Задачи нагрузочных тестов: определение работоспособности и пригодности к занятиям тем или иным видом спорта; оценка функционального состояния кардиореспираторной системы и ее резервов. Почему мужчины предпочитают те или иные виды спорта

Спортивная гимнастика, легкая атлетика, лыжи, коньки, плавание, гребля, велосипед, борьба, бокс, поднятие тяжестей – являются основными видами спорта . Каждый из них имеет свои особенности, заключающиеся главным образом во влиянии оказывающим на организм. При выборе следует руководствоваться этими особенностями и учитывать индивидуальные склонности приступающего к занятиям спортом. Однако всегда следует помнить о том, что оздоровительный эффект в основном зависит от методики занятий, то есть от того, сколько и как занимаются тем или иным видом спорта.

Характеристика основных видов спорта

Охарактеризуем вкратце основные виды спорта :

– основа всех физических упражнений . Так называемая основная гимнастика, которая включает в себя как утреннюю гигиеническую , так и обще развивающие гимнастические упражнения, используемые спортсменами различных спортивных специальностей, преследует цели сохранения здоровья и общего физического развития. Спортивная, или снарядовая, гимнастика на перекладине, брусьях, кольцах и других снарядах доводит двигательные способности человека до высокого совершенства . Движения становятся точными, плавными, мускулатура прекрасно развитой. Однако наличие большого количества упражнений с задержкой дыхания может оказать неблагоприятное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы в тех случаях, если гимнаст не будет сочетать занятия спортивной гимнастикой с легкоатлетическими упражнениями в беге, ходьбе, с лыжными прогулками, катанием на коньках, плаванием.

– это ходьба, бег, прыжки и метание диска, копья и ядра . Эти естественные виды движения особенно хорошо дозируются и могут быть широко использованы начинающими заниматься спортом.

В подростковом и юношеском возрасте рекомендуется бег на короткие дистанции (от 60 до 100 метров). В возрасте свыше 40 лет, когда скоростные качества ухудшаются, рекомендуются преимущественно упражнения в беге на выносливость. Занятия легкой атлетикой, проводимые круглый год на свежем воздухе, исключительно благотворно влияют на организм: нервную систему, сердце , легкие, кровь . Это позволяет рекомендовать занятия легкой атлетикой даже лицам, имеющим некоторые отклонения в своем здоровье.

Является одним из самых популярных и доступных видов физических упражнений. При ходьбе на лыжах в работу вовлекаются большие группы мышц , активизируется дыхание, кровообращение . Зимний пейзаж благотворно действует на нервную систему. Обучиться ходьбе на лыжах сравнительно несложно. Уже после того, как усвоены движения, можно постепенно увеличивать дозировку ходьбы, главным образом за счет расстояния. Возрастной диапазон для занятий лыжным спортом очень велик. Лыжи могут быть рекомендованы детям с 5–6-летнего возраста. Спортивные же занятия практикуются с 12 лет.

Конькобежный спорт

Занятия конькобежным спортом также благотворно действуют на организм, как и лыжный. Катание на коньках – увлекательная форма активного отдыха и для школьников и для людей старшего поколения. Скольжение по льду уменьшает усилия, затрачиваемые на передвижение при обычном беге , и это позволяет использовать конькобежный спорт, даже при выраженных отклонениях в состоянии здоровья. Конькобежный спорт может быть рекомендован в среднем и даже пожилом возрасте при особо постепенном повышении нагрузки.

Гигиеническое значение плавания очень велико. Человек испытывает здесь целый комплекс воздействий:

  1. воздействует вода на кожу,
  2. воздушные процедуры,
  3. солнечные ванны.

Разница температуры при входе и выходе из воды закаливает организм, приучает его к правильной терморегуляции. Преодоление сопротивления воды активными движениями является дыхательной гимнастикой . Грудная клетка при этом становится выпуклой, что создает максимально благоприятные условия для работы легких. Работа сердца при плавании в связи с затруднением вдоха усилена больше, чем при других видах спорта. Поэтому во избежание отрицательного влияния на сердечно сосудистую систему необходимо, прежде всего, отработать правильное дыхание , а уж потом переходить к скоростному плаванию. Детям можно заниматься плаванием с 6–7-летнего возраста. В 12 лет они могут заниматься спортивным плаванием и участвовать в соревнованиях.

– один из наиболее утомительных видов физической нагрузки. В работу вовлекаются все мышцы тела – рук, ног, спины, брюшного пресса . Поэтому занятия гребным спортом требуют хорошей предварительной общей физической подготовки. Людям с отклонениями в состоянии сердечнососудистой системы гребля, как вид спорта, не может быть рекомендована. Обучаться гребле можно с 10-летнего возраста, а заниматься гребным спортом – с 14 лет, причем очень постепенно увеличивая нагрузку и под руководством опытных педагогов. При гребле, как и плавании, важным оздоровительным элементом является естественная дыхательная гимнастика . Нельзя не отметить греблю, как наиболее действенное средство укрепления мышц живота . Несмотря на очень интенсивную нагрузку, при систематической тренировке и греблей можно заниматься до преклонных лет.

Имеет некоторые особенности, заставляющие очень осторожно относиться к этому виду физической деятельности. Длительное согнутое положение велосипедиста, работа ног при неподвижном туловище создают не совсем благоприятные условия для кровообращения и дыхания. Поэтому велосипедист должен особенно помнить о необходимости разносторонней физической нагрузки: систематических занятиях общеразвивающей гимнастикой, бегом и так далее. Только в этом случае занятия велосипедным спортом принесут должный оздоровительный эффект. Используя велосипед для прогулок, нужно исключительно постепенно увеличивать расстояние, не доводя себя в первые недели до отчетливых признаков утомления. Езде на двухколесном велосипеде можно обучить детей 8–9-летнего возраста. В 11–12 лет можно разрешать им 30–40-минутные велосипедные прогулки, а в 13–14 лет – занятия велосипедным спортом.

Поднятие тяжестей, или гиревой спорт , пользуется большой популярностью среди населения благодаря наглядному и быстрому эффекту от занятий им. Действительно, тяжелоатлетические упражнения со штангой, гирями прекрасно развивают мышцы тела, мускулатуру рук, туловища, груди . Однако воздействие на нервную систему, органы дыхания и кровообращение при одностороннем увлечении поднятием тяжестей может оказаться отрицательным , так как сопряжено с задержкой дыхания . Успех в этом виде спорта может быть достигнут лишь длительной общей физической подготовкой: гимнастическими упражнениями в сочетании с другими видами физических упражнений и спорта. И даже приступив к занятиям штангой, нужно систематически включать в тренировку бег, ходьбу на лыжах, катание на коньках и так далее. Этот вид спорта разрешается людям, не имеющим значительных отклонений в состоянии здоровья, начиная с 16-летнего возраста.

– один из древнейших видов спорта. Различают много видов национальной борьбы. Наибольшим распространением пользуется классическая или греко-римская борьба, вольная борьба. Воздействие на организм всех видов борьбы очень велико. Упражнения в сопротивлении хорошо развивают мышцы и интенсивно воздействуют на внутренние органы . Однако односторонняя тренировка в борьбе, насыщенной элементами напряжения может так же, как и поднятие тяжестей, повлечь за собой перенапряжение нервной и сердечно-сосудистой систем . Здесь требуется тщательная подготовительная работа и сочетание с другими видами физической тренировки легкоатлетического типа (бег, прогулки лыжные и пешие). Заниматься борьбой можно с 14-летнего возраста, но первые 2–3 года занятия должны носить подготовительный характер общеразвивающих упражнений и изучения технических и тактических приемов. В среднем и пожилом возрасте можно лишь продолжать занятия борьбой, начатые в молодости. Приступать к занятиям борьбой после 40 лет не рекомендуется, так как это может отрицательно оказаться на сердечнососудистой системе.

Относится к так называемым скоростно-силовым видам спорта . Сочетание попеременного движения рук, туловища с работой ног способствует хорошему развитию мускулатуры . В процессе подготовки к борьбе на ринге боксеры обязательно используют легкоатлетические упражнениябег, метание, прыжки, общеразвивающую гимнастику . Сам боксерский поединок изобилует различными ситуационными моментами, воспитывающими быстроту реакции, ловкость, решительность, выносливость и другие морально-волевые качества. При правильном руководстве тренировкой занятия боксом не вызывают отрицательных изменений в состоянии здоровья и прекрасно укрепляют организм. Занятия в секции бокса разрешаются с 13 лет. Из краткого обзора оздоровительной ценности основных видов спорта видно, что все они по-своему хороши и результат занятий ими, главным образом, зависит от правильной организации тренировочного процесса в соответствии возрасту, состоянию здоровья, физической подготовленности и от регулярности занятий. Только систематические занятия спортом дают стойкий оздоровительный эффект, обеспечивают спортивный успех, значительно продлевают работоспособность .

Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора - помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Правильное решение этой задачи не только свидетельствует об эффективности работы детско-юношеских спортивных школ, отдельных тренеров, но и имеет достаточно глубокий социальный смысл. Успешные занятия спортом позволяют молодому человеку раскрыть свои природные задатки, ярко ощутить результаты вложенного труда и уверенность в собственных силах, являются путем самоутверждения. Все это создает хороший фундамент для последующей жизни и активной позиции в любых сферах деятельности.

Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом (табл. 1.3). В этом возрасте приступили к занятиям спортом большинство сильнейших спортсменов. В отдельных случаях нельзя отказывать в приеме в спортивную секцию и детям, чей возраст несколько превышает приведенные границы. Достаточно сказать, что прославленная лыжница Г. Кулакова начала заниматься спортом в возрасте 20 лет, олимпийская чемпионка в скоростном беге на коньках Г. Степанская - в 17 лет, известные велосипедисты Н. Горелов, В. Каминский, А. Чуканов - в возрасте 17 - 19 лет.

Таблица 1.3.

Благоприятный возраст начала занятий в различных видах спорта

Вид спорта (соревнований)

Возраст, лет

Мальчики

Художественная гимнастика

Спортивная гимнастика

Фигурное катание

Плавание

Волейбол

Скоростной бег на коньках:

Гребля на байдарках

Тяжелая атлетика

Велосипедный спорт

Академическая гребля

Следует отметить, что в спортивных школах многих стран мира на протяжении многих лет существует тенденция искусственного омоложения спорта высших достижений. Это отражается в программах детско-юношеских спортивных школ, системе соревнований, введении различных ограничений для великовозрастных спортсменов. Практика убедительно свидетельствует о том, что такой подход приводит к негативным последствиям. На это обстоятельство многократно обращали внимание специалисты (Чудинов, 1976; Платонов, 1980, 1986; Булгакова, 1976, 1986; Сахновский, 1995 и др.), показывая, что искусственное «омоложение» приводит к нарушению принципиальных закономерностей спортивного отбора и многолетнего совершенствования. Например, В.И. Чудинов (1976) установил, что только в 13 % случаев «директивный» возраст (приведенный в программах для детско-юношеских спортивных школ) совпадает с фактическим возрастом начала занятий спортом спортсменов, добившихся выдающихся результатов. В подавляющем большинстве видов спорта фактический возраст начала занятий сильнейших спортсменов на 3-5 лет больше «директивного». В связи с этим руководителям детских спортивных школ, которые делают акцент на привлечение к занятиям детей 6-7 лет, необходимо учесть следующие обстоятельства. Во-первых, стремление к более раннему прогнозированию спортивных способностей сопряжено с резким снижением его достоверности. Во-вторых, особенности современной спортивной тренировки предъявляют столь высокие требования к организму спортсмена, что дети, которые раньше приступили к занятиям спортом, как правило, раньше и уходят из спорта. И действительно, многочисленные наб­людения показывают, что дети, приступившие к занятиям в 6-8 летнем возрасте, во многих случаях прекращают занятия спортом в 15-17 лет, т. е. до оптимального возраста для достижения наивысших результатов.

В настоящее время в различных странах мира просматривается стремление к обучению плаванию 3-5-летних и даже грудных детей. В некоторых детских спортивных школах пытаются привлечь к занятиям спортом детей из детских садов. С позиций решения задач массового оздоровления детей с помощью плавания или ходьбы на лыжах, их гармоничного развития такой подход целесообразен. Однако ни в коем случае нельзя придавать работе с малолетними детьми спортивную направленность, как это, к сожалению, часто делается на практике. Специальных исследований этого вопроса не проводилось, однако косвенные данные убеждают в том, что попытки организовать спортивную работу с 4-6-летними детьми являются безрезультативными и даже вредными для их дальнейшего спортивного совершенствования. Практика показывает, что значительно лучше опоздать с привлечением детей в спорт высших достижений на 2-3 года, чем сделать это на такой же срок раньше.

Специфика каждого вида определяет оптимальное время начала занятий спортом, что накладывает свой отпечаток и на систему отбора и ориентации.

Таблица 4

Возрастные границы приема детей и подростков в группы начальной подготовки (Волков, Филин, 1983)

Вил спорта

Вид спорта

Спортивное плавание

Волейбол

Фигурное катание на коньках

Художественная гимнастика

Спортивная гимнастика (девочки)

Водное поло

Акробатика

Фехтование

Спортивная гимнастика (мальчики)

Борьба спортивная

Прыжки в воду

Гребля на байдарках

Прыжки на лыжах с трамплина

Гребля на каноэ

Легкая атлетика (ряд видов)

Скоростной спуск

Стрельба пулевая

Конный спорт

Лыжные гонки

Современное пятиборье

Лыжное двоеборье

Бадминтон

Велосипедный спорт

Конькобежный спорт

Тяжелая атлетика

Гребля академическая

Стрельба стендовая

Баскетбол

Примечание. В таблице указан оптимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки. Максимальный возраст в ряде случаев на 1-3 года больше указанного.

Необходимым условием первоначального отбора детей в детско-юношескую спортивную школу является проведение его после первоначального обязательного курса обучения детей двигательным действиям. Желательно, чтобы такой курс включал не менее 30 уроков. Это обеспечивает не только овладение детьми полезными для жизни навыками, но и значительно повышает эффективность оценки перспективности детей. При отсутствии массового обучения легко ошибиться и принять лучше плавающих, бегающих или катающихся на велосипеде за более способных.

При начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на качества и способности, которые обусловливают успех в спорте высших достижений. Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы в качестве критериев отбора. При определении способностей, например, нельзя ориентироваться на быстроту овладения техникой вида спорта. Опыт показывает, что при начальном обучении дети небольшого роста и крепкого сложения лучше осваивают спортивную технику, быстрее прогрессируют. Однако именно они «отсеиваются» как малоперспективные уже на первых этапах многолетней подготовки. В то же время худощавые, высокого роста дети, которые зачастую на ранних этапах труднее осваивают технику, впоследствии становятся спортсменами высокого класса в различных видах спорта.

При начальном отборе в первую очередь необходимо ориентироваться на стабильные (малоизменяемые в ходе развития и в малой степени зависящие от тренировочных воздействий) признаки. В наибольшей мере этим требованиям отвечают морфологические признаки. Так, по результатам исследований Н.Ж. Булгаковой (1986), наблюдается тесная связь между ростом детей в возрасте 11 - 12 и 16-17 лет. В 12-летнем возрасте мальчики достигают примерно 86 % своего будущего роста. В процессе оценки перспективности спортсменов необходимо учитывать, что наиболее прогностичными показателями «взрослого роста» являются длинные стопы и кисти. Длина стопы в сочетании с другими размерами может служить более надежным показателем окончательного роста, чем сам рост.

Выявить индивидуальную динамику роста и массы тела у мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 17 лет помогают номограммы, приведенные на рис. 1.1, 1.2. Обращает внимание широкий диапазон возможных колебаний, который предопределяет возможности детей к достижениям в различных видах спорта. Спортивная специализация детей во многом обусловливает динамику зависимости между ростом и массой тела, что хорошо проявилось при обследовании тяжелоатлетов и волейболистов (см. рис. 1.1). Интересно, что величина и направленность нагрузок могут существенно повлиять на динамику роста в течение года (рис. 1.3). Высокие объемы специальных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно на фоне утомления, оказываются сдерживающим фактором в отношении увеличения роста юных спортсменов. Тренировка общей направленности при относительно невысокой интенсивности работы, а также перерывы в тренировке, наоборот, способствуют увеличению роста.

Рис. 1.1. Взаимосвязь между массой тела и ростом на различных этапах возрастного развития. Специфические отклонения, характерные для тяжелоатлетов (1) и волейболистов (2) (Wutscherk, Schmidt, Schuke, 1988)

С измерений тотальных размеров туловища в сочетании с визуальной оценкой внешнего вида ребенка и необходимо начать оценку его перспек­тивности. Применительно к плаванию и гребле, например, следует отдавать предпочтение детям высокого роста. В гребле нужно обращать внимание на подростков с большой длиной туловища, большим размахом рук и широкими плечами. Для плавания отбирают детей, пропорционально сложенных, имеющих гладкую (с нечетко обозначенным рельефом) мускулатуру, легкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти. Отбирая велосипедистов и конькобежцев, необходимо отдавать предпочтение подросткам с небольшим показателем массы тела и хорошо развитыми мышцами бедер и голени. На эти показатели и ориентируются опытные тренеры при первоначальной оценке предрасположенности детей к занятиям спортом.

Рис. 1.3. Динамика увеличения длины тела у 14-летних тяжелоатлетов (1), гандболистов (2) и лиц, не занимающихся спортом (3) (Wutscherk, Schmidt, Schulze, 1988)

В видах спорта, где решающую роль играют функциональные возможности аэробной системы энергообеспечения (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, велосипедный спорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценивать такие показатели, как и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Двенадцатилетние подростки, желающие заниматься лыжными гонками, должны иметь уровень (л/мин) не менее 2-2,5, относительной величины (мл/кг мин) - не менее 47-50, показатель ЖЕЛ - не менее 3000- 3500 см3. В сочетании с морфологическими данными эти показатели позволяют составить представление о будущих возможностях ребенка.

Правильно сориентироваться в процессе отбора на первом этапе многолетней подготовки могут помочь данные исследований, проведенных в различных видах спорта (табл. 1.5, 1.6). Заметим, почти все критерии оценки перспективности велосипедистов являются объективными критериями оценки возможностей в скоростном беге на коньках. Эти два вида спорта предъявляют к спортсменам настолько близкие требования, что некоторые победители мировых первенств в скоростном беге на коньках добиваются выдающихся результатов и в велосипедном спорте (Шила Янг, Бет Хайден и др.).

Таблица 1.5.

Показатели для оценки предрасположенности 10-12-летних детей к занятию плаванием (Булгакова, 1986)

Антропометрические показатели

Мальчики

Длина тела, см

Длина руки, см

Длина кисти, см

Ширина плеч, см

Ширина таза, см

Окружность грудной клетки, см

Окружность плеча, см

Масса тела, кг

Подвижность в суставах, град:

плечевом

голеностопном

Длина скольжения, м

Однако несовпадение фактического уровня развития отдельных параметров физического развития юных спортсменов с приведенными не является строгим противопоказанием к отбору в детско-юношеские спортивные школы, поскольку успех в различных видах деятельности определяется комплексом способностей, и даже ряд признаков, неблагоприятно влияющих, например, на результаты в плавании, могут быть компенсированы очень высоким уровнем развития других качеств. Достаточно привести следующие примеры. Рост экс рекордсмена мира в плавании на дистанциях 100 и200 мна спине Т. Стока (США) составлял167,2 см, двукратного олимпийского чемпиона Б. Гуделла -173 см, серебряного медалиста, олимпийского чемпиона Д. Нельсона -167,2 см, двукратного олимпийского чемпиона в плавании на1500 мвольным стилем М. Бартона -171 см, рекордсменки мира в плавании на 400 и800 мвольным стилем австралийской спортсменки Т. Уикхэм -156 см, знаменитой американской спортсменки Ц. Вудхед -162 сми т. д. Имея не­большой рост, эти пловцы добились выдающихся успехов на водной дорожке, обладая другими ярко выраженными способностями.

Таблица 1.6

Показатели физического развития для оценки предрасположенности детей к занятиям конькобежцев

Перспективы юных спортсменов во многом определяют гидродинамические (у пловцов) и аэродинамические качества тела (у конькобежцев и велосипедистов), которые также в небольшой степени подвержены изменениям в ходе спортивного совершенствования. Эти качества особенно важны для достижения успеха на средних и длинных дистанциях.

В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способ­ностей детей (табл. 1.7). При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризуют двигательные способности, в значительной мере обусловленные природными задатками. В частности, особое внимание следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе.

Рис. 1.4. Объем сердца (пунктирная линия) и максимального потребления кислорода (сплошная линия) у акселерата (1) и ребенка, отстающего в физическом развитии (2) (Hollman, Hettinger, 1980)

Таблица 1.7.

Показатели общей физической подготовленности юных волейболистов (Железняк, 1981)

Контрольные испытания (тесты)

Мальчики 10 лет

Мальчики 11 лет

Удовлетво­рительно

Удовлетво­рительно

Бег на30 мс высокого старта, с

5,3 и лучше

5,1 и лучше

Бег с изменением направления (6x5 м), с

12,0 и лучше

11,8 и лучше

Прыжок в высоту с места, см

Прыжок в длину с места, см

186 и больше

Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками, м

11 и больше

13 и больше

Метание теннисного мяча, м

24 и больше

26 и больше

Уровень координационных способностей, например, можно определить по качеству выполнения сложных упражнений в процессе их разучивания. Оценка ставится в зависимости от амплитуды движений, соблюдения структурного и ритмического рисунка упражнения, умения быстро менять темп движений в соответствии с командой.

Размеры тела, объем и возможности мышц мальчиков и девочек до вступления их в период полового созревания практически не различаются. Поэтому в детском возрасте различия между мальчиками и девочками в уровне скоростно-силовых качеств, выносливости и других двигательных качеств минимальны. Это предопределяет и идентичную соревновательную результативность, а в отдельных случаях и преимущество девочек над мальчиками (Fox et al., 1993). Поэтому относительно невысокие достижения мальчиков в различных тестах и, особенно, в соревновательной деятельности не должны восприниматься как отрицательные в плане оценки их перспективности.

Огромное значение при отборе детей имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма - одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья могут существенно снизить приспособительные возможности организма.

Важным моментом осмотра детей во время отбора для занятий спортом является сопоставление их паспортного и биологического возраста. Хорошо известно, что от темпов полового созревания зависят различия в уровне развития детей одинакового паспортного возраста. Опыт же работы детско-юношеских спортивных школ свидетельствует, что часто имеет место отбор детей с ускоренным биологическим развитием, которые в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития. У таких детей в возрасте 16-17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем организма, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или даже снижение морфофункциональных возможностей (рис. 1.4).

Исследования Т.С. Тимаковой (1985) показывают, что среди 12-13-летних мальчиков-пловцов - победителей крупных юношеских соревнований, выполнивших норматив мастера спорта, все 100 % характеризуются ранним типом полового созревания. Среди 17-летних пловцов, добившихся высоких результатов, лишь 4,5 % имели балл биологической зрелости, соответствующий более взрослым пловцам, а замедленное развитие было у 42 % спортсменов. Эти данные, естественно, должны учитываться как при отборе, так и при ориентации юных спортсменов.

Среди детей и подростков, рано выполняющих нормативы I спортивного разряда - мастера спорта, более половины имеют признаки ускоренного полового развития. В числе спортсменов, выполнивших нормативы мастеров спорта международного класса, акселератов уже менее 20 %

В мировой практике высшие достижения довольно часто показывают спортсмены с поздним развитием и крайне редко - с ранним. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен во второй главе.

Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности. При первичном отборе основными психическими показателями являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий, решительность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.

Необходимо подчеркнуть, что при первичном отборе ориентация на показатели физической работоспособности является малопрогностичной. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепенными в процессе отбора. Практически бесполезны при первичном отборе неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые часто используют недостаточно квалифицированные тренеры. Применительно к циклическим видам спорта это, например, подтягивание в висе, отжимания в упоре лежа, прыжки в длину с места, становая и кистевая динамометрия. Оценка результатов подобных тестов не может являться критерием перспективности спортсмена. Одновременно физические возмож­ности в профильных качествах могут помочь в отборе детей, перспективных для занятий тем или иным видом спорта. Информативность показателей физической работоспособности для решения задач отбора повышается, если эти показатели используются после одного и более лет занятий спортом.

Окончательное решение о привлечении ребенка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учете какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта . Основная задача отбора - помочь ребёнку правильно выбрать вид спорта лля спортивного совершенствования.

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенном для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы.

Необходимым условием первоначального отбора детей в детско-юношескую спортивную школу является проведение его после курса обязательного обучения детей началам видов спорта.

Желательно, чтобы такой курс включал не менее 30 уроков. Это обеспечивает не только овладение детьми полезными для жизни навыками, но и значительно повышает эффективность оценки перспективности детей. При отсутствии массового обучения легко ошибиться и принять лучше бегающих, плавающих или катающихся на катающихся на коньках или лыжах за более способных.

При начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на качества и способности, которые обусловливают успех в спорте высших достижений . Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы в качестве критериев отбора. При определении способностей, например, нельзя ориентироваться на быстроту овладения техникой вида спорта.

При начальном отборе в первую очередь необходимо ориентироваться на стабильные факторы, в малой степени зависящие от тренировочных воздействий. В наибольшей мере этим признакам отвечают морфологические показатели: Продольные размеры тела, относительная длина верхних и нижних конечностей, туловища. В определённой степени наследуется и так называемая активная масса тела (мышечный компонент состава тела).

С измерений тотальных размеров туловища в сочетании с визуальной оценкой внешнего вида ребёнка и необходимо начать оценку его перспективности.

В спортивной практике выработались определённые представления об «анатомическом типе» спортсмена (рост, телосложение, вес), характерном для каждого вида спорта. Такие виды спорта как , академическая гребля, прыжки в высоту с разбега, требуют роста, значительно превышающего средний рост населения. В , фехтовании, современном пятиборье – рост желателен. В , конькобежном спорте, беге, велоспорте рост не имеет существенного значения. В , нет крайних типов телосложения, в то время как рост гимнастов, фигуристов-одиночников ниже среднего роста населения. Наиболее прогностичными показателями «взрослого роста» являются длина стопы и кисти.

Наряду с ростом большую роль в ряде видов спорта играет вес тела. Это относится прежде всего к видам спорта, требующим больших силовых возможностей (тяжёлая атлетика, легкоатлетические метания).

В видах спорта, где решающую роль играют функциональные возможности аэробной системы энергообеспечения (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, плавание, велосипедный спорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценить показатели жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ), максимальное потребление кислорода (МПК).

Двенадцатилетние подростки, желающие заниматься лыжными гонками, должны иметь показатель ЖЕЛ – не менее 3000 – 3500 см³, МПК – 47 – 50 мл/кг/мин.

В последние годы при отборе перспективных спортсменов всё шире используются данные мышечной биопсии. Известно, что от структуры мышечной ткани в значительной степени зависит предрасположенность спортсменов к достижению высоких результатов на дистанциях различной длины. Тренировка не оказывает большого влияния на сократительные свойства волокон различных видов и их процентное соотношение; индивидуальные различия в структуре мышечной ткани в основном обусловлены генетически. На рис. 1 приведены соотношения различных мышечных волокон, характерные для спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных дисциплинах циклических видов спорта

Оптимальное соотношение БС- (1) и МС- волокон (2) мышц в площади поперечного среза скелетной мышцы спортсменов в зависимости от продолжительности соревновательного упражнения

Количество быстро сокращающихся (БС) волокон мышц у спринтеров очень велико и может занимать до 80 % общей площади поперечного среза скелетных мышц. У спортсменов, специализирующихся на средние дистанции, это соотношение изменяется, и их мышцы характеризуются примерно равным количеством волокон различных типов. В структуре мышечной ткани стайеров преобладают медленно сокращающиеся (МС) мышечные волокна, которые могут занимать до 80 – 90 % площади поперечного среза мышцы.

В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей.

Показатели общей физической подготовленности юных волейболистов

Контрольные испытания (тесты) Мальчики 10 лет Мальчики 11 лет
Отлично Хорошо Удовлетв. Отлично Хорошо Удовлетв.
Бег на 30 м с высокого старта, с 5,3 и < 5,4 – 5,7 5,8 – 6,2 5,1 и< 5,2 – 5,5 5,6 – 6,0
Бег с изменением направления (6x5 м), с 12 и < 12,2– 12,4 12,5- 12,8 11,8 и < 11,9- 12,2 12,3- 12,6
Выпрыгивание вверх с места, см 40 и > 39 – 33 32 – 26 42 и > 41 -35 34 - 29
Прыжок в длину с места, см 180-165 164-159 149-140 186 и > 185-168 167-150
Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками, м 11 и > 10-9 8-6 13 и > 12-10 9,8
Метание теннисного мяча, м 24 и > 23-20 19-16 26 и > 25-22 21-18

При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризуют двигательные способности, в значительной мере обусловленные природными задатками. В частности, особое вниманием следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе.

Огромное значение при отборе детей имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма – одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте.

Важным моментом осмотра детей во время отбора для занятий спортом является сопоставление их паспортного и биологического возраста. Хорошо известно, что от темпов полового созревания зависят различия в уровне развития детей одинакового паспортного возраста. Опыт же работы детско-юношеских спортивных школ свидетельствует, что часто имеет место отбор детей с ускоренным биологическим развитием, которые в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития. У таких детей в возрасте 16 – 17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или снижение морфофункциональных возможностей.

Необходимо подчеркнуть, что при первичном отборе ориентация на показатели физической работоспособности является малопрогностичной. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепенными в процессе отбора. Практически бесполезны при первичном отборе неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые часто используют недостаточно квалифицированные тренеры. Применительно к циклическим видам спорта это, например, подтягивания в висе, отжимания в упоре лёжа, прыжки в длину с места, становая и кистевая динамометрия. Одновременно физические возможности в профильных качествах могут помочь в отборе детей, перспективных для занятий тем или иным видом спорта.

Окончательное решение о привлечении ребёнка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учёте какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несёт информации о перспективности юного спортсмена.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определённом виде спорта.

Поэтому в процессе предварительного отбора необходимо ориентировать на спортивные занятия каждого ребёнка, учитывая индивидуальные особенности и не упустить из вида одарённых детей, привить им интерес к спорту.

Как и раньше, лучшим способом обеспечения правильного развития ребенка считается занятия спортом. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармоничной личностью, самым лучшим решением для вас будет спортивная секция. Там ребенка не только обучат тому или иному виду спорта. В спортивной секции ребенок научится работать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми. Во время занятий спортом развиваются не только физические, но и умственные качества ребенка. Однако такие позитивные изменения могут иметь место только в случае, если родители правильно выбрали спортивную секцию для ребенка.

Для того чтобы подобрать именно тот вид спорта, с которым справится ваш ребенок, вы можете воспользоваться специальными психологическими методиками . Эти методики легко выявляют предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности и, следовательно, наиболее подходящую для него спортивную секцию. Также с помощью психологических тестов, вы сможете определить, в каком возрасте ваш ребенок будет готов для занятий спортом. Ведь если слишком рано отвести малыша в спортивную секцию, это может обернуться абсолютным отвращением к спортивной деятельности или в страх перед командной работой.

Главное - перед первым занятием в спортивной секции правильно проанализировать состояние здоровья ребенка. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с педиатром и со спортивным врачом. Именно спортивный врач даст вам наиболее точные рекомендации по поводу занятий тем или иным видом спорта.

Теперь рассмотрим различные виды спорта и их плюсы и минусы для ребенка.

Большой теннис

Большой теннис приобрел большую популярность в последнее время. Именно его наиболее часто родители выбирают как хобби для своих детей. Так как это вид спорта очень распространен, то можно сделать вывод и об эффективности большого тенниса.

К основным плюсам занятий большим теннисом можно отнести:

  • занятия направлены на развития ловкости и скорость реакции
  • во время занятий большим теннисом у ребенка развивается дыхательная система, улучшается координация движений
  • данный вид спорта является отличным средством профилактики остеохондроза и нарушений метаболизма

Противопоказания:

  • нарушения подвижности шейных позвонков
  • плоскостопие
  • близорукость
  • язвенная болезнь

Футбол, баскетбол, волейбол и хоккей

Если ваш ребенок общительный и любит компании, стоит выбрать ему подобные командные виды спорта. Тогда ребенок будет получать удовольствие от сотрудничества со сверстниками, и будет стремиться достичь общей цели.

Положительные стороны командных игр:

  • развитие ножных мышц и мышц таза во время игры
  • работа над зрительным и двигательным аппаратом, а также профилактика заболеваний дыхательной и сердечнососудистой систем во время занятий баскетболом
  • развитие координации движений, высокой точности и быстроты реакции, улучшение осанки
  • занятия хоккеем также улучшает работу дыхательной и сердечнососудистой системы, укрепляют нервную систему
  • в случае если ребенок страдает диабетом или сердечнососудистыми заболеваниями, занятия данными видами спорта могут улучшить состояние здоровья при условии правильного распределения нагрузки

Противопоказания:

  • неустойчивость шейных позвонков
  • плоскостопие
  • астма, язвенные болезни

Плавание

Плавание - один из самых любимых видов спорта для малышей. Кроме явной пользы от занятий спортом, ребенок получает удовольствие от того, что плавание - это веселое развлечение, ведь любой малыш получает удовольствие от плавания. Кроме плавания в бассейне полезными занятиями являются обливания и обтирания водой. Все эти процедуры повышает иммунитет, закаляет организм.

Польза от занятий плаванием:

  • улучшение кровообращения благодаря постоянному гидромассажу в бассейне
  • укрепление нервной системы
  • при условии систематических занятий у ребенка правильно формируется мышечная и костная система
  • улучшение работы легких
  • помогает бороться с такими заболеваниями, как сахарный диабет, сколиоз, ожирение и близорукость
  • повышение иммунитета, общее укрепление организма

Противопоказания:

  • не рекомендуется вести ребенка в бассейн, если на его теле имеются открытые раны
  • кожные заболевания
  • болезни слизистой оболочки глаз

Фигурное катание, катание на лыжах

Еще одним популярным среди детей видом спорта является фигурное катание и лыжный спорт. Зимние виды спорта укрепляют организм, помогает ему более эффективно бороться с болезнями.

Позитивные стороны зимних видов спорта:

  • развитие опорно-двигательного аппарата
  • повышение работоспособности дыхательной и сердечнососудистой системы
  • систематические занятия в целом повышают выносливость и работоспособность маленьких спортсменов
  • являются прекрасной профилактикой сколиоза, остеохондроза и нарушений метаболизма

Противопоказания:

  • если малыш страдает заболеваниями легких, лучше не слишком интенсивно заниматься зимними видами спорта
  • при астме и близорукости занятия спортом так же не рекомендуются

Восточные единоборства

Единоборства, как и любые виды борьбы сейчас становятся достаточно популярными. Однако при выборе секции восточных единоборств немаловажным будет ваше знакомство с тренером. Настоящий профессионал сможет подробно объяснить вам его методику преподавания, историю вида единоборств. Если же вместо особенностей выбранного вами вида единоборств, тренер пытается навязать вам свои верования и религиозные убеждения, то лучше не отдавать ребенка в эту секцию.

Плюсы занятий единоборствами:

  • такие занятия успешно укрепят общее состояние здоровье организма
  • во время занятий восточными единоборствами ребенок обучается самоконтролю. Это крайне полезно для тех детей, у которых имеются проблемы с нервной системой

Художественная гимнастика, аэробика, спортивные танцы

Зачастую эти виды спорта пользуются популярностью у девочек. Однако, вне зависимости от пола, данные виды спорта являются полезными.

Плюсы:

  • развития гибкости и пластичности
  • улучшение координации движений
  • систематические занятия танцами и аэробикой способствуют формированию красивой пропорциональной фигуры

Противопоказания:

  • сколиоз
  • тяжелая форма близорукости
  • нарушения работы сердечнососудистой системы

Дополнительно к сказанному

Очень хорошим видом спорта для детей может стать верховая езда . При отсутствии особой физической нагрузки, во время езды на лошади развиваются и укрепляются мышцы ног, бедер и спины. Кроме того контакт с животным будет неплохой психологической поддержкой для ребенка, склонного к депрессиям или психическим расстройствам. Да и для абсолютно здорового ребенка общение с таким большим и сильным животным будет в удовольствие.

В каком же возрасте лучше всего начинать посещение спортивной секции? Действительно, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, ведь каждый развивается как психологически, так и физически со своей скоростью. Однако существуют определенные возрастные нормы, установленные педиатрами. Зная эти нормы, родителям будет намного легче сориентироваться, когда лучше приводить ребенка в секцию для профессионального занятия спорта или для занятий в качестве хобби.

6-7 лет

Прекрасный возраст для того чтобы отвести девочку в секцию гимнастики или спортивных танцев. Фигурное катание и спортивная акробатика - также прекрасные виды спорта для этого возраста. Ближе к восьми годам ребенка можно готовить к походу в секцию плавания или настольного тенниса и хоккеем.

8-9 лет

Подождите, пока ребенок не достигнет этого возраста, и только тогда можете смело отдавать его на занятия футболом, баскетболом и горнолыжным спортом. К девяти годам спектр возможностей ребенка расширится, и он смело сможет заниматься водным поло, конькобежным спортом, легкой атлетикой или регби.

10-11 лет

В этом возрасте детям уже можно разрешать выбирать более тяжелые виды спорта, например бокс, греблю, скалолазание или фехтование. Однако это касается только парней. Девочкам же желательно подождать до 13 лет, прежде чем выбирать тяжелую атлетику.



 

Возможно, будет полезно почитать: