься только по размеченным и обозначенным трассам, соблюдая предупреждающие знаки.

9.Оказывать помощь пострадавшим при падении, столкновении или других несчастных случаях.

10.В случае несчастного случая для объективности разбора оставлять свои координаты с целью правильного оформления документов для полиции и страховой компании.

Правила ФИС распространяются на всех горнолыжников и сноубордистов. Каждый, кто вышел на склон обязан их знать и соблюдать.

При нарушении правил ФИС, приведшее к несчастному случаю, человека, по чьей вине произошел несчастный случай могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Горные лыжи - это спорт, характеризующийся множеством специфических видов и техники катания .

Скоростной спуск. Его по праву считают главным, самым зрелищным состязанием горнолыжников. На отдельных участках дистанции скорость спуска превосходит 130 км/ч, а полеты на лыжах превышают порой 40-50 м.

Трассы скоростного спуска проходят по естественному рельефу, включая широкие открытые склоны зоны альпийских лугов, довольно крутые спады-стены, виражи, коридоры в лесных массивах. Трассы проходят по гребням, буграм, лощинам и ямам.

Главными ориентирами на трассе являются направляющие ворота из красных прямоугольных флагов (на соревнованиях женщин они чередуются с синими).

Слалом. В соревнованиях по слалому (слалом -- норвежское слово, означает след на снегу) участники преодолевают трассу с частыми последовательными поворотами, определяемыми расстановкой на склоне фигур и отдельных ворот. Состязания проводят по двум попыткам. Результаты прохождения двух разных трасс складывают. Соревнования по слалому проводят на жестком леденистом снегу для создания одинаковых условий для всех участников.

На трассе устанавливают горизонтальные, вертикальные и косые ворота.

Слалом-гигант. В начале 50-х годов был узаконен еще один вид состязаний горнолыжников: слалом-гигант.

Трассы прокладывают по склонам волнистого рельефа, разной крутизны, вписывая их в естественный горный рельеф. Количество ворот на маршруте обычно составляет 15 процентов перепада высот трассы. Ширина ворот от 4 до 8 м. Ставят ворота, как и в скоростном спуске, из четырех шестов, на каждой паре которых подвязывают флаги, красные и синие поочередно. На закрытых воротах их полотнища наполовину скручивают.

Супергигант. Его дистанция представляет собой нечто среднее между дистанциями слалома-гиганта и скоростного спуска. Длина трасс супергиганта достигает 2 км и больше. Виражи на трассе более широкие, скорость спуска выше, чем в слаломе-гиганте, и достигает 70-80 км/ч.

Соревнования на скорость. Этот вид соревнований горнолыжников не так популярен, как состязания по скоростному спуску, слалому и слалому-гиганту. Участники развивают на лыжах скорость свыше 200 км/ч.

Соревнования по спуску на скорость проводят на тщательно подготовленной трассе.

Фристайл. Исполнение на снежных склонах изящных, почти балетных па, сложных вращений - пируэтов, прыжков и сальто сейчас (за рубежом они объединены под образным названием «фристайл» - вольный стиль) популярны во всех странах, где катаются на лыжах.

Первые соревнования по специальным прыжкам и фигурному катанию на лыжах были проведены в США в 1971 году.

Проводятся соревнования по трем видам фристайла: фигурному катанию (балету на лыжах), спускам по буграм (могул) и прыжкам (воздушной акробатике). Фигурное катание организуется на некрутых склонах с музыкальным сопровождением по выбору участников. Спортсмены выполняют развороты, пируэты в скольжении, различные акробатические трюки без отрыва лыж от снега либо в прыжках с опорой на палки. Все приемы имеют свои коэффициенты сложности.

В спуске по буграм участники соревнование преодолевают сильно изрытую (бугристую) трассу на очень крутом склоне. Задача лыжника состоит в том, чтобы продемонстрировать быстроту, легкость и техничность исполнения поворотов на сложном бугристом рельефе.

Прыжки на лыжах выполняют со специально оборудованных трамплинов. Спортсмен, разогнавшись, выезжает на стол трамплина, отталкивается на его краю и делает в полете перевороты (сальто), сложные и эффектные комбинации в воздухе, добиваясь большой высоты, амплитуды полета, техничности и красоты исполнения.

Таким образом, все видовое разнообразие горных лыж, техники катания можно разделить на отдельные группы: скоростной спуск, слалом, слалом-гигант, супер-гигант, скоростной спуск, фристайл, могул, прыжки

Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха горнолыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию целой индустрии зимнего спорта, занимающей в некоторых странах ведущее место в национальной экономике. Современный горнолыжный центр включает гостиничные комплексы; систему маятниковых, канатно-кресельных, буксировочных дорог-подъёмников; трассы спусков разной протяжённости и сложности; учебные склоны; службу трасс и контрольно-спасательную службу; магазины; пункты проката спортинвентаря; горнолыжные школы.

Пропускная способность станций канатных дорог в несколько раз должна превосходить число находящихся горнолыжников, чтобы не было очередей. Например, когда, в нашей стране ошибки в определении мест и порядка строительства горнолыжных центров привели к тому, что любителям горнолыжных лыж приходится стоять в очередях 1-2 часа .

Известно, что горнолыжный отдых зависит от природных условий. Поэтому при планировании современных горных курортов учитывают несколько факторов :

  • 1. Наличие снега в течение 4-5 месяцев в году плотного снежного покрова.
  • 2. Высоту местности.
  • 3. Особенности рельефа.
  • 4. Погодные условия горнолыжного сезона.
  • 5. Отсутствие лавинной и селевой опасности.
  • 6. Разнообразие и уникальность ландшафтов.

Горы не терпят вольностей, поэтому нужно хорошо помнить первую заповедь лыжника - выбирать трассы по силам. Для обозначения сложности трасс существует цветовая маркировка. На большинстве горнолыжных курортов мира есть как минимум две системы классификации. На курортах Франции или Андорры выделяются четыре типа: легкие трассы (обозначаются на карте зеленым цветом), средние (синим), сложные (красным) и особо сложные (черным). На курортах гиганта горнолыжной туриндустрии - Австрии, в Германии и ряде других стран действует трехступенчатая классификация: синие, красные и черные. Что касается России и ее горнолыжных центров, то на сегодняшний день у нас просто не существует точно маркированных трасс. На местности это шесты с номером, установленные с регулярными интервалами по всей протяженности трассы по левому и правому краю, и та же трасса с номером на схеме. Причисление той или иной трассы в разряд синей или черной на российских курортах в данном случае чисто условно.

Согласно французскому стандарту NF S 52-100 (раздел 3.1), "Горнолыжная Трасса - это маршрут на снегу, упорядоченный, подчиняющийся определенным правилам, имеющий установленные границы, размеченный, контролируемый и защищенный от опасностей анормального или чрезмерного характера, при необходимости обустроенный и подготовленный, предназначенный для занятий горными лыжами и другими разрешенными видами скольжения".

Можно сказать, что хорошо оснеженная и прекрасно подготовленная горнолыжная трасса является материальным воплощением ожиданий туристов-лыжников от посещения горнолыжных комплексов.

В действительности нельзя говорить об уклоне трассы, не говоря о ее ширине и об уходе за ней: до определенной степени сложности, где уклон становится действительно пугающим, лыжник рассматривает все в комплексе: уклон/ширина/состояние поверхности. По данным французских исследователей распределение лыжников в зависимости от среднего уклона трассы можно свести к следующим показателям:

  • - 24% лыжников катаются на трассах со средним уклоном 15%;
  • - 64% лыжников - на трассах со средним уклоном от 15 до 30%;
  • - 9% лыжников - на трассах со средним уклоном от 30 до 35%;
  • - 3% лыжников - на трассах со средним уклоном >35%.

Вместо того чтобы предаваться блаженному отдыху на морских курортах и веселиться на пляжных вечеринках, горнолыжник едет в горы покорять новые вершины. Целый день он преодолевает склоны, ежеминутно рискуя получить травму (как считают непосвящённые), и наслаждается скоростью, снегом и высотой. В глазах обычного смертного горнолыжник выглядит фанатиком, который целый год копит деньги на , чтобы хотя бы на недельку съездить за тридевять земель в поисках горнолыжного счастья. Тот, кто никогда не испытывал радость от скольжения на лыжах, найдёт ещё массу причин, почему не стоит осваивать горнолыжный спорт. Давайте рассмотрим самые популярные стереотипы, связанные с горными лыжами.

Стереотип №1. Горные лыжи — это смертельно опасный вид спорта

Дух захватывает, когда по телевизору смотришь соревнования виртуозов лыжного спорта, выполняющих сложные трюки. Непосвящённые убеждены, что горнолыжный спорт сопряжен с падениями, сотрясениями мозга, ушибами, растяжениями, разрывами связок, переломами и пр. Однако горные лыжи не так опасны, как кажется на первый взгляд. Данным видом спорта занимаются миллионы людей, падают тысячи, а серьёзные увечья получают сотни. Большинство несчастных случаев в лыжном спорте является следствием слишком высокой скорости и нарушения правил поведения на склоне.

Спортсмен, катающийся на лыжах, подвержен меньшей опасности, чем водитель за рулём автомобиля. Не владея техникой вождения, человек не сядет за руль, а запишется на курсы. Так и с горными лыжами: инструктор поможет новичку выбрать горнолыжное оборудование и отработать стойку на лыжах. Сначала начинающий научится уверенно спускаться с простых склонов, потом будет оттачивать технику катания, и, приобретя опыт, сможет покорить более сложные трассы. Даже если новичок отправляется в горнолыжный тур с другом-горнолыжником, всё равно лучше доверить обучение профессиональному инструктору. Другу быстро надоест копошиться в «горнолыжном лягушатнике» среди начинающих, и он будет торопиться выйти на крутые, сложные спуски, не учитывая то, что обучаемый ещё не готов к ним.

Стереотип № 2. Горные лыжи — удел олигархов и аристократов

Для среднестатистического туриста горнолыжные курорты кажутся привилегией элиты, чем-то вроде гольфа или гонок на спортивных яхтах по Средиземному морю. Горнолыжный спорт — не самое дешевое хобби, помимо стоимости путёвки, приходится оплачивать абонемент на подъёмники, экипировку, прокат лыж, сноуборда и прочие расходы. Но стереотип запредельной дороговизны развеян в пух и прах теми горнолыжниками, кто умеет бюджетно отдыхать, экономя на всём:

  • впервые встать на лыжи можно без чрезмерных трат на недорогих курортах Норвегии, Финляндии или Турции;
  • необязательно сразу покупать комплект горнолыжника или сноубордиста — его можно взять напрокат. В марте на продаваемое снаряжение действуют скидки до 50%, вот тогда и стоит задуматься о покупке;
  • экономичнее купить ски-пасс на неделю, чем оплачивать каждый день катания;
  • проживание в пансионе или апартаментах обойдётся дешевле, чем в гостиницах. Самый доступный вариант — поселиться в хостеле (бюджетном общежитии), расположенном вблизи от горнолыжного курорта;
  • необязательно планировать свой первый горнолыжный отпуск на пик сезона. В начале декабря и в апреле наблюдается снижение цен на туры;
  • можно сэкономить на авиабилетах, бронируя их заранее и покупая со скидками.

Стереотип № 3. Горные лыжи — это удел чемпионов и спортсменов-«профи»

Глядя на лыжника, летящего по снежным склонам на сумасшедшей скорости, новичок думает, что этот вид спорта доступен только мужественным и избранным. Чтобы заниматься горными лыжами, вероятно, нужно обязательно быть атлетом, изнурять себя тренировками, делать зарядку по утрам, питаться исключительно здоровой пищей и забыть о развлечениях, банкетах, курении и горячительных напитках.

На самом деле, горнолыжникам не чужды шумные вечеринки в компании близких по духу людей и распитие глинтвейна в перерывах между катанием. И любой человек, даже не имея спортивного прошлого, может стать частью этого общества. Как ни странно, но новичку легче научиться горнолыжным азам, чем «профи», пришедшему в горные лыжи из других видов спорта. Навыки, отработанные профессионалом до машинального исполнения, могут стать некоторым препятствием в обучении горнолыжной методике. А новичку «с нуля» легче осваивать правильную технику. Однако перед тем как отправиться в горнолыжный тур, неплохо бы недельку походить в тренажёрный зал, уделив внимание всем группам мышц, в особенности мышцам ног и спины. Освоить горные лыжи — это тоже самое, что научиться водить машину: поначалу сложно, а потом все «летают», словно с рождения были за рулём.

Стереотип № 4. Возраст — помеха для занятий горнолыжным спортом

В обществе горнолыжников бытует такая шутка: «вставай на горные лыжи в том возрасте, когда начал ходить, а заканчивай, когда ходить уже не можешь». Взрослый ответственный человек быстрее научится кататься, чем ребёнок-непоседа. Конечно, нужно придерживаться правил безопасности. Например, людям, страдающим гипертонической болезнью или сердечно-сосудистыми заболеваниями, рекомендуют кататься на трассах, проложенных на высоте не более 2000 метров над уровнем моря.


Белый кодекс SSF

10 правил FIS

1. Уважай других!

Лыжник/Бордер не должен своим поведением на склоне ущемлять права других катающихся, или подвергать их опасности.

Комментарий FIS: Л/Б несет ответственность не только за свое поведение, но и за использование неисправного снаряжения, включая новые экспериментальные модели оного.

2. Контролируй скорость!

Л/Б должен контролировать свое движение по трассе. Необходимо выбирать скорость и стиль катания соответственно своим способностям, особенностям рельефа, погодным условиям и плотности траффика на горе.

Комментарий FIS: Столкновения происходят в основном потому что: Б/Л ехал слишком быстро, потерял контроль или не увидел объект столкновения => Б/Л должен быть в состоянии избежать столкновения с любым объектом, находящимся в его поле зрения, путем остановки, поворота, дематериализации или телепортации.

В местах скопления катающихся, а также на участках трасс с пониженной видимостью Б/Л должен двигаться с пониженной скоростью, особенно на краях крутых склонов, в конце трассы (зоне торможения) и рядом с подъемниками.

3. Выбирай маршрут!

Б/Л, едущий сверху, должен выбирать траекторию своего движения таким образом, чтобы не создавать опасности Б/Л, находящимся впереди.

Комментарий FIS: Горные Лыжи и Сноубординг являются Free Activity Sports, где каждый может двигаться куда и как хочет, с условием соблюдения данных Правил. Б/Л, едущий впереди, имеет приоритет. Б/Л, движущийся сзади (выше по склону) в том же направлении (не обязательно! Карвинг!!!) должен держать дистанцию, достаточную для выполнения впереди едущим Б/Л любых маневров (в т.ч. падения!!!)

4. Обгон.

Б/Л может совершать обгон другого Б/Л с любой стороны, с условием, что он оставляет обгоняемому достаточно пространства для совершения последним любых произвольных или непроизвольных маневров.

Комментарий FIS: Б/Л, совершающий обгон, несет полную ответственность за то, что в процессе обгона не создаст проблем обгоняемому. При этом ответственность распространяется на весь маневр, вплоть до его завершения. Это правило распространяется в т.ч. на обгон неподвижно стоящего (сидящего) Б/Л.

5. Выезд на трассу, начало движения и движение вверх по склону.

Б/Л, выезжающий на трассу или намеревающийся начать движение после остановки или подъема, обязан посмотреть вверх и вниз по склону и убедиться, что не станет препятствием другим катающимся.

Комментарий FIS: Опыт показывает, что SUBJ(5) часто становятся причинами происшествий. Совершенно необходимо, чтобы Б/Л в подобной ситуации не подвергал опасности себя и окружающих. После того, как Б/Л начал движение - даже с небольшой скоростью - он пользуется преимуществом Правила 3 по отношению к едущим сзади с большей скоростью Б/Л. Карвинговые лыжи и сноуборды позволяют Б/Л двигаться в повороте вверх по склону, против траффика. Следовательно, карвер должен быть особо внимательным при совершении подобных маневров.

6. Остановка на трассе.

За исключением крайней необходимости, Б/Л должен избегать остановок на узких или плохо просматриваемых участках трассы. После падения в таком месте Б/Л должен покинуть его (вместе с дровами) как можно быстрее.

Горнолыжный спорт, как все спортивные мероприятия влекут за собой риски. Правила FIS нужно рассматривать как идеальный образец поведения для ответственного и осторожного лыжника или сноубордиста, и их цель состоит в том, чтобы избежать несчастных случаев на трассе.Правила FIS обращены ко всем лыжникам и сноубордистам. Лыжник или сноубордист обязан ознакомиться с ними и соблюдать их. Если лыжник или сноубордист не следует данным правилам, его поведение может явиться основанием для гражданской и уголовной ответственности в случае несчастного случая.

Правило 1
Лыжники и сноубордисты ответственны не только за их собственное поведение, но также и за их неисправное оборудование. Это также относится к тем, кто используют новое оборудование.

Правило 2
Столкновения происходят довольно часто, потому что лыжники или сноубордисты двигались с большой скоростью, неконтролируемо или были не в состоянии видеть других катающихся. Лыжник или сноубордист должен быть в состоянии остановиться, поворачивать и перемещаться в пределах диапазона его собственного видения.
В местах с большой плотностью катающихся, где видимость уменьшена, лыжники и сноубордисты должны двигаться медленно, особенно на краю крутого наклона, у основания трассы и в пределах областей, окружающих подъёмники для горнолыжников.

Правило 3
Лыжный спорт и сноубординг — вольные виды спорта, где каждый может двигаться, где и как он того хочет, при условии соблюдения данных правил и максимальной адаптации личной приспособленности к условиям на горе. Лыжник или сноубордист, находящиеся ниже по склону, имеют приоритет. Лыжник или сноубордист, находящийся выше по склону, должен держать достаточное расстояние между собой и другими катающимися.

Правило 4
Лыжник или сноубордист при приближении к находящемуся ниже по склону, должен завершать маневр, не создавая никаких препятствий для катания последнего. Эта ответственность лежит на,находящемся выше по склону, пока маневр не будет закончен.

Правило 5
Опыт показывает, что самые опасные места на трассе – это основной старт или старт после краткой остановки. Эти зоны- источники несчастных случаев. Абсолютно существенно, что лыжник или сноубордист, начинающий движение, должен выходить на трассу не вызывая преград или опасности для себя или других. В начале спуска на любой скорости горнолыжник должен руководствоваться правилом №3.
Современное карвинговое оборудование и стиль катания позволяет двигаться по склону, меняя направление. При спуске против общего наклонного движения, следует удостовериться, что маневр возможен и не подвергает опасности других.

Правило 6
За исключением широких трасс, остановки должны совершаться только по краям трассы. Запрещено останавливаться в узких местах или там, где трудно быть замеченным сверху.

Правило 7
Спуск вне заданного направления влечет за собой опасность столкновения лыжников и сноубордистов. Поперечные следы повреждают трассу, что увеличивает вероятность падения катающихся.

Правило 8
Степень трудности трассы обозначена черным, красным, синим или зеленым цветами. Катающийся в праве выбирать трассу. Трассы также имеют дополнительные информационные, предупреждающие, запрещающие знаки. Все знаки должны строго соблюдаться в собственных интересах катающихся.

Правило 9
Кардинальный принцип для всех спортсменов — оказать помощь после несчастного случая, независимого от любых обстоятельств. Необходимо оказать неотложную помощь, сообщить в надлежащие службы, уточнить место несчастного случая и всю информацию о пострадавших. Так же необходимо обозначить место несчастного случая для общей безопасности катающихся.
FIS надеется, что специально лицо, спровоцировавшее несчастный случай на горнолыжной трассе, будет привлечено к гражданской или уголовной ответственности, а так же повсеместно будет введена специальная международная система штрафов в целях увеличения безопасности на склонах.

Правило 10
Очень важен свидетель при установлении полной картины несчастного случая, поэтому следует понимать важность обеспечения свидетельской информацией.

Любые сведения спасательных служб и полиции, а так же как фотографии и документы, играют значительную роль в определении гражданской и уголовной ответственности.



 

Возможно, будет полезно почитать: