Какие личностные качества отличают спортсменов. Как развить сильный, твердый характер лидера

Министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“САРАТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА”

Твердость характера спортсмена и результативность спортивной деятельности

Методическая разработка

Исакова МУЯСАРА Исматовна , методист ГБПОУ «СОУОР»

Педагог-психолог ГБПОУ «СОУОР»

Преподаватель ГБПОУ «СОУОР»

Саратов 2013

Аннотация ………………………………………………………………….. 3

Введение ……………………………………………………………............. 4

Основная часть. Твердость характера спортсмена и результативность спортивной деятельности ………………………………………………………… 5

Раздел 1. Понятие «твердый характер» …………………………………. 5

Раздел 2. Влияние спорта на формирование характера ……………….. 11

Раздел 3. Воля и характер. Волевые черты как важные составляющие твердого характера ………………………………………………………………. 20

Раздел 4. Противостояние внешнему влиянию и черты характера ….. 26

Раздел 5. Морально – волевые черты характера ………………………. 33

Раздел 6. Результаты исследований взаимосвязи твердости характера и уровня спортивных достижений спортсмена в Саратовской области ………. 39

Заключение ………………………………………………………………… 48

Список литературы ……………………………………………………….. 49

Приложение 1. Рецензия на методическую работу «Взаимодействие тренера и спортсмена» ………………………………………………………….. 51

Приложение 2. Выписка из протокола № от заседания методического совета преподавателей ГБОУ СПО «СОУОР» ……………………………….. 52

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – связь твердости характера спортсмена с результативностью его спортивной деятельности. В работе определено понятие твердого характера и выявлены типология характеров, влияние волевых особенностей, самостоятельности и нормативности спортсмена на результативность его спортивной деятельности.

Методическая разработка может быть интересна преподавателям образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования при подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта, преподавателям курсов повышения квалификации для педагогических сотрудников спортивных организаций, тренерам-преподавателям.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. Особенности характера имеют большое значение в любой деятельности человека, в том числе и в спортивной деятельности, предъявляющей свои требования к индивидуальным особенностям спортсмена. От характера спортсмена зависят как особенности протекания тренировочного процесса, так и итоговая успешность его результатов в условиях конкуренции с другими спортсменами. Описания спортсменов, добившихся высочайших достижений в спорте, включают в себя много характеристик и одним из часто встречающихся описаний характера успешного спортсмена является «твердый характер». Вместе с тем, в педагогической и психологической литературе, посвященной вопросам спорта, данное понятие четко не обозначается, отсутствуют исследования особенностей твердого характера и его проявления в достижении определенных спортивных результатов. Неопределенными являются также составляющие твердого характера и специфика формирования его в спорте. Это препятствует формированию программы подготовки и мероприятий, направленных на воспитание характера спортсмена, наилучшим образом способствующего его успешности в спортивной деятельности, а также не позволяет достаточно четко сформировать методы, позволяющие оценить потенциальную успешность спортсмена. Вышеизложенное и предопределило тему исследования.

Предмет исследования – личность спортсмена.

Объект исследования особенности твердого характера спортсмена.

Цель исследования: определить влияние твердости характера спортсмена на успешность спортивной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Провести теоретический анализ понятия твердости характера и определить его значение.

2. Определить особенности влияния спортивной деятельности на твердость характера.

3. Провести анализ с целью выявления индивидуальных свойств, являющихся составляющими твердого характера.

4. Определить метод оценки твердости характера, провести исследование и оценить особенности достижений спортсменов с разными типами характера.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала и выводах сделанных на этой основе.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для прогноза потенциальной эффективности спортсмена в его спортивной деятельности, а также выявления наиболее важных направлений работы тренера.

1 ПОНЯТИЕ «ТВЕРДЫЙ ХАРАКТЕР»

В литературе можно встретить множество случаев употребления понятия «твердый характер», это же понятие широко используется в общении при описании характера того или другого человека. Когда нам говорят о том, что человек обладает твердым характером, мы интуитивно понимаем, о чем идет речь, т. е. у нас складывается образ человека с определенными чертами и особенностями. Однако, несмотря на широту использования в речи, в научной литературе подобный термин практически не встречается. Поэтому необходимо четко определить что такое «твердый характер», выяснить, как это понятие соотносится с близкими к нему по смыслу и каково его психологическое и научное значение.

Среди встречающихся определений твердого характера можно встретить его понимание как способности долго и упорно трудиться над тем, что ты считаешь для себя важным , как упорного достижения долговременных целей , как способности не поддаваться негативному влиянию, жесткой последовательности, упорства в достижении целей, отстаивание взглядов . Человек с твердым характером не позволяет никому влиять на свои решения; он постоянно находится в контакте со своими потребностями, хотя принимает во внимание и потребности других людей и др.

Анализируя приведенные определения можно заметить, что они акцентированы на двух аспектах, первый из которых имеет отношение к упорству, достижению целей, отдаленных во времени, а второй имеет отношение к сфере убеждений, жизненных принципов и ценностей.

Чтобы объединить эти два аспекта в некоторое единое понимание обратимся к самому понятию твердости. В самом общем понимании твердость – это способность сохранять форму, размер и целостность под внешним воздействием. И, действительно, твердость характера можно определить как свойство характера, проявляющееся в умении человека не поддаваться внешнему давлению. Данное свойство проявляется как в поведенческом плане (сохранении собственного поведения), мотивационном плане (движении к поставленным целям, несмотря на возникающие препятствия), так и в сфере убеждений и ценностей – сохранении собственного мнения независимо от внешнего давления со стороны других людей или в противостоянии собственным сиюминутным желаниям – внутреннее противостояние более важных (но менее приятных в реализации) целей менее важным (но более приятных в реализации). Аналогично тому, как твердое вещество сохраняет свою форму благодаря связи между отдельными атомами, сфера целей, убеждений и мотивов человека с твердым характером остается неизменной, сохраняет свою структуру независимо от наличия внешнего давления и обстоятельств. Чтобы дать более целостное определение понятие твердости характера рассмотрим ряд других понятий, которые являются близкими к нему или считаются противоположенными.

Может показаться, что противоположенным понятию «твердый характер» является понятие «мягкий характер». Однако встречающееся в литературе понятие мягкости характера нельзя считать полностью противоположенным. Мягкость характера обычно определяется как гибкое приспособление к изменяющимся условиям, достижение цели за счет некоторых уступок, нахождение разумных компромиссов (напр. ). Человек, про которого говорят что у него «мягкий» характер не отказывается полностью от реализации целей или от собственных убеждений, а скорее находит некоторый компромисс между требованиями среды (окружения) и собственными желаниями. Данное поведение не является полностью противоположенным, поскольку противоположенным должны являться отказ от собственных целей, изменение убеждений под внешним воздействием. Противоположенным понятию твердости следует считать скорее понятие «бесхарактерность». Бесхарактерный – это человек без твердых правил, убеждений; нетвердый, нестойкий в своих убеждениях; слабодушный; легкомысленный, непостоянный , человек, лишенный внутренней определенности: каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого . Если вспомнить нашу предыдущую аналогию с состоянием вещества, то это скорее «газообразное» состояние структуры убеждений и мотивов, в которой местоположение элементов определяется внешним воздействием. Для ценностной и мотивационной сферы бесхарактерного человека как раз и свойственна подобная организация (вернее ее отсутствие), в которой одна цель легко сменяется через пару минут другой, а мнение по одному вопросу легко сменяется противоположным.

Твердость характера следует отличать от такой его характеристики как сила характера (сила воли). Понятие сильного характера встречается настолько же часто, как и понятие твердости характера. Однако и в этом случае однозначное определение этого понятия в литературе не приводится. В описании сильного характера наиболее часто упоминается наличие устойчивых целей, инициативность, смелость в принятии решений, активность в их реализации, выдержка, мужественность. Говорится о том, что человек, обладающий сильным характером, это тот, кто отстаивает все, что считает правильным, у кого хватает духа высказывать и защищать свои убеждения. Сильными называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям и убеждениям, которые способны преодолеть все обстоятельства и добиться своих целей. Человек с сильным характером способен переубедить других людей, влиять на их убеждения и поведение. Под силой характера понимают энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их .

Если обратиться к самому понятию силы (мышечная сила, сила тока, сила воли, сила трения и т. п.), то из определений мы видим, что данная характеристика связана с интенсивностью и энергией влияния на что-либо. В этом случае сила характера выражается не только в сохранении собственных убеждений и настойчивом движении к уже поставленной цели, но и в решительности, интенсивности усилий по достижению целей, активном отстаивании собственных убеждений, а зачастую и в переубеждении окружающих. Понятие сильного характера, судя по всему, более общее по своему содержанию, нежели понятие твердого характера. Т. о. твердость характера входит в понятие силы характера, и имеет отношение в большей степени к стабильности движения к уже поставленным целям, сохранению сформированных убеждений и принципов.

Достаточно часто твердость характера используют как синоним воли. Поэтому следует особо отметить еще один вопрос – соотношения понятий, имеющих отношение к самому характеру, и понятий, относящихся к волевым особенностям (сила воли, слабоволие и др.). Воля - это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей, это сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели . Данные описания касаются одной из рассмотренных ранее сторон – достижения цели, но не связаны напрямую со сферой убеждений и устойчивостью (твердостью) жизненных установок и ценностей. В структуру характера помимо особенностей, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, решительность и другие волевые особенности человека), также входят многие другие черты, непосредственно не связанные с волевыми особенностями (критичность мышления-некритичность мышления, принципиальность-беспринципность, подчиняемость-властность и др.) Например, отсутствие конформизма безусловно является важной составляющей твердого характера, поскольку напрямую связана со способностью противостоять давлению окружения, однако данную характеристику не относят к волевым особенностям как таковым. Таким образом, сила воли и другие волевые особенности являются важной частью силы характера, но сила характера не сводится только к силе воли.

Еще один аспект, который следует рассмотреть для четкости формулирования понятия «твердый характер» – соотношение понятий жесткость характера и твердость характера. Если обратиться к словарю синонимов понятия жесткости, то обнаруживается, что с таковым связывают преимущественно негативные черты, такие как безоговорочность, властность, нетерпимость, суровость, черствость, резкость, строгость. Жёсткость (характера) также определяют как «способность субъекта противостоять внешним воздействиям» . Однако вместе с тем обычно указывают и негативный аспект: «мера, показывающая уровень грубости в поведении». Говорят: «Для достижения порядка, власти приняли жёсткие меры, это повлекло за собой тяжкие последствия».

Даже если обратиться к синонимичным значениям понятия жесткости, то мы обнаруживаем преобладание негативной окраски. В толковом словаре понятие «жесткий» определяют как твердый, негибкий, грубый, недоделанный; суровый, грубый, жестокий; вызывающий неприятные ощущения; не допускающей изменений . Жесткость характера связана с такими чертами как упрямство, фанатизм, жестокость . Понятие же твердости характера не воспринимается негативно, его связывают преимущественно с проявлением социально-положительных качеств, с поведением направленным на социально – одобряемые (или социально – нейтральные) цели. В некоторых описаниях, которые мы использовали ранее, эта тенденция была достаточно явной: «Человек с твердым характером не позволяет никому влиять на свои решения; он постоянно находится в контакте со своими потребностями, хотя принимает во внимание и потребности других людей» .

Итак, жесткий характер связан с чрезмерной эгоистичностью поставленных целей и отсутствием какого-либо соотношения с интересами других людей. Однако можно высказать еще одно предположение. Когда мы говорили о стабильности ценностей и убеждений, являющейся проявлением твердого характера, мы окончательно не определили, какую степень стабильности таковых следует принимать во внимание. Например, естественно, что каждый человек может менять свои текущие, ежедневные цели и отдельное мнение по не очень значительным вопросам. Но более значимые цели, принципы, этические идеалы – являются составляющими твердого характера. Человек с твердым характером способен отступить от малозначимых целей, с тем, чтобы реализовать более общие и важные для себя принципы. А вот у человека с жестким характером, объем неизменных целей и установок, судя по всему, намного больше. Он не отступает ни в большом, ни в малом. Графически это можно представить следующим образом (см. рис. 1)

Рисунок 1. Соотношение неизменяемых и изменяемых установок при твердом характере и при жестком характере.

DIV_ADBLOCK303">

Итак, рассмотрев представления о твердом характере и близких к нему, можно дать следующее определение твердости характера. Твердость характера – это свойство характера, которое проявляется в неизменности жизненных ценностей, убеждений, этических установок, наиболее значимых целей и в неуклонной реализации поставленных целей (задач) вне зависимости от возникающих трудностей и препятствий.

Перед тем как приступить к следующей части следует пояснить, почему в данном определении используются категории «реализации задач», а не «стремления к целям», каковое использовалось в более ранних формулировках. Твердый характер проявляется не только в действиях как таковых (фацера, т. е. действование), но и воздержании от них (нон-фацера, недействование). Примеры фацеры и нон-фацеры дает нам поведение людей в сложных и экстремальных ситуациях: «я держу подразделение под артиллерийским обстрелом; очень трудно не бежать; и мне трудно, и подразделению трудно, но приходится» . Твердый характер включает и первый и второй тип волевых действий.

Полученные в ходе рассмотрения особенности твердого характера и особенности других типов характеров представлены в таблице (см. табл. 1).

Таблица 1. Особенности типов характера

Бесхарактерность

Мягкий характер

Твердый характер

Жесткий характер

Личные принципы и убеждения

Отсутствуют

Оказывают влияние, но не определяют поведение

Определяют поведение

Социальные нормы и общечеловеческие ценности

Не учитываются

Учитываются

Приоритетны

Не учитываются

Желания других людей

Определяют поведение

Оказывают основное влияние на поведение

Учитываются

Не учитываются

Возникновение внешних препятствий в достижении цели

Отказ от цели

Огибание препятствий, нахождение альтернативных целей.

Движение к цели или по типу А (огибание, нахождение альтернатив) или по типу Б (уничтожение)

Движение к цели, уничтожение препятствий.

Выводы:

1. Твердость характера – свойство характера, которое проявляется в неизменности жизненных ценностей, убеждений, позитивных этических установок и наиболее значимых целей и в неуклонной реализации поставленных задач вне зависимости от возникающих трудностей и препятствий.

2. Твердый характер включает в себя волевые особенности, но не сводится к ним и включает в себя также ряд особенностей не являющихся прямыми проявлениями воли.

3. Твердый характер представляет собой определенный тип характера, отличающийся от типа характера, называющегося жестким характером. Противоположенностью твердого характера можно считать понятие «бесхарактерность», отражающее отсутствие четких принципов, целей и неумение противостоять внешнему влиянию и обстоятельствам.

2 ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

Спорт сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на особенности характера не однозначно. Более того, многообразие видов спорта обуславливает многообразие форм воздействия на формирование характера. В спортивной психологии и педагогике накоплен достаточно богатый фактологический материал, связанный с тем, какие именно особенности присущи спортсменам с разным уровнем профессиональных достижений, какие особенности присущи новичкам в спорте, какими особенностями характеризуются профессионалы высокого класса. При этом особенности характера и уровень достижений взаимосвязаны между собой. Например, трудности, с которыми сталкиваются спортсмены в ходе тренировок, не только приводят отсеву тех, кто не выдерживает испытаний, но и вырабатывают у спортсменов личностные качества, позволяющие противостоять этим трудностям.

Как деятельность, связанная с ответственностью, требованиями, долгом, спорт развивает личность в целом, способствуя формированию более зрелых жизненных установок и отношения к жизни. И даже более того, на разных этапах профессионального роста спортсмена спортивная деятельность может предъявлять порой неожиданные требования, вплоть до умения общаться с прессой, этичности спортивного поведения, благотворительной деятельности, толерантности к «звездной болезни» на вершине спортивной карьеры. И от того, какие качества сможет выработать и проявить человек на каждом из этапов во многом зависит его дальнейший успех. Так, неумение противостоять «звездной болезни» очень часто приводит к тому, что спортсмен уже меньшее внимание уделяет тренировкам, теряет форму и оказывается психологически неспособен к дальнейшему профессиональному росту и совершенствованию. Отсутствие должной этики, непозволительные действия с точки зрения общественности вполне могут приводить к уменьшению поддержки со стороны болельщиков , которая для многих спортсменов обладает стимулирующим влиянием и, как следствие, к потере результативности, снижению интереса к деятельности и к краху спортивной карьеры в закономерном финале.

Во многих источниках указывается на то, как именно спорт влияет на формирование характера. Так, говорится о том, что спорт развивает настойчивость, упорство, целеустремленность, умение владеть собой. Помимо этого командные виды спорта позволяют развивать чувство солидарности, понимание других, верность. Занятия спортом оказывают влияние на формирование нравственных идеалов и ценностей, развитие гармоничной личности. Однако далеко не всегда авторы отражают специфику влияния именно спортивной деятельности. Действительно, спортивная деятельность развивает многие волевые качества, способствует умению управлять собой, рассчитывать собственные силы и многое другое. Однако и другие виды деятельность также могут предъявлять похожие требования и также направлены на развитие этих личностных качеств, особенностей характера. Поэтому, с целью определить специфику влияния именно спорта на формирование твердого характера, нам следует обратиться к вопросу, чем же отличается спортивная деятельность от других видов деятельности, а так же определить факторы и особенности влияния, не зависящие от этапа профессионального роста, на котором находится спортсмен.

К спортивной деятельности применимы все категории, характеризующие психологическую структуру профессиональной деятельности людей: ее идейная направленность, потребности, цели, мотивы, средства, продукт (результат). Однако существуют и различия. Спорт, как и всякая другая деятельность, предметен и предмет его специфичен. Им является сам человек, занимающийся спортом. Он сознательно овладевает движениями своего тела, перемещениями его в пространстве с помощью собственных усилий. Он развивает необходимые для этого физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и в то же время совершенствует свои психические процессы, психические состояния и свойства. Он развивает свои способности применительно к видам спорта, конкретным упражнениям. Он учится общаться с другими людьми и управлять самим собой в условиях взаимного содействия и противодействия. Во всем этом он стремится познавать самого себя с целью самосовершенствования физического, духовного, профессионального, спортивного. Можно выделить следующие специфические условия спортивной деятельности:

Первое специфическое условие заключается в том, что сущностью спорта является соревнование. Без соревнования нет и спорта. Пользуясь философским термином, можно сказать, что соревнование - атрибут, т. е. неотъемлемый признак спорта. Психологически оно характеризуется стремлением к достижению все более и более высокого спортивного результата в регламентированных правилами условиях борьбы с другими людьми . Данное отличие больше чем другие определяет формирующую роль спорта. Соревнование – это, так или иначе, прямо или косвенно, некоторое противоборство, противостояние. Здесь цели и интересы спортсмена сталкиваются с целями и интересами соперника и они прямо противоположены друг другу. Есть победитель и есть проигравший, компромисс невозможен. Соревновательная деятельность предъявляет требования к спортсмену в плане его умения противостоять, идти к собственным целям независимо от желаний и поведения окружения, не поддаваться на вполне естественное для человека желание найти компромисс, решение устраивающее всех. Т. е соревновательный характер деятельности сам по себе влияет на формирование твердого характера.

Соревновательная сущность спорта оказывает свое влияние и на этико-моральные характеристики личности и их связь с твердостью характера. Необходимость спортсменов завоёвывать первенство в соревнованиях, проводимых по существующим правилам, побуждает спортсменов и тренеров желать в первую очередь победы над противостоящей командой (соперником) путём достижения выигрышных очков, баллов, призовых мест любыми средствами. А «любые» способы, даже с учетом наличия строгих и четких правил, не всегда этичны. Примеры такого поведения всегда были в спорте. Но настоящими спортсменами всегда и все считали только тех, кто не искал сомнительных путей к победе и побеждал честно. Даже в повседневный обиход вошло понятие «неспортивное поведение», как поведение, противоположенное честной борьбе. На наш взгляд подобное неспортивное поведение не является проявлением твердого характера, а является результатом отсутствия убеждений и принципов, т. е., по сути, проявлением бесхарактерности (слабости характера). Соревнование в данном случае является каждый раз некоторой проверкой и испытанием личных убеждений, позволяя не только развивать свои физические и волевые характеристики, но и формировать и укреплять собственные морально-этические принципы.

Второе специфическое условие деятельности в спорте заключается в том, что предметом ее является сам спортсмен, его физические и психологические особенности. Парадоксальность этого условия заключается в том, что спортсмен одновременно является и объектом и самим субъектом этой деятельности. Естественным следствием соединения в спортивной деятельности объекта и субъекта является развитие характеристик, связанных с самообладанием, умением оценивать и в определенной мере контролировать собственное психофизиологическое состояние.

Одновременно с этим, спортсмен является предметом деятельности и для других людей: тренеров, спортивных судей, партнеров по коллективу , спортивных противников и др. Все они и каждый из них оказывают свое влияние на спортсмена, начиная от техники физических и спортивных упражнений, спортивной тактики, отношением к тем или иным аспектам как спортивной, так и вне спортивной жизни, особенностям отношения к другим людям и заканчивая жизненными целями и мировоззрением . Формирование твердого характера связано как с самосовершенствованием, собственным влиянием на свой характер, так и с уровнем квалификации тренера, влиянием коллектива и поведением соперников. От того, насколько реально-преодолимыми будут задачи для спортсмена, каких усилий будут требовать от него во многом и зависит успешность формирование волевых качеств. Насколько развит коллектив, в котором спортсмен находится, какие ценности доминируют в нем, во многом будет зависеть формирование целостного мировоззрения и убеждений, умение прислушаться к совету других или наоборот – не поддаваться негативному влиянию.

В целом, в случае данной специфики, влияние спортивного окружения на формирование твердого характера неоднозначно. С одной стороны – от спортсмена требуется готовность противостоять соперникам, а с другой стороны – спортсмен не подверженный влиянию тренера и не умеющий работать в команде, в командных видов спорта, не добивается каких-либо серьезных успехов.

Третье специфическое условие деятельности в физическом воспитании спортсменов экстра-класса и в профессиональном спорте высших достижений – необычные по интенсивности и длительности физические и психические напряжения. Необычны они потому, что превышают границы повседневных напряжений, нередко бывают предельными и даже запредельными для организма и психики спортсменов. Но они совершенно неизбежны и необходимы в физическом воспитании и тем более в спорте. Это связано с решением задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, развития физических и психических качеств - словом, разносторонним физическим и духовным совершенствованием человека, с повышением тренированности и ростом спортивных результатов. Систематическое и разумное использование необычных напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными для спортсмена. Наличие околопредельных физических и психологических нагрузок развивает в спортсмене упорство, умение терпеть дискомфорт, боль, обучает противостоять собственным желаниям «сдаться», «расслабиться» и развивает умение выполнять поставленные цели.

При этом спортивная деятельность предъявляет свои требования не эпизодически, а постоянно, регулярно. Она вносит серьезные изменения в весь уклад жизни профессионального спортсмена, распорядок дня которого гораздо жестче регламентирован по сравнению с таковым у среднего человека. При этом добиться своих целей спортсмен сможет только если неукоснительно следует ему, обучается рациональному использованию своего времени, противостоя как возможным отклонениям и препятствиям, возникающим в течение дня, так и собственным желаниям сделать себе небольшие «поблажки». Твердый характер в этом случае развивается не только в ходе тренировок, соревнований, но и во внеспортивной жизни спортсмена. Именно благодаря данной особенности спорта, он в наибольшей степени влияет на развитие воли человека. Необходимым условием формирования и совершенствования волевых особенностей является чёткое осознание и принятие перспективных и промежуточных целей.

Воля отчетливо проявляется и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определённых целей и связанных с преодолением препятствий. Спортивные тренировки и соревнования обязательно сопряжены с возникновением разнообразных преград. Проблемы теории и практики волевой подготовки спортсменов привлекают пристальное внимание педагогов – тренеров, специалистов. Над разработкой этих проблем работали многие учёные, среди которых профессор. В его работе определенное значение имеет понятие препятствий. Препятствия – это различные предметы и явления, условия и влияния, с которыми человек сталкивается и которые становятся помехами для достижения им сознательно поставленной цели. Препятствия можно разделить на внешние и внутренние. Внешними препятствиями могут быть: техника спортивных упражнений, тактика, ведения спортивной борьбы, условия, в которых проходят соревнования или тренировка (освещенность, температура, влажность , покрытие стадиона или площадки, своеобразие снарядов, инвентаря и т. п.), действия противника, зрителей, судей и др. Внутренними препятствиями могут быть изменения различных систем организма спортсмена, его функционального и психического состояния. Возникновение внутренних препятствий связано, как правило, со столкновением с препятствиями внешними. Например, бегун, чтобы не проиграть в состязании, вынужден бежать в высоком темпе, предложенном его противником. Действия противника (высокий темп, в данном случае) – препятствие внешнее. Необходимость выдерживать этот темп (преодолевать внешнее препятствие) вызывает изменения в ряде систем организма спортсмена, т. е. утомление. Это утомление осознаётся спортсменом, может вызвать у него сомнение в своих силах, неуверенность в возможности победить, страх поражения, тревогу. Это – внутренние препятствия. Их тоже надо преодолеть, чтобы достичь успеха. Однако здесь следует учитывать, что преодолеваемые препятствия должны быть определенной степени трудности, соответствующей особенностям спортсмена. Одно и то же препятствие, будучи сегодня достаточной по степени трудности, потребует для преодоления от спортсмена значительных волевых усилий и тем самым будет способствовать развитию его волевых качеств, а через полгода, когда уровень подготовленности спортсмена возрастёт, это препятствие станет для него лёгким и преодоление его уже не окажет развивающего воздействия на волю спортсмена. Значит, надо, чтобы препятствия усложнялись в соответствии с ростом подготовленности спортсмена. Степень трудности должна соответствовать задачам развития волевых качеств.

Соколова Ксения. Гимназия №117, Омск, Россия
Сочинение на английском языке с переводом. Номинация Классическое эссе

Extreme sports help to build character, don’t they?

It is said, that doing sports can help you with building your own character. However, while there is a belief, that physical education happens to be, there are also a lot of people, who take another side of this problem.

To my mind, each kind of sport deserves to be respected and extreme sports are not an exception. Firstly, doing such type of sport causes producing adrenaline in your blood, what is a source of exciting emotions and high blood pressure. If you read medical directory, you’ll see there, that appearing of high blood pressure from time to time influences your mind. Your brain starts to work faster, what is the reason for quick reactions and answers. What is more, no matter which sport you do, it’s still a way to create self-confidence. For instance, the majorities of sportsmen have very strong character and solve all their problems just because of their career, which includes trials and errors.

Supporters of the opposite idea are concerned, that extreme sport is deadly-risky and, mostly, it leads to the death. In addition, there is a statement “No one will remind about your strong character and unbelievable stamina at your funeral”.

Despite all these seemingly justifiable reasons I advocate almost for extreme sport and I support the idea of building character. Furthermore, people usually choose extreme sports, such as parachuting, diving or white-water rafting, to improve themselves, so they are informed about possible consequences.

To sum up, I maintain that the life is the one and you should spend it in a very useful way, trying all you want. I mean make all your desires true, which are legalized and don’t contravene the law. No doubt, that extreme sports are hazardous. Just learn about it more before taking part. Otherwise, you won’t be ready for valuable sets of circumstances and won’t be able to fight with your fear.

Говорится, что занятия экстремальными видами спорта могут помочь тебе с созданием своего собственного характера. Однако, наряду с убеждением, что физическое воспитание имеет место быть, многие люди принимают другую сторону проблемы.

Я считаю, каждый вид спорта заслуживает уважение, и экстремальный спорт не исключение. Во-первых, занятие таким типом спорта вызывает выработку адреналина, что является причиной захватывающих эмоций и высокого кровяного давления. Если вы почитаете медицинский справочник, вы увидите, что появление высокого кровяного давление время от времени влияет на ваше сознание. Ваш мозг начинает работать быстрее, что является причиной быстрых реакций и ответов. Более того, не имеет значения, каким спортом вы занимаетесь, это в любом случае является путем для развития уверенности в себе. Например, большинство спортсменов имеют сильный характер и решают все свои проблемы только из-за их карьеры, которая включает в себя взлеты и падения.

Приверженцы противоположной идеи убеждены, что экстремальный спорт смертельно опасен и, в большинстве своем, приводит к смерти. Вдобавок, известно высказывание «Никто не вспомнит о твоем сильном характере и невероятной выдержке на твоих похоронах».

Несмотря на все эти кажущиеся убедительными причины, я полностью выступаю в защиту экстремального спорта и поддерживаю идею о создании характера. К тому же, люди обычно выбирают экстремальные виды спорта, такие как парашютный спорт, дайвинг или греблю на байдарке, чтобы усовершенствовать себя, таким образом они осведомлены о всех возможных последствиях.

В заключение,я утверждаю, что жизнь одна и вам следует провести ее очень продуктивно, пробуя все, что вы хотите. Я имею в виду воплощать в жизнь все свои легальные и не противоречащие закону желания. Всего лишь узнайте об этом больше до того, как принимать участие. Иначе вы не будете готовы ко всем обстоятельствам и не будете в состоянии бороться со своим страхом.

Спорт для детей, наряду с развитием выносливости и силы, является также хорошим воспитанием характера. Спорт помогает малышу стать увереннее, учит командной работе, послушанию, также воспитывает чувство собственного достоинства, он помогает преодолевать собственные страхи. Но не все детки, посещающие спортивные секции, добиваются значительных результатов. Часто причиной тому является неправильно выбранный вид спорта.

Психотип и спортивные занятия

Если знать психотип, к которому относится ребенок, можно порекомендовать спортивные занятия именно под его характер.

К примеру, у детей лабильного типа быстро меняется настроение: эти ребята то живы, добродушны и общительны, то драчливы, вспыльчивы и грубы. Они часто страдают простудами, долго, с рецидивами болеют. Спортом этим детям нужно заниматься с осторожностью, обследоваться у врачей необходимо обязательно, да и без ЭКГ никуда. Соревновательные виды спорта (борьба, теннис) им не рекомендованы, поскольку настраивать их на рекорды нельзя, им нужно заниматься спортом только здоровья ради. К тому же лучше они выступают на промежуточных соревнованиях, а не ответственных.

С осторожностью следует заниматься спортом и детям эпилептоидного типа . Этим детям свойственна мелочная скрупулезность и властность, консерватизм и жажда лидерства. У подростков с таким характером часто встречаются функциональные изменения сердечнососудистой системы. Таких ребят нужно учить расслабляться как психологически, так и физически.

Детки истероидного типа жаждут все время быть в центре внимания, им необходимо почитание, сочувствие. Ради всего этого они готовы даже на шантаж. Тем не менее, они довольно общительны, у них неплохо развита интуиция. Таким детям не желательно отдавать предпочтение соревновательным видам спорта, поскольку они совершенно не умеют проигрывать.

А вот представители шизоидного типа углублены в себя, замкнуты, им тяжело находить общий язык с окружающими, они не способны сопереживать, зато достаточно упорны в желании телесного совершенства. Интереса к коллективным видам спорта у них нет, зато они достаточно охотно занимаются бодибилдингом, шейпингом, плаванием... На состязаниях низкого ранга они показывают не столь хорошие результаты, как на ответственных соревнованиях.

Детки психоастенического типа рассудительны, но нерешительны, склонны к самокопанию. Им свойственны навязчивые страхи, спортивные нагрузки им даются плохо, но поскольку они зачастую обладатели сильных ног, их следует ориентировать на занятия лыжами, легкой атлетикой...


Детки астеноневротического типа вялы, страдают повышенной утомляемостью, склонны к ипохондрии, обычно у них занижена самооценка и плохой сон. Им лучше всего отдать предпочтение оздоровительному плаванию.

Детки сензитивного типа застенчивы, робки, обидчивы, чрезмерно впечатлительны и ответственны. Им будут по душе командные виды спорта, полезны также занятия оздоровительным плаванием. Рекордов от них ждать не приходится, поскольку на соревнованиях они выступают хуже, нежели на тренировках.

Гипертимных детей, которые подвижны, чрезмерно самостоятельны, уверенны в своих силах, отличающихся высоким жизненным тонусом, здоровым сном, направлять в командные спортивные игры не стоит. Они хорошо себя покажут там, где каждый сам за себя.

Дети циклоидного типа апатичны, раздражительны, с нестабильной работоспособностью, склонностью к депрессиям. Лучше всего им планировать спортивные занятия на вторую половину дня, потому как с утра они обычно ужасно вялые. Эти дети непостоянны, они занимаются чем-то до тех пор, пока им это нравится, потому часто циклоид меняет спортивные увлечения.

Конформный тип характера у ребенка говорит о том, что такой малыш будет поступать всегда «как все». Он приветлив, дружелюбен, покладист, однако несамостоятельный и ведомый. Ему самое место в командных видах спорта, такой ребенок будет тянуться за активными и сильными, при этом он никогда не будет нарушать правила игры.

MENSBY

4.8

До мечты и настоящего успеха добираются те, у кого хватает твердости в характере, а слабаки остаются на обочине. Только твердый и сильный характер помогает добиваться в жизни поставленных целей. Как развить более сильный характер и сильную моральную дисциплину?

Характер, от греческого слова "χαρακτήρα", изначально являлся термином, который обозначал знаки, отпечатанные на монетах. В наши дни характер обозначает набор всех качеств, таких как смелость, правдивость, преданность и прямота, которыми обладает человек. Характер, возможно, является самым важным, чем может обладать человек, так как он определяет самую сущность людей. Выработать более твердый характер означает сделать себя более продуктивным человеком в рамках определенной сферы интересов или определенной профессии. В этой статье собраны советы о том, как развить более сильный характер и сильную моральную дисциплину.

1. Знайте, что делает характер твердым. Сила характера складывается из качеств, которые позволяют вам контролировать ваши инстинкты и желания, владеть собой и иметь способность удержать себя от множества соблазнов, с которыми вы постоянно встречаетесь в повседневной жизни. Более того, сила характера – это свобода от предубеждений и стереотипов, и включает в себя способность проявлять и чувствовать толерантность, любовь и уважение к другим людям. .

2. Поймите, почему сильный характер важен для вас и особенно для окружающих:

Твердость характера позволяет вам свободно преследовать ваши цели и одновременно закаляет вашу устойчивость к неудачам. Она помогает вам достигнуть ваших целей.
Твердый характер позволяет вам анализировать и исследовать причины неудач, вместо того, чтобы просто жаловаться на них, как это делают другие люди.
Сильный характер дает вам смелость признать ваши недостатки, легкомысленность и слабости.
Он позволяет вам выстоять при любых изменениях ситуации и продолжать двигаться вперед, не взирая на преграды.

3. Сопереживайте. Самый важный шаг в развитии твердого характера – это научиться сопереживать другим людям, особенно тем, кто слабее вас, и любить других людей, как вы любите себя. Это умение может вам дорого стоить, поскольку вам придется внимательно изучить ваши мотивы, чтобы быть в состоянии сопереживать бескорыстно. Сопереживание отличается от сочувствия тем, что сопереживание требует вашего непосредственного соучастия в жизнях других людей (войдите в жизнь человека и помогите ему очистить путь), в то время как сочувствие подразумевает эмоциональную, но пассивную реакцию без активного соучастия и самоотдачи.

4. Ищите правду. Предпочитайте рассудок обычным эмоциям. Человек с сильным характером исследует все факты головой и не поддается предубеждениям и эмоциям. Разрешайте большинство вопросов только путем рассуждений и избегайте хаос ваших ощущений, понимая, что несмотря на то, что "о вкусах не спорят", рассудок всегда должен побеждать с помощью фактических доказательств и аргументов.

5. Не будьте пессимистом или оптимистом; будьте лидером. Пессимист жалуется на ветер, оптимист ожидает конца бури, а лидер перестраивает паруса и подготавливает их к любой погоде.

6. Остерегайтесь иррациональных побуждений. Аристотель и Фома Аквинский полагали, что существует семь человеческих чувств: любовь и ненависть, желание и страх, счастье и грусть, и гнев. Будучи неплохими сами по себе, эти эмоции часто пересиливают наш интеллект и заставляют нас придаваться неправильным вещам: переедать, иррационально бояться чего-либо, или позволять грусти или гневу поглощать нас. На самом же деле ответ на любой вопрос можно найти только в рациональности решений и в практике хороших привычек, направленных на освобождение от эмоций. Чрезмерные и чувственные аппетиты – это знак слабого характера, в то время как способность задерживать (приостанавливать) вознаграждение и практиковать самоконтроль указывают на силу характера.

7. Будьте довольны тем, что у вас есть (не имитируйте никого). Цените ваши собственные достоинства. Представления о том, что трава всегда зеленее где-то еще, обеспечат вам несчастную жизнь; помните, что это только проекция ваших представлений о том, как живут другие люди. Лучше сконцентрироваться на том, как вы живете.

8. Осмеливайтесь идти на (обдуманный) риск. Если вы избегаете битв, вы лишаете себя и победы, и всех благ, которые с ними ассоциируются. Не будьте трусливы, отчужденны и не уходите от ваших обязанностей, но будьте смелы, чтобы сделать ваш вклад в развитие человечества.

9. Отвергайте любые внешние советы, противоречащие тому, что вы решили сами. Каждым человеком движут их собственные интересы, будь то подсознательно или осознанно. Не заставляйте никого делать так, как вы хотите, но и не разрешайте другим навязать вам их мнение. Понимайте и принимайте тот факт, что разные люди предложат вам разные решения одного и того же вопроса, и что вы не можете угодить каждому. Найдите правильный путь и идите по нему, не сворачивая ни в право, ни влево. Управляйте сами собой и никогда не сходите с правильного пути.

10. Научитесь творить добро и сторонитесь/избегайте зла. Ищите мир и стремитесь к нему искренне. Преследуйте не личные цели, которые топчут нужды других людей, а благородные и достойные мотивы, которые принесут пользу всему обществу. Если вы преследуете ваши личные цели, вы будете ввязываться в конфликты с другими людьми и, в конце, вы обязательно потерпите поражение. Если вы будете трудиться на общее благо, это принесет пользу всем, а вы сможете одновременно удовлетворить и ваши личные цели.

11. Научитесь владеть вашими эмоциями. Не позволяйте ничему, кроме здравого смысла, влиять на ваши повседневные решения и поступки. Часто вам может быть сложно, иногда практически невозможно, не поддаваться эмоциям, но вы можете научиться подавлять их про явлениями и превосходить их, полагаясь на благоразумие и здравый смысл.

12. Не будьте ни расточительным, ни скупым, но найдите золотую середину. Умение найти золотую середину – это знак сильного характера, который может противостоять крайностям.

13. Всегда сохраняйте спокойствие. Спокойствие - это состояние, которое позволяет сконцентрировать и перераспределить ваши расходящиеся мыли и медитировать с выгодой. Размышления ведут к идеям, идеи ведут к возможностям, возможности ведут к успеху. Спокойствие является sine qua non сильного характера. Без спокойствия не существует силы воли. Без спокойствия, желания могут очень быстро загореться, превращаясь в непобедимую страсть и препятствую здравому мышлению. Спокойствие - не враг эмоциям, а регулирующая сила, позволяющая их правильное выражение.

14. Сконцентрируйтесь на позитивных моментах в жизни и не тратьте время на негативные моменты. Однажды врач, к которому пришла молодая девушка, жалующаяся на самые разные болезни и молящая об излечении, сказал ей: "Не думайте о них; это самое эффективное из всех лекарств." Физическую и ментальную боль можно ослабить одним усилием воли, направив мысли в другие русла, или усилить, продолжая думать о ней.

15. Сопротивляйтесь фатализму. Каждый человек несет полную ответственность за собственное развитие и судьбу. Если вы примите фатализм, то есть, если вы будете верить, что судьба каким-то образом предопределена и неизменна, вы отговорите себя от любых попыток улучшить вашу жизнь и ваш характер. Судьба слепа и глуха; она никогда не услышит и не увидит нас. Лучше помните, что исправление ошибок и изменение собственной судьбы в лучшую сторону являются верными шагами на пути к развитию сильного характера и улучшению вашей жизни в целом. Добивайтесь собственного счастья; не ждите, пока что-то или кто-то принесет его вам, потому что этого не случится, если вы не проявите настойчивость.

16. Имейте терпение – чтобы с энтузиазмом установить, преследовать и добиться ваших целей, будь они краткосрочные или долгосрочные: то есть добиться прогресса (успеха). Успех и есть прогресс, а не конечный пункт назначения. Человек с сильным характером не сдастся, когда встретит на своем пути препятствия, но будет настойчив до самого конца и превозможет все препятствия. Научитесь приостанавливать вознаграждения в жизни, научитесь ждать по мере вашего прогресса и поймите, что время может быть вашим другом, что его можно использовать, чтобы учиться и расти. Также знайте, в какие битвы вам стоит ввязываться, а когда лучше отступить; иногда отступить означает принять дар жизни, а не цепляться за тонущий корабль.

17. Победите все страхи. Нерешительность является серьезным препятствием на пути к успеху. Не допускайте в свою жизнь предрассудки, основанные на поверхностных наблюдениях, но принимайте факты, которые основаны исключительно на здравом рассудке. Не закладывайте фундамент на песке, а лучше стройте на твердом камне. Преодолев страх, вы обретете твердость характера, которая позволит вам думать, принимать решения и действовать как истинный победитель.

18. Как садовник должен очищать землю от сорняков, чтобы позволить его саду расти, так и вам следует искоренять все слабые мысли, которые, как сорняки, расшатывают вашу силу. Остерегайтесь чрезмерной эмоциональности и придавайте эмоциям только их истинную значимость. Когда вы замечаете, что вас терзает какая-то подавляющая эмоция, немедленно займите себя чем-нибудь на пятнадцать минут, лучше на час. Многие великие войны лишились жизни из-за того, что они слишком дерзко реагировали на обиды и слишком рано отправлялись в бой против их обидчиков, не имея надлежащей подготовки, действуя крайне вспыльчиво и необдуманно. Научитесь со временем преодолевать подобные слабости, помня, что гнев является распространенным пороком среди людей со слабым характером.

19. Практикуйте спокойствие, осмотрительность, проницательность и благоразумие в бизнесе. Развивайте логическое мышление и используйте его в вашей работе.

20. Будьте правдивы во всем и во всех аспектах жизни. Если вы не правдивы, вы лжете, прежде всего, самому себе, а это непременно скажется на вашем характере.

21. И, наконец, будьте лучше всех, где бы вы ни были, и всегда старайтесь делать все как можно лучше. Упорно трудитесь и избегайте безделья, как чумы. В то же время, научитесь ценить хороший отдых за его способность восстанавливать ваши силы и вдохновлять вас каждый раз возвращаться к вашим хорошим делам.

Советы

Будьте дисциплинированны и контролируйте себя. Бегите от плохих импульсов (включая привычки и поступки, которые вы позже будете сожалеть) – и навязчивого поведения, которые становятся привычкой и деформируют характер.

Будьте человеком своего слова и избегайте искушения лгать; честность поддерживает сильный характер. Также научитесь без страха принимать решения.

Будьте счастливы. Счастье – это здоровье. Счастье дает вам силу преодолеть монотонность и избавиться от скуки в жизни. Оно позволяет вам брать лучшее из любой ситуации. Счастье - это состояние души. Согласно наблюдениям, небогатые люди улыбаются намного чаще, чем богачи с Уолл Стрит.

Выполняйте физические нагрузки, чтобы развить стойкость. Ум и тело взаимосвязаны. Тренируйте вашу физическую стойкость, чтобы укрепить вашу ментальную стойкость.

Будьте хорошим другом. Посвятите себя вашим друзьям и будьте готовы идти на жертвы ради них. Никогда не держите обиду и не обращайте внимания на мелкие инциденты. Живите в гармонии с другими людьми. Не будьте эгоистом: всегда принимайте во внимание интересы других людей.



 

Возможно, будет полезно почитать: