Чем отличается спорт от физкультуры. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической. Спорт в различные исторические времена

Следит весь мир. Атлеты, лыжники, гонщики и многие другие специалисты тратят все свое время и силы на бесконечные тренировки, правильное питание и подготовку к новым состязаниям. Можно с полной уверенностью сказать, что для большинства людей спортивные мероприятия являются важной составляющей жизни, будь то просмотр телевизионных трансляций с соревнований или самостоятельное занятие физической культурой.

Но что же такое спорт? Определение этого термина много раз переписывали, так как сегодня рамки спортивных культур настолько размыты, что даже устраиваются чемпионаты по компьютерным играм. А киберспорт и вовсе уже внесен в список соревнований Олимпийских игр.

Значение слова

Определение «спорт» появилось в русском языке довольно давно. Не секрет, что оно является аналогом английского слова sport. Однако мало кто знает, что и в иностранном языке оно было изменено. Первоначально англичане говорили disport, что в переводе обозначало «игра», «развлечение».

Если говорить о сегодняшнем определении спорта в русском языке, то это слово обозначает игровую соревновательную деятельность и подготовку к ней. Вполне логично. Сам же спорт основывается на применении физических упражнений, и его главной целью является достижение лучших результатов в той или иной отрасли. Кроме слово подразумевает раскрытие спортивного потенциала человека, повышение двигательной активности.

Если говорить простым языком, определение спорта будет представлять собой состязания, специализацию, зрелищность и направленность на высокие достижения. То есть за многие годы значение этого понятия не изменилось, нововведения коснулись только перечня культур, которые относятся к спортивным.

Виды спорта

По ФЗ РФ определение вида спорта представляет собой обособленную сферу общественных отношений, основанную на особых правилах. В этой среде занятий применяется определенный спортивный инвентарь или оборудование, которые не требуют использования средств индивидуальной защиты.

Опять же, говоря простым языком, вид спорта - это его конкретное направление.

Существует огромное количество типов спортивных мероприятий. Рассмотрим :

  • Игровой индивидуальный (бадминтон, теннис, сквош, гольф, шахматы и прочие).
  • Циклический (велосипед, плавание, конькобежный спорт).
  • Игровой командный (баскетбол, футбол, пейнтбол, хоккей и т. д.).
  • Спортивные единоборства (бокс, айкидо, фехтование, капоэйра).
  • Силовые (бодибилдинг, тяжелая атлетика, армрестлинг).
  • Сложнокоординационные (фигурное катание, прыжки на батуте и гимнастика).
  • Экстремальные (бокинг, кайтинг, бейсджампинг, сноубординг, каякинг и другие).
  • Технические (воздухоплавание, ралли, стрельба из лука, управление дронами).
  • Прикладные (яхтинг, парусный и конные спорт).

Также сегодня существует черлидинг, зорбинг и киберспорт. Все эти направления можно отнести к определению «спорт».

Зарождение спорта

Это направление появилось задолго нашей эры. Самые первые состязания проводились в древнем Вавилоне. Тогда такие спортивные соревнования были приурочены к поклонению богам. Покровителем Вавилона был Мардук, поэтому в его честь и проводились порой очень кровавые соревнования.

Через несколько столетий в Греции открылась первая олимпиада. Считается, что именно греки придумали определение спорту. Первоначально они проводили соревнование только по стрельбе из лука, фехтованию, гонках на колесницах, борьбе на поясах и метанию копий. Позднее перечень спортивных культур был расширен.

Спорт в различные исторические времена

В Средневековье католическая церковь, доминирующая над обществом, приняла решение запретить культ тела и все спортивные мероприятия. Однако фехтование, плавание и прыжки в длину все-таки оставались очень популярными Все соревнования проводили не для демонстрации физической развитости спортсменов, а сугубо ради зрелища.

Интеллектуальный спорт появился в эпоху ренессанса, а в конце 19 века были возрождены Олимпийские игры, известные и по сей день.

Физическая культура и спорт: определения разные

Эти понятия очень часто путают. На самом же деле спорт подразумевает соревновательный момент. Атлет или гимнаст всегда будет сравнивать свои результаты с достижениями соперника. То же самое касается и Олимпийских игр - это спортивное мероприятие. Победитель получает медаль, а проигравший отправляется совершенствовать свои навыки.

Если говорит о физической культуре, то в ней отсутствует компонент соревнований. Она направлена исключительно на укрепление здоровья и совершенствование своего тела. Человек, по парку бегущий в кроссовках - не обязательно спортсмен. Однако он следит за своим здоровьем и хочет, чтобы его тело было красивым. Соответственно, он занимается физической культурой.

Цели и задачи массового спорта

Как видно из всего вышесказанного, слово «спорт» очень многогранно. Оно не подразумевает под собой конкретные мероприятия. Зная определение и понятия спорта, будет также полезно узнать о таком явлении, как массовые соревнования.

Задачи таких мероприятий полностью совпадают с целями Массовый спорт - это прекрасная возможность для огромного количества людей, привести в норму свое здоровье и физическую форму. В занятиях таким видом упражнений, также отсутствует соревновательная составляющая. Главная цель и задача - укрепить свое здоровье, но доводя себя при этом до нервного истощения. Это подразумевает правильное питание, хороший сон и отдых.

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) -вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда - различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человек нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений.

Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и норд поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижениям высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

«Cпорт» - обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» - смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.

2. ОПТИМАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.

Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Специалист, завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в физическом самосовершенствовании.

3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

– спортивная подготовка;

– профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду.

4. ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел - головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2- 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15-20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40- 50 см 3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно - на 500-1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснаб-. жение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям го- : лобного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа - замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на I обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, - все это неизменно сказывается на 1 циркуляторном аппарате кровообращения.

Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы - 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, занятых синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин. У научных сотрудников во время выступления на коаЯ ференциях наблюдалось повышение индекса напряженности сердечной деятельности от 200 до 1300%. У преподавателей после лекций обнаружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях - на 50-300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напряжениях).

При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000-9000, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению - более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).

Все эти изменения часто более выраженно проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом; наконец у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство - усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого.- Усталость - психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Степень усталости студент может оценить баллами: не устал -О баллов, легкая усталость - 1, средняя усталость - 2, сильная усталость - 3, очень сильная усталость - 4 балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. Это позволит более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и оценивать влияние средств, направленных на компенсацию усталости.

При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.

Основной фактор утомления - сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА СНА

Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто И безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.

Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 ч сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч сна и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.

Наиболее распространенное расстройство сна, когда человек мало и плохо спит, называют бессонницей. Иногда не дают заснуть дела: переволновался или растревожился человек. Такую бессонницу называют ситуативной. Обычно она проходит вместе с исчезновением причин беспокойства или конфликта. Случается, что кризисная ситуация проходит, но оставляет вредную привычку «слишком сильно стремиться заснуть». Она может вызвать обратную реакцию - развитие стойкой бессонницы от боязни бессонницы. Причиной стойкого расстройства сна могут стать успокаивающие и снотворные средства, если их долго принимать. Снотворные лекарства выключают механизм сна, ломают и перекраивают его фазы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Большая советская энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1971.

    Васильева З. А., Любинская С. М. Резервы здоровья, М., 1984.

    Гусалов А. Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М, 1987.

    Комаров Ю. М. Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. - М., 1994.

    Коц Я.М., Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

    Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.

    Кузьменко М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М., 1994.

    Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. –М.: ПРОФИЗДАТ, 1987.

    Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. - М.: Медицина, 1992

    Орешкин Ю. А.. К здоровью через физкультуру. М., 1990.

    Популярная медицинская энциклопедия, -М.: Советская энциклопедия, 1979.

    Физическая культура- это часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

    Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

    Спорт - это составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использование соревновательной деятельности и подготовки к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

    Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления).

    Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

    Спорт от физической культуре отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся.

    25. Физическая культура и спорт, как средство сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Физическое самовоспитание и самосовершенствование.

    Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи.

    Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности.

    Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты – один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями.

    Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности.

    Многие утверждают, что занятия физкультурой и спортом способствуют укреплению здоровья. При этом редко кто объективно понимает и учитывает разницу между этими понятиями

    Физкультура и спорт - эти два слова, как правило, стоят рядом. Однако эти понятия не тождественны. Важно понимать, чем спорт отличается от физкультуры, что полезнее и чего мы хотим достичь. Разницу не так сложно понять, рассмотрев эти два понятия подробнее.

    Физическая культура - это одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основные элементы физкультуры: физические упражнения и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

    Спорт - коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий. Он же наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека имеет цель - достижение высоких результатов и побед в состязаниях. Спорт давно подразделяется на любительский и профессиональный. Профессиональный спорт - это тяжелая, изнуряющая ежедневная работа, целью которой является рекорд любой ценой, это полная самоотдача.

    Спорт

    В настоящее время существуют объективные и убедительные данные, подтверждающие необходимость тщательного отбора лиц, желающих заниматься спортом, и недопустимость использования в спортивной медицине термина «практически здоров».

    Настоятельная необходимость усиления внимания к вопросам о заболеваемости спортсменов подтверждается тем, что в профессиональном спорте за последние 20-30 лет нагрузки возросли в 4-5 раз и уже являются предельными для организма. Статистика Федерального центра лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения и социального развития РФ за 2005 г. свидетельствует, что только 12% людей после занятий спортом высоких достижений остаются относительно здоровыми. Среди спортсменов патология внутренних органов стала встречаться чаще и, что особенно тревожно, наблюдаются случаи внезапных смертей на тренировках и соревнованиях.

    С каждым годом увеличивается число юных спортсменов, у которых обнаружены отклонения электрокардиограммы, свидетельствующие о дистрофических изменениях мышцы сердца вследствие физического перенапряжения.

    Так же стоит отметить, что занятия профессиональным спортом не только не оздаравливают организм, а зачастую приводят и к различным хроническим заболеваниям. Например, заболевания периферической нервной системы чаще встречаются у прыгунов, метателей, барьеристов, штангистов, борцов и футболистов. Заболевания уха, горла и носа широко распространены среди лиц, занимающихся стрельбой (71,5%), водными (40-45%) и зимними видами спорта (40%). У стрелков доминирует патология слуха (невриты слухового нерва), у пловцов и лыжников - заболевания глотки, полости носа и его придаточных пазух.

    Обычно таким очагам инфекции не придают значения ни тренеры, ни спортсмены, а иногда даже и врачи. Однако данные последних лет показывают, что очаги хронической инфекции представляют собой настолько серьезную угрозу здоровью спортсмена, что их наличие не позволяет считать его абсолютно здоровым и допускать к тренировкам. Поэтому все очаги хронической инфекции должны быть вылечены, и только после этого спортсмена можно признать абсолютно здоровым.

    Кроме же физиологических показателей, есть множество факторов, которые тоже трудно назвать «дорогой к здоровью», и которые вызваны занятиями профессиональным спортом. Среди них вечные стрессы, использование допингов, кризис невостребованости и психические отклонения.

    Однако, проведя четкую границу и взвесив все «за» и «против», можно смело утверждать, что спорт все же не обходим человеческому организму. Но необходим именно в той форме, которую принято называть «физкультура».

    Физкультура

    Занятия физической культурой являются органичной частью здорового образа жизни. Для того чтобы они действительно приносили пользу здоровью, необходимо выбирать вид спорта в соответствии с физическими возможностями, ограничениями, рисками. Оптимальными в этом плане являются бег (легкая атлетика) и различные командные виды спорта. Конечно, и в любительском спорте возможны травмы. У футболистов, например, часты травмы голени или вывихи ног, а в баскетболе - пальцев. Сейчас модно заниматься единоборством (бокс, борьба, восточные единоборства), чтобы иметь возможность постоять за себя. Но в этих видах спорта есть риск получить сотрясение мозга, ушибы. С другой стороны, такие травмы можно заработать и во дворе, на даче или на пляже во время игр с мячом, катания на роликах или на качелях.

    По мнению врачей, занятия обычными физическими упражнениями (физкультурой, а не спортом) развивают сердечно-сосудистую систему, формируют у ребенка правильный двигательный стереотип. Следует отметить и положительное влияние тренировок на многие жизненно важные функции организма. У тренирующегося человека совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, после занятий физкультурой улучшается сон, эффективнее происходит восстановление сил. В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности, в том числе умственные и физические. Количество кислорода в организме тренирующегося человека выше, хотя потребности его снижаются, а это значительно укрепляет иммунитет. Физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям. Под воздействием физических тренировок происходит увеличение резервных возможностей человека: возрастают скорость движений, выносливость, сила и т. д.

    С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается снижение содержания холестерина в крови, артериального давления и веса. Физические упражнения положительно влияют на все звенья двигательного аппарата. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что препятствует развитию остеопороза, является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза.
    Именно обычная физкультура дает гарантированную пользу для здоровья, а не профессиональный спорт, нацеленный на зрелищность и олимпийские достижения. Регулярные занятия физкультурой способствуют формированию правильной осанки, красивой стройной фигуры, привычки к здоровому образу жизни, расширяют сферу общения со сверстниками, отвлекают детей от улицы, плохой компании.

    Пускай тренировки приносят радость, а не усталость и истощение. Здоровья вам!

    Что бы поддерживать свое физическое состояние в норме и чувствовать себя хорошо при этом оставаясь здоровым, необходимо заниматься физической активностью. При этом многие профессиональные спортсмены страдают от различных болезней и получают травмы не совместимые с жизнью. Попробуем разобраться чем же отличается физическая культура от спорта!

    Правильный подход к занятиям физической активностью направленный на оздоровление и формирование особых качеств, которые отвечают за долголетие и осознанное укрепление сил это и есть — Физическая культура.

    Спорт – деятельность в которой главной целью является победа соперников для достижения определённых позиций и регалий с помощью физических способностей полученных за счет постоянных тренировок по определенным программам.

    Самым главным отличием между спортом и физической культурой является степень заинтересованности в поставленных целях и правилах. Соревновательный процесс в споре заставляет быть лучше соперника или улучшить свои результаты, которые были до определенных состязаний. Физической культурой может заниматься человек в меру своих возможностей, времени и сил. Физическая культура не сравнивает и не заставляет человека совершенствоваться ради побед и признания. Физической культурой можно заниматься в любом возрасте и в любом месте.

    Спорт затрагивает значительные нагрузки, влияющие на организм человека. Такие нагрузки могут привести к травмам и даже смерти.

    Выводы

    1. Главные цели. Спортом занимаются, чтобы достичь побед над соперником или командой, признания или получения каких-либо регалий. Физкультурой – для укрепления здоровья, хорошего настроения и поддержания своего здоровья.
    2. Степень заинтересованности. Спортом занимаются методично, постоянно и по определенной программе. Физкультурой занимаются в удовольствие, по необходимости и возможности свободного времени.
    3. Нагрузки, в спорте достигают предельных возможностей человека. Физическая культура предполагает общее развитие физических навыков,
    4. Различие полученных навыков. Спорт полагает всегда проведение соревнований, а физкультура – нет.
    5. Организация. Для определённого вида спорта разработаны правила, для занятий физкультуры не существует особых требований.

    Занимайтесь физической культурой и будьте здоровы!

    Менеджер спортивных проектов STYLE PROJECT

    Осетров Евгений



     

    Возможно, будет полезно почитать: