Соотношение средств офп и сфп в развитии физических качеств юных футболистов. Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

Разнообразие содержания игровой деятельности в футболе требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования всех систем организма занимающегося. А это возможно лишь в процессе разносторонней физической подготовки, когда, наряду с развитием основных физических качеств, уделяется внимание и развитию специальных качеств для футбола.
Развитие у начинающих футболистов физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками оказывают непосредственное влияние на все стороны их подготовки, но более всего способствуют повышению уровня технической и тактической подготовленности. Физически подготовленные будущие спортсмены, как правило, обладают и более устойчивой психикой и способностью к преодолению психических напряжений. У них наблюдается большая уверенность в своих силах, настойчивость в действиях. Высокие функциональные возможности позволяет им легче справляться с утомлением, сохранять эффективность деятельности эффектных систем и на этой основе добиваться превосходства в тактической деятельности. Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность начинающих футболистов. Она представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков.
Цель общей физической подготовки – создание у занимающейся двигательной подготовленности, фундамента специальной подготовки. В качестве средств развития физической подготовленности рекомендуется использовать физические упражнения общего воздействия, упражнения из других видов спорта. Такое разнообразие упражнений направлено на расширение у начинающих футболистов двигательных возможностей. При этом нужно учитывать закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Они могут быть положительными, отрицательными или нейтральными.

Например, с увеличением силы у занимающихся увеличивается скорость, улучшается координация движений, точность ударов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре основным игровым приемам навыки, которые совпадают с игровым режимом мышечной работы. Общая физическая подготовка достигнет своих целей только тогда, когда в работе тренирующихся соблюдается постоянство и непрерывность. Она вымогается как обязательная составная часть учебно-тренировочных занятий на всех этапах и во все периоды подготовки футболистов. Конечно, наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки. С возрастом и повышением уровня спортивного мастерства ее доля уменьшается и, напротив, доля специальной подготовки увеличивается.
Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Специальная физическая подготовка способствует овладению техническими приемами игры, повышению тактического мастерства занимающегося, достижению ими спортивной формы, а также совершенствованию психической подготовленности. Ее основная цель – максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве. Для решения этих задач рекомендуются специальные подготовительные упражнения с характерами для игры в футбол напряжением, координации, темпом и ритмом движения. Для этого более всего подходят упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные игры, упражнения из других видов спорта и, конечно, сама игра в футбол.
Специальная физическая подготовка базируется на общей двигательной подготовленности. К решению ее задач рекомендуется переходить только после достижения занимающимися определенного уровня общего развития.

Упражнения на развитие ловкости

Ловкость футболиста проявляется в способности быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. По-настоящему ловкий игрок может выполнять целый каскад финтов или какой-то трюк, забить гол из труднейшей ситуации. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Над развитием ловкости надо работать с детства. Ведь это качество развивается довольно медленно.
Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости – как можно больше разнообразия. На тренировках нужно больше использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, чередования ходьбы и бега в различных сочетаниях, подвижные игры с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения по технике и тактике игры. Выполнять их рекомендуется в начале занятия.

Без мяча

1. Кувырки вперед и назад из упора присев.
2. Серии кувырков: один вперед, один назад.
3. Кувырки вперед и назад через плечо.
4. Опорные прыжки: ноги врозь и согнув ноги через «козла».
5. Придвижные прыжки между стойками (камнями, флажками).
6. Прыжки через набивные мячи и другие препятствия.
7. Бег между деревьями (стойками, мячами, флажками, камнями).
8. Прыжки вверх – вперед после разбега и толчка с мостика (трамплина) и ловля теннисного (футбольного) мяча во время полета – мяч набрасывается партнером.

С футбольным мячом

1. Кувырки вперед и назад с мячом в руках.
2. Подбросить мяч руками вверх, сделать кувырок вперед, поймать опускающийся мяч.
3. То же, но после кувырка быстро встать, прыгнуть вверх и поймать мяч.
4. Жонглирование мячом ногами, бедром, головой.
5. Ведение мяча между деревьями (флажками, кирпичами и т.п.) на различной скорости.
6. Подбросить мяч руками вперед – вверх, сделать кувырок вперед (на траве, мате) встать и после того, как мяч коснется земли, осуществлять ведение, меняя направление движения.
7. С расстояния 7 – 8 шагов руками из-за головы направить мяч в стенку, сделать кувырок вперед и поймать отскочивший от стенки мяч.
8. Встать с партнером в 3м друг от друга и жонглировать мячом ногами. По сигналу третьего игрока легкими ударами направлять мяч друг другу. Приняв мяч, продолжить жонглировать им и т.д.
9. Жонглирование теннисным мячом.
10. Прыжок – кувырок через препятствие или в отверстие накаченной автомобильной камеры с последующим мягким приземлением в группировку.
11. Прыжок вверх с разбега толчком одной ноги с перепрыгиванием натянутой на высоте 30-40см бечевки с последующим выполнением удара головой по мячу, набрасываемому партнером.
Для того чтобы у занимающихся совершенствовать ловкость, необходимо последовательно овладевать все более качественно новыми упражнениями, усложняя уже освоенные. На развитие ловкости направлены упражнения по овладению техническими приемами игры.

1.2. Упражнения на развитие гибкости

Гибкость – это подвижность в суставах, способствующая расслаблению мышц и выполнению движений с большой амплитудой.
Восстановите в памяти некоторые моменты футбольных матчей. Вот, например, нападающий в борьбе с защитником высоко выпрыгивает и хорошо прогнувшись, точно головой направляет мяч в сетку ворот соперников. Не правда ли, красиво! Но он сумел хорошо выполнить этот прием потому, что обладает хорошей гибкостью. Вот несколько полезных сведений об этом физическом качестве. Активизация развития гибкости наблюдается обычно с 9 до 11 и с 14 до 16 лет. По темпам прироста этого качества наиболее эффективными возрастными периодами являются 9-10, 10-11 и14-15 лет. Гибкость оказывает значительное воздействие на силу, быстроту, выносливость и ловкость. Степень гибкости зависит от формы суставных поверхностей, растяжимости связок и мышц, тонуса мышц.
Упражнения на гибкость рекомендуется выполнять в каждом тренировочном занятии. При этом следует учитывать, что чрезмерная нагрузка может привести к повреждению мышц и связок. Поэтому перед выполнением упражнений на гибкость хорошо разогрейте мышцы с помощью общеразвивающих упражнений.
Упражнения на гибкость следует выполнять многократно, в то же время не забывая о паузах для отдыха. В паузах рекомендуется выполнять упражнения на расслабление.

Без мяча

Круговые движения стопами в положении сед, ноги вверх, а также в положении лежа на спине, ноги вверх.
Круговые (восьмеркообразные) движения стопой в положении стойка на одной ноге, другая нога вперед.
Вращение барабана стопами в положении лежа на спине, ноги вверх (рис. 1)

Балансирование, стоя на качалке на полной ступне (рис. 2).

Катание барабана ногами вперед (рис. 3).

Из различных исходных положений (руки вверх, вниз, в стороны, перед грудью, соединены за спиной и т. п.) отведение прямых рук назад пружинящими и рывковыми движениями. То же с легкими гантелями.
В положении «мост» покачивание вперед-назад, выпрямляя и сгибая ноги.
Из положения сидя (ноги вместе, врозь) наклоны вперед, доставая или захватывая носки ног.
Из различных исходных положений (ноги вместе, врозь, стоя на коленях) максимальные наклоны назад.
Во время медленного бега прыжки вверх, имитируя удары головой по мячу.
11. Во время медленного бега прыжки вверх с поворотом на 90-180°.

С футбольным мячом

1. Захват стопами вытянутых ног мяча с подниманием ног на 45° (рис. 4).

2. То же, с последующим сгибанием-разгибанием стоп.
3. Доставание в прыжке подвешенного к стойке мяча.
4. Доставание носком вытянутой ноги в положении лежа на спине (или в упоре сзади с согнутыми ногами) постепенно поднимаемого партнером вверх мяча (рис. 5).

5. Повороты стоп наружу-внутрь. При этом носки ног прижимают к голеням мячи (рис.6).

6. Приседания в парах спиной друг к другу с зажатым между спинами мячом.
7. То же, но с двумя мячами.
8. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах с зажатым между стопами мячом (лежа на животе) (рис. 7). При этом пятки касаются ягодиц.

9. Прыжки вверх с зажатым между стопами мячом, стараясь коснуться коленями груди (рис. 8).

10.Бросания голенями при прыжке вверх зажатого между стопами мяча в направлении через себя - вперед (рис. 9).

11. Сгибание ног до касания носками поверхности поля за головой из положения на спине с зажатыми между стопами мячом (рис. 10).

12. Махи вперед-назад в парах (стоять боком к партнеру с опорой руками о его плечо) с доставанием вытянутым носком мяча, постепенно поднимаемого третьим партнером (рис. 11).

13. То же, но с доставанием мяча пяткой (рис.12).

14. Борьба за опускаюшийся мяч в парах. Мяч подбрасывается третьим партнером (рис 13.)

15. Остановка опускающегося мяча, набрасываемого партнером (рис. 14).

16. Пружинящие наклоны назад хватом за пятки из положения стоя на коленях с выполнением остановки опускающегося мяча грудью. Мяч набрасывается партнером (рис. 15).

17. Лежа на животе (в руках и между ступнями ног зажаты мячи) прогнуться (рис. 16).

18. Одновременное поднимание ног с зажатым между стопами
мячом и туловищем из положения лежа на боку (рис. 17).

19. Опускание ног с зажатым между стопами мячом влево-вправо из положения лежа на спине. Руки фиксируются партнером (рис. 18).

Упражнения на развитие быстроты

Быстрота - это способность выполнять двигательные действия с большой скоростью. Данное качество проявляется в скорости передвижения игроков, быстроте выполнения технических приемов и быстроте тактического мышления. Быстротой действий каждого игрока и команды в целом, как правило, и определяется успех коллектива в соревнованиях. Это и понятно, ведь футбол становится все более скоростным, а, следовательно, каждый игрок должен развивать у себя это важное физическое качество.
Хотелось бы, чтобы начинающие футболисты хорошо усвоили, что быстрота - это такое качество, над развитием которого с успехом можно работать только в юности. Недаром специалисты называют это качество консервативным. Кроме того, развитие быстроты связано с их возрастными особенностями. У 7-12-летних бурно развивается способность к повышению темпов движения. К 14-15 годам темпы движения приближаются к предельным, а после 15 лет наблюдается тенденция к стабилизации.
Быстрота наиболее тесно связана с такими физическими качествами, как сила и гибкость, а наименее - с выносливостью. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся на поле ситуации, быстрота тактического мышления.
Упражнения на развитие быстроты выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Основой методики развития быстроты являются упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10 - 15 с. Упражнения для развития этого качества рекомендуется включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на быстроту могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения.
Для развития быстроты подбираются хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае вы не сможете выполнять их на предельной скорости, так как все внимание будет сосредоточено на технике самих упражнений.

Без мяча

1. Повторная пробежка коротких отрезков от 10 до 6 м.
2. Челночный бег 2x10 м, 4x5 м, 4x10 м, 2x15 м, 5x30 м.
3. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 с. Повторить 3-4 раза.
4. То же, но с опорой (рис. 19).Обратить внимание на полное выпрямление толчковой ноги.

5. Бег с резкими остановками по сигналу партнера.
6. Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках
(рис. 20). Движения ногами выполняются в быстром темпе в течение 10 с. Повторить 3-4 раза.

Прыжкообразный бег (рис. 21). При беге необходимо поочередно отталкиваться то одной, то другой ногой за счет усиленного разгибания бедра и стопы. Руки при этом активно помогают движению. Упражнение выполняется быстрыми короткими движениями (толчками) вперед- вверх.

Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м.
Быстрый бег на 10-15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.
Быстрый бег на 8-10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
Бег под уклон. Выполняется с широкой и свободной амплитудой движений с максимальной частотой и нарастающей скоростью.
Взбегание по ступенькам лестницы. Выполняется в быстром темпе.

С футбольным мячом

1. Быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30 м. Повторить 3-4 раза.
2. Выполнить удар по мячу с рук, затем совершить за мячом рывок и медленно вернуться на исходную позицию. Повторить 3-4 раза.
3. Медленное ведение мяча. По сигналу направить его вперед низом и совершить в этом направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение. Сделать таким образом 3-4 рывка.
4. Жонглирование мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернуться кругом и быстро вести мяч на расстоянии 20-30 м. После паузы вновь выполнить упражнение.
5. Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам отходит в сторону. Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном темпе и т. д.
6. Два игрока встают в 5 м друг от друга. Один из них направляет мяч низом в сторону партнера. Тот подпрыгивает над катящимся мячом, пропускает его под собой, а затем поворачивается и совершает рывок за мячом. После этого партнеры меняются ролями. Каждый совершает по 3-4 рывка за мячом.
7. Сделать рывок к мячу, лежащему на расстоянии 10-12 шагов, и выполнить удар, стараясь попасть в намеченную цель. Мяч находится в 8-10 шагах от нее. Повторить упражнение 4-5 раз.
8. Вести мяч, резко остановиться и сделать рывок на расстояние 5-6 шагов в сторону. Выполнить 5-6 таких ускорений.

Упражнения на развитие силы

Чтобы совершать на футбольном поле стремительные рывки, прыжки за мячом, наносить удары по воротам соперников с расстояния 25-30 шагов или выполнять длинные передачи партнеру, внезапно останавливаться и резко менять направление бега, футболист должен обладать силой. Что же мы понимаем под этим термином?
Сила - это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Для футболиста особенно важно развивать силу ног. Однако во время тренировок также необходимо в достаточной степени уделять внимание и развитию мышц шеи, плечевого пояса, туловища, спины, живота. Словом, футболист должен обладать такой силой, которая поможет ему осуществлять рывки за мячом и на свободное место, прыжки за мячом, даст возможность внезапно остановиться и резко поменять направление движения, сильно бить по мячу. В то же время развитие силы не должно идти в ущерб гибкости, быстроте, умению точно воспринимать игру.
Наибольшие темпы развития силы наблюдаются в основном в младшем и подростковом возрасте: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 14 до 15 лет. При этом в возрасте 8-11 лет рекомендуется использовать прыжковые, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах. Для 12-14-летних можно применять динамические упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, толкание ядра. Для 15-16-летних количество упражнений с отягощениями заметно увеличивается.
После каждого интенсивного упражнения рекомендуется короткий отдых (20-30 с). В паузах для отдыха целесообразно выполнять упражнения на расслабление.

Упражнения для развития мышц шеи

1. Из различных исходных положений (основная стойка, лежа на спине, лежа на животе и пр.) наклоны и повороты головы, круговые движения головой. То же, но с сопротивлением руками. Например, лежа на животе, руки за головой, отвести голову назад, оказывая сопротивление руками, и затем, нажимая руками, наклонить голову вперед, оказывая сопротивление напряжением мышц шеи.
2. Встать с партнером друг против друга, взять его за шею и попробовать наклонить к себе. Партнер, стоящий в положении ноги врозь (одна нога вперед), пытается сопротивляться. Поменяться ролями.

Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса

1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя, в упоре лежа.
2. Лазание по канату с помощью ног и без участия ног.
3. Встать с партнером друг против друга, взяться за палку двумя руками. Держа палку на вытянутых руках, перетягивать друг друга, преодолевая сопротивление партнера.
4. Встать с партнером друг против друга и, опираясь о ладони друг друга, попеременно сгибать и выпрямлять руки с сопротивлением.
5. Броски набивного мяча двумя руками: снизу, от груди, из-за головы, из-за спины, через голову, между ногами с наклоном вперед.
6. Перебрасывание набивного мяча из руки в руку.
7. Толчки набивного мяча одной рукой.

Упражнения для развития мышц живота

1. Из положения упор сидя сделать прямыми ногами «ножницы».
2. Лечь на спину. Попросить партнера прижать к земле (полу) ваши ноги. Медленно поднимать и опускать туловище.
3. Из положения вис на гимнастической стенке (спиной к ней) поднять ноги как можно выше и медленно опускать.

Упражнения для развития мышц туловища

1. Из положения ноги врозь, руки вверх, трижды наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить в каждую сторону по 6-8 упражнений.
2. Встать на колени, руки вверх, круговые движения туловища вправо, затем влево. Выполнить по 6-8 кругов в каждую сторону. Упражнение можно делать с небольшими гантелями.
3. Прижать набивной мяч руками сзади к шее и делать наклоны туловища в стороны и повороты направо и налево.
4. Встать с партнером спиной друг к другу, руки вверх. Взявшись за руки, наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить 5-7 раз в каждую сторону.

Упражнения для развития мышц спины

1. Лечь на живот, руки вверх. Делать одновременно встречные движения назад ногами и руками, стараясь хорошо прогнуться. Повторить 6-8 раз.
2. Лечь на живот, руки вверх, ноги хорошо закрепить (или партнер держит за ноги). Прогнуться 5-7 раз.
3. Принять положение упор лежа на согнутых руках. Выпрямить руки, прогнуться так, чтобы бедра касались земли. Повторить 5-8 раз.

Упражнения для развития мышц ног

1. Бег в гору с высоким подниманием бедра в среднем и быстром темпе. Обращать особое внимание на выпрямление опорной ноги.
2. Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком (по глубокому снегу, по воде), с отягощением и без него, на месте и с незначительным продвижением вперед, в различном темпе.
3. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, песок, торфяной грунт) в различном темпе, в гору, по ступенькам лестницы вверх. Следует обращать внимание на законченность движений при отталкивании.
4. Прыжки на прямых ногах. Поочередное отталкивание правой и левой ногой производится за счет сгибания и разгибания в голеностопных суставах. Выполняется в медленном и среднем темпе с незначительным продвижением вперед по мягкому грунту. При этом следует обращать внимание на отталкивание только стопой с максимальным сгибанием ноги в коленном суставе.
5. Прыжки на одной ноге. Мощно отталкиваясь ногой, продвигаться вперед. При этом следить, чтобы руки работали, как при беге. Дистанция 15-30 м.
6. Упражнение для укрепления мышц задней поверхности бедра. Лежа на животе, партнер держит ноги за голеностопные суставы. Медленно поднимать туловище назад до положения стоя на коленях и медленно возвращаться в исходное положение. Выполняя упражнение, следить за подниманием прямого туловища (можно прогнувшись).
7. Упражнение для укрепления мышц передней поверхности бедра. Стоя на коленях, медленно наклоняться назад до касания головой пола и медленно выпрямляться до исходного положения (рис. 22).

8. Из основной стойки сделать на три такта пружинистые приседания, на четвертый такт вернуться в исходное положение. Повторить 12-15 раз.
9. Из основной стойки, руки за спиной, присесть на носках (ноги сомкнуть, спину прогнуть, вперед не наклоняться). Повторить 10-12 раз.
10. Из основной стойки присесть поочередно то на одной, то на другой ноге. Повторить 6-8 раз.
11. В приседе прыжки вперед, назад, в стороны.
12. Встать с партнером друг к другу спиной, взяться за руки и сделать глубокий присед. Повторить 6-8 раз.
13. Зажать ступнями мяч (футбольный или набивной) и выполнить прыжки вперед или в стороны.
14. Лечь на спину и подтягивать к груди колени. Отбивать ногами мяч, который набрасывается верхом. После 6-8 попыток поменяться ролями с партнером.
15. Из основной стойки присесть с отягощением (гантели, набивной мяч, мешочки с песком) с последующим быстрым выпрямлением.
16. Выполнять ногой броски набивного мяча.
17. Удары по мячу ногой на дальность.

Упражнения на развитие выносливости

Выносливость - это способность организма продолжительное время выполнять физическую работу в условиях игровой деятельности. Выносливость во многом определяется не только функциональными возможностями организма, но и рациональной техникой игрока, его волевыми качествами.
Развитие этого физического качества происходит на протяжении всего школьного периода, за исключением периодов с 12 до 13 лет и с 15 до 16 лет. Заметно возрастает выносливость с 13 до 15 лет, а наиболее интенсивно - с 16 до 17 лет.
Выносливость можно развивать тогда, когда во время тренировки организм занимающегося доводится до состояния утомления. Основными средствами воспитания общей выносливости являются бег в равномерном темпе, сочетание бега с ходьбой, плавание, езда на велосипеде. В то же время сама игра в футбол прекрасно развивает это качество. Объем и интенсивность упражнений на выносливость целесообразно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса. Число ударов сердечных сокращений в минуту не должно превышать 190. Длительность интервала отдыха при пробежке коротких отрезков (30-80 м) может быть от 1 до 1,5 мин. При пробежке от 150 до 250 м интервал увеличивается до 3-4 мин.
Запомните, что в результате выполнения в течение длительного времени подобных упражнений заметно улучшается деятельность органов дыхания и кровообращения, а также увеличивается общая сила мышц и улучшается координация движений. А с помощью игровых упражнений с мячом развивается специальная выносливость, необходимая для решения игровых проблем в ходе матча.

Без мяча

1. Бег по пересеченной местности в чередовании с ходьбой в течение 20-40 мин.
2. Бег в чередовании с ходьбой: 100 м - ходьба медленная, 300 м - бег медленный, 100 м - ходьба ускоренная, 300 м - бег в среднем темпе, 50 м - резкое ускорение.
3. Игра в баскетбол.
4. Плавание.
5. Участие в разнообразных подвижных играх.

С футбольным мячом

1. Ведение мяча в равномерном темпе на расстоянии 50-60 шагов.
2. Ведение мяча от одних ворот до других с последующим ударом по воротам с расстояния 15 шагов. После удара - вновь ведение, но уже к другим воротам. Упражнение выполняется на поле уменьшенных размеров. Повторить 3-4 раза.
3. Набрасывать мяч партнеру так, чтобы он в прыжке ударом головой отправлял мяч назад. Расстояние между партнерами 4-5 шагов. После 20-25 раз поменяться ролями.
4. Встать в 6-7 шагах от партнера, продвигаться вперед на расстояние 50-60 шагов, на ходу передавая друг другу мяч.
5. Игра «Отбери мяч». На поле обозначается четырехугольник 10x20 шагов. Вести мяч по четырехугольнику, стараясь, чтобы партнер как можно дольше не мог отобрать мяч. После отбора мяча партнеры меняются ролями.
6. Игра «Точная передача». В каждой команде равное число играющих (4-6 человек). По жребию одна из команд начинает игру. Игроки этой команды стараются сделать друг другу как можно больше передач, чтобы мяч не перехватили соперники. За каждую передачу команде начисляется одно очко. По истечении установленного времени команды меняется ролями. Если соперники перехватили мяч, одно очко начисляется им, а мяч вновь передается команде, которая выполняет передачи. В итоге победа присуждается команде, набравшей больше очков.
7. Игра «На полполя». В составах команд по 6 человек. Команды играют без вратарей. Ворота изготовляются из стоек шириной 3 м. Игроки играют 3 периода с паузами для отдыха 2 мин. Продолжительность каждого периода - 8 мин.
8. Игра «На все поле». В составах команд по 9 игроков. Они играют на стандартном поле два тайма - по 25 мин. каждый.

Итак, вы познакомились с упражнениями, которые развивают у занимающихся определенные физические качества. Их можно использовать в своих тренировках. После ряда таких упражнений рекомендуется применять упражнения на расслабление.
1. Встряхивание рук с опусканием их вниз и наклоном вперед из исходного положения руки вверху.
2. Встряхивание ног, согнутых в коленных суставах, лежа на спине. Упражнение можно делать с партнером.
3. Встряхивание рук, отведенных в стороны.
4. Махи расслабленной ногой вперед и назад с подскоками на другой ноге.
5. Встряхивание ноги, выполняющей движения в различных плоскостях, в исходном положении, стоя в упоре на другой ноге.
6. Расслабленные движения рук вперед и назад из положения одна рука спереди, другая сзади.
7. Расслабленные движения рук скрестно перед собой с отведением их в стороны.
8. Опускание расслабленных рук через стороны вниз с наклоном туловища вперед и скрестным движением рук перед собой.
9. Маховое движение расслабленной ногой вперед и назад.
10. Встряхивание ног, поднятых вверх, из исходного положения лежа на спине.
11. Встряхивание ног, поднятых вверх, в стойке на лопатках с поддержкой туловища руками.
12. Поочередные подскоки на одной и другой ноге со встряхиванием свободной ноги, туловища и опущенных вниз рук.
13. Повороты туловища влево и вправо с расслабленными движениями обеих рук назад.
14. Встряхивание руки с помощью партнера, держащего ее за кисть в горизонтальном положении (или держащего руку у локтевого сустава в вертикальном положении).
15. Встряхивание ноги с помощью партнера (удерживающего ее за голеностопный сустав) из исходного положения лежа на спине.

Игры с мячом, похожие на футбол, существовали с незапамятных времен. Датой рождения современного футбола принято считать 1863 г., когда в Лондоне были выработаны единые правила игры и создана футбольная ассоциация. К началу XX в. футбольные ассоциации организуются во многих странах Европы и Южной Америки. В 1904 г. образовалась Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА), а в 1908 г. футбол был включен в программу Олимпийских игр. ФИФА признала целесообразным один раз в четыре года проводить чемпионат мира.

Футбол пользовался популярностью и в России. В семидесятых годах прошлого столетия футбольные команды появляются в Петербурге, Одессе, Николаеве и других городах. В 1901 г. создается Петербургская футбольная лига, которая начинает проводить соревнования между своими клубами. В 1911 г. организуется Всероссийский футбольный союз, а в 1912 г. он вступил в ФИФА.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала предпосылки для развития массового футбола. В стране создаются тысячи рабочих и студенческих команд. Первый чемпионат РСФСР был проведен в 1924 г. Успешно провели советские футболисты и свои первые международные встречи с командами Швеции, Турции, Германии, Норвегии, Финляндии. С 1936 г. разыгрывается звание чемпиона Советского Союза. В том же году учрежден и Кубок СССР по футболу.

Великая Отечественная война приостановила развитие футбола. В 1944 г. возобновились игры на Кубок СССР, а в следующем году на первенство СССР. Значительным событием 1945 г. были победы московских динамовцев над профессиональными клубами Англии. В 1952 г. советские спортсмены стали призерами, а в 1956 г. победителями Олимпийских игр. В 1960 г. сборная СССР стала обладателем Кубка Европы. Начиная с 1958 г. наши футболисты — неизменные участники финалов чемпионата мира. В 1966 г. сборная Советского Союза заняла четвертое место в чемпионате мира, а в 1972 г. стала второй в чемпионате Европы.

В настоящее время футбол — одна из популярнейших спортив¬ных игр. Двигательная деятельность футболистов весьма многогранна. Игра связана с необходимостью поддержания высокого уровня специфической работоспособности. Качество игровой деятельности футболистов во многом зависит от их умения мгновенно оценивать обстановку, выбирать наиболее эффективные средства и методы борьбы с противником, умело управлять своими движениями с мячом и без него. Все это требует от футболистов всесторонней физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки.

Физическая подготовка

Физическая подготовка футболистов должна быть круглогодичной, разносторонней и строиться с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Тренировка футболистов органически объединяет общую и специальную физическую подготовку (ОФП и СФП).

ОФП призвана повышать функциональные возможности организма. Она насыщена разнохарактерными упражнениями, как правило, комплексно развивающими силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость спортсменов.

СФП направлена на развитие качеств, способностей, необходимых футболисту для эффективного решения специфических двигательных задач.

Рассмотрим средства ОФП и СФП футболистов.

Упражнения для развития силы

Упражнения ОФП:

  • Приседания со штангой, партнером на плечах.
  • Подскоки кз различных исходных положений со штангой, гирей, утяжеленным поясом.
  • Метание и ловля тяжелых снарядов.
  • Подтягивание на перекладине, лазанье по канату.
  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
  • Поднимание прямых ног вперед из виса на гимнастической стенке, перекладине, кольцах.

Упражнения СФП:

  • Удары по мячу на дальность; то же по утяжеленному мячу.
  • Различные броски набивного мяча.
  • Махи ногами вперед, назад, в стороны с использованием резиновых амортизаторов.
  • Удары головой по подвешенному мячу в прыжке с места и с разбег; (с отягощениями).

Упражнения для развития быстроты

Упражнения ОФП:

  • Стартовые ускорения из различных исходных положений, «семенящий) бег, повторный бег с места и с ходу (по 30—40 м, быстро), бег под уклон.
  • Быстрые приседания, подскоки, скачки на одной ноге.
  • Встречные эстафеты, подвижные игры типа «Пятнашки».
  • Бег вверх и вниз по ступенькам лестницы.

Упражнения СФП:

  • Стартовые ускорения, повторный и переменный бег с мячом.
  • Вратарь встает лицом к стенке (щиту) на расстоянии 2—3 м от него. Партнер из-за спины вратаря посылает мяч в щит (рукой, ногой). Вратарь ловит или отбивает отскочивший мяч.
  • Подвижные игры типа «Пятнашки», «Охотники и утки», но игра ведется футбольным мячом (ногами).

Упражнения для развития выносливости

Упражнения ОФП:

  • Кроссы умеренной и переменной интенсивности, эстафеты с бегом, прыжками, элементами акробатики.
  • Лыжные прогулки и гонки.
  • Плавание, бег по воде на мелком месте.
  • Чередование подвижных игр, прыжков со скакалкой с кроссом умеренной интенсивности и ускорениями.
  • Баскетбол, ручной мяч, хоккей.

Упражнения СФП:

  • Двусторонняя игра с продолжительностью таймов 55—65 мин.
  • Двусторонняя игра (взрослые — 2X45 мин, юноши —2X40 мин, дети — 2X30 мин) с делением ее на 4—6 периодов (играть в высоком темпе, непрерывно двигаться). Паузы между периодами постепенно сокращаются.
  • Сильные удары по мячу ногами в течение 25—40 мин. Паузы между ударами 15—25 сек.
  • Игровое упражнение «Борьба за мяч» (игра в «квадрате», трое на трое, четверо на четверо и т. д.).

Упражнения для развития ловкости

Упражнения ОФП:

  • Простейшие элементы акробатики и гимнастики (кувырки, перевороты, подъемы и перевороты на перекладине, брусьях, кольцах, прыжки и т. д.).
  • Упражнения с гимнастическими снарядами (булавы, палки, скакалки).
  • Легкоатлетические прыжки в длину, высоту, барьерный бег.
  • Баскетбол, ручной мяч, волейбол, подвижные игры типа «Охотники и утки», «Пятнашки».

Упражнения СФП:

  • Жонглирование мячом ногами, головой; то же, чередуя удары ногами, головой с приемом мяча грудью, подъемом стопы, бедром и т. д.
  • Футболист с мячом в руках двигается спиной вперед, подбрасывает мяч вверх-назад, поворачивается кругом и производит удар по мячу в цель (ногой, головой).
  • Прыжок вверх (с места, с разбега) с поворотом на 180° и удар ногой (головой) по подвешенному мячу.

Упражнения для развития гибкости

Упражнения ОФП:

  • Покачивания в выпадах, маховые движения ногами вперед, назад, в стороны, пружинистые наклоны вперед, в стороны, назад (амплитуда движений увеличивается постепенно, до появления болевых ощущений).
  • «Мост» из положения лежа на спине (с поддержкой партнера).
  • Наклоны назад из положения стоя на коленях.

Упражнения СФП:

  • Махи ногами вперед, в стороны, доставая подвешенные мячи (на месте и в движении); то же в прыжке.
  • Футболист двигается спиной вперед на слегка согнутых ногах и движением ноги в «шпагат» отбивает летящие, катящиеся мячи.
  • Имитация удара по мячу головой в прыжке (с предварительным отведением плеч назад).

Упражнения, развивающие гибкость, чередуются с упражнения¬ми в расслаблении.

Правильный подбор средств и методов общей и специальной физической подготовки создает необходимые предпосылки для овладения техникой и тактикой футбола, достижения высоких спортивных результатов.

Физические качества являются фундаментом, на котором строятся все остальные виды подготовки футболиста. В футболе физические качества не проявляются изолированно, а всегда в комплексе. Тем не менее, оптимальное развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости требует отдельного подхода к воспитанию каждого качества. И в зависимости от того, какой период, этап имеется в виду, уделяется больше внимания воспитанию того или иного качества.

Известно, что физическая подготовка - это длительный процесс, цель которого - достижение футболистами высокого уровня подготовленности. Этот уровень физической подготовленности должен соответствовать требованиям игры. Например, если для эффективной игровой деятельности футболист должен пробежать в матче 12000 метров, и из них не менее 2000 метров с максимальной мощностью, то уровни развития всех видов выносливости и скоростно-силовых качеств должны позволять ему делать это в каждой игре.

Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка (ОФП) служит главным образом для создания общей базы футболиста и является одним из средств, применяемых в период активного отдыха. В основном это такие упражнения, которые по характеру нервно-мышечных усилий соответствует игре в футбол.

Общая физическая подготовка (ОФП) обеспечивает решение следующих задач:

  • 1. укрепление здоровья и нервной системы,
  • 2. подъем функциональных возможностей организма спортсмена,
  • 3. повышение необходимых физических качеств,
  • 4. приобретение и совершенствование разнообразных двигательных навыков,
  • 5. повышение и восстановление работоспособности, необходимой при напряженной

учебно-тренировочной работе и во время соревнований,

  • 6. повышение жизненной емкости легких, способное предупредить кислородное голодание,
  • 7. активный отдых для центральной нервной системы.

Общефизическая подготовка помогает спортсмену легче переносить тренировочные нагрузки, быстрее восстанавливать работоспособность, достигать высокого уровня спортивного мастерства. По требованиям к двигательным навыкам в одном ряду с футболом стоят плавание, ходьба, размеренный бег, кроссы, ходьба на лыжах, бег на короткие, средние и длинные дистанции. Поэтому разумно использовать упражнения из этих видов спорта. Следует учитывать взаимовлияние упражнений, направленных на развитие различных двигательных качеств, ибо оно может быть как положительным, так и отрицательным. Развитие одного из качеств должно сочетаться с одновременным повышением уровня развития других. Исключение из этого общего правила допустимо, если возникает необходимость ликвидировать отставание уровня развития какого-либо из качеств.

Физическая подготовка футболистов должна быть круглогодичной, разносторонней и строиться с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Тренировка футболистов органически объединяет общую и специальную физическую подготовку.

ОФП призвана повышать функциональные возможности организма. Она насыщена разнохарактерными упражнениями, как правило, комплексно развивающими силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость спортсменов.

Рассмотрим средства ОФП.

Упражнения для развития силы

Упражнения ОФП:

  • - Приседания со штангой, партнером на плечах.
  • - Подскоки из различных исходных положений со штангой, гирей, утяжеленным поясом.
  • - Метание и ловля тяжелых снарядов.
  • - Подтягивание на перекладине, лазанье по канату.
  • - Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
  • - Поднимание прямых ног вперед из виса на гимнастической стенке, перекладине, кольцах.

Упражнения для развития быстроты.

  • - Стартовые ускорения из различных исходных положений, семенящий бег, повторный бег с места и с ходу (по 30--40 м, быстро), бег под уклон.
  • - Быстрые приседания, подскоки, скачки на одной ноге.
  • - Встречные эстафеты, подвижные игры типа «Пятнашки».
  • - Бег вверх и вниз по ступенькам лестницы.

Упражнения для развития выносливости.

  • - Кроссы умеренной и переменной интенсивности, эстафеты с бегом, прыжками, элементами акробатики.
  • - Плавание, бег по воде на мелком месте.
  • - Чередование подвижных игр, прыжков со скакалкой с кроссом умеренной интенсивности и ускорениями.
  • - Баскетбол, ручной мяч, хоккей .

Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка играют огромную роль в футболе. От ОФП и СФП зависит эффективность групповых, командных и индивидуальных технико-тактических действий. Как бы не был готов футболист технически и тактически, если он плохо бежит, слаб, не вынослив, нет скорости и координации и вообще плохо готов функционально,то он никогда не добьется успеха.

Поверьте нам, в футболе большие проблемы с ОФП. Даже «топовые» команды минимально занимаются функциональной подготовкой футболиста, тренеру важны технико-тактические действия, команда большее время находится в соревновательном периоде, в котором времени для развития качеств не предусмотрено, да и в «межсезонке» то же самое -работа с мячом и товарищеские игры. Когда же развивать скорость, выносливость, силу?

В итоге в профессиональном футболе остаются единицы, которым от природы без тренирования даны взрывные качества, быстрота и сила.Плюс проблема акселератов и ретардантов, то есть кто-то развивается быстро, а кто то медленно, но к сожалению футбольных тренеров это не волнует, им нужно показать результат — здесь и сейчас.

Мы помогаем совершенствовать спортсмена, даем возможность поверить в себя, ведь в каждом можно развить и улучшить необходимые качества футболиста, окрылить на победы, сохранить и приумножить здоровье.

Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся в различных формах перемещений (прыжки, бег, ускорения, рывки с изменением направления). В среднем футболист за матч пробегает от 8 до 12 км, а объем скоростной работы составляет 1800-2200 м. Специфику футбола определяют действия с м ячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, обводка, ввод мяча из за боковой линии и техника игры вратаря.

Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляет очень высокие требования к физической подготовленности футболистов. Деятельность во время игры во многом зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей каждого игрока, от способности футболистов переносить высокоинтенсивные тренировочные и соревновательные нагрузки. Одним из основных показателей, характеризующих интенсивность в футболе, считается уровень расхода энергии игроком в процессе игры. Интенсивность при этом выражается либо в калориях, либо в количестве потребляемого кислорода.

Исследования ученых и специалистов в области футбола показали, что футболисты во время игры 60-80% времени работают в режиме 80-100% от величины максимального потребления кислорода (МПК). Средняя величина потребления кислорода у футболистов составляет в пределах от 3,3 до 4,5 л/мин. Энергозатраты за матч составляют 1500-2000 ккал.

Высокие величины энергозатрат приводят к увеличению работы сердечно-сосудистой системы организма футболиста в 8-12 раз по сравнению с ее деятельностью в состоянии покоя.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) у футболиста во время игры колеблется от 130 до 200 уд./мин, а в тренировочных занятиях может достигать и 220-230 уд./мин. Пульсовая стоимость игры футболистов составляет 14500-16000 сердечных сокращений. При этом границы зон мощности, в которых работают футболисты, весьма широки. Кроме того, во время игры значительно усиливается работа дыхательной системы кровообращения.
Во время матча происходят и другие изменения: футболисты теряют в среднем 2,5-3 кг веса, наблюдается большая потеря жидкости организмом.
Футбольный матч вследствие высокой интенсивности вызывает в организме у футболистов значительные изменения и нормализация всех функций у игроков наблюдается после 48-72 ч после окончания игры.


Дата: 2011-01-27

Общая физическая подготовка (ОФП)


Читая лекции в национальном университете физического воспитания и спорта студентам всех курсов, обнаружил, что основы современного тренировочного процесса сидят в их сознании так, как здоровый коренной зуб сидит в челюсти. Плохо ли это?

Думаю, что нет. Разве у них есть выбор? Они добросовестно усваивают те подходы к тренировочному процессу, которые успешно применяются во всем мире.

Я о другом. О том, что у студентов нет даже тени сомнения в правильности современных подходов. Другими словами, с критическим подходом к тем знаниям, которые они получают, есть проблема.

В этой статье хотел бы поговорить о фундаментальном базисе тренировочного процесса – общей физической подготовке (ОФП) футболистов. А что тут говорить? – спросите Вы.

ОФП и в Африке – ОФП. Без ОФП тренировочный процесс немыслим. Так ли это?

Студенты-оппоненты даже не представляют, как можно выработать выносливость без ОФП. Неужели нельзя? Можно!

Что такое футбольное искусство? Это «физика» плюс техника. Правильно? Думаю, мало, кто будет возражать здесь.

Если с «физикой» все более или менее в норме, то, что мы имеем с техникой? А вот с техникой более чем серьезные проблемы. Давайте обратимся к элементарной логике.

Если футбол это «физика» плюс техника, то, при удовлетворительном уровне «физики», необходимо заняться техникой. А когда?

Когда заниматься главнейшим сегментом в тренировочном процессе, если практически все время съедает ОФП и двусторонняя игра плюс квадраты и разминочные упражнения? Ответ напрашивается сам собой.

Можно ли «физикой» забивать голы? Нет. Голы забиваются с помощью техники. Тогда необходимо заниматься техникой. Вроде бы, все логично, не правда ли?

А как же тогда «священная корова» современного тренировочного процесса – ОФП? С одной стороны, атлет не умеет забивать.

С другой стороны, у дистрофика, умеющего забивать, не хватит сил для этого. Как же быть?

Чем больше углубляешься в эту проблему, тем четче понимаешь, что проблемы-то здесь никакой и нет вовсе. Все становится на свои места тогда, когда «священная корова» тренировочного процесса, ОФП, лишается своей священности.

Что я имею в виду? Да то, что ОФП преобразуется в ФП, как следствие ежедневной работы над техникой! Вот где «собака порылась», как сказал в свое время Горбачев.

Ответьте на простой вопрос.
Для того, чтобы ударить по воротам, нужно затратить какую-то энергию? Разумеется.

Для того, чтобы сделать пас или принять мяч, нужно потрудиться? Пусть немного, но придется. Согласны?

А если в течение двадцати минут Вы ударите по воротам сто двадцать раз? Как Вы думаете, почувствуете какую-то нагрузку? Вне всяких сомнений.

А если за десять минут 150 раз примете мяч попеременно левой и правой ногой? Почувствуете, что не сидите в кресле? Ответ очевиден.

Если Вы будете использовать в тренировочном процессе специальное тренажерное оборудование, то в течение часа сделаете около тысячи повторений, которые поспособствуют эффективному и быстрому формированию мышечной памяти того или иного движения. После такой тренировки у Вас не только желания, но и физических сил не хватит ни на какой ОФП.

Физическая подготовка футболистов должна формироваться в процессе специальных тренировок по шлифовке не только ударов и приемов мяча, но и по отработке командных действий, по отработке командных заготовок.
Только в этом варианте, Ваша команда будет иметь не только высокие технические кондиции, но и приличную «физику», которую Вы сформируете в процессе овладения техническими приемами.

Тенденция реформирования тренировочного процесса должна быть в увеличении доли технической подготовки за счет уменьшения доли ОФП.
Если Вы будете очень серьезно подходить к технической подготовке футболистов, то на ОФП Вам просто напросто не хватит никакого времени!

Выбирайте: либо иметь приличную мышечную массу плюс «дыхалку», которыми не забивают голы, либо овладеть высокой техникой и приобрести ту же мышечную массу и «дыхалку» в процессе овладения этой техникой.
Понимаю, что в жизни ничего идеального не получается.

Но. Если доля ОФП в Вашем тренировочном процессе будет занимать не больше 10%, а 90% будет посвящено технике, то Вашей команде гарантировано большое будущее, впрочем, как и настоящее. Для отработки техники не нужна «физика»?

А Вы пробовали? Когда попробуете, тогда и поговорим. А двусторонняя игра должна занимать более скромное место в тренировочном процессе, нежели она занимает.

Эта тема, как и многие другие бесконечна. Поэтому, главное – вовремя остановиться, что я и делаю. Всем удачи.

Да, чуть не забыл. Это статью я помещаю в категорию «футбольная наука». Почему? Многие считают, что наука это то, где выражаются непонятными терминами и украшают свои сентенции малопонятными графиками и формулами.

Эта наносная научность. Наука есть там, где решаются проблемы, которые не разрешались многими десятилетиями. Наука это указание пути, по которому нужно двигаться для достижения желанных результатов.

А специфика самого движения по этому пути это уже парафия практиков и только их. Вот теперь, кажется, все сказал.

 

Возможно, будет полезно почитать: