Обучение раннему плаванию. Раннее плавание новорожденных: техника плавания. Видео — техника плавания

Большинство современных родителей увлекаются ранними развивающими методиками, в том числе и обучением новорожденных детей плаванью. Что же это – новомодное увлечение или необходимое условие гармоничного развития малыша? Необходимо ли учить грудничков плавать, когда начинать и как это делать, чтобы не нанести вред детскому здоровью? В нашей статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Чем плавание полезно для грудничков?

С самого рождения дети уже способны плавать: могут задержать дыхание под водой и с удовольствием плескаются в ванной. Объясняется это врожденными рефлексами – до появления на свет малыш в мамином животе пребывал в жидкой среде. Приблизительно к трем-четырем месяцам эта врожденная реакция угасает, и учить кроху держаться на плаву придется намного позже.

Однако суть подобных занятий с новорожденным состоит не в том, чтобы сделать из него будущего олимпийского чемпиона. Все чаще педиатры высказываются о том, что грудничковое плаванье приносит неоценимую пользу .

  1. Регулярные водные процедуры учат детей спокойно относиться к перепадам температуры. Благодаря закаливанию укрепляется иммунитет, что снижает вероятность простудных заболеваний, способствует динамичному физическому развитию и помогает предотвратить разнообразные проблемы со здоровьем.
  2. Результатом систематических занятий становится формирование правильной, красивой осанки, крепкого мышечного корсета для детского позвоночника.
  3. Водные упражнения намного эффективнее для совершенствования двигательной системы, чем массаж и поглаживание. Они укрепляют или, наоборот, расслабляют мышцы спины, рук, ног и шеи. Кстати, юные пловцы раньше начинают ползать, вставать на ноги и ходить ().
  4. Во время купания, когда у ребенка немного затруднено дыхание и организму не хватает кислорода, детский организм дополнительно выделяет красные кровяные тельца (эритроциты), что способствует росту уровня гемоглобина.
  5. Плавание и ныряние положительно воздействует на легкие и сердечно-сосудистую систему, помогает стимулировать кровоснабжение органов и нормализовать артериальное давление.
  6. Когда ребенок ныряет, затекающая вода прочищает гайморовы пазухи. А это профилактика насморка у новорожденного. Также промывается детский носик, удаляются все бактерии, пылевые частицы и возможные аллергены.
  7. В воде ребенок успокаивается, избавляется от страхов. Также водные процедуры укрепляют связь между мамой и младенцем, уделяя время малышу при занятиях плаванием, вы сможете лучше понять язык его тела и жестов, что позволит вам быстрее найти взаимопонимание со своим крохой.
  8. Ребенок, наученный с рождения плавать, не будет бояться открытых водоемов.

Еще один несомненный плюс – многие детки, поплавав и поныряв, быстро засыпают и не тревожат молодую мамочку почти всю ночь. Что, согласитесь, немаловажно!

Правила плаванья с грудничком


Научить новорожденного плавать не составит для родителей особого труда, если придерживаться основных рекомендаций.

Оптимальный возраст

Начинать обучение следует с трех-четырех недель. Во-первых, к этому моменту заживает пупочная ранка. Во-вторых, ребенок прибавляет в весе, понемногу адаптируется к новой действительности. Наконец, младенческие рефлексы (плавательный и дыхательный) еще не затухли.

Подготовка ванны

Все процедуры следует проводить в привычной для крохи обстановке. Перед погружением помойте ванну обычным хозяйственным мылом, а раз в неделю промывайте ее содой, не забывая тщательно споласкивать. Будьте осторожны с раствором марганцовки и травяными отварами – ребенок может наглотаться жидкости. После получения основных плавательных навыков вы можете перейти к более профессиональным урокам – в бассейне.

Температура воды

Первые тренировки выполняйте при средней температуре в 35 °C. Понемногу ее можно снижать, но помните – маленьким деткам до трех месяцев нельзя купаться в воде, чья температура ниже 32 °C. Чтобы создать идеальные условия, следите за детским поведением:

  • если малыш плачет при погружении в течение нескольких минут, вода для него слишком холодная;
  • если он сначала хныкает, а потом замолкает и активно барахтается руками и ногами, вы подобрали оптимальную температуру;
  • если он излишне расслабленный и пассивный, ванна слишком теплая.

Во время купания вода постепенно остывает, но не торопитесь доводить ее до первоначальной температуры. В этом и заключается смысл процедуры – происходит малышей.

Как проводить занятия по грудничковому плаванию?

Водные процедуры нужно выполнять приблизительно через час после приема пищи: младенец еще не проголодался, а молоко уже усвоено. Еще один важный момент – занимайтесь только с выспавшимися детьми во избежание слез и капризов.

Склоняться над ванной, удерживая малыша в воде, достаточно тяжело – достается и спине, и плечам. Попробуйте делать это, сидя на стуле. Пол в ванной комнате обязательно застелите резиновым ковриком, чтобы было не так скользко. Возьмите с собой чистую пеленку – ею вы сможете вытереть новорожденного после заплыва. В нее также можно укутать грудничка, перед тем, как занести его в детскую. Впрочем, если в квартире нет сквозняков, врачи рекомендуют немного промокнуть кожу крохи, не вытирая досуха, и отнести его в кроватку голышом. Это еще один действенный способ закаливания.

Итак, все готово к купанию – ванна наполнена чуть теплой водичкой, а ваше чадо в прекрасном настроении. Сначала дотроньтесь его рукой до водной поверхности, потом погрузите в нее ступни ребенка. Опускайте кроху вертикально, не прекращая разговаривать уверенным, спокойным голосом.

В грудничковом плавании применяют два вида поддержек: под подбородок и под затылок. В первом случае младенец лежит на воде животом вниз, а вы придерживаете его головку так, чтобы детский подбородок находился на вашей ладони. При втором варианте ребенок лежит на спине, а вы подхватываете его голову за затылок. Попробуйте обе позиции и выберите ту, которая нравится вашему чаду больше всего.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


Основные упражнения в ванне

(в конце статьи много видео инструкций о том какие упражнения можно делать с новорожденным в ванне)

Если вы думаете, что водные процедуры в домашних условиях – неинтересное мероприятие, то вы ошибаетесь. Безусловно, у грудничка не будет возможности выполнять сложные кульбиты под руководством инструктора, но несколько несложных манипуляций вы сможете провести самостоятельно.


Совет: Для собственного успокоения приобретите надувной «спасательный» круг или шапочку с пенопластом. Смотрятся они достаточно симпатично и помогают младенцу находиться на поверхности воды даже без маминой поддержки.


  • Толчки и повороты

Приближайте ножки малыша к стенкам ванны. Почувствовав опору, он станет отталкиваться от бортиков и попытается плыть. На данном этапе ваша помощь минимальна – нужно всего лишь поддерживать кроху, который станет переворачиваться со спинки на животик.

  • Плескание

Ребенок лежит на животе, полностью погрузившись в водичку, а вы придерживаете его голову за подбородок. Покажите ему, как необычно выглядят разбегающиеся по воде круги, если немного поплескаться.

  • «Плывем за корабликом»

Исходное положение, как в предыдущем занятии. Поместите перед крохой игрушку для купания и попробуйте ее достать, говоря при этом: «Погляди, наша лодочка уплывает. Давай ее догоним». Необходимо постепенно наращивать скорость и длину «дистанции».

  • «Восьмерка»

Когда малыш научится двигаться по прямой линии, попробуйте перейти к следующему уроку. Его можно выполнять и на спинке, и на животике. «Рисуйте» ребенком цифру 8, индивидуально подбирая скорость выполнения задания.

  • «Качели»

Переверните младенца на живот, придерживая головку за затылок и подбородок, чтобы она оставалась над водой. Имитируйте плаванье вперед-назад и верх-низ (погружая и поднимая), совершая плавные движения.

Внимание, ныряем!

Пожалуй, самый непростой элемент грудничкового плавания – ныряние. И сложен он не для детей, а для родителей из-за боязни, что их ненаглядное чадо захлебнется. Однако ребенок с рождения умеет задерживать дыхание, ему об этом нужно лишь напомнить.


Прежде чем окунать малыша с головой, следует подготовиться. Произносите ключевое слово «Ныряем!» и дуйте грудничку в лицо. Он сразу же закроет глаза и задержит дыхание. Повторяем упражнение 10 дней.

Затем задание чуть усложняется: после оговоренной фразы необходимо подуть и побрызгать на лицо водой. Усвоили этот этап? Переходите, собственно, к полному погружению. Старайтесь делать первые нырки, когда ваш маленький пловец находится в добром расположении духа и успел немного искупаться. Произносите знакомую команду и опустите его не очень глубоко на пару секунд. Позже время погружения можно увеличить до пяти-шести секунд.

Противопоказания к занятиям

Перед началом систематических водных процедур проконсультируйтесь с лечащим педиатром. Он объяснит, подходит ли это занятие для вашего отпрыска, и выявит возможные ограничения. Плаванье противопоказано при следующих отклонениях в здоровье:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
  • врожденные сердечные болезни;
  • гнойные дерматиты;
  • простудные и вирусные заболевания (после курса лечения можно плавать);
  • расстройства неврологического типа, которые сопровождаются судорогами.

Помните, что нельзя настаивать и заставлять детей купаться, плавать и особенно нырять. Подобные усилия не добавят крохе здоровья, а, напротив, приведут к психологическим проблемам.

Итак, грудничковое плавание – чрезвычайно увлекательное и крайне полезное мероприятие. Ребенок погружается в знакомую для него среду, развивает мышечную систему, укрепляет иммунитет и узнает окружающий мир. Малыши, которые начали плавать с первых дней жизни, лучше адаптируются к условиям детского сада и школы. Разве это не веская причина заняться плаванием со своим чадом?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Многие родители задумывают обучение своего ребенка плаванию еще с рождения. Мы знаем, что пока не пройден возрастной порог в 3 месяца, есть возможность легко закрепить навыки подводного плавания у малыша.

Как этого достичь, как сделать все правильно и не отбить любовь к водным процедурам у ребенка, мы уточнили у Татьяны Хорошевой, инструктора раннего плавания в центре «КАКРЫБА». Татьяна поделилась с нами своим опытом в области обучения малышей плаванию.

Грудничковое плавание с рождения и до 3-х месяцев жизни.

Заниматься с ребёнком нужно ежедневно, превращая плавание в веселую игру для вас и ребёнка. Не торопитесь, постепенно наращивая нагрузку. Цель занятия - удовольствие от водных процедур и здоровье малыша. Длительность занятия от 15 минут вначале и до 30 минут спустя несколько занятий. После того, как ребёнок поспал и покушал, через полчаса можем начинать занятие. Для этого набираем полную ванну обычной чистой воды, температурой 36 градусов. После первого месяца жизни температуру воды снижаем по 1 градусу в неделю до 32-31 градуса. После плавания - обработка пупочной раны обычным способом.

Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. В процессе плавания обязательно общаемся с ребёнком, так малыш будет чувствовать себя намного спокойней.

1. Вертикальная поддержка под грудь и попку. Постепенно опускаем ребёнка в воду ножками, делая покачивающие движения вперёд-назад, круги по часовой и против часовой стрелки, зигзаги из стороны в сторону, двигаясь вперёд и назад. Ребёнок адаптировался к воде и можно перевести его в горизонтальную поддержку.
2. Держим ребёнка под грудь одной рукой, делаем движения вперёд-назад, а затем большие неспешные проплывы восьмеркой по ванне. Следим за тем, чтобы лицо ребёнка не погружалось в воду.
3. В этой же поддержке толкаемся ножками под команду "толкайся" от бортиков ванны.
4. Держим ребёнка под грудь одной рукой, а второй берём ручку малыша и гребём ей (вертолёт). Переложив ребёнка на другую вашу руку, гребём второй рукой.
5. Взяв ребёнка 2-мя руками в области груди и спины, стоя, касаясь ножками дна ванны, прыгаем вперёд и развернувшись назад.
6. Переворачиваемся на спину. Голова ребёнка лежит на вашей ладони, мизинец находится под сводом черепа. Дальше руку, под шею и спину опускать не нужно. Это не удобно ни вам ни ребёнку. Пробуем удержатьребёнка в таком положении, придерживая второй рукой подбородок малыша. После того, как почувствовали, что ребёнок лежит уверенно на вашей руке, начинаем плавать вперёд-назад, а затем восьмеркой по ванне, аккуратно поворачивая руку и закрывая родничок на разворотах.
7. Также толкаемся от бортиков ванны на спине.
8. Переворот на животик происходит всегда от вас, т.к. там больше места, а не к вам,
т.к. рядом находится бортик и не всегда есть возможность сделать разворот. Держим ребёнка под голову и подбородок, переворачиваем и плывём на животе (как головастик) восьмеркой по ванне. В этой поддержке ребёнок активно работаем руками и ногами с первых занятий. Также при поддержке за голову на спине и животе, хорошо тренируется мышцы шеи, что помогаем малышу уверенней держать голову. Чтобы перевести ребёнка в вертикальное положение, нужно перевернуть малыша от себя на спину, и подставить вашу ладонь под грудь. Теперь можно принять ту поддержку, которая больше всего понравилась малышу и отдохнуть в ней.

Подготовка к нырку. Добавлять поливание можно после того, как вы и ребёнок почувствовали себя комфортно на занятии в ванне. Кто-то начинает поливаться с первого занятия, кому-то нужно несколько дней и даже недель. Все индивидуально, главное чтобы было комфортно и вам и ребёнку. Поливание делаются между упражнениями. Как только ребёнок освоился в воде после начала занятия, примерно от 3-5 минут, набираем ковшик с водой (примерно 1 л), громко говорим команду "ныряем", уверенно дуем ребёнку в лицо, как только вы увидели что малыш зажмурился или задержал дыхания, сразу выливаем на него всю воду из ковша. После полива хвалим малыша. Если ребёнок разволновался или расплакался, не вылезая из ванной, успокаиваем малыша покачивающими движениями на животе и вертикальными прыжками. Иначе, при вытаскивании ребёнка из воды во время плача закрепляется рефлекс и в дальнейшем, ребёнок неосознанно будет постоянно пользоваться этой возможностью. Примерно после каждодневных 2-х недельных поливаний по 10-15 раз за занятие у ребёнка помимо врождённого рефлекса задержки дыхания, который угасает к 3 месяцам, выработается ещё и рефлекс на вашу команду. И как только вы увидите, что ребёнок задерживает дыхание по вашей команде, можно переходить к ныркам.

Нырки . Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду, погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность. Нырки можно делать из поддержек: номер 2, придерживая голову и номер 8. А также держа 2-мя руками под грудь, раскачиваем малыша из стороны в сторону, делаем боковые проныривания. После нырка обязательно хвалим ребёнка. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. Остальное время между упражнениями заменять поливаниями. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие нырки, можно переходить к более длинным и частым. Возле одного края ванны вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Количество ныряний вы можете регулировать по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед вами в обучении ребенка плаванию в ванной - это доверие к воде и умение нырять. К этому времени малышу исполнится 2-3 месяца, и вы можете переходить в большой бассейн.

Занятие для детей до 9 месяцев.

Занятия в бассейне отличаются от занятий в ванной, но основные правила остаются те же: ребенок должен быть здоровым, сытым, выспавшимся и в хорошем настроении. Самая важная цель наших занятий - получить удовольствие от водных процедур, адаптироваться к большой воде, а потом уже научиться держаться на воде и оздоровиться.

Аккуратно заходим в воду, в это время разговариваем с ребёнком, обращаем его внимание на игрушки, подсветку в бассейне и других детишек. Брызгаемся руками и ногами малыша, прыгаем и качаемся из стороны в сторону, играем в игрушки.
Проплываем бассейн по периметру, чтобы малыш мог оглядеться и заметить интересные для него игрушки. Мама идёт спиной, держа ребёнка перед собой. Переворот на спинку, держим под подмышки, двигаемся также. Кладём ребёнка на спинку, подкладываем ладонь ему под голову и плывём зигзагом.

Второй рукой придерживаем подбородок, переворачиваем на животик и плывём зигзагом (это способствует работе ног малыша). Переворот на животик, гребём одной рукой (вертолёт), затем другой рукой. Плывём, работая поочередно 2-мя руками (вертолёт), при этом ребёнок находится сбоку от вас. Нужно задать такой темп, что бы ноги ребёнка находились сзади, а не спереди. Останавливаемся, обнимаем ребёнка, отдыхаем. Берём нудл и кладём ребёнка поперёк, под грудь на него, придерживая малыша. Мама идёт спиной, ребёнок плывёт к ней лицом. Переворот на спинку на нудле, придерживаем под подмышки. Садимся на нудл поперёк, как на лошадку, мама прижимает нудл в области живота и поясницы с другой стороны. Прыгаем на нем.

Берём дощечку, малыш лежит к маме лицом. Мама держит ребёнка за ручки, движется спиной. Переворот на спинку на дощечки, мама держит малыша за ручки, движется спиной. Собираем плавающие игрушки по одной в корзину. Хвалим малыша после выполненных заданий. В этом возрасте малыши проплывают примерно 1-2,5 метра под водой. Могут держаться самостоятельно на кольцах и нудле, но не всплывают.


Занятия для детей с 9 месяцев до 2 лет

отличаются большей интенсивностью, самостоятельными проплывали на нудле и дощечки, т.к к этому возрасту детишки способны самостоятельно держать равновесие. Также на этих занятиях уже возможно использовать дополнительный инвентарь: ласты и очки. В этом возраста ребёнок свободно проплывет 2-5 метров под водой, пытается всплывать. Прыгает с бортика сидя и стоя.

Занятия для детей с 2-х лет до 3,5 лет

отличаются активным участием родителей непосредственно в выполнении упражнений, т.к. они
являются для детей авторитетом, и если мама или папа ныряют первыми, то ребенок сидящий на бортике, с удовольствием нырнёт за ними. Например: ныряет родитель, затем ребёнок, плывёт на дощечке родитель и ребенок. Совместные нырки в обнимку. К этому возрасту при регулярных занятиях с рождения ребёнок свободно передвигается в 15-метровом бассейне как в ластах так и без них. Под водой и над водой. Ныряет на 1-1,5 метра вниз. Нырки для детей с рождения до 3,5 лет выполняются идентично под команду "ныряем", дуем, нырок. Со временем перестаём дуть и только словами предупреждаем о скором нырке. Если упражнение выполняетсяв динамике, а ребёнок занимается регулярно, то команду не говорим и не дуем. Ребёнок хорошо подготовлен и готов в любую минуту задержать дыхание. Нырять на занятии можно столько раз, сколько комфортно вашему ребёнку.

Занятия для детей с 3,5 лет до 7 лет.

С этого возраста дети готовы заниматься без родителей и алгоритм привыкания совсем другой, наедине с инструктором и другими детьми в группе. Плавание в специальном поясе для обучения поддержания равновесия в воде и отработки плавательных движений: кроль (вертолёт), брасс (рисуем солнышко руками, как лягушата толкаемся ногами), плавание на спине. Плавание без пояса и с помощью дощечки на животе и спине, колобашки, ласт и другого инвентарях. Пускание пузырей, что способствует обучению погружения под воду. Доставание колечек со дна с помощью инструктора или мамы и без. Нырки с бортика сидя и стоя (руки - стрелочкой вверх, стопы у бортика, наклон вперёд, нырок, проплыв). Дети в этом возрасте выполняют все виды плавания и ныряния, но с чуть меньшей координацией, чем в 7 лет в спортивных школах.

После 7 лет дети уже готовы к новому опыту, такому как первые ознакомительные погружения с аквалангом или занятиям фридайвингом. Это серьезный шаг, как для ребенка, так и для его родителей. Поэтому необходимо взвесить все за и против, учесть также желание самого ребенка. В любом случае всегда есть возможность попробовать.

Для этого нет необходимости далеко выезжать из города. Достаточно найти дайв-центр или инструктора и попробовать сделать первые шаги в бассейне.

Возможно, у вас есть знакомые "плавающие младенцы", и пример - их и их родителей - кажется вам достойным для подражания.

Возможно, начать занятия ранним плаванием с вашим малышом посоветовал врач.

А может быть, вы сами так любите воду, что не мыслите без нее детства своего малыша?

Тогда не теряйте времени. Наибольший эффект достигается при начале обучения раннему плаванию в первый-второй месяцы жизни - с возрастом врожденный рефлекс задержки дыхания, на котором основано младенческое плавание, начинает угасать. Хорошо, если в начале каждого этапа освоить упражнения вам поможет опытный инструктор по раннему плаванию.

Чем же полезно раннее плавание для малышей с точки зрения здоровья ребенка?

Во-первых, есть реальная возможность улучшить обменные процессы в организме новорожденного, лучше адаптировать его к окружающей среде.

Во-вторых, плавание для детей до 1 года помогает нормализовать внутричерепное давление, восстановить мозговое кровообращение, избавляет младенца от судорожных состояний.

В-третьих, при правильном проведении занятий в воде при дыхании "включаются" все отделы легких, что очень важно для детей, пребывавших в состоянии угнетения дыхания - при кесаревом сечении, обвитии пуповины вокруг шеи, аспирации (захлебывании) околоплодными водами во время родов.

В-четвертых, во время занятий плаванием, выравнивая внутригрудное давление, вы обеспечиваете оптимальное состояние сердечно-сосудистой системы малыша. Значительно снижается потребность в медикаментозном лечении (если эта потребность была, разумеется).

В-пятых, воздействие водного массажа благотворно сказывается на моторике кишечника, являясь профилактикой запоров и кишечной колики.

Водное пространство - мощная природная сила, правильно пользуясь которой, можно достигнуть оптимального развития и здоровья. Человек так устроен, что некоторые жизненно важные органы завершают свое развитие к 5 годам: мозг, железы внутренней секреции, печень. Занятия, движения в воде способствуют их гармоничному дозреванию. Особенно привлекательно раннее использование водных упражнений для физиологически незрелых и недоношенных детей.

Не ищите пока бассейнов. Первый, самый лучший бассейн есть у вас дома - ваша большая ванна. Если домашняя ванна внушает гигиенические опасения, возьмите прозрачную полиэтиленовую вымытую пленку, пометьте ту сторону, которая всегда будет "к ребенку", и проложите, закрепив скотчем, в вашу ванну. Индивидуальный детский бассейн готов.

Раннее обучение детей плаванию: что приготовить

В ванной комнате и непосредственно около ванной вам ничего не должно мешать (шампуни, стиральные порошки, грязное белье). Вымойте ванну детским или хозяйственным мылом, можно содой. На дно положите специальный резиновый коврик на присосках или стандартные резиновые рифленые коврики, тщательно вымытые щеткой с мылом, кипятком. Залейте воду до верхнего стока. Температура помещения - обычная. Температура воды должна быть комфортной и зависит от возраста и состояния ребенка: для новорожденного и недоношенного - 37°С, для остальных - 36°-36,5°С. В воду добавьте отвар череды (2 большие прессованные таблетки на большую ванну) или растворите в ней 300-400 г морской соли. Плавать с ребенком можно только спустя час после еды или за час до еды при его общем здоровье.

Первое занятие

Раздев ребенка на пеленальном столике в детской, подготовьте кожу и мышцы малыша к плаванию. В течение 1-2 минут проделайте поглаживающие движения всего тела: от пальчиков рук и ног - к туловищу, от позвоночника - к плечикам, круговые движения животика по часовой стрелке.

Накройте младенца банным полотенцем и отнесите в ванную. Полотенце положите на нагреватель, малыша строго вертикально опустите в воду. Во время занятий группируйтесь с ребенком. Переведите его в положение "ухват" (см. фото 1): правая рука поддерживает малыша (четыре пальца на груди, фаланга большого пальца повторяет рельеф нижней челюсти ребенка, препятствует захлебу), а левая проделывает массажные движения в воде - разминает ягодицы, гладит спинку, разминает мышцы ножек и ручек. Вообще эта позиция отдыха и расслабления. В такое положение младенца можно переводить после каждого упражнения. Само нахождение в воде является лечебным. Даже если вы не все задуманное успели проделать в ванне, то обеспечили своему малышу состояние расслабления и комфорта. Допустимый в этом возрасте гипертонус благодаря вашим занятиям уменьшается и постепенно "уходит".

После вступительных массажных движений начинается "ходьба" по дну ванной (см. фото 2). Для этого переведите ребенка в вертикальное положение, командуя "Иди!", и следуйте за шаговыми движениями младенца. Если шагового движения нет, слегка "потанцуйте" с малышом на месте, раздражая рифленой поверхностью коврика его стопы. Любое движение окрашивайте эмоционально, у "пловца" должен быть стимул - например, яркая игрушка в руках папы, до которой надо "доплыть". "Ходите" 1-2 длины ванны, если ему нравится. Повторяемость и длительность каждого упражнения зависит от настроения ребенка и вашей уверенности.

Фото 1 Фото 2 Фото 3

После "ходьбы" переходите к "двойной ручной поддержке" с переводом ребенка в горизонтальное положение (см. фото 3). И в этом положении медленно проделывайте проводки "восьмерками" (см. рисунок). Возьмите за правило на середине ванны поворачивать ребенка движением к себе. Во время проводки большой палец правой руки должен быть отогнут и не закрывать обзор ребенку, слегка покачивайте правой кистью, стимулируя гребковые движения у малыша. Для первого раза достаточно 1-3 проводки. Не торопитесь и не бойтесь. Если малыш беспокоен и плачет, переведите его в положение "ухвата", левой рукой поглаживайте и успокоительно похлопывайте по спинке. Улыбайтесь младенцу, тихо разговаривайте с ним, хвалите. В это время вы и малыш успокаиваетесь.

Ныряй!

Самым ценным элементом первых занятий (от рождения до одного месяца) является "полив". Техника проведения: в положении "ухвата" левая рука зачерпывает воду (см. фото 4) и одновременно с командой "Ныряй!" поливает на лоб ребенка (см. фото 5). После полива проделайте проводку "восьмеркой" медленно, одобрительно разговаривая с малышом. Если ребенок абсолютно здоров, то занятие заканчивается "холодным пятном": откройте холодную воду и во время "восьмерки" проведите ребенка в месте "холодного пятна".

Фото 4 Фото 5

Вынув малыша из воды, заверните его в полотенце, отнесите в детскую комнату. Обычные гигиенические процедуры - туалет ушек, носика, складочек тела, особенно в паху, лучше производить здесь. Во время переодевания включите спокойную музыку. Говорите с малышом спокойным, ласковым голосом, еще раз похвалите его за упражнения в вашем домашнем "бассейне" грудничка. Он у вас молодец!

Возможно, то занятие, которое описано выше, полностью получится у вас через 2-3 недели. Это не страшно, торопиться не нужно. На следующем этапе вы научите малыша нырянию и новым упражнениям в воде.

Этап второй

На первом этапе (предполагаемый возраст ребенка - 1 месяц, длительность этапа - около месяца) маленький пловец постепенно привык к занятиям, он чувствует себя в воде (и в ваших руках) свободно и уверенно. Скорее всего, малыш уже освоил "ходьбу" по дну ванной и проводки "восьмерками", а вы овладели "двойной ручной поддержкой" и самым ценным элементом первых занятий - "поливом". Переходим к следующему "плавательному" этапу - нырянию.

Занятия плаванием в домашней ванне могут быть ежедневными, тогда их можно совмещать с гигиеническими водными процедурами. Возможно, вам удобнее чередовать плавание и мытье ребенка. Или же для обучения малыша плавательным упражнениям вы отведете специальное время днем. В любом случае домашним плаванием нужно заниматься не реже 2-3 раз в неделю, чтобы малыш не успевал забыть предыдущий водный "урок".

Как "нырнуть" ребенка

Первые (не только для вашего малыша, но и для вас) ныряния нужно выполнять энергично и аккуратно одновременно. При команде "Ныряй!" замените полив водой на лобик погружением ребенка в воду. Итак: левой рукой наклоняем голову ребенка, а правой погружаем малыша под воду примерно на секунду, сразу после команды "Ныряй!". Ведущая правая рука контролирует правильное погружение и выведение из воды. Если все сделано правильно, малыш в большинстве случаев спокоен, и можно сразу же "плыть" "восьмерку" дальше, не забывая при этом хвалить юного пловца. Если малыш при нырянии поперхнулся или закашлялся, ничего страшного. Действуйте быстро и весело (ваше беспокойство - первое, что чувствует самый маленький ребенок!): в положении ухвата свободной левой рукой проделываете мягкие похлопывающие движения рукой по спинке, с последующим проведением приема "эмбриона в воде" (см. фото 6). Этим упражнением хорошо пользоваться несколько раз в течение всего занятия, так как оно хорошо расслабляет малыша. За занятие проделываете от 3-4 ныряний с интервалом в одну минуту.

Фото 6

После ныряний - повторный массаж в воде с акцентом на мышцы спины, ягодицы. Повторите "потанцовывание", помогите младенцу обрести радостное настроение. Вспомните, что первый массаж - вступительный, проделываем тотчас после правильного погружения ребенка в воду вертикально в самом начале занятия. Вступительный массаж включает поглаживающие и разминающие движения вначале ручек по типу "надеть перчатку" - от кончика каждого пальца до ладошки проводите "одевающие" движения. Далее - веселые упражнения, названия которых говорит само за себя: "похлопать по водичке", "раскрыть кисть". Затем - массаж животика по часовой стрелке, разминающий массаж ножек, от стоп к голени по типу "надеть чулочки", от первого пальчика к пяточке, разминания в области Ахиллова сухожилия, ласковый нажим на область пяточки с последующим потряхиванием поочередно правой и левой ножки (поддерживаете ножку ребенка рукой за голеностопный сустав). Массажные движения ножек делайте правой рукой, левой же - поддерживайте малыша за плечики, шею и частично затылочек. В таком положении ноги находятся в "свободном плавании".

После этого переходите к поглаживающим и разминающим движениям спины, а также к глубокому массажу ягодиц. После этого - ходьба по дну ванны, которая устлана рифленой поверхностью резинового коврика. Завершается каждое занятие в домашней ванне "холодным пятном": откройте холодную воду и во время "восьмерки" проведите ребенка в месте "холодного пятна".

Схема занятия 2, которое вы проводите в течение 1 месяца:

  1. Вступительный массаж.
  2. Ходьба по дну - 2-4 длины ванны.
  3. Проводки "восьмерками" - 2-4 длины ванны.
  4. Упражнения с поливом - 2-4 раза.
  5. Ныряние с правильным интервалом в 1-2 минуты - 2-4 раза.
  6. Повторный массаж.
  7. "Танцевальная" ходьба по дну ванны (потанцовывание).
  8. Гармонизация малыша, создание положительного настроя после плавания.

Обливаемся

При слове "обливание" не вздрогнет только самая смелая мама. Однако многие согласятся с тем, что в современном понятии "здоровый человек" не последнее место занимает составляющая "закаленный человек". Предлагаем начать с малого, но очень важного. А именно с обливания младенца прохладной водой.

Налейте в ковшик 200-500 мл воды комнатной температуры, еще лучше - родниковой или минеральной типа "Ессентуки-4". Произнесите команду "Ныряй!" и вылейте воду на голову (темя) ребенка. Вы держите малыша под мышки вертикально, поливает опытный ассистент - папа или бабушка. Или наоборот: вы поливаете, а ассистент держит закаленного малыша.

Обливание всегда сопровождайте словами восхищения и одобрения. Любой человек, ребенок в том числе, впервые почувствовав холодовой дискомфорт, будет недоволен. Как маленький ребенок может выразить недовольство? Он заплачет или даже закричит. Но, поверьте, очень скоро привыкнет к "холодному пятну" в конце каждого занятия. Больше того, через некоторое время вы постепенно будете снижать температуру воды, а защитные ресурсы детского организма будут постепенно повышаться. Обливание или "холодное пятно" - прекрасная форма закаливания маленького ребенка. А прочувствовать весь истинный смысл этой процедуры вы сможете, если будете обливаться вместе с малышом.

После каждого обливания, особенно в самом начале, гармонизируйте своего малыша: он должен успокоиться в воде и "выйти" из ванны только с положительными эмоциями.

Ныряем без полива

Через месяц после освоения второго занятия, главное упражнение которого - ныряние, переходите к "нырянию без полива". Данное занятие аналогично второму, однако после ныряния с поливом через интервал в одну минуту сгруппируйтесь с ребенком, произнесите команду "Ныряй!" и тотчас погрузите ребенка в воду на одну секунду.

В течение месяца проделывайте ныряния по такой схеме:

  1. Упражнения с поливом.
  2. Ныряние с поливом.
  3. Ныряние без полива (в промежутках между ныряньями - "эмбрион в воде", потанцовывание).

Этап третий

На первых двух этапах вы и ваш малыш (в течение первых трех-четырех месяцев жизни) освоили первые упражнения по обучению плаванию в домашней ванне: познакомились с техникой проведения "проводок восьмерками", "ручной двойной поддержки", "полива" и собственно ныряния (на команду "Ныряй!"); узнали, что такое "ухват", "ходьба", "потанцовывание", "эмбрион в воде". Также мы подробно рассказывали о закаливающих процедурах в конце занятия (так называемое "холодное пятно"), массаже в воде.

Торпеда

Если все предыдущие упражнения освоены, переходите к новой поддержке при нырянии - "торпеда". Мягко, но надежно удерживая малыша с двух сторон за грудную клетку (см. фото 7), группируйтесь с ним, произносите команду "Ныряй!" и погружайте ребенка в воду вперед лбом на 1-2 секунды. Постепенно увеличивайте продолжительность "торпеды" - но только при положительных эмоциях малыша! Через несколько занятий на втором или третьем нырянии при поддержке "торпеда" отпускайте руки на 1 секунду на середине проплыва. Затем мягко подхватывайте малыша, опять же поддержкой "торпеда" (см. фото 8). При выходе из ныряния не забудьте похвалить своего ловкого, смелого ребенка. Если у грудничка хорошая и спокойная реакция, не вытаскивая его из воды, проплывайте дальше за игрушкой. То есть практикуйте непрерывное плавание: нырнули, выплыли, поплыли дальше.

Фото 7 Фото 8

Схема занятия 3:

  1. Массаж в воде.
  2. Гимнастика в воде включает следующие упражнения:
    • одной рукой поддерживаем ребенка в положении "ухвата", другой рукой берем руку ребенка и выполняем движения по всей амплитуде плечевого сустава, имитируя плавание кролем;
    • "маятник" (см. фото 9) - поднимаем малыша за вытянутые руки на разную высоту. Проделываем 4-6 раз.
    • вкладываем свою руку в кисть ребенка и выполняем упражнение "полощем белье" (см. фото 10) - маятникообразные движения корпусом ребенка "вперед-назад".
  3. Ходьба по дну ванны.
  4. Проплыв "восьмерками".
  5. Ныряние "торпеда".
  6. В промежутках между ныряниями - "эмбрион в воде", потанцовывание.
  7. Ходьба по дну ванны.
  8. Заключительный массаж.
  9. "Холодное пятно" или обливание.
  10. Гармонизация малыша (ласковые слова, похвалы, восхищение ребенком).
Фото 9 Фото 10

Ребенок должен успокоиться только в воде, иначе отрицательная память зафиксирует неприятный момент, и в следующий раз малыш начнет плакать, уже только увидев ванну.

Пора в бассейн

Наступает время перехода в бассейн детской поликлиники (или аналогичный) - домашняя ванна становится ребенку мала. Необходимые условия для плавания в бассейне: малыш освоил ныряние "торпедой"; ему не меньше 6 месяцев; удовлетворительные результаты анализов кала на энтеробиоз и яйца глистов. Если вы будете находиться в воде с малышом (существуют разные конструкции детских бассейнов, в одних это возможно, в других - нет), от вас тоже потребуются справки, какие именно - уточнит инструктор бассейна.

Иногда для того, чтобы вас записали в бассейн поликлиники, необходимо направление от педиатра или невропатолога. Не поленитесь - получите его. Малышей с кожными проблемами (атопический дерматит, детская экзема, пищевая аллергия и т.д.) нужно проконсультировать у дерматолога. Ошибочно заранее считать, что состояние кожи ребенка непременно ухудшится от занятий в воде. Все очень индивидуально.

Увы, вода любого бассейна хлорируется (без этого нельзя!), поэтому заведите правило обливать малыша в конце каждого занятия "морской водой" (1 ст. ложка пищевой морской соли на 2 л воды). Смывать такую воду вкуса слезы не нужно. Исключение - дети с очень чувствительной кожей. Их лучше обливать принесенным из дома овсяным отваром, минеральной или родниковой водой (0,5-1 л будет достаточно).

Почему я настоятельно советую посещать детский бассейн?

Во-первых, это дает возможность ребенку научиться плавать по-настоящему, что в условиях домашней ванны невозможно. Формируется очень полезный навык, который пригодится в течение всей жизни. Глубина бассейна позволяет вплотную подойти к подводному плаванию, а это очень полезно для растущего детского организма.

Во-вторых, в бассейне более мощный закаливающий фактор, чем дома, в ванне.

В-третьих, именно здесь малыш приобретает первые навыки группового физического развития, соревнования, подражания, общения в коллективе.

Что же делать в бассейне? Этим мы займемся на следующем этапе.

Этап четвертый

Вашему малышу уже около полугода. На предыдущих этапах вы с ним научились различным поддержкам, гимнастике и массажу в воде; освоили ныряние с поливом, а также ныряние “торпедой“. Надеемся, и закаливание с помощью “холодного пятна“ и обливания идет успешно.

Пора учиться плавать по-настоящему. Для этого необходим бассейн - такой, как в детской поликлинике. Если же середина первого года вашего малыша пришлась как раз на лето - начать можно в надувном бассейне на даче.

Как подготовить дачный надувной бассейн

Надувные бассейны с мягким дном должны быть обеспечены надежным поддоном - на землю постелите солому, дерн, брезент, только на такое покрытие можно устанавливать бассейн.

Бассейн промойте хозяйственным мылом или содой, залейте обычной водой (не кипяченой), добавьте отвар трав (ромашка, череда, мята, зверобой и т.д.). В течение одного дня (не дольше) используйте одну и ту же воду, в перерывах между плаванием надежно закрывая бассейн полиэтиленовой пленкой (приклейте скотчем). Каждый раз перед началом плавания контролируйте температуру воды (не ниже 34 С), а также освежайте бактерицидным травным отваром. В конце купания вместо "холодного пятна" проводите обливание "морской водой" (1 ст. ложка пищевой морской соли на 2 воды) комнатной температуры, приготовленной заранее в кувшине.

С бортика - в воду

Вот новое упражнение, которое добавляется в ваш "арсенал" в бассейне с бортиками. Вы находитесь в воде (конечно, если позволяет состояние здоровья; не забудьте также о предварительных гигиенических процедурах). Придерживая малыша, аккуратно посадите его на бортик бассейна. Держите за ручки, вложив большие пальцы в ладонь ребенка. По команде "Ныряй!" плавно потяните малыша на себя - он соскользнет с бортика и попадет к вам в объятия.

После того как малышу понравится "падать" с бортика, учите его "проплывать" некоторое расстояние в воде. Добиться этого можно, не вынимая ребенка сразу из воды. Держите его за руки и как бы "на буксире" слегка "тащите" по воде. Эту игру повторяйте несколько дней, малышу она наверняка понравится.

Еще через несколько дней к вам на помощь приходит ассистент - папа, старший ребенок, бабушка. Ассистент держит малыша в положении "торпеда" у бортика бассейна. Вы находитесь в середине бассейна и руками маните ребенка к себе. Ассистент, группируясь вместе с малышом, произносит команду "Ныряй!" и погружает малыша в воду в положении "торпеда" (см. рис. 3). Ребенок, устремляясь к вам, совершает плавательные движения руками и ногами, открывает глаза в воде, "координированно" достигает вас. А ваша задача - помочь юному пловцу вынырнуть, попадая в ваши объятия. Чем привычнее для ребенка становится ныряние, тем дальше мама отходит от ассистента.

Рис. 3

Если по каким-то причинам вы не можете находиться в бассейне (ваше состояние здоровья не позволяет или бассейн очень маленький), то занятия с малышом будут называться "Поймай своего ребенка" (см. рис. 3): вы пускаете грудничка в "свободное плавание" с одного бортика, ассистент "вылавливает" его с другой стороны бассейна.

В бассейне поликлиники

Его посещают младенцы с 3-5 недель вместе с мамами. Инструктор по плаванию 1-2 раза в месяц в специальной большой ванне показывает упражнения, которые потом нужно делать дома. Через месяц - новая "порция" упражнений.

Плаванье непосредственно в бассейне начинается ближе к 6 месяцам. При этом есть отдельные программы для уже ныряющих детей и для тех, кто занялся плаванием только что. Записываясь в бассейн, обратите внимание инструктора на то, чему ваш малыш уже научился, плавая в домашней ванне. Предлагая вам новые упражнения, инструктор учтет эти умения, даже если программа, принятая в этом бассейне, несколько отличается от той, что освоили мы с вами.

Но бывает и так, что инструктор занимается только с самыми маленькими грудничками и их родителями, а на "старшеньких" может не хватать времени. Что в этом случае делать в бассейне?

План занятия 4:

  1. Массаж, гимнастика в воде (проконсультируйтесь у инструктора, если что-то забыли).
  2. Ныряние из положения "торпеда" с коротким отпуском рук. По мере адаптации к "большой воде" и задержке дыхания допустимо нахождение ребенка под водой 5-7 секунд. Если реакция на ныряния хорошая, допустимы два ныряния подряд.
  3. Улучшение плавательных способностей с помощью ласт. Купите детские резиновые (и только резиновые, пластмассовые не годятся!) ласты самого маленького размера и с помощью незамысловатых действий у вас получатся отличные ласты конкретно для вашего пловца (см. рис. 4).
  4. Упражнение "С бортика - в воду" (описание см. выше).
  5. Игры в воде: "спаси утонувшую игрушку", ныряние с бортика в надувной круг, ныряние с бортика "солдатиком", соревновательные игры на воде (кто быстрее доплывет до бортика и т.д.).
Рис. 4

А нужен ли чепчик?

Несколько слов о так называемых автономных поддержках - пенопластовых чепчиках, "крыльях Нептуна", резиновых кругах, нарукавниках, шейных держателях ("ноги слона") и т.д. Все вышеперечисленные "плавсредства" вы обязательно увидите в детском бассейне. На мой взгляд (который может не совпадать с мнением инструктора вашего бассейна), все виды автономной поддержки имеют свою отрицательную сторону. Рассчитывать на чужие силы вредно в любом возрасте. При пассивном нахождении на воде, когда держаться "на плаву" помогают круг или "нарукавники", ребенок теряет правильное восприятие воды. Однако "плавсредства" удобны при проведении лечебного массажа отдельных частей тела в воде, а также для отдыха в воде, отработки отдельных элементов плавания, лечебной гимнастики.

Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории

Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни. Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать . Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.

Зачем это нужно?

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения. Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку. Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с «неплавающими» детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать. Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок . Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача. Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.

Кто может заниматься с малышом?

Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог - его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию . Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели. Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием , отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически. Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек. Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка – это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.

  1. Двойная ручная поддержка при плавании на спине : четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы - на груди.
  2. Двуручная поддержка при плавании на груди : указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.
  3. Одноручная поддержка «ковшом» при плавании на груди : большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные - на груди.
  4. Одноручная поддержка «полукольцом» при плавании на спине : большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.

Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.

Готовимся к занятию

Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22 - 24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30 - 32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях - 30 - 40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком. Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5 - 2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1 - 1,5 часа после приема пищи. В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3 - 4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12 - 14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5 - 3 кг, то с ним не следует заниматься более 8 - 10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40 - 50 минут. Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые. Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу - если я не хочу плавать , мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды. Массаж и гимнастика перед плаванием Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на «суше». Это называется «сухое плавание», оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук – это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что «сухое плавание» не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур. Упражнения для ног 1. Исходное положение - лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: «Ножки - кролем». Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем - небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты. 2. Исходное положение – то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом («лягушка»). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: «Ножки - брассом». Упражнения для рук 1. Исходное положение - лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку : «Ручки - кролем». 2. Исходное положение – то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку : «Ручки - брассом». 3. Исходное положение - лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: «Ручки - брассом».

Начинаем тренировку

Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется. Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается. Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла. По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: «Стоим!», длительность стояния – 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: «Идем!»; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только «дойдете» до противоположного торца ванны, командуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд. После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать «челноком», при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную «полукольцом» для плавания на спине. Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: «Стоим!», поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду «Идем!». «Шагайте» до противоположного торца ванны, скомандуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд. Переходим ко второй половине цикла – плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: «Плывем!» и ведите ребенка «восьмерками». Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку «ковшом» и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: «Стоим!», отдохните 15 секунд. Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, «проходит» около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться. Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца – 5 и так далее. Погружение и ныряние Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: «Ныряй!» при поливе лица ребенка во время плавания на груди «восьмерками». Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: «Катя, ныряй!», затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2 - 3 секунды, пока вода стекает с лица. Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача. Далее, после консультации методиста, разрешается проводить погружения ребенка под воду. Постепенно время задержки дыхания достигает 12 - 15 и более секунд, что является отличной тренировкой легких и сердца. В конце занятия проводится закаливание в «холодном пятне». Для этого откройте кран с холодной водой (температура воды в «пятне» должна быть на 5 - 6 градусов С ниже, чем в ванне) и, удерживая ребенка вертикально, введите его в образовавшееся «холодное пятно» (но не под саму струю холодной воды), поверните грудкой, спинкой. Таких подводок сначала делается четыре, ежемесячно добавляется по одной и к году закаливание в «холодном пятне» повторяется 16 - 18 раз. Только после трех месяцев занятий можно попробовать вносить в струю ручки или ножки. Дети любят такие упражнения, кроме того, это весьма эффективный способ закаливания. После этого не спешите вынимать ребенка из воды, пусть малыш отдохнет, лежа на воде на спине. Затем, обязательно похвалив малыша, можете извлекать маленького пловца из ванны: левой рукой удерживайте ребенка за шею и верхнюю часть спины, правой - под попку, перенесите в полотенце, осушите кожу, каждое ухо осушите дважды ватными тампонами. Не забудьте предложить малышу после плавания кипяченую воду (более старшим детям можно сок), а примерно через 30-40 минут покормите его. Во время занятий тратится много энергии, поэтому увеличьте обычный объем кормления на 20 - 30 г (но не более чем на 50 г).

Главные задачи уроков

Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания. В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию . Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.). Первый месяц занятий: - отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится. Второй месяц занятий:

  • отработка ныряния в ручных поддержках. После команды: «Ныряй!» в момент двух-трехсекундной задержки дыхания после полива лица проводится ныряние ребенка головой под воду не глубже 29-30 см при ручных поддержках;
  • введение дополнительного элемента – комплекса вертикальных прыжков в воде при ручных поддержках. Этим элементом можно иногда заменять ходьбу в ванне в обоих полуциклах. Обычно малышам очень нравится это упражнение. Обязательное условиеребенок стремится к яркой игрушке и подается команда: «Прыг – скок!»;
  • обучение ребенка держаться на воде в положении на спине. Для этого ребенку понадобится шапочка с поплавками из пенопласта.

Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопласта

По периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду. Главное правило – нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты – шапочку снимают, она уже не нужна.

Третий месяц занятий: - освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году – одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание «восьмеркой» продолжается. После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:

  • комплекс скольжения на поверхности воды. В каждой второй «восьмерке» применяйте скольжение по поверхности воды (не ныряя!) на 10-15 см. Подается команда: «Плыви!»; следите, чтобы подбородок ребенка не опускался под воду.
  • «торпеда» с поворотом.

С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые «спасательные» рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания – дрейфа - при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь. С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше – в 9-10 месяцев.

Оценка результатов

Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию . Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий - как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку. Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды. В заключение, посоветуем не бояться и непременно воспользоваться замечательным средством закаливания и улучшения физического развития ребенка - ранним плаванием .



 

Возможно, будет полезно почитать: