Индивидуальные виды спорта для детей. Фигурное катание и горнолыжный спорт. Позитивные стороны зимних видов спорта

Эта статья подходит к проблеме с научной точки зрения и уделяет внимание таким темам, как физические качества ребенка и их сенситивные периоды, специализация и мультиспортивная стратегия, спортивная генетика. Однако некоторые проблемы в выборе спорта для ребенка останутся за рамками данной статьи.

Так один из таких вопросов касается здоровья ребенка. Если ребенок имеет какие-то патологии развития, врожденные или хронические заболевания, то в вопросе выбора вида спорта необходима консультация специалиста.

Если у ребенка имеется лишний вес или ожирение, то прежде чем задумываться о занятиях спортом, нужно привести индекс массы тела к более-менее нормальным показателям. Некоторые родители, отдавая полного ребенка в спортивную секцию, думают, что они решают проблему лишнего веса. Но это не решение проблемы, а попытка переложить ответственность на кого-то другого. Кроме родителей, эту проблему кому-либо другому решить будет очень затруднительно. Надеяться на сознательность ребенка пока не приходится. Не редко схожая ситуация наблюдается при нарушеной осанке - родители думают, что отдав ребенка в плавание или гимнастику, все исправится. Это возможно, если ребенок попадет к хорошему тренеру, который по совместительству еще и врач лечебной физкультуры. Но все же мы рекомендовали бы не полагаться на случай, а делать осознанный выбор в пользу квалифицированных врачей и целенаправленного решения конкретной проблемы.

Здоровье или золото?

Первый и самый главный вопрос, который должен задать себе каждый родитель, когда он только начинает задумываться о приобщении своего ребенка к спорту - это цель занятий вашего ребенка спортом. Зачем вы отдаете ребенка в спортивную секцию и что ожидаете получить в результате? И вы должны ответить на этот вопрос для себя честно, поскольку от этого зависит ваша дальнейшая стратегия и ее успешность. Цели могут быть разные. Одна из них - высшие спортивные достижения, т.е. победа на Олимпийских играх и/или успешная профессиональная спортивная карьера футболиста/хоккеиста/теннисиста, которая обеспечит безбедную жизнь как самому спортсмену, так и его родителям. Для других родителей целью может быть престиж. В их окружении им может быть приятно похвастаться, что их сын занимается хоккеем, дзюдо или футболом, а дочь - художественной гимнастикой, фигурным катанием или большим теннисом. Золотые медали в этом случае тоже приветствуются, но о высших спортивных достижениях речь может не идти, однако при хороших спортивных успехах цели у родителей могут поменяться на вариант, рассмотренный выше. Однако самая распространенная цель - это физическое развитие ребенка, красота и укрепление его здоровья. Еще одна цель, которая успешно сочетается с предыдущей - это приобретение ребенком полезных умений и навыков, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, как то навыки самообороны, самостраховки при падении, умение бегать, плавать, танцевать, прыгать сальто и садиться на шпагат, поднимать штангу, кататься на горных лыжах/коньках/сноуборде и еще много чего, что может пригодиться в обычной жизни. Также многие родители надеятся, что спорт поможет в приобретении таких полезных психологических качеств, как смелость, целеустремленность, сила воли и воля к победе, улучшит социализацию ребенка и даст возможность приобрести новых друзей. Мы не претендуем на полноту и возможно существуют и другие цели, однако в данной статье мы затронем в основном самую популярную - спорт для здоровья и постараемся предложить оптимальную стратегию для достижения этой цели. Спорта высших достижений мы коснемся в конце этой статьи.

Спортивная специализация

«Сегодня принято начинать раннюю, слишком раннюю специализацию: в фигурном катании, в хоккее. Тренеры поумнее, те, кто знает детскую физиологию, уделяют большое время ОФП. Но не все. С другой стороны, есть еще родители, которые в большинстве своем вообще в этом ничего не понимают и только видят, что ребенка отдали в хоккей, а он, вместо того чтобы шайбу по льду гонять, какими-то упражнениями в зале занимается. Но это самый правильный путь в спорт. Я считаю, что в любом спорте первый год необходимо посвящать ОФП плюс мягкому вхождению в спорт, знакомству с ним. Думаю, с этим могут поспорить тренеры, занимающиеся ранним введением детей в спорт. Но за границей, если сравнивать, спортом начинают заниматься не столь рано, как у нас. А результаты не хуже.»
Светлана Журова , Олимпийская чемпионка в беге на коньках.

Спортивная специализация заключается в том, что из многих видов спорта спортсмен избирает один, на котором сосредотачиваются все его усилия с целью достижения наибольшего прогресса и наивысшего результата. Кажется, что современное развитие спорта вынуждает рано начинать систематические тренировки. Спортсмены некоторых стран любой ценой хотят участвовать в спортивной гонке и порой наблюдается стремление к возможно более ранней спортивной специализации. В России в некоторые секции плавания, гимнастики, фигурного катания, футбола, хоккея принимают детей с 4-6 лет, единоборствами начинают заниматься с 7-10 лет. Но как отличить раннюю специализацию от общей физической подготовки, которая почти всегда специализирована под конкретный вид спорта? Врач и тренер, один из авторов журнала Федерации спортивной гимнастики России Олег Васильев пишет следующее: «Если вы хотите просто приобщить ребенка к физической активности и спорту, то вполне достаточно занятий два раза в неделю. И уже за пару месяцев мышечный корсет окрепнет, ребенок станет более подтянутым, координированным, научится базовым гимнастическим и акробатическим элементам, которые останутся с ним на долгие годы. Особенно это касается навыков страховки и падений. Но если целью является спортивный результат, то тренироваться придется каждый день, кроме одного выходного. И на этот режим выходят уже дошкольники ».

Однако исследования не подтверждают тезиса о целесообразности ранней специализации. Анализируя возраст успешных борцов, тренировавшихся в разных видах единоборств, исследователи установили, что успеха достигали чаще всего спортсмены, начавшие систематические тренировки относительно поздно. Большинство борцов классического и вольного стилей начинали занятия этими видами спорта в возрасте старше 13 лет. Похожая тенденция наблюдалась у лучших спортсменов-дзюдоистов. Многие из них начинали тренировочные занятия в возрасте 10-14 лет и только единицы (около 9%) - раньше. Довольно большое число лучших спортсменов мира начинали систематические тренировки в возрасте старше 15 лет. Результаты подтверждают тезис: слишком раннее начало тренировок по борьбе неблагоприятно. Здесь применяется римский принцип: «Торопись медленно». Возможно, что более позднее начало систематических тренировок является специфической биологической охраной борцов и позволяет им в дальнейшем в течение многих лет достигать успехов на высших уровнях.

Не менее интересный материал получен при анализе возраста и стажа ведущих спортсменок Польши, занимающихся художественной гимнастикой. Для достижения 1-го разряда по этому виду спорта требовалось 3 года тренировок, а оптимальный возраст начала систематических занятий приходился на 11-12-й годы жизни. Девочкам, начинающим заниматься гимнастикой в 8 лет, требовалось 5,4 года, а в 11 и 12 лет - только 3 года. Понижающаяся зависимость между возрастом и количеством лет, необходимых для получения 1-го спортивного разряда, кажется, подсказывает: тренировочные занятия конкретным видом спорта надо начинать не как можно раньше (такая тенденция еще действует), а в наиболее оптимальном возрасте.

Существует общепринятое мнение о необходимости очень раннего начала систематических тренировок в спортивной гимнастике. Проведенные на ведущих гимнастах 9 стран исследования свидетельствуют о том, что они начинали тренировки в разном возрасте. Польские гимнасты чаще всего начинали систематически тренироваться в возрасте 9-11 лет, а спортсмены 8 европейских стран - в 7-11 лет (некоторые значительно позже, даже в 14-15 лет).

Результаты научных исследований, проведенные за последние два десятилетия, не подтверждают мнения о целенаправленности начала тренировок во все более молодом возрасте, а также показывают, что ранняя специализация в спорте несет в себе большие риски . Тенденция к снижению возраста начала систематических тренировок не находит подтверждения также в биосоциальных условиях. Она противоречит идее «спорт для детей» и является выдумкой людей, стремящихся к успеху всеми средствами. Осуществление таких идей на практике связано с экспериментами и подвергает детей опасности потери здоровья и снижает вероятность достижения высоких спортивных результатов.

Таким образом какую бы цель вы не преследовали, будь то укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие или высшие спортивные результаты, ранняя спортивная специализация не рекомендуется. Самой правильной стратегией будет разностороннее спортивное развитие , с определением специализации к окончанию школы. Данная стратегия включает не один, а несколько видов спорта на разных этапах развития ребенка (мультиспортивная стратегия). Это также поможет ребенку овладеть большим количеством полезных в жизни умений и навыков. В вопросе определения наиболее эффективной последовательности видов спорта в процессе взросления ребенка мы рекомендуем придерживаться так называемых сенситивных периодов.

Сенситивные периоды
Рис. 1 - Сенситивные периоды у мальчиков и девочек по отношению к биологическому и хронологическому возрасту (среднестатистические данные). (Balyi & Way, 2014)
Кривые красного и синего цветов показывают средние темпы бурного подросткового роста (ежегодный прирост в сантиметрах), который характеризует биологический возраст ребенка. Физические качества, обведенные пунктирными линиями, позиционируются относительно этих кривых, а стрелки указывают на то, что они должны смещаться вслед за кривой. Для качеств, обведенных сплошной линией (гибкость и быстрота), такие данные отсутствуют, поэтому они привязаны только к хронологическому возрасту, отложенному по горизонтальной оси. PHV (peak height velocity) - максимум ростового скачка.

Организм человека развивается неравномерно (гетерохромно). У ребенка есть особые чувствительные этапы развития, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными. Если в эти временные периоды оказать целенаправленное воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие периоды. Опыт, пережитый на протяжении сенситивного периода, оказывает особенно сильное или долговременное воздействие на формирование связей в мозге.

Но почему существуют эти периоды? Почему бы им не тянуться всю жизнь? Этому существует нейро-физиологическое объяснение. Человеческий мозг использует 17% от энергии получаемой организмом. Это самый высокий показатель среди живых существ. Но это ничто по сравнению с энергетическими затратами на развитие детского мозга. Мозг пятилетнего ребенка потребляет половину необходимой организму энергии. Большую часть этой энергии потребляют синапсы, поэтому поддержание дополнительных синаптических связей обходится недешево. Сенситивный период характеризуется наличием максимального числа таких связей в том отделе мозга, который отвечает за то или иное физическое качество. По прошествии сенситивного периода, с целью экономии энергии, большая часть этих связей пропадает. Однако синапсы нейронов, которые чаще активируются, с большей вероятностью будут сохраняться и укрепляться.

Периоды максимального потребления энергии мозгом приходятся на возраст до 6 лет и связаны с развитием таких жизненно важных качеств, как зрение, восприятие, речь. Сенситивные периоды физических качеств начинаются с 7 лет, когда количество энергии, потребляемой мозгом, начинает снижаться, последовательно достигая «взрослых» уровней в разных участках мозга по мере их созревания. Этот процесс завершается в возрасте от 16 до 18 лет. В дальнейшем архитектура мозга будет меньше поддаваться модификации, либо потому, что дополнительные аксоны и синапсы больше недоступны, либо потому, что биохимические проводящие пути, определяющие активность синапсов, изменяются с возрастом.

В прошлом веке многие исследования определяли сенситивные периоды относительно хронологического возраста ребенка. Поэтому данные по сенситивным периодам сильно различаются. Некоторые источники вообще ушли от попытки привязать сенситивные периоды к возрасту ребенка с точностью до года. Сегодня ученые пришли к пониманию, что хронологический возраст плохой критерий, потому что все дети созревают в разном темпе. Поэтому стали опираться на биологический возраст ребенка, который определяется такими критериями созревания, как начало ростового скачка, максимум ростового скачка (PHV - peak height velocity), степень окостенения костных тканей (процентное отношение хрящевой ткани к костной), менархе

у девочек (см. рисунок 1). Современные исследования сенситивных периодов таких физических качеств, как сила, выносливость и координация уже делаются не по отношению к хронологическому возрасту, а относительно критериев созревания, главным из которых является PHV - максимум ростового скачка. Речь идет о ежегодной прибавке в росте ребенка (сантиметров в год). В среднем у девочек PHV приходится на 12 лет, а у мальчиков на 14 лет. Однако другие физические качества, такие как гибкость и быстрота по прежнему не имеют исследований относительно биологического возраста и мы вынуждены опираться на старые данные по хронологическому возрасту. Чтобы читателю было проще ориентироваться, мы рассмотрим физические качества и соответствующие им виды спорта согласно следованию сенситивных периодов. Физические качества ребенка

При анализе физических данных ребенка следует обратить внимание на его телосложение. Выделяют три основных типа телосложения:
Торакальный (грудной, эктоморфный). Характерные особенности: фигура худощавая, кости узкие, плечи чуть шире бедер, руки и ноги длинные. Сильные качества - выносливость. Слабые качествафизическая сила.
Мышечный (мускульный, мезоморфный). Характерные особенности: фигура атлетическая, кости широкие, плечи широкие, руки и ноги средней длины. Это средний тип, в котором сила и выносливость гармонично сочетаются.
Дигестивный (брюшной, эндоморфный). Характерные особенности: фигура коренастая, кости широкие, плечи не шире бедер, руки и ноги короткие. Сильные качества – физическая сила. Слабые качества – выносливость.

Кроме того, существуют такие физические качества, которые в телосложении никак не проявляются: быстрота, гибкость, координация.
Родителям так же стоит обратить внимание на свои физические качества и развитие скелета (костей, сухожилий и суставов). Все это имеет прямое отношение к вашему ребенку и должно быть учтено в выборе вида спорта.
Тип телосложения не накладывает ограничений на выбор вида спорта, однако лимитирует в достижении высших спортивных результатов. Мышечный тип телосложения хорошо подходит для всех видов спорта. Торакальному типу следует отдавать предпочтение циклическим видам спорта, сложно-координационным видам, а также спортивным играм и многоборьям. Дигестивному типу следует выбирать тяжелоатлетические виды спорта и единоборства.

Все виды спорта можно разделить на те, где развитие одного из физических качеств достигает крайней степени, и на те, где происходит комплексное, разностороннее развитие всех этих качеств в умеренной степени. К последним относятся игровые виды спорта, единоборства и многоборья.

«10 лет я отзанималась спортивной гимнастикой. Получив в 15 лет звание мастера спорта я почувствовала, что в гимнастике достигла пика. Тогда тренер предложил попробовать себя в прыжках с шестом. Хотя, конечно, нужно серьезно заниматься лет с 10-11, но так как у меня была определенная подготовка, то все получилось. На моем примере можно подтвердить тезис, что гимнастика – ключ ко всем видам спорта. Я всем говорю: "Не знаете, в какую секцию записать ребенка, – отдавайте в спортивную гимнастику". Там можно заложить отличную базу: подкачка, растяжка…»
Елена Исинбаева , Двукратная Олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом.

Гибкость
Гибкость развивается абсолютно во всех видах спорта, как элемент общефизической подготовки. Растяжка мышц необходима, как профилактика спортивных травм. Но особые (предельные) требования к гибкости предъявляются в тех видах спорта, где судьями субъективно оценивается эстетика действий спортсмена: гимнастика, акробатика, фигурное катание, синхронное плавание, спортивные танцы, фристайл. В этих видах спорта гибкость непосредственно связана со сложной координацией движений. Хотя гибкость никак не выражается в телосложении, заметить ее можно уже с первых лет жизни ребенка.
Сенситивный период для развития гибкости: с 6 до 12 лет.

Координация и баланс
Наибольший эффект в воспитании координации обеспечивают такие сложно-координационные виды спорта, какими являются спортивная акробатика, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание, маунтинбайк и BMX. Все эти виды предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного и вестибулярного аппарата. Фундамент сложно-координационных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки.
Сенситивный период для развития координации длится до начала ростового скачка: с 7 до 12 лет.

Быстрота
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальное время. Развитие скорости целостных движений связано с совершенствованием других физических качеств и техники. Быстрота и скорость - различные характеристики моторной функции человека. Быстрота движений является генеральным свойством центральной нервной системы, проявляющимся в двигательных реакциях и движениях с ненагруженными конечностями. Скорость - это конечная характеристика спортивного движения. В спринтерских дистанциях в беге, коньках, велоспорте, плавании быстрота мышечного сокращения играет свою роль, но не является определяющей. В других видах (хоккей, бокс, карате, фехтование) быстрота мышечного сокращения является ключевым, но не единственным необходимым качеством. Кроме того, в этих видах это качество непосредственно связано со скоростью реакции. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки наблюдается у детей от 9 до 12 лет, а максимальные значения достигаются в 14-15 лет.

Выносливость
Выносливость - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость базируется на развитии кардио-респираторной системы (сердца, крови и легких), поэтому развитие выносливости - это еще и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в будущем. К видам спорта, требующим от спортсменов большой выносливости, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно продолжительное время: стайерские и марафонские дистанции в беге, спортивной ходьбе, велоспорте, лыжных гонках и биатлоне, плавании, конькобежном спорте, спортивном ориентировании, триатлоне и декатлоне. Приступая к тренировкам в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитанием способности волевого противостояния утомлению (терпения) не только в ходе соревновательной, но и тренировочной деятельности. В соответствии с предъявляемыми требованиями, у молодых спортсменов этих видов спорта в первую очередь развивается общая выносливость и незаурядная сила воли.
Сенситивный период для развития выносливости начинается вместе с началом ростового скачка (см. рисунок 1). Сенситивный период для аэробной емкости длится до момента наступления максимума ростового скачка (PHV). Для аэробной мощности сенситивный период наоборот наступает после PHV до самого спада темпов роста.

Сила
Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему мышечным напряжением. Силовые способности делятся на несколько видов, наиболее важными из которых является максимальная сила и взрывная сила, как подтип скоростно-силовых возможностей, характеризуемая максимальной мощностью. Именно максимальная мощность наиболее востребована в большинстве видов спорта - в легкоатлетических метаниях (копья, диска, молота), толкании ядра, прыжках, в тяжелой атлетике, в различных видах борьбы. В спринтерских дистанциях в беге, коньках, лыжах, велоспорте, плавании. Медленная (изотоническая) и статическая сила требуются в спортивной гимнастике, в скалолазании. Сенситивный период для развития силы начинается после максимума ростового скачка: с 12 до 17 лет.

Единоборства, игровые виды спорта, многоборья

В группу единоборств входят бокс, кикбоксинг, борьба (классическая, вольная, самбо, дзюдо), восточные и национальные виды единоборств (карате, кудо, ушу, тхэквандо, тайский бокс, бразильское джау-джицу и др.), фехтование. Для этой группы видов спорта характерно непосредственное контактное противодействие спортсменов-соперников. Поединки - это физическое и психологическое противостояние, которое требует активного проявления волевых качеств, инициативности, самообладания. В процессе спортивного совершенствования развиваются общая и специальная выносливость, силовые качества основных групп мышц и их быстрота, в особенности в ударных единоборствах, повышается эффективность и продуктивность сенсорно-моторных процессов, в том числе скорость реакции. Спортивные единоборства развивают уверенность в себе, дают основные навыки самообороны. Все виды ударных единоборств имеют прикладное значение во всех силовых структурах.

Спортивное совершенствование в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию у занимающихся всех основных физических качеств. Под влиянием систематических занятий игровыми видами спорта улучшаются функции вестибулярного аппарата, координации и баланса и лучше переносятся быстрые изменения положения тела, совершенствуется точность движений, развивается переферическое зрение, повышается способность различия пространственных восприятий. Командные игровые виды спорта особенно способствуют воспитанию таких положительных свойств и черт характера, как умение работать в команде, взаимопомощь, сознательная дисциплина. Кроме того игровые виды спорта способствуют развитию внимания, памяти и мышления.

Многоборья оказывают разностороннее воздействие, требуют хорошей психофизической подготовленности, прививают спортсменам навыки рационального расходования сил и времени на различные виды деятельности, воспитывают у них дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость.

Возраст ребенка

Российские госстандарты в своих возрастных нормах приема детей в спортивные секции так же опираются на сенситивные периоды. До 2014 года существовал СанПин 2.4.4.1251-03, где в Приложении 2 была таблица Минимального возраста зачисления детей в спортивные школы по видам спорта. Но 4 июля 2014 г. он утратил силу и вступил в действие новый СанПиН 2.4.4.3172-14 N 41, где этой таблицы нет. Нормативы по минимальному возрасту детей для зачисления в спортивные секции перекочевали в Федеральные стандарты спортивной подготовки от Министерства Спорта РФ . По каждому виду спорта свой документ. Мы просмотрели все стандарты и составили сводную таблицу, как в старом СанПине, с минимальными возрастами зачисления детей в группы начальной подготовки.

Минимальный возраст зачисления детей в группы начальной подготовки
Возраст Виды спорта
6 Спортивная гимнастика (девочки), Акробатика (девочки), Художественная гимнастика, Фигурное катание, Велоспорт-BMХ
7 Воднолыжный, Спортивная гимнастика (мальчики), Прыжки в воду, Синхронное плавание, Фристайл, Настольный теннис, Плавание, Теннис, Акробатика (мальчики), Прыжки на батуте, Спортивные танцы, Аэробика, Дартс, Шейпинг, Шахматы, Шашки, Ушу
8 Горнолыжный, Сноуборд, Баскетбол, Футбол, Бадминтон, Спортивное ориентирование, Спортивный туризм, Гольф, Керлинг
9 Биатлон, Легкая атлетика, Прыжки на лыжах, Парусный спорт, Бейсбол, Водное поло, Волейбол, Гандбол, Конькобежный, Лыжные гонки, Шорт-трек, Регби, Софтбол, Хоккей с шайбой, Хоккей с мячом, Хоккей на траве, Тхэквондо, Фехтование
10 Велоспорт, Конный спорт, Современное пятиборье, Санный спорт, Стрельба пулевая, Бокс, Борьба вольная, Борьба греко-римская, Гребля академическая, Гребля на байдарках и каноэ, Дзюдо, Тяжелая атлетика, Альпинизм, Буерный спорт, Гребной слалом, Натурбан, Полиатлон, Триатлон, Современное пятиборье, Армреслинг, Гиревой, Каратэ-до, Кекусенкай, Скалолазание, Стрельба из арбалета, Кикбоксинг, Контактное каратэ, Пауэрлифтинг, Самбо, Рукопашный бой
11 Стрельба из лука, Стендовая стрельба
12 Бобслей

Однако следует сделать одно важное замечание - представленные в таблице цифры не означают, что до указанного возраста можно ничего не делать. Обратите внимание, что в стандартах приведены нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы начальной подготовки. Например по стандарту в группу начальной подготовки по спортивной гимнастике мальчик может быть зачислен с 7 лет. Но для того, чтобы его зачислили он должен выполнить следующие упражнения:

  • Челночный бег 2x10 м (не более 7,1 с)
  • Бег 20 м (не более 4,7 с)
  • Прыжок в длину с места (не менее 130 см)
  • Подтягивание из виса на перекладине (не менее 5 раз)
  • Сгибание-разгибание рук в упоре на параллельных гимнастических скамейках (не менее 8 раз)
  • Поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» (не менее 5 раз)
  • Удержание положения «угол» в висе на гимнастической стенке (не менее 5 с)
  • Исходное положение - сед, ноги вместе Наклон вперед, Фиксация положения 5 счетов
  • Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 30 см, фиксация 5 с)
  • Обязательная техническая программа
Очевидно, что без специальной подготовки этот комплекс не выполнит ни один ребенок. Следовательно заниматься он должен начать с 5-6 летнего возраста в группах ОФП по спортивной гимнастике, цель которых - подготовить ребенка к сдаче этих нормативов.

Психологические качества ребенка

Если ваша цель здоровье и гармоничное развитие вашего ребенка, то в выборе спорта по психологическим качествам можно отталкиваться от обратного. Если ваш ребенок интроверт, замкнут и неуверен в себе, необщителен или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, то командные игровые виды спорта помогут ему раскрыться и стать более общительным. Различные виды единоборств так же предполагают умение находить общий язык с партнерами по команде, тогда как в циклических видах спорта, особенно в велоспорте, плавании, триатлоне на общение совсем нет времени. Эти виды спорта предполагают длительную монотонную работу в одиночестве, поэтому лучше подойдут гиперактивным детям, которые легко отвлекаются от работы и с трудом могут усидеть на месте. Циклические виды помогут им стать более спокойными, дисциплинированными, воспитают силу воли и терпение.

Высшие спортивные достижения

Канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл проанализировал ряд исследований в области искусства и спорта и вывел правило 10000 часов и 10 лет. В своей книге «Гении и аутсайдеры» он пишет следующее: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми - композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, - это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов - примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

Однако будущего чемпиона на этом долгом пути ждет масса препятствий, которые могут не позволить ему завершить свой путь, длиной в 10000 часов. Это в первую очередь травмы, проблемы со здоровьем иного характера, психологические проблемы и ряд других. Поэтому выбирая целью высшие спортивные достижения родители должны со всей ответственностью подумать и взять на себя все риски, связанные с достижением этой цели. Например в Канаде, родине хоккея с шайбой, лишь 1 ребенок из 4000 (0,025%) хоть когда-нибудь попадет в НХЛ и при этом лишь 5 из 4000 (0,1%) юных хоккеистов в будущем получат высшее спортивное образование. Всестороннее тестирование и определение сильных сторон вашего ребенка позволить снизить вероятность ошибки, цена которой достаточно высока.

Если вы осознано решили вырастить будущего мирового чемпиона, то должны понимать, что успеха на мировой арене без таланта не добиться. В начале прошлого века, когда конкуренция в спорте была низка, стать чемпионом можно было только за счет «пахоты» на тренировках. И сейчас фактор труда никто не отменял, но надо понимать, что на одно место олимпийского чемпиона претендуют миллионы занимающихся данным видом спорта, и все они на тренировках не бьют баклуши. Следовательно, в дело вступают гены, до 70% определяющие будущего чемпиона в личных видах спорта, и до 50% – в командных видах спорта. Сочетание идеальных генетических параметров, указывающих на развитие физических и психических качеств и способно предопределить появление чемпиона в том или ином виде спорта.

Тренеры и спортивные ученые давно заметили, что родители спортсменов высокого класса обычно более развиты и физически, и функционально, чем другие окружающие их люди, и часто имеют опыт в спорте высших достижений. Ребенок в семье, где один из родителей серьезно занимался спортом, на 50% предрасположен к тому, чтобы стать выдающимся спортсменом. При условии, что оба родителя профессионально занимались примерно одним и тем же спортом, вероятность того, что их ребенок будет успешным в спорте повышается до 75%.

Генетика спорта
Эпигенетика

Активность многих генов, которые влияют на поведение, зависит от внешних обстоятельств, поэтому наследственность вашего ребенка не программирует его судьбу. В ответ на различные воздействия окружающей среды организм осуществляет так называемые эпигенетические модификации, которые могут заблокировать или разблокировать участок ДНК, производя химические изменения (метилирование), так что белок, закодированный в этом гене, не может образоваться или наоборот начинает образовываться. При копировании ДНК в процессе клеточного деления копируются также эпигенетические модификации, поэтому все следующие поколения клеток сохраняют эту информацию. Эти изменения могут быть даже переданы по наследству. Таким образом, жизненный опыт может преобразоваться в постоянную генную модификацию.
Так например, питание в дородовом и на ранних стадиях послеродового периода может повлиять на жировой метаболизм ребенка и риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2-го типа, тучности и рака в зрелом возрасте. Мы осмелимся выдвинуть предположение, что сенситивные периоды также имеют эпигеномную природу. Это значит, что выдающиеся физические качества хотя и могут быть запрограммированы в геноме, но изменение активности вовлеченных в них генов происходит по средствам внешнего влияния. Иными словами генетический талант вашего ребенка необходимо активировать в определенный сенситивный период, иначе "гениальные гены" могут покрыться "ржавчиной" и уже не проснуться.

С помощью современного генетического анализа можно понять, к занятиям каким видом спорта предрасположен ваш ребенок. По мнению специалистов, каждый здоровый молодой человек способен достичь уровня I взрослого спортивного разряда, как минимум, если была верно определена его генетическая предрасположенность к виду спорта. Сегодня генетические технологии достигли такого уровня, что такой анализ стал доступен всем желающим.

На даный момент открыто более 50 генетических маркеров, по которым оценивают четыре физических качества (сила, быстрота, выносливость и мышечная масса) и предрасположенность человека к некоторым заболеваниям и патологиям развития, обусловленных повышенной физической нагрузкой. Анализ позволяет с определенной долей вероятности оценивать людей по степени предрасположенности к различным видам двигательной деятельности и исходя из этого рекомендовать тот или иной вид спорта.

Любой генетический анализ является сравнительным. В нашей стране он делается именно для российской популяции. Для определения верхнего уровня были проведены исследования в группе элитных российских спортсменов из разных видов спорта. Для определения среднего уровня рассчитан средний бал для населения России в общем. Потенциал развития конкретного физического качества оценивается в баллах путем сравнения данных генетического анализа человека с показателями элитных спортсменов и общей популяцией. "Высокая предрасположенность" означает, что генетический анализ обнаружил сходные с элитными спортсменами значения. "Выше среднего" - балл ниже, чем у элитных спортсменов, но выше, чем по популяции. "Средняя предрасположенность" - совпадение со средним значением по популяции. "Ниже среднего" - ниже, чем в среднем по популяции.

Психология чемпиона

Рассматривая физические качества и способности ребенка, нельзя упускать из виду и его психологические особенности. Психология играет огромную роль в спортивном результате. Черты личности будут накладывать свои ограничения и будут направлять вас в выборе вида спорта. В случае с высшими спортивными достижениями рекомендуется искать спорт, не вызывающий у ребенка психологического дискомфорта. Если ребенок легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в разговоре, для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства. Если же он усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом. (Например выдающийся пловец современности Майкл Фелпс является именно таким интровертом. В детстве ему ставили диагноз аутизм). Если ребенок замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Командные игровые виды вероятно не для него. Или же ему следует подобрать подходящее амплуа, например вратаря. Все виды спорта связанные с состязанием в скорости и выносливости (легкая атлетика, лыжи, плавание, велоспорт) позволяют спортсмену уединяться, замыкаться в себе на время прохождения дистанции. Для замкнутых людей характерно создание вокруг себя узкого круга близких лиц, поэтому таким детям можно так же рекомендовать виды спорта с выбором одного постоянного партнера (спортивные танцы, парное катание, парное синхронное плавание, парные прыжки в воду и др.).

Психология тесно связана с физиологией. Например, высокая тревожность физиологически выражается в том, что у таких людей очень быстро и эффективно происходит выделение адреналина в кровь. Это делает их лучшими в беге. Известно, что спринтеры непосредственно на старте применяют различные психологические приемы, чтобы вызвать у себя состояние страха. Те, кто делает это более эффективно, способен достигать поистине фантастических скоростей. А для единоборств, напротив, такое качество не позволит человеку достичь значительных успехов. Одним словом, не бывает плохих физиологических качеств, бывает неверное их истолкование и применение.

Надо уметь отличать здоровую агрессивность, характеризующуюся как физиологическая способность нервной системы быстро входить в состояние возбуждения, что полезно в единоборствах, от враждебности, которая проявляется в агресивном поведении в социуме. Дети с признаками враждебности особенно нуждаются в правильном физическом воспитании, ориентировании на гуманное и предельно уважительное отношение к сопернику. Не зря в восточных единоборствах этим вопросам уделяется так много внимания.

Спортивная подготовка успешного спортсмена

Генетика не является полным залогом успеха. Необходима грамотная система многолетней спортивной подготовки. Если вы доверили вашего ребенка хорошему тренеру, который не будет стремиться сделать из ребенка чемпиона здесь и сейчас, а будет нацелен на долгосрочные результаты, то он будет последовательно развивать физические качества будущего чемпиона в соответствии с сенситивными периодами. Однако подобный подход встречается не часто. Возможно одна из причин кроется в системе оплаты труда тренеров, когда надбавки к зарплате начисляются за достижения воспитаников здесь и сейчас, что не позволяет работать на долгосрочную перспективу. В этом случае можно порекомендовать родителям использовать мультиспортивную стратегию. Допустим ваш ребенок занимается футболом, вы понимаете что сейчас ему нужно развивать качества выносливости, но футбольный тренер этого не делает. Как вариант вы можете отдать его дополнительно в секцию легкой атлетики, где будут работать над его выносливостью и научат правильно бегать, что будет очень полезно для футболиста. Или ваш ребенок занимается единоборством, наступает время для развития силы и мощности. Можно отвести его в секцию тяжелой атлетики, где он не только разовьет нужные качества, но и на всю жизнь овладеет правильной техникой работы со штангой. Опять же старайтесь избегать ранней спортивной специализации, там где это возможно и оправдано, не торопитесь нагружать ребенка 5 дней в неделю избранным видом спорта. На начальных этапах необходимо разнообразие, это позволит предотвратить профессиональное выгорание и травмы. Например если вы планируете вырастить чемпиона по дзюдо и думаете об этом с самого рождения сына, то это не значит, что его нужно отдавать в школу единоборств с 6 лет. Лучше потратить это время на другие виды спорта (спортивную гимнастику, плавание, легкую атлетику), которые гармонично разовьют вашего сына и в дзюдо он придет уже физически подготовленный и за несколько лет догонит и перегонит своих сверстников, которые занимаются с 6 лет.

Из всего выше сказанного вытекает, что удачный выбор вида спорта - это задача с несколькими переменными. Вам следует определиться с целью этих занятий, после чего, исходя из ваших возможностей и доступности секций, разработать наиболее эффективную программу занятий различными видами спорта в соотвествии с сензитивными периодами, психологическими особенностями и предпочтениями вашего ребенка. Будьте готовы попробовать не одну спортивную секцию, прежде чем вы найдете то, что по душе вам и вашему ребенку.

Использованная литература
  • А. Э. Беланов . Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Учебно-методическое пособие для вузов. кафедра физического воспитания Воронежского государственного университета. 2007 .
  • Ахмерова К.Ш., Мирошникова Ю.В., Выходец И.Т., Курашвили В.А. Подготовка юных спортсменов за рубежом: организационно-правовые основы, медицинское и научно-методическое обеспечение: монография . - М.: РАСМИРБИ , 2015 . - 218 с.
  • Васильев Олег . Сколько и как тренироваться? Гимнастика , 2015 , №2(24), С.38-39 .
  • Амодт С., Вонг С. Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным . - М.: Эксмо . 2014 . стр. 40
  • Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических наук / Под общ. ред. В.И. Тхоревского . - М.: Физкультура, образование и наука , 2001 Istvan Balyi, Richard Way et al . Canadian Sport for Life – Long-Term Athlete Development Resource Paper 2.0. Canadian Sport Institute – Pacific 2014 . pp. 31-32

Данная оригинальная статья является интеллектуальной собственностью и охраняется законом РФ "Об авторских правах". Любое использование материала данной статьи, полностью или частично, без размещения прямой гиперссылки на www..


Прививая ребенку любовь к спорту, мы закладываем фундамент дальнейшей здоровой и энергичной взрослой жизни. Поэтому давайте сразу же определимся с дисциплинами, которые не имеют отношения к здоровью. Это, например:

- Спарринговые единоборства типа бокса и кикбоксинга. Дисциплины, в которых противники бьют друг друга по голове, не добавят ребенку (да и взрослому) здоровья. Известный факт: профессиональные боксеры рискуют заполучить болезнь Альцгеймера уже после 35−40 лет. Хорошая альтернатива — восточные единоборства: они развивают координацию, гибкость, навык противостояния противнику, а опасность травм минимальна.

- Экстремальные виды спорта: в период активного роста паркур, прыжки на велосипеде или скейте лучше заменить футболом или волейболом. Любые трюковые развлечения связаны с падениями, а микротравмы, на которые ребенок может героически не обращать внимания, могут аукнуться позже.

- Большой спорт — не для здоровья. Тут достижения ставятся на первый план, и ради них здоровьем нужно без сомнений жертвовать. Тот, кто готов на этот подвиг, может рассчитывать на медали и гонорары (на которые потом можно будет поменять сношенные суставы и «починить» позвоночник).

Какие еще есть спортивные секции? К этим видам нагрузок стоит относиться с осторожностью:

- Осевые силовые нагрузки (подъем тяжестей) в период активного роста — не лучший выбор. Умеренные силовые нагрузки пойдут на пользу, но важно не навредить позвоночнику.

- Ассиметричные виды спорта — например, теннис или баскетбол, в большей степени нагружают одну часть тела. Есть риск заработать «перекос», развить его чрезмерным спортивным азартом и сохранить на всю жизнь.


Как выбрать спортивную секцию

Чтобы подобрать оптимальную нагрузку, определите тип конституции ребенка (например, с помощью тренера или врача).

Гиперстеник растет крепким и, возможно, не очень высоким. С возрастом он будет легко наращивать мышечную массу, но и лишний вес будет грозить ему сильнее, чем астеничным одноклассникам. Гиперстеникам отлично подойдет борьба, из легкоатлетических дисциплин — толкание ядра, метание молота и прочие силовые упражнения, по мере взросления можно заняться тяжелой атлетикой. У таких ребят возможны некоторые сложности с гибкостью, зато он будет стабилен и способен переносить большие осевые нагрузки.

Астеник, наоборот, очень гибкий и подвижный малыш: легко сможет сесть на шпагат, согнуться пополам, встать в мостик — зато стабильностью и мышечной массой похвастаться не сможет. Как выбрать спортивную секцию для ребенка? При отборе в секции тренеры таких детей отправляют, как правило, на гимнастику, легкую атлетику и другие виды спорта, требующие гибкости. Однако, обратите внимание: есть такой диагноз — «дисплазия соединительной ткани», и проявляется он также в отличной гибкости. В таком случае ребенку дополнительная растяжка противопоказана: необходимо балансировать излишнюю подвижность суставов наращиванием мышечной массы (проконсультируйтесь с врачом).

Нормостеник: универсальный тип, золотая середина между крайними типами телосложения. Таким детям можно все: и командные виды спорта, и легкая атлетика, и единоборства.


А если он не хочет?

Есть от природы спортивные, активные дети, и родительская задача — поддерживать их спортивные начинания и не стараться навязать дисциплины, требующие концентрации и выдержки (шахматы, стрельба). Однако, на фоне развития компьютерных технологий, таких детей все меньше. Что делать, чтобы мотивировать ребенка и какие спортивные секции выбрать?

Полюбить спорт самому. То, что искренне любит родитель, с большей долей вероятности привьется ребенку. Больше семейных спортивных мероприятий, коллективных выездов на скалодром или в бассейн — и пусть даже ваши общие достижения будут далеки от олимпийских, бодрости и задора это точно придаст.

Сменить тренера или спортивную дисциплину. Иногда этот ход творит чудеса: ребенок полгода с унынием плелся на гимнастику к Игорю Федоровичу, а к Анне Севастьяновне летит на крыльях! И дело не обязательно в том, что Игорь Федорович плох и неприятен: просто люди (как большие, так и маленькие) не всегда совпадают характерами. Аналогичная ситуация — при смене дисциплин. Вспомните себя: от скольких направлений деятельности вам пришлось отказаться, чтобы найти «то самое» — интересное, близкое, свое?

Отстать от ребенка. Да, и это тоже вполне результативный вариант. Частая причина отказа от спорта — банальная нехватка внимания со стороны родителей. В данном случае малышу нужен не тренер, а прогулка с мамой и папой, и чтобы никто из них не отвлекался на гаджеты. Как только вы восполните дефицит общения, можно переходить к пункту 1, а там и дополнительные занятия спортом не за горами.

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и всесторонне развитыми, поэтому с ранних лет отдают их в различные секции. Но какие выбрать виды спорта? Для детей разных возрастов существуют определенные направления, которым рекомендуется следовать.

Как подобрать вид спорта?

В современном мире многие дети отличаются гиперподвижностью и неусидчивостью. Однако в настоящее время планету окутали информационные технологии, которые занимают все свободное время у ребенка. Именно поэтому сегодня так остро стоит вопрос о том, чтобы завлечь детей в спортивные секции.

В юных организмах энергия бьет фонтаном. Справиться с ней родителям часто не удается, отсюда возникают ссоры и запреты. Поэтому ребенку так нужны активные развлечения (спортивные). Виды сегодня исчисляются десятками. Однако перед выбором секции важно понимать, сможет ли ребенок выдерживать нагрузки, будет ли ему интересно, хватит ли на это свободного времени.

Не секрет, что любые виды спорта для детей очень важны с точки зрения медицины. Активные занятия помогают укрепить иммунитет и сделать организм здоровым. Ученые доказали, что спорт уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний на 50%. Плюс в том, что тренироваться ребенок может и в школе, и в специальных секциях, и просто на улице или дома.

Спорт по возрастам

Многие родители жаждут, чтобы их дети реализовали мечту их молодости: стали известными гимнастами, бегунами, хоккеистами или футболистами. Однако при выборе секции следует опираться только на желания самого чада, а также на состояние его здоровья. Если у ребенка проблемы с дыхательной системой, то его нельзя отдавать на легкую атлетику или зимние виды. Таким детям лучше подойдет плавание или верховая езда.

Также не лишним будет знать, какие существуют возрастные критерии. Начиная с 3 лет, детям показаны только плавание или гимнастика. Через год можно отдать ребенка на секцию по бальным танцам, фигурному катанию, теннису или хоккею. В возрасте 5 лет разрешаются такие единоборства, как ушу и каратэ.

Первоклассников рекомендуется отдавать в секции по акробатике или футболу. Многие специалисты уверены, что именно в этом возрасте детей лучше всего учить лыжным видам спорта. В 9 лет разрешаются баскетбол, волейбол, велогонка и даже биатлон. Ближе к 4 классу дети могут начать показывать хорошие результаты в легкой атлетике, боксе, фехтовании, верховой езде.

Командные виды

Данная категория спорта лучше всего подходит детям от 5 лет. Командные виды помогают не только развивать скорость, выносливость и реакцию, но и улучшают коммуникативные свойства характера. Работа в группе заставляет мальчиков и девочек больше общаться, быть сплоченнее, дружнее. Кроме того, такие виды спорта для детей важны с точки зрения эмоций. В команде легче переживать поражения и приятнее радоваться успехам.

Будь то футбол, хоккей или какой-то другой командный вид спорта, он способствует укреплению зрительной системы, опорно-двигательного аппарата, помогает улучшить работу сердца и легких. Также одним из плюсов является относительно недорогое снаряжения, исключением будет только хоккей. Многие ортопеды и педиатры считают, что как раз футбол и баскетбол - лучшие виды спорта для детей от 5 до 7 лет. Минусом является относительно высокий риск получения травмы.

Командные виды спорта для детей противопоказаны тем, у кого есть плоскостопие, астма, хрупкость шейного отдела позвоночника, язвенная болезнь.

Боевые искусства

Бокс, каратэ, дзюдо, айкидо, самбо - эти виды спорта (фото см. ниже) противопоказаны детям младше 5 лет. Главными преимуществами единоборств является развитие гибкости, выносливости, быстрой реакции и точности движений. Благодаря этим видам спорта в юном теле формируется сильный дух, который впоследствии сможет проявиться в жизни в виде самообороны.

Боевые искусства помогают выплескивать лишнюю энергию, агрессию, эмоции, учат самоконтролю, укрепляют иммунитет. Как и в командных, в этих видах спорта крайне высок риск травматизма. Боевыми искусствами в равной мере могут заниматься и мальчики, и девочки, так как каждый ребенок на тренировках находит что-то свое особенно интересное и полезное.

Главными противопоказаниями к занятиям единоборствами являются заболевания позвоночника и сердца.

Плавание (бассейн)

Для детей разрешены уже с 3 лет. В этом и мышечная системы ребенка формируются окончательно. Как известно, вода способствует развитию и укреплению тела, а также улучшению кровообращения. Помимо прочего, эти виды спорта нормализуют работу ЦНС, закаляют организм. Детям с таким заболеваниями, как сколиоз, сахарный диабет, близорукость и ожирение, лечащие врачи обязательно прописывают регулярное посещение бассейна.

Стоит отметить, что родителей плавание подкупает своей бюджетной составляющей. Для этого вида спорт практически не нужно приобретать никакого снаряжения, кроме плавок (купальника) и специальной защитной шапочки. Единственный возможный недостаток в плавании заключается в качестве воды. Если она не фильтруется регулярно и обильно «очищается» хлорным раствором, то у детей могут появиться аллергические реакции или бактериальные заболевания.

Противопоказания: хронический отит, кожная сыпь.

Легкая атлетика

Такие олимпийские виды спорта (картинки для детей см. ниже), как бег, метания копья и многие другие, разрешены с 10 лет, хотя многие специалисты уверены, что они будут полезны даже первоклассникам.

Легкая атлетика позволяет укреплять мышечную и костную системы, формировать силу, ловкость, волю к победе, скорость. Для занятия этими видами спорта не требуется особых навыков или дорогостоящей амуниции. К тому же, тренироваться не обязательно в конкретных секциях или в зале. Для бега и идеально подойдут двор или парк, то же касается и прыжковых видов.

К сожалению, статистика последних лет показывает, что легкая атлетика все меньше интересует детей школьного возраста. Единственный ее вид, который до сих пор пользуется популярностью - челночный бег. В прочем, он востребован и среди взрослых, так как позволяет сбросить лишние килограммы и достичь оптимальной формы.

Эти для детей имеют следующие противопоказания: болезни сердца, почек и сахарный диабет.

Гимнастика и танцы

Эти виды пользуются неистовой популярностью у девочек. Гимнастика показана детям от 3 лет, танцы - от 4. Все эти виды спорта (фото см. ниже) помогают ребенку развить не только гибкость и грациозность движений, но и выносливость, правильную осанку.

Гимнастика позволяет детям раскрыть их истинный творческий потенциал. Однако стоит сразу предостеречь родителей, что она считается одним из самых травмоопасных видов спорта. Именно поэтому многие родители предпочитают отдавать своих детей на танцы.

Отдельным и танцев является балет. Он учит ребенка владеть своим телом. Это очень грациозный и элегантный танец, который показан детям с повышенной нервной возбудимостью. Следует отметить, что балет разрешен для постоянных тренировок только с 10 лет.

Противопоказаний у гимнастики немного: сколиоз, болезни сердца и близорукость.

Лыжи и коньки

Зимние виды спорта для детей разрешены с 5 лет, но есть исключения. Фигурному катанию можно начинать обучать ребенка, который посещает подготовительную дошкольную группу. Что касается лыжных видов, то они показаны только с 9-10 лет.

Зимние виды спорта для детей полезны для сердечно-сосудистой системы, двигательного аппарата и иммунитета. Фигурное катание позволяет развить в юном теле грациозность, выносливость, артистизм. Лыжные виды полезны при остеохондрозе и сбое обмена веществ.

Минусами являются довольно дорогое снаряжение и необходимость в специфических погодных условиях. Зимние виды противопоказаны детям с заболеваниями легких и близорукостью.

Большой теннис

Многие специалисты уверены, что заниматься этим видом спорта ребенок может уже в тот момент, когда способен крепко удержать в руке ракетку. Примерный возраст - от 4 лет.

Большой теннис вырабатывает в детях ловкость, реакцию, закаляет дух, формирует волю и стремление к победе, нормализует работу дыхательной системы и улучшает координацию. Многие родители стремятся отдать свое чадо в тот вид спорта, который в будущем может принести материальные плоды. В современном мире большой теннис как раз таковым и является. Сегодня на профессиональных турнирах очень большие призовые.

Теннис подходит амбициозным и очень подвижным детям с хорошими координационными задатками. Противопоказания распространяются лишь на такие заболевания, как астма, хрупкость позвоночника, плоскостопие.

Верховая езда

Этот специфический вид спорта в последнее время все больше становится популярным среди молодежи, однако и дети к нему испытывают немалый интерес, в первую очередь, связанный с лошадьми. Дозволенный возраст начала езды - с 10 лет.

Этот вид спорта не требует никаких физических нагрузок, однако заставляет усердно работать всеми мышцами, особенно, ног и спины. Верховая езда используется в профилактике психических расстройств, при ДЦП, так как дарит детям незабываемые эмоции от общения с лошадьми. Кроме того, такие занятия часто прописывают своим пациентам невропатологи. Доказано, что во время конной езды дети успокаиваются и обретают уверенность в себе.

Спортивный туризм

Этот вид не требует длительных тренировок, хоть и немного затратен с точки зрения снаряжения. Чистый воздух всегда оказывает на организм человека удивительное чудотворное влияние, а для ребенка он и вовсе необходим, в особенности, для его дыхательной системы.

Прогулки по лесным тропам, горным местностям и устьям рек не только расширят кругозор детей, но и дадут им заряд эмоций и бодрости на весь последующий месяц. Спортивный туризм развивает выносливость, закалку, укрепляет мышечную и дыхательную системы, улучшает кровоснабжение мозга.

Задача каждого родителя в самую первую очередь - это воспитание полноценной личности. С маленького возраста ребенку следует обеспечить возможности двигательной активности и полезного расходования энергии.

Есть ли необходимость в спортивной секции для мальчишек?

При общении со сверстниками в секциях и во дворе проявляются и развивается способность достигать поставленные цели. Есть как минимум две причины, чтобы посещать спортивные секции для мальчиков - это физическое развитие и воспитание спортивного духа.

Физическое развитие ребенка

С развитием человечества и современных технологий нам приходится тратить все меньше физических усилий на выполнение тех или иных задач.

Точно так у родителей есть все меньше поводов привлекать детей к физической работе - дома ее осталось не так и много.

Статистика свидетельствует, что не меньше половины мальчишек дошкольного возраста имеют хотя бы одно хроническое заболевание. А иммунитет ребенка во многом зависит от его двигательной активности, а она зачастую - от посещения спортивной секции для мальчиков.

Эрудированность современных детей часто зависит от достаточности родительского внимания, характер в меньшей степени поддается влиянию семьи, но спорт развивает его положительные стороны. Роль родителей велика в формировании места для спорта в жизни ребенка.

Во-первых, именно они - пример для мальчика, только с подачи папы или мамы сын начнет делать Во-вторых, именно родители могут увидеть таланты своего малыша и определить его предпочтения.

Физическая нагрузка имеет огромное влияние на формирование детского организма. И общий, и местный иммунитет закладывается в первые годы жизни мальчика, в 7-8 лет наиболее прогрессирует процесс становления нервной системы, ну а развитие костно-мышечной массы продолжается до 25 лет. И в этот период в любое время будет полезно посещение спортивной секции для мальчиков. Это обеспечит здоровье всех органов, систем ребенка и воспитает выносливость организма.

Воспитание уважения к спорту

Секции для мальчиков дают им возможность расти не только физически, но и психологически.

И здесь важно понимать различия между наличием физкультуры и спорта в жизни малышей.

Деткам с малого возраста свойственна игривость, подвижность, неусидчивость. Буквально до позднего школьного возраста ребенку каждый день нужно несколько часов для активного времяпрепровождения - это могут быть дворовые игры с детьми или взрослыми, посещение физкультуры и спортивных секций, активное проведение выходных. При таком подходе, скорее всего, и в зрелом возрасте юноши будут уделять внимание своей физической форме, с детства понимая роль физических нагрузок для организма.

В воспитывается стремление к достижению поставленных целей, тут важны соревнования и победы.

В любом случае спорт оказывает огромное влияние на формирование лидерских качеств, дисциплинированности и целеустремленности, командного духа и ответственности, силы воли и выносливости, а также уверенности в собственных силах и способностях.

Чем руководствоваться, выбирая детские секции для мальчиков?

В настоящее время у родителей есть огромный выбор спортивных секций для детей. Как бы то ни было, исходить следует из предпочтений ребенка.

Нужно отметить, что слишком большие нагрузки в детском возрасте не приносят особой пользы - как минимум, ребенок не увлечется выбранным видом спорта, в худшем случае может травмироваться.

Посоветуйтесь с тренером или физиотерапевтом, а также проконсультируйтесь у врача. Полезно будет и общение с родителями из выбранной секции - вы сможете узнать, в каком возрасте они начали занятия, какие возникали трудности и пути их решения.

Возраст мальчиков для занятий спортом
  • 3 года - это самый низкий порог для начала спортивных занятий. Применение современных методик дает возможность малышам приобщаться к фигурному катанию, художественной гимнастике, плаванью.
  • Секции для мальчика 4 лет - это танцы, художественная или спортивная гимнастика, плаванье. Все эти виды спорта очень полезны для растущего организма.
  • При выборе секции для мальчиков 5 лет уже можно думать о различных видах единоборств. К таковым относятся: дзюдо, каратэ, ушу, айкидо.
  • Делая выбор секции для мальчика 6 лет, знайте, что в этом возрасте можно остановиться на любом из перечисленных выше видов спорта.
  • С 7 лет мальчишек берут в группы по спортивным танцам, по акробатике и настольному теннису.

Учтите, что до 10 лет мальчикам абсолютно противопоказана тяжелая атлетика.

Можно сделать вывод, что с 6-7 лет заниматься мальчишки могут большинством видов спорта. Профессионалы считают, что до этого возраста организм малыша еще не полностью окреп, а характер еще недостаточно сформировался для получения пользы от спорта.

До достижения «спортивного» возраста прививать любовь к активному времяпрепровождению ребенку следует родителям - можно научить его кататься на велосипеде, роликах или коньках, вместе делать зарядку по утрам, обустроить дома спортивный уголок, много времени проводить в движении на улице вместе со сверстниками.

Как привить любовь к спорту у ребенка?

Выбирая спортивные секции, важно брать во внимание его желание и интересы. В то же время нужно учитывать, понадобятся ли такие нагрузки ему в будущем и как отразятся на его самочувствии, а уже затем ориентироваться на склонности малыша.

Можно рисковать и выбирать секцию, заинтересовавшую малыша, - как бы то ни было, если ребенку категорически что-то не понравится, можно пробовать заниматься другими видами спорта. В то же время детские интересы - это еще не устоявшаяся величина, и они могут меняться. После посещения пробных занятий родители обязательно подберут оптимальные секции для мальчиков.

Особенности отдельных видов спорта для малышей

Внимательные родители должны присматриваться к своему ребенку, как только ему исполнится 3 года - именно их наблюдения за характером малыша помогут найти подходящий ему вид спорта.

  • Командные игры - футбол, баскетбол и т. п. подойдут коммуникабельным малышам, которые легко находят общий язык с другими детьми.
  • Гиперактивным детям помогут направить фонтан своей энергии в нужное русло, а также научат концентрироваться разные единоборства и
  • Теннис и гимнастика понравятся маленьким лидерам, стремящимся достичь своего.
  • Абсолютно всем подходит конный спорт, но интровертам он поможет привести в норму эмоционально-психологическое состояние.
  • Как меняется характер в спорте

    Имейте в виду, что, как и отдельные виды спорта требуют определенных качеств характера, точно так же эти качества будут развиваться у малыша для достижения успеха:

    • Единоборства и боевые искусства развивают координацию, гибкость, точность движений и скорость реакции, самооценку и восприятие своих возможностей ребенком.
    • В командных играх укрепляются мышцы, занятия способствуют развитию реакции, координации, коммуникабельности, навыков сотрудничества и достижения общего результата.
    • Плаванье максимально развивает мышцы тела, формирует правильную осанку.
    • В велоспорте, беге, альпинизме развиваются в лидерские качества мальчиков, растет стремление быть первым.
    • Фигурное катание, как гимнастика и танцы, способствует развитию артистизма, координации, пластики.
    • Художественная или спортивная гимнастика, балет требуют от малыша большой самоотдачи и дисциплинированности, развивают гибкость и грацию.

    Особенностями отдельных видов спорта можно руководствоваться при выборе секции для мальчиков, но все же окончательный выбор нужно делать с учетом физических возможностей ребенка и его интересов. Кроме того, какая угодно секция должна быть не только интересной, но и безопасной.

    Зачастую родители хотят, чтобы ребенок занимался спортом чуть ли не с пеленок.

    Первые стремления отдать малыша на карате, футбол или хоккей появляются уже после третьего дня рождения карапуза.

    Специалисты же советуют не спешить в этом вопросе, ведь определенные жизненные пристрастия у него появляются немного позже.

    Здесь важно придерживаться принципа «не навреди ».

    Во-первых, в таком возрасте у крохи еще нельзя выявить предрасположенность к тому или иному виду спорта. Во-вторых, тренеров, способных к работе с такими малышами, можно пересчитать по пальцам.

    Особо стоит остановиться на вопросе территориального расположения школы или . Практика показывает, что большие расстояния очень утомительны, причем именно для взрослых.

    Чем руководствоваться при выборе спортивной секции для мальчика?

    Прежде всего - индивидуальными особенностями малыша, а не личным интересом. Попробуйте оценить его способности максимально объективно. Лучше всего предрасположенность ребенка к определенному виду спорта видна в интервале от 5 до 7 лет .

    Можно, конечно, отдать его в спорт и раньше, но это выбор будет сделан «пальцем в небо». Наша задача - максимально использовать детские природные данные.

    Если у мальчика лишний вес, а его ведут в секцию футбола, чтобы он похудел. И это неверное решение. В футболе важны подвижность и координированность, а конституция такого ребенка - гарантия того, что тренировка для него превратится в унижение. В конечном итоге это может привести к неприятию спорта вообще.

    Полным детям гораздо больше подойдут плавание, дзюдо, некоторые разновидности легкой атлетики или хоккей (в котором изрядный вес даже приветствуется).

    Дальше стоит обратить внимание на рост. особо ценятся в таких играх, как баскетбол и волейбол. Это настолько важный фактор для этих игр, что тренеры готовы простить потенциальным воспитанникам и некоторую медлительность, и посредственную координацию движений.

    Так что, если ваш сын хорошо растет, - обратите внимание в первую очередь на «паркетные» виды спорта. Кстати, бывают случаи, когда высокий рост становится помехой для занятий. В спортивной гимнастике, например, таких не любят, считая их нескладными и бесперспективными.

    В футболе и хоккее есть довольно жесткие критерии: скорость, ловкость, резкость.

    Скорость - это единственное качество, которое невозможно «привить» - она дается от природы, и увеличить ее в ходе тренировок можно лишь на 10% - научно доказано.

    Помните, что, для своего сына, Вы ставите перед собой цель доставить удовольствие ребенку от будущих занятий. Правильный выбор должен стимулировать его желание всю жизнь заниматься спортом, пусть и не профессионально. Если же подойти к этому вопросу неправильно, карапуз будет считать свои тренировки некой повинностью, от которой захочется избавиться.

    Взвешенных вам решений и вдохновенного спортом ребенка!



     

    Возможно, будет полезно почитать: