Лечебная физкультура. Проектная работа: "Лечебная физкультура в детском саду"

Проектная работа:

На тему: «Лечебная физкультура в детском саду»

Подготовила: Увалиева Л.А.

Алматы, 2014 год

«Идеал воспитания - это сочетание ума мудреца с силой и здоровьем атлета» Ж.Ж.Руссо

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего детского сада осуществляется по нескольким направлениям:

1. Лечебно-профилактическая (фито, приём настоек и отваров, витаминизированные напитки «Арт лайф» в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка.

3. Физкультурно-оздоровительная работа.

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологии.

5. Внедрение лечебной физкультуры в детском саду.

Остановимся на разделе ЛФК.

Лечебная физическая культура - это лечебная гимнастика, которая содействует восстановлению здоровья и трудоспособности людей. Она широко применяется в практике работы в лечебных и лечебно-профилактических учреждениях. В ЛФК применяются упражнения, влияющие как на весь организм человека, так и на отдельные его части.

В ЛФК широко применяются упражнения для восстановления двигательных функций организма, исправления как функциональных нарушений при заболеваниях внутренних органов, так и дефектов в развитии отдельных частей тела.

Актуальным является вопрос оздоровления детей в детских учреждениях. ЛФК является одним из активных факторов по оздоровлению детей и профилактике их здоровья - всё это является подспорьем в решении задач воспитания всесторонне развитой личности. «Дети должны получить умственное воспитание, физическое воспитание и техническое»,- сказал К.Маркс.

Ведь гармонически развитый ребёнок сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В нашем саду внедряется программа ЛФК. Она реализуется с помощью совместных усилий семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит именно нам - работникам детского сада. Педагогически грамотное использование всех видов физических упражнений в их совокупности, обеспечит выполнение основных задач физического воспитания детей. Значительную роль в реализации играет материальная база детского сада: спортивная площадка, спортивный зал, оборудование и инвентарь.

Мы обратили внимание, что физкультурных занятий для совершенного укрепления здоровья, воспитания положительного отношения к спортивным занятиям, профилактике заболеваний недостаточно, поэтому отобрали основные задачи, которые будут решаться на ЛФК.

Основные задачи ЛФК для дошкольников:

1. Укрепление здоровья

2. Повышение физиологической активности органов и систем организма, ослабленным болезнью.

3. Повышение физической и умственной работоспособности.

4. Освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой по ЛФК.

5. Обучение рациональному дыханию, воспитание правильной осанки, а в необходимых случаях её коррекция.

Из поставленных задач вытекают цели ЛФК, исходя из тех проблем, которые возникают в процессе роста детского организма.

Цели лечебной физкультуры для дошкольников мы выделили следующие:

1. Укрепление здоровье, содействие правильному физическому развитию и закаливанию.

2. Привитие детям гигиенических знаний и навыков.

3. Формирование двигательных навыков и умений, их развитие.

4 Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувство товарищества и т.д.

5. Формирование навыков правильной осанки.

6. Воспитание у детей устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

7. Привитие детям организационных навыков.

Средства ЛФК:

1.Ходьба усиливает обмен веществ, кровообращение, улучшает дыхание. При ходьбе участвуют все мышечные группы. Ходьба является средством повышения уровня физической работоспособности и применяется для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при хронических заболеваниях. Мы настоятельно рекомендуем родителям водить детей на пешие прогулки по экологически чистым зонам. В нашем детском саду имеется экологическая зона здоровья - хвойная аллея. Детям рекомендуются:

Различные виды ходьбы со сменой видов.

Ходьба на тренажёре.

Ходьба по дорожке здоровья в спортзале.

Ходьба по тропе здоровья на спортплощадке.

2. Бег - интенсивное движение. Он оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм ребёнка. Является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания быстроты и выносливости

В ЛФК предлагается оздоровительный бег трусцой в сочетании с дыхательными упражнениями:

«Лошадка». Детям предлагается вспомнить: как цокают копыта лошадей по асфальту и передать звучание цоканьем языка, убыстряя и замедляя движение бега по сигналу педагога.

«Ворона». Дети медленно бегут, размахивая руками как крыльями, плотно сжав губы, под декламирование педагога: «Летела ворона, в клюве сыр держала. Села на ветку и крикнула «Кар!» - кричат все дети, остановив бег.

«Пожарники». Детям предлагается стать пожарными кранами и погасить пожар, выдувая «воду» (воздух) вытянув губы трубочкой. Дети с одного края площадки бегут к противоположной, плотно сжав губы и надув щёки. На противоположном конце площадке «гасят пожар» - выдувая воздух.

3. Прыжки используются в период выздоровления. Способствуют упругости мышц, придают эластичность связкам, развивают координацию движений.

4. Игры - спортивно-прикладное средство. Влияет на психическую сферу человека, снимает отрицательные эмоции, отвлекает от болезни.

5. Самомассаж и взаимомассаж.

Формы:

    Процедуры лечебной гимнастики

    Дозированная ходьба по пересеченной местности

    Ближний туризм

    Оздоровительный бег

Методы:

    Словесные

    Строго регламентированные упражнения

    Гимнастические

    Спортивно прикладные

Наиболее актуальным вопросом дошкольного детства является формирование осанки. Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по ЛФК с ослабленными детьми. У дошкольников развитие костно-мышечной системы ещё не завершено. Во многом она состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создаёт возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для малоподвижных детей, т.к. мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении не получают должного развития.

Различают 2 вида осанки: правильную физиологическую и патологическую.

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребёнка.

Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведённые плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Наиболее серьёзным видом нарушения осанки является сколиоз.

В целях устранения данных недостатков и их профилактики нами разработаны упражнения по коррекции и профилактике правильной осанки. Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребёнка, создаёт достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определённую или неудобную позу:

Игровые упражнения на дыхание и осанку.

Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку.

Комплексы упражнений для профилактики сколиоза.

Упражнения, исправляющие осанку.

Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание - залог прочного здоровья. Основные пути, ведущие к развитию полноценного дыхания, по мнению Е.А.Аркина, следующие:

1. упражнения в беге;

2. гимнастика дыхательных мышц;

3. приучение к правильному дыханию;

4. правильная постановка пения.

Решение этой задачи тесно связана с другими разделами программы: музыка, логопедия, работа с родителями.

Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж - надавливание подушечек пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов.

Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Если боль ощущается от лёгкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали - от себя вправо (тонизирующие воздействия). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать её целенаправленно по центростремительной спирали - от себя влево.

Для того, чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный надстрой,. Это легко сделать, например, предложив детям игру «Скульптор», в которой, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или с пластилином, можно дать возможность ребёнку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только нежно, т.к. в этом случае ответственность за эмоциональное состояние перекладывается на подсознание ребёнка. Появляется доверие к создателю - внутреннему Я.

Упражнения разработаны и расписаны в программе:

На массаж головы;

Массаж лица;

Массаж шейных позвонков;

Массаж рук;

Массаж ног;

Массаж спины;

Массаж живота;

Массаж грудной области

Массаж шеи;

Массаж ушных раковин

Коррекционная, оздоровительная работа:

    Дыхательные упражнения

    Упражнения на осанку

    Точечный массаж

    Самомоссаж, взаимомоссаж.

ЛФК в детском саду ведется как часть физкультурного занятия, а также на индивидуальных занятий с ослабленными детьми под строгим медико-педагогическим контролем. Работа анализируется и диагностируется 1 раз в полугодие

В диагностике ЛФК мы опирались на этапный контроль:

Начало учебного года (сентябрь):

    Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей

    Распределить детей на подгруппы с учетом физического развития ребёнка.

    Составить план работы с детьми в соответствии с уровнем физического развития ребёнка.

Конец учебного года (май):

    Откорректировать подгруппы детей по уровням физического развития. Дать анализ динамики показателей физического развития, физической подготовленности и физической подготовленности детей (по стандартам, индивидуальным приростам). Составить планы работы с детьми в летний период (по закаливанию организма).

Содержание этапного контроля включает различные тесты, которые позволяют увидеть целостную картину физического состояния каждого ребёнка, что вовлекло участие специалистов разных профилей, однако у инструктора ЛФК сосредоточены все данные обследования детей по всем возрастным группам: со 2 младшей

На конец учебного года по данным тестов, карт здоровья, данных контроля в течение года показали положительную динамику по оздоровлению ослабленных детей, изменение групп риска на меньшую, снижение заболеваемости детей простудными заболеваниями

Простудные заболевания:(за 2014 год)

Начало года-29%

Конец года:-7%

Врач совместно с инструктором по физкультуре распределили весь контингент детей по группам здоровья. Есть две группы: основная и группы риска. В основную группу входят дети, не имеющие хронических заболеваний, не состоящие на учёте Д, а также не болеющие часто. В группы риска входят все остальные дети.

Группы риска делятся по следующим принципам:

Группа по сколиозу.

Группа по плоскостопию.

Группы по гипертензионному синдрому.

Группа часто болеющих детей.

К концу года группы риска уменьшились на 15%, данные дети пополнили ряды основной группы здоровья.

Дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Литература:

1.Береснёва З.И, Казаковцева Р.Г. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДУ. М.2004 г.

2. Зимонина В.Н. Рабочий журнал инструктора (воспитателя ДУ) по физической культуре. М. 2003 г.

3. Рокитянский В.И. Гигиена физкультурника. М. 1968 г.

4. Хрущева СВ. Физкультура в школах и детских садах. М. 1986 г.

5. Интернет-ресурсы

Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные для благоприятной жизнедеятельности особенности быстро растущего организма малыша. В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки, но база (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), в которой это происходит, выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Имеющиеся помещения, отведенные в большинстве детских садов как для музыкальных занятий, так и для занятий физическими упражнениями, отвечают требованиям лишь детей до 3 лет. В связи с этим необходим поиск эффективных путей решения данной проблемы.

В идеале каждый детский сад должен быть оснащен физкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Очевидно, решение этого вопроса не может носить только экстенсивный характер (расширение площадей для занятий физическими упражнениями). Интенсивный путь развития в настоящее время наиболее приемлем для бюджетной сферы образования. Однако и он в нынешних экономических условиях подходит далеко не для всех дошкольных учреждений России. Поэтому задача административно-хозяйственных и педагогических коллективов ДОУ - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Одним из направлений решения этой проблемы является создание простейших тренажеров, тренажерных и тренировочных устройств.

Занятие лечебной физкультурой целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психомоторного развития, со сходными заболеваниями, стараясь сохранить данный состав группы на весь период пребывания в стационаре или санатории. Специальное занятие проводится в кабинете лечебной физкультуры, имеющем необходимые пособия и оборудование для упражнений с детьми раннего возраста. Очень хорошим воспитательным приемом, значительно повышающим эмоциональный уровень занятий, является переодевание детей в специальные физкультурные костюмы и тапочки.

Во вводной части занятия, в зависимости от уровня развития навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа: дети ходят по кругу, взявшись за руки, парами, в колонну. В основную часть, помимо активных упражнений, соответствующих лечебным задачам, вводятся общеразвивающие, в сочетании с упражнениями по тренировке и развитию основных движений: бросания, прыжков, лазания, бега. Включение этих упражнений проводится последовательно, в течение нескольких занятий -- так, чтобы в каждом из них происходило закрепление и тренировка 1 -- 2 двигательных навыков.

В ДОУ проводятся практически все существующие формы лечебной физкультуры: утренняя гигиеническая гимнастика, которая проходит с обязательным включением одного - двух специальных упражнений; занятия (ведущая форма), самостоятельные занятия (под контролем врача, педагогов и родителей), которые также включают 3 - 4 специальных упражнения; прогулки; оздоровительный бег; игровые занятия. Каждый курс ЛФК начинается с обязательного тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса при нарушении осанки и плантографии при плоскостопии. Общее руководство работой инструктора по лечебной физкультуре в ДОУ осуществляет врач - ортопед и педиатр, которые в карте развития ребенка регистрируют ежегодную динамику изменения осанки ребенка. На основе проведенных тестируемых показателей врачом - ортопедом и инструктором по ЛФК даются рекомендации инструктору по физической культуре, инструктору по обучению плаванию, исключаются противопоказанные для данного ребенка упражнения. Инструктором по ЛФК совместно с врачом - ортопедом разработаны комплексы физических упражнений и занятий для детей всех возрастных групп с учетом диагнозов детей.

Учитывая особенности развития детей, посещающих ДОУ проводятся следующие виды физкультурных занятий:

  • - обычного типа
  • - с элементами спортивных игр
  • - с элементами психогимнастики
  • - сюжетно - игровые
  • - физкультурно - познавательные.

Для улучшения коррекционной работы специалисты ДОУ внедрили новую здоровьесберегающую форму занятий - на занятиях по ЛФК, физической культуре, логоритмике используются фитболы.

При разработке двигательного режима в ДОУ учитываются индивидуальные особенности физического развития детей и их диагнозы. Наряду с перечисленными видами двигательной активности специалисты в своей работе используют:

  • - физминутки (ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия)
  • - гигиеническую гимнастику после дневного сна (с использованием корригирующих дорожек и нестандартного оборудования)
  • - неделю здоровья (2 раза в год)
  • - физкультурные досуги (2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками 1-2 групп)
  • - физкультурно - спортивные праздники (2 раза в год на открытом воздухе с привлечением родителей).

Важное значение в ДОУ предается лечебно - оздоровительной работе, которая строится по трём направлениям:

  • 1. Интенсивная. Профилактика готовит ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени. Проводятся закаливающие процедуры.
  • 2. Восстановительное. Используется система защитных мер для предупреждения ОРВИ, в группах проводится фитотерапия и аромотерапия.
  • 3. Реабилитационное. Занятия по профилактике плоскостопия, нарушений ОДА, массаж, физиопроцедуры.

По назначению и рекомендациям врача - ортопеда дети с нарушением ОДА получают физиотерапевтические процедуры в комплексе с массажем. Медсестра проводит следующие виды массажа: общеукрепляющий, а также массаж спины, верхних и нижних конечностей, с учетом диагноза детей.

Особое внимание педагоги уделяют организации детей на занятии: на спинках стульев имеются - массажеры для профилактики нарушений осанки, на полу размещаются коврики - тренажеры для профилактики плоскостопия. Специалисты на занятиях умело чередуют разные виды деятельности, предупреждая утомления детей.

Специфическими особенностями развития детей с нарушением опорно - двигательного аппарата являются двигательные затруднения; речевые расстройства. Дети с нарушением ОДА имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. Педагог - психолог ДОУ содействует обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого - педагогического изучения детей, занимается профилактикой и преодолением отклонений в интеллектуальном и личностной развитии ребенка.

Оксана Бекина
Разработка оздоровительной программы по ЛФК в дошкольном учреждении

Пояснительная записка.

Информационная часть программы :

Вид программы - оздоровительная

Направление программы - лечебная физкультура

Срок реализации программы - 1 год

Возраст обучающихся воспитанников - 6-7 лет

Форма реализации - физкультурно-оздоровительная деятельность в рамках кружка "Лечебная физкультура" в соответствии с ФГОС и образовательной программой воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении "Детство"под редакцией Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе.

Методы обучения :

Словесные - объяснение; валеологические беседы;

Наглядные - показ упражнений, иллюстраций;

Игровые.

До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания. Лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном учреждении - новая форма реабилитации детей 6 -7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.

ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки и плоскостопием, так как это - единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений , многообразны. Среди главных можно выделить следующие : резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие - детей дошкольного возраста ; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в коррекционной терапии. Поэтому для детей дошкольного возраста разработана дополнительная образовательная программа "Лечебная физкультура", которая реализуется на базе ДОУ. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонения в здоровье, а именно : нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии дошкольников , но и укрепление здоровья детей.

Дополнительная образовательная программа "Лечебная физкультура" разработана для детей 6 - 7 лет на основе практических пособий : "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ" под редакцией О. Н. Моргуновой (2005 г., "Фитнес-данс. Лечебно-профилактический танец" Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г., и "Примерных программ дошкольного общего образования по физической культуре". В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонений в здоровье, а именно : нарушение осанки, плоскостопие.

В основное содержание программы входят :

Коррекционные упражнения различной направленности, развивающие физические способности дошкольников ;

Дыхательные гимнастики;

Упражнения на напряжение и расслабление мышц, релаксация;

Акробатические упражнения;

Композиции лечебно-профилактического танца.

Учебный материал, представленный в программе , доступен дошкольникам , соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, так же поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время обучения.

Цель программы : оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка, реабилитация детей после перенесенных заболеваний и профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада.

Основные задачи программы :

Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

Своевременная коррекция имеющегося патологического состояния опорно-двигательного аппарата;

Формирование и закрепление навыка правильной осанки и постановки стоп;

Улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

Увеличение силы и выносливости мышц;

Улучшение координации движений;

Приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нем.

Программа лечебной гимнастики строится на принципах :

Принцип индивидуально-личностной ориентации - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;

Принцип повторения умений и навыков - один из важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;

Принцип цикличности - чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление;

Принцип разнообразия и новизны - обновление физических упражнений через 2 - 3 недели;

Принцип умеренности - продолжительность занятий в соответствии с возрастом детей с дробной физической нагрузкой.

Результативность :

Предполагается, что результатом внедрения программы ЛФК будет уменьшение % детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, укрепление мышечной системы, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.

Структура занятий :

Занятия проходят в дневное или вечернее время, один - два раза в неделю, длительность 25 -30 минут.

Место проведения - спортивный зал.

Группы комплектуются с учетом медицинских показаний и желания родителей (законных представителей) . Наполняемость группы 10 - 15 человек.

Занятие состоит из трех частей : вводной, основной, заключительной.

Задача вводной части - организация детей для предстоящих занятий. Состоит из валеологических бесед, коротких игровых заданий и упражнений по коррекции осанки и плоскостопия, этюдов лечебно-профилактического танца. Длительность вводной части 5 - 7 минут.

В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами (гимнастические палки, мячи массажные и простые, обручи, большие гимнастические мячи, мешочки и т. д). Продолжительность основной части - 15 -20 минут.

Заключительная часть - совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки и правильной постановки стоп, приведение организма в спокойное состояние. Включает в себя малоподвижные игры, упражнения на расслабление мышц, дыхательную гимнастику, релаксацию, самомассаж стоп. Продолжительность заключительной части 3 минуты.

Мониторинг :

Для определения эффективности занятий в начале и конце года используются доступные методики и тесты : тесты физической подготовленности с учетом возраста ребенка и тесты выявления нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата по Г. Н. Сердюковской, плантография. Определяется так же уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия ребенка. Контрольные испытания и врачебный контроль проводятся в начале и конце учебного года. По результатам проверки определяется влияние содержания занятий на здоровье дошкольников . Показатели являются положительными, если у занимающихся в конце учебного года будет наблюдаться улучшение результатов мониторинга.

Обследование уровня физических качеств :

Первопричиной всех дефектов осанки является слабость тех или иных мышечных групп, их несимметричное развитие.

Тест для определения силы мышц спины :

Необходимо лечь на край скамейки и удержать как можно дольше на весу верхнюю часть тела. На опоре находится только нижняя часть тела. Взрослый держит ребенка за ноги. В исходном положении ребенок опирается руками об пол,а по сигналу взрослого (1,2,3) он ставит руки на пояс, и начинается отсчет времени. Средняя норма для дошкольников 45 секунд .

Оценка силы и выносливости мышц живота :

Поднять ноги на 25 см над полом из положения лежа на спине, руки за голову, удерживать ноги в таком положении 15 секунд. Ноги должны быть прямыми, носки оттянуты. Ориентиром для высоты поднятия ног может служить натянутый шнур.

Определение подвижности позвоночника (гибкость) :

При наклоне вперед ребенок должен кончиками пальцев достать до пола, не сгибая колени. Наклон выполняется из и. п. ноги вместе. При невыполнении этого задания измеряется расстояние от пола до пальцев. Полученное расстояние говорит об уменьшении подвижности позвоночника по сравнению с нормой.

Диагностика плоскостопия :

Плантография - это отпечаток стоп. В норме подсводное пространство не окрашивается, окрашен только перешеек стопы. 1 степень плоскостопия - окрашена 1/3 подсводного пространства; 2 степень - окрашены 2/3 сводного пространства; 3 степень - более 2/3 подсводного пространства.

При осмотре детей обращают внимание на положение стоп по отношению к голени. В детском возрасте продольное плоскостопие обычно сочетается с отведением переднего края стопы, поднятием ее наружнего края и пронацией пятки - то есть с вальгусной установкой стопы. Если угол между голенью и стопой открыт внутрь - это варусное отклонение.

Ожидаемые результаты освоения программы .

В результате освоения программы дошкольник :

Будет знать : правила поведения на занятиях по ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры.

Будет уметь : выполнять упражнения лечебной физкультуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях.

Будет иметь : прирост показателей развития основных физических качеств, хорошие умения и навыки в выполнении упражнений из разных исходных положений.

Нелли Верховенко

Мастер - класс на тему :"Лечебная физкультура в детском саду – как средство профилактики

Цель : сохранение, укрепление здоровья детей, коррекция имеющихся

нарушений осанки и плоскостопия .

Задачи :

1. Приобщение родителей к систематическим занятиям ЛФК детей

дошкольного возраста в течение учебного года.

2. Формирование и закрепление навыка правильной осанки у детей

дошкольного возраста.

3. Своевременная коррекция имеющихся нарушений осанки и плоскостопия

у детей дошкольного возраста.

4. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм детей дошкольного

возраста.

Вступительное слова инструктора по физической культуре и лфк Верховенко

Нелли Вячеславовны.

Комплекс упражнений по лечебной физической культуре

демонстрируется для родителей с подробным объяснением всех исходных

положений, положений звеньев тела, осанки , во время выполнения

упражнений ЛФК, на примере трёх детей (поочерёдно выполняющих

упражнения).

Комплекс упражнений по лечебной физической культуре (ЛФК) .

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия :

1. «Гусенички» - сжимать и разжимать пальцы по твёрдой поверхности,

продвигая их вперёд.

2. «Пила» - сидя на полу, стопы вместе, подошвы друг к другу, распиливаем

бревно стопами (мысленно) .

3. Исходное положение : сидя на полу, ноги согнуты, стопы вместе,

поочерёдно поднимать над полом носки, затем пятки.

4. Исходное положение : сидя на полу, ноги согнуты, стопы вместе, развести

носки в стороны, возвратить в и. п., затем пятки развести в стороны,

возвратить в и. п.

Выполнять упражнения с массажным мячиком (с шипами) – перекаты

правой и левой ногой, двумя ногами, упр. «Пила» с мячиком между стопами.

Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки :

1. «Бабочка» - сидя на полу, подошвы вместе, коленями стремиться достать

2. «Самолёт» - ноги широко развести в стороны, носки смотрят вверх,

правой рукой тянуться к правому носку, левой рукой тянуться к левому

носку ногу.

3. «Берёзка» - И. П. – лёжа на спине, ноги прямые, понять ноги под углом 90

градусов, медленно опустить в И. П., поясницу не отрывать от пола.

4. «Ножницы» - И. П. – лёжа на спине, ноги прямые, поднять ноги над

ковриком на 30 -40 см не отрывая поясницу, выполнять махи ногами,

имитация ножниц. 5. «Улитка» - И. П. – лёжа на спине, ноги прямые, согнуть ноги и прижать к

груди, обнять сверху их руками, возвратить в и. п.

6. «Горка» - И. П. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, пятки

максимально приближены к пояснице, поднять таз вверх максимально,

принять И. П.

7. «Лодочка» - И. П. – лёжа на животе, руки и ноги прямые, нужно поднять

руки и ноги вместе с головой над полом, возвратить в И. П., не

запрокидывать голову назад.

8. «Плавание» - И. П. – лёжа на животе, ноги прижаты к полу, поднять

руки, голову, туловище над полом, выполнять гребкообразые движения

руками через стороны, имитация плавания.

9. «Звёздочка» - И. П. - лёжа на животе, руки и ноги прямые, поднять руки и

ноги над полом, развести их широко в стороны, возвратить в И. П.

10. «Крылья» - И. П. – лёжа на животе, руки и ноги прямые, согнуть руки,

прижать предплечья к туловищу, максимально поднять туловище над

ковриком, взгляд направлен вниз, ноги лежат неподвижно, (выполнять

движения, имитирующие полёт птицы, возвратиться в исходное

положение.

11. «Кобра» - И. П. – лёжа на животе, руки согнуты и ладони находятся на

уровне плеч, разогнуть руки – посмотреть вперёд, возвратить в и.

12. «Кошка» - И. П. – упор стоя на коленях (на четвереньках, добрая кошка –

прогнуться в пояснице – посмотреть вверх, злая кошка – округлить

поясницу – посмотреть вниз.

После продемонстрированных упражнений все желающие родители задают

интересующие их вопросы.


Публикации по теме:

" Мы сердце свое должны поберечь: от мыслей тяжелых и тягостных встреч, от злобы и зависти, лени и бед. Пусть в нашем сердечке горит солнца.

Использование подвижных игр при коррекции осанки и профилактики плоскостопия Подвижные игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на.

Массажный коврик для профилактики плоскостопия у детей. В основе коврика половик ручной работы имеюший легкий массажный эффект, и два.

ЗДОРОВЬЕ НАЧИНАЕТСЯ СО СТОПЫ! Массаж ступней является прекрасной профилактикой плоскостопия. .Плоскостопие -одно из самых распространенных.

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Как добиться положительного настроя ребенка Очень важно, чтобы гимнастика не стала для ребенка неприятной обязанностью,.

Профилактика проблем осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста.

Предметные кружки, их результативность:

ЛФК (лечебная физкультура)

Жизнь - это движение . Жители стран Востока еще в давние времена знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. Опасных заключенных в древнем Китае помещали в такие маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему представилась такая возможность, так как в бездействии его конечности атрофировались. Современный же человек зачастую добровольно ведет сидяче-лежачий образ жизни, использовавшийся ранее в качестве наказания для особо опасных преступников на Востоке, и жалуется при этом на хроническую усталость и нехватку сил для занятий физкультурой . Вот и получается замкнутый круг: чтобы заниматься гимнастикой , нужна энергия - чтобы появилась энергия, нужно заниматься гимнастикой . Однако, учитывая, что все мы находим силы, чтобы добраться до работы, сходить в спортбар или кино, мы, если постараемся, можем найти их и для занятий ЛФК . Тем более, что лечебная физкультура нередко оказывается более эффективным методом лечения болезни, чем медикаменты. Что, в первую очередь, относится к таким заболеваниям позвоночника как сколиоз и остеохондроз.

Особенности ЛФК в детском возрасте

Применение лечебной физкультуры в детском возрасте имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезни в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности. Поэтому одна из главных задач ЛФК в педиатрии - предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях. Формы ЛФК для детей отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Характерными особенностями методики лечебной физкультуры для детей является сочетание, так называемого, общеоздоровительного воздействия со специальным, проведение занятий с учетом возрастных данных развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке.

Показания

ЛФК показана при большинстве детских заболеваний как одно из эффективных средств общестимулирующей и специфической терапии. ЛФК широко используется для лечения рахита, гипотрофии, ревматизма и многих других заболеваний. При ревматизме ЛФК применяют поэтапно, начиная с периода строгого постельного режима. Широко используются упражнения для мелких суставов и мышечных групп, дыхательные и общеукрепляющие, строго дозированные в зависимости от состояния больного. Физические упражнения применяют в целях укрепления сердечной мышцы, предупреждения осложнений со стороны суставов, нервной системы и в целях общего укрепления организма ребенка. ЛФК благоприятно действует на детей, страдающих бронхиальной астмой, на нарушенные механизмы нервной регуляции и на улучшение функции внешнего дыхания. С этой целью целесообразно использовать так называемую «звуковую гимнастику». При пневмониях ЛФК используют для восстановления нарушенной функции системы дыхания, для борьбы с кислородной недостаточностью.

Основные преимущества лечебной гимнастики

Возможность вернуть здоровье без медикаментов.

Один раз освоив методику, Вы пользуетесь ею в течение всей жизни.

Даже просмотр обучающих фильмов дает лечебный эффект.

Не требует дополнительного снаряжения (тренажеров, специальной одежды, т.д.).

Эффективнее других гимнастик в 3-4 раза.

Можно заниматься где угодно (лежа в постели, на работе, в транспорте).

Гимнастика не только восстанавливает здоровье, но и развивает физически и интеллектуально.

ЛФК в последнее время широко внедряется в ДОУ. И на это есть много причин: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

Предлагаемые занятия по профилактике нарушения осанки и укреплению мышечного аппарата строятся на принципе наглядно-образного исполнения, где инструктор показывая упражнение сообщает об его значимости, отмечая особенности выполнения и осужествляет контроль за дыханием.

Педагогом разработана система комплексов упражнений по принципу от простого к сложному, используя подражательные или имитационные действия.

· сесть (на скамейку). Сидеть рядышком прямо и правильно;

  • встать. Проверить, правильно ли стоят (носки у всех на одной линии, как по “ниточке”);
  • ходьба (пройти тихо , как “мышка”). Идти, стараясь не отставать, в ногу под счёт (как военные);
  • ходьба с остановками (по слову “стой” - остановиться);
  • лечь на ковёр (на живот), руки согнуть в локтях, кисти рук под подбородком, ноги прямые и лежат вместе, дышать равномерно.

Основная часть (30–35 мин.)

Упр. 1. И.п. – лёжа на животе. Руки согнуты в локтях, кисти рук под подбородком. На счёт 1 – поднять голову, посмотреть друг на друга, на счёт 2 – положить голову подбородком на руки. Медленно (3–4 раза). Дышать равномерно.

Упр. 2. И.п. – то же. На счёт 1 – вытянуть обе руки вперёд (не поднимая рук с ковра) и потянуться, пытаясь достать руками друг друга. На счёт 2 – вернуться в и.п. Медленно (3–4 раза).

Упр. 3. И.п. – то же, руки на спине, пальцы сцеплены. На счёт 1 – потянуться руками назад, поднимая плечи и голову. На счёт 2 – и.п. Медленно (4–5 раз). Перекатиться “брёвнышком” на спину.

Упр. 4. И.п. – лёжа на спине. На счёт 1 – поднять пр. руку и лев. ногу, доставая пальцами рук носок ноги (“поймать носочек”). На счёт 2 – в и.п. (дышать равномерно). То же другой ногой и рукой (по 3–4 раза каждой).

Упр. 5. И.п. то же, руки положить на живот. На счёт 1 – потянуться, приподнять голову, плечи и достать колени руками (“посмотреть на свои ноги”). На счёт 2 – в и.п. (3–4 раза).

Упр. 6. И.п. – то же. Лежать тихо и послушать дыхание (“Послушайте, как вы дышите”).

Упр. 7. Сидя на скамейках в правильном положении, движения руками в стороны, вверх, назад (сводя лопатки).

Упр. 8. Сидя на скамейках в правильном положении, руки к плечам. Рывки плечами и локтями назад. Дышать равномерно.

Игра. Броски и ловля маленьких мячей: вверх, в стену (“чтобы мячик слушался и прилетал в руки”).

Всем лечь на ковёр на спину; закрыть глаза и постараться, чтобы “спали” ноги и руки, дышать равномерно.

Заключительная часть (3–5 мин.)

Ходьба с хорошей осанкой. Остановка – принять правильную осанку (спокойно подышать носом).

Для образного представления

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ приведем ПРИМЕР.

Заболел коленный сустав. Начинаем принимать лекарства - это дополнительная нагрузка на печень. Через некоторое время, чтобы восстановить функцию печени, добавляем ещё лекарств. Количество потребляемых лекарств растет, и начинает страдать пищеварительная и эндокринная системы, которые тоже восстанавливаются с помощью таблеток. И процесс получается лавинообразный. Чем больше мы лечимся, тем больше возрастает потребность в лечении.

Ещё не будем забывать о том, что каждое лекарство имеет противопоказания и побочные действия (одно лечим - другое калечим).

Заболел сустав. Начали его лечить гимнастикой. Одновременно, хотим мы этого или нет, улучшается работа сердечнососудистой, нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, эндокринной систем - идет выздоровление всего организма в целом.

Лечебная гимнастика

Основа нашей лечебной гимнастики – это естественные движения, заложенные в нас самой природой.

Чтобы понять, что такое естественные движения, приведем пример.

Вспомним, кто нас учил потягиваться утром после сна. Это и есть естественное движение и предназначено оно для, того чтобы организм быстро перешел из состояния сна в рабочее состояние. Всего одно движение, несколько секунд, и мы уже чувствуем прилив бодрости.

А теперь представим, что в течение хотя бы 10 минут мы делаем такие «потягушки». Как, думаете, отреагирует наш организм на эти упражнения?

Организм наполниться силой и энергией и запустит восстановительные процессы.

Понаблюдаем за окружающей природой, за нашими домашними любимцами – кошками и собаками. Они своим поведением и движениями многое расскажут о естественном движении - основе комплекса лечебной физкультуры. Мы тоже часть природы и давайте пользоваться возможностями нашего мудрого организма.

ЛФК в последнее время широко внедряется в ДОУ. И на это есть много причин: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Я предлагаю упражнения, направленные на укрепление мышц.



 

Возможно, будет полезно почитать: