Работа в команде группе. Самые распространенные ошибки в командообразовании и как избежать их. Тренинг формирования команды: преимущества командообразования

Командообразование - это объединение вокруг руководителя сотрудников, обладающих доступом к единому информационному полю и уровню принятия решений. Каждый из членов команды понимает, что он может оптимально реализовать в ней свои достоинства и компенсировать через работу всей команды свои недостатки. Цель подобного объединения - наиболее оптимальное достижение поставленных целей . Команда существует в одном составе и с необходимым набором функционала для достижения , ради которых она была создана. После этого ее состав, функционал перераспределяются под достижение других целей, или она прекращает свое существование.

Что такое

Сегодня достаточно популярны тренинги по командообразованию , в основном развлекательного характера, например, веревочные, игровые и т. п. Достаточно часто от HR-директоров можно услышать жалобы на руководителей, которые хотят создать команду за 1-2 дня и ставят достаточно расплывчатые цели ее создания. Чаще всего через подобное командообразование они хотят быстро достичь целей улучшения коммуникаций, повышения мотивированности персонала и его работоспособности, но при этом не желают прилагать системных усилий для их действительной реализации. Поэтому получается кратковременный эмоциональный эффект, и он, как правило, подменяет реальное командообразование, которое требует затрат времени, усилий и кардинальных изменений в области управления персоналом. Правильно подобные тренинги можно называть тренингами улучшения коммуникаций, тренингами знакомства и т. п.

Реальные тренинги командообразования полностью меняют работу в коллективе. На создание команды уходит от 3-х месяцев и более. Изменение правил, ценностей, принципов управления и взаимодействия требует времени для внедрения. Переход на командные принципы работы происходит постепенно. Ключевыми факторами понимания того, что будет меняться и зачем, являются командообразующие тренинги и бизнес-сессии, но основная работа ведется в виде поддержки, коучинга и сопровождения на рабочих местах. Их заказывают продвинутые руководители, которые понимают, что реальные изменения возможны только при системном подходе и быстро они не происходят. А так как эта работа дает длительный эффект повышения результативности до 30%, то подобные тренинги становятся все более популярны у современных руководителей.

Основные причины применения методов командообразования в организации:

  • Нужно за короткое время сплотить сотрудников разных подразделений для работы в проекте.
  • Руководитель перерабатывает из-за того, что на нем замыкается большинство решений по рабочим вопросам. Сотрудники не проявляют инициативы и ждут решений от руководителя.
  • Индивидуальная материальная и нематериальная мотивация, выстроенная оптимально, перестает стимулировать на повышение производительности.
  • Корпоративная культура компании начинает тормозить развитие бизнеса, т. е. при внедрении изменений сотрудники сопротивляются и защищают свои собственные интересы в ущерб интересам компании.

Примеры, когда браться за создание команды не стоит:

  • Руководитель хочет, чтобы его сотрудники изменились, а его стиль управления остался прежним. Звучит примерно так: «Сделайте команду под меня, но без моего участия».
  • Корпоративная культура компании направлена на поддержание индивидуализма и внутренней конкуренции.
  • Стратегия компании направлена на частую смену персонала и она полностью устраивает руководство.
  • Руководитель подбирает персонал, который слабее его, боясь, что его «подсидят».
  • Руководитель подменяет понятия: любой коллектив, собранный вместе, он называет командой. Как правило, таких начальников устраивают однодневные тимбилдинги с играми, которые, по сути, с принципами командообразования не имеют ничего общего.
  • В подразделении/компании нет прозрачных бизнес-процессов, сотрудники плохо понимают свой функционал, контроль за результатами отсутствует, есть нечеткая система мотивации. В этом случае командообразование не поможет. Нужно сначала навести порядок в системе управления, а затем заниматься созданием команды.
  • Команда уже есть и успешно работает.

На что следует обратить внимание при выборе тренинга и тренера, если руководитель принял решение «командообразовываться»:

  • На наличие методологии создания команды, того, что лежит в основе всех действий тренера. Не путайте методологию с приемами. Методология - теоретическая основа тренинга/консалтинга, например, в основе проведения тренинга командообразования может лежать теория Курта Левина о групповой динамике или проблемно-ориентированный подход Гербера Саймана. Если говорят о приемах, то часто перечисляют упражнения по командообразованию и игры, которые собираются провести. Это показатель того, что тренер не понимает основы командообразования, и, как следствие, не сможет предсказать результаты.
  • Наличие примеров реальных результатов после проведения командообразования не сразу после тренинга, а через несколько месяцев на рабочем месте. Изначально отслеживаются только эмоциональные реакции, которые быстро угасают и часто не переносятся в реальную работу. Поэтому эмоциональные отзывы о хорошо проведенном отдельном командообразующем тренинге не стоит брать за основу хорошего построения команды.
  • Как ни парадоксально будет звучать, но отсутствие явной харизмы у тренера - он не должен брать на себя функции руководителя команды. В противном случае, когда тренер уйдет, руководство командой останется на прежнем, «дотренинговом» уровне, так как руководитель не имел возможности изменить свое поведение по отношению к членам команды. Тренер должен сопровождать процессы изменений, а не подменять их своей «блестящей» работой.
  • Знание групповой динамики, основных критериев каждого этапа и навыков перехода от одного этапа к другому. Это покажет, насколько тренер владеет навыками управления группой и может довести ее развитие до того уровня, которое необходимо руководителю для достижения поставленных целей. Для каждого уровня развития команды нужны определенные приемы работы с ней.
  • Наличие разработанной системы предтренинговой подготовки, в которую в обязательном порядке входит разработка тренинга и последующего постренингового сопровождения под индивидуальные проблемы, цели и задачи заказчика.

Самые распространенные ошибки в командообразовании и как избежать их

Никогда не нанимайте тренера, который:

  • Однажды разработанный тренинг командообразования проводит совершенно одинаково для разных компаний.
  • Не чувствует группу, а работает индивидуально с каждым ее членом.
  • Использует упражнения Фоппеля и тому подобные, которые к технологии командообразования имеют очень отдаленное отношение.
  • Работает не на руководителя, показывает его слабые стороны во время тренинга, понижает его значимость перед сотрудниками.
  • Не работает на поставленные цели создания команды, а использует известные ему приемы, которые, по его мнению, подходят под любые коллективы.

Чтобы избежать перечисленных ошибок, нужны следующие действия:

  • Уделить много времени уточнению, для чего нужна команда и нужна ли она на самом деле. Возможно, ваши проблемы можно решить другими, более эффективными способами.
  • Понимать, что в бизнесе руководитель не только лидер, но и формально поставленный на это место управленец. У тренера нет прерогатив в решении, хорош он или плох в рамках бизнеса компании. Он не имеет права решать вопросы увольнения, перестановок и др. Его задача - показать руководителю и коллективу пути оптимального взаимодействия в рамках объективных условий бизнеса.
  • Тренер должен быть разносторонне образованным человеком, со знанием философии, психологии, социологии группового развития. Это необходимо для того, чтобы в каждом конкретном случае у него был гибкий набор методов и приемов достижения поставленных целей наиболее оптимальным образом.

Что значит эффективная команда

Эффективная команда - та, которая возглавляется непосредственным руководителем, одновременно являющимся и ее неформальным лидером. Члены команды разделяют принципы, ценности, соответствующие принципам и ценностям компании. Имеется в виду компания, в принципы и ценности которой входит командная работа. Руководитель команды знает стратегические планы владельцев или более высших по иерархии руководителей. Он обладает необходимыми информационными и материальными ресурсами, чтобы в свою очередь создать логичную, четкую, понятную и прозрачную схему для своей команды - куда мы идем и что мы для этого делаем. Далее уже члены команды находят оптимальные способы, как это сделать.

Руководитель команд создает так называемые «дорожные карты» - дополнительные мотиваторы и индикаторы, которые будут на промежуточных этапах показывать, насколько успешно команда продвигается к намеченным целям, каких результатов уже достигла. Эти показатели являются необходимым условием сплочения и отслеживания ее результативности, а также создают дополнительную командную мотивацию на достижения.

Все остальные показатели командной работы вытекают из вышеперечисленных: общее принятие цели, под которую команда создана; распределение ответственности между членами команды и ее руководителем; мотивация на коллективный успех; высокий уровень доверия; вера в потенциал команды; под поставленные цели; групповая ответственность и разделенные ценности.

Процитируем высказывание Максима Чернина, генерального директора компании «Сбербанк Страхование»: «Команда - это группа людей, которые объединены едиными ценностями, единым взглядом на развитие бизнеса, при этом они имеют разные точки зрения, но взаимодополняют друг друга; и каждый член команды должен быть сильнее других в чем-то, чтобы вносить в ценность команды, ценность организации свой вклад. Я всегда подбираю людей, которые в чем-то сильнее меня, иначе какой смысл принимать их на работу, если я могу все сделать за них». Сложно не согласиться с этим определением, тем более что его дал руководитель бизнеса, который неоднократно производил построение команд в своих компаниях.

Распространенная ошибка многих руководителей - перед проведением намеченного тренинга по командообразованию не иметь четкого понимания, для каких целей оно проводится и каковы будут последствия. Под командой понимается просто коллектив компании, то есть происходит подмена понятий. Руководитель должен четко понимать, кого и под какие цели он хочет объединить. Что положительного это даст для его бизнеса и какие риски могут быть. Такое обсуждение должно в обязательном порядке проводиться с исполнителями перед проведением командообразующих мероприятий. Тренеры или консультанты должны предупредить руководителя о возможных рисках и положительных моментах. Если мероприятие проводится без подобного обсуждения, то результаты становятся непредсказуемыми. В общем, это - показатель непрофессионализма исполнителей.

Хорошие тренеры по командообразованию проводят тимбилдинги и другие мероприятия развлекательного характера. Но они в обязательном порядке обсуждают с заказчиком, каких целей тот хочет достичь, предупреждают его, что команды как таковой сформировано во время подобных мероприятий не будет, оговаривают риски после проведения. Если заказчик проинформирован и хочет провести командообразующее мероприятие развлекательного типа, то только тогда они его проводят.

Проблема некоторых коллективов: дружеские отношения. Либо сотрудники изначально дружат, либо - в процессе рабочей деятельности. Но личные отношения однажды начинают перевешивать деловые, и в итоге страдает компания. Например, подчиненный начинает обижаться на своего друга-начальника, срывает сроки, а начальник терпит - не может высказать «другу». Как быть в такой ситуации?

Дружба сотрудников - не проблема. Дружеские отношения должны быть. Это эмоциональная составляющая комфортности пребывания в компании сотрудников. Проблема возникает только тогда, когда они начинают негативно влиять на результативность бизнеса. Как правило, это происходит в двух случаях - отсутствие четкого исполнения ключевых бизнес-процессов и отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства. Когда в компании не прописаны и нечетко понимаются и выполняются необходимые бизнес-процессы, все переходит в область личных взаимоотношений. Договорился - значит, выполнили, не договорился - не выполнили.

То же самое и по отношению к системе контроля. Распространенное явление в российских компаниях, когда есть система мотивации, но нет системы ее контроля. Выводы но поощрению или наказанию сотрудников делаются на основании личных отношений. Более лояльным руководителю сотрудникам достается бонусов больше, менее лояльным - меньше. Лояльность компании в этих случаях подменяется лояльностью непосредственному руководителю.

Как избежать панибратства в коллективе:

  • Пропишите ключевые бизнес-процессы и отследите их четкое исполнение.
  • Обратите внимание на то, на основании чего в вашей компании поощряют или наказывают сотрудников. Введите систему контроля по основным ключевым показателям. Она должна быть простой, доступной, прозрачной для всех сотрудников.
  • Сделайте разграничения между рабочими и дружескими взаимоотношениями. Во время планерок, совещаний и т. п. мероприятий должна быть рабочая атмосфера, пресекайте высказывания личного характера. Сотрудники должны понимать, что во время работы их общение направлено на достижение целей компании, во время корпоративов, перерывов и т. д. они могут получать удовольствие от общения друг с другом.

Действуйте, и у вас все получится. Успехов вам и вашему делу!

В настоящее время особую значимость приобретает умение менеджера создавать и обеспечивать функционирование эластичных, самонастраивающихся структур, которые обычно именуются командой. Речь идет не просто о группе профессионалов.

Команда - это тщательно сформированный, хорошо управляемый,

самоорганизующийся коллектив/ быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет людей с разнообразными знаниями и навыками, дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна.

Создание команды обычно начинается с образования временных групп работников для выполнения конкретных заданий, имеющих поисковый характер, для создания новых служб. Такой коллектив включает специалистов из разных подразделений, не теряющих, однако, связи со своим прежним подразделением. Все члены рабочей группы принимают в ее создании живое участие, помогают подбирать работников, консультируют, разрабатывают концепцию деятельности, т.е. создают отдельное подразделение. На этой основе формируется ядро команды, выявляется ее лидер, вырабатывается стратегия деятельности. Созданная команда способна оперативно и эффективно реагировать на любые изменения и неожиданно возникающие проблемы.

Команды сплачиваются ясными вдохновляющими целями, эффективной структурой, особо высокой компетентностью работников, климатом сотрудничества, стремлением к хорошей работе, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.

Обычно команды защищают свои границы и себя от давления и угроз, привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуацией в организации и создают альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в составе команды, если могут исполнять предпочитаемые ими роли. Зна

ние менеджерами этих ролей позволяет формировать команду из достойных людей.

Создание команды - сложное и кропотливое дело, при ее формировании должны быть учтены следующие требования:

Каждый участник команды обязан во всей полноте осознавать цель, поставленную перед коллективом;

Команда функционирует как единый организм, причем ответственность за неудачи также коллективная, а не индивидуальная;

Любой участник команды должен постоянно совершенствовать свое мастерство, повышать квалификацию, стремиться к энциклопедической широте познаний в своей области, поддерживать на должном уровне трудовые навыки, в любое время быть готовым оказать помощь нуждающемуся;

Все члены команды имеют равные права в ее работе, планируют свою личную трудовую деятельность и деятельность всего коллектива;

Обязанности каждого участника команды уточняются оперативно, в процессе выполнения плановых заданий; функции членов команды, как правило, меняются;

Подбор участников команды осуществляется, в первую очередь, с учетом их психологической совместимости;

Управление командой осуществляется коллективно, за руководителем закрепляются функции представителя интересов команды во внешней среде.

Преимущества работы в команде:

Команда обеспечивает приоритет общих интересов, не допускает односторонних решений.

Благодаря совместной работе специалистов собранных в команде, предотвращается одностороннее влияние инстанции, принимающей решения.

Команда помогает максимально снизить риск в принятия неверного решения.

Совместная работа над выполнением общего задания уменьшает опасность упустить какие-то второстепенные вопросы.

Команда противодействует производственной «близорукости».

Работа в команде развивает в ее членах готовность к сотрудничеству.

Команда воспитывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, учит прислушиваться к мнению других, корректно дискутировать, избавляться от ярко выраженного индивидуализма.

Работа в команде способствует более полному про-явленик> интеллекта.

Недостатки при работе в команде:

Работа в команде требует больших затрат времени по сравнению с индивидуальной работой; необходимо также время на «раскачку», «притирки» членов команды друг к другу.

Анонимность отдельных членов команды может отрицательно влиять на результаты работы.

В команде отсутствует стимул к личному тщеславию, т.к.

Достигнутые отдельным членом команды результаты ему в заслугу не ставятся.

Предложения, выработанные командой, часто могут быть результатом компромиссного решения.

Некоторые особенности формирования команды и работы в ней представлены в приложении 9.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Какие признаки являются определяющими для характеристики управленческого труда?

2. Что является предметом и непосредственным продуктом управленческого труда?

3. Чем определяется высокая работоспособность и стрессоустойчивость руководителя?

4. Назовите основные источники стресса на работе; чем вреден стресс, что в нем есть положительного?

5. Какие роли играет руководитель в организации?

6. Чем характеризуются основные типы власти руководителя, как «работает» механизм влияния на подчиненных?

7. Какие методы помогают сотрудничеству с подчиненными?

8. Как определяют стили руководства? Охарактеризуйте их.

9. Раскройте содержание понятия «индивидуальный стиль руководства», назовите факторы, влияющие на его формирование.

10. Как происходит делегирование полномочий, каких ошибок при этом следует избегать руководителю?

11., Охарактеризуйте понятие «управленческая команда»: каковы организационные особенности ее формирования и функционирования?

Как не каждая группа является командой, так и не каждая команда является эффективной. Эффективность группы и команды можно оценивать с точки зрения полученных результатов. Результат может быть количественным, выраженным в числовой форме, и качественным.

К основным элементам эффективной работы команды относятся:

  • - удовлетворение потребностей индивидуального членства;
  • - успешное взаимодействие в команде;
  • - решение поставленной перед командой задачи.

Эти элементы взаимозависимы. Так, личное удовлетворение зависит не только от успешного решения задач, но и от качества взаимоотношений в команде, а также от социальных аспектов командной работы.

К составляющим эффективной работы команды относятся:

  • - умелое использование собственного репертуара навыков и предпочтений в командной работе каждый членом команды;
  • - ясное представление о возможном вкладе других;
  • - извлечение максимума возможного из индивидуальных различий внутри команды (навыков, личных качеств, культурных представлений, пола, опыта, возраста), а не сведение их к минимуму или затушевывание;
  • - создание наиболее благоприятных условий для установления честных и конструктивных связей друг с другом;
  • - стремление создать в команде?зону безопасности?, когда члены ее доверяют друг другу и открыто делятся своими опасениями.

Не существует набора правил, следование которым обязательно приведет к созданию эффективной команды. Причины успеха команды гораздо сложнее, и они не могут быть сведены только к выполнению набора предписаний.

На сегодняшний день как исследовательская, так и методическая литература более благосклонно относится к самоуправляемым командам. Как и в случае с кружками качества, было очевидно, что самоуправляемые команды ждет успех, однако исследования, подтверждающие это, только начаты. Более того, в результате углубленного анализа было сделано заключение, что самоуправляемые команды положительно влияют на производительность и на межличностные отношения внутри группы, но не на общее отношение к работе, пропуски работы без уважительных причин и положение дел в организации в целом К личным проблемам, возникающим в самоуправляемых командах относятся следующие:

  • - Члены команды не желают расставаться со старым опытом или забыть о своих прежних статусов.
  • - Не все члены команды обладают способностями, знаниями и навыками, полезными группе. Функционирование команды замедляется из-за того, что одни члены команды несут на себе большую ответственность, чем другие.
  • - Рабочие как члены команды часто сталкиваются с конфликтами и трудностями, которые бросают вызов их личным убеждениям. То, что хорошо для группы, не всегда хорошо для индивида.
  • - Проблемы на уровне организации, выявленные в ходе опроса, включают оплату труда и систему вознаграждения, которые по-прежнему ориентированы только на индивидуальную деятельность.

Для того чтобы команды стали более эффективными, они должны преодолеть те проблемы, с которыми постоянно сталкиваются.

Для определения эффективности исследователи предложили «трехмерную концепцию эффективности группы», включающую три критерия:

  • - услуги или продукция должны быть не ниже или превосходить существующие стандарты;
  • - должна существовать групповая поддержка;
  • - должно происходить удовлетворение потребностей членов группы.

Чтобы быть эффективной, группа должна соответствовать всем трем взаимосвязанным критериям.

Согласно модели групповой эффективности на групповую эффективность влияют три фактора:

  • - групповой процесс;
  • - групповая структура;
  • - организационная среда.

В свою очередь, каждый фактор включает определенное количество элементов.

К элементам организационной среды относятся: ясная миссия и принимаемое всеми видение; поддерживающая культура; система мотивации, обучение и консультации; технологические и материальные ресурсы.

К групповой структуре относятся: ясные цели, мотивирующие задачи, ясно определенные роли, достаточное время, эффективная групповая культура, групповые нормы.

К групповым процессам относятся: решение проблем, принятие решений, управление конфликтами, коммуникации.

При использовании модели групповой эффективности руководитель может работать с ней в следующей последовательности:

  • - Определить исходное положение группы и элементы, работающие неэффективно.
  • - Рассмотреть, как каждый элемент влияет на эффективность группы.
  • - Решить, какие изменения нужно провести, чтобы группа стала более эффективной. Поскольку группы -- открытые системы, все элементы группового процесса, структуры и организационной среды могут влиять друг на друга. Изменения в одном элементе могут вести к изменениям в других элементах.

Уровни командной эффективности

Информационный бум 90-х годов XX века потребовал от организаций принятия концепции разделяемой командности. Эта концепция предполагает интеграцию работы не только среди членов команды, но также и с другими командами и подразделениями организации. В этом случае эффективность работы команд можно рассматривать также с позиций их целесообразности. Для этих целей можно использовать трехуровневую модель командообразования.

Уровень А Сплоченная рабочая групп а. На этом уровне члены команды рассматривают себя членами одной рабочей группы, но их работа в основном не зависит от работы друг друга. Поэтому у них не возникает потребности в распределении работы между собой. Люди являются членами?группы? потому, что вносят определенный вклад в результат работы данного подразделения. Для такой группы характерно следующее:

  • - наличие разделяемой всеми цели;
  • - каждый чувствует себя принятым группой и имеет возможность влиять на других. Сплоченная рабочая группа фокусируется на потребностях ее отдельных членов.

Уровень B. Эффективная рабочая команда. На уровне B внимание фокусируется на увеличении производительности. Ее члены взаимозависимы, поэтому у них возникает необходимость распределять работу для достижения общей цели.

Так же как и сплоченная рабочая группа, эффективная рабочая команда:

  • -функционирует как автономное подразделение в организации;
  • - члены группы делятся друг с другом рабочей информацией;
  • - имеет цели и задачи, разделяемые и понимаемые всеми.

Эффективная рабочая команда фокусируется на увеличении эффективности при достижении рабочих задач как самоорганизующаяся, самоуправляющаяся команда.

Уровень С Эффективный организационный комплекс. На уровне С эффективный организационный комплекс фокусируется на потребностях организации в целом. Слово?комплекс? используется для описания команды с большим числом людей и подкомандами, имеющими разное назначение и выполняющими различные стадии работы. Эффективное организационное объединение имеет признаки как сплоченной рабочей группы, так и эффективной рабочей команды плюс:

  • -каждая команда связана с другими командами организации или с функциями для выполнения различных проектов;
  • -командные ресурсы, как человеческие, так и материальные, разделяются с другими командами организации или их функциями;
  • -команда оказывает влияние на политику и стратегию в организации;
  • -люди входят и выходят из команды в соответствии с потребностями и временем проекта или в соответствии с ходом работы.

Эффективный организационный комплекс объединяет работу отдельных команд большой организации, устанавливает между ними сотрудничающий стиль и функционирует способом разделяемой всеми командности.

На степень эффективности работы команды влияет обучение или тренинги. Особо значение тренинг имеет в ходе работы уже сложившейся команды.

Полезно периодически выходить за рамки работы и?встряхнуться?. Это позволяет, как освежить навыки, уже выработанные ранее, так и обсудить возникшие проблемы.

Часто высказывается мнение, что опыт для руководителя, работающего под постоянным грузом текущих организационных задач, и практика важнее любого обучения. Результатом этого являются ошибки, разорительные для организации.

Обучение руководителей позволяет решить одновременно несколько задач, таких как:

  • - Подготовка к новым задачам, которые придется выполнять руководящим кадрам.
  • -Углубление знаний и развитие управленческих навыков. Традиционный набор знаний, которые предлагаются руководителям,-- это менеджмент, экономика и финансы, маркетинг и управление персоналом. Однако знания работают лишь тогда, когда вырабатываются навыки их правильного практического применения в отношении тех задач, которые ежедневно приходится решать руководителю.
  • - Переосмысление старого опыта, формирование новых подходов к работе, новых установок, способных обеспечить успех в изменившихся условиях.

Руководители, работая в условиях постоянного дефицита времени и давления текущих дел, часто не склонны анализировать собственную работу.

Учеба дает им возможность внимательнее присмотреться к своему опыту, к тем подходам, которые они чаще всего используют при решении управленческих задач, и выработать систему приоритетов, лучше отвечающую новым требованиям.

Другая задача при обучении руководителей -- выработка профессиональных высочайших стандартов требовательности к таким аспектам рабочих результатов, как производительность, качество товаров и услуг, а также развитие способности продвигать инновации и готовность к поддержке организационных изменений.

При обучении руководителей нужно учитывать три их важнейшие характеристики:

  • - Речь идет об обучении взрослых людей, которые уже получили образование, и которые имеют большой опыт работы в руководящей должности;
  • - Это - лидеры, т. е. люди, имеющие высокий уровень ответственности, склонные к принятию самостоятельных решений;
  • 3. Это - практики. В этой связи их отличает ориентация на конкретные результаты, а не на общие принципы, теории и т. п.

На сегодня уже сложились основные принципы, позволяющие добиться высокой эффективности при обучении руководителей управленческой команды:

  • - Активность. Минимизация использования в ходе обучения лекционной подачи материала и максимально широкое использование методов активного обучения, требующих высокой степени активности и личной включенности обучающихся в учебный процесс (анализ практических ситуаций, деловые игры, тренинговые упражнения);
  • - Ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания занятий с каждодневной управленческой практикой. Этой цели служат групповые обсуждения и задания, которые руководители в ходе обучения прорабатывают в малых группах;
  • - Командная работа. Основная задача руководителя состоит в организации работы других людей, поэтому овладение навыками командной работы имеет особое значение для руководителей и лиц, состоящих в резерве на руководящие должности.
  • -Проектная работа, выполняемая обучающимися в составе проектной группы в количестве 5--7 человек, как форма закрепления полученных знаний и навыков командной работы. Группа получает определенную проблему, выявленную на основании проведенного анализа, которую они должны проработать и дать предложения по ее решению.

Люди являются основным структурным элементом любой организации, использующей . Единственной возможностью, когда подлинная ответственность за качество может быть возложена на человека или группу, является ответственность тех, кто выполняет работу или проводит процесс.

Сложность большинства процессов, происходящих в организации, выводит их из -под контроля какой-либо одной личности, и единственным эффективным способом улучшения или перестройки процесса является использование совместной работы.

Почему именно команды?

Командная работа имеет множество преимуществ:

  • огромное разнообразие сложных вопросов может быть решено путем объединения знаний и ресурсов;
  • решение проблем требует большого разнообразия знаний, навыков и опыта;
  • этот подход повышает моральный дух и чувство сопричастности путем участия в принятии решений;
  • улучшение возможностей для создания связей между отделами и функциями;
  • рекомендации будут реализованы с большей вероятностью, если они исходят от отдельных людей.

Сотрудники не смогут участвовать в деятельности по без определенных обязательств со стороны старших руководителей, культуры совершенствования и эффективного механизма использования индивидуальных вкладов людей. Работа в команде , должна управляться стратегией, структурой и осуществляться продуманно и эффективно.

При правильном управлении и развитии, командная работа быстро и экономно улучшает процессы и результат путем свободного обмена идеями, информацией, знаниями и данными. Она является важным компонентом общей организации качества, укрепления доверия, улучшения коммуникации и развивает культуру взаимозависимости более, чем независимости.

Командные роли

После многих лет исследований команд, д-р Мередит Белбин (Dr Meredith Belbin) определил восемь ролей, которые, если все они присутствуют в команде, дают ей больше шансов на успех. Вот эти роли:

  • Координатор
  • Формирователь
  • Специалист
  • Оцениватель
  • Исполнитель
  • Мыслитель
  • Коммуникатор
  • Коллективист

Координатор группы уточняет цели, определяет повестку дня, определяет приоритеты, выделяет проблемы, подводит итоги, имеет решающее значение, но не доминирует в дискуссии.

Формирователь придает форму коллективным усилиям, глядя в суть дискуссии и практических соображений относительно целесообразности определенного проекта. Может давить на команду, но это дает некоторые результаты.

Мыслитель является источником оригинальных идей, пожеланий и предложений, которые, как правило, оригинальны и радикальны.

Оцениватель измеряет и беспристрастно анализирует, а с помощью объективности, останавливает команду и берет на себя обязательство по определению ошибочной задачи.

Исполнитель преобразует решения и стратегии в определенные и выполнимые задачи, логически рассматривая цели.

Коммуникатор выходит за пределы команды, принося идеи, информацию и события. Он продавец, дипломат, коммуникатор и исследователь.

Коллективист способствует сохранению целостности команды, предотвращает ее распад в случае давления либо стресса

Специалист имеет постоянное чувство сроков.

Все эти функции имеют значение и это упущение, когда какая-либо из них не представлена в команде: здесь нет звезд или статистов. Командную роль человека можно определить путем использования опросника Белбина.

Необязательно, чтобы команда состояла из восьми человек, каждый из которых выполняет одну из ролей, но люди, которые способны выполнять эти функции должны присутствовать в команде. В небольших группах, люди могут, и выполняют, предположительно более чем одну роль. Кроме того, анализ существующих команд, их создания или поведения, с помощью этих понятий командных ролей, может дать улучшение, например:

  • низкая эффективность требует хорошего координатора или коллективиста;
  • конфликт требует формирователя и сильного координатора;
  • подверженные ошибкам команды группы нуждаются в оценщике.

Различные роли играют важную роль в различных обстоятельствах, например, новые группы нуждаются в сильном формирователе, чтобы начать работу, конкурентные ситуации требуют мыслителя с хорошими идеями, а в зонах повышенного риска - необходима хорошая оценка. Команды должны, следовательно, анализироваться с точки зрения того, какие роли ее члены могут играть, а также в отношении того, какие навыки команде нужны больше всего.

Несмотря на четко определенные роли в команде, взаимодействие между различными личностями может быть частым источником трений. Однако, этого можно в значительной степени избежать, понимая различия между людьми. Опростник Майерс-Бриггс (MBTI) является мощным средством для командного и личностного развития, обеспечивая хорошо структурированную основу для понимания этих различий. Он основан на выявлении поведенческих предпочтений человека по четырем шкалам:

4 MBTI-шкалы представляют собой два противоположных предпочтения (доминанты) - большинство людей могут использовать обе границы в разное время, что будет указывать на предпочтения по каждой из этих шкал. В общей сложности существует восемь возможных предпочтений и MBTI тип человека содержит 4 - E или I, S или N, T или F и J или P. Предпочитаемый (доминирующий) тип должен определиться к моменту завершения анкеты, ее анализ, последующая обратная связь и обсуждение с квалифицированным администратором MBTI.

Если каждое предпочтение отображается определенной буквой, тип личности может быть выражен четырехбуквенным кодом, которых шестнадцать. Т.е. ESTJ обозначает экстраверта (E), предпочитающего получать информацию сенсорным путем (S), принимать решения путем обдумывания (T), а суждения (J) по отношению к внешнему миру. Личность с противоположными предпочтениями по всем четырем шкалам будет иметь код INFP; интроверт (I), который предпочитает собирать информацию интуитивно (N), принимать решения, руководствуясь чувствами (F), а воспринимать внешний мир через ощущения (P).

16 типов MBTI:

ISTJ ISFJ INFJ INTJ
ISTP ISFP INFP INTP
ESTP ESFP ENFP ENTP
ESTJ ESFJ ENFJ ENTJ
  • Экстраверт предпочитает действия и внешний мир
  • Интроверт предпочитает идеи и внутренний мир
  • Сенсорно-думающий тип заинтересован в фактах, анализируя их безлично и используя поэтапный процесс для формирования выводов
  • Сенсорно-чувствующий тип также заинтересован в фактах, но анализирует их лично с точки зрения себя и других.
  • Интуитивно-думающий тип заинтересован в схемах и возможностях, принимая решения на основе безличного, логического анализа.
  • Интуитивно -чувствующий тип также заинтересован в схемах и возможностях, но принимает решения на основании личных ценностей и их влияния на людей.
  • Тип, предпочитающий суждение, воспринимается другими как живущий упорядоченно, планомерно, способный регулировать и контролировать.
  • Воспринимающий тип воспринимается другими как гибкий, спонтанный, демонстрирующий готовность понять и легко адаптироваться.

Очевидно, существует более чем 16 типов личности в мире, и важно подчеркнуть, что мы можем сделать, чтобы учитывать все 16 типов в повседневной жизни. Каждый человек обладает доминирующим типом, в котором он чувствует себя наиболее комфортно.

Для командной работы, доминирующие типы и их интерпретация очень важны, и могут быть использованы применительно к отдельными лицам, или рассматриваться применительно к группе как средство улучшения процессов.

Крайне важно, чтобы команда не пропустила эти шаги, т.е. информацию лучше собирать лицам с доминирующими функциями (S или N) а принимать решения - (T или F) . Таким образом, сильный тип ST предпочтет собирать факты (S), логически мыслить через процесс принятия решения (T). При недостатке времени и необходимости уделить внимание новым схемам и возможностям - (N), для воздействия на людей - (F).

Проблемы и решения могут быть улучшены, если использовать все доминирующие типы, если члены команды не имеют опыта использования не свойственных им черт др. доминирующего типа, они должны проконсультировать других людей с противоположным типом. Но если команда не имеет члена, например, с доминантой (F), ее члены должны обращать особое внимание на последствия своих решений для людей, а не действовать в соответствии со своим естественным предпочтением - игнорировать или избегать этой проблемы.

Различия в личностях часто являются результатом конфликта между двумя противоположными типами. Например, ST может подумать, что коллега NF не уделяет достаточно внимания деталям и нелогичен, поэтому его решение необоснованно. NF может считать, что ST "придирчивый" и не может видеть картину в целом, и может быть обижен его очевидной нечувствительностью к другим.

Использование MBTI дает понимание того, что нет «правильного», или «плохого». Эти различия и сильные стороны позволяют работать более эффективно. Это имеет большое значение для командной работы, а реальные преимущества могут быть достигнуты, если все члены команды знают свой доминирующий тип MBTI и используют это в команде.

Развитие команды

Можно определить четыре этапа, через которые проходя все команды по времени:

  • Формирование
  • Штурм
  • Нормирование
  • Выполнение

На стадии формирования (осознания) чувства, слабости и ошибки замалчиваются, и нет общего понимания того, что должно быть сделано. Люди не проявляют особого внимания к взглядам других и их ценностям.

Этап штурма (конфликта) более рискованный, так как открываются личные вопросы, и группа принимает все более внутренне ориентированный характер. Все более вовлекаются ценности, взгляды и проблемы других в команде.

На этапе нормирования (кооперации) доверие и вера выходят на первый план, с более систематичным и открытым подходом, что приводит к более четкой и методичной работе. Повышается ценность людей, происходит прояснение целей, установление целей, систематический сбор информации, с учетом всех вариантов, подготовка детальных планов и развитие понимания о необходимости совершенствования.

Критериями эффективной (продуктивной) стадии являются гибкость, лидерство, определяемое ситуацией, отсутствие протокола, используется энергия каждого, рассматриваются базовые принципы и социальные аспекты решения организации.

Команды, которые проходят через эти этапы успешно, должны прийти к повышению эффективности совершенствования команд и показать:

  • определение ясных целей и согласованных показателей эффективности
  • открытость и свободное выражение противоположных мнений
  • поддержка и доверие
  • сотрудничество и конфликты
  • удовлетворяющий процесс принятия решений
  • соответствующие руководство
  • анализ командных процессов
  • весомые межгрупповые отношения
  • возможность индивидуального развития

При разработке своей модели для командной работы, Джон Эдейр (John Adair) использовал понимание того, что любая команда в ответ на лидерство, нуждается в четком определении задач , а достижение этих задач должно быть связано с потребностями команды и отдельных лиц внутри ее.

Лидер команды или посредник должны быть сосредоточены на небольшой центральной части модели, состоящей из пересечения трех кругов "действия к изменению", также существует три взаимосвязанных, но отделенных требования к руководителю группы:

  • определять и достигать результатов работы ли задач, например, процесса улучшения
  • создавать и координировать команду
  • развивать и удовлетворять отдельных лиц нутрии команды

Для того, чтобы выполнять эти задачи, лидер команды или посредник должны выполнять следующие функции:

  • Планирование
    Определение целей и задач команды. Создание реального плана.
  • Инициирование
    Объяснение того, почему этот план необходим. Выделить задачи для членов команды. Установление стандартов команды
  • Контроль
    Влияние темпа. Убеждение в том, что все действия направлены на цель. Поддержка постоянного обсуждения. Руководство действиями и решениями команды.
  • Поддержка
    Поощрение и дисциплина команды и отдельных лиц. Создание командного духа для снятия напряжения и сглаживания разногласий.
  • Информирование
    Предоставление новой информации команде. Получение информации от команды. Подведение итогов предложений и задач.
  • Оценка
    Проверка возможных последствий предлагаемого решения. Оценка эффективности команды.
    Помощь команде в оценке собственной продуктивности с помощью стандартов.

Командный процесс, как и любой другой процесс - это входы и выходы. Высокопродуктивная команда имеет три основных признака - высокая степень выполнения задач, значительное поддержание командных отношений и низкая ориентация на себя.

Совершенствование членов команды может проходить путем возложения дополнительной ответственности, и полномочий по предоставлению интересов команды в процессе. Это позволяет команде завоевать уважение.

Реальная работа над командой включает в себя несколько факторов:

  • Отбор команды и лидерство
  • Цели команды
  • Совещания команды
  • Задания команды
  • Динамика команды
  • Результаты и анализ команды.

Наиболее важным элементом команды являются ее члены, необходимы люди со знаниями и опытом, их количество должно быть в пределах 5-10 человек, чтобы сохранить управляемость команды при хороших условиях для обмена мнениями. Отбор членов может включать людей из групп за рамками процессов, если их включение имеет смысл, но иногда команда начинается с одного-двух человек и пополняется в процессе.

Цели команды должны быть согласованы в начале процесса и ими должны начинать каждое собрание команды. Это поможет сфокусировать мысли и усилия членов команды на целях, и отвлечь от других проблем.

Перед каждым собранием команды должна быть подготовлена и роздана повестка дня. Она должна включать в себя место, время и продолжительность совещания, список ожидаемых участников, список тем, которые будут рассмотрены на заседании, какие-либо подготавливаемые задания членами или группами, вспомогательные материалы, которые будут обсуждаться на заседании.

На совещании невозможно решать проблемы в одиночку. Они должны быть отражены в плане мероприятий с конкретными задачами членов команды - задания команды . Должно быть решено, когда команда собирается вместе, соглашение о личной ответственности и временных рамках, и все это должно быть четко сформулировано в протоколе встречи.

Взаимодействия между членами команды жизненно важно для ее успеха. Руководитель группы должны задавать командную динамику и создать культуру творчества, устранять барьеры для генерации идей, поощрять всех членов вносить свой вклад и поддерживать всех членов команды.

Командная функция эффективна, когда результаты команды реализуются. Обзор и анализ команды поддерживает концентрацию ее членов на целях и способствует прогрессу, также как способствует выявлению проблем.

Обучение

Уникальной характеристикой, говорящей об улучшении командной работы является высказывание людьми добровольного желания быть присоединенными к группе. Обучение членов команды и лидеров является основой для всех успешных программ совершенствования, обеспечивает понимание людьми концепции совместной работы, а также средств и методов, которые должны быть использованы в программе совершенствования.

Подготовка должна быть постоянной, чтобы удовлетворить не только изменения в технологии, но и изменения в окружающей среде, в которой действует организация, ее структура и, главное, люди. Качество подготовки можно рассматривать в виде цикла усовершенствования, элементами которого являются:

  • Обеспечение обучения как части политики в области качества
  • Возложение ответственности за подготовку
  • Определение целей подготовки
  • Создание учебной структуры
  • Определение потребностей в обучении
  • Подготовка учебных программ и материалов
  • Внедрение и контроль за процессом подготовки
  • Оценка результатов
  • Анализ эффективности обучения.

Даже если политика в области качества остается неизменной, существует необходимость обеспечить, чтобы были установлены новые цели в повышении качества обучения, либо - направления улучшения и повышения стандартов - если цели уже достигнуты.

Инвесторы в людей

Это Британский национальный стандарт (Investors in People (IiP), устанавливающий уровень надлежащей практики для обучения и развития людей с целью достижения бизнес-целей. Данный стандарт разработан в 1990 году Национальной тренинговой рабочей группой в партнерстве с ведущими организациями, персоналом, профессионалами. Она обеспечивает основу для повышения эффективности организации и ее конкурентоспособности, посредством планового подхода к разработке и представлению целей и развития людей для достижения этих целей. Процесс носит циклический характер и должен порождать культуру постоянного совершенствования.

Стандарт Инвесторов в людей основан на четырех ключевых принципах, как показано в следующей таблице:

Принципы

Индикаторы

Доказательства

Обязательства
Инвестор в людей в полной мере стремится к развитию своего персонала для достижения целей и задач

1. Организация стремится поддерживать развитие своего персонала

Топ-менеджмент может описать стратегии, которые должны существовать для поддержки развития людей в целях повышения эффективности деятельности организации. Менеджеры могут описать конкретные действия, которые были предприняты и предпринимаются для поддержки развития людей

2. Люди поощряются за их собственное совершенствование и работу с др. людьми.

Люди могут предоставить примеры того, как они поощрялись за их собственное совершенствование и совершенствование других людей.

3. Люди верят, что их вклад в организацию признается

Люди могут описать, как их вклад в организацию признавался. Люди верят, что их вклад признается

4. Организация обязуется обеспечить баланс возможностей для развития людей

Руководство должно создать стратегии обеспечения равенства возможностей развития людей. Менеджеры должны создать конкретные действия, которые они могут осуществить и осуществляют для создания равных возможностей для развития людей.

Планирование
Инвестирующий в людей открыт относительно целей и того, что люди должны делать, чтобы достичь их

5. Организация имеет план с ясными целями, понятными каждому

Организация имеет план с ясными целями. Люди могут последовательно объяснить цели организации на уровне их ролей в ней. Группы консультируются по вопросу целей организации

6. Развитие людей в соответствии с целями и направлениями организации

Организация имеет ясные цели, связывающие развитие людей, цели и направления организации, ее команд и на индивидуальном уровне. Люди ясно понимают свои действия по развитию себя самих и организации в целом

7. Люди понимают свой вклад в достижение целей организации

Люди могут объяснить их вклад в достижение целей организации

Действия
Инвестирующий в людей эффективно развивает людей для того, чтобы управлять их продуктивностью.

8. Менеджеры эффективны в поддержке развития людей

Организация должна убедиться, что менеджеры обладают знаниями и умениями для развития людей. Менеджеры на всех уровнях понимают, что им нужно для поддержки развития людей

9. Люди обучаются и развиваются эффективно

Новые люди либо люди на новой работе, должны подтвердить, что они получили эффективную адаптацию. Организация должна показать, что люди обучаются и развиваются эффективно.

Оценка
Инвестирующий в людей понимает влияние инвестиций в людей на их эффективность

10. Развитие людей повышает эффективность организации, ее команд, отдельных лиц

Организация должна показать, что развитие людей улучшает эффективность организации, ее команд, отдельных лиц

11. Люди понимают влияние развития людей организации на эффективность самой организации, ее команд, отдельных лиц

Топ-менеджмент понимает, что все затраты и выгоды от развития людей влияют на эффективность организации. Люди могут объяснить влияние развития на эффективность организации, команд.

12. Организация делает все возможное для развития людей

Люди могут предоставить примеры соответствующего совершенствования, которое было сделано для их развития

Четыре принципа циклического процесса разбиты на 12 индикаторов, которые должны выполнять организации, желающие быть признанными в качестве Инвестора в людей.

Признание в качестве "Инвестора в людей" требует ряда шагов:

  • понимание Стандарта и его стратегических последствий для организации
  • проведение анализа на соответствие стандарту с целью определения пробелов в текущей практике
  • планирование и проведение мероприятий на предмет проведения изменений.
  • планирование и принятие мер, чтобы добиться изменения
  • объединение вместе усилий для оценки доказательств по отношению к стандарту
  • достижение признания в качестве Инвестора в людей
  • работа в направлении сохранения культуры постоянного совершенствования.

Организациями, которые соответствуют стандарту, могут быть достигнуты значительные коммерческие выгоды, и они могут начать проявляться уже в процессе движения к этому стандарту.

Практические выгоды от работы по движению к соответствию стандарту включают в себя:

  • Повышение доходов, производительности и рентабельности. Квалифицированные и мотивированные люди работают лучше и лучше. Производительность повышается.
  • Снижение затрат и потерь. Квалифицированные и мотивированные люди постоянно контролируют свою работу, чтобы выявить возможности по снижению издержек и потерь.
  • Повышение качества инвестирования в людей значительно улучшает результаты программ по качеству. Инвесторы в людей добавляют себе значительную ценность стандартами BS 5750, ISO 9000 и др.
  • Повышение мотивации за счет совершенствования личного развития и признания достижений. Это приводит к укреплению морального духа, сокращения прогулов, более позитивного принятия изменений и идентификации с организацией за пределами работы.
  • Удовлетворение потребностей клиентов. Инвестирование в людей имеет ключевое значение для того, чтобы сориентировать сотрудников на клиентов. Таким образом, это позволяет организации эффективно удовлетворять потребности клиентов в получении прибыли.
  • Общественное признание. Статус Инвестора в людей приносит общественное признание реальных достижений в соответствии со строгими национальными стандартами. Будучи Инвестором в людей, организация привлекает больше потенциальных работников. Также это может послужить стимулом для клиентов выбрать конкретные товары и услуги.
  • Конкурентные преимущества за счет повышения эффективности. Такие организации получают конкурентное преимущество.

Статья подготовлена Андреем Гариным
по материалам зарубежных изданий
http://www.сайт/

Команды имеют огромный потенциал для создания чего-то значительного. Вы всегда сможете вспомнить команду, в состав которой вы входили, и которая работала эффективно. Это могла быть бизнес-команда, и это вполне могла быть и спортивная команда, или кружок по интересам, или хобби. Итак, какие особенности делают командную работу столь эффективной?

1. Забота друг о друге.
Наиболее эффективны команды, где члены стараются заботиться друг о друге. Каждый в такой команде заинтересован в других членах, в их успехе и самоутверждении. Необходимо думать о тех временах, когда дела в команде шли действительно хорошо. Одним из наиболее сильных объединяющих средств является живой интерес друг к другу.

2. Откровенность и правдивость.
Откровенность и правдивость - вторая ключевая характеристика эффективной работы команды. Когда члены команды искренни и доверяют друг другу, предлагают свою помощь, когда необходимо, говорят то, что должно быть сказано, то в такой команде все работники заинтересованы во взаимопомощи для достижения намеченных целей.

3. Высокий уровень доверия.
Команда, в которой все постоянно оглядываются, в которой члены боятся того, что будет сказано за их спиной в маленьких группах, в которой члены не могут положиться друг на друга, не сможет наладить взаимодоверие между членами. Если в команде низкий уровень доверия, то команде чрезвычайно трудно существовать. Почему? У вас нет команды, только индивиды, которые вынуждены работать вместе, чтобы достичь чего-то.

4. Совместное принятие решений.
Если вы тот, кто смотрит на принятие решений через призму того, чего вы хотите добиться, и это отвечает интересам команды, насколько эта команда будет эффективна, как вы думаете? Принятие совместного решения не подразумевает уклонение от принятия собственного решения или потери вашего предложения среди остальных. Оно подразумевает поиск наилучшего выхода для всей команды

5. Обязательство.
Команды, которые хотят работать эффективно, должны чётко придерживаться тех целей, которые они перед собой поставили. Они знают, где их сильная сторона - работники в таких командах мотивированны и они устойчивы даже к крупным неудачам. Определённые обязательства касаются того, что необходимо сделать для того, чтобы достичь желаемого результата. Думайте о команде, которая достигла поставленных целей, и спрашивайте себя, какими качествами она обладает, которые помогли ей достичь того результата, которого она достигла.

6. Конфликты.
Иногда люди ошибочно верят, что в эффективно работающих командах не бывает конфликтов. Разница между теми командами, которые сильней, и теми командами, которые слабей – отношение к конфликтам. Лучше чем рассматривать недопонимание как что-то негативное, команды принимают это как что-то естественное и преодолимое, не мешающее им добиваться желаемых целей.

7. Умение слушать.
Умение слушать – ключ к эффективному сотрудничеству, и эффективно работающие команды знают, что уметь слушать и понимать очень важно. Если вы хотите слушать и слышать то, что вам говорят, вы должны сконцентрировать своё внимание на том, кто говорит, и не думать в этот момент о своём собственном расписании. Команды, в которых только «специалисты», которые не могут слушать, будут долго работать над своей эффективностью.

8. Выражение своих эмоций.
Нам часто говорят держать наши эмоции подальше от рабочего места. На самом деле, если команда хочет работать эффективно, она должна создать безопасную и спокойную обстановку для выражения чувств и переживаний каждого. Важно, чтобы чувства могли быть выражены каждым членом команды, не опасаясь насмешек.

Если члены команды могут работать вместе, тогда достигнут хорошего результата. Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо вашей команде для того, чтобы эффективно работать.



 

Возможно, будет полезно почитать: