Джиу джи. История возникновения джиу-джитсу

Джиу джитсу в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных. О создании джиу джитсу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о джиу джитсу многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками . Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав запястье своего противника и обратив его в бегство. Одна из версий о происхождении джиу джитсу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна очень напоминают техники японского джиу джитсу дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского джиу джитсу . Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен - Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания некоторых школ джиу джитсу .

Наиболее известная версия происхождения джиу джитсу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» - воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы Йошин рю . Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приемов, получивший в последствии название Ероикумиучи, буквально «боевые защищающие латы» . Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах стали называться джиу джитсу . Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако джиу джитсу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов джиу джитсу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы.

При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. В последствии обучение владению своим телом привело к популяризации джиу джитсу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

Одним из наиболее ярких случаев применения приемов джиу джитсу описанных в исторических хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ - Ягю Мунэеси. На одной из демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили». (Сугавара).

Не менее ярким видится и развитие этого вида искусства продемонстрированное следующим носителем традиции той же школы мастером Ягю Мунэнори некоторое время спустя, против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя фехтования: «Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину. Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего Мунэнори - и с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар». (Сугавара).

Традиционные школы джиу джитсу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом джиу джитсу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы Тэнсин синье рю джиу джитсу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми - ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин-рю и Син-но синдо рю. Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

Некоторые школы джиу джитсу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито рю и Тэнсин синье рю джиу джитсу - традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив их, однако в виде ката. Косики но ката в дзюдо - является одной из базовых форм школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо, как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного противника - Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная из приемов, известных с 15 века - Кимэ но ката. В эти формы включены приемы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо и множество других опасных технических действий. Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда.

Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного джиу джитсу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки джиу джитсу , и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

В свою очередь, сформировавшееся в то же время и из тех же корней Хакко рю джиу джитсу является одной из эффективнейших школ реальной самообороны. Наряду с большим количеством боевой техники, направленной преимущественно на иммобилизацию противника болевым воздействием на суставы или на нервные центры, эта школа включает раздел шиацу, - точечного массажа применяемого в соответствии с током внутренней энергии по строго локализованным меридианам. Доскональное знание биологически активных точек и анатомии входящее в официальную аттестационную программу сделало эту школу боевого искусства одной из наиболее прогрессивных и популярных, как в Японии, так и в других странах.

В наше время, джиу джитсу развивается в трех основных направлениях: древней, неизменной форме, в виде трансформированных школ, сохранивших, тем не менее, классические методы и характеристики и в форме современных, сильно видоизмененных стилей. Сейчас сложно определить, какая версия происхождения джиу джитсу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, джиу джитсу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство , приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

Термин джиу-джитсу (иное произношение — «Дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием.
Он состоит из двух слов. Слово «дзю» или «джиу» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «джитсу» или «дзюцу» переводится как «техника, способ».
Итак, «Джиу-джитсу» — это «мягкая, или податливая техника». Однако речь идет не об обмене нежными ласками. Приёмы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, но только не мягкими или нежными. Данное понятие метафорично.

Для понимания сущности джиу-джитсу важно знать, что Дзю является одним из древних принципов даосской философии, означающий отказ от грубого противоборства сил и призывающие использовать силу противника для проведения приемов. Поэтому основу ведения боя по системе джиу-джитсу составляют приемы по введению противника из равновесия при помощи различных захватов. Натиску противника уступают до тех пор, пока тот не оказывается в безвыходном положении, и тогда его сила и действия обращаются против него самого. Основной принцип Джиу-джитсу — «поддаться, чтобы победить». Наиболее ярко его иллюстрируют выражения: «Ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками джиу-джитсу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэ-ми-вадза»). В таком виде эта техника наиболее близка к современному джиу-джитсу.

По традиции принято считать, что первая школа рукопашного боя, близкого по технике к современному Джиу-джитсу, была основана Такеноучи Хисамори в 1532 году в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фу-куно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали одна за другой. А к концу XVII века насчитывалось уже более 700 школ джиу-джитсу, которые различались постановкой дыхания, способами распределения энергии, базовыми стойками, а также самой техникой ведения боя: в одних упор делался на удары ногами и руками, а в других — на технику бросков и удержания. Однако, несмотря на различия, общих черт было гораздо больше. Впоследствии они послужили для создания таких универсальных систем борьбы, как дзю-до (мягкая техника, использующая, в основном, броски на землю и захваты) и айкидо (гармоничная техника, использующая броски, технику ведения боя с оружием, а также воздействия на болевые точки).

В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна «1868» была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

На рубеже XIX-XX веков джиу-джитсу проникает на Запад и приобретает там большую популярность, причем сначала наибольше распространение получило классическое джиу-джитсу, а затем стали возникать новые стили, вбиравшие в себя как традиционные, так и современные методы.

Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство.

По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

В настоящий момент джиу-джитсу представляет собой разнообразные стили ведения рукопашного боя как без оружия, так используя подручные предметы и холодное оружие. Сила и красота джиу-джитсу в его неограниченных возможностях. Это и эффективные удары из любых положений, броски, обращающие всю мощь атаки противника против него самого, болевые, удушающие приемы, вынуждающие его всего за несколько секунд признать себя побежденным много другого, что заставляет противника тратить слишком много сил и не оставляет ему никаких шансов.

В джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются “явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один метр) и “бо” (шест длиной в 2-2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и “танто” (обычный нож).

Специалисты разделяют в современном джиу-джитсу базовый раздел и вытекающие из него военный, полицейский, спортивный.
Базовый раздел включает в себя всю основную технику рукопашного боя, в том числе с традиционным оружием и со специальными средствами (кубатон, дубинка, пояс и т.д.) На основании этого раздела формируются программы самозащиты для различных слоев населения.
Составной частью базового раздела является спортивное джиу-джитсу, из которого исключены смертельно опасные приемы, а соревнования проводятся по определенным правилам.

В тоже время, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование “военного” оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Полицейский подраздел (Police Jui-Jitsu) является неотъемлемой частью специальной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Он имеет ряд преимуществ, поскольку использование приемов этого раздела обеспечивает предельно корректное отношение к правонарушителям, что очень важно на демонстрациях, митингах, концертах и т.д., где спокойная обстановка препятствует созданию условий для напряженности в отношении правоохранительных органов и пресекает любого рода провокации.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны.

В царской России система джиу-джитсу появилась во время русско-японской войны 1905 года. Однако позже, в Советском Союзе джиу-джитсу, как и другие восточные системы боевых искусств, официально не признавалось, хотя именно джиу-джитсу, благодаря его целостности и разнообразию приёмов, было взято за основу при разработке знаменитой системы самозащиты без оружия — самбо.

Изменения, происходящие в России на протяжении последних полутора десятков лет, отразились и на отношении к восточным единоборствам. В последние годы в России джиу-джитсу приобретает все большую популярность: проводятся региональные и общероссийские соревнования, организуются практические занятия и семинары с приглашением мастеров боевых искусств международного уровня. Результатом этого явилось признание джиу-джитсу как вида спорта на государственном уровне. Так, в конце 2005 года Федеральное Агентство по физической культуре и спорту включило вид спорта «Джиу-джитсу» во Всероссийский реестр видов спорта. А с 2006 года, в соответствии с новым списком разрядных норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), Росспорт присваивает звания «Кандидатов в мастера спорта» (КМС), «Мастеров спорта» (МС), «Мастеров спорта международного класса» (МСМК) по джиу-джитсу.

На протяжении нескольких лет российские спортсмены активно принимают участие в международных соревнованиях по джиу-джитсу, составляя серьёзную конкуренцию иностранным борцам. Например, на Кубке Европы по джиу-джитсу, который проходил в Германии в июне 2006 года, Сборная России по джиу-джитсу заняла пять призовых мест. Кроме того, в последнее время стала рассматриваться перспектива включения джиу-джитсу в программу Олимпийских игр, что открывает новые горизонты для тех, кто серьёзно занимается этим видом спорта.

Мицуе Маеда (Count Koma-граф битвы)

История Бразильского дзю-дзюцу начинается с японского бойца, мастера дзю-дзюцу и Кодокан дзюдо Мицуе Маеда (Count Koma-граф битвы). Маеда (1878 — 1941 г.) родился в маленьком городке Аомори на севере острова Хонсю. В восьмилетнем возрасте переезжает в столицу. Учится в элитной школе Хиросаки, где был известен как «ребенок — сумоист». Такое прозвище он получил благодаря своему увлечению искусством борьбы, которому обучал его отец. Позже Маеда поступил в университет, который в наши дни называется Васэда и известен как крупный тренировочный центр. Именно там он обучался технике классического дзю-дзюцу . В 18 лет начинает тренироваться в Кодокане (Дом изучения Пути). Основатель Кодокана Кано Дзигоро (28 сентября 1860 г. — 4 мая 1938 г.)мастер Киторю, Тэндзин синъе-рю, а также на основе других школ дзю-дзюцу в 1882 г. создал Дзюдо (мягкий, гибкий путь). Маеда обычного телосложения при росте около 168 см (5 футов 6 дюймов), весе 70 кг (150 фунтов) упорно тренируется и через два года получает 1-й дан. В 1901 году получает 3 -й дан и работает инструктором дзюдо в университетах Токио, Васэда, Гакушин.

В 1904 году Дзигоро Кано присваивает Маеде 4-й дан и вместе с Томитой Цунэдзирой 7-й дан направляет в США. Годом ранее американский промышленник Сэмюэл Хилл предложил Ямасите Есиаки (1875-1935) выехать в США для обучения дзюдо его сына. Ямасита принял предложение, но, к сожалению, прибыв в Соединенные Штаты, узнал, что их договор расторгнут из-за непреклонной позиции миссис Хилл, выступившей категорически против занятий сына японской борьбой. Однако Хиллу удалось устроить для Ямаситы другое место учителя, а также встречу в Белом Доме президентом США Теодором Рузвельтом, который после прочтения книги Нитобэ Инадзо (1862-1933) «Бусидо — душа Японии» заинтересовался самурайской культурой и боевыми искусствами. Ямасита, рост, которого 162,5 см, а вес 68 кг, успешно провел поединок с американским борцом вес и рост которого были вдвое больше. На Рузвельта это произвело огромное впечатление, и он лично оказал содействие Ямасите в получении места преподавателя дзюдо в Военно-морской академии США с окладом 5000$, что по тем временам составляло поистине королевскую зарплату. Параллельно жена Ямаситы обучала дзюдо дам из высшего света. Всего супружеская пара провела в Соединенных Штатах два года. Менее успешный был визит Томиты Цунэдзиро и Маеды.

Рузвельту хотелось, чтобы в Вашингтоне был свой учитель дзюдо, поскольку Ямасита преподавал в другом месте. Кано на это место рекомендовал своего первого ученика, утонченного и образованного человека, прекрасно знавшего английский язык. Но по своему борцовскому уровню Томита сильно уступал тогдашним звездам Кодокана, поэтому с Томитой поехал один из сильнейших бойцов Маеда. Очевидно, по замыслу Томита должен был разъяснять теорию дзюдо, Маеда — демонстрировать его эффективность в схватках. Этот план успешно сработал во время демонстрации в Вест-Пойнте, где Маеда сперва противостоял атакам профессионального игрока в американский футбол, а затем боксера. Однако в Вашингтоне все обернулось не так хорошо. После того, как Томита и Маеда провели официальную демонстрацию Кодокан Дзюдо, один из присутствующих футболистов бросил вызов лично Томите. Результат схватки для последнего оказался плачевным: ему не удалось провести бросок, и он тут же оказался придавленным к полу весом тела американца. Президент Рузвельт дипломатично попытался замять происшествие, отвергнув дальнейшее состязание под предлогом того, что на Томиту, по всей видимости, скверно повлияло изменение климата, и пригласил японцев на торжественный обед в Белый Дом. После этого Томита вернулся в Японию, а Маеда жаждавший восстановить репутацию дзю-дзюцу остался в Америке. Он провел тысячу поединков и не проиграл ни разу в боях без правил или по правилам дзюдо и уступил лишь два раза в схватках с профессиональными борцами по их правилам. Маеда даже бросил вызов чемпиону-тяжеловесу Джеку Джонсону, которого многие называли лучшим боксером современности. Итак, японец основал традицию, которой в последствие будет следовать Грейси: бросать вызов действующим чемпионам по боксу (Хелио вызвал Джо Луйса, а Риксон — Майка Тайсона). Боксеры тоже создали традицию — никогда не принимать подобные вызовы. После своего путешествия по Северной Америке он побывал в Центральной и Южной, а позже посетил и Европу. Он сражался во многих профессиональных поединках и таким образом нарушил многие моральные заповеди дзюдо, которые были достаточно строгими. Возможно именно поэтому Маеда называл свое искусство дзю-дзюцу, а не дзюдо. Когда он стал сражаться как профессиональный боец, Маеда очень часто был вынужден применять техники, запрещенные в дзюдо, но бывшие частью изученного им ранее дзю-дзюцу. Кроме того, Маеда был умным и внимательным новатором. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убирал те, которые считал не эффективными. Он разрабатывал свой собственный стиль, целью которого было успешное противостояние двум основным типам бойцов на Западе — борцам и боксерам. В вопросах техники он отошел от чистого дзюдо. Обучая людей, которых он встречал в своих путешествиях, Маеда настаивал на том, чтобы они называли его стиль дзю-дзюцу. Потрясающие достижения сделали его легендой в Центральной и Южной Америке. В начале 1920-х годов Маеда вернулся в Бразилию и оказался в центре кипучей деятельности, развернутой японским правительством, с целью основать колонию в северной части страны. Проект было достаточно сложно претворить в жизнь (на самом деле он был немедленно провален). Единственным бразильцем, который использовал свои политические связи, чтобы помочь Маеде, был Гастао Грейси, его семья эмигрировала в Бразилию из Шотландии. Дружба, которая завязалась между двумя людьми, привела к тому, что Маеда решил обучить старшего сына Гастао, Карлоса(1902-1994г).

История семьи Грейси.

В 1801 году Джордж Грейси приезжает в Бразилию из Шотландии. Один из внуков Джорджа — Гастао Грейси — получил образование дипломата. Он изучил немецкий язык, свободно говорил еще на семи языках. Но он решил отказаться от дипломатической карьеры и вместо этого занялся бизнесом. В это время Гастао жил в г.Белем, штат Пара в дельте реки Амазонки. У Гастао было восемь детей, пятеро из которых мальчики.

Карлос (имена других Освальдо, Гастао, Джордж, Хелио) был старшим в семье. Он родился 14 сентября 1902 г. первыми соперниками Карлоса были коренные обитатели реки Амазонки — крокодилы. Ему очень нравилось играть с аллигаторами. В 14 лет Карлос начал тренироваться под руководством Маеды и всю свою безграничную энергию направил на изучение искусства дзю-дзюцу. Мог ли кто-то предположить такое? «Из всех учеников, обучавшихся у Кома, а их было не мало, так как он преподавал по всему миру, только один проникся глубиной и величием знания, став профессионалом дзю-дзюцу. Мне кажется, мой отец с самого начала чувствовал суть того, чему учился. Не удивительно, что он впоследствии создал свою школу, которая существует на протяжении уже 80 лет», — вспоминает Рейла (дочь Карлоса). Несмотря на постоянные путешествия Маеды, Карлос придерживался тренировочного режима, начав практиковаться еще с одним учеником Маеды — местным бизнесменом Якинто Ферро. С ухудшением экономической ситуации отец с семьей переезжает в Рио-де-Жанейро в поисках лучшей жизни, затем в Сан Паоло, и наконец, в Бело Хоризонт. В 22 года Карлос начал зарабатывать преподаванием дзю-дзюцу. «Он был похож не на бойца, а на шахматиста. Он тренировал в полицейских академиях и так как они ничего о нем не знали, ему приходилось демонстрировать эффективность той борьбы, в которую он верил. Он доказывал, что с помощью дзю-дзюцу можно творить чудеса и что он сам — превосходный боец», — говорил Рилион В 1925 году Карлос открывает первую . В тридцатые года нужно было всегда доказывать эффективность дзю-дзюцу в боях. Соперников искали через газетные объявления (например «Хочешь иметь сломанные ребра? — Обращайся к Карлосу Грейси») Так происходило становление боевого искусства смешанного стиля. Карлос провел множество поединков, самые известные это в 1924 году в Сан Паоло с представителем японского дзю-дзюцу Гео Омори. Бой без правил в Рио-де-Жанейро против мастера капуэйро Самуэля и последний бой против Руфин в 1931г. Влияние, которое оказывал Карлос на своих детей и родных братьев, было столь велико, что современные фанаты вряд ли смогут представить это себе. Он был учителем, стратегом, покровителем, идеологом — все это Рейла написала в своей книге. «Он был совестью семьи, ее ядром, точкой отсчета, в 80-х после каждого поединка все собирались вместе для того, чтобы оценить выступление каждого, сильные и слабые стороны. Когда он умер, я почувствовал, что жизнь изменилась. Он ни разу не ударил ребенка, никогда не бранился, не оскорблял противников. Он был воплощением добра. Это бесценно »

Младший брат Карлоса Хелио(01/10/1913г-29/01/2009г) был очень слабым ребенком. В 14 лет переезжает к Карлосу, который обучал дзю-дзюцу в Ботафого, пригороде Рио. Вначале он просто наблюдал за тем как его брат обучает дзю-дзюцу, так как доктора рекомендовали ему воздерживаться от любой физической активности, включая тренировки дзю-дзюцу. Однажды, когда Хелио было 16 лет, один из учеников Карлоса пришел на занятие, но того не было. Хелио, помня все движения, которые показывал его брат, предложил начать тренировку. Когда тренировка подошла к концу, появился Карлос, извиняясь за свое отсутствие. Ученик ответил: «Все нормально, я очень доволен тренировкой с Хелио. Если Вы не возражаете, в следующий раз я продолжу тренировку с ним.» Карлос согласился. Так, волею случая, Хелио стал тренером. Вскоре он осознал, что техника, которую он наблюдал на уроках Карлоса, не так уж проста в исполнении. В неустанном поиске ответов на свои вопросы по повышению эффективности дзю-дзюцу Хелио решился отойти от традиционной техники, преподаваемой его братьями. Он начал изменять движения таким образом, чтобы несмотря на слабое тело, он сам мог выполнять их. Хелио с ранних лет, наблюдая за Карлосом и воспринимая его не только как брата, но и отца, упрочил семейную традицию в организации поединков под руководством старшего брата. Несмотря на то, что все Грейси были известны как первоклассные бойцы, выделяли именно Хелио, весившего 140 фунтов (63,5 кг). Он был первым кумиром в области спорта в Бразилии. Его впечатляющие поединки, демонстрирующие смелость и отвагу, являющиеся образцом безупречной техники и особого стиля жизни, сделали его идеалом, символом надежды для целой нации. Однажды, Первая леди — Дарси Варгас, признавая огромное положительное влияние, пригласила Хелио в президентский дворец и просила его «спасти бразильскую молодежь». Хелио спас друга, тонущего в Атлантическом океане.

За это ему была вручена медаль за отвагу. За свою карьеру Хелио провел 17 только официальных боев, включая поединки против чемпионов по борьбе, Фреда Эберта и Владека Збыско. Когда в Бразилию прибыл чемпион мира по дзю-дзюцу Масахико Кимура, Хелио представился случай проверить свою технику в поединке против самого лучшего спортсмена, и он бросил вызов. К удивлению, такой именитый чемпион отказался, объясняя свой отказ разницей в весе (примерно 80 фунтов — 36,3 кг) и тем, что у Хелио не было разряда, а значит, он был не стоящим соперником. Кимура предложил провести поединок с Като, вторым бойцом дзю-дзюцу в мире. Он весил на 40 фунтов (18,14 кг) больше Хелио. Хелио сражался с Като два раза. Первую встречу проводил со сломанным ребром, эту травму он получил во время тренировки неделей ранее. Несмотря на серьезный риск и противопоказания доктора Хелио провел поединок в ничью. Месяц спустя, во время повторного поединка, на глазах изумленной толпы Хелио провел удушающий прием, в результате которого Като 6 минут находился без сознания. Эта убедительная победа оказала давление на великого Кимуру, который теперь должен был отстаивать честь Японии. Поединок прошел в Марокано, на самом большом футбольном стадионе в мире. На 13-ой минуте Кимура провел свой коронный прием — «замок Кимура» (удэ-гарами). Карлос, опасаясь, что Хелио не сдастся и получит серьезную травму, бросил полотенце, прекращая встречу с японским чемпионом. Кимура был так впечатлен выступлением Хелио, что через день после поединка он пришел в академию Грейси в Рио и пригласил Хелио учиться в Японии.

Хелио и Вальдемар

В 42-летнем возрасте Хелио провел поединок против своего лучшего ученика 25-летнего Вальдемара Сантана. Они встретились в бою, потому что Вальдемар получил вызов от бойца, участвующего в подставных боях (реслинг, кэтч — шоу, заранее отрепетированные, подставные бои). Хелио был против. Вальдемар сказал: «Я должен зарабатывать деньги, моя семья живет в нужде. Если ты мне дашь немного денег, я не соглашусь на этот бой. Но если я бьюсь, ты можешь быть уверен, что это будет не кэтч, я намерен его избить.» Хелио говорит: «Если ты пойдешь на этот бой, я исключу тебя из академии». Сантана все же сразился и одержал победу. После достаточно «оживленной» беседы между двумя мужчинами, был организован бой. Поединок длился 3 часа 40 минут, пока Карлос не бросил полотенце, таким образом, был установлен мировой рекорд по длительности поединка без перерыва.

Хелио и Като

Вся страна была настолько восхищена смелостью Хелио в этом поединке, что его слава возросла, а в академию стали приходить новые ученики, готовые разделить учения своего наставника. В последствии, когда его спросили, почему он не оставил времени для подготовки к такому поединку, он ответил: «Если на вас нападут на улице, неужели вы станете упрашивать обидчика подождать 2 месяца, пока вы будете настраиваться на поединок? Конечно нет. Всю жизнь я учил слабых людей применять приемы дзю-дзюцу против более сильных соперников в любой момент. Как же я могу говорить одно, а поступать по другому?»

Много лет спустя во время одного из телешоу в Бразилии Хелио был вызван на бой мастером Капуэйро. Поединок был назначен через неделю. 55-летний Хелио настоял, чтобы встреча состоялась немедленно, чем абсолютно шокировал более молодого и сильного оппонента. Дело Хелио Грейси и его братьев было продолжено следующими поколениями.

После поединка, старший сын Карлоса — Карлсон, заявил Вальдемару, что хоть и считает его своим другом, и не имеет ничего против того лично, необходимо встретиться в бою. Бились 6 раз. Карлсон выиграл 4 раза, 2 раза была ничья.

Хелио и Рорион

У старшего сына Хелио — Рориона, кимоно появилось раньше, чем он научился ходить. В двухлетнем возрасте он уже выступал на публике. В раннем возрасте он начал заниматься дзю-дзюцу под руководством отца. Накануне Рождества 1969 года Рорион приехал в США в отпуск. После посещения родственников в Нью-Йорке и Вашингтоне, он переехал в Калифорнию в Лос-Анджелес. Проведя а Америке полгода, Рориан вернулся в Бразилию. В 1978 году, после развода с первой женой и получения диплома адвоката в Государственном университете Рио-де-Жанейро, Рориан принял важнейшее рещение своей жизни — он вернется в Америку и сделает стиль борьбы своей семьи известным во всем мире. Рориан отправился в Южную Калифорнию и, благодаря своим друзьям, получил работу дублера в фильмах и телешоу. Кроме того, он застелил матами свой гараж и приглашал всех желающих на бесплатный ознакомительный урок по дзю-дзюцу. Если они после этого приводили друзей, то получали право на дополнительное бесплатное занятие, десять друзей — десять бесплатных занятий и т.д. Часто к нему приходили не столько ученики, сколько инструктора по другим единоборствам, которые вызывали Рориана на поединки. К удивлению и учеников и инструкторов, стиль Грейси всегда был эффективен. Слава о нем росла с каждым днем. Рориан повторно женился, от этого брака у него родилось еще 5 детей.

Хелио и Рориан

Ройс Грейси, чемпионат 2003 г.

К тому времени его брат Ройс, приехавший в Америку в 17 лет, занимался преподаванием вместе с Рорианом, помогая ему утвердить дзю-дзюцу Грейси в США. Имея контакты с Голливудом, Рориан принимает участие в постановке боевых сцен в фильмах, включая «Смертельное оружие», где он работает с Мелом Гибсоном и Рене Руссо. Журнал Плейбой и ведущие мировые издания по боевым искусствам способствовали распространению и популяризации философии дзю-дзюцу Грейси, публикуя статьи о Рориане, его семье и о созданном ими стиле борьбы. В 1988 году Рориан выпускает первый видеокурс «Дзю-дзюцу Грейси в действии», где демонстрировал преимущества этого стиля. Тренировки проходили каждый день с 7 до 21, количество обучающихся дошло до 120 человек, 80 человек ожидали своей очереди. При участии своих братьев — Риксона, Ройлера и Ройса — летом 1989 года Рориан открыл академию дзю-дзюцу Грейси в Торрансе, штат Калифорния. В 1993 году Рориан и один из его учеников разработали идею самого революционного на тот период события в сфере боевых искусств — Чемпионат боевых искусств.

Благодаря творческому мышлению другого ученика — Джона Милиуса, они также создали уникальную арену — Октагон, хотя в то время чемпионом в семье считался Риксон, Рориан выбрал Ройса, как представителя семьи Грейси для боев в Октагоне. Он полагал, что более легкий Ройс станет подходящим примером потенциальных возможностей их семейного стиля. Ройс убедительно одерживал победы на чемпионатах в Октагоне.

С 1994 года в Японии стали проводить чемпионаты по боям без правил (Вале Тудо). На этих чемпионатах от семьи Грейси выступал Риксон, став чемпионом (все поединки одержаны чистой победой). Благодаря деятельности всех членов семьи Грейси и их учеников, стиль дзю-дзюцу Грейси совершил переворот в мире боевых искусств. На сегодняшний день неоспорим тот факт, что если вам действительно необходимо подготовиться к отражению реального уличного нападения, то стиль дзю-дзюцу, разработанный семьей Грейси оптимален для этого.

Сегодня семейство Грейси разрослось настолько, что его представителей можно встретить на любом континенте. Рориан, проживающий в Южной Калифорнии доказал всему миру, что наследие его семьи не исчезнет. В любой день одного из его девяти сыновей можно встретить в академии Грейси в Торрансе, штат Калифорния, где они занимаются обучением и тренировками, продолжая традиции Грейси.

История показывает, что изменения, которые Грейси внедрили в дзю-дзюцу, создали стиль, равного которому на турнирах по смешанным боевым искусствам не оказалось. На протяжении многих лет, начиная с Карлоса и Хелио, их сыновей Карлсона и Роллса и заканчивая нынешним поколением, которое представляют Риксон, Рорион, Ройс, Ройлер, Ральф и Ренцо (а также многие другие), Грейси и их ученики добивались огромных успехов на турнирах и в поединках, что принесло им мировую славу.

Грейси были вовлечены в исследования, посвященные тому, чтобы создать самый эффективный боевой стиль. Они обладали огромным запасом времени, сильной волей, автономией и способностью к творчеству. В течение поколений они копили информацию и знания, проверяя их в настоящем бою. Это действительно было научное исследование, равного которому в истории боевых искусств еще не наблюдалось.

Грейси не занимались теоретическими выкладками, они искали возможности доказывать свои выводы на практике и меняли, либо устраняли их в зависимости от эффективности. Они не были скованны какими либо идеологическими, нравственными, националистическими или эстетическими рамками, что позволило им провести объективное исследование и создать самое эффективное боевое искусство.

Джиу-джитсу – это старинное искусство боя, родом из Японии. В переводе – «мягкое искусство». В Википедии называют «искусством мягкости». Это общее наименование, используемое для боевых единоборств Японии, которые содержат технику боя без оружия или с его применением. Это техника рукопашного боя, главным его принципом считается «мягкая», «податливая» работа. Основное правило – «не идти на противостояние, чтобы одержать победу», не противиться, а уступить противнику, обращая его воздействия в необходимую сторону, пока он не попадет в ловушку, и тогда направить усилия и действия врага против него.

История возникновения

В своей жизни человек создает и закрепляет четыре стены каркаса крепости , это:

  • здоровье;
  • духовность;
  • познания;
  • деятельность.

В результате краха одной из четырех стен жизнь сможет обвалиться, подобно карточному дому. Этим стоит заниматься с детского возраста. Необходимо, чтобы повзрослевший ребенок владел надежной опорой и «крепостью» с крепким фундаментом. Такие приемы должны вырабатывать выносливый, смелый характер, улучшать наилучшие качества человека.

Основы джиу-джитсу берут свое начало с середины 16 века. Хисамори Такэноути , правитель провинции Мимасака, соединил разные боевые искусства, какие применялись в сложных обстоятельствах, когда оружие было неэффективно. Он стал основателем и истории тактики ведения боя. В отличие от китайских и корейских боевых единоборств, где все сосредоточено на технике удара, технике рукопашного боя основывались на бросках, блокировании и удушье, потому что эта техника не работает против снаряжений.

Отдельные приемы борьбы хорошо применяли сворачивание и атаки большому оружию мечу и копью, с помощью кинжалов и прочего оружия. В 17 веке оружие и снаряжения превращались в домашние декорации, таким образом, рукопашные бои преуспевали как приемы самозащиты, и были сформированы новейшие техники с учетом не вооружённости врага. Послы из Китая привезли в Японию свое боевое искусство ушу, и разные техники удара были введены в джиу-джитсу.

Постепенно число техник удара сокращалось, потому что такие методики стали менее результативны и расходовали максимум энергии, интенсивные удары ногами и руками. Эти действия были нацелены в жизненно необходимые точки акупунктуры и жизненно необходимые области выше плеча, раскрытые в методике джиу-джитсу. В практику вошли свободные единоборства рандори.

Основы техники борьбы

Развитие методик джиу-джитсу происходило в окружении самураев как способ сразить вооруженного пешего недруга, не используя оружие . Это болевые приемы на кости тела, сустав и опрокидывания.

Важнейшим пунктом является применение техники ударом, предназначающейся для остановки конкурента, который пребывает в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и совершить болевой либо удушающий маневр.

Правила

У всякого вида боевого искусства имеются собственные правила. Для единоборств используют площадки, покрытые татами либо прочими материалами, самые маленькие габариты которой не менее 8х8 м. Эту территорию разделяют на две зоны: рабочую (6х6 м) и опасную (не менее 2 м). Разных цветов площадки. Сражение в 3 минуты, проходит в рабочей области. Дозволено правилами наносить удары руками, так и ногами по телу, а также в голову конкурента. Разрешено использование болевых и удушающих методов только в партере и стойке.

Приемы

Удары не так красивы, как в карате или тхэквондо, нет зрелищных ударов ногами в прыжках и с разворота. Разрешено нанесение ударов в партере , и локтями. Способов захвата и болевого воздействия на кисть руки имеется 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, действие на позвоночник и на акупунктурные точки, а еще множество удушающих приемов. Бросковая техника изобилует массой приемов. Она избрана как основа у таких видов борьбы, как самбо, айкидо , рукопашный бой.

Степень мастерства

Требования стандартов для аттестации на степень мастерства пояса различаются между всеми школами, но в основном применяют способы установления опыта спортсмена и его уровня:

  • обладание методикой, которое они обязаны продемонстрировать;
  • уровень мастерства в спарринге и на состязании.

Обладание приемами и техниками оценивается с числа приёмов, которые спортсмен способен исполнить, а также степени опыта, с которым он исполняет их на поединке. Обучающиеся награждаются за адаптацию приёмов к различным факторам. Решающая мера это способность осуществить приём благополучно, а не в строгом техническом соответствии. Поединки, конечно, исполняют существенную роль в разделении обучающихся бразильскому виду. Разрешают учителю установить степень мастерства спортсмена против соперника из другой школы. Выступление на пояс может быть выполнено следом за победой на состязании.

Высокий уровень состязаний среди школ его значимость для получения пояса считаются основным фактором , который мешает уменьшению стандартов и способности просто купить пояс. Педагоги могут учесть поведение потенциального обладателя пояса вне стен школы и отказать ему в выдаче, если он выражает противоречащие наклонности.

У отдельных школ может быть типовое анкетирование, тестирование. Могут включать устную или письменную сдачу экзаменов. Допустимо применение прочей системы многоцветных поясов до синего цвета, но на состязаниях применяется единственный стандарт разделения поясов. Имеются наименьшие требования к возрасту. К примеру, синий пояс не выдадут человеку, младше шестнадцатилетнего возраста.

Для получения черного пояса, ученик обязан быть не младше 19 лет, соответственно регламентирующей документации Федерации бразильского джиу-джитсу. Полосы на синем поясе Отдельные заведения применяют систему полос, чтобы установить повышения мастерства ученика в границах пояса. По усмотрению педагога, полосы могут выдаваться какому угодно поясу меньше чёрного цвета. Занимающиеся с чёрным поясом могут обретать мастерство - дан.

Уровни владения техниками

  • 1 дан. Не способен результативно обучать студентов, а только помогать в занятиях.
  • 2 дан. Спортсмен может квалифицированно проводить занятия в группах для новичков. Способность использования боевых техник на большой скорости.
  • 3 дан. Мастер на высшем уровне владеет базовыми техниками и техниками комбинирования и контрприемов и может использовать ее в разных ситуациях с большой силой и скоростью, а также владеет тактическими приемами.
  • 4 дан. Это уровень технического совершенства во владении базовыми принципами. Возможность преподавать увеличивается.
  • 5 дан. Позволяет пройти курс обучения на «ренши», что определяет обладателя этого титула, как эксперта.
  • 6 дан. В технический арсенал входит множество способов точечного воздействия. Для этого используются знания об анатомии и физиологии тела и знание его энергетических каналов и биологически активных точек.
  • 7 дан. Боевой аспект полностью достигнут.
  • 8 дан. Адепт надевает красный пояс с золотой полосой в центре, характеризующий внутреннее наполнение.

Обучение технике

Раньше это искусство нечасто встречалось в низших слоях народонаселения, которые не были обладателями права носить оружие. Сегодня постичь его проще, достаточно посмотреть видеоурок. Основным принципом служит устремление силы противника против него самого . Борец не сопротивляется силе, а направляет её в нужное русло. Бразильская техника возникла благодаря известному Митсуйо Маэде, который странствовал, продвигая направление дзюдо.

В Бразилии он принялся обучать людей методике и приемам борьбы. Его воспитанник организовал собственную школу, которая развивалась, модифицировалась техника единоборства, улучшались приемы, так возник новейший стиль, который зовут бразильское джиу-джитсу. Имена российских спортсменов популярны в том числе за границей.

Эта история начинается в IX веке, в небольшом скоплении островных государств, которые вскоре станут известны, как Япония. В Даймё, земельных владениях наместников, часто вспыхивали гражданские войны, и для обеспечения безопасности правители стали нанимать воинов из подконтрольных им земель.
Большинство воинов в этот период были всадниками, вооружёнными луком – такое искусство считалось верхом военного мастерства, а стрельба из лука считалась наиболее важным умением для новобранцев.

Эти наемные воины получили привилегированный статус в своих Даймё в обмен на службу, и со временем это приведет к созданию воинского дворянского класса.


Войны-дворяне стали известны, как самураи и в 1100 н.э. они являлись правящим классом в Японии. На поле боя, они помимо вышеуказанных качеств конной езды и стрельбы из лука, являлись мастерами и по другим видам оружия. В их числе было умение обращаться не только с луком, но и длинным мечом (катана), копьём, коротким ножом и смертельный рукопашный стиль боя, известный как джиу-джитсу.
В первые дни правления самураев, бой без оружия считался подходящей формой ведения боевых действий для крестьян, но, так как война становилась все более и более неотъемлемой частью реалий японской политики, появились предпосылки к тому, чтобы изменить это представление. К 1100-му году, самураи решают овладеть этой воинской культурой. Их дети направлялись на обучение в специальные военные академии в очень раннем возрасте, с целью овладеть военным мастерством и джиу-джитсу было важнейшей частью обучения.
В ближайшие несколько столетий, эти академии появились во многих государствах, которые в то время составляли Японию. Народы, населяющие государства жили в относительном мире под властью военных диктаторов, известных как сёгуны, и у каждого народа была своя армия высококвалифицированных самураев. Но власть сёгунов постепенно слабела, и между враждующими народностями все чаще происходили конфликты.
В середине 1400 года пороховая бочка, на которую была похожа Япония того времени, наконец, взрывается, и острова погружаются в пучину войны. В течение следующих 200 лет Япония была втянута в почти непрерывные военные действия. Самураи играли важнейшую роль на протяжении всех 200 лет войны, и в течение этого времени джиу-джитсу также стремительно распространялось по островам.


Джиу-джитсу разработано в качестве безоружного боевого искусства в той культуре, где в основном все были вооружены, так что первые уроки были направлены на защиту от атакующего оружия. Начинающих мастеров боевых искусств обучали защищаться от мечей, копий и ножей. В то время захваты, удары по глазам, в нос, в область паха и другие жизненно важные органы тела человека были разрешены, так как самурайские доспехи сводили бы на нет эффективность современных приемов в духе «fair play».
Самурай знал множество способов, как сбить бронированных противников, когда представлялась возможность, бросить на землю, чтобы закрепить доминирующее положение, а затем использовал все, что было в его распоряжении, нанося удары в выбоины для глаз противника до полной победы.

Фильм Последний самурай, 2003

Борьба в партере противопоставлялась отчаянной драке на ногах, спокойствие и методичность движений на земле являлись аналогами современной конкурентоспособной джиу-джитсу. Самураи, отягченные бронёй, отчаянно отбивались от врагов, которые пытались ударить через щели в доспехах, нанося большой урон соперникам.
Наконец, война подошла к концу, и 1700-е годы стали золотым веком для самураев. Это период считается расцветом великих боевых школ, в каждой из которых были свои мастера боевых искусств. В отсутствие войны, ученики соперничающих школ оттачивали свои навыки ведения боя и проверяли их в смертельных дуэлях.
Именно в этот золотой век джиу-джитсу выросло, как самурайское учение в боевых академиях и именно в этот момент появляется огромное количество основных бросков, болевых и удушающих приемов, рычагов на конечности, ставших впоследствии обычной практикой. В каждой школе практикуются различные методы, и искусство раскололось на бесчисленное множество стилей, носящих названия этих школ. Одни концентрировались на бросках, другие – на борьбе, третьи – на ударах.


Несмотря на то, что джиу-джитсу называли “мягким искусством”, это было искусством выживания, в котором использовались лишь навыки и способности человека. Многие стили, используют в своих атаках лезвия, цепи, кусание противника, выкалывание глаз или просто чистую грубую силу, чтобы получить преимущество. Тем не менее, наиболее универсальные методики основаны на принципах с использованием рывков и рычагов, чтобы победить оппонента, а не силы. Вместо того, чтобы применять силу против силы, боец джиу-джитсу использовал силу противника против него самого и с помощью эффективной техники одолевал силу и агрессию – в этом заключается философский аспект джиу-джитсу. Следуя этому принципу, маленький человек может победить сильного и крупного противника.
Полученная комбинация бросков, заломов, болевых приёмов, захватов, рывков и оружия, являли собой смертельное и чрезмерно сложное искусство, которое было разделено на десятки стилей по островам Японии.


Но в 1853 году в мире самураев наступила смута, когда в Токийский залив под руководством коммодора военно-морских сил США Мэтью Перри подошли военные корабли, вооруженные современными пушками. Это послужило пробуждению японского народа для новой войны, для изгнания непрошенных гостей, которая ознаменует начало конца правления самураев и исчезновение классического японского джиу-джитсу. После войны многие мастера будут вынуждены зарабатывать на жизнь врачебной практикой, используя своё знание анатомии. Другим придется сражаться за деньги, а со временем их начнут считать странным пережитком дикарского прошлого.

Итак 8 июля 1853 года - переломный момент в истории Японии, когда коммодор ВМС США Перри привёл небольшую группу паровых кораблей в Эдо (Токио). Эти железные военные машины извергали дым в небо и демонстрировали большие корабельные орудия, намного большие, чем любые пушки, установленные на кораблях японцев. Местные не видели такого раньше.
Япония ввела политику закрытых дверей в отношении иностранцев, блокируя любые влияния, которые могли бы подорвать власть даймё. Японцы считали себя военной державой, защищенной божественными силами, но корабли Перри демонстрировали успех и развитие западных технологий, что подрывало устои. Японские острова оказались не сильно технически и промышленно развитыми в средние века, в то время как западные державы переживали бум промышленного подъема.

Изменения должны были придти, и они явились в образе императора Мацухито в 1868 году. Император становился всё более традиционным и церемониальным лицом без какой-либо реальной власти, в то время как сёгун правил нациями как военный лидер. Мацухито принял титул Мэйдзи, что означает просвещенный мир, и упразднил полномочия сёгуна, создал конституцию, которая дала ему абсолютную власть, и перенес столицу из Киото в Токио.
Императором Мэйдзи было определено, что Япония должна активно модернизироваться, чтобы стать достаточно сильной и конкурировать с западными державами, в противном случае, она могла повторить судьбу многих других азиатских народов и стать колонией. Для достижения этой цели он стал проводить огромное количество реформ японского образа жизни, которые позднее стали известны как реставрации Мэйдзи.

Многие из этих изменений касались японской армии, и в 1872 году император Мэйдзи создал Императорскую Армию Японии, собравшую призывников, получивших подготовку в области использования огнестрельного оружия. Два миллиона самураев вдруг оказались без работы. Напряженность достигла своего апогея, когда Мэйдзи объявил вне закона ношение самурайских мечей, и Сацума из клана самураев одним из первых восстал в знак протеста.
Императорская Армия Японии подавила эти восстания, будучи вооружённой современным огнестрельным оружием. Сацума из клана самураев умер в одной из битв. Самураи впали в немилость в Японии, а джиу-джитсу продолжало вырождаться.

Молодой и талантливый ученик джиу-джитсу по имени Кано Дзигоро (1836 – 1938) вырос в это непростое время. Он начал изучать джиу-джитсу, чтобы стать сильнее и научиться давать сдачи школьным хулиганам. После нескольких лет обучения он стал мастером в нескольких стилях классического джиу-джитсу, особенно Кито рю и Тенджин Шино рю, и в то же время взял на себя обязанности учителя в своём додзё.

Изучая это боевое искусство, он столкнулся с рядом проблем, от которых нужно было избавляться. Джиу-джитсу стремительно теряло популярность, и возникла опасность, что стиль полностью исчезнет, если кто-нибудь не сохранит его техники. Кано прекрасно понимал, какая публика занималась в то время джиу-джитсу (многие из учеников были преступниками и хулиганами, что не делало славу стилю). Общество полагало, что джиу-джитсу было варварским и архаичным искусством. Также он видел проблемы в природе самого искусства. Стиль представлял собой набор отдельных техник. Он не содержал ни принципов ведения поединка, ни целостной тактики. Вместо того, чтобы дать ученику необходимую стратегию ведения боя, искусство предлагало только ряд приёмов, разработанных для того, чтобы победить противника с помощью эффективного владения телом. Не устраивал его и процесс тренировок. Классическое джиу-джитсу изучалось при помощи ката – неизменных хореографических техник, когда оба партнёра отрабатывали только последовательность движений и не сражались друг с другом. Спарринги проводились только в некоторых школах и на высшем уровне мастерства. Это было сделано специально, так как джиу-джитсу содержало много опасных приёмов, таких как удары по глазам, в пах, вырывание волос и прочие. Если бы ученики сражались в полную силу без травмы бы не остался никто. То есть, единственным способом изучения искусства оставались ката – ученики не могли почувствовать, как их движения действуют на противника. Конечно, в реальном поединке противник не станет подстраиваться под вас для того, чтобы вы правильно провели приём, поэтому такая система считалась устаревшей и не приносящей пользы. Все эти проблемы требовали срочного решения, и Кано нашел выход. Он вводит спарринги (рандори), чтобы ученики могли противостоять друг другу в полную силу, стараясь применить именно показанную технику. Так они знакомились с ощущением поединка и с настоящим упирающимся противником. Такие тренировки развивали скорость, ловкость и готовность учеников к противостояниям в реальных непредсказуемых поединках. Чтобы сделать спарринги приемлемыми он убрал из них все опасные удары – вырывание волос, удары по глазам, а также заломы ног, спины, шеи, запястий и плеч.

Здесь конечно можно удивиться, зачем же убраны все те приёмы, которые изначально делали искусство боевым и смертельно опасным. В этом и заключается основная реформа: искусство определяется не сколько набором техник и приёмов, сколько методом изучения этих техник. То есть, создание эффективного стиля возможно только при той методике обучения, которая позволяет ученикам изучить и запомнить движения и техники стиля в спаррингах с настоящим противником, противостоящим тебе в полную силу.
Кано заметил, что боец, который постоянно отрабатывал безопасные техники в полную силу против сопротивляющегося противника, может сражаться лучше, чем тот, который тренирует смертельные приемы без малейшего противодействия со стороны оппонента. Техники, оставленные Кано, были безопасными только в том смысле, что их можно было без лишнего риска применять на тренировках до тех пор, пока ученики не соглашались останавливать спарринг после удачного проведения приёма. В уличной драке при помощи таких безопасных техник вы можете сломать противнику локоть или удавить его до потери сознания.

В 1882 году Дзигоро Кано открыл собственную школу боевых искусств Кодокан, где начал использовать разработанный им метод тренировок. Новое боевое искусство он назвал дзюдо (“дзю” – мягкость или нежность, “до” – путь человека с его образом жизни или религиозными взглядами), чтобы отличить его от классического джиу-джитсу.
Дзюдо было не просто набором техник, а скорее образом жизни со своими моральными, духовными и социальными ценностями, оставаясь в то же время эффективным боевым стилем (об этих запретах будет написано позднее). Школа Кодокан привлекла многих талантливых учеников и вскоре обрела популярность в Японии.

В 1886 году полиции Токио понадобился боевой стиль, которым могли бы овладеть офицеры. За право тренировать полицейских сражались многие школы классического джиу-джитсу, включая самые известные и престижные. Чтобы выявить лучшую, было решено провести турнир, победу в котором можно было одержать либо броском, после которого противник падал на спину, либо захватом на удержание. Любые удары были запрещены. Ученики школы Кодокан встретились лицом к лицу с самыми сильными японскими школами классического джиу-джитсу и выиграли почти все поединки (из 15 матчей 12 оказались победными). Этот результат был шокирующим, поскольку сама школа существовала только 4 года, а сэнсею не было 30 лет. Это нанесло классическому джиу-джитсу смертельный удар, и дзюдо стало главным боевым стилем Японии. Влияние дзюдо можно проследить во многих боевых искусствах, но об этом в другой раз.
В 1932 году на олимпиаде Дзигоро Кано провел демонстрацию этого боевого искусства, а в 1964 дзюдо было признано олимпийским видом спорта. Интересным моментом стало также и то, что Кано строго запрещал своим ученикам сражаться за деньги. Строгие принципы дзюдо считали это неприемлемым.

В конце 1800-х годов Кано Дзигоро упорядочил чрезмерно сложный набор стилей классического японского искусства джиу-джитсу в высокоэффективное кодокан дзюдо. Япония была теперь открыта миру - шла свободная торговля и обмен идеями с другими народами мира.
Кано был очень заинтересован в распространении дзюдо по всему миру, это было частью его желания сделать этот стиль олимпийским видом спорта. Он направил несколько своих учеников в США, чтобы продемонстрировать своё искусство. Один из них был пожилой человек по имени Томита, один из первых учеников Кано и участник турнира в Токио 1886 года. Он прекрасно владел техникой искусства, но, к сожалению, уже не так много стоил как боец. Вместе с ним в Америку поехал Мицуо Маэда (1878 – 1941) – один из лучших учеников Кано. Сначала он изучал классическое джиу-джитсу, но в возрасте 18 лет перешёл в школу Кодокан, где быстро стал одним из лучших.

При необходимости именно Маэда должен был сражаться в поединках.
Конечно, вначале всё пошло не так хорошо, как хотелось бы. В Военной Академии Вест-Пойнт японцам предложили сразиться с игроком футбольной команды, размеры которого внушали настоящий страх. Маэда немедленно согласился. Футболист быстро сбил японца с ног и прижал к земле. На Западе борцовские поединки обычно решаются именно удержанием. Если вы в течение долго времени сможете удержать оппонента на спине, то вы победите. В дзюдо и джиу-джитсу напротив, пока вы держите противника ногами, пусть даже и лежите на спине, поединок продолжается. Тем не менее Маэда продолжил схватку и вскоре применил залом руки, вынудив футболиста признать поражение. Некоторые считали, что победил американец, так как сбил Маэду с ног и удержал его. Разногласие во мнениях заставило зрителей требовать ещё одного поединка. Томита был вынужден сразиться с футболистом. К ужасу Маэды, американец легко сбил его на землю и в этот раз действительно удержал его. Японцу ничего не оставалось делать, как корчиться под противником – для дзюдо это был настоящий провал. После такого конфуза Томита и Маэда расстались, Томита отправился на Западное побережье, а Маэда остался на Восточном, горя желанием восстановить репутацию дзюдо. Через некоторое время в городе Кэтскиллс, Верхний Нью-Йорк он выступил против местного чемпиона по борьбе, одержал впечатляющую победу и вернул своему искусству почёт и уважение.
Эта победа придала уверенности Маэде, и он бросил вызов тогдашнему чемпиону по боксу тяжеловесу Джеку Джонсону. Именно тогда зародилась традиция, согласно которой представители клана Грейси бросают вызовы тем или иным чемпионам мира по боксу. Так Хелио Грейси вызывал на бой Джо Луиса, сразу несколько представителей вызывали на бой Майка Тайсона. Джонсон проигнорировал вызов, положив в свою очередь начало традиции, согласно которой боксёры-тяжеловесы не обращают внимания на подобные вызовы.
Странствуя по Америке, а позже посетив Европу, Маэда сражался во многих профессиональных поединках, нарушая тем самым моральные заповеди дзюдо – часто приходилось прибегать к запрещённым техникам в дзюдо, которые были разрешены в классическом джиу-джитсу, а также сражаться за деньги. Возможно, именно поэтому он предпочитал называть своё искусство не дзюдо, а джиу-джитсу. Эти достижения Маэды сделали его легендой в Центральной и Южной Америке. Он сражался также в Англии и Испании, где стал известен под именем Граф Кома.
Из тысяч боёв, по словам его биографов, Маэда проиграл два. Один - технически - во время боя по правилам Греко-римской борьбы японец при проведении приёма коснулся лопатками земли, (видимо после многочисленных схваток по различным правилам и совсем без мастер перестал уделять им большое внимание и просто не учёл, что касание спиной - чистый проигрыш). А второй (и единственный бой, который он по настоящему проиграл) проходил в финале Чемпионата мира по той же греко-римской борьбе, когда Маэда встретился с Джимом Эдисоном - борцом на 35 см выше и почти в два раза тяжелее его.
Огромный опыт Маэды сказался на изменении его стиля борьбы. Например, как правило, он боролся с бойцами в обтягивающих штанах-трико и с голым торсом. Из-за этого многие классические приемы дзюдо, использующие захват за отворот или за рукав, оказывались невыполнимыми. Ведение боя до “полной отключки” тоже требовало пересмотра техники. Бросок на настил или удержание в этом случае выигрыша не приносили. Поэтому Маэда сконцентрировался на болевых и удушающих приемах, которые он проводил в основном в партере. Опыт боев с боксерами заставил Маэду разработать особую тактику поединка, которая позволяла уклоняться от ударов противника, сближаться с ним и навязывать ему удобную для себя борьбу в захвате. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убрал те, которые считал неэффективными и разрабатывал собственный стиль, целью которого было успешное противодействие двум основным типам бойцов на западе – борцам и боксёрам, отходя от техники чистого дзюдо всё дальше и дальше.
В 1914 он впервые посещает Бразилию, и в течение следующих 7 лет он постоянно будет находится в северной части Южной Америки сражаясь на различных турнирах.

Именно Маэда поспособствовал проведению первого в Бразилии турнира по джиу-джитсу, целью которого была популяризация этого вида спорта. Историки Луис Отавио Лейднер и ФабиоКио Такао нашли запись в газете Gazeta de Noticias от 11 марта 1915, где приводились правила события, которое должно было состояться в театре Карлоса Гомеса в Рио-де-Жанейро, тогдашней столице страны. В нем Кома опубликовал первые правила обновленного джиу-джитсу, состоящие из десяти пунктов:

1. Каждый боец ​​должен выглядеть опрятно, с чистыми и остриженными ногтями;

2. Бойцы должны быть одеты в ги, предоставляемые Графом Кома;

4. Когда спортсмен использует свои ноги, он никогда не должны использовать прямые конечности для ударов, только кривые ступни для зацепов;

5. Спортсмен, оказавшийся спиной на земле не считается побежденным, даже если он первым упал;

6. Боец, который проиграл, должны продемонстрировать свою сдачу, постучав ладонью о ковер или тело своего противника трижды;

8. Матчи будут разделены на раунды по пять минут с двух-минутными перерывами между ними. Судья будет считать минуты вслух, чтобы аудитория могла слышать;

9. Если бойцы выпадают за пределы ковра без предупреждения, судья должен вернуть их в центр ковра, в стойку друг против друга;

10. Присяжные могут заменить судью, в случае необходимости. Ни организаторы, ни победитель не ​​несут ответственность за любой вред, происшедший вследствие отказа проигравшего спортсмена продемонстрировать свою сдачу, постучав по ковру или по сопернику.

* Врачи, представители местной прессы и преподаватели физического воспитания приглашаются для участия в турнире в качестве жюри.»

Тем временем, Япония стремилась, подобно западным государствам обрести свои колонии, и Маэда должен был помочь в этом проекте. К тому времени он был уже очень известным во всем мире, и бразильское правительство учтиво преподнесло ему в дар 700000 акров земли, причем инициатором щедрого дара стал Гастао Грэйси. В 1921 году Маэда открывает собственную академию дзюдо, а также помогает японскому и бразильскому правительствам достигнуть договорённости, согласно которой Бразилия пустит на свою территорию большую группу японских иммигрантов. Именно Грейси пытался помочь ему, используя свои политические связи.

Гастао Грейси, сын шотландского эмигранта Джорджа Грейси был крайне недоволен поведением собственного сына Карлоса. Он просит Маэду обучить сына его искусству, чтобы тот стал более дисциплинированным.

В возрасте 14 лет Карлос Грейси (1902-1994) начинает брать первые уроки у Маэды. Главные уроки, которые Маэда преподал Карлосу, были такими:
Искусство борьбы, с небольшими дополнениями может превратиться в крайне эффективный боевой стиль, который может нейтрализовать силу противника и использовать его слабости.
Спарринг позволяет ученикам успешно усвоить техники именно в таком виде, как они должны применяться в реальном бою.
Собственно техника джиу-джитсу.
Основная тактика, приносящая победу, та, с помощью которой можно сбить бойца-ударника с ног, тем самым лишая его главной силы (ударов руками и ногами) и обретая контроль (борцовские захваты на удержание).
В течение 8 лет Карлос обучался у мастера Маэды среди других учеников. В 22 года Карлос решает, что хочет посвятить свою жизнь развитию и совершенствованию джиу-джитсу. Он получает чёрный пояс и основывает собственную академию джиу-джитсу. Замечу, что Маэда много путешествовал и вплотную занимался вопросом колонизации Бразилии, оставляя юного Кралоса один на один с непонятными техническими деталями, которые тот постигал сам. Маэда как бы показывал первые шаги в освоении новой техники и обучал проверенной победной тактике. Кроме того, в качестве собственного наследия, он оставил бразильцам отличные методы тренировки, философию реального поединка и явные доказательства эффективности стиля. Поэтому, можно сделать вывод, что Карлос совершенствовал и развивал технику джиу-джитсу сам.
Первыми учениками Карлоса были его младшие братья – Освальдо, Гастао, Джордж и Хелио. Хелио был на 11 лет младше Карлоса, был слаб здоровьем, часто падал в обмороки, но и он всегда наблюдал за Карлосом и старался перенять его мастерство. Отчасти именно здесь начинаются споры о том, при ком из членов клана Грейси техника Маэды окончательно преобразилась в бразильское джиу-джитсу – Карлосе или Хелио? Каждая ветвь клана отвечает по-разному. Но вернёмся к повествованию. Карлос даёт уроки Хелио, но у него достаточно хрупкое тело, из-за чего возникают проблемы в применении тех или иных движений.
В 1925 году Карлос открыл первую Академию Грейси в Рио-де-Жанейро. Все братья Грейси стали инструкторами, кроме одного - Хелио.

Младший в семье и самый худосочный, он как-то не дотягивал до уровня преподавателя школы боевых искусств. Но Хелио внимательно наблюдал за тем, что происходило в Академии, и обдумывал собственную технику борьбы. Когда в 1928 году Карлос не смог прийти на занятие, Хелио подменил его и решил проверить свои идеи в действии - и они сработали. С тех пор младший Грейси стал понемногу изменять традиционную японскую технику, что позволило ему разделываться с оппонентами, которые почти всегда были крупнее и сильнее. Так родилась школа джиу-джитсу Грейси.
Братья Грейси обладали рядом преимуществ, благодаря которым они быстро продвинулись в развитии боевого искусства. Одним из них было число. Братьев было четверо, каждый занимался джиу-джитсу. Братья стали отцами огромного количества детей, многие из которых пошли по семейной линии и вначале изучили, а затем стали преподавать джиу-джитсу. Дети их детей, в свою очередь тоже не пожелали отходить от дела семьи. Прибавьте к этому многих учеников, которые были у семьи, из чего становится понятным, что недостатка в партнере по тренировкам Грейси никогда не испытывали. Клан Грейси были как бы исследователями, чьим полем деятельности был бой без оружия.

Другое преимущество – время. Грейси изучали джиу-джитсу всю жизнь и могли посвятить всё своё время исследованиям и тренировкам. Для доведения до совершенства той или иной техники уходили десятилетия. Ещё один не маловажный фактор – небольшие габариты противников. Все Грейси были невысокого роста и худощавого телосложения. Именно недостаток физической силы заставил их оттачивать технику до немыслимых пределов, делая главную ставку в поединке именно на неё.
И последнее преимущество – автономия. Традиционные боевые искусства обычно несут на себе отпечаток традиций, и любые изменения воспринимаются в штыки, как разбавление истины, открытой мастерами древности. Грейси же были предоставлены сами себе и отвечали за свои действия. Не скованные традициями и рамками, они могли свободно добавлять новые техники и убирать ненужные. Главным критерием отбора были не традиции и поклонение прошлому, а эффективность в бою.

В чём же были улучшения Грейси? Как вы помните Дзигоро Кано для того, чтобы ученики не травмировались на тренировках, убрал из стиля наиболее опасные техники, которые могли бы помочь в реальном поединке. Из множества захватов на удержание он оставил только залом руки в локте и удавки, запретив давить на лицо противника. Удары не применялись в спаррингах, ученики тренировались только в ги (в кимоно). Основной акцент стиля был сделан на зрелищность и броски, а не на эффективную борьбу на земле. Также существовал моральный запрет, запрещавший бойцам дзюдо биться с представителями других боевых искусств. Все эти ограничения здорово мешали развитию дзюдо как боевого искусства.
Общественные, нравственные и эстетические запреты были только препятствием для развития эффективности борьбы. Грейси увидели недостатки этих ограничений и устранили их. Кстати, когда Грейси приехали в Северную Америку, многие бойцы, против которых им приходилось выступать, критиковали их за недостаток этих запретов. Но их целью было не просвещение общества, а боевая эффективность. Вслед за Маэдой они стали принимать участие в турнирах по смешанным боевым искусствам, чтобы ещё сильнее развивать джиу-джитсу.
Также изменения коснулись собственно техник. На многих турнирах был свой список правил, которому приходилось следовать. Грейси старались искать новые виды техник, чтобы обойти эти правила. И наконец – спарринги. В них вернулись заломы ног, шеи, спины, плеч, запястий и удары в лицо. Лишённые возможности изучать эти техники ученики становились уязвимыми в поединках против тех, кто знал такие приёмы и мог их использовать.
Главная разработка Грейси – тактика ведения боя и система начисления баллов, которая полностью отражала эту тактику. Заработать баллы в бразильском джиу-джитсу можно различными способами, каждый из которых представляет переход в такое положение, которое дало бы вам преимущество в реальной схватке.

В 1967 году была учреждена Федерация джиу-джитсу в Рио под руководством Хелио Грейси, где президентом консультационного совета был назначен Карлос. Именно федерация закрепила самые первые, простейшие правила современного джиу-джитсу, которое принято называть бразильским.

Далее в 90х годах джиу-джитсу братьев Грейси пережило очередной бум. С одной стороны молодые Риксон, Рензо, Ральф, Райан и Ройлер Грейси продемонстрировали превосходство джиу-джитсу в рамках первых турниров по боям без правил (ММА) в организации, созданной Рорионом Грейси — Ultimate Fighting Championship (UFC), тем самым, подогрев интерес к бразильскому джиу-джитсу, как одному из наиболее эффективных видов самообороны.

С другой стороны Карлос Грейси младший продолжил дело отца, организуя масштабные турниры и развивая данный вид единоборства, как регулируемый вид спорта, учредив в 1994 году Международную федерацию бразильского джиу-джитсу (IBJJF) , под эгидой которой проводятся турниры с количеством участников 3000 человек из более чем 50 стран мира.

,



 

Возможно, будет полезно почитать: