Где выращивают будущих звезд российского спорта. Надежда, мама Оксаны Домниной. Ничто не вечно

По большому счету в этой статье я ничего нового не скажу. Попробую лишь систематизировать или алгоритмизировать действия родителей, которые смогут привести ребенка если не к чемпионству, то хотя бы к ощутимым результатам в области спортивных танцев. Сразу оговорюсь, что это чисто мое мнение, основанное только на наблюдениях за детскими парами и их родителями.

На сегодня я не имею богатого практического опыта занятия с детьми как тренера, но имею достаточно богатый опыт тренировок на одном паркете вместе с ними. Часто мысленно ставлю себя на место родителей тех детей, которые могли бы развиваться лучше. Часто понимаю, что упущенные шансы детей-танцоров - это промахи их родителей. Регулярно становлюсь свидетелем того, как родители оправдывают свои действия перед тренером, приводя «железобетонные аргументы» в оправдание своих действий. В результате 90% талантливых детей «пролетают мимо кассы»… Одним из основных условий хорошего развития ребенка в спортивных танцах является четкое понимание родителями того, куда они его привели, зачем они его туда привели и что это им будет стоить. Как показывает практика, 95% родителей представляет это достаточно смутно или совершенно не так, как оно есть на самом деле. Рассмотрим, прежде всего, эти моменты:1. Зачем они его привели и что это будет стоить. Почти наверняка все скажут, что для общего развития как личности, для хорошей осанки, умения преподнести себя на людях, да просто потому, что бальные танцы это красиво. Очень немногие в самом начале скажут, что им нужен результат от занятий спортивными танцами. Большой спорт, как правило, не очень способствует ЖЕЛЕЗНОМУ здоровью. Чаще он выявляет физические изъяны или приводит к травмам как физическим, так и психологическим. Поэтому первые полгода-год с детьми работают в формате танцоров массового спорта. В спортивных танцах это 2 общих занятия в неделю и минимум одно индивидуальное. Участие в турнирах желательно, но не обязательно. НО!!! Вернемся к вопросу: зачем вы привели ребенка именно в Спортивные бальные танцы, а не в танцевальную студию, все равно какую? Почти наверняка, каждый родитель, ведя свое чадо в танцевально-спортивный клуб, хоть в тайне мечтает увидеть его в шикарной паре, на шикарном паркете, и чтоб все вокруг, захлебываясь слюной выдыхали: «ВАУ!…» Понятно, что в простой танцевальной студии такому вряд ли научат… Как правило «аппетит приходит во время еды»: чем лучше будет танцевать ваш ребенок, тем большего вы будете хотеть от него увидеть. Но надо с первого дня понять сразу, что за умение придется платить!Какие расходы вас ожидают? Может я неправ, расписывая именно этот пункт, который отпугнет достаточно много народу из нашего красивого и техничного спорта, но, на мой взгляд, терять ребенка, который имеет способности, в которого уже вложена душа тренера, которому уже самому хочется результата из-за несостоятельности родителей крайне жаль. Лучше уж совсем не пробовать, чем наблюдать потом «ломку» как ребенка, так и его тренера из-за вынужденного прекращения танцевальной карьеры. Итак Вам предстоят два вида затрат: финансовые и ваше свободное время.1.1. Финансовые затраты. Если в первый год вы будете платить за занятия почти символические деньги, практически не будете тратиться на костюм, кроме тренировочной специализированной обуви, то от года к году траты будут заметно возрастать. Причем, чем выше будет уровень танцевания вашего ребенка, тем затрат будет больше. Скажем прямо, что с момента перехода в самый низший класс спорта высших достижений имеет смысл заниматься не реже 5 раз в неделю. Из них не менее 2х индивидуальных занятий. Часто в один день придется заниматься сразу и индивидуально, и на группе. Причем, чем выше уровень пары, тем дороже преподаватель. Хорошим парам приходится на сегодня в Перми выкладывать от 600 до 1500р с пары за одну «индивидуалку» (45 минут или час, в зависимости от клуба и тренера).Далее костюм. Мальчикам это удовольствие выходит чуть дешевле, но к возрасту Ю-2 (14-15 лет) мальчики вынуждены шить фраки (цены на сегодня от 20000 р), девочки - платья со стразами (средняя цена от 35000р за новое). Плюс латинский костюм, который чуть дешевле, но тоже кусается, и тренировочный, плюс 2 пары тренировочной обуви и 2 пары конкурсной. Это минимум.Далее в спорте высших достижений (это еще не совсем большой спорт для большинства) обязательно приходиться посещать семинары, а с Д-класса на этих семинарах обязательно брать сколько-то часов индивидуальных уроков. Как правило, семинары проводят топовые танцоры страны и занятия с ними в разы дороже занятий с родным тренером. Но без этих занятий развитие будет оставлять лучшего… К финансовым затратам относятся и выездные турниры, на которые приходится ездить не только детям, но и родителям в качестве «нянек». А это: билеты на транспорт, гостиница, входной билет зрителя помимо билета участника… В общем, вылетает в реальные деньги, если учитывать, что выездной турнир внутри страны у пары среднего пошиба должен быть не реже раза в месяц.Заграничные турниры вылетают совсем в неприличные для большинства суммы, но это уже большой спорт и можно пока в расчет не брать, а иметь в виду эту перспективу. В конечном итоге, очень часто все заканчивается ситуацией, что оба родителя только и работают на танцы. Естественно таких психов по жизни найти сложно, но нас много, если присмотреться. На самом деле все не настолько печально, как я озвучил. Верней настолько, если ребенка слишком сильно оберегать и опекать сверх меры. Пути решения финансовых проблем следующие: На занятиях сэкономить не получиться! Даже не пытайтесь. Особенно вредна ситуация, когда родители отказываются либо от «индивидуалок» в пользу группы, либо наоборот. Только сделаете хуже для развития своего ребенка. Но можно здраво подойти к выбору тренера. Не нужно сразу ломиться к самому крутому преподавателю клуба (он как раз самый дорогой и самый востребованный). С ним имеет смысл посоветоваться. Как правило, в клубе есть куча спортсменов от С-класса и выше, которые занимаются с новичками и берут меньше. Действующий спортсмен очень часто учит очень даже прилично, ибо сам еще танцует. Есть еще тренеры, ведущие именно начальный уровень танцоров, они тоже дешевле ведущего. За группу обычно плата идет помесячная и пропущенные занятия - это потерянные вами деньги (поэтому в спортивных группах пропуски занятий крайне редки)! Сэкономить можно на спортивном костюме. На обуви экономить не советую, но тренировочную обувь можно брать недорогую. Как правило, костюм с рук (сэконд-хэнд в простонародье), стоит почти в 2 раза дешевле нового. Не всегда это идеально подходящий вариант вашему ребенку, но это лучше чем купить новый костюм и сэкономит на семинаре или забить на выездной турнир! Можно разрешить ребенку (в возрасте, когда траты уже вполне солидные, это Ю-2 и выше), если тренер не против, подрабатывать, давая индивидуальные уроки более младшим детям с меньшим классом мастерства. Как показывает практика, грамотный подход к соотношению количества своих занятий и чужих, позволяет ребенку «тренировать и себя за чужой счет», и с заработанных денег оплачивать свои тренировки. Есть только подводный камень! Родителям очень четко надо «держать руку на пульсе», чтоб ребенок не увлекся преподаванием в ущерб своих занятий. Из детей самостоятельно с этим справиться не может никто. Тут без родительского контроля никак. Имеется в виду не надо лично его отслеживать, надо четко представлять: сколько и когда он занимается сам и сколько часов тратит на других. Имеет смысл также регулярно общаться с его тренером, чтоб вовремя заметить перегибы. Через какое-то время ребенок сам привыкнет к нужному соотношению и перестанет закатывать вам скандалы по поводу «я сам уже большой и знаю что делаю». Рекомендую применять и непопулярные меры воздействия, чтоб этого перегиба избежать. Дети часто не понимают, что творят, осознают это потом, но бывает уже поздно… На выездных турнирах можно сэкономить за счет очередности, кому быть «нянькой» в этот раз. Есть еще вариант - выбирать «делегата» на роль сопровождающего из 2х семей и вскладчину гасить его расходы. В любом случае будет в 2 раза дешевле. К Молодежи, имеет смысл вообще рискнуть дать шанс кататься самостоятельно без опеки. Страшно конечно, зато самостоятельность развивает. Обычно на выезд гоняют группами и совсем бесхозной пара не останется. Но на это, как минимум, надо решиться. 1.2. Свободное время. Понятно, что ребенка, особенно в 5-6 лет, одного не отпустишь. Приходиться терять свое время пока он тренируется. У кого есть «улетевшая по танцам» бабушка, которой дома все равно скучно, тому повезло! Единственный реальный способ свести к минимуму эти затраты - это развивать самостоятельность в ребенке. Отговорки, что мол «мы жили в другое время» есть не что иное, как оправдание своих страхов. Дети, которые ходят в школу, вполне могут добираться на занятие на общественном транспорте. Вечером можно их забрать на автомобиле или лично, если страх перебороть не удастся или у ребенка с «царем в голове» совсем плохо. Надо заметить, что лишняя опека как раз таки этому «царю в голове» и не даст стать ЦАРЕМ. Вы, как минимум, сэкономите свое время на продолжительность тренировки. Как я уже писал выше, в идеале заняться имеет смысл 6-7 раз в неделю, включая турниры. Это имеется в виду дни, а не количество занятий. Надо четко понимать: чтоб научиться говорить на каком-либо языке, надо практиковаться в этом каждый день, лучше научиться думать на нем. Вариант спортивных танцев это то же самое! Чем чаще, тем лучше! 2. Куда они его привели. Для общего развития ребенка совсем не обязательно тащить его в спортивно-танцевальный клуб! В спортивно-танцевальных клубах ребенка обязательно попытаются приобщить к спорту высших достижений и рискнут сделать из него чемпиона, если способностей у ребенка будет для этого достаточно. Поэтому ничего особенного в том, что преподаватель будет вас агитировать «за Советскую власть», то есть заниматься больше и вдумчивей, нет! Если он этого не делает, стоит задумываться туда ли вы попали… Очень часто приходится слышать от родителей, мол мы и так тут аж 3 раза в неделю время теряем, а вы нас еще напрягаете. Сколько в конечном итоге вас будут напрягать, я описал выше. А делается это для того, чтоб окружающие, видя, как танцуют ваши дети, теряли дар речи от восхищения. Иначе таких результатов не добиться, будь ваш ребенок суперталантлив!!! Если вышеописанные основные условия вам неподъемны, дальше можете не читать. Невыполнение любого из них ставит крест на танцевальной карьере вашего ребенка. Все, что будет описано ниже для тех, кто в здравом уме и твердой памяти готов «сунуть голову в петлю». Самым главным не материальным подспорьем вашему ребенку будет ваша психологическая поддержка! Совершенно недостаточно просто читать нотации о полезности спорта в целом и СБТ в частности, проявлять волевое решение, чтоб ребенок ходил на занятия, а не бросил. Вряд ли это принесет тот результат, на который вы рассчитываете. Ваша задача поставить его в такие условия, чтобы он сам хотел этого результата. Для тех, у кого в СБТ шансы есть, особо и делать ничего не надо. Достаточно просто «жить» психологически той же спортивной жизнью, что и ребенок: интересоваться всеми веяньями танцев, радоваться успехам, сопереживать неудачи, обсуждать танцевальные проблемы с позиции не родителя, а товарища или подружки, не стесняться дискутировать на эту тему без нравоучений. Просто выскажите, как бы вы поступили на их месте и обоснуйте. К советам друзей дети очень серьезно прислушиваются, а на нравоучения включают юношеское противоречие. В идеале, неплохо было бы быть в теме таких дебатов. То есть иметь личный опыт. Потому как часто вижу, как мамаши или папаши оттягивают своих детей, сами ничего не понимая в предмете наезда. Поэтому имеет смысл, перед тем как отдать ребенка в спортивные танцы, позаниматься сперва самому, но в таком же месте, где с вас будут требовать результата, а не там, где вас будут развлекать. Как правило, в течение 2х лет большинство нюансов тренировочного процесса, финансовых затрат, выбора тренера, участия в турнирах становятся более или менее понятны для адекватных разговоров с будущими чемпионами. В общем-то, все остальное вытекает именно из здорового психологического климата между танцором и его родителями. На мой взгляд, очень важно, чтоб молодого танцора поддерживал именно папа. Очень часто мама является вдохновителем, «локомотивом», «жандармом» развития ребенка-танцора. Папы чаще всего выступают в роли «дойной коровы» дающей деньги на танцы, особо не заморачиваясь самим процессом. Сами того не понимая, они расхолаживают отношения своих детей к спорту, не проявляя должного внимания. Для ребенка, особенно мальчика, очень важно, чтоб папа, который в его глазах имеет могучий авторитет, не просто одобрял его занятия спортивными танцами, а всей душой сопереживал его победы и неудачи. Если этого нет (а чаще всего папы вообще этот вид спорта за спорт не считают), ребенок достаточно быстро охлаждается и бросает, так ничего и не добившись. Некоторые потом возвращаются во взрослом возрасте, но время уже упущено. Уже пора создавать семью, детей заводить, да и нужного количества финансов и времени уже выделить становиться совершенно нереально. Как показывает моя практика, именно мужики, пришедшие на танцы во взрослом возрасте, «улетают» от этого занятия гораздо чаще женщин. Я не хотел бы останавливаться на вопросе выборе клуба, тренера, партнера для максимально эффективного развития. Все мысли по этому поводу расписаны в немногочисленных статьях, написанных для взрослых. Все это актуально и для детей. Хотелось бы заострить внимание на тех качествах ребенка, которые следует развивать. Для хорошего роста ребенка как танцора наибольшее внимание следует обратить на развитие: 1. Целеустремленности. Здоровая доля амбиций просто необходима для развития спортсмена. Необходимо всеми силами помогать вырабатывать бойцовский характер. Это как раз проще всего делать папам. Неважно, девочка у вас или мальчик, характер должен быть именно бойцовский. К сожалению, у слишком скромных и тихих по жизни людей шансов сколь-нибудь хорошо затанцевать крайне мало. Большинство хороших танцоров по жизни очень обходительные и спокойные в общении люди, но пусть вас это не обманывает, просто они учатся виртуозно прятать бойца и включают его по мере необходимости, не выпячивая его на показ на каждом углу. Но это развивается в процессе обучения и детям обычно не свойственно. Это проявится потом, когда они станут взрослей и почувствуют свою СИЛУ. Но, чтоб они ее почувствовали, ее надо наработать. Без цели и амбиций этого не сделать.

2.Коммуникабельности. Из всех танцевальных направлений, спортивные бальные танцы, пожалуй, один менее всего располагающий к коммуникабельности вид. Каждая пара, выходя на паркет, мечтает «порвать всех соперников на британский флаг». В жизни они, конечно, все друзья, но чувство соперничества въедается очень глубоко. Подводный камень тут кроется в том, что ради результата многие танцоры готовы «идти по трупам». То есть не щадя себя и партнера продираться к великой цели. Очень важно родителям «держать руку на пульсе пары» и принимать превентивные меры к тому, чтоб дети не изводили друг друга придирками. Нужно любыми методами дать понять ребенку, что только в команде он имеет шанс на успех. А в команде надо требовать прежде всего с себя, а партнера всячески поддерживать и давать право на ошибку. Только лень партнера может вызывать праведный гнев и ничего более. Если ваш ребенок научиться ценить своего партнера как себя любимого, вы, как минимум, получите хорошего человека и с большой долей вероятности хорошего танцора.

3. Выносливости и работоспособности, упертости в хорошем смысле слова. Это почти одно и то же только вид под разными углами. Мало чтоб ребенок был талантлив и силен от природы. В технических видах спорта очень важно, чтоб он умел работать. Часто это приходится делать через «не могу» и «не хочу». Порой приходится выступать в роли «жандарма», чтоб он не опустил руки при возникновении трудностей. Как в любом спорте, в танцах часто грузят детей на пике их физических и умственных возможностей. Только так можно добиться роста мастерства. Дети обычно воспринимают это как насилие над собой. Если родители идут у них на поводу, то дело кончается бросанием тренировок или «валянием дурака» за родительский счет. Опять-таки, тут важна роль именно папы, который сильный и перед которым стыдно выглядеть слабаком (это намек на то какими аргументами можно заставить ребенка не опустить руки без применения формулы: «я сказала: будешь ходить и точка!»).

4. Обязательности.Ребенок должен уметь отвечать за свои слова и действия. Необязательным людям очень сложно стать нормальным танцором. Во-первых, нормальный тренер не будет терпеть необязательную пару. Во-вторых, нормальный партнер не простоит долго в паре с необязательным. Причем, очень часто дети страдают не от того что сами необязательны, а от того что необязательны их родители. Если вы привели ребенка в спорт, должна быть система тренировок, а не дыры, выкроенные из вашего свободного времени. Сплошь и рядом родители этого даже не понимают, удивляясь потом: почему их бросил партнер, да и тренер особо не напрягается, занимаясь с их ребенком.

5. Железных нервов. Так уж построен у нас тренировочный процесс, что тренер «цепляясь» к проблемам ребенка в том или ином движении, доводит ребенка до нервного срыва. Чаще это делается неосознанно, но нередки случаи, когда это делается намеренно, чтоб сбить излишнюю эйфорию у ребенка на занятии. Есть определенная тонкость: для качественного танца необходимо строго дозировать эмоции, поэтому на начальных этапах стараются подавить у ребенка эмоции, а потом научить его контролировать их во время танца, то есть включать ровно столько, сколько необходимо, чтоб не корежило во время танца. Но ребенку это объяснить нереально, и тренер часто вынужден бить по нервной системе, придираясь к мелочам. Нередко это заканчивается слезами и заявлением, что на танцы больше не пойду. Задача родителей - помочь ребенку восстановиться психологически к следующему занятию. Методы для каждого разные. Проще всего упирать на чувство соревновательности. Ребенок ради того, чтоб выиграть у другого, готов пожертвовать многим. Став старше, он сам прекрасно будет это делать без посторонней помощи, что и приведет к тем качествам танцора, когда они «белые и пушистые» на людях, но всегда знают свою СИЛУ и применят ее при необходимости.

Что вредно для полноценного развития в спортивных бальных танцах? Прежде всего, вредна ситуация: "...драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота..." Спортивные танцы отнимают настолько много времени, физических и умственных сил у ребенка, что, нагрузив его еще чем-либо кроме школы, вы просто угробите его детство. Он будет, как бы, более развит в общем, но вряд ли добьется результатов в танцах. Так что рекомендую сразу решить: насколько вы хотите видеть в своем ребенке классного танцора. Совсем недавно у меня бросила девочка 14 лет. Кроме танцев она серьезно занималась плаванием и на тренировку приходила уже как выжатый лимон. Конечно, бойцовский характер не позволял ей совсем ничего не делать, но я прекрасно видел, что она уже вынуждена все делать через «не могу». Лично у меня не хватило мужества заставлять ее работать на том уровне, который нужен для полноценного развития. В результате ей пришлось оставить танцы, что я считаю правильным, так как в плавании результаты у нее выше. Есть куча примеров тех детей, с которыми я успел позаниматься в одной группе или в одном клубе. Все дети, занимаясь вторым видом спорта, никаких реально хороших результатов не добились. Причем ни там, ни тут. Опять же, каждый ребенок это уже личность. С точки зрения любого родителя личность пока бесправная, хотя и часто балуемая. Так вот, у меня детство было! Я тоже серьезно занимался спортом, но кроме этого ничем больше меня не грузили и свободное время я проводил так как считал правильным. Последняя мода в воспитании детей: загрузить его как солдата-срочника, чтоб на горшок сходить некогда было. А ведь у него тоже есть свои интересы, и реализовывать он их будет чаще всего за счет спортивных занятий, что не добавит ему мастерства.

Хотелось бы обратить внимание, что не только лишняя физическая нагрузка вредна для спортивных танцев, но и чрезмерная умственная. Толпа репетиторов чаще развращает ребенка, чем организует. Зачем учиться в школе, если мама все равно заставит заниматься с репетитором, который в персональном порядке будет вколачивать школьную программу? Для тех, кто сам не занимался спортивными танцами, скажу, что на каждой тренировке ребенка пытаются загрузить в умственном плане до степени «взрыва мозга». В это конечно тяжело поверить, но попробуйте поговорить на эту тему с ребенком! Попросите его научить вас тому, чему его учат. Почти наверняка он и вас загрузит информацией, которую вы не сможете переварить сходу. Я не хочу сказать, что танцы должны стоять во главе воспитательного процесса, но уж точно они должны быть не на задворках. Вот, пожалуй, и все, что хотелось бы донести в первую очередь. Резюмируя все написанное, можно оставить один тезис: «для развития чемпиона нужна комплексная система занятий, а не вариант «авось чему нибудь научат»». И за эту систему придется реально заплатить как вам, так и вашему ребенку. Поэтому принимайте решение осознано, а не спонтанно!

Благодаря Олимпийским Играм, которые уже, наконец-то, начались, Вы, возможно удивитесь, но многие замечтались о том, как было бы здорово, если бы они сами в них участвовали. Или хотя бы вырастили в своей семье самого настоящего чемпиона! Как Вы думаете, чемпионами рождаются, они сами добиваются всего, или же во многом здесь оказывают влияние их родители? Что же является самым главным источником вдохновения любого спортсмена? Что формирует его внутренний стержень и преданность спорту? Возможно, во всем виновата безудержная страсть и любовь к спорту.

1. Послужите для него примером

Если Вы сами занимаетесь каким-нибудь видом спорта, а, возможно, и даже построили на своем увлечение какую-то карьеру, обязательно делитесь своей спортивной жизнью с ребенком. Говорят, что страсть невозможно вызвать искусственным способом, она либо есть, либо ее нет. Однако, когда Вы на собственном примере показываете, как можно получать удовольствие от своего увлечения, как страстно Вы занимаетесь спортом, он, наверняка, заинтересуется этим.

Лично я начала бегать в возрасте семи лет, насмотревшись на своего отца. Он испытывал к этому виду спорта неподдельный интерес. Конечно, я не стала Олимпийской спортсменкой, однако, именно благодаря ему я начала этим заниматься, о чем ни капельки не жалею. На протяжении всей своей жизни я бегаю, и я не скажу, что у меня это плохо получается. Помогите Вашему ребенку попробовать что-то новое. Не разделяйте две важные составляющие Вашей жизни: ребенка и спорт. Наоборот, попробуйте приобщить его к тому, что Вам нравится. Кто знает, возможно, именно это послужит тем самым толчком, который в итоге приведет его к чемпионскому титулу.

2. Верьте в него

Все мы знаем, что если верить в себя, то в жизни обязательно все получится. Нет уверенности – нет успеха. Поэтому самое главное в этом деле – это научить Вашего ребенка верить в себя и в то, что он делает. Помогите ему понять, что он способен на все, главное самоотверженно трудиться в этом направлении и постоянно практиковаться.

3. Постоянно показывайте ему свою любовь

Вне зависимости от того, куда жизнь занесет моих детей, они всегда будут знать о том, что я их очень сильно люблю. Для меня это самое главное. Как бы занята я ни была, какие бы трудности не подкидывала мне судьба, я всегда повторяю своему ребенку: «Я тебя люблю». Дайте Вашему ребенку определенную поддержку, возьмите за руку, обнимите – показывайте ему свою нежность и любовь. Вы знаете, большинство спортсменов, когда побеждают, и у них появляется возможность поблагодарить всех, кто их поддерживал и помогал, всегда в первую очередь упоминают любовь, которой они были окружены на протяжении всей своей жизни. Это действительно важно.

4. Будьте реалистичны

Любой успех сопровождается различными расстройствами, поражениями и проигрышами. Никто не сможет достичь победы, ни разу не споткнувшись на своем пути. Пускай Ваш ребенок будет готов к этому! Помогите ему понять, что, возможно, ему придется иногда падать, а, может быть, это произойдет даже чаще, чем Вы могли представить. Но самое главное – это никогда не сдаваться. Этот жизненный урок пригодится Вашему ребенку не только в занятии спортом, но и в обычной жизни.

5. Никогда не заставляйте его насильно заниматься спортом

Если Ваш ребенок не горит особым желанием заниматься спортом, никогда не заставляйте его делать это силой. Желание должно загораться изнутри, принудительно этот «огонек» зажечь нельзя. Пускай ребенок найдет себе что-нибудь, что ему интересно, пускай это даже никак не будет касаться активных занятий. Если Вы выбираете путь добропорядочного воспитания, в любом случае, Вы должны научиться уважать выбор своего чада, пускай он и не очень-то совпадает с тем, что хотите Вы.

6. Обеспечьте его всем необходимым для занятий

Давайте посмотрим правде в глаза – не всем родителям по карманам самая качественная экипировка и оплата занятий с тренерами в хороших спортивных клубах для своих деток. Будьте реальнее, отталкивайтесь от своего бюджета. Если Вы не готовы тратить все свои деньги на профессиональное обучение, то хотя бы запаситесь необходимой информацией из книг.
Также Вы можете воспользоваться приемом некоторого обмена. К примеру, моя мама нянчилась с ребенком тренера за то, чтобы я могла посещать его актерскую школу. И все это окупилось, когда я начала добиваться успеха в этом своем увлечении и исполнила главную роль в пьесе. Используйте все свои ресурсы, чтобы помочь ребенку.

7. Не позволяйте ему сдаваться

Если Вы сумеете привить своему ребенку сильные и амбициозные черты, Вы поможете ему осознать, что никогда не нужно сдаваться и отказываться от своей мечты. Расскажите ему, что самое главное – это трудиться на благо своих желаний, целей и устремлений. Он должен понять, что для того, чтобы чего-то добиться, ни в коем случае нельзя сдаваться из-за временных трудностей и постоянно учиться чему-то новому, чтобы добиваться новых высот.

На самом деле неважно, что Вы задумали – воспитать в своей семье Олимпийского чемпиона или просто очень амбициозного и целеустремленного человека со своими жизненными приоритетами, мечтами и желаниями, помните о том, что Вам придется приложить к этому немало усилий и постоянно поддерживать его во всех начинаниях. Я уверена, что у Вас все обязательно получится, а Ваш некогда малыш вырастет очень успешным и серьезным человеком, который умеет всего добиваться сам!

А что Вы думаете по этому поводу? Как Вы воспитываете своего ребенка? Быть может, Вы тоже стараетесь вырастить из него чемпиона? Поделитесь с нами своими знаниями и опытом, нам было бы очень интересно узнать Ваше мнение!

3 июля 2013 12:35 Павел Мирный, [email protected]

Что важно понимать родителям, отдающим ребенка в этот вид спорта.

В каком возрасте следует начинать заниматься плаванием?

Оптимальный возраст для начала занятий плаванием - шесть‑восемь лет. Но нет никаких противопоказаний к тому, чтобы отдать родителям дочку или сына в плавание и в более младшем возрасте. На начальном уровне - пока детей учат держаться на воде - занятия проводятся два-три раза в неделю.

А если у ребенка есть способности, его возьмут в спортивную школу. И там тренировки проводятся четыре раза в неделю, потом переходят на ежедневный режим. Бывает и так: приходит на плавание мальчик или девочка 10‑11 лет и через пару годков обгоняет тех, кто начал тренироваться значительно раньше. Но это говорит лишь о наличии у него больших природных способностей.

И все же есть определенный порог, после которого уже поздно начинать заниматься плаванием в плане надежд на высокие результаты в будущем, каким бы талантом он ни обладал. Таким критическим возрастом специалисты называют 12 лет.

Ведь перед тем, как давать юному пловцу большие функциональные нагрузки, его нужно научить правильно выполнять все движения, в том числе и правильно дышать. А уже потом скрупулезно работать над его техникой во всех стилях плавания - кроль на груди и потом на спине, затем брасс, а потом и баттерфляй.

Как распознать талант

Примерно через два года занятий плаванием становится совершенно ясно, сможет ли в будущем ребенок показывать высокие результаты в плавании или ему лучше перейти на другой вид спорта. К этому времени юные спортсмены должны уверенно владеть всеми четырьмя способами плавания.

И тогда тренер не только выбирает самых талантливых для того, чтобы начать задавать им интенсивную работу, но и определяет каждому из них оптимальный стиль плавания.

Добавим, что, отзанимавшись один год в «лягушатнике», дети сдают тесты на дистанции 20 метров кролем на груди и на спине. Потом еще через год - всеми четырьмя способами.

Кроме результатов первых соревнований тренеры и методисты могут определить склонность молодого человека к успехам в плавании также по антропометрическим данным. Обращают внимание на большие кисти и ступни, широкие плечи на фоне узкого таза, на гибкость в определенных суставах, особенно в плечевом.

О мальчиках или девочках, предрасположенных к плаванию, тренеры говорят: «Тонкий, звонкий и прозрачный».

Еще применяют специальные приборы, с помощью которых можно определить плавучесть и другие природные качества.

Конкуренция

С 13‑14 лет особо одаренные пловцы начинают выступать на международных соревнованиях, а некоторые самые талантливые попадают во взрослую национальную сборную с 15 лет. Девочкам проще: на каждую очередную ступень мастерства они восходят на год или два раньше мальчиков, но при этом принципиально тренировки у них не отличаются. Порой занятия происходят совместно.

Сегодня все чаще родители приводят детей в бассейн лишь для того, чтобы те научились плавать, и не думают о высоких спортивных результатах. Но если тренер посоветует вам перевести ребенка в спортшколу, то лучше прислушаться к подобному совету. Ведь в обычной школе трудно совмещать занятия с интенсивными и продолжительными тренировками.

Ожидаемые расходы

В Москве начало обучения в большинстве бассейнов для малышей платное: до двух-четырех тысяч рублей в месяц за абонемент. Когда тренер отобрал ребенка в дет­скую спортшколу, занятия становятся бесплатными. Обычно это бывает на третий год. Тесты по окончании первого сезона обучения по сути и есть первые соревнования. А в первые поездки на всероссийские турниры, куда пловцы могут попадать уже лет с 11, их возят бесплатно. Родители

тратятся лишь на летние лагеря - как правило, 30‑40 % путевки. Пока спортсмена не по­ставили на полное обеспечение, за форму придется платить. Плавки (примерно 500 рублей), купальник (700 рублей), очки (300 рублей), шлепанцы (400 рублей), халат (1000 рублей), спортивный костюм (2000 рублей).

Продолжительность карьеры

В 1960–1980‑е годы была обычная практика: очередная олимпиада завершилась - и из плавания уходит целое поколение спортсменов международного класса. Но в последние время у пловцов значительно увеличилась продолжительность карьеры. В основном это связано с коммерциализацией.

Раньше в плавание приходили и уходили достаточно молодыми. А теперь если человек старше 30 лет способен показывать высокие результаты, то он охотно продолжает свою карьеру.

Перспективы

Около 100 человек из сборной России получают неплохие призовые и зарплаты (от 100 тысяч рублей). В основном они имеют возможность хорошо заработать на коммерческих стартах - на крупном турнире есть премии в десятки тысяч евро. Но и пловцы среднего уровня получают стипендии, зарплаты, премии. Многие вузы страны охотно принимают на учебу пловцов.

В плавании проще совместить спорт и учебу. Часть «крепких середняков» из секций плавания переходят на современное пятиборье, триатлон, водное поло и даже на академическую греблю и там быстро добиваются успеха. Что касается девочек, то их раньше активно переманивали и в синхронное плавание, но сейчас в этом виде спорта начинается очень ранняя специализация.

Чем полезно

Занятия плаванием гармонично развивают почти все группы мышц и сердечно-сосудистую систему. Плавание хорошо фиксирует момент расслабления. Люди, серьезно позанимавшиеся хотя бы короткое время, намного увереннее себя чувствуют на любом водоеме, хорошо там ориентируются.

Плавание вообще очень полезно для общего здоровья и самочувствия. Причем не только детей, но и взрослых, пожилых людей и инвалидов.

Характерные травмы и их профилактика

Надо всегда помнить: плавание является циклическим видом спорта, то есть постоянно идет развитие силовой выносливости путем чередования нагрузок и восстановления. И потому с раннего детства необходимо придерживаться режима по части сна и приема пищи.

Когда это происходит в непривычное время, то либо сон получается недостаточно продолжительным, либо организм получает дополнительный стресс, которых и без того в жизни ребенка достаточно. Еда должна быть простой, но качественной, а продукты натуральными. Например, сардельки, сосиски и прочие продукты неизвестного происхождения лучше заменить отварным куриным и говяжьим мясом с минимальным содержанием животных жиров.

Обязательными блюдами должны быть каши, творог, фрукты и овощи.

Но в любом случае все компоненты этих напитков следует проверять, не числятся ли они в списке запрещенных (на сайте www.rusada.ru).

То же относится к лекарствам. Ваш участковый врач вполне может назначить лечение даже cамой заурядной болезни (простуда, гайморит и т. д.) препаратами, за которые антидопинговая комиссия может даже по прошествии большого периода времени дисквалифицировать.

Чаще всего пловцы страдают от повреждения плечевых суставов либо болезней уха, горла и носа.

И в 80‑85 % такие случаи происходят по беспечности спортсменов либо их родителей и тренеров. На тренировки всегда нужно носить с собой фен, особенно девочкам. А также следить, чтобы не оставалась вода в ушах.

Сплошь и рядом бывает, что тренер при большом количестве учеников в группах проводит с ними лишь основную часть тренировки, не успевая следить за тем, как спортсмены размялись. Так что сами уделяйте этому компоненту большое значение. А родителям начинающих пловцов следует приучить их регулярно выполнять упражнения на гибкость и силу (спины, рук и др.) даже в домашних условиях.

И это все важно не только для безопасности будущих тренировок в бассейне, но и их эффективности. Если в беге даже при самой плохой технике скорость спортсмена равняется произведению длины шага на частоту, то в плавании много зависит от эффективности этих движений.

То есть хорошая техника возможна лишь при хорошем чувстве воды. А его невозможно добиться при отсутствии разминки. Но в целом стоит отметить, что серьезные травмы у пловцов случаются относительно редко.

5 самых любопытных фактов о плавании

Самым титулованным спортсменом мира за всю историю является как раз пловец - американец Майкл Фелпс. За свою карьеру он завоевал 18 золотых олимпийских медалей.

Родоначальниками плавания являются японцы. Они проводили соревнования по этому виду спорта с 36 года нашей эры.

Капитан Мэтью Вебб стал первым человеком, который в 1875 году переплыл знаменитый пролив Ла-Манш, используя стиль брасс.

Легендарный пловец Марк Спитц носил усы. По его словам, они отталкивали воду и помогали плыть быстрее. Узнав об этом, все советские пловцы перед очередными соревнованиями отрастили усы.

Самым быстрым пловцом на земле является рыба-парусник. Эта рыба может развивать скорость до 110 километров в час и выпрыгивать из воды на большую высоту.

Где научиться плавать

Центральный округ

Школа плавания «Спорт-Лидер». м. «Проспект Мира», Олимпийский пр-т, д. 16, стр. 2. Тел. 8-909-904‑23‑76.

СДЮШОР № 5, м. «Таганская», Товарищеский пep., д. 23. Тел. 8 (495) 912‑72‑68. СДЮШОР № 23 «Олимп-Центр», м. «Белорусская», ул. Александра Невского, д. 4. Тел.: 8 (495) 250‑82-82, 250‑87‑29.

РОО МСК «Чемпион», м. «Воробьевы горы», Лужнецкая наб., д. 24, стр. 4. Тел.: 8‑926-106-32–08, 8‑910-445-03‑06.

СДЮШОР № 2, м. «Октябрьская», ул. Фотиевой, д. 16, к. 2. Тел.: 8 (495) 137‑73-88, 137‑35-02, 137‑00‑08.

Северный округ

СДЮШОР ЦСКА по плаванию и прыжкам в воду, м. «Аэропорт», «Динамо», Ленинградский пр-т, д. 39. Тел. 8 (495) 613‑25‑72.

ДЮСШ № 76, м. «Владыкино», «Отрадное», «Петровско-Разумовская», Бескудниковский б-р, д. 12А. Тел.: 8 (499) 487‑84–85, 487‑83‑43.

ДЮСШ № 77, м. «Алтуфьево», Керамический пр-д, д. 61, к. 3. Тел. 8 (495) 483‑17-30.

Бассейн спортивного комплекса им. И. Румянцева, м. «Савеловская», ул. Писцовая, д. 12. Тел. 8 (495) 685‑06-47.

Бассейн автокомбината № 3, м. «Петровско-Разумовская», 3‑й Нижнелихоборский пр-д, д. 1. Тел. 8 (495) 482‑54‑28.

Южный округ

Учебно-спортивный центр «Труд», м. «Нагатинская», Варшавское ш., д. 14. Тел. 8 (495) 954‑92-80.

Бассейн «Южный», м. «Царицыно», ул. Лебедянская, д. 14, к. 4. Тел. 8 (495) 328‑77-26.

ДЮСШ № 47, м. «Домодедовская», Каширское ш., д. 94, к. 1. Тел. 8 (495) 343‑20‑06.

Бассейн спорткомплекса «Братеево», м. «Марьино», ул. Борисовские Пруды, д. 20, к. 3А-Б. Тел. 8 (495) 340‑76-07.

Бассейн «Москворечье», м. «Тульская», ул. Лестева, д. 3. Тел. 8 (495) 954‑82-02.

Юго-Западный округ

ДЮСШ № 30, м. «Коньково», ул. Академика Бакулева, д. 5. Тел.: 8 (495) 438‑89-55, 438‑95-66.

Бассейн школы № 1945 «Синяя птица», м. «Бульвар Дмитрия Донского», ул. Старокачаловская, вл. 22. Тел. 8 (495) 713‑79-90.

Бассейн гимназии № 45, м. «Академическая», ул. Гримау, д. 8. Тел. 8 (495) 126‑95‑88.

Бассейн «Ясенево», м. «Ясенево», ул. Вильнюсская, вл. 6, к. 1. Тел. 8 (495) 427‑95-41.

Бассейн «Юность», м. «Коньково», ул. Академика Бакулева, д. 5. Тел. 8 (495) 438‑95-66.

Восточный округ

Экспериментальная СДЮШОР, м. «Семеновская», ул. Мироновская, д. 27. Тел. 8 (495) 369‑75-53.

СДЮШОР по водным видам спорта «Скифы«, м. «Измайловская», Сиреневый б-р, д. 2. Тел. 8 (499) 166‑57-33, 166‑00-49.

Московский олимпийский центр водного спорта, м. «Семеновская», ул. Ткацкая, д. 25. Тел. 8 (499) 369‑21-98.

Дом плавания, м. «Партизанская», ул. Ибрагимова, д. 32. Тел. 8 (495) 369‑06-49.

Дворец водного спорта, м. «Партизанская», ул. Мироновская, д. 27. Тел. 8 (495) 369‑74-44.

Спросите любого родителя, чего он хочет для своего ребенка. «Счастливой и благополучной жизни», — ответит он. Спорт считается одной из тех дорожек, что позволяет к ней прийти. Насколько это верно?

Голосую: «За!»

Плюсы занятий спортом несомненны. Первый из них - прекрасное физическое развитие любимого чада и сознание того, что оно отдано под присмотр специалиста. А значит, родительский долг выполнен на пять с плюсом. Спортзал учит планировать день от и до, а это очень полезно: сутки нерезиновые, кроме тренировок есть еще и школьные задания. Он расширяет круг знакомств, повышает самооценку: с легкостью сделанное сальто на уроке физкультуры или пара лихо забитых голов под визг девчонок-болельщиц делают героем любого «вечного троечника». Спорт - это умение вкалывать по-настоящему и решение проблем с отдыхом на каникулах: юные спорт­смены проводят их в специальных лагерях, на сборах. Прибавьте к этому здоровый образ жизни и приятный факт того, что обладателям кубков и медалей проще поступить в вуз. Ну и, наконец, самое сладкое, притягательное и заманчивое - возможное чемпионство и связанные с этим почести, выгоды и перспективы.

Наталья Боброва, мама фигуристки Екатерины Бобровой, чемпионки Олимпийских игр в Сочи:

Самое важное для юного спортсмена - самодисциплина, и без поддержки семьи ему в этом не преуспеть. Ведь нужно строго соблюдать режим, научиться экономить время, дорожить свободными минутами, правильно распределяя силы и возможности! Мама ребенка-спортсмена должна быть психологом, интуитивно знать, когда и как поддержать его. У всех бывают и спады, и поражения. Дочь несколько раз в сердцах говорила: «Брошу!» Но тренер однажды сказала им замечательные слова: «Дети, вы себе не принадлежите. Вы принадлежите стране». И это так. Родителей же хочу предупредить: «Да, будут тяжелые времена, вам придется жить надеждами и мечтами ребенка. Но самая большая награда - видеть, как ребенок идет к заветной цели, как побеждает, и услышать: «Спасибо вам за ваших детей!»

Самая большая награда - видеть, как ребенок идет к заветной цели, как побеждает. Фото: iStock.com/Gettyimages.ru

Голосую: «Против!»

В желании «вырастить из ребенка всесторонне развитую личность» родительское тщеславие не знает границ - есть опасность действительно перегрузить маленького человека, на школу может не остаться ни времени, ни сил. Не стоит забывать о достаточно жестких психологических нагрузках и травмах: в хоккей играют настоящими клюшками, акробатические элементы выполняются на кольцах и бревне, - руки и ноги ломаются не понарошку. Кроме того, последствия тяжелых нагрузок имеют обыкновение напоминать о себе в зрелом возрасте. Еще один основательный минус - некоторые виды спорта дороги. Комплект игрока хоккейной команды, хорошие теннисные ракетки, костюмы для художественной гимнастики - все это стоит денег, и немалых. Прибавьте к этому недешевые услуги тренера с опытом и именем - без него при выходе на следующий качественный уровень не обойтись! И в заключение бесспорный, в общем-то, факт: отдавая ребенка в профессиональный спорт, вы лишаете его детства.

Галина Козловская, д. м. н., детский психиатр:

Спорт - это настоящее хобби, целью которого обязательно являются значительные успехи, рекорды. Так было и в советские времена, так остается и сейчас. В Советском Союзе особо одаренных детей отбирали для обучения в спортивных школах. Существовала развитая спортивная медицина, которая отслеживала показания к занятиям спортом у детей и строго следила за тем, как это сказывается на их здоровье. Сейчас все изменилось. Спорт является серьезной индустрией подготовки юношей и девушек, которые могут быть выставлены как товар для участия в спортивных состязаниях. По сути это бизнес, и подготовка юниоров к вхождению в олимпийский резерв представляет собой труднейший марафон для детского организма. Дети постоянно испытывают тяжелые психические нагрузки. Их тренировки­ мало чем отличаются от тренировок взрослых спортсменов.

В поисках золотой середины

Тем, кто хочет найти «средний путь», специалисты советуют следующее. Прежде всего, не навязывайте ребенку своего мнения. Выбирая вид спорта, учитывайте не только природные данные, но и желание сына или дочки - насильно никакой вид спорта мил не будет. Не пытайтесь втянуть ребенка в занятия с головой. Убедитесь, что он успевает не только тренироваться - время должно оставаться и для отдыха, и для уроков. Вырастить в семье профессионального спортсмена - лишь ваша мечта. Жертвовать ради нее образованием, физическим и психологическим здоровьем ребенка - идея не из лучших.

Выбирая спортивную школу и тренера, не ищите «фабрику спортивных звезд». Она дает только одну гарантию - уже в 10-12 лет ваш ребенок станет вести жизнь профессионального спортсмена, тренируясь дважды в день. О роли наставника стоит сказать отдельно. Он должен объективно оценить способности ребенка, помочь ему раскрыться и не быть диктатором. Лучшее доказательство, что так оно и есть, - видеть, что сын или дочка возвращаются с тренировок в хорошем настроении, охотно рассказывают и показывают, чему научились. Если выходящий из спортзала ребенок хмур, недоволен, замкнут и категорически не желает обсуждать это - ищите другого тренера.

Развлечение до седьмого пота

Не забывайте о том, что до 12-13 лет спорт для ребенка - больше игра, приносящая радость, в которой можно делать ошибки, - это нестрашно. Хвалите своего маленького «чемпиона» даже за самое крохотное достижение. Право на требование вы получите позже - когда к подросшему уже человечку придет понимание важности и серьезности его занятий. Ваша цель - постепенно подвести к этому, но никак не пинать. Жесткая критика, давление, насмешка - дома этому места быть не должно. Да, на тренировках действует непреложное правило: «Делу время, потехе час», но они должны приносить удовольствие. Поэтому на занятиях для дошкольников серьезный акцент ставится на игре. А главная цель первых соревнований - возможность почувствовать прелесть спортивного азарта.

До 12-13 лет спорт для ребенка - больше игра, в которой можно делать ошибки. Хвалите своего маленького «чемпиона» даже за самое крохотное достижение. Фото: iStock.com/Gettyimages.ru

Думайте о будущем

Любая спортивная карьера, даже самая блестящая, однажды заканчивается. После чего встает вопрос: что делать дальше? Думать об этом стоит уже сейчас. Детство невечно, подрастающему ребенку нужно объяснить, что спорт не единственная дорога в жизни, что хороший школьный аттестат, диплом толкового вуза и хорошая крепкая профессия могут стать спасательным кругом и той самой соломкой, которую никогда не грех подстелить.

Владислав Третьяк, олимпийский чемпион, глава Федерации хоккея России:

Представьте: человек долгие годы, ­отказывая себе во многом, шел к вершине славы. На этом пути он был всем интересен, всем нужен, им дорожили тренеры, руководство. Но вот на сцену выходят новые молодые таланты, а бывшей звезде остается только копеечная пенсия, как правило, условно высшее образование и отсутствие «гражданской» профессии. Жизнь надо начинать заново. Оставшись один на один с реальностью, очень просто начать совершать ошибки. Поэтому так много чемпионских трагедий. Проще всего опустить руки и заливать горькой воспоминания о днях былой славы. Но можно найти альтернативу.

Евгений Сахаров, к. м. н., врач-психиатр высшей категории:

Если брать общие тенденции, то сейчас наши спортсмены стали настоящими профессионалами - хорошо зарабатывают себе на жизнь, в том числе и на будущую. Спортсмены перенимают опыт зарубежных коллег. Еще, занимаясь большим спортом, они заботятся о том, чтобы начать вкладывать средства в какой-то другой бизнес. Или пристраиваются около спорта, становятся агентами по продаже игроков. Характерный пример - наши хоккеисты, играющие в НХЛ. Практически каждый из них имеет свой бизнес в разгар или на закате карьеры.

- Бывают ли безнадежные случаи, когда чемпиона не получится?

На старте опыта и навыков, которые есть у ребят, может не хватить, чтобы начать работу или обучение. Но однозначно безнадежен только случай, когда человеку неинтересно то, что он делает. Он пока пробует и ищет себя. Это вопрос мотивации, если дизайнер заинтересован, остальное - вопрос багажа.

- Какой должна быть программа развития специалиста, и как встроить его в команду?

Redmadrobot проходили момент активного роста, и нам нужно было набрать большое количество людей, сохраняя планку качества. Тогда мы разработали глобальный план. Он включал несколько частей: теоретическую - книги, статьи, гайды платформ, которые нужно было законспектировать, и практическую - дизайнеры должны придумать и развивать идеи собственных продуктов, а также каждую неделю представляли экспресс-концепты для решения нетривиальных задач: отдельных функций или редизайн существующих приложений. Этот план выматывал и воспринимался как каторга. В какой-то момент мы поняли, что это жесть.

Сейчас от плана осталась только организационная часть: знакомство со структурой компании, методологией ведения проектов и так далее. Помимо этого есть домашняя часть, она более исследовательская. Когда человек изучает материалы и прокачивает свои скиллы в определенном направлении.

Дальше у каждого специалиста своя траектория. Дизайнер может подтянуть навыки в области тестирования приложений или развиваться как арт-директор. Важно, что план не в голове у дизайнера - мы ведем таблицу, где отслеживаем прогресс специалиста и корректируем программу, если нужно. Но обучение всегда должно сочетаться с хорошими результатами по боевым проектам. Если у специалиста хороший опыт, он может сразу стать ведущим дизайнером проекта. Так было, например, с нашим дизайнером Настей Смирновой. С первого дня в компании она получила проект мобильного приложения для стартапа из Лондона.

Ребята с меньшим опытом приходят в команды, где уже есть ведущий дизайнер и, в зависимости от своих компетенций, решают конкретные задачи: доработка экранов, поддержка UI-кита, рефакторинга и так далее.

- Что нужно, чтобы вырастить звездного дизайнера?

Здесь как в спорте. В спортшколах на каждого тренера приходится по 30-50 человек - вырастить олимпийского чемпиона в таких условиях невозможно.

Поэтому я за индивидуальный подход. У каждого, кто приходит в команду Redmadrobot, есть ментор. Раз в неделю мы встречаемся с каждым из новичков, чтобы просто поговорить, причем не только о работе. Ментор и специалист могут работать над разными проектами, и такие беседы помогают подсветить моменты, которые команда проекта не видит. Сейчас у меня четыре дизайнера и один арт-директор, и железно пять часов в неделю на общение с ними. Мне кажется, это оптимальное соотношение. При этом наше общение не исчерпывается часом в неделю - ментор всегда в курсе того, что происходит у дизайнеров. Важно также, что дизайнер может сменить ментора, потому что на конкретном этапе для него важно прокачать другие навыки. Иначе чемпиона не вырастить.

А так за три месяца (в исключительных случаях) или год (в среднем) можно вырастить специалиста.



 

Возможно, будет полезно почитать: