Что такое иппотерапия для детей инвалидов. Что такое иппотерапия и почему она полезна детям? Лечение отдельных заболеваний

О пользе верховой езды для человека известно со времен Древней Греции. Высказывания на эту тему можно найти у Аристотеля, Гиппократа, Ксенофонта. Дени Дидро в середине XVIII века написал трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести».
В наше время интерес к лечению верховой ездой возродился благодаря спортсменке Лиз Хартел - чемпионке Дании по конному спорту. Более полувека назад ее постигло несчастье: в двадцать лет она перенесла полиомиелит и стала инвалидом. Казалось бы, спортивной карьере наступил конец. Однако Лиз возобновила упорные тренировки в верховой езде и через восемь лет стала серебряным призером Олимпийских игр. Этот феномен привлек к себе внимание медицинской науки и послужил толчком для широкого применения верховой езды при лечении многих заболеваний, особенно в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Сравнительно недавно появился даже специальный термин - «иппотерапия» (от греч. hippos - лошадь и therapeia - уход, лечение).
Секрет эффективности иппотерапии объясняется в первую очередь притягательностью и мощной энергетикой лошади - друга и помощника человека на протяжении нескольких тысячелетий. Ребенку-инвалиду, лишенному многих радостей жизни, полезно даже просто покататься верхом. Но для полноценной реабилитации этого недостаточно. Иппотерапевты ставят перед собой цель улучшить физическое и психоэмоциональное состояние ребенка, обучить его новым жизненным навыкам. А для этого нужна индивидуальная, последовательная и кропотливая работа.

К лошади на прием

Иппотерапия воздействует на организм сразу по нескольким направлениям: нормализует тонус мышц, улучшает двигательные функции, повышает адаптивные возможности, создает положительный эмоциональный фон.

Физиологическое воздействие

Температура лошади выше температуры человека на один-полтора градуса, что создает ощущение тепла, исходящего от животного, расслабляет мышцы. Движения идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в них. В результате улучшается кровоснабжение во всем организме, в том числе и в мозге.
Сидя верхом на лошади, всадник всем своим телом ощущает ее движения. Для обездвиженного больного это - незаменимый урок ходьбы. У него включаются механизмы запоминания полученного опыта. Когда лошадь идет шагом, тазобедренная область и ноги всадника имитируют сложные трехмерные движения, у него работают практически все группы мышц. Необходимость удерживать равновесие на лошади заставляет всадника синхронизировать с движениями лошади работу мышц , туловища, шеи, ног. Все это формирует динамический стереотип, который инвалид переносит из верховой езды в повседневную жизнь.

Психосоциальное воздействие

У многих людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а у некоторых – и осознание себя как личности. Словом, все то, что определяет взаимоотношения человека с миром.
Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, необходимость управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми ребенок взаимодействует.

Эмоциональное воздействие

Лошадь - очень красивое и доброе животное. Она смотрит на человека огромными умными глазами, тянется к нему мягкими губами за угощением, уютно фыркает и приветливо кивает головой.
Она такая высокая, что, сидя в седле, ребенок кажется себе большим и сильным. И лошадь слушается его, подчиняется движениям его тела, она ведь не ощущает различий между здоровым человеком и инвалидом. И больной ребенок забывает о своей болезни, ощущает себя здоровым, сильным - и постепенно становится таковым!
Вот такое комплексное воздействие и позволяет достичь наибольшего эффекта.
Первые пациенты появились у нас в 2000 году, работу с ними начали два - невролог и специалист по и лечебной физкультуре, прошедшие специальную подготовку в Москве. За 10 лет в нашем центре накоплен уникальный опыт иппотерапии.
Большинство обратившихся к нам детей не имели опыта верховой езды и общения с лошадью. Но уже к концу первого года занятий у маленьких пациентов значительно улучшилось физическое и психоэмоциональное состояние. Нескольким детям с диагнозом «дисплазия тазобедренного » после двухлетнего курса занятий официально сняли инвалидность. Десятилетний мальчик, не владевший речью, заговорил. При этом все родители отметили повышение качества жизни в семье.

От лечения - к достижениям

Наиболее эффективный инструмент социализации детей с ограниченными возможностями - адаптивный конный спорт. В спортивную группу попадают дети, у которых есть потенциал - физический и психологический. Нагрузки здесь значительно выше: перед соревнованиями тренировки проходят почти ежедневно.
В нашей стране спорт инвалидов стал развиваться совсем недавно. Узнав о параолимпийских соревнованиях, мы стали готовить к ним детей, добившихся успехов в занятиях верховой ездой. Вскоре наши спортсмены приняли участие в чемпионате России и получили свои первые медали.
На сегодняшний день наши юные воспитанники много раз выступали в чемпионатах России и международных соревнованиях по конному спорту среди инвалидов и почти всегда возвращались домой с кубками и медалями.
Анна Кокорышкина, воспитанница центра Тихомировых, ныне студентка, участница многих соревнований инвалидов.
«Конно-оздоровительный центр Фонда Тихомировых для меня не просто место, где я осуществляю свою мечту, а уникальная возможность достичь того, что может не всякий даже полностью здоровый человек.
Жизнь так устроена, что у детей с ограниченными возможностями очень мало вариантов реализовать себя. Нам не хватает общения с ровесниками, мы чувствуем себя «другими», многие замыкаются в себе и в своих переживаниях...
Посещая занятия иппотерапией, а позже и спортивные тренировки, мы начинаем чувствовать себя физически сильными, восполняем недостаток общения (как с людьми, так и с животными), многим удается заметно улучшить свое здоровье.
Таким образом, мы избавляемся от множества комплексов и чувствуем себя среди здоровых людей гораздо увереннее. Развивается и характер. Трудности преодолеваются. Ты чувствуешь себя нужным человеком.
Конечно, сопоставление понятий «конный спорт» и «ребенок-инвалид» первоначально вызывает большие сомнения. Но если ты начал тренироваться и у тебя есть сила духа и огромное желание, то ты уже не сможешь бросить конный спорт!
Верь в себя, мой друг! Кто бы ты ни был и каким бы ты ни был - ты всегда можешь сделать то, чего другие от тебя никак не ожидали!
Это сложный путь, но тем ценнее награда...»

Екатерина Бузикова, серебряный призер первенства России по параолимпийской выездке среди детей-инвалидов
«Самые яркие впечатления у меня остались от первого галопа. Когда я впервые в жизни проехала галопом, вытянув руки в стороны, я ощутила себя свободной птицей. Мне безумно понравилось!
Сейчас я перешла на новый этап. Не просто хорошо держаться в седле, а научиться работать с лошадью правильно. Стать с лошадью одним целым. Чтобы не только я получала удовольствие от общения с лошадью, но и лошадь от работы со мной.
Думаю, что у меня все получится, потому что у меня очень хороший опытный тренер и огромное желание добиться высоких результатов!»

Шанс для всех

С первых дней существования круг помощников, участников, доброжелателей, учителей, спонсоров и друзей нашей общественной организации постоянно расширялся. Судьба дарит нам множество потрясающих встреч, открытий, уникальных возможностей. И все это - благодаря лошади! Она таит в себе неиссякаемый источник сил и вдохновения. Дает шанс стать лучше и чище. Помогает увидеть высокое в повседневности. Дарит нам и нашим воспитанникам возможность почувствовать себя сильными и успешными.
Добрый конь когда-то «вывез» нас в цивилизацию. Сегодня он помогает исправить многие ее издержки.
Каждый из нас может ощущать себя в жизни «верхом на коне»!

Михаил и Ольга Тихомировы уверяют, что их фонду везет на людей, готовых помогать. Дети-инвалиды занимаются здесь бесплатно. Воспитанники центра побеждают в параолимпийских соревнованиях. Конюшня содержится в идеальной чистоте, лошади сыты и веселы. Но дело здесь не только в спонсорах. Без энтузиазма Тихомировых, без их каждодневного труда все это было бы невозможно.

Программа "Иппотерапия, как средство восстановления и оздоровления детей дошкольного возраста "


Пояснительная записка : В настоящее время занятия по оздоровлению детского организма являются приоритетным направлением государственной политики в области физической культуры и спорта населения РФ.
Одной из основных задач ФГОС ДО является задача о сбережении здоровья дошкольника, а именно, «оберегать и укреплять здоровье детей (как физическое, так и психическое), заботиться об эмоциональном благополучии ребенка» (ФГОС ДО, пункт 1.6).
Однако в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Проблемы различных заболеваний опре¬деляется отрицатель¬ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. На сегодняшний день в дошкольном учреждении № 35 практически здоровые дети составляют всего 3-4%, с нарушением осанки - 50-60%, с плоскостопием - 30%, выделяется группа детей (1%) с эмоционально-волевыми нарушениями (РДА, гиперактивность).
Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. На сентябрь 2016г вновь прибывших воспитанников составило 101 человек, из них:
1 группа здоровья – 16%;
2 группа здоровья – 69%;
3 группа здоровья – 15%.
Следовательно, вопрос постоян¬ного поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, например, оздоровительное влияние живой природы на организм ребенка, остается всегда актуальным.
Иппотерапия, как один из методов оздоровительной технологии в работе с детьми дошкольного возраста, в данном контексте представляет собой большой интерес. Этот метод является экологичным, безболезненным, имеет небольшое количество противопоказаний, высокую эффективность, практически не имеет возрастных ограничений, и показан практически при всех нарушениях развития и здоровья (неврологических, сердечнососудистых заболеваниях, желудочно-кишечных, опорно-двигательного аппарата и др.).
Гиппократ указывал, что «верховая езда восстанавливает в страдающем организме гармонию».

Актуальность программы:

Воздействие метода иппотерапии на ребенка можно рассматривать в двух аспектах оздоровления детского организма - физиологическом и психологическом.
Верховая езда - это великолепное физическое упражнение, при котором тренируются и развиваются различные группы мышц. Животное при движении шагом выступает в роли «терапевтического посредника» для всадника, передавая от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов, аналогичных движению человека при ходьбе. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает корректировать двигательную активность больного. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи:
нормализация мышечного тонуса,
совершенствование координация движений,
укрепление мышц,
достижение двигательной симметрии.
Это объясняется тем, что температура тела лошади на 1,5-1,7 градус выше человеческой, при этом движения мышц спины движущегося коня разогревают и массажируют спастические мышцы ног всадника, что способствует формированию адекватного двигательного стереотипа. По сути, она представляет собой оздоровительную реабилитационную, а также лечебную верховую езду - это форма лечебной физкультуры, где в качестве развивающего инструмента выступает лошадь.
Психологический механизм складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным темпераментным и сильным животным, управление которым дарит больному ощущение победы не только над лошадью, но и над своими страхами и своей болезнью. С этого взгляда иппотерапию можно рассматривать как один из методов лечения, направленных на воспитание синдрома мотивации - желание самостоятельно справиться со своим страхом, сделать шаг вперед к победе с трудностями.
Коммуникация и построение контакта между человеком и лошадью является невербальным: лошадь чувствует как эмоциональную связь, жесты, речь пациента, так и его физическое состояние. Такой эмоциональный фон обусловлен радостью от общения с лошадью – прекрасным, сильным и добрым животным, а так же с доброжелательным инструктором, коноводом и со сверстниками. Социальное позитивное влияние оказывает на дошкольников ощущение свободы и раскрепощенности, которое дает им простор манежа или летнего плаца. Известно, что положительные эмоции сами по себе лечебны, а в сочетании с влиянием верховой езды этот эффект значительно усиливается.
Таким образом, есть необходимость внедрения иппотерапии для оздоровления детей в деятельность ДОУ.
Цель программы: создать условия оздоровления в МБДОУ через нетрадиционные способы воздействия, ориентированные на детей с ОВЗ, нарушением осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями, использования их в профилактических и коррекционных целях.
Задачи программы:
1. Использовать обучение навыкам верховой езды детей для воздействия на физическую, психоэмоциональную и личностную реабилитацию и адаптацию;
2. Способствовать восстановлению двигательных функций и утраченных навыков путем проведения регулярных занятий лечебной верховой ездой;
3. Оказывать воспитательно-образовательное воздействие на детей, приобщать их к живой природе при помощи лошадей (формирование бережного отношения к живой природе, взаимопомощь; изучение окружающего мира, расширение знаний о природе своего региона, овладение методами исследований окружающей среды для наиболее увлеченных детей);
4. Содействовать интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в обществе;
5. Способствовать мотивации активного образа жизни детей;
6. Осуществлять помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ и нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями через оздоровительную и коррекционную работу.
Для достижения этих задач требуется систематическая совместная работа МБДОУ № 35, Городского реабилитационного центра «Росток», Читинской государственной заводской конюшни с ипподромом имени Хасоена Хакимова.
Ожидаемые результаты:
Стабильное психоэмоциональное состояние ребенка;
Восстановление и увеличение объема активных и пассивных движений;
Снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости, агрессивности
Позитивное включение в жизнь группы детей с ОВЗ, нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями;
Социализация ребенка с ОВЗ, нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями в обществе сверстников.
Предполагаемые риски:
Метеорологические условия.
Негативное отношение родителей к занятиям детей иппотерапией.
Отрицательные эмоции детей к занятиям.

1.5.Основные принципы программы.:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей

Участники программы:

І. Воспитанники МДОУ №35 г.Читы в возрасте от 3 до 7 лет.
Часто болеющие простудными заболеваниями дети;
дети с хроническими заболеваниями;
дети с ограниченными возможностями (дети - инвалиды);
дети с нарушениями осанки, плоскостопия;
дети с речевыми нарушениями;
дети с психоэмоциональными нарушениями;
дети, посещающие занятия по запросу родителей и желанию самих детей.
ІІ. Сотрудники городского реабилитационного центра «Росток» (иппотерапевт).
ІІІ. Работники Читинской государственной заводской конюшни с ипподромом имени Хасоена Хакимова (тренер, конюх);
ІV. Администрация и педагогический коллектив МБДОУ № 35;
V. Родители воспитанников МБДОУ (законные представители ребенка)

Необходимые условия для проведения занятий:
Перед занятием необходимо объяснить простейшую технику безопасности: животное нельзя дразнить, подходить к лошади сзади, кричать, махать руками, кормить без разрешения инструктора. Для лечебных занятий вместо седла используется специальная попона.
Оценка результативности проводится при посещении не менее 8 занятий за курс.
Все животные, приводимые на занятия с детьми, должны иметь ветеринарную справку о том, что они клинически здоровы, исследованы на заболевания и вакцинированы против сибир¬кой язвы.
Принципы организации занятий:
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Принцип взаимной человечности.
Принцип разумного сочетания опеки и самостоятельности.
Принцип соревновательности, где главное - соревнование с самим собой, как первичной формы самоутверждения.
Принцип комбинированности физических и психологических нагрузок.
Формы и методы работы:
Форма проведения - индивидуальные занятия, чаще всего на лошади без седла с одной только страховочной подпругой с ручками. При этом лошадь выступает в качестве лечебного средства: используется благотворное воздействие ее тепла, ритмичных колебаний, возникающих при движении, массирующих движений ее спинных мышц.
На индивидуальных занятиях дети учатся сидеть на лошади, управлять ею, выполняют упражнения, которые задаются врачом-иппотерапевтом, психологом, тренером и контролируются инструктором.
На занятиях дети имеют возможность выбрать наиболее понравившуюся лошадь, но для более тяжелых детей лошадь подбирает специалист – врач-иппотерапевт, поскольку важным фактором влияния на спастичные мышцы является правильный подбор лошади, так как от ширины ее спины зависит степень воздействия на группу приводящих мышц.
Индивидуальные занятия преследуют цель более углубленного изучения элементов управления лошадью. В проведении занятия участвуют: коновод, ведущий лошадь, инструктор и страхующий, если тяжесть заболевания ребенка или его поведение на лошади требует особых мер предосторожности.
Движение лошади желательно производить по кругу. Во время прохождения круга ребенок делает одно из упражнений комплекса. Интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений (например, наклон) могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка и уровня выразительности двигательного дефекта. Для вовлечения ребенка в процесс обучения и для проверки его способности различать разные ритмы и звуки, осознания своего тела и хореографии движений, возможно применение музыкотерапии.
Использование дополнительного инструментария: игрушек, мячей, посторонних предметов, рисунков, музыки помогает установлению контакта с ребенком и способствует развитию мыслительных процессов.
К иппотерапии относятся и теоретические занятия, где дети знакомятся с породами лошадей, историей их происхождения, конским снаряжением, видами конного спорта и др.
Хороводы, ролевые игры, проводимые с детьми, помогают обогатить внутренний мир ребенка, помочь ему прожить, прочувствовать и «примерить на себя» роль героя, волшебника, тем самым даря разнообразие жизненных переживаний и мироощущений, способствуют положительной идентификации себя в мире и обществе. В ходе игры достигается развитие коммуникативных навыков, развитие чувства товарищества, взаимопомощи, вовлеченности и заинтересованности в действиях и событиях, происходящих в игровой ситуации. Получают свое развитие когнитивные процессы последовательности и закономерности, взаимосвязи событий и действий.
Как и в случае с верховой ездой, в фольклорных играх большое значение уделяется ритму, включающему в себя движения, тембр голоса и музыку, под которую проходит игра. Обучение ритму детей с нарушением развития позволяет им полнее включиться в нормальную детскую жизнь.

2.4.Основные требования для педагогов и специалистов, задействованных в организацию занятий в группе.

Противодействовать гипокинезии, развивать физическую активность ребёнка.
Адаптировать организм ребёнка к физическим нагрузкам.
Способствовать восстановлению нарушенных функций организма (ЛФК, массаж).
Восстанавливать здоровье и улучшать его психоэмоциональное состояние.
Действовать по правилам «не навреди».

Основные условия применения иппотерапии:

Применение только патогенетически обоснованного (показанного для данного заболевания или сочетания заболеваний) комплекса методов ЛФК: ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа, занятий творческой деятельностью;
Постоянного контроля со стороны врача детского сада и педагога -психолога за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;
Постоянного и последовательного наращивания физической активности;
Рациональное сочетание ЛВЕ с психологическим и социально – творческими методами работы;
Активного по возможности сознательного участия ребенка в реабилитационном процессе.

2.6.Показания и противопоказания для организации занятий иппотерапией

Как и любой другой метод коррекции и реабилитации, иппотерапия имеет свои показания и противопоказания. Воздействующая многопланово и многофакторно, она может быть показана и с успехом использована при самых разных видах для детей с ОВЗ, соматических, психоэмоциональных заболеваний, а так же при нарушениях общения, умственного, физического развития при трудностях обучения.
Показания, при которых применяется иппотерапия:
нарушение опорно–двигательной системы, возникающие вследствие параличей, полиомиелита и других поражений ЦНС;
нарушение психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы;
различные формы нарушения интеллекта;
нарушение социальной адаптации, общее недоразвитие речи (ОНР);
нарушение осанки у детей дошкольного возраста.
Медицинские противопоказания для использования ЛВЕ являются:
болезнь Ломштайна – Фродика, приводящая к ломкости костей;
гемофилия (несворачиваемость крови);
острые инфекционные заболевания;
любые заболевания в остром периоде и стадии обострения.
Относительными противопоказаниями при соблюдении необходимых мер предосторожности являются:
диабет (можно заниматься при нормальном содержании сахара в крови);
хронические заболевания почек;
эпилепсия любого генеза;
состояние после травматических повреждений и некоторых заболеваний в шейном и поясничном отделе позвоночника (занятия на шагу и только на облегченной рыси);
синдром Дауна, допускаются дети при наличие рентгенограммы шейного отдела позвоночника, свидетельствующей об отсутствии патологии в этой области.

2.7. Методические рекомендации проведения занятий.
Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия пятерых участников – ребенка, воспитателя детского сада, инструктора, ассистента, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, страхует ребенка, дает ему задания, направляет всадника и следит за выполнением заданий, общается с ребенком, а так же руководит действиями коновода.
Ассистент инструктора страхует ребенка, оказывает помощь в выполнении упражнений, страхует инструктора при выполнении им упражнений на лошади, готовит инвентарь и оборудование для занятий. Коновод отвечает за поведение лошади, по команде инструктора останавливает, посылает или поворачивает лошадь и выполняет другие его распоряжения. Воспитатель наблюдает за поведением ребенка, его реакцией на иппотерапию для внесения рекомендаций в маршрутный план ребенка.
Более подготовленные дети начинают с индивидуальных занятий, но для них это только первый этап. Эта категория детей целенаправленно движется к обучению элементам управления лошадью, к работе с поводом, укреплению правильной посадки в седле, что и является следующей формой иппотерапии. Помимо уникального и разнообразного опыта, приобретенного на занятиях и позитивных изменений в его самооценке, очень важно изменение отношения их родителей к своим детям. Рейтинг ребенка с ОВЗ и слабым здоровьем в глазах его родителей резко возрастает, когда они видят его, радостного, смело и умело обращающегося с лошадью, который на равных обращается с окружающими.

Структура занятия

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Растяжка.
4. Заключительная часть.
Занятие для ребенка должно начинаться с разминки. Она включает в себя комплекс физических упражнений, которые проводятся на полу. С детьми воспитатель проводит пассивные упражнения или использует элементы массажа для согревания и разминания мышц. Основная часть включает пассивную езду на лошади и комплекс упражнений выполняемых верхом. Растяжка выполняется на полу для сознательного снижения тонуса определенных групп мышц, а так же направлена на восстановление функции внешнего дыхания и сердечнососудистой системы. Заключительная часть носит психологический характер – это кормление лошади в благодарность за проведенное занятие.


4. Критерии оценки результатов воздействия иппотерапии
Для отслеживания результатов в МБДОУ № 35 используется:
Ведение журнала результативности – иппотерапевт фиксирует свои наблюдения по выполнению ребенком задания, его эмоциональное состояние.
Специальные анкеты для родителей и родственников пациентов, для специалистов, ответы на которые выражают их мнение о результатах комплексной реабилитации их детей на базе иппотерапии.
Обычные наблюдения специалистов по направлениям:
изменения в физическом статусе (увеличение объёма движений в суставах, снижение количества и уменьшение амплитуды гиперкинезов, снижение патологического тонуса мышц, проявлений атаксии, улучшение равновесия и улучшение походки)
сдвиги в психоэмоциональной и личностной сферах (улучшение общего состояния и настроения, появление уверенности в своих возможностях, повышение самооценки, появление раскованности, активности, снижение излишней возбудимости, избавление от страхов, вялости, безучастности, улучшение коммуникабельности, проявление интереса к общению с окружающими, в т.ч. с лошадью и др.)
изменение в определенном направлении (речь, социализация, логика и т.д.)
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников

Проблема инвалидности занимает особое место в ряду социальных проблем. Согласно данным ООН, в начале 90-х годов в мире насчитывалось около 500 миллионов инвалидов, что составляет около 10% населения Земли. В развитых странах этот показатель выше среднемирового значения: в США около 20% населения являются инвалидами. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения количество людей имеющих инвалидность имеет тенденцию к росту.

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия.

В переводе с греческого «иппо» (hippos) означает лошадь. С давних времен люди знали, что верховая езда благотворно влияет на здоровье человека и способствует активному долголетию. Иппотерапия, или, иначе, верховая езда, — это современный, достаточно распространенный ныне метод лечения детей с ограниченными возможностями, страдающих нарушениями мозговых функций, опорно-двигательного аппарата или регуляторными нарушениями системных функций организма.

В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов на базе отдыха «Зеленый огонек» под г. Луга.

Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия.

Иппотерапия — это лечебная гимнастика на лошади.

По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. Как лечебная физическая культура, она основана на использовании биологической функции живого организма — функции движения, которая имеет два человека не только биологическое, но и социальное значение. Иппотерапия действует на организм как единое целое и по своей сущности не локалистична. Этим объясняется успешность ее применения при различных заболеваниях. Она позволяет восстановить и даже улучшить физическое состояние лиц с ограниченными возможностями двигательного аппарата, а также способствует решению конкретных психолого-педагогических задач и вопросов психосоциальной реабилитации и интеграции инвалидов.

Основы оздоровительного воздействия верховой езды на инвалидов с ДЦП заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовывать и систематизировать свои движения.

Среди факторов воздействия иппотерапии на инвалида одним из наиболее действенных можно считать координаторную нагрузку. При посадке на лошадь формируется определенная схема фиксации тела. Всадник удерживается, прежде всего, напряжением приводящих мышц бедер, фиксирующих таз в седле или непосредственно на теле животного. В удержании тела в вертикальном положении значительную роль играют система координации и активность мышц таза и спины. Нагрузка на мышцы нижних конечностей может регулироваться при изменении степени опоры на стремена (при их использовании) при сильной опоре степень напряжения приводящих мышц ниже, при слабой — выше.

Само по себе опора на стремена в фиксации тела здорового человека играет не столь значительную роль. При посадке инвалида, страдающего двигательными расстройствами, ее значение возрастает. Опора осуществляется прежде всего на стоны, фиксированные в стременах, которые сохраняют подвижность, как минимум, в сагиттальной плоскости и ограничивают ее во фронтальной. В таком случае создается возможность перемены нагрузки на мышцы не только задней, но и передней части голеней при относительной фиксации голеностопного сустава в положении, близком в физиологическому. И наконец, всадник может удерживаться в сагиттальной плоскости, поддерживаясь руками за поручни специального иппотерапевтического гурта или вспомогательный ремень на шее животного.

Поступательные движение лошади периодически изменяющую нагрузку на мышцы туловища и конечностей всадника, участвующие в удержании его на лошади, что несет в себе естественный элемент тренинга. Симметричность нагрузок по всем осям предусматривает необходимость симметричного функционирования всех групп мышц, обеспечивающих посадку занимающегося. Данный фактор важен при работе с инвалидами, имеющими асимметричными двигательные расстройства.

Можно выделить также воздействие на мускулатуру всадника низкочастотных колебаний тела движущейся лошади, приводящих у него к снижению повышенного тонуса и возрастанию объема движений в конечностях.

Дозированные нагрузки на вестибулярный анализатор, несущие элементы тренинга, стимулирую нормализацию его функции, что улучшает статико-кинетическую организацию моторики способствуя обретению лицами с ограниченными двигательными возможностями уверенности в движениях. Это влечет за собой уменьшение выраженности фобических расстройств, связанных самостоятельным передвижением.

Нейрофизиологическое воздействие упомянутых колебательных движений движущегося животного на систему вестибулярного анализатора сводится к усилению притока импульсов по его проводящим путям. Следствием этого является стимуляции глубинных структур головного мозга, определяющих функциональное состояние двигательного анализатора влечет за собой изменение функционального состояния нейромоторного аппарата, при котором становиться возможным воздействие на патологические двигательные стереотипы.

Достижение реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в ходе занятий иппотерапией содействуют изменениям и в социально-психическом статусе инвалида, приводит к повышению его самооценки, жизненной активности, нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.

Таким образом, лечебная физкультура как метод реабилитации лиц с детски., церебральным параличом занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и служит естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно двигательного аппарата.

Специфика иппотерапии с учетом возрастных, социальных и медицинских особенностей детей с ограниченными возможностями

Процесс социализации личности ребенка-инвалида с ограниченными возможностями значительно затруднен и отличается от подобного процесса у «обычных» детей. Связано это, с одной стороны, с недостатками физического, интеллектуального или психического развития самого ребенка, с другой стороны, с различными ограниченными в социальной среде (например, с архитектурными барьерами или стереотипами в отношении инвалидов).

Иппотерапия — лечебная верховая езда (далее ЛВЕ) — один из методов коррекции личностного развития детей-инвалидов с ограниченными двигательными возможностями, в частности, больных детским церебральным параличом (ДЦП). Опыт проведения иппотерапии показывает, что ее роль велика в становлении движений и поз, в осуществлении произвольного контроля над своим телом, развитии произвольного внимания, снижении тонуса мышц, тренировке вестибулярного аппарата, развитии удержания вертикализации тела, а также балансировке тела. Верховая езда способствует укреплению и формированию всех групп мышц, при этом не нагружая сердце. Еще одним положительным моментом является возможность организации занятий по иппотерапии как в условиях города (в конно-спортивных комплексах), так и в сельской местности. Главным требованием проведения иппотерапии является точное соблюдение техники безопасности.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого.

Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный. При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, занимающегося. [Джосвик Ф., М.Киттередж, Л.Макковен, К.Макпарлэнд, С.Вудз «Вопросы и ответы». Пособие по терапевтической верховой езде. — МККИ, Москва, 2000] А.Атмаджан отмечает, что лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает личности, страдающей неврозом, избавление от заторможенности, смягчает тревожное состояние и дает возможность совершать правильные поступки. При психозах у взрослых лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает больным доступ к реальности, как во времени, так и в пространстве. При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением не словесного диалога «язык жестов», с соблюдением тишины, дистанции. А. Атмаджан подчеркивает, что лошадь требует постоянного к себе внимания и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. Для человека страдающего психическими расстройствами положение верхом на лошади оказывается «выигрышным» по сравнению с положением терапевтов: «Я наверху, они внизу».

Верховая езда требует от ребенка концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в пространстве. На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени; единство действий.

В психотерапевтических взаимоотношениях лошадь является:

  • истинным посредником во взаимоотношениях иппотерапевта и всадника;
  • получателем информации, (команда всадника подаваемая лошади стоять, двигаться, поворот и т.д.);
  • усилителем послания (реакция лошади на команду всадника);
  • немедленным передатчиком ответа (повиновение лошади и выполнение ею команд всадника).

А. Атмаджан отмечает, что использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты:

1. Облегчает снятие заторможенности.

2. Уменьшает чувство тревоги

3. Организует адаптацию к реальному пространству и времени.

4. Способствует достижению самостоятельности.

Иппотерапия, как показывает опыт, есть особая форма психотерапии, и является эффективным методом реабилитации лиц с нарушением умственного развития.

Во время занятий иппотерапией обеспечивается одновременное включение в работу всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку занимающийся инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все основные мышечные группы.

Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинеза «при детском церебральном параличе», что, дает возможность обучать клиента правильному построению основного поведенческого фона.

Можно назвать два основных фактора воздействия иппотерапии на занимающихся: это эмоциональная связь с животным и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических и психических усилий условия езды на лошади. Именно их сочетание и создает уникальную терапевтическую ситуацию, присущую исключительно этому методу. К наиболее важным терапевтическим факторам иппотерапии относятся: комплексная активизация и мобилизация организма — физическая, мотивация, психологическая. Характерной особенностью данного метода реабилитации является то, что занятия иппотерапией, проходящие в эмоциональной насыщенной атмосфере сопровождаются, как правило, общим подъемом активности занимающихся, повышением настроения, психического статуса.

Иппотерапия способствует активности познавательной сферы психики занимающихся. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животным активизирует психические процессы. Происходит развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации занимающихся.

Сходство иппотерапии с другими видами ЛФК состоит в том, что иппотерапия — лечение движением лошади. Принципиальным отличием иппотерапии от других методов реабилитации является комплексность воздействия ипотерапии на физическую и психическую сферу занимающихся. Под комплексностью воздействия иппотерапии следует понимать одновременное реабилитационное воздействие на физическое и психическое состояние здоровье клиентов. Принципиальным отличием иппотерапии от других технологий является то, что она располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади. Когда человек приходит на занятия иппотерапиеи он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды.

Критерии эффективности иппотерапии как инновационной технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями можно условно подразделить на две группы: медицинские и социальные.

К медицинским критериям относятся:

а) происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных;

б) происходит укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) имеет место постоянная необходимость в сохранении всадником равновесия на протяжении всего занятия без перерывов ни на один момент;

в) улучшается координация движений и пространственной ориентации. Это происходит, потому что во время тренировок имеет место постоянная необходимость в ориентировании всадника на пространстве манежа;

г) улучшается психо-эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий ЛВЕ человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды;

д) в процессе верховой езды они не используют никаких приспособлений, связывающих их с их инвалидностью. Они используют то же самое, что и обычные всадники. Успехи в освоении навыков верховой езды и искусства управления лошадью повышают, как ничто другое, самооценку личности и придают больным людям уверенность в своих силах, веру в себя. Нельзя не отметить этический аспект влияния иппотерапии как на инвалидов, так и на их родителей.

Положительное значение имеет показания: нет возрастного ограничения, почти нет противопоказаний. Согласно данным исследования А. Атмаджан, проведенным на базе Университета «Париж — Север», лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на не вербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.

Таким образом, социальная реабилитация, как и реабилитация в целом — это еще и процесс, реализующийся на основании принципов и положений, по заведомо определенной программе и подразумевающий деятельность по активному приспособлению личности к окружающей среде и окружающий среды к личности.

Принципы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями с применением метода оздоровительная верховая езда:

— во-первых, комплексность, т.е. включение в процесс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий;

— во-вторых, адресность, или индивидуальный подход в занятиях;

— в-третьих, регулярность, занятия проводятся еженедельно, в одно и то же время;

— в-четвертых, общедоступность, занятия ЛВЕ ограничиваются незначительным списком противопоказаний и достпуны для большинства детей.

Основные положения социальной реабилитации с применением метода лечебной верховой езды:

1. считаем, что ребенок с ограниченным возможнстями (как и в прочем и любой ребенок) — это индивид с чертами личности, формирующийся в процессе социализации. Дети, называемые нами инвалидами, в силу той или иной причины постоянно не могут обходиться без помощи посторонних людей. Тогда как дети с ограниченными возможностями — это дети, которые частично самостоятельно осуществляют самообслуживание, передвигаются, общаются, обучаются и т.п., и только в некоторых случаях прибегают к помощи окружающих. Следствие инвалидности — всегда ограничение жизнедеятельности, но ограничение жизнедеятельности не всегда приводит к инвалидности.

2. ребенок становится личностью тогда, когда самостоятельно начнет совершать деятельность (сначала с помощью взрослого, затем без него). Поэтому в социально-реабилитационные мероприятия должны быть включены занятия, позволяющие развивать у детей статико-моторную, психологическую, познавательную функции организма.

3. семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи, затем на социальное окружение и общество в целом. Поэтому в процессе социальной реабилитации необходимо присутствие родителей.

4. социализация — это двухсторонний процесс, при котором происходит социализирующее воздействие как родителей на ребкнка, так и наоборот. Поэтому важно не только присутствие членов семьи, но и совместная деятельность детей и родителей (художественное творчество, игры, верховая езда, консультации).

5. специалист в области социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями (в нашем случае специалист социальной работы) становится существенными агентом социализации, посредством которого ребенок приобретает необходимый ему опыт, овладевает элементарными знаниями, способами поведения. Он организует работу других специалистов (психолога, педагога, врача, инструктора) в достижении единой цели, координирует деятельность по реабилитации ребенка, становится для его семьи советчиком и помощником.

К социальным критериям относятся:

а) Улучшения коммуникативных функций занимающихся.Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.

б) Проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.

в) Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.

г) За счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.

д) С помощью занятий иппотерапии происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужат средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации.

Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству — качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

А.А. Сухова, М.А. Шкурко

ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан», г. Казань, ФГУ «ФБ МСЭ»

Литература:

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания. Таллин, 1984г.

2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд.- СПб.:С-П э 2002г.

3. Грачев Л. Социальная защита детей — инвалидов в Российской

4. Федерации // Социальное обеспечение. 1994. № 8

5. Жмуров В.А. Психопатология, Москва, 2002г.

6. Закон Российской Федерации № 181 — «О социальной защите инвалидов в РФ» в редакции ФЗ от 4.01.99 № 5 — ФЗ.

7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков; Санкт-Петербург, 2003г.

8. Кавокин С. Реабилитация и защита инвалидов // Человек и труд. 1999 №8

9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебн. Пособие. М., 1997.

10. Ким Е. Н. Независимая жизнь для лиц с ограниченными возможностями. Деятельность московского клуба инвалидов «Контакты- Г.М., 1997

11. Словарь — справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. Наук проф. Е.И. Холостовой. — М: Юрист, 2004г.

Давайте представим лошадь, бегущую по полю. Какие слова могут охарактеризовать эту картину? Свобода, уверенность, грация, красота, скорость... Этот список можно продолжать.



Эта картина вызывает в основном положительные эмоции в случае, когда мы являемся просто наблюдателями. Если же есть возможность прикоснуться к природе с помощью лошадей, возникают еще более позитивные чувства!

Взрослые люди визжат от восторга, когда впервые садятся на лошадь. А что говорить о детях и, тем более, "особенных" детях. Какой шквал эмоций испытывает маленький человек, который ограничен в физических возможностях? Он не умеет ходить, но зато сам сидит на лошади - от этого непомерно счастлив!


В древние времена человечество было намного ближе к природе, чем сейчас. Известно, что еще тогда прибегали к лечению животными, и они исцеляли! Многие методики зоомедицины зародились во времена Гиппократа и дошли до наших дней, но популярность набирают только сейчас. У каждой свои особенности и сильные стороны. Рассмотрим одну из них- иппотерапию.

Что это?

Иппотерапия - одна из эффективнейших методик лечения животными посредством лошадей. Она направлена на борьбу со многими заболеваниями.


Некоторые называют иппотерапию лечебной верховой ездой. Да, основной эффект от лечения достигается именно за счет упражнений, выполняющихся на лошади. Но все же нельзя сказать, что эти два понятия абсолютно тождественны. Ведь важным условием для исцеления является не только верховая езда, но и просто общение с лошадью, уход за ней.

При лечении используется комплексный подход: человек разогревает и разрабатывает мышцы, сидя верхом на лошади, получает сумасшедший заряд энергии и просто огромное удовольствие от общения с этим животным.


Показания

Чаще всего борются с такими заболеваниями, как ДЦП и различными нарушениями опорно-двигательной системы, а также аутизмом.

Еще к показаниям относят:

  • Сколиоз 1,2 степени или иные нарушения позвоночника;
  • Различные нарушения суставов;
  • Синдром Дауна;
  • Полиомиелит;
  • Неврозы и иные заболевания нервной системы;
  • Нарушения слуха;
  • Нарушения зрения;
  • Нарушения речи;
  • Сбои работы органов чувств;
  • Инсульты;
  • Склероз;
  • Избыточный вес;
  • Задержка умственного и физического развития.



Иногда взрослым людям с бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы назначают иппотерапию в комплексе с другими видами лечения. Занятия на лошади создают эффект интенсивной тренировки, но в то же время, являются очень щадящими, что исключает побочные реакции и опасность перенапряжения при данных заболеваниях. Также иногда иппотерапию используют при лечении алкоголизма и наркотической зависимости.

Известно, что во время войн лечили лошадьми. Получив травму в бою, ускоряли реабилитацию с помощью езды на лошади и, надо сказать, добивались успехов.


А случай с девушкой, больной полиомиелитом, и излечившейся с помощью иппотерапии, произвел настоящий фурор. Она не просто выздоровела после 9 лет занятий, но и получила серебряную медаль на параолимпийских играх.

Противопоказания

Но как у каждого вида лечения, у иппотерапии имеются некоторые противопоказания. К ним относят:

  • Эпилепсию;
  • Тяжелые формы заболеваний нервной системы;
  • Аллергию на шерсть лошади;
  • Остеопороз (повышенная ломкость костей);
  • Остеомиелит (инфекционное воспаление костной ткани);
  • Гемофилию;
  • Сколиоз 3,4 степени.

Как и в случаях исцеления другими животными, например собаками или дельфинами, страх перед лошадью к противопоказаниям не относят. Инструктор должен помочь найти человеку контакт с четвероногим доктором.

А зачастую случается так, что к концу занятия пациент, боявшийся лошадь, не хочет с ней расставаться.


Принципы лечебного действия

Иппотерапия - уникальный метод лечения. Она воздействует на организм комплексно. Можно выделить два основных принципа:

  • Физический (непосредственно воздействие лошади на всадника при выполнении упражнений или просто движения лошади);
  • Психологический, или эмоциональный (психологическая разгрузка при общении с лошадью).



Основополагающими в лечении являются двигательные импульсы, которые животное передает всаднику. У лошади специфичный такт движения, особый ход, схожий с ходом человека. Незаметно для себя пациент прикладывает усилия. Ведь ему нужно напрягать мышцы, чтобы не упасть, держать равновесие, координировать свои движения. Сидя на лошади, у всадника работают почти все группы мышц, затрагиваются те, которые в обычных условиях почти не задействованы.

Как правило, иппотерапия проводится без седла, ведь температура тела лошади выше температуры тела человека. Таким образом происходит массаж уже разогретых мышц, а это значительно усиливает эффект лечения.


Что касается положительного эмоционального эффекта, его значимость сложно переоценить. Ребенок чувствует себя намного увереннее, находясь рядом с лошадью. Дети с заболеванием ДЦП могут прекрасно обходиться без колясок и костылей верхом на лошади, а это очень мощное самоутверждение для них.

Общение с лошадью и уход за ней очень полезны для детей. Это учит их доброте, чуткости, чувству ответственности, вырабатывает способность к доверию. Некоторые дети даже могут делиться секретами с этими животными. Они учатся прислушиваться к партнеру и быть внимательнее. Их покидает чувство агрессии и тревоги.

Зачастую маленькие пациенты не догадываются, что лечатся, верховая езда воспринимается ими как развлечение, поэтому отсутствует чувство сопротивления, и в результате лечение быстрее приносит свои плоды.


Лечебные эффекты

Эффективность иппотерапии доказана давно и подкреплена результатами, полученными в ходе лечения. Конечно, в сложных случаях нужно заниматься годами, а это большой труд. Но это того стоит. Некоторым пациентам достаточно нескольких занятий, и можно заметить видимые изменения, однако это встречается редко.

Встречаются очень тяжелые случаи заболеваний у детей-инвалидов. Например, известно, что тонус в мышцах у детей, больных ДЦП, настолько сильный, что прощупать их иногда не удается и опытному врачу или массажисту.

Верховая езда очень расслабляет и значительно снижает тонус мышц. Плюс к этому она улучшает кровоток, что тоже способствует улучшению подвижности и скорейшему насыщению клеток мозга кислородом.

Благодаря занятиям улучшается общее физическое состояние пациента, снимаются спазмы, улучшается координация движений. Ребенок лучше ориентируется в пространстве. Ну и психологический фактор играет важную роль - появляется уверенность в своих силах.


Таким образом, маленький пациент становится более открытым к общению, его покидают страхи и чувства тревожности, возбудимости, замкнутости, он становится внимательнее, общительнее и доверчевее, реакции становятся быстрее. В результате лечения достигается психологическая гармония.

Занятия с лошадью помогут скорректировать осанку. Если степень заболевания невысокая, все изменения позвоночника обратимы. Даже спустя некоторое время после занятий иппотерапией остается рефлекс выпрямления спины, его нужно просто поддерживать.


За границей иппотерапию начали использовать раньше, и список заболеваний, подвластных этому методу лечения, у них несколько больше. Так, например, помимо выше перечисленных проблем, с помощью иппотерапии лечат еще ожирение и целлюлит. Инструктор разрабатывает специальный комплекс упражнений на лошади, чтобы пациент мог справиться с лишним весом.

Лошадь - животное очень умное, обладающее феноменальной памятью. Она запоминает привычки человека, его походку, жесты, мимику, очень хорошо чувствует эмоциональное состояние человека и улавливает его настроение и интонацию. Несмотря на свои размеры, лошадь полностью предсказуема для человека. Именно это является залогом успеха при лечении. Человек очень легко идет с лошадью на контакт и полностью ей доверяет.



Иппотерапия является самостоятельной методикой. Но все же, лечение лучше проводить в комплексе с другими процедурами. Например, помимо лечебной верховой езды иногда назначают ЛФК, применение лечебных грязей, массажей, физиопроцедур и т.д.

Основные этапы программы

Занятия иппотерапией могут проводиться индивидуально или в группе. Периодичность занятий - 1-2 раза в неделю. Если пациент приезжий и проходит курс реабилитации на выезде, занятия проводятся ежедневно. Задействованы в ходе занятий будут сам пациент, лошадь, инструктор-иппотерапевт и коновод. Продолжительность одного занятия - 15-45 минут.



Итак, какие основные этапы включает лечение лошадьми?

  • Первый этап - ознакомительный (или адаптационный). Н а этом этапе изучается история болезни, назначается необходимый комплекс упражнений, происходит знакомство с лошадью, с инструктором, привыкание ребенка. Пациент может наблюдать, гладить животное, угощать его. Затем, когда адаптация прошла, можно садиться верхом и спешиваться. Обычно этот этап проходит быстро. Но некоторым детям может потребоваться и несколько занятий.
  • Второй этап - подготовительный (непосредственно перед выполнением основных упражнений). На этом этапе лошадь уже приводят в движение. Ребенок привыкает к ходу лошади, учится держаться верхом, сохранять равновесие, правильно координировать свои движения - формируется правильная посадка. Могут выполняться дыхательные упражнения.
  • Третий этап - основной. На этом этапе выполняются основные упражнения, которые назначил иппотерапевт.
  • Четвертый этап - заключительный. На этом этапе закрепляют результаты, корректируют неточности при выполнении упражнений.




Животные могут по-особому общаться с человеком, по-особому на него воздействовать. Владельцы домашних питомцев – кошек и собак – обычно могут рассказать много интересного об этом удивительном феномене, когда рядом с любимой Муркой нервное напряжение испаряется, человек расслабляется и отдыхает и телом, и душой. Иппотерапия – особый вид лечения, при котором лечебный эффект достигается через общение с лошадью.

В официальной медицине иппотерапию принято называть лечебной верховой ездой. Этот метод лечения одобрен далеко не во всех странах, однако в России иппотерапия входит в категорию официально признанных методик терапии многих заболеваний.

Особенность иппотерапии – одновременное воздействие на костно-мышечный аппарат и психоэмоциональную сферу. Интересно, что во время езды на лошади всадник получает необычную физическую нагрузку – в работу включаются те группы мышц, которые в обычном двигательном режиме практически не функционируют. Второй лечебный физический эффект – выработка чувства равновесия. В положении верхом на движущейся лошади наездник вынужден постоянно контролировать и корректировать положение своего тела, что требует серьезной работы различных мозговых центров. Столь необычная нагрузка отвлекает человека, разрывает «замкнутый круг» невротических расстройств, формирует слаженность в работе всей нервной системы. Таким образом, иппотерапия является вариантом лечебной физкультуры.

Во время езды ноги и таз наездника дополнительно массируются движениями лошади. Эффект от такого массажа усиливается тепловым воздействием, ведь температура тела лошади около 38 °С.

Однако иппотерапия – это не только верховая езда, это еще и уход за лошадью, общение с ней. Многие люди, даже те, кто в принципе равнодушно относится к животным в целом, восторгаются внешним видом лошади – ее грациозностью, силой, красотой. Общение с таким животным позволяет получить настоящее эстетическое удовольствие, снять психическое напряжение и стресс, свести к минимуму их последствия.

Иппотерапия несет в себе и воспитательный момент, что особенно важно для детей. Ухаживая за лошадью человек, учится вниманию, чуткости, вырабатывает в себе желание и способность прислушиваться к особенностям партнера.

Другой психологический компонент иппотерапии – укрепление уверенности в своих силах. Первоначально человек, как правило, с опаской подходит к лошади – ему страшно садиться на лошадь, страшно ехать на ней, он чувствует неуверенность и растерянность. В процессе регулярных занятий лечебной верховой ездой пациент чувствует, что животное начинает его понимать и слушаться – это поистине удивительное ощущение! Когда такое мощное и невероятно красивое животное соглашается «работать в паре», когда навык верховой езды закрепляется, человек чувствует свою силу. Уверенность в себе автоматически переносится на жизненные ситуации – человек обретает возможность принимать взвешенные решения, не боится неудач, с надеждой смотрит в будущее.

Для некоторых категорий больных, у которых затруднено общение с людьми, иппотерапия является практически единственным способом выражения своих социальных потребностей. Бывает, что для таких больных лошадь становится близким другом, которому можно поведать о своих проблемах, рассказать о мечтах и разочарованиях.

Лечебная верховая езда не сопряжена с необходимостью посещения медицинского учреждения, один вид которого у многих хронических больных вызывает дополнительное напряжение и тоску. Занятия проводятся на крытом или открытом манеже без участия людей в белых халатах – а это само по себе серьезное преимущество.

Иппотерапия позволяет:

1. преодолеть вынужденную гиподинамию;

2. развить мышечную силу;

3. восстановить или улучшить нарушенные функции различных органов и систем;

4. способствовать социальной адаптации инвалидов.

Как проводится иппотерапия

Иппотерапия обычно проводится в группах, хотя возможны и индивидуальные занятия. Инструктор лечебной верховой езды имеет высшее медицинское, психологическое или педагогическое образование, кроме того, он обычно является отличным наездником и за спиной имеет курсы обучения инструкторов иппотерапии.

Первые занятия длятся всего 10-15 минут, далее их продолжительность увеличивают до 1 часа. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в течение 6 недель и более. Лечение тяжелых хронических заболеваний порой требует многолетних курсов.

Иппотерапия серьезно отличается от обычных секций верховой езды. Лечебные занятия подразумевают соблюдение ряда важных требований.

1.Тщательный подсчет физической нагрузки и гибкий контроль над ней.

2.Постепенное увеличение продолжительности и интенсивности нагрузки.

3.Пациент должен изъявлять желание заниматься с лошадьми; его активное участие в процессе реабилитации обязательно.

4.Подбор лошадей определенного характера.

5.Лечебная верховая езда должна сочетаться с другими методами терапии.

Многие пациенты или их родственники боятся, что лошадь, как животное свободолюбивое и характерное, может повредить человеку. Однако сами лошади, используемые в занятиях иппотерапией, - это квалифицированные специалисты, прошедшие тщательный отбор и даже обучение. Первоначально отбираются спокойные, непугливые, послушные животные, дружелюбно настроенные к человеку. Лошадь должна быть сильной, чтобы без труда выдерживать сразу двух седоков – пациента и инструктора. Отобранные лошади обучаются в течение 1-3 лет, и только после этого животные допускаются к работе с больными. И конечно, все лошади, задействованные в лечебной верховой езде, регулярно осматриваются ветеринаром.

Когда назначают иппотерапию?

1.ДЦП – детский церебральный паралич.

2. Аутизм (в том числе взрослый).

3. Шизофрения – легкие формы.

4. Неврозы.

5. Вегетососудистая дистония.

6. Невропатия.

7. Пациенты с ограничением движений различного происхождения.

8. Двигательная расторможенность у детей.

9. Логоневрозы и другие нарушения речи.

10. Дефицит внимания и гиперактивность.

11. Глухота, слепота.

12. Синдром Дауна.

13. Олигофрения с психопатоподобным нарушением поведения.

14. Сколиоз и нарушение осанки.

15. Остеохондроз.

16. Различные проявления атеросклероза, в том числе стенокардия.

17. Артериальная гипертензия.

18 Пациенты с алкогольной и наркотической зависимостью в период реабилитации.

19. Люди, подверженные хроническим стрессам.

Противопоказания для иппотерапии

1. Выраженный остеопороз.

2. Острый и хронический остеомиелит.

3. Гемофилия.

4. Эпилепсия.

5. Тяжелые заболевания почек.

6. Аллергические реакции на шерсть лошади.

Иппотерапия – удивительный метод лечения, совмещающий в себе единение с природой, оздоровление тела и исцеление души. Конечно, это не панацея, но для многих больных и практически здоровых людей она становится настоящим спасением.

Статью подготовила врач Екатерина Владимировна Карташова



 

Возможно, будет полезно почитать: