Йога Айенгара - что это такое? Айенгар-йога. О женской практике

С раннего детства у меня была естественная склонность к йоге. С трехлетнего возраста я пыталась подражать практике моего отца, Шри Б.К.С. Айенгара. Еще маленькой девочкой я заболела нефритом (воспаление почек), и меня госпитализировали. Через три недели выписали с длинным списком лекарств, которые нужно было принимать. Для моего отца это был трудный период в жизни, и он не мог позволить себе покупать дорогостоящие лекарства. Вместо этого он мне рекомендовал практиковать асаны для улучшения здоровья. Каждый раз, когда я ходила на прием к врачу, тот говорил, что мне лучше и что я должна продолжать принимать лекарства. Конечно, он понятия не имел, что лекарства тут ни при чем и что мое здоровье улучшалось благодаря занятиям йогой.

Где-то через год мой отец взял меня с собой к его гуру, Шри Т. Кришнамачарье, в Майсор. Мы два дня ждали, чтобы он нас принял, и, когда мы с ним увиделись, он посоветовал мне практиковать те самые асаны, которые я уже делала на тот момент. Я была слишком юной, чтобы понимать, что существует связь между йоговскими практиками и здоровьем, однако я сама чувствовала, что состояние улучшается. Несмотря на болезнь я все же делала свою практику, так как ощущала, что йога поддерживает меня. Практика была для меня своего рода эликсиром жизни. Мне даже не нравилось куда-то ходить, общаться с людьми, так как я хотела только практиковать йогу и подняться над всеми жизненными проблемами. Моя склонность к йоге была столь сильной, что уже в детстве я говорила, что хочу стать санньясинкой (член ордена, находящегося на самой высокой стадии индуистской ашрамной системы). Однажды, когда мне было семь лет, отец сказал, что он будет демонстрировать асаны и хочет, чтобы я пошла с ним. Я очень испугалась, оказавшись на сцене, хотя и не подала виду. Я просто имитировала все позы, которые выполнял отец. Некоторым казалось невероятным, что я могу их делать. Тело было еще слабым после болезни, но я была очень целеустремленной.

Мой отец ничему меня не учил напрямую; он доносил до меня свое намерение взглядом или действием. Когда появлялись новые движения или вариации, он во время практики присматривался к тому, насколько я поняла их. Он никогда не указывал мне на то, что я делаю неправильно. Вместо этого демонстрировал правильно сделанную позу. Да, я была дочерью учителя, но ко мне никогда не было особого отношения на его общих занятиях. Он относился ко мне так же, как и к остальным.

Иногда он ставил меня в центр зала, чтобы я демонстрировала асаны. Он это делал потому, что так ему было проще донести что-то до остальных учеников. Благодаря этим демонстрациям я научилась быть более наблюдательной и всегда очень внимательно слушать то, что говорил или объяснял Гуруджи.

Преподавать я начала лет в 13. Я тренировала своих младших сестер, а также других девочек из моей школы для соревнований по йога-асанам между школами. Моя учительница была ученицей Гуруджи, и она просила меня принести фотоальбомы Гуруджи, так как не знала, как выполнять некоторые сложные позы. Это было еще до публикации книги «Свет йоги».

Поступление в колледж совпало с тем временем, когда Гуруджи начал преподавать за границей. Пока он был за пределами Пуны, некоторые его ученики просили меня помочь им в их практике, так что в возрасте 16 лет я уже была признанной преподавательницей йоги и до сих пор преподаю.

За все эти годы я видела множество людей, сумевших поправить здоровье при помощи йоги. Я видела облегчение на их лицах, когда они смогли подняться над своей болью и облегчить страдания под воздействием асан. В асане уму нужно идти внутрь тела, чтобы найти там спокойное место — оттуда будет ощущаться идеальный баланс. Если во время практики ум блуждает, тогда человек полностью не присутствует и не может быть единства. Вовлеченность, взаимопроникновение и способность проникать в суть - необходимые качества для практикующего.

Моя мама умерла, когда я была еще совсем юной, и это был для меня эмоционально трудный период. Очень долго никто из нашей семьи не мог признать, что ее больше нет. Я была старшей среди детей, и на меня легли те обязанности, которые прежде выполняла мать. Мне нужно было делать всю домашнюю работу, а затем еще найти время на свою практику, а также продолжать преподавать йогу в разных школах и колледжах.

Мне было трудно сохранять баланс в жизни, но я обнаружила, что могу сделать все, что решила. Я поменяла свой режим дня - теперь практикующие сами приходили ко мне домой, я перестала ездить к ним и экономила драгоценное время. Йога дала мне мужество и уверенность для победы над трудностями.

Гуруджи - человек, который женился и имел детей, но по состоянию своего ума и по своей природе он совершенный йог. Он много давал своей семье, но вместе с тем сохранял некую дистанцию, создавая для себя баланс. Он всегда был очень тверд относительно той тонкой грани, которая отделяет привязанность от непривязанности. Он предоставил нам свободу - мы могли делать все, что нам захочется, и сами решать что правильно, а что нет.

Гуруджи много страдал от бедности, ему нелегко давалась каждая рупия, которую он зарабатывал преподаванием йоги. Наши семейные финансы часто находились в плачевном состоянии. Помню, меня поразил рассказ о том, как он много миль проехал на велосипеде для того, чтобы провести урок, - вырученных денег хватило ровно на один прием пищи.

Когда Гуруджи впервые приехал в Пуну, он ощутил на себе презрение местных. Многие завидовали его харизме и влиянию и пытались помешать ему проводить занятия, но у него была сильная воля, и он никогда не сдавался.

Куда бы он ни шел, на него сходились посмотреть толпы людей - он мастерски выполнял асаны, и его окружала слава йога, который часто ездил за границу. Он привлекал многих людей - они собственными глазами видели, как йога помогала его ученикам. У него было много оппонентов, однако Гуруджи встречал их всех мужественно, не спорил с ними. Он принимал их поведение как часть человеческой природы и говорил, что если он продолжит быть честным с самим собой, то его не будет волновать то, что кто-то о нем говорит. У него была огромная вера в учение его гуру и в его собственную садхану (практику). Я бы сказала, что Гуруджи был первым йогом, который обратил внимание простых людей Индии на йогу - он вновь открыл ее для них.

Я считаю, что «Йога-сутры» Патанджали - фундамент всего искусства и всей науки йоги. Она состоит всего из 196 сутр, что необычайно для столь обширного предмета, однако в каждой сутре заключена огромная глубина. Патанджали прекрасно описал восемь ветвей йоги, когда сравнил их с лепестками цветка, он сказал, что если даже один из этих лепестков пропустить, то весь цветок потеряет часть своей красоты. Только когда ученик познакомится с определенным методом его гуру и встанет на путь йоги, только тогда истинный смысл «Йога-сутр» Патанджали проявит себя.

Даже «Хатха-йога Прадипика» гласит, что перемены должны идти изнутри, так как каждая перемена должна быть взаимосвязана и каждая трансформация должна быть полностью переварена, прежде чем можно будет двигаться дальше. Гуруджи следовал этой инструкции и наставлял меня на этом пути.

Кришнамачарья показал этот путь и Гуруджи. И Гуруджи, как преданный ученик, шел по этому пути, полностью в него погрузившись. Таким образом истинный смысл каждой сутры, со всей ее глубиной, проявился пониманию Гуруджи. Он видел теоретический смысл каждой сутры, но также имел и свой собственный опыт. Он обнаружил связующую нить между Патанджали и собой.

Мое собственное определение йоги? Йога - это ограничение ментальных модификаций, что является результатом ограничений, вызванных контролем чувства восприятия, движения мышц и нервов, колебаний ума и переносом сознания «я» в место, где никакого индивидуального «я» не существует. Согласно теоретическим объяснениям шастр, цель йоги - самадхи (целостность, завершение), но я думаю, что истинная цель залегает глубже - там, где существует чистое бытие. Цель йоги, как я ее вижу, заключается в том, чтобы в конечном счете добраться до внутреннего прибежища вечной истины. Путь к этому связан с долгим процессом трансформации.

Посредством упорной практики йоги человек разовьет в себе сострадание, терпение, чувствительность, удовлетворенность, силу, веру и непривязанность - любое из этих качеств можно рассматривать как достижение на пути к обнаружению внутреннего бытия.

Гита Айенгар - дочь и ученица Б.К.С. Айенгара, передающая нам древнюю традицию, которой учит Гуруджи. Имя Гиты Айенгар стало известно в России благодаря выходу книги «Йога для женщин» (или «Йога - драгоценность для женщины»), благодаря которой тысячи женщин смогли открыть для себя сбалансированную и грамотно построенную практику. Сегодня Гита - а ей cкоро исполнится 70 лет - продолжает вести занятия в Пуне, обучая сотни учеников медитации и пранаяме.

Вспоминает ученица Гуруджи и Гитаджи, Елена Ульмасбаева:

Гита Айенгар - женщина-брахмачари, всегда ходит в белом и не носит украшений. Ее взгляд направлен внутрь, такое впечатление, что она не слишком вовлекается в происходящее вокруг нее. Наверное, такими должны быть монахини, живущие в миру и посвятившие себя Богу. В ее глазах глубина и опыт. Многие считают ее суровой, наверное, потому, что она молчалива, но видит всё и всех, многие ее даже боятся.

Я думаю, что именно этой передаче, этому служению она и посвятила свою жизнь, отказавшись от радостей женской участи. В традиционном индийском обществе главная цель в жизни женщины - это служение мужу и рождение детей (именно в такой последовательности). В то время, когда Гита была молодой, трудно было представить сочетание семейной жизни с постоянным преподаванием перед толпой учеников из разных стран, не только женщин, но и мужчин. Индийское общество еще лет 30 назад было довольно строго регламентировано. Мы можем только догадываться, что послужило истинной причиной того, что Гита выбрала для себя этот нелегкий и, по-моему скромному мнению, порой скорбный путь. Но также мы можем и восхищаться этой жертвой, которая обернулась великим благом для миллионов практикующих йогу Айенгара, потому что никто не передает этот метод так, как она. Я склоняюсь перед Вами в глубоком поклоне, Гитаджи.

Сегодня в нашем обществе интерес к йоге постепенно растет, появляются все новые и новые книги, статьи, видеопрограммы по обучению. Главным недостатком многих современных материалов для обучения является потеря связи с настоящей, ортодоксальной, традиционной йогой. Поэтому, если подходить к изучению йоги более углубленно, необходимо найти гуру (учителя) или материал, изложенный настоящим учителем йоги.

Гита Айенгар: кто она?

Таким учителем сегодня является Гита Айенгар, ее имя широко известно всем, кто когда-либо занимался или интересовался йогой. Гита Айенгар – дочь и ученица Б.К.С. Айенгара, прославленного на весь мир гуру. Гита Айенгар передает нам все традиции йоги, которым учит нас ее великий отец.

Йога Айенгара на сегодняшний день является самой популярной из всех многочисленных разновидностей йоги в мире. Книга Айенгара «Свет жизни: йога» является сегодня одной из ценнейших работ, посвященных технике выполнения йоги, доступной даже для начинающих. Эта книга подарит любому незабываемое путешествие внутрь себя самого, позволит преодолеть путь от тела человеческого к душе.

Следует отметить, что по всему миру находятся специализированные центры йоги Айенгара, насчитываются тысячи учителей этого направления, но только 3 учителя во всем мире считаются носителями истинной, ортодоксальной йоги Айенгара, среди них (этих учителей) и его дочь – Гита Айенгар.

Гита никогда не покидает Индии в силу вековых традиций, поэтому учиться йоге у нее можно только там, в Индии. Именно поэтому книга Гиты Айенгар «Йога для женщин» воистину является бесценным даром для человечества.

Книга "Йога для женщин" Гиты Айенгар

По рекомендациям, изложенным в данной работе, йогой может заниматься каждый, независимо от пола, каждый, кто стремится изучить и усвоить это древнейшее учение. В данной книге целые разделы посвящены женским проблемам – заболеваниям, беременности, родам, менопаузе. Мужчины также могут освоить технику йоги по этой книге, здесь приводится классическая техника выполнения поз, одинаково применимая как для мужчин, так и для женщин.

Для начинающих данная книга будет особенно полезной – в ней детально изложены все правила и техника выполнения асан, разработанные специально для новичков. Кроме того, в книге даны подробные описания выполнения асан новичками в особенных случаях – при беременности, болезни и т.д.

Гита Айенгар в своей книге тщательно разработала все техники применения подручных и вспомогательных материалов при выполнении асан, что делает ее работу максимально адаптированной под условия современного цивилизованного мира. В ее работе описание применения различных приспособлений и вспомогательных материалов позволяет нам освоить наиболее сложные позы, которые человек выполнить самостоятельно не сможет.

При прочтении книги у новичка в йоге, возможно, возникнут трудности терминологического направления. Они связаны со спецификой описания техники выполнения асан. Ответ на свои вопросы ищите в практике, а не в словесном объяснении. Также трудности такого характера часто возникают из-за того, что Гита Айенгар описание многих асан приводит на родном языке йоги – санскрите.

Тем не менее, книга Гита Айенгар на сегодняшний день признана лучшей книгой, раскрывающей суть этого древнего учения. Она рекомендована как тем, кто только знакомится с йогой, так и тем, кто уже довольно далеко продвинулся в понимании философии йоги. Она написана удивительно живым языком, который будет понятен и подростку, и умудренному опытом пожилому человеку.

Дополнительно предлагается ознакомиться с йогой Айенгара по следующим видеофайлам:

Гита Айенгар скоропостижно скончалась в результате сердечного приступа на 74 году жизни. Она была дочерью и преданной ученицей Б.К.С. Айенгара, основателя Айенгар-йоги.

По его указанию она составила книгу «Йога: Жемчужина для женщин», в которой подробно описала особенности практики для женщин, составила инструкции к выполнению асан и объяснила важность следования 8 ступеням йоги - яме и нияме.

Здесь мы приводим несколько коротких напутствий из этой книги.

О четырех путях самореализации

Имеются четыре пути, ведущие к самореализации: (1) путь знания, (2) путь действия, (3) путь преданности и (4) путь йоги. Хотя эти пути разные, они стремятся к одной цели.

Путь знания дает возможность отличать добро от зла, выбирать правильную линию поведения, видеть различие между пракрити (природой) и пуруша (индивидуальной душой), достичь самореализации и единения с Богом.

Идущий по пути действия о тдает должное служению человечеству и Бог у. Добрые дела и исполнение долга ведут к освобождению.

Посвятивший себя преданности видит присутствие Бога во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Преданный (бхакта) полон любви ко всему живому и достигает освобождения с именем Бога на устах.

Следующий по пути йоги упражняется в умении следить за изменениями своего состояния, стремясь к внутренней стабилизации, с тем чтобы через постижение собственной сущности, приобретающей кристальную ясность, постичь Бога .

О правде

Говори правду, говори то, что приятно, но не говори неприятную правду или приятную ложь; так учит религиозная традиция, говорится в Махабхарате. Солгавший более ядовит, чем змея. У языка нет костей, он может извиваться как угодно, поэтому нуждается в контроле. Иначе не узнать, в какой момент он отклоняется от истины.

О важности прощения

Одно из качеств йогина - умение прощать врагам, причинившим ему физические или душевные страдания; оно напоминает наставление Христа своим ученикам: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую.

О предназначении женщины

Материнство - предназначение женщины. Это не простое физическое состояние, а состояние божественное. Материнство украшает ее такими священными атрибутами, как любовь, самоотверженность, преданность, терпимость, доброжелательность и упорный труд.

О влиянии йоги на характер человека

Практика йоги оказывает колоссальное воздействие на характер человека и придает ему моральную и интеллектуальную силу. Отношение к жизни становится более положительным и терпимым. Гордость и эгоизм искореняются, и вместо них вселяются смирение и скромность. Человек становится более вдумчивым и проницательным, а его ум - более ясным. Все это настраивает на созерцание.


Фото: homepractice.ru fuerteconyoga.com iyengarhomepractice.wordpress.com

Гита Айенгар не проявляла интереса к йоге до тех пор, пока не заболела нефритом. Лечение лекарствами не приносило облегчения, и тогда отец поставил Гиту перед выбором: или заниматься йогой, или жить в ожидании конца. Десятилетняя девочка выбрала первый вариант и с тех пор не представляля своей жизни без занятий йогой.

Айенгар йога принимает во внимание то, что тело и организм женщины зависят от ежемесячных циклов. Менструация и ее правильное протекание – это показатель здорового состояния ума и тела. К таким проявлениям женственности нужно относиться с большим уважением, причем не только женщинам, но и мужчинам. Например, в Индии женщина освобождается от любых обязанностей по дому на время менструации.

Практикующая йогу женщина должна строить свои в соответствии с менструальным циклом. Если в обычные дни вы выполняете стоя (вытяжение вперед, прогибы назад, скручивания в стороны и перевернутые позы), то в критические дни избегайте перевернутых поз, поскольку они препятствуют нормальному выходу выделений из организма. Согласно Аюрведе, здоровье сохраняется только когда организм избавляется от всего, что является отходами: пот, моча, газы, фекалии и менструальная кровь. Поэтому избегайте выполнять асаны Ширшасана (стойка на голове) и Сарвангасана («поза свечи», или стойка на плечах), чтобы не задерживать все ненужное в организме.

Эти асаны можно начинать практиковать сразу по завершении критических дней, а вернуть матку в нормальное состояние помогут асаны Баддха Конасану, Упавишта Конасану и Супта Конасану. Женщины, желающие забеременеть, должны непременно выполнять асаны Ширшасану и Сарвангасану, чтобы защитить себя от непроизвольного выкидыша и создать внутри себя благоприятную среду для наступления .

Айенгар йога охватывает всю жизнь женщины, не ограничиваясь периодом менструаций и беременности. Значительный раздел посвящен периоду менопаузы. Зачастую женщины, вступившие в менопаузу, не понимают больше своего тела, которое внезапно отказывается их слушать: усиливаются приливы, повышается кровяное давление, возникает внутренний жар, все члены становятся деревянными. В этот момент многие дамы перестают делать самые главные асаны, которые, по их мнению, и вызывают это состояние.

В такой ситуации нужно поступать совершенно другим образом. Ни в коем случае нельзя игнорировать выполнение асан Ширшасану и Сарвангасану, более того, нужно проводить в перевернутых позах не менее 10-15 минут каждый день, только это поможет от проблем с репродуктивной системой.

Айенгар йога призывает женщин быть более внимательными к своему телу и с почтением относиться к своей женственности: отдыхать во время менструации не только душой, но и телом, прислушиваться к себе и не пренебрегать асанами, полезными для женского здоровья. Однако учтите, что не стоит выполнять сложные асаны йоги, начните с простого и обязательно получите консультацию специалиста в этой области или посоветуйтесь с лечащим врачом.

Много веков доступное лишь индийским аристократам, в наши дни переживает новое рождение. Около 100 лет назад для европейской цивилизации начали открываться секреты искусства, с помощью которого можно усовершенствовать дух и тело.

Одно из современных направлений классической хатха-йоги названо именем его основателя Шри Б. К. С. Айенгара, посвятившего более 60 лет практике, обучению людей и усовершенствованию авторской школы Айенгара йоги.

Особенности и история

В начале своего пути, занимаясь йогой, Б. К. С. Айенгар практиковал традиционный динамичный стиль, направленный на развитие физической силы. Однако проблемы со здоровьем нацелили его на поиск метода занятий, доступного не только молодым, физически развитым и здоровым ученикам. За семь десятилетий практики и преподавания методы классической йоги были на собственном опыте переосмыслены, систематизированы и адаптированы для людей, имеющих проблемы со , ранее не практиковавших йогу, и преклонного возраста.

Важно! Медитация помогает наладить работу нервной системы, сердца, органов пищеварения.

Исследования доказали терапевтический эффект Айенгара йога, обосновали, что это такое направление, которое позволит восстановить и оздоровить организм человека в любом возрасте. Особенностями школы Айенгара, которые позволяют начать и успешно освоить практику людям любого уровня физический подготовки, возраста и состояния здоровья, являются:

  • Более статичная практика и длительное нахождение в позе.
  • Выравнивание тела и сознания в асане.
  • Точное выстраивание позы, индивидуальный подход.
  • Использование в занятиях вспомогательных предметов, помогающих телу принять правильное положение в асане.
  • Подробное объяснение порядка вхождения и выхода из асаны.
  • Длительное нахождение и плавная смена поз.
  • Постепенный переход от простых асан к более сложным по мере развития физических способностей практикующего.
  • Концентрация внимания на дыхании и собственном теле.
  • Чередование практики групп асан по неделям, что позволяет закрепить в мышечной памяти полученные навыки.
Айенгара йога для адаптирует с учетом особенностей женской анатомии и позволяет выполнять их во время и .

Знаете ли вы? Жак-Ив Кусто был знаменит не только как океанограф, изобретатель, но и как ныряльщик рекордсмен. В своих тренировках он использовал йогу.

Кому подойдет

Один из базовых принципов метода - доступность Айенгара йога для начинающих. Данный стиль подходит практически всем:

  • людям со слабым здоровьем;
  • ранее не практиковавшим йогу;
  • без подготовки, ;
  • имеющим проблемы со здоровьем и желающим их исправить.
О травмах, хронических заболеваниях и других проблемах со здоровьем необходимо рассказать тренеру.

Постепенное освоение асан от простого к сложному позволит избавиться от недугов, связанных с застойными явлениями, малоподвижным образом жизни, стрессом и другими факторами.

Польза и эффект от занятий

Если вы хотите усовершенствовать тело и успокоить разум, йога по методу Айенгара - лучший путь к такому результату. Цель занятий:

  • Тренировка и усиление глубоких , стабилизирующих тело и внутренние органы.
  • Улучшение и подвижности .
  • Улучшение равновесия, контроля за телом.
  • Улучшение формы тела, фигуры.
  • Устранение мышечной асимметрии.
  • Профилактика стресса и нервных расстройств.

Йога Айенгара для начинающих

Желающим освоить следует подготовиться к занятиям. Для полноценных тренировок будут необходимы специальные аксессуары и удобная одежда.

Экипировка

Для занятий понадобится:

  • костюм;
  • удобная сменная обувь;
  • коврик;
  • полотенце;
  • блоки, пледы, подушки, стулья, другой вспомогательный инвентарь.
Для занятий лучше выбрать облегающую трикотажную одежду, которая не будет стеснять движений, из хлопка с добавлением синтетического волокна. Хлопок позволит телу дышать, а синтетические волокна придают материалу эластичность и долговечность.

Важно! Специфика йоги предполагает концентрацию, поэтому цвет одежды не должен отвлекать внимание и бросаться в глаза. Каждый цвет несет определенную энергетику, оранжевый придает сил, сиреневый настраивает на размышления, таким образом правильно подобранный цвет костюма может помочь в тренировке.

Стоит избегать заклепок, молний, пуговиц и других декоративных элементов, которые могут давить и натирать .
Идеальный вариант - лосины и футболка или топ по фигуре. Преимущество прилегающей эластичной в том, что она не будет мешать при выполнении скручиваний, наклонов и других асан. Также тренер будет видеть правильность положения коленей и других сустав. Женщинам необходим топ или для поддержания груди.

Занятия проводят босиком, но для перемещения по клубу нужная сменная обувь.

Для занятий понадобится коврик для йоги. Изготовленный из прочной вспененной резины, он позволяет комфортно расположиться на полу. Размеры 60 х 170-190 см. Для удобной транспортировки коврик приобретают вместе с чехлом или ремнем-стяжкой.

Йога по методу Айенгара предусматривает использование пледов и подушек во время , а также блоков, валиков, полотен, ремней и других приспособлений для практики асан.
Этот инвентарь, как правило, есть в школах, где практикуют йогу Айенгара.

Техники медитации

Айенгар не отделял медитацию от остальной практики и жизни в целом, считая осознанность их неотъемлемой частью.

Цель медитации - достижение осознанности. Ей обучаются, практикуя:
  • асану, концентрируя внимание на работе тела, связок и мышц.
  • пранаяму - технику дыхания, ее осваивают отдельно от асан.
Освоение техник медитации происходит также постепенно, от простых к сложным.

Позы йоги

Асана - искусство расположить тело в определенной позе, собрав как единой целое тело, мысли и дух. Особое внимание йога Айенгара уделяет асанам, выполняемым стоя.

Это база, освоив которую новичок сможет подготовить тело и дух и перейти к более сложным упражнениям.

Сначала ученик осваивает простые позы и техники дыхания, переходя к более сложным по мере того, как его тело становится сильнее и гибче, а концентрация внимания более глубокой.

  • Главный принцип - ненасильственное, мягкое воздействие практики на организм. Не стоит спешить и загонять себя во временные рамки, ставить задачи сесть на шпагат через месяц. Результата можно добиться, только позволив телу развиваться естественно.
  • В йоге Айенгара важен индивидуальный подход, для чего разговаривайте с тренером о своих ощущениях. Чтобы описать свои ощущения, нужно прислушиваться к организму, чувствовать себя во время тренировки как единое целое, осознанно и без насилия выполняя асаны.
  • При месячных или беременности нужно поставить тренера в известность, так как практика в этот период имеет свои тонкости.
  • При простудах и ОРВИ лучше остаться дома, не стоит насиловать свой организм и распространять инфекцию.

Важно! Переосмысление поз классической йоги, использование вспомогательных приспособлений позволяет ученикам достигать правильного нахождения в асане, независимо от уровня подготовки и состояния здоровья.

Индивидуальный подход, щадящий режим занятий, правильная проработка асан помогут начинающим улучшить здоровье, усовершенствовать тело и разум.



 

Возможно, будет полезно почитать: