Принцип катания на сноуборде. Сложно ли самостоятельно научиться кататься на сноуборде? Одежда и экипировка

Не знаете, как научиться кататься на сноуборде? Честно говоря, я тоже не знаю, как это сделать, читая различные инструкции. Но открою секрет Полишинеля: наверное, лучше всего надо просто взять сноуборд и под руководством опытного инструктора-сноубордиста начинать освоение этой науки с самых основ.

В наши дни, на заснеженных склонах любителей доски ничуть не меньше, чем обычных горнолыжников. Причем сноубордингом увлекаются не только молодые люди. Однажды, в Австрии, я видел седовласого дедушку, который резво рассекал по склону на борде, как подросток! Вообще, сноубординг представляет собой сложный координационный вид спорта, содержащий множество движений, которые в обычной жизни человек не делает.

По моему мнению этот вид спорта можно освоить только на практике. Однако, я попытался собрать здесь основные этапы освоения техники сноуборда. В любом случае, прежде чем научиться красиво кататься так же, как это делают опытные сноубордисты, надо освоить базовые упражнения.

Думаю, для начала лучше начать тренировки на пологом склоне, а не на крутой спортивной трассе, ведь на её вершину ещё надо как-то забраться. А если склон оборудован бугельным подъёмником, процесс взбирания в гору на бугеле может просто нанести душевную травму начинающему бордеру и навсегда отбить охоту заниматься сноубордом.

Как встать на сноуборд

Сначала было бы неплохо научиться вставать на сноуборд, стоя на склоне. Для этого надо поставить доску перпендикулярно линии склона. Далее, встать лицом к склону и носком ботинка «задней» ноги прижать доску к склону, а «переднюю» ногу пристегнуть к креплению и надеть страховочный ремень. Чтобы пристегнуть «заднюю» ногу, сделайте в снегу передним кантом доски горизонтальную полочку так, чтобы борд устойчиво зафиксировался на склоне. Либо можно нагрести задним кантом снежный валик для устойчивости. Можно также просто сесть на склон и пристегнуть крепления к ботинкам. Ремни креплений не стоит сильно затягивать, т.к. нарушится кровообращение, ноги просто онемеют.

Теперь встаём. Проще всего будет встать с переднего канта (там где носки ваших ботинок). Далее, надо оторвать колени и одновременно с их выпрямлением, оттолкнуться руками от склона. Чтобы встать с заднего канта, опираясь на руки, отрываем «пятую точку», затем выносим тело вперед и, одновременно с поворотом плеч, встаём прямо над доской.

Упражнение «Перевёртыши»

Одновременно с опусканием плеч к склону, сноубордист делает вращательный импульс плечами в сторону поворота и разворачивает доску согнутыми ногами. Доску сразу ставим поперек склона. Вначале сделайте вращательное движение плечами в сторону поворота, а затем разверните доску согнутыми ногами в другую сторону.

Первые шаги на доске. Боковое движение на заднем канте

Корпус во время движения постоянно находится над доской. Обе ноги загружены равномерно. Колени чуть согнуты. Для того, чтобы начать движение, необходимо немного согнуть колени и опустить носки ботинок. Доска раскантуется и тронется с места. Для остановки доску следует закантовать, то есть потянуть носки ботинок на себя и немного выпрямить ноги в коленях, задавив задний кант. За счёт изменения угла закантовки, регулируется скорость соскальзывания.

Выглядит это так:

Независимо от скорости, крутизны склона и состояния снежного покрова, тот кант, который движется впереди, всегда должен быть оторван от склона и находиться в воздухе. Движемся только вниз. Вправо и влево на данном этапе двигаться не надо. Чтобы немного отдохнуть на склоне и не садиться на снег, можно задним кантом сделать горизонтальную полочку.

Боковое скольжение на переднем канте

Для начала движения надо чуть опустить пятки и немного выпрямить ноги в коленях, тогда доска раскантуется и поедет. Для остановки, доску следует закантовать, то есть подать колени вперед и задавить носками ботинок передний кант. Общий центр тяжести во время движения постоянно находится над доской. Обе ноги загружены равномерно. Колени чуть согнуты. Корпус немного прогнут в пояснице. Плечи и голова развернуты в направлении движения.

Вы всегда должны видеть, куда вы едете. За счет изменения угла закантовки контролируется скорость соскальзывания. Еще раз повторюсь с правилом: независимо от скорости, крутизны склона и состояния снежного покрова, тот кант, который движется впереди, всегда должен быть оторван от склона и находиться в воздухе.

Для косого соскальзывания надо повернуть голову и туловище в направлении движения. Колени поставить ближе друг к другу. Слегка перенести вес тела на переднюю ногу и раскантовать доску. Двигаемся по диагонали. Для уменьшения скорости или остановки следует закантовать доску и пробросить пятку доски вниз по склону.

Косой спуск с торможениями

Для начала движения раскантовывайте доску и одновременно вдавливайте переднюю ногу вниз по склону. Для уменьшения скорости или остановки выдавливайте заднюю ногу вниз по склону и одновременно закантовывайте доску. Чтобы изменить направление, нужно сесть или лечь на склон и перевернуть доску. Внимательно следите за закантовкой вашей доски. Кант, который является нижним по склону всегда должен быть оторван от склона!

Изменение направления движения

Для того, чтобы изменить опорный кант прыжком, присядьте. Затем, закручивая плечи и руки, выпрыгивайте вертикально вверх. Когда плечи развернуты в нужное положение, разворачивайте доску в воздухе на 180 градусов и приземляйтесь на другой кант.

Первые повороты

Прежде чем начинать освоение техники поворотов, сделайте упражнение с опорой. На ровном горизонтальном участке склона пристегните доску и отрабатывайте перебросы задней ноги влево и вправо. Большую часть веса переносите на переднюю ногу. Руками за счет опоры поддерживайте равновесие. Это упражнение аналогичное поворотам и поможет вам сделать то же самое в движении. Можно выполнить это движение и без опоры, но обязательно на ровном месте!

Если описать поворот упрощенно, то это смена опорного канта доски, причем опорный кант должен быть всегда выше по склону, а нижний кант всегда оторван от снега. Корпус держите прямо, ноги чуть-чуть согнуты, вес тела над доской.

Существует несколько способов поворотов. Попробуйте начинать одним из предложенных способов. Как покажется вам более удобно, так и продолжайте делать первые повороты на доске.

Поворот с перебрасыванием задней ноги

Начинается движение за счет короткого закручивающего импульса плечами в сторону поворота. Опираясь на переднюю ногу, перебрасывайте хвост доски в противоположную сторону и переставляйте заднюю ногу почти на 180 градусов, то есть смена опорного канта происходит в воздухе; центр тяжести всё время находится над доской. Не торопитесь после этого сразу что-либо делать, почувствуйте равновесие. При необходимости сбросьте скорость. Вначале повороты следует делать по одному, с паузой, чтобы у вас было время подумать как делать следующий поворот.

Поворот «подметанием» (выдавливанием задней ноги)

Корпус все время находится в вертикальном положении, над опорным кантом доски, ноги чуть согнуты. Опираясь на переднюю ногу, выдавливайте задней хвост доски круговым движением в противоположную сторону. Начинается движение за счёт короткого закручивающего импульса плечами в сторону поворота. Затем, задней ногой делайте «подметающее» движение, одновременно перекатывая заднюю ногу с носка на пятку.

При повороте в другую сторону перекатывайте заднюю ногу с пятки на носок. По окончании движения вы будете находиться в положении косого соскальзывания. Смена опорного канта происходит за счет работы задней ноги плоско на снегу. На первом этапе обучения такой вид поворота является основным. Вам предстоит отработать его досконально на разных склонах и на разной скорости, чтобы научиться кататься на сноуборде.

Поворот закручиванием рук

Этим способом стоит воспользоваться, если предыдущие варианты первых поворотов у вас по каким-либо причинам не получаются. Перед тем, как сделать поворот, закручивайте верхнюю часть корпуса вслед за руками в сторону следующего поворота. За счет закручивания рук и плеч, ваша голова смотрит в другую сторону, как будто верхняя часть корпуса уже повернула. Из такого положения остаётся довернуть только ноги и таз, перекатывая заднюю ногу с носка на пятку или наоборот, чтобы получился поворот. Опора преимущественно на переднюю ногу, а заднюю ногу тянете за собой, осуществляя поворот.

При катании на сноуборде, руки не должны постоянно участвовать в формировании поворота. Они гораздо больше нужны для поддержания равновесия, как активного, так и пассивного. Поэтому, как только вы начнёте себя чувствовать на доске уверенно, приблизительно через 5-6 дней, обязательно избавьтесь от закручивания рук в повороте.

Движение по прямой

Обратите внимание на разворот плеч, положение таза и постановку коленей. Центр тяжести находится над серединой доски. Голова ориентирована по направлению движения. Когда вы двигаетесь прямо вниз, доска очень редко опирается на снег равномерно. Как правило, один из кантов больше загружен, то есть является рабочим. Соответственно другой кант в этот момент должен быть оторван от снега. Если же доска стоит ровно, колени следует согнуть немного больше обычного, плечи развернуть дальше передней ноги для того, чтобы доска не закантовалась самопроизвольно.

Торможения

При полном торможении доска сначала должна опережать центр тяжести. За счет сильной закантовки доски гасится скорость. За счет работы коленей и рук поддерживается равновесие и степень закантовки. В конце торможения центр тяжести располагается строго над доской.

Буксировочные подъемники

Доску ставите сразу в направлении движения, берете бугель двумя руками и слегка отталкиваетесь свободной ногой, опираясь на переднюю ногу. Бугель – между ног. Поймав равновесие, ставите свободную ногу на доску. Корпус держите прямо. Не надо ехать на руках. Это вам не поможет. Позвольте подъемнику тянуть вас вперёд. Можете даже слегка присесть на бугель. Ваша задача – поддержать равновесие.

Свободную ногу лучше располагать параллельно доске, максимально близко к переднему канту. Ноги старайтесь не сгибать, это поможет вам отдохнуть на подъемнике. Многие поднимаются на подъемнике с двумя пристегнутыми ногами, но это не очень удобно, так как вам при посадке придётся прыгать по лягушачьи, и на длинном подъемнике ноги устанут от того, что они постоянно согнуты, а плечи и таз находятся постоянно под углом к направлению движения.

Падения

Как только вы теряете контроль над закантовкой доски, падение неизбежно! Если равновесие потеряно, падайте назад на всю спину сразу, не сгибаясь в талии. Подбородок стремится к груди. И желательно, чтобы руки коснулись снега одновременно с туловищем. Доску выбрасывайте из-под себя вперёд.

Ваше падение всегда должно происходить по касательной к склону. Как только окажетесь на снегу, необходимо поднять доску, согнув ноги. Голову следует держать жестко, чтобы предотвратить удар о склон. Как только окажетесь на снегу, поднимите доску вверх, чтобы не получить травму связок. Падения не должны у вас отбить желание продолжать обучение. Кто не падает, тот не катается!

Типичные ошибки

Многим кажется, что согнувшись в талии, они понижают центр тяжести и увеличивают устойчивость. На самом деле это затрудняет сохранение равновесия и повышает нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Поскольку на этом этапе поворот происходит за счет работы задней ноги, то при переносе центра тяжести на заднюю ногу, вы полностью теряете возможность управления доской и неизбежно падаете.

Если вы случайно загрузили заднюю ногу, лучше упасть сразу, пока не набрана скорость. Если вы будете пытаться кататься и левой ногой вперед и правой, то это сильно затруднит вам процесс обучения, потому что вам придётся понять и освоить в два раза больше движений. Если вы ещё не очень хорошо контролируете равновесие, не научились кантовать доску, держать центр тяжести над доской, спешка приведёт к плачевным результатам.

Кант, который является нижним по склону, всегда должен быть оторван от снега, а прижатый к снегу кант должен быть выше по склону, в противном случае вы всегда будете падать.

При катании на сноуборде, руки нужны для поддержания равновесия только в тех случаях когда другие части тела не справляются. Руки – это ваша палочка-выручалочка и они не должны постоянно участвовать для формирования поворотов. На хорошем склоне руки размещаются справа и слева от доски. Чем меньше они работают, тем лучше.

Длинные «круглые» повороты

Умение делать такие растянутые повороты очень важно для дальнейшего совершенствования. Задняя нога дает только начальный импульс перекантовке, после чего постарайтесь ограничить движение этой ногой. Носок доски движется не по прямой линии, а рисует круг большого радиуса на снегу, как и задник доски.

Разгрузка доски скоростью

Как уже говорилось, одним из важных элементов на данном этапе это смена опорного канта доски, а для того, чтобы было легче это сделать, доску в момент смены рабочего канта необходимо разгрузить, то есть на короткое время уменьшить давление на доску. Самый простой способ – наличие определенной скорости в момент перекантовки. Это значит, что в момент перекантовки доска легко переходит с одного канта на другой.

Малая и большая закантовка доски

При малой закантовке, повороты получаются продолжительными, т.к. после перекантовки доска в таком положении медленно гасит скорость.

Большая (сильная) закантовка доски позволяет быстро сбросить скорость и начать следующий поворот, но в то же время требует быстрой работы ног.

Упражнение для контроля над закантовкой

Опираясь на переднюю ногу, задней ногой меняете загруженный кант, после чего переносите вес тела на заднюю ногу и уже движением передней ноги производите смену рабочего канта. При каждой смене канта необходимо дать импульс плечами в сторону поворота и акцентированно закантовать доску, когда она встанет поперёк склона. В одной фазе движения вы загружаете носки, в другой – пятки ботинок. Будьте особо внимательны, не торопитесь. Постоянно контролируйте нижний по склону кант, он всегда оторван от склона.

Поворот перебрасыванием задней ноги в обратной стойке

При катании на доске бывают разные ситуации. А вам необходимо с ними справляться. Поэтому, настало время научиться кататься в обратной стойке. Углы постановки креплений при этом остаются прежними. Движения делайте также, как и первые повороты. Главная особенность заключается в том, что теперь вы постоянно опираетесь на ту ногу, которая обычно у вас задняя по ходу движения, а той ногой, которая обычно передняя, непосредственно управляете доской.

Разгружаем доску вставанием (разгибанием ног)

Бывают ситуации, когда доску в момент смены рабочего канта необходимо разгрузить принудительно. Для этого в момент смены опорного канта вы разгибаете ноги, причем вверх идёт весь корпус, включая плечи и голову. Когда вы будете сгибать ноги в обратном положении, вы дополнительно нагружаете доску, что даёт большую устойчивость в начале следующего поворота. Не обязательно разгибать ноги полностью, достаточно дать за счет коленей короткий импульс вверх.

Упражнения для равновесия (руки за спиной)

Поскольку руки нужны для удержания равновесия в экстренных ситуациях, учитесь кататься без использования рук и тогда вы поймете, как научиться кататься на сноуборде.

Выносим центр тяжести за доску

Расположение центра тяжести над доской, которое использовалось для первых поворотов, с увеличением скоростей катания становится очень не надежным и тормозящим дальнейший прогресс. Вам необходимо выносить центр тяжести внутрь поворота, использовать центробежную силу для загрузки доски.

Вертикальная работа ног (амортизация)

Если не сгибать ноги, каждый бугорок на снегу будет отрывать доску от склона, что сильно уменьшит контроль над движением. В некоторых случаях, когда неровности велики, корпус можно подать вперёд, к колену передней ноги. Основная цель амортизации – позволить корпусу двигаться по неизменной траектории за счёт сгибания ног в коленях. Для того, чтобы амортизировать неровности склона в повороте, вам необходимо иметь сильные ноги. Внимательно следите за положением корпуса при выполнении поворота на заднем канте. Даже незначительный наклон плеч к переднему канту приведёт к характерному складыванию корпуса в талии, что не позволит вам амортизировать неровности склона одними ногами. Корпус в повороте занимает вертикальное положение.

Уменьшаем радиус поворотов

Доска больше не ставится поперек склона. Носок доски смотрит вниз по склону. Задняя нога делает очень короткое движение.

От плоских поворотов к резаным. Наибольшую устойчивость и уверенность в повороте дает техника резаного ведения доски, когда кант всей своей длиной движется по одной траектории и от доски остается лишь узкий след на снегу. Для освоения техники резаных дуг вам необходимо уверенно делать всё, о чём мы говорили ранее.

Одиночные дуги с остановкой

На пологом участке склона направляйте доску плоско вниз по склону. Затем корпусом подайтесь внутрь дуги. Закантовывайте доску и просто ждите. Доска за счет бокового выреза будет поворачивать самостоятельно, нагрузка чуть больше на переднюю ногу. Задней ногой не двигайте ни в коем случае, она теперь служит только для опоры. В резаных дугах центр тяжести всегда смещен внутрь дуги, к центру круга.

От плоских к резаным дугам

Набираете скорость и ритм поворотов. Чтобы перейти на резаные дуги, после перекантовки передней ногой ставите доску на кант, передней же ногой закладываете радиус дуги, полностью перестаете двигать задней ногой, доску больше не притормаживаете задней ногой, а прокатываете по дуге.

Центр тяжести находится над доской только в момент перекантовки. В дуге максимально загружайте доску. Опора на обе ноги равномерная. Центробежная сила не позволит вам упасть. В вершине дуги закантовка максимальная. В момент перекантовки доска на очень короткий момент располагается плоско на снегу.

Разгрузка поджиманием ног

Это не простой вид разгрузки доски. при выходе доски из дуги одновременно с уменьшением закантовки, вы подтягиваете ногами доску к себе, а сразу после перекантовки выдавливаете доску в следующую дугу, преодолевая действие центробежной силы. В момент перекантовки весь корпус, включая плечи и голову, остается на прежнем уровне.

Упражнение для равновесия: дуги на прямых ногах

Мышцы человека имеют свойство уставать, поэтому учитесь делать дуги, не сгибая ноги в коленях. Это пригодится для катания на длинных и пологих склонах. Таким образом, вы уже умеете кататься техникой плоских поворотов. Обязательно научитесь также делать и резаные дуги без использования рук.

Если у вас не получатся что-то с первого и даже с десятого раза, не отчаивайтесь! Все придёт с опытом, и вскоре уже вы сами будете рассказывать своим знакомым, как научиться кататься на сноуборде!

Сегодня обучение катанию на сноуборде можно проводить самостоятельно. Правда, для начала следует усвоить несколько основных правил этого вида спорта, а также выбрать технику. Новички очень часто делают много ошибок из-за недостатка знаний. С чего же начать?

Выбор одежды

Катание на сноуборде требует не только навыков, но и специального снаряжения. Если не вдаваться в подробности, то одежду для этого экстремального вида спорта нужно выбирать теплую и водонепроницаемую. В ней должно быть легко и комфортно, при этом требуется полная защита от ветра и холода.

Если же говорить более конкретно, то для новичков лучше выбирать штаны с завышенной талией. Изделие также должно быть оснащено специальными заклепками или же липучками. Именно они позволяют зафиксировать без ремня штаны. Помимо этого, будут уместны карманы, которые закрываются на молнию.

Чтобы катание на сноуборде для начинающих спортсменов было комфортным, куртка должна быть оснащена резинкой и закрывать поясницу. В противном случае она просто будет задираться.

Костюм для катания на сноуборде лучше выбирать с утеплителем из обработанного пуха, так как он более легкий и в нем спортсмен не будет сильно потеть. Помимо этого, на изделиях должны присутствовать специальные защитные вкладки на коленях и локтях.

Ботинки не должны жать, но при этом должны хорошо сидеть и не болтаться на ногах. Лучше всего выбирать модели с толстым и высоким языком. В противном случае будет достаточно сложно подобрать равномерный затяг ремня и клипс.

Основы катания на сноуборде

После того как одежда выбрана, можно начинать обучение катанию на сноуборде. Для начала необходимо привыкнуть к доске. Обучение начинается именно с этого. Спортсмен должен привыкнуть к тому, что его ноги прочно закреплены. Это достаточно сложно. И первый шаг к успеху - это научиться чувствовать себя комфортно именно на сноуборде. Иначе ничего не выйдет.

Если этот урок усвоен, можно приступить. Для начала необходимо надеть сноуборд. Для этого стоит отыскать место, где склон не слишком крутой. Начинающим экстремалам лучше держаться подальше от запруженных горнолыжных трасс. Чтобы надеть сноуборд, положите его креплениями вниз. Это не позволит ему скатиться. Сядьте на колени и, держа крепко сноуборд, переверните его так, чтобы крепления оказались перед вами.

Поставьте переднюю ногу на доску и начните ее закреплять. При этом ремешки должны застегиваться на лодыжке. Пятку следует надежно закрепить. Иначе не избежать беды.

Когда лодыжка закреплена, можете пристегнуть второй ремень. Крепления должны быть плотно застегнуты, но при этом вы должны чувствовать себя комфортно. Теперь, когда нога зафиксирована, можете приступать к привыканию.

Как привыкнуть к сноуборду

Встаньте и несколько раз поднимите сноуборд. Делать это нужно закрепленной ногой. Это движение нужно повторять до тех пор, пока не освоитесь и не привыкнете к доске. После этого поставьте свободную ногу вперед и снова подымите сноуборд позади себя. Продолжайте до тех пор, пока не привыкнете. Эти нехитрые упражнения - первые уроки катания на сноуборде. Без них никак не обойтись. Когда освоитесь, можете приступать к дальнейшему обучению.

Как скользить

Катание на сноуборде для начинающих экстремалов кажется чем-то очень сложным. Но на самом деле все не так уж и страшно. Когда вы привыкнете к доске, можете смело начинать тренировки. Однако до того, как начнете полноценно кататься на сноуборде, необходимо усвоить еще один навык - скольжение. Именно это базовое упражнение позволит вам научиться не только управлять доской, но и переносить вес своего тела. Все уроки катания на сноуборде начинаются именно с этого.

Стоит отметить, что подобный навык пригодится и тем, кто будет пользоваться бугелем - канатным подъемником. С чего же начать?

Места катания на сноуборде бывают разные, но на первых порах не стоит выбирать сложные трассы. Первым делом отыщите достаточно пологий склон, где практически нет лыжников и сноубордистов. Для начала вам необходимо научиться стоя балансировать. Чтобы удержать равновесие, приподнимите немного руки. Теперь поставьте свободную ногу сзади, перед креплением, и перенесите вперед вес своего тела. Так вы сможете покатиться вперед.

При этом вам стоит учесть, что чем сильнее вы давите на доску пальцами передней ноги, тем быстрее вы движетесь. Если вы отклонитесь назад, то скорость уменьшится, и вы сможете остановиться. При катании на сноуборде всегда смотрите вперед, а не на доску.

Конечно, подобное занятие кажется утомительным. Однако такое катание на сноуборде позволит вам приобрести необходимые навыки и азы. Поэтому так важно немного попрактиковаться. При правильном подходе вы в скором времени сможете полноценно кататься и выбрать свой стиль.

Фристайл

Этот стиль катания на сноуборде для начинающих вполне подойдет. Ведь именно свободное перемещение на доске позволит освоиться и научиться некоторым приемам или же получить захватывающие впечатления. Свитч, хафпайпы, скольжение по рейлу, всевозможные трюки и прыжки - это основные элементы фристайла. Эта техника катания на сноуборде позволяет показать спортсмену все, на что он способен, и научиться чему-то новому.

Стоит отметить, что стиль фристайл, в отличии от фрирайдинга, состоит в основном из воздушных трюков. Это и захваты, и сальто, и спины. Однако существуют и более сложные приемы, которые выполняются на поверхности: граунд спин, гриндинг, бонкинг.

Стили катания на сноуборде совершенно разные, и каждый из них имеет свои особенности. Однако фристайл пользуется особой популярностью. Большинство горнолыжных курортов предлагает целые сноуборд-парки: фан-боксы, хэн-рэйлы, хафпайпы.

Новичкам стоит помнить, что стойки в фристайле очень опасны, а приземление после выполнения воздушного трюка требует повышенной концентрации от спортсмена.

Карвинг

Эта техника катания на сноуборде основана на скорости и умении входить в достаточно крутые повороты. Как правило, для выполнения трюков требуются ухоженные горные склоны или же гладкие трассы. Этот стиль совершенно не предполагает прыжки.

Основные приемы данной техники - это изящные виражи и резаные повороты. Стоит отметить, что любой из подобных трюков требует от спортсмена высокой концентрации внимания и немалых физических затрат.

В отличие от фристайла и фрирайда, карвинг совершенно не подходит для начинающих сноубордистов. Этот стиль подразумевает исключительно скоростные спуски, а не исследование горных трасс.

Стоит отметить, что данная техника является одной из соревновательных олимпийских дисциплин. Ключевым моментом здесь считается умение спортсмена маневрировать на высокой скорости между вешками или же воротами.

Фрирайд

Все стили катания на сноуборде по-своему уникальны. Фрирайд - это свободное перемещение на доске по горным склонам. Эта техника объединяет и фристайл, и карвинг. При этом не требуется высокая концентрация внимания. Этот стиль позволяет выполнять прыжки и перевороты, совершать скоростные спуски и входить в резаный поворот. Определенных требований нет. Именно эта техника максимально подходит для новичка.

Фрирайд позволяет почувствовать всю прелесть сноубординга, оценить красоту зимних пейзажей и насладиться катанием на доске. Все, что требуется от новичка, - это изучать горные трассы и учиться трюкам.

Выбирать снаряжение нужно правильно

Для каждого стиля катания нужно правильно подобрать снаряжение. Так, для техники фрирайд требуется пластичный сноуборд, оснащенный ремешковыми застежками или же креплениями фло-ин. При этом обувь должна быть достаточно мягкой, чтобы катание на сноуборде приносило удовольствие.

Для карвинга следует подбирать наиболее пластичные сноуборды с соответствующими креплениями. А вот обувь обязательно должна быть жесткой. Ботинки для катания на сноуборде в стиле карвинг должны быть похожи на лыжные пьексы. Но в районе лодыжки обувь должна быть достаточно мягкой.

Что касается техники фристайл, то для наилучшего достижения поставленных целей необходим специальный сноуборд. У такой доски хвост и нос имеют одинаковую форму. При выборе сноуборда для фристайла следует учесть следующее: чем больше толщина, меньше вес и длина, тем больше маневренность.

В заключение

Катание на сноуборде - это весьма увлекательное занятие. Однако начинать лучше всего с инструктором. Ведь правильный подход - залог успеха. Инструктор покажет, как правильно делать стойки, как скользить по склону, поможет подобрать снаряжение. Многие новички пытаются научиться самостоятельно кататься на сноуборде или же учатся этому у друзей. В результате этого они выполняют некоторые движения неправильно. А такое катание может привести к серьезной травме. Именно поэтому лучше обратиться за помощью к инструктору. В дальнейшем не придется переучиваться. Что касается стоимости занятий, то она не такая уж и высокая. Однако именно помощь инструктора позволит избежать многих ошибок и болезненных падений.

28 января 2013, 17:49

Чтобы понять за сколько времени можно научиться кататься на сноуборде, сначала нужно определиться с целью.

Если ваша цель - узнать конкретное количество часов, а в запасе всего несколько минут - переходите сразу к . Если хотите глубже понять нашу мысль - читайте с начала

Определяем цель катания и обучения

Научиться кататься на сноуборде может каждый, однако представление о «катании» у каждого своё. Для одних «научиться кататься» - это не падать. Для других - прыгнуть с трамплина или выиграть соревнования. Одни хотят изучить как можно больше техник. Другие - кататься в весёлой компании и не отставать. Кто-то ищет адреналин на крутых трассах и «научится кататься» только когда покорит северные склоны Чегета и прокатится по «Харакири» в Майрхофене. У всех разные цели.

Время обучения зависит от цели. Когда вы поймёте для чего хотите кататься, то сможете примерно представить сколько времени займёт обучение сноуборду. Какие навыки нужно будет освоить сразу, а какие отложить до лучших времён. Если хочется «просто кататься», то хватит пары занятий с инструктором, чтобы начать получать удовольствие. Если хочется досконально во всём разобраться, то времени на обучение уйдёт больше.

Лучшие цели те, которые заставляют развиваться вглубь. Тот, кто гонится за окружением: новыми склонами, ГЛК, странами - рано или поздно побывает везде и заскучает. Тот, кто использует только одно движение - потеряет остроту ощущений и перестанет кататься. Поэтому бОльших успехов добиваются те, кому нравится сам процесс. Не компания, джакузи и глинтвейн в отеле, а процесс. Когда вы развиваетесь вглубь, то можете расти на любом склоне. Вас не смущают холода, люди, качество подготовки трасс. У вас всегда есть новые идеи, которые хочется реализовать. И это даёт результат.


Петя хотел поехать с друзьями в Шерегеш через 10 дней.

Они - опытные сноубордисты, а он вставал «c нуля».

На момент съёмки видео его стаж - 1 сезон: ~12ч обучения+80ч «наката»

Наш опыт и прогноз времени

В начале обучения прогресс идёт быстро. Обычно, первые повороты осваиваются за 3-5 часов занятий с инструктором. Их нельзя назвать идеальными, но они уже позволяют ехать по зелёной трассе, контролировать скорость и направление. Вчера вы видели сноуборд только на картинке, сегодня - умеете тормозить и объезжать людей на склоне. Вчера подсмотрели новый трюк - сегодня сделали первые удачные попытки.

Понять принцип легче, чем довести движение до автоматизма. Все новые движения будут сырыми, угловатыми, резкими, но позволят делать что-то необычное и внесут новизну в ощущения. Вначале сноубордист походит на танцора-новичка, который вроде делает правильные вещи, но не попадает в такт, излишне напряжён, пытается контролировать все части тела сразу. Но если есть желание развиваться, то с набором опыта растёт уровень мастерства: развивается чувство ритма, движения становятся размеренными и чёткими, появляется расслабленность.

Соединить «змейку» на учебной трассе - 3-5 ч

Поехать по синей трассе - 30ч

Большая часть работы над техникой - это самостоятельный труд. Сколько времени потратите на тренировку, такой результат и получите. Если вам хватает первых поворотов и зелёных трасс - поздравляем! Вы стали сноубордистом! Но е сли хочется большего - продолжайте оттачивать движения, контролировать стойку, снимать себя на видео. Беритесь за н овые элементы только после исправления ошибок и « наката» , иначе лишние движения потом будут мешать, а исправить их будет гораздо сложнее.

Миша начал кататься в новогодние праздники. На видео мы в первый раз пробуем

карвинговые повороты с разгрузкой вниз и они ещё«сырые» .

Его стаж на тот момент - 3 месяца: ~16ч обучения+30ч «наката».

Понимаем ограничения и особенности обучения

Время обучения зависит от физической и психологической подготовки. Мы все разные и отличаемся: структурой тела, количеством мышц, мыслями в голове. Ускорить прогресс поможет опыт в любых видах спорта, где тренируется координация и баланс: батут, танцы, ушу. Тот, кто занимался лёгкой атлетикой или прыгал на батуте поедет быстрее, того, кто копил жирок и давил диван. Но если особых успехов в спорте не было, то поможет упорство и желание кататься.

Методичность и упорство важнее силы ног и отсутствия страхов. Нередко тот, кто испытывает трудности, осваивает техники лучше того, кто «схватывает на лету». Мы встречались с теми, кому было трудно вставать, страшно разгоняться или упасть, но если они тренировались и получали удовольствие от катания, то мышцы привыкали, уверенность появлялась, техника совершенствовалась. Обратная ситуация случалась с теми, кто связал первые повороты за 2 часа и перестал за собой следить и узнавать новое. У них разрушалась стойка, терялся контроль в поворотах, смешивались разные техники.

Проехать на время без выездов за флаги - 10ч

Выиграть олимпиаду - 10 000ч

На время обучения влияет то, как мы учимся и на чём учимся. Шершавая доска без парафина прилипнет к снегу и не даст ехать, слишком жёсткая или длинная потребует много сил для управления. Если ботинки давят, или наоборот - плохо завязаны, то время уйдёт на борьбу с неудобствами, а не на катание. Учиться можно самому, с друзьями или инструктором и это существенно влияет на время обучения сноуборду, но если кататься по два часа в сезон - прогресса не будет.

Если учиться самому

Научиться кататься на сноуборде самостоятельно - реально. Для этого нужно изучать теорию, практиковаться и контролировать себя. Самостоятельное обучение незаменимо, когда нужно отточить известные элементы, но требует дополнительного времени и сил при изучении новых. Часто у новичков в голове крутится мысль: «все катаются - значит легко». Они ищут ближайший прокат и бегут на склон, где громко кричат от восторга. Бывает, в первый и последний раз. Если до этого не узнали что делать и больно приложились.

Достоинства:

Во время самостоятельного обучения сноуборду вы научитесь разбираться в теории и тренироваться. Научитесь исследовать и испытывать себя на прочность. Чувствовать себя и доску. Теперь вместо любимого сериала вы сидите и читаете форумы сноубордистов: разбираетесь, чем повороты с разгрузкой вверх отличаются от поворотов по буграм и как освоить карвинг на мягкой доске. За завтраком сравниваете свои проезды с райдерами в инстаграм и ютуб.

Недостатки:

Требуется много сил и терпения, чтобы самому разобраться во всех тонкостях. Самостоятельное обучение без теории сродни длительному подъёму в гору при плохой погоде, когда неизвестно, сколько ещё идти и куда придёшь в итоге. Если нет желания её изучать, то базовые навыки останутся неосвоенными, а наблюдение за опытными сноубордистами только запутает. Собственные ощущения, особенно на начальном этапе, не всегда совпадают с тем, что есть на самом деле. Поэтому придётся записывать себя на видео и постоянно сравнивать с «эталоном».


Мы с другом не читали теорию перед тем, как пойти кататься в первый раз.

В результате 5 часов гоняли на заднем канте и падали на переднем.

С нашей подготовкой и упорством за это время можно было освоить первые повороты

и выучить пару трюков на склоне. Не повторяйте наших ошибок =))

Если учиться с друзьями

Учиться у друзей легче, чем разбираться и искать информацию самому. Они уже обладают опытом и подскажут, что учить в первую очередь, а что во вторую. С ними обучение будет более безопасным. Вы быстро достигните общего уровня и начнёте кататься с одних и тех же склонов. При условии, что вас не бросят посреди горы или леса потому что хотят покататься. Уточните условия перед поездкой.

Достоинства:

С друзьями легче понять свои ошибки и исследовать новое. Если они катаются, а вы только начинаете, то друзья поделятся адресом проката, укажут на огрехи, расскажут на каких досках катались и какую лучше выбрать. Поделятся историями о том, как учились в первый раз. Если вы вместе начнёте с нуля, то общими усилиями придёте к результату быстрее. Потом будете вспоминать, как приложились на копчик и все болело на следующий день.

Недостатки:

Качество и время обучения будет зависеть от опыта и желания друзей. Нужно учитывать, что не все могут или хотят объяснять. Бывает, что на словах говорят одно, а на деле показывают другое. Замечают только самые явные ошибки. Часто мы наблюдаем, как родители кричат на детей, которые не понимают объяснений. А молодые люди психуют, пытаясь что-то объяснить своим леди. К тому же нельзя рассчитывать на 100% заботу о себе. Следует помнить, друзья тоже хотят покататься, а не ползать по учебной трассе.

Если учиться с инструктором

Быстрее всего «научит кататься на сноуборде» инструктор. Если не хочется разбираться в теории самостоятельно, а друзей, которые катаются, не нашлось, обращайтесь к инструктору. Он пригодится тем, кто хочет сразу учиться правильно или исправить ошибки. Тому, кто переживает за свою безопасность или боится скорости. Купил билеты в горы, а на доске ещё ни разу не стоял.

Достоинства:

Инструктор упростит получение и усвоение знаний. Он знает упражнения для коррекции ошибок и использует методику, которая приводит к нужному результату: сложные элементы дробятся на части, крутизна склонов меняется постепенно. Инструктор не потащит вас на вершину горы, пока не убедится, что вы к этому готовы. Он даёт теорию и смотрит, всё ли получилось так, как надо. Когда инструктор показывает элемент в голове закрепляется «зрительный слепок правильности», а его комментарии дают понять насколько похоже было сделано движение. Поэтому учиться с ним быстрее, чем самому или с друзьями.

Недостатки:

Инструктор - не волшебник. Он «проводник» и «вдохновитель», но не сможет делать упражнения за вас. Если один раз взять занятие, а потом« просто кататься» , особого прогресса не будет. К тому же есть вероятность, что за деньги вас будет учить «самоучка» или новичок, которому самому неплохо бы поправить технику. На начальном этапе вы не сможете понять уровень и квалификацию инструктора. Но если вас устраивает подача материала почему бы не позаниматься?

Лайфхак: запоминайте упражнения, а потом практикуйте самостоятельно, так прогресс будет идти быстрее. На следующем занятии вместо«наката» и набора опыта просто подкорректируете ошибки.

Антон едет поворотами с переносом веса по зелёной трассе.

Его стаж - 4 часа.

Дерево навыков сноубордиста

Чтобы вы смогли сориентироваться мы составили дерево навыков сноубордиста. За основу взяли среднюю физическую подготовку и отсутствие панических страхов скорости и высоты. Это примерная схема. Для каждого она будет индивидуальной, но по ней можно прикинуть, сколько времени потребуется, чтобы« научиться кататься на сноуборде».

Дерево навыков для сноубордиста со средней физической подготовкой, без панических страхов скорости и высоты

Базовые навыки

- Тренируем внимательность на склоне

Понять, что подниматься нужно по краю трассы - 1ч

Сидеть, где безопасно, не на середине - 3ч

Смотреть наверх перед стартом - 15ч

Видеть все опасные места и людей, отрастить глаза на затылке - 500ч

Для зелёных трасс. Можно больше ничего не учить

Соединить «змейку» на учебной трассе - 3-5ч

Кататься по зелёным трассам - 10-15ч

Перестать бояться синих трасс - 30ч

Ехать по красной трассе и поворачивать, а не соскальзывать вниз на заднем канте - 150ч

Цепляемся за бугель. В мороз мёрзнем

Понять как подниматься - ~1 км или 3 «учебки» Уктуса,

Объехать колею - ~5 км или 15 подъёмов

Размяться или поговорить по телефону -~ 10 км или 30 подъёмов

Отстегнуть две ноги и подняться, как на ледянке -~100 км или 300 подъёмов

Фристайл на склоне

Прыгаем с носа и хвоста. Используем упругость доски

Прыгнуть на месте - 20 мин

Прыгнуть в движении - 30 мин

Перепрыгнуть через снежок и оставить его целым - 5ч

Перескочить через заградительную сетку - 20ч

Отрываем сноуборд от земли, ловим баланс

Поднять нос над землёй на месте - 10 мин

Удержать нос над землёй в движении три секунды - 30мин

Правильно зайти на трюк и выйти из него - 3ч

Проехать 500 метров лёжа на хвосте - 10ч

Карвинг

Используем центробежную силу, зависаем над снегом

Режем на одном канте, на другом - проскальзываем - 2ч

Катаемся с остановками по зелёным трассам - 5ч

Катаемся без остановок по зелёным трассам - 15ч

Катаемся по синим трассам, увеличиваем угол наклона к снегу - 30ч

Ставим трассу, покупаем секундомер

Примерно понять как ехать - 5ч

Проехать без выездов за флаги - 10ч

Поучаствовать в любительских соревнованиях, чтоб не стыдно - 500ч

Выиграть олимпиаду - 10000ч

Проскальзывание:

Контролируем скорость на синих, красных трассах

Осознать, что ноги гнутся - 1ч

Связать первые повороты - 5 ч

Почувствовать, как гасится скорость на синей трассе - 30 ч

Ехать по красной трассе шириной 4м и поворачивать - 100 ч

Несёмся по буграм, каше, свежему снегу

Как по этому вообще ездить??? - 4ч

Вылетать или утыкаться в бугры - 6ч

Поворачивать между бугров и деревьев - 10ч

Катиться по буграм по чёрной трассе без дребезга доски и срывов - 300ч

-Взрываем пухляк, кайфуем на весенней каше

Связать первые повороты на подготовленной трассе - 5 ч

Слишком сильно грузить переднюю ногу, падать в свежем снегу - 8ч

Понять, что лучше притормозить или наоборот - разогнаться, чем заново выбираться из снега - 10ч

Кантоваться на красных трассах, кайфовать по весенней «каше» - 80ч

Статьи

  • - разбираемся с деревом навыков сноубордиста. Рассказываем, где какие повороты применять и что выучить до прыжков с трамплинов
  • Р азбираемся как учиться, чтобы не потерять интерес и как прогрессировать независимо от того, какой поворот или трюк хочется выучить

Ура! Вот он, счастливый день, когда ты с друзьями или без них первый раз попадаешь на склон. В прокате тебе дают модную доску, настраивают крепления, ты одеваешь мягкие и удобные сноубордные ботинки. Потом ты идешь на склон, где все лихо рассекают снег, пристегиваешь доску и пытаешься ехать. 100% начинающих падают в первые же 30 секунд. Чем же тебе заняться, пока твои друзья унеслись вниз, и как понять, где же он, кайф от катания?

Как научиться кататься на сноуборде

Можно сразу тебя расстроить. В первый раз ты точно не поедешь, как они. И во второй тоже. Причина очень проста: твое тело еще никогда не катало на сноуборде, поэтому понятия не имеет, что ему нужно делать. Более того, кроме при катании на доске задействованы такие мышцы, о наличии которых ты и не подозреваешь. Ты почувствуешь это на следующий день после катания, встав с кровати в состоянии "перееханный танком". Поэтому этим мышцам нужно дать возможность развиться, а телу осознать и запомнить новые ощущения, а на это потребуется время.

Хорошая новость состоит в том, что при большом желании и правильном подходу кататься на сноуборде можно уже с третьего-четвертого выхода на склон. Естественно, до красоты и скорости будет еще далеко, но само передвижение и уменьшение числа падений будет налицо. Кроме того, все когда-то начинали, поэтому при желании и некоторой доли настойчивости на доску встанет каждый. Поэтому не стоит расстраиваться и быстрее приступить к обучению катанию на сноуборде.

С чего начать?

Вариант 1. Взять инструктора.

Хорошо, когда начинающий бордер осознает, что катать не так просто, как кажется, и берет себе инструктора. Это замечательно и правильно, однако есть несколько но. Во-первых, это дорого. Не все готовы выложить дневной бюджет катания за час индивидуальных занятий. Во-вторых, первый раз вставая на доску, заниматься нужно именно индивидуально, потому что тебе понадобится максимум профессионального внимания. В-третьих, неудачный инструктор (как с точки зрения профессионализма, так и с точки зрения общения) может навсегда отбить желание кататься на сноуборде. Порой инструкторы слишком много внимания уделяют технике и ошибкам, забывая показать все радости нахождения на склоне. Катания должно приносить радость с первого же раза, тогда у тебя будет мотивация продолжать совершенствоваться и прийти к скорости и драйву. Удовлетворение приносят первые успехи, поэтому хороший инструктор будет давать такие упражнения, которые ты в силах выполнить, и концентрировать твое внимание именно на успехах.

Как итог: да, инструктор - это самое грамотное решение. Однако выбирать его стоит тщательно, а если ты понимаешь, что не чувствуешь радости на склоне, смело меняй инструктора, потому что дальше будет только хуже.

Вариант 2. Попросить друга.

Многие начинающие бордеры по тем или иным причинам не берут занятия у инструкторов, а просят друзей научить их кататься на сноуборде. Это очень распространенный вариант, и его эффективность зависит именно от друга, в первый раз поставившего тебя на сноуборд. Если друг хорошо катается на сноуборде, это совсем не значит, что он может научить этому тебя. Многие опытные райдеры давно забыли свои первые ощущения на склоне, когда мозг не может сообразить, как нужно расположить тело, а непривыкшее тело не хочет слушаться команд мозга. Поэтому, если супер-райдер-друг удивляется, почему ты не можешь сделать такую простую вещь, как перейти с заднего канта на передний, и вообще постоянно падаешь, лучше сказать ему "спасибо" и отпустить гонять по красным склонам.

Если друг действительно основательно взялся за твое обучение, он должен понимать, что самому ему покатать в этот раз не удастся, и спокойно проведет целый день вместе с тобой на учебном склоне, водя тебя за руки, поддерживая, терпеливо перенося все твои падения, недопонимание и жалобы. Если обучающий правда хочет научить, а обучаемый действительно готов учиться, то все получится. Если обучающий еще и знаком с нужными упражнениями, дело пойдет еще быстрее. Поэтому выбирайте правильного друга и вперед на склон.

Вариант 3. Учиться самостоятельно.

Как же быть тем, кто решил научиться кататься на сноуборде самостоятельно? Техника катания на сноуборде для начинающих сноубордистов начинается с несложных упражнений, которые под силу каждому. Найдите учебную горку и начинайте выполнять упражнения, который предназначены специально для тех, кто встает на сноуборд в первый раз.

Они не сложные, поэтому тихо мирно отрабатывайте движения, отмечайте успехи и переходите к следующему упражнению.

10 правил начинающего сноубордиста

  1. Без падений кататься никто еще не научился. Не избегайте падений. Одевайте защиту и падайте до тех пор, пока тело само перестанет падать.
  2. Кататься на сноуборде - это не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы преодолеть все трудности, найдите себе сильную мотивацию , которая не даст вам все бросить. Например, хочу в горы или хочу быть на склоне не случайным человеком. Главное, чтобы вы знали, зачем вам все это нужно.
  3. Прогресс идет постепенно . Поэтому не ожидайте от себя слишком многого сразу и не расстраивайтесь. Концентрируйте внимание на успехах.
  4. После первого раза тело будет очень (ОЧЕНЬ) сильно болеть . Это не страшно, потому что болят те мышцы, которые не работают в повседневной жизни. Обязательно разомните тело зарядкой.
  5. Обучение требует регулярности . Поэтому старайтесь выбираться на склон хотя бы раз в неделю.
  6. Если у вас еще остались болевые ощущения от прошлого раза, не стоит выходить на склон до тех пор, пока они пройдут. Если вы получили травму и не распознали ее, преждевременное катание грозит вам плохими последствиями.
  7. Пока едете на подъемнике, обращайте внимание на проезжающих сноубордистов. Отмечайте плюсы и минусы их техники. Мозг запоминает увиденное, и обучение идет быстрее.
  8. Не нужно ездить на бугельном подъемнике, если есть кресельные .
  9. Не нужно ездить на кресельном подъемнике с пристегнутом к одной ноге сноубордом. Снимите его совсем и возьмите на колени.
  10. Не лезьте на большой склон, пока не будете уметь перекантовываться. И свои ноги повредите длительной нагрузкой при езде плугом, и остальному народу опасность создадите.
  11. Дополнительное правило: обязательно прочитайте статьи про травмы и как их избежать . Для начинающих сноубордистов эта информация бесценна, ведь предупредить беду всегда проще, чем потом устранять последствия.

Упражнения для обучения катанию на сноуборде

Упражнение 1.

Цель : На сноуборде катаются боком, то есть впереди ставится либо правая (гуфи), либо левая (регуляр) нога. Нужно выяснить, на какую ногу тебе будет удобнее кататься. Общее правило: правши катают правой ногой вперед, а левши - левой, но оно работает не всегда. Если ты вдруг не можешь определиться, придерживайся общего правила. Не страшно, если ты ошибешься - в будущем тебе будет намного легче кататься на свою ногу. Продвинутые райдеры должны одинаково хорошо кататься на обе ноги.

Что делать : Попроси кого-нибудь внезапно толкнуть тебя в спину. Какую ногу ты выставил вперед? Ту ногу и считай передней. Способ второй: вспомни, какой ногой вперед ты катался по льду с разбегу в детстве? Та будет передней. Способ третий, сноубордный: найди самый пологий склон и пристегни обе ноги к доске. Теперь попробуй ехать вправо и влево. Куда удобнее? Если одинаково удобно или одинаково неудобно, воспользуйся общим правилом: правша - вперед идет правая нога, левша - левая.

Упражнение 2.

Цель : привыкнуть, что теперь твои ноги связаны. Перебороть чувство дискомфорта от связанных ног.

Что делать : на ровной поверхности пристегни сноуборд. Почувствуй, что теперь твои ноги связаны доской. Сначала это будет неприятно, потом придет недоумение, как так можно ездить, потом ноги и мозг привыкнет к этой мысли. Когда ты понимаешь, что другого выхода нет, и нужно как-то выкручиваться, попробуй как угодно поперемещаться на сноуборде (на ровной поверхности). Задача состоит именно в том, чтобы заставить мозг понять, что в пристегнутых ногах нет ничего страшного, и он начнет сам подсказывать тебе способы перемещения новым для него образом.

Упражнение 3.

Цель : почувствовать правильную стойку сноубордиста.

Что делать : на ровной поверхности пристегни обе ноги к сноуборду. Разверни корпус по направлению к передней ноге, плечи должны смотеть вперед, вдоль сноуборда. Перенеси 70% веса на переднюю ногу, 30% оставь на задней ноге. Запомни эти ощущения, в будущем именно они должны у тебя быть в процессе движения по склону.

Запомнил? Хорошо. Теперь залезаем на учебную горку и переходим непосредственно к движению. Первое время не стоит обращать внимание на стойку, потому что будет совсем не до нее. А вот в будущем придется вспомнить упражнение 3 и внедрять в свое катание правильную стойку.

Упражнение 4.

Цель : почувствовать снег и то, что ты сноубордист.

Что делать : на пологом склоне попробовать двигаться вниз. Неважно, как ты будешь это делать, главное, медленно но верно двигаться вниз. Падения не страшны. Попробуй держать баланс тела, чтобы падений стало меньше. Почувствуй сопротивление снега, как он тебя держит, как его проходит твоя доска. Почувствуй, что доска - это продолжение тебя, что ей можно управлять. Обычно все едут на пятках, то есть на заднем канте. Почувствуй, какое усилие нужно приложить, чтобы, с одной стороны, доска ехала вниз, а с другой стороны - передний кант не зарывался в снег. Почувствуй, что ты на улице, на свежем воздухе, среди веселых ярких людей. Ты занимаешься спортом, причем каким! Ты встаешь на сноуборд и скоро будешь гонять по горам. А ради этого можно немного попадать, ведь на тебе защита, поэтому падать совсем не больно.

Упражнение 5.

Цель : встать после падения.

Что делать : во время выполнения предыдущего упражнения ты, скорее всего, будешь падать. Значит, нужно тебе рассказать два способа, как встать и продолжить движение.

Первый способ : развернуться лицом к склону, оттолкнуться сзади рукой, при этом передней рукой держась за передний край сноуборда. Этот способ неудобен на пологих склонах и дает сильную нагрузку на колени.

Второй способ : перевернуться на живот, встать на четвереньки спиной к склону и встать, придерживаясь руками за снег. Этот способ не так эстетичен, но намного безвреднее.

Упражнение 6.

Цель : научиться ездить самым универсальным образом, который является спасением всех бордеров в сложных ситуациях - освоить плуг. Почувствовать задний кант и его возможности.

Что делать : твоя задача - съехать вниз по прямой только на заднем канте. Встань на пятки. Как только ты начнешь слегка опускать носки, то доска начнет съезжать вниз по склону. Делать это нужно медленно. Представь себе, что ты намазываешь своим сноубордом масло на хлеб, и постарайся сделать это аккуратно. После тебя должен остаться прямой ровный след шириной в твой сноуборд. Не должно быть выраженных ступеней, движение должно быть равномерным. Это называется плуг.

Важно, чтобы носок не опустился слишком сильно вниз, иначе передний кант зароется в снег, и ты упадешь "рыбкой" вперед и вниз по склону. Это очень неприятное падение, называется "поймать кант".

Плуг как способ передвижения еще не раз тебе пригодится. Дело в том, что сноуборд становится вездеходным именно благодаря такому плугу. Лыжи не могут управляемо ехать только вперед, а сноуборд может. Плуг хорошо держит на самом крутом склоне, позволяет протиснуться в самых узких местах и пройти неудобный участок на самой минимальной скорости.

Чтобы затормозить, сильнее надави на задний кант (пятки). Он врежется в снег, трение увеличится, и доска остановится.

Здорово, если первое время выполнять это упражнение, держась двумя руками за руки обучающего. С виду это напоминает пару для вальса. На практике ты будешь держаться за кого-то, страха упасть будет меньше, обучение пойдет быстрее.

Упражнение 7.

Цель : научиться ездить плугом на переднем канте (на носках), почувствовать возможности переднего канта, побороть страх ехать спиной к склону.

Что делать : то же самое, что и в прошлом упражнении, но на переднем канте (на носках). Нужно ехать спиной склону, аккуратно "намазывая" снег передним кантом. Сразу хочу предупредить, что это значительно сложнее. Сделайте это упражнение столько раз, сколько будет необходимо, чтобы страх упасть на спину прошел, ты почувствовал уверенность, что снег тебя держит, и оставил после себя ровный прямой широкий след.

Также хорошо, когда первое время кто-то будет поддерживать тебя за руки и помогать не потерять равновесие. Потом нужно начинать выполнять падающий лист на переднем канте без посторонней помощи.

Упражнение 8.

Цель : научиться азам управления сноубордом, а именно заставлять доску ехать вправо и влево. Это упражнение часто называют "падающий лист".

Что делать : нужно ехать плугом на заднем канте, но, в отличие от упражнения 3, где ты ехал прямо вниз, теперь нужно заставить доску сначала ехать вниз и вправо, а потом вниз и влево. Делается это так: если тебе нужно ехать вправо, то сильнее надави на пятку правой ноги, и сноуборд поедет в сторону. Проехав 3-4 метра, остановись и начинай давить на пятку левой ноги. Перенеси вес на нее, и ты почувствуешь, как борд едет влево. После 3-4 метров снова поменяй направление.

Таким образом, ты заставляешь ехадь сноуборд в сторону, если сильнее загружаешь соответствующую ногу. В теории твой вес должен быть распределен так: 70% веса на переднюю ногу, 30% - на заднюю. Важно привыкать к такому распределению, потому что болезнь всех новичков - переносить вес назад, от чего случаются падения. БОльшая часть веса всегда приходится на переднюю ногу.

После тебя должен остаться след, похожий на траекторию падающего листа. Старайся, чтобы эта траектория была ровной и симметричной.

Первое время приветствуется посторонняя помощь. Хорошо иллюстрирует то, что тебе нужно воспроизвести, следующая картина:

Упражнение 9.

Цель : продолжать учиться азам управления сноубордом. Заставить доску ехать в сторону на переднем канте.

Что делать : переходим к сложному. Теперь тебе нужно встать на передний кант (на носки) спиной к склону и повторить прошлое упражнение, но на носках. Стоя на носках, нужно заставить доску поехать вправо, надавив на правую ногу, а потом влево, надавив на левую ногу. Траектория движения должна быть такой же, как и в предыдущем упражнении.

Это упражнение дается значительно труднее, но, когда ты его освоишь, прогресс пойдет гораздо быстрее. Также приветствуется посторонняя помощь первые несколько раз.

Помни, что по склону сноубордист всегда едет на одном канте, либо на переднем, либо на заднем. Как только ты переходишь на скользяк и едешь по склону всей поверхностью сноуборда, доска становится неуправляемой, очень быстро растет скорость, и велика вероятность, что ты затормозишь только путем столкновения с каким-либо предметом. И совсем не обязательно, что он будет мягким.

Итог

Вот и закончена твоя программа на первый и второй раз катания. Поверь, пока этого вполне достаточно. Ты поймешь, что передвигаться на сноуборде вполне реально и даже удобно, перестанешь бояться склона, поймешь, как хорошо тебя держит снег. У тебя проявится некий прогресс, ты сможешь достигать в плуге какой-то скорости и почувствуешь себя сноубордистом, частью этого веселого мира, а не просто зрителем.

А если ты решись продолжить улучшать свою технику, то добро пожаловать на следующий этап, который называется

Перекантовка на сноуборде — сложный трюк, с которым сталкивается каждый райдер. У новичков такие маневры обычно заканчиваются падениями. Поэтому выполнять их нужно правильно, учитывая все рекомендации.

Перекантовка — переход от одного канта к другому. Кант — металлическая заточенная полоска по краю сноуборда, ею доска врезается в снег. Но сначала необходимо научиться контролировать оба канта. Это базовые упражнения, изучение которых предполагают первые уроки сноубординга.

Управление задним кантом сноуборда?

Пошаговая инструкция:

  1. Сноубордист сидит лицом к склону, доску ставит перпендикулярно его линии.
  2. Поднимаясь, пятками придавливает задний кант, плечи держит ровно, вес тела над центром борда.
  3. Опуская носки, начинает движение, поднимая — торможение.

Так балансируют задним кантом. Путем давления левой или правой ногой указывается направление движения доски. При возвращении исходной стойки и придавливании заднего края снаряд выравнивается.

Как правильно ездить на переднем канте сноуборда?

Краткое описание:

  1. Сноубордист сидит напротив склона.
  2. Поднимаясь, носками придавливает передний край, колени чуть согнуты, взгляд по направлению движения, тело над центром доски.
  3. Опусканием пяток заставляет снаряд двигаться.
  4. Утяжелением правой или левой ноги задает ему направление.
  5. Исходная стойка и придавливание переднего края провоцирует торможение.

Райдер, отточивший оба способа контроля кантов, готов обучаться перекантовке.

Виды поворотов

Для езды без остановки недостаточно уметь контролировать канты. Потребуется освоить технику выполнения двух видов поворотов:

  1. Поворот на задний кант. Сноубордист, стоя спиной к склону, начинает движение чуть по диагонали вниз, используя передний кант. Немного опустив пятки, дает борду лечь всей поверхностью и набрать скорость. Нагрузкой пяток заставляет снаряд поворачивать, используя задний кант.
  2. Поворот на передний кант. Райдер применяет похожую схему перекантовки на сноуборде, но двигается в другую сторону. Стоя лицом к спуску, начинает движение, утяжелив переднюю ногу. Нагружая носки ботинок, начинает разворачивать борд. Главное, когда он встанет поперек склона, вес распределить равномерно, иначе можно потерять равновесие.

Упражнения травмоопасные, поэтому выполнять их следует под присмотром инструктора.

  1. Райдер принимает нужное положение — борд ставит чуть по диагонали, т.е. практически поперек линии склона, вес тела смещается вперед. Доска начнет движение, а затем повернет.
  2. Распределяет вес над центром доски, заставляя ее выйти из поворота. Постепенно уменьшает угол доски относительно линии склона, повторяя упражнение.
  3. Периодически меняет канты. Отрабатывает из разных положений — съезжает сначала передом, затем задом.

Перед тем как перекантовываться на сноуборде или отрабатывать любые упражнения, следует изучить советы экспертов.

Для первых занятий подойдет прокатный сноуборд. Новые борды отлично скользят, но покажутся новичку слишком быстрыми.

Важно! Решившим осваивать снаряд без инструктора рекомендуется сначала для катания использовать плоскую поверхность. Переднюю ногу пристегивают креплением, свободной отталкиваются со стороны заднего канта. Важно почувствовать доску и ощутить момент скольжения.

Не следует начинать занятия и думать, как закантоваться, не приняв правильную — колени согнуты, спина прямая, взгляд по направлению движения, руки чуть приподняты для удержания равновесия.

Страх — главный враг начинающих сноубордистов, впервые вставших на доску. Он заставляет при повороте переносить вес назад, что обычно заканчивается падением. Со временем чувство страха пропадет навсегда.

Новичку при катании падений не избежать. Поэтому следует задуматься о безопасности — запастись предметами защиты тела сноубордиста. Опытные райдеры не начинают без шлема, оснащенного подшлемником, а также элементов защиты локтей, колен, копчика.

Отрабатывая езду с перекантовкой, нельзя забывать об окружающих. Столкновения часто заканчиваются травмами. Следует сохранять дистанцию, чтобы быть готовым к любым маневрам со стороны других сноубордистов.



 

Возможно, будет полезно почитать: