Спортивные секции для ребенка: какую выбрать? Советы тренеров

Сентябрь - это не только начало учебного года. Совсем скоро начнутся и занятия в различных кружках и клубах. Редко какой родитель не мечтает приобщить детей к творчеству, спорту, изучению языков…
Но как понять, какие кружки и секции подойдут именно вашему ребенк у?

  • На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия?
  • И что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?
  • А если вообще не хочет ничем заниматься?
  1. Ребенку нужно давать такие задания, с которыми он может справиться, чтобы сохранялся интерес и желание двигаться дальше. Дети разные, и даже дети одного возраста могут иметь разный уровень умений. Это нормально, и, выбирая кружок, нужно сопоставить его соответствие вашему ребенку по возрасту и развитию.
  2. Дополнительные занятия - это и нагрузка, нужно реально смотреть на режим дня, в котором должно быть место и для учебы, и для отдыха , и для кружка. Загружая ребенка развитием, можно незаметно и здоровье подорвать перегрузом. Нормы нагрузки в настоящее время очень расплывчатые, каждый родитель полагается на свою разумность.
  3. Кружки должны соответствовать интересу ребенка, который родитель должен уметь отличать от своего. Порой родители грешат, реализуя свои детские мечты через детей, у которых мечты совсем другие.

Дополнительные занятия и кружки - очень важная составляющая жизни ребенка. Это возможность для него развиваться, заниматься любимым делом, развивать свои способности, расширять знаний и опыт.

На мой взгляд, особенно кружки нужны тому ребенку, который без особого увлечения учится в школе, когда он учится по принципу "надо", а не по принципу "хочу" (при этом не важно, на сколько хорошо он учится).

Отсюда несколько правил выбора дополнительного занятия для ребенка.

1. Опирайтесь на желание и интерес ребенка. Спросите его, куда бы он хотел ходить, чем бы хотел заниматься. Понятно, что первый выбор ребенка может быть довольно случаен - хочу ходить туда, куда ходит мой друг/подружка, или это красиво смотрится по телевизору. Дайте ребенку возможность попробовать на собственном опыте, "его" это или нет.

Безусловно, иногда выбор кружка определяют родители. Например, отдают ребенка в языковой кружок, потому что "в современном мире не обойтись без знания иностранного языка", или отдают в спортивную секцию, т.к. "ребенку важно двигаться, а не сидеть за компьютером". Это совсем не плохо. Важно, чтобы ребенок был согласен с выбором родителей.

Иногда на консультациях я слышу душераздирающие истории о том, на какие ухищрения идет ребенок, чтобы не посещать кружок - прогуливает, говорит родителям, что занятие отменили, жалуется, что у него что-то болит, просто плачет и отказывается идти. Уверена, что при таком поведении ребенка целесообразнее поменять занятие.

2. Предоставляйте возможность пробовать разные кружки, разные увлечения ребенка. Иногда родители уверены, что если ребенок сам выбрал кружок (просил, уговаривал настаивал), то и ходить он должен туда "до конца" (не очень, правда, понятно, что будет критерием это "конца"). Но мы с вами уже выяснили, что выбор ребенка (особенно младшего школьного возраста) может быть довольно случайным, поэтому ему действительно может разонравиться ранее выбранное занятие.

Мне кажется, что родителей пугает частая смена выбора ребенка, т.к. им кажется, что тем самым их ребенок демонстрирует легкомысленность, отсутствие целеустремленности, он боится трудностей. Это не совсем так. Я уже писала, что дополнительные занятия - это возможность развивать способности, возможность заниматься любимым делом, а настойчивость и целеустремленность лучше развивать в тех видах деятельности, в которых ребенок видит смысл и хочет получить какой-то результат.

Представьте, что вас заставят постоянно копать яму, а потом ее засыпать, а потом снова копать. Надолго ли вас хватит? И будет ли ваш отказ выполнять эти бессмысленные действия означать, что у вас нет целеустремленности?

3. Не ставьте возможность заниматься любимым делом в зависимость от успешности учебы в школе: "Если еще раз получишь двойку, то не будешь ходить на футбол!". В этом случае вы лишаете ребенка иногда единственной радости жизни. И несмотря на то, что школьное образование - обязательно, не каждый ребенок обязан быть отличником. Ведь все мы разные, у нас у всех разные интересы и разные способности. И если вашему ребенку не дается математика, а дается футбол, позвольте ему реализоваться именно в футболе! В этом случае именно дополнительные занятия могут стать основой для дальнейшего профессионального выбора вашего ребенка.

Вспоминаю одну консультацию.
Мама рассказывает, что ее сыну всегда трудно давалась учеба, она много сил вкладывала, чтобы его "тянуть" - многочасовое выполнение домашних занятий, репетиторы. Теперь он учится в 8-м классе и категорически отказывается учится! Я спрашиваю: "А чем увлекается ваш сын? Чем он любит заниматься? Ведь скоро он закончит 9 классов, и ему надо будет определяться с выбором профессии ". На что мне мама отвечает: "Нам некогда было ходить в кружки, все время у нас занимала учеба в школе".

И в этот момент мне стало очень жаль этого мальчика: он 8! лет целыми днями занимался нелюбимым делом, более того, его усилия не приносили никаких результатов (учился он неважно)! В свои 15 лет он не знал, что такое успех, радость достижения, увлеченность! И я предложила маме оставшиеся 1,5 года потратить не на "вытягивание" сына в школе, а на поиски его интересов, на развитие его способностей. Скорее всего, это будет что-то, связанное с получением конкретных результатов (ремонт автомобилей, приготовление еды, строительство, работа с деревом).

4. Если ваш ребенок говорит, что ему ничего не интересно, то, по моему опыту, это может быть связано с тремя причинами:

  • Родителям не нравятся интересы ребенка. Например, ребенок любит музыку и хотел бы играть в музыкальной группе, но родители говорят: "Лучше бы делом занялся, чем бренькать на гитаре/бить на барабанах/петь". Здесь задача родителей поддержать интерес ребенка и помочь вывести его на новый, более продуктивный уровень. Например, если ваш ребенок увлекается компьютерными играми, возможно, его может заинтересовать программирование (новых игр) или робототехника.
  • Ребенок "ничего не хочет", если родители все решают за ребенка, не дают возможность выбора, а просто принуждают его к посещению тех или иных занятий. Т.е. его никогда и не спрашивали, а чего он хочет!
  • Отказ чем-либо заниматься может быть связан с опасением негативной оценки. Ребенок размышляет примерно так: "Я сейчас выберу занятие, у меня не будет получаться, и родители будут критиковать меня, мол, сам же выбрал!" или "А что, если не получится? Лучше и начинать!".

Поэтому, если вам кажется, что вашему ребенку "ничего не интересно", понаблюдайте за ним: что он делает с бОльшим усердием, на что у него "загораются глаза", о чем он вас чаще всего просит. Это и есть сфера интересов ребенка. Теперь ваша задача предлагать ребенку более систематичный подход к его увлечению. Ведь даже если ваш ребенок любит просто гонять по улице с друзьями, возможно, он неплохой коммуникатор, значит важно развивать его навыки общения, и он сможет вырасти успешным руководителем.

- На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия для ребенка?

Есть самый распространенный и самый "древний" метод изучения - НАБЛЮДЕНИЕ. Необходимо понаблюдать, что интересно именно Вашему ребенку, к чему он тянется.

Так, если девочка просит бабушку показать ей, как вязать крючком или спицами, то это и надо сделать. Вязание развивает мелкую моторику рук, прививает чувство красоты, позволяет сформировать интересы и к другим видам рукоделия.

Если мальчик тянется к папе в гараж, чтобы ремонтировать машину, надо разрешать ему это. Да, возможно, испачкается ребенок, но он будет знать, как, например, поменять лампочки в фарах...

- Что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?

Надо поддерживать разные интересы, "подогревать" их, но только не переусердствовать.

Например, играть на скрипке ребенку нравится, но вот амбициозные родители, желающие сделать из своего ребенка гениального исполнителя, заставляют его играть часами в ущерб другим занятиям. Вот это уже рискованно. Любому ребенку важно перемежать занятия, разнообразить хобби. Мы вот раньше успевали и в музыкальную школу ходить, и носить то, что сами связали и сами для себя сшили... И редиску в огороде было в кайф посадить, и почитать, а иногда на лавочке с детьми поиграть в "Монах в красных штанах" или на улице поиграть в лапту...

Моя мама никогда не говорила "некогда, отойди, не мешай". Она всегда готова была отложить какие-то свои дела, чтобы научить дочерей чему-то. Я, например, платье на выпускной вечер сама себе сшила, сама вышивку сделала на воланах, поступила на фортепианное отделение музыкального училища и ноты носила в связанной своими руками сумке, пока дипломат не появился (тогда они были в страшном дефиците)...

- А если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

Надо научиться общаться с ним конструктивно, быть ему примером!

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.

Вообще ничего не хотят (и учиться тоже) дети безразличных родителей, не интересующихся внутренним миром своего ребенка. Если родитель сам "горит", у него много интересов, ребенок ходит с ним в кино, обсуждает героев мультиков, вместе учит стихи, вместе пекут печенье, бегают по утрам, плавают по воскресеньям и т.п. (то есть поддерживает ребенка во всех его начинаниях!), то агрессивного, скучного или депрессивного Унылыша из него ну никак не получится!

Скука - это удел ленивых, равнодушных и мало чего умеющих людей, потому что скуку и апатию испытывают те, у кого внутренние ресурсы слабоваты, да еще и внешние возможности отсутствуют.

Тем, у кого "золотые руки", скучно в жизни не бывает. Творческое мышление создает такие яркие образы, которые эти люди готовы и ОЧЕНЬ ХОТЯТ воплотить в жизнь. Это и обеспечивает потом ощущение счастья жить, быть собой, состояться как Личность, повысить экспертность в выбранной профессии ! К тому же хобби и творчество - это колоссальный ресурс для снятия стресса , которым наполнена жизнь современного человека.

Следовательно, сфера хобби - это корабль, который в течение жизни помогает выплыть из трудных жизненных ситуаций.

Коллеги, принявшие участие в этом круглом столе, хорошо и подробно написали, на что можно ориентироваться в поведении ребёнка при выборе дополнительных занятий. Подводные камни и распространенные трудности тоже хорошо осветили. Чтобы не повторяться, об этих темах писать не буду. Остановлюсь коротко на теме, о которой сейчас не упомянули.

Думаю, родители, выбирающие дополнительные занятия для ребёнка (или соглашающиеся с ребёнком в этом вопросе), осознают, что это одно из проявлений контроля и ответственности родителей за текущую и будущую жизнь ребёнка. В связи с этим считаю важным для родителей обратить внимание на 2 фактора:

  1. Информация о дополнительном занятии. То есть ваша задача как родителей - хорошо разузнать особенности и нюансы того вида деятельности, на который пал предварительный выбор. Например, физические требования для того или иного вида спорта, какова будет временная нагрузка через год-два и так далее. Об неинформированность частенько разбиваются надежды детей и родителей через какое-то время, принося боль, горечь и тем, и другим.
  2. Как бы тщательно и идеально вы ни занимались выбором доп.занятия, далеко не факт, что ребенок вас не разочарует. Иногда доп.занятия становятся в дальнейшем профессией и определяют дальнейшую жизнь ребёнка, а иногда вспоминаются, как страшный сон . Как это будет в вашем случае, никто не сможет предугадать. Ограничения наших, родительских, возможностей при формировании будущего наших детей важно учитывать и принимать. Иначе вы рискуете окунуться в яму сожалений и раздражения своей несостоятельностью как родителя, а ребёнка погрузить в чувство вины.

Прививая ребенку любовь к спорту, мы закладываем фундамент дальнейшей здоровой и энергичной взрослой жизни. Поэтому давайте сразу же определимся с дисциплинами, которые не имеют отношения к здоровью. Это, например:

- Спарринговые единоборства типа бокса и кикбоксинга. Дисциплины, в которых противники бьют друг друга по голове, не добавят ребенку (да и взрослому) здоровья. Известный факт: профессиональные боксеры рискуют заполучить болезнь Альцгеймера уже после 35−40 лет. Хорошая альтернативавосточные единоборства: они развивают координацию, гибкость, навык противостояния противнику, а опасность травм минимальна.

- Экстремальные виды спорта: в период активного роста паркур, прыжки на велосипеде или скейте лучше заменить футболом или волейболом. Любые трюковые развлечения связаны с падениями, а микротравмы, на которые ребенок может героически не обращать внимания, могут аукнуться позже.

- Большой спорт — не для здоровья. Тут достижения ставятся на первый план, и ради них здоровьем нужно без сомнений жертвовать. Тот, кто готов на этот подвиг, может рассчитывать на медали и гонорары (на которые потом можно будет поменять сношенные суставы и «починить» позвоночник).

Какие еще есть спортивные секции? К этим видам нагрузок стоит относиться с осторожностью:

- Осевые силовые нагрузки (подъем тяжестей) в период активного роста — не лучший выбор. Умеренные силовые нагрузки пойдут на пользу, но важно не навредить позвоночнику.

- Ассиметричные виды спорта — например, теннис или баскетбол, в большей степени нагружают одну часть тела. Есть риск заработать «перекос», развить его чрезмерным спортивным азартом и сохранить на всю жизнь.


Как выбрать спортивную секцию

Чтобы подобрать оптимальную нагрузку, определите тип конституции ребенка (например, с помощью тренера или врача).

Гиперстеник растет крепким и, возможно, не очень высоким. С возрастом он будет легко наращивать мышечную массу, но и лишний вес будет грозить ему сильнее, чем астеничным одноклассникам. Гиперстеникам отлично подойдет борьба, из легкоатлетических дисциплин — толкание ядра, метание молота и прочие силовые упражнения, по мере взросления можно заняться тяжелой атлетикой. У таких ребят возможны некоторые сложности с гибкостью, зато он будет стабилен и способен переносить большие осевые нагрузки.

Астеник, наоборот, очень гибкий и подвижный малыш: легко сможет сесть на шпагат, согнуться пополам, встать в мостик — зато стабильностью и мышечной массой похвастаться не сможет. Как выбрать спортивную секцию для ребенка? При отборе в секции тренеры таких детей отправляют, как правило, на гимнастику, легкую атлетику и другие виды спорта, требующие гибкости. Однако, обратите внимание: есть такой диагноз — «дисплазия соединительной ткани», и проявляется он также в отличной гибкости. В таком случае ребенку дополнительная растяжка противопоказана: необходимо балансировать излишнюю подвижность суставов наращиванием мышечной массы (проконсультируйтесь с врачом).

Нормостеник: универсальный тип, золотая середина между крайними типами телосложения. Таким детям можно все: и командные виды спорта, и легкая атлетика, и единоборства.


А если он не хочет?

Есть от природы спортивные, активные дети, и родительская задача — поддерживать их спортивные начинания и не стараться навязать дисциплины, требующие концентрации и выдержки (шахматы, стрельба). Однако, на фоне развития компьютерных технологий, таких детей все меньше. Что делать, чтобы мотивировать ребенка и какие спортивные секции выбрать?

    Полюбить спорт самому. То, что искренне любит родитель, с большей долей вероятности привьется ребенку. Больше семейных спортивных мероприятий, коллективных выездов на скалодром или в бассейн — и пусть даже ваши общие достижения будут далеки от олимпийских, бодрости и задора это точно придаст.

    Сменить тренера или спортивную дисциплину. Иногда этот ход творит чудеса: ребенок полгода с унынием плелся на гимнастику к Игорю Федоровичу, а к Анне Севастьяновне летит на крыльях! И дело не обязательно в том, что Игорь Федорович плох и неприятен: просто люди (как большие, так и маленькие) не всегда совпадают характерами. Аналогичная ситуация — при смене дисциплин. Вспомните себя: от скольких направлений деятельности вам пришлось отказаться, чтобы найти «то самое» — интересное, близкое, свое?

    Отстать от ребенка. Да, и это тоже вполне результативный вариант. Частая причина отказа от спорта — банальная нехватка внимания со стороны родителей. В данном случае малышу нужен не тренер, а прогулка с мамой и папой, и чтобы никто из них не отвлекался на гаджеты. Как только вы восполните дефицит общения, можно переходить к пункту 1, а там и дополнительные занятия спортом не за горами.

Сегодня дети бывают подчас даже более занятыми, чем их родители. Всевозможные кружки и секции для подростков отнимают у ребят все свободное время. У многих даже нет возможности повидаться с друзьями. Конечно, хорошо, что дети занимаются полезным делом, развиваются физически и интеллектуально, но когда же тогда бегать по двору и играть в войну или дочки-матери. Обо всех плюсах и минусах дополнительного образования мы расскажем в этой статье.

Спортивные секции

Самым большим спросом среди родителей пользуются различные кружки, которые направлены на физическое развитие ребенка. Взрослые редко хотят, чтобы их чадо выросло профессиональным спортсменом, но ведь именно благодаря спорту дети учатся выдержке и работе в команде. А также их мышцы развиваются, что благоприятно сказывается на здоровье. Какие кружки и секции для подростков существуют?

Вот несколько вариантов:

  • Плавание развивает все группы мышц. Помогает детям улучшить осанку, похудеть и исправить походку. А также тренировки в бассейне научат подростка плавать и правильно дышать.
  • Верховая езда поможет детям научиться заботиться о животных. Подростки смогут понять, как это - воспитывать лошадь, и, естественно, конный спорт сможет принести одаренным детям первые золотые медали.
  • Борьба сможет научить ребенка защищаться и отстаивать свою позицию. Ведь первым делом любой тренер должен заставить детей верить в себя и в свою победу, и только после этого можно переходить к отработке техники боя.
  • Теннис - отличное хобби для девочек. Результат схож с легкой атлетикой, только тренировки проходят увлекательней. Занимаясь теннисом, дети не только улучшают свою физическую форму, но еще и расширяют свою зону внимания.
  • Гимнастика - это самая первая секция практически каждого ребенка. Дети с 3 лет уже начинают активные тренировки. Профессиональная гимнастика - очень травматичный вид спорта, но вот на любительском уровне она помогает улучшить гибкость и научиться в совершенстве владеть своим телом.

Танцевальные кружки

Многие родители пытаются реализоваться через своих детей. Поэтому танцевальные кружки и секции для подростков пользуются таким спросом. Родители считают, что их ребенок просто обязан уметь танцевать вальс, танго или хотя бы достичь успеха в вождении хороводов. Благодаря таким нападкам со стороны старшего поколения многие дети просто ненавидят танцевать всю свою дальнейшую жизнь. Но волей-неволей посещать кружки им все же приходится. Так какие же разновидности танцевальных секций существуют? Это:

Художественные кружки

Что лучше - записаться в художественную школу или же ходить в местный дом творчества? Это решает каждый родитель сам. Но кружки и секции для подростков художественной тематики всегда были популярны. Дети любят рисовать, у кого-то это получается лучше, у кого-то - хуже. Но тем ребенок и отличается от взрослого, что умеет получать удовольствие не от результата, а от самого процесса. Но художественное образование нужно не только талантливым детям. Ведь в юном возрасте закладывается еще и представление о прекрасном. Нужно заинтересовать ребенка искусством, он должен находить удовольствие в созерцании картин. Самостоятельно родители вряд ли смогут этого добиться, поэтому лучше возложить эту обязанность на плечи профессионалов, то есть учителей художественных школ.

Кружки актерского мастерства

Все дети любят корчить рожицы и дурачиться. Но не стоит за это ругать их. Лучше направить эту неуемную энергию в правильное русло. Для этого и были созданы детские кружки и секции актерского мастерства. Здесь детям предлагают не только играть в театральных постановках, но и преподают уроки пения, заставляют делать физические упражнения различной сложности, а в некоторых студиях даже практикуется самостоятельное изготовление костюмов. Детям нравится такой творческий процесс, где никто не ругается за отход от сценария и легкую импровизацию. В этом кружке дети учатся не бояться сцены, и, как следствие, у них не будет страха публичных выступлений.

А еще здесь можно приобрести навык управления своими эмоциями и своей мимикой. А также дети, работающие на сцене, лучше умеют слушать своих родителей и сверстников, потому что их учат с большим вниманием относиться к своим оппонентам.

Кружок по пению и игре на музыкальных инструментах

Навык игре на гитаре или фортепьяно обязательно пригодится во взрослой жизни. Именно поэтому детские кружки и секции, развивающие музыкальные способности, очень востребованы. Родители не пытаются сделать из ребенка второго Моцарта, они просто хотят, чтобы их чадо умело слышать ритм и развивало мелкую моторику посредством перебирания струн. Чтобы ребенок чувствовал свои занятия нужными, необходимо хотя бы периодически устраивать дома семейные концерты, где каждый из детей будет демонстрировать родителям свои таланты.

Кружки конструирования и моделирования

Все дети обладают любовью к собиранию домиков и пирамидок. Поэтому список кружков и секций для подростков, развивающих этот талант, очень большой. Есть занятия по макетированию из бумаги, на которых дети узнают, что бумага вполне может принимать различные формы. Для детей постарше есть курсы по моделированию сложных форм. Это могут быть самолетики, машинки, здания или целые парки. Здесь дети познают основы композиции и получают первые навыки в конструирования. Такой кружок будет полезен любознательным ребятам, которые хотят понять, как работает тот или иной механизм, а также сюда должны идти те дети, которые жить не могут без желания что-нибудь сломать. Когда видишь, как вещь создается, желание разрушать отпадает моментально.

Кружки для детей с проблемами слуха и зрения

Специалисты советуют не делить детей по группам, на нормальных и тех, что с дефектами. Все ребята уникальны, и ни один из них не должен чувствовать себя инвалидом. Кружки и секции для подростков в Москве помогают детям лучше социализироваться. Никто не будет смеяться над ребенком с плохим зрением в школе, если таких детей в классе будет больше 5. Та же ситуация и с кружками. Нет смысла водить свое чадо в какие-то специальные секции, чтобы к нему там было повышение внимание. Плохое зрение и слух, к сожалению, сейчас у многих детей. Конечно, эти недостатки нужно лечить, но никак не стоит акцентировать на них внимание. Кружки и секции для подростков с проблемами слуха и зрения могут быть разнообразны: плавание, борьба, теннис, рисование или актерское мастерство.

Конечно, не стоит издеваться над ребенком и отдавать плохо видящую девочку вышивать бисером, а плохо слышащего мальчика - на кружок музыки. Родители должны адекватно оценивать способности своего ребенка.

Какие кружки может посещать ребенок с РАС и ДЦП?

Конечно, подобные расстройства - это не то же самое, что плохое зрение или слух. Поэтому секции кружки для слабослышащих подростков организовывать смысла нет, а вот кружки для детей с РАС и ДЦП создавать нужно. Уникальные дети тоже должны иметь возможность творческого самовыражения. Но за развитием таких подростков нужно особое внимание, ведь их лучше не оставлять наедине друг с другом. Дети с РАС и ДЦП могут ходить на рисование, конструирование, плавание и на верховую езду.

Польза дополнительного образования

Какие существуют кружки и секции для подростков, мы выяснили. Теперь нужно понять, какую пользу они приносят.

  • Дети учатся работать в коллективе. И это здорово, ведь в школе каждый ученик отвечает сам за себя, а в кружках часто проходят командные занятия. Таким образом, дети могут завязать дружеские отношения и понять, что получать удовольствие от помощи другим вполне возможно.
  • Умение достигать поставленных целей. Эта жизненная черта не дается с рождением, она формируется. Поэтому детей обязательно нужно отдать в спортивную секцию, пусть даже и ненадолго.
  • Творческое самовыражение возможно только через искусство. Но творить нужно по общепринятым законам и канонам. Чтобы получить первое творческое образование, обязательно нужно пойти в художественный кружок.
  • Умение ценить прекрасное - это тот навык, который вырабатывается посещением художественной или музыкальной школы.
  • Желание получать новые знания - одно из главных в нашей жизни. Школьнику будет намного проще учиться, если от своих занятий он будет получать удовольствие. Такой навык развивает кружок моделирования и конструирования.

Минусы дополнительного образования

Спортивные кружки и секции для подростков могут нанести пожизненные увечья. Это, конечно, происходит редко, но все же неквалифицированный тренер способен изуродовать ребенка, причем не только физически, но и морально. Ведь от уверенности до неуверенности в себе - всего один шаг. Многие кружки отнимают у детей так много времени, что ребенок просто не имеет возможности подурачиться с друзьями во дворе. Детство уходит быстро, а главное - безвозвратно. Научиться играть на гитаре можно и в 20 лет, а вот играть в догонялки или в прятки в 20 лет уже не будешь. Поэтому родителям нужно выдерживать баланс, чтобы ребенок не чувствовал чрезмерного груза обязанностей, лежащего на его плечах с ранних лет.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 11 минут

А А

А, может, на фигурное катание? Или на карате? Или все-таки на шахматы (безопасно и спокойно)? Куда же отдать свое чадо? Этими вопросами задаются каждые родители, выбирая вид спорта для своего окрепшего активного малыша. Причем, выбирают обычно, руководствуясь собственными предпочтениями и близостью секции к дому.

Как выбрать вид спорта для чада правильно?

Вашему вниманию — наша инструкция!

Лучший возраст ребенка для начала занятий спортом – когда отдавать ребенка в спорт?

Самый первый вопрос, возникающий у мам и пап, озаботившихся поиском спортивной секции для чада — с какого возраста отдавать?

Специалисты советуют делать первые шаги в спорте еще в дошкольном возрасте . Правда, есть нюансы: не в каждую секцию берут малышей.

Чтобы подготовить чадо к большому спорту, рекомендуется начинать обучение еще «с пеленок». Например, оборудовать дома надежный , где малыш сможет освоить основные спортивные снаряды, забыть о страхах и прочувствовать удовольствие от самих занятий.

  • 2-3 года. В этот период полезно начинать систематические занятия физкультурой. Именно сейчас, когда детки гиперактивны, но быстро устают, тренировки следует проводить ежедневно, но не более 5-10 минут. На каждую тренировку выделяйте по 4-5 простых упражнений (вроде пружинки, прыг-скоков, хлопков и пр.).
  • 4-5 лет. В этом возрасте тип телосложения малыша уже сформирован (как и его характер), а таланты и способности активно просыпаются. Самое время — искать вид спорта, в котором чадо сможет себя обрести, и развивать координацию. Отдать можно в теннис, на гимнастику или акробатику, на фигурное катание или прыжки.
  • 5 лет. Уже можно попробовать себя в балете, в теннисе, в хоккее.
  • 6-7 лет. Возрастной период, в котором весьма успешно развивается гибкость (прим. — спустя год подвижность суставов сократится на четверть). Виды спорта на выбор: восточные единоборства, гимнастика, плавание и футбол.
  • 8-11 лет. Самый возраст для развития скорости. Выбирайте велоспорт, фехтование или греблю.
  • После 11-ти лет. Упор на выносливость, сложные движения. Подойдут игры с мячом (от футбола до волейбола), бокс и стрельба, легкая атлетика. Не забываем о — ему все возрасты покорны.
  • После 12-13 лет. Возраст для развития силы.

А со скольки лет уже можно?

Все индивидуально! Самый ранний возраст для спорта зависит от особенностей организма малыша. Кто-то встает на горные лыжи в 3 года, а кто-то физически и к 9-ти годам еще не готов к большинству видов спорта.

Безусловно, гибкость надо поддерживать еще в самом юном возрасте, иначе она «уйдет» вместе с ним. А вот что касается выносливости, то она, в целом, развивается постепенно — от 12 лет и до 25-ти.

Отдавать ли своего 3-летнего кроху в спорт — решают только родители (есть и «ранние» виды спорта), но следует помнить, что лишь к 5-ти годам у малыша заканчивается формирование костно-мышечной системы, и излишек физических нагрузок может аукнуться для неокрепшего организма неправильным развитием мышц, а также искривлением позвоночника. До 5 лет малышу вполне достаточно легкой гимнастики, активных прогулок и бассейна.

Куда и в каком возрасте берут детей?

  • На фигурное катание и гимнастику — с 5-6-ти лет.
  • На ушу и теннис, акробатику и спортивные танцы, на плавание, дартс и шашки с шахматами — с 7-ми лет.
  • На гольф, баскетбол и футбол, а также горнолыжный спорт и бадминтон — с 8-ми лет.
  • В конькобежный спорт и легкую атлетику, на игры с мячом, в парусный спорт и биатлон, регби — с 9-ти лет.
  • На кикбоксинг и велоспорт, бокс и бильярд, гиревой спорт и пулевую стрельбу, на фехтование и скалолазание, дзюдо и пятиборье — с 10-ти лет.
  • На стендовую стрельбу, а также стрельбу из лука — с 11-ти лет.
  • На бобслей — только с 12-ти лет.

Выбор вида спорта по телосложению ребенка

Нельзя не учитывать телосложение ребенка, выбирая для него спортивную секцию.

К примеру, высокий рост очень ценится в баскетболе и совсем некстати в гимнастике. А при наличии проблем с лишним весом следует выбирать вид спорта еще более внимательно, чтобы не вызвать у своего ребенка окончательно отвращение к тренировкам и понижение самооценки. В частности, высоких результатов в футболе с лишним весом ждать не приходится, а вот в хоккее или дзюдо ребенку будет вполне комфортно.

Чтобы определить тип фигуры, можно воспользоваться схемой Штефко и Островского, используемой в медицинской практике:

  • Астеноидный тип. Основные признаки: худощавость и длинные тонкие ноги, малая развитость мышц, узкая грудная клетка, нередко — сутулая спина и выступающие лопатки. Многие дети чувствуют себя весьма неуклюже и неуютно, поэтому выбор вида спорта должен учитывать поиск психологически комфортного коллектива и секции. Оптимальные варианты для ребят — это виды спорта, направленные на развитие силы, выносливости и, конечно, скорости. Например, прыжки, гребля, лыжный и велоспорт, метания, гольф и фехтование, спортивное плавание, баскетбол, художественная гимнастика.
  • Торакальный тип. Основные признаки: средний уровень развития мышечной массы, равная ширина у таза и плеч, довольно широкая грудная клетка. Эти детишки крайне активны, и вид спорт следует выбирать, ориентируясь на развитие выносливости и скорости. Например, гонки, гребля и биатлон, плавание и футбол, водный слалом и капоэйра, акробатика и кайтинг, балет и фигурное катание, прыжки и скоростной спуск на байдарках.
  • Мышечный тип. Основные признаки: отлично развитая мышечная масса, весьма массивный скелет. Для сильных и выносливых детей рекомендуется выбирать те виды спорта, что направлены на развитие, прежде всего, скорости. Также не будут лишними и силовые виды спорта. На выбор: альпинизм, тяжелая атлетика и пауэрлифтинг, единоборства и фехтование, водное поло и хоккей, теннис ВоркАут, капоэйра, футбол.
  • Дигестивный тип. Основные признаки: малый рост, выраженное «пузико», излишек жировой массы, широкая грудь. Данный тип свойственен детишкам медлительным и малоподвижным. Чтобы не отбить у чада стремление к спорту, стремление к спорту, присмотритесь к тяжелой атлетике и единоборствам, к атлетической гимнастике, к хоккею и метанию, мотоспорту и стрельбе, к WorkOut.

Спорт и темперамент ребенка – как выбрать лучшую для него спортивную секцию?

А куда же без него, без характера! Именно от него будут зависеть все победы и поражения в будущем.

Гиперактивным малышам в занятиях, требующих концентрации внимания и частых повторений упражнения, будет сложно. Лучше выбрать для них одну из командных игр, где они смогут выплескивать свою бушующую энергию.

  • Сангвиники — лидеры по природе своей. Они легко преодолевают страх, и им не чужды даже экстремальные виды спорта. Наиболее комфортно таким ребятам в тех видах спорта, где требуется регулярно доказывать свое личное превосходство. Следует обратить внимание на горные лыжи и каратэ, дельтапланеризм, спуск на байдарках, фехтование и альпинизм.
  • Холерикам лучше идти в командный спорт — они, в отличие от предыдущих детей, вполне способны делиться победой. Учитывая повышенную эмоциональность, есть смысл определить таких детишек в бокс и на борьбу.
  • Флегматики, как ни странно, добиваются в спорте наибольших высот. Связано это с тем, что они спокойно, невозмутимо и упорно трудятся, пока не добьются нужного результата. Таким деткам рекомендована атлетика, гимнастика, фигурное катание, шахматы.
  • А вот с выбором для меланхоликов придется потрудиться. Дети крайне ранимы, и строгость тренера может серьезно выбить почву из-под ног. В помощь таким детям — конный спорт и командные игры, парусный спорт, а также танцы, спортивная стрельба.

Как выбрать лучший спорт для ребенка по его здоровью – советы педиатров

После того, как вы всесторонне изучили критерии выбора вида спорта для своего ребенка, проанализировали его психические и физические способности, отведите чадо к педиатру. Потому что медицинский осмотр может выявить моменты, о которых вы не знали.

Кроме того, врач сможет выявить противопоказания и определить уровень нагрузок , что допустимы для вашего ребенка.

И, конечно, порекомендовать тот или иной вид спорта, наиболее ему подходящий:

  • Волейбол, баскетбол и футбол. Про эти виды спорта лучше забыть при близорукости, астме и плоскостопии. С другой стороны они станут помощниками при укреплении опорно-двигательного аппарата.
  • Художественная гимнастика. Поможет для формирования правильной осанки и станет 1-й помощью при плоскостопии.
  • Если есть проблемы с дыханием, добро пожаловать на ушу.
  • Плавание оптимальный вариант, подходящий всем. Преимуществ у этого вида спорта — масса! От формирования правильной осанки до профилактики плоскостопия и укрепления нервной системы.
  • Хоккей поможет при проблемах дыхательной системы, но запрещен при наличии хронических болезней.
  • При слабом вестибулярном аппаратегорные лыжи и единоборства . А также фигурное катание и художественная гимнастика .
  • Укрепить нервную систему поможет детская йога, плавание и верховая езда .
  • Теннис . Вид спорта, способствующий улучшению мелкой моторики и формированию внимательности. Но запрещенный при близорукости и язвенной болезни.
  • Верховая езда способствует снижению судорожной готовности и даже уровня сахара у диабетиков, а также нормализации работы ЖКТ.
  • Легкая атлетика, конькобежный спорт и прыжки в воду способствуют развитию дыхательной системы и укреплению сердца.
  • Не рекомендовано фигурное катание при болезнях плевры и при высокой степени близорукости.

Не бойтесь экспериментов, но и не оправдывайте неудачи ребенка в спорте «обстоятельствами».

Неудача — это недостаток приложенных усилий. Ребенок должен уметь делать выводы и исправлять ошибки.

Поддерживайте свое чадо, независимо от спортивных успехов, и прислушивайтесь к его желаниям!

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Задача каждого родителя в самую первую очередь - это воспитание полноценной личности. С маленького возраста ребенку следует обеспечить возможности двигательной активности и полезного расходования энергии.

Есть ли необходимость в спортивной секции для мальчишек?

При общении со сверстниками в секциях и во дворе проявляются и развивается способность достигать поставленные цели. Есть как минимум две причины, чтобы посещать спортивные секции для мальчиков - это физическое развитие и воспитание спортивного духа.

Физическое развитие ребенка

С развитием человечества и современных технологий нам приходится тратить все меньше физических усилий на выполнение тех или иных задач.

Точно так у родителей есть все меньше поводов привлекать детей к физической работе - дома ее осталось не так и много.

Статистика свидетельствует, что не меньше половины мальчишек дошкольного возраста имеют хотя бы одно хроническое заболевание. А иммунитет ребенка во многом зависит от его двигательной активности, а она зачастую - от посещения спортивной секции для мальчиков.

Эрудированность современных детей часто зависит от достаточности родительского внимания, характер в меньшей степени поддается влиянию семьи, но спорт развивает его положительные стороны. Роль родителей велика в формировании места для спорта в жизни ребенка.

Во-первых, именно они - пример для мальчика, только с подачи папы или мамы сын начнет делать Во-вторых, именно родители могут увидеть таланты своего малыша и определить его предпочтения.

Физическая нагрузка имеет огромное влияние на формирование детского организма. И общий, и местный иммунитет закладывается в первые годы жизни мальчика, в 7-8 лет наиболее прогрессирует процесс становления нервной системы, ну а развитие костно-мышечной массы продолжается до 25 лет. И в этот период в любое время будет полезно посещение спортивной секции для мальчиков. Это обеспечит здоровье всех органов, систем ребенка и воспитает выносливость организма.

Воспитание уважения к спорту

Секции для мальчиков дают им возможность расти не только физически, но и психологически.

И здесь важно понимать различия между наличием физкультуры и спорта в жизни малышей.

Деткам с малого возраста свойственна игривость, подвижность, неусидчивость. Буквально до позднего школьного возраста ребенку каждый день нужно несколько часов для активного времяпрепровождения - это могут быть дворовые игры с детьми или взрослыми, посещение физкультуры и спортивных секций, активное проведение выходных. При таком подходе, скорее всего, и в зрелом возрасте юноши будут уделять внимание своей физической форме, с детства понимая роль физических нагрузок для организма.

В воспитывается стремление к достижению поставленных целей, тут важны соревнования и победы.

В любом случае спорт оказывает огромное влияние на формирование лидерских качеств, дисциплинированности и целеустремленности, командного духа и ответственности, силы воли и выносливости, а также уверенности в собственных силах и способностях.

Чем руководствоваться, выбирая детские секции для мальчиков?

В настоящее время у родителей есть огромный выбор спортивных секций для детей. Как бы то ни было, исходить следует из предпочтений ребенка.

Нужно отметить, что слишком большие нагрузки в детском возрасте не приносят особой пользы - как минимум, ребенок не увлечется выбранным видом спорта, в худшем случае может травмироваться.

Посоветуйтесь с тренером или физиотерапевтом, а также проконсультируйтесь у врача. Полезно будет и общение с родителями из выбранной секции - вы сможете узнать, в каком возрасте они начали занятия, какие возникали трудности и пути их решения.

Возраст мальчиков для занятий спортом

Учтите, что до 10 лет мальчикам абсолютно противопоказана тяжелая атлетика.

Можно сделать вывод, что с 6-7 лет заниматься мальчишки могут большинством видов спорта. Профессионалы считают, что до этого возраста организм малыша еще не полностью окреп, а характер еще недостаточно сформировался для получения пользы от спорта.

До достижения «спортивного» возраста прививать любовь к активному времяпрепровождению ребенку следует родителям - можно научить его кататься на велосипеде, роликах или коньках, вместе делать зарядку по утрам, обустроить дома спортивный уголок, много времени проводить в движении на улице вместе со сверстниками.

Как привить любовь к спорту у ребенка?

Выбирая спортивные секции, важно брать во внимание его желание и интересы. В то же время нужно учитывать, понадобятся ли такие нагрузки ему в будущем и как отразятся на его самочувствии, а уже затем ориентироваться на склонности малыша.

Можно рисковать и выбирать секцию, заинтересовавшую малыша, - как бы то ни было, если ребенку категорически что-то не понравится, можно пробовать заниматься другими видами спорта. В то же время детские интересы - это еще не устоявшаяся величина, и они могут меняться. После посещения пробных занятий родители обязательно подберут оптимальные секции для мальчиков.

Особенности отдельных видов спорта для малышей

Внимательные родители должны присматриваться к своему ребенку, как только ему исполнится 3 года - именно их наблюдения за характером малыша помогут найти подходящий ему вид спорта.

  1. Командные игры - футбол, баскетбол и т. п. подойдут коммуникабельным малышам, которые легко находят общий язык с другими детьми.
  2. Гиперактивным детям помогут направить фонтан своей энергии в нужное русло, а также научат концентрироваться разные единоборства и
  3. Теннис и гимнастика понравятся маленьким лидерам, стремящимся достичь своего.
  4. Абсолютно всем подходит конный спорт, но интровертам он поможет привести в норму эмоционально-психологическое состояние.

Как меняется характер в спорте

Имейте в виду, что, как и отдельные виды спорта требуют определенных качеств характера, точно так же эти качества будут развиваться у малыша для достижения успеха:

  • Единоборства и боевые искусства развивают координацию, гибкость, точность движений и скорость реакции, самооценку и восприятие своих возможностей ребенком.
  • В командных играх укрепляются мышцы, занятия способствуют развитию реакции, координации, коммуникабельности, навыков сотрудничества и достижения общего результата.
  • Плаванье максимально развивает мышцы тела, формирует правильную осанку.
  • В велоспорте, беге, альпинизме развиваются в лидерские качества мальчиков, растет стремление быть первым.
  • Фигурное катание, как гимнастика и танцы, способствует развитию артистизма, координации, пластики.
  • Художественная или спортивная гимнастика, балет требуют от малыша большой самоотдачи и дисциплинированности, развивают гибкость и грацию.

Особенностями отдельных видов спорта можно руководствоваться при выборе секции для мальчиков, но все же окончательный выбор нужно делать с учетом физических возможностей ребенка и его интересов. Кроме того, какая угодно секция должна быть не только интересной, но и безопасной.



 

Возможно, будет полезно почитать: