Гимнастика для девочек 6 7. комплексы утренней гимнастики. Влияние и значение спортивных игр для физического развития детей

К развивающим занятиям для детей 7-ми месяцев можно добавить тренировки на ходунках и ползунках. Сразу стоит предупредить – далеко не всем малышам нравятся такие приспособления, да и педиатры по поводу их использования имеют различные мнения. Так что лучше возьмите эти снаряды на несколько дней на прокат, и если ваш малыш проявляет к ним интерес и занимается с удовольствием, можно приобретать ходунки и ползунки в долговременное пользование.

Развитие ребенка в 7 месяцев: что должен уметь малыш

Ребенок с нормальным развитием в 7 месяцев начинает пробовать самостоятельно садиться. Существует три положения тела, из которых малыш пытается сесть. Самый легкий и «ранний» способ - сесть с четверенек.

Самый сложный - из положения лежа на спине, с участием мышц животика, самый «поздний» и нерациональный - из положения стоя на ногах. Не всегда удается начать с первого способа. Но если предыдущие 2 месяца любимым занятием было приподнимать голову и плечи из положения, лежа на спине, то мышцы брюшного пресса могут окрепнуть настолько, что позволят сесть. Без предшествующей тренировки это невозможно.

Что ещё должен уметь малыш в 7 месяцев при развитии, соответствующем средним нормам? С каждой неделей опора на ножки становится все уверенней и продолжительней. В норме малыш должен научиться стоять, опираясь на полную стопу, при этом стопы должны располагаться параллельно друг другу или с немного развернутыми кнаружи мысками. Не должно быть опоры на мысок, края стоп не должны подворачиваться.

Часть малышей, поставленных на горизонтальную поверхность, при поддержке за подмышки начинают делать первые шаговые движения. Они учатся координировать сокращение мышц-сгибателей и мышц-разгибателей ног, чередовать движения правой и левой ног, начинают чувствовать вес своего тела.

Возможно, что чередование движений сначала вызовет затруднения. Одна нога может переступать лучше другой. Или малыш начинает одновременно сгибать и разгибать обе ноги, в результате чего могут появиться прыгающие движения. Если их не поощрять, то скоро у ребенка начинает проявляться правильный стереотип шаговых движений.

Развивается мелкая моторика, и малыш пытается брать мелкие предметы. Занятия для развития ребенка 7-ми месяцев обязательно должны включать упражнения, тренирующие хватательные движения.

Чем заниматься с ребенком в 7 месяцев и как развивать малыша

Как развивать малыша в 7 месяцев и так ли необходимо использовать на первом году жизни ребенка различные приспособления в виде прыгунков и ходунков?

Ходунки. 7-9 месяцев - сложный возраст из-за того, что двигательные возможности ребенка не соответствуют его быстро возрастающим умственным потребностям. Малыша очень интересует окружающий его мир, но нет возможности полноценно самостоятельно передвигаться. В арсенале умений - только ползание, и то не у всех. При этом руки заняты удержанием своего тела, а не манипуляциями с окружающими предметами. Здесь на помощь, конечно, приходят родители, разряжая ситуацию покупкой ходунков. Но часто подобные занятия с ребенком в 7 месяцев оказывают медвежью услугу. Все дело в том, что правильная опора - на ножки и правильная ходьба - с поддержкой только в процессе своего становления. И в этом процессе происходит необходимое формирование и распределение мышечной силы, координирование работы сгибателей и разгибателей, привыкание к весу своего тела. Двигательный стереотип при перемещении в ходунках значительно отличается. Движение ног выглядит как подгребание, стопы устанавливаются в «косолапое» положение (косолапят), у ребенка нет ощущения веса своего тела. Работает ограниченная группа мышц. Этот не нужный в дальнейшем двигательный стереотип фиксируется, мешая формированию правильной походки. Появится риск к моменту начала самостоятельной ходьбы в виде формирования «косолапой» походки.

Прыгунки. С осторожностью во время развивающих занятий с ребенком 7-ми месяцев надо относиться и к прыгункам. Сама биомеханика прыжка предусматривает опору ног на передний отдел стопы. При этом активно работают икроножные мышцы, которые по своей природе и так склонны к спазму. Если икроножная мышца будет находиться в постоянном напряжении, правильная опора на полную стопу уже не сформируется. Появится риск к моменту начала самостоятельной ходьбы в виде ходьбы на мысочках.

Поэтому перед тем как покупать эти приспособления для развития малыша в 7 месяцев, подумайте, а настолько ли они нужны вам и вашему ребенку, чтобы в дальнейшем пришлось исправлять походку или осанку.

Ну, а если у вас есть эти приспособления, лучше ограничить до минимума пребывание малыша в них. Они не могут заменить развивающие занятия малыша 7-ми месяцев с родителями.

Как делать массаж рук ребенку в 7 месяцев

Основные приемы массажа для ребенка 7-ми месяцев проводят по общим правилам, с добавлением нового приема - кольцевидного растирания для нижних конечностей.

Начинаем с массажа рук. Малыш лежит на спине.

Одной рукой возьмите его в области запястья, пальцами другой проведите поглаживание, затем растирание каждого его пальчика по очереди от кончика к основанию. Повторите прием 2-3 раза.

Во время массаж ребенку в 7 месяцев отдельно погладьте ладошку ребенка и уделите внимание большому пальцу.

Переходим на предплечье и плечо. Для этого переложите свой большой палец в ладонь ребенка.

Ладонью второй руки проведите сначала поглаживание, растирание по направлению от кисти к локтевому суставу, затем к плечевому. Поглаживание делается как с наружной, так и с внутренней стороны руки. Растирание - только по наружной поверхности предплечья и плеча. Повторите приемы по 2-3 раза.

Теперь добавьте приемы разминания. Для этого захватите мышцы плеча над локтевым суставом по наружной поверхности между своими 1-м пальцем с одной стороны и 2-4-м с другой. Поступательными движениями пройдите мышцы до плечевого сустава. Повторите прием 2-3 раза.

Заканчиваем массаж руки поглаживанием всей конечности от пальцев к плечу.

Детский массаж грудной клетки и живота в 7 месяцев

Переходим к массажу грудной клетки. Первый прием - поглаживание. Проводится вдоль грудины ладонной поверхностью кистей рук в направлении снизу вверх и к плечам. Повторите прием 3-5 раз.

Затем подушечками пальцев проводится поглаживание от грудины по ходу ребер вбок. Повторите прием 3-5 раз с каждой стороны.

Подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями пройдите в области грудины, вдоль ее краев снизу вверх. Повторите прием 2-3 раза.

Далее смените направление растирающих движений. Теперь, чтобы делать массаж ребенку 7-ми месяцев, ваши пальцы должны двигаться от грудины вбок, по ходу межреберных промежутков. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны. Область сердца массировать не рекомендуется! Повторите первый прием - поглаживание - еще раз.

Переходим к массажу живота. Малыш продолжает лежать на спине ногами к вам.

Первый прием - поглаживающий. Ваша правая рука ладонной стороной скользит по животу по часовой стрелке, описывая круг. Затем движение ваших ладоней должно идти от боковой поверхности живота с двух сторон одновременно и соединиться над областью пупка. Повторите прием 4-5 раз.

Следующий прием - растирание. Согните пальцы правой руки. Суставами согнутых пальцев растирайте околопупочную область спиралевидными движениями, одновременно описывая круг вокруг пупка по часовой стрелке. Выполните прием, проходя 3-4 круга. Каждый последующий круг увеличивайте в диаметре.

Для стимуляции мышц брюшного пресса во время детского массажа в 7 месяцев, можно добавить прием пощипывания передней брюшной стенки по кругу.

Заканчивать массаж живота грудничкам 7-ми месяцев следует, повторяя круговое поглаживание, с которого начиналась процедура.

Массаж ножек грудничкам в 7 месяцев

Переходим к массажу ног. Массаж ног начинают со стоп. Одной рукой возьмите ножку ребенка в области голени. При этом нога должна быть слегка согнута в коленном и тазобедренном суставах.

Первый прием - поглаживание от кончиков пальцев к голеностопному суставу. При этом ваш большой палец должен находиться на подошвенной стороне, а остальные - с тыльной стороны стопы. Повторите прием 3-5 раз.

Следующий прием массажа ножек грудничкам в 7 месяцев - растирание. Придерживая стопу с тыльной стороны, подушечкой большого пальца растирайте подошву спиралевидными поступательными движениями от пяточки к пальчикам ребенка. Повторите прием в 2-3 прохода.

Если пальчики нужно распрямить, погладьте дополнительно стопу с тыльной стороны по направлению от основания пальчиков к голеностопному суставу.

Затем, выполняя массаж малышу 7-ми месяцев, переходите к поглаживанию и растиранию голени и бедра. Обхватите своей ладонью голень ребенка чуть выше голеностопного сустава. Проведите рукой по голени скользящими движениями по направлению к коленному суставу, затем по передней и боковой поверхностям бедра в сторону тазобедренного сустава. Прием повторяем 3-5 раз.

Следующее за этим растирание проводим подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями по передней и наружнобоковой поверхностям бедра. Прием повторяем 3-5 раз.

Переходите к более интенсивному кольцевидному растиранию. Для этого своими руками, расположенными поперек, обхватите бедро ребенка чуть выше коленного сустава. Ваши руки должны находиться близко друг к другу и совершать встречные движения. Растирание проводится по всему бедру в направлении тазобедренного сустава и повторяется в 2-3 прохода.

Расположите свои руки поперек бедра ребенка. Захватите мышцы переднебоковой поверхности чуть выше коленного сустава. Слегка оттяните их, затем начните S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль бедра к тазобедренному суставу. Повторите прием, проходя каждое бедро 2-3 раза.

И заканчиваем приемы первоначальным поглаживанием.

Как сделать массаж шеи и спины ребенку 7-ми месяцев

Переходим к массажу задней поверхности туловища. Перед тем как сделать массаж ребенку 7-ми месяцев в зоне спины и шеи, переверните малыша на живот ногами к себе.

Начинаем с приема поглаживания задней поверхности шеи и области надплечий. Ваша ладонь должна двигаться от затылочной области в сторону надплечий, по задней и боковым поверхностям шеи. Отдельно погладьте сами надплечья от шеи до плечевых суставов. Повторите прием 4-5 раз.

Следующий прием - растирание подушечками пальцев. Пальцы должны продвигаться поступательными спиралевидными движениями по задней поверхности шеи, а также отдельно по надплечьям в сторону плечевых суставов. Прием повторите 2-3 раза в каждом направлении.

Переходим к массажу спины. Первый прием - поглаживание. Проводится сначала вдоль позвоночника, затем по ходу ребер от позвоночника в бок. Повторите прием 3-5 раз.

Дополнительный прием массажа спины ребенку 7-ми месяцев – растирание согнутыми фалангами указательного и среднего пальцев правой руки в области основания шеи в виде круговых движений. Проводите прием в течение 10-15 секунд.

Закончите процедуру легким поглаживанием и нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц. Для этого одной рукой придерживайте затылок, а второй от этой области медленно проведите по мышцам шеи вниз и к надплечьям, задерживаясь в конце движения на 2-3 секунды. Прием повторите 3-5 раз.

Теперь - растирание. Подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями пройдите около позвоночника по обе стороны снизу вверх, затем от позвоночника вбок, по ходу межреберных промежутков. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Следующий прием - разминание. Разминайте мышцы боковой поверхности туловища по направлению снизу вверх. При этом ваши руки захватывают и слегка оттягивают мышцы, затем совершают S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль туловища. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.

Массаж ягодиц и задней поверхности ног малышу в 7 месяцев

Переходим на область ягодиц. Первый прием - поглаживание. Ваши ладони скользят по ягодицам. Начинается движение с обхвата боковой их поверхности, и руки направляются друг к другу. Повторите движение 5-7 раз.

Далее следует прием растирания. Для этого используйте фаланги согнутых пальцев рук. Направление спиралевидных движений - по кругу, прорабатывайте по очереди правую и левую части ягодичной области. Повторите прием в 3-5 круговых проходов.

Для более интенсивной стимуляции добавьте растирание в виде «пиления». Его проводят, используя наружный край ладоней. Ваши руки при этом должны располагаться вдоль ягодиц, а ладони приближены друг к другу.

Направление движений рук вперед-назад одновременно навстречу друг другу, напоминающее пиление. Массируйте каждую ягодицу отдельно в течение 20-30 секунд.

Для стимуляции ягодичных мышц можно добавить прием пощипывания этой области пальцами.

Повторите прием поглаживания, с которого начинали массаж.

После ягодичной области продолжаем массаж задней поверхности ног. Повторите поглаживание и растирание в том же порядке и направлении. Придерживайте одной рукой голень ребенка, нога при этом должна быть слегка согнута в коленном суставе. Проведите рукой по икроножной мышце поглаживающими скользящими движениями по направлению к коленному суставу, далее по бедру в сторону ягодиц 2-3 раза.

Затем подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями растирайте заднюю поверхность голени, заднюю и наружнобоковую области бедра. Приемы повторяем 3-5 раз.

Переходите к более интенсивному кольцевидному растиранию. Для этого своими руками, расположенными поперек, обхватите бедро ребенка чуть выше подколенной ямочки. Ваши руки должны находиться близко друг к другу и совершать встречные движения. Растирание проводится по всему бедру в направлении тазобедренного сустава и повторяется в 2-3 прохода.

Следующий прием - разминание. Расположите свои руки поперек икроножной мышцы ребенка. Слегка оттяните ее, затем начните S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль голени к коленному суставу. Повторите прием 2-3 раза.

Теперь свои руки положите поперек бедра ребенка. Захватите мышцы заднебоковой поверхности чуть выше подколенной ямочки. Слегка оттяните их, затем начните S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль бедра к тазобедренному суставу. Повторите прием 2-3 раза.

Как показано на видео, заканчивается массаж ребенка 7-ми месяцев поглаживаниями по направлению от стопы к бедру и далее к ягодицам в 4-5 проходов:

Зарядка для ребенка в 7 месяцев и видео разминки

Не менее чем массаж, для ребенка 7 месяцев важна гимнастика, направленная на тренировку мышц и новых двигательных умений.

Начинаем зарядка с малышом в 7 месяцев с разминки:

  • положите малыша на спину. Вложите свои большие пальцы ему в ладони. Разогните руки в локтевом суставе и затем согните, повторите 3-5 раз;
  • отведите выпрямленные руки в сторону, затем приведите их к туловищу;
  • поднимите вверх выпрямленную руку, затем опустите ее вдоль туловища, повторите 3-5 раз;
  • повторите эти движения разнонаправленно. Одна рука сгибается, другая в это время разгибается. Одна рука поднимается вверх, другая в это время опускается;
  • проведите круговые движения в плечевых суставах с небольшой амплитудой. Руки ребенка во время движения должны быть выпрямлены в локтевых суставах. Повторите это упражнение гимнастики для грудничков 7-ми месяцев 3-5 раз по количеству кругов;
  • теперь согните и разогните ножки в коленных и тазобедренных суставах, т. е. приведите их к животу малыша, затем выпрямите полностью, прижав к поверхности стола. Повторите движение 3-5 раз;
  • сначала согните ножку ребенка, приведя ее к животу, и, не разгибая, отведите бедро в сторону кнаружи, затем приведите, но не выпрямляйте ножку. Повторите движение 3-5 раз;
  • произведите круговые движения бедра в тазобедренном суставе с небольшой амплитудой. Повторите 2- 3 раза по количеству кругов. Эти же движения из гимнастики для ребенка 7 месяцев проведите со второй ногой. Если движения получились без трудностей, их можно повторить синхронно, т. е. для обеих ног одновременно;
  • поднимите выпрямленные ножки ребенка вверх, имитируя упражнение «березка». Ваши руки при этом должны удерживать ноги ребенка в области коленных суставов, не давая им сгибаться. Опустите ноги до соприкосновения их с поверхностью стола. Повторите движение 3-5 раз.

В процессе того как развивать ребенка в 7 месяцев, не забывайте между упражнениями давать малышу пару минут отдыха.

Видео «Зарядка в 7 месяцев» наглядно демонстрирует, как выполняется разминка:

Гимнастика для грудничков: упражнения для малышей в 7 месяцев

Продолжается гимнастика для ребенка 7-ми месяцев упражнениями для тренировки ног. Для этого из положения ребенка «стоя на коленях» с поддержкой в подмышечной области потренируйте подъем с коленей при помощи опоры на каждую ногу по очереди. Повторите упражнение 3-4 раза для каждой ноги.

После того как ребенок научился самостоятельно держаться на четвереньках, можно начинать тренировать умение садиться из этого положения. Исходное положение для этого упражнения с детьми 7-ми месяцев – стоя на четвереньках. Придерживайте малыша в области грудной клетки, другой рукой сместите таз вбок до соприкосновения ягодиц с поверхностью стола. При этом малыш может опереться на одну руку, вторая рука освободится. Вы можете помочь ему, подтягивая его за руку, чтобы туловище приняло вертикальное положение. Повторите 3-5 раз в каждую сторону.

Если малыш самостоятельно встает на четвереньки, начинает в этой позе раскачиваться вперед-назад и затем выпрыгивает вперед, то он уже готов в ближайшие дни поползти. Чтобы он быстрее скоординировал попеременную работу рук и ног, необходимую для ползания, покажите ему следующее:

  • руки являются ведущими при ползании. Поэтому повторяйте упражнение «ходьба на руках» до тех пор, пока у ребенка это не перестанет вызывать трудностей. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой - в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. Вначале помогайте ему переставлять руки для выработки моторного навыка. Повторите упражнение 2-3 раза;
  • теперь пришло время подсказать ребенку, что ноги, как и руки, во время ползания надо переставлять попеременно.

А чтобы во время зарядки для ребенка 7-ми месяцев при обучении ползанию руки и ноги малыша не разъезжались в разные стороны, сделайте следующее: дважды сверните вдоль байковую пеленку. Обхватите пеленкой живот малыша, стоящего на четвереньках. Концы пеленки крепко удерживайте сверху. Поддерживая малыша, таким образом, вы сможете направлять его движение вперед или слегка подтягивать вверх, если он не успел подтянуть ноги под живот.

Посмотрите видео «Гимнастика в 7 месяцев», чтобы лучше понять, как выполняются упражнения:

Упражнения для ребенка 7 месяцев: занятия на мяче (фитболе) и дыхательная гимнастика для детей

Чем ещё заниматься с ребенком в 7 месяцев, чтобы укрепить мышцы спины? Помогут в этом занятия на фитболе. Во время упражнений на мяче с ребенком 7-ми месяцев попробуйте удерживать малыша не в подмышечной области, а в области бедер. Проведите прокатывающие движения по направлению от себя и задержитесь для того, чтобы ребенок попробовал самостоятельно удержать на весу верхнюю половину туловища до 3-5 секунд. Вернитесь в исходное положение для отдыха малыша. Повторите упражнение 3-5 раз.

Теперь, выполняя занятия на фитболе с ребенком 7-ми месяцев, возьмите малыша спиной к себе, удерживая его в подмышечной области, посадите на гимнастический мяч. Прокатывающими движениями по направлению от себя переведите кроху в положение, лежа на мяче. При этом он должен сгруппироваться, т. е. привести ноги к животу, а голову - к груди, и удержаться в этом положении.

Прокатите ребенка по направлению к себе до исходного положения. Повторите упражнение 8-10 раз.

Следующее упражнение на фитболе с ребенком 7-ми месяцев продолжайте из предыдущего исходного положения. Только теперь движения при прокатывании выглядят как наклоны в правую и левую стороны. Ребенок также должен при этом удержать позу группировки. Повторите упражнение 3-5 раз в каждую сторону.

Дыхательная гимнастика для малыша 7 месяцев заканчивает тренировку:

  • скрестите руки ребенка над грудной клеткой и разведите их в стороны, повторите 3-5 раз;
  • поднимите вверх выпрямленные руки, затем опустите их вдоль туловища, повторите 3-5 раз;
  • согните и разогните ножки в коленных и тазобедренных суставах, т. е. приведите их к животу малыша, затем выпрямите полностью, прижав к поверхности стола. Повторите движение 3-5 раз.

Статья прочитана 19 842 раз(a).

Октябрь

Комплекс №3.

1. Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя.

Упражнения без предметов

2. И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1 - шаг вправо, руки в стороны;

2 - руки вверх; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение. То же влево (6-8 раз)

3. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - поворот вправо (влево), отвести правую (левую) руку вправо (влево); 2 - вернуться в исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться вперед, коснуться пальцами рук правого носка; 3 - выпрямиться, руки в стороны;

4 - исходное положение. То же, но коснуться левого носка (по 6 раз).

5. И. п. - сидя на полу, руки в упоре сзади. 1 - поднять прямые ноги вверх - вперед (угол);

2 - исходное положение. Плечи не проваливать (5-6 раз).

6. И. п. - стойка ноги вместе, руки на поясе. 1 - прыжком ноги врозь руки в стороны;

2 - исходное положение. Прыжки выполняются на счет 1-8 несколько раз подряд в чередовании с небольшой паузой между ними.

Комплекс №4.

1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную с остановкой по сигналу воспитателя в том месте, где застала их команда.

2. И. п. - основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 1 - палку вверх; 2 - сгибая руки, палку назад на лопатки; 3 - палку вверх; 4 - исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палка внизу. 1 - палку вверх; 2 - присесть, палку вынести вперед; 3 - встать, палку вверх; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - сидя, палка перед грудью в согнутых руках. 1 - палку вверх; 2 - наклониться вперед, коснуться пола (рис. 38); 3 - палку вверх; 4 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - лежа на животе, ноги прямые, палка в согнутых руках перед грудью.

1-2 - прогнуться, палку вперед-вверх; 3-4 - исходное положение (6-8 раз).

6. И. п. - основная стойка, палка хватом на ширине плеч внизу. 1 - прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 - прыжком в исходное положение (рис. 39). Выполняется на счет 1-8, повторить 2-3 раза. Темп умеренный.

7. Ходьба в колонне по одному.

Ноябрь

Комплекс №5.

1. Ходьба и бег в колонне по одному между предметами - змейкой; ходьба и бег врассыпную, ходьба в колонне по одному.

Упражнения без предметов

2. И. п. - основная стойка, руки согнуты к плечам. 1-4 - круговые движения руками вперед; 5-8 - то же назад (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, руки за головой. 1 - шаг вправо; 2 - наклониться вправо;

3 -выпрямиться; 4 - исходное положение. То же влево (6 раз).

4. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться к правой ноге, хлопнуть в ладоши за коленом; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение. То же в левой ноге (4-3 раз).

5. И. п. - лежа на спине, руки прямые за головой. 1-2 - поднять правую прямую ногу вперед-вверх, хлопнуть в ладоши под коленом правой (левой) ноги; 3-4 - исходное положение (6 раз).

6. И. п. - основная стойка, руки в стороны. 1 - прыжком ноги врозь, хлопок над головой;

2 - исходное положение. На счет 1-8, повторить 2-3 раза.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №6.

1. Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий по команде воспитателя: на сигнал «Бабочки!» остановиться и помахать руками, как крылышками, на сигнал «Лягушки!» остановиться и присесть, руки положить на колени.

Упражнения с флажками

2. И. п. - основная стойка, флажки внизу. 1 - руки в стороны; 2 - поднять флажки вверх, скрестить; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 - флажки вверх; 2 - присесть, флажки вынести вперед; 3 - встать, флажки вверх; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - сидя ноги врозь, флажки в согнутых руках у плеч. 1 - флажки в стороны;

2 - наклониться, коснуться палочками флажков пола у носков ног; 3 - выпрямиться, флажки в стороны; 4 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - стойка на коленях, флажки в согнутых руках у плеч. 1 - поворот вправо (влево), флажок отвести вправо; 2 - исходное положение (6-8 раз).

6. И. п. - основная стойка, флажки внизу. 1 - прыжком ноги врозь, флажки в стороны;

2 - исходное положение. Выполняется на счет 1-8, повторить 2-3 раза.

7. Ходьба в колонне по одному, флажки в правой руке над головой (помахивая).

Декабрь

Комплекс №7.

1. Ходьба в колонне по одному с изменением темпа движения: на быстрые удары в бубен

Ходьба мелким, семенящим шагом, на медленные удары - широким свободным шагом; ходьба и бег врассыпную.

Упражнения в парах

2. И. п.- основная стойка, повернувшись лицом друг к другу, держась за руки. 1 - руки в стороны; 2 - руки вверх; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6 раз).

3. И. п. - То же. 1-2 - поочередное приседание, не отпуская рук партнера (рис. 40);

3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки скрестить. 1 - поворот туловища вправо (влево); 2 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - лежа на спине, ногами друг к другу, зажимая стопами ноги партнера (нога одного ребенка между ног другого), руки за головой согнуты. 1-2 - поочередно приседать;

3-4 - исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - основная стойка, повернувшись лицом друг к другу, руки вдоль туловища, держась за руки. 1 - выпад вправо, руки в стороны; 2 - исходное положение. То же влево (6 раз).

7. Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя.

Комплекс №8.

1. Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий: на сигнал «Лягушки!» присесть, на сигнал «Аист!» встать на одной ноге, руки в стороны. Перестроение в три колонны.

Упражнения с гимнастической палкой

2. И. п. - основная стойка, палка внизу. 1 - палку вперед; 2 - палку повернуть вертикально, опуская правую руку вниз, поднимая левую вверх; 3 - палку вперед параллельно;

4 - повернуть палку, опуская левую руку и поднимая правую; 5 - палку параллельно;

б - исходное положение (4-5 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, палка в согнутых руках на груди. 1-2 - наклониться вперед, коснуться пола; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

4. И. п. - основная стойка, палка на полу горизонтально. 1 - шаг правой ногой вперед через палку; 2 - приставить левую ногу; 3 - шаг правой ногой назад через палку; 4 - шаг левой назад. То же с левой ноги (5-6 раз).

5. И. п. - стойка на коленях, палка за головой на плечах. 1 - поднять палку вверх;

2 - наклониться вправо; 3 - выпрямиться, палку вверх; 4 - исходное положение. То же влево (6 раз).

6. И. п. - основная стойка, хват обеими руками за палку, другой конец палки опирается о пол. 1-2 - присесть, развести колени врозь; 3-4 - исходное положение (5-6 раз).

7. Игра «Угадай, кто позвал».

Январь

Комплекс №9.

1. Ходьба в колонне по одному с изменением направления движения по обозначенным ориентирам. Ходьба и бег по кругу.

Упражнения без предметов

2. И. п.- основная стойка, руки внизу. 1 - руки в стороны; 2 - согнуть руки к плечам, подняться на носки и потянуться; 3 - опуститься на всю ступню, руки в стороны;

4 - руки вниз (8 раз).

3. И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1-2 - глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед и наклоняя голову; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги врозь, руки вдоль туловища. 1-2 - наклон вправо, правая рука скользит по ноге вниз, левая, сгибаясь, скользит вверх; 3-4 - вернуться в исходное положение. То же влево (по три раза).

5. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - поворот туловища вправо; 3 - выпрямиться; 4 - исходное положение. То же влево (по три раза).

6. И. п. - основная стойка, руки произвольно. Прыгни--повернись - на счет 1-3 прыжки на двух ногах, на счет 4 - прыжок с поворотом на 360°. Повторить несколько раз подряд с небольшой паузой между прыжками.

7. Игра «Эхо».

Комплекс №10.

1. Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками, поставленными в одну линию

(8-10 шт.); ходьба и бег врассыпную.

Упражнения с кубиком

2. И. п. - стойка ноги врозь, кубик в правой руке внизу. 1-2 - руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку; 3-4 - опустить через стороны руки вверх. То же левой рукой (8 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, кубик в правой руке. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться вперед, положить кубик на пол; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - наклониться вперед, взять кубик левой рукой. То же левой рукой (6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, кубик в правой руке. 1 - поворот вправо, поставить кубик у пятки правой ноги; 2 - выпрямиться, руки на пояс; 3 - поворот вправо, взять кубик правой рукой, вернуться в исходное положение, переложить кубик в левую руку. То же влево

(по 3 раза).

5. И. п. - основная стойка, кубик в обеих руках внизу. 1 - присесть, вынести кубик вперед, руки прямые; 2 - вернуться в исходное положение (6 раз).

6. И. п. - основная стойка перед кубиком, руки произвольно. Прыжки на правой и левой ноге (на счет 1-8) вокруг кубика в обе стороны в чередовании с небольшой паузой. (2-3 раза).

7. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 - руки вперед, переложить кубик в левую руку; 2 - руки назад, переложить кубик в правую руку; 3 - руки вперед;

4 - опустить руки в исходное положение (8 раз).

8. Ходьба в колонне по одному с кубиком в поднятой руке.

Февраль

Комплекс №11.

1. Ходьба в колонне по одному, по команде воспитателя перестроение в колонну по два, ходьба в колонне по два, перестроение в колонну по одному.

Упражнения в парах

2. И. п. - основная стойка лицом друг к другу, руки сцеплены в замок. 1-2 - поднять руки через стороны вверх; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки внизу сцеплены; 1 - наклониться вправо, правые руки остаются внизу, левые поднимаются вверх; 2 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - основная стойка лицом друг к другу, руки соединены. 1-2 - поочередно поднимать ногу (правую или левую) - ласточка (рис. 41) (по 6 раз каждый).

5. И. п. - основная стойка лицом друг к другу, держась за руки. 1-2 - присесть, колени развести в стороны; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

6. И. п. - основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах (правая вперед, левая назад - попеременно в чередовании с ходьбой). Выполняется на счет. 1-8; повторить 2-3 раза.

7. Игра «Летает - не летает».

Комплекс №12.

1. Игра малой подвижности «Река и ров». Играющие идут в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Ров - справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку, ему помогают выбраться, подавая руку. Затем игра повторяется.

Упражнения с малым мячом

2. И. п. - основная стойка, мяч в правой руке. 1 - руки вперед, переложить мяч в левую руку; 2 - переложить мяч в правую руку за спиной; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 - наклон вперед;

2-3 - прокатить мяч вокруг левой ноги, взять мяч в левую руку; 4 - исходное положение (по 3 раза в каждую сторону).

4. И. п. - сидя ноги скрестно, мяч в правой руке. 1-2 - прокатить мяч вправо подальше от себя; 3-4 - прокатить его обратно в исходное положение. Переложить мяч в левую руку. То же влево (по 3 раза в каждую сторону).

5. И. п. - лежа на спине, мяч в прямых руках за головой. 1 - поднять правую ногу вверх, коснуться мячом; 2 - исходное положение. То же левой ногой (по 3 раза).

6. Игра «Не попадись!» (прыжки в круг и из круга по мере приближения водящего).

7. Ходьба в колонне по одному.

Март

Комплекс №13.

1. Игра «Эхо» (в ходьбе).

Упражнения в парах

2. И. п. - основная стойка, лицом друг к другу, держась за руки. 1 - поднять руки в стороны; 2 - руки вверх; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. - то же. 1 - один приседает, а второй держит его за руки; 2 - встать; 3-4 - то же, другой ребенок (по 4 раза).

4. И. п. - то же. 1-2 - поворот туловища направо; 3-4 - налево, не отпуская рук (по 4 раза).

5. И. п. - то же. 1-2 - поочередно поднимать одну ногу назад - вверх, не сгибая колена

(по 4 раза).

6. И. п. - сидя лицом друг к другу, один ребенок зажимает стопами ноги товарища.

1-2 - другой ложится на пол, руки за голову, а товарищ старается удерживать его ноги

(рис. 42); 3-4 - исходное положение. На следующий счет упражнение выполняет другой ребенок (по 3 раза).

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №14.

1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. По сигналу воспитателя построение в колонну по одному в движении - найти свое место в колонне.

Упражнения с обручем

2. И. п. - основная стойка, обруч внизу. 1 - обруч вверх, правую ногу в сторону на носок;

2 - вернуться в исходное положение. 3-4 - то же левой ногой (6-8 раз).

3. И. п. - основная стойка, обруч в правой руке, хват сверху. 1 - присесть, обруч в сторону;

2 - исходное положение, взять обруч в левую руку. То же влево (по 3 раза в каждую сторону).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, обруч в согнутых руках у груди. 1 - поворот туловища вправо, руки прямые; 2 - исходное положение. То же влево (8 раз).

5. И. п. - лежа на спине, обруч в прямых руках за головой. 1-2 - согнуть ноги в коленях и поставить на них обруч; 3-4 - исходное положение (6-8 раз).

6. И. п. - стоя перед обручем, руки свободно вдоль туловища. Прыжок на двух ногах в обруч, из обруча; поворот кругом, повторить прыжки. Выполняется только под счет воспитателя в среднем темпе несколько раз подряд.

7. Игра «Летает - не летает».

Апрель

Комплекс №15.

1. Игра «Воротца». Дети встают парами и идут, не держась за руки. На сигнал воспитателя «Воротца!» все останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротца до конца колонны и встает последней, говоря: «Готово!», - дети опускают руки и продолжают ходьбу до нового сигнала воспитателя.

Упражнения без предметов

2. И. п. - основная стойка, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (8 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - поворот вправо, руки в стороны; 3-4 - исходное положение. То же влево (по 3 раза).

4. И. п. - сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вперед, коснуться пола между носками ног; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (6-7 раз).

5. И. п. - лежа на спине, руки за головой. 1-2 - поднять правую (левую) ногу вверх, хлопнуть в ладоши под коленом; 3-4 - исходное положение (6-7 раз).

6. И. п. - основная стойка, руки на поясе. Прыжки на счет 1-8: на двух ногах, на правой, левой ноге. Прыжки чередуются с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №16.

1. Игра «По местам!». Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук, перед каждым на полу лежит кубик. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всему залу. В это время воспитатель убирает один кубик. По сигналу «По местам!» дети бегут к кубикам, занимая любое место. Оставшийся без места считается проигравшим. Игра повторяется и на третий раз воспитатель кладет недостающий кубик.

Упражнения с палкой

2. И. п. - основная стойка, палка внизу. 1 - палку вперед; 2 - палку вверх; 3 - палку вперед; 4 - исходное положение.

3. И. п. - стойка ноги врозь, палка на груди. 1 - наклониться вперед, положить палку на пол; 2 - выпрямиться, руки на пояс; 3 - наклон вперед, взять палку; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - основная стойка, палка внизу. 1-2 - присесть, палку вверх; 3-4 - исходное положение (6-7 раз).

5. И. п. - стойка на коленях, палка за головой. 1 - палку вверх; 2 - наклон вправо;

3 - выпрямиться; 4 - исходное положение. То же влево (по 3 раза).

6. И. п. - основная стойка с опорой обеих рук о палку. 1 - поднять правую ногу назад - вверх; 2 - исходное положение; 3-4 - левой ногой (по 3-4 раза).

7. Ходьба в колонне по одному с палкой, держать вертикально, как ружье.

Май

Комплекс №17.

1. Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа движения; бег с высоким подниманием бедра; бег врассыпную.

Упражнения без предметов

2. И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1 - руки к плечам; 2-4 - круговые движения вперед; 5-7 - то же назад; 8 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью. 1 - поворот вправо, руки в стороны; 2 - исходное положение. То же влево (6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - поднять правую ногу, хлопнуть под коленом в ладоши; 3 - опустить ногу, руки в стороны;

4 - исходное положение. То же левой ногой (6 раз).

5. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-8 - поднять ноги, согнуть в коленях, вращая ими, как на велосипеде, опустить (3-4 раза).

6. И. п. - лежа на животе, руки согнуты перед собой. 1-2 - прогнуться, руки вперед-вверх, ноги приподнять; 3-4 - исходное положение.

7. И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. На счет 1-8 - прыжки на двух ногах, затем пауза (2-3 раза).

8. Игра малой подвижности «Найди предмет!». Водящий закрывает глаза (или поворачивается спиной), в это время в каком-либо месте дети прячут предмет. По сигналу воспитателя водящий ищет предмет. Дети хлопают в ладоши тихо, если он удаляется от предмета, громко, если тот приближается к предмету.

Комплекс №18.

1. Игра «Летает - не летает».

Упражнения с обручем

2. И. п.- основная стойка, обруч внизу хватом рук с боков. 1 - поднять обруч вверх;

2 - повернуть обруч и опустить за спину (рис. 43); 3 - обруч вверх; 4 - исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, обруч внизу. 1 - обруч вверх; 2 - наклониться вправо (влево);

3 - выпрямиться, обруч вверх; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стоя в обруче, лежащем на полу, руки вдоль туловища. 1 - присесть, взять обруч хватом с боков; 2 - встать, обруч на уровне пояса; 3 - присесть, положить обруч на пол;

4 - исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка ноги врозь, в согнутых руках у груди. 1-2 - наклониться вперед, коснуться ободом обруча носка правой (левой) ноги; 3-4 - вернуться в исходное положение.

6. И. п. - стоя в обруче, прыжки на двух ногах на счет 1-7, на счет 8 прыжок из обруча; поворот кругом и снова повторить прыжки.

7. Игра «Эхо» (в ходьбе).

Семилетние дети активно развиваются не только умственно, но и физически. В этом возрасте происходит активное повышение массы тела, укрепление мускулатуры и совершенствование движения. Остановить движение ребенка в этом возрасте очень сложно. Они очень активны, имеют устойчивую координацию и уже способны выполнять не самые сложные спортивные упражнения.

При этом родителям или учителям необходимо быть внимательными при планировании физической подготовки. Дети, хоть и подвижны, но все равно имеют ограниченные двигательные возможности. В этом возрасте мышцы будут очень быстро уставать, если выполнять однотипные движения или пребывать длительное время в зафиксированной позе.

Организовывая занятия, необходимо тщательно спланировать нагрузку и подумать о том, чтобы заинтересовать своих подопечных. Упражнения по физкультуре должны достаточно часто чередоваться с передышками. Иначе дети просто будут пропускать некоторые движения.

Физкультура для детей от 5 до 7 лет значительно отличается от той, которая должна выполняться ребятами старшего возраста. Комплекс упражнений должен быть больше похож на игру, чем на физическую подготовку.

Что касается количества занятий, то их должно быть 2-3 в день. Их продолжительность выше, чем для деток 4-6 летнего возраста, и может составлять уже не 15-20 минут, а все 30. Обычно за это время можно сделать от 6 до 12 упражнений различного типа. Количество повторений зависит от их сложности, но, как правило, составляет 2-6 раз. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Чтобы подопечным в этом возрасте было интересно, в состав упражнений и комплексов могут входить движения, имитирующие движения различных животных. Если для каждого упражнения придумать свое запоминающееся название, например «гусеница», «кенгуру» или «паучок», то они быстро их запомнят, а значит, будут быстрее становиться на исходную позицию.

О чем необходимо обязательно помнить при работе с детьми 5-7 лет

Во-первых, упражнения должны подбираться таким образом, чтобы задействовались различные группы мышц. Если пренебречь этим правилом, то ребенок быстро утомится и не будет делать движения так, как следует. Идеально, если во время упражнений будут развиваться не только определенные мышцы, но и физические качества, такие как гибкость, ловкость, координация, скорость движения, сила и выносливость.

Во-вторых, следует придерживаться позиции постепенного и планомерного развития. Нельзя с первого дня загружать ребенка очень сильно. Чем больше организм будет привыкать к тренировкам, тем большую нагрузку можно будет ему давать. Но перегибать палку тоже нельзя, потому что ребенок просто перестанет стремиться, что является самым худшим вариантом.

Физкультура для детей этого возраста – это, в первую очередь, грамотное составление программы и избегание появления усталости.

Какие задачи должны ставиться перед педагогом

Педагог – это не тот человек, который будет заставлять ребенка, он должен именно наставлять, заинтересовывать, подбадривать, рассказывать. В таком возрасте дети все воспринимают буквально, поэтому им не будет интересно просто делать упражнения.

Если занятия будут интересными, то можно считать, что половина дела уже сделано. Следующий пункт – это, конечно же, грамотное управление. Можно составить тысячу планов, подготовиться досконально, а результата не будет из-за низкого умения управлять детьми.

Следующее – постараться сделать так, чтобы дети вели здоровый и активный образ жизни не только на тренировках и занятиях, но и дома. К сожалению, сейчас этот вопрос намного актуальнее, чем был раньше. Если раньше мы больше проводили времени на улице, то нынешнее поколение предпочитает побыть дома и поиграться с различного рода гаджетами.

В итоге ребенок должен стать более сильным физически, улучшить реакцию, скорость, выносливость и гибкость и при этом не потерять свой интерес. Эта задача достаточно сложная, но выполнимая, если точно следовать плану.

Комплекс упражнений

Если спорт физкультура проводится с детьми в первый раз, то необходимо медленно разъяснять порядок ее выполнения. Соответственно, если они уже ухватили суть упражнения и знают, как оно называется, то лучше периодически указывать на ошибки, которые явно будут возникать. После разъяснения идет показ и выполнение вместе с группой или ребенком.

Рассмотрим эффективный комплекс лечебной физкультуры, которую можно выполнить с группой или индивидуально на 2-й неделе подготовки:

  1. Маятник. Ноги расставляются на ширину плеч, руки прикладываются к голове. Под счет преподавателя или тренера выполняются наклоны головы по часовой стрелке.
  2. Волна. Ноги расставляются на ширину плеч, руки разводятся в стороны. Руки выполняют волнообразные движения с одной стороны в другую.
  3. Мельница. Ноги расставляются широко, корпус наклоняется вперед, руки разводятся в сторону. Под счет преподавателя руки начинают поочередное движение к противоположным ногам.
  4. Вертушка. Ноги ставятся плотно друг к другу, руки опускаются вдоль тела. Под счет преподавателя ребенок должен поворачивать корпус из одной стороны в другую, руки разводятся в стороны, а опускаются, когда возвращаются в первоначальное положение.
  5. Крокодильчик. Для выполнения упражнения понадобится коврик, поскольку придется ложиться на живот. Руки упираются в пол и начинают перебирать. Упражнение будет выполнено правильно, если корпус будет прямым.
  6. Ножницы. Для выполнения упражнения необходимо, чтобы ребенок лег на спину, руки упер в предплечья. При этом ноги поднимаются на полом и делают перекрестные движения.
  7. Качели. Это упражнение выполняется на животе. Ноги слегка разводятся в стороны, руки проводятся вдоль корпуса, чтобы взяться за голени. Под счет преподавателя необходимо плавно прогибать тело, покачиваясь вперед-назад.
  8. Лягушка. Исходное положение: в приседе. Ноги на ширине плеч, руки опускаются между ног и упираются в пол. Под счет преподавателя или самостоятельно выполняются подпрыгивания.
  9. Велосипед. Исходное положение: лежа на спине, руки в любом положении, ноги сгибаются в коленях и приподнимаются. В этом положении необходимо выполнять движения ногами, так же, как при езде на велосипеде.

Для того чтобы комплексы упражнений для детей этого возраста были эффективными и интересными, необходимо использовать парные и групповые упражнения, добавлять игры. Так малыши будут не только физически развиваться, но и учиться общаться, заводить друзей, помогать друг другу.

Примеры ЛФК для детей 7 лет

Физкультура для детей 7 лет может быть разной, например:

  1. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Под счет преподавателя руки поднимаются вверх, делается вдох. При опускании рук делается выдох. Количество повторений – 8-10.
  2. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Под счет преподавателя начинается ходьба с высоким подниманием колен. Упражнение выполняется по времени: 30 секунд.
  3. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки параллельно земле на уровне груди. Под счет руководителя выполняются рывки руками в правую и левую стороны.

Такой комплекс можно выполнять, если дети только начали заниматься. Нужно всегда обращать на общую и индивидуальную подготовленность. Если занятия будут протекать весело и интересно, а нагрузка будет даваться грамотно, то и результат окажется соответствующим.

Каждый малыш, становясь старше, познает все больше нового и интересного. В 7-8 лет дети уже, как правило, начинают школьную жизнь. В этом возрасте они уже знают и умеют очень многое, способны заниматься достаточно длительное время. Однако личность повзрослевшего крохи по-прежнему еще формируется.

Взрослым необходимо задать правильное направление для развития своего чада. Основной целью родителей в такой период должна стать помощь ребенку адаптироваться в школе, развивать основные психические процессы, такие, как память, внимание , мышление, речь, воображение, а также мелкую моторику руки и усидчивость. Справиться с этим дома помогут разнообразные развивающие упражнения для детей 7 лет.


Если вдруг в семье по разным причинам не оказывается возможности посещать с ребенком различные дополнительные развивающие занятия, то родители вполне могут заниматься с малышом дома самостоятельно.

Когда мама занимается со своей крохой, не просто объяснив ему необходимое задание и проверив позже результат, а находится с ним рядом во время занятия, оказывает помощь в трудные моменты, хвалит его за успехи, поддерживает при неудачах и терпеливо объясняет материал, который сложно дается ребенку, малыш начинает очень стараться. Соответственно результат от проведенного занятия будет намного выше, он усвоит гораздо больше информации.


В возрасте 7 лет у детей еще преобладает игровая деятельность, которая с началом школьной жизни постепенно сменяется на учебную. Если родитель, занимающийся с ребенком, будет учитывать этот важный фактор и использовать в своих занятиях игру, то заинтересовать кроху будет намного легче. А если малыш заинтересован, то получаемые им в этот момент знания останутся в памяти намного дольше и полнее.

Используйте в занятиях как можно больше практической деятельности. Например, можно вместе с ребенком приготовить обед. В процессе этой работы вы дадите малышу знания о том, какие существуют столовые приборы и для чего они предназначены, какие ингредиенты будут использоваться, расскажете о правилах безопасности на кухне.





По возможности позвольте крохе проявить фантазию. Закрепите знания о правилах этикета при подаче блюда на стол.

В возрасте 7-8 лет дети очень любят играть в группе. Этот момент является очень важным в организации занятия. Компанию ребенку могут составить не только сверстники, но и родители. Вы можете организовать показ сказки для бабушек и дедушек, используя пальчиковый театр.

Можно вместе с малышом придумать свою собственную сказку, сделать костюмы и необходимые атрибуты из подручных средств и показать ее папе. Это все помогает развивать воображение, фантазию, креативность. Также в кругу семьи можно устроить соревнование по решению логических задач, составлению картинки из паззла, всем вместе разгадывать кроссворды, строить фигуры из конструктора. В такой деятельности результаты малыша могут быть намного выше его родителей.


Разнообразить занятия поможет компьютер, однако стоит сразу оговорить с ребенком время, которое он может за ним провести. Можно использовать его для просмотров обучающих фильмов, решения головоломок в режиме онлайн.

В качестве проверки полученных знаний можно предложить ребенку решение тестов разной направленности. Такие программы автоматически выдают развернутый анализ, что помогает взрослым выявить пробелы в знаниях. Детям такие занятия очень нравятся.



Упражнения для развития логического мышления

  • Игра «Чтение мыслей» . Взрослый или ребенок мысленно загадывают слово. Отгадывающий должен догадаться, что за слово было загадано с помощью наводящих вопросов, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет».
  • Игра «Рифмы». К придуманному слову нужно по очереди называть рифмующиеся слова. Победителем является тот, кто назвал последнее слово. Например, к слову «малыш» рифмующимися словами будут «крепыш, камыш, молчишь». Во время этой игры помимо логического мышления отлично развивается активный и пассивный словарь крохи.



  • Игра «Допиши слово». Первый участник загадывает слово и пишет букву, с которой оно начинается. Следующие участники дописывают буквы по одной перед ней или после, пытаясь догадаться, что за слово имел в виду начинающий. Игра продолжается до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности каждого участника в составлении слова из написанных букв. После этого начинающий говорит всем, какое слово он загадал изначально.


  • Игра «Найди лишнее». Вариаций игры можно придумать множество. Использовать для нее можно практически все, что есть в доме. Как вариант, можно разложить перед ребенком 5-7 овощей, дать ему время рассмотреть их и попросить отвернуться. В это время нужно добавить какой-либо фрукт. После того, как малыш повернется, он должен рассказать о том, что изменилось, что здесь лишнее и почему.



  • Игра «Собери рассказ». Для игры потребуются серии картинок, по которым ребенку необходимо составить рассказ поэтапно. Взрослый выкладывает их перед малышом в произвольном порядке. Задача крохи – восстановить последовательность изображений по смыслу и составить рассказ. Необходимо следить за тем, чтобы дети проговаривали предложения полностью, не теряли смысловую нить истории.


  • Игра «Составь предложение». Ребенку предлагается составить предложение из слов, которые перемешались между собой.


  • Разгадывание детских кроссвордов, игры «Судоку для детей» отлично помогают развивать логическое мышление и умение отвечать на нестандартные вопросы.



  • Игра «Найди отличие». Ребенку предлагается на двух картинках найти 10 отличий. Такую игру можно провести как соревнование, если есть две пары картинок. Задача играющих в таком варианте – найти все отличия как можно быстрее.


  • Отлично справляется с развитием логики составление паззлов . К тому же такие игры помогают развивать усидчивость, внимательность и мелкую моторику руки.




  • Прохождение лабиринтов очень увлекает детей. Такую игру можно предложить в качестве настольной, так и режиме онлайн. Дети с увлечением будут проводить героя по запутанным дорожкам, помогая ему добраться до финиша.
  • Карманные игры-пятнашки.

Занятия для развития памяти

  • Беседы с ребенком о том, как прошел его день . Такие разговоры по вечерам помогут не только уделить ему время, которого так часто родителям не хватает в течение дня, но и развить память и речь. Просите кроху рассказать все в мельчайших подробностях, задавайте наводящие вопросы, уточняйте мелкие детали (какого цвета был мяч, футболка у друга/подруги и т. п.). Поначалу дети рассказывают сбивчиво, несвязно, однако постепенно рассказы становятся более полными, предложения строятся правильно, ребенок сам начинает вспоминать о мелочах, всех деталях и подробностях.


  • Чтение книг и заучивание стихов. Если ребенку пока трудно читать самому, то делайте это вы. Просите его пересказать то, что вы прочитали, высказать свое мнение о прочитанном. Постарайтесь привить любовь к чтению. Если же все-таки это не удалось, то возьмите за правило прочитывать несколько страниц в день с последующим обсуждением. Заучивайте хотя бы по одному четверостишию в день. Помимо того, что вы будете развивать этим память, вы поспособствуете расширению активного и пассивного словаря вашего малыша, развитию его речи.


  • Игра в «Слова». Попросите ребенка запоминать слова, которые вы ему будете называть. Затем скажите 10 слов, можно опираться на определенную тематику (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы). Задача крохи вспомнить и повторить наибольшее количество слов, названных вами. Если семилетний ребенок смог повторить за вами 5 слов, то считается, что у него хорошо развита кратковременная память , 7-8 названных слов говорит о хорошем развитии долговременной памяти.


  • Игры с картинками. Перед ребенком раскладываются от 5 до 10 картинок. После того, как малыш внимательно рассмотрел и запомнил их, ему нужно отвернуться. В это время вы можете убрать 1-2 картинки либо же разложить их в другой последовательности. Задача крохи – назвать каких картинок не хватает или восстановить ту последовательность, которая была ранее.
  • «Парные картинки». Для этой игры берут по несколько пар картинок одинакового размера и обратной стороной. Все они перемешиваются и раскладываются на столе изображениями вниз. Играющие должны поочередно открывать по паре картинок и показывать их другим. Если была открыта пара, то игрок забирает ее себе. Если открыли непарные изображения, то они переворачиваются и кладутся на прежнее место, и ход передается следующему игроку. Победителем становится тот, кто смог собрать самое большое количество парных картинок.


  • Предложите малышу внимательно рассмотреть какой-либо рисунок. После этого переверните его и попросите рассказать или написать на листе в мельчайших деталях то, что он запомнил. Затем снова покажите картинку и проверьте, прав ли он был.


  • Метод ассоциаций хорошо помогает запоминать информацию, которая была преподнесена в хаотическом беспорядке. Научите своего ребенка им пользоваться. Для этого предложите малышу назвать ассоциации к какому-либо слову или помогите ему в этом. Ассоциации могут быть самыми разными, смешными, привычными каждому или понятными только вашему чаду и вам. Этим упражнением вы поможете ему выстраивать взаимосвязи между тем, что необходимо запомнить и тем, что он уже знает и понимает.


  • Обучение игре на музыкальных инструментах, изучение иностранных языков, разучивание танцев – все это не только полезно, но и оказывает большую помощь в развитии ребенка.


Для развития внимательности

Корректурные пробы

Данное упражнение отлично помогает справиться с развитием внимательности у вашего малыша. Суть его состоит в том, что крохе предлагается лист бумаги с напечатанным на нем текстом. Его задача – зачеркнуть какую-то одну, задуманную взрослым букву.


Постепенно можно усложнять задание, добавляя еще какое-либо действие, например, одну букву зачеркнуть, а вторую – подчеркнуть. Если ребенок пока не знает буквы, то можно заменить их какими-либо символами.



Шпионы

Поиграйте с малышом в шпионов. Для этого придумайте к каждой букве или цифре определенный шифр – ключ к разгадке. А затем отправьте ему тайное послание, которое он должен расшифровать.


Поиски пропавших

В этом упражнении ребенку на листе бумаги предлагается набор букв, среди которых он должен найти слова на определенную тематику. Например, иодолуквралошкрроалморковьчориавоылолдвоамроаркапустадшвжфпомидорылдыроам. Среди этих букв малыш должен найти названия овощей и вычеркнуть их.

Аналогичное задание можно проводить и с цифрами. В этом случае среди набора цифр кроха должен будет найти какое-то определенное число. Для ребят, которые пока не знакомы с цифрами и буквами, такое задание можно предлагать с различными символами. Здесь ребенок должен будет найти какую-то определенную комбинацию символов.


Театралы

Для этого задания вам необходимо будет подобрать какое-то простое стихотворение с одним или несколькими часто повторяющимися словами. Для начала попросите ребенка выразительно его прочитать. После этого малыш должен будет прочитать его еще раз, но уже с добавлением какого-либо условия, например, одно из часто повторяющихся слов нужно будет говорить очень громко.

Если ваше дитя справилось с этим, то усложните задание, добавив еще одно условие. В случае если кроха еще не умеет читать, то делайте это вы. Он должен будет, услышав определенное слово, к примеру, хлопать в ладоши.


Для развития воображения

Рисунки ладошками

Помимо того, что рисование ладонями и пальчиками отлично стимулирует развитие воображения и фантазии, оно также помогает в развитии мелкой моторики руки и вырабатывает усидчивость у малыша. Для этого предложите крохе раскрасить ладошку в любой понравившийся ему цвет и сделать отпечаток на листе бумаги.

Можно сделать отпечатки двух ладошек рядом. А теперь пусть ребенок пофантазирует и дорисует свой рисунок. Может быть, у него это будет дерево или сказочная птица, а может человечек с большой бородой. Фантазия детей очень богатая. Она обязательно подскажет ему интересный вариант.


Веселые кляксы

Попросите ребенка набрать на кисточку как можно больше краски и капнуть на середину листа большую кляксу. Сложите лист пополам и прижмите. Далее необходимо расправить лист и попросить малыша посмотреть, на что эти кляксы получились похожи. Пусть он дорисует свой рисунок.


Волшебная ниточка

Нитку длиной 30-40 см необходимо обмакнуть в гуашь и положить на лист бумаги, свернуть ее можно как угодно. Сверху накрываем вторым листом и прижимаем. Далее необходимо вытащить нить, придерживая оба листа

Рассмотрите с ребенком получившиеся рисунки и попросите его рассказать, на что они похожи, предложите ему дорисовать необходимые детали.


Злой маг и добрая фея

Вам будет нужно положить перед малышом лист бумаги с двумя абсолютно одинаковыми фигурами. Ему необходимо превратить одну фигуру в злого мага, а вторую – в добрую фею пользуясь цветными карандашами. Пусть кроха пофантазирует и расскажет вам, что мог натворить злой маг, и как над ним одержала победу добрая фея.


В возрасте 7 лет уже очень важно продумывать покупки игрушек или развивающих материалов для своего малыша. Все они должны давать ребенку новые знания о чем-либо.

Очень хорошим приобретением станет энциклопедия, посвященная интересующей ребенка теме. Стремясь узнать как можно больше нового, дети с большим интересом начинают ее читать.

Также в семилетнем возрасте нужно работать над развитием мелкой моторики руки. Замечательную помощь в этом окажут прописи с интересными заданиями в дополнение, раскраски, пластилин, карандаши и краски.

Хорошую помощь также оказывают различные конструкторы, мозаики. Выучите с малышом несколько стишков для самостоятельного выполнения пальчиковой гимнастики.


И самое главное – всегда помните о том, что развитие ребенка во многом зависит только от вас. Не стоит полагаться только на детский сад или школу в этом нелегком деле.

О развивающих играх для детей 6-7 лет смотрите в следующем видео.

Продолжаем развивать координацию и равновесие, усложняя упражнения комплекса, применявшегося в более раннем возрасте.

Для разминки ребенок ходит по кругу под маршевую музыку, согласуя движения с музыкальным ритмом. Затем начинаются упражнения в другом музыкальном ритме. Из предложенных ниже упражнений можно вместе с ребенком «составить» несложный и очень полезный танец под выбранную вами музыку.

— И. п. (исходное положение): стоя, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть голову направо, поднять правое плечо, 2 — вернуться в И. п., 3 — то же в другую сторону, 4 — вернуться в И. п.

— И. п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе. 1-8 — повернуть голову направо, сделать круг головой, 9-16 — то же в другую сторону.

— И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. 1 — поднять оба плеча, подняться на полупальцы, 2 — вернуться в И. п.

— И. п.: 1 — правая рука на поясе, 2 — левая — то же, 3 — правая — к плечу, 4 — левая — то же, 5 — правая — вверх, 6 — левая — то же, 7-8 — хлопки над головой, 9-18 — действия выполняются в обратном порядке плюс хлопки по бедрам.

— И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 — наклон вперед с вытягиванием правой прямой руки вперед, 2 — вернуться в И, п., 3 — наклон вперед с вытягиванием левой прямой руки вперед, 4 — вернуться в И. п.

— И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 —наклониться в правую сторону, поднимая левую руку через верх вправо, поставить правую ногу на каблук, 2 — вернуться в И. п., 3—то же в левую сторону, 4 — вернуться в И. п.

— И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — повернуться направо, присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2 — вернуться в И. п., 3—то же в другую сторону, 4 — вернуться в И. п.

— И. п.: ноги на ширине плеч, руки прямые в стороны, 1 — согнуть, поворачиваясь немного вправо, левую ногу, локтем правой руки коснуться левого колена, 2 — вернуться в И, п., 3 — то же с поворотом влево, 4 — вернуться в И. п.

— И. п.: стоя, ноги вместе, в руках как будто скакалка. Выполнять прыжки в такт музыке сначала на двух ногах, затем на правой, потом на левой, руками имитируя движения скакалкой.

— И. п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 — маршируя на месте, поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 — маршируя на месте, опустить руки, сделать выдох.

— И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3 — волнообразные движения правой рукой перед собой, 4 — хлопок, 5-7 — то же в другую сторону, 8 — хлопок.

— И. п.: сидя на полу, ноги вместе, вытянуты, руки в упоре сзади. 1 — поднять правую ногу, 2 — согнуть ногу в колене, поставить за левой ногой у бедра, 3 — поднять правую ногу вверх, 4 — вернуться в И. п., 5-8 — проделать то же левой ногой.

— И. п.: сидя на полу, ноги вместе, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. 1 — поднять правую ногу, выпрямить ее в колене, наклонить голову вправо, 2 — опустить правую ногу, поднять левую, голову налево.

— И. п.: сидя на полу, ноги врозь, вытянуты, руки согнуты в локтях. 1-8 — продвижение вперед поочередно то с правой, то с левой ноги, 9-16 — то же назад.

— И. п.: стоя на коленях, руки вверх. 1-2 —наклон вправо, 3-4 — наклон влево, 5-6 — наклон вперед, руки назад, 7-8 — вернуться в И. п.

— И. п.: стоя на четвереньках. 1 — низко опустить голову, прогнуть спину вверх, 2 — поднять голову, прогнуть спину вниз.

— И. п.: лежа на животе, руки под подбородком, локти в стороны. 1-2 — согнуть правую ногу, отводя колено в сторону, 3-4 — вернуться в И. п. То же самое проделать левой ногой.

Упражнения и игры для развития равновесия и координации движений у детей 6-7 лет

В старшем дошкольном возрасте особенно важны занятия, формирующие координацию движений и чувство равновесия.

— Подниматься на носки с близко стоящими ступнями ног.

— Приседать на носках с прямой спиной.

— Отводить и приставлять вперед, в сторону, назад одну ногу с опорой на другую ногу, руки на поясе.

— Поднимать одну ногу с опорой на другую.

— Запрыгивать с поворотом в лежащий на полу обруч и выпрыгивать из него с поворотом.

— Стоя но одной ноге, выполнять различные движения руками.

— Развести руки в стороны, плавным движением вытянуть прямую ногу вперед, в сторону, назад и вернуть в исходное положение. Повторить движение другой ногой.

— Поднять согнутую в колене ногу, развести руки в стороны, задержаться в этом положении на 3-4 секунды, вернуться в исходное положение. Повторить для другой ноги.

— Поставить ступни одна перед другой на прямой линии и выполнять из этого положения повороты головы и туловища.

— Поставить ступни одна перед другой на прямой линии, подняться на носки и выполнять повороты головы, туловища, различные движения руками.

— Стоя на носках с закрытыми глазами, выполнять повороты головы и различные движения руками.

— Ходить спиной вперед.

— Ходить, выполняя резкие повороты на 180 градусов.

— Стоя на одной ноге, развести руки в стороны, согнуть свободную ногу в коленном и тазобедренном суставах и достать коленом лба.

— Ходить по прямой линии, ставя ноги четко одна перед другой (для этого необязательно рисовать на полу линию, достаточно уложить веревку или толстую яркую нитку). Можно усложнить упражнение, расположив на прямой препятствия, которые необходимо перешагивать, не отклоняясь от движения по прямой после препятствия.

— Ходить с выпадами: сделать шаг, остановиться, согнуть ту ногу, которая впереди, а ту, что сзади, отвести назад, сделать несколько пружинящих приседаний, выпрямиться, повторить для другой ноги.

— Выполнять «Ласточку»: развести руки в стороны и, стоя на одной ноге, другую отвести назад, наклонившись при этом телом вперед. В этом положении задержаться на 3 секунды, после чего вернуться в исходное положение и повторить, сменив положение ног. «Ласточку» можно усложнить, меняя положение ног прыжком. — Поднять правую ногу назад и ухватить ее правой рукой. Вытянуть левую руку вверх и слегка назад, выгнуть корпус. Повторить 2 раза, затем переменить положение: взять левой рукой левую ногу и поднять правую руку.

— Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поднять правую ногу, сгибая ее в колене и скользя стопой по левой ноге. Колено при этом движении направлено вправо. В конце движения подошва правой ноги должна упереться в бедро левой. Вытянуть прямые руки в стороны. Медленно поднять руки так, чтобы ладони соприкоснулись на макушке. Задержаться в этом положении на 10 секунд. Сменить положение ног: поднять левую ногу и скользить ею по правой ноге. Повторить упражнение 2 раза.

— На прогулке, стоя на бордюре (бруске, бревне) на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед вверх.



 

Возможно, будет полезно почитать: