Занятия физкультуре мл гр. Занятие по физкультуре во второй младшей группе "Весёлые воробушки"

Цель: Знакомить детей с выразительными возможностями движений.

Задачи:

1.Упражнять детей в катании мяча друг другу.

2.Учить детей ходить по ребристой доске, перешагивая через предметы.

3.Корригировать внимание, развивать правильное дыхание.

4.Корригировать осанку в процессе выполнения упражнений.

5.Воспитывать умение внимательно слушать инструкции воспитателя и выполнять их.

Атрибуты: Бубен, игрушка зайца, планшетка, мячи, ребристая доска, набивные мячи. Ширина доски=20 см., длина=2-3м.

Время занятия: 15 минут.

Ход НОД:

Вводная часть — 2 мин.

Цель: Подготовить организм к небольшой физической нагрузке.

Дети входят в зал и встречаются с зайчиком, который приглашает детей в гости к себе, т.к. ему скучно одному в лесу. Ребята отправляются в «лес».

1.Ходьба (10 с.)

2.Ходьба на носочках — дети, покажем какие высокие, высокие деревья растут в лесу (7 с.)

4.Бег в медленном темпе — вдруг дети увидели волка и быстро убежали от него (15 с.)

5.Ходьба — вот мы и пришли в домик к зайчику (50 с.)

Каждый ребенок занял себе «место»- построение в круг.

Основная часть — 10 мин.

Цель: Дать детям небольшую физическую нагрузку.

ОРУ без предметов.

Ребята, зайка просит, чтобы вы показали, как мы умеем выполнять упражнения. Покажем зайке?

1.»Зайки играют с солнышком»

И.п.: стоя, ноги на ширине ступни (узкой дорожкой), руки за спиной.

Вып.: 1 — вытянуть руки на уровне плеч («погреть на солнышке»). 2 — и.п. (спрятать) (5 р.)

2.»Зайки собирают цветы»

И.п.: ноги на ширине ступни (узкой дорожкой), руки на поясе.

В.: 1- присесть «сорвать цветочек»; 2- встать (и.п.) (5 р.)

3.»Зайчики наклоняются»

И.п.: Сидя, ноги врозь, руки за спиной.

В.: 1 — наклониться; 2 — коснуться ладонями носков ног; 3-4 — выпрямиться, вернуться в и.п. (5 р.)

4.»Зайчики греются»

И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади.

В.: 1 — согнуть ноги в коленях, подтянуть к животу; 2 — и.п. (5 р.)

5.»Зайчики прыгают»

— прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (10 пр.)

— прыжки на двух ногах вокруг себя в чередовании с ходьбой (10 пр.).

Дыхательные упражнения.

1)»Подули на одуванчик»

В.: Сделать вдох, ненадолго задержать дыхание немного наклоняясь вперед, сделать медленный выдох («подуть на одуванчик») (2 р.).

2)»Понюхали цветы»

В.: Наклониться вперед, сделать «вдох» («понюхать цветы»), ненадолго задержать дыхание, выпрямиться, делая медленный «выдох» (2 р.).

Основные движения.

Ребята, зайчик мне сказал, что он хочет посмотреть, как вы умеете катать мяч друг другу. Давайте покажем ему. Встали все на зеленые квадратики друг за другом. Ребята, с Дианы до Андрея стоят на месте, остальные идите за мной, встали на розовые квадратики; сели на пол друг против друга. Катаем мяч друг другу, мяч не теряем.

Молодцы ребята, зайчику очень понравилось, как вы выполняли упражнения. А теперь давайте попрощаемся с зайчиком и уйдем из «леса» коротким путем, где нам надо перейти речку через бревно, которая покрыта сучьями, мы будем перешагивать через эти сучья (ходьба по ребристой доске, перешагивая через предметы) (5 р.).

Заключительная часть — 3 мин.

Цель: упражнять в беге по залу.

Наконец, дети, мы пришли в детский сад, сейчас мы с вами поиграем в игру «Зайка серенький сидит» (2 р.).

Зайка серенький сидит (взрослый садится)

И ушами шевелит (взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова).

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть (все хлопают в ладоши и повторяют 2 последние строчки)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать,

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать (все прыгают на одном месте).

Зайку волк испугал! (взрослый рычит)

Зайка тут же убежал! (дети разбегаются в рассыпную)

Молодцы, ребята, все были шустрыми и убежали от серого волка. А теперь давайте сядем на пол и закроем глазки, пусть глазки наши отдохнут — открыли, посмотрели на потолок – закрыли – открыли – поморгали – закрыли – открыли.

Молодцы, ребята, зайчику вы сегодня очень понравились, и он решил подарить вам медальки.

Людмила Галеницкая
Конспект занятия по физкультуре в младшей группе

Занятие на январь

Задачи : учить ходить друг за другом по кругу, по наклонной доске, перешагивать через приподнятую над полом палку; упражнять в ходьбе и ползании на четвереньках, в прокатывании и бросании мяча в цель, в перелезании через бревно.

Пособия : круг и дорожки (начерчены мелом на полу, по два кубика на ребёнка, 3-4 стула, палка, мешочки с песком, шишки, доска, игрушка, стойка с погремушками, небольшие мячи, два бревна, коробка, дуги, флажки. Для игры «Принеси игрушку» можно взять кирпичики из набора «Строительный материал» .

I. Вводная часть

Ходьба и бег друг за другом по кругу. Игра «Догони мишку» . Ходьба по кругу. Построение в круг.

II. Основная часть

Общеразвивающие упражнения.

1. И. п. -стоя, ноги на ширине ступни. Поднять руки с кубиками вперёд, постучать (кубики стук-стук, опустить, спрятав за спину (нет кубиков) 4-5 раз.

2. И. п. -сидя, ноги расставлены, кубики в руках. Положить жвумя руками кубики слева от себя, вернуться в и. п., взять кубики, вернуться в и. п., тоже выполнить вправо (4 раза) .

3. И. п. -лёжа на спине, кубики в руках, подтянуть колени к груди, постучать о них кубиками, сказать : «Тук-тук» , вернуться в и. п. (4-5 раз) .

4. И. п. -стоя, ноги на ширине ступни. Присесть, постучать кубиками о пол, сказать :»Тук-тук», вернуться в и. п. (4-5 раз) .

5. И. п. -тоже. Руки с кубиками согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Покружиться на месте (по 2 раза в каждую сторону) .

Основные движения

1. Перешагнуть через палку (высота 10 см, подпрыгнув, достать игрушку (на высоте 6-10 см от вытянутой руки ребёнка) 2 раза.

2. Сидя прокатить мяч двумя руками друг другу (расстояние 7 см) (2-3 раза) . Выполняется фронтально.

Подвижная игра

«Целься вернее»

Дети образуют круг, в центре которого на расстоянии 60 см от каждого ребёнка стоит широкая корзина. По сигналу воспитателя дети бросают мешочки с песком в корзину сначала правой, затем левой рукой из-за головы (2-3 раза) .

III. Заключительная часть

Ходьба с чередованием бега по дорожке («Полетели птички» ).

Игра «Принеси игрушку» . Бег 15 с (ширина дорожки 30 см, длина 3 м, игрушки поместить за бревном.

С 3-го занятия : по сигналу «Мишки» дети поползут на четвереньках по дорожке (ширина 20 см, длина 3 м) .

С 5-го занятия : ходьба и бег друг за другом; дети идут на четвереньках по доске, опираясь на ладони и носки ног.

С 7-го занятия : ходьба и бег за воспитателем между стульями, которые стоят на расстоянии 70 см друг от друга по ходу движения («Пойдёмте мимо домиков» ). Построение в круг. Воспитатель с коробкой обходит детей по кругу, дети берут из коробки по два кубика.

Следить, чтобы руки были прямые. Посмотреть на кубики.

С 5-го занятия : кубики заменить флажками, поднять руки в стороны, скрестить перед грудью, развести в стороны, опустить.

С 5-го занятия : наклоны туловища вперёд. Флажки положить возле ступней ног.

Следить за выпрямлением ног ви. п.

Следить за выпрямлением спины ви. п.

Следить за выпрямлением рук.

С 5-го занятия : поднять руки вверх, постучать флажками, опустить, спрятать за спину (4-5 раз) .

На 1-ом занятии : выполняется индивидуально, затем поточно.

С 5-го занятия : высота палки 15 см. После перешагивания пройти по наклонной доске, приподнятой от пола с одной стороны на 20 см. («Войди на горку» , «Сойди с горки» ). Страховка воспитателя обязательна. Подпрыгивание до игрушки исключить.

С 5-го занятия : прокатить мяч друг другу под дугу (находиться на расстоянии 40 см от ребёнка)

Следить за правильным замахом.

С 5-го занятия : увеличить расстояние до корзины до 70 см, мешочки с песком чередовать с шишками (через занятие ) .

С 5-го занятия : бревно исключить, ходьбу чередовать с прыжками, слегка продвигаясь вперед («Попрыгаем как зайчики к игрушкам» ). Игрушки поместить в противоположном конце комнаты. Дети приносят их и кладут в коробку.

Примечание : чтобы все дети организованно и одновременно перелезали через бревно (или скамейку, нужно на него (или её) наклеить или нарисовать разноцветные кружочки на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Сев на то место, где наклеен кружок, ребёнок быстро выполнит упражнение, не мешая товарищу.

Тема: Мячи – ловкачи.

Цель:

— совершенствовать двигательные умения и навыки.

Задачи: оздоровительные: сохранять и укреплять здоровье дошкольников, используя физические упражнения, дыхательную гимнастику, сохраняя правильную осанку;

образовательные: обучать, развивать и закреплять двигательные навыки, умения и физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции через игры и упражнения с мячом. Совершенствовать навыки владения мячом. Закреплять знания цветов.

воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, повысить любовь к систематическим занятиям физкультурой и спортом, интерес к их результатам. Развивать произвольное внимание.

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Оборудование: мячи (большие, средние) по количеству детей, бубен, 100 пластмассовых мячей 4-х цветов, скамейка, 1 большая корзина, 2 маленьких корзины, волейбольная сетка, зрительные ориентиры, мишень, свисток.

Вводная часть.

Р.ф.в. Ребята, сегодня к нам пришел гость, гость веселый, прыгучий, игривый. А кто он вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он круглый, он гладкий, Он так ловко скачет. Весёлый, забавный… Так что ж это? — (Мячик).

Р.ф.в. Правильно, ребята, это мяч. И сегодня мы будем все движения выполнять с мячом. И в разминке мячи нам тоже помогут:

— ходьба обычная (10сек);

— ходьба змейкой между набивными мячами, руки в стороны (10сек.);

— ходьба на наружных сторонах стоп, руки на поясе (10сек.);

— ходьба, перешагивая через набивные мячи, руки к плечам (10сек.);

— ходьба на носочках, руки вверх; (10сек)

— прыжки через набивные мячи, руки на поясе»

— непрерывный бег в медленном темпе (1 – 1,5мин.);

— ходьба с замедлением темпа движения(20 сек).

По ходу движения дети берут мячи, перестроение в три колонны.

Основная часть.

1. «Мяч – мячик, вверх – вниз скачет»

И.П.: — О.С., мяч в обеих руках перед грудью. Поднять мяч в прямых руках вверх, посмотреть на него. Вернуться в И.П. (5 — 6 раз)

2. «Мяч – мячик, с боку на бок скачет»

И.П.: — стоя, ноги на ширине плеч, мяч в прямых руках перед собой. Повороты корпуса вправо – влево. (5 – 6 раз)

3. «Надо мячик наклонить, так чтобы не уронить»

И.П.: — стоя, ноги широко поставлены, мяч в прямых руках над головой. Наклониться вперед, достать мячом пол, наклониться назад. И.П.(5 – 6 раз.)

4. «Мяч – мячик, быстро, ловко скачет».

И.П.: — стоя, ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках. Отбивание мяча о землю правой, левой рукой. (10 раз каждой рукой)

5. «Мяч-проказник убежал, догонять его я стал!»

И.П.: сидя, руки в упоре сзади, мяч на ногах у стоп. Катание мяча стопами ног к туловищу и обратно. (5 — 6 раз.)

6. «Быстро, ловко, высоко – прыгаем, как мяч, легко».

И.П.: — О.С., мяч на земле перед собой, руки на поясе. Прыжки на двух ногах вокруг мяча влево (вправо).

Дыхательное упр. «Рисуем мячик воздухом»

Сделать глубокий вдох, на выдохе – нарисовать мяч в воздухе.

Р.ф.в. Ребята, выполняя упражнения с мячом, вы показали свою ловкость и гибкость. А теперь давайте покажем, какие вы сильные, выносливые, быстрые.

Перестроение в одну колонну

1. Метание мяча в вертикальную цель из-за головы (высота центра мишени 1,5м., расстояние 1,5 – 2м). Способ организации поточный. 2 раза.

2. «Школа мяча». В кругу. И.П.: — ноги на ширине плеч, мяч в вытянутых руках перед собой.

— отбивание и ловля мяча двумя руками 10 раз подряд.

— подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками 10 раз подряд.

— отбивание мяча правой, левой рукой по 10 раз.

— отбивание мяча в ходьбе с поворотом по сигналу в другую сторону.

Построение в шеренгу по росту. Деление на две команды. Эстафеты.

3. Перебрасывание мяча через препятствие (волейбольную сетку) одной рукой. Команды строятся по разные стороны от сетки. По сигналу, команда перебрасывает мяч одной рукой через сетку, 2-я команда ловит и по сигналу вновь перебрасывает мяч через сетку. (3 раза).

4. «На чьей половине меньше мячей». По сигналу участники перебрасывают их на сторону противников. По окончании игры игроки подсчитывают мячи на своей половине. Команда, на половине которой меньше мячей, побеждает в игре.

5. «Ведение малого мяча змейкой».

6. «Салют». Для игры необходимо 100 пластмассовых мячей двух цветов, помещенных в большую корзину, и две корзины поменьше, в которую дети будут собирать мячи. Дети обеих команд становятся вокруг своих корзин, в которые они будут собирать мячи.. Остальные мячи высыпаются из большой корзины на пол. По свистку каждая команда собирает мячи нужного цвета в свою корзину. Чья команда быстрее соберет мячи и построится вокруг своей корзины, та и победитель.

Заключительная часть.

Построение в шеренгу по росту.

Игра малой подвижности «Мяч по скамейке».

Взяв мяч из своей корзины (предыдущая игра), Дети прокатывают мяч по гимнастической скамейке друг за другом, и забрасывают мяч в корзину.

Р.ф.в. Молодцы, ребята! Сегодня вы вместе со своими помощниками — мячами показали свои способности и хорошую физическую подготовку.

Сафонова М.В., д\с №63 г.Старый Оскол

Основная задача физической культуры в дошкольном учреждении – воспитание здорового, гармонично развитого, физически стойкого и психически уравновешенного ребенка. Развитие всех функций и систем организма в соответствии с возрастом.

Для того чтобы занятия приносили детям радость и способствовали формированию интереса к физическим упражнениям, мы стараемся использовать разнообразные методы и приемы. Одним из них является проведение занятий по физической культуре в форме двигательных рассказов. При таком способе все части занятия объединяются интересным сюжетом, общей темой. Сюжет обязательно подразумевает наличие какой-либо цели, к которой стремятся дети вместе с педагогом (собрать урожай, спасти сказочного персонажа и т. д.) . Таким образом, интрига, привлекающая детей, сохраняется на протяжении всего занятия и помогает сохранить неустойчивое внимание малышей.

Предлагаем вашему вниманию двигательный рассказ, который можно организовать с детьми младшей группы.

Цель: Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение; воспитывать интерес к занятиям по физической культуре.

Оборудование: гимнастические скамейки, маска-шапочка воробья, бревно, маска кота, стойки в форме деревьев, мостик-качалка.

I часть

Ребята, сегодня мы поиграем так. Вы будете маленькими воробышками, а я – вашей мамой воробьихой. (инструктор надевает маску воробья) .

Мама воробьиха

Зовет своих детей

«Ко мне, мои воробышки,

Летите поскорей!

Сегодня начинаем

Учится мы летать.

Скорее в круг вставайте

И будем начинать».

Построение в круг. Ходьба по кругу с характерными движениями рук «помахивание крыльями». «Мама воробьиха» показывает движение, а затем отходит в сторону, «присматривает за детьми». Пока «воробьиха» смотрит, дети выполняют ходьбу по кругу.

Уснула воробьиха, а воробышкам только того и надо. Расправили они крылышки и разлетелись кто куда. Летают воробышки по всему залу. (Бег врассыпную) .

«Воробьиха» просыпается.

Чик-чирик, чик-чирик,

Что за шум? Что за крик?

В круг скорее становитесь

И опять летать учитесь.

Дети становятся в круг, игра повторяется. Инструктор снова делает вид, будто засыпает, дети разбегаются врассыпную, затем «воробьиха» просыпается.

Задремала я всего на минутку,

Воробьишки расшалились не на шутку.

Буду строго я теперь следить за вами,

Чтоб послушными росли вы воробьями.

А сейчас, мои ребятки,

Воробьиная зарядка.

II часть. ОРУ.

  1. «Чистим перышки». И.п.: о. с. Сделать пружинку, наклонить голову вправо, и. п. , то же влево. Доз. 4 раза.
  2. «Расправляем крылышки». И.п.: ноги на ширине стопы, руки внизу. Поднять правую руку вверх, посмотреть, и. п. , то же с левой. Доз. По 4 раза.
  3. «Умываемся». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперед – характерные движения «умывание», и. п. Доз. 5 раз.
  4. «Найдем зернышко». И.п.: о. с. Присесть, постучать пальцами по полу, и. п. Доз. 4 раза.
  5. «Учимся летать». И.п.: то же. Прыжки на месте со взмахами рук.
  6. «Мы растем». И.п.: ноги вместе, руки внизу. Поднять руки верх, потянуться – вдох, и. п. – выдох.

Основные движения.

Полетим мы стайкой дружной,

Друг за другом встанем дружно.

Построение в колонну по одному.

На дальнюю полянку

Отправимся сейчас.

Там много вкусных зерен

Припасено для вас.

Ходьба в колонне «за мамой воробьихой».

Смотрите, сколько деревьев. Летим друг за другом, чтобы никто не отстал и в лесу не заблудился.

Ходьба змейкой между стойками.

Впереди поваленное дерево, давайте перепрыгнем его. (Прыжки через бревно.)

Пройдем по узкому мостику через речку. (Ходьба по мостику-качалке.)

Ой, ребята, пока мы ходили, ночь наступила, воробьям спать пора.

Проводится игровое упражнение «День – ночь».

Вот мы с вами и пришли на чудесную полянку, сколько здесь вкусных зерен. А тут будет наш дом (показывает на скамейки) . Сейчас я вас научу, как спрыгивать с веточки на землю (показ с объяснением) . Обратить внимание на то, чтобы дети ровняли носки по краю скамейки, спрыгивали мягко, приземляясь на полусогнутые ноги. Выполнять фронтально 3-4 раза.

П\и «Воробышки и кот».

III часть. Релаксация под фонограмму «Звуки природы».

Набегались воробышки за день, наигрались, спать захотели. Легли они на свои кроватки (коврики) , закрыли глазки. Тихо тихо лежат на кроватке ножки, расслаблены и спокойны руки. Стали воробышки засыпать. И приснилась им чудесная полянка, зеленая трава и красивые цветы. Вот летит пчелка, собирать мед с цветка, ветерок чуть колышет траву, солнце ласково согревает все вокруг. Стало воробышкам тепло и уютно, они посмотрели чудесный сон, проснулись отдохнувшими и бодрыми.

В детском саду физическому развитию детей уделяется особое внимание. Это направление учебно-воспитательного процесса в рамках реализации здоровьесберегающих технологий является приоритетным в системе дошкольного образования. Соответственно подготовка и проведение занятий по физкультуре требует от педагога методической точности в выборе приёмов взаимодействия с детьми конкретной возрастной группы. Рассмотрим особенности этой работы с малышами 3–4 лет, то есть с воспитанниками второй младшей группы.

Цели и задачи физкультурных занятий с детьми 3–4 лет

Образовательное направление «Физическое развитие» реализуется в учебно-воспитательном процессе, прежде всего, непосредственной образовательной деятельностью (НОД), то есть с помощью занятий физкультурой. Целевое направление этих уроков определено ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом) и заключается в:

  • выборе оптимальных форм взаимодействия с детьми для сохранения здоровья, укрепления организма ребят;
  • постепенном освоении важных для жизни движений (ходьбы с замедлением или ускорением, беговых упражнений, прыжков, метания, лазания и имеющего прикладной характер умения держать равновесие);
  • тренировке таких физических характеристик, как сила и скорость движения, а также выносливость и координация;
  • воспитании основных КГН - культурно-гигиенических навыков (одеваться по погоде и пр.);
  • формировании понимания здорового образа жизни (ЗОЖ), важности спорта.

На физкультурных занятиях дети второй младшей группы знакомятся с основными движениями

Для достижения поставленных образовательных целей на занятиях физкультурой педагогу необходимо систематически решать такие задачи:

  • отрабатывать разные виды движений, в частности, свободный бег, когда дети не шаркают ногами и не опускают головы, перекрёстно двигают руками и ногами;
  • обучать основным видам построений (в колонну по одному, в шеренгу, в круг), а также ориентированию при перестроении;
  • развивать навык опоры на две ноги во время прыжков с небольшой высоты для продвижения вперёд;
  • тренировать умение начинать и заканчивать упражнение в нужной для этого позе, в частности, принимать исходное положение при метании мягких мячиков или выполнении заданий на равновесие;
  • отрабатывать навыки направленного броска, катания мяча, развивать умение принимать мяч двумя руками;
  • тренировать навык хвататься за рейку во время лазанья;
  • отрабатывать умение передвигаться ползком;
  • формировать навыки катания на санках, лыжах (если в детском саду практикуются зимние виды спорта) и на трёхколёсном велосипеде;
  • обучать правильно действовать по условным сигналам «лови», «стой», «беги» и др., а также следовать правилам игр подвижного характера;
  • поощрять инициативность при выполнении заданий (к примеру, в играх с мячами, шарами и пр.);
  • развивать творческий подход в играх (например, при выборе роли или определении движений персонажа игры);
  • воспитывать уважение к правилам игры, умение им следовать, а также взаимодействовать в команде.

Это интересно. Занятия по физкультуре проводятся инструктором по физической культуре и спорту или, если такого специалиста в штате сотрудников нет, воспитателем.

Занятия физкультурой могут проводиться воспитателем, если в ДОУ нет штатной единицы инструктора по физвоспитанию

Виды занятий физкультурой во второй младшей группе

В педагогической практике ДОУ в работе с детьми 3–4 лет используются такие виды занятий физкультурой:

  • традиционные, в которых виды деятельности подбираются под тему урока и распределяются в определённые временные отрезки;
  • игрового характера (обычно это занятия - соревнования в отдельных видах спорта, например, футболе);
  • сюжетные (ход урока выстраивается по сценарию с участием разных персонажей);
  • танцевальные (обычно такие занятия готовятся совместно с хореографом);
  • ритмическая гимнастика (к этому виду относятся также фитнес-тренировки);
  • нетрадиционные (прогулки, походы с родителями и пр.);
  • тренировки (со второго семестра в перечень видов занятий добавляются уроки, на которых малыши отрабатывают упражнения, связанные с тем или иным видом спорта, например, набивают ногой мяч, как в футболе, или бросают мяч в корзину, как в баскетболе).

В каждом из этих видов планируется определённый, обоснованный темой и задачами, блок упражнений. На практике чаще всего занятия физкультурой носят смешанный характер и включают элементы деятельности разных уроков.

Виды упражнений для воспитанников 3–4 лет

Все психолого-педагогические аспекты взаимодействия с ребятами второй младшей группы ознаменованы возрастным кризисом, главным проявлением которого является желание всё делать самостоятельно. Однако «я сам» зачастую не совпадает с уровнем физического развития детей, тем самым возрастает риск травм и повреждений во время выполнения упражнений. Вот почему так важно выбирать виды работы, которые бы соответствовали уровню сформированности навыков и умений дошколят 3–4 лет.

Во второй младшей группе перечень видов упражнений шире, чем тот, что отрабатывался в первой младшей

Таблица: виды упражнений на физкультурных занятиях с детьми 3–4 лет

Вид упражнений Особенности возраста Примеры
Бег, ходьба У малышей зачастую тяжёлая, шаркающая походка, неравномерный темп и разная длина шагов, что явно проявляется в медленном беге или ходьбе. Также слабо развито умение координировать свои движения В мини-группах в прямом направлении. Этим упражнением обычно начинается занятие. В процессе выполнения дети учатся ориентироваться в пространстве, координируя свои движения с действиями товарищей.
Важно уделять внимание заданию на переключение с ходьбы на бег и наоборот
Всей группой в направлении прямо. Это упражнение решает к тому же воспитательные задачи: малыши учатся не толкаться
По одному в колонне. Это задание помогает ребятам вырабатывать ориентацию в пространстве, а также менять темп движения по сигналу
По кругу по ориентирам в виде кеглей, кубиков, флажков и пр. Воспитатель является направляющим, начинает движение в медленном темпе, затем переходит на бег, меняет направление движения
С остановками. Задания, тренирующие реакцию малышей. Используются для перестроений, в играх
Парами в разных направлениях. Упражнения приучают детей координировать свои движения, воспитывают чувство товарищества. На первых порах для соблюдения расстояния между парами можно использовать ориентиры в виде кубиков, флажков
Врассыпную. Тренируют ориентацию в пространстве, учат выполнять упражнения не толкаясь
С изменением направления движения. Задания развивают реакцию на условный сигнал
С перешагиванием через препятствия, расставленные на расстоянии 25–30 см. Развивают глазомер, а также координацию движений
Равновесие Упражнения с обязательной страховкой взрослого проводятся в течение всего года.
Важно: руки дети расставляют по сторонам, чтобы легче было держать баланс
Xодьба и бег по дорожке («тропинке», «мостику») шириной 25–30 см. Темп наращивается постепенно
Xодьба и бег по скамейке. Со временем задача усложняется: детям нужно присесть, хлопнуть в ладоши, попрыгать на опоре после условного знака
Со второго полугодия добавляется ходьба по верёвке, расположенной прямо или по кругу, а также ходьба по доске или бревну
Прыжки Детям 3–4 лет доступны многие виды прыжков, но контроль педагога за их выполнением обязателен, так как не все малыши хорошо координируют свои движения На месте. Задания несут имитационный характер, то есть малыши прыгают как «зайчики», «лисички». Обычно проводятся под музыку, движение выполняется после сигнала педагога
С продвижением вперёд. Частая ошибка: дети приземляются на выпрямленные, а не согнутые в коленях ноги. Поэтому педагог должен обязательно показывать движение и контролировать его выполнение
С небольшой высоты. Важно приземлиться на носки при согнутых коленях. Прыжки проводятся в мини-группах, чтобы педагог мог видеть ошибки детей
В длину с места. Важно следить за тем, чтобы ребята сгибали ноги и приземлялись на полусогнутые ноги, а, выпрямляясь, сохраняли равновесие
Метание Задания, направленные на развитие быстроты, ловкости и глазомера Перекатывание мячей товарищу в прямом направлении. Задание, требующее высокой организованности детей, так как им необходимо сохранять дистанцию в 1,5–2 м
Перекатывание мячей между предметов. Как показывает практика, дети довольно быстро осваивают этот вид упражнений
Бросание мяча педагогу. Если бросок слабый, а движения неуверенные, то нужно учить ребёнка делать задание по команде: «Бросай!».
Навык выполнения этого упражнения нестойкий, поэтому его рекомендуется повторять и вне занятий, на прогулке
Бросание мяча вверх с последующей ловлей. Поскольку детям сложно рассчитать мышечные усилия, чтобы подбросить мяч и потом его поймать, педагогу стоит сделать для малышей ориентиры: обручи, квадраты
Бросание вдаль в цель, расположенную горизонтально. Этот вид заданий отрабатывается весной, летом
Лазание Упражнения способствуют укреплению крупных групп мышц Ползание на четвереньках с опорой на коленки и ладошки. Упражнение проводится в начале учебного года. Постепенно задача усложняется
Подлезание под дугу. Важно напоминать и об ориентирах, то есть дугах, и о правильности исходного положения
Влезание на наклонную лесенку или шведскую стенку. Педагог страхует и следит, чтобы дети ставили стопу на середину, правильно обхватывали рейку: большой палец снизу, а остальные сверху

Как индивидуализировать задания

Основная задача индивидуализации работы с детьми 3–4 лет на занятиях физкультурой заключается в том, чтобы помочь малышам освоить те движения, которые у них ещё не получаются. Поэтому в описании многих видов упражнений оговаривается количественный состав участников: в мини-группах педагогу легче контролировать правильность выполнения учебной задачи. При этом особенность работы с упражнениями такова, что уже после 1–2 тренировок малыш без труда начнёт выполнять движение самостоятельно. Так, если у ребёнка не получается ползать, опираясь на колени и ладошки, при этом он подтягивает обе ноги, то педагогу достаточно пару раз повторить это задание один на один, чтобы малыш понял принцип его выполнения. Кроме того, подобрать «ключик» к каждому воспитаннику можно с помощью:

  • создания ситуации успеха на занятия (любой малыш, наряду с упражнениями, вызывающими затруднения, должен проявить себя в чём-то, что у него хорошо получается, вплоть до подготовки спортивного инвентаря для занятия);
  • рационального распределения детей в мини-группы и пары (в этих командах обязательно должны быть не только успешные ребята, но и те, у кого какие-то упражнения не получаются).

Главная цель индивидуализации заключается в оказании помощи каждому малышу в освоении упражнения

Какие приёмы использовать на занятиях физкультурой во второй младшей группе

При подготовке занятия педагог использует комбинацию из словесных, наглядных, практических и игровых приёмов.

Словесные способы взаимодействия

Поскольку дети 3–4 лет продолжают осваивать речь, очень важно обеспечивать им возможность расширять свой активный запас слов, а также усваивать модели построения простых и сложных предложений. К тому же, наблюдая манеру речи педагога, дети осваивают невербальные средства коммуникации: жесты, мимику, наполняя свои высказывания выразительностью и эмоциями.

Объяснение и беседа

Эти два приёма неразрывно связаны между собой, так как, разъясняя каждый этап занятия, педагог задаёт наводящие вопросы, касающиеся того или иного вида деятельности.

Объяснения на занятии должны быть:

  • краткими;
  • доступными, то есть строиться на известной детям лексике;
  • регулярными, что подразумевает их повторение даже при выполнении уже знакомых заданий.

Беседа во второй младшей группе носит вопросно-ответный характер и предполагает краткие ответы малышей: односложные или «да», «нет».

Например, при рассмотрении темы «Зимние забавы» своим воспитанникам я задаю такие вопросы:

  • Любите ли вы играть и веселиться зимой? В какие игры?
  • Какие зимние виды спорта вы знаете?

Объяснение и беседа могут идти параллельно

Загадки и стихотворения

Кроме того, что эти приёмы отлично тренируют память и расширяют кругозор, они ещё и помогают настроить малышей на работу, концентрируя их внимание на теме занятия. При подборе рифмованных строк воспитатель ориентируется на то, о чём предстоит рассказать детям.

Например, своим детям при рассмотрении темы «Транспорт» я предлагаю такие загадки:

  • Этот конь не ест овса,
    Вместо ног - два колеса.
    Сядь верхом и мчись на нём,
    Только лучше правь рулём. (Велосипед.)
  • Спозаранку за окошком
    Стук, и звон, и кутерьма.
    По прямым стальным дорожкам
    Ходят разноцветные дома. (Трамвай.)
  • Без разгона ввысь взлетает,
    Стрекозу напоминает.
    Отправляется в полёт
    Быстроходный … (вертолёт).

Что касается стихотворений, то, как показывает моя практика, они также являются прекрасным мотивационным приёмом, помогая ребятам быстрее включиться в тему. Например, занятие «Осень» мы начинаем со стихотворения «Осень в парке»:

  • Ходит осень в нашем парке,
    Дарит осень всем подарки:
    Фартук розовый - осинке,
    Бусы красные - рябинке,
    Зонтик жёлтый - тополям,
    Фрукты осень дарит нам.

Короткие сказки

Такие сюжетные зарисовки очень удобно использовать в начале занятия: дети быстро концентрируются и вникают в тему. Например, со своей группой при изучении темы «Птицы» на физкультурном занятии мы знакомимся с историей о том, почему птицы улетают на зиму в тёплые страны. «Давным-давно на Земле было жарко. Но климат начал меняться, и животным пришлось выбирать себе шубы или перья. Выбравшие перья стали птицами, научились летать, полюбили небо. Однако красивое оперение плохо грело, потому птицам приходится каждый год с наступлением холодов улетать в тёплые страны. И всё же ни одна птичка не променяет своё оперение на шубу».
После прослушивания сказки мы с детьми беседуем по вопросам:
- Почему давным-давно не нужны были шубы и перья?
- Что выбрали птицы: шубы или перья?
- Куда улетают птицы с наступлением холодов?

Этот словесный приём следует использовать нечасто, чтобы сказки не стали обыденными. Более того, при выборе историй нужно следовать правилу двух «не»:

  • не перегружать историю событиями (малыши 3–4 лет не смогут воспринять более 1–3 сюжетных поворотов);
  • не вводить более 2–3 персонажей, иначе детям будет сложно проследить действия каждого в такой короткий промежуток времени.

Рассказывание сказок может сопровождаться элементарными движениями, например, ходьбой в хороводе

Наглядные приёмы

В работе с дошкольниками важно помнить о свойстве сознания малышей воспринимать мир образами. Именно поэтому на занятиях любой (!) направленности должны быть:

  • картинки или доступные для понимания малышей схемы выполнения упражнений;
  • иллюстрации к словесным приёмам (например, к сказкам, загадкам);
  • игрушки, выступающие героями урока;
  • инвентарь (мячи, обручи, кегли и пр.).

Детям 3–4 лет важно увидеть, как задания выполняют педагоги в рамках демонстрации или участники видеоролика в формате показа.

Видео: разминка «Цыплята»

Дидактические игры

Игровая деятельность, направленная на ознакомление, отработку и закрепление обучающего материала, реализуется в дидактических играх. На физкультурных занятиях это вид игр имеет спортивную направленность.

Таблица: примеры обучающих игр на физкультурных занятиях во второй младшей группе

Название игры Цели Xод игры
«Отгадай загадку» Развивать умение дифференцирования движений, характерных для разных видов спорта Педагог читает загадки, дети разгадывают не словом, а движением. Например,
  • В честной драке я не струшу,
    Защищу двоих сестёр.
    Бью на тренировке грушу,
    Потому что я … (боксёр)
«Как правильно»
  • Формировать КГН;
  • тренировать основные движения
Педагог называет гигиеническую процедуру, говорит, в чём она заключается. Если утверждение верное, дети хлопают в ладоши. Если ложное, то приседают и исправляют ошибку
«Туристы» Тренировать навык выбора подходящих движений для преодоления препятствий Педагог выставляет на полу препятствия (кубики, кегли и пр.), задача каждого малыша обогнуть эти преграды движениями, ещё не использованными соперниками

Группа игр театрализованного характера

Развитие навыка имитации является важной образовательной задачей учебно-воспитательного направления «физическое развитие». Формами театрализованных игр на занятиях физкультурой являются:


Таблица: пальчиковые упражнения для второй младшей группы

Картотека физкультурных занятий во второй младшей группе

Тема урока по физической культуре определяется общей тематикой конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса, в который проводится занятие. Этот принцип положен в основу составления календарно-тематического планирования курса «Физическое воспитание».

Таблица: тематика занятий по физкультуре во второй младшей группе, автор Татьяна Казаркина (фрагменты)

Месяц (дата) Тема Количество часов Цели Материалы и оборудование
Сентябрь «В гости к зайчику и лисичке» 3
  • Приучать детей ходить и бегать небольшими группами за воспитателем;
  • учить ходить между двумя линиями, сохраняя равновесие
  • Кукла;
  • мишка;
  • два шнура;
Сентябрь–октябрь «Осень в гости к нам пришла» 2
  • Учить детей ходить и бегать по кругу, сохранять устойчивое равновесие в ходьбе и беге по ограниченной площади;
  • упражнять в подпрыгивании на двух ногах на месте
  • Мячи;
  • кубики;
  • стулья;
  • 2 стойки;
Октябрь–ноябрь «Цирк» 3 Учить детей:
  • ходить и бегать врассыпную;
  • катать мячи друг другу, выдерживая направление;
  • подлезать под дугу
  • Мячи;
  • 2 доски;
  • шнур;
  • стойки;
  • погремушки
Ноябрь–декабрь «Здравствуй, гостья зима» 3 Учить детей:
  • Ходить и бегать по кругу, не держась за руки;
  • подлезать под шнур, не касаясь руками пола;
  • сохранять равновесие при ходьбе по доске
  • Погремушки;
  • обручи;
  • короткие шнуры;
  • 2 стойки;
  • шнур для игры;
  • скамейка;


 

Возможно, будет полезно почитать: