Дзюдо тренировки. Упражнения для изучения падения на бок. Лазание по канату

Эту группу составляют упражнения, заимствованные из других видов спорта. Их значение заключается в том, что они способствуют гармоническому развитию мышц и всех функциональных систем организма.

Типичные двигательные действия и функциональная нагрузка в дзюдо характеризуются разнообразным и динамичным ходом схватки. Поэтому дзюдоист должен заниматься и другими видами спорта. Упражнения должны быть направлены на развитие выносливости, силы и ловкости.

Видео: Тренировка дзюдоистов

Примеры подходящих упражнений:

  • легкая атлетика: бег (400 — 3000 м), фартлек, спринт, прыжки и т. п.;
  • общеразвивающие упражнения: гимнастические с гирями, со штангой, на шесте; акробатические; упражнения на батуте;
  • длительные походы, короткие трассы (3,5; 7 км) с максимальной скоростью, средние трассы (10, 15 км);
  • скоростное катание на лыжах;
  • игры с мячом, футбол, баскетбол, волейбол;
  • софтбол, теннис;
  • плавание, прыжки в воду.

Специальные упражнения

Специальные упражнения направлены на развитие мышечных групп, участвующих в непосредственном проведении приемов. Структура их движения и динамика близки к техническим действиям дзюдо. Они способствуют усовершенствованию приемов самостраховки и приемов в стойке. К специальным относятся и упражнения, направленные на развитие двигательных способностей и психики.

Упражнения по совершенствованию техники

Тандоку реншу: имитация технических действий без партнера. Эта форма прежде всего носит информативный характер, дает представление о разучиваемом приеме. Движения несколько раз повторяются, т. е. создается двигательный стереотип. Эта форма упражнений включает в себя и комбинирование приемов борьбы в стойке. Но разучиванию этой формы не уделяется много внимания, особенно у начинающих, т. к. она не способствует выработке правильного передвижения и выполнению технических действий. Тандоку реншу применяется попозже для быстрой зарядки перед встречей с соперником.

Учикоми, или бутсукари: быстрое и координированное выполнение повторяющихся действий для проведения приемов без отрыва укэ от татами. Названия учикоми и бутсукари идентичны. Подготовка к проведению приема в схватке — слияние двух фаз: кудзуси, т. е. выведение из равновесия, и цукари, т.е. подготовка броска. Тори после каждого подхода возвращается в исходное положение. Этот процесс ритмически повторяется в нескольких сериях.

Наступления в схватке выполняются без сопротивления укэ, стоящего прямо, свободно. Укэ не должен мешать тори проводить приемы.

Учикоми имеет большое значение для разучивания и усовершенствования приемов на всех уровнях технической зрелости и является основой повышения результативности. Существует много вариантов учикоми, они подробно описываются в главе о технической подготовке.

Якусоку-гэико: проведение приемов в непроизвольном движении, как при рандори, но без большого сопротивления. Тори старается привести укэ в положение, выгодное для осуществления нужного приема, и бросает укэ с фиксацией приемов борьбы лежа при падении на татами. Тори и укэ меняются ролями после каждого броска. Приемы определяет тренер или они заранее оговариваются.

Нагеками: повторяющиеся броски при постоянной смене партнеров. В этом упражнении тори бросает разных партнеров, которые его постоянно атакуют.

Укэ не сопротивляется, он находится в выпрямленном положении. Броски должны быть быстрыми, упражнение требует большой сосредоточенности и усилия. Используются только достаточно усвоенные приемы, подчеркивается технически правильное выполнение приема в целом.

Количество бросков зависит от числа участников тренировки, и все упражнение длится 5 — 10 минут. Лучше оставлять его на конец тренировки.

Сутэ-гэико: Технически лучше подготовленный дзюдоист принимает без сопротивления атаки своего соперника, разрешает ему бросать себя, исправляет даже ошибки в технике атакующего.

Кумиката рандори: тори старается применить лучший прием индивидуальной техники. Цель тори — навязать сопернику свой прием, привести его в тактически невыгодное положение. При этом тори не должен сгибаться. Разрешено бросать соперника.

Упражнение с одним партнером длится обычно 2 минуты.

Укэми (самостраховка при падении): тренировка основных видов падений: вперед, назад, на бок. Очень важно, чтобы падения отрабатывались в обстановке, приближенной к соревнованиям.

Лучше всего техника падений совершенствуется при проведении технических действий.

Ведущие дзюдоисты всегда стараются избежать классических падений: не падать на спину или на бок. Эту способность они приобретают обычно после длительных тренировок. Поэтому укэ-ми надо уделять особое внимание.

Упражнения, направленные на развитие двигательных способностей

Своей внешней структурой и динамикой специальные упражнения приближаются к техническим действиям и непосредственно влияют на рост спортивного мастерства. В тренировке дзюдо применяется большое количество упражнений этого типа. Простые формы, направленные на развита элементарных двигательных способностей или главных мускульных групп, японцы называют дзюнбиундо (разминка) или таисо (подготовительные упражнения). Более комплексные формы тоже обозначаются как специальные подготовительные упражнения. Запас такого рода упражнений большой. Самые важные приведены в главах о физической и технической подготовке.

Эти упражнения включаются практически в каждую тренировку в качестве разминки или как самостоятельная часть, предшествующая технической подготовке или рандори.

Упражнения, направленные на развитие психических качеств

К этой группе относятся упражнения, рассчитанные на восстановление всех функций организма после максимальной физической нагрузки. Используются упражнения из серии общеукрепляющих упражнений, учикоми, нагеками и т. п., которые включаются всегда в конце тренировки, когда дзюдоисты устали. Подобные упражнения длятся обычно около 10 минут. Важен последовательный контроль за их проведением.

Тренировка дзюдо в целом требует от спортсмена большой волевой активности. Большинство упражнений и двигательных действий направлены на преодоление сопротивления соперника, от этого зависит успех спортсмена в поединке.

Учебные поединки

Эту группу составляют упражнения, которые применяются непосредственно в ходе поединка. Главное отличие их от специальных упражнений состоит в том, что они носят комплексный глобальный характер. От соревновательного поединка они отличаются разным уровнем интенсивности, которая обычно бывает ниже в тренировочной встрече.

В тренировке дзюдо соответствуют этой форме два характерных упражнения: какари-гэико и рандори.

Какари-гэико: вид односторонней или обусловленной борьбы, в которой тори должен пробить оборону укэ и бросить его. Он использует для этого все способы атаки, захваты, комбинации. Укэ применяет все приемы защиты, кроме контрприемов, главным образом приемы блокировки и уклонения от борьбы.

Соблюдая эти условия, тори может постоянно нападать на соперника, не боясь, что его бросят. Главная задача какари-гэико — привести партнера в положение, подходящее для решающего приема. Бросок не является конечной целью этого упражнения, необходимо приобрести определенные навыки в применении техники нападения.

Одновременно с тори укэ тоже совершенствуется в защите, блокировке и развитии способности соблюдать равновесие при изменениях положения центра тяжести.

Упражнение длится 3-5 минут, затем партнеры меняются ролями.

Рандори: форма свободной тренировочной борьбы, в процессе которой оба партнера применяют все допущенные приемы в положении стоя и в борьбе лежа. Достижение иппона (чистой победы) не является целью тренировки, здесь характерны динамичный ход поединка, успешные действия и неудачные попытки в применении приемов, интенсивная нагрузка.

Рандори является комплексным упражнением, способствует совершенствованию отдельных элементов, гармоническому их соединению, процессу физического и психического приспособления человека к специфическим условиям поединка.

Важным фактором является подход спортсменов к тренировке. В первую очередь необходимо обратить внимание на учебный характер рандори. Хотя рандори - это напряженный и сложный поединок, в нем не определяется «победитель» и «побежденный». Целью является взаимное и многостороннее совершенствование обоих партнеров. Рандори длится обычно 4-10 минут, но поскольку рандори занимает в тренировке одно из ведущих мест, доля его постоянно увеличивается. В подготовке начинающих доля рандори меньшая.

Упражнения, направленные на активный отдых

Эти упражнения направлены на восстановление сил. Опыт показал, что активный отдых помогает снимать усталость. В тренировку дзюдо часто в конце занятия включаются серии подходящих упражнений, похожих на те, которые используются при разминке. Они производятся не так интенсивно, спокойно, но с соблюдением полного объема движения, дыхание глубокое.

  • Хорошие результаты приносит короткий взаимный массаж партнеров.
  • После укрепляющих упражнений рекомендуется включать бег на местности, мини-футбол и т. д.
  • Активный отдых положительно влияет и на психику спортсменов.
  • Приведенные примеры не могут быть обязательной схемой. Для успеха тренировки большое значение имеет творческая работа тренера.

Для занятий дзюдо по традиции используются кимоно или "дзюдоги" (куртка, брюки и пояс). Кимоно всегда должно быть чистым - старое, грязное и рваное считается недостойным. К началу тренировки участник должен быть одет в кимоно по правилам: пояс плотно завязан на узел.

Рост спортивного мастерства зависит от постоянного и систематического участия в тренировках, в ходе которых происходят значительные морфологические и биохимические изменения в организме. Эти изменения носят цикличный характер, поэтому и спортивная тренировка делится на циклы:

  • годичный;
  • многонедельный переходящий;
  • недельный.

Годичный тренировочный цикл

В систематически управляемом тренировочном процессе планируется годовая нагрузка. Годовую тренировку необходимо планировать так, чтобы обеспечивать нарастание нагрузки и чтобы результативность достигла пика именно в определенный период года. Поэтому уместно разделить цикл на основные тренировочные периоды:

  • подготовительный;
  • основной;
  • переходный.

Подготовительный период обычно делится на два этапа. Первый - характеризуется большим объемом нагрузки, низкой интенсивностью и сосредоточивается на развитии базовых предпосылок. На этом этапе развиваются максимальная сила, скорость, выносливость, улучшается дыхание.

"Рандори" имеет значение прежде всего как средство для развития дыхания, производится со средней интенсивностью в течение 10-15 минут и с достаточным перерывом для отдыха (5-10 минут). "Учикоми" проводится во многих сериях, постоянно включается разучивание новых захватов. Характер всех видов нагрузки аэробный.

Во втором этапе уменьшается удельный вес общеразвивающих упражнений за счет специальных. Объем тренировки сохраняется, интенсивность возрастает.

При физической подготовке используются в большей мере специальные средства для развития силы и выдержки. В технической подготовке обращается внимание на качество действий. Для этого необходимо включать разнообразные формы учикоми, в которых применяются различные захваты и комбинации. Время проведения отдельных видов рандори постепенно сокращается, точно так же как и время перерывов, интенсивность повышается.

Основной период (включает соревнования) направлен на повышение результативности. Важную роль здесь играет выбор средств тренировки и дисциплина.

Объем нагрузки понижается, потому что интенсивность ее достигает пика. Эффективность регулируется количеством соревнований и объемом специфической нагрузки. Периодизация годичной тренировки строится в соответствии с календарем соревнований.

Количество выступлений на соревнованиях разное, зависит от разряда. У мужчин, имеющих I спортивный разряд, количество выступлений достигает 15, количество успешных схваток - 60-80 в течение двух главных периодов.

Переходный период рассчитан на полное восстановление сил. Объем нагрузки понижается в конце периода. Тогда включаются упражнения, рассчитанные на активный отдых.

Большое значение имеет длительность отдельных периодов годичного цикла: срок подготовительного периода больше, чем основного.

В дзюдо принято выделение двух основных периодов соревнований: осень, весна.

Основной период длится 12-16 недель, переходный - 4 недели.

Тренировочные циклы на протяжении нескольких недель

На практике годичная тренировочная деятельность делится на определенные этапы. Программу этих этапов необходимо детально разрабатывать. Динамика нагрузки в избранных циклах подчиняется определенным закономерностям. Наиболее распространен -недельный цикл.

Основная схема динамики нагрузки в течение 4-недельного цикла - ее постепенное увеличение (первые три недели) и спад (на четвертой).

Существует целый ряд вариантов и комбинаций длительности циклов и их динамики.

Снимать кимоно в течение тренировки запрещено, снимать его можно только с разрешения тренера, если это необходимо при некоторых видах упражнений. Под кимоно не надеваются майки. Надевать майку под кимоно разрешается в случае, когда надо "сбросить" ненужные килограммы или поддержать определенную температуру тела. Упражнения и борьба проходят исключительно босиком (использовать носки, тапочки считается в дзюдо неэтичным, негигиеничным - правила это запрещают). Исключение делается, если участник повредил стопу. Женщины под кимоно должны надевать гимнастический купальник (верхняя и нижняя часть вместе).

Тренировочные циклы на протяжении одной недели

Недельный тренировочный цикл зависит от условий общественной и производственной деятельности. В основном соревнования проходят в воскресенье или субботу, тренировки - в будние дни.

Динамика нагрузки меняется, упражнения подбираются так, что больший удельный вес имеют или специальные, или общие средства тренировки. Если чередуются тренировки с разными средствами и дозировкой, то можно сокращать промежуток времени между ними. Нагрузку лучше так распределять в течение недели, чтобы упражнения на отработку техники и увеличение скорости следовали после активного отдыха.

Количество тренировок в течение недели постепенно повышается с 2-3 до 5-6. Основную нагрузку лучше планировать на понедельник, вторник и четверг, интенсивную всестороннюю подготовку - на среду. Если тренироваться 5 раз в неделю, то на пятницу лучше включить тоже специальную подготовку, но с меньшей нагрузкой. Приведенный план - это только пример, его можно изменять и составлять по-другому. Намного сложнее проблема режима тренировки, особенно результативных спортсменов, которые занимаются 20 часов в неделю.

Тренировка

Тренировки - основной организационный процесс. Их содержание различно и зависит прежде всего от главной задачи, от соответствующего этапа в подготовке спортсмена и от места тренировки в недельном цикле.

Пример тренировки технического-тактического направления (начинающие спортсмены):

Подготовительная часть:

  • разминка (гибкость суставов, акробатика) - 15 мин.;
  • падения (вперед, назад, на бок) - 8 мин.;
  • подготовительные упражнения - "навадза" - 7 мин.

Главная часть:

  • тренировка "камисихогатамэ без сопротивления укэ и с полусопротивлением" - 15 мин.;
  • тренировка уходов из камисихогатамэ - 10 мин.;
  • повторение "цурикомигоси" и "оутигари" - 10 мин.;
  • "кахаригэико", направленное на совершенствование предшествующих приемов (2x5 с) - 10 мин.

Заключительная часть: упражнения на расслабление и растяжение мышц - 15 мин.

Сборы

Сборы - вторая после тренировки, специфическая организационная форма подготовки дзюдоистов.

Сборы имеют большое преимущество перед обычной тренировкой, создают оптимальные условия для повышения эффективности подготовки спортсменов. Сборы носят характер обучения, которое направлено на углубление знаний, совершенствование техники в процессе состязаний.

Каждые сборы требуют основательной организационной подготовки, в которой занято большое количество людей. Необходимо обеспечить сборы совершенным тренировочным оборудованием, медицинским обслуживанием (врач, массажист и т.д.), достаточным количеством квалифицированных тренеров. К числу основных требований относится организация хороших условий для размещения и качественного питания спортсменов.

Теория и методика детско-юношеского дзюдо Шестаков Василий Борисович

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО

Методы тренировки - совокупность способов работы тренера-преподавателя и дзюдоистов, выражающихся в повышении уровня спортивной подготовленности занимающихся, направленных на получение знаний, умений, навыков, развитие физических и воспитание личностных качеств.

Методы тренировки в дзюдо являются составляющей для применяемых методических приемов, методик, методических подходов, методических направлений.

Методический прием - способ реализации конкретного метода в педагогической ситуации. Например, при практическом выполнении дзюдоистами технических действий применяют различные методические приемы.

1. Выполнение специально-подготовительных упражнений в стандартных условиях. Цель - помочь юным дзюдоистам наработать основы движений, необходимых для освоения изучаемого технического действия. Специально-подготовительные упражнения часто индивидуализированы, поскольку, будучи эффективными для одних дзюдоистов, могут оказаться непригодными для других.

2. Применение регуляторов движений. Цель - создать для дзюдоистов такие условия, в которых техническое действие выполняется только правильным способом. К ним относятся:

а) введение в обстановку действия ориентиров, указателей и ограничителей параметров движений (разметки и предметных препятствий, указывающих направление и пространственные пределы движений);

б) использование естественных внешних условий и технических устройств, придающих дополнительный импульс движениям дзюдоистов и регулирующих их параметры (выполнение выведения из равновесия с амортизатором, отработка техники броска с манекеном);

в) фиксаторы внимания, которые облегчают концентрацию внимания обучаемого на части тела, которая активно задействована в движении. С этой целью к руке или ноге дзюдоиста прикрепляют незначительное отягощение, и при имитации движения (например, движения ноги в подхвате) работа этой части тела воспроизводится более четко (независимо от сложности действия). Отягощение, прикрепленное к нижней части голени, позволяет выделить формулу ощущений стопы при рациональном движении подсечки, зацепа;

г) приемы «направленного прочувствования» предусматривают «фиксацию положений»; при их применении у дзюдоистов обеспечивается представление о том, какое положение исходное, промежуточное необходимо принимать при выполнении технических действий; «принудительное ограничение движений» предполагает помощь тренера-преподавателя дзюдоисту, выполняющему техническое действие в стойке или в партере.

Методика обучения - совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на изучение и совершенствование технических, тактических и других умений и навыков дзюдоистов.

Методика тренировки - система средств, методов и методических приемов, направленных на достижение наибольшего эффекта в процессе спортивного совершенствования дзюдоистов.

Методический подход - совокупность методов воздействия тренера-преподавателя на дзюдоистов; выбор и содержание подхода обусловлено определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления учебно-тренировочного процесса.

Методическое направление используется при обучении двигательным действиям, повышении физической и других видов подготовленности дзюдоистов; избранное для работы направление ориентирует тренера-преподавателя на использование однородных, типовых заданий, конкретных методов и подходов, позволяющих решить поставленную задачу.

В учебно-тренировочной деятельности дзюдоистов реализуются группы методов: словесные (вербальные), наглядные, идеомоторные, практические.

Словесные методы в тренировке дзюдоистов применяются с учетом возрастных особенностей. Для 10-12-летних ведущими методами являются рассказ, беседа, описание. Для дзюдоистов 13–14 лет и старше актуальными становятся объяснение, указание, оценка, разбор, анализ, лекция. Учебно-тренировочная деятельность дзюдоистов независимо от возраста наиболее эффективна при использовании словесных методов в сочетании с наглядными.

Наглядные методы, используемые в дзюдо, многообразны. Наиболее часто применяются показ (тренером-преподавателем или дзюдоистами) и демонстрация аналогов, моделей (видеоматериалы, кинограммы). В основе обучения с помощью показа лежит подражание. Даже у дзюдоистов младшего возраста оно не должно быть бессознательным. Готовность занимающихся дзюдо к сознательному подражанию определяется рядом факторов:

а) способностью анализировать увиденное действие;

б) соответствием психофизиологической зрелости обучаемых сложности упражнения;

в) уровнем знаний, полнотой представлений обучаемых о выполняемом действии;

г) интересом у дзюдоистов к изучаемому действию, своевременными качественным контролем техники его выполнения со стороны тренера-преподавателя.

Методы идеомоторного упражнения в тренировке дзюдоистов основаны на использовании внутренней речи, образного мышления и других представлений, сформированных в тесной взаимосвязи для самовоздействия на физическое и психическое состояние. В практике занятий с дзюдоистами наиболее часто применяются:

идеомоторное упражнение - многократное мысленное воспроизведение технического или тактического действия с концентрацией внимания на его важных моментах;

эмоциональная самонастройка на предстоящее действие, которая создает необходимый эмоциональный фон для полной мобилизации усилий;

аутогенная тренировка - система приемов самовнушения, специальных релаксационных методов, применяемых в подготовке дзюдоистов.

Методы практических упражнений разделяются на 3 группы: методы строгорегламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы:

а) методы строгорегламентированного упражнения имеют характерные особенности, которые заключаются в твердо предписанной программе действий (порядок повторения движений, связь друг с другом), точным нормированием нагрузки и управлением ее динамикой по ходу упражнения, а также нормированием интервалов отдыха и чередованием их с фазами нагрузки; созданием или использованием внешних условий, облегчающих управление движениями дзюдоистов (использование тренажеров, способствующих выполнению тренировочных заданий).

Особенностью методов строгорегламентированного упражнения является создание оптимальных условий для освоения новых технических и тактических действий, для формирования умений и навыков, а также создание направленных воздействий на развитие физических качеств и базирующихся на них способностей дзюдоистов различного возраста;

б) игровой метод характеризуется следующими признаками: ярко выраженным соперничеством и эмоциональностью в игровых действиях; изменчивостью игровых ситуаций и условий выполнения действий. Реализация этого метода предъявляет особые требования к самостоятельности принятия решений дзюдоистами, при этом наблюдается отсутствие жесткой регламентации в характере действий и преодолеваемых нагрузок, от дзюдоиста требуется комплексное проявление простых двигательных навыков и физических качеств.

Достоинство игрового метода заключается в том, что создается возможность для комплексного совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств, необходимых в противоборстве. Недостатком является ограниченность формирования сложных двигательных навыков и дозирования нагрузок;

в) соревновательный метод.

Различие соревновательного и игрового методов заключается в том, что в игровом методе деятельность дзюдоистов всегда имеет сюжетное содержание. В соревновательном методе этот момент отсутствует.

Признаками соревновательного метода являются подчинение всей деятельности дзюдоистов задаче победить в том или ином действии с обусловленными правилами, а также проявить максимум физических и психических сил в борьбе за первенство, высокие спортивные достижения. В соревновательном методе существуют ограниченные возможности в управлении деятельностью дзюдоистов и регулировании нагрузки. Метод наиболее эффективен при совершенствовании техники дзюдо. Реализация его требует от дзюдоистов достаточно высокого уровня развития физических качеств. В учебно-тренировочном процессе соревновательный метод педагогически оправдывает себя при условии психической устойчивости юных дзюдоистов к победам и неудачам.

Методы практического упражнения имеют следующие разновидности, выделенные в зависимости от решаемых задач:

а) методы, направленные на освоение техники дзюдо. Они предусматривают изучение техники по элементам (методы расчлененно-конструктивного упражнения) или в целом виде (методы целостно-конструктивного упражнения).

Методы расчлененно-конструктивного упражнения применяются в дзюдо при изучении сложнокоординационных двигательных действий, особенно если упражнение состоит из нескольких элементов, органически мало связанных между собой. Расчленение на элементы технического действия не должно принципиально изменять его структуру. Эти методы применяются для изучения занимающимися относительно крупных элементов техники при выполнении приемов дзюдо (выведение из равновесия, подворот); для решения конкретных двигательных задач (быстрее, сильнее, точнее) или изучения характеристик движения (кинематических, ритмических, качественных); а также в процессе освоения ключевых положений тела (наклонный полуприсед, прогиб). Применение этих методов в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов предполагает изучение упражнения по элементам, а затем соединение их в целое.

Методы целостно-контруктивного упражнения направлены на изучение дзюдоистами технических и тактических действий в целостном виде (удержание, бросок); при применении этих методов возможно развертывание обучения от главного элемента техники (например, выведение из равновесия в броске); изучение техники может также проводиться на основе подводящих упражнений;

б) методы, применяемые в процессе совершенствования технических действий. Они содействуют отлаживанию целостной структуры действий дзюдоистов с улучшением качества выполнения.

Методы сопряженного упражнения характеризуются целостным выполнением технического действия в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих стимулировать развитие физических качеств дзюдоистов без изменения (нарушения) структуры движения (т. е. наблюдается сопряженное воздействие).

Методы избирательно-направленного упражнения приоритетно воздействуют на физические качества дзюдоистов посредством специальных упражнений, при этом не только совершенствуют форму движений, но и преимущественно увеличивают функциональные возможности организма дзюдоистов;

в) методы, направленные на повышение физической подготовленности дзюдоистов. Нормирование и регулирование нагрузки этими методами значительно упрощается, если используется определенный вид физических упражнений (пробежать или проплыть с определенной скоростью, выполнить заданное количество бросков, прыгнуть с определенным результатом). По признаку стандартизации либо варьирования внешних параметров нагрузки методы разделяются на 2 группы: методы стандартноповторного упражнения и методы переменного упражнения. В этих методах применение нагрузки может быть непрерывным (слитным) - методы непрерывного выполнения упражнения; а может с нагрузкой, разделенной интервалами отдыха - методы интервального упражнения. В практике подготовки дзюдоистов выделяют следующие основные разновидности.

Повторный метод характеризуется повторным выполнением дзюдоистами заданных действий в ходе отдельного учебно-тренировочного занятия без изменения структуры движений и внешних параметров нагрузки. Цель применения повторного метода - создать условия для формирования двигательных навыков и морфофункциональной адаптации организма к нагрузке, сохранения уровня работоспособности дзюдоистов. Задачи, решаемые повторным методом, разнообразны: развитие скоростных способностей, скоростной выносливости, а также тактическая подготовка - моделирование соревновательных ситуаций, воспитание психической устойчивости у дзюдоистов в условиях недостатка кислорода. Особенности воздействия данного метода заключаются в том, что при выполнении повторной работы у дзюдоистов возникает значительное, а иногда и максимальное напряжение в энергетических системах организма. Благодаря этому оказывается стимулирующее воздействие и на другие системы организма - мышечную, вегетативную, эндокринную. Преимущество метода - в точном дозировании нагрузки. Его применение в дзюдо позволяет наиболее четко работать организму в условиях повышенной кислородной потребности, что характерно для режима утешительных поединков, противоборства в дополнительное время в соревнованиях дзюдоистов. Недостаток повторного метода - в значительном воздействии на эндокринную и нервную системы; его не рекомендуется применять как ведущий в учебно-тренировочном процессе юных дзюдоистов, т. к. при продолжительном применении этого метода у них может наступить исчерпывание энергетических ресурсов и перетренировка.

Переменный метод характеризуется направленным изменением воздействующих факторов по ходу упражнения. Его особенностью является непрерывная работа дзюдоистов со сменой параметров движений: темп, ритм и амплитуда. Изменение всех указанных параметров происходит на фоне сохранения двигательного навыка и контроля за качеством работы. Цель применения этого метода в дзюдо - предъявление повышенных требований к усвоенным навыкам, совершенствование навыков, отлаживание двигательной координации. Задачи, решаемые переменным методом, следующие: расширение диапазона двигательных навыков дзюдоистов, повышение уровня координационных способностей организма и эффективности регуляции движений, скоростных возможностей, развитие быстроты, выносливости. Особенности переменного метода заключаются в непрерывной смене характера работы и переводе организма из одного режима интенсивности работы в другой, что способствует адаптации организма дзюдоистов к различным условиям работы, в т. ч. условиям, близким к соревновательным. Преимущество метода - в универсальности его и направленности на совершенствование физических качеств и функциональных возможностей организма.

Равномерный метод характеризуется длительным, непрерывным выполнением упражнений с умеренной интенсивностью. Задачи, решаемые с помощью этого метода, следующие: повышение экономичности движений, усиление функций отстающих органов и систем, развитие дыхательных возможностей организма дзюдоистов. Особенности воздействия на организм дзюдоистов следующие: формирование устойчивого двигательного навыка и способность организма противостоять утомлению длительное время. Преимущество равномерного метода заключается в том, что его применение дает возможность физически слабоподготовленным юным дзюдоистам выполнить большой объем нагрузки и добиться существенных сдвигов в уровне подготовленности. Недостатком метода является быстрая к нему адаптация, в связи с чем снижается его тренирующий эффект.

Интервальный метод характеризуется следующими признаками:

а) строгая дозировка продолжительности упражнения (45 сек. -1 мин.) и интенсивности работы на ускорении;

б) точное планирование интервалов отдыха между ускорениями(45 сек. - 1 мин. 30 сек.) и между сериями ускорений (4–5 мин.);

в) использование ЧСС (частоты сердечных сокращений) в качестве критерия для оценки оптимальной интенсивности работы и продолжительности интервала отдыха между сериями упражнений.

Основная задача интервального метода - развитие аэробно-анаэробных способностей организма дзюдоистов за счет специфического воздействия на сердце. Основное тренирующее воздействие его происходит не во время работы по заданию тренера-преподавателя, а в паузах между ускорениями, в интервалах отдыха. В это время показатели ЧСС у дзюдоистов снижаются, сила сокращений сердца возрастает, несмотря на прекращение работы, кислородный запрос остается на достаточно высоком уровне. Такой режим работы сердца приводит к увеличению степени его напряжений и силы сокращений, что способствует увеличению поперечника сердечной мышцы и «усилению» сердца. Интервалы между упражнениями заполняются для дзюдоистов активным отдыхом: ходьба, упражнения на расслабление мышц (потряхивание, самомассаж). Преимущество интервального метода - точная дозировка тренировочной нагрузки. Метод обеспечивает высокую плотность нагрузки и позволяет дзюдоистам быстрее, чем любой другой метод, и при безопасности перетренировки войти в состояние спортивной формы. Недостаток интервального метода - сравнительно монотонное чередование нагрузки, что отрицательно сказывается на психическом состоянии дзюдоистов.

Круговой метод проведения занятий основан на методах строгорегламентированного упражнения. В учебно-тренировочном процессе с дзюдоистами различного возраста этот метод реализуется по типу круговой тренировки. Занятие идет по условному кругу: устанавливается определенное количество упражнений (станций), которые дзюдоисты должны выполнять в конкретной последовательности, строго соблюдая величину нагрузки и интервалов отдыха. После кратковременного активного отдыха вновь повторяется весь «круг» упражнений. Упражнения располагаются в соответствии с символом круговой тренировки в определенной анатомической последовательности: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для нижних конечностей, упражнения для туловища и шеи. Дзюдоисты выполняют упражнения 8-10 станций. Материалом для круговой тренировки служат технически не сложные движения. Обычно они имеют ациклическую структуру, но им искусственно придается циклический характер путем серийных повторений. Простота движений позволяет дзюдоистам повторять их многократно и комплексно. Этот метод реализуется в следующих различных вариантах:

1. По типу непрерывного длительного упражнения (преимущественная направленность - на развитие общей выносливости).

2. По типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха (основная направленность - на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости).

3. По типу интервального упражнения с ординарным интервалом отдыха (эффективно воздействует на развитие силовых и скоростно-силовых способностей).

Основные термины, используемые тренерами-преподавателями при дозировке нагрузки в круговой тренировке, следующие:

а) подход - выполнение физического упражнения без перерыва для отдыха;

б) повтор - выполнение нескольких подходов одного и того же движения;

в) серия - несколько повторов одного и того же физического упражнения или комплекса;

г) комплекс - объединение нескольких различных упражнений или серий;

д) круг - одноразовое выполнение комплекса упражнений на занятиях способом круговой тренировки;

е) активная пауза - перерыв для отдыха, заполненный на 40 - 60 % упражнениями на расслабление мышц, участвовавших в работе.

Применение различных методов в практике дзюдо, их выбор во многом определяются методической грамотностью тренера-преподавателя, решаемыми педагогическими задачами, индивидуальными особенностями дзюдоистов и соблюдением принципов тренировки.

Из книги Теория и методика детско-юношеского дзюдо автора Шестаков Василий Борисович

СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО Средства тренировки - это физические упражнения: соревновательные, общеподготовительные, специально-подготовительные. Состав средств формируется с учетом особенностей дзюдо.Соревновательные упражненияОни направлены на выполнение

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

5.2.1. Методы использования слова (словесные методы обучения) Посредством слова руководитель занятия излагает материал, ставит задачи, формирует отношение к ним, руководит их выполнением, анализирует и оценивает результаты. Основные разновидности этого метода:

Из книги Борьба дзюдо [Первые уроки] автора Шулика Юрий Александрович

ТЕХНИКА СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗДЕЛА СИСТЕМЫ ДЗЮДО (КООРДИНАЦИОННО-ОПЕРАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ И УСЛОВНО-КОНТАКТНЫЙ РЕЖИМ) СОСТАВ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗДЕЛА (САМОЗАЩИТЫ) ПО ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ ТРАДИЦИОННОГО ДЗЮДО Содержание и методика традиционного дзюдо в

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

9.2. Средства и методы технико-тактической подготовки в дзюдо На сегодняшний день в теории и методике физического воспитания нет четкого разграничения таких часто используемых понятий, как: обучение и тренировка; средства и методы обучения и тренировки.Любое

Из книги Цель - 42 автора Браун Скип

Глава 2 Сделаем все, что в наших силах. Методы тренировки. Несмотря на то, что марафон является испытанием высшей сложности, почти каждый здоровый человек, обладающий силой воли и прошедший определенную физическую подготовку, может принять в нем участие. В настоящей

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Тихонов Владимир Федорович

Из книги Великолепная фигура за 20 минут в день. Осуществи свою мечту! автора Гурьянова Лилия Станиславовна

Из книги Библия велосипедиста автора Фрил Джо

Хирургические методы Применяются для лечения пациентов только с выраженным ожирением и при условии, что другие методы лечения не привели к клинически значимому снижению массы тела.Косметическая операция – липосакция (аспирация подкожного жира специальными трубочками

Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук Евгений

Лекарственные методы Увы, сегодня возможности лекарственной терапии ожирения ограничены, поэтому фармакотерапия не может восприниматься как самостоятельный метод лечения.Медикаментозное лечение является составным элементом комплексной программы снижения веса.

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

Из книги Том 4. Спортивные единоборства и многоборья автора Свиньин Владимир Федорович

Методы тренировки Основным методом тренировки в оздоровительном беге независимо от возраста является равномерный метод, способствующий развитию общей выносливости. В качестве тренировочного средства используется непрерывный бег в равномерном темпе

Из книги Тайский бокс: программа для высших учебных заведений по тайскому боксу автора Цинис А. В.

Дзюдо Дзюдо является еще одним из современных видов японских боевых единоборств. Оно появилось только в конце XIX века. Основателем этого стиля являлся Дзигаро Кано.С детства Кано отличался слабым здоровьем, и, для того чтобы окрепнуть и набраться сил, он начал посещать

Из книги Выбираю бег! автора Мильнер Евгений Григорьевич

Дзюдо Дзюдо (от японского дзю – мягкость и до – путь) было создано как метод физического, интеллектуального и духовного развития в 1882 г. Учитель Дзигоро Кано отобрал и усовершенствовал элементы борьбы джиу-джитсу – единоборства, развивавшегося в Японии

Из книги автора

12 Принципы, методы, средства обучения и тренировки тайского боксёра Принципы наиболее общие теоретические положения, выражающие закономерности обучения, воспитания и тренировки тайского

Из книги автора

Методы и средства тренировки Основным, если не единственным методом тренировки в оздоровительном беге является равномерный (или равномерно ускоренный) метод, развитие которого связано с именем А. Лидьярда. Его суть заключается в прохождении всей дистанции в ровном

Тренировки в секции дзюдо для детей ведут заслуженные тренеры, которые прошли обучение в лучших школах и доказали свое мастерство на соревнованиях. В нашем клубе единоборств мы проводим занятия по дзюдо с 3 лет.

Дзюдо – японское боевое искусство, настоящая философия и борьба без нападения – прекрасно развивает ребенка физически и духовно, укрепляет характер и волю к победе.

Регулярные занятия в секции дзюдо:

  • Вырабатывают координацию. Захваты и броски требуют четких, отточенных движений. Неверно направил удар, промахнулся – и уже проиграл. Способность мастерски управлять своим телом спасает ребенка от нечаянных травм в школе и на улице.
  • Тренируют реакцию . Во время спарринга необходимо постоянно наблюдать за соперником, чтобы удачно защищаться и нападать. Любой промах противника дети учатся умело использовать и превращать в свое преимущество.
  • Формируют дисциплинированную и сильную личность. Тренировки дзюдо приучают детей к дисциплине: во время занятий запрещается бегать по залу, выходить на татами обутым, громко разговаривать. В процессе обучения ребенок учится выигрывать и проигрывать, контролировать эмоции и тело, обретает волю к победе и уверенность в собственных силах.
  • Улучшают здоровье . Занятия дзюдо укрепляют мышцы и кости, закаляют сердечно-сосудистую систему.

Дзюдо для детей, основной принцип которого «Нужно поддаться, чтобы победить!» , подходит девочкам не меньше, чем мальчикам. Девочки, занимающиеся дзюдо, вырастают сильными, уверенными в себе, дисциплинированными, и в то же время женственными и нежными девушками.

3 причины записать девочку в секцию дзюдо

  1. Ваша малышка приобретет навыки самообороны и научится защищать себя. Это умение может сослужить ей хорошую службу в дальнейшей жизни.
  2. Девочкам легче на тренировках, чем мальчикам, так как они от природы более гибкие и чаще используют в борьбе не столько напор и силу, сколько хитрость и ловкость.
  3. У девочек большие перспективы в большом спорте, поскольку конкуренция в профессиональном женском дзюдо в разы меньше, чем в мужском.

Да и в конце концов, девчонка, способная “уложить” любого мальчишку, всегда на особом счету у своих сверстников.

Предлагает вам и вашему будущему дзюдоисту

  • Занятия для мальчиков и девочек с 3-летнего возраста. Раннее начало спортивного пути пойдет ребенку только на пользу: он с детства научится направлять свою энергию в правильное русло и контактировать с другими детьми и взрослыми.
  • Тренировки в зале “TIGER” рядом с метро “Мякинино”
  • с полным набором спортивного оборудования, зону единоборств с большими зеркалами и татами для детского дзюдо.
  • . Детей в группе не много, и тренер всегда может уделить внимание каждому воспитаннику.
  • Хорошо зарекомендовавшая себя программа тренировок. Тренировки включают комплексы общеразвивающих упражнений, освоение техники падений и кувырков, захватов и бросков. Много внимания отдается обучению концентрации и повышению самоконтроля, развитию ловкости и выносливости.
  • Бесплатная парковка, удобные раздевалки и душевые.
  • Уютная зона отдыха с:
  • широкоформатным телевизором, на экране которого вы в режиме онлайн сможете увидеть, как тренируется ваш ребенок,
  • фитнес-баром с богатым выбором свежевыжатых соков и витаминных коктейлей,
  • свободным WiFi и зарядными станциями для мобильников.

Дзюдо для взрослых имеет еще один большой плюс: тренируясь, дзюдоисты учатся преодолевать свои слабости, падать и подниматься, бороться до конца. В этом смысле борьба – не просто спорт, а стиль жизни.

Занятия в секции дзюдо: польза для человека

Секция дзюдо для взрослых – место, где можно укрепить организм, приобрести уверенность в себе. Осваивая это боевое искусство, вы не получите рельефные мышцы как у бодибилдеров, но сделаетесь выносливым, подтянутым и стройным.

Волевые качества дзюдоистов

Помимо пользы для здоровья, занятия дзюдо для взрослых хороши тем, что закаляют силу духа. Они развивают в дзюдоистах следующие волевые качества:

  • настойчивость;
  • мужество;
  • инициативность;
  • целеустремленность;
  • выдержку и самообладание.

В ходе занятий спортсмены учатся достигать поставленных целей, не жалея себя.

Как проходят тренировки дзюдо для взрослых в нашем клубе

Тренеры нашего клуба дзюдо проводят тренировки по проверенной годами схеме. В начале занятия дзюдоисты выполняют поклоны. Они не имеют религиозного подтекста, как считают некоторые, а происходят из японской культуры, где люди выражают поклонами уважение друг к другу.

И профессионалов в обязательном порядке предусматривает проведение разминки перед занятиями. Разогревающие упражнения выполняются после приветственно-уважительных поклонов. Они нужны, чтобы подготовить связки и мышцы к нагрузкам, избежать возникновения травм.

После разминки стартует следующий этап занятий — обучение приемам дзюдо. Тренер демонстрирует дзюдоистам удержание, броски и другие приемы, а затем они отрабатывают технику под его надзором. С каждым занятием дзюдоисты осваивают все более сложные приемы, повышают уровень своего мастерства и закрепляют ранее полученные навыки.

Школа дзюдо для взрослых хороша тем, что там могут заниматься люди, даже имеющие проблемы со здоровьем. У этой разновидности единоборства практически нет противопоказаний. Тренировки не рекомендуются только лицам с повышенным давлением и тем, кто имеет проблемы с сосудами и сердцем. Иногда занятиям могут препятствовать заболевания суставов, особенно если они находятся в стадии обострения.

Как начать заниматься в клубе дзюдо

Если у вас есть желание познать искусство дзюдо, но не решитесь сделать первый шаг, знайте — двери нашего клуба всегда открыты, а занятия в секции дзюдо приносят пользу в любом возрасте!



 

Возможно, будет полезно почитать: