"32,5 км в ледяной воде". Как две белоруски помогли россиянке пересечь Ла-манш вплавь. Десять самых необычных и скандальных историй покорения ла-манша

П ервые люди добрались до Британии посуху. Но примерно 8500 лет назад уровень моря поднялся и на месте сухопутного «моста» образовался пролив, известный нам как Ла-Манш (от фр. la manche - «рукав»), а британцам - как English Channel («английский канал»). А пару веков назад люди вспомнили, что такое спорт, - и пролив стал препятствием, которое можно покорить...

...вплавь

Усатый капитан британского торгового флота Мэттью Уэбб как-то прочитал в газете историю: один пловец попытался переплыть Ла-Манш, но у него не вышло. «Значит, получится у меня!» - решил 27-летний Уэбб и приступил к тренировкам в холодной воде. 25 августа 1875 года Мэттью выпил энергетический напиток собственного изобретения (вишневый бренди с куриными яйцами), натерся дельфиньим жиром и шагнул в воду. В пути были инциденты (Мэттью получил сильный ожог от контакта с медузой) и трудности (он пять часов болтался у французского берега, дожидаясь, пока стихнут сильные приливные волны). Но спустя 21 час и 45 минут после старта усталый англичанин ступил на землю Франции. Уэбб утонул спустя восемь лет, пытаясь переплыть . MH предупреждает: не всякий спорт полезен для здоровья.

...на самолете

В 1908 году британская газета Daily Mail объявила награду - 1000 фунтов стерлингов получит тот, кто первым пересечет Ла-Манш на самолете. Первая попытка, предпринятая французом Юбером Латамом, не удалась - Юбера выловили моряки где-то посреди пролива. Другой француз, Луи Блерио, поднялся в воздух на моноплане Bleriot XI собственной конструкции 25 июля 1909 года. У этого воздушного судна, к примеру, не было ручки газа (двигатель работал в одном режиме, неся летчика над водой со средней скоростью 70 км/ч на высоте около 80 м). А свой курс Луи корректировал, поглядывая сверху, куда именно направляются морские суда. Но все у него в итоге вышло как надо: через 37 минут полета Луи Блерио благополучно посадил самолет на английский берег.

...на коракле

Бернард Томас всю жизнь прожил в крошечном уэльском городке Ллехрид - ловил рыбу в местной реке Тейфи и мастерил кораклы, местные лодочки из ивовых прутьев. Томасу стукнул 51 год, когда он внес свое имя в историю: за 13 с половиной часов Бернард пересек Ла-Манш на одном из своих кораклов. Томас пытался привлечь внимание к популярной в Уэльсе истории о принце Мадоге, который в 1170 году с единомышленниками уплыл (на кораклах, само собой) в Северную Америку.

...без рук и ног

26-летний француз Филипп Круазон как-то залез на крышу своего дома, чтобы починить телеантенну, и получил изрядный удар током. Врачи отрезали Круазону руки (по локоть) и ноги (он остался без ступней). Через 16 лет после случая на крыше инвалид бросился в Ла-Манш, но не для того чтобы утопиться. Через 14 часов после старта, 18 сентября 2010 года он выплыл на другом берегу. Чтобы пересечь пролив, 42-летний Филипп использовал специальные протезы для рук и ног.

...быстрее всех

Представь себе картину: 8 сентября 2012 года Трент Гримси, член сборной Австралии по плаванию на открытой воде, кролем гребет к берегу Франции. Его желтая шапочка то скрывается под волнами, то вновь показывается на поверхности. Рядом идет катер; матрос периодически вывешивает за борт таблички - сообщения для будущего рекордсмена. «Ты должен сделать то, что задумал», - передает пловцу его мать. Ну он и сделал - пересек Ла-Манш за рекордные 6 часов и 55 минут.

Как самостоятельно переплыть через Ла-Манш

За всю историю пролив Ла-Манш вплавь пересекли чуть более 1000 человек - меньше, чем . Хочешь присоединиться к избранным, а то и поставить рекорд? С 1995 года (после нескольких смертельных случаев) Франция ввела запрет на заплывы, которые стартуют с ее берегов, поэтому теперь спортсмены отправляются в путь исключительно с территории Великобритании.

О своем намерении нужно сообщить в Channel Swimming and Piloting Federation (cspf.co.uk), за 250 евро федерация поможет в организации и регистрации заплыва. Пересекать канал можно только в сопровождении катера (с врачом и представителем ассоциации), аренда судна обойдется в 1000 евро и более. Имей в виду, что пловцам запрещено использовать гидрокостюмы, но можно наносить на тело специальный жировой состав из вазелина и ланолина. В ходе заплыва спортсмен не должен касаться объектов (людей, лодок), так что еду и напитки ему передают с катера на раздвижном шесте.

32 километра - ширина Ла-Манша в самой узкой его части, «проливе в проливе» Па-де-Кале. Но из-за сильных течений и большого судового трафика спортсменам обычно приходится преодолевать 50 и более километров.

Первый русский, покоривший Ла-Манш

Москвич Павел Кузнецов вообще-то хотел просто похудеть. Ходил в зал, сажал себя на диету. Потом занялся плаванием и так увлекся, что придумал покорить не нашу рубрику «Я худею...», а целый Ла-Манш. К заплыву Павел готовился около двух лет. Стартовав 22 августа 2006 года, он двигался 14 часов и 33 минуты в темпе 61–63 гребка в минуту, последние часы - при волнении на море 4 балла и в полной темноте.

Важный для нашей страны заплыв завершился 23 августа в 01:20 ночи на пляже в районе французского города Кале (подробнее об этой истории читай на сайте Кузнецова paulkuz.ru). На фото - Павел после финиша.

Павел Кузнецов о том, как ему плылось через Ла-Манш:

«...Больше всего у меня почему-то замерзали бедра. А ближе к концу я почувствовал острую боль в правой руке. Я терпел минут сорок, потом не выдержал и попросил обезболивающее. Мне на длинном шесте передали две таблетки. Финишировал я в глубокой темноте: встал и почувствовал под ногами песок. В этот момент я чувствовал себя самым счастливым человеком. Потому что доплыл? Потому что все хорошо кончилось? Сам не знаю почему...»

15-18ºC - температура воды в проливе Ла-Манш летом и в начале осени, когда чаще всего устраивают заплывы.

В предверии шести лет с момента заплыва через Ла-Манш решил выложить кое-какие материалы со своего старого сайта paulkuz.ru , обновив их и снабдив комментариями. Будет несколько постов с картинками. Так что, если кому неинтересно - не читайте.

Итак, для начала о том, что такое Ла-манш и заплывы через него (типа, справка).

Пролив Ла-Манш (Дуврский пролив, Английский канал, Па-де-Кале) - классическая дистанция для марафонского плавания. Впервые официально пересечен в 1875 году капитаном торогового флота Великобритании Мэтью Веббом.


Мэтью Вебб плыл брассом (кроль еще не был изобретен), кормился в пути бульоном, и пересек пролив за 21 час 45 мин!

С тех пор за 138 лет чуть больше 1000 человек успешно переплыли пролив (некоторые в двух и даже в трех направлениях без остановок). Среди них до последнего времени не было ни одного гражданина России, СССР или Российской Империи. В последние годы каждый сезон делается несколько десятков попыток - примерно 65-70% из них удачные.


Памятник пловцам через Ла-Манш в бухте Дувра. Обратите внимание: они плывут кролем и в обоих направлениях.

Заплыв занимает по времени от 6 ч. 58 мин. (непобитый пока рекорд 2007 г.) до 26+ часов, обычно от 12 до 16 часов. Время зависит не только от пловца, но и ничуть не меньше от погоды и мастерства пилота катера сопровождения. Заплыв регистрируется представителями Ассоциации плавания через Ла-Манш (Channel Swimming Association (CSA), существует с 1926 г.) или Федерации плавания и сопровождения через Ла-манш (Channel Swimming and Piloting Federation (CS&PF), существует с 1998 г.) с обязательным наймом катера с командой сопровождения, которая обеспечивает безопасность пловца, навигацию, питание и психологическую поддержку, а также возврат пловца к месту старта. Без присутствия представителей Ассоциации или Федерации заплыв не регистрируется.


Пример сообщений от команды поддержки, которые пловец видит боковым зрением.

Важно: это не соревновательные, а одиночные (solo swims) заплывы. Последний раз соревнования через Ла-Манш проводились в начале 50-х годов и сейчас в силу интенсивного судоходства в проливе их проведение невозможно. Кроме соло-заплывов сейчас также проводятся эстафетные заплывы (от 2 до 6 человек, каждый плывет по очереди по 1 часу, остальные ждут на катере), но это особая дисциплина.


Пример плохого самочувствия пловца, ожидающего своей очереди во время эстафетного заплыва через Ла-Манш.

Время старта заплыва в целом определяется временем окончания прилива, которое сдвигается каждый день примерно на один час. Точное время и место страта всякий раз определяется пилотом лодки сопровождения. День старта определяется, исходя из силы приливных течений. Примерно неделя сильных течений (spring tides) сменяется неделей слабых течений (neap tides), во время которой совершаются заплывы. Но и внутри этого "окна" день от дня сила течений разная. На это накладываются внешние погодные условия - сила ветра и высота волны. Идеальный день - со штилем и слабыми течениями - попадается крайне редко. Поэтому результаты по времени, по большому счету, даже для одного пловца не сравнимы, поскольку заплывы совершаются каждый раз в разных условиях.

До заплыва допускается пловец, доказавший способность плыть в течение шести часов в воде 16 гр. по Цельсию или ниже. Также требуется предоставление результатов медицинского обследования пловца.


Пример многочасовой тренировки в бухте Дувра.

Правилами Ассоциации / Федерации пловцу разрешается иметь на себе очки для плавания, обычный купальник / плавки (armless and legless) и шапочку, не дающие пловцу дополнительного тепла или плавучести. Т.е. гидрокостюмы использовать нельзя. Это делается с целью обеспечения сравнимости результатов заплывов в разные годы. Ведь самый первый пловец через Ла-манш плыл без гидрика! Разрешается наносить на тело специальный жир (Channel grease). Он не дает дополнительного тепла, но защищает тело пловца от непосредственного контакта с агрессивной средой. Его можно заказать в аптеке (90% ланолина, 10% вазелина). Запрещается использовать воднонепроницаемые плееры и другие гаджеты, помогающие пловцу. Ну и допинги, разумеется тоже запрещены. "Проводится выборочный допинг-контроль".


Пример аптечного рецепта Channel grease. Показания врача - наносить "на кожу туловища". А куда ж еще?


Пример нанесения жировой смеси на тело пловца. Ассистент использует резиновые перчатки.

Особые сложности заплыва через Ла-Манш:
- длина дистанции (33 км по прямой, из-за течений дистанция может увеличиваться до 40-50 км, поскольку в реальности пловец плывет по S-образной кривой из-за боковых приливных/отливных течений);
- температура воды (от 15 до 18 гр. по Цельсию в сезон с 1 июля по 15 сентября);
- интенсивный судоходный трафик в проливе (за сутки его пересекает около 700 судов);
- агрессивная среда (низкая температура воды, соленая вода как сильный раздражитель, обилие водорослей, медуз и пр.);
- опора только на собственные силы: пловец не должен касаться во время заплыва других людей или объектов (лодок и пр.)
- приливы и отливы, создающие дополнительные течения в проливе;
- ветер, волны, темнота (заплыв часто начинается и заканчивается в темное время суток).

Регулярное питание пловца обеспечивается с лодки сопровождения путем передачи бутылок на веревке или чашек на телескопическом шесте.


Пример питания во время заплыва через Ла-Манш. Пловцы-любители вначале питаются каждый час, затем каждые 30 мин. Профессионалы вначале питаются каждые 20 мин, затем еще чаще.

Задача пловца - найти оптимум между достаточно высоким темпом плавания, чтобы не переохладиться, и необходимостью экономно распределить силы на этой сверхдлинной дистанции. Остановка даже на одну лишнюю минуту в ходе заплыва легко может привести к переохлаждению и неудачному исходу. Поэтому важнейшую роль играет правильно подобранное и хорошо организованное питание пловца в ходе заплыва (как правило, жидкими углеводами).

Главное правило - в течение всего заплыва пловцу нельзя касаться лодки сопровождения и людей на ней, в противном случае он дисквалифицируется официальными наблюдателями, находящимися на лодке.


Пример официального наблюдателя, ведущего протокол заплыва через Ла-Манш.

Заплыв начинается на британском берегу, пловец должен полностью выйти из воды и по сигналу начать плыть. Финиш также засчитывается, когда пловец полностью выходит из воды на французском берегу.


Пример: после заплыва пловца укутывают в теплую одежду, потому что вне воды его начинает "колотить" от переохлаждения. Рядом - ведро на случай приступа морской болезни.

Плавание через Ла-Манш - рискованный вид спорта, связанный с потенциальной гибелью участника. Предпоследний раз это случилось 11 августа 2001 году, когда на 17 часу заплыва "был потерян визуальный контакт" с пловцом Уэли Штаубом (Швейцария). А последний раз - в этом году, буквально месяц назад 21 июля 45-летний ирландец Параик Кейзи утонул буквально в 1 км от французского берега в 1.30 ночи. Тело его так и не нашли. И это, несмотря на то, что пловец ночью прикрепляет к плавкам светящуюся палочку, чтобы его было хорошо видно в воде!

С 1995 года заплывы по требованию французских властей совершаются только по направлению из Великобритании во Францию (то есть старт из Франции запрещен), как правило со стартом из района Шекспировских Скал около г. Дувр (Великобритания) и разбросом финиша на 30-ти километровой береговой полосе в районе мыса Гри-Не (от г. Кале до г. Булонь-сюр-Мер, Франция).

Неопределенность места финиша связана с более сильными течениями в районе побережья Франции из-за мелководья. Французы запретили старты якобы по соображениям безопасности, но действительная причина - слишком малое число участников-французов и большое - британцев.


Пример традиционного места старта - Шекспировская скала, откуда по легенде бросился в море король Лир.


Пример традиционно желанного места финиша во Франции - скалистый берег у мыса Серый нос (Гри-не). После многочасового плавания зачастую непросто вылезти на скалы, чтобы официально завершить заплыв.

На самом деле, статистика показывает, что плыть из Франции в Великобританию проще, поскольку самый сложный участок с сильными течениями преодолевается в первые часы заплыва, когда соискатель еще полон сил. Значительно хуже, когда в полубессознательном состоянии пловцу уже виден заветный берег Франции в 3-5 км, а плыть до него оказыватся не два, все пять, а то и больше часов.


Пример траектории пловца-любителя: Ла-Манш наказывает медленных плоцов боковыми течениями. Зато японка Миюки - а это ее карта - пыталась проплыть "в два конца". Синяя кривая - тренировочный заплыв в один конец. Красная кривая - в два конца (немного не доплыла, у нее свело ноги). Точками отмечено положение пловца каждый час заплыва.

В связи с пересечением морской границы между Великобританией и Францией франузскую визу пловцу иметь не обязательно. За ходом заплыва в режиме реального времени следят французские береговые власти. По его окончании, пловец сразу же должен покинуть территорию Франции и быть оттранспортирован на лодке сопровождения обратно в Великобританию.


Пример переодевания пловцов после тренировки в водах Ла-Манша. Используется специальное плотенце на резинке, чтобы было удобнее переодеваться на холодном ветру.

Первым россиянином, пересекшим Ла-Манш вплавь, стал Павел Кузнецов (35 лет на момент заплыва, Москва). Заплыв состоялся с 22 на 23 августа 2006 года, время заплыва - 14 часов 33 минуты 25 секунд. Финишировал во Франции на песчаном пляже между местечком Сангатт и г. Кале в 01 час 20 мин. 23 августа 2006 года. Старт состоялся с пляжа Abbots Beach, неподалеку от г. Дувра (Великобритания) в 10 час 47 мин. утра предыдущего дня. Волнение моря в ходе заплыва составляло от 2 до 4 баллов по шкале Бофора, последние четыре с половиной часа прошли в полной темноте. Длина дистанции по прямой составила 42 км, температура воды: 16.8-17.2 градусов.


Пример пловца где-то в середине Ла-Манша. Волнение 3 балла по Бофору.


Еще один пример пловца в водах Ламанша, примерно в 5 км от Белых скал Дувра.

Годом позже сразу при поддержке неравнодушных с марафонскому плаванию российских людей и Британского посольства в Москве был организован заплыв лучших на тот момент российских марафонцев - Наталии Панкиной и Юрия Кудинова - с целью установления мирового рекорда дистанции. Несмотря на очень хорошие результаты (7 ч 05 мин 42 сек у Юрия, 24 августа и 8 ч 11 мин у Наталии, 26 августа), рекорда не получилось. В том же 2007 году со второй попытки Ла-Манш успешно переплыла Алла Кассиди - россиянка, живущая в Великобритании. (13 ч 07 мин, 6 сентября). Еще годом позже Наталия сделала вторую попытку мирового рекрода, но из-за погодных условий через 6 ч 14 мин прекратила заплыв.

С тех пор россияне не переплывали Ла-Манш.


Пример траектории заплыва профессионального пловца (Ю. Кудинова)

Ла-Манш неширок. Когда погода хорошая, из английского города Дувра в подзорную трубу или бинокль виден французский город Булонь. Между ними гладь пролива. Даже не верится, что эта спокойная вода своими штормами и туманами много столетий ужасала путешественников.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Гертруда Эдерле, первая в мире женщина, переплывшая Ла-Манш, принимает первые поздравления.

Южноафриканский спортсмен Фрэнк Чалмерс на этой узкой волнорезной доске тоже совершил путешествие из Англии во Францию.

Парашют взят на буксир моторным ботом. Таким необычным способом прибыл из Дувра в Кале телеграфист Вэлли Дрепер!

Гаю Юлию Цезарю с большим трудом удалось форсировать пролив. При первой попытке его постигла неудача, и он вынужден был вернуться. Тысячелетие спустя норманский князь Вильгельм Завоеватель, переправляясь со своей дружиной через Ла-Манш, потерял в его волнах столько воинов, что под страхом смерти запретил очевидцам об этом рассказывать. Недалеко от этих вод вместе с Непобедимой армадой короля Филиппа II исчез престиж Испании как великой морской державы.

Эта узкая водная полоса десятилетиями притягивает к себе любителей рекордов. Просто переплыть? Этим теперь уже никого не удивишь. В кровати, в ванне, в бочке или стоя на крыле самолета - как только не пытаются одолеть знаменитый пролив!

Начало «спортивной» биографии Ла-Манша можно дотировать 1785 годом, когда специальные выпуски парижских и лондонских газет сообщили сенсационную новость: двое отважных французских ученых, Бланшар и Жаффри, перелетели на воздушном шаре из Дувра в Гвин-Форест, около Кале. Обе столицы ликовали.

Не прошло и ста лет, как отыскались новые покорители водного пространства между Кале и Дувром. Матрос английского почтового судна «Россия» Мэтью Вэбб, мечтавший переплыть Ла-Манш, долго и терпеливо тренировался, пользуясь каждым штилем. В начале июня 1875 года ему пришлось пережить большое разочарованна. Королева Виктория устроила в своем замке прием в честь американского капитана Поля Бойтона, который первым вплавь преодолел пролив. Правда, Бойтон пользовался специальным спасательным костюмом. Газеты сообщали также, что Бойтон неоднократно терпел неудачи, терял ориентиры и должен был возвращаться.

Тогда отважный «капитан» - так матрос Вэбб стал называть себя - решил преодолеть Ла-Манш не в спасательном, а в самом обыкновенном купальном костюме. 12 августа 1875 года он отплыл от английского берега в районе Дувра. Бог морей Нептун не был к нему благожелателен: начался шторм. На половине пути обессилевший пловец был поднят на борт какого-то случайного судна.

Через две недели «капитан» Вэбб повторил свою попытку. Смертельно уставший, постаревший на много лет, он через 21 час 45 минут после старта достиг пляжа о Кале. Американец Бойтон был забыт, и мир отметил первое «настоящее» покорение Ла-Манша. Газеты величали Вэбба героем.

Прошло 36 лет, прежде чем другой спортсмен, Томас Берджесс, смог повторить этот рекорд.

Первой женщиной, одолевшей знаменитый пролив, стала американка немецкого происхождения Гертруда Эдерле. В августе 1926 года она за 14 с половиной часов проплыла от мыса Гри-Не до Дувра. Первым, кому покорился маршрут Дувр-Кале и обратно, был Е. Темм. Свое смелое предприятие он совершил дважды - в 1927 и 1934 годах. Первой женщиной, повторившей этот рекорд, была американка Флоренс Чедвик. Она показала отличное время на марафонской дистанции между Англией и Францией: 14 часов 42 минуты. Сейчас последнее слово среди рекордсменов принадлежит египтянину Хасану Абдель Рехиму -10 часов 50 минут.

Самой молодой «русалкой», переплывшей Ла-Манш, была семнадцатилетняя канадская школьница Клаудия Макферсон. Стартовав с французского берега, она вышла из воды на песок одного из английских пляжей и выглядела при этом так бодро, как будто провела в воде всего несколько минут.

Нынешние любители славы поставлены в трудное положение. Чтобы заставить мир заговорить о себе, приходится быть очень изобретательным и настойчивым: ведь требуется что-то новое, особенное.

Так, например, француз Жорж Мишель купил в Америке моржа и стал тренировать его в плавании на большие расстояния. После того как морж приобрел надлежащую спортивную форму, оба «спортсмена» отбыли из Кале и через 11 часов были уже у английского берега. При этом Мишель все время держал моржа на поводке, как обычную собаку.

Двадцатипятилетняя Джейн Балтазар из Нью-Йорка пыталась переплыть Ла-Манш под водой. Однако с судна, сопровождавшего ее, по ошибке спустили в воду пустой кислородный баллон, и пловчихе пришлось на половине пути сдаться. При повторной попытке Балтазар уже не была первой: ее опередил ее же бывший супруг, незадолго до этого с ней разведшийся.

Интересные события произошли летом 1963 года. Житель Корнуолла, молодой психотерапевт Кейт Слокомб, простившись с женой и двумя детьми, отправился якобы на конференцию в Лондон. На самом деле он тайком поехал в Дувр, привязал к маленькой волнорезной доске фляги с водой и фруктовым соком и пустился в плавание. Его никто не видел. Через 9 часов, весь обросший солевой коркой, смельчак достиг французского берега. И снова никто его не заметил,

Почему же вы никого не предупредили? - интересовались потом журналисты.

Отважный пловец честно ответил, что очень боялся собственной жены.

В августе 1963 года многие пассажиры пароходов, идущих Ла-Маншем, просто не верили своим глазам: высоко в небе на крыле самолета стоял человек. Таким оригинальным способом преодолевала водный рубеж Элен Кэмпбел, лондонский бухгалтер.

Многие пробуют переплыть Ла-Манш с помощью так называемых машин-амфибий. Первыми, кому посчастливилось это сделать, были владелец одного из парижских ночных клубов Тони Эндал и французский спортсмен Жан Брюэль.

Студент-химик Брайтонского университета Аллан Уитт собирается этим летом переплыть пролив в мотоботе, сделанном из старой ванны. Студент утверждает, что если все будет в порядке, то доберется в Кале из Дувра через 10 часов.

Стать в ряды покорителей пролива хочет и строитель Георг Данн. Его страсть - планеризм. В этом году он попробует перелететь через Ла-Манш на устройстве, принципиально похожем на обыкновенный бумажный змей, Предполагается, что эту алюминиевую конструкцию будет буксировать моторный бот...

Мэттью Уэбб. Катер сопровождения. Шекспировский пляж. Нам эти слова ничего особого не говорят. Но есть на планете несколько тысяч человек, для кого они стали символами самопреодоления. Эти люди вплавь пересекли Ла-Манш. Они вошли в воду и 32,5 километра плыли к своей цели. Без спасательных жилетов и какой-либо специальной экипировки. Без отдыха. Недавно списки укротителей большой воды пополнила российско-белорусская команда. Ради чего пловчиха Татьяна Квасова из Новокузнецка и ее две помощницы-брестчанки Ольга Литенкова и Ярослава Караваева покорили знаменитый пролив, корреспондент «Р» узнала из первых уст.

Переплыть Ла-Манш - настоящий подвиг. Шутка ли - 32,5 километра в холодной воде.


Мэттью Уэбб

Девушки сейчас в Москве. Разговариваем мы по скайпу. Начали с мини-лекции на тему «кто такой Мэттью Уэбб». Оказывается, этот англичанин считается «первооткрывателем» Ла-Манша. Матрос английского почтового судна «Россия» не один год мечтал переплыть пространство, отделяющее Великобританию от Франции, и использовал для своих тренировок каждый штиль.

В июне 1875 года его настигла ужасная новость: королева Виктория устроила прием в честь американского капитана Поля Бойтона, который... первым вплавь преодолел тот самый пролив. Правда, на мистере Бойтоне был спасательный костюм и вел он себя в воде не как джентльмен - принимал помощь извне.

В общем, Мэттью усомнился в героизме соперника. И через несколько месяцев зашел в воду в обыкновенном купальном костюме. Но начался шторм, он сбил пловца с курса. Ослабшего Уэбба подобрало случайное судно. Но он не погиб. Скажу больше: через две недели упрямец снова стоял на берегу! И опять в одном купальном костюме. В этот раз погода была благосклонна, и через 21 час 45 минут настойчивый англичанин достиг французского берега, установив рекорд. Понадобилось 36 лет, прежде чем путь смельчака повторил его последователь.

Татьяна КВАСОВА.


Катер сопровождения

Россиянка Татьяна Квасова переплыла Ла-Манш чуть быстрее Мэттью: за 20 часов 13 минут. На протяжении всего путешествия в метре от пловчихи следовал катер сопровождения «Анастасия». Его экипаж - штурман и два помощника, официальный наблюдатель и группа поддержки в лице двух Таниных подруг - Ольги Литенковой и Ярославы Караваевой, обе они белоруски.

Заплыв считается зарегистрированным, если подготовку, процесс и результат фиксируют наблюдатели Федерации или Ассоциации пересечения канала. Организаторы помогают участникам с визами, снабжают необходимой информацией. Так вот, лодка сопровождения и команда помощников не каприз пловца, а одно из продиктованных условий. Татьяна перечисляет другие правила:

- Из одежды можно надевать только купальник или плавки. Допускаются одна шапочка (это важно, потому что часто пловцы используют две), беруши, очки и зажим для носа. Плейер брать нельзя. Зато рекомендуется наносить сохраняющий тепло и защищающий от соли жировой состав. Я выбрала такой рецепт: барсучий жир и вазелин.

Обычно пловцы стараются приехать минимум за месяц до старта, чтобы акклиматизироваться и привыкнуть к холодной воде. Ее температура в заливе в это время года 16-19 °С.

Точную дату и время начала заплыва пловец не знает до последнего момента, так как погода на Ла-Манше крайне непредсказуемая. В беседу включается Ярослава:

- Таня зашла в воду в 16.06. Плыла все время кролем. Это быстрый стиль плавания при малых затратах энергии. Мы с Олей постоянно поддерживали визуальный контакт, мало ли что случится, и кормили ее. Сначала бутылочки с жидкой пищей на веревке сбрасывали в воду каждые 50 минут, ближе к половине пути - каждые 40 минут, под конец дистанции - каждые полчаса. Наблюдатель при этом проверяет и строго фиксирует состав пищи, в том числе на наличие допинга. Количество килокалорий индивидуально - 300 ккал за прием мы рассчитали для Тани сами. Еще позаботились о консистенции еды. Ведь Таня должна была проглатывать ее за минимально короткое время. Не более 30 секунд.

Вечер сменился ночью. Таня и ее команда нашли в плавании под звездным небом романтику. В ту ночь был полный штиль. Наблюдатель и капитан лодки сопровождения сказали девушкам, что такая погода бывает на Ла-Манше раз в 100 лет. Повезло?

Таня вспоминает, как 13 лет назад впервые пришла в бассейн:

- Мне было 19. Я хорошо держалась на воде, но плавала только по-собачьи. В бассейне начала учиться традиционным стилям: кроль, брасс, баттерфляй, на спине. Три года назад, уже в Москве, пришла в бассейн совершенствовать технику плавания. На пути к цели сменила трех тренеров, и только год назад вместе с Максимом Коршуновым выработали стратегию. И вот все получилось!


Шекспировский пляж

Ширина Ла-Манша варьируется от 250 км на западе до 32 км на востоке. Для заплывов смельчаки со всего мира используют самое узкое место, «горлышко» пролива. Шекспировский пляж в британском городе Дувре - место, откуда пловцы по традиции берут старт. Ориентировочная финишная точка - побережье во французском Кале.

С противоположных берегов «талии» Дуврского пролива просматривается краешек земли. Он манит своей осязаемостью. Но не стоит, господа, усыплять бдительность. Ла-Манш не так прост, как может показаться. Во-первых, даже летом вода не прогревается выше 19 °С. Во-вторых, меняются вызванные приливами и отливами течения. Никто не отменял волны и ветер. В-третьих, препятствием могут стать морские обитатели. Сколько было случаев, когда пловцов обжигали медузы! В-четвертых, на Ла-Манше плотный судоходный трафик.

Считается, что для пловца переплыть Ла-Манш - как для альпиниста покорить Эверест. То есть бросить вызов самому себе и победить.



 

Возможно, будет полезно почитать: