Тренировка 8 9 летних футболистов

Друзья, на улице лето — время когда мы много времени проводим на улице. На даче, в деревне или, просто, во дворе постарайтесь задействовать каждую минуту — ведь развитием своего ребенка вы можете заниматься самостоятельно, превратив это в веселую игру.

Несколько рекомендаций тренера для домашней тренировки по футболу:

  1. Упражнения должны быть интересными ребенку. И даже скучные упражнения можно и нужно немного разнообразить. В младшем возрасте (3-4 года) дети думаю образами, поэтому попытайтесь немного пофантазировать и разговаривать во время выполнения футбольных трюков на языке ребенка. Пускай ребенок обводит мячом не конусы, а кустики. Ему нужно попасть не в ворота, а выстрелить из пушки по замку дракона….

  2. Подбирайте упражнения для первых тренировок так, чтобы большая часть упражнений у ребенка получались хорошо. Иначе ему может быть сложно, и ребенок потеряет интерес к тренировкам. А это самое важное. Без интереса увы у вас ничего не получится.

  3. Постоянно хвалите ребенка и подбадривайте его. Ребенок должен понимать, что вы одобряете его действия и что он всё делает правильно. Даже если у него не совсем всё получается.

  4. Отблагодарите ребенка в конце. Это может быть вкусный фрукт, небольшой подарок или, просто, приятная ему беседа. Мы крайне не рекомендуем чипсы, конфеты и фастфуд. Мы крайне рекомендуем — поход в парк на карусели в выходные, банан и хороший вкусный ужин от мамы.

Итак, 5 простых упражнений для развития футбольных навыков. Подойдут для детей от 3 до 7 лет. Нам понадобится мяч подходящего размера (мы рекомендуем 3), немного свободного пространства и папа или дедушка. Поехали!

Упражнение 1. Остановка мяча ногой.

Часть А) Все, кто занимаются в нашей секции футбола , знают о простой версии этого упражнения — катим мяч ребенку, он останавливает его стопой. Далее ребенок должен отдать пас вам обратно. При этом постарайтесь поработать с ребенком с точностью паса, который он передает вам

Часть Б) Немного усложним упражнение. Отдавайте пас не совсем точно ребенку — пускай он сделает несколько шагов, прежде чем остановит мяч стопой. Так он будет развивать глазомер, научится предсказывать положение мяча в разное время в зависимости от скорости качения мяча. Точно также просите ребенка после остановки отдавать вам пас обратно

Часть В) Самая сложная версия упражнения потребует некоторой сноровки и от вас. Отдавайте пас ребенку не по низу, а верхом. Нужно, чтобы в момент приема мяча, мяч находился вверху. Начинайте с простого броска мяча ребенку, далее можно усложнять и отдавать пас так, чтобы мяч подпрыгивал на газоне. Это достаточно сложное упражнение, поэтому вводите его для тренировки ребенка постепенно.

Упражнение 2. Тренировка точности и силы удара

Это очень простое и очень важное упражнение — мы будет тренировать точность удара вашего маленького футболиста. Сделайте небольшие ворота и попросите ребенка попасть в них мячом. Постепенно увеличивайте расстояние удара и уменьшайте ворота. Увеличивая расстояние до ворот, вы будете тренировать у ребенка силу удара.

Когда ребенок будет достаточно опытным, можно попадать уже не в ворота, а в столб или камень — т.е. в очень маленькую точку.

Упражнение 3. Работа с движущимся мячом

В рамках этого упражнения ребенок должен ударить по мячу без его остановки. Комбинируйте разные варианты:

  • Пускай ребенок догоняет мяч и бьет по воротам
  • Вы можете пас мимо него, чтобы ему приходилось ударить по мячу по касательной

Мы рекомендуем выполнять упражнения на минимальной скорости движения мяча. При этом не спешите с увеличением скорости. На большой скорости управлять ударом достаточно сложно, особенно ребенку — он еще не обладает сильным ударом, который способен погасить скорость мяча и направить его в ворота сильно и точно.

Упражнение 4. Сифа, кич, салки, догонялки…

  1. Это весело и интересно ребенку. Помните, мы писали, что тренировка должна быть интересной?
  2. Игра в догонялки заставляет ребенка быстро принимать решения и также быстро управлять своим телом. В раннем возрасте это очень важный навык.
  3. Во время игры ребенок очень часто изменяет скорость и направление движения. Тем самым тренируя мышцы ног, стоп, голеностопа — самые важные мышцы для футболиста.

Упражнение 5. Играйте в футбол

Как бы это странно не звучало, но общаясь с родителями часто слышим, что они хотят тренировать ребенка самостоятельно дома, но в сам как футбол при этом с ним играют редко. Играйте! Заведите привычку и заинтересуйте ребенка. Играйте 1 на 1. Играйте везде и всегда. Играйте мячом, играйте пустой банкой или камешком в парке.

Удачной тренировки, друзья!

Если вы всё еще не занимаетесь в нашей школе футбола, то самое время записаться на бесплатное пробное занятие:

Записаться на пробное занятие

Подпишитесь на наш паблик-чат в viber — в нём полезная информация о физическом развитии детей, о психологии, новости футбола. Только самое полезное и никакого спама.

Основной формой организации обучения и тренировки футболистов является учебно-тренировочное занятие (тренировка). При этом занятие может быть как групповым, так и индивидуальным.
Требования, предъявляемые к занятиям футболом таковы:
1. Обучение или совершенствование должно осуществляться с первой минуты занятия.
2. Следует всячески избегать методических шаблонов.
3. Строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
4. Воздействие тренировки должно быть всесторонним (оздоровительным, образовательным, воспитательным).
5. Задачи тренировки должны быть конкретны.
6. Больше 3-х задач в тренировке не ставить.
7. Подготовительная часть тренировки должна занимать 10-20% времени
8. Основная часть тренировки должна занимать 70-80% времени;
9. Заключительная часть тренировки должна занимать 5-10% времени.


Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие. Если на первом этапе, в основном, проводятся комплексные тренировки, то на этом этапе все большее значение имеет специализированные.
Специализированная тренировка более узка по содержанию, но целенаправленнее. Проводится чаще всего тогда, когда трудно организовать или когда методически нецелесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку, а также в случаях, когда необходимо целенаправленное воздействие на отдельные функциональные системы.
Специализированное занятие может носить чисто теоретический характер и проводиться в форме лекции, беседы, показа кинофильмов либо конокольцовок, в вопросно-ответной форме.
Примерный план (структура) тренировочного занятия
Подготовительная часть.
Цель: Организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности.
Задачи: 1. Организация группы для занятия, мобилизация внимания, регулирование эмоциональным состоянием занимающихся.
2. Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.
Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
Продолжительность: 10-20% общего времени занятия.
Методические указания. В начале занятия необходимо коротко и ясно объяснить его задачи: это повышает сознательность и активность занимающихся. Содержание первой части должно находиться в тесной связи с направленностью основной его части.
Чтобы занятие было более эффективно, в подготовительной части необходимо проводить упражнения без больших пауз; чередовать их так, чтобы воздействовать на различные группы мышц, менять характер выполнения (упражнения, направленные на развитие силы, - с упражнениями на растягивание и расслабление; упражнения медленные и плавные - с упражнениями быстрыми), амплитуду.
Подготовительная часть тренировки решает 2 задачи: разогревание и настройка.
Разогревание - способствует раскрытию кровеносных капилляров обслуживающих мышечную массу. Понижается вязкость мышц. Повышается температура тела и вместе с этим повышается возбудимость дыхательного центра. Повышается нервно-рефлекторная связь с мышцами. Есть мнение, что разогревание должно протекать до потоотделения. Начинаем с упражнений, которые охватывают мелкие группы мышц, а затем и крупные. Используем упражнения умеренной мощности, не продолжительные.
Настройка - решает задачу нервно-координационной настройки (повышая тонус ЦНС), психологической подготовки на предстоящую деятельность, увеличивает обменные процессы.
Общая продолжительность разминки - 10-15 мин.
Чем выше уровень мастерства, тем продолжительнее разминка.
Основной ориентир времени разминки - температура окружающей среды:
+ 8 = разминка 12-13 мин.,
+ 10 = разминка 9 мин.,
+ 14 = разминка 6 мин.,
+ 16 = разминка 5 мин.
Основная часть:
Цель: обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств.
Задачи: 1. Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.
2. Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям.
3. Овладение техникой и тактикой игры.
Средства: упражнения по технике и тактике игры. Упражнения для работы над физическими качествами.
Продолжительность: 70-80% времени, отведенного на занятие.
Методические указания. Продолжительность и построение этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия. Основная часть может состоять из двух разделов:
1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств.
II. Закрепление изучаемого материала в двусторонних играх.
Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.
Заключительная.
Цель: Завершение занятия.
Задачи: 1. Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления. Совершенствование технических приемов в условиях утомления.
2. Подготовка к последующей деятельности (после занятия).
3. Подведение итогов занятия.
Заключительная часть - главная задача - восстановление. Если сразу остановиться, то мы способствуем закрытию капилляров и тем самым прекращаем доступ кислорода к работавшим и закислившимся мышцам. Пульс должен быть не выше 130 ударов в минуту.
Можно проводить и подчистку какого-либо элемента. Если в основной части была большая нагрузка» то подвижные игры в заключительной части давать нельзя. Если была монотонная работа - можно.
Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения и упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приёмах игры, разбор ошибок и замечаний по занятию.
Продолжительность: 5-10% общего времени занятия.
Методические указания. В этой части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений - снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение.
Если в течение дня проводится несколько занятий, то одно из них называем основным. Оно отличается от других тем, что оно более длительное, с большей плотностью, более длителен процесс восстановления.
Принципиальная последовательность по дням занятий в связи с преимущественной направленностью:
1. Изучение и совершенствование техники при малых и средних усилиях.
2. Совершенствование техники при больших и Мх усилиях.
3. Воспитание быстроты в кратковременной работе (спринт).
4. Воспитание быстроты в продолжительной работе (дистанционная).
5. Воспитание силы при усилиях 60-80% от Мх уровня.
6. Воспитание силы при усилиях 90-100% от Мх уровня.
7. Воспитание силовой выносливости в работе малой и средней интенсивности.
8. Воспитание силовой выносливости в работе большой и Мх интенсивности.
9. Воспитание выносливости в работе Мх мощности и близкой к ней.
10. Воспитание выносливости в работе большой мощности.
11. Воспитание выносливости в работе умеренной мощности.
Проведение развивающей скоростной работы после
развивающей выносливости нецелесообразно, т.к. ведет к нарушениям в сердечной мышце.
Все более возрастающее значение начинают приобретать используемые упражнения.
В практике применяются как общеподготовительные упражнения, так и специально-подготовительные.
Общеподготовительные упражнения - служат для общей подготовки вообще и могут быть приближенными по своим особенностям к виду спорта, но могут быть и существенно отличными от него.
Должны подбираться по принципу положительного переноса, ибо одно и тоже упражнение неправильно дозированное несёт отрицательный эффект.
Применение общеподготовительных упражнений обосновывается:
1. Необходимостью для освоения большего кол-ва двигательных навыков. В подростковом возрасте ребенок может выполнять большой объем функциональной работы (ССС обладает большой приспособляемостью и восстанавливаемостью).
2. Укреплять костно-связочный аппарат за счет средств общей подготовки.
3. В основе продуктивных действий лежат возможности ССС. Но избранный вид спорта не всегда располагает возможностями укреплять её. Значит, её надо укреплять за счет средств общеподготовительных упражнений.
4. Укрепление отстающих групп мышц, не участвующих в основной работе за счет общеподготовительных упражнений.
5. Устранение диспропорций вызванных специализацией.
6. Для сохранения психического и физического состояния в переходный период.
Специально-подготовительные упражнения: включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Они нужны для развития специально необходимых качеств (физических, технических, двигательных и т.д.), В этих упражнениях можно моделировать игровую деятельность.
Упражнения, которые помогают разучивать технический прием - подводящие.
Упражнения, направленные на развитие определенных качеств - развивающие.
Различные перемещения без мяча являются также специально-подготовительными упражнениями.
Объем специальных подготовительных упражнений превышает объем соревновательных упражнений во много раз.
Индивидуальная форма тренировки
Футболист получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно (тренер может присутствовать), могут тренироваться несколько футболистов одновременно, но каждый решает свою конкретную задачу.
Преимущества индивидуальной тренировки:
- индивидуализируется дозировка нагрузки;
- индивидуализируется руководство, коррекция, контроль;
- обеспечивается воспитание самостоятельности и чувства ответственности;
- развивается настойчивость и вера в себя;
- увеличивается возможность воздействия тренера на занимающегося.
Кстати и само тренировочное занятие может иметь довольно разнообразные формы. Так, например, для устранения недостатков или совершенствования сильных сторон применяется следующая форма тренировки:
1. Игрок тренируется самостоятельно.
2. Группа игроков тренируется совместно - отрабатывают одно и то же действие.
3. Группа игроков тренируются совместно, у них разные, не зависимые между собой недостатки (один тренирует передачу с края, другой - удары по воротам; или один тренирует финт, а другой - отбор).
4. Группа игроков тренируется совместно, у них одинаковые недостатки. Чередуя выполнение приемов (один бьет головой, другой оказывает сопротивление и наоборот).
5. Отстающие игроки тренируются совместно с квалифицированными.
6. Игроков, устраняющих недостатки, необходимо время от времени контролировать и вносить коррективы
7. Игроки тренируются группами - отрабатывают групповые взаимодействия.
8. В товарищеских играх получают индивидуальные задания.
Методы: 1. Без соперника; 2. С условным соперником (его роль выполняют манекены, макеты); 3. С условным партнером; 4. С партнером; 5. С соперником; 6. С партнером и условным соперником; 7. С партнером и соперником (численное преимущество на стороне атакующих); 8. С партнером и соперником (численное преимущество на стороне защищающихся).
При обучении, метод без соперника применяется для создания правильного представления о движениях и овладения основной структурой двигательного навыка. Индивидуальная тренировка приучает к самостоятельности, трудолюбию, самоконтролю, дисциплине.

РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СОЮЗ

ПОУРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 6 – 9 ЛЕТ

Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А., Котенко Н.В.

Нижний Новгород, 2012

Российский Футбольный Союз

УДК 796 ББК 75.578

Поурочную программу подготовили: Доктор педагогических наук, профессор М.А. Годик,

Заслуженный тренер СССР С.М. Мосягин, Заслуженный тренер России И.А. Швыков, Кандидат педагогических наук, доцент Котенко Н.В.

Рецензенты:

Заслуженный тренер России О. Б. Лапшин, Тренер ФШМ В. Н. Саутин

Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет./Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. – Н.Новгрод: РА «Квартал», 2012-256 стр.

ISBN 978-5-94691-310-2

© Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А., 2012

© Российский футбольный союз, 2012

© РА «Квартал», prepress, 2012

Все права защищены.

Никакаячастьданнойкнигинеможетбытьвоспроизведена без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Вступительное слово Президента РФС С.А. Фурсенко

Подготовка юных футболистов является очень важным направлением в работе Российского футбольного союза.

Массовое строительство искусственных полей, специально предназначенных для тренировок детей, безусловно, необходимо. Однако нужно осознавать, что помимо материально-технической базы мы нуждаемся и в методических пособиях.

Сейчас вы держите в руках второе издание Поурочных программ. Российский футбольный союз создает единую для всей страны систему работы детских тренеров.

Опыт показывает, что поурочные программы, состоящие из конспектов конкретных учебно-тренировочных занятий разной направленности, являются наиболее востребованными методическими материалами.

Планируется выпуск нескольких поурочных программ. В предлагаемом материале имеет место программа для детей 6 – 9 лет. Дети этого возраста приходят в футбольные школы, чтобы реализовать свои потребности в игре. Поэтому в конспектах тренировочных занятий рекомендованы футбольные упражнения, а также упражнения из других видов спорта, которые должны выполняться с помощью игрового метода.

Продолжается работа над поурочными программами для юных футболистов 10 – 11 лет, 12 – 13 и 14 – 15 лет, 16 – 17 лет. Надеюсь, что они будут изданы в течение текущего года.

Удачи вам, тренеры, побед на футбольных полях!

Президент РФС С.А.Фурсенко

Основные положения начальной подготовки детей

Начальный этап обучения детей футболу должен основываться на следующих положениях:­

Тренеры готовят детей к футболу, в который они будут играть в профессиональных командах через 10 - 15 лет. Поэтому необходимо предвидеть, каким будет этот вид спорта в будущем, и готовить детей в соответствии­ с требованиями «футбола будущего». Элементам такой «игры будущего» нужно начинать учить с детства. Основываясь на динамике развития игры в последние десятиле­тия,­ можно полагать, что футбол станет более скоростно-силовым. В нем увеличится число игровых эпизодов, в которых футболисты будут принимать мяч в условиях­ жесткого­ сопротивления соперника. Уменьшится время на принятие решений. Возрастет­ эффективность­ групповых действий в каждом игровом эпизоде, и одновременно – эффективность индивидуальной игры в штрафных площадках соперников. Станут намного более­ трудными­ действия игроков в начальной фазе атаки, так как повысится число попыток отобрать мяч именно в этой фазе. Скоростная техника будет основным фактором решения игровых задач, и особенно задач завершения атаки ударом по воротам. Все это приведет­ к тому, что повысится значение скоростной техники и физической подготовленности­ игроков, особенно таких специальных качеств, как быстрота реагирования и принятия­ решений­ в условиях дефицита времени, скорость передвижения по полю, взрывная сила, координация движений. Развивать эти качества и способности нужно с детского и юношеского возраста.

Футбол – командная игра, но на начальном этапе многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение техническим приемам и развитие координационных

способностей юных футболистов. В футболе будущего особенно востребованными окажутся игроки, индивидуальное техническое мастерство которых позволит им эффективно играть в насыщенных соперниками зонах поля.

Футбол – это игра со своими законами и правилами. Кроме того, в футболе действуют общие­ закономерности и принципы подготовки спортсменов, свойственные всем видам спорта. И поэтому тренировочный процесс должен строиться на основе этих закономерностей­ и принципов. Есть, например, закономерности освоения технических приемов­. Одна из них заключается в том, что в основе эффективной техники лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и совершенствуется­ примногократном повторении одного и того же технического приема вначале в стандартных, а потом и в самых разнообразных условиях. В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками мальчик сотни раз повторял основные технические приемы футбола: остановки и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам. Не было больших перерывов между действиями, и в процессе игр мышцы мальчика каждый день «учились» координировать эти действия. Слово «учились» применительно­ к мышцам означает следующее: при каждом повторении какого-либо технического приема (например, остановки мяча бедром) в нервно-мышечной системе мальчика или девочки форми­руется­ его образ. Он представляет собой систему команд из центральной нервной системы­ и ответы мышц на эти команды (ответы – это напряжение и расслабление мышц в нужные моменты движения). И чем больше число этих повторений, тем прочнее образ. Если перерывы­ между­ повторениями большие, то образ, или «нервно-мышечная память», разрушается,­ и техника игровых приемов оказывается нестабильной,

мало эффективной. Поэтому хорошую черту дворового футбола – многократное повторение технических приемов, мы должны воспроизвести­ в организованных условиях футбольных школ.

Обучение техническим приемам в футбольной школе – сродни обучению грамоте в общеобразовательной­ школе. Прежде чем написать сочинение на заданную тему, нужно вначале научиться писать буквы, затем – складывать эти буквы в слова, потом из слов формировать предложения­. И, наконец, так сочетать эти предложения, чтобы получились рассказ, сочинение. Такая же ситуация в футболе: прежде, чем хорошо играть, нужно освоить технические приемы, научиться соединять разные приемы в связки и комбинации, необходимые для решения­ задач каждого игрового эпизода. И, наконец, рассматривать игру как набор игровых эпизодов, используемых в соответствии со стратегией игры, предложенной тренером.

Тренер должен понимать, что мальчик или девочка – это не уменьшенные копии мужчины и женщины. У них есть своя специфическая психология, особый род взаимоотношений с партнерами, особенности протекания физиологических и биохимических процессов. Поэтому тренировки юных футболистов и футболисток не должны быть уменьшенными копиями тренировок взрослых спортсменов.

На начальном этапе подготовки мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Связано это с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обусловливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12-13 лет, то есть до начала пубертатного скачка.

Задачи начальной подготовки юных футболистов

Задачи, которые необходимо решать для того, чтобы процесс начальной подготовки юных футболистов был эффективным:

1 Сохранить и приумножить любовь детей к футболу, с которой они пришли в футбольную­ школу. Убедить их в том, что занятия футболом могут развить все необходимые для будущей жизни качества и способности чело­ века.

2 Сделать детей патриотами футбола, футбольного клуба или футбольной школы.

3 Сформировать у детей уважительное отношение к руководству и тренерам клуба и школы. Показать им, как много делают руководство и все работники клуба или детской футбольной­ школы, чтобы дети могли тренироваться и играть в самых хороших условиях.

4 Систематически вести воспитательную работу, следить, чтобы юные футболисты учились в общеобразовательных школах.

5 Наладить сотрудничество с родителями и преподавателями физического воспитания школ для активного привлечения детей к занятиям футболом.

6 Научить детей основам техники футбола, особенно технике остановок и передач мяча, ведений и обводки, ударов по воротам, обманным движениям (финтам). Эти приемы во всех странах называют «языком футбола», и без хорошей остановки мяча и точных и своевременных пасов не может быть хороших футболистов.

7 Работать над укреплением здоровья, развитием общей физической подготовленности, и особенно таких важных для футбола физических качеств, как координация, быстрота реагирования­ и быстрота передвижений.

8 Обучить детей пониманию того, что футбол – это командная игра, и поэтому они должны научиться под-

чинять свои индивидуальные интересы и действия на поле интересам и действиям группы игроков и команды в целом. Начать формировать у игроков 8-9 лет основы групповых и командных действий, сохранив при этом любые проявления индивидуальности детей.

9 Обучить детей пониманию того, что успех в футболе невозможен без систематических тренировок. Научить их тренироваться, правильно выполнять все упражнения.

Выполнение этих условий позволит, во-первых, эффективно учить детей основам техники­ футбола, и, во-вторых, добиваться хороших результатов в соревнованиях,­ проводимых в футбольной школе, регионе и стране за счет умений точно и в нужное время применять игровые приемы, а не только физической готовности­ игроков.

Учет индивидуальных особенностей детей

Необходимо учитывать, что при одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Предположим, что по паспорту двум детям 10 лет, но по уровню развития функциональных систем организма (костно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной и т.п.) возраст одного из них соответствует возрасту восьмилетнего,­ а у другого – возрасту двенадцатилетнего. Есть и спортивный возраст, который определяется­ уровнем тренированности, эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями­. И здесь между детьми одного паспортного возраста могут быть значительные различия­. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании тренировочных нагрузок. Состав, объем и интенсивность этих нагрузок должны соответствовать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности юных футболистов. Лучшие качества каждого юного футболиста, которые определяют меру его талантливости, должны развиваться и совершенствоваться прежде всего.

Мотивация на начальном этапе обучения

Подавляющее большинство детей приходят в футбольные клубы, ДЮСШ и т.п. спортивные­ учреждения не учиться футболу, а играть в него . Такова психологическая моти­ вация детей, особенно младшего возраста, и ее необходимо учитывать, подбирая средства тренировки­ для разных тренировочных циклов.

Однако только одной игрой невозможно обучить детей футболу: наблюдения показывают,­ что за время игры число повторений всех технических приемов оказывается недоста­ точным. Нужны специальные упражнения с многократным повторением таких приемов как ведение и обводка­ соперника, передачи мяча партнерам, игра головой и т.п. При таком подходе, как мы отмечали выше, формируется «двигательный образ» действия, который заключается в согласованной работе мышц, в создании­ мышечного стереотипа действий. Нужны и упражнения, которые воздействуют на развитие­ важных для каждого возраста двигательных качеств детей.

Главное в планировании тренировки для детей – найти оптимальное соотношение между­ объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол) и не очень интересной, но полезной­ для обучения футболу (упражнения специальной и общей подготовки). Да и в самом футболе­ есть два типа упражнений. Одни из них, игровые (или ситуационные), всегда интересны для детей и они готовы играть всю тренировку. Другие (назовем эти упражнения стандартными­ – это передачи мяча в парах, ведения и т.п.) менее интересны для детей. Менее инте­ресны потому, что в них нет игры, а есть многократное повторение одного и того же игрового приема, в котором заранее все известно: от кого нужно получить мяч, кому отдать, в какую сторону сместиться и т.п. Такие многократные повторения психически утомительны для детей младшего возраста­. И в этом случае нужно искать оптимальное соотношение между стандартными (скучными)­ и ситуационными (интересными) упражнениями в каждой возрастной группе.

На начальном этапе обучения футболу нужно учить основам техники небольшого числа технических приемов, и до тех пор, пока какой-то прием, или группа приемов не будут освоены достаточно хорошо, не вводить новые упражнения. Хорошая освоенность предполагает, что данный технический прием выполняется быстро и точно. И наша задача – добиться, чтобы уже у юных игроков передачи и удары по мячу были точными, мяч катился по полю с большой скоростью, и при приеме не отскакивал от мальчика или девочки на несколько метров.

1 Ведение мяча:

Внутренней и внешней сторонами подъема;

С разной скоростью и с мгновенной сменой направлений;

С обводкой стоек;

С применением обманных движений;

С последующим ударом в цель;

После остановок разными способами. 2 Жонглирование мячом:

Одной ногой (стопой);

Двумя ногами (стопами);

Двумя ногами (бедрами);

С чередованием «стопа – бедро» одной ногой;

С чередованием «стопа – бедро» двумя ногами;

Головой;

С чередованием «стопа – бедро - голова».

Основные положения начальной подготовки

Футбол — командная игра, но на начальном этапе многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение техническим приемам и развитие координационных способностей. В современном футболе особенно востребованы игроки, чье индивидуальное техническое мастерство позволяет им эффективно действовать на насыщенных соперником участках поля.

Футбол — это игра со своими законами и правилами. Кроме того, здесь действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, и тренировочный процесс должен строиться на их основе. Есть, например, закономерности освоения технических приемов. Одна из них заключается в том, что в основе обучения эффективной технике лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и совершенствуется при многократном повторении одного и того же приема вначале в стандартных, а затем в разнообразных игровых условиях. В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками мальчик сотни раз повторял основные технические приемы футбола: остановки и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам. Хорошую черту дворового футбола — многократное повторение технических приемов — мы должны воспроизвести в организованных условиях.

Обучение техническим приемам в футбольной школе сродни обучению грамоте в общеобразовательной школе. Прежде чем написать сочинение на заданную тему, нужно научиться писать буквы, затем эти буквы сложить в слова, потом из слов формировать предложения. И, наконец, так сочетать эти предложения, чтобы получились рассказ, сочинение. Так же и в футболе: прежде чем начать хорошо играть, нужно освоить технические приемы, научиться соединять разные приемы в связки и комбинации, необходимые для решения задач каждого игрового эпизода.

Тренер должен понимать, что мальчик или девочка — это не уменьшенная копия мужчины или женщины. У них есть своя специфическая психология, особый род взаимоотношений с партнерами, особенности протекания физиологических и биохимических процессов.

На начальном этапе обучения мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Связано это с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста практически одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обуславливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12-13 лет, то есть до начала пубертатного периода.

Учет индивидуальных особенностей

При одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Предположим, что по паспорту двум детям по 10 лет, но по уровню развития функциональных систем организма (костно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т. д.) один из них соответствует 8-летнему возрасту, а другой — 12-летнему. Есть и спортивный возраст, который определяется эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями. И здесь между детьми одного паспортного возраста могут быть значительные различия. Все эти факторы нужно учитывать при планировании тренировочных нагрузок.

Величина, объем и интенсивность нагрузок должны соответствовать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности. Лучшие качества каждого юного футболиста, которые определяют меру его талантливости, должны развиваться и совершенствоваться в первую очередь.

Мотивация на начальном этапе обучения

Большинство детей приходят в футбольную школу не учиться футболу, а играть в него, и нужно так организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы они, во-первых, навсегда остались в футболе, и во-вторых, стали хорошими игроками. История футбола знает только один путь решения этих вопросов: детям должно быть интересно. Именно игра и игровые упражнения должны стать для начинающих основными тренировочными средствами. Такова психологическая мотивация детей, особенно младшего возраста, и ее необходимо учитывать, подбирая средства и методы тренировки.

Основными средствами обучения детей технике футбола, особенно на первых этапах, являются игра в уменьшенных составах и игровые упражнения. Только одной игрой невозможно обучить детей футболу, нужны и упражнения, которые воздействуют на развитие важных двигательных качеств — ловкости, быстроты, координации — и обучают технике игры.

Главное в планировании тренировки для детей — найти оптимальное соотношение между объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол) и не очень интересной, но полезной для обучения футболу (упражнения общей и специальной подготовки).

Да и в собственно футбольных тренировках есть два вида упражнений. Игровые всегда интересны детям, и они готовы заниматься ими все время. Другие — стандартные упражнения (передачи и остановки мяча в парах, разнообразные ведения и т. п.) — менее интересны. Одной из задач тренера является воплощение менее интересных, но очень полезных в плане обучения технике упражнений в форму соревнования или разнообразных эстафет.

В ходе начального обучения технике владения мячом необходимо правильно расставлять приоритеты. В период с 6 до 9 лет мальчики и девочки должны изучать технику следующих игровых приемов:

1. Ведение мяча:

– внутренней и внешней сторонами подъема;

– с разной скоростью и сменой направления;

– с обводкой стоек;

– с применением обманных движений;

– после остановок разными способами.

2. Жонглирование мячом:

– одной ногой (стопой);

– двумя ногами (стопами);

– двумя ногами (бедрами);

– с чередованием «стопа-бедро» одной ногой;

– с чередованием «стопа-бедро» двумя ногами.

3. Остановки мяча:

– подошвой и разными частями стопы.

4. Передачи мяча:

– короткие и средние;

– выполняемые разными частями стопы.

5. Обводка соперника (без борьбы или в борьбе)

6. Отбор мяча у соперника

7. Вбрасывание мяча из аута

Обучать всем этим приемам в равном объеме при 2-3-разовых занятиях в неделю невозможно. Поэтому в первый год нужно сосредоточить внимание на основных технических действиях. Такими, прежде всего, являются: ведение, удары, остановки и передачи мяча. Кроме того, нужно использовать различные упражнения для повышения разностороннего физического развития детей. Предлагаемая программа составлена с учетом всего выше сказанного, в ее основе лежит принцип многократного повторения одного и того же технического приема в различных игровых и стандартных упражнениях.

Основы подготовки

Обучение будет наиболее эффективным, если дети будут выполнять упражнения с мячом и без мяча не только в футбольной школе, но также дома и на улице, во дворе.

Дома: объясните детям, что утром надо выполнять элементарную зарядку, в которую должны входить упражнения на равновесие (стойка на одной ноге), гибкость, а также упражнения с маленьким мячом (например, для большого тенниса). Любые упражнения с мячом можно выполнять в квартире или рядом с домом на улице: жонглирование разными частями тела, ведение мяча и т. п.

На улице: играть в футбол с друзьями. Обязательно, чтобы это происходило в безопасном месте. Желательно играть на площадке небольших размеров. В этом случае контакты с мячом будут частыми и, следовательно, игрок будет совершать много ведений и обводок.

В футбольной школе: два-три занятия и один игровой день в течение недели.

При планировании нагрузок для детей этого возраста нужно понимать, что направленность в них будет смешанная. Поэтому тренер должен определить для себя несколько типовых тренировок, в которых игра будет сочетаться с упражнениями, обучающими основным элементам футбола.

Тренировочные занятия для детей 6-7 лет (1-й год обучения)

Дети, впервые придя на тренировку, очень хотят играть в футбол, но, как правило, еще не умеют обращаться с мячом. Поэтому основными для них на начальном этапе будут, во-первых, упражнения по элементарному владению мячом, сама игра и различные игровые упражнения. Во-вторых, подвижные игры, упражнения для развития ловкости, равновесия, координации движений, ходьба и бег, прыжки.

В каждом тренировочном занятии необходимо:

Сделать краткое введение в тренировку, которое должно помочь детям настроиться на занятие;

Дать каждому ребенку по мячу. Размеры и масса мяча должны соответствовать возрасту и двигательным возможностям детей (футбольный мяч №3, волейбольный мяч, теннисный мяч и т. д.);

Четко показывать и объяснять каждое упражнение;

Как можно чаще поощрять детей за выполнение заданий;

Сделать краткое заключение, чтобы дети завершили тренировку с положительными эмоциями.

Занятие №1

Инвентарь: мячи, жилетки, конусы.

2. Обучение элементарному владению мячом, то есть двигательным действиям, которые необходимы для освоения техники футбола.

Разминка

Продолжительность не более 10 минут. В ходе разминки дети перемещаются по площадке, выполняя упражнения с мячом и без мяча.

1. Перебежать с одной стороны площадки на другую (10-15 метров) различными способами: приставным шагом левым боком, затем правым боком, спиной вперед; по два повторения.

2. У каждого занимающегося в руках мяч, тренер дает задание по передвижению:

– бег «лисички» на носочках, медленный, «черепаший» бег чередуется с быстрым; по три-четыре повторения;

– подбросить мяч руками вверх и поймать его — 10 раз;

– ноги поставить как можно шире, проводить мяч левой рукой вокруг левой ноги и правой рукой вокруг правой ноги (восьмеркой) — по пять раз вокруг каждой;

– двигаться по площадке с мячом в руках, доставая его бедром — по 10 раз левой и правой ногой.

Основная часть

У каждого игрока по мячу. Контроль мяча подошвой правой и левой ноги:

– перекатывать мяч подошвой, стоя на месте и выполняя круговые движения правой, а затем левой ногой;

– перекатывать мяч подошвой — стоя на месте, катить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой. По 20 раз на каждую ногу;

– перешагивать через лежащий на поле мяч по 20 раз, сначала левой ногой, затем правой.

Может оказаться, что непрерывное, в течение 10 минут, выполнение упражнений в стандартных условиях приведет к снижению интереса у занимающихся. Поэтому в этой части тренировки можно дать детям поиграть в футбол 2х2 или 3х3 на небольшой площадке в малые ворота. Продолжительность игры — 2 тайма по 8 минут. В перерыве между таймами тренер объясняет детям, что у них получается хорошо и что — плохо.

Мотивация восстановится, и в течение следующих 10 минут разучивание технических приемов можно продолжить. Также в целях восстановления интереса можно использовать подвижную игру (см. ниже).

В конце основной части тренировки выполняются удары в малые ворота с расстояния 5 метров.

Заключительная часть

В заключительной части тренировки тренер должен найти поощрительные слова для всех детей. Например, сказать, что они сегодня хорошо выполняли задания и играли в футбол, но можно играть еще лучше, и о том, как это сделать, тренер расскажет на следующем занятии.

Занятие №2

Количество занимающихся: не более 16 человек.

Инвентарь: футбольные и теннисные мячи, жилетки, конусы.

1. Обучение технике передвижения.

2. Обучение элементарному владению мячом.

3. Обучение технике футбола в игровых упражнениях.

Разминка

1. Подвижная игра «Ловкие ребята» (см. ниже). Она повысит настроение детей и их игровую активность.

2. На отрезке 20 метров ставятся три конуса (на расстоянии 5 метров друг от друга). Задача — обежать конусы заданным способом: приставным шагом левым боком, правым боком и спиной вперед. По 2-3 повторения.

3. Упражнения с теннисным мячом: подбросить мяч правой рукой, поймать левой, затем подбросить левой и поймать правой — и так по 20 раз.

Основная часть

У каждого игрока по футбольному мячу

– стоя на месте, перекатывать мяч подошвой правой ноги влево-вправо с остановкой его поочередно внешней и внутренней стороной правой стопы; 20 раз;

– то же — левой ногой;

– стоя на месте и положив мяч на землю между ног, перекатить его влево внутренней стороной стопы левой ноги и остановить подошвой правой стопы, затем внутренней стороной правой стопы перекатить мяч обратно с остановкой его подошвой левой ноги — и так далее, от 20 до 30 раз за серию;

– вести мяч по прямой (8-10 метров) с остановкой мяча под подошву, затем выполнить разворот на 180 градусов; по 8-10 повторений.

Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3, 2 тайма по 8 минут.

В конце основной части тренировки — удары в малые ворота с расстояния 7 метров.

Заключительная часть

(См. выше).

Мяч в ногах у занимающихся — одна нога на мяче, другая на земле. В прыжке нужно поменять ноги местами. 10-15 прыжков. Два варианта исполнения по расположению мяча: мяч перед игроком или между ног.

Ведение мяча вокруг гимнастического обруча, сначала по часовой стрелке внешней частью подъема правой ноги. Затем против часовой стрелки внутренней частью подъема. По 2-3 повторения.

Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3; 2 тайма по 8 минут.

Вбрасывание мяча из-за головы на землю и ловля его на отскоке. 15-20 раз.

Игра 4х4 с малыми воротами на площадке 25х20 метров, 2 тайма по 5 минут.

В конце основной части занятия — удары в малые ворота с расстояния 5 метров. Каждый исполняет по 8-10 ударов.

Заключительная часть

Тренер должен найти поощрительные слова для всех детей, а также дать им домашнее задание. Например, выполнять простые упражнения с теннисным мячом — перекатывать его подошвой или вести разными способами, как футбольный.

Приложение. Подвижные игры

«Ловкие ребята»

На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два «дома». Расстояние между ними 15-20 метров. Между «домами» посредине площадки находится водящий, все остальные играющие находятся на одной стороне площадки, за линией дома. Если игра проводится на большой площадке, ее надо ограничить боковыми линиями на расстоянии 10 метров друг от друга.

Водящий, находясь посредине площадки, громко произносит: «Раз, два, три!» В ответ все играющие хором отвечают:

«Мы веселые ребята, Любим бегать и играть, Ну, попробуй нас догнать!»

После этого все дети перебегают на противоположную сторону за линию «дома».

Водящий старается поймать перебегающих, пойманные отходят в сторону. Затем, когда все дети перебежали, водящий снова дает сигнал и все повторяется, после двух-трех раз подсчитываются пойманные и выбирается новый водящий из не пойманных. Пойманные снова входят в группу, игра начинается сначала.

– перебегать на другую сторону можно только после слов «попробуй нас догнать»;

– нельзя, выбежав за линию «дома», вернуться за нее. Игрок, сделавший это, считается пойманным;

– «поймать» — значит «дотронуться до играющего»;

– чтобы пойманные дети не скучали, можно их только сосчитать и снова вводить в игру.

«Займи свободное место»

На линии выставляются фишки с интервалом 1,5 метра. Количество фишек должно быть на две меньше числа участников игры. Параллельно выставленным фишкам, в 15-17 метрах от них, лицом к ним в шеренгу по одному выстраиваются играющие. По сигналу тренера они идут в направлении фишек, а когда тренер говорит «секретное слово» (по уговору с игроками), они бегут к фишкам и стараются занять свободную. Двое последних, кто не успел занять фишки, выбывают из игры. В следующем повторении, так как игроков стало на два меньше, на две меньше остается и фишек. Игра повторяется, и опять двое последних выбывают, а фишек становится на две меньше. Выигрывают три последних оставшихся в игре. Можно выполнять до трех повторений этой игры.



 

Возможно, будет полезно почитать: