Кто такие бегуны лунг-гом-па. Тибетская система упражнений лунг-гом и практика тумо - энергия воздуха

Многие тайные тибетские практики считаются очень опасными. Известны случаи, когда монахи сходили с ума и даже умирали.

Скороходы Лунг-гом-па

Так называют монахов, способных после длительной духовной и физической тренировки пройти с необыкновенной для пешеходов скоростью сотни километров, не отдыхая и ничем не подкрепляясь в пути. Очевидец рассказывает: «Наш небольшой караван шёл уже седьмой день по плато Тибета, не встретив ни одного человека.


Вдруг далеко впереди показалось чёрное пятнышко, а в бинокль стало видно человека. Передвигался он удивительно быстро и какой-то странной походкой. Человек приближался, и становилось всё заметнее, как быстро он шёл. Проводник-тибетец предупредил, что это лама Лунг-гом-па и что его нельзя останавливать и заговаривать с ним. Лама приблизился, и уже можно было отчётливо различить его бесстрастное лицо с широко раскрытыми глазами, устремлёнными ввысь, на какую-то точку в пространстве.

Лама не бежал. Казалось, будто при каждом шаге он воспарял в воздух и двигался скачками, как упругий мяч. На нём было обычное и довольно потрёпанное монашеское одеяние и тога. Левой рукой, наполовину скрытой одеждой, он держатся за складки тоги. В правой руке был зажат ритуальный кинжал пурба. Лама на ходу слегка заносил вперёд и вверх правую руку с кинжалом, ритмически соизмеряя шаг. Казалось, будто остриём ножа, при опускании его вниз, он касался земли и опирался на кинжал, как на тросточку. Он прошёл мимо, не останавливаясь и, очевидно, не замечая нас, и стал быстро удаляться. Удивляла лёгкость и ритмичность его упругого шага...»

По легенде, готовить скороходов Лунг-гом-па начали в монастырях Тед Нид и Самдинг. Один из героев легенды - лама Ионген Дорджи Паль родился в 1284 году и умер в возрасте 92 лет. Он был могущественным и знаменитым магом, способным создавать иллюзорных двойников - тульпа. И занимался он главным образом покорением злых демонов.



Другой герой - Бутон, родившийся в Тхо Пуг в 1288 году, - известен как автор нескольких исторических трудов. Он объединил все буддийские писания, переведённые с санскрита, в один большой сборник «Ганджур».

Как-то маг Ионген вознамерился подчинить своей воле самого бога смерти Шиндже и заставить его дать клятву не пожирать живых тварей. Желая узнать, действительно ли его друг обладает достаточным могуществом, чтобы покорить ужасное божество, Бутон отправился к нему в сопровождении трёх учёных лам. Когда они пришли, бог Шиндже, откликнувшийся на призыв мага, уже навис над ним своим огромным телом.

Ионген предложил пришедшим: если кто-то из них принесёт себя в жертву богу, тот сотворит благо. Ламы предпочли ретироваться. Бутон согласился пожертвовать собой, если это необходимо для удачного исхода обряда. Тогда Ионген бросил в пасть Шиндже множество тульпа голубей, а с Бутона взял слово, что он и его преемники каждые 12 лет будут совершать в монастыре Шалю церемонию умилостивления бога смерти, приглашая на обряд самого Шиндже и злых духов из различных частей страны. Вот для этого и требовались бесстрашные быстроногие гонцы.

Приступающий к обучению должен был иметь необходимую степень посвящения. Затем несколько лет тренироваться под руководством опытного наставника в многочисленных вариантах дыхательной гимнастики и в упражнениях для развития способностей левитации. Вот одно из них, для «чайников». Ученик садится на большую толстую подушку и делает медленный долгий вдох, как бы желая раздуться. Затем, задержав дыхание, не меняя позы и не пользуясь руками, должен подскакивать и снова падать на подушку. Со временем, в зависимости от способностей и усердия, можно будет подпрыгнуть на ту или иную высоту. Для проверки успехов практиканта роют яму глубиной в его рост.

Над ней сооружают купол с узким отверстием наверху. Испытуемый садится на дно ямы, скрестив ноги. А потом он должен выскочить из неё одним прыжком через отверстие в куполе. Такой финт по плечу только асам.
Добившемуся достаточных успехов монаху разрешают приступить к упражнениям в ходьбе. Сумерки и светлые звёздные ночи создают благоприятные условия для практики и облегчают ходьбу.

Послушник проходит второе посвящение, а его гуру сообщает ему мистическую формулу. Адепт концентрирует внимание на мысленном повторении этой формулы, регулирующей ритм дыхания во время ходьбы, соизмеряя такт шага со словами заклинания. Идущий должен хранить молчание, ни о чём не думать и не смотреть по сторонам. Он должен устремить свой взгляд на какой-нибудь один отдалённый предмет днём или на звезду ночью и не отвлекаться, что бы ни случилось.

В состоянии транса сознание заметно атрофируется. Скороход механически преодолевает препятствия на пути и сохраняет направление к цели, не пробуждая никаких процессов мышления. Методика развивает у адептов исключительную быстроту и ловкость. Тренировка Лунг-гом-па делает их тела такими лёгкими, что они иногда действительно отрываются от земли. «Отличникам» даже приходится носить цепи, чтобы быть тяжелее. Правда, таких считанные единицы.

За право на белую юбочку

В XI веке жил и трудился самый знаменитый учитель Тибета - отшельник Минарепа. Настенные росписи изображают его с поднесённой к уху правой рукой - слушающим таинственные голоса природы. Он всегда изображается сидящим перед пещерой на фоне огромной снежной горы. На нём белые одежды его секты и шнурок аскета. Леопарды, газели и лани смотрят на святого, погружённого в глубокую медитацию...

Невероятные способности к выживанию в экстремальных условиях демонстрируют его последователи. Они зимуют в горах на высотах до пяти тысяч метров без одежды и огня. Их выносливость объясняют знанием учения Минарепы Лунг-тум-мо. Трудно переоценить умение стимулировать внутреннее тепло в столь суровых условиях. Гуру репа (тот, кто носит одежду из бумажной ткани), обучающие этому искусству, хранят свои методы в тайне. Слово «туммо» означает «летучее проникающее пламя». Оно согревает флюид и заставляет скрытую в нём энергию подниматься по нитеобразным протокам цза человеческого тела до самой его макушки. Эта энергия невидима и неуловима. Она постепенно окутывает адепта «сладким покровом божеств» и сохраняет ему жизнь, согревая среди снегов и вьюг высокогорья.

Добиться успехов можно, лишь руководствуясь личными наставлениями учителя. Очень важно предварительно освоить практику дыхательных упражнений; развить способность к интенсивной, доводящей до транса концентрации мысли. Ученики должны отказаться от шерстяной одежды и не приближаться к огню. Кандидаты на звание репа живут в пещерах или специально построенных хижинах отшельниками, не смеют ни с кем видеться, кроме гуру.



Тренируются каждый день, сидя в обычной для медитации позе на голой земле, а на высшей стадии обучения - на снегу или на льду. Начинают занятия с дыхательных упражнений. Вместе с выдохом мысленно извергают из себя гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекается дух Будды и всё, что есть в мире благородного и высокого. Отрешившись от всех забот и размышлений, погружаются в глубокое созерцание и покой. Затем идёт сложная мистическая практика концентрации мысли на мираже огня, мысленно повторяются мистическая формула и упражнения для получения «пламени». При успехе приятное ощущение тепла разольётся по всему телу затворника.

Зимней лунной ночью при сильном ветре ученики вместе с учителем идут на берег потока для проведения необычного экзамена. Если вода скована льдом, пробивают прорубь. Кандидаты на звание репа, полностью обнажённые, усаживаются на землю, скрестив ноги. В ледяную воду окунают небольшие простыни.

Они тут же замерзают. Каждый ученик закутывается в такую простыню - он должен её отогреть и высушить на своём теле. Высохшие простыни снова замачивают в проруби и снова заворачиваются в них. Тот, кто до рассвета высушит на себе больше простыней, объявляется победителем. Ученик должен высушить на себе не менее трёх простыней, чтобы носить юбку из белой ткани - отличительный знак адептов искусства туммо.

Другой способ проверки состоит в испытании снегом. Соискатель на звание репа садится в сугроб. Количество растаявшего под ним снега и величина радиуса оттаявшей окружности вокруг него служат показателями его способностей. А для отшельников - самых больших специалистов в области туммо - экзаменом служит их жизнь на горных вершинах.

«…Второй повстречавшийся нам "лунг-гом-па" не дал нам возможности наблюдать его во время ходьбы. Мы ехали через лес по стране независимых тибетских племен на крайнем западе Ценшуана. Ионгден и я пошли пешком и опередили наш маленький караван. Внезапно за поворотом тропы мы увидели совершенно голого человека. Единственным его одеянием были обвивавшие его тело железные цепи. Он сидел на большом камне и, по-видимому, так задумался, что не слышал, как мы подошли. Мы становились в изумлении. Должно быть, что-то предупредило странного путника о нашем присутствии. Он повернул голову, увидел нас, вскочил, ринулся быстрее лани в лесную чащу и исчез. Еще несколько мгновений до нас доносился замирающий вдали звон цепей, затем наступила тишина.

Это был "лунг-гом-па", - сказал мне Ионгден. - Я уже видел одного такого же. Они носят цепи, чтобы быть тяжелее. Тренировки лунг-гом делают их тела такими легкими, что иногда они отрываются от земли и воспаряют в воздух.

Моя третья встреча с "лунг-гом-па" состоялась в районе Га в стране Кхам. Скороход явился в банальном и привычном образе арджопы с котомкой за плечами. Тысячи ему подобных скитаются по всем равнинам Тибета. Ничего примечательного не было в этом представителе столь многочисленного племени. Такие нищие-бродяги обычно пристают к встречному купеческому каравану или группе состоятельных путешественников, следуя за ними, пока маршрут последних приблизительно совпадает с собственным. Они бредут со слугами за вьючными животными. Но если поклажи мало, и слуги идут на животных верхом, арджопа остаются далеко позади и бредут в одиночестве, пока не нагонят караван на вечернем привале. Это для них не так уж и трудно. Отправляясь в далекий путь, тибетцы как правило, делают короткие переходы. Они выходят на рассвете и останавливаются для привала уже в полдень, чтобы пасти животных и дать им отдых в течение дня.

Труд, затрачиваемый арджопа, догоняющего всадников и небольшая его помощь слугам с лихвой окупаются ежедневным ужином и, от случая к случаю, чашами приправленного "тсампой" чая, предлагаемых ему в качестве милости.

Верный обычаю паломник присоединился к нам. Он рассказал, что жил в гомпа в "Пабонге", в стране Кхам и направляется теперь в провинцию Тсанг. Такой большой переход пешком с остановками в селениях для сбора милостыни, мог затянуться на три-четыре месяца. Но тибетцев долгие странствия нисколько не пугают. Новый наш попутчик шел с нами уже несколько дней, когда однажды утром нам пришлось задержаться из-за починки вьючной упряжи, и мы могли тронуться в путь только к полудню. Рассчитав, что мулы с багажом перевалят пересекавшую наш путь горную цепь только к вечеру, я с сыном и с одним слугой поехала вперед, чтобы успеть до темноты подыскать где-нибудь у ручья зеленую полянку для ночного привала.

Когда начальник каравана едет вперед, сопровождающий его слуга всегда берет с собой утварь для приготовления чая и немного провизии, благодаря чему путешественники могут подкрепиться, не дожидаясь прибытия вьюков с палатками и дорожными припасами. Мой слуга не преминул последовать этому прекрасному обычаю. Я привожу такую незначительную подробность, так как именно это обстоятельство заставило "лунг-гом-па" выдать себя.

Перевал оказался гораздо дальше, чем я думала. Было ясно, что тяжело навьюченные мулы не смогут взобраться на его вершину до наступления ночи, а о спуске каравана в темноте по противоположному склону не могло быть и речи. Разыскав около ручейка подходящий для пастбища лужок, я решила остановиться на ночлег здесь.

Выпив чаю, мы занялись сбором коровьего навоза для костра. (В тех частях Тибета, где нет лесов, топливом обычно служит навоз животных. - Прим. авт.) Вдруг далеко внизу я увидела арджопа. Он шел вверх по ведущей к перевалу тропинке. Несмотря на крутизну склона, арджопа двигался со сказочной быстротой, и, когда он подошел ближе, я отметила сходство его легкой упругой поступи с походкой ламы "лунг-гом-па" из Тхебгиеса. Приблизившись, путник постоял несколько мгновений неподвижно, вперив перед собой отсутствующий взгляд. Он совершенно не запыхался, он был, по-видимому, в бессознательном или полубессознательном состоянии, и не мог ни говорить, ни двигаться. Постепенно транс рассеялся, и арджопа снова обрел нормальный вид.

Отвечая на мои вопросы, он рассказал, что начал тренироваться по методу "лунг-гом" под руководством одного гомтшена, жившего неподалеку от монастыря Пабонг. Так как его учитель переселился в другое место, он решил отправиться продолжать свои занятия в Шалю. Больше он ничего не сказал и в продолжении всего вечера казался очень опечаленным. На следующий день он признался Ионгдену, что впал накануне в состояние транса по самой низменной причине.

Когда он шел вместе с погонщиками мулов, его стало разбирать нетерпение. - Они двигаются слишком медленно, - думал он, - и, разумеется, пока мы тут тащимся по дороге, я с Ионгденом уже готовлю себе жаркое: он видел, что сопровождающий нас слуга захватил с собой мясо. Когда трое погонщиков и он сам нагонят нас, они едва успеют до наступления ночи разбить палатки, распрячь животных и задать им корм. Будет уже слишком поздно готовить ужин и придется довольствоваться несколькими чашками чая, заправленного тсампой. Эта мысль до такой степени завладела его воображением, что вызвала нечто вроде миража. Он видел костер, мясо на раскаленных углях. Погрузившись в страстное созерцание, он потерял сознание окружающего. Движимый вожделением разделить с нами жаркое, он пошел быстрее, и непроизвольно его шаг перешел в ритмическую поступь, практикуемую во время тренировок. Привычная ассоциация этого ритма с мистической формулой, сообщенной ему учителем, заставила его мысленно повторять ее. С повторением формулы сочеталось регулирование дыхания и в соответствии с предписанными правилами - слова формулы отмечали такт дыхания. Затем последовало состояние транса. При этом все время его состоянием руководила концентрация мысли на жареном мясе. Молодой монах глубоко переживал вину. Устроенная им мешанина из низменного чревоугодия, мистических изречений и упражнений "лунг-гом" казалась ему настоящим святотатством.

Его учитель говорил ему: сумерки и светлые ночи создают благоприятные условия для практики "лунг-гом-па" и облегчают ходьбу.

Он так же заставлял его упражняться в созерцании звездного неба.

На третий день после удивительной демонстрации своих достижений "лунг-гом" наш попутчик исчез. Проснувшись на рассвете, мы его не нашли в палатке для прислуги. Он убежал ночью, может быть, снова прибегнув для скорости к способу передвижения "лунг-гом", но на этот раз руководимый более возвышенной целью, чем желание полакомиться жареным мясом.

На основе собранных мной из различных источников материалов, практику этой разновидности "лунг-гом" можно описать следующим образом: прежде чем приступить к упражнениям, ученик, в первую очередь, получает соответствующую степень посвящения. Затем в течение нескольких лет ученик тренируется под руководством опытного наставника в многочисленных вариантах дыхательной гимнастики.

Только после того, как он в этом достаточно преуспеет, ему разрешают приступить к упражнениям в ходьбе. К этому времени послушник проходит второе посвящение, а его гуру сообщает ему мистическую формулу. Ученик концентрирует внимание на мысленном повторении этой формулы, регулирующей ритм дыхания во время ходьбы, соразмеряя такт шага со слогами заклинания. Идущий должен хранить молчание, ни о чем не думать и не смотреть по сторонам. Он должен устремить свой взгляд на какой-нибудь отдаленный предмет и не отвлекаться от него ни в коем случае, что бы ни случилось. В состоянии транса нормальное сознание в большой степени атрофируется, но все же остается достаточно активным, чтобы преодолевать встречающиеся на пути препятствия и сохранять направление к цели. Впрочем, и то и другое происходит механически, не пробуждая никаких процессов мышления у пребывающего в трансе.

Пустынная местность, равнины и сумерки являются благоприятными условиями.

На закате солнца состояние транса достигается очень легко, даже при утомлении от очень длинного дневного перехода. В трансе ощущение усталости проходит, и путник может пройти еще много километров. Ранние утренние часы также благоприятны для этого состояния, но в меньшей степени. Полдень, вторая часть дня, узкие извилистые долины, леса, пересеченная местность - все это в равной мере создает отрицательные условия. Принято считать, что только первоклассные "лунг-гом-па" в состоянии преодолевать эти препятствия.

Из вышеизложенного можно заключить, что тибетцы считают однообразие ландшафта и отсутствие в окружающем пейзаже поражающих деталей особенно благоприятными условиями для создания состояния транса. Вполне очевидно, что на пустынном плато меньше риска отвлечься от повторения магической формулы или нарушить ритм дыхания, чем в узком ущелье, загроможденном утесами, поросшем кустарникам, прегражденном потоком и т.д. Кроме того, трудно поддерживать равномерность шага на пересеченной местности.

Как ни скромен мой личный опыт в этом вопросе, но я могу судить, что лес высоких деревьев, свободный от поросли кустарника, с пересекающей его более или менее ровной тропинкой, в такой же степени способствует быстрому возникновению состояния транса, как и пустынные равнины. Объяснение этому нужно искать в однообразии пейзажа. Впрочем, это только мои личные наблюдения в лесах Пойюль. Через эти леса мне пришлось делать длинные переходы по дороге в Лхасу.

Любая светлая ночь считается подходящей для подготовки начинающих, но звездные ночи для этого особенно благоприятны. Гуру часто рекомендует ученику не спускать глаз с какой-нибудь одной звезды. Это напоминает прием при гипнозе. Мне рассказывали, что некоторые ученики внезапно останавливаются, как только созерцаемая ими звезда исчезает из поля зрения, скрываясь за горным склоном, заходя за горизонт или же поднимаясь высоко у них над головой, совершая свой путь по небесному своду. Другие, напротив, не замечают исчезновения звезды. Когда звезда становится невидимой, они продолжают созерцать ее образ, закрепившийся в их воображении. Некоторые адепты тайных учений утверждают, будто после многолетней практики случается, что "лунг-гом-па", пройдя некоторое расстояние, воспаряет ввысь. Ноги его уже не касаются земли, и он скользит по воздуху с невероятной быстротой. Должно быть, многие из них обременяют себя цепями именно с целью показать, что они уже достигли этой степени легкости.

Не стоит говорить о преувеличениях. Но из моего собственного, очень небольшого, опыта в этой области и со слов вполне достойных доверия лам приходится придти к выводу, что в результате тренировки достигается состояние, когда перестаешь чувствовать вес собственного тела. Какое-то подобие анестезии притупляет боль от ударов о камни и другие, попадающиеся на пути, препятствия, и можно идти так много часов с необыкновенной скоростью, испытывая приятное опьянение от быстрого движения, хорошо знакомое гонщикам-автомобилистам.

Тибетцы строго разграничивают переходы, совершаемые "лунг-гом-па" произвольно, и переходы "памо" - одержимых медиумов, впадающих в состояние транса помимо собственной воли. Последние устремляются вперед, не имея перед собой никакой цели.

В Гималаях люди, страдающие этим странным заболеванием, встречаются довольно часто. Я знаю очень милую фермершу, совершенно здоровую психически, но подверженную подобным припадкам. Как она ни горюет, но избавиться от них никак не может. Иногда у себя во время семейного обеда она вдруг вскакивает, выходит из дома и ненормально быстрым шагом мчится вперед по горам и лесам. Ничто не может ее удержать. В период дождей эта женщина переходит бурные потоки, погружаясь в воду выше пояса. Она ничего не чувствует и действует бессознательно. Обычно такое путешествие приводит ее в дом ее родителей. Тут она вспоминает, что с ней произошло, приходит в себя и горько плачет.

Туземцы убеждены, что попытка остановить силой такого одержимого, когда он входит в состояние транса и устремляется в путь, может его убить. Но, повторяю, такие припадки не имеют ничего общего с практикой "лунг-гом-па".

Самые ученые из лам, не отрицая реальности достижений "лунг-гом-па", не придают им никакого значения. Их отношение к ним напоминает реакцию Будды в следующем эпизоде: однажды Будда, путешествуя с некоторыми из своих последователей, встретил в лесной глуши изможденного йога, жившего в одиночестве среди лесов в хижине. Учитель остановился и спросил, сколько лет уже анахорет подвизается в этом месте. - Двадцать пять лет, - ответил йог.

Чего же вы достигли таким самоистязанием? - опять спросил Будда.

Я могу переходить реку прямо по воде, - гордо заявил пустынник.

Ах, бедняга, - заметил мудрец с жалостью, - неужели вы потратили на это столько времени? Ведь паромщик взял бы с вас за переправу только один обол…»

Продолжение следует.

Лунг-гом — тибетская система упражнений, которые должны помочь достигнуть необыкновенной быстроты и легкости бега. Вершиной этих упражнений является способность к левитации, способность «сесть на колос и не согнуть его, встать на кучу ячменя и не сдвинуть с места ни одного зерна». Скороходы лунг-гом-по обеспечивали в Тибете связь между монастырями.

Интересные свидетельства о встрече с лунг-гом-по имеются в книге А. Дэвид-Нейла «Магия и тайны Тибета».

Монахи, которые готовятся стать лунг-гом-по, проходят специальную подготовку, занимаясь упражнениями в совершенно темной келье. В этих упражнениях в абсолютной темноте они проводят 3 года, 3 месяца и три дня (классический тибетский срок для духовных упражнений). Зани мающийся сидит со скрещенными ногами, медленно и долго вдыхает воздух, как если бы хотел надуть себя. Потом он должен задержать дыхание, подскочить, не меняя положения ног и не опираясь на руки, и опять упасть на подстилку, не меняя позы.

Когда приходит время экзамена, выкапывается яма в рост человека и над ней ставится купол с отверстием вверху тоже в рост человека так, что отверстие отделено от дна ямы приблизительно 3-3,5 метра. Испытуемый, сидя на дне ямы и не меняя позы, должен одним прыжком пр ойти сквозь отверстие.

После экзамена ученик начинает предпринимать первые путешествия. Его духовный наставник учит его магической формуле. Ученик сосредоточивает мысли на ее непрерывном повторении.

Формула управляет ритмом его дыхания и шагов при ходьбе.

Идущий не должен ни говорить, ни мыслить, ни смотреть по сторонам. Глаза постоянно должны быть устремлены в одну и ту же удаленную точку. Он идет так целый день и к вечеру, устав, погружается в настоящий тра нс. Его сознания остается ровно столько, чтобы огибать препятствия и сохранять направление на свою цель. Он теряет ощущение веса своего тела, не чувствует боли, идет вперед многие часы, испытывая блаженство и упоение. Ключевой момент в лунг-гом — сосредоточить сознание на стихии воздуха и на ее качествах, особенно на легкости, так сильно, чтобы практически отождествить себя с воздухом.

Наряду с лунг-гом-по, идущими с определенной целью, можно встретить и таких, которые просто неудержимо бегут «куда глаза глядят» .

К жизни этих людей неприменимы наши представления об энергетическом балансе организма, но не менее интересна проблема терморегуляции организма в условиях холода. В том же Тибете монахи живут на высоте 4-5 тысяч метров на вечном холоде в пещерах в тонкой легкой одежде, а иногда и совершенно нагие. Это возможно благодаря особой практике освобождения внутреннего тепла, так называемого тумо.

Существуют различные виды ту мо. Остановимся здесь только на самом простейшем, которым удалось овладеть уже упомянутой выше Дэвид-Нейл.

Те, кто упражняется или достиг прогресса в искусстве тумо, не должны носить шерстяную одежду и приближаться к огню. Упражнения нельзя проводить в помещении или вблизи домов, так как во время упражнения недостаточно чистый воздух может повредить здоровью упражняющегося. Лучше всего упражняться в горах.

Весь тренинг состоит из тре х ча стей, а именно: дыхательные упражнения, концентрация вплоть до транса, способствующая активизации мыслей, и, наконец, особые наставления ламы. Начинающий может сидеть на какой-нибудь подстилке, но вскоре должен перейти на голую зем л ю, а потом на лед или снег. Он должен воздерживаться от еды и питья (быть голодным и жаждать).

В первоначальных упражнениях ученик сосредоточивается на своем пупке, где представляет себе пылающий золотой лотос и мысленно непрерывно повторяет слог «рам». Потом дыхательными упражнениями он раздувает огонь вокруг пупка и прогоняет его «тремя мистическими жилами», пока все тело не наполнится огнем и сам он не станет своеобразной печью. Потом уровень транса постепенно снижается в обратном порядке.

Существуют иные способы пробуждения внутреннего тумо, при которых адепт трясет телом, «как встающий на дыбы конь».

Адепты тумо в заключение трен инга выдерживают определенное испытание, в морозную ветреную ночь усаживаются обнаженными в снег и заворачиваются в мокрые простыни, уже начинающие замерзать. Как только ткань высохнет на теле, ее заменяют другой простыней. За ночь надо высушить на себе по крайней мере три простыни.

Сначала ощущение тепла возникает только в период упражнений, с течением лет истечение тепл а становится рефлекторным и само собой появляется при каждом понижении температуры. Эта практика жизненно необходима в Тибете. Ее невозможно как-либо естественно объяснить: высокие энергетические затраты осуществляются в условиях высокогорного кислородного голодания и недоедания. Это неминуемо должно привести к быстрому истощению и разрушению организма. Единственное объяснение состоит в том, что организм

тумо способен черпать эне ргию непосредственно из воздуха, из космоса.

> Кто такие бегуны лунг-гом-па

Под общим названием "лунг-гом" тибетцы объединяют многочисленные упражнения, преследующие различные цели: одни — духовные достижения, другие — физические. Эти упражнения комбинируют концентрацию мысли с разнообразной дыхательной гимнастикой. Но название "лунг-гом" применяется преимущественно для обозначения особого вида полудуховной, полуфизической тренировки, развивающей сверхъестественные скорость и легкость движений. Знания "лунг-гом-па" удостаивается атлет, способный пробегать с необыкновенной быстротой большие дистанции, нигде не отдыхая и ничем не подкрепляясь в пути. Тибетцы любят рассказывать о "лунг-гом-па", и во многих древних преданиях можно найти примеры сверхъестественных пешеходных переходов, совершаемых со сказочной быстротой. В автобиографии Милареспы мы читаем о жившем у его учителя черной магии монахе, бегавшем быстрее лошади. Сам Милареспа гордился, что после соответствующей тренировки ему удалось совершить в несколько дней переход, обычно продолжающийся больше месяца. По словам Милареспы, в основе этой необыкновенной способности лежит умелое регулирование "внутреннего воздуха".

Следует отметить, что для подвигов "лунг-гом-па" нужна скорее необыкновенная выносливость, чем быстрота хода в течение определенного отрезка времени. Задача состоит не в пробеге с максимальной скоростью дистанции в 12-15 км, как в наших спортивных состязаниях, но, как уже говорилось выше, в безостановочных переходах в несколько сот километров равномерным, необычайно быстрым шагом.

Дополнительно к полученным понаслышке сведениям о методах тренировки "лунг-гом-па", мне довелось видеть несколько из них в действии. Очевидно, хотя большинство монахов и выполняют упражнения системы "лонг-гом-па", все же очень немногие из них достигают желаемых результатов, и настоящие "лунг-гом-па" встречаются очень редко.

Моя первая встреча с "лунг-гом-па" произошла в пустыне трав на севере Тибета. На склоне дня мы медленно ехали по обширному плато. Наши лошади шли шагом. Вдруг далеко впереди, немного левее тропы, я заметила крошечное черное пятнышко, при рассмотрении в бинокль оказавшееся человеком. Меня это очень удивило: в этом крае трудно кого-либо встретить. За десять дней мы не видели никого. Кроме того, одинокие пешеходы никогда не отваживаются странствовать по необъятным тибетским пустыням. Что это за человек? Один из слуг высказал предположение — путник, должно быть, отстал от купеческого каравана, спасаясь от напавших на него разбойников, и теперь заблудился в пустыне. Это было правдоподобно. Если дело действительно обстояло так, мы захватим беглеца с собой и довезем его по пути до стойбища пастухов или куда он попросит. Продолжая смотреть в бинокль, я заметила, что человек передвигается удивительно быстро и какой-то очень странной поступью. Хотя вначале мои слуги могли различить только двигающуюся в траве черную точку, очень быстро они тоже увидели, с какой необычайной скоростью эта точка перемещалась. Я передала им бинокль. Один из них, посмотрев в него в течение нескольких минут, пробормотал: По-видимому, это лама лунг-гом-па.

Слово "лунг-гом-па" сразу пробудило во мне любопытство. До сих пор мне еще никогда не удавалось видеть настоящего "лунг-гом-па", совершающего один из невероятных переходов, о которых столько рассказывают в Тибете. Неужели мне так повезло?

Человек приближался, и становилось все заметнее, как быстро он шел. Что мне следует предпринять, если это действительно "лунг-гом-па"? Мне хотелось рассмотреть его поближе, поговорить с ним, расспросить и даже сфотографировать... Желаний у меня было много. Но стоило мне только об этом заикнуться, как слуга, первый узнавший в путнике "лунг-гом-па", воскликнул:

— Почтенная госпожа, вы не остановите ламу и не заговорите с ним! Ведь он умер бы от этого. Этим ламам нельзя прерывать медитацию во время ходьбы. Если лама перестанет повторять магические формулы, вселившееся в него божество ускользает и, выходя раньше положенного срока, так сильно сотрясает тело ламы, что убивает его.

Предостережением, выраженным в подобной форме, пренебрегать не следовало, хотя по содержанию оно и казалось абсурдным. Из того, что мне было известно о явлении "лунг-гом", я могла предположить, что этот человек шел в состоянии транса. Значит, вполне вероятно, что если внезапно и насильственно вывести его из этого состояния, он, хотя и не умрет, но испытает мучительный нервный шок. В какой степени такое потрясение окажется опасным для его жизни, мне было неизвестно. Я не хотела делать ламу объектом эксперимента, может быть, жестокого, поскольку последствий я не могла предугадать. Мне помешала удовлетворить любопытство еще и другая причина. Тибетцы признали и приняли меня в свою семью в качестве женщины-ламы. Им было известно, что я исповедую буддизм, но они не могли уловить разницы между буддизмом ламаистским и моим чисто философским пониманием буддизма. Итак, если я желала пользоваться и впредь доверием и уважением, гарантируемыми мне монашеским облачением,* (*Я имела законное право на ношение монашеского одеяния и никогда не позволила бы себе воспользоваться им для маскарада. — Прим. авт.) приходилось соблюдать тибетские обычаи, и, особенно строго, обычаи религиозные. Необходимость эта создавала серьезные препятствия для проведения некоторых научных исследований, но этой ценой приходилось платить за проникновение в область еще более охраняемую, чем территория самого Тибета.

В последнее время в вестнике ЗОЖ очень много говорится о питании и ничтожно мало о дыхании. Между тем эта функция организма заслуживает гораздо большего внимания. Хотя бы уже по той простой причине, что без пищи человек может прожить несколько десятков дней, а без воздуха всего несколько минут. Не говорю уже о лечебных возможностях дыхания. Вспомните Бутейко, Стрельникову...
Короче: я решил восполнить хотя бы частично пробел и рассказать о великих возможностях дыхания, используя безусловно истинные факты из жизни тибетских монахов.
Но прежде несколько примеров лечебного дыхания. У индийских йогов есть способ дыхания, который называется «уджам». Сначала медленный (почти на 8 секунд) вдох через нос, далее задержка на вдохе в течение 8 или более секунд и затем еще более медленный выдох в течение 16 секунд.
Специальный газовый анализ показал, что три таком упражнении, несмотря на статичную позу, потребление кислорода больше, чем если бы в то же время мы выполняли упражнения, связанные с интенсивным дыханием и усиленной работой мышц брюшного пресса – капалабхати или бхастрика.
А вот еще пример – лечебное дыхание тибетцев «на-ян-гун».
Дыхание только через нос. При вдохе язык касается неба, затем следует пауза и выдох с опусканием языка в обычное положение. В это время произносятся мысленно односложные слова в соответствии с длительностью дыхательного цикла. Начинают с 3 слов – по одному на вдох, паузу и выдох. Потом удлиняют фразу за счет увеличения длительности паузы. По мере совершенствования доходят до фразы в 9 односложных слов, из которых 7 приходятся на паузу. Все слова должны иметь позитивную окраску.
Кстати, этот очень простой вариант дыхания очень похож на дыхание по Бутейко. Но сколь он понятнее и проще!
А теперь – о некоторых формах дыхания тибетских монахов, которые демонстрируют великие возможности человеческого организма.
Существует множество свидетельств, что некоторые, конечно же не все, тибетские ламы после специальной подготовки способны провести зиму в пещере или в шалаше без огня, без шерстяной или меховой одежды и притом на высоте до 5000 метров над уровнем моря (!).
Они очень неохотно передают свои секреты иностранцам. Да и своим, то есть тибетцам, передают далеко не всем. Но вот о чем свидетельствует француженка Александра Дэвид-Ниль, много лет изучавшая подобные явления в Тибете, Монголии, Сиккиме и Бирме.
Сначала кандидаты в ученики проходят длительный испытательный срок, во время которого лама-гуру (учитель), вероятно, отбраковывает тех, чье здоровье явно не достаточно для дальнейшего обучения.
Но от некоторых, особенно настойчивых, но явно не собирающихся подвергать себя особенно длительному аскетизму, отделываются очень даже просто. Лама-тумо «просто приказал мне отправиться в пустынное место, искупаться (безо всякой подготовки) в ледяном потоке, а потом, не одеваясь и не вытираясь, провести, не двигаясь, всю ночь в медитации. Было начало зимы и высота местности около 3 тысяч метров»... И мадам Александра «преисполнилась невероятной гордости, так как не схватила даже насморка».
Принятый на обучение послушник сразу и полностью отказывается от меховой и шерстяной одежды и обязывается даже не приближаться к огню. После предварительного обучения учитель отправляет его в отдаленное и совершенно пустынное «возвышенное» место, что у тибетцев означает местность выше 4000 метров над уровнем моря.
Считается, что тренироваться в искусстве получения тумо, то есть внутреннего тепла, нельзя ни в каком помещении и ни в каком населенном пункте, так как воздух в населенном пункте всегда заражен дымом и оккультными влияниями посторонних людей.
Считается также, что и то, и другое может серьезно расстроить здоровье новичка. Со своим гуру (учителем) послушник может видеться лишь изредка.
Тренировки ежедневные и начинаются задолго до рассвета. Как бы ни было холодно, тренируются полностью обнаженными или в минимальной хлопчатобумажной одежде. Новичок может сесть на циновку или доску, но затем во время тренировки ему придется сидеть на земле, на снегу или даже на льду. Никакая еда или питье до окончания тренировки не допускаются.
Упражнения выполняются в позе лотоса (сидя со скрещенными ногами) или сидя на западный лад и положив руки на колени. При этом безымянный и средний пальцы подгибаются под ладонь, а остальные остаются в вытянутом положении.
Начинают с дыхательных упражнений, целью которых является полная прочистка ноздрей. Затем с каждым выдохом мысленно освобождаются от гордыни, гнева, жадности, лени и глупости. А при каждом вдохе усваиваются дух Будды, всех святых, пять важнейших тибетских мудростей и все умное и благородное.
Далее дыхание сопровождается более сложным самовнушением. Теперь следует отрешиться уже от всех, именно от всех мыслей, а затем вообразить на месте пупка золотой лотос. В центре этого лотоса должны сиять огненные буквы тибетского слова «рам», означающего зародыш огня. Согласно тибетской теории, опытный лама-тумо посредством этого образа может зажечь что угодно, и притом безо всякой растопки.
Над огненным словом «рам» следует вообразить слог «ма», а потом возникновение из него богини Дорджи Нальджорпа.
Далее вы воображаете, что вы и богиня – это одно и то же, а затем воображаете у нее (и у себя) на пупке букву «а», a на макушке – букву «ха». Медленные, глубокие вдохи и выдохи как бы раздувают тлеющий огонь, находящийся в букве «а», который сначала имеет размер овечьего катышка. Каждый вдох – это струя, проникающая через горло и живот до пупка и раздувающая огонь в букве «а». Затем следует задержка дыхания, которая с каждым вдохом удлиняется.
Потом пламя от пупка поднимается по каналу «ума», проходящему вертикально к голове.
Итак, вдохи, задержки дыхания и выдохи производятся медленно, ритмично и при полном сосредоточении на мистическом огоньке и тепле, исходящем от него.
Потом канал «ума» мысленно превращается в огненный волосок, по которому проходит воздушная струя, раздувающая огонь. Затем «ума» утолщается до размеров мизинца, затем – до толщины руки, а затем и до объема всего туловища.
После всего этого раздутый огонь становится бесконечно велик, но ощущение тепла исчезает и наступает экстаз. И теперь уже представляется, что вы – это целый огненный океан.
На все это требуется не менее часа. А затем все описанное происходит в обратном порядке. Обычное время подобных тренировок – очень раннее утро, но можно повторять весь комплекс по нескольку раз в день или в любое время, когда появляется ощущение холода.
Есть и другие способы для овладения таинственным огнем тумо. Но во всех этих комплексах есть длительные задержки дыхания и самовнушение пламени.
Иногда зимней лунной ночью уверенные в своем искусстве новички приходят со своим учителем к проруби или полынье на, так сказать, квалификационные соревнования. Обязательные условия соревнований – мороз, пронизывающий ветер и полная нагота.
Обнаженные участники усаживаются на льду в позе лотоса. В прорубь опускаются простыни, достают их, дают им заледенеть и укутывают каждого экзаменуемого. И он должен быстро высушить простынь теплом своего тела. И все повторяется без перерыва вплоть до рассвета.
Чемпионом объявляется тот, кто сумеет высушить больше всех простыней. Но квалификационный минимум – это 3 простыни. После чего вы получаете право носить почетную белую юбку, которая, видимо, у нас соответствовала бы спортивному значку третьего или второго разряда.
У новичка тепло ощущается только во время упражнений. Но по мере тренировок необходимо выработать способность автоматически включать искусство тумо при каждом ощущении холода.
А теперь о сверхмарафонцах «лунг-гом-па».
Наиболее знамениты в Тибете центры обучения сверхмарафонцев в монастырях провинции Цанг, в частности, монастыри Нианг Тед Нид и Самдинг.
Согласно легендам и письменным свидетельствам, началось все это еще в XIV веке с двух весьма прославившихся лам – Ионгден Дорджи Паля (родился около 1284 года) и ламы-историка Бутона. Первый из них считается седьмым воплощением Субхути, ученика Будды. И эти превращения прослежены вплоть до наших дней.
Ионгден Дорджи Паль был могущественным магом, покорявшим самых злых демонов. Он некоторое время даже жил при дворе китайского императора и умер в возрасте 92 лет.
Лама Бутон родился в 1288 году, являлся автором значительных исторических трудов и переводов санскрита. Он перенял священный обряд от Ионгдена, который и ныне совершается каждые 12 лет в монастыре Шалю. Гонцы лунг-гом-па требуются именно для того, чтобы в короткий срок собрать раз в 12 лет со всей огромной страны всех самых злых духов в этот самый монастырь Шалю.
Здесь будет приведен лишь один из способов подготовки сверхмарафонцев. Претендент выбирается из монахов, и тренировки происходят в названных уже монастырях.
Монах-ученик помещается в абсолютно темное помещение, в котором ему предстоит провести 3 года, 3 месяца и 3 дня при полном одиночестве.
Он садится на очень толстую мягкую подушку, скрещивает ноги, делает медленный длительный вдох, как бы желая разуться и...
И, не меняя позы и не пользуясь руками для опоры, подпрыгивает как можно выше. С нашей точки зрения, поза для прыжка самая что ни на есть неудобная, но цель таких упражнений – развить способность к левитации, то есть к невесомости и не где-то в космосе, а на нашей грешной земле.
Тибетцы убеждали Александру Дэвид-Ниль, что после многих лет тренировок появляется-таки способность сидеть, не оказывая никакого давления на опору, – «хоть на колоске злака, не сгибая его стебля». Они же убеждали ее, что не раз бывали свидетелями прыжков на высоту более 3 метров.
Есть и другие способы подготовки, включающие длительные пробеги. Мастера лунг-гом-па окружены в Тибете ореолом героизма и всеобщего обожания, хотя для обычного тибетца переход по весьма пересеченной местности без еды, питья и отдыха длительностью в 20 часов – дело вполне обычное. Но лунг-гом-па совершают свои пробеги по нескольку суток подряд без остановок с необычайно высокой скоростью, в состоянии особого транса и характерной, присущей только им поступью. И все это на высоте 3-5 километров над уровнем моря!
Мадам Александре посчастливилось 3 раза видеть таких сверхмарафонцев, так сказать, на марше. И самой впечатляющей была первая встреча.
Это произошло на высокогорном плоскогорье в северной части Тибета, в так называемой «пустыне трав». Караван медленно двигался уже в конце дня, когда путники заметили далеко-далеко впереди быстро приближающуюся черную точку. При наблюдении в бинокль скорость передвижения показалась еще более поразительной. И какая-то странная поступь. Но тибетцы, сопровождавшие мадам Александру, сразу признали во встречном лунг-гом-па во время своей обычной пробежки.
Конечно, как и любой исследователь, мадам Александра обрадовалась и стала обсуждать со своими спутниками, как она сфотографирует сверхмарафонца и о чем она расспросит его. Но тибетцы, едва она заикнулась об этом, дружно стали убеждать ее, чтобы она ни в коем случае не делала этого. И особенно они настаивали на том, что бегуна нельзя остановить, и тем более, заговорить с ним – он может погибнуть.
Александра Дэвид-Пиль свидетельствует дальше.
И вот он приблизился к нам. Уже было отчетливо видно бесстрастное лицо с широко открытыми глазами, устремленными куда-то вверх, в какую-то точку в пространстве. Нельзя было сказать, что он бежал. Но казалось, что при каждом шаге он взлетал и двигался скачками, как упругий мяч. На нем была обычная одежда монаха и тога – то и другое в весьма потрепанном виде. Левой рукой он придерживал тогу, а в правой был зажат ритуальный кинжал пурбэч и именно правой рукой с кинжалом он ритмически взмахивал в соответствии с движением ног.
Тибетцы опешились и легли на землю лицами вниз. Но лунг-гом-па, очевидно, не заметил нас и промчался, даже не изменив темпа движения.
Через 4 дня путники встретили пастухов, которые также видели этого ламу. Из расспросов и расчетов Александра Дэвид-Ниль пришла к выводу, что до описанного момента лунг-гом-па двигался уже более суток. И все с той же поразительной скоростью и все тем же крылатым шагом. Кроме того, он явно стартовал задолго до встречи с этими пастухами. И явно путь его после встречи с караваном мадам Александры был весьма далек...
Немного о том, как готовятся лунг-гом-па. Сначала ученик проходит предварительный отбор. Потом несколько лет тренируется в различных вариантах дыхательных упражнений. И только после освоения всего этого ему сообщается магическая фраза, и он может приступить непосредственно к пробежкам.
Мысленное повторение магической формулы регулирует ритм дыхания и шага. Необходимо отвлечься от всех мыслей и не смотреть по сторонам, чтобы ни случилось. И необходимо устремить взгляд на очень далекий предмет и уже не отвлекаться от него.
В состоянии транса сознание заметно атрофируется, но все же остается достаточным для преодоления препятствий и сохранения направления движения. На закате транс достигается особенно легко даже после утомительного дневного перехода, так что усталости как не бывало, и можно преодолеть еще большое расстояние.
Помимо лунг-гом-па, в Тибете встречаются и так называемые памо, – они же пао, которые впадают в подобный транс непроизвольно (как лунатики) и бегут без какой-либо цели.
Мадам Александра знала очень милую крестьянку, – психически совершенно здоровую, но склонную к такому трансу. Иногда, даже во время семейного обеда, она могла неожиданно вскочить и нестись через горы, леса и речушки, не обращая на препятствия никакого внимания. При этом она ничего не чувствует и обычно «финиширует» возле дома своих родителей. Она много раз пыталась избавиться от этой напасти, но ничего так и не получилось.
Тибетцы убеждены, что попытка силой остановить такого одержимого может убить его.
Вот такие уникальные явления связываются с дыхательными упражнениями в Тибете.

Сергей Бородин, кандидат геолого-минералогических наук.



 

Возможно, будет полезно почитать: