Формы лфк в детском дошкольном учреждении. Лечебная физкультура

Знакомя молодых пап и мам с работой по лечебной физкультуре и ее требованиями, мы нередко наталкивались на недоверие с их стороны. Они заявляли, что дети маленькие и не могут выполнять указанные упражнения. Поэтому мы решили уделить особое внимание ознакомлению родителей с постановкой ЛФК в детском саду и дома.
Составили перспективный план работы с родителями.
Каждый учебный год мы начинаем с практического семинара для родителей. Проводились такие семинары: «Особенности физического и психического развития детей преддошкольного возраста», «Организация занятий ЛФК в детском саду и в семье»и др. Перед проведением семинаров знакомили родителей с особенностями физического развития детей. Одновременно

Врач - ортопед проводила индивидуальные беседы с родителями. В систему работы детского сада прочно вошла утренняя гимнастика с коррекционными упражнениями, которая проводится с музыкальным сопровождением. Мы познакомили родителей со структурой утренней гимнастики, проведя ее на родительском собрании. Разработали примерные комплексы утренней гимнастики на субботние и воскресные дни, с указанием дозировки, постепенного усложнения упражнений. Сделали подборку статей по данному вопросу и оформляли папки-передвижки. Родителям показывали физкультурные занятия и занятия по ЛФК и приемы обучения некоторым видам движений, оборудование, которое можно использовать в домашних условиях. Давали советы по проведению занятий в выходные и праздничные дни, соблюдая дома санитарно-гигиенические условия.

Проводим видео съемку занятий в течении года, и показываем родителям динамику овладения детьми разных упражнений.

Посмотрев подготовленные занятия, и попробовав упражнения на семинаре – практикуме для родителей, они еще раз убедились, что систематические занятия приносят большую пользу. После родительских собраний они стали более внимательно прислушиваться к рекомендациям инструкторов, воспитателей, советоваться с ними.

Так же мы составили памятку для родителей

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду:

  • прежде всего необходимо, чтобы у малыша была своя мебель, со-
    ответствующая его росту (стол, стул, кровать);когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола или подставки, ноги согнуты в коленях под прямым углом.
  • Следите, чтобы ребенок сидел за столом прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы один локоть свисал со стола), можно откинуться на спинку стула. Нельзя наклоняться низко над столом; расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно длине от локтя до кончиков пальцев. Если ребенок продолжает ниже наклонять голову во время чтения, рисования или письма, его необходимо показать врачу-окулисту;
  • правильную осанку у ребенка надо терпеливо воспитывать, она
    не только благотворно влияет на внешний вид, но и на его здоровье, на
    органы, расположенные в грудной клетке и брюшной полости;
  • не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с
    прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
  • обратите внимание, чтобы дети не спали на высокой подушки, позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка;
  • последите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и
    сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать»
    пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление. Чуть пораньше выходите
    в детский сад, чтобы ребенку не пришлось всю дорогу бежать за папой
    или мамой, которые часто тянут его за руку, в большинстве случаев за
    одну и ту же каждое утро. Так может развиться дисбаланс мышечного
    корсета и нарушение осанки.

В летнее время необходимо обучать детей плаванию, дошкольники хорошо усваивают технику. А самые маленькие пусть учатся плавать в ванной с помощью мамы и папы после консультации с детским врачом.

Плоскостопие

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности стопы. Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как они лишают стопу ее естественной гибкости.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Противопоказания при плоскостопии:

  1. 1.бег, соскоки, подскоки на жесткой поверхности
  2. 2.ходьба босиком

показания при плоскостопии:

  1. правильно подобранная обувь
  2. ежедневная гигиена стоп

Специальные упражнения при плоскостопии в домашних условиях

Специальные упражнения в исходном положении лежа

  • Руки за голову, отведение и приведение ноги, пятка пола
    не касается, носок на себя, стопа удерживается вертикально. Повторить 4-6 раз каждой ногой, темп медленный, средняя амплитуда движения.
  • «Строим два моста - большой и маленький» - согнуть правую ногу и пальцы стопы, поставить на пол с опорой на пятку и пальцы. Средний отдел стопы не касается пола. Вернуться в и. п., то же другой ногой. Повторить 4-6 раз каждой ногой, темп средний, дыхание произвольное.
    • «велосипед»- руки вдоль туловища, правый носок на себя, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п., то же левой ногой. Повторить по 4 раза, темп средний, полная амплитуда движения.
    • «Маятник часов» - стопы касаются стены или стоп партнера, одновременные повороты стоп вправо-влево. Повторить 6-8 раз, темп средний. Стопы держать строго вертикально.
    • «Танец жука, лежащего на спине» - ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попеременное сгибание и разгибание рук и ног с произношением звука «ж-ж-ж». Повторить 3-4 раза, темп средний. Звуки произносить на выдохе.
    • «Паровоз» - лежа на боку. Сгибание и разгибание ноги,
      носок на себя. Повторить 6-8 раз на каждом боку, ускоряя
      и замедляя темп.
    • «Чей шарик больше?» - лежа на правом боку, правая нога согнута, левая прямая. Не отрывая пятки от пола, рисовать круг в одну, затем в другую сторону только передним отделом стопы. Повторить по 8 раз каждой ногой, темп средний.
    • «Строим норку» - лежа на животе, пальцы под подбородок, стопы стоят на носках, минимально сгибая колени, отгребать пальцами песок назад. Повторить 8 раз, темп средний.
    • «Я на солнышке лежу» - лежа на животе, ноги согнуты в
      коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и разгибать стопы. Повторить 8-10 раз, темп средний.

«Хвост самолета» - лежа на животе, руки под подбородком, согнуть ноги, колени в стороны, стопы соединить подошвами друг к другу. Вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз,темп средний.

Специальные упражнения с мячом- обычным или массажным

(постепенно от занятия к занятию диаметр мяча уменьшается)

  • «Шагающий на мяче» - лежа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче, попеременное перекатывание мяча стопами вперед и назад. Повторить 6 раз, темп медленный.
  • Удерживая мяч в голеностопных суставах, приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в и. п. Повторить 8 раз в среднем темпе.
  • Ноги согнуты, стоят на мяче. Надавливая на мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону. Повторить 4-6 раз в каждом направлении. Все время удерживать стопы на мяче.
  • Массажный мяч между стопами, с надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10-12 раз, темп медленный.
  • «Башня из кубиков» - ноги прямые, мяч в голеностопных
    суставах. Поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу и спокойно вернуться в и. п. Повторить 6 раз, темп средний.

Специальные упражнения, выполняемые сидя на полу, руки в упоре сзади

Носки на себя, согнуть ноги, поставить стопы только на пятки. Носки не касаются пола. Вначале выполнять попеременно, затем одновременно. Повторить 8-10 раз, темп средний.

Платочки лежат на уровне коленей. Согнуть правую ногу и взять платочек у левого колена, вернуться в и. п., тоже левой ногой. Повторить 8 раз каждой ногой, темп средний.

Ноги согнуты, стоят на полу. «Малая гусеница» - сгибая пальцы, плавно подтягивать пятку, передний и задний отделы стопы от пола не отрывать. Выполнять движение вперед и назад. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

  • «Большая гусеница» - максимально согнуть стопы, носки на себя,

Перекатиться на носки и подтянуть пятки. Повторить8 раз, темп медленный.

  • Ноги прямые на ширине плеч, стопы вертикально, соединить большие пальцы, развести в стороны, мизинцем коснуться пола. Повторить 3-4 раза.
    • Пальцы стоп широко расставить и сжать. Повторить10-12 раз,

То же, но удерживать согнутые пальцы на 6 счетов. Проверять степень работы всех пальцев. Повторить 4-6 раз, темп медленный.

Руки на пояс. Перед ребенком большой лоскут ткани, собрать пальцами стоп ткань под средний отдел стопы и затем, отталкивая ткань, вернуть ее в и. п. Повторить 4 раза, темп средний.

  • «Кто сильнее?» - взять пальцами стоп шарф, поднять ноги и тянуть шарф в разные стороны. Повторить 3-4 раза, темп средний.

Пальцами одной ноги захватить карандаш и нарисовать на полу геометрическую фигуру (треугольник, круг, квадрат и т. п.). Затем то же другой ногой. Повторить 4 раза, темп средний.

Специальные упражнения в исходном положении сидя на стуле

  • Руки на пояс, перекаты с пятки на носок. Большая ампли-
    туда. Повторить 10 раз, темп средний.
  • Одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом, смена
    положения ног. Повторить 4-6 раз, темп средний.
  • Стопы стоят на полу, развести пятки в стороны, вернуться в и. п. Повторить 4-6 раз, темп средний.
  • Имитация подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу. Движение выполняют все пять пальцев. Повторить 10-12 раз каждой ногой, темп средний. То же, отгребание песка.
  • Стопы «склеены» вместе внутренним сводом, поднимать и
    опускать пятки. Повторить 12 раз, темп средний.
  • Перекаты гимнастической палки(скалки), кисти на коленях, надавливают, усиливая воздействие. Повторить 10-12 раз.
  • Поднимать за веревку груз и удерживать его, пока он не коснется пола. Вес груза 200-300 г, длина веревки 25-30 см

Еще одной причиной такой тенденции является то, что родители больше ориентированы на развитие интеллектуальных способностей ребенка: компьютерные игры и разнообразные кружки, в которых дети занимаются по большей части сидя. Эти и некоторые другие причины приводят к тому, что у многих деток нарушается осанка, развиваются плоскостопие и заболевания органов дыхания. В связи с этим, для предотвращения развития заболеваний и их коррекции необходимы профилактические мероприятия.

Эффективный метод коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата опорно-двигательной системы - это лечебная физкультура в детском саду.

Оздоровительную гимнастику для коррекции заболеваний проводят в виде занятий. Одно занятие для детей трех-четырех лет длится около двадцати-двадцати пяти минут, для детей пяти-шести лет - тридцать-тридцать пять минут. Упражнения выполняются в течение двух недель: основная часть комплекса упражнений не меняется, изменяются только первая, подготовительная, и последняя, заключительная, части. Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении на ковриках. Дети должны быть без обуви (в носках) и в легкой одежде.

Лечебная физкультура в детском саду главным образом проводится с целью профилактики и коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата опорно-двигательной системы.

Данная цель достигается при помощи выполнения следующих задач:

  • Улучшение работы аппарата опорно-двигательной системы.
  • Укрепление здоровья, создание условий для всестороннего физического развития и закаливания организма.
  • Предупреждение развития плоскостопия и сколиоза.
  • Активизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  • Формирование правильной осанки и закрепление ее в этом положении: жизненно необходимые положения и движения должны выполняться автоматически.
  • Овладение базовыми двигательными умениями и навыками.
  • Повышение неспецифической реакции организма.
  • Своевременная коррекция патологического состояния.

При выполнении упражнении необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Методика и дозировка физических упражнений должна подбираться индивидуально для каждого ребенка в зависимости от заболевания и общего состояния организма.
  • Воздействие должно быть системным и с определенным набором упражнений, и выполняться упражнения должны последовательно.
  • Воздействие должно быть регулярным, чтобы обеспечить развитие и восстановление функциональных возможностей организма.
  • Выполнение физических упражнений осуществляется в течение длительного времени. Это связано с тем, что восстановление нарушенной работы различных органов возможно лишь только при упорном и длительном повторении упражнений. Целесообразно выполнять упражнения через день.
  • Физическая нагрузка должна нарастать постепенно: в первые семь-десять дней нагрузка плавно вырастает, затем некоторое время находится на одном уровне, а в течение последней недели постепенно понижается.
  • Физические упражнения должны быть разнообразны и обновляться через некоторое время. Рекомендуется обновлять порядка двадцати-тридцати процентов упражнений через две-три недели занятий.
  • Воздействие упражнений должно быть умеренно: продолжительность занятия около двадцать пять - тридцать минут в сочетании с дробной нагрузкой.
  • При проведении занятий необходимо соблюдать цикличность: упражнения с отдыхом необходимо сочетать с упражнениями на расслабление.
  • Воздействие на организм должно быть всесторонним.
  • При проведении занятий необходимо учитывать возрастные и другие особенности: группы с детьми должны формироваться по диагнозам, а возраст детей не должен разниться больше чем на один год.

И красиво, и полезно.

Бывает, что у малышей обнаруживается плоскостопие. Что делать? И как сделать, чтобы малыш получал удовольствие от лечения? С малышом можно поиграть в “лесную тропинку”.

Лесная тропинка выглядит не только красиво, но очень полезна. Берем плотную ткань на ваше усмотрение, вырезаем из нее извилистую тропинку шириной 80 см. Вырезаем следы ног примерно 20 см в длину и 10 см в ширину. Их мы пришьем к дорожке. А теперь- самое главное! Берем шишки, которые вы можете собрать, гуляя в парке (желательно мелкие), и камушки. Пришиваем следы ножек и заполняем их шишками и камушками. Вы также можете использовать сухие листья, ветви, сучки и т.д. Тропинка у нас готова, но как-то скучновато… Поэтому берем мягкие игрушки нашего малыша: зайчиков, хрюшек- в общем, лесных зверей - и заставляем нашу дорожку ими. Ваш малыш будет не только здоров и весел, но и узнает всех зверей

Массируем стопы самостоятельно

Лечебная физкультура занимает не последнее место в жизни любого человека, а если ее можно провести самостоятельно так это только плюс. Ведь такой подход поможет вам сохранить ваши деньги драгоценное время.

В рамках данной статьи будет описан комплекс самомассажа стоп, который при малейшем желании и минимуме времени, вы сможете сделать дома сами. Такой массаж поможет вашим ногам стать более упругими, пластичными и здоровыми. Он сможет стать прекрасным средством профилактики многих заболеваний ног, в частности плоскостопия, кровозастоя, болей в ногах, солевых застоев и прочих неприятных заболеваний.

Мячик для ЛФК

Существует определенная последовательность выполнения упражнений, ведь не правильный массаж может быть чреват негативными последствиями. Итак:

1. Изначально необходимо подошву и тыльную часть стопы растереть от пальцев к голени, такое направление обязательно, оно способствует оттоку крови от конечности. Продолжать процедуру нужно около 30 сек.

2. Затем обеими руками хорошо разминаем пальцы ног у основания, со стороны подошвы, после чего начинаем разминать пятку. Каждая процедура займет у вас от 30, до 60 сек.

4. Затем необходимо проделать массаж от голеностопного сустава до колена по направлению снизу вверх, методом глубокого массирующего поглаживания, потом так же разминаем, после чего опять поглаживаем. Каждая фаза этих процедур должна выполняться от 10 до 15 раз.

5. И последняя процедура – массажное поглаживание ноги от голеностопного сустава в сторону колена, путем охвата ноги обеими руками со всех сторон около 10 раз

Эту схему самомассажа необходимо провести и на другой ноге, после чего можно немного попрыгать на носках, удерживая при этом руки на поясе. Это упражнение, как и прыжки со скакалкой, способно поддерживать пластичность и амортизационные свойства стопы.

Кроме того, очень полезно бегать как в медленном, так и среднем темпе, в частности по - жестче опуская носок во время бега. Это так же хорошо влияет на амортизацию стопы и на ее пластичность.

Естественно, что бы получить результаты, важно проделывать комплекс всех упражнений систематично и в нужной последовательности. Тогда, и только тогда, придет здоровье к вам и вашим ногам. Желаем вам здоровья!

Комплекс упражнений при сколиозе

При первом взгляде на спину того, или иного представителя общества, сразу становится понятным каково его отношение к жизни. Именно поэтому наличие безупречной осанки - важный элемент во всем внешнем облике человека.

Однако, не каждый скажет, что он обладатель идеального позвоночника, и потому позиция «вопросительного знака» не просто желание «удобно ходить», полностью расслабив тело, а вынужденный физический элемент. Но для тех, кто по-настоящему жаждет изменить свою жизнь, и готов уделять внимание себе и своей спине, может воспользоваться предложением ЛФК, регулярно занимаясь упражнениями по лечебной гимнастике.

Полноценный комплекс лечебных упражнений при сколиозе.

1.Необходимо лечь на живот и согнуть руки в локтях, положив лоб на тыльную сторону кистей. Поднимая максимально правый локоть вверх, сделать пружинистые рывки два раза, при этом не поднимая голову и левый локоть. После этого то же самое, в том же ритме сделать левой рукой. Упражнение следует выполнить безостановочно 6-12 раз.

2. Продолжая лежать на животе в той же позиции, стоит поднять туловище, контролируя, чтобы голова находилась на одном уровне с ним. Голова смотрит в пол. Стоит дотронуться лбом сначала до правого локтя, после до левого. Занять изначальное положение.

3. Положение остается прежним. Стоит максимально развести руки по сторонам. Правая рука выводится вперед, левая - назад. Осуществить два ритмичных маха руками. Повторить 6-12 раз, без смены ритма.

4. Оставаясь лежать на животе, необходимо сложить руки в «замок», поднимая верх туловища, поворачивать его в разные стороны, заглядывая «в окошко под мышкой».

5. Положение остается прежним. Руки стоит «освободить от замка», и положить лоб на тыльные кисти рук. Проводя левой ногой по полу и сгибая ее в колене, дотронуться коленом до левого локтя, или по возможности, до подмышки. Это же упражнение проделать с другой ногой 6-12 раз.

6.Далее следует перевернуться на спину. Поднять обе руки вверх, и по-очереди подтянуться вверх сначала левой, а после, правой рукой. Мышцы живота должны быть подтянуты, а напряженные ноги крепко прижатыми к полу.

7. Закончив упражнение, стоит остаться лежать на спине. Поднимая скользящие по полу руки, вверх, выполнить наклоны влево и вправо. Как вариант для разнообразия: сделать то же, но наклоны осуществлять с приподнятым туловищем.

8. Оставаясь лежать на спине, положить руки на затылок и прижать ноги к полу. Поворачивая туловище направо, не отрывая пр этом локоть с ногами от пола, вернуться в исходное положение, и повторить упражнение, но в другую сторону.

9. Сесть, поставив ноги врозь. поднимая руки, необходимо выполнить круговые движения в боковой части, поочередно правой и левой руками. Глаза должны следить за тем, что делают руки. Начинать упражнение стоит в медленном темпе, постепенно увеличивая его.

10. Положение сидя остается. Ноги расставлены. Руки разводятся в стороны, и отводятся назад, ладонями вверх. Выполняется два маха руками. Повернуть туловище максимально назад, наклониться вправо, опираясь руками на пол, и постараться дотронуться к полу лбом. Это же сделать и в другую сторону. Как вариант: это же выполнить, но опираясь на руки, поворачиваясь вправо, отводить левую ногу назад.

После того, как все упражнения будут выполнены, можно считать, что гимнастика прошла более чем успешно, и сколиоз больше не посмеет нагрянуть в гости к вашему позвоночнику.

Упражнения для осанки

Примерный комплекс упражнений для утренней гигиенической гимнастики для дошкольников для формирования правильной осанки:

1. И. п. - основная стойка. Поднять руки вверх ладонями внутрь ("достать потолок"), посмотреть на кончики пальцев, вернуться в и. п. (2-3 раза).

2. "Дровосек". И. п. - руки подняты вверх, пальцы сплетены, ноги врозь - вдох. Выполнить мах руками с наклоном вперед, руки провести между ног - выдох (4- 6 раз).

3. И. п. - основная стойка. Отвести руки назад - вдох, вернуться в и. п. - выдох (3 раза).

4. "Кошка". И. п. - стоя на четвереньках. Сделать круглую спину (кошка сердится), вернуться в и. п. Дыхание произвольное (4-6 раз).

5. "Пружина". И. п. - ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки подняты вверх. Присесть, вытянув руки вперед (пятки от пола не отрывать). Встать, поднять руки вверх- (6-10 раз).

6. И. п. - стоя, руки вытянуты вперед скрестно. Развести руки в стороны - вдох, вернуться в и. п. - выдох (2 раза).

7. И. п. - основная стойка, руки на поясе. Прыжком развести ноги в стороны, затем прыжком соединить их. Дыхание произвольное (15-20 раз).

8. Ходьба по комнате (30-60 с), дыхание произвольное. Затем остановиться и 2 раза сделать глубокий вдох и выдох.

Комплекс специальных упражнений при плоскостопии (по В.П. Илларионову)

Упражнения сидя

1 - разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;

2 - захватывание стопами мяча и приподнимание его;

3 - максимальное сгибание и разгибание стоп;

4 - захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, карандашей и др.);

5 - скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев;

6 - сдавление стопами резинового мяча;

7 - собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки;

8 - прокатывание палки стопами;

Упражнения стоя

9 - повороты туловища без смещения;

10 - перекат с пятки на носок и обратно;

11 - полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед;

12 - лазания по гимнастической стенке;

13 - ходьба по гимнастической палке;

14 - ходьба по бруску с наклонными плоскостями;

15 - ходьба по ребристой доске;

16 - ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости;

17 - ходьба по поролоновому матрацу;

18 - ходьба на месте по массажному коврику

Оксана Бекина
Разработка оздоровительной программы по ЛФК в дошкольном учреждении

Пояснительная записка.

Информационная часть программы :

Вид программы - оздоровительная

Направление программы - лечебная физкультура

Срок реализации программы - 1 год

Возраст обучающихся воспитанников - 6-7 лет

Форма реализации - физкультурно-оздоровительная деятельность в рамках кружка "Лечебная физкультура" в соответствии с ФГОС и образовательной программой воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении "Детство"под редакцией Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе.

Методы обучения :

Словесные - объяснение; валеологические беседы;

Наглядные - показ упражнений, иллюстраций;

Игровые.

До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания. Лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном учреждении - новая форма реабилитации детей 6 -7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.

ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки и плоскостопием, так как это - единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений , многообразны. Среди главных можно выделить следующие : резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие - детей дошкольного возраста ; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в коррекционной терапии. Поэтому для детей дошкольного возраста разработана дополнительная образовательная программа "Лечебная физкультура", которая реализуется на базе ДОУ. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонения в здоровье, а именно : нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии дошкольников , но и укрепление здоровья детей.

Дополнительная образовательная программа "Лечебная физкультура" разработана для детей 6 - 7 лет на основе практических пособий : "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ" под редакцией О. Н. Моргуновой (2005 г., "Фитнес-данс. Лечебно-профилактический танец" Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г., и "Примерных программ дошкольного общего образования по физической культуре". В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонений в здоровье, а именно : нарушение осанки, плоскостопие.

В основное содержание программы входят :

Коррекционные упражнения различной направленности, развивающие физические способности дошкольников ;

Дыхательные гимнастики;

Упражнения на напряжение и расслабление мышц, релаксация;

Акробатические упражнения;

Композиции лечебно-профилактического танца.

Учебный материал, представленный в программе , доступен дошкольникам , соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, так же поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время обучения.

Цель программы : оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка, реабилитация детей после перенесенных заболеваний и профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада.

Основные задачи программы :

Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

Своевременная коррекция имеющегося патологического состояния опорно-двигательного аппарата;

Формирование и закрепление навыка правильной осанки и постановки стоп;

Улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

Увеличение силы и выносливости мышц;

Улучшение координации движений;

Приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нем.

Программа лечебной гимнастики строится на принципах :

Принцип индивидуально-личностной ориентации - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;

Принцип повторения умений и навыков - один из важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;

Принцип цикличности - чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление;

Принцип разнообразия и новизны - обновление физических упражнений через 2 - 3 недели;

Принцип умеренности - продолжительность занятий в соответствии с возрастом детей с дробной физической нагрузкой.

Результативность :

Предполагается, что результатом внедрения программы ЛФК будет уменьшение % детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, укрепление мышечной системы, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.

Структура занятий :

Занятия проходят в дневное или вечернее время, один - два раза в неделю, длительность 25 -30 минут.

Место проведения - спортивный зал.

Группы комплектуются с учетом медицинских показаний и желания родителей (законных представителей) . Наполняемость группы 10 - 15 человек.

Занятие состоит из трех частей : вводной, основной, заключительной.

Задача вводной части - организация детей для предстоящих занятий. Состоит из валеологических бесед, коротких игровых заданий и упражнений по коррекции осанки и плоскостопия, этюдов лечебно-профилактического танца. Длительность вводной части 5 - 7 минут.

В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами (гимнастические палки, мячи массажные и простые, обручи, большие гимнастические мячи, мешочки и т. д). Продолжительность основной части - 15 -20 минут.

Заключительная часть - совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки и правильной постановки стоп, приведение организма в спокойное состояние. Включает в себя малоподвижные игры, упражнения на расслабление мышц, дыхательную гимнастику, релаксацию, самомассаж стоп. Продолжительность заключительной части 3 минуты.

Мониторинг :

Для определения эффективности занятий в начале и конце года используются доступные методики и тесты : тесты физической подготовленности с учетом возраста ребенка и тесты выявления нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата по Г. Н. Сердюковской, плантография. Определяется так же уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия ребенка. Контрольные испытания и врачебный контроль проводятся в начале и конце учебного года. По результатам проверки определяется влияние содержания занятий на здоровье дошкольников . Показатели являются положительными, если у занимающихся в конце учебного года будет наблюдаться улучшение результатов мониторинга.

Обследование уровня физических качеств :

Первопричиной всех дефектов осанки является слабость тех или иных мышечных групп, их несимметричное развитие.

Тест для определения силы мышц спины :

Необходимо лечь на край скамейки и удержать как можно дольше на весу верхнюю часть тела. На опоре находится только нижняя часть тела. Взрослый держит ребенка за ноги. В исходном положении ребенок опирается руками об пол,а по сигналу взрослого (1,2,3) он ставит руки на пояс, и начинается отсчет времени. Средняя норма для дошкольников 45 секунд .

Оценка силы и выносливости мышц живота :

Поднять ноги на 25 см над полом из положения лежа на спине, руки за голову, удерживать ноги в таком положении 15 секунд. Ноги должны быть прямыми, носки оттянуты. Ориентиром для высоты поднятия ног может служить натянутый шнур.

Определение подвижности позвоночника (гибкость) :

При наклоне вперед ребенок должен кончиками пальцев достать до пола, не сгибая колени. Наклон выполняется из и. п. ноги вместе. При невыполнении этого задания измеряется расстояние от пола до пальцев. Полученное расстояние говорит об уменьшении подвижности позвоночника по сравнению с нормой.

Диагностика плоскостопия :

Плантография - это отпечаток стоп. В норме подсводное пространство не окрашивается, окрашен только перешеек стопы. 1 степень плоскостопия - окрашена 1/3 подсводного пространства; 2 степень - окрашены 2/3 сводного пространства; 3 степень - более 2/3 подсводного пространства.

При осмотре детей обращают внимание на положение стоп по отношению к голени. В детском возрасте продольное плоскостопие обычно сочетается с отведением переднего края стопы, поднятием ее наружнего края и пронацией пятки - то есть с вальгусной установкой стопы. Если угол между голенью и стопой открыт внутрь - это варусное отклонение.

Ожидаемые результаты освоения программы .

В результате освоения программы дошкольник :

Будет знать : правила поведения на занятиях по ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры.

Будет уметь : выполнять упражнения лечебной физкультуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях.

Будет иметь : прирост показателей развития основных физических качеств, хорошие умения и навыки в выполнении упражнений из разных исходных положений.

Предметные кружки, их результативность:

ЛФК (лечебная физкультура)

Жизнь - это движение . Жители стран Востока еще в давние времена знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. Опасных заключенных в древнем Китае помещали в такие маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему представилась такая возможность, так как в бездействии его конечности атрофировались. Современный же человек зачастую добровольно ведет сидяче-лежачий образ жизни, использовавшийся ранее в качестве наказания для особо опасных преступников на Востоке, и жалуется при этом на хроническую усталость и нехватку сил для занятий физкультурой . Вот и получается замкнутый круг: чтобы заниматься гимнастикой , нужна энергия - чтобы появилась энергия, нужно заниматься гимнастикой . Однако, учитывая, что все мы находим силы, чтобы добраться до работы, сходить в спортбар или кино, мы, если постараемся, можем найти их и для занятий ЛФК . Тем более, что лечебная физкультура нередко оказывается более эффективным методом лечения болезни, чем медикаменты. Что, в первую очередь, относится к таким заболеваниям позвоночника как сколиоз и остеохондроз.

Особенности ЛФК в детском возрасте

Применение лечебной физкультуры в детском возрасте имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезни в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности. Поэтому одна из главных задач ЛФК в педиатрии - предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях. Формы ЛФК для детей отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Характерными особенностями методики лечебной физкультуры для детей является сочетание, так называемого, общеоздоровительного воздействия со специальным, проведение занятий с учетом возрастных данных развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке.

Показания

ЛФК показана при большинстве детских заболеваний как одно из эффективных средств общестимулирующей и специфической терапии. ЛФК широко используется для лечения рахита, гипотрофии, ревматизма и многих других заболеваний. При ревматизме ЛФК применяют поэтапно, начиная с периода строгого постельного режима. Широко используются упражнения для мелких суставов и мышечных групп, дыхательные и общеукрепляющие, строго дозированные в зависимости от состояния больного. Физические упражнения применяют в целях укрепления сердечной мышцы, предупреждения осложнений со стороны суставов, нервной системы и в целях общего укрепления организма ребенка. ЛФК благоприятно действует на детей, страдающих бронхиальной астмой, на нарушенные механизмы нервной регуляции и на улучшение функции внешнего дыхания. С этой целью целесообразно использовать так называемую «звуковую гимнастику». При пневмониях ЛФК используют для восстановления нарушенной функции системы дыхания, для борьбы с кислородной недостаточностью.

Основные преимущества лечебной гимнастики

Возможность вернуть здоровье без медикаментов.

Один раз освоив методику, Вы пользуетесь ею в течение всей жизни.

Даже просмотр обучающих фильмов дает лечебный эффект.

Не требует дополнительного снаряжения (тренажеров, специальной одежды, т.д.).

Эффективнее других гимнастик в 3-4 раза.

Можно заниматься где угодно (лежа в постели, на работе, в транспорте).

Гимнастика не только восстанавливает здоровье, но и развивает физически и интеллектуально.

ЛФК в последнее время широко внедряется в ДОУ. И на это есть много причин: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

Предлагаемые занятия по профилактике нарушения осанки и укреплению мышечного аппарата строятся на принципе наглядно-образного исполнения, где инструктор показывая упражнение сообщает об его значимости, отмечая особенности выполнения и осужествляет контроль за дыханием.

Педагогом разработана система комплексов упражнений по принципу от простого к сложному, используя подражательные или имитационные действия.

· сесть (на скамейку). Сидеть рядышком прямо и правильно;

  • встать. Проверить, правильно ли стоят (носки у всех на одной линии, как по “ниточке”);
  • ходьба (пройти тихо , как “мышка”). Идти, стараясь не отставать, в ногу под счёт (как военные);
  • ходьба с остановками (по слову “стой” - остановиться);
  • лечь на ковёр (на живот), руки согнуть в локтях, кисти рук под подбородком, ноги прямые и лежат вместе, дышать равномерно.

Основная часть (30–35 мин.)

Упр. 1. И.п. – лёжа на животе. Руки согнуты в локтях, кисти рук под подбородком. На счёт 1 – поднять голову, посмотреть друг на друга, на счёт 2 – положить голову подбородком на руки. Медленно (3–4 раза). Дышать равномерно.

Упр. 2. И.п. – то же. На счёт 1 – вытянуть обе руки вперёд (не поднимая рук с ковра) и потянуться, пытаясь достать руками друг друга. На счёт 2 – вернуться в и.п. Медленно (3–4 раза).

Упр. 3. И.п. – то же, руки на спине, пальцы сцеплены. На счёт 1 – потянуться руками назад, поднимая плечи и голову. На счёт 2 – и.п. Медленно (4–5 раз). Перекатиться “брёвнышком” на спину.

Упр. 4. И.п. – лёжа на спине. На счёт 1 – поднять пр. руку и лев. ногу, доставая пальцами рук носок ноги (“поймать носочек”). На счёт 2 – в и.п. (дышать равномерно). То же другой ногой и рукой (по 3–4 раза каждой).

Упр. 5. И.п. то же, руки положить на живот. На счёт 1 – потянуться, приподнять голову, плечи и достать колени руками (“посмотреть на свои ноги”). На счёт 2 – в и.п. (3–4 раза).

Упр. 6. И.п. – то же. Лежать тихо и послушать дыхание (“Послушайте, как вы дышите”).

Упр. 7. Сидя на скамейках в правильном положении, движения руками в стороны, вверх, назад (сводя лопатки).

Упр. 8. Сидя на скамейках в правильном положении, руки к плечам. Рывки плечами и локтями назад. Дышать равномерно.

Игра. Броски и ловля маленьких мячей: вверх, в стену (“чтобы мячик слушался и прилетал в руки”).

Всем лечь на ковёр на спину; закрыть глаза и постараться, чтобы “спали” ноги и руки, дышать равномерно.

Заключительная часть (3–5 мин.)

Ходьба с хорошей осанкой. Остановка – принять правильную осанку (спокойно подышать носом).

Для образного представления

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ приведем ПРИМЕР.

Заболел коленный сустав. Начинаем принимать лекарства - это дополнительная нагрузка на печень. Через некоторое время, чтобы восстановить функцию печени, добавляем ещё лекарств. Количество потребляемых лекарств растет, и начинает страдать пищеварительная и эндокринная системы, которые тоже восстанавливаются с помощью таблеток. И процесс получается лавинообразный. Чем больше мы лечимся, тем больше возрастает потребность в лечении.

Ещё не будем забывать о том, что каждое лекарство имеет противопоказания и побочные действия (одно лечим - другое калечим).

Заболел сустав. Начали его лечить гимнастикой. Одновременно, хотим мы этого или нет, улучшается работа сердечнососудистой, нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, эндокринной систем - идет выздоровление всего организма в целом.

Лечебная гимнастика

Основа нашей лечебной гимнастики – это естественные движения, заложенные в нас самой природой.

Чтобы понять, что такое естественные движения, приведем пример.

Вспомним, кто нас учил потягиваться утром после сна. Это и есть естественное движение и предназначено оно для, того чтобы организм быстро перешел из состояния сна в рабочее состояние. Всего одно движение, несколько секунд, и мы уже чувствуем прилив бодрости.

А теперь представим, что в течение хотя бы 10 минут мы делаем такие «потягушки». Как, думаете, отреагирует наш организм на эти упражнения?

Организм наполниться силой и энергией и запустит восстановительные процессы.

Понаблюдаем за окружающей природой, за нашими домашними любимцами – кошками и собаками. Они своим поведением и движениями многое расскажут о естественном движении - основе комплекса лечебной физкультуры. Мы тоже часть природы и давайте пользоваться возможностями нашего мудрого организма.

ЛФК в последнее время широко внедряется в ДОУ. И на это есть много причин: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Я предлагаю упражнения, направленные на укрепление мышц.



 

Возможно, будет полезно почитать: