Артикуляционная гимнастика. Почему это важно? Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть. Что означают опущенные уголки рта

Красивая форма рта — мечта любой девушки. О том, как добиться своей цели без уколов красоты, оперативного вмешательства поговорим в этой статье. Речь пойдет о специальной гимнастике. Упражнения для губ разносторонне воздействуют на внешний вид нижней части лица, помогают избавиться от носогубных морщин, поменять их контур, приподнять опущенные уголки рта.

Фото с сайта http://doctor-sergeeva.ru

Как известно, на лице имеется большое количество мимических лицевых мышц. Форма рта зависит от тонуса мышечных волокон вокруг него.

Название мышц, которые расположены в зоне ротовой полости:

  1. Круговая мышца;
  2. Большая скуловая. Именно она отвечает за положение уголков рта;
  3. Малая скуловая мышца;
  4. Щечная мышца;
  5. Мышца, поднимающая уголки рта вверх;
  6. Мышца, которая опускает уголки рта;
  7. Мышца смеха;
  8. Подбородочная мышца.

Как меняется контур губ с возрастом

С возрастом контур и форма рта может меняться. Тонус мышечных тканей приходит в дисбаланс, деформируя черты лица. Блоки в мышцах оказывают влияние на кожу, которая, в свою очередь, теряет свою эластичность и упругость. В следствии таких деформаций возникает наиболее частая проблема в зоне нижней части лица — уголки губ опущены вниз, провисают щеки и кожа на подбородке. Лицо становится недовольным, грустным. Контур перестает быть четким.

Что означают опущенные уголки рта

Опущенные уголки рта чаще всего появляются после 30 лет и являются проявлением возрастных изменений. Если человек часто испытывает негативные эмоции, мышцы постоянно находятся в напряжении, в том числе и опускающие уголки рта, которые начинают направляться вниз.

Противопоказания к гимнастике

Фейсбилдинг для губ имеет свои противопоказания, как и любая другая тренировка. Нельзя выполнять приемы в следующих случаях:

1. При гипертонии.

2. При аллергии.

3. После пластических операций на лице около двух лет.

4. При герпесе, повреждениях кожи, солнечных ожогах и угревых высыпаниях.

5. После инъекций ботоксом.

Эффективность занятий

Результат от гимнастики для губ будет заметен, если выполнять определенные рекомендации. Во-первых, важна регулярность (не реже 3-4 раз в неделю по 20-25 минут).

Упражнения от морщин вокруг рта

Упражнения для круговой мышцы рта, которые помогут справиться с данной проблемой:

  • Изначально смазываем кожу увлажняющим кремом. Губами пытаемся произнести букву «о», натягивая их внутрь на зубы. Пальцами тянем по носогубным складках кожу вверх:

  • Указательные пальцы находятся на носогубных складках и давят внутрь. Губы вытягиваем вперёд, челюсть вниз.

  • Указательные пальцы тянут вниз кожу по носогубной складке. Уголки губ сопротивляются и тянут вверх.

  • Пальцами тянуть кожу в зоне уголков рта в стороны. И оказывать сопротивление, двигая ими в обратную сторону.

  • Большие пальцы расположить под верхнюю губу, челюсть опускаем, руками под углом растягивать в стороны с оказанием сопротивления.. Напряжение и акцент на верхней губе.

  • Указательные пальцы находятся в зоне под носом и выполняют надавливание. Губы тянем вверх.

Упражнение для губ 6

  • Оттягивать пальцами рук нижнюю губу и выполнять сопротивление, тянуть её обратно.

Упражнение для губ 7

  • Руками тянуть уголки рта вперёд, оказывать сопротивление и делать движение назад.

  • Ладонью нажимать на нижнюю часть лица и давить вниз. Нижняя губа тянет вверх, оказывая сопротивление.

  • Заключительное упражнение данной тренировки ротовой полости. При помощи пальцев рук тянем вверх кожу над верхней губой. Нижняя тянется вниз.

Этот несложный комплекс можно выполнять каждый день в домашних условиях. Подробнее можно посмотреть приведенные приемы на видео:

Такого плана гимнастика хорошо справляется с морщинами вокруг рта и провисаниями кожных покровов.

Как поднять уголки губ вверх при помощи упражнений

Также против опущенных уголков рта нужны любые упражнения с сопротивлением, например:

  • Ладонями выполняем нажатие на кожу вокруг ротовой полости. Уголки губ стараемся приподнимать вверх, изображая улыбку.
  • Фиксируем указательные пальцы вдоль носогубных складок и делаем нажимание вниз. Уголки тянем вверх.
  • Втягиваем губки внутрь и прижимаем их к зубам. Стараемся как можно сильнее их напрячь.
  • Необходимо произнести букву «о» сильно напрягая рот. Напряжение сменяется полным расслаблением.
  • На уголки губ ставим указательные пальцы и выполняем движение внутрь. То есть пальцы пытаются свести к центру уголки. Одновременно выполняется сопротивление губами.
  • Для начала нужно открыть рот, изобразив форму овала. После этого верхняя губа прижимается к нижним зубам. Необходимо попытаться изобразить улыбку уголками. Повторять рекомендуется до ощущения жжения.
  • Губки сложить в трубочку. Через нос производится вдох, через рот выдох. Губки необходимо сомкнуть как можно плотнее.
  • Для начала рот вытягивается в трубочку. Ладонью необходимо придерживать подбородок, чтобы он не двигался. Выполняются движения ртом, которые напоминают рыбьи. Верхняя губа вверх, нижняя вниз, подбородок на месте. Упражнение выполняется 2-3 минуты.
  • Самое сложное упражнение из данного списка. Называется оно «восьмерка». Необходимо нарисовать ртом вытянутым в трубочку в воздухе восьмёрку.
  • Не стоит забывать, что к деформации формы рта приводят спазмированные мышцы этой зоны, поэтому главным и лучшим упражнением для поднятием уголков рта должно стать упражнение на расслабление мышцы, опускающей уголки рта из :

Фото из книги Н.Б.Осьмининой «Мир лица и его тайны»

Техника выполнения:

  • Положите указательные пальцы на уголки рта, большие пальцы положите на челюстную дугу в местах крепления к ней треугольных мышц (смотреть рисунок).
  • Слегка подтягивайте пальцы друг к другу. Не торопитесь, дождитесь увлажнения кожи и свободного движения. Когда кожа увлажнится, это будет означать, что мышцы расслабились.
  • Далее работайте с каждым уголком рта по очереди.

Приемы из курса для губ смотрите на видео от известного тренера:

При помощи этих простых упражнений для губ можно добиться хороших результатов. Главное — выполнять комплекс каждый день (или хотя бы 4-5 раз) по 15-20 минут и тогда эффект не заставит себя ждать.

Содержание:

Что и для чего нужны упражнения на артикуляцию?

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика в картинках поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей

  1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

  2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.

  3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

  4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  5. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми.

  6. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.

  7. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

  8. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным

  9. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление. Для это лучше проводить ее эмоционально, в игровой форме.

  10. Упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  11. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

  12. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Как организовать ее проведение?

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Приступаем к занятиям!

Упражнения для губ

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны (можно без помощи рук =))

2. Хоботок (Трубочка)


Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

3. Улыбка (Заборчик)

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

4. Бублик (Рупор)


Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок
Чередование положений губ.

6. Кролик
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

8. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

9. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

10. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

11. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

12. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

14. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Для щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка

Статические:

1. Птенчики
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало)

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится)

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические:

1. Часики (Маятник)

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку)

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы
На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. Силач
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:
Мал, да удал.
Два сапога — пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать:
— стону,
— мычанию,
— свисту.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.

Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «P»

1. Чьи зубы чище?

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

4. Вкусное варенье

Внимание!

5. Индюк
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

6. Барабанщики
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Выработка правильного произношения звука «Л»

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Внимание!

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).

Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а»,»ы», «о», «у».

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. Лошадка едет тихо

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука « «.

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. Дует ветерок
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание!
Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения
шипящих звуков («Ш», «Ж», «Щ», «Ч»)

1. Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Сделать язык широким
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. Приклей конфетку
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4. Грибок
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

6. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям мы предлагаем нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык — «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).



Текущая страница: 4 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Уменьшение морщин на лбу

Техника выполнения упражнения

1. Указательный палец одной руки положите всей боковой поверхностью над бровью. Большим пальцем создайте упор, отставив его максимально далеко от указательного и обеспечивая натяжение кожи в горизонтальном направлении.

2. Другой рукой, закинув ее через голову, выписывайте большие спиральные круги, начиная от линии брови и продвигаясь вверх до волосяного покрова. Необходимо, чтобы с каждой новой спиралью кожа подтягивалась вверх и бровь поднималась все выше.

3. Выполните упражнение с другой стороны.

4. Обработайте срединную линию лба. Положите на лоб ладони. Мизинцы касаются друг друга и прижаты к срединной линии лба. Массажными спиралевидными движениями продвигайтесь снизу вверх, раскатывая валики морщин.

Направление спиралей – снизу вверх и от центра лба к периферии, по направлению лобных мышц.

Акцент делайте на продвижении мизинцев вверх по срединной линии лба, подталкивая их мимическим поднятием бровей.



Анатомическое строение лобных мышц

Устранение морщин в области декольте

Морщины в области декольте провоцируются стягиванием грудного отдела к центру из-за ссутуливания и привычки спать на боку, сжавшись в комок. Кроме того, кожа в районе декольте отличается тонкостью и является очень уязвимой, так как имеет мало сальных желез. Выполняя приемы для области декольте, мы обеспечиваем область декольте полноценным питанием и восстанавливаем микроциркуляцию.

Техника выполнения упражнения

1. Поставьте пальцы правой руки на кожу в ложбинку между грудями, пальцы левой – на верхнюю часть грудинной кости.

2. Сведите пальцы максимально друг к другу в складку. Подержите 30 секунд. Растяните. Зафиксируйте. Сделайте этот прием в двух направлениях – вертикальном и горизонтальном.


Губы

Давайте разберем вторую зону риска – круговую мышцу рта .



Круговая мышца рта


В отличие от остальной кожи, обычно более или менее свободно покрывающей мышцы, круговая мышца рта прочно «приклеена» к коже, поэтому эта область всегда создает проблемы при пластической операции, ее невозможно оторвать и расправить. В случае сильно морщинистой кожи в этой зоне пластический хирург предлагает для ее омоложения другие процедуры – шлифовки или химический пилинг.

Обычно усыхание круговой мышцы рта приводит к западанию рта внутрь, к истончению слизистой губ.



Строение круговой мышцы рта играет одну из главных ролей в формировании «брылей», опущенных углов рта и различных складок и морщинок, идущих от них вниз. Все эти дефекты образуются потому, что с возрастом мышца начинает стягиваться в точку, закручиваясь и центробежно, и центростремительно. Для тех, кто забыл, что это значит, объясняю: центростремительно – это когда все ткани сжимаются к центру, а центробежно, когда волокна мышц рта начинают закручиваться на периферию – в его уголки. Поэтому следует разобраться в строении круговой мышцы рта более подробно. Она имеет вид плоской мышечной пластинки, в которой различают два слоя: глубокий и поверхностный. Мышечные волокна ее глубокого слоя идут к центру рта радиально – это как раз то направление, по которому закладываются так ненавистные нам «губные» вертикальные морщинки.

Поверхностный слой состоит из двух дугообразных пучков, идущих по верхней и нижней окантовке рта. «Благодаря» им круговая мышца рта имеет особенность «закатываться в трубочку» – в итоге с возрастом от красивых пышных молодых губ остаются тонкие увядшие жгутики.

Дугообразные пучки мышцы рта многократно переплетаются с другими мышцами, подходящими к ротовой щели – треугольной и щечной мышцами.

С возрастом, когда круговая мышца рта начинает стягиваться к центру, т. е. закрываться, как диафрагма фотоаппарата, волокна этих мышц скручиваются в углах рта, образуя комочки.

Расслабление красной каймы губ, уменьшение морщин в углах рта

Техника выполнения упражнения

1. Максимально опустите нижнюю челюсть и откройте рот.

Напрягите губы, вытянув их трубочкой, как бы произнося звук «О».

2. Надавите указательными пальцами обеих рук на углы губ, и одновременно сопротивляйтесь этому движению губами (Рис. 1).

Ждите 30 секунд. Упражнение закончено.



Расслабление круговой мышцы рта изнутри. Массаж языком

Техника выполнения упражнения

Вы можете делать массаж языком, повторяя это упражнение многократно в течение дня – когда смотрите телевизор, готовите обед, едете в транспорте и т.д.

1. Нащупайте во рту языком самое проблемное, жесткое, то есть самое спазмированное место. Начинать надо всегда с худшего места – это очень важно.

2. Упритесь в этот спазм языком и, не уменьшая усилия, отсчитайте 30 секунд.

3. Таким образом, пройдитесь по всем спазмированным участкам слизистой полости рта Не забудьте пройтись языком по внутренней линии красной каймы губ. Без этого завершающего штриха эффект не будет полным. Упирайтесь уже не под губы, а в саму красную кайму губ, оттягивая ее языком изнутри и расслабляя таким же способом.

4. Проведите проверочный тест – почувствуйте разницу в ощущениях до и после выполнения упражнения. Для этого перед началом массажа запомните свои ощущения.


В конце упражнений их проверьте – разница будет колоссальной, внутренняя поверхность рта по ширине будет напоминать бездонную бочку, в которую невозможно упереться языком!

При выполнении этого упражнения одновременно происходит подтяжка подбородка и проработка подбородочных лимфоузлов.

Складки и обвислости

Как уже говорилось ранее, все складки закладываются в очень раннем возрасте. Поверить в то, что это происходит чуть ли не с рождения, неподготовленному читателю будет трудно.

Считается, что обычный клеточный процесс старения кожи и мышц начинается с 25 лет. Но к образованию складок он не имеет никакого отношения. Этот вид деформации зарождается настолько рано, что объяснить, почему мы этого не видим, можно только стереотипами и шаблонами, «замыливающими» наш глаз. Мы привыкли к тому, что искать носогубные складки на лице следует после 35 лет. Увы, они закладываются несколько раньше. И не в 25 лет, и даже не в 1 5. Так, носогубные складки около носа начинают закладываться в мышечном слое (как и все глубокие морщины и складки) уже в детском возрасте.



Предрасположенность к появлению носогубных складок в нижней части лица («брылей») (слева) и в верхней части лица (справа).


Посмотрите на эти фото улыбающихся или плачущих детей: их мимика уже сейчас демонстрирует характерную картину самых обычных носогубных складок. Внезапно обнаружив их у себя после 30 лет, вы начнете кивать на возраст и на растянувшуюся кожу.

На самом деле начало этим складкам было положено в детском возрасте, можно сказать – с рождения. Разница лишь в том, что после 30 вам уже не придется гримасничать, чтобы их обнаружить.

Хотите убедиться в этом? Сравните два лица (Рис. 1), и вы легко обнаружите, что носогубные складки взрослой женщины родом из детства.



Тесты

Если вы хотите узнать, входите ли вы в «группу риска» по предрасположенности к носогубным складкам – сделайте пару тестов. Повторите те же мимические движения, которые показывают малыши на фотографиях вверху. При предрасположенности к носогубным складкам улыбка либо еще больше увеличивает плотность тканей вокруг рта, либо спазмирует носовую мышцу, продвигая ткани вверх вертикально вдоль носа. В идеале при улыбке складки не должны оставаться статическими, обрамляя круговую мышцу рта , а должны скользить вверх, расходясь к вискам.


Если открыть рот и округлить вытянутые напряженные губы в виде буквы «О», максимально опустив вниз челюсть, вы можете увидеть исходящие от крыльев носа твердые бортики. В отсутствии предрасположенности к носогубным складкам эта зона должна выглядеть совершенно гладкой.

Также тактильно вы сможете прощупать эту область насквозь через слизистую рта и обнаружить на месте формирования носогубной морщины начинающиеся «жгутики» более плотной структуры, чем остальная слизистая.

Если вы убедились, что носогубные складки уже «назревают», не надо ждать, когда они будут в полном расцвете сил. Лучше работать с начинающимися складками профилактически. Чем раньше вы начнете борьбу с ними, тем эффективней будет ее исход. Возможность изменить свою «генетическую» предрасположенность к ним (в данном контексте слово «генетический» означает лишь «слабое звено») реально существует. Правда, одним это удастся без труда, а у других на этом пути могут возникнуть сложности.

И все только потому, что проблемы прячутся не только в самих мышцах, но и под ними. Ведь мышцы натянуты на череп, кости которого представляют собой подвижную биомеханическую конструкцию, сложные законы взаимодействия которой определяют наш облик.

И если мы хотим понять, почему срок нашей молодости так недолог и где кроется тот враг, что изменяет наши лица зачастую до неузнаваемости (когда чужие люди не могут опознать нас на фотографиях, сделанных в молодости), – мы должны еще немного углубиться в анатомию.


Начнем мы с самого простого – с мышечного пласта, соединяющего две части лицевого черепа – нижнюю и верхнюю челюсть.


Наш череп состоит из 29 костей (в разных источниках эти цифры варьируются), но только нижняя челюсть является единственной активно подвижной его костью (с мышечным соединением и большой амплитудой движения).


Кроме обычных возрастных процессов, происходящих с костной массой черепа (уменьшение его массы, укорочение высоты обеих челюстей, особенно в связи с потерей зубов, и т. д.), основной зоной риска становится его мышечная часть. Собственно, чаще всего именно эта проблема является первичной, приводя к резорбции (рассасыванию) костной массы. Именно здесь, в месте соединения двух его половинок – верхней и нижней челюсти и закладывается первая база для изменения лица. Осуществляет это соединение небольшая группа жевательных мышц: жевательная мышца, височная, медиальная и латеральная крыловидная мышцы . Они крепятся к костям двумя концами, так же, как и все скелетные мышцы туловища. Эти жевательные мышцы с возрастом начинают деформироваться, напрягаясь, то в состоянии сжатия, то, наоборот, растяжения, так как участвуют в сложных двигательных процессах жевания, зевания и иной челюстной мимики. И следом за этими изменениями лицо тоже начинает менять свою форму.

Не видя того, что происходит под кожей, мы в большинстве случаев пропускаем начальную стадию происходящих с нами метаморфоз, и первое неприятное изумление обычно поражает нас при просмотре любительских фотографий или видеофильмов, где объектив «поймал» нас в невыгодном ракурсе или освещении. Какие-то тени на лице, запавшие глаза, провалы на щеках, углубившиеся носогубные складки, обвисшая линия овала, второй подбородок… В повседневной жизни, когда мы смотрим на себя в зеркало, мы инстинктивно подтягиваем мышцы лица, приподнимаем подбородок, вытягиваем шею. Поэтому следы разрушений, вызванные временем, ускользают от нашего внимания. Но те, кто не боится заглянуть правде в глаза, могут познакомиться с собственным лицом поближе.

Тесты

Начните с глаз. Попытайтесь пальцами приподнять бровь. И если она свободно пойдет вверх, значит ваша бровь давно уже не на своем месте. А раз опустилась бровь, значит и нависли складочки на верхнее веко. Хороший способ протестировать лицо – это посмотреть на свой профиль с помощью второго зеркальца, слегка опустив голову, чтобы иметь истинное представление о линии своего овала. Обычно именно так нас и видят окружающие. Второй этап обследования проведите лежа, прощупывая пальцами участки кожи перед ушами и заднебоковую часть шеи. Если кожа на этих участках вялая, неплотно натянута, то это уже первый сигнал тревоги. Если на уши и шею нависают складочки – это тот минимум кожи, которую отсечет хирург при пластической операции, как лишнюю. И эта «лишняя» кожа, нависающая на ваши уши, когда вы лежите, станет основным составляющим элементом ваших «брылей», «собачьих щечек», «бульдожек» и носогубных складок, когда вы встанете. И последнее, третье обследование своего лица лучше проведите, предварительно приняв что-нибудь успокоительное, особенно, если вам за 40, и зеркало, которое вы возьмете, будет с увеличительным эффектом. Наклоните лицо над этим зеркалом, и вам все сразу станет ясно: свисающие от ушей на губы носогубные складки и мешочки кожи верхних и нижних век, в общем успокоительное точно не помешает. И как уже говорилось, в большинстве случаев причина эстетических дефектов до банальности проста – мышечный гипертонус, возрастное усыхание мышц и связанная с этим потеря тонуса мягких тканей!


В качестве наиболее яркого доказательства хочется еще раз привести понятный всем пример, подтверждающий, что именно гипертонус портит нам лицо, а не «возрастная атония мышц» – это действенность инъекций ботулина в борьбе с морщинами.

Но! Не надо забывать, что токсин ботулизма вовсе не так безобиден. Быстрый эффект по разглаживанию морщин базируется именно на способности этого токсина блокировать работу нервов, что при постоянном его применении приводит к их атрофии. Но этим дело не исчерпывается. Кости нашего черепа склонны к усыханию, как, собственно, и все кости нашего скелета, что демонстрирует всем известное явление возрастного остеопороза.

Потери объема черепа приводят к появлению излишков образовавшихся мягких тканей. И потери эти надо сказать не маленькие. Японские ученые приводят такие факты: объем и вес мозга в черепной коробке с возрастом существенно уменьшается. К концу жизни потери достигают 1 / 10 его былого веса (100–120 гр.)! Соответственно, настолько же уменьшаются размеры и самой черепной коробки. Вспомните череп «бедного Йорика», лежащий на руке великого Смоктуновского: Гамлет обращается как будто не к черепу взрослого мужчины, а к черепу ребенка.


И действительно, как подтверждают английские исследования, масса черепа заметно тает с возрастом, особенно сильно уменьшаясь по центру лица, т. е. в том месте, где образуются типичные носогубные складки. И это вполне логично: глубокий мышечный гипертонус всегда сопровождается спазмом той кости, к которой мышца крепится. Кроме средней части лица, тот же процесс идет и с костями челюсти, на которые распространяет свое влияние спазм жевательных мышц. Подобно диверсанту, действующему изнутри, он наносит огромный ущерб челюсти, приводя к ее резорбции (рассасыванию). И это понятно – когда мышца нормально снабжается кровью, то кость, к которой она крепится, сохраняет эластичность, влажность и, соответственно, объем.

Представленные результаты исследований американским специалистом по старению Дэвидом Канном на конференции по пластической хирургии в Америке показали, что к появлению общей «обвислости» лица причастны изменения в лицевых костях человека: значительные деформации в углах челюсти и потеря общего черепного объема.


Еще одно сообщение Phys-Org: руководитель службы пластической и реконструктивной хирургии в американской университетской клинике Говард Лэнгстайн (Howard Langstein) на основании своих многочисленных исследований утверждает, что с возрастом происходит изменение угла нижней челюсти (показанные желтым цветом), длина и высота самого тела челюсти.



Череп молодого человека



Череп старого человека


А поскольку нижняя челюсть является основной костью лицевой части лица, любые ее изменения влияют на общий вид лица.

Несомненно, объем черепа, как и работа мозга, напрямую зависит от работы мимических и жевательных мышц. При этом работать они должны физиологически – так, как им положено от природы – любые «накачки» мимических мышц лишь приводят к росту гипертонусов – блоков, препятствующих нормальному кровоснабжению костей черепа, а значит, к еще большему их рассасыванию.

При этом попытки снимать этот гипертонус с помощью токсина ботулизма, приводят к неподвижности мимических мышц. А это в свою очередь ведет к вторичному остеопорозу, то есть остеопорозу не возрастному, а являющемуся следствием переломов и прочих травм, приводящих к временной иммобилизации (обездвиживанию) конечностей. Эксперименты на мышах доказывают, что после инъекций ботулина их кости не восстановили утраченное количество кальция, даже после того, как мыши обретали двигательную активность. В ходе научных экспериментов единственная доза ботокса была введена мышам в область мускулатуры коленного сустава с целью вызвать паралич конечности на 3–4 недели. Мыши продолжали использовать поврежденные лапки для удержания равновесия, т. е. давление массы тела на кость оставалось прежним. Через 21 день масса обработанной ботоксом мышцы значительно уменьшилась, кроме того, были очевидны признаки остеопороза. Спустя 12 недель после инъекции разница между лапками все еще была очевидной, а это значит, что остеопороз обратим лишь частично.

Если даже активная работа мышц тела мышек не способна полностью возвратить кальций кости, что уж говорить о мышцах лица человека!

Поэтому у тех, кто злоупотребляет введением инъекций ботулина в центральную часть лица, верхняя челюсть на рентгеновских снимках поражает стоматологов своей «дырявостью», препятствующей квалифицированному оказанию помощи своим клиенткам.

Противодействие укорочению челюстной линии

Выполняйте упражнение на масло или на крем. Перед выполнением упражнения мысленно разделите челюстную дугу на 2 половины. Работайте с каждой половиной отдельно, фиксируя ткани посередине.

Техника выполнения упражнения

1. Одной рукой зафиксируйте треугольную мышцу (мышцу, опускающую угол рта) на челюстной дуге. Двумя пальцами второй руки возьмитесь за челюстную линию: указательным пальцем сверху, большим – под нижней челюстью. Ведите рукой вдоль челюстной линии по жевательной мышце до угла челюсти, плавно и медленно растягивая челюстную дугу (Рис. 1).

2. Поменяйте позицию рук. Зафиксируйте теперь угол челюсти вместе с прилегающей к нему жевательной мышцей и плотно ведите вдоль челюстной линии указательным и большим пальцем другой руки по направлению к подбородку. Медленно и плавно растягивайте челюстную дугу (Рис. 2).






Единственное, что может компенсировать потерю мышечной и костной массы (при условии отсутствия мышечных гипертонусов) – это нормальное кровоснабжение лица. А отвечает за это только шея.

Шея

Без всякого преувеличения можно сказать, что наше лицо начинается именно с шеи, красота которой придает лицу благородство, а старение – в первую очередь выдает наш возраст. И опять же, далеко не всегда вид молодой шеи определяется молодостью ее кожи. Одним из характерных показателей возраста, скорее является ее правильная посадка – сохранение ее статики (физиологического изгиба).




Кто не знает чеканки с изображением знаменитого профиля Нефертити? Идеал красоты, признанный веками. Каждый, кто видел портрет этой египетской царицы, в первую очередь отмечал стройность и красоту ее шеи. К сожалению, в наше время 90 % женщин, пристально смотрящих на себя в зеркало так сказать «в фас», абсолютно забывают о своем «профиле». А профиль этот, увы, не в лучшем состоянии. Особенно, если женщина проводит по 8 и более часов за сидячей работой: за письменным столом, компьютером и прочим. Максимум, что она при этом замечает, что у нее растет горбик на задней поверхности шеи – так называемая «холка» (Рис. 1 справа).



Рис. 1. Правильный физиологический изгиб А=А 1 (слева). Гиперлордоз шейного отдела – В больше В 1 (справа)


Причем опять же рост этого горбика она объясняет исключительно «солями» – остеохондрозом и не связывает с изменившейся статикой своего позвоночника. В норме позвоночник, как известно, не должен быть прямым, как палка, а должен иметь физиологические изгибы. В частности, шейный отдел, состоящий из 7 позвонков, в норме должен быть чуть прогнутым внутрь (Рис. 1).



Рис. 1 Нормальная статика шейного отдела. Спрямление шейного отдела. Гипелордоз шейного отдела


А что в действительности имеем мы? Обычно с возрастом наш позвоночник начинает деформироваться, «проседать», менять статику. В результате небольшой физиологический изгиб гипертрофируется, и шейные позвонки начинают проваливаться внутрь шеи, что особенно интенсивно происходит при «сидячей» работе.

Посмотришь на лицо, вроде бы женщина еще молодая, ухаживающая за собой. А взглянешь со стороны – прямо старушка ковыляет – ссутулилась, шейка вперед подалась, голова запрокинулась, плечики сжались. Хорошо, сама себя не видит, а то бы очень огорчилась.

Из-за того, что с возрастом диски между позвонками уплощаются, длина шеи укорачивается и частенько весьма значительно (Рис. 1).



Рис. 1. Шейный отдел позвоночника


Появление поперечных морщин и складок на боковой поверхности шеи служит точной приметой этого явления.

Гимнастика для рта

1. Выразительно, напрягая мышцы и растягивая губы, произносите гласные: А, И, Е, В, В.

2. Насвистывайте веселую мелодию.

3. Надуйте щеки и перегоняйте воздух из одной щеки в другую.
Затем пожуйте с надутыми щеками.

4. Немного приоткройте губы и медленно напрягайте и расслабляйте мышцы рта , не двигая челюстями и не закрывая губы.

5. Слегка откиньте голову и подуйте, как бы удерживая в воздухе пёрышко. Расслабьтесь.

Гимнастика для глаз

1. Широко откройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками: сначала вправо, потом влево, фиксируя каждое положение глаз.
Затем расслабьте мышцы.

2. Приложите средний и безымянный пальцы обеих рук к внешним углам глаз.
Зафиксируйте это положение.
Медленно закройте глаза, затем постепенно расслабьтесь и откройте их.

3. Кончики пальцев обеих рук положите под надбровные дуги.
Поднимите брови как можно выше.
Преодолевая сопротивление рук, медленно опустите верхние веки, пока не закроются глаза.
Затем медленно расслабьтесь.

4. Брови поднимите высоко вверх, зафиксируйте в этом положении и, преодолевая сопротивление, медленно опускайте веки, пока глаза не закроются.
Сохраняйте это напряженное положение 6 секунд, затем медленно расслабьтесь.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Похожий материал:

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка» . Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек» . Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок» . Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики» . Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели» . Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка» . Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик» . Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка» . Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик» . Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота» . Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Материал по теме:

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье» . Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка» . Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки» . Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши» . Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук» . Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Как это было:

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.



 

Возможно, будет полезно почитать: