Общая физическая подготовка у футболистов. Физическая подготовка в футболе. Этап спортивного совершенствования

Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка играют огромную роль в футболе. От ОФП и СФП зависит эффективность групповых, командных и индивидуальных технико-тактических действий. Как бы не был готов футболист технически и тактически, если он плохо бежит, слаб, не вынослив, нет скорости и координации и вообще плохо готов функционально,то он никогда не добьется успеха.

Поверьте нам, в футболе большие проблемы с ОФП. Даже «топовые» команды минимально занимаются функциональной подготовкой футболиста, тренеру важны технико-тактические действия, команда большее время находится в соревновательном периоде, в котором времени для развития качеств не предусмотрено, да и в «межсезонке» то же самое -работа с мячом и товарищеские игры. Когда же развивать скорость, выносливость, силу?

В итоге в профессиональном футболе остаются единицы, которым от природы без тренирования даны взрывные качества, быстрота и сила.Плюс проблема акселератов и ретардантов, то есть кто-то развивается быстро, а кто то медленно, но к сожалению футбольных тренеров это не волнует, им нужно показать результат — здесь и сейчас.

Мы помогаем совершенствовать спортсмена, даем возможность поверить в себя, ведь в каждом можно развить и улучшить необходимые качества футболиста, окрылить на победы, сохранить и приумножить здоровье.

Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся в различных формах перемещений (прыжки, бег, ускорения, рывки с изменением направления). В среднем футболист за матч пробегает от 8 до 12 км, а объем скоростной работы составляет 1800-2200 м. Специфику футбола определяют действия с м ячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, обводка, ввод мяча из за боковой линии и техника игры вратаря.

Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляет очень высокие требования к физической подготовленности футболистов. Деятельность во время игры во многом зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей каждого игрока, от способности футболистов переносить высокоинтенсивные тренировочные и соревновательные нагрузки. Одним из основных показателей, характеризующих интенсивность в футболе, считается уровень расхода энергии игроком в процессе игры. Интенсивность при этом выражается либо в калориях, либо в количестве потребляемого кислорода.

Исследования ученых и специалистов в области футбола показали, что футболисты во время игры 60-80% времени работают в режиме 80-100% от величины максимального потребления кислорода (МПК). Средняя величина потребления кислорода у футболистов составляет в пределах от 3,3 до 4,5 л/мин. Энергозатраты за матч составляют 1500-2000 ккал.

Высокие величины энергозатрат приводят к увеличению работы сердечно-сосудистой системы организма футболиста в 8-12 раз по сравнению с ее деятельностью в состоянии покоя.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) у футболиста во время игры колеблется от 130 до 200 уд./мин, а в тренировочных занятиях может достигать и 220-230 уд./мин. Пульсовая стоимость игры футболистов составляет 14500-16000 сердечных сокращений. При этом границы зон мощности, в которых работают футболисты, весьма широки. Кроме того, во время игры значительно усиливается работа дыхательной системы кровообращения.
Во время матча происходят и другие изменения: футболисты теряют в среднем 2,5-3 кг веса, наблюдается большая потеря жидкости организмом.
Футбольный матч вследствие высокой интенсивности вызывает в организме у футболистов значительные изменения и нормализация всех функций у игроков наблюдается после 48-72 ч после окончания игры.


Дата: 2011-01-27

Общая физическая подготовка (ОФП)


Читая лекции в национальном университете физического воспитания и спорта студентам всех курсов, обнаружил, что основы современного тренировочного процесса сидят в их сознании так, как здоровый коренной зуб сидит в челюсти. Плохо ли это?

Думаю, что нет. Разве у них есть выбор? Они добросовестно усваивают те подходы к тренировочному процессу, которые успешно применяются во всем мире.

Я о другом. О том, что у студентов нет даже тени сомнения в правильности современных подходов. Другими словами, с критическим подходом к тем знаниям, которые они получают, есть проблема.

В этой статье хотел бы поговорить о фундаментальном базисе тренировочного процесса – общей физической подготовке (ОФП) футболистов. А что тут говорить? – спросите Вы.

ОФП и в Африке – ОФП. Без ОФП тренировочный процесс немыслим. Так ли это?

Студенты-оппоненты даже не представляют, как можно выработать выносливость без ОФП. Неужели нельзя? Можно!

Что такое футбольное искусство? Это «физика» плюс техника. Правильно? Думаю, мало, кто будет возражать здесь.

Если с «физикой» все более или менее в норме, то, что мы имеем с техникой? А вот с техникой более чем серьезные проблемы. Давайте обратимся к элементарной логике.

Если футбол это «физика» плюс техника, то, при удовлетворительном уровне «физики», необходимо заняться техникой. А когда?

Когда заниматься главнейшим сегментом в тренировочном процессе, если практически все время съедает ОФП и двусторонняя игра плюс квадраты и разминочные упражнения? Ответ напрашивается сам собой.

Можно ли «физикой» забивать голы? Нет. Голы забиваются с помощью техники. Тогда необходимо заниматься техникой. Вроде бы, все логично, не правда ли?

А как же тогда «священная корова» современного тренировочного процесса – ОФП? С одной стороны, атлет не умеет забивать.

С другой стороны, у дистрофика, умеющего забивать, не хватит сил для этого. Как же быть?

Чем больше углубляешься в эту проблему, тем четче понимаешь, что проблемы-то здесь никакой и нет вовсе. Все становится на свои места тогда, когда «священная корова» тренировочного процесса, ОФП, лишается своей священности.

Что я имею в виду? Да то, что ОФП преобразуется в ФП, как следствие ежедневной работы над техникой! Вот где «собака порылась», как сказал в свое время Горбачев.

Ответьте на простой вопрос.
Для того, чтобы ударить по воротам, нужно затратить какую-то энергию? Разумеется.

Для того, чтобы сделать пас или принять мяч, нужно потрудиться? Пусть немного, но придется. Согласны?

А если в течение двадцати минут Вы ударите по воротам сто двадцать раз? Как Вы думаете, почувствуете какую-то нагрузку? Вне всяких сомнений.

А если за десять минут 150 раз примете мяч попеременно левой и правой ногой? Почувствуете, что не сидите в кресле? Ответ очевиден.

Если Вы будете использовать в тренировочном процессе специальное тренажерное оборудование, то в течение часа сделаете около тысячи повторений, которые поспособствуют эффективному и быстрому формированию мышечной памяти того или иного движения. После такой тренировки у Вас не только желания, но и физических сил не хватит ни на какой ОФП.

Физическая подготовка футболистов должна формироваться в процессе специальных тренировок по шлифовке не только ударов и приемов мяча, но и по отработке командных действий, по отработке командных заготовок.
Только в этом варианте, Ваша команда будет иметь не только высокие технические кондиции, но и приличную «физику», которую Вы сформируете в процессе овладения техническими приемами.

Тенденция реформирования тренировочного процесса должна быть в увеличении доли технической подготовки за счет уменьшения доли ОФП.
Если Вы будете очень серьезно подходить к технической подготовке футболистов, то на ОФП Вам просто напросто не хватит никакого времени!

Выбирайте: либо иметь приличную мышечную массу плюс «дыхалку», которыми не забивают голы, либо овладеть высокой техникой и приобрести ту же мышечную массу и «дыхалку» в процессе овладения этой техникой.
Понимаю, что в жизни ничего идеального не получается.

Но. Если доля ОФП в Вашем тренировочном процессе будет занимать не больше 10%, а 90% будет посвящено технике, то Вашей команде гарантировано большое будущее, впрочем, как и настоящее. Для отработки техники не нужна «физика»?

А Вы пробовали? Когда попробуете, тогда и поговорим. А двусторонняя игра должна занимать более скромное место в тренировочном процессе, нежели она занимает.

Эта тема, как и многие другие бесконечна. Поэтому, главное – вовремя остановиться, что я и делаю. Всем удачи.

Да, чуть не забыл. Это статью я помещаю в категорию «футбольная наука». Почему? Многие считают, что наука это то, где выражаются непонятными терминами и украшают свои сентенции малопонятными графиками и формулами.

Эта наносная научность. Наука есть там, где решаются проблемы, которые не разрешались многими десятилетиями. Наука это указание пути, по которому нужно двигаться для достижения желанных результатов.

А специфика самого движения по этому пути это уже парафия практиков и только их. Вот теперь, кажется, все сказал.

Физические качества являются фундаментом, на котором строятся все остальные виды подготовки футболиста. В футболе физические качества не проявляются изолированно, а всегда в комплексе. Тем не менее, оптимальное развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости требует отдельного подхода к воспитанию каждого качества. И в зависимости от того, какой период, этап имеется в виду, уделяется больше внимания воспитанию того или иного качества.

Известно, что физическая подготовка - это длительный процесс, цель которого - достижение футболистами высокого уровня подготовленности. Этот уровень физической подготовленности должен соответствовать требованиям игры. Например, если для эффективной игровой деятельности футболист должен пробежать в матче 12000 метров, и из них не менее 2000 метров с максимальной мощностью, то уровни развития всех видов выносливости и скоростно-силовых качеств должны позволять ему делать это в каждой игре.

Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка (ОФП) служит главным образом для создания общей базы футболиста и является одним из средств, применяемых в период активного отдыха. В основном это такие упражнения, которые по характеру нервно-мышечных усилий соответствует игре в футбол.

Общая физическая подготовка (ОФП) обеспечивает решение следующих задач:

  • 1. укрепление здоровья и нервной системы,
  • 2. подъем функциональных возможностей организма спортсмена,
  • 3. повышение необходимых физических качеств,
  • 4. приобретение и совершенствование разнообразных двигательных навыков,
  • 5. повышение и восстановление работоспособности, необходимой при напряженной

учебно-тренировочной работе и во время соревнований,

  • 6. повышение жизненной емкости легких, способное предупредить кислородное голодание,
  • 7. активный отдых для центральной нервной системы.

Общефизическая подготовка помогает спортсмену легче переносить тренировочные нагрузки, быстрее восстанавливать работоспособность, достигать высокого уровня спортивного мастерства. По требованиям к двигательным навыкам в одном ряду с футболом стоят плавание, ходьба, размеренный бег, кроссы, ходьба на лыжах, бег на короткие, средние и длинные дистанции. Поэтому разумно использовать упражнения из этих видов спорта. Следует учитывать взаимовлияние упражнений, направленных на развитие различных двигательных качеств, ибо оно может быть как положительным, так и отрицательным. Развитие одного из качеств должно сочетаться с одновременным повышением уровня развития других. Исключение из этого общего правила допустимо, если возникает необходимость ликвидировать отставание уровня развития какого-либо из качеств.

Физическая подготовка футболистов должна быть круглогодичной, разносторонней и строиться с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Тренировка футболистов органически объединяет общую и специальную физическую подготовку.

ОФП призвана повышать функциональные возможности организма. Она насыщена разнохарактерными упражнениями, как правило, комплексно развивающими силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость спортсменов.

Рассмотрим средства ОФП.

Упражнения для развития силы

Упражнения ОФП:

  • - Приседания со штангой, партнером на плечах.
  • - Подскоки из различных исходных положений со штангой, гирей, утяжеленным поясом.
  • - Метание и ловля тяжелых снарядов.
  • - Подтягивание на перекладине, лазанье по канату.
  • - Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
  • - Поднимание прямых ног вперед из виса на гимнастической стенке, перекладине, кольцах.

Упражнения для развития быстроты.

  • - Стартовые ускорения из различных исходных положений, семенящий бег, повторный бег с места и с ходу (по 30--40 м, быстро), бег под уклон.
  • - Быстрые приседания, подскоки, скачки на одной ноге.
  • - Встречные эстафеты, подвижные игры типа «Пятнашки».
  • - Бег вверх и вниз по ступенькам лестницы.

Упражнения для развития выносливости.

  • - Кроссы умеренной и переменной интенсивности, эстафеты с бегом, прыжками, элементами акробатики.
  • - Плавание, бег по воде на мелком месте.
  • - Чередование подвижных игр, прыжков со скакалкой с кроссом умеренной интенсивности и ускорениями.
  • - Баскетбол, ручной мяч, хоккей .

Упражнения для общей и специальной физической подготовки юных футболистов

ОФП для футболистов

Строевые упражнения.
Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления. Направление движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения. Повороты в движении.

Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях — наклоны, повороты туловища; в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.

Упражнения с предметами.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: на одной и обеих ногах прыжки с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами— броски, ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями; броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2—4 кг).
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.

Акробатические упражнения.
Кувырки (вперед, назад и в стороны) в группировке, «полушпагат»; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).

Подвижные игры и эстафеты.
Игры с мячом;
игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;
эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения.
Бег на 30, 60, 100, 200 м, а также на 400, 500, 800, 1500 м.
Кроссы от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста).
Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.
Метания.

Гимнастические упражнения.
Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца;
опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла.

Специальная физическая подготовка для футболистов.

Упражнения для развития силы.
Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком 3—5 кг, диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.
Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.
Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте).
В упоре лежа хлопки ладонями.
Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.

Упражнения для развития быстроты.
Повторное пробегание коротких отрезков (10—30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях).
Бег с изменением направления (до 180°). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. д. Челночный бег 2x10 м, 4X5 м, 4X10 м, 2X15 м и т. п. Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. Бег боком и спиной вперед (на 10-20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками, стоящими или медленно передвигающимися с помощью партнеров. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед).
Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).

Упражнения для развития ловкости.

Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.

Упражнения для развития специальной выносливости.
Переменный и повторный бег с мячом.
Двусторонние игры (для старшей группы). Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.

Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с повторным скачком на одной ноге).
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега — выпадом, прыжком и переступанием.

Программа школьной секции по футболу для учащихся 1-11-х классов
Новоточин Сергей Андреевич, учитель физической культуры


Дата: 2011-01-27

Общая физическая подготовка (ОФП)


Читая лекции в национальном университете физического воспитания и спорта студентам всех курсов, обнаружил, что основы современного тренировочного процесса сидят в их сознании так, как здоровый коренной зуб сидит в челюсти. Плохо ли это?

Думаю, что нет. Разве у них есть выбор? Они добросовестно усваивают те подходы к тренировочному процессу, которые успешно применяются во всем мире.

Я о другом. О том, что у студентов нет даже тени сомнения в правильности современных подходов. Другими словами, с критическим подходом к тем знаниям, которые они получают, есть проблема.

В этой статье хотел бы поговорить о фундаментальном базисе тренировочного процесса – общей физической подготовке (ОФП) футболистов. А что тут говорить? – спросите Вы.

ОФП и в Африке – ОФП. Без ОФП тренировочный процесс немыслим. Так ли это?

Студенты-оппоненты даже не представляют, как можно выработать выносливость без ОФП. Неужели нельзя? Можно!

Что такое футбольное искусство? Это «физика» плюс техника. Правильно? Думаю, мало, кто будет возражать здесь.

Если с «физикой» все более или менее в норме, то, что мы имеем с техникой? А вот с техникой более чем серьезные проблемы. Давайте обратимся к элементарной логике.

Если футбол это «физика» плюс техника, то, при удовлетворительном уровне «физики», необходимо заняться техникой. А когда?

Когда заниматься главнейшим сегментом в тренировочном процессе, если практически все время съедает ОФП и двусторонняя игра плюс квадраты и разминочные упражнения? Ответ напрашивается сам собой.

Можно ли «физикой» забивать голы? Нет. Голы забиваются с помощью техники. Тогда необходимо заниматься техникой. Вроде бы, все логично, не правда ли?

А как же тогда «священная корова» современного тренировочного процесса – ОФП? С одной стороны, атлет не умеет забивать.

С другой стороны, у дистрофика, умеющего забивать, не хватит сил для этого. Как же быть?

Чем больше углубляешься в эту проблему, тем четче понимаешь, что проблемы-то здесь никакой и нет вовсе. Все становится на свои места тогда, когда «священная корова» тренировочного процесса, ОФП, лишается своей священности.

Что я имею в виду? Да то, что ОФП преобразуется в ФП, как следствие ежедневной работы над техникой! Вот где «собака порылась», как сказал в свое время Горбачев.

Ответьте на простой вопрос.
Для того, чтобы ударить по воротам, нужно затратить какую-то энергию? Разумеется.

Для того, чтобы сделать пас или принять мяч, нужно потрудиться? Пусть немного, но придется. Согласны?

А если в течение двадцати минут Вы ударите по воротам сто двадцать раз? Как Вы думаете, почувствуете какую-то нагрузку? Вне всяких сомнений.

А если за десять минут 150 раз примете мяч попеременно левой и правой ногой? Почувствуете, что не сидите в кресле? Ответ очевиден.

Если Вы будете использовать в тренировочном процессе специальное тренажерное оборудование, то в течение часа сделаете около тысячи повторений, которые поспособствуют эффективному и быстрому формированию мышечной памяти того или иного движения. После такой тренировки у Вас не только желания, но и физических сил не хватит ни на какой ОФП.

Физическая подготовка футболистов должна формироваться в процессе специальных тренировок по шлифовке не только ударов и приемов мяча, но и по отработке командных действий, по отработке командных заготовок.
Только в этом варианте, Ваша команда будет иметь не только высокие технические кондиции, но и приличную «физику», которую Вы сформируете в процессе овладения техническими приемами.

Тенденция реформирования тренировочного процесса должна быть в увеличении доли технической подготовки за счет уменьшения доли ОФП.
Если Вы будете очень серьезно подходить к технической подготовке футболистов, то на ОФП Вам просто напросто не хватит никакого времени!

Выбирайте: либо иметь приличную мышечную массу плюс «дыхалку», которыми не забивают голы, либо овладеть высокой техникой и приобрести ту же мышечную массу и «дыхалку» в процессе овладения этой техникой.
Понимаю, что в жизни ничего идеального не получается.

Но. Если доля ОФП в Вашем тренировочном процессе будет занимать не больше 10%, а 90% будет посвящено технике, то Вашей команде гарантировано большое будущее, впрочем, как и настоящее. Для отработки техники не нужна «физика»?

А Вы пробовали? Когда попробуете, тогда и поговорим. А двусторонняя игра должна занимать более скромное место в тренировочном процессе, нежели она занимает.

Эта тема, как и многие другие бесконечна. Поэтому, главное – вовремя остановиться, что я и делаю. Всем удачи.

Да, чуть не забыл. Это статью я помещаю в категорию «футбольная наука». Почему? Многие считают, что наука это то, где выражаются непонятными терминами и украшают свои сентенции малопонятными графиками и формулами.

Эта наносная научность. Наука есть там, где решаются проблемы, которые не разрешались многими десятилетиями. Наука это указание пути, по которому нужно двигаться для достижения желанных результатов.

А специфика самого движения по этому пути это уже парафия практиков и только их. Вот теперь, кажется, все сказал.

 

Возможно, будет полезно почитать: