Тайцзи и цигун – это синонимы? Боевые искусства – что есть что? Успокой сердце, применяй волю

Очень интересная и полезная, на мой взгляд, статья. Надо сказать, что здесь в значительной мере отражён мой собственный подход к практике тайцзицюань. Думаю, этот материал будет полезен многим, кто изучает это боевое искусство.

К сожалению, на сайте, с которого я её взял (http://lipai.ru ), не был указан автор статьи, только переводчик.

Перевод с китайского: Константинов В.

Китайское традиционное искусство тайцзицюань, является важной составной частью традиционной культуры ушу Китая. Искусство тайцзицюань своей исключительной многосложностью, искусной и неисчерпаемой техникой ведения боя и глубоким философским содержанием, прославила и превознесла Поднебесную. Испокон веков, выдающихся людей было в избытке, однако к настоящему времени в понимании людей относительно тайцзицюань, тем не менее, имеется множество заблуждений. Для того, чтобы многочисленные любители тайцзицюань могли иметь трезвое понимание, дабы избежать горечи пустой траты сил, я распространенные ошибки в понимании изложил ниже:

Первая ошибка: это принимают за тайцзицюань «гимнастику тайцзи», имеющую широкое распространение, в результате чего у многих людей относительно тайцзицюань возникло ошибочное представление. Ты видишь массу пожилых людей, упражняющихся в парках в гимнастике тайцзи – они способны к реальному поединку? Такого рода тайцзицюань не способен к реальному поединку. На самом деле, прежде всего необходимо разделить тайцзицюань и гимнастику тайцзи, истинный тайцзицюань сохранился среди малого количества представителей различных школ. Тайцзицюань по технике исключителен, теоретически сравнительно труден для понимания, поэтому представителей, достигших истинной передачи предельно малое число.

Вторая ошибка: Очень много людей считают, что тайцзицюань – это только лишь тренировка каркасов и туйшоу.
Они думают, что путем тренировки каркасов и туйшоу достигнут цели и станут мастерами тайцзи цюань. Некоторые всю жизнь прилагают силы, усердно сосредотачивая все свое внимание на этот путь и в результате практики, в конечном итоге впустую тратят энергию. Не знают, что методы подготовки традиционного тайцзицюань многочисленны! Вкратце сделаем общее изложение:
1) Базовая тренировка (в том числе, тренировка гибкости);

2) Одиночная практика (включает тренировку каркасов, однако это не мертвенная тренировка таолу, а методы систематической тренировки Липай «принцип – позиции – ци – механизм», где таолу нужно разбирать в живой практике);

3) Столбовая работа (имеется 13 свай тайцзи);

4) Парная практика (включает туйшоу, как например туйшоу с фиксированным шагом, в живом шаге, четыре прямых и четыре угла, срывание цветов). В парной тренировке нельзя слепо придерживаться методам рук из таолу, еще необходимо пройти через «затаенные руки» и «затаенный взгляд» Учителя, разъяснения размеров расстояний и высот, имеются шаги по «сопоставлению», «достижения перевеса», «распознаванию трудностей»; 5) Тренировка с использованием вспомогательных методов с предметами (содержит тренировку с «шаром», «палкой-чи», «доской», «мешком»);

6) Тренировка внутренней работы. Внутренняя работа получена из системы искусства нэйдань даосской семьи, методы работы имеют: «работу 100 дней по заложению основы», «работу девяти вращений возвращения эликсира», «работу по пестованию святого зародыша и возвращению к изначальному», «искусство выуживания жабы».

7) Овладение теорией тайцзицюань. Изучение кулачного принципа не является примитивным заучиванием классических трудов по тайцзицюань, но непременно это достаточное продумывание в ходе реальной практики, осмысление их истинного смысла.

Каждое вышеприведенное звено в изучении тайцзицюань является крайне важным, недопустим недостаток ни одного пункта.

Третья ошибка: Масса людей считают, что в тайцзицюань наносить удары можно только лишь прилипнув, поэтому говорят о методах ударов «прилипании» (чжань), «приклеивании» (нянь), «связывании» (лянь) и «следовании» (суй), будто только лишь в состоянии «прилипания» можно проявить мощь тайцзицюань, в связи с чем некоторые называют тайцзицюань «плохим кулаком», смысл чего заключается в том, что кулак «ведет себя нахально», что не является настоящим гунфу. В действительности, это заблуждение, в реальном бою изменения неисчислимы, где уж тут противнику прилипать к тебе? Не знают, что в традиционном тайцзицюань говорят о методах ударов – «одежда не прилипает к одежде, руки не соединяются с руками, ты бьешь меня – я бью тебя, с первого приема станет ясно — проигрыш или победа». Способность бить, прилипнув, несомненно, хороша и ею можно выявить сильные стороны тайцзицюань, а во время, когда невозможно прилипнуть, зачем же все еще стремиться прилипать? Неужели сильные стороны тайцзицюань только лишь в прилипании, приклеивании, связывании и следовании?

Четвертая ошибка: Ошибочное понимание о «накоплении мягкости и формировании жесткости». Теория накопления мягкости и формировании жесткости, в сущности, верна, вопрос заключается в различном понимании этого. Некоторые люди всю жизнь запасают мягкость и не могут понять, что за явление «жесткость», практикуют мягкий тайцзицюань на протяжении десятка лет и с трудом не могут запасать и выпускать жесткие усилия, почему так? На самом деле, ключевой вопрос заключается в понимании «мягкости». Так что такое «мягкость»? В действительности, мягкость нельзя примитивно разъяснять, как «расслабленность» (жуань). Господин Чжан Шаотан рассказывал: «расслабленность – это нерадивость, а не мягкость, нажал и сразу же спустилось и не может вернуться обратно» . Настоящая мягкость обладает эластичностью, ты мягкий – он тогда твердый, ты твердый – он мягкий, а не постоянная мягкость.

Пятая ошибка: Ошибочное представление о «свободе-Сун». Некоторые люди, изучая тайцзицюань считают, что «тренируя тайцзицюань не применять усилия и не использовать силу», постоянно стремятся к «сун», гоняться за «большим сун и большой мягкостью», но не знают, что такое «сун» и в результате, практикуя всю жизнь, достигают в тренировке некого «расхлябанного тайцзицюань», который в корне нельзя использовать в поединке, что на самом деле прискорбно! Фактически, фансун в изучении тайцзицюань является правильным, фансун нужен для того, чтобы ци и кровь в теле свободно обращались. Ци-кровь во всем теле свободно обращаются и тогда можно достичь эффекта «сила само собою тяжела». У кого есть гунфу в изучении тайцзицюань, их предплечья не используют силу и чрезвычайно тяжелы – это и есть принцип Дао (Даоли). Основные принципы тайцзицюань обладают философским фундаментом и если есть «сун» - то непременно есть и «плотность» (цзинь), если есть «мягкость» (жоу) – тогда обязательно имеется «жесткость» (ган). Это то, что называют «осиротелый Инь не произрастет, одинокий Ян не вырастет». Еще есть люди, которые прочитав несколько книг по тайцзицюань, считают, что уже поняли принцип тайцзицюань, еще не достигли «сун», как уже начинают гнаться за «пустотой» (кун). В результате они практикуют долгое время, но за исключением хороших движений, гунфу в теле «абсолютно пусто».

Шестая ошибка: Ошибка касаемо способов дыхания. Некоторые считают, что практикуя тайцзицюань нужно только лишь от начала до конца придерживаться естественного дыхания и сойдет, что на самом деле большая и особенная ошибка! Они не понимают, что гунфу тайцзицюань разделено на уровни Избрание начинающим естественного дыхания является разумным, однако при достижении в гунфу определенного уровня, упорное отстаивание естественного дыхания является ошибочным. Практика тайцзицюань сходна чтению книг студентом, как можно всегда использовать материалы одного и того же курса? В начальной практике избирается естественное дыхание, после длительного периода практики гунфу вырастает, объем легких значительно увеличивается и тогда нужно согласовывать дыхание с накоплением и выпуском, открытием и закрытием в движениях. Во время накопления - вдох, во время выпуска - выдох, поднятия и опускания нижней части живота является обратной формой, во время вдоха сокращается, а во время выдоха поднимается, поэтому называется «обратной брюшной формой дыхания». По мере продвижения гунфу, а также прогресса в совершенствовании-плавке внутренней работы и спустя длительное время, достигаешь «одухотворенности дыхания». В это время в даньтяне появляется «шар эликсира», этот «эликсирный шар» вращается вслед за намерением и движениями, что некоторые люди называют как «внутреннее вращение даньтяня».

Седьмая ошибка: Некоторые люди говорят, что тайцзицюань – это движения по дуге, но на самом деле это не так. Тайцзицюань не является таким примитивным, движения тайцзицюань включают движения со множеством маленьких изгибов, много тонких техник как раз содержатся внутри. Тело человека имеет множество сочленений, в движениях тайцзицюань части сочленений тела необходимо вращать в соответствии с потребностью. Большие кольца нанизываются на малые, в высшей степени согласовываясь – это как раз и называют «метод беспорядочного кольца» и не понимая этого, в реальном поединке невозможно будет смягчить силу противника и тогда как раз, практика тайцзицюань и станет «гимнастикой тайцзи», упорная тренировка всю жизнь – все впустую. Овладев методом «беспорядочного кольца» только и возможно силу противника растворить в невидимом центре.

Ошибка восьмая: В следствии того, что Первоучитель Ван Цзунъюэ в своем классическом труде «суждения о тайцзицюань» упомянул «болезнь двойной тяжести», сразу же некоторые люди исказили «двойную тяжесть» «суждений о тайцзицюань» Ван Цзунъюэ вплоть до того, что стали толковать тяжесть (чжун) как наслоение (тот же иероглиф, но читается как «чун» ), не понимая, что «двойная тяжесть» (шуан чжун) связана с противоположной ей «односторонней тяжестью». Еще есть нынешние знаменитые мастера тайцзицюань, которые в своих статьях объясняют очень толково, многословно, пышно и разбросанно, но поглядишь на их демонстрацию кулачных каркасов тайцзицюань – как и прежде от начала до конца каркасы двойной тяжести! В действительности, болезнь двойной тяжести очень проста - структура частей человеческого тела является симметричной, если в практике тайцзицюань Инь и Ян не различаются – это и есть двойная тяжесть. Инь и Ян различаются, и непременно будет с одной стороны однобокая погруженность, а с другой – легкость, поэтому говорят, что односторонняя легкость не является болезнью. «Двойная тяжесть – тогда застой, односторонняя тяжесть – тогда живость». Постоянно наблюдается, что кто-то несколько лет честно работает и не может изменяться, почему? Это непонимание болезни двойной тяжести. Отсюда очевидно, что избавление от болезни двойной тяжести, является крайне важным в изучении тайцзицюань. В избавлении двойной тяжести нельзя останавливаться на словах и иероглифах, а необходимо воплощение в тренировке кулачных каркасах тайцзицюань.

Ошибка девятая: В кулаке внутренней семьи уделяют серьезное внимание контролированию движения с помощью покоя, что позже приходить в движение и одолевать человека, что тайцзицюань является кулаком внутренней семьи, в демонстрации и реальном бою всегда благовоспитанный и изящный, что тренировка тайцзицюань всегда подобна плывущим облакам и текущей воде, дух затворен и ци спокойна и совсем не уделяется внимание мощи (циши). Это огромное заблуждение! Кулак внутренней семьи силен в контролировании движения посредством покоя, позже приходить в движение и обуздывать человека неподдельно, однако также можно и раньше приходить в действие и подавить человека, с помощью движения контролировать покой. И раз уж есть гражданские каркасы с плывущими облаками и текущими водами, то также имеются и военные каркасы, которые подобны глубокой трещине и горному обвалу, обрушиванию небес и переворачиванию морей, где движение и покой вместе сочетаются, медленное и быстрое чередуются, мягкое и жесткое друг другу помогают. И военные каркасы тайцзицюань очень уделяют внимание мощи, где только обнажил дух глаз - и намереваешься подчинить душу неприятеля, захватываешь его дух и вводишь в хаос волю. В прошлом часто рассказывали, что мастера при воинском состязании обоюдно кидали взгляд, удары отпечатывались на лице и исход боя уже был предрешен – причина именно в этом. Ты видел, чтобы в парках те ежедневно занимающиеся мягонько тайцзицюань и только лишь для здоровья, стремились заиметь мощь и способны к этому?

Десятая ошибка: Книги некоторых знаменитых мастеров заканчиваются словами о ком-то, что кто-то в свое время изучал кулак у господина Ян Лучаня и все как один стали Учителями, кто-то был силен в мягких превращениях, а кто-то в жестких выпусках. На самом деле, это непреднамеренно умаляет кого-то перед кем-то. Тайцзицюань является кулачным методом, где мягкое и жесткое друг другу помогают, кто-то с кем-то – все являются Учителями тайцзицюань, разве возможно одинаково достичь? Если в практике тайцзицюань только лишь искусен в мягких изменениях – это все равно, что заурядный человек, использующий только одну ногу, чтобы идти по дороге, это чепуха.

Одиннадцатая ошибка: Постоянно слышно, как люди говорят «в тайцзи 10 лет не выходить из врат», подобные слова большое заблуждение! Мастерство тайцзицюань комплексно и неподдельно, следовательно, абсолютно неправильно 10 лет не выходить за врата. Если сможешь получить наставления просвещенного Учителя, сумеешь обеспечить систематическую тренировку и время практики, если еще и сам обладаешь понятливостью, то, как и следует, – «3 года – малое завершение, 5 лет – большое». Так называемое «в тайцзи 10 лет не выходить из врат», в действительности является ошибкой! Если некоторые люди идя по пятам некого «знаменитого учителя» после 10 лет упорной тренировки в теле не имеют настоящего гунфу – тогда «в тайцзи 10 лет не выходить из врат», конечно, становится наилучшим поводом. Поэтому, Лао Сюн говорит, что такие слова немало вредят людям! Неизвестно, сколько людей упустило прекрасные годы.

Вот такая статья. Думаю, этот материал будет полезен многим практикующим тайцзицюань.

Кратко что такое ТАЙЦЗИЦЮАНЬ и с чем его "едят"? Возможно, вы уже видели телепередачи о Китае, в которых показывали, как китайцы в парках и на городских улицах исполняют не то медленный, не то практикуют боевое искусство, не то делают зарядку. Если да - значит, Вы уже имеете некоторое понимание предмета нашей беседы. Если нет, то мы постараемся все прояснить. В этом разделе вы сможете узнать интересные факты из истории искусства Тайцзи-цюань, понять принципы его освоения и ознакомиться непосредственно с эффектами этой чудесной практики.

Тайцзицюань (от кит. "кулак великого предела") - это внутреннее боевое искусство ушу. Здесь сила человека проявляется, прежде всего, не только в его физическом теле, но и в его духе, в его энергии. Отрицать, что нас всюду окружает энергия и что человеческое тело так же ею обладает, сейчас уже невозможно. Тем не менее, очень немногие знают, что этой энергией можно еще и управлять. По сути Тайцзи-цюань - это один из ключей к процессу осознания своего энергетического тела и умения с этим телом договориться. Принцип изучения этого искусства отличается от остальных систем саморазвития. Здесь речь идет не о наборе приемов и даже не о комплексах упражнений. Тайцзицюань изучают целыми формами , представляющими из себя непрерывную последовательность множества разнообразных по замысловатости движений. Поначалу такой подход может обескураживать, однако при регулярных занятиях становится ясно, что этот комплекс движений не является чем-то непостижимым, а его изучение с каждым месяцем вызывает все больший интерес. Говорить о том, чтотайцзи (тайчи ) требует больше времени для освоения, чем другие системы саморазвития, некорректно. Во-первых,любое искусство отнимает ровно столько времени, сколько мы сами отдаем его оттачиванию. Во-вторых, спрашивая себя о том, сколько времени уйдет на освоение того или иного дела, человек обычно хочет спросить «когда будут результаты?» В данном случае практика тайцзицюань дает однозначный ответ: «результаты будут с первых занятий». Конечно, глобальные изменения потребуют времени, но, например, заряд бодрости и хорошего настроения будет приходить после каждой тренировки, начиная с самой первой.

Что это за чудо-система такая и за счет чего такой быстрый результат? Правильное изучение практических принципов этого искусства, одновременное изучение различных видов цигун. Тайцзи-цюань существует и развивается уже много веков, и процесс этот еще не закончен.

Из истории тайцзицюань

Тайцзицюань по некоторым данным насчитывает более полутора тысяч лет истории, а значит, и столько же лет развития. На протяжении веков знаменитые китайские мастера изучали, модифицировали тайцзи и передавали его своим ученикам. О многих из них ходили легенды, сохранившиеся до наших дней. Например, Мастер Ян Лучань, живший в XIX веке, получил прозвище «Непобедимый», поскольку не проиграл ни одного боя. В последствии он обучил своему искусству и сыновей, доказав тем самым, что его мощь не исключительный природный дар, а плод тяжелого труда. Труда постижения тонкого искусства под названием тайцзи-цюань . Мастера этой практики известны не только как великие воины, но и как долгожители, легенды гласят, что некоторые из них доживали до трехсот лет. Так ли это на самом деле, теперь уже не скажет никто, но помимо легенд имеются и реальные факты, рассказывающие об эффектах, приносимых изучением тайцзи-цюань. Условно разделим их на два блока и поговорим о каждом из них.

Оздоровительные эффекты тайцзицюань

Прежде всего тайцзи воздействует и исправляет такие важные аспекты человеческого здоровья, как сердечно-сосудистая система и опорно-двигательный аппарат. Изучая тайцзи-цюань, человек учится накапливать и распределять свою энергию "ци". Именно гармонизация потоков энергии и их усиление способствуют оздоровлению и укреплению всех органов, включая сердечно-сосудистую систему. Кроме того, движения в тайцзи задуманы так, чтобы, совершая их, человек двигался по силовым линиям, которые его окружают. Это позволяет снижать нагрузку на организм при движении и делает походку и жесты человека более гармоничными и легкими.

Говоря о здоровье, нельзя не упомянуть такой важный его аспект, как наш разум. Столетиями совершенствуемая система Тайцзицюань, сегодня - это уникальное боевое искусство, которое учит нас достигать победы, избегая боя. Такой принцип люди, изучающие это искусство, привносят и в быт. Со временем в их жизни становится меньше неприятностей, рассасываются, если вдруг начали возникать, конфликты, а выходы из затруднительных положений приходят в голову легко и естественно, что позволяет существенно снизить стресс и сберечь ценные нервные клеточки.

В заключение нашей беседы об этом аспекте искусства Тайцзи-цюань следует упомянуть то, что, хотя практика и требует многих лет для полного овладения, положительные эффекты не заставят себя ждать долго. Мощный тонизирующий эффект от занятий ощущается с первых тренировок.

Тайцзицюань - техника для расширения сознания, или метафизические аспекты тайцзи

Тайцзи-цюань является очень сильной метафизической техникой. Прежде всего, ее сила проявляется в неисчерпаемой способности этой практики удивлять. Каждая ступень обучения становится и новой ступенью увлечения практикой, поскольку приносит свои радостные открытия. Тайцзицюань благотворно воздействует на все сферы жизни практикующих. Этому способствует планомерное развитие энергосистемы. Энергетические каналы постепенно наполняются энергией, силой, принимают свою, обусловленную природой форму. Таким образом, ранее заблокированная энергия начинает свободно течь в теле, тем самым привнося принцип легкого плавного течения во все сферы жизни. Просыпается творческое восприятие, приходит спокойствие в течение мыслей. В итоге аура человека становится мощной и ровной. На уровне сознания это проявляется как получение представления о настоящей структуре собственной силы или, говоря проще, происходит движение к пониманию себя настоящего .

А теперь самое главное: эта техника доступна всем и каждому, любому возрасту и полу. В обиходе - это лучшая зарядка на весь день, гармонизирующая и соединяющая дух, разум и тело!

Закончить же наш простой рассказ о том, что такое тайцзи-цюань поможет автор книги « Тайцзи Цюань стиля Чень. Секретные практики » Гу Люсинь:

Тайцзицюань - удивительная гимнастика . Она уникальна: нет ничего похожего ни в европейской культуре - в физкультуре, тем более в спорте, ни среди мировых систем саморегуляции, и даже в китайских воинских искусствах (ушу) она стоит особняком. Поражает глубина разработанности этой системы, построение и постоянное поддерживание гармонии в человеке - от соотношения перемещений отдельных частей тела относительно центра до гармонии между телом (формой), энергией и сознанием. В отличие от спорта, где главная задача - превзойти других, возвыситься над ними, в восточных системах предполагается лишь возвышение себя сегодняшнего над собой вчерашним и так без конца .

Константин Мухин

Я все больше убеждаюсь в том, что очень большой, если не главной, трудностью в постижении тайцзицюань является непонимание последовательности шагов и самого смысла занятий в усвоении этого крайне тонкого искусства. В вопросах духовного совершенствования мы вообще обречены блуждать в темном лесу, ведь мы имеем дело с реальностью, которую невозможно ни перевести в «объективные понятия», ни описать, ни даже обозначить. Почему? Потому что речь идет о самом изначальном, безусловном в нашем бытии – о том, что предшествует или, лучше сказать, предвосхищает наш опытный мир. Эта реальность – сила творческих метаморфоз мироздания, просто: животворение живого (шэн-щэн生生). Китайская мудрость стоит на инстинктивном, совершенно целомудренном доверии к благу и силе жизни, как младенец безотчетно доверяет матери, еще не зная ни облика ее, ни имени. Истоку жизни можно только «следовать», о нем можно только намекнуть посредством разного рода иносказаний – сравнений, метафор, символов и т.п. Здесь приходится «молча идти наощупь», как говаривал еще Конфуций. Все дело в том, что наш опыт включает в себя наряду с актуальной данностью, миром понятого и понятного, еще и бездну виртуальной реальности, чего-то еще только грядущего, неизведанного. Обойти эту бездну, отвернуться от нее нельзя. Самая неотъемлемая часть нашего существования есть как раз то, чем мы не можем владеть: бесконечность, прикровенно присутствующая, смутно узреваемая в конечности личного опыта. Как раз об этом первичном факте соотнесенности «поименованного» и «безымянного» говорится в 1-ой главе «Дао-Дэ цзина». И пусть древние римляне утверждали: «кто ясно мыслит, ясно излагает». Лао-цзы мог бы ответить им: «А кто неясно мыслит, неясно излагает».

Тайцзицюань – это путь опознания нашей бесконечности. Цель практики тайцзи, по словам некоторых ее мастеров, состоит в том, чтобы постичь в жизни (уже даже неважно чьей) полноту ее родового бытия, замысловато определяемую как «энергетическая конфигурация пустотно-отсутствующего» 虛無之氣勢. Избавлю читателя от разговора о том, как «конфигурация энергии» соотносится с «пустотой и отсутствием». Во всяком случае, когда китайские учителя говорят о ценности «не-деяния» 無為, «не-мышления» 無心, «не-я» 無我и т.д. они имеют в виду именно этот мельчайший зазор между наличным и возможным, предвосхищением и опытом; зазор как простор трансцендирования. «Бессмертья, может быть, залог…».

Как узнать незнаемое? «Пойти туда, не знаю куда»? Вот здесь и требуется знающий учитель. Старые мастера единодушно называют такого наставника совершенно необходимым условием успеха в занятиях тайцзицюань. Настоящий учитель уже имеет опыт открытия упомянутого просвета бытия и способен вести к нему других. Отношения между учителем и учеником носят в высшем смысле интимный характер, но не в смысле личного доверия, а вследствие того, что они затрагивают те глубины опыта, которые непроницаемы для рефлексии и умственного анализа и составляют наше глубочайшее естество. Эта непреложная правда жизни открывается со спонтанностью сновидения. В ней «дышит почва и судьба».

В канонах тайцзицюань тоже встречается совет «в молчании познавать наощупь», но он касается высоких ступеней мастерства. А для начала, по-моему, можно и нужно разумно организовать свои занятия. В своих суждениях я буду опираться в основном на собственный опыт, не обходя, конечно, вниманием мнение известных мастеров.

В недавно вышедшей и во многом необычной по своей тональности и содержанию книге Дэн Вэньпина, знатока тайцзицюань стиля Ян, автор утверждает, что, по его наблюдениям, 98% любителей тайцзицюань занимаются безрезультатно, а из оставшихся 2% половина имеет хороший результат, а другая половина – дурной. Себя Дэн Вэньпин в скандальном по традиционным понятиям, но, видимо, уже допустимом в современном Китае полуироническом тоне причисляет к последней категории. К суждениям Дэна я еще вернусь, а пока поспешу заметить, что дело не просто в занятиях, а в их качестве (хотя, пожалуй, оно в конечном счете и есть выражение личности: le style c’est l’homme). Только тот добьется успеха в тайцзицюань, кто сможет реально совместить свои занятия с самой жизнью или, точнее сказать, чистым переживанием жизни. Заниматься урывками и тем более имитировать занятие (а это большая и почти незаметная для новичка опасность) бесполезно и бессмысленно. Но и усердие само по себе не гарантирует успеха, а «усердие не по разуму» гарантированно приведет к неудаче. Ведь, как говорил еще Лао-цзы, нам нужно не научиться чему-то, а… разучиться всему, не сделать какой-то предмет, а, так сказать, разделать его. Тут по-русски есть поучительная игра слов: «разделывая» себя в моменте прозрения, сознание утверждает свою подлинность: оно за-раз делает себя! И при этом становится заразительным, проницает весь мир. Короче, заниматься надо «с умом». Тайцзицюанисты говорят, что их практика на три части состоит из упражнений, а на семь частей – из понимания. Можно встретить и противопоставление терминов «тренировка» ;練и «совершенствование»煉 , которые обозначаются сходными по написанию и звучанию, но имеющими разные ключи иероглифами. Согласно одному разъяснению, «когда мы не тренируемся, мы совершенствуемся».

Успех в таком случае не может быть «заработан», он приходит незаметно в момент, когда все «оставляется» и, следовательно, остается себе. Но для этого нужно найти смысл в постоянном претворении базовых принципов тайцзицюань, что предполагает ясное знание этих принципов и их реального эффекта. Вот тут и начинаются действительные трудности. Ибо новичок просто не замечает тех мельчайших, первоначальных движений души, которые определяют его представление о себе и, соответственно, его характер, вкусы, интересы и проч. На самом деле в каждый момент жизни мы исподволь выбираем, пойдем ли мы в рай или в ад. Так, по-моему, нужно понимать заповедь: «кто не со мной, тот против меня». (Ибо, как хотел сказать Достоевский своей «Легендой о Великом Инквизиторе», можно быть против Христа, считая себя верующим.) Более того, как гласит древняя поговорка, дорога в ад выложена благими желаниями. Почему? Потому что неспособность прозреть изначальное в своем опыте и, как следствие, непонимание смысла духовного подвижничества побуждает ученика подменять отсутствие подлинного блага личной блажью или, как гласит китайская поговорка, «рисуя змею, добавлять к ней ноги». Тот, кто не понимает, что усвоение тайцзицюань имеют целью постижение внутреннего, обязательно обратит внимание на внешнее и соблазнится им. В таком случае он будет руководствоваться абстрактными идеями, искать в своих занятиях чисто эстетические или практические (рукопашный бой) ценности и, конечно, будет постоянно искать противника, ведь он не имеет внутренних критериев оценки своего мастерства. А мастер, как напоминает Пушкин, сам является лучшим судьей себе.

Итак, трудность претворения «праведного Пути» состоит в том, что мы должны вернуться к состоянию, когда еще нет нашего «я», и чутко отслеживать момент зарождения в нас эгоистических импульсов. Это «небесная работа» или «божья искра» в нас. Мы можем гораздо больше, чем предполагаем. А на первых порах достаточно только «бдить», сознавать, по совету Лао-цзы, свою «первоначальную ошибку». В последние столетия китайской истории внимательное слежение за своим духовным состоянием и пресечение субъективных побуждений стало среди ученых людей Китая настоящей страстью. Моральный идеал той эпохи требовал от подвижников Дао освобождаться от корыстных намерений «прежде, чем они проявятся в сознании»! Таков культурный контекст, в котором вызревала традиция тайцзицюань. Это требование означало предельную открытость сознания бытию, способность вместить в себя мир и оттого чутко «соответствовать» всем метаморфозам жизни. Речь идет о состоянии, когда есть только безупречное соответствие (т.е. различие без противостояния), но нет того, кто соответствует. Между тем субъективность в нашем существовании неустранима. Личность и, шире, человеческая социальность в конечном счете являются плодом нелегкого компромисса между требованиями привычки и потребностью в свободе – «небесным» началом в нашей природе. И то, и другое обладает качеством спонтанности (в привычке иллюзорной), что затрудняет их размежевание. Не имея возможности подробно разъяснить этот тезис, замечу только, что для японских авторов характерно как раз смешение двух этих форм автоматизма (назовем их условно психофизическим и психодуховным) в понятии комплекса нормативных движений (ката 形). Японцы склонны абсолютизировать значение ката как своего рода импринтинга, «впечатывания» высших состояний духа в движения физического тела. Это, конечно, верно, когда импульс движений исходит из «небесной» или даже, как говорили в Китае, «прежденебесной» 先天, по сути, сверхэмпирической реальности. Но этот импульс подвержен забвению и может быть подменен «посленебесным», эмпирическим бытием индивидуальной личности с его параллелизмом субъективной воли и физического тела (что и составляет пространство западной философии). В таком случае духовное подвижничество низводится до общепонятных школьных прописей и… становится непонятным! Недаром многие японские мастера борьбы утверждают, что смысл ката был утерян и видят в них не более чем разминочные упражнения (подход не чуждый и любителям тайцзицюань на Западе). В Китае, напротив, всегда подчеркивалось превосходство «бесформенного» над формой (термин ката и означает «форма», причем именно статичная). Здесь китайские мастера применяют все ту же формулу: семь к трем. А смысл совершенствования в тайцзицюань заключается в раз-делке предметности опыта.

В свете сказанного вопросы о том, сколько времени, чем и в каком порядке надо ежедневно заниматься, способны вызвать у опытного тайцзицюаниста только улыбку. Занимайтесь как-угодно и чем-угодно без всяких формальностей, просто в охотку (Полное отсутствие солдатской дисциплины и вообще формального коллективизма в китайских школах «внутренних» боевых искусств разительно отличает их от японских нравов.) Главное – чувствовать, «держать» внутреннее и не впадать в механическое повторение, не нарабатывать себе привычку. А одно мгновение само-оставления искупает вечность. Оно всегда приходит как прерывание длительности, втягивающее все глубже, все сокровеннее в «жизненный порыв». Постепенно понимаешь, что истинная жизнь – неизмеримо выше жизни. Вот почему «где опасность – там спасение». Оттого же тайцзицюань – истинно воинское искусство. Ведь оно дарит полноту жизни, устраняя частные и иллюзорные представления о ней. Впрочем, в истории, как водится, не было недостатка в любителях опошлить эту истину.

Как начинающему идти к вершинам мастерства в тайцзицюань?

Традиционные наставления поначалу кажутся туманными, часто загадочными и притом не обещают быстрого успеха даже по сравнению с другими «внутренними» школами боевых искусств. Популярная поговорка гласит: «занимаясь по школе синьи, за год научишься смертельному удару; занимаясь тайцзи, десять лет не выходи из дома». Мастер стиля Ян, ученик Ли Ясюаня Чжан Ицзин, пишет: «В тайцзицюань в отличие от внешних школ боевых искусств применяется не жесткая физическая сила (ли), а внутренняя, мягкая сила-цзинь, которая происходит из одухотворенной чувствительности всего тела. Овладеть ею в течение 8-10 лет в дружеских занятиях «толкающих рук» (туйшоу) и применять ее совершенно естественно и незаметно – дело непростое. Кто достиг этого уровня, может быть учителем».

«Внутренняя сила», о которой упоминает Чжан Ицзин, предполагает отказ от физических усилий и пребывание в потоке так называемой «воли» (и 意) – некоего осознанного, но почти не поддающегося определению динамизма жизни. Именно от этого, как говорят китайцы, «внутреннего» или «телесного сознавания» или просто «знания» 内悟, 體悟 ,身知 а не от копирования внешних движений нужно идти в изучении тайцзицюань. Первое требование на этом пути – осознать, что «все тело проникнуто пустотой» 全身透空 (таково общее правило медитативного состояния в азиатских религиях). Пустота в данном случае есть не мертвое ничто, а реальность динамическая, т.е. событие, превращение и, следовательно, прежде всего – момент самоустранения. Поэтому в текстах старых школ боевых искусств часто встречается выражение «пустота в пустоте, дыра в дыре»空空洞洞. Пока я думаю, что мой кулак пуст, я, конечно, не причастен к подлинной пустоте. (Это касается и других ключевых понятий тайцзицюань: расслабления, воли, покоя и проч.) Чтобы сделать себя «пустым», нужно отстраниться от всякой предметности опыта и знания и «отсутствовать» как раз в точке физического контакта согласно классической формуле: «рука – не рука, в каждом месте рука» 手無手處處是手.

Речь идет о раскрытии врожденной каждому некой внутренней, телесной интуиции. Не будем забывать, что в китайской традиции практикующий духовно-соматическое совершенствование уподоблялся «слепцу, идущему без посоха». Такой человек должен именно слушать, чуять момент и «узнавать наощупь». Его отказ от внешнего наблюдения сулит ему (скажем пока так) способность проникать в то, что находится за пределами видимого и слышимого.

И вот вторая важная характеристика означенной пустоты: последняя равнозначна, в сущности, предельной цельности, родовой полноте существования. Отсутствуя в себе, мы вмещаем в себя мир. «Пустотное» или, вернее, непрерывно опустошаемое тело начинено безмерной мощью самого бытия, в нем «собран крепкий дух». Из предельной мягкости самоуступления исходит несокрушимая, всепроницающая сила.

Приобрести за короткое время навык «самоопустошения», внимания к отсутствующему и тем более «натренировать» его невозможно, ведь он полностью противоречит привычкам нарциссического «я», взращиваемого обществом. Эти привычки – плод подражания и рефлексии, вообще отношения к другим и к себе как вещи. Они учат себялюбию, двуличию, обману, жестокости. Ими рождены все наши душевные патологии. Единственный способ добиться прогресса в тайцзицюань – постепенно, шаг за шагом устранять разрыв между духом и телом, сознанием и действием, покоем и движением в практике бдения или, как еще говорили в Китае, «одухотворенном переживании» 靈感.

Жизнь без конвенционального «я» не означает, повторю еще раз, растворения в холодной бездне ничто. Полностью сохраняется и, более того, благодаря освобождению от привязанности к внешнему миру резко проясняется внутреннее сознавание. Ведь пустота есть, в сущности, чистое, беспредметное соотношение, предельно малая дистанция, вмещающая в себя мир. В этом смысле она есть условие всякого сознавания. Оставляя себя и все в мире, мы оставляем все и вся себе. Недаром Конфуций признал своим жизненным идеалом в буквальном смысле «любовь к себе» 自愛. А Лао-цзы утверждал, что доверить власть над миром можно только тому, кто умеет ценить себя (букв. «свое тело»).

Поскольку суть тайцзицюань – внутреннее просветление, попытки современных китайских чиновников от спорта облегчить жизнь новичкам (а заодно отнять часть авторитета у старых мастеров) посредством создания так называемых «упрощенных комплексов» тайцзицюань ничего не решают и даже вредны. Дело ведь не в количестве движений и поз, а в том, как их выполнять (само это слово, впрочем, здесь не очень уместно, ибо в тайцзицюань нет актера, что-то исполняющего). Есть основания полагать также, что традиционные комплексы хранят в себе некую неопределимую полноту практики, которая является условием мастерства, тогда как нынешние укороченные комплексы да еще с измененным порядком фигур заведомо предоставляют меньше возможностей для достижения этой внутренней полноты опыта (суждение, основанное скорее на интуиции, чем на объективных данных, но разделяемое всеми известными мне мастерами). Некоторые учащиеся пытаются идти непосредственно от практики рукопашного боя в надежде, что удар сам собой подведет их к истине. По этой причине они занимаются сразу несколькими стилями ушу. Авторитетные мастера не рекомендуют ни того, ни другого: приоритет в тайцзицюань безоговорочно отдается духовному состоянию или, конкретнее, действию «воли»: «применяй волю, а не физическую силу» 用意不用力, – гласит первое правило тайцзицюань. Действие воли – всецело внутреннее и спонтанное, оно несовместимо с каким-либо намерением или расчетом. Согласно канону тайцзицюань, «воля ведет жизненную силу» (ци 氣), причем тело уподобляется «жемчужине с множеством извивов, где нет ни малейшего места, куда бы не проникало (ци)». Из действия ци проистекают физические движения. Последние, таким образом, суть только, как говорил Г. Сковорода, «зерцаловидные тени» сокровенного импульса, и самостоятельного значения не имеют. По словам известного мастера Сунь Лутана, «в кулачном искусстве заимствуются (借) физические формы, но не используется физическая сила».

И все-таки имеются надежные способы проверить, насколько эффективно мы занимаемся.

Начинать нужно с усвоения статической стойки или, по-другому, правил «столбового стояния» 站庄. Эти правила подробно описаны в моей книге о тайцзицюань. Их смысл – достижение «устойчивости в центрированности» (возможно и обратное чтение: «центрированность в устойчивости») 中定. Проблема в том, что для начинающего эти правила непонятны и обременительны, поскольку, как я уже говорил, противоречат нашим привычкам – этим натруженным мозолям социализации. Наибольшую трудность представляет правильное положение копчика, которое должно быть «центрированным и прямым» 中正. Почти у всех он отставлен назад – еще один не самый привлекательный результат жизни в обществе. Кроме того, точное выполнение правил стойки задействует мышцы совершенно иным и во многом не совпадающим с привычным способом. От правильных занятий на первых порах болят бедра и икры. А новичку хочется поскорее «перейти к делу», начать двигаться, да еще и применять боевые приемы. Переходить к движениям, не усвоив статической позы, – это, наверное, самая большая опасность в занятиях тайцзицюань. Тут как нигде нужен наставник, который может заставить начинающего найти смысл в «стоянии столбом». Строго говоря, даже он не может сделать за ученика его внутреннюю работу: «молча познавать наощупь»墨試捶模. Но не все так безнадежно. Не зря сказано, что спасение приходит там, где опасность. Это спасение приносит внезапное ощущение действия ци, которое открывается нам в моменты реального расслабления равнозначного пику духовной чувствительности. Добиться этого можно, лишь старательно выполняя все правила, и главное, безупречно держа вертикальную ось (первое условие центрированности), добиваясь ощущения, что ноги погружаются в землю «на три вершка», а темя устремлено к небесам. Раз ощутив действие «энергии», нужно зафиксировать для себя этот опыт и понемногу осваивать, обживать его. Задача для прилежного ученика вполне посильная.

Центрированность есть то, что можно назвать «корнем» нашей жизни. В ней мы прозреваем исток нашего опыта и открываемся всем метаморфозам бытия, оставаясь предельно целостными и собранными внутри. Но главное, мы достигаем посредством нее абсолютного покоя, который есть семя всех движений. Поистине, безупречно двигаться будет только тот, кто умеет покоиться (аналогичным образом, лучше всех говорит тот, кто умеет молчать). Только из сокровенной центрированности, согласно древнему канону «Центрированность в обыденном» 中庸, выходит «согласие» вещей, доступное наблюдению. Другое классическое описание центрированности имеется в медицинском каноне Китая, где о нем сказано так: «проницать Небо и Землю, держать в руке Инь и Ян, дышать одухотворенным ци, стоять одиноко и оберегать дух, мыщцы и ткани тела – как одно». Цель «стояния столбом» – достичь предельного расслабления тела, что обеспечивает свободную циркуляцию крови и жизненной энергии в организме. Одновременно воля и дух достигают предельной сосредоточенности.

При точно выверенной центрированности тело кажется почти невесомым, «пустотным», как если бы мы находились в воде (еще один традиционный образ). Фиксацию отдельных аспектов жизненного динамизма не нужно путать с предметностью состояния или опыта. Центрированность – реальность динамическая, ускользающая. Она требует от учащегося «быть как будто расслабленным, а не расслабленным» 似鬆非鬆, держать рот и глаза «как будто открытыми, а не открытыми», «как будто касаться, а не касаться» и т.д. Тут требуется не сознание чего-то, а именно чистая сознательность, внутренняя просветленность духа.

Поскольку центрированность – это не субстанция или сущность, а гармоническое всеединство бытия, она не может быть предметом объективного знания, ей можно только следовать. Удержание центрированности предполагает безупречно точное чувство момента и размеренности движений. Важно отличать центрированность от вертикальной оси тела и тем более его центра тяжести. Центрированность – реальность динамическая, ускользающая, включающая в себе виртуальное измерение, ведь ее достигают благодаря «самоопустошению». Центр тяжести – вещь косная, и он проявляется там, где есть конфронтация. Очень точное, хотя и несколько загадочно-парадоксальное определение центрированности принадлежит Чжэн Маньцину, который назвал ее «устойчивостью, не поддающегося фиксации» 定無所定. Речь идет о некоем динамическом равновесии всех жизненных сил. Чувство центрированности или, можно сказать, «текущего момента» позволяет чувствовать «срединную точку» в противнике и воздействовать на нее без физических усилий. Но чтобы достичь этой способности, нужно уметь открываться противнику, принимать его и в этом смысле – любить его. «Любить ближнего» и «врага» как раз означает чувствовать центрированность других, ведь речь идет о пространстве, в котором нет физического расстояния, и импульс силы передается мгновенно.

Отдельный вопрос: как заниматься столбовым стоянием? В некоторых «внутренних стилях» ушу, например, в школе Дачэнцюань大成拳 , требуется практиковать стояние столбом без ограничений, лучше всего по 8-10 часов в день. Однако мастера тайцзицюань в подавляющем большинстве такого требования не выдвигают и часто вообще не акцентируют эту практику. Например, мастер школы У 武 У Вэньхань советует ограничиться получасом, после чего уделить некоторое время ходьбе. Эти упражнения можно заменить стоянием в той или иной нормативной фигуре в течение 10 мин.. Учитель Линь Алун тоже не считает, что статичные стойки нужно практиковать отдельно. Причина в том, что вся практика тайцзицюань есть претворение принципов «устойчивости в центрированности» и блюдения покоя в движении. Разделение статики и динамики способствует и разделенности в сознании (а «царство разделенное» не устоит!). Кроме того, неправильное выполнение столбового стояния вызывает напряжение в бедрах и особенно коленях.

В классических текстах тайцзицюань сказано: «в покое соединяется, в движении разделяется» 靜則和,動則分. Это означает, что между движением и покоем имеется некая скрытая преемственность и, более того, одним проясняется, поверяется другое. Подлинный смысл покоя – в движении, а смысл движения – в покое. Важное достоинство занятий тайцзицюань заключается в том, что его различные аспекты определяют, развивают друг друга, а вся практика тайцзицюань поверяется жизнью, тогда как ценность самой жизни опознается благодаря тайцзицюань.

Глубинная, динамическая по природе преемственность движения и покоя позволяет трактовать первое как перемещение веса, т.е. плавный, лишенный разрывов и скачком перенос веса с одной ноги на другую, сопровождаемого четкой фиксацией «пустых» и «наполненных», иньских и янских (пассивных и активных) аспектов телесной динамики. Для этого нужно, во-первых, научиться полностью принимать вес тела на одну ногу и при этом расслаблять ее, как бы позволяя тяжести тела стекать в землю. Благодаря расслаблению, которое освобождает сознание от предметности и потому высвобождает весь его, так сказать, потенциал сознательности, физическая сила преображается в упомянутую выше «внутреннюю» или «духовную» силу, причем последняя действует только при наличии своего рода одухотворенной чувствительности. Каждый шаг воспроизводит стояние столбом, этот перпендикуляр небесного бытия на земной плоскости, так что во всех переменах поз претворяется «одна истина» 一理. Во-вторых, нужно уметь, выставляя ногу вперед, раскрывать таз, что делает шаг весомым, наполненным силой. В-третьих, нужно правильно перемещать переднюю ногу.

Держание вертикальной оси, скручивание и перемещение – три аспекта стереометрии тайцзицюань, присутствующие в каждом движении и составляющие определенную иерархию, где вертикали принадлежит первенство. Только совместное действие всех трех осей или сфер тайцзи (верх-низ, правое-левое, перед-зад) позволяет применять внутреннюю силу-цзинь. Кроме того, внешнее движение проистекает из внутреннего динамизма «воли» и ци, что, собственно, и выражено в правиле: «применяй волю, а не силу». Еще одно важное правило гласит: «первым движется копчик» 尾椎始動. Это означает, что в свете духовной чувствительности импульс движения исходит из «источника жизни» в теле, каковым являются почки. Со временем мастер тайцзицюань развивает в себе чувство «шарика тайцзи» в низу живота, вращение которого определяет вектор выброса «духовной силы».

В теле, которое представляет собой ничто иное, как складки тканей, ци, согласно классической формуле, «движется изгибами», т.е. посредством скручивания и раскручивания, ее путь может быть лишь намечен пунктиром. Другими словами, оно одновременно присутствует и отсутствует, движется и покоится. Соответственно, внешние движения осуществляются по спиралевидной траектории и в каждый момент наполнены покоем и усилием расслабления. Вес перемещается от пятки задней ноги к носку другой и тем же способом назад. Сознание чутко отслеживает местонахождение веса тела.

Нужно понять, что моменты углубления, ухода вовнутрь и вниз этой спирали тайцзи (моменты «складывания», чжэде 折疊 или «точки опускания», лодянь 落點) только и позволяют осознать действие силы-цзинь. Каждое движение начинается как бы с «затакта», противоположно направленного (таково же правило движения кисти в китайской каллиграфии). В то же время нужно позволить каждому движению естественным образом исчерпать себя и дать проявиться импульсу нового, обратного движения. Сила-цзинь действует только в момент пика сознательного расслабления, и надо уметь дать ей проявиться. Ни в коем случае нельзя торопить или формировать ее действие. Классическая формула гласит: «соответствуй сущему в таковости существования». «Соответствие сущему» здесь означает умение дать претвориться мощи жизни в нас, не пытаясь действовать самочинно. Расчеты соотношения веса на разных ногах не столь существенны. Гораздо важнее учиться расслаблять ногу, находящуюся под весом.

Существует определенная последовательность в разучивании модусов движения. Сначала нужно учиться растягиваться, и, только овладев этой фазой, нужно начинать учиться сжатию в растянутости, т.е. внутреннему сосредоточению, погружению в глубину сознания в моменты смены вектора движения. Только так учащийся может понять условия генерирования «внутренней» силы-цзинь 勁, которая в моменты полного «сброса» веса в землю и переноса веса как бы отдается, становится ощутимой в задней части головы (что соответствует формуле «в пустотной одухотворенности сила вверху» 虛靈頂勁 или «в пустоте сила возводится к макушке» 虛領頂勁). В них говорится:

В текстах семьи Ян есть попытка описать описать соотношение внутреннего и внешнего движений. В них говорится: «невозможно познать корень наших движений, не вникая в исток нашего сознания и чувствования… При внутреннем движении мы обладаем сознательностью, а при внешнем движении мы обладаем чувствительностью. Без внутреннего движения нет и чувствительности, без внешнего движения нет и сознательности. Когда внутреннее движение достигает предела, оно переходит в движение внешнее. Когда чувствительность обретает полноту, появляется сознательность. Внешнее движение и сознательность усвоить легко. Внутреннее движение и чувствительность усвоить трудно».

Итак, внешние движения в тайцзицюань не имеют самостоятельного значения. Они – только условия повышения духовной сосредоточенности, и их уподобляют «теням» внутреннего состояния. Их настоящая ценность в том, что они дают возможность «свернуться», войти в себя, что невозможно, если мы сначала не растянемся, не раскроемся (это прямо засвидетельствовано в классических текстах тайцзицюань). Учение есть, как говорили старые мастера, «прикосновение к тени учителя». Мастер воздействует, как считалось в Китае, «образом жизненной силы»; его присутствие безотчетно выправляет внутреннее состояние и обостряет чувствительность именно потому, что дух и тело в практике тайцзицюань неразделимы. И чем яснее мы сознаем нереальность внешних форм, тем сильнее ощущаем воздействие внутренней «прямоты» мастера.

В западной литературе можно встретить дикую мысль о том, что исполнение комплексов нормативных движений якобы не имеет отношение к боевому применению тайцзицюань. На самом деле исполнение нормативных «фигур» (их нормативность, впрочем, не формальная, а чисто внутренняя) есть самый эффективный и, в сущности, единственно возможный способ овладеть боевым потенциалом тайцзицюань, который определяется не «приемами борьбы», а уровнем одухотворенной чувствительности. Здесь действует все та же парадоксальная логика Великого Пути: чтобы приобрести, нужно все оставить; явит себя миру тот, кто сокроет себя, и т.д.

Поясним чуть подробнее правила переноса веса с одной ноги на другую. Это делается по спиралевидной траектории, напоминающей S-образную линию в центре эмблемы Великого Предела, от пятки задней ноги в носку передней и обратно в том же порядке. Точка, принимающая вес тела, есть также точка расслабления. Чтобы научиться расслабляться под весом, – а это и есть главный «секрет» тайцзицюань – требуется время. Поэтому старые учителя очень медленно расширяли репертуар разучиваемых движений. Опять-таки главный враг здесь – поверхностный «ум-обезьяна», судящий со стороны, и «воля-лошадь», неудержимо влекущая учащегося вперед к сияющим вершинам мастерства, не давая ему пройти путь ступенька за ступенькой. Но невозможно взобраться на вершину пирамиды, пытаясь перепрыгнуть сразу через несколько ступеней.

Соблюдение этих базовых правил тайцзицюань должно сопровождаться постепенным освоением чередования вдоха и выдоха, где на первых порах вдоху в основном соответствует фаза «растяжения» (кай 開), а выдоху – «сжатие» (хэ 合). Растяжение и сжатие относятся к первичной, вертикальной оси Великого Предела: первое предполагает как бы вытягивание позвоночника (у мастеров даже физически наблюдаемое) и соответствует «рассеиванию», второе не имеет видимых признаков и соответствует полному «оставлению», как бы спонтанному отпусканию натянутой тетивы лука. Этому ритму соответствует цикл «накопления» (стадия «растяжения») и «выброса» (стадия «сжатия») силы-цзинь. Подобно моторчику, подкачивающему надувные фигуры на современных праздниках, он дает импульс для приращения «внутренней силы». Включать цикл «растяжения-сжатия» необходимо постепенно, уже имея ясное сознание соотношения «пустых» и «наполненных», янских и иньских мест в жизненном пространстве тела.

Описанные циклы знаменуют, в сущности, взаимопроникновение движения и покоя, благодаря чему, как уже говорилось, одно может корректировать другое, и эта непрерывно утончающаяся игра оппозиций ведет ко все большей просветленности сознания.

Это «внутреннее достижение» (нэй гун 內功), составляющее подлинный смысл исполнения нормативных комплексов, обычно определяется как «питание жизни» или жизненной силы. Оно и составляет основу практики тайцзицюань. Ее главная цель – достижение гармонически-цельного состояния, в котором, по определению мастера Ван Юнцюаня, сердце пусто, воля чиста, и поэтому «обретается подлинное». В тексте, приписываемом полулегендарному основоположнику тайцзицюань Чжан Саньфэну, об этом сказано так:

«Постигающие тайцзицюань созидают основу Дао. В обретении Дао главное – питание сердца и упокоение природы, собирание энергии и сосредоточение духа. Если сердце не может быть покойным, природа взбаламутится. Если энергия не будет собрана, дух придет в смятение. Когда сердце и природа не в согласии, энергия и дух не сходятся, то все тело с его четырьмя конечностями и сотней энергетических меридианов омертвеет. И тогда даже правильное исполнение фигур не даст результата».

Владимир Малявин

Оригинальные страницы на сайте "Средоточия":

Тайцзицюань — один из самых распространённых внутренних стилей ушу . В переводе с китайского означает — "кулак великого предела ".

История возникновения тайцзицюань имеет две версии. По первой версии, своим возникновением и развитием тайцзицюань обязан семье Чэнь , основавшей его в XVII веке. Создателем стиля является Чэнь Вантин — именно от него можно проследить непрерывную передачу традиции. Согласно второй версии, тайцзицюань зародился в двенадцатом веке — у истоков стиля стоял знаменитый даос Чжан Саньфэн . Его заслугой стало объединение даосских внутренних практик управления энергией (ци) с различными стилями боевого ушу , которые он познал в своих путешествиях, встречаясь с прославленными мастерами, монахами, воинами.

Современной популярностью тайцзицюань обязан Ян Лучаню , который в середине 19 века пропагандировал данный стиль и даже преподавал его в императорском дворце. Именно тогда тайцзицюань разделился на два направления — боевому аспекту Ян обучал воинов, а придворных более интересовали оздоровительные упражнения. В начале двадцатого века, после буржуазной революции, стиль тайцзицюань стал стремительно распространяться по всему Китаю. Интересно, что несмотря на притеснения мастеров ушу, китайские власти эпохи Мао Цзэдуна проявили интерес к оздоровительному аспекту тайцзицюань. В 60-х годах 20-го века были опубликованы книги "Упрощённое тайцзицюань " и "88 движений тайцзицюань ", по ним трудящиеся имели возможность самостоятельно обучаться основам данного стиля, касающимся, разумеется, только его оздоровительных аспектов.

По некоторым сведениям, тайцзицюань является самым массовым стилем ушу — он получил наибольшее распространение не только в Китае, но и во всем мире. В чем же его секрет? Прежде всего, это минимальные требования к физической подготовке и возрасту занимающихся — касается оздоровительного направления. Медленные плавные движения позволяют наладить правильную работу опорно-двигательного аппарата, помогают сконцентрироваться и отрешиться от внешнего. Чем-то движения в тайцзицюань похожи на движения ребёнка — они максимально гармоничны и естественны . Мягкие перекатывающиеся шаги, плавные движения рук — все это в сочетании с правильным дыханием позволяет работать не только на физическом уровне, но и параллельно осуществлять внутренние практики, развивать чувствительность, управлять универсальной энергией ци. Таким образом, тайцзицюань немыслим без цигуна , это ещё одно отличие его от других стилей ушу, в которых внутренней работе может уделяться меньшее внимание. Движение в тайцзицюань никогда не замирает — постоянно ощущается переход от активности (ян ) к пассивности (инь ). Занимающийся находится все время внутри энергетического шара, контролируя его размеры, плотность. Существуют комплексы тайцзицюань и с различным оружием — прежде всего с мечом (дзянь).

Достаточно один раз увидеть комплекс тайцзицюань в исполнении мастера, чтобы навсегда полюбить этот красивый стиль. Но, к сожалению, как это часто бывает, массовость и широкое распространение стиля отрицательно сказываются на качестве его преподавания. Многие увлекаются внешней стороной движений, не улавливая их сути, что превращает тайцзицюань в простой танец. Разумеется, эффект от таких занятий гораздо меньший, чем мог бы быть. Дело в том, что тайцзицюань — это боевой стиль ушу , предназначенный для применения в бою и зарекомендовавший себя как очень эффективное средство противостояния одному или нескольким противникам. Мастера тайдзи способны, концентрируя в ударе энергию ци, ломать толстые доски практически без замаха — коротким ударом с расстояния нескольких сантиметров. Конечно, подавляющееся большинство занимающихся изучают тайцзицюань не ради применения в бою, а для здоровья и самосовершенствования, но суть в том, что необходимо понимать каждое движение тайдзи ещё и как боевое применение, именно тогда возникает осознание — почему стойки, шаги, движения рук и ног именно такие, а не другие. Туй шоу — один из методов изучения тайцзицюань, подразумевающий работу в парах, позволяет осуществить переход от оздоровительных практик к пониманию гармонии тайдзи как боевого искусства.

Резюмируя суть тайцзицюань, можно сказать, что это — уникальное искусство саморазвития , включающее и боевое искусство , и оздоровительную систему , и медитативную практику . Тайцзицюань — это один из оптимальных и гармоничных путей познания цигун — практики управления своей внутренней энергией. Как и цигун тайцзицюань требует одновременного действия трёх факторов — сознания, движения и дыхания. На стыке цигуна и тайцзицюань возникли комплексы упражнений тайдзицигун .

По одной из распространённых классификаций, тайцзицюань включает следующие направления:

  • тайцзицюань семьи Чэнь;
  • тайцзицюань семьи Ян и его разновидности;
  • тайцзицюань У Юйсяна;
  • тайцзицюань У Цзяньцюаня;
  • тайцзицюань семьи Сунь;
  • прочие направления: "тайцзицюань деревни Чжаобао ", "тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси ", семейный стиль Шэнь и т.д.;
  • даосские стили, например Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай).

Так что же получит занимающийся тайцзицюань? Во-первых, физическое и духовное здоровье, долголетие. Во-вторых, средство для релаксации и снятия напряжения, возможность быстрого преодоления стресса и осознанных действий в экстремальных ситуациях. В-четвёртых, гармонизацию эмоциональной сферы и межличностных отношений. Ну а кому этого недостаточно, можно прислушаться к мнению адептов стиля, которые рассматривают тайцзицюань как путь к просветлению.

Практикующему тайцзицюань будет полезно подумать над несколькими поэтическими метафорами, используя которые, китайцы дают точные и ёмкие характеристики различным аспектам тайдзи:

  • "Нет формы, нет тени ". "Я " занимающегося соединяется с миром, растворяясь в нем, теряя свою форму;
  • "Все тело прозрачное и пустое ". Опустошение сознания, концентрация на энергии — даёт объективное восприятие и возможность правильной реакции;
  • "Забудь окружающее и будь естественным ". "Каменный колокол подвешен на Западной горе ". "Чистый источник, спокойная вода ". Сознание открыто, свободно, безгранично. Прекращение внутреннего диалога;
  • "Тигры ревут, обезьяны кричат ". "Бурная река, штормящий океан ". Безграничная мощь приложения накопленной энергии;
  • "Всем своим существом совершенствуй свою жизнь ".

Эта традиционная оздоровительная система родом из Китая состоит из восемнадцати отдельных упражнений, воздействующих на человеческую жизнь.

Тайцзи цигун – это лечебная укрепляющая гимнастика и отдельная философия, практикуя которую человек получает возможность наладить и свой эмоциональный фон. Эта восточная система не сложна в выполнении, она подойдет практику любого возраста, а тренировки будут по силам каждому.

Цигун Тайцзицюань

Цигун Тайцзи на самом деле является боевым искусством, только в нем вы не найдете отработки ударов и резких движений. Этот вид практики больше похож на оздоровительный цигун, нежели на боевую систему.

Отличительная особенность этой системы — наличие в ней 18 различных форм, которые и отрабатываются во время занятий.

Все эти формы, по сути, являются различного рода захватами, заломами, бросками. Выполнение же их происходит плавно, без резких движений и физических усилий. Незнакомые с техникой цигун люди могут даже подумать, что практики выполняют своеобразные танцы. Система Тай Чи – это грациозное и прекрасное искусство, основывающееся на укрепляющих и целительных упражнениях. Большое внимание во время занятий уделяется дыханию и движению энергии Ци .

Цель Тай Чи цигун – восстановить постоянную циркуляцию Ци в теле практика, а также закрепить все выполняемые движения в его мышечной памяти. Хоть Тай Чи и является боевым искусством, как упоминалось выше, но конкретно для боя эта техника не используется. Тайцзи цигун готовит практика к возможной битве, закрепляя в подсознании все 18 форм, закаляет его физическую оболочку, делает ее более выносливой, пластичной и крепкой.

Тай Чи цигун: видео 18 форм

«Тайцзи» переводится с китайского как «великий предел», это настоящее искусство боя, но без применения какого-либо оружия.

Современные практики также отмечают положительное влияние Тайцзи цигуна на физическое здоровье. Как и любой цигун, эта практика основывается на живительной и исцеляющей силе потоков Ци . Во время практики человек напитывает свои внутренние органы и системы, связки и сухожилия жизненной силой.

На фоне систематических упражнений отмечается укрепление здоровья, усиление всех защитных свойств организма. К тому же, Тай Чи возвращает телу гибкость и подвижность, стимулирует обновление организма, очищает его от скопления негативной энергетики.

Тай Чи: цигун для начинающих

Многие люди имеют ошибочное представление о боевых искусствах Востока. В частности, китайские методики современному человечеству могут казаться чрезмерно изощренными, вычурными и сложными. Но это совсем не так. В китайских учениях вы вряд ли встретите по-настоящему трудные системы (за исключением жесткого цигуна). Основная суть китайской практики – укрепить свой дух и свое тело при помощи энергии Ци .

18 упражнений Тайцзи цигун отличает их грациозность и плавность движений. Достаточно лишь несколько раз просмотреть обучающий видеоматериал, чтобы уловить основные идеи и упражнения практики. Даже самый неопытный ученик под руководством описанных ниже упражнений-форм сможет легко освоить их и регулярно практиковаться.

18 упражнений Тайцзи цигун: видео урок

Все, что стоит знать – традиционно цигуном занимаются в специальной легкой и просторной одежде. Не облачайтесь в спортивный костюм или в одежду для йоги, поскольку философия Тай Чи подразумевает свободное течение потоков силы Ци вокруг вас в пространстве, а тесная одежда может его затруднить.

Отличным вариантом будет свободный костюм из хлопка или даже просторная ночная пижама. В идеале рукава вашего облачения должны свободно провисать под кистями, а низ штанин не обтягивает щиколотки.

Благодаря легкости освоения данного комплекса, практиковать его сможет даже человек преклонного возраста и неопытный новичок, далекий от восточных единоборств. Не забывайте о том, что искусство Тайцзи не обязательно применять в боях или изучать его сугубо для самозащиты. Практика благосклонна по отношению к человеческому здоровью, она восстанавливает работу внутренних органов и налаживает функцию систем.

18 форм Тайцзи цигун: описание техники

18 форм Тайцзи цигун, видео которых приведены ниже – это настоящее искусство управления древней живой силой Ци . Основу комплекса составляют учения Мастера Линь Хоушэна, опубликованные им в пособии «Сто вопросов о цигун».

Тайцзи цигун: 18 форм, обучающее видео

Система выполняется поочередно, от первой формы к восемнадцатой, без пауз между ними и промедлений. Таким образом достигается мощный и ощутимый эффект напитки физической оболочки силой Ци , а также ее гармоничного распределения внутри организма.

18 форм Тайцзи цигун

Форма 1

«Регулирование дыхания»

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки расслаблены и висят вдоль тела.
  2. На вдохе плавно поднять руки вперед до уровня плеч, ладони направлены вниз.
  3. Производится медленный выдох. Держа спину ровно, чтобы она сохраняла вертикальное положение, немного согнуть колени и присесть. В это же время ладони рук опускаются вниз, как бы давя воздух до уровня пупка.

Форма 2

«Раскрывать объятья»

  1. Медленный вдох. Руки поднять вперед до уровня груди, при этом сохраняя их параллельность полу. В это же время выпрямить ноги. Ладони направить друг на друга. Раздвинуть руки в разные стороны.
  2. Медленный выдох. Руки свести вместе перед собой. Повернуть ладонями вниз. Согнуть немного колени.
  3. Повторить 6 раз.

Форма 3

«Красочная радуга»

  1. Медленный вдох. Руки поднять до уровня груди, выпрямить ноги. Руки продолжают движение вверх, пока не окажутся на самом верху, а ладони не будут направлены вперед.
  2. Вдох продолжается. Весь вес тела переносится на правую ногу, она немного сгибается в колене. Левая нога прямая и касается пола только носком. Левая рука опускается влево, ладонь направлена вверх. Правая рука заносится над головой с полусогнутым локтем. Корпус немного наклонен влево.
  3. Медленный выдох. Вес тела переносится на левую ногу, правая нога выпрямляется, руки проходят верхнюю точку и уже правая рука находится внизу, а левая над головой. Корпус немного наклонен вправо.
  4. Повторить 6 раз.

Форма 4

«Разделение облаков»

  1. Центр тяжести вновь распределяется между обеими ногами равномерно.
  2. Глубокий вдох. Руки поднимаются вверх, ладони направлены вверх, в верхней точке руки скрещиваются.
  3. Глубокий медленный выдох. Руки по полукруглой траектории сбоку опускаются вниз и скрещиваются на уровне живота. В этот же момент ноги немного сгибаются в колене.
  4. Медленный вдох. Руки поднимаются вновь по полукруглой траектории и скрещиваются над головой.
  5. Повторить 6 раз.

Форма 5

«Развертывание свитка»

  1. Плавный вдох. Левая рука вытянута вперед, ладонь направлена вверх. Правая рука описывает полукруг, проходя мимо живота и поясницы, опускается вниз. Затем следует подъем с описанием полной дуги. Корпус поворачивается вправо.
  2. Плавный выдох. Правая рука сгибается в локте, ладонь поворачивается вперед и выводится вперед.
  3. Плавный вдох. Левая рука описывает дугу, корпус поворачивается влево. А правая рука вытянута вперед
  4. Плавный выдох. Левая рука сгибается в локте, ладонь поворачивается вперед и выводится вперед.
  5. Повторить 6 раз.

Форма 6

«Посреди озера плыть на лодке»

  1. Плавный вдох. Когда левая рука выводится вперед, обе руки выпрямить и поднять перед собой.
  2. Плавный выдох. Нагнуться вперед, при этом руками совершается круговое движение.
  3. Плавный вдох. Руки, дойдя до крайнего заднего положения, поднимаются вверх, а спина выпрямляется.
  4. Повторить 6 раз.

Форма 7

«Тянуть шар перед плечами»

  1. Плавный вдох. Спина выпрямляется. Представить, что в левой руке находится тяжелый предмет. С усилием прямой рукой сделать круговое движение в правую сторону, при этом центр тяжести тела следует за воображаемым тяжелым предметом. Ладонь направлена по направлению движения руки.
  2. Плавный выдох. Рука возвращается в исходное положение.
  3. Плавный вдох. Упражнение проделывается аналогично для правой руки.
  4. Повторить 6 раз.

Форма 8

«Поворачивая тело, наблюдать луну»

  1. Встать ровно и расслабить тело.
  2. Плавный вдох. Выпрямленные руки двигаются влево, затем назад и вверх. Голова повторяет эти движения. Корпус следует за руками и поворачивается.
  3. Плавный выдох. Вернуться в первоначальную позицию.
  4. Выполнить аналогичное движение вправо.
  5. Повторить 6 раз.

Форма 9

«Скручивание поясницы и толчок ладонью»

  1. Плавный вдох. Кулаки прижать к бокам туловища на уровне поясницы, ладони направлены вверх. Локоть левой руки отвести немного назад. Правый кулак разжимается и выводится вперед.
  2. Плавный выдох. Возврат в исходную позицию.
  3. Повторить то же самое для левой руки.
  4. Повторить 6 раз.

Форма 10

«Руки-облака»

  1. Плавный вдох. Ладонь левой руки располагается перед лицом на уровне глаз. Ладонь правой руки направлена влево и выводится вперед. Корпус поворачивается также влево, а руки движутся вместе с ним.
  2. Плавный выдох. Ладонь правой руки располагается перед лицом на уровне глаз. Ладонь левой руки направлена вправо и выводится вперед. Корпус поворачивается также вправо, а руки движутся вместе с ним.
  3. Повторить 6 раз.

Форма 11

«Вычерпывание моря, наблюдение за небом»

  1. Плавный вдох. Левая нога ставится на полшага вперед.
  2. Плавный выдох. Тело наклоняется немного вперед, руки скрещиваются перед коленями.
  3. Плавный вдох. Выпрямить тело и немного прогнуть спину, скрещенные руки поднять вверх над головой и развести в стороны.
  4. Выполнить 6 раз.

Форма 12

«Толкание волн»

  1. Плавный вдох. Весь вес тела на правой ноге. Руки подтягиваются к груди и сгибаются в локтях.
  2. Плавный выдох. Вес тела переносится на левую ногу, корпус наклоняется немного вперед, руки толкают перед собой невидимую стену и останавливаются на уровне глаз
  3. Плавный вдох. Возврат в исходную позицию.
  4. Выполнить 6 раз.

Форма 13

«Летящий голубь раскрывает крылья»

  1. Плавный вдох. Вес тела на правой ноге. Ладони развернуты друг к другу. Руки разводятся в разные стороны.
  2. Плавный выдох. Вес тела переносится на левую ногу. Руки сводятся в исходное положение.
  3. Повторить 6 раз.

Форма 14

«Выпрямление руки, удар кулаком»

  1. Глубокий вдох. Встать ровно, ноги на ширине плеч. Кулаки прижать к бокам корпуса на уровне поясницы, ладони направлены вверх. Произвести удар правой рукой вперед.
  2. Глубокий выдох. Возврат руки в исходное положение.
  3. Выполнить 6 раз.

Форма 15

«Парящий орел»

  1. Плавный вдох. Руки раздвинуть в стороны, ладони направлены вниз.
  2. Плавный выдох. Глубокий присед, руки сохраняют свое положение.
  3. Повторить 6 раз.

Форма 16

«Летящее колесо вертится по кругу»

  1. Плавный вдох. Руки выпрямить перед собой. Начать выполнять вращение всем корпусом влево и вверх.
  2. Плавный выдох. Вращение вправо и вниз.
  3. Выполнить 3 раза в одну сторону и 3 раза в другую.

Форма 17

«Топающий шаг, хлопанье мяча»

  1. Плавный вдох. Правая рука поднимается прямо перед собой, параллельно поднимается левая нога. Затем опустить и ногу и руку.
  2. Плавный выдох. Выполнить упражнение с левой рукой и правой ногой.
  3. Повторить 6 раз.

Форма 18

«Надавливание ладонями, успокоение жизненной энергии ЦИ»

  1. Плавный вдох. Руки расположены на уровне живота, ладони направлены вверх. Поднять руки до уровня глаз.
  2. Плавный выдох. Ладони развернуть вниз и опустить на уровень живота.
  3. Повторить 6 раз.

Тайцзи цигун – комплекс из 18 упражнений, в котором одно упражнение плавно перетекает в другое. Таким образом, каждая форма выполняется сразу вслед за предыдущей, образуя неразрывную систему.



 

Возможно, будет полезно почитать: