Программа по детской йоге в детском саду. Занятия «Йога-сказка» для укрепления здоровья дошкольников

Йога для детей 5-7 лет

Йога в детском саду для детей старшей подготовительной группы

Йога – древнее индийское учение, одной из составных частей которого является хатха-йога. Элементы этой полезной, проверенной многолетним опытом системы физической культуры индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, и используются как нетрадиционные приёмы оздоровления.

Хатха-йога – это специальная йога для детей основанная на позах животных и окружающих предметах доступных дошкольникам. «Ха» - обозначает солнце, символ тепла, активности и энергии. «Тха» - луна, холод, пассивность и торможение. Занятия хатха-йогой физически совершенствуют и укрепляют детский организм, помогая сбалансировать процессы возбуждения и торможения в нем

Профилактика простудных заболеваний, закаливание и общее оздоровление детей.

Учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения осознано, легко и красиво;
Развивать гибкость и эластичность позвоночника, формируя правильную осанку;
Закрепить навыки правильного дыхания;
Воспитывать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость.
Для занятий не требуется особых приспособлений и сложный инвентарь. Достаточно иметь индивидуальный коврик, массажные дорожки и музыкальное сопровождение.


У малышей очень нежный скелет, слабые связки и мышцы. С ними можно лишь использовать игровую гимнастику для укрепления стоп, спины, развития координации, ритмичности, равновесия, а также дыхательные упражнения для развития диафрагмального (брюшного) дыхания, расслабляющие упражнения. И большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.




Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза - «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.




Поза Лотос

ИП - сидя прямо с вытянутым вверх позвоночником.
ТВ - сгибая правую ногу в колене, взять руками ступню и положить ее на левое бедро, выворачивая подошву вверх. Правое колено прижать к полу. Затем согнуть левую ногу в колене, взять ступню и положить на правое бедро, также выворачивая подошву вверх. Держать спину, голову и шею прямыми. Время пребывания в асане не ограничено.
Эффект. Это одна из основных асан в йоге. Оказывает самое разностороннее воздействие. Успокаиваются нервная система, внутренние органы, восстанавливается динамическое равновесие всех сил организма.
Если не хватает гибкости для того, чтобы сидеть в лотосе или полулотосе, можно сидеть по-турецки (в лёгкой позе

Поза кобры или змеи

ИП - лежа лицом вниз, руки вдоль туловища, ноги вместе.
ТВ - ладони поставить на пол пальцами вперед в районе плечевого пояса. Со вдохом начать медленный прогиб спины назад, позвоночник как бы раскручивается по одному позвонку, начиная с шейного отдела. В конечной фазе упражнения нижняя часть тела лежит на полу, ноги и ягодицы расслаблены, верхняя часть туловища удерживается в прогнутом положении за счет мышц спины и частичной опоры на руки. Удерживать позу на задержке вдоха до дискомфорта. С выдохом вернуться в ИП.
Эффект. Исправляет искривления позвоночника, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, двигательных мышц глаз, нервной системы. Способствует увеличению объема легких и расправляет альвеолы, благотворно действует на сердце и все органы брюшной полости

Поза Коровы

ИП - сесть на пятки (между пятками), носки в сторону.
ТВ - сцепить руки за спиной в замок. Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой –вниз. Меняя руки, выполнить замок то с одной, то с другой стороны.
Эффект. Достаточно быстро исправляется осанка. Кроме того полностью раскрывается грудная клетка, способствуя полноценному дыханию.


Таким образом, йога – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Также йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях йогой невозможно заскучать.

Комплекс упражнений Хатха – йоги

Составляющие:

    Самомассаж.

    Основные позы йоги (асаны).

    Дыхательные упражнения (пранаямы).

    Расслабление .

Комплекс «Здравствуй солнышко!»

До встречи с Солнышком мы с вами немножко разомнёмся.

    Разминка, суставная гимнастика.

Упражнение 1 .сидя на полу, ноги вытянуты перед собой, скрестить ноги и почувствовать себя удобно, как в кресле. Макушка тянется к потолку, спина прямая.

Упражнение 2 . Медленное вращение головой

Представь себе, что твоя голова – это яблоко, шея – хвостик, он очень сильный, крепкий, поэтому яблоко может повернуться к солнышку любой стороной и поспевает, медленно собирая солнечные лучики.

Упражнение 3. «Весёлые плечики»

И. п.: сидя, скрестив ноги. Руки на плечах, движения плечами вверх, вниз (наши плечики умеют смеяться хи-хи; ха – ха)

Упражнение 4 . «Моторчики»

И. п.: то же. Круговые движения рук, согнутых в локтях, перед собой (мы, весёлые моторчики, заведём их)

Упражнение 5. «Крылья самолёта»

И. п.: то же. Выпрямляем руки и делаем наклоны в одну и другую стороны (отправляемся в полёт)

Упражнение 6. «Бабочка»

Соединить стопы вместе и обхватить руками носки ног. Подтянуть пятки как можно ближе к телу. Раскачивать колени вверх, вниз. Это крылья бабочки. Давайте похлопаем крыльями. Бабочка летит на цветок. Вдохнём его аромат (вдох – выдох).

Упражнение 7 . «Цветок»

Мы с вами растём, словно цветы (медленно поднимаемся на ноги), выше и выше, тянемся к самому солнышку.

Упражнение 8. «Красивая чаша»

Поднимаем руки вверх, вы – красивая чаша, в которую льётся живительный дождик бодрости и здоровья. Он лёгкий и приятный. М наполним чашу до верха. Теперь потрём ладошки друг о друга. Чтобы они стали тёплыми. Приложите тёплые ладошки к глазкам. Поморгайте глазками в ладошки.

    Самомассаж.

Мы с вами и наши знакомые зверята очень рады встрече с Солнышком и весело разминаются на лесной полянке.

Упражнение 1 .Самомассаж ушных раковин

Лепим, лепим ушки детям и зверушкам,

1 минута

разминаются ушные раковины сверху вниз и снизу вверх

чуткому зайчонку,

потянуть за уши вверх

мудрому слонёнку,

потянуть за мочки ушей вниз

весёлой обезьянке,

потянуть уши в стороны

преданной Каштанке.

взять сверху за уши и опустить их вниз

И себе слепили,

крепко прилепили,

разминать уши движениями сверху вниз

прижать ладони к ушам

за ушками погладили,

ладошками пригладили

поглаживающим движением указательного пальца провести за ушными раковинами

поглаживающим круговым движением провести по ушам ладонями

Упражнение 2. Указательными пальцами, круговыми движениями массируем крылья носа.

Упражнение 3 . Сделать «клешню» из большого и указательного пальца и сжать ею перегородку носа.

Упражнение 4 . Провести поглаживающими движениями ладоней по лбу, щекам, шеи, животу.

Сегодня мы научимся приветствовать Солнышко, мы будем выполнять упражнения одно за другим. Выполняя упражнения мы как бы говорим, « Здравствуй Солнышко, мы рады приветствовать тебя! Я иду навстречу солнышку!» Солнышко светит всем одинаково, мы все для него равны. Люди договорились называть эти упражнения «приветствие Солнца!»

    Комплекс «Сурья Намаскар»

Сурья в переводе с санскрита означает «солнце, а намаскар – «приветствие». Итак, сурья намаскар – это Приветствие Солнца.

Начальная позиция. Поза «гора» (тадасана)

Описание. Станьте прямо и устойчиво, ноги вместе или слегка разведены, стопы параллельны, тело подтянуто. Дыхание глубокое. Сделайте вдох и на выдохе перейдите к следующему положению.

    Приветствие (намасте)

Описание. Сохраняйте основную стойку, руки согните в локтях на выдохе и соедините ладони на уровне грудной клетки пол углом примерно 30 градусов (немного вверх и вперёд).

    «Полумесяц» - прогиб назад

Описание . Из положения 1, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте лёгкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Приветствуем Солнце из этого положения.

    «Аист» - наклон вперёд к ногам

Описание. Из положения 2 плавно, на очередном выдохе, вытягивая вперёд руки, с прямым позвоночником опускайтесь вниз. Ноги стоят вместе, коленные чашечки приподняты и подтянуты, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Если с прямым позвоночником далее опускаться невозможно, расслабьтесь, опустите руки вниз, стараясь поставить ладони на пол по обе стороны от стоп. Шея расслаблена. Тянитесь животом к бёдрам, а макушкой к полу вдоль ног. При этом движении приветствуйте Землю.

4. «Всадник»

Описание. Из положения 3 плавно, на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой назад. При этом левая нога сгибается в колени. Голень перпендикулярно полу. Опустите колено правой ноги на пол. Ладони остаются на полу по обе стороны от левой стопы на одной линии с ней. Руки выпрямлены в локтях. Пальцы вместе и повёрнуты вперёд. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперёд. Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повёрнуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.

5.« Палка»

Описание. Из положения 4 сделайте большой шаг левой ногой назад на выдохе. Теперь обе ноги выпрямлены и стоят на месте. Упор на пальцах стоп. Руки остаются прямыми, ладони на полу, на уровне плеч. Пальцы рук вместе и смотрят вперёд. Выпрямляйте тело в одну линию. Смотрим при этом вниз, следите, чтобы таз не поднимался и не опускался, также не опускайте голову. Дыхание свободное.

Промежуточное положение для отдыха – поза «ребёнок»

Описание . Из положения 5 опустите колени на пол, ягодицы на пятки. Лоб на пол. Позвоночник расслаблен. Руки вытянуты вперёд. Дыхание произвольное. Находитесь в этом положении столько, сколько необходимо для отдыха.

6. «Гусеница» – восемь точек, частей тела

Описание. Из положения 5 или промежуточного положения скользите вперёд, стараясь коснуться грудной клеткой пола (как гусеница), при этом руки остаются на том же месте. В этом положении пола касаются 8 частей: лоб или подбородок, грудная клетка, колени, пальцы ног, ладони. Таз приподнят, носки тяните на себя. Ладони остаются на месте и должны остаться под плечами. Пальцы вместе и направлены вперёд, локти слегка прижаты к туловищу. Переход в позу «кобра».

7. «Кобра»

Описание. Из положения 6 продолжайте без задержки скользить грудной клеткой по полу и полностью выпрямитесь на нём. На вдохе. Приподнимите голову, затем грудную клетку. Подключая руки, приподнимайте с пола локти и верхнюю часть туловища. Прогнитесь так, чтобы нижняя часть живота оставалась на полу. Грудная клетка раскрыта, плечи отведены назад и вниз. Смотрите вперёд, толкая грудную клетку вперёд и вверх. Вытягивайтесь.

8. «Собака»

Описание. Из положения 7 плавно, на выдохе отталкиваясь руками от пола, подайтесь тазом назад и вверх, выпрямляя ноги в коленях. Руки полотно прижаты к полу и остаются на месте. Вытягивайте заднюю поверхность ног, приближая пятки к полу. Тянитесь грудной клеткой вниз. К ногам. Шея расслаблена, голова опущена макушкой к полу, а ладони плотно прижаты к нему. Старайтесь не переусердствовать, иначе можно потянуть спину в области лопаток.

9. «Всадник»

Описание. Из положения 8 плавно, на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой вперёд так, чтобы стопа оказалась на одной линии с кистями рук, голень перпендикулярно полу. Опустите колено левой ноги на пол. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперёд. Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повёрнуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.

10 «Аист»

Описание. Из положения 9 плавно, на очередном выдохе сделайте вперёд, приставляя её к правой. Выпрямите обе ноги, стараясь не отрывать руки от пола. При этом движении приветствуйте Землю.

11 « Полумесяц »

Описание. Из положения 10 приподнимите сначала голову, перенесите прямые руки перед собой вперёд. Максимально выпрямите спину и руки параллельно полу, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте лёгкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Приветствуем Солнце из этого положения.

12. «Гора»

Описание. Из положения 11 выпрямитесь вертикально и на выдохе плавно опустите руки через стороны вниз, возвращаясь в и. п.

    Дыхательные упражнения (пранаямы)

Это дыхание называется «солнечным», почувствуй, как солнечное дыхание придаёт тебе силы и делает тебя здоровым и счастливым!

Упражнение 1. Анулома вилома.

Приложите указательный палец павой руки к правой ноздре (зажмите клапан), сделайте вдох левой ноздрёй, затем зажмите оба клапана. Задержите дыхание. Откройте правый клапан, сделайте выдох. Повторите упражнение 5- 6 раз.

    Релаксация

«Ковёр – самолёт»

Ложимся на волшебный ковер – самолёт. Плавно и медленно ковёр поднимается и несёт тебя по небу, тихонечко покучивая и убаюкивая. Ласковый, тёплый ветерок нежно обдувает, ты отдыхаешь…

Слушаем релаксирующую музыкальную композицию в течение трёх минут.

Постепенно ковёр начинает спускаться и приземляться в нашей комнате.… Потянись, сделай глубокий вдох, выдох, открой глаза, аккуратно, правильно вставай. Чувствуй себя полностью отдохнувшим.

Домашнее задание: когда утром увидишь солнышко, скажи: «Доброе утро, солнышко!»

Организация кружковой работы в дошкольном образовательном учреждений

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики. Так мною было предпринято разработать программу и организовать кружок по детской йоге.
Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития.
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Что такое детская йога?
Йога - древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.
Детская йога - это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.
Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны - позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Пранаямы - дыхательные упражнения.

Как строить занятия с детьми?
Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

Краткая характеристика структуры программы:
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май). Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей), один раз в две недели по 25 – 30 минут.

Участники занятий:
Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер.

Цель программы: - Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.

Задачи программы:
1. Совершенствование психических процессов.
2. Познание своего характера, укрепление воли.
3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.
4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
5. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.
6. Формирование осанки.
7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.
8. Создание эмоционального благополучия.

Девиз занятий: - приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

Ожидаемые результаты реализации программы:
Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.
Стабилизация эмоционального фона у детей.
Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

Список литературы:
1. Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
2. Осипова В.. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997
3. Панда К.Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 104с.
4. Шифферс М.Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М.: Эксмо, 2011. – 176с.: ил.
5. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.

Скачать Детская хатха - йога. Гармония. Развитие. Радость

Приложения к программе Детская хатха - йога

Татьяна Казанцева
Педагогический проект «Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»

Педагогический проект

Тема : «Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников »

выполнила : инструктор по физкультуре

Казанцева Т. Н.

Городской округ г. Бор

Пояснительная записка.

Актуальность.

Разработка инновационных оздоровительных технологий для ДОУ - первоочередная и своевременная задача.

Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране : по данным РАМН РФ, в последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.

В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений в оздоровлении детей , который включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики Хатха-йоги .

Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Дети - это маленькие йоги, они естественны и открыты от природы, они чистые и гибкие, их сознание свободно от страха и социальных стереотипов. Если с раннего возраста удается включиться в программу здорового образа жизни, тогда с возрастом человек не утратит легкости и подвижности тела, радостного отношения к миру, сохранит свежесть и молодость тела, духа и души.

Детский вариант йоги разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет.

Регулярные занятия йогой с инструктором и дома помогут ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепят здоровье и иммунитет, повысят сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправят осанку, помогут сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект йоги - рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения.

Научная новизна и практическая значимость

Гимнастика с элементами хатха -йоги доступна детям дошкольного возраста . В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги , основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха -йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие хатха -йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны , физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение) .

Хатха -йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики : формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. «Игра помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого развития и творчества», - говорил Блаженный Августин. Игра, а точнее сам факт наличия в любой игре правил, учит ребенка понимать, что в жизни есть тоже определенные законы. При этом, когда ребенок играет, он не испытывает страха, что может сделать что-то неправильно. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.

Подражание – еще один метод обучения детей . Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме. Например : «кузнечик» , «цапля» , «лягушка» , «кошечка» , «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект : укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии. Детская энергия направляется на созидание, на укрепление здоровья, следование здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.

В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.

Цель проекта :

Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела. Формировать потребность в ЗОЖ.

Задачи :

1. Совершенствование психических процессов.

2. Познание своего характера, укрепление воли.

3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

5. Духовное обогащение : учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

6. Формирование осанки.

7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

8. Создание эмоционального благополучия.

Вид проекта : творческо-информационный, практико-ориентировочный.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : педагоги , родители, дети.

Образовательная область : «Физическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественное»

Предполагаемый результат. Созданы необходимые условия для физического развития детей как в ДОУ, так и в семье.

У детей сформированы представления о здоровом образе жизни, они имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Снизилась заболеваемость, повысился уровень гибкости, улучшилась осанка.

Дети стали спокойнее, добрее, у них появилась уверенность в своих силах. У детей развито внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества, сформировано умение расслабляться.

Результаты представлены в форме мультимедийной презентации, фотовыставок.

Программно-методическое обеспечение .

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления : Программно-методическое пособие . – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.

3. Белов В. И. Йога для всех М. «КСП» 1997.

4. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей М ., Просвещение. 1993.

5. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.

6. В. Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду » . Ж. Обруч №3-1997.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Использование элементов хатха-йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми 5-7 лет С.Н. Желнина, воспитатель МАОУ «Гимназия 42» подразделение дошкольного образования г. Кемерово, Кемеровская область Каждый человек хочет быть здоровым. Осознание того, что здоровье самая большая ценность, приходит к человеку иногда слишком поздно. А ведь ещё Сократ сказал: «Здоровье-это еще не всё, но всё без здоровья ничего». Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. К моменту поступления ребенка в школу у него быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность может стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит, будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное его здоровье. В студенческие годы я увлекалась индийской культурой и танцами, написала дипломную работу на тему «Развитие творческих способностей детей по средствам элементов индийского народного танца». Будучи молодым педагогом, увлечение индийской культурой побудило меня к поиску новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми, не требующих к тому же особых материальных затрат. Новая форма работы по формированию физической культуры дошкольников, по моему мнению, основывается на трех основных направлениях: социально-психологическом, интеллектуальном и двигательном. Изучив дополнительную литературу по физкультурнооздоровительной работе с детьми, я сделала вывод, что эффективным средством, отвечающим выше изложенным принципам развития детей, будет использование детской йоги. Так как база йоги очень обширна и сложна, на своих занятиях я использую элементы хатха-йоги (основанной на выполнении упражнений связанных с животными и окружающими предметами) для развития физических, умственных и эмоциональных способностей детей.

2 Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В отличие от других физических упражнений, в гимнастике хатха-йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность сочетание хатха-йоги физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений. Цель оздоровительной работы: Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику «Хатха-Йога». Работа направлена на реализацию следующих задач: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги, воздушного закаливания; 3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков. Ожидаемые результаты: 1. Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития. 2. Стабилизация эмоционального фона у детей. 3. Потребность в ведении здорового образа жизни у детей. Хатха-йога это вид йоги, который уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух частей. «Ха» обозначает солнце, «тха» луна. Солнце символизирует тепло, активность и энергию, а луна - холод, пассивность и торможение. Проведение занятия в детском саду с элементами хатха-йоги помогает детям сбалансировать противоположные физиологические процессы возбуждения и торможения. Основными элементами хатха-йоги являются так называемые асаны (позы), а также пранаяма (дыхательные упражнения). Безусловно, работая с детьми в условиях детского сада, невозможно использовать все элементы этой системы. Но часть ее вполне доступна и для этой возрастной категории. Так, практика работы с дошкольниками показывает, что они с удовольствием выполняют статические позы хатхайоги и упражнения на релаксацию. Были разработаны планы и апробирована методика организации и проведения физкультурных занятий с элементами йоги для детей с 5 до 7 лет. Раз в неделю в рамках ОРУ с детьми разучивается

3 выполнение 2-3 поз, используя показ и наглядный материал - картинки и схемы с изображением и последовательностью их выполнения. Сначала поза называется и показывается детям, рассматриваются схемы её выполнения, даётся словесная инструкция. Затем дети учатся правильно и последовательно выполнять позу, сосредотачиваться на ощущениях в своем теле. На последующих занятиях дети выполняют позы самостоятельно, ориентируясь на схемы или словесную инструкцию. Раз в месяц организуется обобщающее занятие, состоящее из комплекса знакомых поз объединённых одним сюжетом («Джунгли», «На морском дне»). Интересная история, сопровождающая выполнение упражнений очень нравится детям, развивает воображение и поддерживает интерес к занятиям. Выученные упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна или придумывать на их основе новые игры, модернизируя знакомые детям («Делай как я», «Море волнуется».) Занятия с элементами йоги строятся по неизменной структуре: разминка, асаны (упражнения), расслабление. Разминка состоит из суставной гимнастики, растяжки, массажа. Далее целесообразно выполнить упражнения на сохранение правильной осанки. Правильная осанка - это здоровый позвоночник, а многие дети не умеют правильно стоять. Базовая поза хатха-йоги, основа оздоровления позвоночника и всего организма. Следующий шаг: сосредоточить детей на правильно, глубоком и равномерном дыхании носом. Проводя эту работу следует использовать приёмы наглядности, показывая как дыхание работает: удерживая на лету пёрышко, зеркало, мыльные пузыри, руки на животе, ладошка у рта. Надо учить детей дышать глубоко, не задерживая дыхание. Особое внимание обращается на соединение дыхания и движения, придерживаясь правила: вдох - движение вверх и назад, выдох - движение вперёд и вниз. Во время занятия необходимо контролировать правильность дыхания детей. Принимать позу следует плавно и спокойно, без чрезмерных усилий и резких движений. Фиксация позы длиться не более 5секунд, максимальное пребывание в позе секунд. Слово «асан» означает «удобное сиденье», поэтому детям всегда должно быть комфортно. Отдых после выхода из позы секунды, равняется двум спокойным вдохам и выдохам. В конце всего комплекса выполняется релаксация: дети принимают удобное положение для отдыха и расслабления, под спокойную музыку. В анализе диагностики физического развития детей за два года можно отметить положительную динамику роста физических качеств детей, а также, отмечается повышенный интерес детей к занятиям, их эмоциональный отклик и заинтересованность в изучении новых движений и поз. Использую позы хатхи-йоги не только на занятиях. Мною был разработан комплекс бодрящей гимнастики после сна «Сказка о волшебном цветке» и представлен для педагогов ДОУ на семинарепрактикуме «Использование Хатхи-йоги в бодрящей гимнастике после сна».

4 В анализе диагностики физического развития детей за два года можно отметить положительную динамику роста физических качеств детей, а также, отмечается повышенный интерес детей к занятиям, их эмоциональный отклик и заинтересованность в изучении новых движений и поз. Заметен повышенный интерес детей к занятиям йогой, их эмоциональный отклик и заинтересованность в изучении новых движений и поз. Дети стали более раскрепощены, в играх проявляют фантазию, придумывают свои позы, оценивают другие. Во время выполнения простых физических упражнений стараются правильно дышать, результат этого снижение заболеваемости в осенне-зимний период. По моему мнению, что выбранное направление работы с дошкольниками эффективный способ физического, умственного и эмоционального развития дошкольников, о чем свидетельствуют диагностические данные. Грамотно организованная физкультурно-оздоровительная работа дала положительные результаты: - дети стали более гибкими. их движения красивыми и плавными; - умение правильно дышать снизило заболеваемость в осенне-зимний период; - умение расслабляться помогает детям быстро успокоиться, а следовательно лучше усвоить учебную информацию; - придумывание новых поз и игр развивает воображение детей и дает возможность фантазировать; - заинтересованность детей интересной деятельностью повышает внимание и сосредоточенность. Результаты проведенной работы показали, что внедрение элементов хатха-йоги на занятиях физкультурой дошкольников очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме. Поэтому я планирую и в дальнейшем использовать на физкультурных занятиях с детьми элементы йоги. Перед собой я ставлю цель разработать систему физкультурных занятий основанную на повышении интереса детей к занятиям за счет введения увлекательных упражнений йоги во все части занятия; найти новые приемы и методы эффективного внедрения элементов йоги в физкультурнооздоровительную работу, а также использовать возможность занятий йогой на фитболе с целью коррекции осанки. Предполагаемая система физического воспитания в детском саду поможет, на мой взгляд, существенно повысить интерес детей к физкультурным занятиям и стимулировать двигательную активность, а, следовательно, улучшить здоровье детей

5 Литература 1. Борисова, И. Йога для двоих [Текст] / И.Борисова // Физкультура и спорт 5.-М. : Центр йоги, Быков, О. Гимнастика от ста недугов [Текст] / И.Борисова Физкультура и спорт 7.-М. : Центр йоги, Верещагин, В.Г. Физическая культура индийских йогов [Текст] / В.Г.Верещагина. Минск: Мудрец, Зубков, А. Н. Хатха-йога для начинающих [Текст] / А.Н.Зубков, А.П.Очаповский. - М.: Медицина, Латохина, Л. И. Хатха-йога для детей [Текст] / Л.И.Латохина. - М.: Просвещение, Тартаковский, М.С. Нетрадиционная физкультура[текст] / М.С.Тартаковский. - М.: Просвещение, 2003.


Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровейка» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 1 с. Екатеринославка «Солнышко» Воспитатель: Ваховская Ирина

«Нетрадиционные методы оздоровления в ДОУ.» Выполнила воспитатель МАДОУ 16 Демко Елена Витальевна «Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым». Детство уникальный период в жизни

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ» РЕКОМЕНДОВАНО Председатель научно-методического

Консультация для родителей «Здоровье-сберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад 1 «Сказка. Адрес: ст.калининская ул. Коваля 6«А» Телефон: 21-7-84 Физинструктор: Анпилова Оксана Анатольевнва Образовательный

Сократ Генрих Гейне Ребенок Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанникам, воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, формирование представлений о здоровье и

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования дошкольников в ДОУ Презентацию подготовила музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад 2 р.п. Семибратово» 1 квалификационной

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (Консультация для воспитателей) 1. Понятие технологии Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения

«Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Нормативно-правовая база: Конституция РФ Конвенция о правах ребенка Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Закон «Об образовании в РФ» Устав ГБОУ Гимназия

Адаптированная программа оздоровительная гимнастика «Первые шаги к здоровью» для детей 5-7 лет Иванова Юлия Руслановна, воспитатель, высшая квалификационная категория «Забота о здоровье - это важный труд

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

Охрана и укрепление здоровья детей. Физическое развитие и воспитание дошкольников является приоритетным направлением в деятельности ДОУ, потому что здоровье ребенка это основа успешного формирования, развития

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок»» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Вольф Оксана Владимировна Здоровье - это состояние полного

Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста «Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста» Физкультурная деятельность детей будет иметь чётко выраженную

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в детском саду Воспитатель Л.С.Риязутдинова «Здоровье состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней

УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Детский сад с.маяк» Яблокова М.А План мероприятий по оздоровлению детей старшей группы на 2016-2017 учебный год. Цель: укрепление и сохранение здоровья детей посредством расширения

За основу при составлении программы взяты: 1) Программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т. Э. Токаевой. 2) Программа «Здоровье» Л. Г. Татарниковой.

Корпус 6 ГБОУ Лицей 1561 Бусахина Т.Н.,Онсина Н.В.,Лузанова Е.В., Коняева Т.Ю. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти в повседневность каждого, кому

Культура здоровья детей - базовый компонент оздоровительной работы Здоровье это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребѐнка. Не создав фундамента здоровья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 «Светлячок» старшая дошкольная группа (5-6 лет) 7 Выполнили воспитатели: Е.В.Алексеевцева Е.Е.Елисеева 2017г. ПРОБЛЕМА: Данные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 10 «Лазорик» Г.Донецк 2016. Подготовили воспитатели средней гр. «Любознайки» Сотникова Н.А Коваленко В.А. «Забота о здоровье это

Подготовила Воспитатель Бутлеровская А.К. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 34 «Золотая рыбка» городского округа Тольятти «Формирование ценностей здорового образа жизни и развитие физических

Воспитатель Биндарева С.А. МБДОУ 280 «Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

Физкультурно-оздоровительная работа Физкультурно-оздоровительная работа в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад 17 Здоровье человека определяется многочисленными внутренними

Тема: Нетрадиционные формы оздоравливания дошкольников Разработала: Степанова Лилия Айратовна воспитатель высшей категории Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Тляш Эльвиры Владимировны на 2016-2020 учебный год Тема: «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС» Направление:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Журавлик» города Димитровграда Ульяновской области» Методическое объединение инструкторов по физическое культуре ДОУ города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Ручеёк» Развитие речи детей с использованием сюжетных картинок. (технология ТРИЗ.) Форма проведения: (из

Проект «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» Проект «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» П. Игрим «Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о

Занятия ритмопластикой Руководитель: Куликова Юлия Николаевна Инструктор по физической культуре Высшая квалификационная категория Куликова Ю.Н. осуществляет организацию занятий по ритмопластике, используя

Пояснительная записка Программа «Школа здоровья» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе программы «Старт» (Яковлева Л.В., Юдина Р.А.) и методических рекомендаций «Комплексы

«Здоровье» это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. «Здоровье» - это правильная, нормальная деятельность организма,

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида 17 «Радуга» Руководитель Некрасова Валентина Борисовна Актуальность темы Здоровье дошкольников

Оздоровительная работа в ГБДОУ детском саду 31 Василеостровского района Санкт-Петербурга Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются: Охрана и укрепление здоровья детей;

МДОУ «Детский сад 22» Комплекс упражнений с элементами системы хатха-йога «Веселое путешествие в джунгли» для детей 6-7лет Инструктор по физической культуре: Кубышкина Е.М. Ростов, 2017 г. Цель: Развитие

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 3 «Ручеёк» Педагогический опыт: "Организация работы с детьми по профилактике простудных заболеваний и внедрению инновационных оздоровительных

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» 1679» ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА Рассмотрена: на

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Разработана на основе программы: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой Разработчик педагог-психолог: Завойкина Т.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида» Автор программы Костина О.В г. Когалым 2015 год Цель: - Создание условий для повышения эффективности

Дорошенко Марина Ивановна, воспитатель МКДОУ д/ с п. Чернореченский, вторая квалификационная категория Тема: «Художественная деятельность, как средство успешной адаптации детей младшего возраста к ДОУ».

«Апробирование системы музыкально оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ 4 г. Кировска» Королёва А. В., 1 квалификационная категория старший воспитатель МБДОУ 4

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» Дыхательная гимнастика как одна из здоровьесберегающих технологий Подготовила: учитель логопед Позднякова О.А.

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад 12» Троицких Н.В. Воронеж, 2017 Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи

Модель организации здоровьесберегающего процесса в нашем детском саду осуществляется по следующим компонентам: 1. Оценка состояния здоровья и физического развития детей осуществляется системой мониторинга,

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 41 «Сказка» с. Константиновское Петровского района УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ПРОБЛЕМЫ

1 Задачи: 1. Продолжать совершенствовать работу по укреплению здоровья воспитанников: закаливание детского организма, профилактика простудных заболеваний, используя естественные факторы природы. 2. Осуществлять

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 77 комбинированного вида Петроградского района Санкт-Петербурга Оздоровительная работа Санкт-Петербург 2015-2016 уч.год. Оздоровительная

«Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса младшей группы 2 «Бабочка»» Воспитатель: Серко Татьяна Владимировна МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 1» г.черняховск 2014г.

Цель: создание условий для охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей. Задачи: Обучающие: Способствовать получению элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного



 

Возможно, будет полезно почитать: