Правила катания на сноуборде для новичков. Хорошее снаряжение – дорогое снаряжение? Учимся кататься на сноуборде

Сноубординг как вид спорта, как развлечение, набирает обороты и с каждым годом становится всё более популярным.

Если раньше на сноуборде катались только заядлые экстрималы, которых даже не хотели пускать на склоны и подъёмники с доской, то уже с 98 года этот вид спорта включён в зимние олимпийские игры.

Сейчас желающих освоить сноуборд на заснеженных склонах ещё больше, чем любителей лыж. Но не всё так просто, и прежде чем выкручивать пируэты на скоростных спусках, необходимо пройти этап подготовки и обучения, чтоб превратиться из новичка в настоящего профессионала.

Начать стоит с выбора экипировки и самого сноуборда, затем выбрать трассу, нанять инструктора и обучиться основным техникам. Для этого нужно учесть множество нюансов, которые сейчас и рассмотрим. Катание на сноуборде для начинающих должно быть увлекательным и безопасным, в ином случае желание заниматься долго может пропасть.

Как выбрать правильное снаряжение

Конечно, главное снаряжение это сама доска – сноуборд. Многие допускают одну и ту же ошибку и приобретают доску ещё до того, как попробовали кататься.

Существует около 400 брендов, производителей досок, и если вы не знаете своих особенностей и потребностей, можете выбросить деньги впустую.

Для начала воспользуйтесь прокатом – попробуйте доску короче и длиннее, почувствуйте разницу, посоветуйтесь с инструктором на склоне.

На выбор доски будет влиять стиль катания, который вы предпочтёте. Очень лёгкие и гибкие доски, с маркировкой FS подходят для стиля Фристайл (предполагает разнообразные зрелищные трюки).

Длинные и симметричные доски с маркировкой FR самые популярные и подходят для обучения. Если на доске написано Race Carve, она с направленной формой и обрезанной пяткой, жёсткая и узкая, то подходит для скоростного катания и стиля Рейсинг.

Такой стиль не для новичков, поэтому если вы не катались раньше, такую доску вам покупать не стоит. Стиль All mountain предполагает универсальные сноуборды, так как используется для катания и в парках, и на городских трассах, и на горных склонах.

Помимо стиля катания, учитывайте материал, из которого изготовлен сноуборд, жёсткость; важна конструкция и форма, длина и ширина доски. Стоимость сноуборда варьируется от 300 до 700 долларов, но весной цены на 30-50% дешевле.

Не менее важно подобрать нужные крепления и ботинки. Начать необходимо именно с ботинок. Выбирать их нужно очень тщательно, мерить и останавливаться на самых удобных моделях.

Они должны плотно сидеть на ноге, но не давить. Ботинок должен плотно прилегать к ноге, пятка должна упираться в заднюю стенку и не отходить при приседании.

Желательно выбрать ботинки с внутренним сапожком, который можно вытащить и просушить, а так же учесть жёсткость и ваш стиль катания (например, для универсального стиля нужны ботинки средней жёсткости).

После того, как выбраны ботинки, можно приступать к креплениям, которые меряются на ботинок. Именно крепления передают движения от ботинок к сноуборду, то есть выполняют функцию управления, руля.

Поэтому стоит отдавать предпочтение крепам, которые надёжно и плотно фиксируют ногу на доске, выполнены из металла с металлическими дугами и имеют пластину и влагостойкого материала.

После того, как основные компоненты снаряжения выбраны, вы можете добавить ещё некоторые важные составляющие экипировки для сноубордиста.

Это маска, шлем, куртка, костюм, штаны, перчатки, шапка. Обязательно учитывайте качество, удобство, эргономичность и терморегуляцию.

После того, как из начинающего сноубордиста вы превратитесь в профессионального, поймёте все тонкости выбора всех важных вещей и подберёте то, что нужно именно вам.

Инструктор по сноуборду и занятия в группе

Очень важной и сложной задачей является выбор инструктора. Возможно, на первый взгляд вам кажется, что без него можно обойтись – посмотреть видео на ютубе, послушать друзей и их рекомендации.

Но, не смотря на кажущуюся простоту, сноуборд всё же достаточно экстремальный, а значит и опасный вид спорта, требующий специальных навыков и профессионализма.

Инструктор поможет освоить основные элементы, укажет на ошибки и пути их преодоления, что позволит вам закрепить не возникающие неточности, а сразу правильную технику.

Так же стоит помнить, что при первом катании очень большая вероятность падений и травм. Опытный инструктор расскажет, как правильно избегать падений и группироваться, если их не избежать; уменьшит вероятность неправильных действий травм, к которым они могут привести.

Перед началом занятия с инструктором, он обязательно проверит ваше снаряжение, укажет на возможные недостатки его использования, исправит неточности (или поможет выбрать в прокате доску и ботинки в соответствии с вашими размерами и уровнем катания); поможет выбрать склон для катания и научит пользоваться подъёмниками; даст теоретический материал и наглядную демонстрацию элементов.

Чтобы чувствовать себя уверенно на сноуборде потребуется всего лишь 2-3 часовых занятия с инструктором.

Этого будет достаточно, чтоб вы уже могли свободно себя чувствовать на трассе, а в дальнейшем самостоятельно совершенствоваться.

Гораздо легче в обучении будет тем, кто уже имеет какую либо спортивную подготовку. Если у вас есть опыт владения лыжами или скейтом, то освоить первое приближение к сноуборду удастся за пол занятия с инструктором.

И самое главное то, что благодаря работе инструктора, вы получите истинное удовольствие от обучения и катания. Ведь при самостоятельных попытках многое может не получатся, что-то вы будете выполнять сложнее, чем оно того требует, изначально неправильная техника может доставлять массу неудобств и отбить желание от дальнейших проб.

Инструктор же сделает всё, чтоб ваше вхождение в мир сноуборда прошло максимально быстро и комфортно, и вы получите максимум наслаждения от процесса.

Характеристика сноубордных трасс

В России и за рубежом существует множество курортов с трассами для сноубордистов. Если вы новичок, не стоит выбирать дорогой курорт с огромным разнообразием склонов, так как из-за неопытности, вы ещё не сможете всеми ими воспользоваться.

Первый раз можно испробовать вариант попроще, научиться и освоить основные техники катания. Часто достаточно баз, организованных за городом, или даже в его черте.

Там обычно всего несколько склонов, которые подходят как для новичков, так и для профессионалов, есть подъёмник и оборудование напрокат.

Как для маленьких лыжных баз, так и для огромных горнолыжных курортов, В России существует классификация трасс по таким категориям:

  • Зелёная трасса – для начинающих, с лёгким рельефом, небольшим углом наклона (от 5 до 15%), шириной в 15-40 метров, с равномерным наклоном и местом для остановки, с хорошо обработанным снежным покровом, с необходимым уровнем безопасности.
  • Синяя трасса подходит для низкого уровня сложности. Имеет лёгкий, но разнообразный рельеф ландшафта, до 25% угол наклона, ширина трассы начинается с 20 м, с лёгкими и разнообразными наклонами.
  • Красная трасса – это средний уровень сложности с разнообразным рельефом со средними и не очень резкими по уровню наклона участками. Угол наклона такой трассы – до 40 %, а ширина от 30 до 40 метров. Профиль участка разнообразный, без боковых наклонов и резких границ. Также, в порядке исключения, допускаются опасные участки.
  • Чёрная трасса – это трасса высокого уровня сложности. Рельеф ландшафта имеет и большие по уровню наклона участки, а угол наклона более 40%. Трасса широкая – от 35до 40 метров. Опасные участки – это резкие боковые наклоны и угол наклона 60%, который, конечно, нужно избегать.

В Европе можно встретить ещё и обозначения оранжевого и жёлтого цвета. Это трассы очень высокого уровня сложности, не патрулируемые, находящиеся в стороне от ограждённых трасс.

Если вы хотите выбрать горнолыжный курорт в России, где вы можете отработать свои навыки на сноуборде, обратите внимание на Домбай, Приэльбрусье, Кировск, Шерегеш, Красную Поляну, Хибины, Абзаково.

Где лучше начинать кататься на сноуборде

Какой бы курорт или лыжную базу вы бы не выбрали, не стоит думать, что с первой попытки сможете покорить профессиональный склон, даже если отлично разбираетесь в теории.

Начать стоит на специальном склоне для новичков, который называется Bunny Hill. Это склон с длинной и широкой трассой, отлично уложенным снегом и небольшим углом. Так что очень важно при выборе первого курорта для катания учесть наличие такого склона.

Первый выход на склон и упражнения для начинающих сноубордистов

Перед тем, как отправиться на склон и начать катание, ещё дома, наденьте ботинки, пристегните крепления и постойте на доске, пошатайтесь из стороны в сторону, почувствуйте снаряжение и ваши мышцы в нём.

Будьте готовы, что любой спорт не обойдётся без падений. Сноуборд особенно. Скорее всего, первый раз вы упадёте уже в первую минуту, этого не нужно бояться, но нужно быть готовым.

Надевайте защиту и хорошенько разогрейтесь, чтоб избежать травм при падении. Хорошим упражнением на разогрев будет пробежка по кругу и прыжки, обязательно разомните бёдра, голени, мышцы спины и шеи.

Разминкой станет и подъём на саму трассу со сноубордом. Нести его можно одной рукой, взявшись посередине и направив по направлению своего взгляда, или взявшись двумя руками, поместив доску за спиной.

Начните с того, что на почти ровной части трассы пристегните только переднюю ногу к доске. Попробуйте скользить в таком положении, использую заднюю ногу как толчковую.

Когда почувствуете доску, делайте больше шаги и выполняйте скольжение, опираясь на переднюю ногу и ставя заднюю на крепление.

Старайтесь не отрывать вторую ногу от доски как можно дольше, пробуйте немного приседать и приподниматься во время скольжения.

Совсем скоро вы будете чувствовать себя уверенно и не испытывать дискомфорта от пристёгнутой ноги. Если вы собираетесь спускаться вниз по склону, доску нужно положить поперёк линии спуска и пристегнуть ноги креплениями.

Первый раз попробуйте спуститься с небольшого спуска лицом вперёд, доска поперёк линии склона, а в случае падения опирайтесь на локти, а не на кисти.

Пальцы ног и пятки используйте для ускорения и торможения, поднимая и опуская их, а также находя точку опоры.

Несколько раз вам нужно будет спуститься лицом вперёд и спиной вперёд, чтоб почувствовать себя более уверенно и понять механизм управления доской.

После этого вы готовы двигаться вдоль линии склона. Пробуйте разные направления, переносите вес тела то на правую, то на левую ногу, тренируйтесь скользить по форме буквы Z.

Чтоб держать равновесие расставляйте руки в стороны. По мере того, как у вас начинает получаться, пробуйте увеличивать и уменьшать скорость.

Освоив скольжение по склону горизонтально и вертикально, вы уже будете получать удовольствие от катания и на основе этого сможете осваивать новые, более профессиональные приёмы и техники.

  1. Не избегайте падений, а учитесь падать правильно. Используйте защиту и правильную технику, чтоб избежать травм.
  2. Будьте готовы к болевым ощущениям в мышцах после катания на сноуборде. Как и перед занятием, любым другим видом спортом, прежде чем приступить, необходимо хорошо размяться.
  3. Чтобы из новичка стать профессионалом, необходимы регулярные занятия. Не пренебрегайте этим и если начали, постарайтесь достигнуть определённых результатов.
  4. Не распыляйтесь. Только освоив одну технику, переходите к следующему упражнению. Все разновижности катания не освоить за один раз, можно только запутать свой мозг и тело.
  5. Когда поднимаетесь на подъёмнике, смотрите на катающихся сноубордистов и отмечайте их технику. Это расширит ваш опыт и поможет на склоне.
  6. Выбирайте кресельные подъёмники вместо бугельных. Сноуборд держите отстёгнутым у себя на коленях.
  7. Не нужно идти на большой склон до тех пор, пока не будете чувствовать себя уверенно на склоне для новичков.
  8. Прежде чем начать, ознакомьтесь с теоретическими основами. Для первых занятий воспользуйтесь услугами инструктора.
  9. Держите себя в форме, тогда и сноуборд дастся вам гораздо легче. Перед началом зимнего сезона посещайте батутный клуб и тренажерный зал, катайтесь на скейте и роликах.
  10. Не бросайте на половине пути. И тогда у вас всё получится!

В видео мы показываем, как выбрать снаряжение, шнуровать ботинки и застёгивать крепления, как правильно вставать на кант сноуборда, держать корпус и переходить с канта на кант.

А сейчас поговорим о том, что не вошло в видео: о необходимом снаряжении, настройке креплений и перекантовке.

Что взять с собой на склон

Совсем не обязательно сразу покупать дорогие профессиональные вещи (вдруг вам не понравится кататься, в итоге их придётся продавать или дарить), достаточно самого простого набора одежды:

  • Непромокаемые штаны . Вам придётся довольно часто сидеть на снегу: когда застёгиваете крепления, когда падаете, когда отдыхаете. Если вы собираетесь кататься без инструктора, первый раз вы, скорее всего, будете спускаться по склону на попе и часто отдыхать сидя. Некоторые люди катаются в джинсах, сначала мокрых, а потом заледеневших, что изрядно портит впечатление от катания.
  • Непромокаемые перчатки . Это такой же обязательный пункт, как и предыдущий. Вы постоянно будете касаться снега, и если перчатки промокнут и заледенеют, приятного будет мало.

Короткий пуховик вполне сгодится на замену сноубордической куртке. Не так красиво и удобно, но для первого раза сойдёт.

Мы не призываем вас отказываться от специального снаряжения, но чтобы понять, нравится вам сноуборд или нет, хватит и того, что перечислено выше.

Как выбрать сноуборд и ботинки

У нас уже была статья о том, . Правда, она будет полезнее тем, кто именно покупает снаряжение.

Новичкам же нужно минимум информации:

  • Ростовка.
  • Тип прогиба.

Если вы берёте снаряжение в прокате, у вас спросят рост, вес, размер ноги и выдадут сноуборд и ботинки.

Если же вам приходится выбирать самостоятельно, то ориентируйтесь по росту. В видео есть таблица, с помощью которой вы сможете подобрать сноуборд для катания по подготовленным склонам в соответствии со своими ростом и весом.

Сомневаетесь между двумя досками разной длины? Берите более короткую - на ней будет удобнее учиться. Не знаете свой рост или не хотите смотреть по таблице? Используйте простой метод подбора: если поставить доску рядом с собой, верхний край должен находиться на расстоянии от носа до подбородка.

Что касается прогиба, есть разные мнения, что лучше для новичков. Инструктор, с которым я занималась, советовал брать доску с классическим (camber) прогибом, с двумя точками соприкосновения с поверхностью. На такой доске проще долго скользить на переднем или заднем канте, она не будет проситься в поворот, как «рокер». Однако на ней проще словить кант, то есть воткнуться кантом в снег и упасть.

Канты - это металлические полоски по краям сноуборда. Встать на кант - значит наклонить доску вперёд или назад таким образом, чтобы один из кантов врезался в снег.

Если вы возьмёте доску с прогибом «рокер», на ней будет сложнее словить кант, поскольку площадь соприкосновения канта со снегом меньше. Однако контролировать её во время скольжения на переднем и заднем канте будет сложнее.

Насчёт размера ботинок - нога не должна болтаться, но и давить нигде не должно. Подбирайте ботинки так, как если бы просто собирались ходить в них по улице.

Как настроить крепления

Крепления могут быть развёрнуты в стороны под разные стойки. Для новичков рекомендуют универсальную стойку.

Для начала определите, какая нога у вас ведущая. Для этого встаньте прямо и попросите друга легко толкнуть вас в спину, чтобы вы потеряли равновесие. Вы автоматически сделаете шаг вперёд ведущей ногой. Если ведущая нога правая, правое крепление должно быть развёрнуто в сторону от 15 до 20 градусов, а левое - от 0 до 15. Если левая - наоборот.

Есть крепления, которые можно настроить без отвёртки. Вы просто поднимаете ручку, двигаете крепления на нужный градус и опускаете ручку.

Крепления

Если крепления можно настроить только с отвёрткой (а вы видите, что они настроены не под универсальную стойку), попросите специалиста в прокате сделать это.

Как подготовиться к катанию

Итак, вы надеваете ботинки, берёте сноуборд и выходите из помещения. Тут есть один нюанс:

Не кидайте сноуборд на снег сразу после выхода из тёплого помещения.

Сноуборд может растопить под собой снег, который тут же замёрзнет и налипнет на скользящую поверхность, что затруднит скольжение. После выхода подождите, пока сноуборд остынет, и только потом кладите его на снег.

Надевайте сноуборд сидя. Чтобы было теплее, можно сесть на перчатки, только учтите, что потом вам придётся тянуться за ними с уже надетым на ноги сноубордом.

Вставьте ногу в крепление так, чтобы пятка плотно прижалась к хайбеку, затем застегните ремни - сначала тот, что расположен ближе к голени, а затем второй. Застёгивайте до отказа, чтобы нога не болталась в креплениях. Теперь вы готовы попробовать свои силы на склоне.

Как кататься на сноуборде

Если вы катаетесь без инструктора, первый спуск, скорее всего, будет сложным. Судя по опыту, первое катание вниз по склону - скольжение на попе с периодическими попытками подняться, непродолжительным спуском на заднем канте и множество падений.

Многие новички сильно подают таз назад, пытаясь таким образом сохранить равновесие. Это неправильно. Так вы не сможете долго стоять на канте и обязательно будете падать. Постарайтесь не так сильно отклоняться назад и удерживать равновесие не за счёт напряжения , а за счёт правильного положения над доской.

Во время катания ноги напрягаются очень мало. Вы встаёте на передний или задний кант за счёт переноса веса тела.

Чтобы встать на задний кант, перенесите вес тела назад, наваливаясь на хайбек. Чтобы перейти на передний кант, навалитесь на стрепы - ремни креплений.

Так вы перейдёте из одного положения в другое и сможете удерживать их без усталости мышц.

Когда вы научитесь спускаться вниз на заднем канте, попробуйте переходы с канта на кант. Для начала примите правильную стойку: сноуборд стоит перпендикулярно склону, корпус направлен в «правый угол», руки - в ту же сторону. Вес тела переносится на правую ногу, вы начинаете скользить вправо вниз по склону. Если хотите притормозить, навалитесь на хайбек, чтобы встать на задний кант.

Когда нос сноуборда будет параллелен склону, перейдите на передний кант и скользите по склону спиной вперёд. Вес тела при этом остаётся на правой ноге. Корпус развернут по направлению склона, а руки направлены в «левый угол», то есть по направлению движения доски. Чтобы затормозить, вам нужно навалиться на стрепы и встать на передний кант.

Когда вы доедете до ограждения или конца трассы, притормозите и перенесите вес тела, постепенно наваливаясь на хайбек. Если сделаете это слишком быстро и рано встанете на задний кант, то упадёте. Когда доска повернётся вправо и вы начнёте скользить вниз на заднем канте, не забывайте о корпусе и руках, а также о ведущей ноге - перенесите на неё вес тела.

Если вы научитесь перекантовке в первое посещение склона - это успех. Если нет - не расстраивайтесь, через несколько посещений вы сможете совершить свой первый спуск без падений.

Если у вас есть советы новичкам или вы можете рассказать о своём опыте обучения и катания, пишите об этом в комментариях к статье.

Активный отдых является довольно популярным направлением и отлично заменяет дни напролёт перед телевизором. Он особенно распространён среди молодёжи, и всё больше представителей молодого поколения начинают заниматься различными направлениями подобного отдыха - походы, катание на роликах, велосипедах и другие, не менее интересные вещи. Одно из наиболее популярных направлений - это сноуборд. вызывает неповторимые ощущения, а горный воздух очень полезен для человеческого организма. Однако этот вид спорта часто становится недоступным для начинающих, так как персональный тренер стоит очень дорого, а без должных умений лезть на гору с доской очень опасно. Так как научиться кататься на сноуборде тому, кто впервые встал на доску? Можно ли самостоятельно научиться кататься правильно? В этой статье мы ответим на такие вопросы.

Техника катания на сноуборде

Итак, вы взяли в руки сноуборд и решили поехать в горы. Для того чтобы испытать положительные эмоции, а не получить травму, необходима правильная техника катания на сноуборде. Есть несколько шагов, которые будут очень полезны для новичков:

  1. Правильно нужно боком. Поэтому сначала нужно определиться, какая нога будет у вас опорной. От этого зависит ваша стойка при катании, так как опорная нога будет всегда спереди. Определить переднюю ногу довольно просто. Попросите кого-либо из своих знакомых толкнуть вас сзади в спину. Запомнили, какой ногой вы шагнули? Она и будет опорной при катании на сноуборде.
  2. Теперь пришло время, попробовать встать на доску. Оденьтесь в форму, закрепите ботинки на доске и встаньте на неё боком, опорной ногой вперёд. Смотрите обязательно вперёд по направлению доски, а не вбок, как стоит ваше туловище. Попробуйте просто постоять на сноуборде самостоятельно, подержите равновесие руками, привыкните к дискомфорту из-за громоздкого оборудования (он довольно быстро пройдёт). Не торопитесь начинать движение, в этом деле лучше не спешить, чтобы избежать травм.
  3. После того как вы начали твёрдо стоять на доске, можно попробовать подвигаться. Разумеется, сначала на плоском участке. Закрепите опорную ногу на сноуборде, а вторую оставьте свободной. Постарайтесь привыкнуть к такому положению. Затем начинайте медленно двигаться: отталкивайтесь свободной ногой от земли и двигайтесь прямо (как на скейтборде). Не делайте амплитудных движений, шаги должны быть короткими и частыми. Наверняка это упражнение покажется вам очень тяжёлым, но, прежде чем испытать на себе прелести катания на сноуборде, придётся изрядно попотеть. Вам же не нужны неприятности?
  4. Приспособившись к движению на плоскости, можете потихоньку забираться на пологие участки с наклоном. Здесь также двигайтесь очень осторожно, аккуратность, вообще, самое основное правило для начинающих. пути, можно делать более длинные махи ногами и дольше продолжать движение, стоя на доске. Попробуйте поставить свободную ногу рядом со вторым креплением, попружинить ногами, поперекатываться с одной стороны на другую.

Если всё вышеперечисленное у вас начало получаться более или менее уверенно, это ещё не значит, что можно идти на самый крутой склон. Ответа на вопрос: «Как научиться кататься на сноуборде?» - для обеспечения безопасности и комфорта недостаточно. Самое главное в этом виде спорта - не столько освоить технику езды, сколько научиться падать. Падать вы будете очень часто, но этого не стоит бояться. На ваших скоростях передвижения (вы же не собираетесь в первый же день кататься быстро?) и крутости наклона, падение не страшно. Более того, даже на довольно сложных участках упасть довольно безопасно, если соблюдать технику безопасности, одеться в защитный костюм, не забыть про шлем и уметь падать.

Как правильно падать

Падения бывают трёх видов - вперёд, назад и вбок. Самое опасное, пожалуй, - это падение лицом вперёд. В этом случае лучше всего постараться повернуться и упасть вбок либо задрать ноги вверх и упасть на спину. Если вы чувствуете, что такого сделать не удаётся, то постарайтесь соблюсти несколько правил:

  • Не опирайтесь на прямые руки при падении. Безусловно, подставлять руки на место падения необходимо, иначе существует высокая вероятность травмировать голову, шею или «разукрасить» себе лицо, что тоже не очень приятно. Старайтесь амортизировать падение согнутыми в локтях руками, чтобы минимизировать вероятность травмы. Даже согнутые руки вперёд - не лучший способ падения, так что при возможности лучше поворачивайтесь набок и падайте на плечо, прижимая руку к туловищу.
  • Не растопыривайте пальцы на руках. Это очень опасно и может привести к вывиху кисти и к травмам пальцев. Поэтому если падаете - соберите кисть в кулак, это является наиболее безопасным способом уберечь руки от неприятных последствий.

Падение на спину рискованно тем, что вы не видите точки приземления. В этом случае, главное, не старайтесь падать прямо. Падение плашмя чревато травмами опорной системы и неприятным ощущением при дыхании. Если падаете на спину, постарайтесь сгруппироваться: согните спину «колесом», прижмите руки и ноги к корпусу, упритесь подбородком в туловище, чтобы избежать травм конечностей и головы. Падение на спину может смягчить рюкзак, если он был в это время на вас. Постарайтесь держать в рюкзаке запасную одежду, она не только более мягкая, но и может пригодиться, если какой-то элемент формы придёт в негодность.

Как правильно поворачивать

После того как все предыдущие упражнения освоены, можно переходить на следующий уровень, пополнять свои навыки и расширять умения. Пришло время узнать, как поворачивать на сноуборде, и применить эти знания на практике. Здесь не всё так просто. Чтобы освоить повороты, необходимо научиться некоторым базовым упражнениям.

Соскальзывания

Целью этого этапа является обучение соскальзыванию по линии склона вниз на каждом из кантов. В процессе обучения необходимо научиться хорошо чувствовать зависимость угла наклона доски и скорости движения. Для начала необходимо пристегнуться и встать лицом в направлении спуска. Это положение будет исходным для дальнейшего обучения соскальзыванию. Далее, необходимо опустить мыски ботинок, что приведёт доску в движение, и вы начнёте соскальзывать со склона. На этом этапе необходимо научиться держать под контролем скорость движения путём опускания/поднимания носков своей обуви. Доска не должна переходить в продольное траверсное скольжение, которое осуществляется под углом относительно к склону. Обучение стоит начинать с небольших участков склона и только после успешных тренировок можно увеличивать скорость и покорять более длительные участки.

Подобное упражнение должно выполняться на обоих кантах, что позволит уверенно освоить поворот с проскальзыванием, сноуборд при этом необходимо хорошо чувствовать. Ноги напрягать не стоит, поскольку в противном случае будет сложно ориентироваться в ситуации и реагировать на поведение доски. И также не стоит делать резких движений.

«Падающий лист»

Уже из названия понятна суть этого упражнения. Спуск будет иметь зигзагообразную форму, смена канта при этом является недопустимой. Для начала необходимо принять положение, с которого начиналось предыдущее упражнение. Движение доски должно быть траверсным (поперёк склона), а для этого вес тела нужно перенести вперёд, на переднюю ногу. При сильной загрузке ноги доска будет двигаться быстрее. Движение на канте будет осуществляться по весьма пологой плоскости, соскальзывание при этом является недопустимым.

Снижение скорости движения достигается путём переноса веса тела на заднюю ногу. В этом случае хвост доски должен совершить небольшое соскальзывание, которое в профессиональных кругах называется сбросом. После остановки доска будет двигаться в обратном направлении, при этом ваша задняя нога будет направлена вперёд. Подобное движение называется фэйки, или свитч. После этого последует траверс в нормальной стойке, который будет чередоваться со свитчем. Так будет продолжаться до тех пор, пока не завершится спуск.

Освоив это упражнение, можно научиться хорошо управлять кантом, чувствовать доску и контролировать перемещение веса. Чтобы достичь хорошего уровня, необходимо выполнять тренировки на обоих кантах, комбинировать непродолжительные траверсы и длинные дуги. При сбрасывании скорости нельзя просто отклоняться назад. Такое движение выполняют практически все новички, отчего немало страдают. На самом деле, нужно оставаться на передней ноге и не заваливаться на хвостовую часть.

J-повороты

Чтобы освоить повороты на сноуборде для начинающих с использованием канта, необходимо освоить это базовое упражнение. На этот раз нам потребуется выбрать большую высоту и передвигаться немного быстрее. Начинаем движение в плоском ведении сноуборда. Ноги пристёгнуты, спину держим прямо, руки видим, но на них не смотрим, так же как и на ноги. Смотреть всегда нужно в том направлении, куда движется доска.

По мере выполаживания склона необходимо готовить себя к повороту. Изначально он будет направлен в сторону мысков обуви. На доску нужно нажимать передней ногой мыском ботинка. В этом случае вес будет перенесён вперёд, на кант. Стойка в этом случае играет большую роль, никаких отклонений назад быть не должно. Вместе с надавливанием на кант необходимо переводить взгляд в ту сторону, в которую планируется совершение поворота. Такие нехитрые манипуляции заставят доску разворачиваться. В этот момент необходимо плавно и равномерно нагрузить носки обеих ног. Руки не должны опущенными, плечи нельзя поворачивать в сторону совершения поворота.

Повороты «гирляндой»

Такие повороты схожи с предыдущими только по форме. На склоне придётся вырисовывать зигзаги, которые будут состоять из J-поворотов. Начинаем из исходной позиции, которая нам уже хорошо знакома по предыдущим упражнениям. В этом случае необходимо загрузить переднюю ногу, раскантоваться и поставить сноуборд практически в плоское положение. Доска будет развёрнута на самом начальном этапе и по мере движения будет набирать скорость, которая может быть снижена за счёт J-поворотов.

Короткие повороты

Подобная техника пригодится во время прохождения бугристых склонов, которые требуют от спортсмена высокой концентрации, максимальной внимательности и отличной манёвренности. Чтобы освоить короткие повороты на сноуборде, необходимо сконцентрировать вес тела на передней ноге и начать движение путём загрузки доски сгибанием. Когда ноги будут распрямляться, а доска разгружаться, задняя нога становится таким образом, чтобы сноуборд становился поперёк склона. Во время прямого соскальзывания необходимо приседать, готовясь таким образом к ещё одному повороту. Для каждого последующего поворота необходимо повторять эти же движения, но менять сторону.

Резаные повороты

Подобная техника воплощает в себе три элемента, которые уже были описаны выше. J-поворот заключает в себе суть, которую содержат резаные повороты, сноуборд при этом движется аналогично тому, что было описано выше. Далее следует J-поворот из траверсного разгона, в этом случае нужно уметь перекантовываться. Завершает всё это третье упражнение, которое можно назвать «знак вопроса». Оно является совмещением первых двух упражнений, а его суть заключается в связывании поворотов. Если хотя бы одному из этих упражнений будет уделено недостаточное внимание, то резаные повороты не получатся.

Разгрузка

Повороты с разгрузкой вниз ещё называются down-unweighting. И также можно встретить понятие кросс-андер, или cross-under. Это упражнение подразумевает выполнение разгрузки используемого канта путём быстрого подтягивания коленей к телу. В момент подтягивания коленей сноубордист должен присесть. Выполняя повороты с разгрузкой, сноуборд как бы гуляет под райдером.

Даже после выполнения всех этих советов не пытайтесь сразу лезть на крутую гору. В любом случае, чтобы на сноуборде, нужен хороший наставник. Пусть это будет не персональный тренер, но хотя бы ваш друг, который уже достиг определённого уровня в катании и в случае чего сможет вам помочь советом или поправит технику.

Напишите, если статья оказалась полезной.

Катание на сноуборде может быть таким же простым, как катание на велосипеде. (Terje Haakonsen).

И это правда. Если ты решил попробовать этот замечательный спорт, то могу посоветовать изначально одно. Приготовить себя к трудностям. Первые несколько дней, а может быть и недель, ты будешь с квадратными глазами стоять на доске, и не понимать, как же тут вообще можно ехать. Но поверь, все гораздо проще, чем кажется.

Конечно, твой прогресс зависит от таких факторов, как желание и физическая подготовка, также не маловажны условия в которых ты будешь учиться, и кататься в дальнейшем. Если у тебя есть опытные друзья, то это также сыграет большую роль в твоем катании.

Начни с разминки. Вспомни урок физкультуры в школе. Не забывай, твое тело, а также некоторые группы мышц, сухожилий, даже некоторые суставы, впервые получат нагрузку возможно за последние много лет, так как езда на сноуборде, не совсем повседневное, обычное состояние для тела человека, который встал на него впервые. Поэтому нужно подготовить тело, к необычной нагрузке, и даже к необычным падениям, об этом позже.

Сноубординг не просто развлечение, это спорт. И у этого современного, красивого и молодежного спорта, есть обратная сторона медали. Это синяки, ушибы, вывихи и временами еще более неприятные травмы. Но если подойти к этому делу серьезно, то всех этих неприятностей можно избежать. По крайней мере серьезных. По началу, ты не избежишь падений, и синяки, растяжения будут не редкостью. Но если ты действительно хочешь стать опытным райдером, тебя это не остановит.

И так, ты морально готов, желание рвет тебя на части, и вот ты на склоне. Вокруг куча людей, кто-то на лыжах, кто-то на санях, кто-то носится по склону на доске, а кто-то корячится с ней, и не может понять что с ней делать. Выбери на склоне, безопасное для себя место, там где возможно кто-то уже учится, или там где меньше людей, которые неуправляемо катаются на санках, или ватрушках. Это самые опасные люди на горе, т.к. они просто катятся вниз, и их скоростной боллид, практически неуправляем. И если такой кадр въедет тебе сзади по ногам, то ты получишь очень неприятный удар затылком о землю. Еще страшнее, если ты, сидя на склоне, будешь впервые пристегиваться к своему новому борду, а тебе в поясницу въедет маленький мальчик на железных санках. Это вообще может закончится очень неприятно. Одним словом, будь внимателен, вокруг тебя нетолько проффесионалы, а полно чайников.

И так, сразу поехать конечно не получится, найди плоское место, и пристегнись к доске. Уверен, что тебе даже встать будет не просто. Ничего, научишься. Почувствуй доску, попрыгай с ней на месте, покрутись, повертись, поприсядай к ней, подпрыгни и подтяни ноги к себе. Одним словом, научись на ней просто стоять на месте. Ощути ее гибкость и упругость, почувствуй вес доски. Это важно, т.к. по началу, не ты будешь кататься на доске, а она будет тебя возить куда ей надо. Когда ты поймешь, что в принципе понял что тебя ожидает, можешь идти на небольшой уклон.

1. Первое, чему надо научиться, это скользить вниз на заднем канте.

У доски два канта, задний и передний. Передний который перед тобой, задний который позади соответсвенно. Садись на склон, прямо на снег, если сможешь пристегнуться стоя, честь тебе и хвала, но даю 100%, что это у тебя не получится, так что приготовся немного намочить пятую точку. И так, вставай, вес тела немного отводи назад, пятками немного вдави доску задним кантом в склон, для того чтобы она не скользила вниз. По началу будешь падать назад, т.к. баланс приходит не сразу. Чтобы доска понемногу поползла вниз, надо немного надовить носками на передний кант, совсем немного. Делай все плавно, не дергайся, руки немного выставь вперед, колени полусогнуты. Чтобы доска с равномерной скоростью шла вниз на заднем канте, надо ровно держать кант. А то есть не давить резко на передний, ина задний, держать золотую середину. Не кидать тело резко вперед или назад. Регулируй угол доски носками, если чувствуешь что скорость возврастает, подтяни носки кверху, тело немного назад, чтобы загрузить задний кант, этим самым претормозишь. Соответсвенно, чтобы доска пошла опять вниз по склону, немного опусти носки, тело не кидай вперед, держи его по центру доски, иначе упрешься передним кантом в склон, и упадешь. (что называется, \» поймать канта\») просто слегка надови носками на передний кант, и почувствешь как доска ползет вниз по склону. Твоя задача, научиться скользить на заднем канте, на стабильной скорости, чтобы ты мог контролировать скорость, быстро остановиться. Все это, основа торможения, т.к. в большинстве случаев, ты будешь останавливаться, тормозя задним кантом. Разворачивая себя именно в такую стойку, в которой ты сейчас учишься сползать на заднем канте. Продолжай делать это, пока не почувствешь, что данное упражнение тебя не пугает.

2. Скольжение на переднем канте.

Все аналогично, как и при скольжении на заднем. Просто переверни все наоборот. Есть только одно неудобство, ехать надо будет, спиной вперед. И так, есть два способа, один попроще, второй посложнее. Если начнешь со второго, то только на пользу. Второй способ заключается втом, что ты встаешь на доску лицом к спуску, а потом в прыжке разворачиваешься на 180 градусов, чтобы ты смотрел в гору. Способ первый: сразу встаешь к спуску спиной, т.е. лицом смотришь в гору. Прямо так и пристегиваешься, как только встанешь, возможно сразу упадешь на коленки, ничего, вставай опять. Чтобы доска не ползла вниз, надо просто надовить носками на передний кант, но не просто носками, а всем телом, ноги полусогнуты, колени немного выкинь вперед, чтобы центр тяжести был больше на переднем канте. Руки немного впереди. Чтобы доска поползла вниз по склону, надо немного отпустить передний кант. Только не делай это резко, не дави пятками на задний кант, сразу же поймаешь его, и упадешь на спину, можно затялком неприятно удариться. Можно просто немного откинуть тело назад, совсем чуть чуть, этим самым передний кант преподнимется, и ты потехоньку начнешь скользить вниз, спиной вперед, на переднем канте. Тут все также, чтобы снизить скорость, надави на передний кант, это можно сделать носками, а можно немного тело кинуть вперед, чтобы опять начать скользить, отпусти немного носки, тело немного отведи назад, но не сильно. Все делай плавно, не спеши. Куда едешь, смотри через плечо, или под рукой, под левой или правой, решай сам, как удобно.

3. Падающий лист.

Когда освоишь скольжение на переднем и заднем канте, можно приступить к упражнению, падающий лист. Называется оно так, потому что траектория твоей езды, будет напоминать именно ттраекторию падающего листика. Вставай лицок к спуску, т.е. стоишь ты на заднем канте. Начинай скольжение на заднем канте, и во время скольжения, загрузи правую ногу сильнее чем левую. Надови на правую пятку сильнее. При это, плечи тоже немного поверни в ту сторону. Тебе нужно добиться, чтобы доска пошла немного в сторону, но оставалась на канте. Чтобы из этого положения вернуться в исходное, нужно загрузить противоположную ногу, плечи тоже, не сильно, не крутись, просто немного поверни плечи в сторону движения. Из исходного положения, загрузи левую ногу, также надовив на задний кант, и ты поползешь в другую сторону. Повторяй это упражение, пока не почувствуешь, что меняешь направление скольжения, без падений, не напрягаясь. Точно этоже, надо сделать на переднем канте. Тут все аналогично. Есть только одна мелочь. Когда будешь скользить спиной вперед, поварачивай голову и плечи в ту сторону, в которую будешь поворачивать. Т.е. если загружаешь правую ногу, и доска начинает ползти в правую сторону, то и плечи с головой повернуты слегка вправо. И наоборот, как только меняешь направление влево, плечи и голова смотрят влево.

4. Система торможения. Задний кант.

Освоив все предыдущие упражнения, а занять это у тебя может несколько дней, можно приступить почти к катанию на сноуборде. Начинай скользить на заднем канте, загружая одну из ног, выравнивай доску вниз по склону. Скорость начнет стремительно расти, не пугайся, ТЫ ВСЕ УМЕЕШЬ! Чтобы остановиться, тебе надо сделать следующее: тело немного откидываешь назад, чтобы загрузить задний кант, как только ты это сделаешь, ты почувствуешь что доска пошла по дуге, и ты начинаешь поворачивать, вот в этот момент, немного присядь, загрузи пятками задний кант, и разверни плечи поперек склона. Вперед лицом т.е. и расслабь заднюю ногу, и выкидывай ее вперед, чтобы доска тоже оказалась полностью на заднем канте, поперек склона, все, теперь ты просто скользишь на заднем канте, как и учился несколько дней назад, теперь просто загрузи задний кант сильнее, и остановись. Самое главное, при развороте, не кидать тело вперед,не грузить передний кант, а держать его всегда поднятым, иначе зацепишь склон, и упадешь лицом вперед. Все это получится не сразу, так что повторяй до того момента пока не будешь это делать уверенно.

5. Система торможения. Передний кант.

Вставай сразу спиной к спуску, начинай скользить на переднем канте, немного загружай одну из ног, этим самым разворачивая себя вдоль склона, когда поймешь что скорость уже достаточна, начинай загружать передний кант. Для этого, немного кинь тело вперед, не просто нагнись, а полностью перемести центр тяжести вперед. Как будто ты хочешь просто упасть вперед и отжаться. При этом доска начнет идти по дуге, ты начнешь поворачивать, в этот момент, разворачивай плечи в сторону движения, развернись почти спиной к спуску, присядь немного, колени согни чуть больше, и начни выталкивать заднюю ногу назад, как бы разворачивая доску поперек склона, теперь ты опять просто скользишь на переднем канте, чтобы остановиться, загрузи передний кант сильнее.

6. Плоские повороты.

Чтобы начать получать наконец удовольствие от катания, надо собственно начать кататься. Не сразу конечно летать с огромных трамплинов, а просто, красиво, качетсвенно кататься. Начать это можно с плоских поворотов. Начни движение вниз по склону, набери среднюю скорость, чтобы повернуть и немного притормозить, загрузи слегка задний кант, плечи немного всторону поворота, грузишь переднюю ногу сильнее, этим самым встаешь почти поперек склона, но не полностью, немного, притормозив задним кантом, сразу начинаешь возвращаться в исходное положение. Делаешь это так, Плечи разворачиваешь обратно, т.е. ставишь их по направлению движения вниз, задний кант разгружаешь, немного кинув тело вперед, доска начнет ехать вниз, начинаешь загружать передний кант, слегка кинув тело вперед, ноги немного согнуть посильнее, заднюю ногу выставляешь вниз, чтобы доска была почти поперек склона, но не полностью, чтобы не терять скорость. Возвращаешь в исходное положение, тем что, плавно разгружаешь передний кант, плавно откидываешь тело назад, загружая задний кант. Все это делай плавно, потому что если ты развернешь доску немного поперек склона, и резко загрузишь противоположный кант, то он зацепит склон, и ты упадешь.

7. Резаные повороты. Закладывание дуги.

Очень серьезный и важный элемент. Научившись \»резать\» ты сразу поймешь, что все что учился делать до этого, мелочи жизни. Умение хорошо резать, на большой скорости, при этом уметь держать плавную ровную дугу, признак большого опыта. Если научишься хорошо резать, то на склоне быдешь выглядет опытным бордером. Резаные повороты, это баланс. Все заключается в нем. На самом деле, это очень просто. Начни движение вниз по склону, и немного утопи передний кант, и держу доску под эти углом, и не меняй его, и увидишь, что ты поворачиваешь, именнона канте, как перед торможение, но доску не срывай в полный разворот, а держина канте. Чтобы перейти с переднего канта на задний, надо изначально вернуть доску на плоскость, и сразу перевести на задний кант, кинув тело назад, и присесть, точно также держать доску под одним углом, чтобы кант был вдавлен равномерно, и тебя воведет по дуге. Тут большую роль играет, центр тяжести, все зависит от него. Когда ты в резаном повороте, тобой управляет центробежная сила, и твоя задача понять, на сколько сильно тебе надо наклониться вперед, или назад, чтобы найти правильный противовес этой силе. Чем выше скорость, тем идти на дуге проще. На малой скорости, доска не управляема.

Физкультуры и все те упражнения, которые вы выполняли. Ваше тело, а также некоторые группы мышц, суставы и сухожилия, возможно, впервые за несколько лет получают нагрузку. Поэтому в первую очередь необходимо подготовить организм к возможным падениям.

Конечно же, сразу же поехать у вас вряд ли получится. Сперва найдите ровное место, где можно без проблем пристегнуть крепление. Скорее всего, даже встать на доску будет для вас проблемой. Это все – дело практики. Попробуйте почувствовать доску, попрыгать на ней, ощутить ее вес. Когда вы поймете, что вас ожидает впереди, можно идти на небольшой уклон.

Первое, чему нужно научиться – это скольжение на заднем канте. У доски есть два канта – задний и передний. Передний – тот, что находится перед тобой, а задний – сзади. Пристегнув доску, отведите вес тела назад, надавливая на задний кант, таким образом вы препятствуете движению. Чтобы начать скользить, слегка надавите носками на передний кант. Постарайтесь сделать все как можно плавнее, руки выставьте вперед, а колени держите немного согнутыми. Если вы чувствуете, что скорость возрастает, то отведите тело назад, чтобы загрузить задний кант. На первом этапе ваша задача – научиться держать баланс, контролировать скорость и уметь быстро остановиться.

Затем нужно попробовать скользить на переднем канте. Это будет слегка неудобно, ведь ехать придется спиной вперед. Чтобы овладеть данной техникой, вы можете воспользоваться двумя способами. Первый способ заключается в том, чтобы сразу встать к спуску спиной. Чтобы начать движение нужно перенести тело на задний кант, а чтобы притормозить – на передний. Второй способ: встаньте на доску лицом к спуску, а затем в прыжке развернитесь на 180 градусов. Смотреть на трассу можно либо через плечо, либо под рукой.

Когда вы освоите оба вида скольжения, можно приступить к упражнению «Падающий лист». Его название соответствует траектории вашей езды. Встаньте лицом к спуску, то есть опираться нужно на задний кант. Во время скольжения постарайтесь загрузить правую ногу больше, чем левую, то есть необходимо надавить на правую пятку сильнее. При этом плечи поверните в туже сторону. Вам нужно добиться того, чтобы доска сменила направление, но осталась на канте. Чтобы вернуться в исходное положение, загрузите противоположную ногу.

Последнее, чему нужно научиться - это система торможения на заднем канте. Чтобы остановиться на большой скорости откиньте тело немного назад, чтобы перевести центр тяжести на задний кант. Сделав это, вы почувствуете, что доску стало разворачивать. Именно в этот момент нужно немного присесть, развернуть плечи поперек склона и надавить на задний кант. Главное – держать передний кант , иначе вы зацепите склон и упадете лицом вниз.

Видео по теме

Источники:

  • Советы начинающим сноубордистам в 2019

Выпал снег. Установилась зимняя погода, и горнолыжные курорты активно зазывают на свои склоны. После летнего перерыва многие тонкости и навыки забыты, поэтому стоит освежить свои знания и ознакомиться с некоторыми рекомендациями. Это будет полезно и опытному человеку, и тому, кто только учится кататься на сноуборде.

Вспомнить все


Не надо ехать сразу на сложные склоны. Даже самому опытному спортсмену, не нуждающемуся в обучении на , необходимо сначала вспомнить все навыки и движения, для этого хорошо подходит и учебный склон.


Не брать лишнего


Рюкзак за спиной сковывает движения во время спуска на сноуборде. Запасную теплую одежду, термос и другие вещи лучше оставлять в камере хранения. Они часто оборудованы рядом со склоном. Туда идти при надобности будет ближе, чем до машины.


Хорошая компания


Веселые друзья на склоне мешают только совсем новичку, который еще проходит на сноуборде. Тем, кто хорошо катается, компания поднимет настроение и позволит провести время на горе с удовольствием. В одиночестве кататься скучно.


Проверить снаряжение


Независимо от того, взята ли доска в прокат или лежала зиму в собственной кладовке, все снаряжение нужно проверить: затянуть болты на креплениях, установить подходящий угол стойки, запарафинить доску, если на ней появились царапины. Также весьма полезно перед началом сезона заточить кант. Только необходимо быть внимательным и осторожным: с новым парафином и острым кантом скорость сноуборда возрастает в разы. Не надо слишком разгоняться, пока мышцы не вспомнят правильные движения.


Грамотно планировать поездки


Серьезные травмы зачастую случаются в периоды сильной усталости. Для предотвращения этого желательно разумно распределять силы. Сложные склоны лучше посещать во второй трети поездки. Тело уже размято, но усталость еще не накопилась. Не желательно кататься на самых сложных спусках в конце дня. Завершать его лучше чем-то простым, чтобы не портить впечатление.


Алкоголь только в баре


Категорически нельзя кататься на сноуборде в пьяном виде. Это безрассудно как для себя, так и для окружающих. Пьяный спортсмен плохо ориентируется и управляет своим телом, особенно пострадать от него могут те, кто только обучается кататься на сноуборде. Ведь новичок просто не успеет увернуться от неадекватного человека, несущегося на него с большой скоростью.


Не забыть про защиту


Сноуборд весьма травматичен, часты падения и столкновения. Шлем – обязательная часть экипировки на склоне, спасающая от серьезных повреждений самую ценную часть тела – голову.

Видео по теме



 

Возможно, будет полезно почитать: