Бой на палках обучение. Японские боевые искусства. Виды боевых искусств Японии. Японская борьба сумо

Человек, не имеющий никакого оружия, к тому же сильно уставший, вполне может испытывать отчаяние. Удивительно, сколь большое воздействие на его дух окажет наличие в руках короткой палки.

Теперь представим, что этот человек обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы столь нехитрым оружием убить противника.

I. Короткая палка, от 18 до 24 дюймов длиной (45–61 см) и примерно в 1 дюйм (2,5 см) толщиной может служить идеальным оружием. (Если такой палки нет под рукой, ее можно заменить веткой дерева).

Примечание. Очень важно, в совершенстве освоив этот прием, использовать в бою элемент внезапности. Этого лучше всего достичь, если исходная позиция такова, как на рис. 86.

II. Удерживая палку правой рукой, взмахните ею и захватите другой ее конец левой рукой примерно в 6 дюймах (15 см) от края. Это движение следует выполнять, не опуская взгляда на руки или палку. Обратите особое внимание на положение рук (рис. 87).



Примечание . Причина использования именно такого захвата палки очевидна. Противник вряд ли заподозрит, что ему угрожает опасность нападения.

Итак, вы стоите лицом к противнику, как показано на рис. 88.


1. Нанесите противнику удар левым концом палки в живот резким круговым движением вправо.

При выполнении этого удара следует помнить о четырех важных моментах, которые должны выполняться одновременно:

(а) От свободного захвата обоих концов палки (рис. 87) нужно мгновенно перейти к сильному зажиму палки в руках;

(б) Левая рука должна перемещаться вправо;

(в) Движение правой руки должно быть направлено внутрь влево, но оно должно быть гораздо короче, чем движение левой руки, поскольку правая рука двигается к правому боку;

(г) Выполняя прием, сделайте шаг левой ногой вперед вправо. Это позволит вложить в удар вес своего тела, как показано на рис. 89.



Примечание. Если тело противника защищено плотной одеждой, то от такого удара в живот противник не потеряет сознание, но он заставит его выдвинуть подбородок вперед, а это как раз такая позиция, которая выгодна для вашей атаки.


2. Сжимая палку как можно крепче обеими руками, нанесите удар вверх концом палки (левым концом), целясь в шею, и убейте противника (рис. 90).



Место, в которое необходимо направить удар, представляет собой точку, расположенную примерно в 2 дюймах (5 см) от края подбородка.

Атакуя противника в подбородок (как показано на рис. 90), вы промахнулись.

3. Тогда нанесите противнику резкий удар в лицо концом палки, как показано на рис. 91, вкладывая в удар вес своего тела.



4. Если необходимо, завершите комбинацию сокрушительным ударом правым концом палки по левой части лица противника (как показано на рис. 92).



Примечание. Сделайте шаг правой ногой влево, чтобы вложить в удар вес своего тела.


5. Если после первой атаки в живот голова противника окажется достаточно высоко, чтобы открыть переднюю часть шеи, нанесите удар ему в кадык серединой палки, вкладывая в удар всю силу. Такой удар убьет противника или, как минимум, лишит его сознания (рис. 93).



Примечание. Приемы № 2 (удар концом палки в точку под подбородком) и № 5 (удар центром палки в кадык) являются сокрушительными, но сначала надо заставить противника принять то положение, которое позволит их применить.

Прием № 1 (удар концом палки в живот) позволяет, вследствие его внезапности, добиться этой цели, поэтому атака всегда должна начинаться с удара в живот.

Когда речь заходит о восточных единоборствах, на ум первым делом приходят карате, кунг-фу и фильмы с Брюсом Ли. Тем не менее на Востоке существует множество менее известных, но не менее древних видов боевых искусств. В сегодняшнем материале FURFUR разбирается в экзотических видах единоборств и оздоровительных практик Ирана, Индии, Филиппин и Китая.

Варзеше-зурхане

Варзеше-зурхане, или «спорт дома силы», - традиционный стиль силового тренинга и борьбы, практикуемый в Иране и сопредельных землях уже как минимум две с половиной тысячи лет. Те, кто занимается в доме силы, называются пехлеванами - богатырями. Занятия в зурхане – это не только совершенствование тела, но и свод этических правил, сходный с законами суфийских орденов, и свод традиций, восходящий к героям и богатырям древности.

Место тренировок

Традиционный спортивный зал называется зурхане (или зорхана), по-персидски - «дом силы». Это крытое сооружения с отверстием в центре крыши.

Чтобы обеспечить постоянную температуру, занятия проводятся в суфре, то есть в яме посредине зурханы глубиной один метр и длиной и шириной в десять метров. Раньше она засыпалась сухими травами, мягкой землей и до начала тренировок, чтобы не было пыли, орошалась водой. Вокруг тренировочной площадки находились места для зрителей и возвышения для ведущего. Теперь тренировочное пространство делают из дерева или же вовсе тренируются в самых обычных спортивных залах.

Тренировки

Тренировки в зурхане начинаются с танцевальных разминок, которые устраиваются для подъема боевого духа и настроения. Основная же часть занятий посвящена ритмической гимнастике с использованием пары булав, щитов и металлического лука. Упражнения богатырей включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование булавами. Заканчивается тренировка борьбой (кошти-пехлевани), суть которой - положить противника на лопатки.

Снаряды

Парные булавы разного веса (meel) - это основной снаряд, который используется в зорхане. Малые булавы весят по два-три килограмма, тяжелые по 15–20 килограммов. На соревнованиях ими выполняют полумахи на количество повторений. Обязательным требованием является работа двумя булавами одновременно. В тренировочной практике также выполняют и другие упражнения, в том числе жонглирование. Используются и булавы большего веса, на сегодняшний день самой тяжелой является пара булав весом 185 килограммов.

Лук (kabbadeh или kabade) - металлический лук c цепью и бубенцами, его вес - от 15 до 20 килограммов. Первоначально это был настоящий боевой лук с натянутой тетивой. Сообщения об этом относятся к древним временам, а снаряд в современной его форме используется уже очень давно. Служит для тренировки мышц плечевого пояса на силу и гибкость.

Скамейка

Скамейка (shena) - деревянная скамеечка, 70 на 8 сантиметров и высотой 5 сантиметром. Служит для упражнений со своим весом - в основном разного вида отжиманий от пола во время групповых тренировок. Это вспомогательный тренажер, все упражнения, в которых она применяется, могут быть выполнены и без нее.

Моршед и миондор

Непременным сопровождением тренировок в зорхане является барабан и пение духовных стихов или же иранских мифов и легенд наравне со стихами иранских поэтов. Для каждого упражнения есть своя мелодия или песня.

Главный человек на занятиях в доме силы - это моршед. Он начинает и заканчивает тренировку, возносит молитву, отвечает за распорядок. И именно он в течение всего занятия играет на барабане и читает стихи. Второй в доме силы - это миондор, или пиш-кесват. Он намного опытнее остальных занимающихся. Место миондора - посередине арены. Другие спортсмены выполняют физические упражнения, смотря на его движения.

Главный человек на занятиях в доме силы - это моршед. Он начинает и заканчивает тренировку, возносит молитву, отвечает за распорядок.


Ранги богатырей

В варзеше-зурхане существует система рангов. Первые два ранга - новички, третий и четвертый - чемпион и чемпион чемпионов (соответственно, пехлеван и пехлевани-пехлеван). Для достигнувших 80-го уровня в этом нелегком занятии существуют и суперчемпионские титулы. Джахан-пехлеван («мировой богатырь») - самый высокий ранг, этот титул носил легендарный богатырь Ростам из «Шахнаме» Фирдоуси. В современности титула удостоился Голамреза Тахти, самый известный борец в истории Ирана. На его счету олимпийское золото 1956 года и мировое чемпионство по борьбе в 1959 и 1961 годах. Еще один ранг - пехлеване-бозорг, или «великий богатырь». Лишь очень немногим пехлеванам удавалось получить этот титул, среди них был поэт и мистик Пурья-йе-Вали (около 1300), а также Хадж Сейед Хасан Разаз (1853–1941).

Голамреза Тахти

Маллакхамб

Индийская тренировочная дисциплина, сочетающая отработку техники борьбы и йогу. Основным элементом является вертикальный столб, на котором происходят занятия. Тренировка сочетает боевое искусство, элементы акробатики, йогу и самооздоровление.

Маллакхамб, или «йога на столбе», зародился в Индии. «Малла» означает «борец», а «кхамб» - шест. Изначально это было дополнительное упражнение для традиционной борьбы, но позже стало отдельной дисциплиной. По легенде столб, а также все ухватки, которым его сподручнее бороть, передал людям бог-обезьяна Хануман. Он однажды явился к воину, который готовился к важному поединку, и шепнул тому, как поухватистее свернуть врага в бараний рог.

Во время занятий боевыми искусствами столб выступает в роли противника - на нем отрабатывают различные захваты и элементы борьбы. Йогическая практика предполагает выполнение асан, адаптированных или, скорее, усложненных таким образом, чтобы они были выполнены на столбе. Занимающийся делает серию асан с динамическими переходами между ними, не касаясь земли. Таким образом, развиваются не только гибкость и сила, но и координация, баланс и концентрация. Так же как и в обычных техниках йоги, здесь практикуются особые виды дыхания.

Отдельно нужно сказать о массажном эффекте, который достигается при занятиях на столбе. Постоянный контакт с ним обеспечивает оптимальную нагрузку и массаж всех частей тела, улучшает кровообращение и стимулирует работу внутренних органов.

Маллакхамб бывает двух разновидностей, которые различаются между собой видом столба. В фиксированном маллакхамбе вертикальный деревянный столб закреплен у основания. Высота столба - 2,25 метра, диаметр навершия - 13 сантиметров, книзу он несколько расширяется. Для маллакхамба в подвешенном состоянии используют канат диаметром 2,5 сантиметра. Упражнения на таком канате даже более сложны, нежели на столбе. Маллакхамб наравне с каларипаятту служит одним из элементов подготовки индийских военных и развлечением для молодежи с окраин.

Филиппины

Традиционное филиппинское боевое искусство арнис включает в себя технику работы с оружием (мечом, ножом, палкой) и без оружия - с ударами руками, ногами, головой, захватами и бросками. Это очень разнообразная система, в которой предусматривается работа не только с «равным» оружием, например палка против палки, но вообще работа в любых сочетаниях - палка против ножа, без оружия против оружия, две палки против палки.

Техника арниса крайне многообразна, но при этом описывается всего лишь несколькими общими базовыми принципами, из которых получается широкая вариативность действий. Основная черта филиппинских боевых искусств - максимальная прикладная эффективность в бою при минимальном использовании физических сил.

Базовые принципы

Атакующие техники в арнисе сведены к 12-ти базовым углам. Для каждого угла есть своя атака, свой блок, разоружение и защита от разоружения. В системе арниса нет формальных двигательных комплексов или заучиваемых серий ударов и блоков. Вместо этого происходит обучение принципам движения, которые затем модифицируются в зависимости от типа, направления атаки и атакующего оружия.

Процесс обучения всегда начинается с освоения навыков владения оружием, и лишь затем изучается безоружный бой. Начинающие тренируются с одной и двумя палками, затем движения преобразуются в технику ножа, затем - пустых рук. Движения тела и углы атак остаются теми же самими. Они универсальны, а переход от одного вида оружия к другому вполне естественен.

Защита в арнисе строится на принципе под названием «вырвать ядовитый зуб змеи». Действия защищающего направлены на кисть или запястье вооруженной руки противника. Вторая, невооруженная рука осуществляет контроль рук противника, обычно запястья или локтя, что позволяет выиграть время для совершения контратакующих действий. Цель - максимально быстро обезоружить противника. Затем можно сокращать дистанцию и атаковать тело противника оружием, руками, ногами или головой.

Процесс обучения всегда начинается с освоения навыков владения оружием, и лишь затем изучается безоружный бой.

Оружие

Чаще всего для тренировок используются деревянные палки бастон или мутон длиной 69–76 сантиметров и диаметром 2,6-3 сантиметра из ротанга, бамбука или пластика и тренировочные ножи разной длины и форм, а также деревянные или пластиковые.

В связи с тем, что в настоящее время арнис все больше практикуется как спортивное единоборство, ножи используются все реже и реже. Помимо палок стандартной длины, применяются короткие палки 30–40 сантиметров как вспомогательное оружие во второй руке. Палки топадо, наоборот, вдвое длиннее обычных.


Дистанция

Бой может происходить на различных дистанциях. Обычно выделяют три боевые дистанции: дальнюю (ларго), где противники могут достать своим оружием только до кисти вооруженной руки; среднюю (медиа), где можно нанести своим оружием удар по телу противника; ближнюю (кортэ или серрада), где, помимо ударов палкой или ножом, могут производиться действия руками, ногами и головой.

Этапы обучения

Первый этап называется муэстрасьон, или пандалаг. В ходе его ученики изучают удары по пяти основным углам, а также способы защиты от них. Палку надо держать так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8–10 сантиметров, этот выступ, пунио, используется для захватов и ударов на короткой дистанции. Отрабатывается техника передвижения. С этой целью ходят по специальному треугольнику со сторонами около 40 сантиметров. В движении осваиваются уходы с линии атаки противника, комбинации ударов и блоков.

Второй этап - санга ат патама - парная тренировка. Базовые удары отрабатываются в учебных схватках в различных комбинациях и связках, с растущими скоростью и сложностью. Третий этап - ларга мутон - вольный бой, в процессе которого ученики подбирают наиболее подходящие для себя комбинации, приемы и вырабатывают свою собственную манеру ведения поединка. Помимо ударов палками, на ближней дистанции проводятся удары руками, локтями, ногами, коленями и головой.

Первый этап называется муэстрасьон, или пандалаг. В ходе его ученики изучают удары по пяти основным углам, а также способы защиты от них.

Ранги

В современных школах, практикующих арнис, существует деление на ранги, отмечаемое поясами различного цвета. Ученики подразделяются на начинающих (багухан), продолжающих (пангитна) и продвинутых (абанте). Своя градация мастерства и у инструкторов. Но главным критерием мастерства в филиппинских боевых искусствах всегда считалось умение вести реальный бой. До середины XX века большинство школ практиковало бои до смерти. В настоящее время школы проводят в основном поединки в полный контакт в защитном снаряжении: шлем с забралом или фехтовальная маска, куртка, щитки на голени, перчатки.

В отличие от большинства других восточных боевых искусств, арнис не является герметичной системой, а открыт для влияний извне. Мастера различных школ заимствуют техники из тайского бокса, дзюдо, айкидо, тхеквондо, ушу, бокса - тех стилей, чья техника ближе именно им. Таким образом, арнис постоянно изменяется и приобретает все новые формы.

Своей эффективностью, относительной простотой и зрелищностью арнис привлекает множество людей и широко распространяется по миру и в России. Есть множество школ, практикующих разные направления арниса. Некоторые делают упор на бое на ножах, другие на техники работы с палкой, третьи на технику без оружия. Арнис преподается как система действенной самообороны или как спортивное боевое искусство.

Техника боя на палках варьируется в зависимости от стиля, но во всех них она построена на четырех основных принципах: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность, подбор таких приемов, которые идеально соответствуют телосложению и личностным особенностям данного человека.

Бой двумя палками включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары вторым концом палки, а также разнообразные обводы и зацепы своей палкой палки или руки противника. Сила удара зависит от сочетания движения по прямой и по кругу. Нет чисто "жестких" или чисто "мягких" техник. Есть их сочетание. Корпус при этом свободен, расслаблен, гибок, и положения его порождаются ситуацией. На работу парными палками затем легко накладываются техника работы парными мачете. Одно и то же движение, один и тот же удар может быть исполнен практически любым типом оружия.

При использовании только одной палки в технике появляется много хлещущих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести их серию. Кисть при этом слегка разворачивается, так что каждый новый удар приходится на другое место. Атаки одной или двумя палками разбиваются на три основных группы: праворучная, леворучная и двуручная, в зависимости от того, какой рукой преимущественно наносится удар. Понятно, что мастера должны равно легко работать в обе стороны.

Бой длинной и короткой палкой называют "эспада и дага". На него хорошо накладывается техника боя традиционным длинным ножом-мачете "боло" и кинжалом "баларау". Необходимо знать, что под "эспадой" понимается не современная фехтовальная шпага, а ее средневековый испанский вариант, имевший достаточно широкое лезвие и полуторастороннюю заточку. Короткая палка здесь служит, в основном, для парирования и тычков, а длинная - для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуют с дубинкой и ножом, который держат в левой руке и используют не только для тычков, но и для режущих движений, цель которых - поразить мышцы и сухожилия противника. Сформировалась даже специфическая техника "жертвующих" блоков: как правильно подставить под лезвие руку, чтобы порез причинил минимальные повреждения, если уклониться от удара.

Существуют 4 основных варианта использования палок:
  • "соло бастон", или техника работы одной палкой;
  • "синавали" - наиболее известная и популярная техника работы двумя палками одинаковой длины;
  • "эспада-и-дага" - работа двумя палками, но разной длины (одна из них имитирует "шпагу", другая - "кинжал");
  • "арнис кавайян" - работа с длинным шестом.

Палки делают из пальмового дерева либо из бамбука. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "бастонам".

Традиционный арнис учит самозащите, метод которой сводится к тому, что сначала поражают палкой суставы вооруженной руки противника, а затем наносят несколько ударов ему в голову или в корпус.

Среди используемого оружия в качестве примера следует упомянуть следующие виды.

Арнис

"Табак малиит" - короткие парные палки (типа явары), выступающие на несколько сантиметров с обеих сторон сжатого кулака. При работе ими упор делается на быстрые выпады и принятие таких позиций, при которых не требуется применение большой силы. Основная техника построена на первоначальном выполнении стопорящего удара по атакующей конечности одной палкой, с немедленным поражением корпуса или головы другой палкой.

Кали

Специфическим, сугубо местным оружием является "балисонг" (нож-бабочка) - нечто среднее между ножом и короткой палкой. Его рукоять состоит из двух половинок, скрывающих в сложенном виде лезвие, утопленное в паз между ними. Оружие это известно с VIII в. Оно передавалось по наследству и считалось священным. В разложенном виде три его конца символизируют три космические потенции - Небо, Землю и Воду. Обычно его использовали как короткую палку, одним движением превращая в нож в критической ситуации. Техника работы им построена на вращениях между пальцами наподобие работы короткой палкой или эмэйской спицей.

Применяются в кали также малайский крис (длинный кинжал с волнистым лезвием) и короткий трезубец "тьябанг", аналог окинавского "сай".

Паге

Развита работа разнообразными видами плетей и бичей. Большинство показательных выступлений обязательно включает в себя момент, когда человек с повязкой на глазах гасит ударами плетки несколько свечей, расставленых вокруг него. Плетка может быть сделана из плотного ремня бычьей кожи, или (как например "бунтот паге") из хвоста рыбы раи. Длинный и высушенный хвост этой рыбы, покрытый твердой и острой шкурой, служил великолепным оружием. Хвост заканчивался острием, которое могло быть отравлено. Еще один вид гибкого оружия - это "йойо", вложенный в сетку круглый груз, напоминающий китайский молот-метеор, но это оружие паге сугубо местное. Первоначально йойо представлял собой просто камень, привязанный к виноградной лозе, который использовали как оружие во время охоты.

Бой на палках – это наиболее известный аспект филиппинских боевых искусств, можно сказать, их «визитная карточка». Иногда Арнис и Эскрима называют «филиппинским боем на палках». Однако традиционно филиппинские боевые искусства использовали не палку, а клинковое оружие – кампилан, крис, боло, баронг и др. Появление палок, как тренировочного снаряда, заменяющего меч, произошло в период испанского запрета на ношение холодного оружия. Кроме того, тяжелые палки из камагонга или бахи использовались в дуэлях между школами, известными как хуэго тодо .

В новейшее время ротанговые палки, действительно, стали неотъемлемой принадлежностью Арнис и Эскрима как в качестве тренировочного снаряда, так и в качестве самостоятельного оружия. В различных стилях используются палки (бастон , олиси ) разного размера и веса, наиболее распространены бастоны длинной около 70 см и диаметром 2,5 см.

Существуют три основных раздела палочного боя – Соло Бастон (одна палка), Добле Бастон (две палки), Сибат/Тападо (шест).

Соло Бастон

Соло Бастон является базовым разделом подавляющего большинства стилей Арнис и Эскрима. Палка может использоваться на всех дистанциях – от дальней до клинча. При этом изменяется техника ее применения. Если при бое на дальней дистанции (ларго мано ) основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то, по мере сближения, возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой ») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе («stickgrappling »). Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с ларго , затем медио (средняя) и корто (ближняя), ученик адаптирует технику соло бастон для различных ситуаций боя, а также учиться использовать ее против различного оружия.

В разделе Соло Бастон изучаются – углы и направления атаки; атакующие комбинации; защитные действия и контратаки; броски, болевые приемы и удушения палкой; координационные упражнения и упражнения, развивающие чувство «течения»; постановку ударов на снарядах; спарринговые упражнения. Вершиной подготовки является свободный бой, в котором проверяются все технические и тактические наработки, а также психологическая готовность ученика.

Добле Бастон

Параллельно с изучением оружия для одной руки (палки, ножа, мачете), начинаются тренировки с двумя палками – Добле Бастон . Более того, во многих направлениях (например в Модерн Арнис) этот раздел лежит в основе всего обучения.

Хотя начально обучение проводится с двумя бастонами одинаковой длинны, эти навыки могут быть перенесены на другие ситуации и другие виды оружия – Эспада и Дага, два ножа, меч и щит, нож и керамбит, а также на рукопашный бой.

Тренировка в Добле Бастон включает в себя три основных раздела – упражнения на координацию, упражнения в «течении», боевые техники (спарринговая подготовка).

Необходимо отметить, что существуют стили ФБИ, где изучается только один какой-то раздел. Однако надо иметь в виду, что каждый из этих разделов развивает свои качества, и только в комплексе они позволяют достичь мастерства в применении Добле Бастон .

Сибат/Тападо

Техника длинной палки или шеста, известная как Сибат, наиболее развита в Западном Висайане, в частности, на Негросе. Длинна шеста варьируется от 1,5 – 2 м (Банкау ) до 1,2 – 1 м (Тападо ).

Существует несколько систем, использующих шест – Тападо, Тау-Тау, Багсай, Лагас и ряд других. Тападо – это наиболее известный стиль, применяющий шест. Это агрессивный атакующий стиль, характеризующийся одновременными блоками и атаками, простотой и нацеленностью на встречные контратаки

При тренировке, помимо разучивания приемов, важную роль во всех разделах Соло Бастон играют координационные упражнения, известные как tapi- tapi, sumbrada, pingke- pingke, sinawali, contrada , hubud-lubud, pluma y paying , sequidas и др. Также много внимания уделяется постановке ударов на снарядах; упражнениям, подводящих к спаррингу; спаррингу по различным правилам. В современных ФБИ часто используется защитное снаряжение и/или мягкие палки для снижения травматизма в процессе учебных боев.

В целом, можно сказать, что изучение боя на палках является одной из важнейших составляющих филиппинских боевых искусств, так как именно в этих разделах происходит постановка двигательной базы, которая позволяет объединить все разделы Арнис и Эскрима в единую систему и существенно сократить сроки обучения ножевому и рукопашному бою.

Большой популярностью, особенно в средних и низших слоях средневекового британского общества, пользовалось фехтование на шестах. За многие столетия в разных областях Великобритании и Ирландии сложились свои стили работы этим оружием. Некоторые из них исчезли бесследно, более или менее конкретные сведения о других сохранились до наших дней.

«Йоменри» (yeomanry) или «комплекс йоменри» - техника боя шестом, которая по мнению ряда специалистов являлась наиболее разработанной в Европе: «Рассчитана она, в основном, на лишенного доспехов крестьянина, который отбивается достаточно толстой жердью (вырванное и тут же обструганное молодое деревце, вымощенный из забора кол, оглобля и т.п.) от человека с тяжелым европейским одноручным или двуручным мечом, который, как правило, носит доспехи или же от другого аналогично вооруженного крестьянина. Понятно, что по такому плохо обструганному шесту руки скользить свободно не могут. Потому держат его жестко и, как правило, верхним хватом, который в Европе вообще носит наименование «английский».

Так как этот шест достаточно толстый, а европейский меч не обладает достаточной для его прорубания остротой, можно спокойно ставить им жесткий блок, принимая меч противника на середину шеста, а затем, пока противник будет пытаться отвести свое оружие, чтобы размахнуться для нового удара, нанести ему свой удар одним из концов шеста...

Другой вариант контратаки после приема вражеского удара мечом на середину своего шеста - подставить его под контакт и мягко отвести на себя вместе с уперевшимся в него мечом, смягчая таким образом силу удара. Затем следует резкий толчок от себя под острым углом к клинку, который как бы отбрасывает меч врага ему же в голову... Вообще, толчки достаточно характерны для йоменри, поскольку это очень хороший способ свалить более неповоротливого противника...

Здесь достаточно много работы корпусом, а в технике ног часто используется заступ, когда боец как бы заводит свою стопу за лодыжку противника, а затем всем весом своего тела опускается на заступившую ногу, садясь на колено, которое давит на ногу противника и вынуждает его упасть на спину. Такой заступ может быть легко выполнен одним воином в тяжелых доспехах против такого же воина, а руки заступающего при этом остаются свободными и могут выполнить добивающий удар.

Если противников несколько и у них легкое оружие, в ход идут достаточно широкие размашные удары шестом, вращения его над головой. Выполнение шестом восьмерок и инерционная работа им перед собой по принципу ветряной мельницы («му-линэ») является более поздним заимствованием у французов. Техника эта использовалась, в основном, для дезориентации противника, отклонения случайных ударов и выполнения мощных ударов с такой предварительной раскрутки.

С отмиранием тяжелых доспехов йоменри не умерло. Известен случай, когда в 1625 году один англичанин с шестом одолел в схватке трех испанцев, каждый из которых был вооружен шпагой и дагой».

С распространением призовых боев («prize-fighting» или «prize-ring») йоменри вышел на «спортивную» арену. Участники состязались как в бое на шестах, так и против соперника, вооруженного другим оружием. Всплеск популярности йоменри в Англии наблюдался в конце XIX - начале XX вв. Тогда были созданы специальные общества по изучению и популяризации йоменри. В 1903 году в Англии даже вышла книга по самообороне шестом.

Интересно отметить, что в обществах по изучению йоменри шест не был единственным оружием. Изучалась также техника работы клинковым оружием. В XIX веке были изданы несколько учебников по клинковому фехтованию для членов «обществ йоменри». Считалось, что приобретенные технические и тактические навыки фехтования длинным клинковым оружием наилучшим образом скажутся в искусстве применения шеста. В то же время фехтование шестом или палкой помогает лучше освоить холодное оружие.

Среди других систем палочного боя (stick-fighting) была наиболее известна «Quarterstaff» (quarter - «четверть», staff -«палка, шест, посох, жезл»), первые сведения о которой относятся к XV веку. Длина «палки» в этой системе составляла 8-9 футов (244-274 см), поверхность была гладкой, чтобы руки могли «скользить» по ней, а ее концы очень часто были окованы железом. Между тем, длина шеста в йоменри - не выше бровей владельца палки.

Техника работы предполагала использование обеих рук. Наносились как рубящие, так и тычковые удары. Основными целями для ударов являлись голова (боковые удары, тычки), ключица, кисти и запястья рук (рубящие удары), а также лодыжки и икры (подсекающие удары). Для защиты от ударов, наносимых шестом (или клинковым оружием), применялись как обычные жесткие блоки, так и уклоны с линии атаки. Кроме того, применялись мощные толчки серединой шеста в область туловища и в голову. Достаточно хорошо были разработаны различные комбинации приемов.

Определенную известность получила «Irish stick-fight-ing» - ирландская школа боя палкой, немного утолщенной на одном конце. Она восходит к древнему искусству «кельтского палочного боя» (Celtic stick-fighting).

В «ирландском палочном бое», традиции которого уже на протяжении многих столетий передаются от отца к сыну, хорошо разработаны всевозможные комбинации ударов и защит, большое внимание уделяется использованию различных маневров. Палку (дубинку) держат одной рукой, выполняя ею различные кистевые движения с активным вращением руки в запястье, благодаря чему достигается высокая скорость ударов в разных плоскостях. Удары преобладают рубящие, хотя тычки тоже иногда применяются (их наносят в голову, шею, а также по туловищу).

Ирландские женщины в стычках между деревнями вместо дубинки часто применяли прочный шерстяной чулок, набитый камнями, которым они действовали, копируя удары дубинкой.

Среди ирландцев и шотландцев долгое время сохранялись групповые сражения на шестах либо дубинках, во многом напоминавшие известную русскую игру-сражение «взятие снежного городка» - как по общей организации, так и по ее ритуальному содержанию.

«На юге Шотландии нередко сражались пастухи разных приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстоянии примерно 2-3 км друг от друга, строили башню из земли и дерна (высотой 3-4 м, диаметром 3 м). День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю. Все сражающиеся были вооружены дубинками и иногда между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника и водрузить на его место свой. После окончания игры парни пожимали друг другу руки, целовались и мир полностью восстанавливался...

В Ирландии более важна была не сама драка-борьба, а ее ритуальное воспроизведение. Очевидец, наблюдавший такую игру в 1834 году, пишет, что она длилась всего минут десять, причем палки чаще опускались на палки противника, чем на людей. После сражения участники его вновь становились добрыми друзьями».

Помимо боя на шестах, палках и дубинках, в Англии была разработана техника боя с тростью.

«Английская работа тростью сформировалась несколько позже (чем французская) и включала в себя элементы французской техники, дополненные собственными английскими разработками из арсенала йоменри и элементами техник, заимствованных из Индии. Трость начали прихватывать левой рукой, бить двумя ее концами, активно использовать ее в качестве рычага для захватов и бросков, наносить ею короткие удары по конечностям»



 

Возможно, будет полезно почитать: