Биомеханика учебное пособие. Соединение звеньев тела. Биомеханическая характеристика выносливости

Содержание книги основано на развитии идеи прикладного применения знаний по биомеханике и кинезиологии спорта в процессе профессионального познания телесно-двигательного упражнения как фундаментального средства совершенствования человека. Впервые упражнение рассматривается как элемент иерархии телесно-двигательных компонентов жизнедеятельности человека. В пособии показано развитие существующих представлений о биомеханике физических упражнений на основе системно-структурного и междисциплинарного подходов к познанию двигательной активности и принципов качественного биомеханического анализа двигательных действий. Дается представление о человеке как биомеханической системе с расширенной характеристикой элементов опорно-двигательного аппарата и основных их функций. Особое внимание уделяется понятийному аппарату сферы биомеханики и кинезиологии спорта как непременному условию создания представлений о семантических механизмах смыслового обеспечения двигательных действий и формирования профессионального языка общения. Книга адресована студентам учебных заведений, изучающих телесность человека и его двигательную активность, а также аспирантам, преподавателям, тренерам - всем, кто стремится познать биомеханические особенности движений на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Общая характеристика биомеханики.
Биомеханика представляет собой раздел естественных наук, в частности биофизики, изучающий на основе моделей и методов механики механические свойства живых тканей, отдельных органов и систем, а также происходящие в них механические явления. Современные биомеханические исследования охватывают различные уровни организации живой материи: биологические макромолекулы, клетки, ткани, органы, системы органов, а также целые организмы и их сообщества. Объект исследования этой науки - преимущественно движение человека и животных, а также механические явления в тканях, органах и системах. Под механическим движением понимается движение всей биосистемы в целом, а также изменение положения отдельных частей системы относительно друг друга, что в том и другом случае понимается как деформация системы. Все деформации в биосистемах связаны с биологическими процессами, которые играют главенствующую роль в движениях человека и животных, - это сокращения мышц, деформации сухожилий, костей, связок, фасций, движения в суставах. Поскольку движения человека очень сложны, то биомеханика изучает в тесной взаимосвязи их механическую и биологическую составляющие. Суть механической составляющей определяется тем, что движения, осуществляемые человеком, подчиняются законам механики, как и движения любого материального тела. Их основу составляют законы Ньютона, закон всемирного тяготения, законы волновых и колебательных движений и др.

Движения частей и звеньев тела человека относительно друг друга представляют собой перемещения в пространстве и во времени, которые выполняются, как правило, во многих суставах одновременно и последовательно. Движения в суставах но своей форме и характеру очень разнообразны. Они всегда зависят от действия множества приложенных сил. Все движения закономерно объединены в целостные организованные двигательные действия, которые человек осуществляет и управляет ими посредством сокращения мышц. Движения человека в пространстве и во времени есть одновременные, последовательные и управляемые изменения углов в суставных сочленениях посредством мышечных сокращений, которыми ведает головной мозг. Такие изменения определяет работа мышц, которая осуществляется за счет внутренней энергии организма, получаемой в результате биохимических реакций в нем. Именно моторная функция мышц как результат работы жизнеобеспечивающих систем организма лежит в основе биологической составляющей биомеханики человека.

Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИОМЕХАНИКИ
Глава 2. ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Глава 3. ЧЕЛОВЕК КАК БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.1. Внешние формы тела человека
3.2. Пропорции, телосложение и конституция тела человека
3.3. Звенья и части тела как рычаги
3.4. Звенья и части тела как маятники
3.5. Биокинематическая пара и биокинематическая цепь
3.6. Оси и плоскости тела человека
3.7. Общин центр масс, общий центр тяжести, геометрия масс, антропометрия
3.8. Равновесие, устойчивость, балансирование биомеханической системы
3.9. Опорный аппарат как элемент биомеханической системы
3.10. Мышечный аппарат человека и его функциональные особенности
3.10.1. Общие представления о мышцах
3.10.2. Механизм и закономерности напряжения скелетных мышц
3.10.3. Биомеханические свойства мышц
3.11. Мышцы человека в основных движениях
3.12. Специфические функции элементов опорно-двигательного аппарата спортсмена
3.13. Энергетическое обеспечение работы биомеханической системы
3.14. Деформация тела спортсмена как биомеханической системы, его моторика и моторность
3.15. Афферентация как совокупность рецепций в биомеханической системе
Глава 4. СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОМ УПРАЖНЕНИИ И ЕГО ПОЗНАНИЕ
4.1. Общее представление о системно-структурном подходе к познанию упражнения
4.2. Биомеханические способы познания телеснодвигательных упражнений
4.2.1. Виды биомеханического обследования
4.2.2. Инструментальные методы исследования
4.2.3. Аналитический способ получения биомеханических характеристик движений
4.3. Биомеханические характеристики движений
4 3.1. Кинематические характеристики
4.3.2. Динамические характеристики
4.4. Компоненты системы двигательных действий и ее структуры
4.4.1. Пространственные и временные компоненты
4.4.2. Виды структур
4.5. Общие представления об управлении движениями при выполнении упражнения
4.6. Уровни построения движений
4.7. Выполнение телесно-двигательного упражнения как решение двигательной задачи
Глава 5. БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ
5.1. Разновидности биомеханического анализа
5.2. Понятие техники телесно-двигательного упражнения
5.3. Действия как системные компоненты техники телесно-двигательного упражнения
5.3.1. Подготовительные, основные и завершающие двигательные действия
5.3.2. Управляющие двигательные действия
5.3 3. Энергообразующие и формообразующие действия
5.4. Фаза и фазовый состав упражнения
5.5. Тип и форма осанки в упражнении
5.6. Мышечное обеспечение двигательных действий
Глава 6. БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЙ В ИЗБРАННЫХ ВИДАХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
6.1. Упражнения гимнастики
6.2. Упражнения легкой атлетики
6.3. Упражнения плавания
Глава 7. НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРИКЛАДНОСТЬ ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ
7.1. Общие особенности воздействия телесно-двигательных упражнений на организм человека
7.2. Основные закономерности развития физических способностей
7.3. Воздействие упражнения на системы жизнеобеспечения организма
7.4. Прикладность упражнения и ее определение
Глава 8. АЛГОРИТМ ПОЗНАНИЯ ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ
8.1. План-содержание
8.2. Рекомендации по реализации алгоритма познания упражнения
Глава 9. ПРИМЕРЫ БИОМЕХАНИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ
Глава 10. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЮ НА ОСНОВЕ ЕГО КАЧЕСТВЕННЫХ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
10.1. Цели и подцели обучения
10.2. Задачи обучения и решение задач двигательных действий
10.3. Программа учебных заданий
10.4. Методы обучения
10.5. Механическая демонстрационная модель спортсмена
10.6. Методические приемы обучения упражнению
10.7. Возможные двигательные ошибки в процессе овладения телесно-двигательным упражнением
10.8. Организационная форма процесса обучения
Глава 11. БИОМЕХАНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УКАЗАТЕЛЬ ПОНЯТИЙ
ЛИТЕРАТУРА.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Биомеханика, Познание телесно-двигательного упражнения, Курысь В.Н., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru1

Введение

Движение лежит в основе жизнедеятельности человека. Разнообразные химические и физические процессы в клетках тела, работа сердца и течение крови, дыхание, пищеварение и выделение; перемещение тела в пространстве и частей тела относительно друг друга; сложнейшая нервная деятельность, являющаяся физиологическим механизмом психики, восприятие и анализ внешнего и внутреннего мира - все это различные формы движения материи.

Основным условием жизни вообще является взаимодействие живого организма с окружающей средой. В этом взаимодействии существенную роль играет двигательная деятельность. Только передвигаясь, животное может находить себе пищу, защищать свою жизнь, производить потомство и обеспечивать его существование. Только при помощи разнообразных и сложных движений человек совершает трудовую деятельность, общается с другими людьми, говорит, пишет и пр. Определенным образом организованная двигательная деятельность является основой физического воспитания и основным содержанием спорта.

Наиболее элементарной формой движения материи является механическое движение, т.е. перемещение тела в пространстве. Закономерности механического движения изучаются механикой. Предметом механики как науки является изучение изменений пространственного расположения тел и тех причин, или сил, которые вызывают эти изменения.

Вскрывая и описывая условия, необходимые для осуществления того или иного механического движения, механика является важной теоретической основой техники, в особенности техники построения разнообразных механизмов. Механическая точка зрения может быть использована и при изучении механических движений человека.

Двигательная деятельность человека практически осуществляется при участии всех органов тела. Однако непосредственным исполнителем функции движения является двигательный аппарат, состоящий из костей, скелета, связок и мышц с их иннервацией и кровеносными сосудами. С механической точки зрения, двигательный аппарат совмещает в себе рабочую машину и машину-двигатель.

Устройство двигательного аппарата является предметом изучения анатомии. Изучение двигательного аппарата как машины-двигателя производится, главным образом, биохимией и физиологией. Изучение его как рабочей машины является задачей особой научной дисциплины - биомеханики.

Основные направления биомеханики

Биомеханика - наука о законах механического движения в живых системах. Она изучает движения с точки зрения законов механики, свойственных всем без исключения механическим движениям материальных тел. Специальных законов механики, особых для живых систем не существует.

Как самостоятельная научная дисциплина биомеханика физических упражнений должна обогащать теорию физического воспитания, исследуя одну из сторон физических упражнений - технику. Вместе с тем, биомеханика физических упражнений непосредственно служит и практике физического воспитания. Сюда относится, например, следующее:

1) оценка физических упражнений с точки зрения их эффективности в решении определенных задач физического воспитания (ФВ);

2) изучение техники ФУ как предмета обучения с выявлением главного и ведущего в движениях, обеспечивающего высокий результат;

3) оценка качества выполнения ФУ, выявление ошибок, их причин, последствий и путей для устранения;

4) совершенствование спортивной техники с обобщением передового опыта и ее теоретическое обоснование;

5) изучение особенностей лучших образцов спортивной техники как общих для всех, так и тех, которые зависят от индивидуальных особенностей физического развития;

6) изучение функциональных показателей физического развития с целью уточнения путей повышения функциональных возможностей организма спортсмена.

Объект познания биомеханики - двигательные действия человека как системы взаимно связанных активных движений и положений его тела.

Биомеханика возникла и развивается как наука о движениях животных организмов, в частности человека.

Область изучения биомеханики - механические и биологические причины возникновения движений, особенности их выполнения в различных условиях.

Движения частей тела человека представляют собою перемещения в пространстве и времени, которые выполняются во многих суставах одновременно и последовательно. Движения в суставах по своей форме и характеру очень разнообразны, они зависят от действия множества приложенных сил. Все движения закономерно объединены в целостные организованные действия, которыми человек управляет при помощи мышц. Учитывая сложность движений человека, в биомеханике исследуют и механическую, и биологическую их стороны, причем обязательно в тесной взаимосвязи.

Биомеханика исследует, каким образом полученная механическая энергия движения и напряжения может приобрести рабочее применение (А.А. Ухтомский). Рабочий эффект измеряется тем, как используется затраченная энергия. Для этого определяют, какие силы совершают полезную работу, каковы они по происхождению, когда и где приложены. То же самое должно быть известно о силах, которые производят вредную работу, снижающую эффективность полезных сил. Частные задачи биомеханики состоят в изучении и объяснении: а) самих движений человека в той или иной области его двигательной деятельности; б) движений физических объектов, перемещаемых человеком, в) результатов решения двигательной задачи; г) условий, в которых они осуществляются; д) развития движений человека (с учетом названных сторон) в результате обучения и тренировки.

1. На основе кинематики описывают движения (пространственную форму и характер движений), изучая динамику движений, влияние сил на их изменение, дают объяснение, находят причины особенностей движения.

2. Таким же образом описывают и объясняют движения снарядов, зависящие от движений человека.

3. Необходимо сопоставлять разные варианты исполнения, сложившиеся в практике, разную степень совершенства, зависящую от квалификации исполнения и др.

4. Движения часто исполняются в переменных условиях, характер изменения последних также влияет на движения. Учитывая условия внешние (все факторы внешнего окружения) и внутренние (уровень подготовленности, возрастные особенности и др.), с одной стороны выявляют, какие условия благоприятствуют эффективности, иначе говоря, какие нужно создавать условия. С другой стороны, определяют, как лучше приспособиться к заданным условиям, как их использовать.

5. На основе описания и объяснения движений необходимо указать путь их совершенствования: не только изучать действительность, но и преобразовывать ее.

Биомеханика, как наука экспериментальная, эмпирическая, опирается на опытное изучение движений. При помощи приборов регистрируются количественные характеристики, например траектории скорости, ускорения и др., позволяющие различать движения, сравнивать их между собой. Рассматривая характеристики, мысленно расчленяют систему движений на составные части - устанавливают ее состав. В этом проявляется системный анализ.

Изучению механических характеристик движений были посвящены исследования В. Брауне, О. Фишера, Г. Хохмута, А. Новака и др.

Применение законов механики в биомеханике совершенно необходимо, но оно недостаточно. Как биомеханическая система тело человека существенно отличается от абсолютно твердого тела или материальной точки, которые рассматриваются в классической механике. Внутренние силы, которые при решении задач в механике твердого тела стараются исключить, имеют определяющее значение для движений человека. Безразличие к источнику силы в механике сменяется крайним интересом к этому вопросу в биомеханике.

Функционально-анатомическое направление. Функционально-анатомический подход характеризуется преимущественно описательным анализом движений в суставах, определением участия мышц при сохранении положений тела и в его движениях.

Изучая форму и строение органов опоры, а также движения человека в тесной связи с их функцией, анатомы исследовали преимущественно двигательный аппарат. Аналитическое изучение тела человека преобладало в работах О. Фишера, Р. Фикка, Г. Брауса, С. Моллье и других зарубежных анатомов.

Физиологическое направление. Физиологическое направление в биомеханике утвердило представление о рефлекторной природе движений, кольцевом характере управления движениями и об обусловленной этим чрезвычайной сложности движений человека.

На развитие биомеханики оказали существенное влияние физиология нервно-мышечного аппарата, учение о высшей нервной деятельности и нейрофизиология. Признание рефлекторной природы двигательных действий и механизмов нервной регуляции при взаимодействии организма и среды в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна и других ученых составляет физиологическую основу изучения движений чело­века. Системно-структурный подход. Системно-структурный подход в биомеханике характеризуется изучением состава и структуры систем как в двигательном аппарате, так и в его функциях. Этот подход в известной мере объединяет механическое, функционально-анатомическое и физио­логическое направления в развитии теории биомеханики.

По современным представлениям, опорно-двигательный аппарат рассматривается как сложная биомеханическая система; движения человека также изучаются как сложная целостная система.

Системно-структурный подход требует изучения системы как единого целого, потому что ее свойства не сводятся к свойствам отдельных элементов. Важно изучать не только состав, но и структуру системы, рассматривать во взаимосвязи строение и функцию.

Идеи о системности внес в изучение двигательной деятельности также Н.А. Бернштейн. Кибернетический, по сути дела, подход к движениям был им осуществлен более чем за 10 лет до оформления кибернетики как самостоятельной науки.

Современный системно-структурный подход не только не отрицает значения в биомеханике всех направлений, а как бы объединяет их; при этом каждое направление сохраняет в биомеханике свое значение.

Тестирование двигательных качеств

Описание методов тестирования, применяемых для биомеханического контроля в физическом воспитании и спорте, начнем с тестов, позволяющих оценить уровень развития двигательных качеств. Биомеханические тесты выносливости позволяют установить, какой объем работы человек может выполнить и как долго может работать без снижения эффективности двигательной деятельности. Например, при беге с постоянной скоростью наступает момент, когда человек не может поддержать исходную длину шага (компенсированное утомление), а спустя еще некоторое время он вынужден снизить скорость (декомпенсированное утомление) (рис.1). Чем выносливее человек, тем дольше не наступает утомление.

Согласно правилу обратимости двигательных заданий все три разновидности теста на выносливость эквивалентны (табл.1), т.е. при тестировании группы людей наиболее выносливые в одном из этих трех тестов будут наиболее выносливыми и в двух других.

Рис 1. Измерение скорости, длины шаг и частоты шагов (темпа) у человека, выполняющего тест на выносливость: 1. Компенсированное утомление. 2. Декомпенсированное утомление.

Тестирование силовых качеств осуществляется либо в упражнениях статического характера, либо в таких общеразвивающих упражнениях, где выполняется локальная или регионарная мышечная работа. В первом случае мерой силовых возможностей служит величина проявляемой силы (Fo) и продолжительность ее удержания. Во втором случае определяется, сколько раз подряд человек может сжать или растянуть пружину динамометра, подтянуться, отжаться и т.п.

Таблица 1

Проявляемая человеком сила зависит от позы, от углов в суставах. Влияние суставного угла на проявляемую силу иллюстрирует рис.28. Изображенный на нем график показывает, что, например, оптимальный угол в локтевом суставе близок к 80°. В этом случае угол между направлением тяги двуглавой мышцы плеча и костями предплечья близок к 90°.

Вообще говоря, измерение силы можно проводить при любой величине суставного угла. Важно лишь, чтобы он всегда был одним и тем же.

Рис 2. Сила тяги мышцы, необходимая для удержания груза в зависимости от величины суставного угла.

Рис 3. Шкала для оценивания силовой подготовленности по результатам сгибания и разгибания рук в упоре лежа у людей разного возраста (слева - свыше 30 лет, справа - до 30 лет).

Таблица 2

Общепринятым тестом силовых качеств является подтягивание на перекладине. Но далеко не каждый может подтянуться на высокой перекладине. Поэтому полезен тест, в котором человек выполняет возможно большее число подтягиваний на низкой перекладине (см. рис.4), и соответствующие педагогические шкалы (табл.2). С той же целью можно использовать «отжимания» (рис.3) и другие общедоступные упражнения

При выполнении многих физических упражнений приходится преодолевать силу тяжести своего тела. В этих случаях наиболее информативный показатель скоростно-силовых качеств - не скоростно-силовой индекс, а коэффициент реактивности. Коэффициент реактивности равен скоростно-силовому индексу, деленному на вес тела.

Тестирование гибкости чаще всего связано с измерением углов между звеньями тела (рис.4). Делается это гониометрами (угломерами). Существуют и другие методы контроля за гибкостью (рис.5).

Рис 4. Тестирование гибкости: измеряется угол между бедрами.

Рис 5. Тестирование гибкости: измеряется расстояние между руками и ногами.

Гибкость оценивается расстоянием от кончиков пальцев руки до опоры.1 см на линейке соответствует одному очку. Нормальной считается гибкость, оцениваемая в ноль очков; в этом случае испытуемый достает кончиками пальцев до опоры.

Заключение

В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.

Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повысить качество, производительность и эффективность общественного труда. В связи с этим возникает проблемная ситуация, связанная с необходимостью создания новых методов, технологии, приёмов производства, обучения.

Повышение функциональных возможностей организма учащихся является одной из основных задач школьного физического воспитания. Однако в последние годы стало появляться множество научных данных о низком уровне физической подготовленности большой части школьников нашей страны

Процесс совершенствования методических подходов к повышению функциональных возможностей организма школьников стимулирует поиск новых, более рациональных путей решения данной проблемы. Одним из основных направлений в этом является дифференцированный подход к учащимся, подразумевающий тщательное изучение индивидуальных особенностей каждого из них, с последующим распределением школьников по сходным типологическим признакам на определенные группы с учетом задач учебного процесса.

Литература

биомеханика спорт тестирование двигательный

Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин-тов по спец.03.03. - М.: просвещение, 1990. - 287с.

Н.А. Бернштейн Биомеханика и физиология движений. М.: МОДЭК, МПСИ. - 2004 г. . - 688 стр.

Основные направления научных исследований в области биомеханики спорта за рубежом (1980-1986): Обзор. информ. / ВНИИ физ. культуры; Подгот. М.П. Дементьевой 33 с.20 см М. Отд. исслед. и разраб. НТИ "Спорт" 1986 1987

Федорова В.Н., Дубровский Владимир, Дубровский В.И. Федорова В.Н. Биомеханика. Владос гуманитарный издательский центр, 2003 г. - 672 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Предмет и задачи биомеханики как науки о законах механического движения в живых системах; основные направления дисциплины - механическое, функционально-анатомическое и физиологическое. Тестирование скоростно-силовых качеств, а также гибкости подростков.

    реферат , добавлен 28.04.2014

    Сущность биомеханики, предмет и методы ее изучения, место среди наук о физическом воспитании и спорте. Двигательные действия в спортивной гимнастике и применение в ней законов биомеханики. Принципы управления вращениями в гимнастической постановке.

    доклад , добавлен 27.05.2009

    Предмет и методы исследования биомеханики, связь с другими науками. Задачи биомеханики спорта. Свойства инертности тел. Звенья тела как рычаги и маятники. Геометрия масс тела. Степени свободы в биомеханических цепях. Строение тела и моторика человека.

    шпаргалка , добавлен 10.01.2011

    Роль гимнастики для развития двигательных качеств школьников, в частности силы и гибкости. Влияние физических упражнений на организм человека. Анатомо-физиологические особенности подростка. Разработка комплексов упражнений для развития гибкости и силы.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Возрастные особенности развития двигательных качеств. Изучение морфофункциональных особенностей детей и подростков. Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике. Тестирование физической подготовленности.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2010

    Механизм тонизирующего и трофического влияния физических упражнений. Процесс нормализации функций для восстановления здоровья и работоспособности после заболевания или травмы. Классификация физических упражнений, применяемых в лечебной физкультуре.

    реферат , добавлен 28.04.2014

    Основные двигательные качества и их характеристика. Особенности проявления основных двигательных качеств в гимнастике, лёгкой атлетике и спортивных играх. Возрастные особенности воспитания основных двигательных качеств. Методы и организация исследования.

    дипломная работа , добавлен 04.10.2007

    Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста. Характеристика физических качеств, проявляемых на уроках гимнастики. Характеристика упражнений в висах и упорах. Комплекс мер по развитию проявляемого двигательного качества у школьников.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей 6-7 лет. Методика развития физических качеств и двигательных навыков у дошкольников. Разработка программы развития физических качеств дошкольников, основанной на использовании подвижных игр.

1 . Биомеханические характеристики как понятие

Наблюдая движения человека, можно заметить, что мно-гие их особенности все время изменяются. Изменяется поло-жение звеньев тела, скорости движения и многое другое. Осо-бенности (или признаки) движения позволяют разделить слож-ное движение на составные части, заметить, как они влияют одна на другую, как помогают достичь цели. Для этого и изу-чают характеристики движений человека.

Характеристики движений человека - это те особен-ности, или признаки, по которым движения различаются меж-ду собой.

Различают качественные и количественные характеристики.

Качественные характеристики - характеристики, описы-ваемые только словами и не имеющие точной количественной меры (например: напряженно, свободно, плавно, мягко и др.).

Количественные характеристики - характеристики, которые измеряют или вычисляют, они имеют количествен-ную меру.

Педагогу при проведении урока нечем и некогда изме-рять и регистрировать количественные характеристики. Ему приходится пользоваться качественными характеристиками, он проводит качественный биомеханический анализ движе-ний каждого ученика.

Изучая движения с помощью измерительной и записыва-ющей аппаратуры, получают количественные характеристи-ки. Их обрабатывают, проводят вычисления для количествен-ного биомеханического анализа. Конечно, затем должен сле-довать и качественный анализ, чтобы понять законы движения и использовать их в физическом воспитании. Хорошо владея навыками количественного анализа, в повседневной практи-ческой работе можно с успехом пользоваться только каче-ственным анализом.

Вся сложность взаимосвязи характеристик, используемых для изучения движений человека, отражена в схеме.

Из нее видно, что наиболее важными являются те из них, которые характеризуют изменения положения тела и движе-ния. К ним относятся кинематические и динамические ха-рактеристики. При этом следует отметить тот факт, что дви-жения человека и предметов, перемещаемых им, можно заме-тить и измерить, только сравнивая их положения с положением выбранного для сравнения тела (тело отсчета) . Поэтому все движения человека в биомеханике рассматриваются как от-носительные.

Движение выражается в изменении с течением времени взаимного положения тел. Его можно наблюдать и отсчиты-вать только относительно других реальных тел (например, при прыжках в длину - относительно бруска) или условных (например, в старте яхт - относительно линии створа) .

В зависимости от условий задачи, стоящей при изучении двигательного действия, выбирается та или иная система от-счета. Принято выделять:

Инерциальную систему отсчета (Земля, дорожка, лыж-ня) - движения их в данной системе незаметны при измере-ниях, т.е. изменениями скорости, ускорениями при решении данной задачи можно пренебречь;

Неинерциальная система отсчета - движущееся тело (скользящая лыжа, раскачивающиеся кольца), движение ко-торого происходит с заметным ускорением, существенно вли-яющим на отсчет расстояния;

Соматическая система отсчета (тело человека) - движе-ние звеньев рассматривается относительно туловища.

2 . Кинематические характеристики

Наблюдая сам факт движений, их внешнюю картину, раз-личают пространственную форму (рисунок, узор) движений и их характер (изменение во времени - быстрее, чаще и т.п.) .

Количественные характеристики, раскрывающие форму и характер движений, называются кинематическими .

Они описывают движения в пространстве и во времени. Соответственно различают характеристики:

Пространственные;

Временные;

Пространственно-временные.

Пространственные характеристики позволяют опре-делить, каково исходное и конечное положения при движении

(координата), какова между ними разница, насколько они из-менились (перемещение) и через какие промежуточные поло-жения выполнялось движение (траектория), т.е. простран-ственные характеристики в целом определяют пространствен-ную форму движений человека.

Координата точки - это пространственная мера мес-тоположения точки относительно системы отсчета.

С точки зрения механики описать движение - это значит определить положение в любой момент времени, определить координаты опознавательных точек тела, по которым изуча-ют ход движения в пространстве.

По координатам определяют, где находится изучаемая точка относительно начала отсчета, измеряя ее линейные ко-ординаты. Положение точки на линии, определяет одна коор-дината, на плоскости - две, в пространстве - три.

Изучая движение нужно определить: 1) начальное поло-жение, из которого движение начинается; 2) конечное поло-жение, в котором движение заканчивается; 3) ряд мгновен-ных промежуточных положений, которые принимает тело при выполнении движения.

Перемещение точки - это пространственная мера из-менения местоположения точки в данной системе отсчета.

Перемещение - величина векторная. Она характеризует-ся численным значением (модулем) и направлением, т.е. оп-ределяет размах и направление движения. Если после движе-ния точка вернулась в исходное положение, перемещение рав-но нулю. Таким образом, перемещение есть не само движение, а лишь его окончательный результат - расстояние по прямой и направление от исходного до конечного положения.

Перемещение (линейное, в поступательном движении) из-меряется разностью координат в моменты начала и оконча-ния движения (см. таблицу 2) .

Перемещение тела при вращательном движении измеря-ется углом поворота - разностью угловых координат в одной и той же системе отсчета расстояний.

Траектория точки - это пространственная мера дви-жения (воображаемый след движения точки) . Траекторию определяют, устанавливая ее длину, кривизну и ориентацию в пространстве.

Пространственный рисунок движения точки дает ее тра-ектория. Длина траектории показывает, каков путь точки.

Путь точки в прямолинейном движении равен расстоя-нию от исходного до конечного положения.

При криволинейном движении путь точки равен ариф-метической сумме модулей ее элементарных перемещений.

Кривизна траектории показывает, какова форма движе-ния в пространстве. Чтобы определить кривизну траектории, измеряют радиус кривизны. Если траектория является дугой окружности, радиус кривизны постоянный. С увеличением кривизны ее радиус уменьшается, и, наоборот, с уменьшением кривизны, радиус увеличивается.

Ориентация траектории в пространстве при одной и той же ее форме может быть разная. Ориентацию определяют для прямолинейной траектории по координатам точек на-чального и конечного положений; для криволинейной траек-тории - по координатам этих двух точек и третьей точки, не лежащей с ними на одной прямой линии.

В совокупности ориентация, длина и кривизна траекто-рии позволяют определить направление, размах и форму дви-жения точки, а также начальное положение, конечное и все промежуточные.

Временные характеристики раскрывают движения во времени: когда оно началось и закончилось (момент времени), как долго длилось (длительность движения), как часто выпол-нялось движение (темп) , как движения были построены во времени (ритм) . Вместе с пространственно-временными харак-теристиками они определяют характер движений человека.

Момент времени - это временная мера положения точ-ки тела и системы, определяемая промежутком времени до него от начала отсчета.

Момент времени определяют не только для начала и окон-чания движения, но и для других важных мгновенных положений. В первую очередь это моменты существенного изме-нения движения: заканчивается одна часть (фаза) движения и начинается следующая (например: отрыв стопы от опоры в беге - это момент окончания фазы отталкивания и начало фазы полета). По моментам времени определяют длитель-ность движения.

Длительность движения - это его временная мера, ко-торая измеряется разностью моментов времени окончания и начала движения.

Длительность движения представляет собой количество времени, прошедшее между двумя ограничивающими его мо-ментами времени. Сами моменты (как границы между двумя смежными промежутками времени) длительности не имеют. Ясно, что измеряя длительность, пользуются одной и той же системой отсчета времени. Узнав путь точки и длительность ее движения, можно определить ее скорость. Зная длитель-ность движений, определяют также их темп и ритм.

Темп движений - это временная мера повторности дви-жений. Он измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени (частота движений) .

Темп - величина, обратная длительности движений. Чем больше длительность каждого движения, тем меньше темп, и наоборот. В циклических движениях темп может служить показателем совершенства техники.

Ритм движений - это временная мера соотношения час-тей движений. Он определяется по соотношению промежутков времени, затраченного на соответствующие части движения.

Ритм определяют как соотношение двух периодов времени (например: опоры и полета в беге) или длительности двух фаз периода (например: фазы амортизации и фазы отталкивания в опорном периоде) . Можно говорить и о ритме ряда фаз (напри-мер: соотношение длительностей пяти фаз скользящего шага в лыжном ходе) . Ритм бывает постоянным и переменным.

Пространственно-временные характеристики определя-ют, как изменяются положения и движения человека во времени.

Скорость точки - это пространственно-временная мера движения. Она определяет быстроту изменения положения точки в пространстве с изменением времени.

В поступательном движении скорость измеряется отно-шением пройденного пути (с учетом его направления) к затра-ченному времени; во вращательном движении - отношением угла поворота ко времени, за которое произошло вращение.

Ускорение точки - это пространственно-временная мера изменения движения, которая характеризует быстро-ту изменения скорости по величине и направлению.

Ускорение измеряется отношением изменения скорости (угловой скорости) к затраченному на него времени.

Различают ускорения точки: а) положительное, имеющее одинаковое направление со скоростью, - скорость возрастает; б) отрицательное, имеющее направление, противоположное направлению скорости, - скорость убывает; в) нормальная -скорость прежняя, изменяется направление.

3 . Динамические характеристики

Все движения человека и движимых им тел под действи-ем сил изменяются по величине и направлению скорости. Чтобы раскрыть механизм движений (причины их возник-новения и ход их изменения), исследуют динамические харак-теристики. К ним относятся инерционные характеристики (особенности самих движущихся тел) , силовые (особенности взаимодействия тел) и энергетические (состояния и измене-ния работоспособности, биомеханических систем) .

Инерционные характеристики раскрывают, каковы особенности тела человека и движимых им тел в их взаимо-действиях. От инерционных характеристик зависит сохране-ние и изменение скорости.

Все физические тела обладают свойством инертности (или инерции), которое проявляется в сохранении движения, а так-же в особенностях изменения его под действием сил.

Понятие инерции раскрывается в первом законе Ньюто-на: "Всякое тело сохраняет свое состояние покоя или равно-мерного и прямолинейного движения до тех пор, пока внешние приложенные силы не заставят его изменить это состояние".

Говоря проще: тело сохраняет свою скорость, а также под действием внешних сил изменяет ее.

Масса - это мера инертности тела при поступатель-ном движении. Она измеряется отношением величины при-ложенной силы к вызываемому ею ускорению.

Масса тела характеризует, как именно приложенная сила может изменить движение тела. Одна и та же сила вызовет большее ускорение у тела с меньшей массой, чем у тела с боль-шей массой.

Момент инерции - это мера инертности тела при вращательном движении. Момент инерции тела относитель-но оси равен сумме произведений масс веек его частиц на квадраты их расстояний от данной оси вращения.

Отсюда видно, что момент инерции тела больше, когда его частицы дальше от оси вращения, а значит угловое ускорение тела под действием того же момента силы меньше; если части-цы ближе к оси, то угловое ускорение больше, а момент инерции меньше. Значит, если приблизить тело к оси, то легче вызвать угловое ускорение, легче разогнать тело во вращении, легче и остановить его. Этим пользуются при движении вокруг оси.

Силовые характеристики. Известно, что движение тела мо-жет происходить как под действием приложенной к нему движу-щей силы, так и без движущей силы (по инерции), когда приложе-на только тормозящая сила. Движущие силы приложены не все-гда; без тормозящих же сил движения не бывает. Изменение движений происходит под действием сил. Сила не причина дви-жения, а причина изменения движения; силовые характеристики раскрывают связь действия силы с изменением движения.

Сила - это мера механического воздействия одного тела на другое в данный момент времени. Численно она определя-ется произведением массы тела и его ускорения, вызванного данной силой.

Чаще всего говорят про силу и результат ее действия, но это применимо только к простейшему поступательному дви-жению тела. В движениях человека как системы тел, где все движения частей тела вращательные, изменение вращатель-ного движения зависит не от силы, а от момента силы.

Момент силы - это мера вращающего действия силы на тело. Он определяется произведением силы на ее плечо.

Момент силы обычно считают положительным, когда сила вызывает поворот тела против часовой стрелки, и отрицатель-ным при повороте по часовой стрелке.

Чтобы сила могла проявить свое вращающее действие, она должна иметь плечо. Иначе говоря, она не должна прохо-дить через ось вращения.

Определение силы или момента силы, если известна мас-са или момент инерции, позволяет узнать только ускорение, т.е. как быстро изменяется скорость. Надо еще узнать, на-сколько именно изменится скорость. Для этого должно быть известно, как долго была приложена сила. Иначе говоря, сле-дует определить импульс силы (или ее момента) .

Импульс силы - это мера воздействия силы на тело за данный промежуток времени (в поступательном движе-нии) . Он равен произведению силы и продолжительности ее действия.

Любая сила, приложенная даже в малые доли секунды (например: удар по мячу) , имеет импульс. Именно импульс силы определяет изменение скорости, силой же обусловлено только ускорение.

Во вращательном движении момент силы, действуя в те-чение определенного времени, создает импульс момента силы.

Импульс момента силы - это мера воздействия мо-мента силы относительно данной оси за данный промежу-ток времени (во вращательном движении) .

Вследствие импульса как силы, так и момента силы воз-никают изменения движения, зависящие от инерционных свойств тела и проявляющиеся в изменении скорости (коли-чество движения, кинетический момент) .

Количество движения - это мера поступательного дви-жения тела, характеризующая его способность передавать-ся другому телу в виде механического движения. Количество движения тела измеряется произведением массы тела на его скорость.

Кинетический момент (момент количества движе-ния) - это мера вращательного движения тела, характери-зующая его способность передаваться другому телу в виде механического движения. Кинетический момент равен про-изведению момента инерции относительно оси вращения на угловую скорость тела.

Соответствующее изменение количества движения происхо-дит под действием импульса силы, а под действием импульса момента силы происходит определенное изменение кинетическо-го момента (момента количества движения) .

Таким образом, к ранее рассмотренным кинематическим мерам изменения движения (скорости и ускорению) добавляют-ся динамические меры изменения движения (количество движе-ния и кинетический момент) . Совместно с мерами действия сил они отражают взаимосвязь сил и движения. Изучение их помога-ет понять физические основы двигательных действий человека.

Энергетические характеристики. При движениях че-ловека силы, приложенные к его телу на некотором пути, со-вершают работу и изменяют положение и скорость звеньев тела, что изменяет его энергию. Работа характеризует процесс, при котором меняется энергия системы. Энергия же ха-рактеризует состояние системы, изменяющейся вследствие работы. Энергетические характеристики показывают, как ме-няются виды энергии при движениях и протекает сам про-цесс изменения энергии.

Работа силы - это мера действия силы на тело при некотором его перемещении под действием этой силы. Она равна произведению модуля силы и перемещения точки при-ложения силы.

Если сила направлена в сторону движения (или под ост-рым углом к этому направлению) , то она совершает положи-тельную работу, увеличивая энергию движения тела. Когда же сила направлена навстречу движению (или под тупым углом к его направлению) , то работа силы отрицательная и энергия движения тела уменьшается.

Работа момента силы - это мера воздействия момента силы на тело на данном пути (во вращательном движении) . Она равна произведению модуля момента силы и угла поворота.

Понятие работы представляет собой меру внешних воз-действий, приложенных к телу на определенном пути, вызы-вающих изменения механического состояния тела.

Энергия - это запас работоспособности системы. Ме-ханическая энергия определяется скоростями движений тел в системе и их взаимным расположением; значит, это энер-гия перемещения и взаимодействия.

Кинетическая энергия тела - это энергия его механи-ческого движения, определяющая возможность совершить работу. При поступательном движении она измеряется по-ловиной произведения массы тела на квадрат его скорости, при вращательном движении половиной произведения момен-та инерции на квадрат его угловой скорости.

Потенциальная энергия тела -это энергия его поло-жения, обусловленная взаимным относительным расположе-нием тел или частей одного и того же тела и характером их взаимодействия. Потенциальная энергия в поле сил тя-жести определяется произведением силы тяжести на раз-ность уровней начального и конечного положения над землей (относительно которого определяется энергия) .

Энергия как мера движения материи переходит из одно-го вида в другой. Так, химическая энергия в мышцах превра-щается в механическую (внутреннюю потенциальную упруго-деформированных мышц). Порожденная последней сила тяги мышц совершает работу и преобразует потенциальную энер-гию в кинетическую энергию движущихся звеньев тела и вне-шних тел. Механическая энергия внешних тел (кинетичес-кая) , передаваясь при их действии на тело человека его звень-ям, преобразуется в потенциальную энергию растягиваемых мышц-антаганистов и в рассеивающуюся тепловую энергию.

4 . Распределение масс частей тела

От распределения масс частей тела зависят многие сопро-тивления, которые встречают силы, действующие на тело. Эти сопротивления определяются силами тяжести и моментами инерции частей тела.

Наиболее общим показателем распределения масс в теле служит общий центр тяжести тела (ОЦТ) . Как известно, центром тяжести называется точка тела, к которой как бы приложена равнодействующая всех сил тяжести тела . Во все стороны от этой точки, по любому направлению, моменты сил тяжести взаимно уравновешиваются. Равнодействующая параллельных сил, действующих на все частицы тела в любом направлении, приложена к ОЦТ; поэтому в этом случае ОЦТ называют еще центром массы, или центром инерции.

Расположение ОЦТ необходимо знать при изучении ста-тики для оценки условий равновесия тела. Путь движения -траектория ОЦТ - во многих случаях дает ценные сведения об особенностях движения тела, так как отражает действие внешних сил на тело. ОЦТ не может перемещаться иначе как под действием внешних сил. Одни внутренние силы никогда не могут изменить положение и путь ОЦТ в пространстве.

Общий центр тяжести тела располагается в зависимости от телосложения человека. У людей с более развитыми нога-ми ОЦТ относительно ниже, чем у людей с более мощной мускулатурой туловища и рук. У длинноногих людей ОЦТ анатомически расположен ниже, но он дальше от земли, чем у коротконогих.

В симметричных положениях человека, стоящего с опу-щенными руками, ОЦТ находится на уровне от первого до пятого крестцового позвонка (по Иваницкому) , примерно на 4-5 см выше поперечной оси тазобедренных суставов. Пере-днезадняя плоскость, проходящая через ОЦТ, делит тело по-чти симметрично. Она несколько смещена вправо от средин-ной плоскости, так как правая половина тела человека тяжелее левой на 400-500 г, в связи с несимметричным располо-жением внутренних органов и неравномерным развитием двигательного аппарата. У правшей правая половина тела развита лучше и имеет большую массу. В переднезаднем на-правлении ОЦТ располагается между крестцом и лобком в зависимости от положения тела при стоянии.

Само собой разумеется, что с изменением формы тела, вслед-ствие иного расположения его частей, изменяет свое положе-ние и ОЦТ. При перемещении какой-либо части тела и ОЦТ смешается в том же направлении. Если переметающаяся часть тела имеет большую массу, то и смещение ОЦТ больше.

Массы частей тела определяли путем распила заморо-женных трупов, а также путем измерения объема частей тела и уравновешивания живых людей в различных позах. Сред-ние данные, полученные этими различными методами, оказа-лись близкими друг к другу. Так, если вес тела человека при-нять за 100%, то вес головы составит 7%; туловища - 43%; бедра - 12%; голени - 5%; стопы - 2%; плеча - 3%; пред-плечья - 2% и кисти 1%.

Если средние данные более или менее близки, то данные отдельных людей могут значительно отличаться от этих сред-них в зависимости от телосложения.

Массы отдельных частей тела не остаются постоянными. В связи с тренировкой здесь могут происходить немалые из-менения. У спортсменов меньше отложения жира на тулови-ще и лучше развиты мышцы конечностей. Поэтому у них соотношение масс может быть иное, чем у людей, не занимаю-щихся спортом.

Массы тела могут также изменяться и в течение корот-ких промежутков времени. Например, прием пищи и воды может увеличить массу туловища; после разминки или со-ревнований прилив крови в расширенные сосуды мышц мо-жет увеличить массу конечностей.

Таким образом, относительные массы частей тела человека в конкретных случаях могут намного отличаться от точно вы-численных средних данных. Поэтому нет необходимости в очень большой точности при расчетах, производимых с практической целью. Вполне достаточно эти величины в процентах округ-лить, так как индивидуальные отклонения от них могут быть намного больше, чем на сотые и десятые доли процента.

Для положения ОЦТ имеет значение не только масса ча-стей тела, но и ее распределение в каждой части тела. Показателями этого служат центры тяжести частей тела. Центры тяжести длинных частей тела лежат приблизительно на их продольной оси, ближе к проксимальному сочленению. Так, расстояние от проксимального сочленения до центра тяжес-ти (радиус центра тяжести) составляет для бедра 0,44 его дли-ны, для голени 0,42, для плеча 0,47 и для предплечья 0,42. Такое распределение масс обусловлено большой массой мышц, окружающих проксимальные сочленения, особенно для бедра, голени и предплечья. Предплечья и голени имеют мышцы с отчетливо выраженным брюшком и тонким сухожилием. А на бедре в области тазобедренного сустава есть большие мас-сы коротких мышц - ягодичные, приводящие, запирательные и др. Этими особенностями и определяется неравномерное распределение масс в этих частях тела.

Строго говоря, при изменении напряжения мышц и их кро-венаполнения распределение масс в конечностях также несколь-ко изменяется. Но значительно больше оно изменяется у туло-вища, способного очень сильно изменять свою форму.

Принято считать, что центр тяжести туловища распола-гается на линии, соединяющей середины поперечных осей, про-веденных через центры плечевых и тазобедренных суставов. Эту линию центр тяжести туловища делит на отрезки, отно-сящиеся друг к другу как 4: 5, считая от головного конца. По сути дела, туловище - не отдельное звено, а система звеньев, обладающая большой подвижностью. Кроме того, надо учи-тывать изменение распределения масс туловища при вдохе, когда внутренние органы брюшной полости оттесняются вниз, а грудная клетка, наполненная воздухом, имеет меньший удельный вес. При некоторых положениях отдельные органы брюшной полости могут смещаться на значительное расстоя-ние (до 20 см) (Джафаров) .

Значит, при всех расчетах положения ОЦТ имеются очень большие погрешности, связанные с тем, что подвижно соеди-ненные части тела и части тела, в которых изменяется рас-пределение масс, принимаются за неизменяемые тела. Лишь у головы расположение центра тяжести сзади турецкого сед-ла клиновидной кости довольно постоянно, но и оно может измениться при движениях нижней челюсти.

Расположение ОЦТ обусловлено половыми и возрастны-ми особенностями. У детей, имеющих большую массу тулови-ща и головы, ОЦТ располагается выше, чем у взрослых. У женщин, в связи с присущей им пропорцией тела, в частности с более массивным тазовым поясом, ОЦТ располагается ниже, чем у мужчин.

Для определения действия сил окружающей среды при изучении движений человека в водной среде, а также в полете в воздухе с большой скоростью необходимо знать расположе-ние центра объема (ЦО) и центра поверхности (ЦП) .

Центр объема тела расположен в точке пересечения плос-костей, делящих тело на две равные по объему половины. С погружением в воду на тело действуют силы давления воды. Точка приложения равнодействующей всех сил давления воды на поверхность тела и называется центром объема тела. ЦО можно рассматривать так же, как ОЦТ объема воды, вытес-ненной погружением тела человека в воду и имеющей форму погруженных частей тела.

В то же время на тело действуют силы тяжести, равно-действующая которых приложена к ОЦТ. Когда ЦО и ОЦТ расположены на одной вертикали, тогда, в зависимости от со-отношения величин сил тяжести и давления воды, тело либо всплывает, либо тонет, либо остается неподвижным в воде. Если ЦО и ОЦТ находятся не на одной вертикали, то еще возникает пара сил, вызывающих вращение тела.

У человека ЦО расположен несколько выше его ОЦТ. Это объясняется тем, что содержащийся в грудной клетке воз-дух делает верхнюю половину тела более легкой, поэтому ОЦТ смещен несколько в сторону ног. В связи с этим человек при покойном положении на воде во время вдоха начинает пово-рачиваться, опускаясь ногами вниз. Если руки сместить в сто-рону головы, то можно совместить ЦО и линию тяжести; тог-да тело уравновесится.

По данным Иваницкого, ЦО расположен выше ОЦТ на 2-6 см, в зависимости от особенностей телосложения. Есте-ственно, что с изменением позы тела изменяется и располо-жение ЦО.

Во время движения человека со значительной скоростью через воздушную среду силы сопротивления воздушной среды зависят от площади лобовой поверхности тела. Равнодейству-ющая всех сил сопротивления среды приложена к центру по-верхности. Граница поверхности сопротивления определяется по проекции границы тела на плоскость, перпендикулярную направлению движения тела относительно среды.

У тела человека, стоящего в выпрямленном положении, ЦП тела при движении в переднезаднем направлении распо-лагается выше ОЦТ.

В безопорном положении при движении в воздухе, на-пример при прыжках на лыжах с трамплина, изменение позы вызывает изменения и лобовой поверхности тела (вместе с лыжами) , а следовательно, и ЦП. Когда ЦП ниже ОЦТ, лыж-ник вращается головой вперед. Если ЦП оказывается выше ОЦТ, то тело получает вращение головой назад. При располо-жении ОЦТ и ЦП на одной линии, параллельной направле-нию полета, вращения не возникает.

Контрольные вопросы

1. Для чего определяются характеристики движений че-ловека?

2. В чем различие кинематических и двигательных ха-рактеристик?

3. Зачем нужно выбирать систему отсчета и как ею пользо-ваться?

4. Дайте определение основных пространственных и вре-менных характеристик движений, скорости и ускорения то-чек тела и звеньев тела.

5. Что является мерой инертности тела при поступатель-ном и вращательном движении?

6. Что является причиной изменения движения? Какие характеристики относятся к силовым?

7. Раскройте энергетические характеристики.

Биомеханика упражнений, тренировок, двигательный действий

Механизм управления двигательными действиями человека (на стадии формирования новых двигательных навыков) был обоснован еще в 30-40 гг. XX столетия Н.А. Бернштейном. Затем академик П.К. Анохин разработал теоретические положения о функцио­нальной системе, которые объясняют действия данного механизма (схема 15.2).

Описать это можно так. Человек при выполнении нового дви­жения создает себе (на основе его цели и содержания) опреде­ленный образ будущего движения. По мере выполнения движения происходит его сличение с программой управления, а также осу­ществляются последовательные его коррекции (так называемые сенсорные коррекции).


Механизм управления позволяет выделить три стадии форми­рования движения.

Первая стадия - формируется общее представление о дви­жении при участии мышц, осуществляющих движение, мышц-ан­тагонистов и других мышц (участие которых в освоенном движении не требуется); поэтому человек выполняет движение (движения) излишне напряженно, тем самым значительно уменьшая скорость его выполнения. Если на этой стадии движения выполнять в быст­ром темпе, то сенсорные коррекции затруднительны или невоз­можны.

Вторая стадия - исчезает напряженность и возникает дос­таточно четкая мышечная координация при выполнении постоян­ных движений. Движение пока еще не выполняется свободно и ав-томатизированно.

Третья стадия - используются реактивные силы, силы инер­ции, движения становятся более экономичными, их выполнение доводится до автоматизма.

На основании общих теоретических представлений о формиро­вании движения в теории физического воспитания (для всех ви­дов спорта) в процессе обучения выделяют три этапа.

Первый этап - начальное разучивание движения (вырабаты­вается умение воспроизводить технику в общей, «грубой» форме).

Второй этап - углубленное, детализированное разучивание движения (движений).

Третий этап - дальнейшее совершенствование двигательно­го навыка.

В практике спорта обучение и тренировка двигательного навыка предполагают многократное повторение однотипного (однотипных) движения (упражнения), с учетом возраста, пола и технической подготовленности, координированности, гибкости спортсмена. В последние годы все шире применяются технические средства обучения (лонжи, блоки, пояса, зеркала, различные тренажеры и т. д.). В некоторых видах спорта (спортивная гимнастика, акроба­тика, прыжки в воду с трамплина и др.) используют метод фикси­рованного положения, когда останавливают движение и фиксируют его в определенной позе. Этот метод наиболее доступен для на­чального периода обучения, он позволяет быстрее и эффектив­нее разучить кинематику движений, уточнить положение звеньев тела, контроль за динамикой и общим ритмом движения (дви­жений).



Важным при обучении и на тренировках является учет такого фактора как адаптация. Адаптация к физическим нагрузкам (уп­ражнениям) во всех случаях представляет собой реакцию целого организма, однако специфические изменения в тех или иных функ­циональных системах могут быть выражены в различной степени.

Позвоночник без боли Игорь Анатольевич Борщенко

Биомеханические упражнения

Биомеханические упражнения

Упражнения «Пятка» и «Пятка с давлением» основаны на законах биомеханики – простое отрывание пятки от пола вызовет непроизвольное распрямление позвоночника.

Упражнение «Пятка»

Упражнение это очень простое. Нужно всего-навсего оторвать пятку (пятки) от пола. Казалось бы, ничего сложного в выполнении этого упражнения нет, однако биомеханика этого движения очень интересна! Когда мы сидим, то непроизвольно горбимся, поясница наша сгибается колесом, голова тоже смотрит вниз. Но как только вы оторвете пятку от пола, ваше тело, повинуясь законам биомеханики, распрямится. При изменении позы и поднятии пятки тело распрямляется с целью удержания равновесия. А теперь о том, как правильно выполнить это простое движение.

Напрягите брюшной пресс. А затем одну за другой ритмично отрывайте пятки от пола, после чего опускайте их снова на пол. Делайте это в течение 1 минуты.

Упражнение «Пятка с давлением»

Предлагаем вам усложненный вариант упражнения «Пятка».

Исходное положение – сидя на стуле.

Положите руки на колени. Поочередно отрывайте пятки от пола, при этом как бы сопротивляйтесь этому движению, надавливая в момент поднятия пятки на одноименное колено. Поднимайте и опускайте пятки с сопротивлением в течение 1 минуты. Во время выполнения упражнения держите брюшной пресс напряженным.

Это упражнение очень полезно для икроножных мышц.

Отрывайте пятку от пола!

Во время сидячей работы или путешествия вы можете периодически отрывать пятку одной или обеих ступней от пола. Это вызывает рефлекторное перераспределение мышечного тонуса и выпрямление поясницы. Если вы будете удерживать приподнятую пятку все время (носок на полу), это позволит удерживать правильную осанку в течение всего времени, пока вы сидите. Если устала одна голень удерживать пятку на весу, поменяйте ноги!

Усложненный вариант упражнения

Из книги Как преодолеть вредные привычки автора Дипак Чопра

УПРАЖНЕНИЯ Истинная цель упражнений состоит в том, чтобы наделить наши тело, разум и дух бодростью и силой. У многих людей упражнения принимают форму соревнования или экстремальной физической деятельности. Однако понятно, что в случае, когда какого-либо рода пагубное

Из книги Система здоровья Норбекова и Сам Чон До. Полный курс автора Юрий Хван

УПРАЖНЕНИЯ САМ ЧОН ДО РазминкаВ разминке мы выполняем все пластические упражнения по развитию всей суставной системы организма, начиная от шейных позвонков, потихоньку идя вниз до суставов пальцев ноги.Развитие мышц мы оставляем на занятия по отработке основной

Из книги Запоры. Что делать? автора Александр Геннадьевич Елисеев

Упражнения Поза полулотоса Последовательность выполнения:сядьте на пол, положив левую ногу на правое бедро и по возможности вывернув пятку;покачайте вверх-вниз правое колено, стараясь прижать его плотнее к полу;то же проделайте другой ногой. Одно колено всегда касается

Из книги Оздоровительно-боевая система «Белый Медведь» автора Владислав Эдуардович Мешалкин

«Короткие» биомеханические навыки «Короткие» навыки основаны на принципах, специфичных для человеческого существа, его опорно-силового и опорно-двигательного аппаратов. Применение на практике «коротких» навыков обеспечивает эффективность боевых действий при

Из книги Секреты атлетизма автора Юрий Шапошников

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВУГЛАВЫХ МЫШЦ ПЛЕЧА УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА Первое время часть упражнений лучше включать в утреннюю зарядку, а затем уже можно отводить для всего комплекса целиком специальное время. Каждое упражнение повторяйте 15-20

Из книги Кинезитерапия суставов и позвоночника автора Леонид Витальевич Рудницкий

Упражнения Ниже приведен комплекс упражнений лечебной гимнастики, которые можно выполнять в домашних

Из книги Стретчинг для здоровья и долголетия автора Ванесса Томпсон

Упражнения для шеи УПРАЖНЕНИЕ 1 Примите исходное положение: стоя, руки на поясе, корпус держим прямо. С закрытым ртом наклоняем голову вперед до касания подбородком груди и выдыхая, напрягаем мышцы задней поверхности шеи. Расслабляемся и делаем вдох. Повторяем упражнение

Из книги Упражнения для позвоночника: для тех, кто в пути автора Валентин Иванович Дикуль

Упражнения для шеи Очень многие обращаются к врачам, когда уже появилась боль. И это очень грубая ошибка. У нас у всех сейчас ослаблен иммунитет, мы ведем малоподвижный образ жизни. Экология нарушена, продукты некачественные, неправильно отдыхаем, неправильно сидим, спим.

Из книги Око настоящего возрождения автора Петр Левин

ВТОРАЯ ЧАСТЬ УПРАЖНЕНИЯ 6 Последовательность выполнения шестого упражнения Основная часть упражнения 61. Встаньте на колени на коврик, затем опуститесь на пятки.2. Выпрямите правую ногу и вытяните ее насколько возможно вправо. Согнутая левая нога при этом оказывается в

Из книги Диабет. Предупреждение, диагностика и лечение традиционными и нетрадиционными методами автора Виолетта Романовна Хамидова

Упражнения для рук Красивые руки – гордость любой женщины. А что делать, если они слишком полные? Во-первых, поможет массаж и обливание холодной водой.Кроме того, чтобы руки похудели, делайте следующие упражнения.Упражнение 1Встаньте прямо, вытяните вперед правую руку и

Из книги Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой автора Михаил Николаевич Щетинин

Упражнения для ног Упражнение «Носочки» Исходное положение: сидя на стуле, ноги вытянуты, ступни вместе. На счет «раз» тянем носочки от себя (как в балете) и одновременно делаем короткий, резкий, шумный вдох. Затем, без перерыва, на счет «два» тянем носочки на себя

Из книги Питание как основа здоровья. Самый простой и естественный способ за 6 недель восстановить силы организма и сбросить лишний вес автора Джоэл Фурман

Важны ли физические упражнения и какие упражнения подойдут лучше всего? Да, важно делать физические упражнения, но даже если ваши возможности ограничены, не стоит отчаиваться. Агрессивный план питания, предложенный мною на страницах этой книги, позволит вам похудеть.

Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов

Упражнения в ЛФК Основным средством ЛФК являются физические упражнения - мышечные движения, мощный биологический стимулятор жизненных функций человека. ЛФК использует весь арсенал средств, накопленный физкультурой.С лечебной целью применяют специально подобранные и

Из книги Здоровье позвоночника автора Виктория Карпухина

Упражнения для рук Руки являются частой мишенью подагры. Упражнения для рук доступны всем: кистевой эспандер, отжимание от пола (если у вас получится отжимание на кулачках – это прекрасное упражнение, мне оно не под силу), лепка из пластилина, скатывание снежков зимой,

Из книги Позвоночник без боли автора Игорь Анатольевич Борщенко

Биомеханические упражнения Упражнения «Пятка» и «Пятка с давлением» основаны на законах биомеханики – простое отрывание пятки от пола вызовет непроизвольное распрямление позвоночника.Упражнение «Пятка»Исходное положение – сидя на стуле. Упражнение это очень

Из книги Худеем без соли. Сбалансированная бессолевая диета автора Хизер К. Джонс

Упражнения 1. ПРИСЕДАНИЕ(развивает четырехглавую мышцу, мышцы задней и внутренней поверхности бедра и ягодиц)ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕВзяв гантели, поставьте ноги на ширину плеч. Согните руки в локтях и поднимите гантели, чтобы они оказались на плечах.A. Держа спину прямо,



 

Возможно, будет полезно почитать: